В экономической деятельности в рф: 029-2001 () ( . 1) ( 06.11.2001 N 454-) ( ) () | – Коды ОКВЭД 2020 с расшифровкой (ОКВЭД 2)

Эффективность экономики России::Федеральная служба государственной статистики



Индекс производительности труда   
Данные по ОКВЭД-2007      
Индекс производительности труда по основным отраслям экономики, по

России

Индекс производительности труда по субъектам Российской Федерации

Данные по ОКВЭД2      
Индексы производительности труда в экономике Российской Федерации, в % к предыдущему году   
Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП, в

ВРП

 

Данные по ОКВЭД-2007      
Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП
Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВРП

Данные по ОКВЭД2      
Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП
Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВРП

Доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте, в

валовом региональном продукте

Доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте

Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте


Индексы изменения фондовооруженности и фондоотдачи
Индексы изменения фондовооруженности и фондоотдачи c 2017 года
Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах)
Степень износа основных фондов на конец года
Степень износа основных фондов в Российской Федерации, по видам

экономической деятельности по полному кругу организаций, на конец года

Степень износа основных фондов на конец года, по субъектам Российской

Федерации, по полному кругу организаций



Прирост числа высокопроизводительных рабочих мест
Число высокопроизводительных рабочих мест по видам экономической

деятельности в разрезе субъектов Российской Федерации (2013-2016 гг.)

Число высокопроизводительных рабочих мест по видам экономической

деятельности в разрезе субъектов Российской Федерации с 2017 г.

Инновационная активность организаций (удельный вес организаций,

осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем

числе организаций)

Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП и в ВРП
Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных

заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. чел.

населения)

Энергоемкость ВВП (ВРП)     

Что такое экономическая деятельность или когда гражданин должен начать платить налоги как предприниматель?

Как следует из п. 2 ст. 11 Налогового кодекса, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом, не вправе ссылаться на отсутствие таковой регистрации.

Налоговые последствия квалификации деятельности гражданина в качестве предпринимательской, могут оказаться чувствительными.

Напомним, что с наличием статуса индивидуального предпринимателя положения ст. 153, п. 1 ст. 146 Налогового кодекса связывают необходимость начисления и уплаты НДС с дохода, полученного гражданином от реализации товаров, работ и услуг.

Если  имущество использовалось физическим лицом  в предпринимательской деятельности, то при продаже этого имущества гражданин согласно ст. 220 Налогового кодекса не вправе использовать имущественный налоговый вычет, то есть налогообложению подлежит весь полученным им от продажи доход.

Не лишним будет заметить и то, что забывчивость в оформлении статуса индивидуального предпринимателя, как правило, не освобождает от уплаты пени, а также штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса.

Изучение судебной практики показывает, что в основном вопрос о предпринимательском характере налогооблагаемых доходов граждан возникает применительно к операциям с недвижимостью – при продаже или сдаче в аренду земельных участков, зданий и строений, помещений.


Налоговый кодекс не содержит формализованных признаков осуществления предпринимательской деятельности. Проблему не решает и обращение к гражданскому законодательству.

Напротив, формулировка понятия предпринимательской деятельности из ст. 2 Гражданского кодекса скорее способна еще больше запутать правоприменителя: традиционно акцент при ее интерпретации делается на систематичности в извлечении прибыли, а не на словах, посвященных самостоятельному и рисковому характеру операций гражданина, превращающих его из обывателя в предпринимателя.

Между тем количественный подход не позволяет провести корректное различие между предпринимательством и теми случаями, когда физическое лицо лишь распоряжается своими гражданскими правами в отношении принадлежащего ему имущества. Так, следование количественному подходу способно привести к тому, что сдача в аренду трех квартир (одна из которых досталась от бабушки в наследство, а две другие —  просто «лишние») окажется предпринимательством, а получение платы от сдачи в аренду помещений одного торгового центра – нет.

Представляется, что признаком осуществления гражданином экономической деятельности, исходя из пункта 1 статьи 2 ГК РФ, является объединение им ресурсов (оборудования, рабочей силы, технологии, сырья, материалов, энергии, информационных ресурсов и т.п) в единый процесс, результатом которого является введение в гражданский оборот определенного продукта (реализация товаров, работ или услуг), что также предполагает принятие гражданином на себя сопутствующих рисков.

Внешне вовлечение ресурсов выражается в тех затратах, которые несет собственник в связи с использованием своего имущества.

Если  осуществление затрат на содержание имущества свидетельствуют лишь о несении гражданином бремени собственности, то расходы на улучшение имущества или его содержание в связи с определенным способом платного использования (находящиеся в определенной связи с получением дохода от его использования), уже могут быть признаком предпринимательства.

Так, например, сдача в аренду нежилых помещений сама по себе не говорит о ведении предпринимательской деятельности собственником, хотя бы даже эти помещения не могут использоваться для удовлетворения личных нужд гражданина.

Однако, если перед заключением договора аренды привлеченная гражданином подрядная организация произвела ремонт помещений, доведя их до состояния, пригодного к эксплуатации в целях торговли и оказания складских услуг, а в средствах массовой информации была размещена реклама объекты аренды (торгового центра) и в ходе сдачи имущества в аренду гражданин продолжает нести соответствующие затраты, предпринимает меры подстраховки от неполучения дохода, то квалификация его деятельности как экономической будет не беспочвенной.

Интересным в связи с этим представляется подход к определению понятия экономической деятельности, который был выработан в практике Суда ЕС (European Court of Justice).

Предметом интерпретации для Суда ЕС послужила статья 9 Директивы Совета ЕС от 28.11.2006 № 2006/112/EC о системе взимания НДС (далее – Директива НДС), согласно которой  плательщиком НДС признается любое лицо, которое осуществляет экономическую деятельность. В качестве экономической деятельности, в частности, рассматривается использование имущества (материальных и нематериальных активов) в целях длящегося получения дохода.

Опираясь на ранее сформированную судебную практику, в постановлении от 19.07.2012 по делу № C‑263/11 Суд ЕС отметил, что концепция «экономической деятельности» из ст. 9 Директивы НДС носит объективный характер, в связи с чем при оценке деятельности налогоплательщика не имеет значение, какие он преследовал цели и какого результата достиг.

Вместе с тем, как отмечается в постановлении, значение имеет характер самого имущества.

Если оно изначально предназначено для использования в качестве экономического актива (основного средства — А.Р.), как правило, этого оказывается достаточным для вывода об использовании такого имущества в целях длящегося получения дохода, то есть в качестве средства ведения экономической деятельности.

Если имущество может использоваться как для экономических, так и для личных нужд, то должны учитываться все обстоятельства его фактического использования. Так, если гражданин использует свою собственность подобно ведению производственной или торговой деятельности, предпринимая активные шаги в управлении своим имуществом и мобилизуя соответствующие ресурсы, такое использование может рассматриваться в качестве экономической деятельности.

***

Подытоживая, можно утверждать, что вывод о предпринимательском (экономическом) использовании имущества гражданином можно сделать тогда, когда он выступает в качестве хозяйствующего субъекта: вкладывает ресурсы в создание и продажу определенного продукта, предлагая его на рынке и конкурируя в связи с этим с другими участниками оборота.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности — Википедия

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (сокращ. ОКВЭД) — документ, входящий в состав общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. В течение 2014 года осуществляется переход на ОКВЭД 2 ОК 029—2014 (КДЕС Ред. 2), но продолжают действовать до 1 января 2017 г. ОКВЭД ОК 029—2001 (КДЕС Ред. 1) и ОКВЭД ОК 029—2007 (КДЕС Ред. 1.1). В настоящее время на территории РФ действуют три версии ОКВЭД: ОК 029—2001 (КДЕС Ред. 1), ОК 029—2007 (КДЕС Ред. 1.1) и ОК 029—2014 (КДЕС Ред. 2) в актуальных на 28.05.2014 года редакциях.

На Украине аналогом ОКВЭД является Классификатор видов экономической деятельности (КВЭД).

В Белоруссии в отдельных случаях применяется Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005—2011 «Виды экономической деятельности» (ОКЭД)[1]

Европейский аналог — Статистическая классификация видов деятельности в Европейском экономическом сообществе (КДЕС (англ.)русск. ред 2)[2]

Описание[править | править код]

ОКВЭД — это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029—2014 (КДЕС Ред. 2), введённый в действие с 1 февраля 2014 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г. Принят Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст. Этим же приказом с 1 января 2017 г. отменены предыдущие редакции ОКВЭД: ОК 029—2001 (КДЕС Ред. 1) и ОК 029—2007 (КДЕС Ред. 1.1).

ОКВЭД построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (редакция 2) — Statistical classification of economic activities in the European Community (NACE Rev.2)[3] путём сохранения в ОКВЭД 2 (из NACE Rev.2) кодов (до четырёх знаков включительно) и наименований соответствующих группировок без изменения объёмов понятий[4]. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов экономической деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД 2 на уровне группировок с пяти- и шестизначными кодами.

В данном классификаторе значительно повышен уровень детализации: разделов (секций) в ОКВЭД 2 — 21[5] против 17 в ОКВЭД. При этом количество группировок увеличено примерно с 2000 до 2680.

Буквенные коды (теперь от A до U) не несут самостоятельной кодовой нагрузки и значения, так как шестизначное цифровое кодовое обозначение является уникальным для классификатора в целом. Они сохранены только для целей преемственности с NACE Rev.2 и не должны использоваться при построении кодовых обозначений.

В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД 2 используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс производства (технологию). В качестве дополнительного (в пределах одного и того же процесса производства) может выделяться признак «используемое сырье и материалы».

В соответствии с международной практикой в ОКВЭД 2 не учитываются такие классификационные признаки, как форма собственности, организационно-правовая форма и ведомственная подчинённость хозяйствующих субъектов, не делается различий между внутренней и внешней торговлей, рыночными и нерыночными, коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности.

ОКВЭД 2 — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029—2014 (КДЕС Ред. 2)[6]
Утверждён Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст с введением в действие c 1 февраля 2014 года и отменой с 1 января 2015 года предыдущих редакций ОКВЭД[7]. Согласован с МСОК 4

Описание[править | править код]

Создан на основе официальной русской версии Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (КДЕС) (англ. Statistical classification of economic activities in the European Community). Классификатор ОК 029—2001 (КДЕС Ред. 1) принят постановлением Госстандарта № 454-ст от 6 ноября 2001 г., введён в действие с 1 января 2003 г. С 1 января 2008 г. дополнен классификатором ОК 029—2007 (КДЕС Ред. 1.1), утверждённым приказом Ростехрегулирования № 329-ст от 22 ноября 2007 г. Заменил Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и части I и IV Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), касающиеся экономической деятельности.

Структура[править | править код]

Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух — шести цифровых знаков и его структура может быть представлена в следующем виде:

  • XX — класс;
  • ХХ.Х — подкласс;
  • ХХ.ХХ — группа;
  • ХХ.ХХ.Х — подгруппа;
  • ХХ.ХХ.ХХ — вид.

ОКЭД Заменил Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), действовавший с 1976 по 2003 год. ОКОНХ разработан на основании постановлений Партии и Правительства. ОКОНХ является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемой в автоматизированных системах управления в народном хозяйстве.

ОКОНХ был предназначен для обеспечения машинной обработки информации для управления народным хозяйством и используется для решения задач АСУ различных уровней управления и обеспечения их информационной совместимости. ОКОНХ представляет собой группировки видов деятельности по отраслям, отличающимся характером функций, выполняемых ими в общей системе общественного разделения труда. При помощи классификатора изучается структура народного хозяйства, складывающаяся в процессе расширенного социалистического воспроизводства, характеризуется уровень развития производительных сил социалистического общества, степень развития общественного разделения труда. ОКОНХ призван обеспечить группировку предприятий и организаций по отраслям с целью обеспечения научного анализа межотраслевых связей и пропорций в развитии народного хозяйства, сопоставимости показателей при анализе экономической эффективности общественного производства и роста производительности общественного труда, а также увязки плановых и отчетных показателей, характеризующих развитие экономики и культуры страны.

Внутри крупных отраслей народного хозяйства, складывающихся на основе общественного разделения труда, выделяются более дробные отрасли, которые представляют собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или совокупность учреждений, организаций, связанных с выполнением определенных общественных функций.
Классификационной единицей отрасли является состоящее на самостоятельном балансе предприятие, учреждение, организация. Каждое отдельное предприятие (организация), в зависимости от характера основного вида деятельности, может быть отнесено к одной какой-либо отрасли народного хозяйства.

Если на предприятии, в учреждении, организации имеются подсобно-вспомогательные производства и подразделения, осуществляющие различные по своему характеру функции, и если они имеют самостоятельную систему учета и выделены в отдельные учетные единицы (например, жилищно-коммунальные, медицинские, культурно-бытовые, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые и др.), то такие производства и подразделения относятся к тем отраслям народного хозяйства, которые соответствуют характеру их деятельности в общественном разделении труда. Например, подсобное сельское хозяйство при промышленном предприятии должно быть отнесено к отрасли «Сельское хозяйство», подсобное промышленное производство при стройке — к отрасли «Промышленность» и т. д.

Структурные подразделения предприятий и организаций (цехи, мастерские, отделы), осуществляющие внутренние перевозки, снабженческо-сбытовую деятельность, организации и пункты связи, машиносчетные станции, а также базы и склады предприятий, учреждений и организаций, не выделенные на самостоятельный баланс, учитываются по основной деятельности этих предприятий, учреждений и организаций. Исходя из этого в отрасли «Промышленность», например, учитывается промышленно-производственная деятельность промышленных предприятий, состоящих на самостоятельном балансе, и подсобные промышленные производства при непромышленных организациях, выделенные в отдельные учётные единицы; в отрасли «Сельское хозяйство» — сельскохозяйственная деятельность совхозов, колхозов и подсобные сельскохозяйственные производства при предприятиях и учреждениях, выделенные в отдельные учётные единицы; в отрасли «Строительство» — строительно-монтажная деятельность и т. д.

  • 10000 — Промышленность
  • 20000 — Сельское хозяйство
  • 30000 — Лесное хозяйство
  • 40000 — Рыбное хозяйство
  • 50000 — Транспорт и связь
  • 60000 — Строительство
  • 70000 — Торговля и общественное питание.

Исключение составляют отрасли:

  • 80000 — Материально-техническое снабжение и сбыт
  • 81000 — Заготовки
  • 82000 — Информационно-вычислительное обслуживание
  • 83000 — Операции с недвижимым имуществом
  • 84000 — Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка
  • 85000 — Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы
  • 87000 — Прочие виды деятельности сферы материального производства, которые собираются по двум первым знакам.

Отрасли непроизводственной сферы деятельности собираются по первому знаку — «9»:

  • 90000 — Жилищно-коммунальное хозяйство
  • 90300 — Непроизводственные виды бытового обслуживания населения
  • 91000 — Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
  • 92000 — Народное образование
  • 93000 — Культура и искусство
  • 95000 — Наука и научное обслуживание
  • 96000 — Финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение
  • 97000 — Управление
  • 98000 — Общественные объединения
  • 99000 — Экстерриториальные организации и органы.

(введено Изменением № 24/2000, утв. Госстандартом РФ 15.02.2000)
По ряду группировок классификатора код установлен в порядке исключения против принятого правила формирования кодов в целом для классификатора.

Ст. 8 Конституции РФ и Комментарий к ней с последними изменениями на 2020 год

Текст Ст. 8 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Комментарий к Ст. 8 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи обусловлена федеративным характером России. Наряду с определенной самостоятельностью субъектов Федерации федеративное государство должно обеспечивать единство экономического пространства (единство рынка). Оно является одним из главных элементов обеспечения целостности государства такого типа, поскольку экономические связи между отдельными регионами — наиболее прочные связующие элементы.

Кроме того, создание отдельных региональных рынков, изолированных от федерального, чревато экономическими потерями всех участников. Случаи экономического сепаратизма уже были в практике СССР и Российской Федерации, следствием чего стало принятие Указа Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О едином экономическом пространстве РСФСР»*(27), а впоследствии и закрепление данного принципа в Конституции РФ.

Для обеспечения единства экономического пространства Конституция РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).

Принцип единства экономического пространства обусловливает также обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона*(28).

Кроме того, ст. 74 Конституции РФ гласит, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2).

Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств развивает принцип единства экономического пространства и реализуется с помощью запрета для федеральных и региональных властей принимать решения, препятствующие свободному движению товаров, услуг и капиталов, а также установления единства стандартов, метрической системы, статистики, бухгалтерского учета, денежно-кредитной системы.

Помимо единства экономического пространства, в федеративном государстве гарантии, установленные частью первой комментируемой статьи, призваны обеспечивать свободное развитие рыночной экономики на всей территории России. Исходя из этого, Конституция РФ предусмотрела принципы поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности.

В соответствии с законодательством РФ конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на товарном рынке. В свою очередь, монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью*(29).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:


Конкуренция между субъектами экономической деятельности стимулирует развитие экономики, появление новых технологий, востребованность производимых товаров, работ и услуг как на локальном (внутри данного государства), так и на глобальном (международном) рынке.

В условиях рыночной экономики поддержка конкуренции и недопущение монополистической деятельности является важнейшей функцией государства, призванной обеспечить эффективное функционирование рынка. Свободная конкуренция — самое необходимое условие свободы экономической деятельности. Антимонопольное законодательство начало формироваться в экономически развитых странах в середине XIX в. Законодательство России в сфере защиты конкуренции лишь формируется. В настоящее время в России действует Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Свобода экономической деятельности может рассматриваться в нескольких аспектах. Прежде всего, это свобода выбора вида экономической деятельности, в частности определение для каждого человека быть ли ему предпринимателем, наемным работником или вообще не заниматься никакой экономической деятельностью. Когда принято решение об осуществлении предпринимательской деятельности, свобода экономической деятельности проявляется в свободе выбора формы такой деятельности (индивидуально или совместно с иными лицами путем создания юридического лица) и сферы, в которой будет вестись предпринимательская деятельность.

Кроме того, свобода экономической деятельности может проявляться как свобода приобретения, владения и распоряжения объектами гражданских прав, свобода договора и т.д.

Отметим, что Конституция РФ широко использует термин «экономическая деятельность», не раскрывая при этом его содержания. Перечень видов экономической деятельности устанавливается Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД)*(30). При этом в классификаторе отмечается, что экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (выполнение работ, оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг). Иными словами, экономическая деятельность — это деятельность по созданию общественно полезного продукта.

Вместе с тем следует иметь в виду, что свобода экономической деятельности не абсолютна. Она может быть ограничена федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Так, например, ограничениями свободы экономической деятельности является государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности и лицензирование.

Перечисленные принципы развиваются и дополняются в актах Конституционного Суда России и в действующем законодательстве РФ. Например, выделяются принципы справедливости, стабильности гражданского оборота, добросовестности, баланса частных и публичных интересов.

2. Конституция РФ среди всех элементов экономической системы выделяет институт собственности. Это связано с тем, что именно отношения собственности составляют фундамент любой экономической системы и во многом определяют особенности ее функционирования в конкретном государстве. Право собственности как субъективное право является первым и основным из вещных прав, определяющих отношение человека к вещам и отношения людей по поводу вещей.

В конце 80-х — начале 90-х гг. ХХ в. Российская Федерация осуществила кардинальную смену экономической системы. От командно-административной экономики Россия перешла к построению рыночной экономики. Несмотря на то что приверженность авторов Конституции РФ к идее рыночной экономики не нашла прямого отражения в Основном законе, в отличие, например, от проекта Конституции РФ, подготовленного Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РФ*(31), в ее тексте закреплены основные принципы, определяющие реализацию именно этого типа экономической системы и невозможность возврата к ранее существовавшему типу командно-административной экономики.

Среди факторов, отличающих рыночный тип экономики от командно-административного, можно назвать многообразие форм собственности. Примечательно, что Конституция России в комментируемой статье не только провозгласила признание существования различных форм собственности, но и гарантировала их равную защиту.

Вместе с тем очевидно, что различные формы собственности не могут быть равны между собой. В частности, существуют такие виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Различны также способы приобретения и прекращения права собственности для различных субъектов. Исходя из этого, Конституция РФ говорит не о равенстве, а о «признании и защите равным образом» всех форм собственности.

Признание государством существования множества форм собственности означает, что все они имеют равные основания для существования в данной экономической системе. Таким образом, придание одной из форм собственности приоритета по отношению к иным будет противоречить ст. 8 Конституции РФ.

Принцип равной защиты всех форм собственности проявляется в том, что для всех форм собственности установлен одинаковый правовой режим, а все особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Основной, доминирующей формой собственности в рыночной экономике является частная (что подчеркивается тем, что в Конституции РФ она указана первой в перечне форм собственности).

Частная собственность — собственность граждан и юридических лиц. В частной собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать этим субъектам. Частная собственность — основа экономической системы. В зависимости от модификации рыночной экономической системы конкретного государства частная собственность занимает до 90-95% в общей структуре собственности.

Тем не менее в любом государстве существует определенная часть имущества, принадлежащая публичным образованиям. К таким образованиям относятся в Российской Федерации сама Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Поскольку органы государственной власти отделены от органов местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ), то и государственная собственность отлична от муниципальной.

Как можно понять из названия, субъектом государственной собственности, собственником, выступает государство. При этом под государством в комментируемой норме понимается не только сама Российская Федерация, но и ее субъекты.

Таким образом, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и ее субъектам — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Последняя прямо названная в Конституции РФ форма собственности, муниципальная, означает имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям.

От имени органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований правомочия собственника осуществляют соответственно органы государственной власти и местного самоуправления.

Государственная и муниципальная собственность могут быть объединены понятием «публичная собственность», использующимся в законодательстве ряда зарубежных государств, однако ни Конституция РФ, ни текущее законодательство такого термина не содержат. Если частная собственность — это принадлежность имущества конкретным физическим или юридическим лицам, то публичная собственность предполагает принадлежность имущества всем гражданам, составляющим государство или всем постоянным жителям поселения, составляющего муниципальное образование.

Примечательно, что Конституция России оставляет перечень форм права собственности открытым. Таким образом, допускается возможность существования иных форм, например смешанной собственности публичного образования и юридического лица. В частности, среди «иных» форм собственности заслуживает упоминания акционерная собственность, собственность общественных объединений, церковная и казачья собственность. Установление открытого перечня форм собственности представляется обоснованным, поскольку экономическая система России находится в стадии становления, а следовательно, законодательство России должно содержать резервы для развития и не ограничивать экономику там, где это не оправданно с точки зрения ее развития и роста. Смысл конституционного регулирования в условиях становления рыночной экономики, очевидно, должен сводиться к закреплению плюрализма форм собственности, их равноправия и законодательных гарантий прав собственника.

Вместе с тем реальное положение форм собственности в экономике России далеко от идеальной конструкции, предусмотренной Конституцией РФ. На разных этапах развития экономики России государство как стремилось к расширению частного сектора, так и пересматривало свою политику в пользу создания крупных государственных корпораций. При этом защита частной собственности посредством конституционных норм существенно затруднена в силу отсутствия в Конституции РФ реальных механизмов защиты закрепленных в ней экономических ценностей и взглядов.

Институциональные преобразования в экономике::Федеральная служба государственной статистики

Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей за 2008 — 2016 годы
Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности по отдельным видам экономической деятельности по Российской Федерации
Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности по субъектам Российской Федерации
Численность наемных работников, занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности, по отдельным видам экономической деятельности по Российской Федерации
Численность наемных работников, занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности, по субъектам Российской Федерации
Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей по отдельным видам экономической деятельности по Российской Федерации
Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей по субъектам Российской Федерации
Объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг по отдельным вида экономической деятельности по Российской Федерации
Объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг по субъектам Российской Федерации
Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей за 2017 год
Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности в 2017 году
Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей по субъектам Российской Федерации в 2017 году
Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей за 2018 год
Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности в 2018 году
Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей по субъектам Российской Федерации в 2018году

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *