Организационные системы управления: Типы организационных систем управления — Мегаобучалка – Системы организационного управления » СтудИзба
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Системы организационного управления » СтудИзба
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
§ 12. Системы организационного управления
Системой организационного управления называется система управления, объектом управления в которой является произвольный составной объект (система или множество), а целью управления — состояние данного объекта, включающее те же элементы в неизменном виде, но новые связи между ними. Задача по переводу данного составного объекта из одного состояния в другое называется задачей организационного управления, а само управление в данной системе — организационным.
Таким образом, организационное управление — это управление связями составного объекта, например, сборкой деталей в узлы (но не обработка этих деталей на станке!).
Все задачи организационного управления подразделяются на два основных класса — это задачи распределения и задачи координации — в зависимости от того, является ли управляемый составной объект статическим или же динамическим.
Если управление сводится к установлению (или переустановлению) связей между внутренними объектами статического составного объекта (которые сами являются статическими), то решаемая при этом задача является задачей распределения (или перераспределения).
Примеры: распределение премии между сотрудниками (управляемый статический составной объект включает людей, их должности и разряды, коэффициенты трудового участия, а также сами распределяемые денежные суммы), расстановка людей по рабочим местам (люди, их квалификации, рабочие места), выбор маршрута в задаче коммивояжера, перестановка мебели, раскладывание карточного пасьянса и т.п.
Если же управление заключается в организации взаимодействия между движущимися внутренними объектами динамического составного объекта, то задача управления является задачей координации.
Примерами задач координации являются всевозможные задачи составления расписаний, например, расписания занятий: управляемый динамический составной объект представляет взаимодействующие между собой потоки преподавателей и студентов, поток времени, аудитории).
Движение составного динамического объекта, управление которым представляет собой решение задачи координации, иногда называют организационным процессом. Например, организационный процесс на производстве — это взаимодействующие потоки различных ресурсов.
§ 13. Развивающиеся системы управления
Развивающаяся система управления — это открытая система управления, воздействия на которую из внешней среды приводят к изменению ее состава или структуры в течение жизненного цикла, т.е. к развитию данной системы управления.
Почти все сложные системы управления, существующие на протяжении достаточно длительного жизненного цикла, являются развивающимися. Например, система управления, связанная с УГАТУ: изменяется объект управления (приходят и уходят студенты), изменяется управляющий объект (открытие новых специальностей, внедрение новых дисциплин и методик обучения, смена профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала).
§ 14. Перепроектирование систем управления
Движение системы управления по заданной траектории происходит крайне редко: из-за действия возмущений система может переходить в новые состояния, не предусмотренные траекторией движения, и тогда возникают новые задачи, не входящие в спроектированную технологию управления и связанные с необходимостью достижения цели или, по крайней мере, необходимостью возврата на заданную траекторию из наступившего нового состояния.
Отсюда следует, что недостаточно один раз спроектировать систему управления: необходимо еще обеспечить перепроектирование данной системы в течение ее жизненного цикла, чтобы система управления оказывалась способной решать возникающие новые задачи управления и, в конечном итоге, достичь поставленной цели.
Человек, на которого возлагается ответственность за перепроектирование системы управления в течение жизненного цикла, а также за перепроектирование соответствующей технологии управления, называется лицом, принимающим решения (ЛПР, руководителем, управляющим), а сама деятельность по организации перепроектирования — принятием управленческих решений или просто принятием решений.
ЛПР может входить в управляющий объект системы управления или осуществлять свою деятельность извне. Как правило, он не единолично осуществляет перепроектирование: решения в отдельных подсистемах могут приниматься другими людьми (управляющими данных подсистем). Например, директор предприятия принимает решения по всему предприятию, а начальники цехов — по отдельным цехам. Задачи, решаемые управляющим, могут не ограничиваться перепроектированием, а входить в технологию управления — например, заведующий кафедрой является также преподавателем, участвующим в учебном процессе.
Как следует из введенного определения, при движении системы управления по заданной траектории, когда отрабатывается спроектированная технология управления, принятия решений не происходит: каждый человек в управляющей системе и без руководителя знает, что и как ему делать, даже в условиях наступления прогнозируемых возмущений. Однако, это справедливо только для хорошо спроектированных технологий. Если же в технологии не учтены какие-либо задачи, имеются ошибки, задачи неоднозначного выбора, а также если из-за действия возмущений необходимо найти новый путь решения уже известной задачи, то принятие решений осуществляется и при реализации данной технологии.
Решения, принимаемые руководителем в процессе перепроектирования, часто бывают связаны с организацией развития системы управления: в тех случаях, когда управляющая система оказывается неспособной решить возникшую новую задачу управления в своем текущем составе (т.е. данную задачу не удается распределить между действующими сотрудниками и наличными ресурсами), необходимо включать в нее новые объекты. При жестких ограничениях на перечень и объем привлекаемых для решения задачи ресурсов, а также на время перепроектирования, организация развития системы управления может оказаться сложной задачей. Поэтому управляющий пытается облегчить себе ее решение, заранее (т.е. еще до наступления возмущений, переводящих систему в новое состояние) выделяя часть объектов внешней среды и рассматривая их как потенциальные объекты системы управления. Например, потенциальными объектами могут быть безработные специалисты в бюро трудоустройства или новые предложения на компьютерном рынке.
Как и источники возмущений, потенциальные объекты системы управления могут включаться в нее как дополнительные элементы. Управление потенциальными объектами сводится к подготовке их включения в состав основных элементов системы управления.
Система управления предприятием: базовые концепции – SPRINTinvest.RU
Последнее десятилетие XX века отметилось завершением формирования понятийного аппарата теории управления предприятием.
Специфика управленческой деятельности идеально сочетается с понятийным аппаратом теории систем. Благодаря этому управление предприятием давно уже рассматривается как единая совокупность громадного числа элементов и внутренних связей.
Задача сегодняшней публикации – рассмотреть понятие системы управления предприятием (СУП) на примере наиболее распространенных их разновидностей и стандартов – как отечественных, так и зарубежных.
Здесь же будут приведены наиболее распространенные дефиниции системы управления предприятием, а также даны рекомендации по выбору оптимальной СУП и ее совершенствованию.
Что такое система управления предприятием?
Анализ множественных систем управления предприятием позволяет выделить их индивидуализирующие черты.
Определений понятия «система управления предприятием» можно насчитать не один десяток. Мы предлагаем синтезированный вариант, акцентирующий внимание на обязательных признаках рассматриваемого института.
Система управления предприятием – это совокупность средств, методов и способов решения управленческих задач, возникающих в процессе функционирования предприятия.
Любая система управления предприятием отталкивается от организационной структуры предприятия, включая в себя управленческие и производственные подразделения, связанные между собой отношениями соподчиненности.
От состава элементов СУП, их свойств и полномочий зависит устойчивость системы управления и ее способности «выживать» в жестких экономических условиях.
Внутри системы управления предприятием выделяют (1) управляющие подсистемы (субъекты СУП) и (2) управляемые подсистемы (объекты СУП).
СУБЪЕКТАМИ системы управления предприятием принято считать его учредителей и руководящий состав, включая директора предприятия.
В качестве ОБЪЕКТОВ системы управления предприятием могут выступать:
[1] люди (рабочий и обслуживающий персонал, а также менеджеры всех уровней по отношению к вышестоящим менеджерам) и
[2] технические системы или объекты (например, производственные линии, дистанционно управляемые станки и проч.).
Любой объект системы управления может быть представлен в качестве системы более низкого порядка со своими элементами и межэлементными отношениями.
Если в систему управления в качестве ее объектов «вкрапляются» люди, такие системы принято именовать системами менеджмента.
Развитие систем управления предприятием
Первые ЭВМ, возникшие на стыке сороковых-пятидесятых годов прошлого столетия, едва ли воспринимались представителями предпринимательской среды в качестве средства, пригодного для решения бизнес-задач.
Об информационных системах управления предприятием заговорили десятилетия спустя, после появления первых программных продуктов, ориентированных на учет и обработку аналитических данных и позволивших автоматизировать некоторые повторяющиеся операции.
Ни о каких сетях тогда никто и не помышлял. Достаточно было того, что машине можно было перепоручить решение некоторых рутинных задач.
С середины 1970-х гг. стали появляться приложения, допускавшие обмен данных между несколькими компьютерами, что и предопределило дальнейшие пути развития корпоративных систем управления предприятием.
Первоначально эффект от внедрения специализированных программных продуктов ощутили крупные компании. Уже через десяток лет рынок стали наполнять интегрированные системы управления, рассчитанные на средние и малые предприятия.
Принцип действия большинства систем управления предприятием был основан на строгих правилах обработки информации, позволявших вводить те или иные данные лишь раз в одном модуле программы. После этого те становились доступными для всех прочих частей приложения.
Ниже мы рассмотрим отдельные виды систем управления предприятием, представляющих собой целые поколения программных разработок: MRP, MRPII, ERP, CSRP…
Системы управления предприятием классов MRP и MRPII
К началу 1990-х гг. ряд (главным образом, американских) разработчиков ПО для крупных промышленных производств пришли к осознанию необходимости создания продукта, способного накапливать и эффективно обрабатывать данные обо всех ресурсах предприятия.
Но самое главное – система должна давать дельные рекомендации по повышению эффективности производства на всех его этапах.
Так появился первый стандарт систем управления предприятия, нацеленный на планирование материальных ресурсов предприятия и получивший малопонятное, на первый взгляд, обозначение MRP (от англ. Materials Resource Planning).
В процессе разработки новых систем управления акцент был сделан на тотальном снижении издержек, характерных для складских запасов всех типов.
Новые системы были способны вести сложные расчеты, отталкиваясь от планов предприятия по выпуску продукции, потребностей на сырье, анализа производственного цикла и учета временных затрат на каждом его этапе и для каждой технологической операции.
В результате руководители предприятия получали выверенные данные о потребностях в тех или иных ресурсах на конкретную дату, час и даже минуту производственного процесса.
Недостаток систем класса MRP кроется в их неспособности учитывать при расчетах стоимость людского труда и степень загрузки производственных мощностей, из-за чего полученные расчетные показатели нередко теряли связь с действительностью.
После внесения в системы MRP корректив, устранявших отмеченные недостатки, новые программные продукты стали обозначаться как MRPII (планирование производственных ресурсов – Manufacturing Resource Planning).
Системы управления предприятием класса ERP
Стандарт управления предприятием ERP (от англ. Enterprise Resource Planning, дословно — планирование ресурсов предприятия) сменил несколько отстававшие от велений времени стандарты MRP и MRPII.
Основное отличие новой концепции – концентрация управленческой информации в едином банке данных, к которому в процессе обработки информации обращаются все модули приложения.
Тем самым упрощается процесс передачи данных, поскольку нет необходимости пересылать ту или иную информацию от приложения к приложению.
Теоретически любой пользователь системы получает прямой доступ ко всей информации, которой располагает предприятие.
На практике права доступа ранжируются в зависимости от статуса пользователя (сотрудника или клиента).
Эффективность технологии ERP была доказана практикой.
Тысячи компаний смогли за счет внедрения ERP-систем кардинально перестроить свои отношения с клиентами за счет снижения сроков производства товаров, сокращения производственных расходов (в том числе за счет сокращения управленческих звеньев) и автоматизации процесса сбыта готовой продукции.
На данном этапе стандарт ERP является самым распространенным в мире, к которому стремятся все производители программного обеспечения для коммерческих структур.
Покровительствует стандарту действующая на общественных началах организация APICS (США), членами которой значатся разработчики коммерческого программного обеспечения, представители предпринимательских кругов, известные управленцы и ученые в сфере управления производством.
Основная масса отечественных систем управления предприятием далека не только от стандарта ERP, но не дотягивает и до более ранних концепций, рассмотренных выше.
Системы управления предприятием класса CSRP
Вершина эволюции систем управления предприятием представлена программными продуктами класса CSRP (от англ. Customer Synchronized Resource Planning – ориентированное на сотрудничество с клиентами планирование ресурсов), позволяющими наряду с прежними функциями отслеживать производственные контакты с клиентами, оформлять в режиме реального времени заказы, сопровождать доставку продукции до места назначения и проч.
Новые системы сделали следующий шаг навстречу клиентам: они позволяют наладить учет и эффективное использование данных с момента проектирования образцов продукции до послепродажного сопровождения товаров.
При этом сторонний заказчик фактически становится элементом системы управления предприятием, напрямую влияя на содержание баз данных системы.
Именно покупатель или клиент в таких системах формируют заказ, а впоследствии контролируют его исполнение на всех производственных этапах.
Системы классов MRP или ERP таким функционалом похвастаться в принципе не могут.
Предприятию остается лишь следить за взлетами и падениями кривой спроса на продукцию и своевременно корректировать прайс-листы…
Рынок CSRP-систем находится еще в зачаточном состоянии с очень привлекательными перспективами и темпами роста (примерно 30-40 % ежегодно).
На российских просторах представлено порядка 10-12 зарубежных систем такого класса и втрое меньше отечественных продуктов, пока лишь претендующих на звание их достойных аналогов.
Автоматизированные системы управления предприятием
Термин «автоматизированные системы управления предприятием (АСУП)» чаще применяется для обозначения отечественных программных разработок.
История подобных систем ведет начало с середины 1960-х гг. Именно тогда группа советских ученых под руководством академика АН СССР Глушкова В.М. на базе Института кибернетики АН УССР приступила к разработке АСУ Львовского телезавода «Львов».
Новая система стала прорывным проектом, позволившим впервые отработать технологии создания технических средств управления объектами, доселе не поддававшимися математическому описанию.
Для практической реализации АСУП потребовалось создание нескольких десятков специальных внешних устройств (рабочих мест, терминалов), с помощью которых обеспечивался ввод/вывод оперативных данных, и уникального программного обеспечения для их хранения и обработки.
Созданная система являла собой самодостаточный вычислительный комплекс, не имевший на тот момент аналогов.
Усилия разработчиков АСУП Львовского телезавода и Института кибернетики были отмечены премией Ленинского комсомола ЦК ВЛКСМ (1967) и Госпремией Украинской ССР (1970).
АСУП «Львов» дала начало широкому спектру разработок комплексных и интегрированных систем управления предприятием, выполнявших те же функции, что и системы международных стандартов MRP и ERP.
Под влиянием обозначенных разработок сложилось современное понимание автоматизированных систем управления предприятием как специализированных комплексов средств и действий персонала предприятия в целях планирования и достижения значимых результатов хозяйственной деятельности.
Финансовые системы управления предприятием
Попытки автоматизировать учет финансовых потоков стали предприниматься на заре создания корпоративных систем управления предприятием.
Причина проста – процессы управления финансами легко могут быть формализованы с помощью понятийного аппарата логики и математики — в отличие от большинства других задач, стоящих перед хозяйствующим субъектом.
Финансовые системы управления предприятием (ФСУП) характеризуются наличием подсистем, позволяющих наладить учет данных по многим направлениям:
- кадровый;
- складской;
- бухгалтерский;
- сбытовой;
- клиентский и проч.
Каждая такая подсистема использует единый стандарт ввода/вывода данных и являет собой обособленную интегрированную систему управления на уровне самостоятельного структурного подразделения предприятия.
Все локальные подсистемы объединены в общую систему, благодаря чему имеется возможность «перетекания» данных из одной подсистемы в другую в установленных пределах.
Финансовые системы управления предприятием доступны любому субъекту хозяйствования, нуждающемуся в автоматизации учета денежных потоков.
Они универсальны, обладают множеством опциональных настроек, учитывающих, к примеру, региональные или законодательные особенности налогового учета, благодаря чему могут быть легко адаптированы под конкретные нужды хозяйствующих субъектов.
ФСУП отличаются простотой внедрения, не требующего чрезмерных технических познаний, и обычно реализуются в форме компактного лицензированного программного продукта, предназначенного для самостоятельной установки на персональном компьютере.
Для функционирования ФСУП достаточно средств стандартной «домашней» сети передачи данных (к примеру, Windows NT).
Большинство финансовых систем управления предприятием реализованы с помощью условно «маломощных» и уже порядком устаревших средств разработки баз данных наподобие dBase, FoxPro или Paradox, обычно не рассчитанных на работу с колоссальными объемами данных.
Тенденция последних лет – постепенный переход разработчиков ПО в данном сегменте на средства разработки промышленных баз данных уровня Oracle, SQL Server или SYBASE.
Производственные системы управления предприятием
Современные предприятия отличаются высоким уровнем автоматизации и роботизации производственных процессов.
Человеческий фактор на большинстве этапов производственного цикла сводится к нулю. Тем самым снижается уровень брака, а производство со стороны смотрится как безотказный часовой механизм.
По сути речь идет об «идеальном» производстве, действующем в режиме 24/7.
Чтобы добиться такого положения дел, потребуется планомерное внедрение производственных систем управления, куда более жестких, нежели финансово-управленческие.
Их первейшая задача – обеспечить безотказную и слаженную работу элементов, формирующих производственный механизм, включая собственно производство продукции, закупки и переработку сырья, управление сбытом и продажами, перенаправление финансовых потоков и многое другое.
Сложность и разносторонность программного обеспечения и размеры промышленных баз данных напрямую зависят от масштабов производства.
На данный момент основная масса систем управления реализует технологию «клиент-сервер», подразумевающую взаимодействие рабочих станций с удаленным сервером, благодаря чему достигается высокая интенсивность передачи данных.
Внедрение производственных систем управления предприятием характеризуется длительными сроками — от полугода до полутора-двух лет – и требует значительного напряжения сил разработчиков продукта и потребителей, а также внушительных материальных трат.
На текущий момент имеются эффективные программные решения для большинства типов производства и отраслей экономики: газо- и нефтедобычи, черной металлургии, машиностроения, электроники и проч.
В рамках производственных систем управления возможно выделение модулей, отвечающих за автоматизацию отдельных производственных процессов:
- циклического производства;
- производства или разработки продукции на заказ;
- производства на склад;
- смешанного производства.
Подобные разработки делают АСУП более гибкими, приспособленными к решению специфическим производственных задач.
Какую систему управления предприятием выбрать?
Для отечественного потребителя нередко основным (и единственным) критерием выбора приемлемой системы управления предприятием становится цена, исчисляемая десятками и сотнями тысяч долларов.
Тем самым устанавливаются незримые барьеры для высококачественных программных продуктов мирового класса, созданных лидерами рынка – компаниями Oracle, SAP или Baan.
Другая беда – отсутствие достаточного числа квалифицированных специалистов, способных внедрить и обеспечить должное техническое сопровождение сложных корпоративных компьютерных систем.
Зачастую внедрение интегрированной системы управления предприятием влечет за собой «перекраивание» сложившихся управленческих связей между менеджментом и трудовым персоналом, а также между структурными подразделениями компании.
Руководящему составу предприятия жизненно необходимо не ошибиться в выборе системы, которая смогла бы предсказуемо окупиться в течение двух-трех лет за счет зримого повышения эффективности производственных и управленческих процессов.
Цена продукта при этом должна быть адекватной финансовым возможностям и денежным оборотам компании.
Для микропредприятий, а также малых или средних предприятий допустимо использование упрощенных автоматизированных систем управления, акцентированных на управлении производством.
Крупным предприятиям — в их числе – гигантским транснациональным корпорациям, финансово-промышленным группам, чьи обороты исчисляются десятками или сотнями миллионов долларов, — понадобятся на порядок более сложные системы, рассчитанные на подключение и взаимодействие десятков тысяч рабочих мест.
Такие системы способны вести учет буквально всего, с чем приходится иметь дело руководителям всех уровней в процессе реализации своих управленческих функций: имущества, клиентской базы, финансовых операций, локальных актов и проч.
Руководителю останется самая «мелочь» – на основе интегрированных данных принимать эффективные управленческие решения.
Совершенствование системы управления предприятием
На протяжении последних десятилетий сотни компаний упорно трудились над совершенствованием систем управления предприятием, их программной начинкой, стандартизацией модулей, их адаптацией к налоговым, юридическим и экономическим особенностям ведения бизнеса в разных политических режимах.
Придумать систему, способную полностью заменить руководителя, увы, пока не удалось и вряд ли в обозримом будущем удастся.
Результаты же отдельных разработок пусть и далеки от идеала, во многом впечатляют. Мероприятия по совершенствованию системы управления предприятием не останавливаются ни на секунду, и в скором времени стоит ожидать прорывных технологических решений.
Уже сегодня – еще на этапе проектирования предприятий – в смету расходов закладываются траты на приобретение и внедрение корпоративных систем управления производственными процессами.
Это не слепые вложения, а жизненно необходимые инвестиции, сродни вливаниям в модернизацию производства или инновации, от которых напрямую зависит способность субъекта хозяйствования эффективно выстраивать экономическую стратегию.
Ежегодно наблюдается взрывной рост информационного обеспечения систем управления предприятием, давно уже считающихся мощным конкурентным преимуществом в большинстве сегментов экономики.
Управление в организационных системах — Студопедия.Нет
Организационные системы
Теория управления организационными системами – раздел теории управления, изучающий механизмы функционирования организационных систем. Теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, развития и ликвидации организаций [37].
Организация – это целевое объединение ресурсов. Организации, созданные человеком (людьми), характеризуются наличием человека как активного ресурса. Организация – это группа людей, работающих совместно, во главе с руководителем и выполняющих определенные планы [9].
Организация может рассматриваться как процесс либо как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур.
Организационные отношения – это взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении организации. Соответственно, они бывают трех уровней – здравого смысла, взаимного уничтожения, заранее спроектированного взаимодействия.
Внешняя среда включает условия и организации, в т.ч. политические, экономические и экологические условия; конкурирующие организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д.
Общие черты организаций:
— наличие по крайней мере одного человека;
— наличие хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение потребностей или интереса человека или общества;
— получение прибавочного продукта в различных формах (материальной, духовной, информационной).
Каждая организация должна обладать признаками системы. Выпадание хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации.
Организационное управление и управление в технике
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Организационное управление принято противопоставлять управлению сложными техническими системами. Однако существуют отличия организационного управления от управления техническими объектами:
— способность человека, как основного элемента организационной системы, к самостоятельному целеполаганию;
— способность человека самостоятельно выбирать действия, отклоняясь от предписанного алгоритма поведения;
— способность человека разрешать интеллектуальные задачи, которые обычно невозможно решить при помощи технических систем;
— способность человека к рефлексии относительно собственной деятельности и деятельности других субъектов, в том числе – возможность прогнозирования их поведения.
Задачи управления людьми и коллективами решаются в рамках различных научных школ управления организационным поведением. В состав типичных задач входят: обеспечение необходимой мотивации исполнителей, согласованная с ними выработка управленческих решений, рациональное распределение ограниченных ресурсов в условиях неопределенности и т.п.
Регламентация управленческой деятельности осуществляется с помощью механизмов управления – процедур принятия управленческих решений.
Система управления организации представляет собой совокупность элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. Она состоит из следующих компонент: методологии, структуры, процесса и техники управления.
Методология управления включает в себя – цели, законы и принципы, функции, методы, технологии управления и практику управленческой деятельности.
Процесс управления представляет собой – систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.
Структура управления включает в себя – функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, конкретные схемы взаимодействия высших органов управления и профессионализм персонала.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Техника управления включает – компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи, систему документооборота.
Методология и процесс управления формируют управленческую деятельность, а структура и техника управления – механизм управления.
Основная задача системы управления – формирование профессиональной управленческой деятельности, которая может рассматриваться как процесс и как явление [16].
Контрольные вопросы
1) Что такое управление?
2) Какие основные виды управления Вы знаете?
3) В чём состоит принцип разомкнутого управления?
4) В чём состоит принцип компенсации?
5) Где применяется принцип управления по возмущения?
6) Чем адаптивное управление отличается от оптимального?
7) Каковы особенности интеллектуального управления?
8) Что такое система управления?
9) Чем автоматизированные системы управления отличаются от систем автоматического управления?
10) Что такое организация?
11) Чем отличается управление в организационных и технических системах?
Моделирование
Моделирование является одним из важнейших элементов системного анализа. Различные методы моделирования могут использоваться как на этапе анализа системы, так и на этапе синтеза знаний о ней. Более того, моделирование широко используется при рационализации.
Система организационного управления — Энциклопедия по экономике
В соответствии с третьим признаком классификации выделяют отраслевые, территориальные и межотраслевые АИС, которые одновременно являются системами организационного управления, но уже следующего — более высокого уровня иерархии.
[c.20]
В многоуровневых и распределенных компьютерных информационных системах организационного управления одинаково успешно могут быть решены как проблемы оперативной работы с информацией, так и проблемы анализа экономических ситуаций при выработке и принятии управленческих решений. В частности, создаваемые автоматизированные рабочие места специалистов предоставляют возможность пользователям работать в диалоговом режиме, оперативно решать текущие задачи, удобно вводить данные с терминала, вести их визуальный контроль, вызывать нужную информацию для обработки, определять достоверность результатной информации и выводить ее на экран, печатающее устройство или передавать по каналам связи.
[c.31]
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);Технологическое обеспечение реализует информационные процессы в автоматизированных системах организационного управления с помощью ЭВМ и других технических средств. [c.163]
Шапиро Д. И. Принятие решений в системе организационного управления. М., 1983. [c.214]
В системах организационного управления выделяют экономическую информацию, связанную с управлением людьми, и техническую информацию, связанную с управлением техническими объектами. [c.19]
Применяемое на предприятии оборудование, технология производства, ассортимент продукции изменяются со временем, ввиду этого созданные ранее структуры предприятия и организация его работы будут не соответствовать новым условиям. Для предотвращения таких негативных явлений и обеспечения соответствия структуры предприятия и организации его работы характеру (типу) производства, составу производимой продукции, технологии изготовления, масштабу и типу производства, уровню его технической оснащенности на предприятиях создается система организационного управления. [c.17]
Разработка концепции создания (развития) объекта управления и системы организационного управления этим объектом Формирование первоначального варианта структуры целей и функций системы управления ,г [c.168]
АСУ подразделяются прежде всего на два класса автоматизированные системы организационного управления и автоматизированные системы управления технологическими процессами (последние часто бывают автоматическими, первые ими принципиально быть не могут). [c.9]
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Автоматизированная система организационного управления 9, 327 [c.458]
В системах организационного управления термин ЛПР может соответствовать как отдельному лицу, так и группе лиц, принимающих решение коллегиально. В любом случае ЛПР — это последняя инстанция, на которой лежит вся полнота ответственности. [c.130]
Система организационного управления — система управления, объектом которой (в отличие от системы управления технологическими процессами) являются не машины или иные технические установки, а коллективы людей. [c.437]
Под информационными технологиями понимается совокупность внедряемых в системы организационного управления средств и методов обработки данных, представляющих собой целостные технологические системы и обеспечивающих создание, передачу и хранение информации с наименьшими затратами. [c.164]
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМАХ ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ [c.1]
Основное внимание в книге уделено исследованию источников появления, способам формализации и методам использования расплывчатых категорий в конкретных задачах принятия решений, а в качестве основных объектов исследования рассмотрены системы организационного управления. Однако приведенные математические методы пригодны к использованию при создании процедур принятия решений и в других человеко-машинных системах (на- [c.3]
Как отмечено в гл. 1, пользователю удобно в своей повседневной деятельности выбирать решения в режиме диалога с ЭВМ. Реализация диалоговой процедуры принятия решений в системах организационного управления, осуществленная с использованием дисплеев в качестве внешних устройств, позволяет достаточно оперативно проанализировать возможные рекомендации (например, в период подготовки к заседанию или во время заседания). В подобной диалоговой процедуре рассматриваются разнообразные проблемы мнение о типе продукта, приблизительно подходящего по общности достаточно ли хороши альтернативы, найдется ли лучший путь решения или нужно прекратить поиски выделение одной из альтернатив как лучшей и ее проверка жизнью и т. д., которые сводятся к двум типам вопросов 9 131 [c.131]
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
В этой главе рассмотрены примеры реализации модельных представлений, приведенных в гл. 4 для конкретных задач, возникающих в системах организационного управления, биотехнических системах при изучении физиологических процессов. [c.164]
Разработка концепции создания (развития) объекта управления и системы организационного управления этим объектом [c.203]
Рассматривая системы управления отраслями, территориальными организациями, объединениями и предприятиями, называемые системами организационного управления, отметим, что основной формой передачи в них информации является документ [65, с. 188]. Поэтому увеличение объема информации, связанное с развитием народного хозяйства и общественной жизни страны, приводит к устойчивому росту количества управленческих документов. [c.4]
Для повышения результативности опросов и активизации экспертов иногда сочетают процедуру Дельфи с элементами деловой игры эксперту предлагается проводить самооценку, ставя себя на место конструктора, которому реально поручено выполнять проект, или на место работника аппарата управления, руководителя соответствующего уровня системы организационного управления и т.д. [c.70]
Например, в системах организационного управления на основе результатов распознавания могут приниматься и реализовываться управленческие решения, может осуществляться реализация функций управления планирование, организация, мотивация, учет, контроль, анализ и регулирование. Предметом распознавания в этих системах является ситуация. Но из множества ситуаций, возникающих в процессе функционирования организационной системы управления, необходимо на вход четвертого этапа процесса распознавания представить только проблемные ситуации для данного процесса распознавания. То есть ситуации, на распознавание которых ориентирован именно данный процесс распознавания. Выделение проблемных ситуаций из множества возможных и является сущностью второго этапа процесса распознавания в этих системах. [c.242]
Базовыми положениями при установлении принципа опознавания являются цели, назначение системы распознавания, данные о выделенных для распознавания элементах среды. В системах организационного управления, например, возникает множество различных ситуаций, требующих распознавания. В качестве принципа опознавания в них часто применяется множество возможных решений, реализуемых системой управления в целом или ее составной частью. При этом мощность множества распознаваемых ситуаций значительно превышает мощность ограниченного множества возможных решений. То есть разбиение множества проблемных ситуаций на классы осуществляется на основе информации о мощности множества (количестве) возможных решений и разновидностях элементов этого множества. [c.243]
Эти условия должны найти свое отражение при формировании концепции развития, в особенности, крупных технических университетов. Разработка стратегии и создание механизма комплексного развития этих университетских комплексов позволит эффективно использовать уникальные возможности этих университетов, учитывать современную тенденцию коммерческой направленности знаний и результатов НИР. При этом важно отметить, что система организационного управления университетом, состоящая из сети подразделений, не сможет эффективно функционировать без построения финансово-экономического механизма. [c.3]
Шапиро Д.И. Принятие решений в системах организационного управления Использование расплывчатых категорий. М. Энергоатомиздат, 1983. [c.55]
К организационно-административным методам обычно относят формирование и совершенствование структуры управления регламентирование деятельности коллективов при помощи административных актов длительного действия (уставов предприятий, правил, инструкций и т. д.) проектирование работ установление четких прав и обязанностей аппарата управления и др. Одно из центральных мест в системе организационно-административных методов занимает подбор и расстановка кадров по политическим и деловым качествам. [c.309]
Организационное регулирование — это определение структуры управления число уровней и звеньев, отделов, подотделов, секторов, групп, определение цели их деятельности, задач, взаимосвязи, потоков информации и т. д. Путем точного построения организационных форм достигается четкое функционирование каждой отдельной части системы и всей совокупности в рамках системы. Организационную структуру формируют при проектировании. [c.268]
Современную технологию и методологию управления проектом и осознавать место и роль управления проектом в общей системе организационно-экономических знаний, [c.446]
На стадии изготовления продукции управление качеством обеспечивается системой организационных, технических, экономических, социальных мероприятий по соблюдению запроектированных параметров изделий в соответствии с действующими стандартами. [c.109]
Линейность и функциональность управления означают принятие решений и выдачу команд непосредственно подчиненной управляемой системе (линейность управления), разделение труда между руководителями и исполнителями, выполнение каждым звеном определенной функции (функциональность управления). Линейность управления лежит в основе построения всех организационных и иерархических структур (всех ступеней управления). Необходимость функционального по- [c.84]
Структурный капитал — это формы, методы, структуры, позволяющие эффективно осуществлять сбор, тестирование, организацию, фильтрацию, сохранение и распределение существующего знания. Он позволяет привести имеющиеся знания сотрудников в систему и использовать их наиболее эффективно, сделать знания отдельных сотрудников доступными для всех, хранить и передавать информацию с необходимой скоростью, достичь синергического эффекта от совместной деятельности. Стюарт определяет структурный капитал как организационные способности организации отвечать требованиям рынка [8, с. 127 , отмечая, что он, так же, как и человеческий, существует лишь в контексте ракурса, стратегии, конечной цели. В отличие от человеческого капитала — знаний, принадлежащих каждому отдельному сотруднику, — структурный капитал принадлежит организации в целом. Его можно воспроизводить, выявлять долевое участие в нем. В. его состав включаются технологии, изобретения, базы данных, публикации, процессы и т.д., которые могут быть документально оформлены и юридически защищены также сюда относятся стратегия и культура организации, структуры и системы, организационные процедуры и т.п. Все перечисленные и иные элементы структурного капитала делятся на две группы — электронные и социальные (вырастают из личного общения людей — нормы отношений, взаимообогащение жизненным опытом). Стюарт особо отмечает, что структурный капитал может принимать самые разные формы в зависимости от конкретной компании. Основная задача управления структурным капиталом — сделать знания сотрудников собственностью компании и сохранить их в этом качестве. [c.58]
При изучении организации необходимо установить ее организационно-правовую форму, организационную структуру и структуру управления, определить наличие различных видов производств (основных, вспомогательных и др.) и видов хозяйственной деятельности, а также наличие структурных подразделений, филиалов, представительств и их территориальное расположение. Изучению подлежат также организационно-технологические особенности и системы методов управления видами деятельности организации. Все эти аспекты оказывают существенное влияние на организацию и построение учетного процесса, в частности на выбор рабочего плана счетов, других организационных, методических и технических аспектов бухгалтерского учета при разработке и принятии учетной политики организации. [c.197]
Дискуссии по этой проблеме продолжаются до сих пор [40 86]. Трудности реформы системы государственного управления обусловлены тем, что данная сфера организационно-экономической деятельности в целом крайне консервативна. Государственным управлением занимаются администрации, заинтересованные в применении традиционных методов. Бюрократический аппарат не заинтересован в создании прогрессивных управленческих структур, ведущих к ломке сложившихся устоев и всяческим неудобствам для чиновников. Особенно консервативны государственные чиновники в аппаратах управления экономическими процессами. Поэтому формирование системы налогообложения в России, приближение ее к мировым стандартам до настоящего времени не дают ожидаемых результатов. Налоги жестко увязаны с отношениями собственности, а это — область конфронтации экономических интересов. До тех пор, пока не будут решены многие базисные проблемы (созданы рынки земли, труда, капиталов, устранены негативные тенденции приватизации и криминализации экономики и т. п.), сохранятся административно-командные методы управления. [c.138]
Повышение требований к оперативности информационного обмена и управления, а следовательно, к срочности обработки информации, привело к созданию не только локальных, но и многоуровневых и распределенных систем организационного управления объектами, какими являются, например, банковские, налоговые, снабженческие, статистические и другие службы. Их информационное обеспечение реализуют сети автоматизированных банков данных, которые строятся с учетом организационно-функциональной структуры соответствующего многоуровневого экономического объекта, машинного ведения информационных массивов. Эту проблему в новых информационных технологиях решают распределенные системы обработки данных с использованием каналов связи для обмена информацией между базами данных различных уровней. За счет усложнения программных средств управления базами данных повышаются скорость, обеспечиваются защита и достоверность ин- [c.30]
Принятие решения в автоматизированной системе организационного управления, как правило, осуществляется специалистом с применением или без применения технических средств, но в последнем случае на основе тщательного анализа результатной информации, полученной на ПЭВМ. Задача принятия решений осложняется тем, что специалисту лриходится искать из множества допустимых решений наиболее приемлемое, сводящее к минимуму потери ресурсов (временных, трудовых, материальных и т.д.). Благодаря применению персональных ЭВМ и терминальных устройств повышается аналитичность обрабатываемых сведений, а также [c.48]
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ (СОУ) [ managerial ontrol system] — система управления, объектом которой, в отличие от системы управления технологическими процессами, являются не машины или иные технические устройства, а прежде всего люди, человеческие коллективы. Может быть неавтоматизированной и автоматизированной (АСОУ) (подробнее си. Автоматизированная система управления). [c.327]
Система оптимального функционирования социалистической экономики, СОФЭ 326 Система организационного управления [c.487]
По назначению АСУ энергохозяйством можно подразделить на системы управления технологическими процессами в энергохозяйстве (АСУТПЭ) и системы организационного управления (АСОУ). В свою очередь, класс АСУТПЭ включает в себя АСУ производством, передачей и распределением различных видов энергии. Эти АСУ являются в едином классе АСУТПЭ подсистемами первого уровня и разрабатываются с учетом особенностей производства, передачи и распределения отдельных видов энергии. [c.36]
Различают два основных типа АСУ 1) системы экономического и организационного управления, или автоматизированные системы планирования и управления (АСПУ) 2) системы управления техникой или технологическими процессами (АСУТП). [c.321]
Планирование экономического и социального развития, будучи звеном в системе научного управления, возможно только тогда, когда имеются предпосылки политическая, экономическая, социальная и организационная. Планирование всегда выполняло и выполняет роль главного инструмента политики КПСС в экономической, социальной и других областях. Такая трактовка планирования полностью соответствует концепции комплексной — от высших звеньев, как по вертикали, так и по горизонтали — организационно-структурной перестройки хозяйственного механизма, которая определена апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС, решениями XXVII съезда КПСС и в последующих документах партии и Советского правительства. [c.128]
Предложенная А. Фейгенбаумом система управления качеством внесла значительные изменения во внутрифирменное управление, изменились организационные структуры появились центральные отделы управления качеством (ОУК) и соответствующие группы в проектных, конструкторских, сбыточных, снабженческих организациях. Система комплексного управления качеством получила быстрое распространение, в особенности в США, Японии, Германии, Франции, Италии (Япония — Канбан). Японские специалисты Исикава, Тагути внесли крупный вклад в методологию факторного анализа процесса формирования качества. [c.19]
Особую значимость в вопросах преобразования в системе АПК имеет реформирование сельскохозяйственных предприятий и образование корпоративных структур. Первые шаги в развертывании соответствующей макроуровневой реформы не привели к ожидаемой перестройке внутренней структуры управления и системы организационно-технологических взаимодействий в соответствии с рыночными условиями хозяйствования. В результате всеобщей фермеризации и последующей принудительной реорганизации крупных сельскохозяйственных предприятий были подорваны конкурентный потенциал и восприимчивость российского сельского хозяйства к научно-техническому прогрессу, способность к эффективному освоению инвестиций не удалось найти механизмы экономической реализации прав собственников земельных долей, в том числе их полноправного участия в управлении предприятиями. Кроме того, сельскохозяйственные предприятия до сих пор вынуждены содержать многие объекты социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности. Затраты предприятий на их содержание составляют 10% издержек на основное производство. Эти затраты устойчиво превышают суммарный объем дотаций и компенсаций, выделяемых им из бюджетов всех уровней. [c.101]
В начале XX века на Западе и в 30-х гг. в СССР сложился определенный тип организации производства и управления. Суть его — жесткая централизация всех функций управления, вертикальная организационная структура, административно-командный стиль руководства. Производство территориально и организационно строилось как единая фабрика, управляющий которой лично контролировал все параметры производственного процесса и управлял действиями подчиненных. Послевоенный период четко обозначил тенденцию развития крупной промышленности в сторону усложнения организационных структур промышленных компаний. Два фактора обусловили эти изменения (1) чисто количественное увеличение масштабов деятельности вплоть до макроэкономических величин (2) диферси-фикация направлений деятельности. Однако сами по себе эти факторы не приводят (и не привели) к сдвигам в системе внутрифирменного управления, и подтверждением является консерватизм практики управления предприятиями в СССР. [c.299]
3.3 Особенности анализа и синтеза организационных систем управлениия
¨
особенности организационных систем
управления
¨
методология анализа и синтеза
организационных систем управления
¨
специфика анализа и синтеза организационных
систем управления
¨
основные черты организационного
управления
¨
основные требования к организационному
управлению
Особенности организационных систем управления
Если
в качестве объекта управления рассматривать
коллективы людей, то такая система может
считаться организацией. Иначе говоря,
любая организация — это группа людей,
деятельность которых сознательно
координируется для достижения общей
цели (или целей). Группа людей представляет
собой организацию:
¨
если состоит по крайней мере из двух
человек, которые считают себя частью
этой группы;
¨
если
имеет одну цель (желаемое конечное
состояние или результат), которую
принимают как общую все члены группы;
¨
если
состоит из людей, которые сознательно
работают вместе, чтобы достичь желаемой
для всех цели (или целей).
Организации
могут быть различной сложности, которая
определяется шестью поставленных перед
организацией целей.
Организационная
система управления включает: орган
управления (уп-ляющая подсистема),
который осуществляет процесс управления
орга-зацией, и объект управления
(управляемая подсистема), который
осу-гтвляет реализацию задач (рис. 3.3).
Процесс
управления организацией представляет
собой одноразовый, многоразовый или
непрерывный процесс выработки управляющих
действий u(t)
и
передачи их подчиненным объектам
управления для исполнения и достижения
цели (целей) управления.
Управляющие
действия u(t)
представляют
собой сигналы, устные или письменные
приказы, приказания, распоряжения и др.
Процесс
управления организациями относится к
наиболее сложным формам деятельности
человека. Управление организацией как
особый вид деятельности превращает
неорганизованную группу людей (толпу)
в эффективно, целенаправленно и
производительно действующую группу.
Сущность управления
организацией состоит в разработке
постоянного воздействия на управляемую
и управляющую подсистемы и обеспечении
его реализации для достижения поставленной
цели.
Организационные
системы управления (например, системы
управления предприятиями, войсками,
отраслями промышленности, государствами)
являются наиболее сложными для
исследования системами и имеют следующие
особенности:
¨
возможность самостоятельного формирования
целей и способность к самоорганизации;
¨
необходимость учета в процессе управления
многочисленных политических, социальных
и экономических факторов;
¨
высокая неопределенность исходных
данных, невозможность про-нозирования
всех факторов, влияющих на процессы
управления, и низ-я эффективность
применения математических моделей для
принятия управленческих решений;
¨
объективный
характер процессов управления и связанные
с этим ошибки при формировании целей и
расходовании ресурсов на их достижение
поскольку основная роль при принятии
решений и организации их выполнения
принадлежит человеку;
¨
большое число и разнообразие связей и
отношений между органами управления и
отдельными руководителями, отсутствие
четких границ между управляемой системой
и объектами управления, имеющими сложную
иерархическую структуру;
¨
ориентация на определенные социальные
потребности.
Тема 3 Структура системы управления персоналом
3.1 Организационная структура системы управления персоналом
Существуют
различные модели построения системы
управления персоналом в организации.
Применение той или иной модели для
конкретной организации зависит от ее
организационной структуры. Организационная
структура определяет взаимоотношение
между функциями, выполняемыми сотрудниками
организации, а также проявляется в таких
формах, как разделение труда, создание
специализированных подразделений,
иерархия должностей и т.д.
Таким
образом, организационную структуру
системы управления персоналом можно
определить как совокупность взаимосвязанных
подразделений этой системы и должностных
лиц. Подразделения выполняют различные
функции, их совокупность составляет
службу управления персоналом (кадровую
службу). Роль и место службы управления
персоналом в структуре всей организации
определяется ролью и местом каждого
специализированного подразделения
данной службы, а также организационным
статусом ее непосредственного
руководителя.
В
современной практике управления
персоналом существует несколько
вариантов роли и места службы управления
персоналом в структуре менеджмента
организации, которые зависят от
степени развития и особенностей
организации.
Первый
вариант структурного положения кадровой
службы заключается в том, что служба
управления персоналом подчинена
руководителю по администрированию.
Основная
идея такого варианта заключается в
сосредоточении всех центральных
координирующих служб в одной функциональной
подсистеме. Данный вариант схематически
представлен на рисунке.
Рисунок
– Местоположение
службы УП в организационной структуре
подчинение руководителю по администрированию
Второй
вариант структурного положения кадровой
службы заключается в том, что служба
управления персоналом непосредственно
подчинена руководителю организации
(рисунок).
Преимуществом такого положения кадровой
службы является то, что при этом варианте
исключена множественность подчинения
кадровой службы, а также то, что все
сферы кадровой политики контролируются
руководителем организации. Такая
структура используется небольшими
организациями в начале их развития,
когда недостаточно ясно определен
статус кадровой службы.
Рисунок
– Местоположение
службы УП в организационной структуре:
подчинение руководителю организации
на третьем уровне управления
Третий
вариант структурного положения службы
управления персоналом также связан с
непосредственным
подчинением ее руководителю организации,
но на втором уровне руководства
(рисунок).
Данный вариант наиболее приемлем на
том этапе развития организации, когда
руководитель пытается таким образом
поднять статус службы, хотя иерархический
уровень заместителей еще не готов к ее
восприятию как подразделения второго
уровня управления.
Рисунок
–
Местоположение
службы УП в организационной структуре:
подчинение руководителю организации
на втором уровне управления
Четвертый
вариант структурного положения службы
УП – служба
УП организационно включена в
руководство организацией (рисунок).
Этот вариант типичен для развитых
компаний и является наиболее
распространенным в современной практике.
При таком варианте подсистема управления
персоналом приобретает равнозначный
статус относительно других подсистем
управления организацией.
Рисунок
–
Местоположение
службы УП в организационной структуре:
включение в руководство организацией
Организационная
структура, представленная на выше
обозначенных рисунках, называется
функциональной
и
построена по принципу разделения
обязанностей между функциональными
подразделениями, отвечающими за одно
из направлений деятельности (финансы,
оборудование, производство, продажа,
персонал и т.д.). На примере функциональной
организационной структуры можно наиболее
наглядно проследить развитие функций
и полномочий, а также возрастание
значимости службы УП в соответствии с
развитием самой организации. Эти
функции и полномочия также свойственны
службам УП организаций с дивизионной
организационной
структурой, при этом область ответственности
службы УП определяется спецификой
организационной структуры, а функции
– уровнем развития организации.
Рассмотрим две разновидности дивизионной
структуры — продуктовую и географическую.
При
продуктовом
типе
организационной структуры, когда в
основу разделения труда положена
производимая продукция или оказываемые
услуги, а производства отдельных
видов товаров (услуг) отделены друг от
друга, для каждого направления
производства существует своя кадровая
служба. Организация службы УП для такого
типа организаций представлена на
рисунке.
Рисунок
–
Организационная
структура системы управления персоналом
при продуктовой структуре управления
организацией
Для
многонациональных корпораций наиболее
распространенным типом оргструктуры
является географический
(или
региональный)
тип,
в основу которого положен географический
принцип разделения производства товаров
или услуг в различных государствах или
на различных географических территориях.
Другой
распространенной формой организационной
структуры является матричная
структура.
При такой структуре происходит наложение
проектной структуры на постоянную
функциональную структуру управления
организацией. При этом под проектной
структурой
подразумевается временная структура,
создаваемая в целях реализации конкретного
проекта, для чего происходит объединение
персонала в проектные группы. В матричной
организации члены проектной группы
подчиняются руководителю проекта и
руководителям функциональных
подразделений, где работают постоянно.
Руководители проектов устанавливают
содержание и очередность работ, а
руководители подразделений несут
ответственность за их выполнение.
Структура системы управления персоналом
для матричной организации представлена
на рисунке.
Рисунок
– Служба
УП в организации с матричной структурой
управления
Итак,
организационная структура системы
управления персоналом варьируется в
зависимости от специфики ее деятельности.
Кроме того, структура служба УП зависит
от размеров организации, а также от
уровня кадрового и методического
потенциала в области управления
персоналом, который определяет степень
привлечения сторонних консультационных
услуг.
Если
кадровый состав организации немногочислен,
то выполнением некоторых задач в области
управления персоналом может заниматься
один специалист, а не подразделение
в рамках службы УП. Также ряд функций
системы управления персоналом может
быть передан другим подразделениям
организации (например, функция
информационного и технического
обеспечения системы управления персоналом
может быть передана директору по
информационным технологиям).
Службы
управления персоналам на сегодняшний
день являются функциональными и не
участвуют напрямую в управлении основной
деятельностью сотрудников организации,
а помогают руководителям всех уровней
решать вопросы, связанные с наймом,
перемещением, увольнением, обучением,
социальным обеспечением персонала и
ряд других вопросов. Поэтому оптимальным
является сочетание полномочий линейных
руководителей организации и специалистов
по персоналу на основе их совместной
ответственности.
При
построении организационной структуры
необходимо соблюдать следующие принципы:
Гибкость.
Характеризует
способность быстрой перестройки в
соответствии с изменениями,
происходящими в персонале и на
производстве.Централизация.
Заключается
в разумной централизации функций
работников отделах и службах предприятия
с передачей в нижнее звено функции
оперативного управления.Специализация.
Обеспечивается
закреплением за каждым подразделением
определенных функций управления.Нормоуправляемость.
Это
соблюдение рационального числа
подчиненных у каждого руководителя:
высшее звено – 4-8 чел., среднее звено
(функциональные руководители) –
8-10 чел., нижнее звено (мастера, бригады)
– 20-40 чел.Единство
прав и ответственности. Означает,
что права и ответственность подразделений
и сотрудников должны находиться в
диалектическом единстве.Разграничение
полномочий. Линейное
руководство обеспечивает принятие
решений по выпуску продукции, а
функциональное руководство обеспечивает
подготовку и реализацию решений.Экономичность.
Характеризует
достижение минимально необходимых
затрат на построение и содержание
организационной структуры управления.
В самом
общем виде можно выделить
четыре группы факторов, которые
необходимо учитывать при создании
проекта организационной структуры:
внешняя
среда и инфраструктура, в которой
действует организация;технология
работ и тип совместной деятельности;особенности
персонала и корпоративной культуры;
прототипы
и уже существующие, и показавшие себя
эффективными организационные
структуры аналогичных организаций.
При
создании организационной структуры
следует учитывать, что в зависимости
от характера факторов внешней среды
организация может существовать в четырех
принципиально отличных друг от друга
ситуациях.
Исходными
данными для
построения организационной структуры
управления являются:
расчет
числа уровней управления;расчет
численности персонала;типовые
структуры управления.
Организационная
структура управления состоит из двух
самостоятельных органов управления,
выполняющих определенные функции.
Вершиной является центральный аппарат
управления предприятием, а основанием
— аппарат управления структурными
подразделениями (производствами, цехами
и т.д.). Каждый орган, в свою очередь,
состоит из двух отдельных уровней
линейного и функционального управления.
Организационная структура строится
по уровням управления (таблица ).
Таблица
– Уровни
управления
Уровень | Уровень | |
Функциональный | Линейный | |
1 | Директор | Директор |
2 | Заместители | Управляющие |
3 | Главные Начальники | Начальники |
4 | Начальники | Начальники |
5 | Старшие | Старшие |
6 | Специалисты | Мастера |
7 | Младшие | Бригадиры, |