Современная логистика: Логистика — Википедия – описание профессии, где учиться, работать, плюсы и минусы профессии
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Современное понятие логистики
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Современное понятие логистики применительно к экономической сфере сформировалось в 1970-е годы. Сегодня этот термин используется повсеместно в бизнес среде, растет число специализированных логистических компаний. Между тем однозначного толкования понятия логистики не выработано. Все множество трактовок данного термина можно разделить на три основных подхода: логистика как наука, логистика как сфера хозяйственной деятельности, логистика как инструмент менеджмента.
Логистика как наука
Определение логистики как научной дисциплины было дано еще в XIX веке военным теоретиком и историком А.А. Жомини, однако под логистикой он понимал военную науку, науку о материально-техническом снабжении войск, что к современной логистике отношения не имеет. Сегодня научное определение логистики звучит следующим образом.
Определение 1
Логистика – это наука об управлении материальными потоками, а также сопутствующими потоками информации и финансов в определенной экономической системе для достижения поставленных перед ней задач с оптимальными затратами ресурсов.
Как и любая научная дисциплина логистика имеет свой объект и предмет исследования.
Замечание 1
Объект исследования логистики − материальный поток, а также сопутствующие ему потоки информации и финансов.
Предмет исследования логистики − оптимизация ресурсов в определенной системе при управлении материальным потоком, а также сопутствующими потоками информации и финансов.
Научную базу логистики составляют:
- системный подход;
- теория компромиссов;
- методы математики;
- методы исследования операций;
- техническая кибернетика;
- экономическая кибернетика и экономика.
Логистика как сфера хозяйственной деятельности
Определение 2
Логистика– это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции в сферах производства и обращения, а также связанными с этим процессом информацией и финансами.
Логистическая деятельность включает:
- управление процессом снабжения производства сырьем и материалами;
- управление потоками сырья, материалов и незавершенного производства в рамках производственно-технологического цикла;
- доведение товарного потока до конечного потребителя;
- передача, хранение и обработка соответствующей информации;
- организация соответствующего финансового обеспечения.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Логистика используется в различных сферах хозяйственной деятельности: снабжении, производстве, торговле, на транспорте и т.д., в связи с этим принято выделять соответствующие функциональные области логистики: логистика закупок и снабжения, логистика производства, логистика распределения и сбыта, транспортная логистика, складская логистика, логистика запасов, информационная логистика, сервисная логистика и др.
Логистика как инструмент управления
В последние годы логистика приобретает статус концептуальной стратегии, некого инструмента управления бизнесом. В связи с этим формируется новый подход к определению термина.
Определение 3
Логистика – это современная стратегия бизнеса, предполагающая интегрированное управление сквозным материальным потоком и связанными с ним сопутствующими потоками.
С позиции современной интегральной парадигмы философия современного логистического управления заключается в том, что все стадии производства и обращения рассматриваются как единый непрерывный процесс трансформации и движения продукта труда и связанной с ним информации.
Цель интегрированной концепции логистики состоит в совершенствовании потоковых процессов на пути от первичного источника до конечного потребителя на основе принципов системного подхода и экономических компромиссов с целью получения максимального синергетического эффекта.
Десять тенденций в логистике в ближайшее десятилетие
Нынешний период продемонстрировал, что огромное число бизнес-моделей еще успешных вчера компаний сегодня безвозвратно устарели.
При этом логистическая составляющая является неотъемлемой частью бизнес-модели любой производственной, торговой, дистрибьюторской и естественно логистической компании.
Что же важно учесть в логистике, чтобы модель вашего бизнеса не умерла в ближайшие 10 лет:
Тенденция №1 – Локализация производств
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Для снижения транспортных затрат с одной стороны, и в первую очередь для минимизации таможенных сборов, которые на некоторые товары носят запретительный характер корпорации готовы переносить сборочные производства в регионы сбыта.
В свою очередь данная тенденция делает востребованными производственные услуги по узловой сборке, розливу продуктов по заданию и технологиям владельца продукта.
Обратите внимание на развитие автомобильной отрасли, мебельного производства, технических жидкостей.
В качестве доказательства – на сегодняшний день мы работаем над проектом сборочного производства малых воздушных транспортных средств, в рамках которого при хорошем стечении обстоятельств смогут осуществлять компонентную сборку Honda, Beechcraft, Embraer, Cessna, Bombardier, Dassault.
Второй пример, российская IKEA продает более 60% продукции, произведенной на территории России.
Тенденция №2 – Вместо перевозки физических товаров будут отсылаться файлы
Для некоторых товаров, а число таких товаров будет расти, их физическая транспортировка уже утрачивает необходимость.
Например, зачем отправлять из Китая в Беларусь корпус автомобильного зеркала, если можно просто отправить по электронной почте 3D-файл и распечатать его на экструзионном принтере.
Экструзионные принтеры объемной печати есть во многих белорусских компаниях, а скоро появятся центры 3D-печати.
Некоторые мои коллеги уже сегодня распечатывают себе раз в две недели новые “крышки” для своих смартфонов.
Тенденция №3 – Сокращение таможенных сборов
Предыдущие тенденции приведут к уменьшению числа товаров с высокой добавленной стоимостью, перемещаемых через таможенные границы государств, а контроль движения электронных файлов при всем желании отслеживать и облагать пошлинами не получится.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Данная тенденция пока еще не видна, т.к. работа с электронными файлами не достигла промышленных масштабов, однако корпорации активно инвестируют в R&D, связанные с технологиями удаленного воспроизводства.
Тенденция №4 – Автоматизация всего, что можно автоматизировать
Высокие и постоянно растущие налоги на персонал, уплачиваемые предприятиями, а также риски, которые несут сотрудники толкают компании автоматизировать любые процессы, подлежащие математической алгоритмизации.
В логистике белорусских компаний уже активно применяются электронные технологии управления складскими операциями, диспетчеризации транспорта.
Такая профессия как экспедитор, в ближайшие 5-7 лет станет рудиментом из-за появления электронных интернет-сервисов, связывающих грузовладельца с агентами, перевозчиками, терминалами, страховыми компаниями, подбирая схемы поставок и давая обширные электронные сервисы.
Беспилотные штабелеры и транспортировщики вместо грузчиков и комплектовщиков уже реальность для нашей страны.
Мы активно используем высокотехнологичные решения в наших проектах на территории Беларуси.
Тенденция №5 – Уменьшение дилеров, дистрибьюторов и других посредников в цепях поставок.
Люди становятся более рациональными и прагматичными, они больше сравнивают, меньше чем раньше подвержены импульсным покупкам.
При этом производители все больше видят в дилерах и дистрибьюторах препятствия на пути к конечному потребителю.
Многие производители, которые вчера “избегали” работы с конечными потребителями уже активно эксплуатируют системы электронных заказов, где каждое физическое лицо может разместить персональный заказ, например, на мебель, товары интерьера, строительные материалы, одежду и т.д.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
При оборудовании нашего офиса ради собственного эксперимента и желания сэкономить мы выбрали офисную мебель и отделочные материалы в шоу-румах дилеров, и заказали ее напрямую у производителей – на выходе экономия 45%.
Тенденция №6 – Рассвет городской логистики
Движение материальных потоков больших городов многих стран, в т.ч. и городов СНГ – это, наверное, самое нерациональное, что можно встретить в действующих товаропроводящих системах.
При этом, муниципальные бюджеты падают, а потребности в перемещаемых ресурсах городов продолжают расти.
Так, что власти будут вынуждены прибегнуть к логистическим подходам при оптимизации материальных потоков больших городов, далее такая необходимость перейдет в города поменьше.
А это уже происходит в Токио, Сингапуре, Гонконге, Стокгольме, например, Китай инвестирует в такие проекты около $1 млд. ежегодно.
Тенденция №7 – Логистов станет меньше, но их компетенции и мотивация будут существенно выше
Логистика перестала быть модной специальностью, а, следовательно, число случайных людей в профессии уже начало сокращаться, кроме того, многие “случайные логисты” мигрируют в другие бизнес-компетенции, например, в продажи, маркетинг.
Будут падать (это уже происходит) потребности в логистах, выполняющих операционные функции, речь идет о снабженцах, диспетчерах, экспедиторах, декларантах, специалистах по отгрузкам, складских менеджерах и т.д., что является результатом оптимизации и автоматизации процессов.
При этом высокой ценностью обладают и будут обладать логисты-архитекторы, владеющие мультикомпетенциями в сферах закупочной, складской, транспортной, производственной, распределительной логистики, управлении производственными процессами, инструментами математического анализа, знаниями IT-технологий.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Такие специалисты нужны для построение эффективных логистических систем.
Полагаю, что эту тенденцию видят все, кто в теме.
Тенденция №8 – Логистический аутсорсинг
Как было сказано выше, материальная составляющая продуктов будет терять ценность для клиента, а интеллектуальная – напротив, приобретать.
Компании уже сегодня активно делят свои бизнес-процессы на ключевые и вспомогательные, желая последние отдать на аутсорсинг профессионалам.
Для компаний, создающих продукты с высокой интеллектуальной составляющей, а таких компаний становится все больше и больше, логистический аутсорсинг позволяет сконцентрироваться на ключевых процессах, создавая добавленную стоимость, не борясь с операционными издержками (т.к. это становится прерогативой логистических компаний, которые должны дать конкурентную цену при необсуждаемом качестве сервиса).
На сегодняшний день, 67% европейских компаний полностью либо частично передали свои логистические процессы профессиональным логистическим операторам.
Тенденция №9 – “Быстро, качественно, дешево – выберете любые два” – это уже перестает работать и в будущем потеряет актуальность.
С помощью повышения качества сервиса уже клиентов к себе привлечешь, т.к. качественный сервис уже становится некоторым must have, а не конкурентным преимуществом, например, как подушки безопасности в автомобиле.
Качественный продукт? – тоже на рынке хватает, аналогично и про низкую цену.
Что касается различных комбинаций “2 из 3х”, потребители называют это компромиссом.
Лидерство на рынках за теми, кто предложит “3 из 3х”, а сегодня это уже становится возможно благодаря дешевеющим технологиям разработки и тиражирования.
Компьютеры, мебель, автомобили, одежда… — технологии тиражирования делают эти продукты массовыми и доступными как никогда.
Тенденция №10 – Логистику начнут измерять, что приведет к радикальному изменению моделей оплаты труда логистов.
На сегодняшний день, по нашей оценке, только 3,8% отечественных торговых, производственных и дистрибьюторских компаний измеряют эффективность собственных логистических систем, используя аналитические показатели.
При этом заработная плата подавляющего большинства логистов представляет собой большую фиксированную часть и премию, чаще всего зависящую от непонятных событий, и эфемерных результатов.
Оцифровка логистики уже приводит к тому, что заработная плата логистов в продвинутых компаниях в большей мере представляет собой шкалы бонусов, четко привязанных к значениям логистических показателей, например, качеству логистического сервиса, оборачиваемости товарных запасов, фактическим логистическим издержкам.
Здесь я могу подтвердить данный тренд нашими проектами – если раньше мы сами предлагали клиенту оцифровать его логистическую систему и привязать к этим цифрам зарплаты логистов, то теперь – это инициатива клиентов.
Дмитрий Черноморец
Директор по развитию Apply Logistic Group
5 новых технологий, которые навсегда изменят логистику – ИТ в логистике, бухгалтерия – АТИ, Центр: Система грузоперевозок
О технологиях, которые сделают грузоперевозки проще и эффективнее, рассказывает эксперт по транспорту и логистике Евгений Дмитриев.
Логистика, производство, транспорт и цепи поставок сегодня переживают период быстрых и беспрецедентных преобразований. Будущее этих отраслей связано с инновациями и технологиями. Не так давно 3D-печать, интернет вещей, доставка грузов беспилотными летательными аппаратами и прочие, ставшие уже почти реальностью новшества, были предметом научной фантастики. В ходе своей профессиональной деятельности я достаточно много общаюсь со своими зарубежными коллегами. Сегодня я хочу рассказать, на что нацелены продавцы и поставщики услуг в указанных отраслях в странах ЕС, Ближнего востока и США, которые начинают внедрять эти технологии для обеспечения быстрой, дешевой, надежной и устойчивой логистики.
5 новых технологий, которые навсегда изменят предложения услуг логистических компаний
Технологии всегда были движущей силой логистики. Сегодня логистические компании предлагают достаточно широкий спектр технологических решений.
В недалеком прошлом, люди искали способы перемещать товары быстрее, в больших объемах и более экономно. Эти проблемы были решены в первую очередь с помощью изобретения железной дороги, автомобилей (в том числе грузовых), современных кораблей и самолетов. Изобретение компьютера, интернета и связанных с ним технологий стало настоящей революцией в логистике. Появились web-технологии, программы и системы управления транспортом. Однако сейчас логистическая отрасль стоит на пороге очередной революции.
Разрабатываемые сегодня новейшие технологии в большей степени связаны со скоростью, точностью, безопасностью и бесперебойной доставкой. Они включают в себя 3D-печать, доставку грузов дронами, интернет вещей. Беспилотные транспортные средства дополняют эту перспективную реальность. К сожалению, в России эти технологии пока находят весьма и весьма ограниченное применение, хотя у «наших зарубежных партнеров» многое из вышеперечисленного уже поставлено на промышленный уровень.
Сегодня я хочу рассказать, как каждая из этих технологий изменит способ работы российских логистических компаний в будущем.
Как 3D-печать поможет сократить цепочки поставок
Сама по себе концепция 3D-печати существует еще с 1980-х годов, однако только сейчас эта технология превратилась в реальность и стала доступной в относительно массовом масштабе. Эта революционная технология позволяет практически любой компании без особых затрат создавать изделия или части изделий из металлов, пластмасс, смешанных материалов и даже тканей человека.
Как это повлияет на логистику и управление цепями поставок? Аддитивное производство (3-D печать) значительно расширяет производственный процесс, делает его независимым от специализированных производств и предприятий.
Это позволит производителям «печатать» необходимые изделия и разного рода комплектующие по требованию, что сократит цепочку поставок, избавив от необходимости хранить большие объёмы готовой продукции на складах.
Использование 3D-печати приведет к кардинальным изменениям в логистической отрасли. Логистические компании будут поставлять сырье вместо многих готовых изделий и смогут предоставлять услуги 3D-печати в местах доставки, что станет дополнительным источником дохода.
Как интернет вещей увеличит видимость и осязаемость транзита
Сейчас отслеживание товаров и услуг в пути является одной из проблем. Применение IoT наряду с используемыми сейчас облачным GPS-системами, позволит отслеживать отдельные партии грузов и их состояние. IoT основан на использование чипов радиочастотной идентификации (RFID), которые «общаются» друг с другом. Микросхемы, прикрепленные к отдельным элементам грузовой партии, передают такие данные, как идентификация груза (товара), местоположение, температура, давление и влажность и т.п.
Потенциал использования этой технологии огромен. Товар больше не будет теряться при хранении или транспортировке, так как каждый элемент будет передавать данные о своем местоположении.
Уведомление будет приходить о любом негативном воздействии, что позволит оперативно предотвратить повреждение груза или его хищение. Чип может сигнализировать о наступлении неблагоприятных погодных условий, таких как высокая температура или влажность. Мало того, он также может передавать данные о дорожной обстановке и данные, связанные с конкретным параметром, таким как средняя скорость перемещения и схемы движения, информацию о возврате. Поскольку управление цепочками поставок и транспортировка — актуальная тема для менеджеров и директоров по логистике, логистические компании, которые будут применять эту технологию, получат огромную выгоду и смогут получить большее количество удовлетворенных клиентов.
Данная технология на сегодняшний день активно внедряется логистическими операторами в США и странах Евросоюза
Как дроны оставят курьеров без работы
Дрон – это беспилотный летательный аппарат, который может управляться дистанционно или же летать автономно, используя программные маршруты полета, встроенные в его систему. Дроны маленькие, легкие, недорогие в эксплуатации и могут летать там, где другие виды транспорта не могут быть использованы. Опыт использования такой техники уже существует в Объединенных Арабских Эмиратах.
Логистические компании России еще не используют дроны, но нет никаких сомнений в том, что они возьмут их на вооружение в ближайшие годы.
В недалеком будущем 3PL-операторы будут использовать беспилотники для быстрой доставки небольших пакетов как в городах, так и в отдаленных районах. Благодаря их высокой скорости и точности возможно будет сократить цепочку поставок и значительно уменьшить расходы на транспортировку. Так что курьерские компании могут остаться без работы. Единственными моментами, которые мешают широкому использованию этой технологии, являются вопросы, связанные с государственным регулированием, безопасностью воздушного движения, разрешенными размерами и весом дрона.
Как автомобили без водителя значительно сократят транспортные расходы
Несмотря на то, что транспортные средства без водителя все еще находятся на стадии испытаний, они показали большой потенциал в качестве инструментов для логистики и управления цепями поставок. Способность транспортных средств без водителя ощущать окружающую среду и ориентироваться без вмешательства человека делает эти футуристические грузовые автомобили идеальными для доставки грузов клиентам. Большую часть транспортных расходов составляет зарплата водителя. Транспортно-логистические компании, обладающие собственным парком, смогут существенно сократить накладные расходы, используя для доставки транспортные средства без водителя.
Кроме того, такие горячие проблемы отрасли грузоперевозок, как нехватка дальнобойщиков и длительное ожидание на погрузке/разгрузке, просто исчезнут благодаря наличию автономных грузовиков без водителя.
Еще одним преимуществом использования транспортных средств без водителя является то, что они сами по себе, благодаря заложенным в их компьютер жестким алгоритмам и правилам, являются лучшими водителями, чем люди: риск аварий будет почти нулевым. Они не будут терять концентрацию, дремать, разговаривать по телефону или отправлять сообщения, находясь за рулем.
В России разработкой беспилотных грузовых автомобилей занимается Камский автозавод. Испытания беспилотника, созданного на шасси КАМАЗ-5350, начнутся уже в этом году: машина выйдет на дороги общего пользования в Набережных Челнах. Ожидается, что в серийное производство грузовики поступят до 2025 года.
Как «дополненная реальность» поможет увеличить скорость обработки и доставки грузов
Дополненная реальность (Augmented reality, AR) способна обеспечить прямое или косвенное представление о реальном мире за счет дополненных элементов восприятия реальности компьютером, включая звук и видео. AR дает расширенное представление о мире вокруг в режиме реального времени и делает логистического оператора более осведомленным о внешней среде. В будущем сотрудники компаний –логистических операторов смогут использовать технологию AR в виде носимых устройств для получения важной информации о грузе, который они обрабатывают, например, о содержании, весе и месте нахождения. Очевидно, что такая видимость с помощью технологии AR улучшит обработку грузов, увеличит скорость доставки и сократит общие затраты.
Постоянно возрастающая роль технологий в функциях цепочки поставок
В течение десятилетий сфера управления транспортировкой, складом и выполнением заказов оставалась на уровне «доисторических» технологий в виде изолированных хранилищ, неэффективных процессов и ограниченной информационной доступности. Тем не менее, технологии изменились, поскольку изменились бизнес-процессы, выполняемые в цепочке поставок. Современные технологии предоставляют малым и средним предприятиям возможность воспользоваться инновационными инструментами для обеспечения сквозного отслеживания, визуализации и обработки грузов.
На текущий момент многие факторы говорят о том, что технологии используемые в цепочке поставок необходимо расширять и изменять. Причинами тому являются проблемы с конечными потребителями товаров и пропускной способностью цепей поставок.
Потребители уже сейчас требуют большего
До появления интернета у потребителей не было возможности приобретать товары за пределами розничных магазинов и каталогов. Предприятия были ориентированы на предоставление нужного продукта в нужном месте и в нужное время. Сегодня потребитель хотел бы иметь любой продукт в любом месте и в любое время. Это казалось невозможным, однако, подавляющее большинство компаний научились использовать потребительский спрос благодаря эффективности современных технологий в цепочках поставок. Если в какой-то части цепочки поставок возникают задержки, это приводит к проблемам и задержкам на других участках, что в конечном итоге может привести к недовольству потребителей, которая может обернуться упущенной выгодой.
Производительность в сравнении с возможностями и зависимостью от спроса
Выше я упоминал о нехватке водителей и рассказал о возможном решении этой проблемы с помощью современных технологий. Тем не менее, некоторые мои коллеги, отраслевые эксперты считают, что нехватка водителей не настолько уж существенна. Но по моему опыту, многие компании, грузоотправители и предприятия, задействованные в цепочке поставок, продолжают требовать увеличения количества водителей и увеличения транспортного парка.
Многие транспортные компании идут по принципу перевозки грузов меньшим количеством грузовиков с большим объемом грузовых прицепов. Однако необходимо учитывать, что в этом случае задержка транспорта создаст в цепочке поставки большие проблемы, которые могут привести к неспособности конечного потребителя справиться со своей коммерческой ситуацией. А сколько недогруженных и порожних рейсов из-за большого грузового объема выполняется сейчас?
В конечном счете, факт остается фактом: сегодняшние технологии в цепочках поставок недостаточно эффективны. Использование современных технологий способно изменить ситуацию.
Евгений Дмитриев
Логистические системы и их роль в современной экономике
Развитие экономики страны требует развития логистики и логистических систем как основы ускорения в продвижении материальных потоков, информационных потоков и потоков финансов.
Ключевые слова: логистические системы, причины и определяющие факторы, достижение конкурентных преимуществ.
Поступательное развитие экономики нашей страны в ближайшее будущее без развития логистической системы и структуры невозможно. Общемировые тенденции глобального мирового экономического развития свидетельствуют, что формирование рынков потребностей приводит не только к развитию рынка производителей. Следствием этого процесса, под влиянием ряда причин и факторов, происходит развитие логистики и логистических систем в целом.
Важнейшими причинами и определяющими факторами из них стали: демографический взрыв, увеличивший население планеты за прошедшие 50 лет более чем в два раза; бурный рост промышленного производства, всплески и спады кризисных явлений; ускорение технического прогресса и распространение новых наукоемких и информационных технологий; компьютерная интеллектуализация управления производственными процессами и инфраструктурными системами, диверсификация производства и бизнеса; рост уровня жизни в пользу новых субъектов экономического развития, из числа развивающихся регионов в стране и в мире.
С позиций бизнеса логистика — это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации его за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными потоками, сервисными потоками, и сопутствующими им потоками информации и финансов.
Актуальность логистики в России состоит в том, что огромные пространства разделяют производителей и потенциальных потребителей друг от друга. Состояние транспортной инфраструктуры и развитие транспорта являются сдерживающими факторами в национальном макроэкономическом масштабе.
Роль логистики в экономике России определяется системным взаимодействием основных факторов: экономического, организационно-экономического, информационного, технического и специфического, связанного с регулированием хозяйственных процессов.
Экономический фактор. К настоящему времени определяющим стал поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения как для увеличения прибыли предприятий, так и для наиболее полного удовлетворения интересов потребителей, оказания ему комплекса услуг. Поэтому, в условиях рыночных отношений принцип «расчёт–выгода–потребитель» становиться определяющим, а потенциал логистики является исполнительным аппаратом, воплощающим этот принцип.
Организационно-экономический фактор. Одновременно с происходящими в российской экономике процессами перехода государственной собственности в частный сектор и дроблением хозяйственных структур, происходит автоматизация и информатизация управления новых структурных образований, децентрализация управления, получают развитие процессы диверсификации и интеграции хозяйственной деятельности. В переходной экономике, предполагающей наличие различных форм собственности, всё больше проявляют себя интеграционные формы управления и тенденции к координации, которые особенно характерны для процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складской структуры, транспорта и транспортной инфраструктуры на основе логистических принципов и подходов.
Информационный фактор. Развитие корпоративных информационных сетей и всплеск IT-информации, связей на основе Интернета, которые стали причиной и одновременно следствием интенсивного развития рыночных отношений, взаимно обусловливающих друг друга. Информатика в информационном пространстве наиболее выгодно соединила рынок, производителей и логистику, стала важной составляющей логистических процессов безальтернативно объединив все информационные потоки.
Технический фактор. Логистика, являясь системой управления, объединяет субъекты управления и составляющие объекты, развивается на основе современных технических решений и достижений в транспортной и складской логистике. В сфере управления внедряются высокопроизводительные компьютеры и современные средства автоматизации, новое программное обеспечение управления, что гарантирует лидерство на рынке товаров и услуг. В свою очередь, предпринимательская инициатива и развитие рыночных отношений стимулируют разработку и применение новой техники и технологий в процессах продвижения материальных потоков. В условиях конкуренции от технического прогресса требуются эффективные технологии, средства и надёжные методы управления.
Специфический фактор. Наибольшую актуальность логистика в России приобретает ввиду необходимости государственной поддержки процессов продвижения товаров. Применение государственного управления в продвижении и регулировании логистических процессов. Поддержка применима и эффективна не только на уровне микроэкономики предприятий и организаций — непосредственных участников процесса товародвижения, но и на уровнях региональных экономик и экономики федерального значения.
Активный интерес, который проявляется к логистике в России, объясняется впечатляющими результатами, которые были получены благодаря применению логистического подхода в экономике промышленно развитых стран. В большинстве зарубежных стран активное развитие логистики привело к появлению логистических систем. Бурный рост логистических систем привёл к тому, что они перешагнули границы одного государства. На сегодняшний день развиваются межгосударственные и транснациональные макрологистические системы, призванные облегчить перемещение через границы информации, товаров, капитала и людей.
Причины возрастания интереса к логистике и логистическим системам обусловлены потребностями развития бизнеса и национальной экономики России. Изначально усилия предприятий в производстве продукции направлялись, в основном, на снижение себестоимости продукции. В настоящее время предложение начинает превышать спрос, поэтому предприниматели и бизнесмены всё больше начинают признавать важность применения в деятельности логистических принципов и подходов.
Достижение весомых и значимых результатов в сфере производственно-экономической деятельности сегодня требует непрерывного движения и развития. Компаниям, стремящимся к занятию и удержанию лидирующих позиций в сегментах рынка, необходимо деятельностное приложение усилий за удержание своих позиций. Условия непрерывного роста и развития новых перспективных направлений заставляют нивелировать изменения, происходящие в современном бизнесе. Меняется все — изменение рыночной конъюнктуры, спроса, и предложения, технологии и материалы. Возрастающая конкуренция не оставляет места расслабившимся лидерам. Чтобы обойти конкурентов, недостаточно предложить минимальную цену, необходимо точно и своевременно выполнить требования заказчика и при этом сократить затраты на изготовление и доставку товара потребителю. Принимая во внимание, что условия глобализации мировой экономики соединяют в производстве одного продукта результаты усилий деятельности многих компаний, то становится понятна сложность решаемых задач. Упростить решение призвано внедрение в практику бизнеса логистики и принципов логистического управления.
Рост масштабов применения логистики в экономической деятельности хозяйствующих субъектов объясняется стремлением достижения конкурентных преимуществ в производстве — через рациональное использование имеющихся мощностей, сокращение запасов оборотных средств, кооперацию, диверсификацию, оптимизацию планирования и т. д. Благодаря прогрессивной стратегии построения каналов поставок и распределения, применению сетевых стратегий в совершенствовании торгового обслуживания, сокращению интервалов времени от приобретения сырья и материалов до реализации готовой продукции конечным потребителям или посредникам.
Находясь в составе экономической системы более высокого порядка, предприятия, производящие продукцию, не могут обойтись без взаимодействия с другими организациями, составляющими инфраструктуру рынка. Именно экономические и организационные связи предприятий-производителей товаров и услуг дают возможность осуществить обменные процессы и довести изготовленную продукцию до потребителя. Логистика выступает необходимой составляющей этих процессов. Экономическое пространство логистики коррелирует с понятием логистическая система, которая объединяет представления об эффективной интеграции логистической деятельности в рамках цепей поставок
Для России, не смотря на сложности, созданные внешнеполитическими факторами, сохраняется внутренняя политическая и социально-экономическая стабильность, идёт процесс формирования и развития логистических производственных, торговых, транспортных и информационных систем. Это имеет первостепенное значение, так как позволяет поднять на более высокий технологический уровень экономику страны в целом, ускорить интеграцию в мировое экономическое и информационное пространство, создать привлекательный образ (имидж) государства со стабильной экономикой.
Таким образом, в современных условиях логистика и логистические системы становятся важными элементами потенциала развития рыночной экономики нашей страны, важным производственным сегментом экономики. Логистика всё более отчётливо вырисовывает свою специфическую роль энергичного локомотива, приводящего в движение транспортный конвейер поставки услуг, перевозки грузов, организации потоков при производстве продукции тем самым обеспечивающего движение вперед к достижению целей повышения благосостояния всех граждан Российской Федерации, национальной и экономической независимости нашей Родины.
Литература:
1. Аникин Б. А., Родкина Т. А. Логистика и управление цепями поставок. Основы логистики. Теория и практика. Учебник.– М.: Проспект, 2012. 608 с.
2. Дыбская В. В., Зайцев Е. И. Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес процессов в цепях поставок. Учебник.– М.: Эксимо, 2008. 944 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, система, бурный рост, технический прогресс, развитие логистики, производство продукции, логистическая система, логистик, информационное пространство, транспортная инфраструктура.
Современный рынок логистических услуг в России |
Важность качественных логистических услуг сложно переоценить. Они востребованы в самых разных торгово-производственных сферах экономики. В то же время их развитие тесно взаимосвязано с развитием экономики в целом. Специализированные логистические компании начали формироваться в нашей стране к моменту распада СССР. За более чем два десятилетия, безусловно, в формировании рынка логистических услуг были достигнуты значительные успехи, однако до сих пор существует и ряд сложностей, которые еще предстоит преодолеть.
На пути развития логистических компаний в России стоит ряд трудностей, которые отмечают все участники рынка. Среди них:
Транспортные проблемы – недостаточный уровень развития сети автодорог, отсутствие современных грузовых терминалов, высокий уровень износа автомобильного, железнодорожного и других видов транспортного состава, а также всё большее его моральное устаревание.
Проблемы с кадрами – рынок испытывает острую нехватку квалифицированных специалистов, на высоком уровне ориентирующихся в современных принципа организации логистических схем, владеющих должным уровнем знаний в области информационных технологий.
Недостаточный уровень внедрения систем связи из-за чего у многих логистических компаний возникают сложности с отслеживанием логистических цепочек, процесса транспортировки грузов по России. Низкий уровень внедрения логистических информационных систем на территории страны. Малое число качественных современных складских комплексов с
необходимым специализированным оборудованием.
Все эти проблемы особенно остро стоят в регионах. Если в Москве и Санкт-Петербурге уровень рынка логистических услуг достаточно высок и вполне может сравниваться с европейскими странам, – внедряются современные системы, компании имеют качественные складские комплексы с необходимым складским оборудованием и развитый автопарк, – то в провинции ситуация выглядит намного пессимистичней. А так как логистика и грузоперевозки – область специфическая и не может развиваться локально в каком-то одном регионе, то и столичные компании сталкиваются порой с серьезными проблемами при осуществлении межрегиональных и международных перевозок. Очевидно, что многие из этих проблем – системные. И в рамках одной, пусть даже и крупной компании, и даже в рамках целой отрасли решить их невозможно. Поэтому участники рынка, развивая собственный бизнес и решая ряд локальных задач, в то же время пытаются решать часть из перечисленных выше системных сложностей путем создания профильных ассоциаций; активно ищут способы построения
взаимодействия с органами власти.
Развитие логистического аутсорсинга
Отдельно необходимо коснуться проблемы развития логистического аутсорсинга в России. Многие компании с трудом преодолевают недоверие и по старинке предпочитают не передавать логистические процессы сторонним организациям, а создавать собственные отделы логистики. Хотя порой это очень затратно и в конечном счете невыгодно.
В то же время аутсорсинг в различных областях бизнеса активно развивается. Организации уже оценили его эффективность, особенно во время кризиса 2008-2009 гг., когда субъекты экономической деятельности столкнулись с насущной необходимостью оптимизации собственных бизнес-процессов. В период активного развития экономики с начала 2000-х проблема эта не стояла столь остро. Многие компании были в первую очередь нацелены на экстенсивное развитие бизнеса, а о интенсивному пути внимания уделяли гораздо меньше. Но с наступлением экономического кризиса, можно без преувеличения сказать, что от эффективного снижения издержек стало зависеть дальнейшее существование многих организаций, специализирующихся на самых разных сферах экономической деятельности. Те компании, которые сумели с успехом справиться с этой задачей, смогли не только пережить кризис, но порой даже завоевать новые позиции на рынке, в то время как многие конкуренты ослабли или полностью вышли из игры. Один из путей снижения издержек – сокращение штата и передача на аутсорсинг ряда бизнес-процессов. Аутсорсинг помогает значительно снизить расходные статьи бюджета и на Западе давно стал привычным явлением. В России за последние несколько лет, в то время как многие другие организации испытывали трудности, аутсорсинговые компании как раз сумели доказать свою эффективность и востребованность. После того как экономика начала выходить из кризиса проблема эффективности ведения бизнеса не перестала быть остро актуальной. И сегодня при возрастании конкуренции и развитии экономики коммерческие организации не перестают думать о том, как снизить издержки без снижения уровня эффективности своей деятельности.
Аутсорсинг стал уже привычным в таких областях, как информационные технологии, обеспечение безопасности, рекламные услуги, бухгалтерский учёт, поддержка жизнеобеспечения офиса, управление персоналом, грузоперевозки и т.д. То есть все те услуги, которые лишь косвенно касаются основной деятельности многих компании.
В этом списке лидирующие позиции занимают и логистические услуги. При этом следует учитывать, что, например, для содержания в штате, уборщицы достаточно купить нехитрые орудия труда и платить небольшую зарплату – на этом расходы и заканчиваются. Затраты на ведение бухгалтерии чуть выше, но тоже под силу даже представителям малого бизнеса. И всё равно все эти услуги многие организации активно выводят на аутсорсинг. В то же время для полноценного функционирования отдела логистики требуются гораздо более серьезные затраты, среди которых наем высококвалифицированных и, следовательно, довольно высокооплачиваемых сотрудников, оборудование рабочих мест, аренда дополнительных офисных площадей, покупка дорогостоящего программного обеспечения. Далее – эффективное функционирование собственного отдела логистики невозможно без наличия у компании склада, транспортно-экспедиционного отдела и т.д. Всё это обходится не в один десяток тысяч долларов в месяц.
Нельзя не учитывать и еще один факт. Анализ деятельности отделов логистики большинства средних и многих крупных компаний показывает, что в их работе имеет место серьезная разбалансированность. (Малый бизнес и вовсе чаще всего не может себе позволить такую роскошь, как собственный отдел логистики). Ввиду сезонных факторов, а также специфических особенностей функционирования предприятия, отделы логистики в один период могут сталкиваться со значительными перегрузками, тогда как в другое время работают в полсилы. В период перегрузок от того, что отдел логистики не справляется с работой, другие направления деятельности компании работают менее эффективно, чем могли бы. В период же простоев руководству компании по-прежнему приходится выплачивать штатным сотрудникам зарплату и всё так же нести все прочие расходы на содержание отдела. Таким образом и в первом, и во втором случае растут издержки предприятия и его эффективность оказывается более низкой, чем могла бы быть.
Специализированная компания, оказывающая логистические услуги, рассчитывает нагрузку уже для снижения своих собственных издержек и оказания наиболее качественных услуг. Поэтому такая разбалансированность отсутствует. А у клиента при этом есть возможность заказать именно тот объем услуг, который ей необходим – больший в один сезон и меньший – в другой. Соответственно, и платить только за нужный объем услуг. Весь вопрос в том, чтобы выбрать надежного партнера-аутсорсера в области логистики и построить с ним взаимовыгодное сотрудничество. В таком случае нести все расходы, описанные выше, нет необходимости.
Специфика передачи процессов на логистический аутсорсинг
Здесь, в первую очередь, необходимо коснуться плюсов и минусов передачи бизнес-процессов на аутсорсинг. Как уже было отмечено выше, передача логистических процессов на аутсорсинг позволяет повысить эффективность работы компании и снизить ее издержки. Но при выборе аутсорсера необходимо учитывать и то, что огромное значение играет надежность выбранной логистической компании, комплекс предоставляемых ей услуг. Кроме того, следует учитывать тот аспект, что в некоторых случаях всё же нецелесообразно передавать на аутсорсинг процессы, которые являются ключевыми в деятельности организации. Так как таким образом получается поддержка прямого конкурента на рынке.
Взаимодействие с аутсорсером должно быть четко прописано в юридических договорах, где необходимо учитывать не только ключевые моменты сотрудничества, но и возможность возникновения внештатных ситуаций. Также важно уделить внимание и конфиденциальности, которая бывает важна в ряде случаев, чтобы предотвратить утечку важной информации.
Для построения наиболее удобной и эффективной схемы сотрудничества имеет смысл выделить отдельного штатного специалиста, который будет заниматься взаимодействием с аутсорсером, отвечать за координацию работы, контролировать качество услуг, оказываемых логистических услуг, их стоимость.
Если все эти нюансы продуманы и выбрана надежная логистическая компания, то не только снижаются издержки, но и руководство оказывается избавлено от лишней головной боли в виде контроля и координации непрофильной деятельности.
Виды логистических операторов
Чтобы выбрать необходимый комплекс услуг, необходимо представлять себе виды логистических операторов. Существует международная классификация логистических операторов.
1PL-оператор – все логистические процессы осуществляет сам владелец грузов собственными силами.
2PL- оператор – компания, оказывающая услуги в области транспортировки грузов и предоставляющая складские площади в аренду.
3PL-оператор – компания, предоставляющая транспортные услуги, аренду складских площадей, обработку грузов, кросс-докинг, управление логистическими процессами при помощи информационных систем; привлекающая при необходимости субподрядчиков.
4PL-оператор – логистическая организация, обеспечивающая формирование цепи поставки и координирование работы всех привлеченных организаций.
5PL-оператор – компания, занимающаяся интернет-логистикой при помощи которой осуществляется формирование логистических схем, формирование цепей поставок и контроль всех процессов.
В заключение хотелось бы отметить, что после выхода из кризиса рынок логистических услуг продолжил развитие. В Россию приходят международные игроки, что, с одной стороны, повышает конкуренцию, а с другой – повышает уровень обслуживания, привносит новые технологии и т.д. Сегодня специалисты оценивают ёмкость рынка логистических услуг в России в сумму порядка 150 млрд долларов. Также эксперты считают, что к схеме логистического утсорсинга со временем неминуемо будет переходить всё больше организаций.
Авторы: Грищенко О.
Новые технологии логистики. Инфографика — Rusability
Неизменно актуальной во все времена отраслей бизнеса является логистика. Рынок логистики один из самых развитых и объемных. В 2013 году его стоимость определили как $ 4 трлн. Это составляло 10% мирового ВВП!
Но нельзя жить вчерашним днем. Современность диктует новые правила. Будущее логистики – это внедрение инноваций и технологий.
Какие тенденции способствуют этому, вы узнаете из сегодняшней инфографики.
Новые технологии логистики
Будущее логистики – это внедрение инноваций и технологий. Какие тенденции способствуют этому?
Факты и цифры
Логистика всегда развивалась за счет внедрения новых технологий и повышения их эффективности.
- Мировой рынок логистики в 2013 году оценивался в $ 4 трлн. Это составляло 10% мирового ВВП.
- Наиболее быстрорастущий сектор – рынок транспортных услуг. Каждый год с 2011 его объем увеличивается на 7%.
- 42% мирового сектора услуг принадлежит США.
- В 2016 году транспортный сектор принес доход в $ 3.8 трлн.
Логистика будущего
Индустрия логистики не стоит на месте. Познакомимся с данными исследования EFT ( мировой лидер в области бизнес-аналитики транспорта, логистики и поставок), проведенном на Third Party Logistics (3PL– логистика третьей стороны, обозначает концепцию покупки логистических услуг. Сторона поставщика услуги – промежуточная между производителем и потребителем).
3D печать
Текущая ситуация
- Более 40% клиентов 3PL ожидают от компании опыта в 3D печати.
- 19,2% производителей и розничных торговцев уже используют 3D-печать в своем бизнесе.
- Тем не менее, только 1,5% может гарантировать качество таких услуг.
Роль в логистике
- Развитие рынка: 3D печать позволяет наладить производство продукции на местах (децентрализовано), что благоприятно для развития регионов. Это позволяет быть ближе к ныркам сбыта. 3D печать способна удовлетворить любые запросы клиентов.
- «Последняя миля»: больше нет необходимости пересылать товар через полмира. Он может быть произведен рядом с покупателем. Это стимулирует развитие местных рынков и производственных площадок, и как следствие – скорейшее удовлетворение запросов покупателей.
- Запчасти больше не нужны: исчезает необходимость производить заранее и хранить большое количество запасных частей для техники, так как они могут быть напечатаны по требованию. Нужно хранить лишь цифровой макет издания.
Интернет вещей (IoT)
Текущая ситуация
- 26.25% 3PL компаний в настоящее время пользуются М2М-технологиями («машина для машины»).
- 46.62% планируют делать это в будущем.
- 47% опрошенных заявили, что IoT будет иметь огромное влияние на логистику.
- Лишь 3% отрицают этот факт.
Роль в логистике
- Связь: интернет вещей позволяет поддерживать связь с производственными площадками и контролировать процессы, происходящие на них: производительность машин, условия окружающей среды, энергетические показатели, запасы ресурсов и материалов.
- Повышение наглядности процесса: IoT предоставляет возможность удаленного отслеживания всего процесса логистики.
- Мониторинг рабочего процесса: Интернет вещей позволяет контролировать работы оборудования и сотрудников, что повышает безопасность и эффективность труда.
БЛА (беспилотные летательные аппараты)
Текущая ситуация
- 36% респондентов считают, что в течение в 5 – 10 лет появится беспилотная форма доставки.
- 6.3% уверяют, что через 10 лет это будет обычным явлением.
- 27.31% думают, что столь скорое появление беспилотной доставки маловероятно.
- 5.88% уверен, что роботизации этого направления не произойдет вовсе.
- 31% производителей и розничных торговцев хотел бы, чтобы логистические компании использовали беспилотные летательные аппараты для доставки продукции.
Роль в логистике
- Первая и последняя мили: БЛА могли бы успешно применяться для доставки в условиях города: для первой (от начальной точки) и последней (завершающий этап) миль.
- Для сельской местности: беспилотные аппараты могут существенно облегчить доставку в районы с неразвитой инфраструктурой, где нет дорог и прочих путей сообщения. Google работает над Project Wing, который уже тестируется в Австралии.
- Наблюдение: в будущем клиент, вероятно, тоже смогут наблюдать в режиме реального времени за движением БЛА, доставляющего его груз.
Автономный транспорт
Текущая ситуация
- 42% производителей и ритейлеров хотели бы, чтобы 3PL- компании имели знания и опыт в управлении грузовым автотранспортом.
- Но только 0.75% представителей 3PL могут похвастаться этим.
- Лишь 1.5% не только знают, но и умеют качественно самостоятельно управлять транспортом.
- 12.78% 3PL-компаний заявляют, что они имеют теоретические представления о автомобильной доставке.
- 6.02% хотят повысить свою компетентность в этой области.
Роль в логистике
Это экономно: компания AXA UK, осуществляющая страховую деятельность, выдвинула предположение, что автономные транспортные средства помогут сэкономить логистической отрасли 34 млрд. фунтов.
Зачем развивать технологии
Вот несколько тенденций, которые в будущем необратимо повлияют на логистику.
Новые модели развития
- Логистика сегодня не заканчивается на экспорте из Азии в Северную Америку и Европу. Траектории экспорта становятся вариативнее.
- Развитие инфраструктуры городов является мощным стимулом эволюции логистики.
Гибкость
- Способы доставки становятся все разнообразнее. Это позволяет потребителям выбирать удобные для себя методы и сроки.
Близость к клиенту
- Инвестиции в логистику постоянно растут. Доставка становится ближе к клиенту: открываются новые склады, офисы, пункты выдачи.
Мультиканальность
- Современный покупатель активно использует все возможные каналы и девайсы для совершения покупки.
- Логистика не должна отставать от ритейла. Мультиканальная стратегия здесь также актуальна и эффективна.
Информационные технологии
- Развитие логистики требует внедрения передовых технологий. Это одна из главных сфер для инвестиций сегодня и в будущем.
Непрерывность
- Для быстрого выхода продуктов на рынок и минимизации рисков, необходимо следить за непрерывностью процесса логистики и развивать аутсорсинг.
Стабильность
- Сегодня все чаще покупатели предпочитают «правильный», проверенный товар. Доставка тоже должна быть надежной, ведь это неотъемлемая часть успешной покупки.
Прозрачность
- Доступность логистической информации позволяет следить за поставками в любой момент времени, что благоприятно для планирования.
Многие современные технологии находят применение в сфере доставки и хранения. Процессы логистики многочисленны, многогранны и динамичны, они требуют постоянного развития средств их осуществления. Поэтому, не удивляйтесь, если однажды вашу посылку из интернет-магазина доставит не человек, а миниатюрный мирный дрон.
Эволюция современной логистики
Эволюция логистики связана с историей рыночных отношений в развитых странах. В настоящее время нет единого подхода к выделению этапов развития современной экономической логистики. Рассмотрим некий обобщенный подход.
Этап фрагментации или «дологистический этап» (20-е – 50-е годы)
На данном этапе логистика, как инструмент интегрированного управления материальными потоками, еще не была востребована. Отдельные аспекты логистики существовали фрагментарно в различных научно-практических дисциплинах. В эти годы, в период двух мировых войн, активно развивается теория и практика военной логистики, принципы которой в дальнейшем легли в основу современной бизнес-логистики.
Этап становления логистики или «фаза физического распределения» (50-е – 70-е годы)
На данном этапе происходит становление логистики как образа мышления, однако сам термин логистика применительно к бизнесу еще не используется. Логистические аспекты находят отражение в таких научно-практических дисциплинах как материальный менеджмент, физическое распределение, операционный менеджмент.
Среди ключевых предпосылок развития логистики на данном этапе стоит выделить:
- переход от рынка продавца к рынку покупателя
- возрастание затрат на управление запасами в системах распределения
- исчерпание резервов повышения эффективности в производстве, концентрация внимания на повышении качества поставок.
Данные предпосылки определи становление концепции общих затрат в сфере физического распределения.
Определение 1
Суть концепции общих затрат состоит в возможности перегруппировать затраты таким образом, чтобы их общий уровень в процессе продвижения продукции от производителя к конечному потребителю уменьшился.
На данном этапе происходит интеграция транспортно-складского процесса в сфере распределения готовой продукции.
Этап развития логистики (1970-е – 80-е годы)
Наиболее характерной предпосылкой развития логистики в 70-е годы стал энергетический кризис, который повлиял на рост логистических затрат в сферах производства и обращения. Еще одной характерной чертой данного этапа является экспансия Японии в производственной сфере. Это определило ресурсный фактор как основополагающий в конкурентной борьбе и послужило предпосылкой распространения принципа общих затрат на сферы производства и распределения.
Чертами развития теории логистики на данном этапе являются:
- широкое применение термина «логистика» в бизнес-среде
- распространение промышленной логистики и всеобщего управления качеством
- тарно-упаковочная революция
Этап интеграции логистики (90-е годы)
К середине 90-х годов логистика приобрела статус концептуальной стратегии, основанной на интеграции всех областей хозяйственной деятельности в единую ресурсопроводяшую систему.
Чертами периода интеграции логистики являются:
- объединение логистических функций фирмы и ее партнеров в полную логистическую цепь
- управление сопутствующими потоками информации и финансов
- распространение персональных компьютеров и систем электронного обмена данными
- появление идеологии управления цепями поставок (Supply chain management).
Определение 2
Сущность концепции управления цепями поставок состоит в интегрированном планировании и управлении всеми видами деятельности, входящими в цепь движения продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя.
Этап глобализации логистики (начало XXI века)
Современный этап развития логистики определяют два ключевых фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция. Названные особенности порождают новые потребности клиентуры в логистическом обслуживании и разнообразные формы их удовлетворения.
Среди характерных черт развития теории и практики логистики следует отметить:
- глобализация бизнеса, управление глобальными цепями поставок
- появление виртуальных логистических систем
- массовая кастомизация
- логистический аутсорсинг
- сокращение числа поставщиков и формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами