Существует мотивационная и операциональная сфера: Составляющие мотивационной и операциональной сфер про­фессионализма – Операциональная сфера профессионализма — презентация онлайн

сфера мотивационная — это… Что такое сфера мотивационная?



сфера мотивационная
— образуется иерархической структурой мотивов, присущих индивиду (см. мотив). Если сравнить ее со зданием, то у разных людей оно может иметь очень разную форму: и в виде пирамиды с одной или несколькими вершинами, и с узким или широким фундаментом, и высокое или низкое, и пр. Сферой мотивационной определяется масштаб и характер личности. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются полностью. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов.

В жизни мотивы сталкиваются не так уж редко, требуя выбора в пользу одного из них. Такое столкновение — тест на иерархию мотивов и одновременно на качество личности.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.

  • сфера бессознательная
  • сфера моторная

Смотреть что такое «сфера мотивационная» в других словарях:


  • Мотивационная сфера личности —   сфера, включающая потребности, убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, стремления, притязания, самооценку, ожидаемую оценку личности референт группой …   Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

  • мотив — (от лат. movere приводить в движение, толкать) 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) …   Большая психологическая энциклопедия

  • нарушение личностное — системные нарушения поведения прежде всего социального характерные для различных заболеваний психических и локальных поражений мозга головного. Характерны: снижением уровня активности; исчезновением критичности; изменением направленности и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПРЕСТУПНИКА ЛИЧНОСТЬ — одна из ключевых проблем криминологии. Данные многочисленных криминологических исследований позволяют выделить следующую структуру П.л., в которую входят действительно социально значимые и социально обусловленные признаки, являющиеся ядром… …   Энциклопедия юриста

  • Личностный подход в ЮП — ЮП имеет дело с реальностями жизни, с исследованием и решением индивидуально и общественно значимых проблем человека. Реальностям жизни соответствует психологический поход к человеку как к личности. Под личностью в психологической науке… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Некрасова, Юлия Борисовна — Юлия Борисовна Некрасова Дата рождения: 14 декабря 1931(1931 12 14) Место рождения: Москва, РСФСР, СССР Дата смерти: 22 мая 2004(2004 05 …   Википедия

  • Интенция — (от лат. intentio стремление), намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства на какой либо предмет. Понятие интенции разрабатывалось в схоластике, в XIX XX вв. учение об интенциональности сознания было развито Ф.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


  • Нарушения Личности — системные нарушения поведения , прежде всего социального, характерные для тех или иных психических заболеваний и локальных поражений головного мозга. При этом происходят: снижение уровня активности, исчезновение критичности, изменение… …   Психологический словарь

  • ЛОГОТЕРАПИЯ —         Метод психотерапии, созданный Франклом (Frankl V. Е.) (древнегр. logos смысл), и экзистенциального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Политология — (греч. πολιτικός  от греч. πολίτης  гражданин, далее от греч. πόλις  город; др. греч. λόγος …   Википедия

«Факторы неуспешности в учебной и социальной деятельности школьника»

Тема: «Факторы неуспешности в учебной и социальной

деятельности школьника»

3 показателя:

  • Мотивационная сфера

  • Операциональная сфера

  • Психосоматическая сфера

1 тип

Рассогласование между мотивационной и операциональной частью

Вторичные рассогласования

(внешние проявления)

Педагогический

диагноз

а) Операциональная сфера отстает от мотивационной.

Рассогласование между неумением учиться и желанием учиться (если ребенок правильно воспитан, то он будет просить помощи).

Педагогическая запущенность (ребенка не научили выходить из трудных ситуаций)


б) Мотивационная сфера отстает от операциональной.

Рассогласование между нежеланием учиться, отсутствием интереса к учебе и умением учиться.

Умственная, интеллектуальная, познавательная пассивность.

в) Отставание и в операциональной и в мотивационной сферах.

Рассогласование между неумением учиться, нежеланием и необходимостью (дома стоят с ремнем).

Общее отставание в учении.

II тип

Рассогласование внутри опреациональной сферы

Вторичные рассогласования

(внешние проявления)

Педагогический

диагноз

1.

Имеющиеся знания опережают умение учиться.

Рассогласование между сформированностью учебных действий и запасом знаний.

Знания усваиваются нерациональным способом.

2.

Отдельные характеристики знаний (виды, уровни, качества) не согласуются друг с другом.

Рассогласование между знанием теории и фактов; между продуктивным и репродуктивным уровнями усвоения знаний.

Механическое заучивание, формальное усвоение знаний.

3.

Отдельные компоненты учебной деятельности (учебные цели, потребности, мотивы, операции, самоконтроль) не согласуются друг с другом.

Рассогласование между умением ученика ставить цели и задачи и осуществлять самоконтроль и учением выполнять учебные действия

Различные варианты неумения учиться, неспособность проверять и оценивать свою деятельность.

4.

Рассогласование между обученностью, наличным запасом знаний и обучаемостью (способностью к дальнейшему усвоению знаний и способам их усвоения).



Рассогласование между наличным уровнем умения учиться и готовностью принять помощь (важный показатель обучаемости).

Низкая обучаемость.

5.

Отдельные показатели умственного развития отстают относительно друг друга.

Рассогласование между интеллектуальной инициативой и умением действовать в уме. (ВПД – внутренний план действий плохо отработан, нужно доводить до автоматизации.)

Низкий уровень способностей (набор качеств, поддерживаемых одаренностью и интересом.)

III тип

Рассогласование внутри мотивационной сферы.

Вторичные рассогласования

(внешние проявления)

Педагогический

диагноз

1.

Целеполагание (воля) не согласуется с мотивами или побуждениями (Выражение: сползание цели на мотив).

Рассогласование между мотивами и целями.

Слабоволие, отсутствие усердия, прилежания.

2.

Внешние и внутренние мотивы развиваются несинхронно. (Хочу соответствовать, но не хочу напрягаться).

Рассогласование между разными видами мотивов (внешние мотивы опережают внутренние и наоборот: я хочу, но не знаю, как это сделать или не хочу быть «белой» вороной.)

Учится под давлением извне.

3.

Осознаваемые и реально действующие мотивы развиваются несинхронно.

Рассогласование между усвоенными и реально действующими мотивами.

Низкий уровень воспитанности, т.е. формальное осознание мотивов.

4.


Отклонения в аффективно-эмоциональной сфере: аффект неадекватности.

Рассогласование между притязаниями, самооценкой и реальными возможностями удовлетворять свои притязания.

Аффект неадекватности, неудовлетворенности, эмоционального неблагополучия, повышенная обидчи-ть.

IY тип

Рассогласование внешних социальных условий

и внутреннего отношения ребенка к ним

Вторичные рассогласования

(внешние проявления)

Педагогический

диагноз

1.

Реакция на ограничения возможности удовлетворения жизненно важных потребностей (депривация).

Рассогласование между потребностью в психологической помощи и ее отсутствием.

Неадекватное поведение: страх, агрессивность, аутичность.

2.

Дезадаптация или отклонение форм поведения от требований окружающей среды (дезадаптационный синдром может удерживаться всю жизнь).

Рассогласование между нравственными знаниями, убеждениями и реальными поступками (знаю, что нужно быть активным, но удержусь; конформизм, тревожность, инфантилизм).

Неумение приспособиться к требованием социума.

3.

Дезинтеграция и нарушение целостности личности.

Рассогласование между целостным образом самого себя и умением назвать конкретные характеристики своей личности.

Социальная пассивность, нерешительность, неуверенность, неумение прогнозировать свое поведение.

4.

Отдельные стороны развития личности (нравственные знания, убеждения, поведение) не согласуются друг с другом.


Рассогласование между нравственными знаниями и поведением, как следствие педагогических ошибок взрослых (рассогласованность между словом и делом; попустительский стиль воспитания.)

Низкая воспитанность, низкая воспитуемость, трудновоспитуемость.

5.

Реальное поведение отстает от общепринятых норм (девиантное поведение)

Рассогласование между целью и реально приемлемыми способами ее достижения (списал, подкупил, сманипулировал).

Асоциальное поведение, импульсивное следование агрессивному поведению.

6.

Поведение, опирающееся на искаженные социальные и устойчивые асоциальные нормы, включение в поведение асоциальных поступков (делинквентное поведение: часто такие дети стоят на учете в ДКМ).

Рассогласование на уровне знаний между общепринятыми социальными нормами группы; выработка своего морального кодекса с опорой на искаженные представления.

Противорпавные действия, психическая напряженность, упрямство, конфликтность, аутичность (педагогическая замкнутость).

Y тип

Рассогласование в соматической сфере

Вторичные рассогласования

(внешние проявления)

Педагогический диагноз

1.

Задержка психического развития

Рассогласование между отдельными проявлениями отставания, низкий темп усвоения знаний, большое количество ошибок, неэкономичность, преобладание репродуктивного уровня.

Дети с ЗПР (задержка психического развития).

2.

Астенические состояния

Рассогласование между отдельными отставаниями:

— повышенная утомляемость,

— слабая выносливость,

— низкая мобилизуемость.

Дети с нервным истощением, ослабленной памятью, вниманием.

3.

Реактивные состояния и конфликтные переживания.

Рассогласование между отдельными отставаниями:

-тяжелые психические переживания,

-неадекватность эмоциональных реакций,

Робость в деятелностном смысле.

Раздражительность, заикание, тик, страхи.

4.

Нарушение в работе анализаторов.

Снижение слуха, зрения, снижение двигательных функций.

Слабослышащие, слабовидящие, малоподвижные дети.

Педагогу важно знать, что у многих детей ЗПР ситуативно обусловлена и поддается коррекции. В некоторых ситуациях репродуктивный уровень – это спасение, так как есть эталон для подражания. Астенические состояния (сниженный тонус, снижение работоспособности) могут быть устойчивыми, могут быть связаны с метеолабильностью или ситуативно обусловлены.

Операциональная сфера профессионального труда (Пр.Тр.)

1.

Психологические
характеристики операциональной сферы
профессиональною груда

Психологические

задачи

труда,
ставящиеся самим человеком,

психологическая
программа труда (тесно связаны с мотив.
сферой см табл 7)

Психологические
характеристики действий, способов
профессиональной деятельности и
профессионального общения

Психологические
средства, «орудия» труда

ориеши-ровочные,
исполни тельные и контрольные действия
в труде

индивидуальный
стиль профессиональной деятельности
и профессионального общения (в том
числе не осознаваемый субъектом)

способы
сотрудничества с другим человеком в
профессиональном труде, психотехнологии
как способы изменения себя, другого
человека в труде

психологические
знания (о структуре труда, о способностях,
о мышлении, и т.д.)

профессиональное
мышление (психологические правила
анализа профессиональных ситуаций,
правила принятия проф-ых решений,
выбор из нескольких вариантов действий
и Др.)

профессиональное
творчество как нахождение нестандартных
способов решения профессиональных
задач

2.

Для
сравнения

Профессиональные
действия, приемы, операции, технологии,
закрепленные в профессиональных
инструкциях, рассчитанных на обобщенного
субъекта труда и усредненные условия

Средства
труда

«Производственные»
характеристики операциональной
сферы профессионального труда

Профессиональные
задачи труда, заданные извне (обществом,
отраслью труда, руководством предприятия)

профессиональные
знания (из нормативов, инструкций),
нормы безопасности труда, правила
оценки уровня квалификации

орудия
труда (инструменты, аппаратура,
компьютеры и др.)

Мотивационная сфера личности



Мотивационная сфера личности — это иерархическая система мотивов личности. Структура мотивационной сферы очень сложная. При этом мотивация выстраивается в определенную иерархию не только внутри каждого вида деятельности, но и происходит ранжирование мотивации различных видов деятельности.

Мотивационная сфера, как и другие структурные образования личности, проявляется во множестве качеств. От особенностей преобладающих мотивов зависит, какие именно свойства и качества личности будут формироваться легче, быстрее, а какие — с большими трудностями, медленнее.

Поскольку наиболее общая структура личности состоит из совокупностей качеств личности, проявляющихся в отношении к себе, обществу и выполняемой деятельности, в мотивационнопотребностной сфере соответственно существуют три вида направленности личности: личная, коллективная и деловая. Возможное преобладание одной из них проявляется в отвечающей этой направленности группе качеств.

В мотивационной сфере особое место занимают социальные мотивы, существенно влияющие на деятельность человека в организации (стремление завоевать высокий авторитет, чувство собственного достоинства), а также мотив самовыражения, самоактуализации, заключающийся в стремлении личности проявить и развить свои способности, умения, качества. В иерархии мотивов личности эти и другие мотивы могут поразному соотноситься, взаимодействовать, быть ведущими или подчиненными. Поэтому руководитель, стремясь понять того или иного человека, по сути, должен разобраться в структуре его мотивов, в особенностях построения его мотивационной сферы. Помимо того, что мотивационная сфера человека имеет сложное строение, она имеет также очень сложную, тонкую динамику.

К важнейшим характеристикам мотивационной сферы личности относятся множественность, структурность, иерархичность, сила, устойчивость мотивов, их определенность и динамичность.

Множественность мотивов является следствием увеличения не только количества потребностей современного человека, но также средств и предметов их удовлетворения. Это свойство мотивов проявляется также в том, что реализация одной и той же потребности связана обычно с совокупностью не только однородных, но и разнородных мотивов. Множественность отражает прежде всего развитость содержания мотивации, которая обеспечивает положительное устойчивое отношение к деятельности. Она предполагает наличие достаточного количества мотивов, измеряемых с помощью количественных и качественных показателей.

Структурность мотивации оценивается по наличию определенных ее видов исходя из желательности, а иногда и необходимости определенных видов мотивов.

Иерархичность мотивации определяется на основании оценки «главенствования» различных групп мотивов в соответствии с определенным порядком соподчиненности, ранжирования.

Сила мотивации как показатель непреодолимого стремления личности оценивается по степени и глубине осознания (понимания, «присвоения», «принятия») потребности и мотива, по его интенсивности.

Устойчивость мотивов проявляется в длительном сохранении действенности мотивации (по крайней мере большинства составляющих мотивов). Кроме того, устойчивые мотивы не исчезают по мере их реализации в деятельности. Например, хороший заработок как мотив трудовой деятельности не исчезает при ежемесячном получении высокой заработной платы; стремление заслужить поощрение не исчезает при получении очередной благодарности; принятие руководством мнений и предложений подчиненных не ослабляет стремлений последних к новым творческим поискам, чаще даже способствует новым поискам. Обычно мотивы претерпевают лишь некоторые изменения — усиливаются или ослабевают, что в значительной степени зависит от особенностей деятельности, ее организации.

Определенность, своеобразие мотивационной сферы каждого человека означает, что мотивационные сферы личностей различаются содержанием и структурой мотивации, иерархией, силой и устойчивостью мотивов.

Динамичность мотивационной сферы проявляется в изменении силы как отдельных мотивов, так и мотивации в целом. Динамика мотивов может быть положительной или отрицательной относительно деятельности; стремление выполнить какую-либо задачу может ослабевать, угасать или укрепляться, усиливаться. Динамичность мотивационной сферы личности проявляется и в изменении структуры мотивации, иерархии основных групп мотивов.

Оценка особенностей мотивационной сферы имеет важное значение для прогнозирования успешной деятельности. Исследования показывают, что для устойчивой, высокоэффективной деятельности человека необходимы такие факторы:

  • развитость мотивов определенной деятельности (их множественность), обеспечивающая положительное отношение к ней;

  • достаточная сила мотивов;

  • устойчивость мотивов;

  • определенная структура мотивации;

  • определенная иерархия мотивов.

Мотивационная сфера характеризует личность лишь с одной стороны. Наряду с ней различают и другие сферы: эмоциональную, волевую, интеллектуальную. Все они важны и взаимозависимы. Например, зависимость мотивационной сферы от интеллектуальной выражается в том, что первая формируется и развивается при участии второй. Эмоциональная сфера влияет на мотивацию с энергетической стороны. От ее особенностей зависит внешняя выраженность мотивации, ее динамика в процессе поведения и деятельности. От особенностей волевой сферы в значительной степени зависит устойчивость мотивационной. В свою очередь, мотивационная сфера также влияет на них. Ее воздействие на интеллектуальную сферу проявляется в познавательных процессах, определяя избирательность восприятия, особенности памяти, воображения, мышления и речи человека. Мотивация влияет и на эмоции, задавая их характеристики. Например, одни и те же явления вызывают у одних людей радость, а у других — гнев и возмущение.

Воля как способность управлять своим поведением также пронизана мотивами, которые входят в волевое действие как одно из его важнейших составляющих. Таким образом, сохраняя самостоятельность, мотивация тесно связана с другими сферами личности.

Параметры мотивационной сферы человека

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения.

;Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного

характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочноисследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него исследовательская деятельность и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, — это научные и художественно-творческие поиски.

;Задача как мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения

действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше.

Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как и интерес.

;Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и часто сменяющие друг

друга мотивационные состояния, соответствующие изменяющимся условиям.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Мотивация поведения человека может быть:

•сознательной;

•бессознательной.

Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им

осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам:

•широта;

•гибкость;

•иерархизированность.

;Широта мотивационной сферы – это качественное разнообразие

мотивационных факторов — (мотивов, потребностей и целей).Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

125

;Гибкость мотивационной сферы – способность человека удовлетворять одну и

ту же потребность с помощью различных, разнообразных мотивов. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Например, для одного человека потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному.

Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

;Иерархизированность мотивационной сферы – это степень упорядоченности

побуждений человека, их неравная важность и значимость для него.

Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие —

слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте возникновения мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

? Задания для самостоятельной работы:

Ответьте на вопросы:

1). Что такое направленность личности? Почему её называют главной системообразующей силой в личности?

2). Как проявляется социальная значимость отношений личности? Приведите примеры высокой социальной значимости отношений.

3). Что такое «цельность личности»?

4). Что такое «мотивированное поведение»? Чем мотивация человека отличается от мотивации животных?

5). Какие виды потребностей существуют у человека? Как проявляются потребности различных групп?

6). Что такое «соподчинение мотивов»?

Практическая работа № 12 (для самостоятельного выполнения). Определение эмоциональной направленности личности (по Б.И. Додонову).

Цель работы: Изучение структуры ведущих переживаний человека.

Инструкция: в предлагаемом списке содержатся утверждения, касающиеся Ваших чувств и эмоций. Обведите кружком номера тех переживаний, которые Вам особенно приятны и значимы для Вас, а также чаще других у Вас возникают. Не тратьте много времени на раздумья: наиболее естественна та реакция, которая первой приходит в голову.

Список эмоциональных переживаний:

1). Желание приносить другим счастье и радость.

2). Желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик. 3). Стремление завоевать признание, почёт.

4). Желание добиться успеха в работе.

5). Жажда острых ощущений.

6). Стремление к необычайному, неизведанному.

7). Стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления. 8). Жажда красоты.

9). Чувство светлой грусти и задумчивости.

10). Стремление нечто приобретать, накапливать нечто ценное, коллекционировать. 11). Чувство беспокойства за судьбу кого — то, забота.

12). Чувство симпатии, расположения.

13).Чувство уязвлённого самолюбия и желание взять реванш. 14). Чувство напряжения сил.

15). Чувство упоения опасностью, риском.

16). Ожидание чего — то необыкновенного и очень светлого, чуда. 17). Чувство удивления или недоумения, близости догадки.

18). Наслаждение красотой.

19). Поэтически — созерцательное настроение.

20). Радость по случаю увеличения запаса своих накоплений. 21). Сопереживание удачам и радостям другого.

22). Чувство уважения к кому — либо.

23). Приятное «щекотание» самолюбия.

24). Увлечённость, захваченность работой.

25). Чувство спортивного азарта.

26). Манящее чувство дали, неизведанного.

27).Чувство ясности или прояснения мысли.

28).Чувство изящности, грациозности.

29).Чувство душевной мягкости, растроганности.

30).Приятное чувство при обозрении своих накоплений, коллекции, сбережений. 31).Чувство нежности, умиления или восхищения благородным поступком человека. 32).Чувство признательности, благодарности, когда отношения с хорошим человеком углубляются.

33).Чувство законной гордости.

34).Любование результатами своего труда.

35).Охватившая Вас решительность.

36).Волнующее чувство странно преображённого восприятия окружающего, всё кажется иным, необыкновенным, полным значительности и тайны.

37).Неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести всё в систему.

38).Чувство возвышенного или величественного.

39).Чувство родного, милого, близкого.

40).Радостное предчувствие повышения зарплаты (стипендии), получения значительной суммы денег.

41).Чувство преданности, верности.

42).Чувство обожания кого — либо.

43).Чувство превосходства.

44). Приятная усталость.

45). Спортивная злость.

46). Чувство особой значимости происходящего.

47). Чувство догадки, близости решения.

Существует мотивационная и операциональная сфера: Составляющие мотивационной и операциональной сфер про­фессионализма – Операциональная сфера профессионализма - презентация онлайн

48). Наслаждение звуками.

49). Сладость воспоминаний о давнем.

50). Чувство удовлетворения от увеличения каких-либо накоплений. 51). Чувство участия, жалости.

52). Желание заслужить одобрение близких и уважаемых людей.

53). Чувство удовлетворения от того, что вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности.

54). Удовлетворение, что сделано важное дело, что день прошёл не зря.

55). Чувство предельного волевого и эмоционального напряжения, сильнейшей мобилизации своих физических и умственных способностей.

56). Чувство зловеще — таинственного.

57). Радость открытия истины.

58). Чувство волнующего драматизма («сладкая боль»). 59). Горьковато — приятное чувство одиночества.

60).Приятное чувство от увеличения комплекта конспектов, методических разработок или от пополнения коллекции.

Анализ и обработка результатов:

Можно выделить следующие формы эмоциональных переживаний:

1). Альтруистическая. В её основе — потребность в содействии, оказании бескорыстной помощи другим.

2). Коммуникативная. В её основе — потребность в общении, в эмоциональной близости с другим человеком (людьми).

3). Глорическая — потребность в личном самоутверждении, славе.

4). Прагматическая — переживания, связанные с успешным ходом деятельности или с препятствиями, затруднённостью деятельности.

5). Пугническая — потребность в преодолении опасности, чувство риска и интереса к борьбе.

6). Романтическая — стремление ко всему необычному и таинственному.

7). Гностическая — интеллектуальное чувство, связанное с потребностью в гармонии мыслей.

8). Эстетическая — потребность в прекрасном.

9). Гедоническая — связана с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

10). Аккизитивная — потребность в приобретении и коллекционировании.

Ответы испытуемых группируются в соответствии с нижеприведённым ключом. За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл.

Формы

эмоциональных

Соответствующие

 

 

Сумма

п/п

переживаний

 

эмоциональные переживания

баллов

1

Альтруистические

1

11

21

31

41

51

 

2

Коммуникативные

2

12

22

32

42

52

 

3

Глорические

 

3

13

23

33

43

53

 

4

Прагматические

4

14

24

34

44

54

 

5

Пугнические

 

5

15

25

35

45

55

 

6

Романтические

 

6

16

26

36

46

56

 

7

Гностические

 

7

17

27

37

47

57

 

8

Эстетические

 

8

18

28

38

48

58

 

9

Гедонические

 

9

19

29

39

49

59

 

10

Аккизитивные

 

10

20

30

40

50

60

 

2. Потребностно-мотивационная сфера личности.

Поскольку мы
подошли к проблеме мотивации, следует
отметить, что в поведении человека есть
две функционально взаимосвязанные
стороны: побудительная и регуляционная.
Рассмотренные нами ранее психические
процессы и состояния обеспечивают в
основном регуляцию поведения. Что же
касается его стимуляции, или побуждений,
обеспечивающих активизацию и направленность
поведения, то они связаны с мотивами и
мотивацией.

Мотив
— это побуждения к деятельности,
связанные с удовлетворением потребности
субъекта. Под мотивом также часто
понимают причину, лежащую в основе
выбора действий и поступков, совокупность
внешних и внутренних условий, вызывающих
активность субъекта.

Термин «мотивация»
представляет собой более широкое
понятие, чем термин «мотив». Слово
«мотивация» используется в современной
психологии в двояком смысле: как
обозначающее систему факторов,
детерминирующих поведение (сюда входят,
в частности, потребности, мотивы, цели,
намерения, стремления и многое другое),
и как характеристика процесса, который
стимулирует и поддерживает поведенческую
активность на определенном уровне. Чаще
всего в научной литературе мотивация
рассматривается как совокупность причин
психологического характера, объясняющих
поведение человека, его начало,
направленность и активность.

Вопрос о мотивации
деятельности возникает каждый раз,
когда необходимо объяснить причины
поступков человека. Причем любая форма
поведения может быть объяснена как
внутренними,
так и внешними
причинами
.
В первом случае в качестве исходного и
конечного пунктов объяснения выступают
психологические свойства субъекта
поведения, а во втором — внешние условия
и обстоятельства его деятельности. В
первом случае говорят о мотивах,
потребностях, целях, намерениях, желаниях,
интересах и т. п., а во втором — о стимулах,
исходящих
из сложившейся ситуации. Иногда все
психологические факторы, которые как
бы изнутри, от человека определяют его
поведение, называют личностными
диспозициями
.
Тогда
соответственно говорят о диспозиционной
и ситуационной
мотивациях

как аналогах
внутренней и внешней детерминации
поведения.

Внутренняя
(диспозиционная) и
внешняя
(ситуационная)
мотивации взаимосвязаны. Диспозиции
могут актуализироваться под влиянием
определенной ситуации, а активизация
определенных диспозиций (мотивов,
потребностей) приводит к изменению
восприятия субъектом ситуации. Его
внимание в таком случае становится
избирательным, и субъект предвзято
воспринимает и оценивает ситуацию,
исходя из актуальных интересов и
потребностей. Поэтому любое действие
человека рассматривают как двояко
детерминированное: диспозиционно и
ситуационно.

Сиюминутное
поведение человека следует рассматривать
не как реакцию на определенные внутренние
или внешние стимулы, а как результат
непрерывного взаимодействия его
диспозиций с ситуацией. Таким образом,
мотивация человека может быть представлена
как циклический процесс непрерывного
взаимного воздействия и преобразования,
в котором субъект действия и ситуация
взаимно влияют друг на друга и результатом
которого является реально наблюдаемое
поведение. С этой точки зрения мотивация
представляет собой процесс непрерывного
выбора и принятия решений на основе
взвешивания поведенческих альтернатив.

В свою очередь,
мотив в отличие от мотивации — это то,
что принадлежит самому субъекту
поведения, является его устойчивым
личностным свойством, изнутри побуждающим
к совершению определенных действий.
Мотивы могут быть осознанными
или
неосознаваемыми.
Основная
роль в формировании направленности
личности принадлежит осознанным мотивам.
Следует отметить, что сами мотивы
формируются из потребностей
человека.
Потребностью
называют состояние нужды человека в
определенных условиях жизни и деятельности
или материальных объектах. Потребность,
как и любое состояние личности, всегда
связана с наличием у человека чувства
удовлетворенности или неудовлетворенности.
Потребности есть у всех живых существ,
и этим живая природа отличается от
неживой. Другим ее отличием, также
связанным с потребностями, является
избирательность реагирования живого
именно на то,
что составляет предмет
потребностей, т.е. на то, чего организму
в данный момент времени не хватает.
Потребность активизирует организм,
стимулирует его поведение, направленное
на поиск того, что требуется.

Количество и
качество потребностей, которые имеют
живые существа, зависит от уровня их
организации, от образа и условий жизни,
от места, занимаемого соответствующим
организмом на эволюционной лестнице.
Меньше всего потребностей у растений,
которые имеют нужду только в определенных
биохимических и физических условиях
существования. Больше всего разнообразных
потребностей у человека, который кроме
физических и органических потребностей
обладает еще и духовными, социальными.
Социальные потребности выражаются в
стремлении человека жить в обществе,
взаимодействовать с другими людьми.

Потребности,
присущие человеку, можно разделить на
базовые, производные и высшие.

  1. Базовые
    потребности

    – это потребности в материальных
    условиях и способе жизни, в общении,
    познании, деятельности и отдыхе.

  2. Производные
    потребности

    формируются на основе базовых. К ним
    относятся эстетические потребности,
    потребности в знаниях.

  3. Высшие
    потребности

    включают в, прежде всего, потребности
    в творчестве и творческом труде.

Основные
характеристики человеческих потребностей

— сила,
периодичность возникновения
и способ
удовлетворения.
Дополнительной,
но весьма существенной характеристикой,
особенно когда речь идет о личности,
является предметное
содержание
потребности,
т. е. совокупность тех объектов материальной
и духовной культуры, с помощью которых
данная потребность может быть
удовлетворена.

Побуждающим к
деятельности фактором является цель.
Целью
называют осознаваемый результат, на
достижение которого в данный момент
направлено действие, связанное с
деятельностью, удовлетворяющей
актуализированную потребность. Если
всю сферу осознанного поведения
представить в виде своеобразной арены,
на которой разворачивается красочный
и многогранный спектакль человеческой
жизни, и допустить, что наиболее ярко в
данный момент на ней освещено то место,
которое должно приковывать к себе
наибольшее внимание зрителя (самого
субъекта), то это и будет цель. Психологически
цель есть то мотивационно-побудительное
содержание сознания, которое воспринимается
человеком как непосредственный и
ближайший ожидаемый результат его
деятельности.

Цель является
основным объектом внимания, который
занимает определенный объем кратковременной
и оперативной памяти; с ней связаны
разворачивающийся в данный момент
времени мыслительный процесс и большая
часть всевозможных эмоциональных
переживаний.

Мотивационную
сферу человека, с точки зрения ее
развитости, можно оценивать по следующим
параметрам: широта,
гибкость
и
иерархизированностъ.
Под широтой
мотивационной
сферы

понимается качественное разнообразие
мотивационных факторов — диспозиций
(мотивов), потребностей и целей. Чем
больше у человека разнообразных мотивов,
потребностей и целей, тем более развитой
является его мотивационная сфера.

Гибкость
мотивационной сферы

выражается в том, что для удовлетворения
мотивационного побуждения более общего
характера (более высокого уровня) может
быть использовано больше
разнообразных мотивационных побудителей
более низкого уровня. Например, более
гибкой является мотивационная сфера
человека, который в зависимости от
обстоятельств удовлетворения одного
и того же мотива
может использовать
более разнообразные
средства, чем другой человек. Скажем,
для одного индивида потребность в
знаниях может быть удовлетворена только
с помощью телевидения, радио и кино, а
для другого средством ее
удовлетворения
также являются разнообразные книги,
периодическая печать, общение с людьми.
У последнего мотивационная сфера, по
определению, будет более гибкой.

Следует отметить,
что широта и гибкость характеризуют
мотивационную сферу человека по-разному.
Широта — это разнообразие потенциального
круга предметов, способных служить для
данного человека средством удовлетворения
актуальной потребности, а гибкость —
подвижность связей, существующих между
разными уровнями иерархической
организации мотивационной сферы: между
мотивами и потребностями, мотивами и
целями, потребностями и целями.

Следующая
характеристика мотивационной сферы —
это иерархизированность
мотивов
.
Одни мотивы и цели сильнее других и
возникают чаще; другие — слабее и
актуализируются реже. Чем больше различий
в силе и частоте актуализации мотивационных
образований определенного уровня, тем
выше иерархизированность мотивационной
сферы.

Следует отметить,
что проблема исследования мотивации
всегда привлекала внимание исследователей.
Поэтому существует много разнообразных
концепций и теорий, посвященных мотивам,
мотивации и направленности личности.
Рассмотрим в общих чертах некоторые из
них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *