Умения и навыки оратора: Навыки, необходимые хорошему оратору | Школа Дар Жизни-Дар Слова – Ораторское искусство для начинающих: 18 упражнений и правил

Содержание

Навыки, необходимые хорошему оратору | Школа Дар Жизни-Дар Слова


Навыки хорошего оратораКаждый человек может быть при желании достаточно активным оратором, но не эффективным при этом в достижении своих целей. Какие же навыки необходимы хорошему оратору, чтобы быть не просто активным, но еще и результативным?

Ведь  речь может быть достаточно эмоциональной, но не выстроенной по цели, по смыслу, не вести к определенным выводам и конкретным предложениям. Тогда люди запомнят впечатление от речи, но не будут замотивированы на изменение своих действий после нее.

Ораторство, навыки хорошего оратора

 В этой статье я хочу перечислить основные, самые необходимые навыки для любого оратора, который хочет быть и интересным и эффективным в своих выступлениях.

Как влияет ораторское мастерство на вашу карьеру и бизнес читайте здесь.

Итак, список необходимых ораторских навыков для эффективного выступления:


1.      Умение выбрать интересную тему и мотивирующий заголовок к ней для конкретной аудитории слушателей.

2.      Умение ставить цели выступления и четко идти к ним.

3.      Умение составить по алгоритму и произнести короткую или длинную речь.

4.      Умение пользоваться планом-конспектом во время выступления.

5.      Умение справиться с волнением и вести себя уверенно во время выступления.

6.      Умение пересказывать подготовленную речь.

7.      Умение располагать к себе аудиторию и удерживать ее внимание.

8.      Умение читать аудиторию по невербальным сигналам.

9.      Умение применять паузы во время речи для усиления акцентов.

10.  Умение иллюстрировать свою речь жестами и движениями.

Ораторство, навыки хорошего оратора

11.  Умение управлять своими эмоциями.

12.  Умение задавать вопросы аудитории и отвечать на вопросы слушателей.

13.  Умение говорить экспромтом.

14.  Умение анализировать свои и чужие выступления для повышения профессионализма.

Как привлечь и удержать внимание аудитории читайте здесь.

 Итак, мы рассмотрели какие навыки необходимы хорошему оратору. Не пугайтесь, что их кажется много. Дорогу осилит идущий.

Большая часть этих навыков должна быть доведена до уровня автоматизма, то есть работать в вас уже неосознанно. Так, как вы берете ложку или ходите. Но для этого понадобится тренировка и тренировка…

И если добавлять в свой арсенал навыков понемногу, по 1-2 в месяц, то постепенно Вы станете замечательным, уверенным и профессиональным оратором. Чего я Вам и желаю.

…………………………………………………………………………

Ораторство, навыки хорошего оратора
Ораторство, навыки хорошего оратора

Если Вам понравилась и была полезна эта статья, то оставьте, пожалуйста, под ней свой комментарий. Ваше мнение важно автору сайта.Заранее благодарна, Елена Фатеева.


 Copyright© Фатеева Елена..Все права защищены.Копирование разрешено только со ссылкой на этот сайт dar-slova.ru

Основные навыки и умения оратора


Ораторство
представляет собой сложное
интеллектуально-эмоциональное творчество
публичной речи.

Чтобы выступать
перед аудиторией, оратор должен обладать
рядом специальных навыков и умений. К
основным навыкам оратора относится:

- навык отбора
литературы;

- навык изучения
отобранной литературы;

- навык составления
плана;

- навык написания
текста речи;

- навык самообладания
перед аудиторией;

- навык ориентации
во времени.

Из приобретенных
навыков складываются умения оратора.
Оратор должен уметь самостоятельно
готовить выступление, установить и
поддерживать контакт с аудиторией,
доходчиво и убедительно излагать
материал, отвечать на вопросы слушателей,
применять технические средства и т.д.

Успех
публичного выступления во многом зависит
от умения оратора

логично
построить выступление, от композиции
речи.

Композиция
речи
– это
структура речи: расположение и соотношение
ее составных частей. Выступление должно
состоять из трех частей: вступления,
основной части и заключения.

Начинать
подготовку к выступлению традиционно
рекомендуется с основной части публичной
речи. Целями основной части выступления
может быть формулировка общих положений,
сообщение новой информации, последовательное
разъяснение выдвинутых положений и
доказательство их истинности, подведение
слушателей к необходимым выводам.

Вступление
и заключение пишутся тогда, когда работа
над основной частью закончена и оратор
четко понимает все изложенные в ней
идеи.

Во
вступлении могут быть этикетные формулы,
юмористические замечания, вопрос или
сообщение, привлекающие внимание
аудитории; интересный факт, имеющий
прямое отношение к теме, цитата.

В
заключении оратор может ставить перед
собой следующие цели: суммировать
сказанное, обобщить информацию;
способствовать запоминанию основных
положений речи; вновь привлечь внимание
к проблеме выступления; призвать
слушателей к выполнению тех или иных
задач.


Вступление
и заключение занимают ≈ по 20% общего
объема выступления.

Готовясь
к публичной речи, следует помнить о
существовании закон
края
: люди
лучше всего запоминают первое и последнее
из того, что сказано.

Виды аргументов

Чтобы
доказать правильность выдвинутых
положений, убедить в их истинности, в
процессе общения используются различные
виды аргументов. Аргументация
– это логико-коммуникативный процесс,
направленный на обоснование позиции
одного человека с целью последующего
ее понимания и принятия другим человеком.

Начиная
с античных времен, принято делить
аргументы (доводы) на логические,
обращенные к разуму слушателей, и
психологические,
оказывающие воздействие на чувства.

К логическим
аргументам относятся следующие суждения:

- теоретические
или эмпирические обобщения и выводы;

- ранее доказанные
законы науки;

- аксиомы и постулаты;

- определение
основных понятий конкретной области
знаний;

- утверждения о
фактах.

В
ходе аргументации важно разграничивать
факт и мнение: факт
– это действительное, невымышленное
явление или событие; мнение
– суждение, выражающее оценку, взгляд
на что-либо. Факты существуют независимо
от того, как мы их оцениваем и используем
в своих целях. На мнение влияют социальные
установки, личностные ориентиры,
особенности характера и др., поэтому
мнения могут быть необъективными и
ошибочными. Следовательно, факты являются
более надежными аргументами.

Значительную
роль в убеждающей речи играют
психологические доводы. Наиболее
распространенными из них считаются
следующие:

- довод к чувству
собственного достоинства;

- довод от угрозы;

- довод от обещания;

- довод от сочувствия;

- довод от сомнения;

- довод от недоверия
и т.п.

Необходимо
иметь в виду, что психологические
аргументы могут быть использованы
недобросовестными людьми в качестве
уловок и спекулятивных приемов.



Глава 2. Основные навыки и умения оратора. Основные навыки и умения оратора


Похожие главы из других работ:

Анализ кадрового потенциала предприятия и направления повышения эффективности его использования

1.1 Кадровый потенциал: основные понятия, сущность и основные характеристики

Понятие “кадровый потенциал” отражает ресурсный аспект социально- экономического развития.

Кадровый потенциал формируют работники организации...

Искусство взаимоотношений руководителя творческого коллектива с представителями деловых кругов и общественных организаций

1.2 Коммуникативные и организаторские умения

Каждый компонент представлен веером различных умений: например, когда мы говорим о коммуникативных и организаторских умениях, то имеем ввиду умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, смекалку...

Кадровый потенциал предприятия ОАО "Татнефть"

1.1 Кадровый потенциал: основные понятия, сущность и основные характеристики

Понятие “кадровый потенциал” отражает ресурсный аспект социально- экономического развития.

Кадровый потенциал формируют работники организации...

Квалификация закупочного персонала как один из факторов эффективности

1.3 Ключевые навыки и умения закупочных специалистов: обзор результатов зарубежных исследований

Во многих развивающихся странах, где сфера государственных закупок находится на пути своего формирования и развития, признается тот факт, что профессионализация работников, чья деятельность непосредственно связана с государственным заказом...

Коммуникации в менеджменте

3.2. Коммуникативные навыки

Качество коммуникации зависит от коммуникативных навыков участников процесса. Рассмотрим эти навыки.

1. Слушание. Почти все люди интуитивно предполагают, что нормальный слух является необходимым и достаточным условием эффективного слушания...

Контроллинг в системе менеджмента

2.2 Знания, навыки и способности (ЗНС) контроллеров в России

Требования к ЗНС контроллеров в России существенно зависят от современного состояния внутренней и внешней среды предприятия. С одной стороны, на многих российских предприятиях отсутствуют системы учета затрат по видам...


Менеджер по продаже интернет-рекламы

3. Необходимые навыки и личностные качества

Менеджер по продаже Интернет рекламы занимается продажей рекламного места на сайтах и в иных структурах сети Интернет, поиском заказчиков на проведение рекламных кампаний во всемирной сети. Возможность самостоятельного освоения профессии...

Направления совершенствования управления групповой динамикой и лидерством МПТ "Планета"

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА И ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ МЕНЕДЖЕРА

...

Основы кадрового консталинга

1.3. Профессиональные знания и навыки консультанта

Рассматривая проблему профессиональных навыков консультанта, хочется отметить, что в научном и профессиональном сообществе также нет единодушия по этому вопросу.

Подходы к тому, что должен уметь консультант...

Основы оценки персонала на примере ЗАО "ФЛИК"

1.2 Навыки руководителя

Определение задания.

Определение задания очень важная часть навыков руководителя. Если задание будет выполнено не очень хорошо, то это окажет отрицательное влияние на весь коллектив и на каждого работника в отдельности...

Портрет современного менеджера

2.4 Коммуникативные навыки и умения

Искусство руководителя состоит в том, чтобы правильно оценить ролевые типы и повлиять на их оптимальное сочетание в коллективе, что способствует повышению эффективности деятельности коллектива и самого руководителя. При этом надо стремиться...

Предпринимательские стратегии

3.2 Стратегия особого умения

Названия крупных автомобилестроительных компаний у всех на слуху. Однако лишь немногим известны названия компаний, поставляющих электрические и осветительные системы для автомобилей. И это притом, что компаний, выпускающих такие системы...

Применение системы контроллинга в инвестировании

2.2 Знания, навыки и способности (ЗНС) контроллеров в России

Требования к ЗНС контроллеров в России существенно зависят от современного состояния внутренней и внешней среды предприятия. С одной стороны, на многих российских предприятиях отсутствуют системы учета затрат по видам...

Разработка производственной и управленческой структур предприятия и управление эффективностью его деятельностью


2.1 Понятие организационной структуры управления производством и основные ее виды. Основные типы производства

Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас...

Секретарь в структуре управления современной организации

1.1 Основные знания и умения, необходимые секретарю

Секретарь - первый, с кем встречается посетитель, приходя в фирму, учреждение, организацию, предприятие. Он как бы представляет фирму. Через него идет прием посетителей и ведутся телефонные переговоры...

Основные компетенции оратора


Миссия

По результатам изучения данного курса вы сможете:

  1. Узнать, какие элементы составляют коммуникативную и ораторскую компетентность
  2. Научиться строить публичное выступление на основе оценки аудитории
  3. Научиться составлять план выступления и узнать основные принципы успешной презентации
  4. Познакомиться с рекомендациями по психологическому настрою перед выступлением
  5. Узнать о возможных ролях оратора в выступлении
  6. Понять, как устанавливать контакт с аудиторией
  7. Познакомиться с методами удержания внимания слушателей
  8. Узнать о способах взаимодействия с проблемной аудиторией

Цветами красноречия был усыпан путь ко всякой карьере…

А. Чехов

Все, кому приходится выступать публично: руководители, менеджеры, консультанты, преподаватели - сталкивались с важностью получения навыков ораторского мастерства.

В зависимости от темперамента, типа личности, кому-то публичные выступления даются легче, кому-то труднее. Тем не менее это комплекс навыков, которому можно научиться.

Для руководителя любого уровня – от топ-менеджера до начальника отдела – умение выступать публично имеет очень большое значение. В общении с клиентами и партнерами это необходимо для проведения эффективных презентаций различного формата, выступлений на различных конференциях, совещаниях, для ведения переговоров. Однако даже чаще руководителю приходится выступать перед собственными сотрудниками – и его речь на совещаниях, собраниях обязательно должна быть убедительной, мотивирующей, запоминающейся, а не просто сухим изложением фактов и поручений.

Любые публичные выступления – основа для формирования личного имиджа руководителя. Уверенная, грамотная, эмоциональная речь создает соответствующее впечатление и о самом профессионале. И напротив, даже самый грамотный специалист не воспринимается так окружающими, если он не может подать себя: говорит сумбурно, неуверенно, сухо и монотонно. Даже самая содержательная и интересная речь не будет иметь успеха и не произведет сильного впечатления, если она произнесена серым языком, вяло и скучно.

Материалы курса помогут разобраться со всеми элементами публичного выступления – от подготовки до завершения. Изучая курс, вы встретите много практических заданий и рекомендаций, и важно сразу начинать применять их на практике. Навык публичного выступления, как и любой навык, требует не просто знания, но и практики, отработки.

Основные компетенции оратора

Ораторская речь – вид монологической речи в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Характеризуется она традиционными особенностями композиции, стиля, активного употребления языковых средств, соотношением языковых и неязыковых (паралингвистических) средств общения.

Стиль речевой деятельности формирует определенный стиль жизни, что способствует формированию конкретного образа оратора в сознании того, к кому обращена речь:  отдельная ли это личность, группа лиц или большая аудитория.

Итак, в понятие ораторской компетентности следует включить такие слагаемые, как сумма умений и навыков, обеспечивающих процесс создания эффективного, целесообразного высказывания, то есть умение быть коммуникативным лидером.

В комплекс речевых средств входят:

  • идеи, 
  • слова, 
  • построение слов, 
  • произношение, 
  • телодвижение, 
  • эмоция речи.

Неразрывны с ораторскими навыки коммуникативной компетентности (описание коммуникативной компетенции было дано Дж. А. ван Экомом на основе спецификаций Совета Европы).

Коммуникативная компетенция (более широкая, чем ораторская) включает следующие компоненты:

Компоненты коммуникаций

Коммуникативная компетенция

Обеспечить совершенствование компетентности может только постоянная тренировка. И это одно из основных условий ее формирования.

Полноценно сформированная ораторская компетентность определяет готовность менеджера к выполнению профессиональной роли в своей области деятельности и делает возможным решение многих управленческих задач - с помощью построения системы коммуникационных связей и эффективного общения.

Непосредственно к навыкам публичного выступления можно отнести следующие основные навыки:

  • навык подготовки и составления плана выступления;
  • навык оценки аудитории и настройки на аудиторию;
  • навыки самопрезентации и владения собой;
  • навыки контакта с аудиторией и удержания внимания;
  • навыки убеждения;
  • навыки составления речи и выступления в различных «жанрах».

Более подробно рассмотрим эти навыки в дальнейших разделах курса.

Зачем учиться ораторскому искусству?


Прежде чем отправиться на то или иное обучение, закономерным становится вопрос: а действительно ли мне оно нужно? И если нужно, то зачем? Курсы, на которых вы можете освоить искусство ораторского мастерства, не являются исключением. Каждый из нас с раннего детства получил навыки разговорной речи и ежедневно общается с людьми. Зачем же тогда учиться общению, если этим умением вы пользуетесь долгие годы? Затем, что обычное общение и эффективное общение – это две разные вещи. Давайте попробуем разобраться, что могут дать вам наши курсы ораторского искусства в Москве и почему оно действительно того стоит.

Начнем с того, что ораторское мастерство и искусство речи – это целая наука, изучение которой позволяет вести разговор таким образом, чтобы вызывать у людей доверие и симпатию. Каждое ваше слово будет инструментом на пути к достижению своей цели. Конфликты, недопонимание, невнимание к вашим словам – всё это останется в прошлом. Кроме того, искусство ораторской речи является просто незаменимым навыком практически в любой сфере нашей жизни. Не верите? Тогда давайте подробно остановимся на каждой области отдельно.

Работа
На работе мы ежедневно общаемся с людьми: руководством, сотрудниками, клиентами. Умение правильно построить диалог поможет вам добиться невероятных результатов.

Вы хотите карьерного роста, но вас обходят более удачливые сотрудники? Начальник не замечает ваших выдающихся способностей? А вы знали, что карьерный рост полностью зависит от Ваших коммуникативных навыков и мастерства общения? Недаром, Наполеон сказал: «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает». Если вначале только вы знаете себе цену, то, отправившись на тренинг развития уверенности, вы увидите, что вас оценят и другие, вы сможете правильно подать себя и обратить на себя внимание руководства.

Ораторское мастерство и искусство речи является просто незаменимым для тех, кто работает с клиентами. Правильно построенный диалог на переговорах сделает вас удачливым, успешным и влиятельным лидером, с которым приятно иметь дело. Бизнесмен / сотрудник / руководитель сможет привлечь и удержать клиента, наладить доверительные и прочные взаимоотношения, используя знания психологии влияния.

Именно благодаря ораторскому мастерству руководитель сможет вдохновить своих подчиненных на более самоотверженную и качественную работу. Материальная мотивация далеко не единственный способ добиться высоких результатов, вы убедитесь в этом, получив навыки тонкого искусства общения.

Наконец, именно благодаря ораторскому мастерству и знаниям различных тонкостей, хитростей и закономерностей в общении, вы сумеете расположить к себе стратегических партнеров, сможете сделать так, чтобы нас не просто слушали, но и услышали, а также согласились с вашим мнением! Всё это даст вам тренинг делового общения.

Личные отношения. Путь к сердцу женщины лежит через ее… уши, это всем хорошо известно, а путь к сердцу мужчины, вопреки всеобщему мнению, пролегает не только через желудок. Любимая женщина должна уметь поддержать своего рыцаря, вдохновить его на «подвиг», а именно на его личную самореализацию.

Наши взаимоотношения с противоположным полом зависят не только и не столько от привлекательной внешности, сколько от умения подать себя, заинтриговать партнера, быть интересным собеседником: внимательным слушателем и интересным рассказчиком.
Вспомните, сколько раз, вы сидели в кафе с девушкой/мужчиной, судорожно придумывая темы для разговора в попытке избежать неприятных пауз? Постигнув искусство ораторской речи, вы сможете общаться непринужденно, легко, вызывая симпатию и интерес у собеседника.

Наши курсы помогут вам с легкостью знакомиться с понравившимися людьми, строить прочные и доверительные взаимоотношения с партнером, познать закономерности восприятия противоположного пола.

Успех в любви и работе – это далеко не всё, что может дать вам обучение в нашей школе. С помощью правильно построенного общения, вы сможете с честью выходить из любых конфликтных ситуаций, легко находить новых друзей, добиваться своих целей.

Искусство ораторского мастерства заключается в том, что мастер не задумывается о красоте слога (его речь и так струится, как ручеек), мастер коммуникации сфокусирован на достижении цели разговора. Если цель соблазнить, то соблазнить, если просто расположить, то расположить к себе собеседника, если вдохновить на продажу или поступок, значит, достигается именно такая цель. Именно в ваших руках будет контроль и управление ситуацией: вы сможете создавать неподдельный интерес к своей персоне, заинтриговав собеседника, или сможете захватить воображение партнера своей харизмой, вовлечь его думать именно о Вас. Вы будете производить именно то впечатление на окружающих, которое сами хотите.

Итак, почему же необходимо совершенствовать навыки общения?

Чтобы:

1. Ярко, незабываемо, харизматично выступить на конференции, презентации, чтобы вы, как истинный оратор, смогли вовлечь, вдохновить слушателей на тот или иной шаг
2. Провести результативные переговоры, располагая и завораживая своих собеседников, легко склоняя к своей идее
3. На свадьбе, праздниках, корпоративных мероприятиях красноречиво рассказать тост, анекдот либо поздравления. Красноречивость – это признак хорошего образования, эрудированности, а также смекалки и находчивости.
4.Уметь создавать блистательную речь, превращая свое выступление в источник приятных ощущений для покоренных слушателей
5. Общаясь с агрессивно настроенным человеком, суметь не только избежать конфликтной ситуации, но и расположить к себе агрессора. Вы поймете, что человек, который не управляет своим эмоциональным состоянием, легко поддается влиянию и управлению.
6. На свиданиях общаться весело, остроумно, непринужденно абсолютно на любые темы, в которых вы, вполне возможно, даже не разбираетесь
7. Расположить, увлечь и вдохновить клиента на приобретение ваших услуг, товаров
8. Научиться доносить информацию до своих сотрудников
9. Легко коммутировать, знакомиться с людьми, уметь располагать их к себе
10. Наработать практику пребывания в нестандартных ситуациях, чтобы легко и непринужденно парировать любые нападки, ловко отвечать на каверзные вопросы, не вестись на провокации.

Помните, что

Мастер общения – это всегда желанный гость в любом коллективе, о нем говорят: ты – душа компании.
Мастер общения – это обаятельная яркая личность, его всегда ждут и ему всегда рады.
Мастер общения – это человек, который с помощью слов может помочь лучше, чем любое лекарство!!!

Особенности публичной речи — Мегаобучалка


Публичная речь — монолог по форме, а по существу — диалог. И это создает оратору дополнительные трудности. Если в диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз. Это надо делать одновременно с произнесением речи. И здесь вступает в строй другое затруднение — лингвистическое, или языковое. Необходимость «охватить более обширное тематическое содержание» усложняет синтаксис монолога по сравнению с диалогом: предложения становятся конструктивно сложнее; соединение их в связный кусок текста многоступенчато; чтобы соблюсти структурно-стилистическое единство текста в целом, говорящий вынужден держать в поле внимания и конец, и начало высказывания.

Публичное выступление — устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст.

Характерной особенностью публичной речи является то, что она происходит в ситуации живого общения, в то время как письменный монолог от нее отстранен. Отсюда проистекают специфические трудности для каждой из этих форм.

Другая отличительная особенность — это живая интонация разговорной речи, т.е. возможность в устном монологе выразить свое отношение к произносимому не только словами, но и тембрально-тоновой окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой, жестом.

В письменной речи, конечно, тоже чувствуется общая интонация сообщения, выраженная в порядке слов, выборе синтаксических конструкций, в оформлении их определенными знаками препинания. Однако те интонационные нюансы, которые присущи устной речи, в письменной не могут быть выражены, и о них можно только догадываться. Кроме того, устная речь более свободна синтаксически, менее отягощена союзами и чаще использует вместо них бессоюзную, интонационную связь слов, предложений и частей текста.

Характеристика личности оратора. Знания, навыки и умения оратора. Взаимодействие оратора и аудитории.

Личность оратора

Что нужно человеку для того, чтобы приобрести навыки

ораторского выступления?

Конечно, в первую очередь нужно отметить значение

природных данных. К ним относятся особенности нервной систе-

мы, функциональной деятельности мозга, строение голосовых

связок, двигательного аппарата. Будущему оратору необходи-

мо обладать развитым произвольным вниманием, хорошей об-

разной и логической памятью, сообразительностью, глубиной

и широтой мышления. Цицерон говорил: «Совершенство не дано

никому, но, занимаясь упорно и настойчиво, вы сможете прибли-

зиться к нему настолько, насколько вам позволит природа».

Конечно, наличие природных данных весьма значительно,

но обратите внимание и на другую мысль Цицерона, которая

имеет едва ли не более весомое значение – это желание самого

человека добиться поставленной цели, внутренняя установка на

успех. Ведь недаром говорится: «Дорогу осилит идущий!».

Кроме этого, в человеке, который хочет влиять на дру-

гих, должна ярко проявляться Личность. «Типичными лично-

стными качествами являются самостоятельность и оригиналь-

ность мышления, доброжелательность, открытость, уверенность

в себе, обаяние, артистичность и, несомненно, трудолюбие, силь-

ная воля и активный характер.»1

Если оратор является такой личностью – сильной,

умеющей убеждать, влиять на поведение людей, – то очень

важным фактором становятся нравственные установки, кото-

рые он несет в массы. Как утверждают социологи, в нашей

стране сейчас господствует нравственный плюрализм: каждый

человек имеет свой моральный кодекс. Такое положение ве-

щей опасно, поскольку может привести к моральной нераз-

борчивости или вседозволенности. Уважая личное мнение

каждого, все же необходимо формировать и определенную

систему ценностей, руководствуясь которой человек, с одной

стороны, не теряет своих индивидуальных качеств, а с другой

– является представителем определенного социума. Поэтому

риторическое образование должно сопровождаться этическим

просвещением и нравственным воспитанием, формирующим

такие принципы социального взаимодействия людей, как от-

каз от монополии на истину, готовность к диалогу и компро-

миссу, позитивная критика, борьба со злом, любовь к ближ-

нему, порядочность и честность.

Знания, навыки и умения оратора.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По
определению психологов, навык — это способность осуществлять ту или иную операцию
наилучшим образом. К основным навыкам оратора относятся следующие:

• навык отбора литературы;

• навык изучения отобранной литературы;

• навык составления плана;

• навык написания текста речи;

• навык самообладания перед аудиторией;

• навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:

• самостоятельно подготовить выступление;

• доходчиво и убедительно излагать материал;

• отвечать на вопросы слушателей;

• устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией;

• применять технические средства, наглядные пособия и т. д.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со
слушателями может

оказаться неэффективным. Например, оратор хорошо пишет текст речи, но не умеет просто и ясно
излагать его в аудитории; оратор увлеченно рассказывает, но не научился укладываться в
отведенное для выступления время и не успевает высказать основные положения речи и др.

Таким образом, стать хорошим оратором непросто. Мастерство выступающего зависит от его
индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы
приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов прошлого и
настоящего, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще
выступать.

Взаимодействие оратора и аудитории.

Высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателем. Психологи определяют контакт как общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание между выступающим и слушателем. Эта общность возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности. Ритор и слушатель должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одни вопросы. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакт отсутствует Совместную мыслительную деятельность ученые называют интеллектуальным сопереживанием. Для возникновения контакта важно интеллектуальное сопереживание, т. е. оратор и слушатель должны испытывать аналогичные чувства во время выступления. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывая таким образом ответную реакцию. Внешне контакт проявляется в поведении аудитории. Некоторых ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. В этом случае показателем контакта является тишина. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают в аудитории улыбки, смех, но все прекращается сразу же, как только оратор начинает излагать свои мысли. Тишина может иметь и иное значение. Так называемая вежливая тишина – показатель того, что тема неинтересна аудитории, что слушатели просто не хотят мешать выступающему, не нарушают порядка и вместес тем не работают с оратором, мысленно занимаются другими делами.

Главный показатель взаимопониманиямежду говорящим и слушающим – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей, рабочая тишина в зале.

Контакт может быть полнымили неполным,охватывать всю аудиторию или только ее часть, а также устойчивым от начала выступления до его окончания или неустойчивым, меняться в процессе выступления. Факторы, влияющие на установление контакта:

1) актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в его освещении, интересное содержание выступления;

2) личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем;

3) особенности аудитории: ее количественный и качественный состав, мотив действий слушателей, их настроение, установки, интересы и т. п.;

4) психология слушателей: аудитория предъявляет к оратору определенные требования и ждет, что он их оправдает. Слушатели должны чувствовать уверенность оратора, его спокойствие и достоинство, твердость и решительность в голосе;

5) внешность оратора. Слушатели являются одновременно и зрителями, поэтому важно уделить внимание и внешнему виду ритора, мимике, жестам, позе, движениям. Все это подвергнется критике со стороны слушателей.

Кроме того, перед оратором стоит важная задача– заинтересовать слушателей, настроить их на восприятие речи, удержать внимание до конца выступления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *