Таблица научно технический прогресс и новый этап индустриального развития: Конспект урока по истории «НТП и новый этап индустриального развития» 11 класс – Презентация по истории на тему «НТП и новый этап индустриального развития» 11 класс
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Презентация к уроку по истории (11 класс): Научно технический прогресс и новый этап индустриального развития
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Слайд 1
Технический прогресс и новый этап индустриального развития
Слайд 2
Накопление на протяжении предшествующих веков огромного фактического и эмпирического материала, результатов наблюдений, экспериментов многих поколений ученых С развитием транспорта академическая наука стала по сути интернациональной. Сближение научного и технического процесса (технические новшества стали быстрее внедрятся в массовое производство) Причины ускорения научно-технического развития :
Слайд 3
дата область науки открытие ученые Основные открытия в естествознании в первые десятилетия 20-го века
Слайд 4
Объясните каким образом? Наибольшее влияние на мировое развитие в первой половине 20-го века оказало совершенствование транспорта.
Слайд 5
1885-1886гг. создание немецкими инженерами К.Бенксом и Г. Даимлером типов двигателей работающих на жидком топливе. 1895г.- изобретение ирландцем Дж. Данлопом пневматических резиновых шин из каучука 1898г.- в США возникло 50 компаний по производству автомобилей. 1908г.-их было уже 241. 1906г.- в США изобретен первый трактор на гусеничной тяге с двигателем внутреннего сгорания. С начало первой мировой войны 1914-1918гг. появились бронированные гусеничные машины- танки Развитие наземного и морского транспорта:
Слайд 6
Вторя мировая война 1939-1945гг. Уже полностью была «войной моторов» Г. Форд американский механик –самоучка(крупный промышленник) на своем предприятии 1908г. Создал первый автомобиль массового потребления «Форд-Т» 1880-х гг. появились первые электрические городские трамваи, метрополитен. В 1912г. в Германии был создан первый дизельный локомотив (тепловоз). В 1906 г. В Великобритании был построен первый корабль с паровыми турбинами и двигателем внутреннего сгорания(теплоход или дизель- электроход)
Слайд 7
Потребности выпуска возрастающих объемов технологически все более сложной продукции требовали совершенствования всего процесса производства. Американский инженер Ф.У. Тейлор(1856-1915) предложил разделить процесс производства сложных изделий на ряд относительно простых операций. Переход к индустриальному производству
Слайд 8
Впервые эта система была воплощена в жизнь автопромышленником Г. Фордом Результат этой системы- сборку машин стало возможно осуществлять на ленте непрерывно двигающегося конвейера, что намного ускорило процесс производства. Создание коверного производства имело смысл и могло быть рентабельным только при больших объемах выпускаемой продукции. Символом 20-го века стали гиганты индустрии, огромные промышленные комплексы ТНК: Американские « Дженерал электрик», « Вестингауз », «Вестерн электрик» германские «АЭГ». «Сименс»
Слайд 9
Параграф 2 , конспект, вопросы стр. 22 Домашнее задание
Trojden | Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития: Загладин Н. В.
РАЗДЕЛ I
1. Приведите примеры влияния научных открытий на изменение облика мира. Какие из них сыграли наибольшую роль в жизни людей? Своё мнение обоснуйте.
2. Какое место в мировой науке Нового времени заняли достижения российских учёных? Приведите примеры.
1. Ускорение научно-технического прогресса. XIX в. казался современникам воплощением неслыханного технического прогресса. Действительно, его начало ознаменовалось освоением силы пара, созданием паровых машин и двигателей. Они позволили осуществить промышленный переворот, перейти от мануфактурного производства к промышленному, фабричному. Вместо парусников, веками бороздивших морские просторы, на океанских путях появились пароходы, гораздо меньше зависевшие от ветра и морских течений. Страны Европы и Северной Америки покрылись сетью железных дорог, что содействовало развитию промышленности и торговли. XX в. ознаменовался быстрым расширением горизонтов научных знаний. Если в XIX в. для удвоения их объёма требовалось около 50 лет, то к концу XX в. этот срок сократился в 10 раз — до 5 лет.
Можно выделить следующие причины ускорения темпов научного развития. Во-первых, наука накопила огромный фактический материал, результаты наблюдений и экспериментов многих поколений учёных. Была подготовлена почва для качественного скачка в осмыслении природных процессов. Научно-технический прогресс (НТП) XX столетия стал результатом всего предыдущего развития цивилизации.
Во-вторых, с развитием транспорта и связи наука стала если не по форме, то по сути интернациональной. Если в прошлом естествоиспытатели разных стран работали изолированно, нередко повторяли открытия друг друга, узнавали о достижениях коллег с опозданием на годы и десятилетия, то теперь учёные получили возможность использовать плоды научной мысли друг друга, дополняя и развивая собственные идеи.
В-третьих, важным источником приращения знаний явились исследования на стыках наук, грани между которыми ранее казались незыблемыми. С развитием химии она стала изучать физические аспекты химических процессов, химию органической жизни. Возникли новые научные дисциплины — биохимия, геохимия, нефтехимия, химическая физика и т.д. Научные прорывы на одном направлении исследований вызывали цепную реакцию открытий в смежных областях.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
В-четвёртых, научный прогресс, связанный с приращением теоретических знаний, сблизился с техническим прогрессом. Он подразумевал совершенствование орудий труда и появление качественно новых видов выпускаемой продукции.
В прошлом технический прогресс обеспечивался за счёт усилий практиков, изобретателей-одиночек, вносивших усовершенствования в то или иное оборудование. Их открытия нередко утрачивались со смертью изобретателя. Академическая наука, изучавшая фундаментальные законы природы и общества, не могла непосредственно реагировать на нужды практической жизни и производства. Между появлением возможности создания технических новшеств и их внедрением в производство проходило очень долгое время.
В конце XIX в. наука обратилась к экспериментам, требуя от практиков новые измерительные приборы и оборудование. В свою очередь, результаты экспериментов, особенно в области химии и электротехники, опытные образцы машин начали использоваться на предприятиях.
2. Технический прогресс в первые десятилетия XX в. Технический прогресс, связанный с прикладным использованием достижений науки, развивался на сотнях взаимосвязанных направлений.
Огромное практическое значение имело овладение электроэнергией. В начале 1870-х гг. были изобретены двигатели, превращающие электрическую энергию в механическую. Это позволило создать станки нового поколения, приводящиеся в движение электродвигателем. В 1890-е гг. люди научились передавать электроэнергию по проводам на большие расстояния. Эти открытия изменили облик промышленности и стали фундаментом нового этапа индустриализации.
Электроэнергия широко внедрялась не только на производстве, но и на транспорте, в быту. Ещё в 1880-х гг. появились первые электрические городские трамваи, метрополитен (первая его линия открылась в Лондоне в 1861 г.), обеспечивавшие возможности быстрого роста городов. Вместо газового освещения улиц и квартир появляется электрическое. В начале XX в. развернулся процесс электрификации железных дорог.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Появляются новые конструкционные материалы. В 1878 г. англичанин Сидни Томас изобрёл так называемый томасовский способ переплавки чугуна в сталь, позволявший получать металл повышенной прочности. В 1898-1900-е гг. появились ещё более совершенные дуговые плавильные электропечи.
Настоящий прорыв произошёл в области транспорта. Двигатель внутреннего сгорания, изобретённый в 1860 г. во Франции Этьеном Ленуаром, нашёл применение в автомобилестроении и авиации.
На предприятии американского механика-самоучки Г. Форда, ставшего крупным промышленником, в 1908 г. был создан автомобиль для массового потребления, первым в мире запущенный в серийное производство. К началу Второй мировой войны в развитых странах мира эксплуатировалось свыше 6 млн грузовых и более 30 млн легковых автомобилей и автобусов.
Развитие автомобилестроения предъявляло спрос на более дешёвые и прочные конструкционные материалы, более мощные и экономичные двигатели, содействовало строительству дорог и мостов. Автомобиль стал наиболее ярким и наглядным символом технического прогресса XX в.
В 1920-1930-х гт. резко возрос спрос на алюминий. В конце 1930-х гг. с развитием химии, химической физики, изучающей химические процессы с использованием достижений квантовой механики и кристаллографии, стало возможным получать вещества с заранее заданными свойствами, обладающие большой прочностью и стойкостью. В 1938 г. почти одновременно в Германии и США были получены искусственные волокна — капрон, нейлон, синтетические смолы. Правда, их массовое производство приобрело особое значение лишь после Второй мировой войны.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Новым средством транспорта XX в., очень быстро нашедшим военное применение, стала авиация. Её развитие, первоначально имевшее развлекательно-спортивное значение, оказалось возможным после 1903 г., когда братья Райт в США поставили на самолёт лёгкий и компактный бензиновый двигатель.
Развитие промышленности и транспорта потребовало совершенствования энергетики. В 1930-е гг. 80% электроэнергии вырабатывалось на теплоэлектростанциях, сжигавших уголь. Причём благодаря совершенствованию технологий расходы угля на выработку энергии постоянно снижались. А с 1930-х гг. начало расширяться использование более дешёвой гидроэнергии. Крупнейшая в мире гидроэлектростанция Боулдердам с плотиной высотой 226 м была построена в 1936 г. в США на реке Колорадо. С появлением двигателей внутреннего сгорания возник спрос на сырую нефть. Её с изобретением крекинг-процесса научились расщеплять на фракции — тяжёлые (мазут) и лёгкие (бензин). С тех пор в общемировом энергетическом балансе нефть серьёзно потеснила уголь. Она стала основным источником тепла и энергии. Во второй половине XX в. важным источником энергии стал природный газ.
Огромное влияние на развитие мировой цивилизации оказали достижения в области радиоэлектроники. Их база была заложена ещё в XIX в. Первый в мире радиоприёмник был изобретён в 1895 г. русским учёным А.С. Поповым, но патент на передачу электрических сигналов без проводов в 1897 г. получил итальянский инженер Гулъелъмо Маркони. В 1919-1924 гг. в России, США, Франции, Великобритании, Германии, Италии вступили в строй мощные радиостанции, способные осуществлять международное вещание. С середины 1920-х гг. проводились эксперименты в области передачи изображения с помощью электронных сигналов, то есть — телевидения. В Англии первые телевизионные передачи начались в 1929 г., в СССР — в 1932 г. (звуковое телевидение с 1934 г.), в Германии — с 1936 г.
Значительных успехов достигла медицина. Ещё в конце XIX в. были открыты микроорганизмы, являвшиеся причиной заболевания холерой, сибирской язвой, туберкулёзом, дифтеритом, бешенством, чумой, малярией, исследованы пути передачи этих болезней, изобретены способы лечения многих из них. Начали разрабатываться методы санитарии и гигиены, профилактики и предупреждения эпидемий, включая вакцинацию (прививки) против наиболее опасных болезней, появились новые лекарства. В 1920-1930-е гг. были выделены и получены искусственно витамины. Большим достижением медицины стали антибиотики — вещества, способные останавливать развитие болезнетворных микробов. Наиболее известным из них является пенициллин, выделенный из плесени английским учёным Александром Флемингом в 1929 г. После Второй мировой войны с открытием вирусной природы многих заболеваний (в частности, гриппа) стали разрабатываться антивирусные препараты. Параллельно с развитием здравоохранения в военных целях создавалось биологическое оружие, способное вызвать массовую гибель людей, животных и растений.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Американский инженер Ф.У. Тейлор предложил разделить процесс производства сложных изделий на ряд относительно простых операций, выполняющихся в чёткой последовательности с точным соблюдением хронометража времени, требующегося для каждой операции.
Впервые систему Тейлора опробовал на практике автопромышленник Г. Форд в 1908 г. при производстве изобретённой им модели «Форд-Т». Сборку машин стало возможно осуществлять на ленте непрерывно двигающегося конвейера, что намного ускорило процесс производства.
Дополнительный источник снижения издержек производства был найден в использовании новых возможностей, раскрывшихся с развитием транспорта и энергетики. Предприятия начали строить там, где они могли работать с наибольшей рентабельностью. В одних случаях их размещали вблизи месторождений сырья, чтобы сэкономить на перевозке. В других — в городах, где в избытке находилась дешёвая рабочая сила и жили потребители готовой продукции.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Создание гигантских производственных комплексов позволяло использовать преимущества не только конвейерного производства, но и разделения труда между цехами, выпускающими различные узлы сложных изделий.
Развитие индустриального, конвейерного производства могло быть прибыльным только при больших объёмах выпускаемой продукции. Символом первой половины XX в. оказались гиганты индустрии с числом занятых в десятки тысяч человек.
Новые потребности производства способствовали ускорению научно-технического прогресса. Это было связано с постоянно обостряющейся конкуренцией на мировых рынках. Повышение конкурентоспособности продукции происходило главным образом за счёт снижения затрат на её производство. Это достигалось путём увеличения продолжительности рабочего дня, повышения интенсивности труда, сокращения зарплаты наёмных работников. Однако подобные методы встречали всё возрастающее сопротивление рабочих.
В результате с развитием профсоюзного движения, возникновением политических партий, отстаивающих интересы лиц наёмного труда, в большинстве индустриальных стран были приняты законы, ограничивающие продолжительность рабочего дня, определяющие минимальные ставки зарплаты. При возникновении трудовых споров государство всё чаще стало выполнять роль арбитра в интересах сохранения социального мира.
В этих условиях основным методом повышения конкурентоспособности продукции стало использование более совершенных производительных машин и оборудования. Это позволяло увеличивать объёмы выпускаемой продукции при прежних или даже меньших затратах труда наёмных работников. Только за период 1900-1913 гг. производительность труда в промышленности возросла на 40%.
Основным методом завоевания рынков стала способность раньше других обновлять ассортимент выпускаемой продукции, выбрасывать на рынок товары, обладающие качественно новыми потребительскими свойствами.
Важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности, таким образом, стал технический прогресс. Корпорации, которые в наибольшей степени пользовались его плодами, обеспечивали себе преимущества над конкурентами.
1. В чём состояли причины ускорения научно-технического развития в начале XX в.?
2. Как связаны между собой переход к крупномасштабному индустриальному производству и научно-технический прогресс?
3. Раскройте истоки повышения производительности труда в промышленности начала XX в. Сравните их с путями повышения производительности труда в прежние исторические периоды.
4. Какое воздействие на общественную жизнь в первой половине XX в. оказало развитие транспорта?
5. В чём проявилась роль россиян в научно-техническом прогрессе начала XX в.?
Мир в начале ХХ в.: новый этап индустриального развития
Вам,
разумеется, хорошо знаком термин «промышленная революция». Основой её является
переход от ручного труда к машинному.
Машина
– это не просто техническое усовершенствование. Её производительность уже не зависит
исключительно от физических возможностей человека. Потому что в движение её
приводит не мускульная сила, а универсальный двигатель. Вначале паровой, затем
другие его разновидности: двигатель внутреннего сгорания, электрический,
ядерный…
Вообще,
двигатель – это устройство, которое преобразует какой-либо вид энергии в
механическую работу. В том числе и энергию ветра или воды. Так что парус,
ветряное или водяное колесо – это тоже двигатели.
Но
универсальными их вряд ли можно назвать. Поскольку возможности их
непосредственного использования ограничены.
А
возможности парового двигателя – нет. Он может приводить в движение станки на
фабрике. При этом неважно, какой скорости достигают ветра в том районе, где
фабрика расположена. И есть ли поблизости река. Энергию пара активно
использовали различные транспортные средства: пароходы, паровозы. Были и
автомобили на паровом двигателе. Они «не выжили» в конкурентной борьбе, но кто
знает: возможно, к этой идее ещё вернутся на каком-нибудь новом витке
научно-технического прогресса.
Использование
машин резко ускорило темпы роста промышленного производства. Удешевило выпуск
продукции. Это позволяло более полно удовлетворять потребности населения.
Промышленная революция повлекла за собой аграрную. В сельское хозяйство также
внедрялись технические и технологические новинки. Происходила урбанизация,
менялась социальная структура общества. Нужда в специалистах подталкивала к
развитию системы профессионального образования. Промышленный переворот стал
экономической предпосылкой многочисленных буржуазных революций XIX века. Их основной целью была
демократизация политического строя, чтобы он в большей степени соответствовал
новому уровню развития общества.
Какие
последствия промышленной революции вы ещё могли бы назвать? Попробуйте
систематизировать их по сферам общественной жизни.
Но
одной промышленной революцией дело не ограничилось. Историки и социологи, как о
свершившемся факте, говорят о второй и третьей революциях. А некоторые
заявляют, что вот-вот грядёт четвёртая. Давайте-ка разберёмся в этом
поподробнее.
Вторая
промышленная (или технологическая) революция произошла в
последней трети XIX
– начале ХХ века. Первая промышленная революция была основана на паровом
двигателе, выплавке чугуна и текстильной промышленности. А вторая – на выплавке
стали высокого качества, бурном железнодорожном строительстве, широком
использовании электричества и развитии химической промышленности.
В
1856 году английский инженер Генри Бессемер предложил свой способ переработки
чугуна в сталь. В специальном оборудовании – конвертере – сквозь жидкий
чугун продували сжатый воздух – обычный атмосферный или обогащённый кислородом.
Оставим для урока химии описание процессов, которые при этом происходили.
Скажем только, что способ этот был гораздо менее трудоёмким и дорогостоящим.
Благодаря этому сталь стала массово использоваться. Она прочнее, чем чугун,
лучше поддаётся обработке. Изделия из стали могут быть не только литыми, но и
коваными, и сварными. Из отдельных элементов стало возможно создавать
конструкции разной конфигурации и величины.
Позже
были разработаны и другие способы выплавки стали, например мартеновский. Первая
такая плавильная печь была создана французским инженером Пьером Эмилем Мартеном
в тысяча восемьсот шестьдесят четвёртом году. В мартеновских печах в сталь
заданного качества можно перерабатывать не только чугун, но и лом. Томасовский
способ позволил повысить прочность металла. А с начала двадцатого века для
выплавки стали начали использовать дуговые элетропечи.
Массовое
производство стали серьёзно облегчило строительство железных дорог.
Стальные рельсы были значительно долговечнее чугунных. Те могли использоваться
максимум 10 лет. Стоимость железнодорожных перевозок снизилась более чем в 25
раз. И именно железные дороги стали самым дешёвым способом перевозки пассажиров
и особенно грузов. До середины XIX
века эту роль – короля транспортной инфраструктуры – играли каналы.
На
1880-е годы приходится настоящий железнодорожный бум. За 10 лет в разных
странах мира было построено 245 тысяч километров железных дорог. Их
протяжённость к 1890 году достигла 618 тысяч километров.
По
темпам строительства впереди шли Соединённые Штаты Америки.
Бурное
железнодорожное строительство стало одним из мощнейших стимулов роста
промышленного производства в этой стране. И дело не только в удешевлении
поставок сырья. Любое строительство стимулирует развитие самых разных отраслей.
В случае с железными дорогами – добывающей, металлургической, деревообработки,
машиностроения. Резко возрос спрос на специалистов разных профилей для
обслуживания перевозок.
Дымящий
паровоз стал символом эпохи индустриализации. Но в то же самое время, когда
происходил железнодорожный бум, были созданы предпосылки для того, чтобы
сделать железные дороги более экологичными. 31 мая 1879 года на промышленной
выставке в Берлине была продемонстрирована первая электрическая железная
дорога.
Её
длина составляла всего 300 метров. Построил её известный немецкий инженер,
изобретатель, предприниматель Эрнст Вернер фон Сименс. Три маленьких вагончика
могли прокатить всех желающих со скоростью 7 километров в час. Но по очереди.
Лишь 18 пассажиров мог потянуть электромотор этого поезда.
В
1881 году в Германии была открыта первая городская электрическая железная
дорога. Из Берлина в Лихтерфельд. Вплотную к электрификации железных дорог
многие страны мира приступили после Первой мировой войны.
Разумеется,
использование электричества не ограничивалось только транспортом. Электромагнитная
теория Джеймса Максвелла, объединившая в одно целое имевшиеся на тот
момент знания о свете, электричестве и магнетизме, стала научной основой
«всеобщей электрификации». Динамо-машины, электрогенераторы, электромоторы
стали использоваться в самых разных сферах.
Генри
Форд, например, заявлял, что без электричества было бы невозможно массовое
производство. Конвейер по сборке знаменитого автомобиля «Форда Т» объединял
тридцать две тысячи станков, не считая другого оборудования. Подавляющее
большинство всей этой техники работало на электричестве.
Без
использования электричества невозможно себе представить производство алюминия и
таких химикатов, как хлор, гидроксид натрия, магнезия. Без электрохимических
реакций при этом никак не обойтись.
Успехи
в производстве электроэнергии привели к возникновению и развитию электрического
освещения. Конструкция электродуговой лампы накаливания была разработана в
1876 году русским электротехником и военным инженером Павлом Николаевичем
Яблочковым. А широкое практическое её применение началось после того, как
американец Томас Эдисон запатентовал вакуумную лампу накаливания с угольной
нитью. Электричество стало широко применяться для освещения улиц, а затем и
жилых домов.
Понятно,
что прежде чем так широко использовать электрическую энергию, надо её
выработать. 1880-е годы – время активной работы учёных и инженеров разных стран
над разработкой турбин для производства электроэнергии. Первые из них были
паровыми – результатом усовершенствования парового двигателя. Затем была
изобретена гидравлическая турбина, и в электрическую стала перерабатываться
энергия текущей воды. Крупнейшая в мире гидроэлектростанция была построена в
1936 году на реке Колорадо в США.
Высота
плотины Боулдер-Дам достигает 226 метров. Огромное значение имело изобретение
трансформатора для передачи электроэнергии на большие расстояния. Можно было
начинать думать над увеличением мощности электростанций и строить их там, где
были лучшие природные условия. Это особенно важно, когда речь идёт о
гидроэлектростанциях. Большой вклад в создание таких трансформаторов внёс российских
электротехник Михаил Осипович Доливо-Добровольский.
Исследование
немецким физиком Генрихом Герцем электромагнитных волн привело к изобретению
радио. В тысяча девятьсот девяносто пятом году Александр Степанович Попов
продемонстрировал изобретённый им радиоприёмник на заседании физического
отделения Русского физико-химического общества.
Во
многих странах изобретателем радио считают итальянского радиотехника Гульельмо
Маркони, поскольку именно он получил патент на это изобретение.
Усилению
радиосигнала способствовало изобретение англичанином Джоном Флемингом
электронной лампы. Она широко применялась в радиопередатчиках и приёмниках, а
также в других электронных приборах, пока не была вытеснена транзистором.
Если
вновь вернуться к усовершенствованию двигателей, то необходимо вспомнить, что
ко времени второй промышленной революции относится и создание двигателя
внутреннего сгорания. Первый был сконструирован французом Этьеном Ленуаром.
А наибольшее распространение получили два немецких. Николаус Отто в качестве
топлива для двигателя использовал бензин. А Рудольф Дизель предложил вторую
разновидность – дизельную. Он может работать на разных видах топлива: сырой нефти,
керосине, мазуте. Или на рапсовом масле, например.
Двигатель
внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте, в военной
технике, ускорил механизацию сельского хозяйства.
Значительно
продвинулась вперёд химическая промышленность. Началось производство
искусственных (анилиновых) красителей, пластмасс, искусственного каучука. Были
разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты, соды. В
сельском хозяйстве стали широко применяться минеральные удобрения. Особым
направлением в химической промышленности стала нефтехимия.
Развитие
нефтяной промышленности началось в США в середине XIX века. В Пенсильвании из нефти стали
делать керосин. Его использование для ламп обходилось дешевле, чем растительных
или животных жиров. Бензин же, кровь современного транспорта, был тогда всего
лишь побочным продуктом производства керосина.
Все
эти эпохальные открытия – результат не просто удачных изобретений, а общего
прогресса в развитии науки. Научные разработки были положены и в основу новых
подходов к организации труда. Мы уже вспоминали о конвейере Генри Форда. Именно
внедрение поточного производства считают кульминацией второй
промышленной революции.
Росту
производительности труда способствовала и стандартизация узлов и механизмов.
Впервые эта идея стала использоваться ещё в начале девятнадцатого века в
оружейной промышленности. А наиболее широко распространилась в США. Возник даже
термин – «американская система производства».
В
Соединённых Штатах концепция стандартизации стала использоваться не только для
техники. «Отец научного менеджмента» Фредерик Тейлор распространил её и
на работников. Точнее, на те операции, которые они производили.
Тейлор
считал, что любой труд мог быть измерен, проанализирован, систематизирован и
передан в процессе обучения любому человеку. То есть мастерство работника – это
не врождённый талант, а правильно организованная система профессиональной
подготовки. Но подробный рассказ о тейлоризме будет более уместен на уроках
обществознания и экономики.
Изменения
в промышленном производстве, внедрение технических и технологических новшеств
имело далеко идущие последствия.
Повышение
производительности труда и падение цен на товары повысило уровень жизни
большинства населения индустриальных стран. Сельское хозяйство стало несколько
меньше зависеть от капризов погоды. А в случае неурожаев в отдельных регионах
голод мог быть предотвращён благодаря развитию транспорта.
Превращение
промышленности в ведущую отрасль экономики ускоряло урбанизацию. Появился
многочисленный слой квалифицированных рабочих. По уровню доходов и
благосостояния их уже можно было относить к среднему классу.
Повышение
требования к образовательной и профессиональной подготовке работников приводило
к постепенному вытеснению детского труда. И внедрению всеобщего обязательного
обучения детей.
Бурный
технический прогресс обострил проблему безработицы. Рабочих замещали машины.
При росте производства число рабочих мест могло сокращаться.
Оборудование
фабрик и заводов (довольно дорогостоящее) за короткий период морально устаревало.
Требовались значительные средства для технической модернизации предприятий. Не
все владельцы могли себе позволить такие расходы. Поэтому происходил процесс
концентрации производства. Его сосредоточения на крупных предприятиях. Это
стало причиной монополизации экономики. Но о монополиях, их типах, последствиях
их деятельности поговорим в другой раз.
А
пока резюмируем. Бурный экономический рост
семидесятых-девяностых годов XIX
века стал следствием технологической (второй промышленной) революции. Те
страны, в которых она произошла, по уровню своего развития вышли далеко вперёд
в сравнении со всеми остальными.
Их
список в 1900 году открывали Соединённые Штаты Америки – 24% мирового
производства. Далее следовали Великобритания (19%), Германия (13%), Россия (9%)
и Франция (7%).
Мы
ничего пока не говорили о третьей и четвёртой промышленных революциях. Но ведь
и изучение курса только началось.
Презентация к уроку по истории (11 класс) на тему: ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И НОВЫЙ ЭТАП ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Тема «Технический прогресс и новый этап индустриального развития»
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы
Цели урока:
Образовательная: сформировать представление об ускорении развития техники в начале ХХ в.; сформировать представление об основных тенденциях и направлениях; продолжить работу над понятиями, формированием умения выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать делать выводы, работать с опорным конспектом, сжатой информацией
Развивающая: способствовать развитию аналитических умений учащихся, навыку работы с текстовой информацией, развивать навыки устной и письменной речи.
Воспитательная: продолжить формирование навыков коллективного труда, чувства патриотизма и гордости за свою страну
Учебное оборудование: исторические документы, учебник, презентация «Технический прогресс в начале 20 в.», интерактивная доска, компьютер.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Мотивационно-целевой момент
Это занятие, основанное на работе с историческими источниками и учебником ориентировано на развитие способностей работать с разными типами документов, критически анализировать историческую информацию. На таком занятии можно использовать разные организационные модели, позволяющие активизировать познавательную активность каждого.
В описанной модели урока акцент переносятся с воспроизведения готовых знаний на обучение школьников приемам и процедурам самостоятельного поиска знаний, формирование их интеллектуальных, коммуникативных, оценочных умений. Учитель на этом этапе становится консультантом. Он помогает ученику, направляет и корректирует его деятельность.
У учащихся в данном блоке познания формируются умения работы с текстом, источником, картой. Школьники учатся анализировать, сравнивать, выделять главное.
Актуализация знаний.
Проверка усвоения материала на базе теста и кроссворда по пройденному материалу.
4.Работа по теме урока.
Изучение материала с элементами лабараторной работы.
План урока:
Развитие наземного и морского транспорта.
Авиация и ракетная техника.
Новые конструкционные материалы и энергетика.
Переход к индустриальному производству.
5.Подведение итогов урока.
Анализ работы на уроке и выставление оценок
6.Домашнее задание.
§1, составлениие опорных конспектов с учетом исправлений и замечаний, сделанных в течение проверки работы каждой группы.
Технический прогресс и новый этап индустриального развития
Просмотр содержимого документа
«Технический прогресс и новый этап индустриального развития»
Технический прогресс и новый этап индустриального развития
Причины ускорения научно-технического развития :
- Накопление на протяжении предшествующих веков огромного фактического и эмпирического материала, результатов наблюдений, экспериментов многих поколений ученых
- С развитием транспорта академическая наука стала по сути интернациональной.
- Междисциплинарная интеграция науки (исследования на стыке наук)
- Сближение научного и технического процесса (технические новшества стали быстрее внедрятся в массовое производство)
Основные открытия в естествознании в первые десятилетия 20-го века
дата
область науки
открытие
ученые
Наибольшее влияние на мировое развитие в первой половине 20-го века оказало совершенствование транспорта.
- Объясните каким образом?
Развитие наземного и морского транспорта:
- 1885-1886гг. создание немецкими инженерами К.Бенксом и Г. Даимлером типов двигателей работающих на жидком топливе.
- 1895г.- изобретение ирландцем Дж. Данлопом пневматических резиновых шин из каучука
- 1898г.- в США возникло 50 компаний по производству автомобилей.
- 1908г.-их было уже 241.
- 1906г.- в США изобретен первый трактор на гусеничной тяге с двигателем внутреннего сгорания.
- С начало первой мировой войны 1914-1918гг. появились бронированные гусеничные машины- танки
- Вторя мировая война 1939-1945гг. Уже полностью была «войной моторов»
- Г. Форд американский механик –самоучка(крупный промышленник) на своем предприятии 1908г. Создал первый автомобиль массового потребления «Форд-Т»
- 1880-х гг. появились первые электрические городские трамваи, метрополитен.
- В 1912г. в Германии был создан первый дизельный локомотив (тепловоз).
- В 1906 г. В Великобритании был построен первый корабль с паровыми турбинами и двигателем внутреннего сгорания(теплоход или дизель- электроход)
Авиация и ракетная техника:
- В 1903г. Братья Райт в США применили на самолете легкий и компактный бензиновый двигатель
- … .
- … .
- … .
- … .
- … .
Переход к индустриальному производству
- Потребности выпуска возрастающих объемов технологически все более сложной продукции требовали совершенствования всего процесса производства.
- Американский инженер Ф.У. Тейлор(1856-1915) предложил разделить процесс производства сложных изделий на ряд относительно простых операций.
Впервые эта система была воплощена в жизнь автопромышленником Г. Фордом
Результат этой системы- сборку машин стало возможно осуществлять на ленте непрерывно двигающегося конвейера, что намного ускорило процесс производства.
Создание коверного производства имело смысл и могло быть рентабельным только при больших объемах выпускаемой продукции.
Символом 20-го века стали гиганты индустрии, огромные промышленные комплексы ТНК:
Американские «Дженерал электрик», «Вестингауз», «Вестерн электрик»
германские «АЭГ». «Сименс»
Домашнее задание
ПАРАГРАФ 2 , КОНСПЕКТ, ВОПРОСЫ СТР. 22
Презентация на тему «Технический прогресс и новый этап индустриального развития»
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Рецензии
Добавить свою рецензию
Аннотация к презентации
Презентация на тему «Технический прогресс и новый этап индустриального развития» рассказывает про 20-й век, который стал временем глобальных открытий и огромного числа самых удивительных изобретений, имеющих основой полученный поколениями ученых экспериментальный опыт. Более того, технический прогресс еще более ускорился благодаря появлению новых приборов и механизмов, в частности разных видов транспорта – сухопутного, морского, небесного и даже производственного.
Краткое содержание
- Причины ускорения научно-технического развития
- Основные открытия в естествознании
- Влияние совершенствование транспорта
- Хронограф развития наземного и морского транспорта
- Развитие авиации и ракетной техники
- Переход к индустриальному производству
Формат
pptx (powerpoint)
Количество слайдов
10
Автор
Гришина О.А.
Аудитория
Слова
Конспект
Отсутствует
Предназначение
Содержание
Слайд 1
Технический прогресс и новый этап индустриального развития
- МАОУ СОШ №8 им.Ц.Л. Куникова
- Учитель Гришина Оксана Александровна
Слайд 2
Причины ускорения научно-технического развития
- Накопление на протяжении предшествующих веков огромного фактического и эмпирического материала, результатов наблюдений, экспериментов многих поколений ученых
- С развитием транспорта академическая наука стала по сути интернациональной.
- Междисциплинарная интеграция науки (исследования на стыке наук)
- Сближение научного и технического процесса (технические новшества стали быстрее внедрятся в массовое производство)
Слайд 3
Основные открытия в естествознании в первые десятилетия 20-го века
Слайд 4
Наибольшее влияние на мировое развитие в первой половине 20-го века оказало совершенствование транспорта.
Объясните каким образом?Слайд 5
Развитие наземного и морского транспорта
- 1885-1886гг. создание немецкими инженерами К.Бенксом и Г. Даимлером типов двигателей работающих на жидком топливе.
- 1895г.- изобретение ирландцем Дж. Данлопом пневматических резиновых шин из каучука
- 1898г.- в США возникло 50 компаний по производству автомобилей.
- 1908г.-их было уже 241.
- 1906г.- в США изобретен первый трактор на гусеничной тяге с двигателем внутреннего сгорания.
- С начало первой мировой войны 1914-1918гг. появились бронированные гусеничные машины- танки
Слайд 6
- Вторя мировая война 1939-1945гг. Уже полностью была «войной моторов»
- Г. Форд американский механик –самоучка(крупный промышленник) на своем предприятии 1908г. Создал первый автомобиль массового потребления «Форд-Т»
- 1880-х гг. появились первые электрические городские трамваи, метрополитен.
- В 1912г. в Германии был создан первый дизельный локомотив (тепловоз).
- В 1906 г. В Великобритании был построен первый корабль с паровыми турбинами и двигателем внутреннего сгорания(теплоход или дизель- электроход)
Слайд 7
Авиация и ракетная техника
- В 1903г. Братья Райт в США применили на самолете легкий и компактный бензиновый двигатель
- ….
- ….
- ….
- ….
- ….
Слайд 8
Переход к индустриальному производству
- Потребности выпуска возрастающих объемов технологически все более сложной продукции требовали совершенствования всего процесса производства.
- Американский инженер Ф.У. Тейлор(1856-1915) предложил разделить процесс производства сложных изделий на ряд относительно простых операций.
Слайд 9
- Впервые эта система была воплощена в жизнь автопромышленником Г. Фордом
- Результат этой системы- сборку машин стало возможно осуществлять на ленте непрерывно двигающегося конвейера, что намного ускорило процесс производства.
- Создание коверного производства имело смысл и могло быть рентабельным только при больших объемах выпускаемой продукции.
- Символом 20-го века стали гиганты индустрии, огромные промышленные комплексы ТНК:
- Американские «Дженерал электрик», «Вестингауз», «Вестерн электрик»
- германские «АЭГ». «Сименс»
Слайд 10
- Домашнее задание
- Параграф 2 , конспект, вопросы стр. 22
Посмотреть все слайды
Технический прогресс и новый этап индустриального развития (Курицына С.Н.).
Название предмета: Всеобщая история Класс 11 УМК (название учебника, автор, год издания): Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. -§1; Загладин Н.В. Всемирная история XX век.11 класс.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. -§1,2; Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. -§1 Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)- базовый Тема урока: «Технический прогресс и новый этап индустриального развития». Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 часа Место урока в системе уроков по теме: 2 урок Цель урока: Образовательная: сформировать представление об ускорении развития техники в начале ХХ в.; сформировать представление об основных тенденциях и направлениях; продолжить работу над понятиями, формированием умения выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать делать выводы, работать с опорным конспектом, сжатой информацией. Развивающая: способствовать развитию аналитических умений учащихся, навыку работы с текстовой информацией, развивать навыки устной и письменной речи. Воспитательная: продолжить формирование навыков коллективного труда, чувства патриотизма и гордости за свою страну. Планируемые результаты: Систематизация знаний учащихся, выработка умений самостоятельной работы с фактическим и иллюстративным материалом. Техническое обеспечение урока: исторические документы, учебник, презентация «Технический прогресс в начале 20 в.», интерактивная доска, компьютер, экран. Содержание урока: 1.Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку (наличие учебников, тетрадей и т.д.) 2.Мотивационно-целевой момент. Учитель объясняет, что это занятие, основанное на работе с историческими источниками и учебником, ориентировано на развитие способностей работать с разными типами документов, критически анализировать историческую информацию. На таком занятии можно использовать разные организационные модели, позволяющие активизировать познавательную активность каждого учащегося. (Акцент переносятся с воспроизведения готовых знаний на обучение школьников приемам и процедурам самостоятельного поиска знаний, формирование их интеллектуальных, коммуникативных, оценочных умений. Учитель на этом этапе становится консультантом. Он помогает ученику, направляет и корректирует его деятельность. У учащихся в данном блоке познания формируются умения работы с текстом, источником, картой. Школьники учатся анализировать, сравнивать, выделять главное). Актуализация знаний. Проверка усвоения материала на базе теста (предлагается фронтально для всех учащихся, кроме тех, кто работает с кроссвордом) и кроссворда по пройденному материалу. 1. Назовите фамилию ученого, который в 1895 году открыл х-лучи. a) Рентген b) Эйнштейн c) Резерфорд d) Планк 2. Назовите фамилию ученого, который в 1897 году открыл элементарную частицу – электрон, а также в 1903 году предложил одну из первых атомных моделей. a) Резерфорд b) Томсон c) Бор d) Планк 3. Назовите фамилию немецкого физика, который в 1900 году доказал, что излучение не является сплошным потоком энергии, а делится на отдельные порции – кванты. a) Томсон b) Бор c) Хан (Ган) d) Планк 4. Назовите фамилию ученого, который в 1911 году предположил, что атом имеет сложное строение, где роль ядра играет положительно заряженная частица позитрон, вокруг которой, как планеты, движутся отрицательно заряженные электроны. a) Рентген b) Эйнштейн c) Резерфорд d) Томсон 5. Назовите фамилию датского физика, который в 1913 году доказал, что электроны могут менять свои орбиты, выделяя или поглощая при этом кванты энергии. a) Томсон b) Бор c) Хан (Ган) d) Планк 6. Назовите фамилию ученого, который в 1905 году опубликовал работу «К электродинамике движущихся тел», в которой изложил специальную теорию относительности, согласно которой при движении с околосветовой скоростью происходит замедление времени. a) Рентген b) Эйнштейн c) Резерфорд d) Томсон 7. Назовите фамилию немецкого химика, который в соавторстве с ФритцСтрассманом (FritzStrassmann), разбили атом урана на две приблизительно равных части при помощи нейтронного излучения. a) Томсон b) Бор c) Хан (Ган) d) Планк 8. Назовите фамилию ученого, который в 1915 - 1916 годах сформулировал выводы, касающиеся общей теории относительности, согласно которой скорость света в вакууме не зависит от скорости движения его источника, является абсолютной величиной. a) Рентген b) Эйнштейн c) Хан (Ган) d) Планк 9. Назовите фамилию ученого, который в соавторстве с Фредериком Жолио-Кюри сформулировали идею о возможности цепной реакции с освобождением огромной энергии при радиоактивном распаде урана и плутония. a) Рентген b) Эйнштейн c) Хан (Ган) d) Ферми 10. Назовите руководителя «Манхэттенского проекта», под руководством которого в 1942 – 1945 гг. была создана первая атомная бомба. a) Гровс b) Эйнштейн c) Резерфорд d) Томсон Обратимся слайдам 3-5 презентации, для соотнесения понятий из темы предыдущего урока. Кроссворд предлагается индивидуально нескольким учащимся (выполняется на отдельных листках). 8 Э Й 5 Н Б Ш О Т 1 3 4 Р Е З Е Р Ф О Р Д П 10 Й Е Л 7 Г А Н Н А Р 2 Т О М С О Н О Г 9 К В Е Ф С 6 Э Й Н Ш Т Е Й Н Р М И 1. Назовите фамилию ученого, который в 1895 году открыл х-лучи. 2. Назовите фамилию ученого, который в 1897 году открыл элементарную частицу – электрон, а также в 1903 году предложил одну из первых атомных моделей. 3. Назовите фамилию немецкого физика, который в 1900 году доказал, что излучение не является сплошным потоком энергии, а делится на отдельные порции – кванты. 4. Назовите фамилию ученого, который в 1911 году предположил, что атом имеет сложное строение, где роль ядра играет положительно заряженная частица протон, вокруг которой, как планеты, движутся отрицательно заряженные электроны. 5. Назовите фамилию датского физика, который в 1913 году доказал, что электроны могут менять свои орбиты, выделяя или поглощая при этом кванты энергии. 6. Назовите фамилию ученого, который в 1905 году опубликовал работу «К электродинамике движущихся тел», в которой изложил специальную теорию относительности, согласно которой при движении с околосветовой скоростью происходит замедление времени. 7. Назовите фамилию немецкого химика, который в соавторстве с ФритцШтрасманом (Страссманом) (FritzStrassmann), разбили атом урана на две приблизительно равных части при помощи нейтронного излучения. 8. Назовите фамилию ученого, который в 1915 - 1916 годах сформулировал выводы, касающиеся общей теории относительности, согласно которой скорость света в вакууме не зависит от скорости движения его источника, является абсолютной величиной. 9. Назовите фамилию ученого, который в соавторстве с Фредериком Жолио-Кюри сформулировали идею о возможности цепной реакции с освобождением огромной энергии при радиоактивном распаде урана и плутония. 10. Назовите руководителя «Манхэттенского проекта», под руководством которого в 1942 – 1945 гг. была создана первая атомная бомба. 4.Работа по теме урока. Изучение материала с элементами лабораторной работы. (Презентация) План урока: А) Развитие наземного и морского транспорта. Б) Авиация и ракетная техника. В) Новые конструкционные материалы и энергетика. Г) Переход к индустриальному производству. Вопрос учащимся: Что включается в понятие «Научно-технический прогресс»? (слайд 2 презентации). В чем заключаются истоки НТП? (слайд 7). Как, на ваш взгляд научно-технический прогресс повлиял на жизнь людей? (слайд 8) Технический прогресс, связанный с прикладным использованием достижений науки, развивался на сотнях взаимосвязанных направлений, и выделение какой-то одной группы из них в качестве главной едва ли правомерно. В то же время очевидно, что наибольшее влияние на мировое развитие в первой половине XX века оказало совершенствование транспорта. Оно обеспечило активизацию связей между народами, дало стимул внутригосударственной и международной торговли, углублению международного разделения труда, вызвало настоящую революцию в военном деле. Развитие наземного и морского транспорта.Учитель обращает внимание на слайд 9 презентации. Первые образцы автомобилей были созданы еще в 1885—1886 гг. немецкими инженерами К. Бенцом и Г. Даймлером, когда появились новые типы двигателей, работающих на жидком топливе. В 1895 г. ирландец Дж. Данлоп изобрел пневматические резиновые шины из каучука, что значительно повысило комфортабельность автомобилей. В 1898 г. в США возникло 50 компаний, производивших автомобили, в 1908 г. их было уже 241. В 1906 г. в США был изготовлен трактор на гусеничной тяге с двигателем внутреннего сгорания, что значительно повысило возможности обработки земель. (До этого сельскохозяйственные машины были колесными, с паровыми двигателями.) С началом мировой войны 1914—1918 гг. появились бронированные гусеничные машины — танки, впервые использованные в военных действиях в 1916 г. На предприятии американского механика-самоучки Г. Форда, ставшего крупным промышленником, в 1908 г. был создан «Форд-Т» — автомобиль для массового потребления, первым в мире запущенный в серийное производство. Ко времени начала второй мировой войны в развитых странах мира эксплуатировалось свыше 6 млн. грузовых и более 30 млн. легковых автомобилей и автобусов. (Слайды 10,11). Удешевлению эксплуатации автомобилей способствовала разработка в 1930-е гг. германским концерном «ИГ Фарбиндустри» технологии производства высококачественного синтетического каучука. Развитие автомобилестроения предъявляло спрос на более дешевые и прочные конструкционные материалы, более мощные и экономичные двигатели, содействовало строительству дорог и мостов. Автомобиль стал наиболее ярким и наглядным символом технического прогресса XX века. (Слайд 12) Развитие автомобильного транспорта во многих странах создало конкуренцию железным дорогам, которые сыграли огромную роль в XIX веке, на начальном этапе развития индустрии. Общим вектором развития железнодорожного транспорта было увеличение мощности локомотивов, скорости движения и грузоподъемности поездов. Еще в 1880-х гг. появились первые электрические городские трамваи, метрополитен, обеспечившие возможности роста городов. В начале XX века развернулся процесс электрификации железных дорог. Первый дизельный локомотив (тепловоз) появился в Германии в 1912 г. (слайд 15) Для развития международной торговли большое значение имели увеличение грузоподъемности, скорости судов и уменьшение стоимости морских перевозок. С началом века стали строиться суда с паровыми турбинами и двигателями внутреннего сгорания (теплоходы или дизель-электроходы), способные пересечь Атлантический океан менее чем за две недели. Военно-морские флоты пополнились броненосцами с усиленной броней и тяжелым вооружением. Первый такой корабль, «Дредноут», был построен в Великобритании в 1906 г. Линейные корабли времен второй мировой войны превратились в настоящие плавучие крепости водоизмещением 40—50000 тонн, длиной до 300 метров с экипажем в 1,5 — 2 тыс. человек. Благодаря развитию электродвигателей стало возможным строительство подводных лодок, сыгравших большую роль в первой и второй мировых войнах. (Слайды 16,17,18) Авиация и ракетная техника. Учитель обращает внимание на то, что новым средством транспорта XX века, очень быстро приобретшим военное значение, стала авиация. Ее развитие, первоначально имевшее развлекательно-спортивное значение, стало возможным после 1903 г., когда братья Райт в США применили на самолете легкий и компактный бензиновый двигатель. Уже в 1914 г. русский конструктор И.И. Сикорский (впоследствии эмигрировал в США) создал четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец», не имевший себе равных. Он нес до полутонны бомб, был вооружен восемью пулеметами, мог летать на высоте до четырех километров. (Слайд 19) Большой стимул совершенствованию авиации дала первая мировая война. В ее начале самолеты большинства стран — «этажерки» из материи и дерева — использовались лишь для разведки. К концу войны истребители, вооруженные пулеметами, могли развивать скорость свыше 200 км / час, тяжелые бомбардировщики обладали грузоподъемностью до 4 тонн. В 1920-е гг. Г. Юнкерсом в Германии был осуществлен переход на цельнометаллические конструкции самолетов, что позволило увеличить скорость и дальность перелетов. В 1919 г. была открыта первая в мире почтово-пассажирская авиалиния Нью-Йорк — Вашингтон, в 1920 г. — между Берлином и Веймаром.В 1927 г. американский летчик Ч. Линдберг совершил первый беспосадочный перелет через Атлантический океан. (Слайд 20). В 1937 г. советские летчики В.П. Чкалов и М.М. Громов совершили перелет через Северный полюс из СССР в США. К концу 1930-х гг. линии воздушных коммуникаций связали большинство районов земного шара. Самолеты оказались более быстрым и надежным транспортным средством, чем дирижабли — летательные аппараты легче воздуха, которым в начале века предрекали большое будущее. (Слайд 21,22 На основе теоретических разработок К.Э. Циолковского, Ф.А. Цандера (СССР), Р. Годдарда (США), Г. Оберта (Германия) в 1920—1930-е гг. были сконструированы и испытаны жидкостно-реактивные (ракетные) и воздушно-реактивные двигатели. Группа по изучению реактивного движения (ГИРД), созданная в СССР в 1932 г., в 1933 г. запустила первую ракету с жидкостным ракетным двигателем, в 1939 г. испытала ракету с воздушно-реактивным двигателем. В Германии в 1939 г. был испытан первый в мире реактивный самолет Хе-178. (слайд 23) Новые конструкционные материалы и энергетика. Совершенствование транспорта во многом было обязано новым конструкционным материалам. Еще в 1878 г. англичанин С. Дж. Томас изобрел новый, так называемый томасовский способ переплавки чугуна в сталь, позволявший получать металл повышенной прочности, без примесей серы и фосфора. В 1898—1900-е гг. появились еще более совершенные дуговые плавильные электропечи. Улучшение качества стали и изобретение железобетона позволили возводить сооружения небывалых прежде размеров. Высота небоскреба Вулворта, построенного в Нью-Йорке в 1913 г., составляла 242 метра, длина центрального пролета Квебекского моста, построенного в Канаде в 1917 г., достигала 550 метров. (Слайд 24,25) Переход к индустриальному производству. Вопрос: Как научные открытия в одной из областей знаний влияли на достижения в других областях. Какое влияние они оказывали на развитие промышленности, сельского хозяйства, состояние финансовой системы? (Слайд 26,27) Учащиеся анализируют материал, делают выводы. Важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности, таким образом, стал технический прогресс. Те корпорации, которые в наибольшей степени пользовались его плодами, естественно, обеспечивали себе преимущества над конкурентами. 5.Подведение итогов урока. Анализ работы на уроке и выставление оценок 6.Домашнее задание.§2, составление опорных конспектов по теме.
Автор(ы): Курицына С. Н.