Парфюмерия бизнес: История о том, как начать бизнес по торговле парфюмерией с малыми вложениями – Как открыть магазин разливной парфюмерии с нуля ⛲| Бизнес идея 2020

Содержание

Открытие личного парфюмерного бизнеса

Парфюмерный бизнес всегда был очень выгоден, ведь продавать духи очень просто. Нужно лишь учесть все нюансы и найти правильный подход к организации собственного дела. Все эти нюансы описаны в этой статье.

Все знают, что духи – один из самых дорогих и любимых подарков. Ведь аромат духов может изменить человека, его стиль, можно сказать – вершит его судьбу. Именно поэтому парфюмерный бизнес очень выгоден для продавца. Сей рынок еще только развивается в нашей стране, наблюдается стабильный рост. При чем рост был даже в кризисные года, что очень немаловажно. Так как основная целевая аудитория – это женщины, которые хотят выглядеть привлекательно, то парфюмерную продукцию будут покупать всегда, поэтому, не задумываясь нужно строить свой бизнес. Кстати, очень много средств вложили в рекламу известные мировые парфюмерные бренды, поэтому часть работы Вам не нужно выполнять.

Затраты на парфюмерный бизнес крайне невелики, так как со старта можно закупать лишь наиболее популярные бренды духов, к тому же, парфюмерия оптом стоит значительно дешевле, чем в розницу. Доходность составляет от 50%, но может доходить и до 100 – 120%.


Этап 1. Выбор продуктов.

Какая же бывает парфюмерная продукция? Первым делом Вам нужно решить, какой вид продукции продавать.

Оригинальная парфюмерная продукция – духи, выпущенные на оригинальном заводе, как правило, во Франции. Фасуются такие духи в красивые оригинальные коробочки и принадлежат к премиум классу. Само собой, что стоит такая продукция выше среднего. Целевая аудитория – богатые люди и средний класс. Для продажи такой продукции нужно вложить некоторое количество денег, ведь помимо закупки товара (который стоит довольно дорого), еще нужно потратиться на дизайн магазина. Заметьте, к Вам придут покупать парфюмерию богатые люди, они ведь не могут делать покупки в киоске подземного перехода.

Лицензионная парфюмерная продукция – духи, выпущенные по лицензии на неоригинальных заводах. Обычно производятся в Китае или Турции. Выпускается в такой же упаковке, что и оригинал, но сырье используют немного другое, более дешевое. Закупочная цена таких духов ниже в 4 – 5 раз. Целевая аудитория – средний класс и ниже среднего.

Продукция на разлив – духи, поставляющиеся в банках. Упаковка ложится на плечи продавца, то есть он разливает конкретному покупателю духи в необходимую тару. Это самый лучший бизнес с точки зрения вложения небольшого капитала. Целевая аудитория – класс ниже среднего, средний.

Также рекомендуется помимо парфюмерной продукции торговать и косметикой, ведь редкая дама откажется во время приобретения духов от соблазна купить еще и помаду или тушь.

Этап 2. Определение бизнес модели.

Наиболее распространенные модели ведения бизнеса – это такие:

магазин косметики и парфюмерии. Это может быть как отдельно стоящий магазин, так и павильон в торговом центре. Плюсы – можно значительно расширить ассортимент продукции. Минусы – значительные капиталовложения на аренду площади, зарплату персоналу, рекламу магазина.


Точка по продаже парфюмерии. Как правило, это небольшая площадка до 4 квадратных метров, где сидит один продавец и продает продукцию. Естественно, вложения капитала нужны на порядок меньшие, чем в магазине.

Интернет-магазин парфюмерии. Наиболее дешевый вариант, ведь затраты будут заключаться только в разработке сайта и его размещении, а также небольшой рекламной кампании. Основной плюс – не нужно арендовать площадку для хранения продукции.

Этап 3. Расчет объема финансирования.

Если Вы хотите вложить не очень большую сумму, то есть смысл торговать только лицензионной и разливной продукцией. Также не стоит открывать крупный магазин, достаточно небольшой торговой точки в супермаркете или торговом центре. А еще лучше – открыть интернет-магазин.

Ежели у Вас достаточное количество финансов, то, не задумываясь, открывайте магазин с оригинальной парфюмерной продукцией.

Этап 4. Приступаем к реализации бизнес-идеи.

Пока Вы читаете эту статью, кто-то уже реализовывает её на практике. Поэтому смело начинайте, даже если нет опыта в бизнесе. А иначе Вы опыт и не получите.

мария:

я хочу открыть небольшую парфюмерную точку с небольшим количеством дорогих французских духов и духов на розлив с чего мне начать?


рафик:

первоначальный капитал какой ?


Выгодный бизнес: парфюмерия | Как стать богатым? Как заработать миллион? Секреты миллионеров.Психология богатства. Богатые люди.

Выгодный бизнес: парфюмерия

Духи, туалетная вода и другие продукты парфюмерного производства являются достаточно популярным товаром. Их покупают для себя и как подарок к различным датам и праздникам. Соответственно, для тех, кто решает, в каком направлении открывать торговый бизнес, парфюмерия может стать довольно удачным выбором, так как имеет высокий спрос среди потребителей.


Какой товар выбрать?

В первую очередь следует определиться, какой товар вы будете реализовать. От этого во многом зависит будущая модель построения бизнеса, потенциальные клиенты и первоначальные затраты.

Так, элитная парфюмерия известных брендов, сделанная на заводе производителя, чаще всего во Франции, является изначально довольно дорогой, даже при оптовой покупке. Она предназначена для людей с достатком выше среднего. Однако, высокая стоимость соотносится и с качеством товара.

Довольно популярна брендовая парфюмерия из Китая, Турции, ОАЭ, сделанная по лицензии производителя. Обычно данный товар выпускается в такой же упаковке и флаконах, как и оригинал. Запах парфюма также максимально приближен к нему. Однако, стоимость этой продукции ниже за счет того, что при выпуске используются дешевые ингредиенты и синтетические масла. Целевая аудитория покупателей в данном случае будет гораздо шире, чем при продаже дорогих духов.

Есть производители парфюмерии в России. Это один из самых дешевых вариантов, так как вы можете работать напрямую с теми, кто выпускает товар.

Варианты организации бизнеса

Варианты организации бизнеса могут быть различные. Так, торговля парфюмерией может осуществляться через специализированный магазин. Все большей популярностью пользуется продажа товаров через Интернет.

Можно арендовать торговую площадь в крупных торговых центрах или на рынке. В таком случае, также как и если бы вы решились на открытие отдела по продаже бытовой химии, потребуется договориться с поставщиками о закупке товара, зарегистрировать свое дело как ИП, найти соответствующее помещение, купить витрины и другое оборудование, которое понадобится.

Как открыть магазин парфюмерии

Открытие магазина потребует достаточно больших вложений. Во-первых, понадобится зарегистрировать юридическое лицо. Далее следует найти помещение для покупки или аренды. Перед открытием магазина, следует получить разрешение в органах Пожнадзора и СЭС.



Выбрав, какой вид парфюмерии вы будете продавать, стоит определиться с поставщиком. Вначале можно приобрести небольшие партии различной продукции, а в дальнейшем закупать товар, ориентируясь на количество продаж парфюмерии определенного бренда. Дизайн магазина продумывается в зависимости от ассортимента товара. Если вы продаете дорогие духи, то и интерьер должен быть оформлен соответственно.

Как организовать продажу парфюмерии через Интернет

Продажу парфюмерии можно наладить и через интернет-магазин. Для этого понадобится зарегистрировать домен, купить (или воспользоваться бесплатными вариантами) и установить на выбранный хостинг движок интернет-магазина. Лучше, когда для сайта специально разрабатывается индивидуальный дизайн, а не берется стандартный шаблон, на котором сделаны тысячи интернет-магазинов.

Перед тем, как открыть интернет магазин парфюмерии, понадобится наладить контакты с поставщиками товара. Также следует продумать способы оплаты и доставки продукции, которые будут удобны не только вам, но и вашим потенциальным клиентам. Еще придется решить, каким образом вы будете привлекать клиентов, в свой онлайновый бутик. Это можно делать с помощью рекламы или продвижения в поисковых системах по ключевым запросам. Лучше совмещать эти два способа.

Постепенно можно расширять бизнес. К примеру, помимо парфюмерии, в ассортимент можно вводить такие товары, как косметические средства или бижутерию.

Несмотря на то, что первоначально на организацию продажи духов придется потратиться, при правильном подходе она может быстро окупиться. Если сразу у вас не много средств, следует остановиться на более дешевом варианте бизнеса, реализации лицензионной продукции, и самостоятельно работать продавцом, пока предприятие не начнет приносить прибыль.

Производство духов в домашних условиях по рецептам дорогих брендов

Духи домашнего производства могут приносить стабильный доход. Себестоимость известных брендовых духов составляет всего на всего 10%, все остальные 90% – это упаковка, тара, реклама, логистика, складское хранение, зарплата сотрудникам ну и чистый доход. Мало кто знает, но во многих брендовых парфюмах упаковка для духов стоит дороже, чем содержащийся в ней парфюм. Естественно стоит задуматься о бизнес идеи по производству собственных парфюмов. Тем более что это не сложно.


Производство духов в домашних условиях весьма захватывающий и познавательный процесс. Важно отметить конкурентные преимущества. Начнем с того, что «домашние духи» более стойкие, они получаются только с натуральных эфирных масел, их основа также будет исключительно натуральной. Ну и конечно же важным фактором является доступная цена при качестве которое не уступает брендовым духам. Далее разберем более детально концепцию бизнеса на примере парфюмов для мужчин Clinique Happy.

Рецепт бизнеса по производству духов

Все оригиналы рецептов брендовых духов засекречены. Но по ароматным нотам можно подобрать ключ к открытию максимально близкого аромата. В некоторых случаях результат может получиться лучше оригинала. Основой дорогих парфюмов может быть либо масло жожобаа либо чистый этиловый спирт. Ароматную часть берут на себя эфирные масла. Но в производстве духов не обойтись и без воды. Обычная вода с крана не подойдет, ведь любая вода с водопровода имеет менее или более выраженный запах хлора и других очистных компонентов водопроводной системы. Поэтому вода должна быть дистиллированной или же чистой родниковой (отфильтрованной). Естественно можно обойтись и без воды, но тогда ваши духи для женщин и мужчин будут сильно концентрированы.

Существует множество готовых рецептов духов на основе эфирных масел, но их без проблем можно создавать самому. Главное для начала взять по капельке выбранных компонентов и объединить их между собой, чтобы убедится, что в итоге выйдет изумительный аромат. После того, как выбраны необходимые компоненты, которые будут входить в состав парфюма, их соединяют с основой (спирт или жожоба).

Для получения насыщенных концентрированных парфюмов, количество эфиров должно составлять 25-30% от общей массы. То есть для получения 100мл. парфюма необходимо 70% спирта и воды(10-15%) плюс 25-35% смеси эфирных компонентов. Для парфюмерной воды концентрация эфирных масел должна составлять 15-20% от общего объема, а для туалетной воды 10-15%.


Стоимость эфирных масел довольно не высока. Средняя цена 5 мл любого эфирного масла оставляет 0,65$-0,87$. Конечно, есть исключения, к примеру, 5 мл жасмина стоят в приделах 4,35$.

Предлагаем взять за основу всеми известный мужской аромат от Clinique Happy. В его состав входит не так много компонентов, как кажется на первый взгляд.

Рассмотрим их состав, разбив эфирные масла по нотам:

  1. Верхняя нота – мандарин, лайм, лимон, апельсин.
  2. Нота сердца – жасмин, фрезия, роза, ландыш.
  3. Основная нота – чайное дерево, кедр, кипарис, мускус.

Подсчитаем стоимость эфирных масел для создания подобного аромата:

  • мандариновое эфирное масло 5 мл – 0,91$;
  • лайм 5 мл – 1,13$;
  • лимон 5 мл – 0,47$;
  • апельсин 5 мл – 0,52$;
  • жасмин 5 мл (очень насыщенный аромат, может понадобиться меньше) – 4,35$;
  • фрезия 5 мл – 3,48$;
  • роза 5 мл – 5,65$;
  • ландыш 5 мл – 3,05$;
  • чайное дерево 5 мл – 0,83$;
  • кедр 5 мл – 0,78$;
  • кипарис 5 мл – 0,74$;
  • мускус 5 мл – 3,35$.

В итоге получаем 60 мл смеси эфирных масел. Из такого количества компонентов получается 220-250 мл духов, 325-350 мл парфюмерной воды или 650-700 мл туалетной воды стойкого и насыщенного запаха.

На приобретении всех выше перечисленных эфирных масел нужно 30$. Стоимость 100 мл этилового спирта 0,65$-0,74$. То есть для создания туалетной воды на основе 65 мл эфирных масел нам понадобиться 450 мл (около 3,5$) спирта и 140 мл чистой воды. Напомним, что Clinique Happy продают по цене 35$ за 100мл, а у нас 100мл. получилось за 5,12$. То есть: (30$ масла + 3,5$ спиртовая основа) / ((65мл + 450мл + 140мл) / 100мл.) = 5,12$. Теперь вам доступна любая парфюмерия по низким ценам. На приготовление продукта уйдет около месяца времени, при этом каждые 2-3 дня приготовленную субстанцию необходимо легенько взбалтывать.

Здесь мы рассмотрели ноты для мужских ароматов, а парфюмерия для женщин строится по такому же принципу. Создавая новые запахи абсолютно каждое свое действие необходимо записывать. Проверяя соотношение различных ароматов между собой, также необходимо записывать количество и поочередность их введения. В сети интернет можно найти множество различных простых оригинальных и сложных фееричных рецептов для создания стильных запахов. Например:

рецепт «Солнечные дни»:

  • 2 капли базилика;
  • 1 капля герани;
  • 3 капли мелиссы;
  • 2 капли сандала.

Этот запах легко поднимает настроение.

Рецепт «Эротический сон»:

  • бергамота — 2 мл.;
  • лаванды — 3 мл.;
  • лимона — 5 мл.;
  • мелиссы — 3 мл.;
  • нероли — 2 мл.

Начинайте с готовых идей, а после пробуйте импровизировать, создавая свои авторские шедевры.

Технология производства духов в домашних условиях

Технология изготовления духов – несложная, но требует дисциплины и правильной подготовки всех материалов с компонентами. Тара для изготовления духов в домашних условиях должна быть обязательно стеклянной и темной. Для производства духов понадобятся также мерные стаканы и колбочки. Помещение, в котором они будут созревать должно быть темным, без попадания в него прямых солнечных лучей. Так как духи домашнего производства составляются с эфирных масел, которые при реакции с солнечным светом могут менять запах и быстро портится.

Любые духи состоят из нескольких ароматов, то есть включают в себя несколько эфирных масел. Именно поэтому парфюмы включают в свой аромат несколько композиций с эфирных масел: верхнюю ноту, основную и ноту сердца.

Верхняя нота парфюма быстро растворяется при реакции с воздухом, услышать её аромат возможно лишь в первые минуты нанесения душистой композиции на тело или на тестерные полоски бумаги.

Нота сердца благоухает также недолго и по времени длится от 2 до 4 часов. Зачастую именно нотой сердца определяется, какими будут духи – цветочными, пряными, восточными и т.п.

В основную ноту входят ароматы, на которых полностью базируется продукт. Ароматы основной ноты чувствуются в последнею очередь, поэтому они получили название основной ноты. Масла основной ноты служат закрепителями, поэтому они наименее податливы выветриванию.

Теперь имея базовые знания о составляющих парфюма можно приступать к созданию аромата. Для этого необходимо выбрать эфирные масла, и нанести их на тестерные полоски бумаги. При этом композиции из верхней ноты, ноты сердца и основной ноты нужно наносить на разные листики бумаги, и только после того, как каждая нота будет нанесена на одну тест-бумагу, их можно соединить воедино и определить остаточный аромат предполагаемых парфюмов.

Готовые духи разливают в дозировочные флаконы с распылителем. Можно предусмотреть и самостоятельно создать упаковку для духов при помощи обычного цветного принтера, глянцевой бумаги для печати и фотошопа.

Выбор парфюмерной основы

Основа у «домашней» парфюмерии может быть спиртовой или масляной. Масляные духи более стойкие и они быстрее доходят до идеального душистого состояния. Масляные парфюмы будут готовы уже через неделю после помещения приготовленной эфирно-масляной смеси в темное помещение. За основу для таких парфюмов подходит жожоба. При их приготовлении, советуется ежедневно, по несколько раз в день взбалтывать или перемешивать содержимое емкости. Это поспособствует всем маслам и ароматам сплотится воедино. Но у них есть один недостаток – жирные пятна на одежде. Поэтому разливать желательно в емкости с шариковым аппликатором, что позволит бережно и аккуратно наносить их на открытые участки тела (запястье, шея, за ушками и прочие).

Вторым вариантом основы является этиловый спирт. Почему именно этиловый спирт? В принципе любое алкогольное может быть основой для парфюма, но аромат этилового спирта быстро улетучивается и остается лишь изысканный запах эфирных масел. Время приготовления парфюмов на спиртовой основе может быть от 3 недель и доходить до 2 месяцев. Спиртовые духи более практичны, они не оставляют следов на одежде поэтому их можно распылять без особой осторожности.

Рассвет парфюмерного бизнеса

Для старта достаточно будет продажи своей продукции знакомым, друзьям и через социальные сети. Когда производство достигнет более крупных масштабов возможно открытие мини-магазина по продаже парфюмерии на основе эфирных масел, где можно заказать духи, с уникальными ароматами, сделанные под заказчика. Кстати возможность осуществлять такой заказ парфюмерии через интернет не только быстро привлечет внимание новых клиентов, но и позволит провести небольшой маркетинговый анализ потребностей еще не удовлетворенных клиентов. Для реализации такой задачи можно использовать онлайн-анкетирование и тесты.

Духи по низким ценам можно продавать и на розлив, так сказать «на пробу» потенциальному покупателю. Как в любом бизнесе, крупном или малом, здесь не обойтись без рекламы. В рекламный слоган обязательно стоит вложить информацию о натуральном и экологически чистом происхождении «домашней» парфюмерии, ведь в наше время именно это довольно высоко цениться и является трендом.

Хороший парфюм – это идеальный подарок, который подходит на все виды праздников.

Тайны парфюмерного бизнеса.

Интересная статья, в которой хорошо раскрыты нюансы парфюмерного бизнеса.

О том, что Дженнифер Лопес или любая другая звездочка к созданию ароматов, выпущенных под ее именем, имеет косвенное отношение, может догадаться даже ребенок. Интуитивно понятно, что составление парфюмерной композиции — процесс сложный, требующий если не таланта (с этим уж как повезет), то высокой квалификации и отменного знания химии. Но и компания Coty, под эгидой которой выпускаются ароматы от Лопес, к созданию аромата прямого отношения не имеет, она — заказчик. А непосредственный автор Miami Glow — парфюмер Каролин Сабас — работает в корпорации Givaudan, которая, собственно, и зарабатывает тем, что придумывает и продает новые запахи. Givaudan — крупнейший на сегодняшний день, но не единственный поставщик ароматов на рынок. Всего таких компаний несколько десятков, хотя семьдесят процентов рынка делят между собой десять крупных исследовательских фирм. За швейцарским концерном Givaudan следует американская компания International Flavors and Fragrances (IFF) и швейцарцы Firmenich, на четвертом месте находится германская фирма Symrise, пятую позицию занимает японская компания Takasago. Впрочем, все производители давно уже превратились в мультинациональные корпорации, так что сведения об их корнях представляют скорее исторический интерес. Штаб-квартира Givaudan находится в швейцарском городе Вернье, но все операции, связанные с продажей ароматизаторов, координируются из Огайо (поскольку главным потребителем этих продуктов являются американские компании), а парфюмерный бизнес Givaudan управляется парижским отделением.

Эти «конструкторские бюро» и являются серыми кардиналами рынка парфюмерии, поскольку у так называемых парфюмерных домов собственных парфюмеров давно уже нет. За редким исключением — и сегодня есть свои парфюмеры у Chanel, Hermes, Jean Patou, Caron. Но это редкость. [ В статье не рассматриваются производители нишевой парфюмерии, которые предпочитают выпускать более дорогие композиции, сводя маркетинговые затраты к минимуму. У них, как правило, тоже нет своих парфюмеров, однако часть дальнейших рассуждений — особенно там, где речь идет о себестоимости аромата, — к ним неприменима.] Как правило, в парфюмерных домах о составе собственных духов имеют довольно приблизительное представление. Потому что им этот состав никто не рассказывает.

 Нелегкая жизнь серых кардиналов

Парфюмерные дома отказываются от попыток создавать запахи самостоятельно не от хорошей жизни. Сегодня это безумно дорого. Лидеры рынка — Givaudan, IFF и Firmenich — тратят на R&D сотни миллионов долларов в год. Соперничать с ними, конечно, можно, но если речь идет о продукции для массового рынка, то дешевле не соревноваться, а заказать нужный аромат — тем более что исторически сложившиеся условия для парфюмерных домов самые благоприятные.

Парфюмерный дом составляет бриф на новый продукт, пытаясь максимально подробно описать, какими качествами должен обладать конечный результат, а производители предлагают свои варианты. Эта работа не оплачивается, но победитель парфюмерного тендера переходит на следующий уровень, где и начинается скрупулезная работа над парфюмерной композицией. Количество итераций может быть любым — работа продолжается до тех пор, пока заказчик не удовлетворен (при этом все издержки снова ложатся на производителя). Но вот составление композиции закончено, заказчик счастлив, и производитель получает… нет, не контракт, подтверждающий его право на производство парфюма, а заказ на определенный объем требуемой субстанции. Чтобы компенсировать собственные затраты, «производитель» накручивает на себестоимость несколько сотен процентов. Но юридически ничто не мешает заказчику сказать «спасибо» и отправиться к конкуренту «производителя», который удовольствуется весьма скромной наценкой. На практике такого, как правило, не случается, потому что «производители» продумали механизмы, защищающие их от подобного произвола заказчика. Механизмы не идеальны, но пока худо-бедно работают.

Во-первых, заказчику не отдается формула аромата. В принципе, ничто не мешает восстановить ее путем обратного инжиниринга (об этом и о парфюмерной криптографии чуть ниже), но не со стопроцентной точностью. Во-вторых, «производители» — они же крупнейшие поставщики многих натуральных и синтетических ингредиентов — строят свою ценовую политику таким образом, что цена одного и того же компонента для внутреннего и внешнего использования отличается в разы. К примеру, если дом N заказывает у IFF парфюм, то в себестоимость парфюма компоненты закладываются по одной цене, а вот если тот же дом захочет приобрести некий компонент отдельно, ему это обойдется в два-три раза дороже. В-третьих, отдельные компоненты (так называемые кэптивные молекулы) производитель патентует.

Все эти механизмы закрепляют интеллектуальную собственность за реальным производителем парфюма, но не способны защитить его от отказа парфюмерного дома выкупить заказанный парфюм в полном объеме. Вспомним, что производитель не выставляет заказчику отдельный счет, а закладывает стоимость разработки в цену конечного продукта. И в тех случаях, когда аромат, в который вложено много сил, времени и денег, на рынке, что называется, не пошел, заказчик де-факто может отыграть назад и не выкупать оставшийся объем. Теоретически это хороший повод для судебного иска. На практике же ни один производитель еще не судился с парфюмерным домом, хотя подписанный всеми заинтересованными сторонами intent of purchase нередко нарушается (впрочем, что там нарушать — это ведь всего лишь намерение о приобретении, оставляющее за заказчиком право в любой момент передумать).

Ситуация усугубляется тем, что парфюмерные композиции сами по себе очень плохо защищены, их не патентуют. Что же до авторского права на аромат, то здесь мнения юристов расходятся. Случившийся в 1975 году судебный прецедент показал, что в суде парфюм считают химическим соединением, которое не является произведением искусства, а значит, не может быть защищено авторским правом. Последние несколько лет парфюмеры пытаются переубедить юристов в обратном, но с переменным успехом.

В 2003 году концерн L’Oreal (это не производитель, а заказчик) подал в суд на дубайскую компанию EPW, которая торговала репликами духов от L’Oreal. Спустя три года юристам L’Oreal удалось убедить суд в том, что совпадение в двух разных парфюмах пятидесяти молекул из пятидесяти двух — это нарушение авторского права (интересно, было бы, не старайся химики EPW так приблизиться к оригиналу). Казалось бы, победа, но уже через год, в октябре 2007-го, L’Oreal проиграла похожее дело, предъявив иск другой дубайской компании, Scion International. На сей раз суд счел, что публика и сама способна разобраться, где копия, а где оригинал. И формально суд был прав: несмотря на очевидную схожесть ароматов и то, что реплики Tresor, Miracle и Noa рекламировались со слоганами «Разницу заметит лишь твой бумажник» и «Разница лишь в цене», L’Oreal за неимением лучшей возможности обвинила ответчика в нарушении права товарного знака. А никаких прав товарных знаков в Scion International не нарушали.

О парфюмере IFF Софии Гройсман, которая придумала Lancome Tresor, на суде не вспоминали. Спасение парфюмеров — дело рук самих парфюмеров.

Парфюмерная криптография

Парфюмеры прошлого скрывали формулы ароматов, чтобы гарантировать клиенту, что созданный по его заказу аромат не будет никем и никогда повторен. Нынешние парфюмеры стоят на страже собственных интересов, и уже их клиенты — они же парфюмерные марки — занимаются правовой защитой химических соединений, о которых имеют весьма туманное представление.

Впрочем, и это не совсем так. В индустрии принято считать, что формула аромата известна только его создателю, и формально это верно: она нигде не публикуется, она никому не передается, она может храниться в сейфе у производителя десятилетиями. Дабы соблюсти секретность, процесс создания композиции разбивается на несколько независимых этапов, причем так, что сотрудники, смешивающие ингредиенты, не знают, какой этап будет следующим и для какого конечного продукта они это делают.

Однако несмотря на все вышеперечисленные меры безопасности уже через несколько дней после появления первых сэмплов формулу аромата можно восстановить с помощью методов газовой хроматографии. По сути, речь идет о банальном дизассемблировании, хотя программистам живется проще — в парфюмерии результаты химического анализа гораздо ближе к исходному коду.

Чтобы затруднить обратный инжиниринг, парфюмерам приходится идти на небольшие хитрости: использовать при создании ароматов натуральные ингредиенты (их молекулы, как правило, сложнее синтетических аналогов, и, что важнее, в натуральных ингредиентах всегда есть «шумы» — молекулы других веществ, не влияющие на запах, но затрудняющие обратный инжиниринг) и даже добавлять в формулу аромата необязательные, не нужные для парфюмерной композиции элементы, призванные максимально усложнить работу чужих лаборантов. Насколько эти меры эффективны — вопрос спорный. Парфюмеры, как правило, утверждают, что с помощью газовой хроматографии невозможно получить эффективную формулу аромата. Производители хроматографов и люди, непосредственно занимающиеся «дизассемблированием», уверены в обратном. Так или иначе, в парфюмерном бизнесе «взламывают» чужие ароматы чуть ли не все участники рынка. Парфюмерные дома не позволяют себе копировать чужие формулы один к одному, но полученная информация так или иначе используется для собственных разработок или даже как основа для изобретения новых ароматов.

Как работает парфюмер

В чем-то нынешним парфюмерам работать интереснее и проще, чем сто пятьдесят лет назад. У них под рукой гораздо больше ингредиентов — в палитре парфюмера может быть и тысяча (Жан-Клод Эллена, Hermes — на фото справа), и даже две тысячи компонентов (парфюмеры IFF). Однако на практике парфюмер, как правило, обходится меньшим количеством, используя в своей работе две-три сотни химических ингредиентов.

Причина такого «аскетизма» не только в человеческой психологии, но и в экономике. Бриф, присылаемый заказчиком, может содержать много пустых слов, касающихся технической составляющей, — иногда заказчик и сам толком не знает, какой парфюм ему нужен. Но в экономической части все прописано четко: стоимость аромата не может превышать указанную сумму, и эта сумма последние тридцать лет постоянно уменьшается, что автоматически выбивает из палитры парфюмера дорогие ингредиенты. Теоретически они, конечно, в ней остаются, но при создании аромата парфюмер их не использует, потому что заказчик такую работу не купит. Парфюмер использует заменители, которые могут быть в два-три раза хуже оригиналов, зато в десять, а то и в двадцать-тридцать раз дешевле.

Концентрат Chanel №5 (1921 г.) стоит от 450 до 600 евро за килограмм; концентрат Chanel №19 (1970) — порядка полутора тысяч евро за килограмм. Сегодня большинству парфюмеров приходится работать с куда более скромным бюджетом в тридцать-сорок евро за килограмм (еще в конце семидесятых нормальным ограничением сверху считалась сумма, эквивалентная 200–300 евро, в восьмидесятых планка опустилась до ста пятидесяти).[ По очевидным причинам никаких официальных данных, подтверждающих или опровергающих эти рассуждения, нет, хотя размер верхней планки оценивается сегодня от 30 до 100 евро за кг.]

Наконец, дорожают натуральные ингредиенты. «В течение 2006 года мы видели, что парфюмеры перестают использовать сандаловое масло, — говорит Ким Блейманн из компании Berje, — но разве можно обвинять их в том, что они выкидывают его из формул? Кто будет всерьез использовать ингредиент, который стоит 1600 долларов за килограмм?»

Они и не используют, благо заменителей хватает — чуть ли не у каждого серьезного производителя ароматов есть собственные синтетические аналоги сандалового дерева (Santaliff у IFF, Javanol у Givaudan и т. д.). Все реже используется розовое масло, которое стоит от полутора тысяч евро (болгарские поставки) до девяти тысяч евро за килограмм. Сколько парфюмеров использует жасмин из Грасса (30 тысяч евро за килограмм), когда есть индийский жасмин в двадцать раз дешевле и множество синтезированных аналогов, — бог знает. Поэтому при составлении аромата парфюмера заботит не только аромат, но и его стоимость. И каждая новая формула — а их в процессе создания аромата могут быть сотни — просчитывается на компьютере, чтобы было понятно, вмещается она в прокрустово ложе поставленных заказчиком ограничений или нет.

Но и это еще не все.

В защиту синтеза

Авторы популярных книг и статей с удовольствием упоминают о том, что парфюмеры готовили ароматические масла еще древним египтянам, однако мало кто уточняет, что вплоть до начала XX века парфюмерия оставалась дорогим удовольствием, и простые смертные — что в Древнем Египте, что в революционной Франции — пахли примерно одинаково (вернее, одинаково плохо). Рассказывают, что когда Мария Антуанетта пыталась спрятаться в толпе от французских революционеров, ее выдал запах парфюма. Конечно, никто из преследователей не знал, каким парфюмом пользуется императрица, но того факта, что она вообще им пользуется, для опознания вполне хватило.

Возможно, это всего лишь легенда, но она близка к исторической правде: прошлое пахнет плохо.

Изменилась ситуация лишь в конце XIX века, когда парфюмеры, прежде работавшие исключительно с натуральными ингредиентами, начали использовать синтетические составляющие. Пионером оказался парфюмерный дом Houbigant, тот самый, что подвел 22 июня 1791 года королеву Франции: через девяносто лет после этого злосчастного для Марии Антуанетты события под эгидой Houbigant был выпущен аромат Fougere Royale. Первый аромат, при создании которого использовались синтетические ингредиенты, а именно синтетический кумарин.

Кумарин применялся в парфюмерии и до Fougere Royale, здесь парфюмеры ничего нового не придумали, но никогда еще он не добавлялся в композицию в таком объеме (чистый кумарин составлял десятую часть смеси). Такое разбазаривание стало возможным благодаря тому, что синтезированный химиками Houbigant оказался намного дешевле натурального аналога. Разница в ценах сохранилась и сегодня — килограмм абсолюта из бобов тонка стоит порядка 400 евро. Килограмм синтетического кумарина — всего десять евро[Сегодня кумарин признан токсичным, и его использование существенно ограничено.].

У синтетических ингредиентов нашлось немало достоинств — в конце концов, именно они обеспечивают разнообразие популярных ароматов — но здравый смысл подсказывает, что главным фактором, обеспечившим их популярность, стала доступность. Кроме того, использование определенных соединений позволило обеспечить более высокую стойкость композиции. Сегодня синтетические ингредиенты привлекают парфюмеров своей низкой аллергенностью и экологичностью — как ни странно, противники использования синтетических химических соединений убеждены в том, что синтетические молекулы опасны для здоровья и наносят ущерб окружающей среде.

Естественное и безобразное

Потребители привыкли, что синтетика — дешево и плохо, а хороший товар идентичным натуральному не назовут. Эти представления не очень точно отражают действительность: синтетические ингредиенты — далеко не всегда плохи и уж точно не всегда дешевы (с жасмином из Грасса они по ценам тягаться не могут, но некоторые соединения стоят сотни, а то и тысячи евро за килограмм). Технически же синтетика отличается от натурпродукта тем, что она чиста. В ней нет примесей — если в масле сандалового дерева хроматограф найдет добрых два десятка компонентов, то в парфюмерии, чтобы добиться примерно того же эффекта, можно использовать, например, сандалор от Givaudan (C14h36O).

В отсутствии примесей есть и плюсы, и минусы. Очевидный минус в том, что аромат, который дают натуральные ингредиенты, богаче и глубже, в нем больше нюансов. Однако качество натуральных ингредиентов гораздо труднее контролировать, да и в работе они опаснее: а вдруг какая-нибудь из примесей окажется аллергеном, разбирайся потом. Когда имеешь дело с одной молекулой, жить проще. Намного проще. Потому что за парфюмерной индустрией внимательно следят регулирующие организации, в чьих силах рекомендовать или не рекомендовать определенные ингредиенты к использованию. На практике эти рекомендации носят вовсе не рекомендательный характер — если, например, IFRA (International Fragrance Association) говорит, что кумарин использовать не нужно, значит, кумарин использовать не нужно. И хотя рекомендации IFRA не направлены против использования именно натуральных компонентов, на практике аллергены чаще всего обнаруживаются именно там (например, в седьмой поправке к Европейской косметической директиве упомянуто двадцать шесть парфюмерных материалов, из которых шестнадцать входят в состав натуральных ингредиентов, а еще два являются натуральными ингредиентами в чистом виде). Пока таких поправок сорок две (и каждая новая поправка вызывает скандал, поскольку парфюмеры относятся к такой заботе болезненно — пусть деятельность IFRA и оберегает их от судебных исков), но соотношение между натуральными и синтетическими компонентами если и меняется, то не в лучшую для натуральных ингредиентов сторону. Впрочем, далеко не всегда рекомендация означает именно жесткий запрет на использование. Нередко регуляторы ограничивают объем возможного использования или просто требуют, чтобы продавцы парфюма упоминали о наличии определенного вещества на упаковке. Активность IFRA даже послужила причиной возникновения конспирологических теорий, согласно которым лоббируют всевозможные ограничения «производители молекул» (Givaudan, IFF и др.) — дескать, зачем тратиться на опасные натуральные ингредиенты, когда почти такой же аромат можно собрать из надежных синтетических веществ. Впрочем, никаких фактов у сторонников этой теории нет, а «производители молекул» наряду с синтетикой поставляют и натуральные ингредиенты, хоть и в гораздо меньших объемах.

И экономические, и политические решения приводят к тому, что из палитры парфюмера, как мы говорили выше, исчезают привычные компоненты. В некоторых случаях речь заходит даже об изменении формулы уже выпускающихся ароматов.[Впрочем, чаще формулу меняют по экономическим соображениям.]Покупателей, впрочем, стараются такими мелочами не беспокоить — какая им, в конце концов, разница, как этот парфюм сделан, если бутылочка и упаковка остались ровно те же, да и запах не сильно изменился. Такую же склонность к умолчанию проявляют парфюмерные дома, когда речь заходит об использовании синтетических веществ. Они знают, что покупателям — несмотря на угрозу аллергических реакций и отсутствие запахов, которые есть в синтетической палитре, — нравятся товары, приготовленные из натуральных ингредиентов. Тонкость лишь в том, что на массовом рынке таких ароматов нет. А популярность многих парфюмов во многом обусловлена именно синтетическими компонентами, о наличии которых парфюмерные дома предпочитают не упоминать. И их можно понять: одно дело рассуждать о том, что средняя нота Chanel №5 — это жасмин, и совсем другое — лишний раз вспоминать об альдегиде.[Выпущенный в 1921 гонастоящим технологическим прорывом.]

Как ни странно, такое скептическое отношение к синтетической составляющей было не всегда. Коко Шанель гордилась тем, что в состав Chanel №5 входят синтетические ингредиенты. Более того, она сделала это сознательно — не только потому, что синтетика существенно улучшила потребительские свойства, но и для того, чтобы получить неестественный, нецветочный, искусственный аромат.

Сегодня такой подход не популярен. Несмотря на то что мультимиллиардный парфюмерный бизнес целиком держится на лабораторном синтезе и, скорее всего, был бы попросту невозможен без него, в рекламных материалах упор делается исключительно на близость к природе, даже в тех случаях, когда сам парфюм целиком собран из синтетических составляющих.

Процесс от начала до конца

Таким образом, сегодня работа парфюмера выглядит так. Он работает с палитрой, которая частично состоит из натуральных ингредиентов, частично — из синтетических. Поставщиков натуральных ингредиентов довольно много, хотя сам рынок закрытый, пробиться на него очень трудно: если клиент готов выложить 30 тысяч евро за жасмин, он должен быть уверен в качестве поставок и, конечно, при прочих равных предпочтет проверенного поставщика. Запатентованные молекулы выпускают «производители» молекул, производство же дешевых синтетических веществ все больше уходит в Китай, по очевидным экономическим соображениям. Из всей палитры, которая может быть сколь угодно широкой, используется лишь часть ингредиентов: какие-то использовать попросту нельзя, потому что они запрещены или рискуют вскоре оказаться под запретом, но, по большей части, главную роль играют экономические соображения. Варианты формулы прогоняются через компьютер, чтобы найти наиболее экономически эффективный вариант, в который при желании можно добавить шума — чтобы конкурентам жилось повеселее. (При этом чуть ли не в соседнем с кабинетом парфюмера помещении находится его собственная лаборатория, в которой регулярно разлагаются на составляющие ароматы конкурентов — нужно же, в конце концов, быть в курсе.)

Конечный результат (в котором главную роль обычно играют синтетические компоненты) отдается заказчику — парфюмерному дому. Парфюмерный дом придумывает аромату название, заказывает дизайн бутылочки (это, кстати, заметная статья расходов, и здесь затраты могут исчисляться сотнями тысяч евро), вкладывает миллионы или даже десятки миллионов долларов в рекламную кампанию — и отправляет продукт на полки. К этому времени о синтетическом происхождении парфюма уже никто не помнит (и вспоминать не хочет). О том, кто его придумал, — тоже.

Помолекулярное копирование у парфюмерных домов не в чести, но успешный аромат может быть подвергнут тиражированию. Любая удачная находка внимательно оценивается и, как правило, обзаводится подражаниями. Причем парфюмеры и рады бы придумать что-то новое, но когда в брифе написано «я хочу такой же аромат, как у N, только лучше и дешевле», за основу приходится брать тот аромат, который застрял в голове у заказчика.

В силу того что нас больше интересует технологическая составляющая процесса, парфюмерный дом в статье предстает паразитом, использующим чужие разработки и обманывающим потребителей. Все R&D-риски берут на себя реальные производители, они же вынуждены выпрашивать заказы у парфюмерных домов, а когда заказ получен — приступают к исполнению, не имея при этом исключительных прав на результаты своего труда. Всё это так, но грустная правда заключается в том, что во многих отраслях — и парфюмерная промышленность здесь не исключение — продать товар гораздо труднее, чем придумать и произвести. Парфюмерным маркам вполне хватает собственных рисков: и многомиллионные вложения в рекламу могут не окупиться (что случается регулярно — отсюда и стремление к копированию успешных парфюмов, хоть какая-то гарантия), и регуляторы в любой момент могут заявить, что в парфюме обнаружен аллерген (что влияет на продажи, мягко говоря, катастрофически), и знойные дубайские конкуренты могут в любой момент выпустить дешевую реплику, прогнав парфюм на хроматографе.

Вот и приходится лезть из кожи вон. Придумывать парфюмерные легенды, ублажать публику фантазиями о натуральных компонентах, приглашать для ко-брэндинга звезд музыки и кино. И делать все это так, чтобы у покупателя и мысли не возникло, что над парфюмом с запахом розы работал кто-то еще, кроме трудолюбивых французских крестьянок, срезавших на досуге десять тысяч бутонов.

источник

Парфюмерный бизнес

Тайны парфюмерного бизнеса

grassse6Парфюмерный бизнес устроен сложно. В принципе, о том, что Дженнифер Лопес или любая другая звездочка к созданию ароматов, выпущенных под ее именем, имеет косвенное отношение, может догадаться даже ребенок. Интуитивно понятно, что составление парфюмерной композиции — процесс сложный, требующий если не таланта (с этим уж как повезет), то высокой квалификации и отменного знания химии. Givaudan — крупнейший на сегодняшний день, но не единственный поставщик ароматов на рынок. Всего таких компаний несколько десятков, хотя семьдесят процентов рынка делят между собой десять крупных исследовательских фирм. Понятно, что число компаний здесь условно. Лука Турин в своей книге «The Secret of Scent» упоминает о «большой шестерке», выделяя из общего списка не десять, а шесть корпораций, которые кажутся ему самыми важными. Со времени выхода книги на рынке произошли изменения, и «большая шестерка» превратилась в пятерку (Givaudan приобрела Quest и в результате занял первую строчку рейтинга).

Мы опирались на более позднее исследование рынка от Leffingwell и вслед за ней остановились на топ-10, который, впрочем, можно сократить до трех корпораций, контролирующих больше 40% рынка: Givaudan, Firmerich и IFF.] За швейцарским концерном Givaudan следует американская компания International Flavors and Fragrances (IFF) и швейцарцы Firmenich, на четвертом месте находится германская фирма Symrise, пятую позицию занимает японская компания Takasago. Впрочем, все производители давно уже превратились в мультинациональные корпорации, так что сведения об их корнях представляют скорее исторический интерес. Штаб-квартира Givaudan находится в швейцарском городе Вернье, но все операции, связанные с продажей ароматизаторов, координируются из Огайо (поскольку главным потребителем этих продуктов являются американские компании), а парфюмерный бизнес Givaudan управляется парижским отделением.

Эти «конструкторские бюро» и являются серыми кардиналами рынка парфюмерии, поскольку у так называемых парфюмерных домов собственных парфюмеров давно уже нет. За редким исключением — и сегодня есть свои парфюмеры у Chanel, Hermes, Jean Patou, Caron. Но это редкость. В статье не рассматриваются производители нишевой парфюмерии, которые предпочитают выпускать более дорогие композиции, сводя маркетинговые затраты к минимуму. У них, как правило, тоже нет своих парфюмеров, однако часть дальнейших рассуждений — особенно там, где речь идет о себестоимости аромата, — к ним неприменима. Как правило, в парфюмерных домах о составе собственных духов имеют довольно приблизительное представление. Потому что им этот состав никто не рассказывает.

Нелегкая жизнь серых кардиналов

Парфюмерные дома отказываются от попыток создавать запахи самостоятельно не от хорошей жизни. Сегодня это безумно дорого. Лидеры рынка — Givaudan, IFF и Firmenich — тратят на R&D сотни миллионов долларов в год. Соперничать с ними, конечно, можно, но если речь идет о продукции для массового рынка, то дешевле не соревноваться, а заказать нужный аромат — тем более что исторически сложившиеся условия для парфюмерных домов самые благоприятные.

Парфюмерный дом составляет бриф на новый продукт, пытаясь максимально подробно описать, какими качествами должен обладать конечный результат, а производители предлагают свои варианты. Эта работа не оплачивается, но победитель парфюмерного тендера переходит на следующий уровень, где и начинается скрупулезная работа над парфюмерной композицией. Количество итераций может быть любым — работа продолжается до тех пор, пока заказчик не удовлетворен (при этом все издержки снова ложатся на производителя). Но вот составление композиции закончено, заказчик счастлив, и производитель получает… нет, не контракт, подтверждающий его право на производство парфюма, а заказ на определенный объем требуемой субстанции. Чтобы компенсировать собственные затраты, «производитель» накручивает на себестоимость несколько сотен процентов. Но юридически ничто не мешает заказчику сказать «спасибо» и отправиться к конкуренту «производителя», который удовольствуется весьма скромной наценкой.

На практике такого, как правило, не случается, потому что «производители» продумали механизмы, защищающие их от подобного произвола заказчика. Механизмы не идеальны, но пока худо-бедно работают.

Во-первых, заказчику не отдается формула аромата. В принципе, ничто не мешает восстановить ее путем обратного инжиниринга (об этом и о парфюмерной криптографии чуть ниже), но не со стопроцентной точностью. Во-вторых, «производители» — они же крупнейшие поставщики многих натуральных и синтетических ингредиентов — строят свою ценовую политику таким образом, что цена одного и того же компонента для внутреннего и внешнего использования отличается в разы. К примеру, если дом N заказывает у IFF парфюм, то в себестоимость парфюма компоненты закладываются по одной цене, а вот если тот же дом захочет приобрести некий компонент отдельно, ему это обойдется в два-три раза дороже. В-третьих, отдельные компоненты (так называемые кэптивные молекулы) производитель патентует.

Крупнейшие реальные производители ароматов

Все эти механизмы закрепляют интеллектуальную собственность за реальным производителем парфюма, но не способны защитить его от отказа парфюмерного дома выкупить заказанный парфюм в полном объеме. Вспомним, что производитель не выставляет заказчику отдельный счет, а закладывает стоимость разработки в цену конечного продукта. И в тех случаях, когда аромат, в который вложено много сил, времени и денег, на рынке, что называется, не пошел, заказчик де-факто может отыграть назад и не выкупать оставшийся объем. Теоретически это хороший повод для судебного иска. На практике же ни один производитель еще не судился с парфюмерным домом, хотя подписанный всеми заинтересованными сторонами intent of purchase нередко нарушается (впрочем, что там нарушать — это ведь всего лишь намерение о приобретении, оставляющее за заказчиком право в любой момент передумать).

Ситуация усугубляется тем, что парфюмерные композиции сами по себе очень плохо защищены, их не патентуют. Что же до авторского права на аромат, то здесь мнения юристов расходятся. Случившийся в 1975 году судебный прецедент показал, что в суде парфюм считают химическим соединением, которое не является произведением искусства, а значит, не может быть защищено авторским правом. Последние несколько лет парфюмеры пытаются переубедить юристов в обратном, но с переменным успехом.

В 2003 году концерн L’Oreal (это не производитель, а заказчик) подал в суд на дубайскую компанию EPW, которая торговала дешевыми репликами духов от L’Oreal. Спустя три года юристам L’Oreal удалось убедить суд в том, что совпадение в двух разных парфюмах пятидесяти молекул из пятидесяти двух — это нарушение авторского права (интересно, было бы, не старайся химики EPW так приблизиться к оригиналу). Казалось бы, победа, но уже через год, в октябре 2007-го, L’Oreal проиграла похожее дело, предъявив иск другой дубайской компании, Scion International. На сей раз суд счел, что публика и сама способна разобраться, где копия, а где оригинал. И формально суд был прав: несмотря на очевидную схожесть ароматов и то, что реплики Tresor, Miracle и Noa рекламировались со слоганами «Разницу заметит лишь твой бумажник» и «Разница лишь в цене», L’Oreal за неимением лучшей возможности обвинила ответчика в нарушении права товарного знака. А никаких прав товарных знаков в Scion International не нарушали.

О парфюмере IFF Софии Гройсман, которая придумала Lancome Tresor, на суде не вспоминали. Спасение парфюмеров — дело рук самих парфюмеров.

Парфюмерная криптография

Парфюмеры прошлого скрывали формулы ароматов, чтобы гарантировать клиенту, что созданный по его заказу аромат не будет никем и никогда повторен. Нынешние парфюмеры стоят на страже собственных интересов, и уже их клиенты — они же парфюмерные марки — занимаются правовой защитой химических соединений, о которых имеют весьма туманное представление.

Впрочем, и это не совсем так. В индустрии принято считать, что формула аромата известна только его создателю, и формально это верно: она нигде не публикуется, она никому не передается, она может храниться в сейфе у производителя десятилетиями. Дабы соблюсти секретность, процесс создания композиции разбивается на несколько независимых этапов, причем так, что сотрудники, смешивающие ингредиенты, не знают, какой этап будет следующим и для какого конечного продукта они это делают.

Однако несмотря на все вышеперечисленные меры безопасности уже через несколько дней после появления первых сэмплов формулу аромата можно восстановить с помощью методов газовой хроматографии. По сути, речь идет о банальном дизассемблировании, хотя программистам живется проще — в парфюмерии результаты химического анализа гораздо ближе к исходному коду.

Чтобы затруднить обратный инжиниринг, парфюмерам приходится идти на небольшие хитрости: использовать при создании ароматов натуральные ингредиенты (их молекулы, как правило, сложнее синтетических аналогов, и, что важнее, в натуральных ингредиентах всегда есть «шумы» — молекулы других веществ, не влияющие на запах, но затрудняющие обратный инжиниринг) и даже добавлять в формулу аромата необязательные, не нужные для парфюмерной композиции элементы, призванные максимально усложнить работу чужих лаборантов. Насколько эти меры эффективны — вопрос спорный. Парфюмеры, как правило, утверждают, что с помощью газовой хроматографии невозможно получить эффективную формулу аромата. Производители хроматографов и люди, непосредственно занимающиеся «дизассемблированием», уверены в обратном. Так или иначе, в парфюмерном бизнесе «взламывают» чужие ароматы чуть ли не все участники рынка. Парфюмерные дома не позволяют себе копировать чужие формулы один к одному, но полученная информация так или иначе используется для собственных разработок или даже как основа для изобретения новых ароматов.

Как работает парфюмер

В чем-то нынешним парфюмерам работать интереснее и проще, чем сто пятьдесят лет назад. У них под рукой гораздо больше ингредиентов — в палитре парфюмера может быть и тысяча, и даже две тысячи компонентов (парфюмеры IFF). Однако на практике парфюмер, как правило, обходится меньшим количеством, используя в своей работе две-три сотни химических ингредиентов.

Причина такого «аскетизма» не только в человеческой психологии, но и в экономике. Бриф, присылаемый заказчиком, может содержать много пустых слов, касающихся технической составляющей, — иногда заказчик и сам толком не знает, какой парфюм ему нужен. Но в экономической части все прописано четко: стоимость аромата не может превышать указанную сумму, и эта сумма последние тридцать лет постоянно уменьшается, что автоматически выбивает из палитры парфюмера дорогие ингредиенты. Теоретически они, конечно, в ней остаются, но при создании аромата парфюмер их не использует, потому что заказчик такую работу не купит. Парфюмер использует заменители, которые могут быть в два-три раза хуже оригиналов, зато в десять, а то и в двадцать-тридцать раз дешевле.

Концентрат Chanel №5 (1921 г.) стоит от 450 до 600 евро за килограмм; концентрат Chanel №19 (1970) — порядка полутора тысяч евро за килограмм. Сегодня большинству парфюмеров приходится работать с куда более скромным бюджетом в тридцать-сорок евро за килограмм (еще в конце семидесятых нормальным ограничением сверху считалась сумма, эквивалентная 200–300 евро, в восьмидесятых планка опустилась до ста пятидесяти). По очевидным причинам никаких официальных данных, подтверждающих или опровергающих эти рассуждения, нет, хотя размер верхней планки оценивается сегодня от 50 до 180 евро за кг.]

Наконец, дорожают натуральные ингредиенты. «В течение 2006 года мы видели, что парфюмеры перестают использовать сандаловое масло, — говорит Ким Блейманн из компании Berje, — но разве можно обвинять их в том, что они выкидывают его из формул? Кто будет всерьез использовать ингредиент, который стоит 1600 долларов за килограмм?»

Мировой рынок парфюмерии

Они и не используют, благо заменителей хватает — чуть ли не у каждого серьезного производителя ароматов есть собственные синтетические аналоги сандалового дерева (Santaliff у IFF, Javanol у Givaudan и т. д.). Все реже используется розовое масло, которое стоит от полутора тысяч евро (болгарские поставки) до девяти тысяч евро за килограмм. Сколько парфюмеров использует жасмин из Грасса (30 тысяч евро за килограмм), когда есть индийский жасмин в двадцать раз дешевле и множество синтезированных аналогов, — бог знает. Поэтому при составлении аромата парфюмера заботит не только аромат, но и его стоимость. И каждая новая формула — а их в процессе создания аромата могут быть сотни — просчитывается на компьютере, чтобы было понятно, вмещается она в прокрустово ложе поставленных заказчиком ограничений или нет.

Но и это еще не все.

В защиту синтеза

Авторы популярных книг и статей с удовольствием упоминают о том, что парфюмеры готовили ароматические масла еще древним египтянам, однако мало кто уточняет, что вплоть до начала XX века парфюмерия оставалась дорогим удовольствием, и простые смертные — что в Древнем Египте, что в революционной Франции — пахли примерно одинаково (вернее, одинаково плохо). Рассказывают, что когда Мария Антуанетта пыталась спрятаться в толпе от французских революционеров, ее выдал запах парфюма. Конечно, никто из преследователей не знал, каким парфюмом пользуется императрица, но того факта, что она вообще им пользуется, для опознания вполне хватило.

Возможно, это всего лишь легенда, но она близка к исторической правде: прошлое пахнет плохо.

Изменилась ситуация лишь в конце XIX века, когда парфюмеры, прежде работавшие исключительно с натуральными ингредиентами, начали использовать синтетические составляющие. Пионером оказался парфюмерный дом Houbigant, тот самый, что подвел 22 июня 1791 года королеву Франции: через девяносто лет после этого злосчастного для Марии Антуанетты события под эгидой Houbigant был выпущен аромат Fougere Royale. Первый аромат, при создании которого использовались синтетические ингредиенты, а именно синтетический кумарин.

Кумарин применялся в парфюмерии и до Fougere Royale, здесь парфюмеры ничего нового не придумали, но никогда еще он не добавлялся в композицию в таком объеме (чистый кумарин составлял десятую часть смеси). Такое разбазаривание стало возможным благодаря тому, что синтезированный химиками Houbigant оказался намного дешевле натурального аналога. Разница в ценах сохранилась и сегодня — килограмм абсолюта из бобов тонка стоит порядка 400 евро. Килограмм синтетического кумарина — всего десять евро[Сегодня кумарин признан токсичным, и его использование существенно ограничено.

У синтетических ингредиентов нашлось немало достоинств — в конце концов, именно они

Бизнес идея – духи на разлив. Как стартовать?

Наверное, в каждом, даже небольшом городке вы можете увидеть множество магазинов косметики, которые пестрят различными марками духов и выбор на самом деле в большинстве из них достаточно хороший. Также, не стоит забывать о таких крупных торговых сетях по продажи косметики как Avon, Oriflame, Yves Rocher и других, представители которых есть везде. Из всего этого появляется вопрос – как же все-таки войти на рынок косметики и начать конкурировать с всеми конкурентами? Чем выделиться? Ответ нашли многие предприниматели – это торговля духами на разлив.

Да, это узкая ниша, но все же в связи с кризисом, не каждый может купить дорогостоящую косметику, которая расфасована на определенный объем, а вот небольшой тюбик хороших, качественных духов клиенты готовы покупать практически всегда.

Формат бизнеса и поиск помещения

Содержание статьи

В больших городах по такому принципу уже работают и крупные торговые сети, но в небольших городах – этот формат продажи духов может быть отличным стартом для начинающего предпринимателя.

Этот бизнес – скорее всего для женщин. Так как именно они разбираются в этом и могут предложить клиенту именно то, что ему нужно. Так, учтите этот факт при подборе персонала для своего магазина.

Если вы решились открываться, тогда стоит заняться поиском арендной площади в вашем городе. Первым делом нужно рассматривать торговые центры. Для старта вы можете сразу не рассматривать огромную площадь под магазин, вам будет достаточно 15 – 25кв.м., но как вариант, если торговый центр, раскрученный и там много клиентов, можно снять и небольшой торговый островок и выставить хотя бы минимум продукции.

Оборудование

Да, для бизнеса по продаже парфюмерии на разлив, вам нужно будет закупить специальное оборудование. Мы сейчас рассматриваем вариант, когда вы сняли целое помещение (не торговый остров) для своего магазина. Во-первых, это витрины. Обычно заказывают стеклянные стеллажи с подсветкой. Во-вторых, это мебель для организации рабочего места для продавца. В-третьих, это различное оборудование, для того чтобы вы могли осуществлять разлив духов прямо у себя в отделе. В-четвертых, это тара для разлива. Она может быть: стеклянная, пластиковая и металлическая. Обязательно закупайте различные цвета разливных флаконов, а также различный форм фактор. Так, например, она может быть:

  • Стеклянные флаконы
  • Флаконы из цветного стекла
  • Атомайзеры-металл
  • Флаконы-комплекты
  • Атомайзеры-пластик
  • Комплектующие (распылители и прочее).

Ассортимент

Чем больше ассортимент вашего магазина разливных духов, тем большее количество клиентов вы сможете привлечь. Как вы знаете вкусы у всех разные, а духи – это товар, который воспринимается эмоциональным восприятием, поэтому нужно давать клиенту как можно больший выбор.

Сейчас на рынке разливной парфюмерии есть огромное количество оптовых поставщиков товара, которых можно найти с помощью интернета. Съездите в их магазины, оцените ассортимент и определитесь, с какими поставщиками вы хотели бы работать.

Рассматривайте как дорогую продукцию, так и дешевый сегмент духов. Так вы сможете охватить максимально возможный диапазон потенциальных клиентов в зависимости от их материального положения.

При открытии магазина разливных духов, вам нужно также закупить подарочную упаковку, которую вы сможете предлагать клиентам, как дополнительную услугу. Это отлично работает. Подарочные коробки, пленки и прочее, все это будет приносить вам прибыль.

Займитесь продажей трендового товара — натуральной косметики. Поставщики, целевая аудитория, реклама и рентабельность.

Реклама

Бизнес по торговле духами вы запустили, как его раскрутить? Во-первых, если вы открылись в торговом центре, то у вас и так появятся клиенты, которые будут посещать торговый центр. Во-вторых, дайте объявления в местной газете, и начните раздавать листовки возле торгового центра, с информацией о вашем открытии.

Запустите интернет магазин и запустите на него контекстную рекламу. Ниша это не очень конкурентная и можно даже заняться и поисковым продвижением.

Создайте группы в социальных сетях, и начните продавать товар через профильные сообщества.

Это далеко не все инструменты маркетинга, которые можно применить.

Сколько капитала нужно для старта?

Мы укажем данные для бюджетного магазина разливной косметики. Дорогие бренды мы не затрагиваем. Все числа приблизительные, и в каждом отдельном случае они будут разные.

  • Аренда помещения – $200 — $250
  • Налоги — $150
  • Зарплата продавцу — $200
  • Первоначальная закупка товара – $4000 — $6000
  • Покупка оборудования – $800 — $1000
  • Реклама — $250 (+ реклама в интернете).

Исходя из этих пунктов вы можете рассчитать собственные затраты, перед тем как открыть магазин духов на разлив.

Наценка на товар

Затраты это хорошо, но нужно и знать сколько можно заработать? Ответ на этот вопрос содержит в себе множество нюансов, но все же примерную наценку в этой нише мы приведем. Так средняя наценка на духи на разлив – 100% – 200%. Согласитесь, это очень хороший заработок и весьма привлекательное направление.

Краткий вывод. Продажа наливной парфюмерии – это весьма выгодный бизнес, и отличный старт для начинающего предпринимателя. Для того чтобы зарабатывать солидные суммы, вам нужно будет запустить не один а несколько торговых точек, и это еще один стимул для масштабирования.

Парфюмерия как бизнес

Если Вы один из тех людей, которые хотят заработать деньги, работая в свое удовольствие, Вы можете податься в парфюмерный бизнес. Для этого Вам конечно не надо создавать свои собственные ароматы. В этом бизнесе есть много компаний, которые продают духи оптом, но только  некоторые из них готовы создавать что-то действительно уникальное только для Вас. Вам конечно нужно будет вложить некоторую сумму денег, если Вы хотите что-то более оригинальное, но хорошей новостью является то, что если Ваша парфюмерия качественней и дешевле чем у Ваших конкурентов, Вы всегда можете требовать пристойную цену на Ваш товар. И в итоге Вы вернете, те деньги которые вкладывали в свой продукт.

Первое, что Вам нужно сделать это определится как именно Вы будете продавать парфюмерию, в режиме онлайн или офлайн. Но в каждом из этих режимов есть свои достоинства и недостатки, но об этом позже.

Второе, что Вам нужно сделать, чтобы начать свой парфюмерный бизнес, найти хорошего оптового поставщика (парфюмерия оптом). Лучшее место для начала охоты на оптовика это Интернет. Интернет – это хорошая вещь с помощью, которой Вы сможете сотрудничать с оптовыми поставщиками по всему миру.

Перед  тем как, заказывать духи, было бы хорошей идеей сперва заказать образцы. Некоторые оптовые поставщики парфюмерии готовы поставлять образцы потенциальным покупателем бесплатно. Если Вы сможете найти таких поставщиков, то вы в бизнесе.

С другой стороны, если Ваш потенциальный поставщик духов не желает Вам отправлять некоторые образцы бесплатно, Вы всегда можете купить несколько пробников. И если Вам понравилось, то Вы можете смело заказывать.

Помимо хорошего оптового поставщика парфюмерии, Вы также должны разрабатывать свои маркетинговые стратегии, прежде чем начать свой бизнес.

Не играйте с Вашими кровно заработанными деньгами. Если Вы хотите остаться в бизнесе, вы должны знать, как продвинуть свою продукцию на рынок и продавать ее там.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *