Функции управления задачи управления: Задачи и основные функции управления – Функции управления

Задачи и основные функции управления

Если хочешь стать профессионалом в чем-то, то необходимо внимательно изучить объект интереса. Тем, кто думает открыть предприятие или постигает азы руководства ним, интересно, что собой представляют задачи и функции процесса управления. Мы сейчас будем искать ответ на данный вопрос.

Общая информация

Управленческая деятельность имеет свою специфику. Она выполняет задачи и функции, без которых невозможно представить работу предприятия. Какова общая структура? Функции реализовываются исключительно в рамках определенного комплекса управленческих задач. В чем их принципиальное различие? Как функцию отличают от задачи? Это очень важно понимать для избегания путаницы.

Принципиальное различие между ними заключается в том, что функции являются повторяемыми видами деятельности, тогда как задачи преследуют достижение определенных результатов за отведенное время. То есть руководитель подписывает документы – это функция. А подписывает он их, чтобы увеличить эффективность предприятия и размер выручки в два раза за год – это задача.

Кстати, поговорим о функциях. Они могут выполняться полностью одним подразделением. Одновременно другие группы отделов часто используются для предоставления дополнительных функций. Качественная настройка и определение фронта работ каждого подразделения позволяет обеспечить эффективную работу предприятия в целом. Поэтому при создании коммерческой структуры этим вопросом необходимо озаботиться сразу, ведь исправлять все будет довольно долго и затратно. Вводной информации хватит, переходим к рассмотрению конкретных моментов.

О функциях

Их состав и объем зависят от ряда условий:

  1. Структуры, уровня и масштаба осуществляемой деятельности.
  2. Размера коммерческой структуры, места в системе общественного разделения труда, самостоятельности и независимости.
  3. Связей с другими организациями.
  4. Уровня технического оснащения и доступного инструментария управления.

Что они должны делать? Функции системы управления необходимы для руководства и обслуживания хозяйственной деятельности. Каждая из них должна иметь цель, быть повторяемой, однородной и исполнимой для персонала. Они носят объективный характер. Это определено самой природой процесса управления. Ведь если допускать субъективизм, то это с высокой долей вероятности повлечет убытки.

функции управления

Также функции управления предприятием являются основой для определения и формирования структуры и численности аппарата руководства. Единого подхода к их классификации не существует. На основании признаков формируются разные группы. Самое простое деление подразумевает классификацию на:

  1. Общие.
  2. Специальные.

Какие их особенности? Общие функции управления сформулировал в начале двадцатого века Файоль. Их особенностью является то, что они проявляются одинаково в любой сфере деятельности. Среди общих функций наиболее важным считается титрование. Она заключается в:

  1. Формулировании целей на предстоящий период.
  2. Разработке стратегии действий.
  3. Составлении необходимых планов и программ для реализации п. 2.

То есть идет определение того, что нужно достичь. В качестве инструментария разработки путей получения запланированного результата используется стратегическое и текущее планирование.

О реализации

Практическим воплощением занимается организаторская функция. Как она реализуется? Первоначально создается сама организация, формируются ее структуры, распределяется работа среди подразделений, сотрудников и осуществляется координация их деятельности. Говоря о функциях органов управления, нельзя обойти вниманием и мотивацию.

В данном случае определяются потребности людей, выбирается наиболее подходящий способ их удовлетворения, который позволит обеспечивать максимальную заинтересованность работников в процессе приближения к цели, что стоит перед организацией. Выявить заблаговременно надвигающиеся опасности, отклонения от принятых стандартов, а также обнаружить ошибки поможет контроль. Он создает основу для совершенствования происходящих процессов.

Ранее говорилось о специальных функциях. Они занимаются управлением определенных объектов, например:

  1. Производством.
  2. Материально-техническим снабжением.
  3. Инновациями.
  4. Кадрами.
  5. Рекламой и сбытом готовой продукции.
  6. Финансами.
  7. Учетом и анализом хозяйственных процессов.

задачи управления

Кто-то может сказать, что это основные функции управления. Это верно, но с небольшой оговоркой: реализация у них отличается. Именно потому, что приходится подстраиваться под каждый определенный конкретный субъект, они и называются специальными. Давайте рассмотрим их подробнее.

Что собой представляют специальные функции?

Они будут представлены в виде названия и краткого содержания:

  1. Управление производством. Это организация поставок материалов, сырья, деталей, комплектующих, информации. Определение объема для выпуска продукции и оказания услуг. Расстановка людей. Организация своевременного комплексного ремонта техники и оборудования. Оперативное устранение неполадок и сбоев в производственном процессе. Контроль качества.
  2. Управление материально-техническим снабжением. Это заключение хозяйственных договоров, организация процесса закупки, доставки и хранения материалов (сырья), деталей, комплектующих.
  3. Управление нововведениями (инновациями). Это организация научных исследований и прикладных разработок, создание опытных образцов, внедрение новинок в производство.
  4. Управление рекламой и сбытом готовой продукции. Под этим подразумевается изучение рынков, выработка ценовой политики, реклама, формирование каналов сбыта, организация отправки товаров покупателям.
  5. Управление кадрами. Под этим подразумевается подбор, обучение и повышение квалификационного уровня кадров, мотивирование на труд, создание приятного и комфортного морально-психологичного климата, а также улучшение условий работы для сотрудников.
  6. Управление финансами. Сюда относится составление бюджета, формирование и распределение денежных ресурсов, портфеля инвестиций, оценка текущего/перспективного состояния и мер, что необходимы для их укрепления.
  7. Учет и анализ хозяйственной деятельности. Сбор, обработка и изучение информации о работе организации. Сравнение с начальными и плановыми показателями, а также результатами деятельности иных коммерческих структур для своевременного выявления имеющихся проблем и вскрытия резервов.

Об основных функциях

Эта тема вскользь была затронута ранее. Но тогда имелась оговорка. Что мы получим, если ее убрать? При руководстве преследуется определенная цель. Она достигается путем выполнения конкретных задач и функций. И для этого необходимо влиять на коллектив. Здесь и проявляют себя во всей красе основные функции управления:

  1. Организация.
  2. Планирование.
  3. Нормирование.
  4. Мотивация.
  5. Координация.
  6. Контроль.
  7. Регулирование.

Все это проявляется через организационные структуры, процессы, культуру. При этом рационально соединяется целый набор методов, приемов и звеньев руководящей системы. И затем используется для установления взаимосвязи с различными объектами.

функции и задачи управления

Это функция организации. Без нее сложно представить создание благоприятных условий достижения целей, когда конкретные задачи решаются в оговоренный период времени, при этом по минимуму тратятся производственные ресурсы. Но центральное место среди всех функций занимает планирование. Это связано с тем, что оно необходимо для строго регламентированного поведения объекта во время достижения поставленных перед организацией целей. Планирование предусматривает передачу конкретных задач определенным подразделениям на различные (но ограниченные) временные периоды.

Нормирование следует рассматривать как разработку научно-обоснованных расчетов, которые устанавливают качество и количество элементов, что будут использоваться в производстве и управлении. Эта функция влияет на объект с помощью четких и строгих норм, дисциплинирует процесс выполнения задач, обеспечивает ритмичный и равномерный ход деятельности и ее высокую эффективность.

Смещаемся к человеческим факторам

Следующей у нас идет функция мотивации. Она влияет на коллектив, пробуждая его для эффективного труда. Для выполнения этой задачи используется общественное воздействие, а также поощрительные меры.

Функция координации необходима для обеспечения слаженной и согласованной работы всех участников процесса. Если производственные и вспомогательные подразделения не будут эффективно взаимодействовать, то выполнение поставленных задач будет делом долгим. Координация может осуществляться по отношению как к коллективу, так и к отдельным работникам.

Следующей идет функция контроля. Она воздействует на коллектив посредством выявления, обобщения, учета и анализа результатов деятельности каждого подразделения. Собранные данные доводятся до ведома их начальников, руководителей и служб управления.

задачи и функции управления

Для этой функции большую роль играет информация оперативного, бухгалтерского и статистического учетов, которые позволяют выявлять отклонения от запланированных показателей. После этого проводится анализ причин отклонения и их устранение. Но последнее уже относится к функции регулирования. Она, между прочим, непосредственно сочетается с контролем и координацией. Эта функция управления деятельностью будет выполняться только в тех случаях, когда из-за воздействия внутренней или внешней среды происходит отклонение производственного процесса от запланированных параметров. Если нет проблем, то и обращаться к ней нет причин. Вот такие функции системы управления.

О задачах

Пока что в основном говорилось о том, какие функции управления существуют. Но ведь есть и задачи. О них тоже следует замолвить несколько слов. Список основных задач довольно велик, поэтому он будет разбит на несколько подзаголовков:

  1. Определение основной цели организации, формирование стратегии поведения и действий, направленных на ее достижение. Создание концепции функционирования и развития предприятия с максимальным количеством будущих трансформаций – например, в корпорацию.
  2. Формирование корпоративной культуры. Под этим подразумевается объединение сотрудников вокруг одной общеорганизационной цели. Самое важное в данном случае – не поставить людей в одностороннюю зависимость от руководства. Такое положение дел часто заканчивается низкой инициативностью и необходимостью контролировать все в ручном режиме, что довольно проблематично.
  3. Нужно хорошо продумать и рационально организовать мотивацию и дисциплину персонала для достижения заявленной цели организации, что позволит успешно решать стоящие на пути проблемы.
  4. Сформировать в коммерческой структуре порядок во взаимоотношениях. Необходимо выстроить систему относительно долговременных и стабильных иерархических связей, норм, должностей, стандартов. Для этого можно даже документально зафиксировать структуру. Например, с помощью устава организации.

структура функций управления

Также необходимо предусмотреть все нюансы взаимодействия между организациями, подразделениями и людьми по поводу осуществления их функций. Установленный порядок должен воплощаться в виде формальной организации, которая позволит обеспечить устойчивость и стабильность коммерческой структуры, а также результативно управлять нею.

Контролирующие задачи

Это вторая часть списка:

  1. Четко определить, как будет проводиться диагностика руководства. При этом необходимо найти самую лучшую и худшую точки управления. Это позволяет держать ситуацию под контролем. Диагностика чрезвычайно важна, ведь с ее помощью можно преодолеть возникающие противоречия между ростом, развитием и масштабами с одной стороны, и средствами, методами и целями – с другой. Это позволит отслеживать ситуацию при любых изменениях. В качестве примера риска можно привести так называемый феномен «директора цеха». Это обозначение используется для описания ситуаций, когда начальник средней руки, продвинувшись вверх по служебной лестнице, продолжал действовать так, словно он и дальше управлял не предприятием, а только его подразделением. Такой подход способствует возникновению проблем, точек неуправляемости и резкому понижению общей эффективности системы.
  2. Четко представлять, как должно быть реализовано управленческое решение. К сожалению, этот момент часто не воспринимается как самостоятельный структурный компонент. Из-за этого возникает множество проблем, которые понижают качество реализации и возможности контроля над исполнением.
  3. Разработка системы мониторинга за внедрением принятого решения. Также прорабатываются допустимые стимулы для его эффективного исполнения. Кроме этого, следует предусмотреть определенные санкции против лиц, подразделений, социальных групп или организаций, которые срывают их внедрение или недостаточно активно и целеустремленно работают для достижения целей.

Как работает государственная машина?

Разговор шел о коммерческих структурах. А задачи и функции государственного управления отличаются от него? Да, и еще как. Ведь главная цель коммерческого предприятия – получение максимально возможных прибылей, тогда как государство нацелено на обеспечение базовых потребностей граждан. Из-за этого структура функций управления имеет ряд отличий.

Задачи и функции руководства

В целом и общем они выглядят так же, как и для коммерческих предприятий. Но в нюансах кроется «дьявол». Так, необходимо отметить сильную ориентацию на услуги: образование, медицина, правозащитные и другие. Функции государственного управления также концентрируются на обеспечении бюрократического сопровождения. Причем, если на предприятиях это больше организационные моменты, то в данном случае все значительно серьезней. Рассмотрим несколько примеров.

Взять обучение в школе и университете. Или получение паспорта. Что выдается? Определенный документ, подтверждающий что-то. В случае со школой и университетом это доказывает то, что человек образованный, умеет читать и писать, обладает определенной квалификацией. Паспорт говорит о том, гражданином какой страны он является. Кстати, если интересует перечень всех задач, которые на себя берет государство, то можно открыть Конституцию и ознакомиться с ними. Но следует понимать, что там находятся общие декларации. На практике они воплощаются посредством принятия законов, мероприятий, указов, постановлений различных уровней власти.

Заключение

Функции и задачи управления являются неотъемлемой частью деятельности любой коммерческой структуры по достижению обозначенных целей. Большое значение при их реализации имеет масштаб. Так, функция управления персоналом может быть выполнена директором, если разговор идет о небольшом предприятии. Но в случаях с крупными коммерческими структурами приходится говорить о полноценных отделах кадров.

функции и задачи руководства

Безусловно, основатель в роли директора, как правило, знает всю подноготную лучше и сможет обеспечить выполнение всех необходимых требований в нужном объеме. Но иногда справиться со всеми вызовами самостоятельно невозможно. И в таком случае приходится передавать часть обязанностей другим людям. Хотя добиться от них эффективности работы, как от основателя, часто не предоставляется возможным, но хороший специалист все же сможет показать работу на уровне.

А если поставлены адекватные цели, правильно сформулированы задачи и функции, настроены процессы и взаимодействие, то это значит, что существуют все условия, чтобы сотрудник раскрылся на полную. Следует помнить, что самый главный ресурс в современном мире – это люди. И ценных специалистов необходимо беречь и лелеять, попутно выращивая их для запросов предприятия. Вот мы и рассмотрели, что собой представляет этот аспект руководства, а также то, какими задачами и функциями управления являются используемые методы работы.

Функции и задачи управления.

Рассмотрев
социальную сущность и основные принципы
управления, мы неизбежно приходим к
выводу, согласно которому управление
представляет собой сложный и многогранный
процесс взаимосвязанных функций, которые
органически связаны с определенными
структурными компонентами. Поэтому при
исследовании управленческой деятельности
социология управления уделяет приоритетное
внимание определению структуры и функций
этой деятельности. Структура управления
не остается неизменной, а характеризуется
подвижностью и изменчивостью. Из
определения её сущности становится
очевидным, что она предполагает
систематическое воздействие субъекта
управления на социальный объект,
составляющий предметную область
управленческой деятельности. А это
означает, что двумя исходными, первичными
компонентами управленческой структуры
являются субъект и объект управления.


Субъект
управления — это лицо, группа лиц или
специально созданный орган, являющийся
носителем управленческого воздействия
на социальный объект (управляемую
подсистему), осуществляющий деятельность,
направленную на сохранение качественной
специфики, обеспечение его нормального
функционирования и успешное движение
к заданной цели.

Объект
управления — это социальная система
(страна, регион, отрасль, предприятие,
коллектив и т.п.), на которую направлены
все виды управленческого воздействия
с целью ее совершенствования, повышения
качества функций и задач, успешного
достижения запланированной цели (целей).

Объекты
управления характеризуются большим
разнообразием. Их можно типологизировать
по нескольким основаниям.

По
масштабам и уровням управленческого
воздействия объекты управления
подразделяются следующим образом:
страна, отрасль, регионы, предприятия
и т.п.


По
видам регулируемой деятельности объекты
управления дифференцируются на:
производственную, социальную, политическую,
социокультурную деятельность.

По
адресату управленческого воздействия
объекты управления подразделяются на:

  • население
    и все организационные структуры страны,
    выступающей в качестве единой и целостной
    социально-территориальной общности;

  • население
    областных, районных, городских
    социально-территориальных общностей;

  • персонал
    министерств и ведомств;

  • персонал
    предприятий, учреждений,
    научно-исследовательских институтов
    и учебных заведений;

  • персонал
    органов здравоохранения, социального
    обеспечения, правоохранительных
    органов, воинских частей и подразделений
    и т.п.

Но
какой бы иерархический ранг или какой
бы тип объекта управления мы не
рассматривали, всегда и везде на передний
план в социологическом исследовании
управленческой деятельности выдвигаются
социальные отношения и взаимодействия
людей, вовлеченных в тот или иной вид
деятельности и объединенных в те или
иные социальные организации и институты.


В
структуре управления наряду с
дифференциацией людей на две основные
группы, из которых первые разрабатывают
и осуществляют управленческие решения,
а вторые осуществляют производственную,
политическую и иную деятельность в
соответствии с принятыми решениями,
существует ряд компонентов, которые в
наиболее существенных своих чертах
определяются теми задачами, которые
решаются в процессе осуществления
управленческой деятельности.

Основные
задачи управленческой деятельности:

  1. Определение
    основной цели или дерева целей (для
    многоуровневой) организации, выработка
    стратегии действий по ее достижению и
    формулирование концепции деятельности
    и развития данной организации —
    корпорации, фирмы и т.п.

  2. Формирование
    корпоративной культуры, т.е. объединение
    персонала вокруг общефирменной цели
    (или целей). Самое важное в управлении
    — не стремление поставить других людей
    в одностороннюю зависимость от себя,
    искусственно приподнять свой статус,
    усилить свое влияние в организации, а
    сплотить ее персонал на четкое осознание
    стоящей перед организацией цели и
    активную, квалифицированную, добросовестную
    деятельность во имя ее достижения.

  3. Хорошо
    продуманная и рационально организованная
    мотивация персонала на достижение цели
    фирмы (организации) и успешное решение
    стоящих перед нею проблем.

  4. Формирование
    в фирме организационного порядка, т.е.
    системы относительно стабильных,
    долговременных иерархических связей,
    стандартов, норм и должностей, нередко
    зафиксированных документально (устав
    организации) и регулирующих взаимодействия
    между организациями, а также между
    подразделениями и людьми как членами
    организации по поводу осуществления
    их функций. Организационный порядок
    воплощается в формальную организацию,
    обеспечивающую стабильность и
    устойчивость данной фирмы, корпорации
    и т.д., результативность управления ею.


  5. Разработка
    и осуществление технологии изменений,
    ведь эффективность управления в решающей
    степени определяется по способности
    к изменениям, по умению вовремя понимать
    их необходимость и столь же вовремя
    начинать и быстро проходить переходный
    этап.

  6. Четкое
    определение диагностики управления
    или, говоря иными словами, определение
    точек наибольшей и наименьшей
    управляемости и — вполне вероятно —
    точек неуправляемости, которые имеются
    или могут возникнуть в каждой организации.
    Установление диагностики управления
    очень важно, ибо оно дает возможность
    преодолеть часто встречающееся
    противоречие между ростом и развитием,
    между масштабами управления, с одной
    стороны, и его целями, методами и
    средствами, — с другой. Хорошо известен
    феномен «директора цеха», когда
    бывший начальник цеха или председатель
    колхоза, продвинувшись вверх по
    служебно-должностной лестнице, готов
    и заводом, и городом, и областью руководить
    таким же образом, как и прежде цехом,
    но только очень большим. В таких случаях
    в объекте управления возникают не
    только зоны слабой управляемости, но
    и точки неуправляемости, что резко
    сужает диапазон эффективного управления
    системой.

  7. Четкое
    представление о том, какова должна быть
    реализация управленческого решения.
    К сожалению, в существующей в настоящее
    время практике управленческой
    деятельности многих организаций,
    предприятий, учреждений и т.п. реализация
    принимаемых решений не воспринимается
    в качестве самостоятельного структурного
    компонента и важной стадии разработки
    и осуществления управленческого
    решения. Более того, управленческие
    решения зачастую вообще не просчитываются
    на реализуемость, а это существенно
    снижает возможности контроля за их
    выполнением.



  8. Разработка
    системы контроля за выполнением
    принятого решения, определение и
    применение стимулов его эффективного
    исполнения, а также санкций против лиц,
    социальных групп, организаций или их
    подразделений, срывающих выполнение
    принятых решений или недостаточно
    целеустремленно и активно действующих
    во имя поставленных управляющей
    подсистемой целей и задач.

Все
названные структурные компоненты не
действуют в отрыве друг от друга, а в
процессе своего взаимодействия образуют
более или менее целостную и динамично
развивающуюся структуру социального
управления, своеобразный «управленческий
многогранник», действующий в широком
социальном диапазоне.

В
состав структуры управления наряду с
основными компонентами управленческой
деятельности входит организационная
структура управления. Она характеризуется
распределением целей и задач между
различными уровнями и звеньями
управленческой деятельности. Следовательно,
под организационной структурой управления
понимается совокупность уровней и
звеньев управленческой деятельности
в единстве с их функциональными областями,
расположенными в строгой соподчиненности
и обеспечивающими взаимосвязь между
управляющей и управляемой системами
для эффективного достижения целей. Она
ориентирована на установление четких
взаимодействий между отдельными
подразделениями системы управления,
распределением между ними прав,
обязанностей и ответственности.

В
организационной структуре управления
выделяются следующие основные элементы:
уровни (ступени) управления, его звенья
и связи горизонтальные и вертикальные.

Вертикальные
связи мы только что рассмотрели,
характеризуя иерархическую соподчиненность,
при которой низовое звено управления
находится в вертикальной управленческой
зависимости от среднего звена, а то, в
свою очередь, в вертикальной зависимости
от высшего управленческого звена.


Кроме
того, в системе управления существуют
горизонтальные связи, характеризующиеся
расстановкой конкретных руководителей
во главе отдельных подразделений.
Например, на многих предприятиях имеются
начальники производственного отдела,
финансового отдела, энергетической,
конструкторской службы, службы маркетинга.

В
связи с тем, что в системе управления
наряду с горизонтальными связями
функционируют и связи вертикальные,
существуют и вертикальные структуры
управления. В них отчетливо вырисовывается
иерархическая соподчиненность разных
структурных уровней управленческой
деятельности. Типичным проявлением
такой управленческой структуры является
«управленческая вертикаль». На
вершине этой вертикали действует
Президент страны — высшее должностное
лицо, гарант суверенитета, независимости
и территориальной целостности государства.
В его непосредственном подчинении —
администрация президента. Ниже ее, по
степени убывания властности и масштабов
управленческой деятельности, располагаются
областные администрации, а еще ниже —
администрации районов и городов. В итоге
складывается и функционирует
многоступенчатая, построенная по
принципу вертикальной зависимости,
пирамидальная структура управления.

Нередко
в системе управления создается
специфический симбиоз, конструируемый
путем органического совмещения структур
двух видов: линейной и вертикальной.
Такое совмещение обусловлено необходимостью
координации деятельности в тех случаях,
когда такая деятельность распределяется
по своим целям, задачам, содержанию, как
по горизонтали, так и по вертикали, что
имеет место в крупных современных
организациях и в социальных институтах.
Подобного рода организационная структура
управления называется матричной. Такая
матричная структура управления
функционирует на крупных предприятиях,
например, на автомобильных заводах, в
акционерных обществах и др. организациях.


Наряду
с организационными структурами управления
выделяют структуры управления,
различающиеся характером и содержанием
управленческой деятельности. Так, в
частности, в некоторых организациях и
учреждениях функционирует механическая
структура управления, при которой
управленческое воздействие на подчиненных
сотрудников осуществляется
традиционно-бюрократическими методами,
а инновационные приемы управленческой
деятельности и изменения в окружающей
среде в расчет не принимаются. Совершенно
иной характер имеет адаптивная структура
управления, позволяющая гибко реагировать
на изменения в окружающей среде и
принимающая в расчет все инновационные
приемы управленческой деятельности.
Значительным своеобразием отличается
патисипативная структура управления,
основанная на активном включении
сотрудников и их представителей в
процессы выработки, принятия и реализации
управленческих решений (от обмена
информацией, консультаций и переговоров
до включения представителей сотрудников
в наблюдательные и исполнительные
советы, их участия в распределении
прибылей и в разработке программ
совершенствования производства).

Структурная
динамика управленческой деятельности
органично взаимосвязана с выполняемыми
ею функциями. Их единство и
взаимообусловленность (функция порождает
соответствующую структуру, а возникновение
новой структуры неизбежно приводит к
появлению новой функции, либо превращает
латентную функцию, ранее не заметную
для управления, в открытую) образует
сложную и многогранную систему
управленческой деятельности.

Функции
управленческой деятельности:

1.
Обеспечение целеполагания и целедостижения
силами и средствами, имеющимися в
распоряжении управляемой системы.
Функция целеполагания и целедостижения
реализуется посредством выдвижения:

  • целей-ориентаций,
    выражающих общие интересы и устремления
    входящих в состав управляемой организации
    людей, групп и подразделений;

  • целей-заданий-планов,
    предписаний, поручений, задаваемых
    управляемой системе ее управляющей
    подсистемой или вышестоящей организацией;

  • целей-систем,
    обеспечивающих стабильность, целостность,
    устойчивость, динамизм управляемой
    системы, устанавливаемые управлением
    и необходимой для функционирования
    материализованной и объективированной
    структуры данной организации — фирмы,
    предприятия, корпорации и т.п. Четкое
    согласование всех трех компонентов
    этой функции — важнейшая задача
    управления, ибо любое их рассогласование
    — источник дисфункции и социальной
    патологии управленческой деятельности.

2.
Административная функция. Отражает
деятельность управленческой структуры
на основе законодательства в области
труда и нормативных актов, регулирующих
кадровую сферу и складывающиеся трудовые
отношения, в том числе составление
штатного расписания организации, прием,
увольнение, передвижение кадров,
соблюдение трудового законодательства
и т.п.

3.
Информационно-аналитическая функция.
Обеспечивает приток информации из
окружающей социальной среды в данную
организацию и из этой организации в
окружающую среду, а также информационное
обеспечение управленческой структуры,
подчиненных ей структурных подразделений
и отдельных индивидов, включенных в
состав данного предприятия, фирмы,
корпорации и т.п. Без этого невозможно
обеспечение целеполагания и
целеосуществления, сплочение членов
организации для решения поставленных
перед нею задач.

4.
Социальная. Заключается в социальной
поддержке и защите работников, создании
условий для их эффективного труда,
определении уровня заработной платы,
социальных льгот, оздоровлении работающих
и их семей, организации их содержательного
отдыха.

5.
Прогнозирование. Она заключается в
определении возможных изменений в
окружающей социальной среде, например,
конъюнктуры рынка, и соответствующей
этому трансформации задач и действий
данной организации. Учитываются также
возможные внутренние изменения в самой
организации, в том числе ее кадровом
потенциале, в подготовке, переподготовке
и повышении квалификации работников,
в планировании их служебной карьеры.

6.
Планирование. Представляет собой процесс
выбора целей данной системы (организации)
и решений, необходимых для их достижения.

7.
Мотивационно-стимулирующая функция.
Предполагает создание необходимых
условий (материально-технических,
финансовых, социально-психологических,
бытовых и др.), побуждающих сотрудников
к активной и эффективной трудовой
деятельности посредством экономических
(зарплата, премия и т.п.), моральных
(благодарность, награда, почетное звание
и др.) и иных рычагов. В первую очередь,
учитывается необходимость оценки работы
в соответствии с ее качеством,
эффективностью и результатом.

8.
Корректирующая деятельность управляемой
системы. Направлена на недопущение
срывов и невыполнения порученных
заданий, на повышение эффективности и
качества работы всех подразделений и
звеньев данного объекта управления.

9.
Удерживание возможных отклонений в
функционировании системы (организации)
в определенных пределах, обеспечивающее
сохранение ее целостности, качественной
специфики и динамической устойчивости.

10.
Обеспечение компетентности и дисциплины
всего персонала, всех должностных лиц
данной организации в их повседневной
служебной деятельности.

11.
Осуществление контроля всех подразделений
данной организации. Обеспечивает
упорядоченное и эффективное взаимодействие
ее элементов с помощью нормативного (в
том числе правового) регулирования.

12.
Создание благоприятного климата для
успешной работы всех сотрудников
организации способствует достижению
высоких результатов в деятельности
данной организации.

13.
Обеспечение целостности системы
(организации). Сохранение упрочение ее
качественной специфики и динамичного
устойчивого развития.

14.
Повышение качества и эффективности
служебной деятельности. Включает в себя
разработку прогнозных оценок внешней
среды и внутрифирменных изменений,
формулирование и реализацию предложений
и планов по совершенствованию организации
труда, по ориентационным изменениям в
структурных подразделениях, по улучшению
мотивации и стимулирования всех
направлений деятельности организации,
по обеспечению высокой эффективности
ее деятельности.

Рассматривая
социоструктурную динамику управления
с социологических позиций, нельзя
оставить без внимания одну очень
примечательную тенденцию. На рубеже
ХIХ-ХХ столетий лидирующие позиции в
мировой экономике зависели преимущественно
от лидерства в технике. Германия, мировой
лидер конца прошлого века, была обязана
своими успехами и позициями научным
открытиям и их практическим применениям
в области химии, оптики, использовании
электрической энергии. США, сменившие
Германию в качестве мирового экономического
лидера в начале XX века, сначала лидировали
в автомобилестроении, агротехнике,
авиации, затем, — уже во второй половине
столетия — в области компьютерной техники
и средств телекоммуникаций. Но одна из
самых мощных в экономическом отношении
держав современного мира — Япония не
была пионером или лидером ни в одной
области науки или техники, не добилась
решающего превосходства ни в одной
производственной сфере, за исключением,
быть может, радиоэлектроники, о чем
свидетельствуют всемирно признанные
успехи корпорации «Панасоник». Ее
менеджеры, быстрее и лучше всех усвоили,
что главное в управленческой деятельности
— относиться к персоналу, к людям как к
главному ресурсу успеха, как к наиболее
ценному капиталу, который надлежит
поддерживать и пестовать. Япония лучше
других стран научилась впитывать
последние достижения управленческой
теории и с успехом использовать их
практически.

Нельзя
упускать из виду и предупреждение одного
из патриархов управленческой мысли,
американского социолога и экономиста
П. Друкера: «Успех любого предприятия
сегодня зависит не от имеющихся в его
распоряжении ресурсов, не от объема
денежных средств и даже не от благоприятной
хозяйственной среды, а от управления,
его качества и эффективности». Поэтому
в структуре социологического знания
на рубеже XXI века возрастает значимость
и роль социологии управления.

цели, задачи, принципы, методы и функции управления

2.1.
Цели и задачи управления предприятием

Основная
цель управления предприятием

заключается в том, чтобы обеспечить
рациональное функционирование всех
видов входящих в его состав производственных
подразделений путем обеспечения четкой
и согласованной организации их работы,
нормативной регламентации их действий
для выполнения производственной
программы. Управление охватывает все
уровни производства.

Для
каждого предприятия характерна основная
цель
,
ради достижения которой оно и создано.
Для ее эффективной реализации перед
каждым структурным подразделением и
службой поставлены конкретные
задачи
,
выполнение которых делает возможным
реализацию основной цели предприятия.

В
зависимости от объекта управления эти
задачи могут иметь конкретное выражение
или отражать цели подразделения. Для
служб и подразделений, от которых зависит
согласованная и ритмичная работа
производственных структур, задачи
формулируются в зависимости от функций,
которые они выполняют, и имеют как
конкретный объемный характер, так и
временной характер.

Для
производственных подразделений (цехов
и участков) задачи ставятся в виде
конечного результата выполнения
производственной программы в строгом
соответствии с планами и графиками, по
количеству и качеству.

Эффективное
выполнение задач основывается на
регламентации работы всех структурных
подразделений предприятия, организации
их координации, определения строгой
ответственности за выполнение функций,
планов, графиков и т.д. В совокупности
различные задачи, стоящие перед разными
подразделениями, направлены на решение
стратегической задачи, стоящей перед
предприятием в целом.

Система
управления предприятием

включает два взаимодополняющих вида
управленческой деятельности: стратегическое
управление
,
связанное с развитием будущего потенциала
предприятия, и оперативное
управление
,
реализующее существующий потенциал в
получаемую прибыль. Стратегическое
управление призвано обеспечить длительную
жизнеспособность предприятия в
изменяющихся условиях, оперативное
управление позволяет использовать в
полной мере существующие стратегические
возможности предприятия.

2.2. Принципы
управления предприятием

Принципы
управления предприятием представляют
собой основные начала в управлении,
вытекающие из складывающихся отношений
между управляемой и управляющей
подсистемами. Они представляют собой
руководящие правила, основополагающие
положения, нормы поведения, требования
к системе управления, структуру и
организацию процесса управления.
Принципы не выбирают, им следуют,
поскольку они объективны и отражают
сущность явлений и реальных процессов,
присущих определенным отраслям
производства.

Впервые,
исходя из своей концепции управления,
принципы управления были сформулированы
А. Файолем и, хотя они не утратили своего
значения до настоящего времени,
последующие поколения управленцев в
определенной мере их переосмыслили и
трансформировали к современным условиям.

В
теории управления различают общие
основополагающие
принципы и частные
– собственно принципы организации
управления. Ведущими являются общие
принципы, относящиеся к управлению в
целом. Частные принципы призваны
осуществлять отдельные функции
управления.

К общим
принципам управления предприятием
можно отнести принципы централизации,
децентрализации, сочетания централизации
и децентрализации, единоначалия и
коллегиальности, демократизации.

Первые
три принципа являются основой для
формирования организационных структур
управления предприятием (линейной,
функциональной или линейно-функциональной).

Принцип
единоначалия и коллегиальности

тесно связан с тремя предшествующими
принципами, при этом под единоначалием
понимается делегирование руководителем
предприятия части полномочий по
управлению в том объеме, который необходим
для принятия управленческих решений и
персональной ответственности за
порученное дело. Кроме того, в иерархии
управления каждый руководитель более
низкого уровня непосредственно подчинен
только одному вышестоящему руководителю
и получает задания и распоряжения только
от него.

У
руководителя подразделения в подчинении
находится функциональный аппарат,
который призван помогать разрабатывать
коллегиальные управленческие решения.
Коллегиальность повышает объективность
принимаемых решений, способствует более
успешной реализации этих решений, но
ответственность за принятое решение в
любом случае несет руководитель
подразделения.

Принцип
демократизации управления

означает участие в управлении производством
рабочих. Развитие партнерских отношений
обосновано современными концепциями
повышения качества трудовой жизни (КТЖ)
и способствует ослаблению диктата
менеджеров, заинтересовывает рабочих
в успешной деятельности предприятия,
улучшает трудовые отношения на
производстве, повышает содержательность
труда и удовлетворенность трудом.

Структура
органов управления строится, как правило,
на основе общих принципов управления,
учитывая следующие частные принципы:
разделение труда, иерархичность уровней
управления, наличие эффективной системы
контроля, соответствие исполнителей
квалификационным требованиям и т.д.

Ниже
представлены отдельные из наиболее
значимых частных принципов управления.

Принцип
разделения труда

предполагает специализацию руководителей
всех уровней. Управлением на предприятии
занимается множество специалистов,
обладающих знаниями не только в области
управления, но и знаниями в конкретной
сфере деятельности (подготовка
производства, планирование, обеспечение
качества продукции и т.д.). Разделение
деятельности управленческого персонала
в зависимости от уровня и сферы
деятельности приобретает характер
специализации, профессионализма.

Разделение
труда предполагает его интеграцию на
более высоком уровне. Интеграция заложена
в самой сути управления, имеет объективный
характер и объединяет разрозненные,
специализированные действия в единый
общий процесс функционирования
управления.

Принцип
иерархичности уровней управления

предполагает многоступенчатость
структуры управления. Соответственно
цели перед низшими звеньями ставятся
органами управления более высокого
уровня. Иерархичность системы делает
ее более устойчивой к внешним и внутренним
возмущениям.

Наличие
эффективной системы контроля

– обязательное условие эффективного
управления предприятием. В основу
проведения контроля положено сопоставление
фактических результатов всей системы
и ее подсистем с установленными плановыми
значениями и выявление величины
отклонений. По результатам сопоставлений
осуществляются корректирующие действия.

Наличие
взаимоувязанной системы обобщенных
формальных правил

и стандартов, обеспечивающих однородность
выполнения сотрудниками своих
обязанностей. При этом предполагается
формальное обезличивание официальных
лиц при выполнении ими своих должностных
обязанностей.

Соответствие
исполнителей квалификационным требованиям

как основа обеспечения профессионализма
руководителей различного уровня, с
одной стороны, и защита их возможного
необоснованного отстранения от работы
с другой.

Функции управления

Разнообразие трудовой деятельности привело к развитию функций управления.

Важно понимать чем функции отличаются от задач. Задача – направленная на достижение требуемых результатов в определенное время деятельность. Функция – повторяющая деятельность организации. Комплекс управленческих задач представляет собой функцию управления.

Как правило, одну функцию выполняет одно подразделение, однако некоторые функции могут выполняться совместно различными подразделениями или одно подразделение может выполнять несколько функций.

На рисунке 1 изображены факторы, от которых зависит состав функций.

Факторы, влияющие на состав функций управления

Рисунок 1 – Факторы, влияющие на состав функций управления

Функции управления нужны для того, чтобы обеспечивать в организации руководство, управление и обслуживание производственной деятельности.

Все функции имеют следующие основные характеристики:

  • назначение;
  • повторяемость;
  • однородность содержания;
  • специфика выполнения.

Функции управления отличаются наличием объективного характера, что определяется необходимостью самого процесса управления в условиях совместной трудовой деятельности.

Основными функциями управления организацией являются:

  • организация – совокупность методов и приемов сочетания всех звеньев управленческой системы;
  • нормирование – процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количество и качество оценки развитых элементов, используемых в процессе производства и управления;
  • планирование – функция, которая занимает центральное место в организационной структуре и направлена на регламентирование поведения объекта управления;
  • координация – воздействие на коллектив людей с целью управления различными но связанными между собой подразделениями;
  • мотивация – функция, которая стимулирует трудовую деятельность;
  • контроль – анализ и учет возможных ошибок и отклонений от намеченных планов;
  • регулирование – функция, тесно связанная с функциями контроля и координации.

Управленческие функции – это основа управленческого аппарата, определения его численности и структуры. Основная задача управленческого аппарата заключается в объединении различных, но связанных между собой функций.

Выделяют несколько вариантов классификации функции управления, однако наиболее простая и понятная делит их на две группы:

  • общие;
  • специальные.

Общие функции управления

Общие функции сформулировал Ани Файоль в начале 20ого века. Они существуют при управлении любой организацией в любой бизнес сфере.

Среди всех общих функций менеджмента основной считают титрование – метод массового количественного и качественного анализа. Выполняя данную функцию, менеджер, как правило менеджер высшего звена, осуществляет следующее:

  • формулирует цели и задачи на будущий период;
  • осуществляет стратегическое планирование;
  • составляет оперативные планы.

Реализация всех планов зависит от организационной функции. Она направлена на создание организации, формирование ее структуры, распределение задач среди персонала, координацию их работы.

За стимуляцию трудовой деятельности персонала отвечает мотивационная функция. Она основана на анализе и выявлении потребностей людей, выборе способа их удовлетворения, чтобы максимально стимулировать производительность работников.

Функция контроля направлена на выявление возможных рисков, опасностей, ошибок и отклонений и тем самым она помогает совершенствовать работу.

Специальные функции

Функции по управлению отдельными объектами занимают в организации особенное место. Как объекты управления можно выделить:

  • производственную деятельность;
  • материально-техническое снабжение;
  • инновации;
  • маркетинг и сбытовая деятельность;
  • подбор персонала;
  • финансовая деятельность;
  • учет и анализ.

Управление этими объектами и составляет содержание специальных функций управления. В таблице 1 представлены примеры содержания некоторых функций.

Таблица 1 – Содержание специальных функций управления

Содержание специальных функций управления

Функции управления в организациях. Функциональное содержание процесса управления.

Цель — те конечные
рубежи, на достижение которых через
выполнение конкретных задач, функций
направлена деятельность коллектива,
подразделения. В ходе выполнения целей
в процессе управления производством,
достигается воздействие на коллективы
подразделений, отдельных работников
посредством реализации функции
управления.

Основными
функциями управления организацией
являются:

  • организация;

  • нормирование;

  • планирование;

  • координация;

  • мотивация;

  • контроль;

  • регулирование.

Организация как
функция управления находит свои
проявление через организационные
структуры, организационные процессы
(функционирования, развития), организационные
законы, организационную культуру.

Организация
управления
— это совокупность
приемов, методов, рационального сочетания
методов и звеньев управленческой системы
и ее взаимосвязь с управлением объектов
и другими управляющими системами во
времени и в пространстве.

В этом значении
организация управления обеспечивает
создание наиболее благоприятных условий
для достижения целей (решение конкретных
задач, установленных в период времени
при минимальных затратах производственных
ресурсов).

Функцию
нормирования
следует рассматривать,
как процесс разработки научно обоснованных
расчетных величин, устанавливающих
количество и качество оценки развитых
элементов, используемых в процессе
производства и управления. Эта функция
оказывает воздействие на поведение
объекта четкими и строгими нормами,
дисциплинирует разработку и реализацию
производственных заданий, обеспечивая
равномерный и ритмичный ход производства,
его высокую эффективность. Рассчитываемые
по этой функции календарно-плановые
нормативы (производственные циклы,
размеры партий) служат основой
планирования, определяют продолжительность,
порядок движения планов в процессе
производства.

Функция планированиядеятельности
организации занимает центральное место
среди всех функций, так как призвана
строго регламентировать поведение
объекта в процессе реализации поставленных
перед ней целей, задач. Функция планирования
предусматривает определение конкретных
задач каждому подразделению на различные
плановые периоды и разработку
производственных программ.

Функция
координации
деятельности организации
осуществляется в целях обеспечения
согласованной и слаженной работы
участвующих в процессе выполнения
плановых заданий производственных и
функциональных подразделений предприятия
и цехов. Эта функция реализуется в форме
воздействия на коллектив людей, отдельных
работников, занятых в процессе
производства, со стороны линейных
руководителей и функциональных служб.

Функция
мотивации
оказывает влияние на
коллектив в форме побудительных мотивов
к эффективному труду общественного
воздействия, коллективных и индивидуальных
поощрительных мер.

Функция
контроля
проявляется в форме
воздействия на коллектив людей посредством
выявления, обобщения, учета, анализа
результатов производственной деятельности
каждого цеха и доведения их до
руководителей, подразделений и служб
управления с целью подготовки
управленческих решений. Эта функция
реализуется на основе данных оперативного,
статистического, бухгалтерского учета,
выявления отклонений от установленных
показателей работы и анализа причин
отклонений.

Функция
регулирования
деятельности
организации непосредственно сочетается
с функциями контроля и координации. В
результате воздействия внешней и
внутренней среды напроизводственный
процесспроисходит отклонение
от заданных параметров производственного
процесса, выявленных в ходе контроля и
оперативного учета, что в конечном счете
требует регулирования процесса
производства.

Функциональное
содержание процесса управления
проявляется в масштабной последовательности
и предпочтительности реализации основных
функций управления. Здесь можно выделить
следующие формы проявления целенаправленного
воздействия на коллективы людей (рис.
16):

планирование,
прогнозирование — выработка и постановка
целей и задач в сфере управления
производством, а также определение
путей и средств реализации планов для
достижения поставленных целей;

^ организация —
создание новых и упорядочение
функционирующих организационных
структур управления как элементы
процесса реализации планов;

^ координация,
регулирование — обеспечение необходимой
согласованности действий людей как
элемент процесса реализации намеченных
планов;

^ стимулирование,
активизация—побуждение людей к действию,
предусматривающее обеспечение повышения
эффективности деятельности системы
управления как элемент процесса
реализации планов;

^ контроль, анализ,
учет — систематическое наблюдение за
деятельностью людей для выявления
отклонений от установленных норм, правил
и требований в процессе реализации
планов.

Функции управления задачи управления: Задачи и основные функции управления – Функции управления

Функции управления | Статья в журнале «Молодой ученый»



Всем известно, что победа в бою выковывается в мирное время. При этом готовность подразделения к умелым и решительным действиям в условиях современного боя не ограничивается рамками только боевой подготовки. Высокая боеготовность, боеспособность, выучка и дисциплина являются результатом всего комплекса видов и направления деятельности подразделений в мирное время. Поэтому далеко не случайным является то, что одна из важнейших задач, стоящих перед войсками, — это задача, направленная на совершенствование управления повседневной деятельностью подразделений.

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты.

Выделяют следующие виды управления:

  1. Механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами).
  2. Естественное управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов).
  3. Социальное управление(управление общественными процессами, людьми и организациями).

Признакиуправления:

  1. Обязательно качество целостной организованной системы.
  2. Наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления.
  3. Определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата).
  4. Служит интересам взаимодействия основных элементов.
  5. Обеспечивается системой определенных средств.

Таким образом,под управлением в самом общем значении этого слова понимается организованная деятельность человека или группы людей, направленная на достижение определенным коллективом заданной цели.

Управление подразделениями заключается в целенаправленной деятельности командиров по поддержанию постоянной высокой боевой готовности подразделений, подготовке их к бою и руководству ими при выполнении поставленных задач. Успех в бою в большинстве случаев зависит от качества управления. Опыт войн показывает, что умелое руководство войсками позволяло громить противника с наименьшими потерями и добиваться победы в короткие сроки.

Но достигнуть цели нельзя без таких функций как планирование, организация, мотивация и контроль.

Первая основная функция управления — это планирование. В начале пути нужно устанавливать цели, которые необходимо достичь. После установленных целей виден путь движения и методы для реализации поставленных задач. Управление подразделением и воспитание дисциплины невозможно без конкретно сформулированных целей.

Планирование — его сущность состоит в том, что руководство определяет стратегические цели и задачи, принимает стратегические и оперативные решения по ним, определяет способы и сроки достижения запланированного, необходимые материальные и трудовые резервы и ресурсы, исполнителей и ответственных лиц.

Качественное планирование повседневной деятельности подразумевает вид цели организации и конкретные действия членов данной организации.


Планирование подразумевает под собой постановку следующих вопросов:

  1. Определение сил организации, ее нахождение в настоящее время.
  2. Определение контрольного пункта и планировка мероприятий для достижения целей.
  3. Распределение полномочий в организации между ее членами для достижения поставленных задач.

Планирование повседневной деятельности подразделений — творческая и ответственная задача управления, которая является цикличным событием, ибо после достижения поставленных целей организация продолжает свое существование. Суть ее состоит в том, чтобы в соответствии с требованиями руководящих документов, указаниями старших начальников, складывающейся обстановкой и возможностями подразделений определить порядок и способы решения поставленной задачи с наименьшими затратами сил, средств и времени. В подготовке данных для принятия решения участвуют практически все должностные лица штаба, а решение принимает только командир и несет за него личную ответственность.

Различают несколько видов планирования:

  1. Стратегическое планирование ориентировано на разработку общей стратегии и установление основных целей, управление стратегически важными факторами деятельности, выявление стратегических и т. д. Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания в условиях внешней и внутренней среды
  2. Тактическое планирование предполагает обоснование задач и средств, необходимых для достижения стратегических целей.
  3. Оперативно-календарное планирование представляет собой выбор средств для решения задач, которые определены вышестоящим руководством, а также являются традиционными. Основная задача данного планирования состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы.
  4. Централизованное планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры и сроков поставки товаров и других имеющих обязательный для него характер.
  5. Краткосрочное (текущее) планирование осуществляется на период до одного года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное и суточное планирование.
  6. Оперативное планирование представляет собой выбор средств для решения задач, которые определены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия. Такое планирование обычно является краткосрочным. Оперативные планы составляют на месяц, сутки и смену.
  7. Существует три метода планирования: последовательный, параллельный и последовательно- параллельный. Как правило, их реализация основывается на базе сетевого или программно — целевого метода планирования. Метод представляет собой определенную систему: для каждой запланированной цели и задачи существует своя программа действий.

Принципы планирования:

  1. Единство.
  2. Непрерывность.
  3. Гибкость.
  4. Точность.
  5. Участие

Принцип единства предполагает, что планирование имеет системный характер; это означает единство целей как для вертикальной управленческой иерархии, так и горизонтальных связей.

Принцип участия рассматривается в тесной связи с принципом единства. Он означает, что гражданин независимо от занимаемой и выполняемой функции становится участником планируемой деятельности.

Принцип непрерывности означает, что процесс планирования во времени должен быть непрерывным исходя из следующих предпосылок:

− изменение внешней среды может носить непредсказуемый характер и потребует корректировок плана;

− не всегда возможно предусмотреть изменение во внутренней сфере.

Принцип гибкости заключается в необходимости предусматривать при составлении планов определенные производственные резервы. Величина резервов зависит от уровня профессиональной компетентности. Они должны быть достаточными для достижения поставленной цели, не завышенными или заниженными.

Принцип точности связан с понятием «эффективности» плана и принципом гибкости, то есть планы должны быть максимально приближены к существующим возможностям предприятия.


Планирование повседневной деятельности подразделения играет особо важную роль в современных условиях, когда задачи значительно возрастают и усложняются, необходимо пересматривать планы для поддержания актуальности действий.

Функция планирования предполагает рациональное распределение людских и материальных ресурсов для выполнения задачи, определение логической последовательности выполнения действий, разработку документов плана, его согласование и утверждения.

План является основным руководящим документом для офицера, наряду с приказом, в котором указано время работы, место работы и исполнители.

Организация деятельности подразделения — функция управления, обеспечивающая переход подразделения из существующего состояния в планируемое состояние. Данная функция включает распределение работы среди подразделения, группировку задач в логические блоки, создание подразделений и координация их работы.

В свою очередь, организация необходима для достижения поставленных целей и реализации намеченных планов. Для усиленной реализации плана руководителю необходимо распределить задачи среди людских ресурсов.

Организация управления — это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, позволяющая реализовать цели управления. Организация рассматривается как алгоритм, который может определить последовательность работ при модернизации процесса руководства.

Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы и решения в жизнь. Организация как функция представляет собой координацию задач и взаимоотношения людей, а также процесс создания структуры.

В природе существует два аспекта организационного процесса: создание структуры управления воинскими подразделениями и распределение полномочий среди подчиненных.

Полномочия представляют собой ограниченное право должностного лица использовать ресурсы подразделения и управлять людьми.

В свою очередь ответственность не может быть делегирована, так как она представляет собой обязанность военнослужащего выполнять задачи, поставленные начальником и отвечать за их выполнение.

На доверии строятся взаимоотношения в коллективе. Руководитель должен доверять своим подчиненным, но и в это же время трезво оценивать их возможности, организовывать и распределять задачи среди членов подразделения таким образом, чтобы они полноценно и качественно выполнять порученную им работу.


По большому счету, организация повседневной деятельности воинской части — это непосредственно функция командиров, которая подразумевает под собой формирование и регулирование повседневной деятельности, распределение ответственности, прав и обязанностей при выполнении задач военной службы с отражением их в организационных документах.

Прямая функция организации заключается в умении командира связывать между собой волю и действия военнослужащих по отношению к наиболее частым действиям и умение создавать наибольшую самостоятельность в подразделениях. Но для наиболее эффективной организации нужна правильная мотивация.

Мотивация деятельности подразделений — функция управления, которая предусматривает создание у подразделения внутреннего побуждения к действиям для достижения поставленных целей перед подразделением в соответствии с делегированными им обязанностями и согласно планам.

Мотивация есть путь к эффективному управлению человеком.

Мотивация — это совокупность факторов, побуждающих человека к тем или иным деяниям, задающих границы и формы деятельности и дающих ориентир на достижение определенных целей.

Мотив — это сила, побуждающая человека действовать.

Мотив целиком и полностью зависит от факторов, действующих на человека, а также действий окружающих.

В психологии понятие мотива расшифровывается как побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Существует такое понятие как мотивационная структура. Оно означает нечто иное как основу действий, осуществляемых человеком. Данная структура может изменяться при определенных условиях, например при воспитании.

Само мотивирование представляет собой процесс воздействия на человека с целью побуждения его к тем или иным действиям. Мотивирование является основой управления человеком.

На данном временном этапе существуют различные подходы к мотивированию военнослужащих. Выделяют несколько основных видов мотивации:

  1. Социальные мотивы. Они представляют собой такие чувства как любовь к Родине, чувство воинского долга и другие.
  2. Коллективно — групповые мотивы, такие как товарищество и взаимовыручка.
  3. Индивидуально — личностные мотивы — это стремление испытать себя, показать окружающим свои возможности.
  4. Материальная мотивация.
  5. Нематериальная мотивация.


Виды нематериальной мотивации:

  1. Возможность карьерного роста.
  2. Наличие права голоса при принятии важных для предприятия решений.

Мотивационная система должна опираться на определенную нормативную базу. Каждый подчиненный должен знать:

  1. Какие конкретно требования к нему, его трудовым функциям предъявляются.
  2. Какое вознаграждение получит он при неукоснительном их соблюдении.
  3. Какие последуют санкции в случае их нарушения.
  4. Хорошая дисциплина всегда включает элементы принуждения, ограничивая тем самым свободу выбора вариантов возможного поведения. Но грань между мотивируемым и контролируемым поведением условна, потому что подчиненный с сильной трудовой мотивацией обладает привычкой добросовестно выполнять требования, наделен самодисциплиной.

Существуют следующие принципы мотивации:

  1. Открытость, объективность. Любая мотивационная система должна быть максимально понятна и справедлива.
  2. Поощрение за результат. Поощрение — основной мотив. Должно соблюдаться правильное соотношение поощрений и наказаний в пользу первых.
  3. Преобладание, разнообразие нематериальной мотивации.
  4. Повышение самостоятельности, ответственности.
  5. Мотивация должна гармонично вливаться в общую организационную систему подразделения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что эффективность управления зависит от успешного мотивирования. Сам процесс мотивирования является воспитательной работой и требует от руководителя больших усилий, знаний и способностей.

Для качественного выполнения запланированной работы необходим стимул, который в свою очередь будет порождать мотивы.В современном мире мотивация базируется на знаниях и механизмах психологии.

Контроль деятельности подразделения — это необходимая функция управления, предусматривающая определение показателей оценки эффективности деятельности подразделения, корректировку управленческих процессов, если значения показателей существенно отличаются от их требуемых значений.

Контроль — это процесс, позволяющий руководителю определить правильность его решений и проследить необходимость корректировки данных решений.

Существует три вида контроля:

− предварительный,

− текущий,

− заключительный.


Использование того или иного вида контроля зависит от выполняемой задачи, условий ее выполнения и других факторов.

В процессе контроля есть четко реализуемые этапы. На каждом этапе выполнения поставленных задач реализуется комплекс мер, которые являются составляющим контроля.

Для полного выполнения задачи контроля существуют требования, которые помогают данной функции реализоваться в полном объеме.

Таким образом, целью контроля является осуществление обратной связи в системе управления повседневной деятельностью войск, выявлении отклонений и недостатков в реализации ее целей и задач и принятии мер по обеспечению их достижения.

Контроль состояния боевой готовности и хода выполнении задач разделяется на три вида: текущий, периодический, итоговый.

Текущий контроль — это ежедневная процедура, существующая для стимулирования деятельности подчиненных.

Периодический контроль проводится командирами и начальниками с целью проверки уровня подготовки в частях и подразделениях.

Итоговый контроль проводится решением старших начальников с целью проверки состояния боевой готовности подразделений, частей и соединений. Данный вид контроля проводится, как правило, в конце периода обучения. В ходе контроля командир должен выявить недостатки, которые по завершению проверки устраняются в плановом порядке.

Взаимосвязь функций управления подразделением показана на схеме:

Функции управления задачи управления: Задачи и основные функции управления – Функции управления

Управление повседневной деятельностью войск — это в первую очередь управление людьми. Поэтому все управление полностью зависит от личностных качеств командира и должностных лиц органов управления. Профессиональная подготовка, уверенность в правильности действий, высокая требовательность и доверие позволяют командиру подчинить своей воле большие коллективы, мобилизовать по максимуму их физические, интеллектуальные и духовные силы на успешное выполнение поставленных задач.


Воплощение всех этих принципов невозможно без высокого уровня организаторских способностей, качественного планирования и контроля при решении поставленных задач, а также правильной мотивации подчиненных.

Литература:

  1. Р. В. Маркитан «Основы управления повседневной деятельностью войск» Уч. пособие ВАД 1997 г.
  2. П. К. Алтухов «Основы теории управления войсками».
  3. Усов А. К. Управление подразделениями в мирное время: учебно-методическое пособие для курсантов / А. К. Усов; под ред. Н. М. Селивончик. – Минск: БНТУ, 2011.
  4. Устав внутренней службы ВС РФ, Воениздат, 1994 г.
  5. Шипунов В. Г. Основы управленческой деятельности. М.: Высшая школа, 2001 г.

Основные термины (генерируются автоматически): задача, управление, подразделение, планирование, достижение, функция управления, вид контроля, повседневная деятельность, нематериальная мотивация, вышестоящее руководство.

29. Организация как функция управления

Организация
как функция менеджмента включает главным
обра­зом управленческую, исполнительную
и оперативную деятельность.

Организация как
функция управления предполагает
обеспечение совместной эффективной
работы людей для достижения целей
фир­мы. Организация предусматривает
наличие полномочий и ответственности,
а также возможность делегировать
полномочия.

Организационная
деятельность состоит из нескольких
этапов.

1 — Установление
целей предприятия

2 — Выявление и
классификация видов деятельности,
необходимых для достижения целей

3 — Группировка
видов деятельности исходя из максимального
эффективного использования имеющихся
ресурсов

4 — Формирование
структурных подразделений, определение
их целей и закрепление за ними групп
видов деятельности

5 — Наделение
руководителей подразделений полномочиями,
достаточными для достижения стоящих
перед ними целей

6 — Вертикальная и
горизонтальная взаимоувязка подразделений
посредством должностных связей и
информационных

Необходимость
организационной деятельности обусловлена
сле­дующими аспектами: во-первых, для
достижения своих целей люди вынуждены
объединяться; во-вторых, любая совместная
деятель­ность будет более эффективной,
если для каждого члена любого кол­лектива
определено, что он должен делать и за
что он несет ответст­венность;
в-третьих, важно кто контролирует его
деятельность.

Совокупность и
взаимосвязи организационных ролей
образуют организационную структуру
предприятия.

В организационной
деятельности необходимо определить
нормы управляемости, т.е. того количества
людей, которыми эффективно может
управлять руководитель. Необходимость
определения норм управляемости
обусловлена тем, что для создания
современных высококачественных изделий
нужен труд большого числа людей, и один
человек оказывается не в состоянии
планировать, организовывать и
контролировать их дея­тельность.

30. Координация как функция управления, ее основные задачи

Координация
это функция
процесса управления, обеспечиваю­щая
его бесперебойность и непрерывность.
Главная задача коорди­нации —
достижение согласованности в работе
всех звеньев органи­зации путем
установления рациональных связей
(коммуникаций) между ними, характер
которых может быть самым различным, так
как зависит от координируемых процессов.
Поэтому для выполнения данной функции
могут использоваться как всевозможные
докумен­тальные источники (отчеты,
докладные, аналитические материалы),
так и результаты обсуждения возникающих
проблем на совещаниях, собраниях, при
интервьюировании и т.д. Большую роль
при этом играют технические средства
связи, помогающие быстро реагировать
на отклонения в нормальном ходе работ
в организации. С помощью этих и других
форм связи устанавливается взаимо­действие
между подсистемами организации,
осуществляется манев­рирование
ресурсами, обеспечивается единство и
согласование всех стадий процесса
управления (планирования, организации,
мотива­ции и контроля).

31. Мотивация как функция управления. Основные задачи процесса мотивации

Мотивация – это
процесс побуждения себя и других к
деятельности для достижения личных
целей или целей организации.

  1. Политика кнута и
    пряника

  2. школа Тейлора,
    дифференцированная з/п.

  3. третья школа,
    социально-психологические методы

Современные теории
мотивации: Выделят 2 категории:
содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации
основываются на изучении внутренних
побуждений (потребностей), которые
заставляют людей действовать так, а не
иначе.

1ая теория: Абрахам
Маслоу

2ая теория: Дэвид
МакКлелланд

3ая теория: Фредерик
Герцберг

Процессуальная
теория мотивации основываются в 1ую
очередь на том, как ведут себя люди с
учетом их восприятия и познания (теория
ожидания, теория справедливости, модель
мотивации Портера- Лоулера). Понятие
«мотивация» обычно употребляется в
менеджменте в двух основных смысловых
вариантах. Во-первых, его можно
интерпретировать как комплекс мотивов,
определяющих состояние личности — ее
расположенность или нерасположенность
к тем или иным действиям, поступкам и
оценкам. Во-вторых, под мотивацией
понимают и создание системы сти­мулов,
ориентирующих человека на выбор тех
видов и форм деятель­ности, которые
необходимы для достижения целей
организации.

Понятийный аппарат
теории мотивации. Ключевым понятием
здесь является потребность, т.е. осознанная
человеком не­обходимость в вещах и
явлениях, которыми он не обладает на
дан­ный момент времени. Выделяют
первичные потребности — физиоло­гические
нужды организма и вторичные — необходимость
в явлениях психологического характера.
Вторичные потребности у человека бо­лее
индивидуальны, так как носят не столько
врожденный, сколько приобретенный
характер.

Субъективное
ощущение потребностей индивидуумом
определяет­ся понятием «побуждение».
Средство удовлетворения потребностей
— это цель деятельности человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *