Восприятие информации как сведений знаний которые человек: Типы и способы восприятия информации – Как человек воспринимает информацию? — Почему не прерывается связь времён?

Содержание

Как технологии и интернет изменили наше восприятие информации

Восприятие информации как сведений знаний которые человек: Типы и способы восприятия информации – Как человек воспринимает информацию? - Почему не прерывается связь времён?

Денис Золотарёв

Арт-директор, специалист в области мультимедийной журналистики, digital-дизайна и инфографики. Блог на Medium.

Возникновение и развитие глобальной Сети можно считать событием, по значимости сравнимым с изобретением книгопечатания: технология печати подвижными литерами за пару столетий перевернула все принципы воспроизведения, распространения и потребления информации. Интернету хватило на то же самое несколько десятков лет.

Как в результате этого изменились мы сами? Каковы особенности восприятия информации сегодняшним средним пользователем Сети? Влекут ли они за собой позитивные или негативные последствия? Попробуем ответить на эти вопросы.

Я выделил ряд трендов, наметившихся среди активных пользователей — тех людей, которые в наибольшей степени погружены в цифровые коммуникации. Этот список субъективен и в основном описывает то, что я вижу вокруг и какие изменения наблюдаю в самом себе.


1. Мы стали быстрее

Теперь мы воспринимаем больше данных за единицу времени, наша «пропускная способность» увеличилась.

Ежедневный объём необходимой к усвоению информации растёт, времени на потребление отдельных фрагментов становится всё меньше. При этом информационная ёмкость сообщений стремится сохраниться на прежнем уровне. Это приводит к «уплотнению» сообщений и возрастанию нашей «пропускной способности».

Посмотрите, как менялись ролики Apple за последние 9 лет:

  • 2009 год — iPhone 3GS.

  • 2011 год — iPhone 4s.

  • 2016 год — iPhone 7 и 7 Plus.

  • 2017 год — iPhone X.

В последних видео даже нет закадрового голоса. Голос — это слишком долго. Текст воспринимается гораздо быстрее.

Но нельзя утверждать, что возрастает и скорость качественной обработки информации. В нас можно загрузить больше за меньшее время, но ускоряется ли при этом анализ и обработка?

2. Наша мультизадачность возросла

Мы можем одновременно потреблять информацию из нескольких каналов или вести несколько параллельных коммуникаций.

Почти все могут вести машину, одновременно болтая по телефону, а то и набивая СМС. Почти все могут одновременно говорить на несколько тем в нескольких окнах мессенджера, а некоторые — даже в рамках одного разговора, чередуя сообщения.

Технологии развиваются симметрично этому, стараясь обеспечить нам максимальную многозадачность. Распространение функции «Картинка в картинке», хитрые системы уведомлений, в фоновом режиме «подгружающие» в нас новые единицы данных, многофункциональные сервисы вроде Booking.com — всё это направлено на дробление нашего внимания.


Показательно видео, которое демонстрирует, как выглядит телефон человека с 8 миллионами подписчиков в Instagram.

В качестве экстремального примера подобной адаптации можно вспомнить интересную историю про вертолёты «Апач», сверхнасыщенный интерфейс которых приводил со временем к развитию у обучившихся пилотов способности к чтению двух книг одновременно.

3. Нам всё сложнее концентрироваться

Исследования , проведённые Microsoft в 2015 году, показывают, что наша способность к удержанию внимания на одном объекте сократилась до 8 секунд (принято говорить, что это меньше, чем у золотых рыбок).

Так ли это? С одной стороны, все согласятся, что читать художественную литературу стало сложнее — постоянно хочется отвлечься на что-то ещё. С другой стороны, это мало отразилось на рабочих процессах. Cпособность к концентрации зависит от выполняемой задачи и степени мотивированности человека. Да и достоверность проведённых исследований вызывает ряд вопросов .

Успевшие надоесть разговоры про клиповость мышления во многом строятся на анализе современного информационного продукта, объясняя происходящие изменения потребностями зрителей, хотя это может объясняться трендами в индустрии создания контента. Так, например, это исследование показывает, как среднее время монтажных склеек в фильмах непрерывно сокращалось с 10 секунд в 1930-х годах до 4 секунд в 2010-х. Похоже, представители киноиндустрии научились эффективно работать с монтажом и удерживать внимание зрителя.

Любопытный факт: только сейчас скорость фильмов приблизилась к экспериментальным картинам русских футуристов 1920-х, почти неизвестных широкой публике, но очень уважаемых специалистами из сферы кино.


При этом нельзя не отметить стремление постоянно перепрыгивать с канала на канал, что связано не столько с плохой концентрацией, сколько с тем, что нашего внимания требуют всё новые раздражители.

4. Картинки стали для нас новым письмом

Одной из самых древних форм письма было пиктографическое — изображение объекта обозначало этот самый объект. Исчезнув на несколько тысячелетий, в XX веке оно возродилось в виде навигационных пиктограмм.

восприятие информации: пиктограммыНавигация в аэропорту. Даже без подписей пиктограммы способны доносить сообщение

В дальнейшем пиктограммы эволюционировали в иероглифы — письмо с формализованным начертанием знаков, где каждый глиф в зависимости от контекста кодировал определённое слово, часть слова или комплексное понятие. И хотя рисунок знаков всё ещё имитировал реальные объекты, их смысл мог быть совсем другим. Так, например, иероглиф «холмы» в Египте мог обозначать чужеземную страну.

Спустя пару тысячелетий идеографическое письмо снова с нами. Теперь — как эмоциональное дополнение письменной речи, более точно задающее тон и контекст сообщения. Эмодзи, стикеры, мемы — всё это новые иероглифы. Например, новостное приложение Quartz использует эмодзи и гифки для общения с пользователем.

Мы общаемся картинками, выстраивая достаточно сложные нарративы, так как изображения часто несут в себе несколько вложенных контекстных смыслов, как когда-то иероглифы.

В любом мессенджере можно пересылать гифки или стикеры вместо или в дополнение к сообщениям, все пользуются эмодзи. Существуют как широко известные стикерпаки и мемы, оперирующие массовыми контекстами (всем известные фильмы, персонажи), так и нишевые, предназначенные для определённых групп (программисты, журналисты, пользователи Reddit).




восприятие информации: мемыИзвестные мемы, стикеры и эмодзи

Грамотно подобранная картинка, относящая нас к определённому контексту, позволяет быстро и ёмко передать набор эмоций и выразить своё отношение к чему-либо.

5. Информация стала для нас строительным материалом

Технологии дали каждому возможность творить, создавая новые информационные объекты с нуля или компилируя их из уже существующих. Каждый фрагмент информации рассматривается нами как кирпич, который мы можем использовать для конструирования собственных нарративов и смыслов.

Фрагмент фильма, найденная или сделанная самостоятельно фотография, скриншот переписки — всё становится основой для новых коммуникаций.

Потребности пользователей чутко улавливаются разработчиками софта, написавшими уже не один десяток различных программ и онлайн-сервисов для генерации мемов, создания простых композиций и роликов. Отличный пример — Coub. Это один из самых популярных сервисов для создания собственного вирального контента путём компиляции готовых видео- и аудиофрагментов.

Мы воспринимаем информационные объекты как кирпичи для новых сообщений, а не как законченные неизменные вещи. Любой фрагмент может стать частью нового смыслового коллажа.

6. Мы считываем информацию фрагментами и по диагонали

У нас не хватает времени и терпения потреблять контент от и до. Исследования показывают, что пользователи Сети больше не читают в привычном смысле слова. Они «сканируют» страницу , выхватывая отдельные слова и предложения.

Широкое распространение получил термин «F-паттерн» — принцип, по которому пользователи Сети часто просматривают ресурсы (повышенное внимание к первым строчкам и беглый просмотр начала следующих). На уровне тепловой карты это действительно напоминает букву F.



восприятие информации: F-паттернF-паттерн

«Сканирование» касается не только текстовой информации. Мы перематываем ролики, фильмы и подкасты. В итоге контент, считываемый по диагонали, создаётся для такого потребления.

Это выражается в жёстком структурировании текстов, дроблении контента на фрагменты, внедрении навигации или функции ускоренного просмотра в видео.

Многие сайты начали внедрять навигацию в плеер, отмечая на ползунке знаковые места видео или аудио либо вынося их в отдельное оглавление. Некоторые идут дальше и пробуют создавать новые (очевидно, вдохновлённые Stories) форматы, как, например, этот проект от The New York Times.

Тем не менее вдумчивое чтение всё ещё с нами и, по утверждениям специалистов, играет большую роль в развитии мышления .

7. Нам легче оперировать абстракциями

Всё превратилось в интерфейс. Вся информация стала виртуальной. Физические носители уходят в прошлое. Теперь вместо дисков, книг, кассет и пластинок у нас есть их виртуальные слепки, концепты информационных вещей.

Интерфейсы всё дальше уходят от имитации реальных объектов в сторону текстов. На кнопке «Удалить» больше не нарисована урна, а на «Сохранить» — дискета, только слова. Мы моментально соотносим написанное слово с эффектом, которое оно произведёт на виртуальный объект.

Да и сами кнопки больше не выглядят как кнопки. Почти каждый знает, как оформить простую гиперссылку, почти каждый — немного программист.

8. Для нас всё меньше разницы между красотой и уродством

Глобальный доступ в Сеть уравнял в правах на распространение всех пользователей. Каждый может транслировать в информационное пространство собственный вкус. В результате мы видим одинаковое количество красивого и уродливого.

Теперь ключевой показатель — выразительность и информационная ёмкость, а не красота. Наш спектр эстетического восприятия серьёзно расширился.



восприятие информации: критерии красотыПодчёркнуто неумелый рисунок внезапно становится сильным выразительным инструментом

В поисках новых стилей и способов выражения дизайнеры вдохновляются как современными технологиями (мультфильм, использующий случайные эффекты в работе с программами 3D-визуализации), так и низкой эстетикой массового софта (этот ролик обыгрывает стилистику ранних текстовых и графических редакторов).

Что нас ждёт дальше?

Уже сейчас наметились обратные тенденции — возврат к медленному потреблению (Slow TV), цифровой детокс. Всё это — реакция на слишком быстрое для человека развитие технологий. Вряд ли это станет мейнстримом, но поможет нам нащупать баланс между онлайном и офлайном и научит осознанному потреблению информации.

На каждом новом витке эволюции есть свои плюсы и минусы, но люди всегда находили способы приспосабливаться к меняющейся реальности. Это то самое качество, которое позволило нам эволюционировать от камней и палок до космических кораблей и расщепления атома. Тем интереснее наблюдать за тем, как нас меняет формируемая нами информационная среда.

Что такое Информация и Знание

Точно также как «не все то золото, что блестит», не вся информация является для человека ценной и может быть интегрирована в систему знаний человека. Прежде чем углубиться в размышления на озвученную тему, давайте определимся с понятиями знания и информация. Ясно, что это не одно и то же. Трактовок обоих понятий очень много.


Зна́ние — совокупность данных о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений; форма систематизации результатов познавательной деятельности человека. Зна́ние в широком смысле — субъективный образ реальности в форме понятий и представлений. Зна́ние в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.


Информация — сведения, воспринимаемые человеком как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации и передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. Включает обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков на клеточном уровне (например, генетическая информация).


Информация используется для описания и определения различных предметов и ситуаций, в которых они развивались и существуют, получается в результате применения знаний к описанию и объяснению явлений на основе полученных данных, но это еще не делает ее знанием. Процесс превращения информации в знания может быть очень сложным. Особенно, если информация разрозненна и не поддается какому-то анализу и систематизации. Важно отметить, что этот процесс — не механический и должен включать не только запоминание, но и понимание. Знания, как правило, более-менее структурированы, а информация может иметь какую угодно структуру.


Способность человека понять и запомнить, проанализировать, а затем вспомнить какую-то информацию дает возможность интегрировать ее в систему своих знаний, придав входящей информации некую структурированность; «Хорошие» знания не должны противоречить друг другу, что очевидно или, по крайней мере, желательно. Задача собирателя знаний обнаружить противоречия и разрешить их на этапе сбора знаний либо присвоить разным элементам данных различную оценку достоверности. Безусловно, усваивая или используя знания, хочется знать, насколько они достоверны.


Граница между информацией и знаниями нечеткая и зависит от воспринимающего субъекта. Слух или туманный намек может для умного человека стать знанием или источником знаний, а для не любящего думать и ворох информации останется просто информацией, без превращения в знания. Довольно часто можно встретить людей с хорошей памятью, но не имеющих привычки думать. Это показывает, что существует зависимость качества знаний от наличия и мощности процедур обработки. Наилучший (вырожденный) пример информации, не превращающейся в знание, — иностранный язык. Наличие информации в иностранном тексте очевидно, однако в знание ее превратить невозможно, если не знать языка, или очень трудоемко, если пользоваться словарем.


Одно из главных применений знаний — возможность передачи знаний другим и способность делать выводы на их основе.


Он был, есть и будет всегда. Он сопровождает нас от рождения до смерти. Он реально воздействует на наши судьбы, судьбы народов, стран, планеты. Тот, кто умеет использовать его, имеет возможности влияния неограниченного и непредсказуемого. Имя ему «информационный голод».


Также как и физиологический (потребность в еде), мы испытываем «информационный голод». Потребность мозга в постоянной информационной подпитке толкает нас просматривать ТВ и читать новости. Информация также как и еда дает нашей психике впечатления и питает энергией более тонкие тела, и, прежде всего, энергетическое тело.


Квант энергии, приходящей из внешней среды в организм живого существа и воспринимаемый как информация, способен вызвать усиление физиологических процессов и воздействовать на психику.


Определенный кусок информации, замкнувшись на вашу память, может породить невероятно большое количество новой информации, состоящей из ваших мыслей. Например, размышление о каком-то предмете или человеке. Процесс обработки информации сводится к замыканию ассоциаций – мышлению, т.е. постоянному сопоставлению внутренней и внешней информации.


Специалисты по нейронаукам из Дании исследовали связь выработки дофамина и предрасположенности человека к познанию нового. Познание нового является одним из самых сильных процессов с точки зрения выработки организмом дофамина. Но количество его вырабатывается все же не одинаково у разных людей. Для человека “исследователя по жизни” процесс познания — это объективно сильнейшее удовольствие.


А.Я. Аноприенко и С.Г. Джура, Кандидаты технических наук, доценты, пишут в своей работе «Инстинкт Познания и космоантропный принцип»: «Залогом эффективного обеспечения гармонии всех уровней инстинктов является их третья категория (первая категория – животные инстинкты, вторая — социальные), которую можно определить как космическую или вселенскую, направленную на выживание и развитие всего космического порядка и, без особого преувеличения, всей Вселенной. Основным на третьем высшем уровне следует признать инстинкт Познания. Именно он является главной движущей силой человечества в его восхождении по ступеням эволюции. Именно он позволяет объяснить те высшие проявления жертвенности, которые намного превосходят и заглушают и голос плоти, и, зачастую, голос социума в его конкретной земной ситуации».


Реальный окружающий мир представляется в человеческом сознании в виде его информационного отражения — в виде модели мира, построенной на поступающей извне информации, с целью извлечения пользы своему существованию. Человеческий мозг, в отличие от мозга животных, наделен не только способностью воспринимать и познавать окружающий мир посредством обработки информации, полученной через органы чувств, но и способностью к логическому анализу, позволяющему создавать и совершенствовать адекватную модель мира. Основным предназначением человеческого мозга, как носителя разума является стремление к познанию истины — построению достоверной модели окружающего мира. По этой причине человеческий мозг всегда будет стремиться к цели своего предназначения — постижению тайны мироздания. В человеке заложено желание познать сущность мироздания в цельности, но эта цельность не даётся ему, она трансцендентальна. Поэтому он пытается постичь её по частям, в узких рамках того или иного способа. Познавая природу, человек осознал себя как мыслящее, творящее существо.


«Информационный голод», как естественная потребность в информации, — извечный спутник познавательного процесса. Степень его утоления зависит от уровня духовного и интеллектуального развития каждого человека. Многие люди начинают свое утро не только с чашки кофе, но в первую очередь включают телевизор, радио, выходят в Интернет. Порой они делают это не осознанно, как бы «автоматически», лишь бы что-то «говорило» просто так для фона. Обратите внимание на сограждан, которые ездят в общественном транспорте. Любители слушать музыку – наслаждаются любимыми композициями, книголюбы – не отрываются от электронных читалок, любители компьютерных игр терзают клавиатуру на игровых устройствах, трудолюбы не расстаются даже в метро с ноутбуками…


Наше время характеризуется нездоровым сочетанием «информационного обжорства» и «интеллектуальной гиподинамии». Чтобы иметь «сильное и мускулистое» мышление, нужно не столько поглощать новую информацию, сколько работать, прилагать самостоятельные умственные усилия. Но кушать — приятно, а работать — трудно. Поглощение информации часто является развлечением и отдыхом, тогда как самостоятельное мышление — это всегда труд, и порой нелёгкий труд.


Продолжая эту тему, можно высказать идею о необходимости интеллектуальной нагрузки параллельно с информационной диетой, и даже о великой пользе информационного голодания (полная изоляция от живого общения; от воздействия средств массовой информации: радио, телевидения, прессы; от чтения любых книг и т.п.) для психического и интеллектуального здоровья человека. Точно так же, как у каждого человека есть потребность в общении, имеется у него и потребность в одиночестве, потребность в уединении. Если эта потребность развита ниже нормы, если человек не выдерживает встречи с самим собой — тогда мы говорим о личности незрелой, неразвитой, лишённой необходимой самодостаточности.


Правильным образом организованное, проведенное по научно обоснованной и экспериментально проверенной методике, дозированное информационное голодание может быть весьма полезным с точки зрения интеллектуального развития, личностного и духовного роста. Далеко не случайно, во всех духовных традициях существует практика пребывания в уединении (ретрит), от одного-трёх месяцев до нескольких лет, которая считается крайне важной с точки зрения изменения личности и осуществления духовного прорыва.


Человек в течение жизни накапливает огромный объём информации, большей своей частью плохо переработанной и не ассимилированной. Зашлакованность нашего внутрипсихического пространства неупорядоченной и неотработанной информацией далеко не безобидна. В случае ярко выраженной патологии на уровне психики это проявляется как формирование различных патологических доминант — навязчивых мыслей, страхов и действий, различных заблуждений и бредовых идей. Однако и в случае так называемого «практически здорового» человека происходит то же самое, только в более мягкой форме.


Для избавления от информационного мусора практикуйте Мауну и выезды на природу, где вы можете побыть в одиночестве, полезны такие ретриты, как Випассана.


Если ограничить поступающую информацию от органов чувств, тогда тонкие тела начнут замещать недостаток информации, отчего расширится ваше восприятие. Дело в том, что операции связанные с обработкой информации и применением знания выполняет не только наше физическое тело (как многие думают мозг), но и более тонкие оболочки, невидимые нашему глазу. Эти тела: Пранамайя-коша, ментальное тело, которое поддерживает умственную и физическую деятельность и сознание человека, Маномайя-коша, тоже ментальное тело, контролирует разум и нервную систему, Виджнянамайя-коша, оболочка «мудрости», составляющая понимание: ум согласовывает входные данные органов чувств, но понимание (виджняна) является высшей познавательной функцией. Мудрость – это знания, находящиеся вне сенсорного восприятия. Здесь располагается интеллект (буддхи) и ощущение своего «я» (ахамкара). В этой оболочке мы осуществляем прыжок к чистому сознанию.


Конечно же, для нормального развития личности в целом и интеллекта в частности, также необходимы полноценное информационное питание и полноценная собственная психическая и интеллектуальная активность.


В идеальном случае информация, приходящая к человеку, должна превращаться в целостное знание, помогающее сформировать наиболее полную картину окружающего мира и дающее понимание законов вселенной. В современном мире информации слишком много, но как таковых знаний в этом потоке значительно меньше. Новости через СМИ – наиболее распространенная форма информации, которую поглощает большинство людей, как правило, несут лишь сообщения о каких-то событиях в жизни других людей, о различных происшествиях и тому подобном, но не рассказывают о том, как строить счастливую и праведную жизнь, как заниматься саморазвитием. Вокруг очень много «развлекательной» прессы и литературы, которая занимает ваш ум, но никак не способствует развитию разума. Формирование привычки осознанно подходить к выбору «входящей» информации может за очень короткий промежуток времени кардинально изменить жизнь человека. Произойдет своего рода «замещение» информации, что наверняка повлияет на преобразование или расширение картины мира в целом и трансформацию многих жизненно важных мысленных установок и целей.


Очень важным аспектом является то, какой круг общения выбирает человек. Мы социальные существа и общение является неотъемлемой частью нашей жизни. Людям просто нравится говорить и взаимодействовать, но совсем немногие задумываются о том, что «болтовня» попусту тратит их энергию и время. Задумайтесь, зачем вашему собеседнику знать какую-то историю о вашей соседке тете Зине? Что это ему даст? Ничего, кроме того, что он потратит свое внимание на ту информацию, которая не будет способствовать его развитию. Неужели обязательно говорить что-то, лишь бы не молчать? Вспомните, как при знакомстве человек старается выдать множество разной информации, пытаясь создать хорошее впечатление о себе. А ведь порой совместное молчание может дать вам гораздо больше, чем самое насыщенное общение. Попробуйте, если никогда не использовали такую возможность! По собственному опыту могу сказать, чем больше занимаешься саморазвитием, тем меньше хочется общаться с кем попало, а «качество» общения начинает преобладать над «количеством».


Конечно, сложно, а порой просто невозможно полностью изолировать себя от ненужного информационного потока живя в мегаполисе, но мы можем использовать метод вытеснения ненужной информации, включая осознанность и применяя некий «информационный фильтр» в своей жизни. Например, вместо того, чтобы слушать радио в машине вашего спутника, вставьте наушники с полезной на ваш взгляд лекцией или аудио — книгой, вместо какого-то канала на телевизоре с бесконечным потоком рекламы, включите себе специально выбранное видео и т.п. Проявление здравомыслия и контроль поступающего информационного потока, а также регулярная практика «информационного голодания» являются необходимыми условиями для поддержания чистоты сознания, обретения высокого уровня мышления и широкого диапазона восприятия.


Я очень надеюсь, что среди информации, из которой состоит эта статья, вы найдете ту, которая дополнит ваши знания и поможет увереннее двигаться дальше по пути саморазвития! ОМ!

Урок по информатике на тему «Информация и знания. Виды информации. Восприятие информации человеком»

Урок № 2

Дата: 11.09.18г.

Класс: 7-А, 7-Б

Тема урока: «Информация и знания. Виды информации. Восприятие информации человеком»

Цели урока: сформировать представление об информации, познакомить с видами информации; дать представление о классификации информации по способу восприятия.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • что такое сообщение, информация;

  • виды информации;

  • связь между информацией и знаниями человека.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информации; 

  • классифицировать по способу восприятия; 

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: ПК, доска, мел.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Проверить готовность учащихся класса к уроку, создать эмоциональный настрой.

  1. Актуализация опорных знаний

Ответить на вопросы:

  1. Что такое информация?

  2. Какова роль информации в жизни человека?

  1.  Изучение нового материала

Информация

К слову «информация» люди привыкли очень давно. Что такое «информация» по-вашему?

Да, это газета, радио, телевидение, т.е. все что на-ся средствами массовой информатика. Именно здесь чаще всего употребляются такие выражения как (информационное сообщение) и (оперативная информация). Цель таких сообщений – довести до читателей и слушателей сведения о каких-то событий.

Все, что мы знаем, мы когда-то узнали от кого? Все это осталось у нас в памяти. Это информация. Все что написано в газетах журналах книгах отражают знания автора – это тоже информация.

Информация- это содержание получаемых сообщений. Информация пополняет знания человека

Учеба в школе- это процесс получения знаний, а значит информации. Чем больше вы учитесь, тем больше информации содержится у вас в памяти.

Декларативные и процедурные знания.

Давайте вспомним и сформулируем какие-нибудь свои знания. Начнем со слов Я ЗНАЮ

— Я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца.

— Я знаю, как выращивать помидоры.

Их можно разделить на две группы.

Знания начинающие со слов « Я знаю, что..» принято называть ДЕКЛАРАТИВНЫМИ.

А знания начинающиеся со слов « Я знаю, как..» называют ПРОЦЕДУРНЫМИ

Приведите примеры:

Я знаю, что ….

Я знаю как ….

Информативность сообщения

Информацию мы получаем в форме некоторых сообщений: устной речи, прочитанного текста, кадров хроники, показанных в телевизионных новостях.

Сообщения, которые пополняют наши знания н-ся информативными

А сообщения, которые не пополняют наши знания н-ся неинформативными. Приведем примеры.

—Речь человека на китайском языке. Информационные ли оно для вас?

— раскроем учебник высшей математики, прочитаем тему Значение определенного интеграла….

Информационные ли они для вас?

Для того чтобы сообщение было информативным оно должно быть понятно принимающему его человека.

—Москва –столица России

—2*2=4

Пополняют наши знания? Если сообщения содержат уже известные человеку знания, то для него оно будет неинформационным.

Информативность сообщений

Информативные — пополняют знания, неинформативные — не пополняют знания.

ВЫВОД: Сообщение принимаемое человеком , содержит для него информацию, если заключенные в сообщении сведения являются для этого человека новыми и понятными.

Получение знаний должно идти от известного к неизвестному, от простого к сложному. И тогда новое сообщение будет понятным, а значит будет нести информацию.

Образная и знаковая формы восприятия информации

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств. Вспомните и назовите органы чувств ?

Через зрение мы получаем информацию в виде изображения

Через слух — в звуковом виде

Через обоняния — в виде запаха

Через вкус — вкусовых ощущений

Через осязание — в виде осязательных ощущений

Приведите примеры восприятие информации через органы чувств?

Язык – знаковая форма представления информации

Полученную информацию человек может запомнит или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?

Устной — разговор, письменной — письмо, статьи, книги. Письменный текст состоит из букв, цифр и знаков препинания, устная речь складывается из знаков — звуков. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь. Письменность которой пользуемся мы и многие Европейские страны называют звуковыми. В ней буквы или сочетание букв — звуки, а знаки препинания -паузы.

Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием «язык». Языки бывают естественные и формальные.

Русский язык, английский язык …

Математический язык, Язык двоичного кодирования, языки программирования, азбука Морзе …

Язык – это знаковый способ представления информации. Общение на языках — это процесс передачи информации в знаковой форме.

  1. Физминутка

  1. Подведение итогов.

А сейчас давайте подведем итог и ответим на вопросы:

  1. Что такое информация?

  2. Откуда человек получает информацию?

  3. С помощью каких органов чувств вы получаете информацию?

  4. Назовите языки информации.

  1. Рефлексия

Что нового я узнал на уроке…

Чему я научился на уроке…

Мне запомнилось…

  1. Домашнее задание: читать § 19-20, ответить на вопросы на стр. 122, выполнить задание 6.

Информация и знания. Восприятие информации человеком

Конспект урока по информатике для 8 класса на тему: «Информация и знания. Восприятие информации человеком»

Учитель: Швайко Лариса Анатольевна,

МБОУ «СШ №13» города Евпатории, РК

Цели урока:

1. Образовательные:

— формирование опорной системы знаний по теме «Информация и знания». Ввести понятия «информация», «декларативные» и «процедурные» знания, «информативность», формы восприятия информации, язык – знаковая форма представления информации.

2. Развивающие:

— развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий.

— развитие логического мышления при анализе нового материала.

— формирование интеллектуальных умений (овладение мыслительными операциями анализа, сравнения, обобщения и т.д.).

— развитие эмоциональной и двигательной сфер при выполнении практических заданий.

— развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности.

3. Воспитательные:

— воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач.

— воспитание дисциплинированности, собранности, требовательности к себе.

— формирование аккуратности и умения организовывать своё рабочее место.

— формирование системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

— создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, проектор, презентация.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы и целей урока. (слайд 1)

II. Актуализация опорных знаний. (слайд 5)

Дайте ответы на вопросы:

  1. Какие профессии, на ваш взгляд, в наибольшей степени связаны с информационной сферой деятельности человека: бухгалтер, повар, водитель, программист, учитель, портной, продавец, журналист или актёр?

( Бухгалтер, программист, учитель, журналист, актёр. )

  1. В чём отличие пользователя и программиста?

( Пользователь работает на компьютере с готовыми программами, которые созданы программистами. )

  1. Расскажите, для чего вы сами используете (если он у вас есть) или могли бы использовать (если у вас его нет) свой домашний компьютер?

( В последнее время участились ответы «Сижу в социальных сетях», «Для работы», «Для получения различной информации». )

  1. Какие проблемы со здоровьем могут возникнуть у людей, нарушающих санитарные нормы работы на компьютере (перечислить не менее трёх)?

( При нарушении санитарных норм работы за компьютером возможны:

1) ухудшение зрения,

2) искривление позвоночника,

3) головные боли, нарушение сна,

4) психологическая зависимость и т. д. )

  1. Что такое информатика и что она изучает?

( Информатика – это наука, изучающая законы и методы работы с информацией с помощью компьютера. )

  1. Как вы понимаете слово «информация»?

( Информация – это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, от людей, с которыми общаемся. )

  1. Что такое компьютер?

( Компьютер – это универсальное техническое средство для работы с информацией. )

III. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы ознакомимся с понятием, которое сопровождает нас ежедневно на протяжении всей жизни – это понятие «информация».

Информация – это сведения, которые можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать и использовать.

В XX веке слово «информация» стало термином во множестве научных областей, получив особые для них определения и толкования. Одно из них: «Информация — это отображение окружающего нас мира с помощью знаков и сигналов или иначе сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы».

(Слайд 6) В других источниках «информация» (лат. informatio — разъяснение, изложение, осведомлённость) — одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.

Мы часто используем это понятие в словосочетаниях: «оперативная информация», «информационное сообщение», «СМИ». Приведите свои примеры таких словосочетаний.

Вы должны знать, что информация не может быть передана, принята или хранима в чистом виде. Её носителем является сообщение. Цель сообщений – довести до нас сведения о каких-то событиях, о которых мы не знали до этого. Все наши знания, все, что мы знаем и умеем, мы получили от родителей, учителей, друзей, окружающих нас людей, из книг, из личного опыта и сохранили в своей памяти. Учеба в школе – это получение знаний, т. е. информации. Приведите примеры своих знаний (используя приём «закончи предложение»), а я буду записывать их на доске в два столбика, например: «Я знаю, что трава зелёная» и «я знаю, как приготовить кашу»

Я знаю, что…

Я знаю, как…

…Луна вращается вокруг Земли
…5х5=25
…вода замерзает при 0°C …

…пользоваться таблицей умножения
…решить уравнение
…включить компьютер …

(Слайд 7) Все наши знания можно разделить на две группы:

  1. Декларативные – утверждения о явлениях, свойствах, зависимостях (я знаю, что…)

  2. Процедурные – определяют действия для достижения цели (я знаю, как…)

Вернёмся к сообщениям, осведомляющим нас о положении дел, о состоянии чего-нибудь в различной форме: устной, письменной речи, видео- и аудиоматериалов и др. Сообщения, которые пополняют наши знания, бывают нам интересны. Такие сообщения называются информативными. Например, сообщение о прогнозе погоды на завтра, сообщение учителя об оценках за ответ на уроке, сообщение о курсе валют. (Слайд 8)

Некоторые из них содержат информацию, которая нам уже известна или непонятна, на непонятном языке или из неизвестной области знаний. Такие сообщения называются неинформативными. Например, вчерашняя, полностью прочитанная газета не пополняет наши знания, следовательно, количество информации данного источника равносильно нулю, так и сообщение 5∙5=25 на японском языке для нас будет непонятно, то есть неинформативно.

Определение: «Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести» будет для нас информативно в 7 классе, а в 11 классе информативным будет определение «Гравитационное взаимодействие — это взаимодействие, свойственное всем телам Вселенной и проявляющееся в их взаимном притяжении друг к другу.»

Именно поэтому получение знаний должно идти от известного к неизвестному, от простого к сложному, что является основой процесса обучения.

(Слайд 9) Для восприятия информации об окружающем мире у человека есть специальные приспособления – органы чувств, благодаря которым выглянув в окно, мы понимаем, какая на улице погода, можем на ощупь оценить поверхность предмета и с лёгкостью узнать на вкус любимую пищу и т.д.

Виды информации по способу восприятия:

орган

способ восприятия

вид восприятия

зрения

зрительное (визуальное)

изображение

слуха

слуховое (аудиальное)

звук

осязания

тактильное восприятие

тактильные ощущения

вкусовые рецепторы

вкусовое восприятие

вкусовые ощущения

обоняния

обонятельное восприятие

запах

Виды информации по форме представления (рассмотрим виды информации, которые «понимают» технические устройства):

Текстовая информация

Текст в учебнике, сочинение в тетради.

В устном общении (личная беседа, разговор по телефону) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме.

Числовая информация

Таблица умножения, арифметический пример, время прибытия поезда и др.

В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.

Пример. Вы получили телеграмму: “Встречайте восьмого. Самолёт прилетает в пять утра”. В данном тексте слова “восьмого” и “пять” мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами.

Графическая информация

Рисунки, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передаёт необходимый образ (модель).

Музыкальная (звуковая) информация

Всё, что мы слышим — человеческая речь, пение птиц, сигналы машин и т.д.

Мультимедийная (многосредовая, комбинированная)

Цветная графика сочетается со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трёхмерными образами.

В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной техники становится основной.

Полученную информацию человек может запомнить (сохранить в памяти) или передать другому. Устная речь состоит из знаков – звуков, которые лингвисты называют фонемами, слов, фраз. Письменная речь – текст, состоящий из букв, цифр, знаков препинания, т. е. из знаков. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь, сначала появилась устная речь, а затем – письменность.

IV. Закрепление изученного материала.

Фронтальная работа со всем классом (Слайды 10-13)

Ответьте на вопросы:

  1. Информативность сообщения, принимаемого человеком, определяется:
    а) Способом передачи сообщения
    б) Временем приема сообщения
    в) Наличием новых знаний и понятностью

  2. Из предложенных сообщений выбрать декларативные и процедурные:
    а) А.С. Пушкин – великий поэт
    б) При умножении простых дробей, их числители и знаменатели перемножаются
    в) На улице сегодня замечательная погода.
    г) Что б открыть дверь, нужно вставить ключ в замок.

  3. К какому языку относятся следующие знаки и что они обозначают? а) Восприятие информации как сведений знаний которые человек: Типы и способы восприятия информации – Как человек воспринимает информацию? - Почему не прерывается связь времён? б) Восприятие информации как сведений знаний которые человек: Типы и способы восприятия информации – Как человек воспринимает информацию? - Почему не прерывается связь времён? в) Восприятие информации как сведений знаний которые человек: Типы и способы восприятия информации – Как человек воспринимает информацию? - Почему не прерывается связь времён? г) Восприятие информации как сведений знаний которые человек: Типы и способы восприятия информации – Как человек воспринимает информацию? - Почему не прерывается связь времён? д) Восприятие информации как сведений знаний которые человек: Типы и способы восприятия информации – Как человек воспринимает информацию? - Почему не прерывается связь времён? е) Восприятие информации как сведений знаний которые человек: Типы и способы восприятия информации – Как человек воспринимает информацию? - Почему не прерывается связь времён? ж) Восприятие информации как сведений знаний которые человек: Типы и способы восприятия информации – Как человек воспринимает информацию? - Почему не прерывается связь времён?

  4. Что может означать запись 18-15 с точки зрения продавца в магазине, машиниста электропоездаученика на уроке математики?

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Приём «Закончи предложение»

— Мне удалось выполнить … .

— У меня лучше всего получалось … .

— У меня вызвало трудности … .

— Было интересно … .

Объявить оценки за урок, оценить работу всего класса.

VI. Домашняя работа

Запишите в дневники домашнее задание на следующий урок: §1, 2 (читать, учить определения), Д/з №2 (письменно) (Слайд 14)

Текст письменных домашних заданий выдан на прошлом уроке. Приложение 1

Литература:

  1. Cемакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса/ Cемакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — 3-е издание. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. 3-е изд. испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  3. https://kopilkaurokov.ru/informatika/presentacii/informatsiia-i-znaniia-vospriiatiie-i-priedstavlieniie-informatsii

  4. http://festival.1september.ru/articles/313251/

  5. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034/75341/

  6. http://www.5byte.ru/8/0001.php

Информация — урок. Информатика, 5 класс.

Каждый день ты узнаёшь что-то новое, чего ты не знал раньше, т. е. получаешь новую информацию. (Это знания, которые даются в школе, это сведения, которые черпаешь из книг, это новости, которые слышишь по радио или от людей, с которыми общаешься).

Информация — это сведения об окружающем нас мире.

Первичную информацию об окружающем нас мире люди и живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

Больше всего информации мы получаем с помощью органов зрения:

глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов.

Но можно ли полностью доверять своим органам чувств?

 

Это не анимация — это простые рисунки, но нарисованы они таким образом, что при просмотре этих картинок происходит оптический обман зрения. Тебе кажется, что изображение на картинке движется, но это не так.

 

opticheskie-illyuzii-kartinki-2.jpg

 

Картинки обмана зрения: размер круга. Какой из кругов, расположенных посередине, больше?

 

statia_clip_image002_0001.jpg

 

 На рисунке изображены два отрезка. Какой из них длиннее?

 

statia_clip_image006.jpg

 

 

Глядя на рисунок, можно наблюдать иллюзию цветовосприятия. На самом деле круги на разных квадратах одинакового серого оттенка.

 

statia_clip_image014.jpg

 

 

 

Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы:

линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т. д.

Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и т. д.

Виды информации по способу восприятия

Для человека информация делится на виды в зависимости от типа рецепторов, воспринимающих её.

 

Визуальная — воспринимается органами зрения. Мы видим всё вокруг.
Аудиальная — воспринимается органами слуха. Мы слышим звуки вокруг нас.
Тактильная — воспринимается тактильными рецепторами.
Обонятельная — воспринимается обонятельными рецепторами. Мы чувствуем ароматы вокруг.
Вкусовая — воспринимается вкусовыми рецепторами. Мы чувствуем вкус.

Виды информации по форме представления

Рассмотрим только те виды информации, которые «понимают» технические устройства (в частности, компьютер).

 

 

Текстовая информация

Текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актёра в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио.

В устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме

Числовая информацияТаблица умножения, арифметический пример, счёт в хоккейном матче, время прибытия поезда и др.

В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.

Пример. Ты получил телеграмму: «Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера». В данном тексте слова «двенадцатого» и «восемь» мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами

Графическая информацияРисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передаёт необходимый образ (модель)
Музыкальная (звуковая) информацияВсё, что мы слышим — человеческая речь, музыка, пение птиц, сигналы машин и т. д.
Мультимедийная (многосредовая, комбинированная)Цветная графика сочетается со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трёхмерными образами

 

В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной технике становится основной.

Информацию, представленную в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером, называют данными.
Изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации занимается наука информатика.

Хранить, обрабатывать и передавать информацию человеку помогает компьютер.

Источники:

Л. Л. Босова. Информатика и ИКТ учебник для 5 класса. Москва Бином. Лаборатория знаний 2012. 7–10 стр. 

Обман зрения — 44 картинки с пояснением ttp://ona-znaet.ru/publ/56-1-0-339

Визуал, аудиал, кинестет, дигитал. Типы восприятия информации

Вы знаете, что за счет понимания своего типа восприятия (кто Вы: визуал, аудиал, кинестет, дигитал) можно увеличить качество и скорость вашего обучения и уметь доносить человеку свои мысли с высокой точностью? Как определить типы восприятия информации  и как эти знания использовать в общении и обучении, разберем подробно в этой статье.

К одному мудрому учителю привели десятилетнего ребенка, которого считали совершенно неспособным к обучению. Родители жаловались, что как они ни бились, у них не получалось научить своего сына самой простой арифметике. Сколько они не старались складывать палочки, яблочки, показывали на пальцах, ничего не выходило. Он никак не мог научиться складывать и вычитать. Учитель поговорил с мальчиком несколько минут. Потом попросил родителей посидеть в стороне, пока он научит их мальчика считать. Затем учитель попросил встать мальчика и попрыгать через камушки. Мальчик сначала просто прыгал через камни. Затем учитель сказал: «Смотри, делаешь один прыжок, потом второй, а потом еще прыгай два раза. Сколько всего раз ты прыгнул?» И вдруг мальчик ответил — 4. Дальше мальчик прыгал и еще больше считал, за один день он освоил арифметику, которую осваивают обычные дети за полгода. Родители сидели, раскрыв рты.

Почему это стало возможным? Учитель был мудрым. Он понимал, что этому мальчику нужно преподать урок так, что бы он сумел воспринять. Не просто услышал, а воспринял наиболее понятным ему способом.

Сегодня мы поговорим о том, какие типы восприятия бывают, и как понимание типов восприятия информации помогает в отношениях и обучении. А также о том, как определить свой тип восприятия.

В самом простом приближении выделяют четыре типа восприятия информации: визуал, аудиал, кинестет, дигитал.

Каналы восприятия: визуал, аудиал, кинестет, дигитал

Человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы.

Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:

  • Визуальная. Когда доминирующим является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета.
  • Слуховая. Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота
  • Кинестетическая. Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры
  • Дигитальная. Связанная с логическим построением внутреннего диалога.

Не  следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.

Например, вам говорят «Представьте мягкую шерсть кошки». Визуалу для того, чтобы представить шерсть, нужно сначала представить кошку, а уже потом вспомнить, какая у нее мягкая шерсть. Аудиал представляет себе сначала звуки кошки (мурчание, мяукание), а потом может вспомнить и другие ощущения. Кинестет сразу ощущает прикосновение шерсти, и только потом визуальный образ. Дигиталу нужно произнести про себя кошка и после внутренней речи представить образ кошки и шерсти.

Каждый из нас видит в голове образ кошки, но у одних он всплывает сразу, а у других через свою доминирующую систему. Пусковая система помогает быстро перевести стимул в образы в нашем мозгу. Именно поэтому понимание своей ведущей системы позволяет индивидуально и точно создать принцип восприятия и запоминания любой информации.

Как определить типы восприятия информации? Тест на определение типа восприятия

Существует несколько способов определить свой тип восприятия и узнать, кто Вы: аудиал, визуал, кинестет, дигитал. Остановимся на нескольких.

1. Наблюдение за собой. Посмотрите, что в ходе мыслительной деятельности Вы используете чаще всего? Как организованы Ваши мысли? Яркими картинками и образами (визуал), ощущениями (кинестет), звуками и интонациями (аудиал), внутренней речью, логическими связями, смыслами (дигитал).

2. Ниже приведен небольшой список слов. После прочтения, постарайтесь уловить, что первое Вам представилось, с какого элемента началось представления? А что возникло позже?

  • Мягкий на ощупь бархат
  • Музыкант играющий на скрипке
  • Лекарство
  • Взлетающий самолет

Если первое, с чего началось представление — это картинка, образ, то скорее всего, Вы визуал. Если образ начался со звуков, а только потом представились картинки, то Вы аудиал. Если Вам потребовалось телесно представить, как располагаются объекты или у Вас быстро пошли телесные ощущения — кинестет, и если Вам потребовалось проговорить слово, чтобы оно представилось — дигитал.

3. Пройти небольшой психологический тест по методике «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева»

Можете его скачать напрямую и, ответив на вопросы, определить свой тип восприятия. Тест на проверку: визуал, аудиал, кинестет, дигитал

4. Понаблюдайте за собой и отметьте, какой тип кратковременной памяти у Вас развит больше всего? Что Вы схватываете быстро и легко: картинки, звуки, ощущения, логические связи? Что Вам легче запомнить?

5. Люди каждого типа восприятия употребляют в своей речи определенные фразы и выражения, характерные именно для их ведущей, запускающей системы. Однако я не рекомендую упираться именно на этот тест для определения, каким типом вы являетесь. Он может дать ошибку в ряде случаев, когда человек приучил себя общаться определенным образом,используйте этот метод только как дополнительный к вышеуказанным методам.

Как же определить, кто Вы: визуал, аудиал, кинестет или дигитал по речи?

Внимательно проследите за своей речью и выпишите в точности фразы, которые вы используете  для обозначения своего мнения, своих действий. Чаще всего человек конкретного типа восприятия использует характерные для этой модальности словосочетания.

Визуал

Использует слова и словосочетания, связанные со зрительными действиями: я не видел, я увидел, я заметил, мне кажется, это было красочно и великолепно, это выглядит, фокус сосредоточен, контраст, перспектива, видите ли.

Аудиал

Чаще пользуются фразами с слуховыми словосочетаниями: не могу понять, что говоришь; не услышала; мне послышалось; я недавно услышал; рада тебя слышать; мне послышалось;  идея звучит заманчиво.

Кинестет

Для этого типа восприятия характерны фразы, показывающие их эмоциональные и телесные отклики: не выношу этого; это противно; это так приятно; мурашки по коже; такое приятно тепло; это было сильнейшее переживание. Часто их невербальные знаки очень показательны, мимика и жесты говорящие, отражают состояние и эмоции человека, даже если самих невербальных знаков не много.

Дигитал

Дигиталы обращают внимание на логику и связи. Какой-то конкретный набор слов для них не характерен: могут появляться фразы аудиального и кинестетического типа. Часто дигиталы спрашивают: какой же в этом смысл; не пойму, как это связано; хотелось бы привести все в систему; надо это как-то упорядочить. Однако подобные выражения характерны для большинства типов с хорошим чувством организованности. Поэтому определение дигитала по речи должно происходить с тщательной осторожностью.

Каждый из типов имеет свои особенности, которые влияют на его восприятие окружающей информации, на любые учебные процессы, на взаимодействие с другими людьми. Разберем особенности людей разных типов восприятия.

Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в процессе обучения

Если Вы много учитесь, ходите на курс, тренинги, читаете, то понимание собственного типа восприятия поможет Вам организовать свой собственный процесс обучения с максимальной пользой.

Визуалы

Основа их обучения — это визуальная информация. Для визуалов слух и зрение составляют единое целое, поэтому, если такой человек только услышал материал (но не увидел), то с большой долей вероятности информация быстро забудется. Визуалы моментально усваивают всю наглядную информацию, поэтому наиболее  выгодно использовать все методы и приемы наглядного представления материала:

  • интеллект-карты
  • схемы
  • графики
  • иллюстрации
  • фотографии
  • демонстрационные модели
  • опыты, эксперименты

Визуалы лучше всего учатся на наглядном примере, когда они видят изучаемый материал в режиме реального времени. Основная память — визуальная. Хорошо помнят расположение предметов, путь, дороги, неплохо ориентируются в пространстве. Некоторый шум для визуала не критичен, он может сосредоточиться в обстановке некоторого шума и успешно изучать материал.

Читайте статью — Что такое интеллект-карты. Как составить интеллект-карту

Визуалы хорошо воспринимают текстовую информацию, способны быстро научиться скорочтению.

Аудиал

Использует слуховой канал восприятия как пусковой. Умеренно развита внутренняя речь. Хорошо воспринимают лекции, музыку, беседы, диалоги. Четко и эффективно удерживают линию разговора, беседы, часто именно в ходе беседы улавливают смыслы изучаемого материала. При сосредоточении необходима тишина. Если Вы аудиал, то старайтесь обязательно прослушивать лекционный материал, аудиокурсы. Учиться совместно с другими, обсуждая изучаемую тему, рассуждая вслух над проблемой.

Кинестет

Получает информацию через действия, движения. Хорошо запоминает любые действия, практические упражнения. Лучше всего всю информацию воспринимает через практические упражнения, эксперименты, где своими руками проверяет полученную информацию на практике. Особенно хорошо воспринимается информация практического характера: что и как двигается, где необходимо нажать.

Кинестетам важно все пощупать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и полноценно ощутить изучаемый предмет. Люди этого типа очень деятельностны, любят и с удовольствием трудятся. И не любят бездействие. Именно для кинестетов поговорка «Движение — это жизнь» имеет особый смысл. Кинестету очень сложно удерживать фокус внимания, они легко отвлекаются, им сложно усидеть на месте продолжительное время, заниматься рутинной работой.

Дигитал

Прекрасно обучаются всем наукам, имеющим строгую логику и последовательность: математике, физике, механике, технологии. Такие люди часто работают в области, где множество исследований, математической и статической обработки, программирования. Главное для дигитала — понять логику и связи в материале, упорядочить изучаемое в систему с понятными причинно-следственными связями. Поэтому старайтесь в ходе обучения выстраивать логику всей изучаемой темы. Для этого можно использовать:

  • схемы
  • интеллект-карты
  • сжатые планы
  • Собственноручно составленные тезаурусы

Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в общении

Визуалы

«Встречают по одежке…» начало этой известной пословицы всецело относится именно к визуалам. Они весомое значение придают внешнему виду человека и всегда обращают внимание на то, как человек выглядит, какая на нем одежда, какие черты лица, как двигается.

В общении могут спокойно и долго смотреть в глаза. Визуальный контакт, обращенность позы в общении, открытые позы необычайно важны именно для визуала. При этом они не любят быть близко к собеседнику, держатся на расстоянии. Главное — это хорошо видеть. Представители этого типа восприятия быстро на интуитивном уровне считывают сигналы языка жестов и мимики, часто этого не замечая. Иногда им кажется, что  по одному только взгляду они знают мысли другого человека.

Читайте статью о невербальном общении

В случае, если Вам нужно произвести впечатление на визуала, старайтесь наибольшее внимание уделить внешней красоте. Обстановка, Ваша одежда, походка, мимика, жесты должны быть максимально располагающими. В доказательство своих слов приводите наглядные примеры, графики, рисунки, обязательно демонстрируйте на образцах и опытах свои аргументы. Вместо чисел покажите рисунок: визуалы плохо поймут разницу между 1000 и 10 000, но наглядный пример разницы убедит их в большинстве случаев.

Сами визуалы неплохие рассказчики. Они могут представить себе удивительно яркие и наполненные деталями картины и рассказывать о них часами.

Аудиал

Разговор с аудиалом бывает часто очень приятен. Аудиалы сами требовательны к своей речи, говорят размеренно, с грамотными изменением интонации. Их приятно слушать, приятно разговаривать с аудиалом. Но и сами аудиалы весьма требовательны к речи своих собеседников, не выносят ошибок в речи, непонятной и исковерканной речи. На аудиалов совершенно нельзя кричать или повышать голос, это приведет к отчуждению человека. Аудиала всегда приятно слушать, это прекрасные рассказчики и не менее прекрасные собеседники, которые по интонации и манере речи могут понять с полуслова.

Кинестет

Кинестеты особенно чувствительны к пространственной обстановке и дистанциям между собеседниками.  Близких  людей допускают в личную зону, а людей малознакомых держат на  расстоянии. Для кинестета вторжение в их личную зону является оскорбительным, они начинают испытывать сильные отрицательные эмоции. Лучше всего завоевать внимание и доверие кинестета действиями, совместными делами, общей деятельностью.

Если приходится что-то запоминать, то лучше это написать или нарисовать самому собственными руками. Разговоры и словесные доказательства произведут наименьшее впечатление на человека этого типа восприятия. А к близким людям кинестет всегда стремится прикоснуться, погладить. Ему важно телесное соприкосновение.

Дигитал

Малочувствительны в общении, редко проявляют эмоции на людях. Особенно сильно обращают внимание на смысловую, содержательную часть разговора. Красивая, но пустая речь им неприятна. С дигиталом лучше всего в разговоре переходить к сути дела, доказывая логичности и верность своих слов числами и фактами.

Особенности каждого типа восприятия

Визуалы

Особенность этого типа людей в том, что они восприимчивы к тому, что является видимым. Они ценят красоту в окружающем пространстве, плохо переносят беспорядок, грязь. В жизни визуала много идей, мечтаний, грез. Они часто являются генераторами идей, поскольку могут в своем воображении создать совершенно необычные ассоциации и связи.

Аудиал

Воспринимают окружающий мир, особенно сильно обращая внимание на звуки. Любят музыку, мелодии, сами часто могут мурлыкать себе под нос, напевать песни. Чувствительны и восприимчивы к разговорам, у аудиалов острый слух и хорошая память, особенно слуховая. Часто выбирают родом своей деятельности все, что связано с музыкой, мелодиями, ораторским искусством.

Кинестет

Кинестеты очень чувствительны ко всему, что происходит вокруг. Их телесные и эмоциональные ощущения тесно переплетены. Они любят телесный комфорт, удобство окружающего пространства. Неудобная одежда или ниточка, щекочущая им шею может вывести из себя кинестета.  Любят глубокие личностные дискуссии, общение с эмоциональным обменом, обсуждением того, то чувствуют другие. Для кинестета прикосновение имеет глубочайший смысл и большую ценность.

Дигитал

Люди этого типа восприятия встречаются реже. Им свойственно воспринимать окружающий мир через внутреннюю речь, через диалог с самим собой. Такие люди, прежде всего, ориентированы на восприятие смысла, логики, последовательности. Дигиталы всегда стремятся понять, осмыслить суть происходящего. Они могут быть чувствительны и ранимы, но мир для них интересен с точки зрения познания смысла и логики, закономерностей. В стрессовой ситуации именно дигиталы лучше всего сохраняют самообладание и спокойствие, могут сохранять ясность мысли и восприятия окружающего пространства.

Строго говоря распределение людей на типы визуал, аудиал, кинестет, дигитал весьма упрощенно. На самом деле каждый из этих типов может быть смешанным, а может быть с разной ведущей полушарной системой, что увеличивает количество вариантов. Но об этом мы поговорим позже.

Также будет полезно: материалы, как быстро работать с книгами, аудио и видеоинформацией

Безусловно, в каждом из нас нет чистого одного типа восприятия, иногда они смешиваются, иногда тип восприятия отличается в спокойной и экстренной обстановке, в разных ситуациях. Но понимание своей ведущей системы позволит более качественно усваивать любую информацию, понимать собеседника и более качественно доносить свои мысли до него. Понимание своего типа восприятия (визуал, аудиал, кинестет, дигитал), позволит вам понять, как учиться именно вам, с учетом ваших индивидуальных особенностей.

Читайте подробнее о том, как научиться учиться

Все это, безусловно, полезнейший навык, на который стоит обратить внимание.


Скачать инфографику «Типы восприятия.»

Напишите в комментариях: к какому типу восприятия Вы относите себя?

Похожие записи

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

Информация и знания — урок. Информатика, 6 класс.

Информация играет в жизни людей огромную роль. Мы получаем её с помощью наших органов чувств из окружающего мира посредством разговорного языка от других людей или из книг, добываем в процессе деятельности.

 

Информация для человека — это знания, которые он получает из различных источников.

 

istochniki.png

 

Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нём информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.

 

Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нём сведения являются для человека понятными и новыми.

 

Например, вряд ли кому-то из ваших одноклассников будет понятен вот такой арабский текст:

 

 

Не зная кода, вы не сможете понять и смысл простого, на первый взгляд, сообщения: 55 288 1 4981.

 

Вряд ли пополнит ваши знания, к примеру, такой вот текст на родном языке, взятый из математической энциклопедии: «Резонанс — явление увеличения амплитуды вынужденных колебаний при приближении частоты внешнего воздействия к одной из частот собственных колебаний динамической системы». 

Таким образом, информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Вместе с тем, совершенно понятное сообщение «Треугольник — фигура, имеющая три угла и три стороны» не расширит ваши знания, так как не является новым для учеников 6 класса. Оно для вас неинформативно, хотя это же сообщение будет нести информацию для учеников 1 класса.

 

Таким образом, информативность конкретного сообщения зависит от жизненного опыта, знаний получателя информации.

 

Все знания, которыми обладает каждый из нас, условно можно разделить на две группы: факты и правила.

 

znanija1.png

К фактам относятся знания об определённых явлениях, событиях, свойствах объектов и зависимостях между объектами.

Описание фактов можно начинать со слов: «Я знаю, что…».

Пример:

солнечные и лунные затмения происходят тогда, когда Солнце, Луна и Земля в своём видимом взаимном перемещении занимают положение на одной линии;

  

первый персональный компьютер фирмы IBM появился в 1981 году; 

  

вес первой электронной вычислительной машины равнялся 30 тоннам;

 

у квадрата все углы прямые и все стороны равны…

К правилам относятся знания о последовательностях действий, направленных на достижение некоторой цели.

Описание правил можно начинать со слов: «Я знаю, как …» или «Для того, чтобы…».

Пример:

выполнить фонетический разбор слова;

  

вычислить периметр многоугольника;

  

вылечиться от простуды;

  

убрать свою комнату…

Получение знаний или познание реальной действительности — это её отражение в сознании человека. Существуют две формы познания: чувственное (с помощью органов чувств) и логическое, которое называют ещё абстрактным мышлением.

 

Источники:

Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 6 класса / Л. Л. Босова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *