В какой сфере информационной деятельности участвуете вы или ваши родители: Современные сферы информационной деятельности – Attention Required! | Cloudflare

Статья по информатике и икт на тему: Эссе «О месте медийной и информационной грамотности в  профессиональной деятельности педагога»

Эссе «О месте медийной и информационной грамотности в  профессиональной деятельности педагога»

Автор: Анисимова Вероника Васильевна

Место работы : Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области

        Современный мир — мир, где каждый день объем информации, которую мы получаем из газет, радио и  телевидения, Интернет и при общении с другими людьми, становится все больше и больше. Возникает вопрос о медийной и информационной грамотности педагога, который  в силу своей профессии общается с детьми и должен помочь им не потеряться  в обширном мире информации.  

        Сегодня занятым в сфере образования  и претендующим на ведущие позиции на рынке, необходимо использовать не только накопленный опыт, но и внедрять достижения современной науки. На уроках физики учитель может использовать мультимедийные ресурсы: видео с демонстрационным экспериментом, проблемные задачи, презентации, интерактивные лабораторные работы. В кабинете имеется доступ к Интернету.  Учащиеся приобретают  навыки работы с графикой, текстами, презентациями, сайтами.  На уроках физики учащиеся  имеют возможность  участвовать в дискуссии, обсуждать медиаресурсы в малых группах. В настоящее время в практику обучения внедряется дистанционное общение между учителем и учеником.

        Большое значение приобретает в настоящее время  умение самостоятельно добывать необходимые знания. Выпускники должны обладать такими умениями и качествами как: критическое мышление, умение работать с информацией и медиасредствами, умение ставить и решать проблемы.  Межличностное взаимодействие и сотрудничество, ответственность и адаптивность, коммуникативные умения  позволяют  учащимся быстрее  найти себя при выборе профессионального пути. Формированию информационной компетентности учащихся способствует их участие в проектной и исследовательской работе.

        Я считаю, что медийная и информационная грамотность педагога обеспечивает совместную   творческую  работу учителя и обучающихся.  Информационная образовательная среда дает возможность педагогу выйти на качественно новый уровень обучения и образования детей, формируя творческую, интеллектуально развитую личность, ориентирующуюся в многообразии информационных потоков. В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека.  Этот подход выдвигает новые требования к подготовке учителя-предметника, ставит перед ним новые проблемы, заставляет осваивать новую технику и создавать новые методики преподавания.

Урок «Роль информационной деятельности в современном обществе»

Роль информационной деятельности в современном обществе

Получение и обработка информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Живые существа способны не только воспринимать информацию из окружающей среды с помощью органов чувств, но и обмениваться ею между собой.

Информация всегда играла важную роль в жизни человека. Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация — это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний. Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными. Общеизвестно высказывание о том, что тот, «Кто владеет информацией, тот владеет и миром».

 

Информация — это сведения об окружающем мире (объекте, процессе, явлении, событии).

По способу восприятия: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, вкусовая.

По форме представления: текстовая, числовая, графическая, музыкальная.

 

С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях – из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась – каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному.

Со временем большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом.

 

В середине 20 века после того как началось широкое использование вычислительной техники во Франции введен термин Информатики.

С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Сейчас, в первой половине XXI века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник.

Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансовых и образовательных сферах.

Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами – человеческим, финансовым, материальным. Использование микропроцессорной технологии, электронно-вычислительных машин и персональных компьютеров обусловило коренное преобразование отношений и технологических основ деятельности в различных сферах общественной жизни: производстве и потреблении, финансовой деятельности и торговле, социальной структуре общества и политической жизни, сфере услуг и духовной культуре.

 

В последние десятилетия настойчиво говорят о переходе от «индустриального общества» к «обществу информационному».

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.

 

Информационная деятельность – деятельность, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование информационного ресурса и организацию доступа к нему.

 

Использование современных информационных технологий обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам (таким как базы данных, электронные справочники и энциклопедии, различные оперативные сводки, аналитические обзоры, законодательные и нормативные акты и т.д.), поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса.

В результате объединения разнообразных информационных сетей стало возможным создание глобальной информационной системы Internet, позволяющей вести информационное обслуживание по принципу «всегда и везде: 365/366 дней по 24 часа в сутки в любой точке земного шара».

Благодаря стремительному развитию новейших информационных технологий, в настоящее время не только появился открытый доступ к мировому потоку политической, финансовой, научно-технической информации, но и стала реальной возможность построения глобального бизнеса в сети Internet .

 

Если рассматривать информационную деятельность в экономической сфере, то главная цель информационных технологий – в результате целенаправленных действий по переработке первичных данных получить необходимую для пользователя информацию. К примеру, имеются данных о каком — либо производстве: стоимость исходно сырья, затраты на энергию, заработная плата рабочим и др. Нужно подсчитать стоимость полученного товара, прибыль. Можно считать в ручную по известным формулам, а можно использовать уже готовые программы, которые все подсчитают и выдадут необходимую для пользователя информацию.

То есть, экономическая информационная система представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-либо реального экономического объекта.

Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

 

Если рассматривать информационную деятельность в социальной сфере, то видно, что информация стала более доступной для человека. Сейчас большое количество источников информации, это и традиционные газеты, журналы, радио, телевидение, а теперь и компьютер, интернет, сотовый телефон и т.д. Если раньше информация печаталась на бумаге, затем только доходила до человека, то теперь телевидение, радио и интернет в режиме реального времени передают любую информацию «тут же». Даже с помощью сотового телефона вы будете информированы о стихийных бедствиях, о распродажах или скидках. Всё это делает социальную сферу более информационной. А различные социальные сети в сети интернет позволяют общаться людям на большой расстоянии друг от друга, а также передавать любую информацию, будь то фотографии или важные документы.

С помощью информационных технологий общество становится более грамотным, так как можно достаточно быстро найти ответы на нужные вопросы, а также получить правильные советы. Само название «информационное общество» впервые появилось в Японии в середине 60-х годов XX века. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Отличительными особенностями информационного общества являются: открытость, технологичность (особенность информатизации), интеллектуальность, доступ к мировым информационным ресурсам, высокая степень обеспечения безопасности, гибкость и самоорганизация выше указанных систем. В таком обществе наблюдается ускоренная автоматизация и роботизация всех отраслей производства и управления, происходят радикальные изменения социальных структур.

Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.

 

Если рассматривать информационную деятельность в культурной сфере, то тут видно, что с одной стороны с помощью столь многих информационных источников можно поддерживать и развивать культурную деятельность, а с другой стороны можно и разрушить всю культуру человечества. С помощью телевидения, интернета можно с легкостью транслировать различные концерты, представления, учить культуре, этике. С другой стороны, за счет столь обширной информации, внедряется в нашу жизнь и безкультурие, идущее из – за рубежа. С появлением компьютера, многие люди перестали ходить в театры, встречаться друг с другом и т.д. Все это заменяет общение в интернете и телевидение.

Информационная деятельность и культура неразрывно связанно со СМИ. Средства массовой информации кардинально меняет наш быт, меняет нашу моду, говорит нам, как правильно питаться, чему можно верить и т.д. С помощью СМИ можно внедрять в общество ту или иную культурную среду.

Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

 

И непосредственно важную роль информационная деятельность имеет в образовательной среде. С помощью информационных технологий стало доступней донести информацию не только общением учителя и ученика, но и визуально, с помощью слайдов с фотографиями, графиками, таблицами. А также стало возможно найти любую учебную информацию за минимальное время, при этом не листая многостраничные книги. Теперь современные библиотеки оснащены электронными библиотеками и каталогами. А также можно найти много электронных библиотек в сети интернет.

В учебном процессе важны не информационные технологии сами по себе, а то, насколько их использование служит достижению собственно образовательных целей. При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений.

К образовательным технологиям относятся: видео-лекции; мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы; электронные мультимедийные учебники; компьютерные обучающие и тестирующие системы; имитационные модели и компьютерные тренажеры; консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств; видеоконференции.

 

++++

Свободный доступ к любой информации. Но не решается существующая проблема отбора информации качественной и достоверной.

Возможность получения дистанционного образования.

Дает массу возможностей для творчества человека. Мы создаем массу творческих интернет страниц, пишем музыку на домашних рабочих станциях и выкладываем их опять же в инете для свободного доступа, создаем видео-фильмы, видео-ролики и видео-сюжеты (например, на YouTube), занимаемся компьютерным дизайном и графикой, делаем мультфильмы и т.д.

 Дает возможности безграничного общения. У нас появляются друзья не только в школе, на работе, но и за рубежом, в интернете, в блогах и т.д. Общение это не ограничено ни временем, ни пространством.

Увеличение влияния на общество средств массовой информации

 

Ответы Mail.ru: помогите!!! 50 баллов

Я помогаю своим родителям в уборке, готовке и в каких-либо домашних делах. Тружусь для того что бы помочь родителям, сделать им приятное.
2. Я участвовал (а) в субботнике в школе и во дворе. Полезность этого в том что я это делаю на благо природы и помогаю своей школе, двору.

Труд — самая важная деятельность человека на протяжении всей его жизни. Но его задатки закладываются еще в детстве. От того, как воспитают человека с малых лет, зависит его трудовое будущее.
В детские годы мы ещё не можем полноценно трудиться, однако способны помогать своим близким и самостоятельно обслуживать себя. Например, обычные домашние дела — уборка и приготовление еды. Это довольно просто, однако, если никто не будет этого делать, то в комнатах будет грязь и беспорядок и нечего будет есть.
Однако труд — это более широкое понятие, не ограниченное одними домашними обязанностями. Труд — это вообще всякая деятельность, приносящая пользу не только человеку и его окружению, но и всему обществу. Скажем, человек написал книгу. Он трудился, и при этом доставил удовольствие не только себе или близким, но и всем тем людям, которые потом эту книгу прочитают.


Всё что сверху

Информационное общество. Материалы из Интернета в помощь обучающимся 9 классов.

Тесты по теме «Информационное общество. Информационная культура.

Правовая защита. Лицензированные ПП».

http://www.5byte.ru/9/

http://www.yaklass.ru/p/informatika

http://moeobrazovanie.ru/viktoriny/test_po_informatike_9_klass_4.html

http://moeobrazovanie.ru/viktoriny/test_po_informatike_9_klass_4.html?test_start&operation=exrc_show

http://mor-io.narod.ru/test.html

http://uskov.info/testy-po-informatsionnoj-bezopasnosti/


Тема . Информационное общество

I. Диктант.

1. Информация – это ____________________________________________________________ .

2. Понятие информация в различных областях знаний: __________________________ .

3. Единицы измерения количества информации ___________________________________ .

4. 1 байт =___________________ .

5. Зависимость количества информации от количества возможных событий ___________ .

6. Как подсчитать количество информации в сообщении закодированном в знаковой системе __________________________________________________________________ .

7. Опишите сущность трех главных задач, решаемых человечеством с начала человеческой истории.

Задача

Исторический интервал

Сущность

 

 

 

8. Укажите критерии развитости информационного общества __________________ .

9. Общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации называется ___________________ .

10. Социально-необходимые условия в информационном обществе:

Навык

Причина необходимости владения

Владение офисными информационными технологиями

 

 

 

11. Информационная культура в вашем понимании – это ____________________________ .

12. Кто может пользоваться и на каких условиях:

Лицензионной продукцией ___________________________________________________ .

Условно бесплатной продукцией ______________________________________________.

Свободно распространяемой продукцией ________________________________________ .

13. Создайте информационный продукт и опишите ваши права как создателя права _______________________________________________________ .

14. Опишите правила защиты от несанкционированного доступа к вашей информации __ ,

15. Опишите правила и средства защиты авторских прав ___________________________ .


16. Почему компьютерное пиратство наносит ущерб обществу? ____________________ .

17. Чем отличается копирование файлов от инсталляции программ? _________________ .

18. Почему каждый программный продукт имеет серийный номер? __________________ .

II. Тест на тему: «Информационная культура и грамотность».

1. Информационная культура это —

  1. стереотипов;

  2. связанных;

  3. поведения;

  4. совокупность;

  5. правил;

  6. с информационным;

  7. норм;

  8. в обществе;

  9. обменом.

2. Сопоставьте понятию, раскрывающее его суть, определение.

  1. Информационная культура пользователя;

  2. Информационная культура общества.

А. способность ***: эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций; и применять передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

Б. умение *** целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи информационные компьютерные технологии.

3. Что из ниже перечисленного не является основой формирования информационной культуры?

  1. Знания об информационной среде;

  2. Принцип узкой специализации;

  3. Знания о законах функционирования информационной среды;

  4. Умение ориентироваться в информационных потоках.

4. Какое из нижеперечисленных определений информационной культуры, в широком смысле раскрывает суть понятия?

  1. это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

  2. оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач;механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации;развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.



5. Укажите обязательный набор навыков специалиста информационного общества

  1. Дифференциация информации;

  2. Выделении значимой информации;

  3. Выработка критериев оценки информации;

  4. Производство информации и использование её;

  5. Способность обеспечить безопасность конфиденциальных данных.

6. Что послужило точкой отсчёта истории информационной культуры:

  1. Зарождение письмнности;

  2. Смена формального отношения к сигналу на содержательное;

  3. Появление первой школы журналистики;

  4. Появление сети интернет.

7. Что принято понимать под информационной грамотностью согласно работам международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений?

  1. Наличие знаний и умений для эффективного поиска информации;

  2. Наличие знаний и умений для обращения с любой известной информационной системой;

  3. Способность самостоятельно обеспечить комфортные условия обработки имформации;

  4. Наличие знаний и умений для организации и реорганизации информации.

8. Какие из следующих понятий являются родственными по отношению к понятию «информационная грамотность»?

  1. Информационная этика;

  2. Компьютерная грамотность;

  3. Медиаграмотность;

  4. Информационная компетентность.

9. Является ли компьютерная грамотность обязательной частью информационной грамотности?

10. Какие из ниже перечисленных мероприятий играют ведущую роль в развитии современной информационной культуры?


  1. Ежегодный съезд IFLA;

  2. Форум IFETS;

  3. Ежегодное проведение выставки Е3;

  4. Открытые заседания ISO.

11. Какая из концепций шире?

  1. Информационной культуры;

  2. Информационной грамотности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *