Целеполагание и мотивация: Вы точно человек? – процесс, методы и 5 ошибок

Целеполагание и мотивация

Целеполагание в управлении

Замечание 1

В связи с тем, что управление является целенаправленным воздействием, то перед тем, как осуществить определенный план, а также выявить пути и способы решения определенных социальных, экономических или организационных задач, нужно сформулировать цели.

Целеполагание является процессом создания и развития цели, одним из основных компонентов процесса управления.

В управлении производством целеполагание определяется в двух основных областях:

  • Как предвосхищение результатов управленческой деятельности;
  • Как заключительный этап большого количества управленческих операций, процедур, которые осуществляются аппаратом управления определенной организации.

Целеполагание происходит в единстве со средствами и в сопоставлении с определенными результатами, что нужно для переформулировки цели.

Традиционно принято выделять следующие правила целеполагания:

  • Определение ситуации, которая требует вмешательства органа управления;

  • Подбор в качестве единой, основной или глобальной цели-основного направления деятельности;
  • Постановка цели как определенного результата, а не процесса;
  • Разделение цели на определенные компоненты;
  • Изучение подцели как основного метода достижения цели;
  • Выбор подцелей как задач;
  • Изменение подцелей, если в первоначальной формулировке они адекватно не воспринимаются;
  • Определение для каждой цели характеристик её достижения;
  • Определение для каждого органа управления единой цели.

Понятие мотивации

Определение 1

Мотивация является своего рода деятельностью, основная цель которой заключается в активизации трудового коллектива, а также каждого человека, который работает в организации.

В основе процесса мотивации находится индивидуальная человеческая потребность, которая может быть физиологической или психологической, удовлетворение данной потребности достигается при помощи конкретного поведения или действий.

Согласно другому определению, мотивация является движущей силой человеческого поведения, в основе которой лежит взаимная связь потребностей, мотивов и целей человека.

Исходя из этого, мотивация труда представляет собой стремление каждого работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) при помощи трудовой деятельности. Начальной точкой мотивационного процесса является наличие неудовлетворенности, что направляет человека на достижение своих целей, в результате чего наступает завершающий момент, который включает в себя удовлетворение потребности.

Главная задача процесса мотивации заключается в получении наивысшей отдачи от применения имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет увеличить единую результативность, а также материальную сторону всей организации.

Замечание 2

Сегодня проблемы, связанные с мотивацией персонала, довольно активно исследуются в научной и публицистической литературе. Но, несмотря на это, попытки приспособить классические теории мотивации к современности во многом являются не систематизированными, вследствие чего происходит затруднение практическое применения различных технологий и методов мотивации.


Традиционно, процесс мотивации включает в себя:

  • Установление или оценку неудовлетворенных потребностей;
  • Определение целей, нацеленных на удовлетворение потребностей;
  • Выявление действий, которые нужны для удовлетворения потребностей.

Единую характеристику процесса мотивации можно представить, если выявить применяемые для его объяснения понятия, это:

  • Цели;
  • Потребности;
  • Мотивы;
  • Стимулы.

После чего необходимо показать их взаимосвязь.

Приёмы мотивации и целеполагания на уроках математики

Приёмы мотивации и целеполагания на уроках математики

Муханова Т.Н.

Для того чтобы на учебном занятии состоялась самостоятельная познавательная деятельность учащихся, необходимо осуществить ее «запуск». Как известно, всякая деятельность имеет свой мотив и цель, выступающие ее побудительными механизмами. В этой связи чрезвычайно важными в структуре учебного занятия являются этапы мотивации и целеполагания.

Под мотивацией подразумевают внутренние импульсы, побуждающие к выполнению каких-либо действий. Это внутреннее чувство, которое заставляет человека делать что-то. Без мотивации мир бы замер. Отсутствие мотивации делает невозможным прогресс в любых сферах жизни. И тут я остановлюсь на таком важном эмоциональном моменте как настрой.

Видео «Позитив» на фоне стихотворения:

Человек бежит по жизни, не жалея ног.

Дом — работа, дом — работа, отбывая срок.

Выходные — передышка, отпуск, как привал.

Старость, пенсия, одышка, ты сюда бежал? (слайд1)

Может выбрал изначально ты не тот маршрут?

В семь утра подъём, начальник, все ли так живут?


Кто-то видит солнце, звёзды, почему не ты?

Руководство, производство — не до красоты.

Некогда вздохнуть свободно, каждый день борьба

За краюху пенсионных. Говоришь: «Судьба».

Может быть, если покорно принимать её.

Душу пичкая снотворным, падать в забытьё.

В мыльной пене сериалов радугу искать,

Верить — в старости начало и спокойно ждать.

Ждать, когда окрепнут ножки у твоих детей.

По протоптанной дорожке им бежать теперь.

Ты для этого родился? И за этим жил?

Счастья ждал, мечтал, учился, верил и любил?

Если нет, тогда пожалуй, свой замедли бег.

И начни свой путь с начала — новый человек.

Что же предпринимает на этапе мотивации учебной деятельности педагог, ведущий занятие по новым ФГОС?

На уроке, проводимом по новым стандартам, должно быть не менее двух мотиваций: мотивация к предмету или усидчивой работе, мотивация к теме урока.

Приемы мотивации к предмету. (слайд3)

Цитата. (слайд №4)

(«Великая книга природы написана математическими символами» – Галилей; «Математика — самая надежная форма пророчества» – В. Швебель; «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики» – И. Кант)

Притча. (Слайд №5)

(Однажды странники устраивались на ночлег на усыпанном галькой морском берегу. Вдруг с небес ударил столб света. Странники смекнули, что услышат божественное откровение, и приготовились ждать. Через некоторое время с небес раздался голос. Голос сказал: «Наберите гальки и положите в сумки. Наутро отправляйтесь в путь. Идите весь день. Вечером вы будете радоваться и грустить одновременно». После этого и свет, и голос исчезли. Странники были разочарованы. Они ждали важного откровения, вселенской правды, которая сделала бы их богатыми и знаменитыми, а вместо этого получили задание, смысла которого не понимали. Однако, вспоминая о небесном сиянии, они на всякий случай с ворчанием побросали в сумки несколько мелких камешков. Странники провели в пути весь следующий день. Вечером, укладываясь спать, они заглянули в свои сумки. Вместо гальки в них лежали алмазы. Сначала странников охватила радость: они обладатели алмазов! А через мгновение — грусть: алмазов было так мало! Мораль: приобретенные в школе знания и компетентности, истинную ценность которых обучающийся оценить не может, в дальнейшем обратятся в «алмазы»).



Продолжение незаконченной фразы.

(слайд №6)

Учитель предлагает учащимся фразу, в которой пропущена часть слов. Задание – вставить недостающие слова или словосочетания, предложив тем самым свой вариант ее прочтения. Например, «В задачах тех ищи удачу, где …», «Математику уже затем учить надо, что …»

Обмен личными мнениями, взглядами, впечатлениями. Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение относительно того или иного объекта, факта, процесса. Так, например, урок геометрии начинается с беседы учителя и учащихся: «Ребята, что вы любите больше: арифметику, алгебру, геометрию? Почему?», «Почему решение двух геометрических задач на ГИА сделали обязательным?»

Обмен личными мнениями, взглядами, впечатлениями. (слайд №7)

Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение относительно того или иного объекта, факта, процесса. Так, например, урок геометрии начинается с беседы учителя и учащихся: «Ребята, что вы любите больше: арифметику, алгебру, геометрию? Почему?», «Почему решение геометрических задач на ГИА сделали обязательным?»

Вхождение в образ. (слайд №8)

Данный способ предусматривает предъявление задания, которое начинается со слов: «Представьте, что вы…». «Представьте, что вы – учитель математики. Поделитесь своими ощущениями». «Представьте, что вы пирамида. Какие ваши характеристики могут заинтересовать человека? Почему?»

.

Пример из жизни. (слайд №9)

Мотивацией к изучению математики могут служить примеры из жизни выпускников школы, применение математики в различных профессиях


Приемы мотивации к теме урока.

(слайд №10)

Цитата. (слайд №11)

«Уравнение представляет собой наиболее серьезную и важную вещь в математике» – Лодж О.; «Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно» – Энштейн. А.

Задача, обеспечивающая наилучшее вхождение в тему занятия.(слайд №12)

Например, при изучении подобных треугольников предложить способы определения высоты дерева.

Проживание проблемной ситуации. Учитель моделирует ситуацию, реальную или фантастическую, и предлагает детям действовать в ее рамках. Ситуация содержит неявную проблему, которую дети вскоре обнаруживают. Осознание проблемы порождает желание и готовность приняться за ее решение. На уроке геометрии на тему «Серединный перпендикуляр» учащимся предлагается распределиться на группы по 4 человека. Три из них – это жители трех домов на хуторе, а четвертый – землекоп. Хозяева просят землекопа вырыть колодец на одинаковом расстоянии от всех трех домов. Учитель предлагает детям задание: дайте совет землекопу, каким способом он может рассчитать место для будущего колодца. Попытки учащихся решить задачу уже известными способами оказываются неэффективными, что побуждает к поиску дополнительной информации (Автор В. А. Патрушева, Санкт-Петербург).

Проживание проблемной ситуации (слайд №13)

На уроке геометрии на тему «Серединный перпендикуляр» учащимся предлагается распределиться на группы по 4 человека. Три из них – это жители трех домов на хуторе, а четвертый – землекоп. Хозяева просят землекопа вырыть колодец на одинаковом расстоянии от всех трех домов. Учитель предлагает детям задание: дайте совет землекопу, каким способом он может рассчитать место для будущего колодца.


Парадокс.(слайд №14)

Учитель моделирует ситуацию, содержащую парадокс. Его обнаружение вызывает у детей чувство удивления, недоумения и, как следствие, порождает вопросы. (Опоясали Землю веревкой по экватору, а цирковую арену по окружности. В каждом случае осталось лишних 10 метров. Тогда концы веревки соединили и расправили веревку так, чтобы с экватором и ареной получилась концентрическая окружность. Спрашивается, где будет больший зазор: между веревкой и Землей или между веревкой и ареной? Простейшие вычисления 2π(R + х) — 2πR =10, х=10/2π показывают, что зазор получается около полутора метров и не зависит от длины окружности вообще).

Вхождение в образ (слайд №15)

«Представьте, что вы пирамида. Какие ваши характеристики могут заинтересовать человека? Почему?»

Пример из жизни. (Задания из ГИА)

Мотивация требует цели. (слайд №16)

Использование мотивации возможно только когда вы имеете достаточно ясное представление о желаемом результате. Целеполагание – это определение и установка целей, в какой-либо деятельности. Правильно поставленная цель задает критерии для ее идентификации, то есть дает возможность обоснованно ответить на вопрос – достигнута цель или нет. По новым стандартам учащиеся сами формулируют цель урока.

Знание цели придаёт устойчивость(слайд 17)

Есть одна старая притча о монахах, которые работали на стройке. Некоторым из них задали вопрос: «Что ты делаешь?». И получили следующие ответы:

— Везу тачку.

— Зарабатываю на хлеб.

— Искупаю грехи.

— Строю храм!

Любую деятельность следует начинать с постановки целей. Каковы цели, такова и жатва жизни.

Приемы целеполагания: (слайд18)

Повторение цели за учителем.

Выбор цели по силам из предложенных учителем.

Составление своего рейтинга целей.

Формулирование цели детьми.

Пример выбора цели по силам из предложенных учителем: (слайд19)

Я научусь определять вид уравнения.

Я научусь решать уравнения по алгоритму, используя справочник.

Я научусь самостоятельно решать уравнения.

Я научусь составлять и решать уравнения.

Я научусь решать задачи на составление уравнений.

При проведении рефлексии в конце урока каждый учащийся должен проанализировать, достиг ли он поставленной цели. Ученик всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем сосед.

Правила целеполагания.

1. Ставьте цели, которые вас действительно мотивируют.

2. Чтобы сохранять самомотивацию, необходимо дать себе почувствовать прогресс продвижения к вашей цели. (слайд 20)

Наш организм это универсальный механизм по сбережению энергии. Он должен или получать удовольствие от того чем мы занимаемся — запасать энергию, или видеть как мы заметно развиваемся в неприятной для нас деятельности — видеть что расход энергии снижается. Если прогресса нет, то самомотивация становится очень трудным занятием, идущим вразрез с естественными принципами — законом сохранения энергии или, как говорят в народе, лени. Можно пойти против кого угодно, но с природой лучше не соперничать, а сотрудничать.

3. Чтобы мотивировать себя, надо измерять свой прогресс.(слайд 21)

Мы должны постоянно предъявлять нашей самомотивации веские доказательства успешности нашего дела. Простой вопрос «сколько» поможет измерить результаты и сохранять фокусировку на вашей цели. Если подойти к этому вопросу креативно, то замерить можно что угодно. Но важно помнить, что замерять надо прогресс, а не процесс. Прочитал 20 страниц из полезной книги — это процесс. Ответил на 20 вопросов, которые составил к прочитанным 20 страницам — это прогресс.

4. Самомотивация рушится под весом сомнений.(слайд22)

Некоторые люди, кажется, независимо от их прогресса не могут сохранять мотивацию из-за неуверенности в себе. Им всегда кажется, что они на неправильном пути. Уверенность — это настолько важное качество, что оно может даже заменять чувство прогресса довольно продолжительный период времени.

5. Чтобы мотивировать себя, надо устранить альтернативы(слайд23).

Установка конкретных сроков— это один из вариантов устранения альтернатив.

Рефлексия (слайд24)

При проведении рефлексии в конце урока каждый учащийся должен проанализировать, достиг ли он поставленной цели. Ученик всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем сосед.

Ученые считают, что основными причинами японского феномена долгожительства являются психологические: стиль жизни, отношение к людям, принципы воспитания детей и т. п. В Японии одним из основных принципов обучения и воспитания является внушение ребёнку идеи, что он всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем сосед.

Там не говорят: «Посмотри на Мишу, как он хорошо себя ведет» или: «Как он хорошо решает задачи». Там говорят: «Вчера ты был лучше, чем сегодня», «Сегодня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать ещё успешнее». Этот принцип воспитания ориентирует ребёнка на вполне достижимую цель собственного совершенствования, уменьшает число внутренних и внешних конфликтов и способствует укреплению здоровья.

Мотивация это не слепой самообман — это искра желания достичь поставленных целей, искра, которая может зажечь огонь успеха внутри каждого ученика.

(слайд 25)

Знаете ли вы (слайд26)

Приложение.

Мотивация студентов Гарвардского университета (слайд №27)

1.Если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно, приснится твоя мечта. Если же вместо сна ты выберешь учебу, то ты воплотишь свою мечту в жизнь.

2. Когда ты думаешь, что уже слишком поздно, на самом деле, все еще рано.

3. Мука учения всего лишь временная. Мука незнания – вечна.

4. Учеба – это не время. Учеба – это усилия.

5. Жизнь – это не только учеба, но если ты не можешь пройти даже через эту ее часть, то на что ты, вообще, способен?

6. Напряжение и усилия могут быть удовольствием.

7. Только тот, кто делает все раньше, только тот, кто прилагает усилия, по-настоящему сможет насладиться своим успехом.

8. Во всем преуспеть дано не каждому. Но успех приходит только с самосовершенствованием и решительностью.

9. Время летит.

10. Сегодняшние слюни станут завтрашними слезами.

11. Люди, которые вкладывают что-то в будущее – реалисты.

12. Твоя зарплата прямо пропорциональна твоему уровню образования.

13. Сегодня никогда не повторится.

14. Даже сейчас твои враги жадно листают книги.

15. Не попотеешь, не заработаешь.

Целеполагание и мотивация учебной деятельности

Целеполагание и мотивация учебной деятельности. Рефлексия

Жизнь прекрасна, когда творишь её сам 
Софи Марсо 

Наша жизнь не стоит на месте – она стремительно развивается, набирает новые обороты, идёт вперёд семимильными шагами, внося свои коррективы в различные жизненные процессы, в том числе – в процессы образовательные.

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Научить хотеть учиться. Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.

Нужно поставить ситуацию на уроке в такие условия, чтобы она толкала, провоцировала детей на активное действие, создавала мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а побуждения.

Мотивация является двигателем учения. Мотивы деятельности тесно связаны со способностями. Человек проявляется в том, к чему он чувствует интерес, к чему стремится. Учащийся всячески пытается избежать изучения предмета, который вызывает у него неприятные ощущения, связанные с неспособностью к достижению успеха.

Мотивация связана со способом целеполагания на уроке. Творчество педагога должно быть направлено на создание учебных ситуаций, целью которой является формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Любая учебная ситуация решается через применение различных педагогических приѐмов.

Английская пословица гласит «Good beginning is half the battle» — «Хорошее начало — половина успеха». Следуя этой пословице, учитель иностранного языка должен особое внимание обращать на начало урока – организационный момент, который предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Этот этап урока требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственному стилю педагогической деятельности. Поэтому при построении данного этапа нужно помнить, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению. Учитель может учитывать несколько побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой, узнали много нового, научились применять эти знания в разных ситуациях…»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну очень важную сторону этой темы»), усиливать мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А ведь это будет необходимо в определенной ситуации»), усиливать непроизвольные мотивы удивления, любознательности. Такая исходная мотивация создает готовность школьников к восприятию нового материала, концентрирует внимание на изучаемом вопросе, побуждает мыслительную деятельность.

Целеполагание помогает эмоциональному вхождению в урок и поэтому напрямую связано с мотивацией.

Решению этой задачи способствуют активные методы и приемы обучения, к которым можно отнести интригующее анонсирование темы, её актуальность и новизна, эмоциональность подачи, эффект неожиданности и парадоксальности, использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия, раскрытие практической значимости, проблематизация. Тема урока должна быть кратким изложением всего урока, чтобы, взглянув на неё, учащиеся смогли определить основную идею урока, сформулировать его цель, попытаться составить его план. Одновременно в формулировке темы должна содержаться проблема, загадка, которую учащимся предстоит разрешить на уроке, вопрос, на который нужно найти ответ. Тема должна представлять собой лексико-грамматическую модель высказывания, которую каждый учащийся мог бы трансформировать, используя свой словарный запас. Кроме того, из темы урока учащийся должен сформулировать для себя жизненную, практическую ценность учебного материала, предлагаемого для изучения на данном уроке. Французский писатель А. Франс утверждал: «Чтобы  переварить знание, надо глотать его с аппетитом». 

Чтобы каждый урок был похож на литературное произведение, которое должно иметь свое неповторимое, запоминающееся название, на уроках используются разные способы формулировки темы:

  • Тема-вопрос. В таком представлении темы можно попросить учащихся сделать акцент на каком-то отдельном слове или словосочетании. 
    Например, тема может быть сформулирована так «What makes you help people?» – «Что заставляет тебя помогать людям?», учащимся предлагается поставить логическое ударение в этом предложении, после этого обсуждаются задачи урока: подобрать лексику, позволяющую описать разные формы помощи; обменяться мнениями о причинах, побуждающих людей помогать друг другу; задуматься над вопросом как и зачем я помогаю или мог бы помочь окружающим. При такой постановке вопроса обсуждение темы становится более личностным, близким интересам каждого. При подведении итогов урока в форме мини монолога учащиеся могут сказать удалось ли им ответить на свои вопросы.

  • Зашифрованная тема. Прежде, чем сформулировать тему, учащиеся решают кроссворд или ребус, содержащий активную лексику, пословицу, афоризм.

    • Например, на доске оформлен кроссворд, в котором начальные буквы слов закрыты цветными шарами. Ребята должны угадать, о каких животных пойдет речь на уроке.

In the

W

h

a

l

e

s

 

I

g

u

a

n

a

s

L

e

o

p

a

 r

 d

D

u

c

k

s

 

 

    • Зашифровать тему можно с использованием ассоциативного ряда.
      Например, “Charming happy rest in snowy time merriment and songs” – начальными буквами слов зашифровано слово CHRISTMAS. Учитель предлагает свой ассоциативный ряд, а затем учащиеся пытаются сами зашифровать тему, используя свои слова-ассоциации. Таким образом, учителем выделяется только общая главная идея урока, а ребята формулируют тему сами, включаясь таким образом в процесс планирования урока.

  • Самостоятельно сформулированная тема. Один из способов описан выше. Вариантов самостоятельной формулировки темы может быть очень много. Например, незаконченная фраза. «Travelling is ….» На первом уроке изучения этой большой темы в 8 классе ребятам предлагается так же составить методом «мозгового штурма» ассоциативный ряд, затем эти ассоциации классифицируются, составляются всевозможные словосочетания, из которых учащимся предлагается выбрать наиболее подходящие. Таким образом, фраза, которую составит ученик, становится его девизом при изучении этой темы, а его задачей, в ходе изучения раздела доказать свой тезис. Эта же фраза может стать названием будущего монологического высказывания по теме. Самостоятельное озаглавливание темы урока побуждает учеников выразить свое понимание изучаемых явлений, событий фактов, текстов и отношение к ним.

  • Тема-загадка, представленная в виде картинки, аудиозаписи, набора каких-то предметов.
    Например, в 6 классе в курсе темы «Погода. Времена года» урок был начат с прослушивания музыкальных фрагментов из цикла «Времена года» П.И. Чайковского и А.Вивальди. По чувственным ассоциациям ребята вывели тему «Погода и настроение»

  • Тема-противоречие позволяет задать проблемную ситуацию при изучении лексико-грамматического материала
    Например, в качестве темы два вопроса “How many glasses do you have? How much glass do you have?” Учащиеся видят сходство и различия в этих предложениях, они уже знают, как задаются вопросы «Сколько» к исчисляемым и неисчисляемым существительным, но в данном примере разные вопросительные слова сочетаются с одним и тем же словом. Ребятам предлагается провести мини-исследование и решить данное противоречие, чтобы выбрать правильный вариант.

  • Тема в ситуации.

Например, в 8 классе в курсе темы «Профессии»

учащимся предлагается ситуация , которую им предстоит разрешить. Например, вы директор компании. Вам нужно нанять одного работника. Кого Вы предпочтете : близкого родственника или специалиста?

But before we start I’d like you to solve a problem. You are the boss of the company. You’ll have to hire one of the two employees. One of them is a very efficient worker. The other is not. But he is your close relative. What would you do?

P1. If I were a boss I would never hire any of my relatives, instead of a talented worker, because I wouldn’t start risking my business and I would offer this job to the efficient employee.

P2. I am in two minds. On the one hand I would like to help my relative, but on the other hand I wouldn’t like to run a risk

  • Трансформация предложения. Тема может быть задана сложным предложением, учащимся рекомендуется сократить его, чтобы выделить основную мысль урока.
    Например, тема задана предложением “Planning and choosing ways of traveling with the help of travel agencies”. Трансформировав, или разбив её на составляющие, ребята находят названия текста “Travel agencies” и тему диалога “Planning and choosing ways of traveling”, с которыми они будут работать на уроке, а так же решить, что может помочь в выборе («with the help of») 
    Такое предложение может содержать в себе скрытый план изучения темы. При анализе предложения учащиеся выделяют ключевые слова или словосочетания, а затем определяют порядок и направленность познавательной деятельности на уроке.

  • Тема в стихах, позволяет настроить учащихся на творческую атмосферу на уроке, обратиться к ассоциациям, обобщить активную лексику. Например, сочиненное учителем стихотворение, предложенное для перевода старшеклассникам, предваряло тему «Проблемы молодежи» и аккумулировало всю активную лексику по теме.

YOUTH TROUBLES POEM
I have a bunch of bad problem
And don’t know how to deal with them
The alcoholic drinking
And all of those bad thinking
My home is like a prison
It doesn’t depend on season.
My friends suggest I’d see good side
And every step should self-decide
If I could smoke or take a drug
But inside there’s a doubt-bug
And nobody to share
And no one who can care.

  • Тема и её подразделы.
    Например, учащимся предлагается общее название блока уроков “Traditions and customs”. В парах или группах проходит обсуждение, какие вопросы можно было бы осветить в данной теме. Затем предложенные вопросы объединяются в разделы. После чего изучение темы идет по предложенным разделам, а вопросы, составленные учащимися, помогают спланировать каждый последующий урок и раскрыть тему.

Тема-афоризм или цитата позволяют познакомиться учащимся с мировым культурным (философским) наследием, расширить свой кругозор с одной стороны, и побуждают к активной мыслительной деятельности, полемике по предложенной теме, с другой, благодаря чему у учащихся вырабатывается активная жизненная позиция, формируется мировоззрение. Размышление над интересными цитатами и высказываниями, работа над поговорками может стать хорошей основой для развития творческих способностей учащихся. Обычно, работая над поговоркой, мы отрабатываем фонетику, а затем просим учащихся составить ситуации, иллюстрирующие данную поговорку. Возможны и другие интересные задания. Например, учащиеся с удовольствием занимаются оригинальным изменение известных поговорок и высказываний.
Например, в 9 классе при изучении темы «Здоровый образ жизни» был предложен заголовок “The more habits – the less freedom” — «Чем больше привычек, тем меньше свободы». Это высказывание Канта было переведено мной на английский язык, а учащимся я предложила попытаться перевести его на русский язык, включив соревновательный элемент – кто точнее, ближе к оригиналу сможет его перевести. Следующий урок был начат с другого афоризма «Здоровье не купишь, им можно только расплачиваться» — “Health is better than wealth.”. В ходе урока учащимся предлагается английская пословица, ее перевод и объяснение. Explanation.

To be healthy is a great thing nowadays. Stresses, bad ecology, fast life make us feel worse. But people can lose much if they chase big money and don’t think about health.

Затем следуют задания. Учащимся предлагается ответить на различные типы вопросов по определению смысла данной пословицы.

  1. Do you prefer to be healthy and poor or wealthy and ill?

  2. What do you do to be healthy?

  3. Wealth is more important for you, isn’t it?

  4. Is it important for you to be healthy?

  5. Who is always healthy?

Из выписанных слов составить предложения.

  1. Prefer, people, to, some, money, health.

  2. Health, you, good, need, to , wealthy, be.

  3. Thing, wealthy, most, is, be, for, to, people, some, important, the.

Третье задание- творческое. С опорой на слова и словосочетания предлагается придумать ситуацию или рассказ, иллюстрирующие пословицы.

Одним из важнейших обучающих и воспитывающих моментов на уроке является осознание учеником достигнутого и недостигнутого, усвоенного или непонятого. Проще говоря –рефлексия и самоанализ.

Трудность школьного учения состоит, в частности, в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не оценит — нуждается в оценке учителя. Между тем лишь того можно назвать самостоятельным, независимым человеком, кто сам выносит точную оценку своей работе, не завышенную и не заниженную, кто научен и приучен анализировать свою деятельность. В конце урока ученики выбрали карточки с забавными «смайликами», выражающими различные эмоции, которые соответствуют их настроению. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.
Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что способен организовать учитель, переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя

Ситуация успеха — это особая атмосфера на уроке, когда и учитель и ученик чувствуют себя комфортно. Ученик не боится ошибиться,  раскрывает максимально свой потенциал и получает положительные эмоции от  взаимообучения и сотрудничества. А учитель корректно направляет течение урока в нужное русло.

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Результаты многочисленных научных исследований указывают на то, что  для учащихся разных классов   важна психологическая атмосфера, в которой они находятся.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая — я ее умертвлю, скажет мертвая — выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

Одна из основных задач сегодня – развивать творческие способности каждого, так как прогресс нашей цивилизации полностью зависит от людей творческих, многогранных и стремящихся к проявлению своих способностей.

Любой ученик обладает своим определенным потенциалом способностей, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога.

Нельзя быть безразличным, нужно действовать согласно девизу: “Каждый урок – творческий праздник!”, приняв участие в котором, любой ребенок должен приобрести и развить необходимые социальные знания, навыки и умения, используя английский язык как средство общения и взаимодействия.

 

Целеполагание – прямой путь к достижению любых целей

Целеполагание – основа вашей жизни. И этот процесс затрагивает абсолютно все поставленные цели. Не важно, что это: изучение иностранного языка или борьба с фобиями, о которых рассказывается на https://lifemotivation.ru/. А может, вы решили построить дом. В любом случае для достижения успеха вам придется придерживаться ряда правил. Каких? И как целеполагание поможет получить желаемое?

Что такое целеполагание

image001

Неоспоримый факт – все люди живут по-разному. Но в глобальном смысле их модели поведения условно можно разделить на 2 группы: приспособленческая и целеориентированная. В первом случае люди плывут по течению, подстраиваются под обстоятельства, общественное мнение. Во втором ставят перед собой цели и уверенно идут в их направлении.

Люди из первой группы привыкли к тому, как они живут, не хотят ничего менять, даже если ситуация не устраивает. Они будут переживать, впадать в депрессию, но не покинут зону комфорта.

Жизнь целеустремленных людей прямо противоположна. Они не плывут по течению, а поворачивают его в нужную сторону. Их главные характеристики – успех, продвижение по карьерной лестнице, признание обществом.

При чем тут целеполагание, спросите вы? Целеполагание – это процесс постановки целей в жизни людей, относящихся ко второй группе. Человек ставит одну большую цель, разрабатывает план по ее достижению, разбивает его на несколько этапов. Также он рассматривает возможные проблемы и пути их решения.

Целеполагание – это упорная деятельность, которая в итоге приведет к желаемому результату. Человек корректирует все свои действия ради получения того, чего он хочет. Главное – поставить четкую, ясную цель. В этом состоит одна из главных ошибок. К примеру, можно запланировать построить дом. Желание хорошее, но размытое. Правильнее будет составить проект, определиться с местом, разработать дизайн, подсчитать расходы. И так в отношении абсолютно всех целей.

Процесс целеполагания

image003

Целеполагание подчиняется 10 принципам:

  1. Любая деятельность – это неосознанная потребность. Иногда необходимость в ней заложена изначально. Наглядный пример – дыхание или прием пищи. Это базовые потребности, без удовлетворения которых человек не сможет жить.
  2. Каждая цель имеет мотив. В его роли выступают осознанные потребности. В какой-то момент мотивы начинают соперничать между собой. В такие моменты человеку нужно выбрать один, самый главный. Или же выстроить их в порядке важности. Тот, что будет на первом месте, и называется целью.
  3. Цель появляется после того, как желание приобретает четкие очертания. Возможно, поначалу они не будут иметь ничего общего с реальностью.
  4. Для выбора цели человек использует внутренние механизмы прогнозирования.
  5. Спрогнозированный результат часто отличается от достигнутого.
  6. Целеполагание требует составления плана по достижению цели. Но здесь также сложно что-то предсказать со 100% точностью. Поэтому не удивляйтесь, если появятся трудности и препятствия.
  7. В процессе достижения целей могут возникнуть непредвиденные обстоятельства. Поэтому составить идеальный план невозможно.
  8. Четкие цели имеют большую мотивацию.
  9. Чем сильнее мотивация вначале, тем больше исказится субъективная вероятность цели позже. Многим кажется, что если сильно захотеть, можно достичь любой цели. Однако на самом деле это утверждение работает только для краткосрочных желаний. С долгосрочными ситуация обстоит гораздо сложнее. Процесс достижения может вызвать усталость и разочарование.
  10. Чем ближе цель, тем сильнее мотивация, тем больше усилий прикладывает человек. В психологии это явление называется градиентом цели.

Итак, целеполагание – комплексный процесс. Он начинается с превращения желаний в четко очерченные цели. А после начинается их реализация.

Взаимосвязь целей и целеполагания

Как связаны между собой цели целеполагание? Первое – это конечный результат. Второе – это совокупность действий, которые в итоге помогут получить желаемое.

Условно цели делятся на 3 вида:

  1. Оперативные. Это сиюминутные, обыденные желания, удовлетворение которых не требует тактики и стратегии.
  2. Тактические. Цели второго уровня. Реализуются путем достижения оперативных. Определяются ценностями и взглядами человека.
  3. Стратегические. Самые значимые цели в жизни. Показывают путь, по которому будет идти отдельный человек или группа лиц. Определяют направление любой деятельности. Достигаются, благодаря постепенной реализации оперативных и тактических целей.

Примечательно, что со временем ваши цели, как оперативные, так и стратегические, могут измениться. В психологии это явление называется пластичностью. Оно связано с пересмотром ценностей, сменой жизненных ориентиров и приоритетов, изменением обстоятельств. В какой-то момент вы, возможно, захотите скорректировать план действий или даже полностью изменить его.

Связь между целеполаганием и целями заключается в следующем: вы учитесь четко формулировать свои желания на основании ценностей и предпочтений. А после, найдя мотивацию и внутреннюю энергию, разрабатываете стратегию и уверенно идете вперед. Если что-то не получается, значит в процессе целеполагания есть ошибка. Возможно, вы поставили не ту цель, которая вам нужна на самом деле.

Планирование и целеполагание

image004

Эти 2 понятия дополняют друг друга. Постановка целей, независимо от их уровня, требует составления плана действий. Только в таком случае вы достигнете успеха. Но помните, что планирование условно. Вы не сможете защитить себя от непредвиденных обстоятельств.

Человек, освоивший навыки планирования, получает массу бонусов:

  1. Может концентрировать внимание на том, что по-настоящему важно.
  2. Точно знает, что нужно сделать для достижения тех или иных целей.
  3. Умеет избавляться от страхов, неуверенности, сомнений.
  4. Обладает достаточной мотивацией для движения.
  5. Понимает, какие решения помогут добиться желаемого.
  6. Эффективно пользуется ресурсами и умениями.
  7. Обретает уверенность в правильности действий.

Чтобы получить эти бонусы, нужно разобраться с оперативными целями. Только после удовлетворения физиологических и инстинктивных потребностей у вас появится время для планирования более глобальных задач. Вы сможете сосредоточиться на саморазвитии, продвижении по карьерной лестнице или достижении материальных благ.

Технологии целеполагания

Цель, в отличие от мечтаний, – не что-то абстрактное. Это вполне осуществимое желание. Достичь ее не так уж и сложно. На помощь придут особые технологии процесса целеполагания.

SMART

Расшифровка этого метода постановки целей выглядит так:

  1. Specific. Желание должно быть конкретным. Максимально точно описывать конечный результат.
  2. Результат должен быть осязаемым или измеримым. Вам нужно указать в плане действий, чего вы хотите. Напишите сумму, которую планируете заработать за определенный промежуток времени, выберите марку автомобиля, который хотите купить. Или же приведите пример для наглядности.
  3. Не ставьте нереальные цели. Они должны быть видимыми, достижимыми. В противном случае вы столкнетесь с депрессией.
  4. Важно, чтобы цель оставалась актуальной и на момент ее достижения.
  5. Time-bound. Давайте на достижение целей конкретные сроки.

Следуя этой технологии, вы сможете избежать разочарования. Ваши желания будут максимально реалистичными и достижимыми. А значит, вас в любом случае ждет успех.

Метод Брайана Трейси

По-другому называется упражнением Брайана Трейси. Возьмите чистый лист бумаги. Запишите на нем 10 целей так, будто вы их уже достигли. Каждый пункт начинайте со слова «Я». Также уточняйте дату. Например, напишите, что вы заработали свой первый миллион к 31 декабря 2020 года.

Такие записи станут своеобразным приказом для подсознания действовать в нужном направлении. Пересмотрите цели еще раз. Представьте, что у вас есть возможность достигнуть одну из них прямо сейчас. Что вы выберите? Какая из целей изменит вашу жизнь и поможет реализовать остальные желания?

Теперь вам нужно составить план действий. Не забудьте упомянуть возможные препятствия и непредвиденные обстоятельства. Выстройте действия в порядке важности. Приступайте к их выполнению.

Каждый день думайте о своей цели, визуализируйте ее. По словам Брайана Трейси, если что-то делать 7 дней в неделю, жизнь точно изменится. Так почему не начать уже сегодня?

Технология целеполагания Глеба Архангельского

Вышеописанные методы эффективны, когда цели уже определены. Но ведь бывает, цель еще н найдена, а условия для ее реализации меняются со скоростью звука. Как быть в такой ситуации?

  1. Чтобы поставить цель, нужно определиться с жизненными ценностями, рассмотреть, на какие сферы они оказывают влияние, выяснить характер этого влияния.
  2. Поставленная цель не должна противоречить ценностям и приоритетам.
  3. Процесс достижения целей делится на несколько уровней. Текущие задачи и потребности всегда сравниваются с ценностями.
  4. Каждой цели отводится определенный временной промежуток.
  5. Дела разделяются на жесткие и мягкие. Первые имеют привязку ко времени или дате. Вторые планируются с учетом внешних обстоятельств.

И еще одна важная деталь. Дела и задачи группируются на стратегические, оперативные, тактические. Каждому из них отводится ограниченный период времени.

5 ошибок при постановке целей

image006

Целеполагание, планирование, достижение целей – трудоемкие процессы. Если все сделано правильно, вы сможете добиться желаемого, испытать от этого удовлетворение. Но иногда человек старается, прикладывает массу усилий, но у него ничего не получается. Проблема в неправильной постановке целей. Выделяют 5 главных ошибок:

  1. Большее внимание уделяется оперативным и тактическим целям. Стратегические же отодвигаются на задний план. Но ведь именно он определяют направление движения.
  2. Цели сформулированы в негативном ключе. Наверное, самая распространенная ошибка. Человек уходит от проблемы, а не ищет способ ее разрешения. Представьте предприятие, сотрудники которого постоянно опаздывают. Одна из целей руководителя – снизить количество опозданий. Это неправильная формулировка. В идеале она должна выглядеть так: позаботиться о транспорте для доставки людей на работу.
  3. Цель обозначена неясно. Помните пример со строительством дома, о котором говорилось в начале? Вы должны максимально конкретизировать свои желания, определить время для их достижения, необходимые ресурсы.
  4. Вы поставили слишком много целей. Больше 24 часов в сутки у вас, к сожалению, не будет. Поэтому попытка сфокусироваться сразу на нескольких целях ни к чему хорошему не приведет. Вас ждет стресс, прокрастинация, депрессия. Поставьте перед собой, например, 3 цели. Уверенно двигайтесь в их направлении.
  5. Не проверяете процесс. Даже промежуточные цели требуют времени на их реализацию. Если вы не контролируете этот процесс, то скоро утратите мотивацию. Каждый день отмечайте даже маленькие успехи. Это даст вам заряд положительных эмоций, силы для дальнейшего движения.

Помните, вы – не камень. С течением времени ценности и приоритеты меняются. То же самое происходит и с целями. Не бойтесь корректировать или даже полностью менять их.

Заключение

Вам не нравится то, что происходит в вашей жизни, и вы жаждете изменений? Целеполагание поможет вам их получить. Конкретизируйте ваши желания, составьте план действий, учитывая риски и препятствия. А после смело идите вперед. Помните, только в таком случае вы сможете стать лучше, чем вчера и сегодня.

Целеполагание: как правильно выбирать цели в жизни и бизнесе


1.Что такое целеполагание 

Целеполагание – это осознанный или неосознанный процесс выбора и постановки целей, определяющий жизненную и деловую стратегию развития.

У каждого человека есть цели: часть из них поставлена им самим, а многие определены семьёй, обществом, окружением. Окончить школу, поступить в ВУЗ, получить профессию, найти высокооплачиваемую работу – вот основной список стандартных жизненных ситуаций, в которых выбираются цели. У бизнеса также есть собственные цели – увеличить прибыль, вывести новый продукт на рынок, обойти конкурентов.

От выбранных Вами приоритетов будет зависеть общий уровень успешности и удовлетворённости жизнью, а также степень эффективности в деловой среде. При неосознанном целеполагании цели появляются спонтанно, в зависимости от социальной среды, текущих обстоятельств и потребностей низшего уровня. Результат – отсутствие радости, целостности и гармонии в жизни.

Это актуально и для бизнеса: компании без чётко выстроенной иерархии целей развиваются стихийно, что ограничивает их шансы на успех и уменьшает конкурентоспособность.

Осознанное целеполагание – это продуманный выбор целей, определённых внутренними мотивами, существующей ситуацией и ориентированных на достижение желаемых результатов.

2. Что лежит в основе целеполагания

Целеполагание тесно связано с такими понятиями, как потребности и мотивы.

Потребность – это острая необходимость в чём-либо. Достаточно полно иерархию потребностей человека выстроил Абрахам Маслоу. Основу его пирамиды составляют потребности в физиологическом поддержании жизни и безопасности (низший уровень), далее следуют потребность в принадлежности, любви, уважении, признании, самореализации (высший уровень).

Цели правильно ставить в зависимости от наиболее актуальных, в данный период жизни, потребностей: если для вас наиболее значима любовь, то на первом месте в иерархии жизненных целей должна стоять задача – создать семью. Если важно признание, то цель – написать книгу, реализовать проект или сделать что-то другое, что принесёт славу.

Мотив – это то, что побуждает нас к деятельности. Цели, которые не вызывают желания действовать, трудно реализовать. Поэтому при осознанном целеполагании важно определить уровень мотивации.

Применительно к компаниям говорят не о потребностях и мотивах, а о Миссии и Видении. Миссия раскрывает основную причину существования бизнес-структуры и отвечает на вопрос – какую ценность компания несёт людям и обществу или в чём смысл её существования. Видение – это образное представление организации в будущем. При внедрении в компанию регулярного процесса целеполагания определение Миссии и Видение – это первый шаг.

3. Почему целеполагание важно

Грамотное целеполагание решает комплекс проблем:

  • Увеличивает результативность. Наличие правильных целей, которые совпадают с вашими ценностями, потребностями и мотивами, помогает достигать больших результатов с меньшими усилиями.

  • Внедряет в организации или жизни конкретного человека слово «важно». То есть то, что ведёт к достижению выбранных целей – это важно.

  • Позволяет управлять своей деятельностью во времени. Целеполагание предполагает планирование своих действий, для которых необходимо чётко выделять соответствующие периоды времени.

  • Повышает ощущение целостности жизни и системности в бизнесе. Когда цели начинают реализовываться, вы ощущаете радость, получаете удовлетворение и другие позитивные моменты. В компании появляется причина (Цель), которая влияет на выбор взаимодействия между подразделениями и сотрудниками, и процессы в компании.

4.Методы целеполагания

Существует свыше 30 методик целеполагания. Они предлагают разные подходы к выбору

и постановке целей. Предлагаем обзор наиболее популярных и универсальных техник,

которые актуальны для жизни и бизнеса:

 

Дерево целей. Методика разработана в 1957 году американскими исследователями Чарльзом Черчменом и Расселом Акоффом как инструмент системного анализа. Её суть заключается в том, чтобы определить генеральную цель, цели первого и второго порядка, под-цели, проблемы, задачи, а также взаимосвязь между ними.

 

Методика предполагает создание графической модели целей в виде дерева. В верхней части на большом листе бумаги вы пишете главную цель, на втором уровне размещаете цели первого, а затем второго порядка, которые помогают её достичь, далее действуете по такой же схеме пока не дойдёте до нижнего уровня. Параллельно на каждом этапе указываете ресурсы, которые необходимы для реализации целей. Вот по каким принципам составляют дерево целей: последовательность, упорядоченность, наглядность.

 

Метод интеллект-карт. Его также называют методом ментальных карт, умными картами или майндмэпингом (от англ.»mind maps»). Технология разработана британским психологом Т. Бьюзеном. Он предложил ставить цели с помощью прямых ассоциаций. Традиционные способы обработки информации отнимают много времени, требуют значительных усилий и не гарантируют результата.

 

Ассоциативное мышление, основанное на образах, сенсорике и интуиции, генерирует идеи быстрее и точнее. Вот как это работает при целеполагании: вы изображаете главную цель на бумаге. Например, если хотите купить дом, рисуете дом как можно детальнее. Затем так же ярко и образно изображаете то, что поможет достичь цели. В случае с домом это деньги, умение строить, покупка участка и прочее. С каждой под-целью делаете то же самое: рисуете ассоциативные образы, которые помогут её реализовать. Например, деньги на дом могут ассоциироваться с работой, кредитом, выигрышем в лотерею и т.д.

 

Выделяют такие правила ментальных карт: будьте выразительны, рисуйте как можно подробней, ассоциируйте, выражайте мысли коротко и ясно, соблюдайте иерархию, используйте номерную последовательность. Технология интеллект-карт применима и в постановке бизнес-задач.

 

Колесо жизни, или колесо баланса. Ещё один метод, основанный на визуализации. Предложен Полом Майером. Заключается в следующем: вы рисуете круг, внутри его чертите линии, проходящие через центр. Это шкалы ценностей — те сферы, где вы хотите достичь определённых целей: здоровье, деньги, семья, общение и т.д. Названия и число шкал вы определяете сами. Это может быть что угодно.

 

Далее по 10-бальной системе оцениваете свои достижения в каждой из них и соединяете отмеченные на шкалах точки замкнутой линией. Внутри круга должна получиться фигура, которую следует заштриховать. Область, оставшаяся незакрашенной, – это зоны роста для постановки целей. Колесо баланса можно построить и для бизнеса.

Метод Брайана Трейси. Американский бизнес-тренер предложил простой способ, как выбирать приоритеты. Вы составляете список значимых целей. Обязательно записываете их на бумаге. На этом этапе важны конкретность и чёткость формулировок. Когда список готов, вы делаете следующее: перечитываете каждую цель и представляете ситуацию, будто она уже реализована. Внимательно следите за своими ощущениями, запоминаете их. Те цели, которые вызывают наиболее яркие впечатления, приятные чувства и в большей степени изменяют вашу жизнь в лучшую сторону, следует включить в число приоритетов. Также Брайан Трейси разработал пошаговую технологию достижения целей.

Целеполагание по системе сбалансированных показателей (BSC). Методика применима к компаниям в рамках стратегического подхода управления бизнесом по целям. Её авторы – Дэвид Нортон и Роберт Каплан, привязали к каждой цели компании конкретные показатели. Такой подход позволяет понять, насколько на данном этапе развития реализована цель. Схематично реализация технологии BSC выглядит так: стратегические цели компании конкретизируются и разделятся на подзадачи, которые связываются между собой в стратегической карте. К каждой задаче подбирается свой измеримый показатель. Методика достаточно сложна, но результативна.

SMART. Технология популярна и широко известна. Активно используется при определении формулировок выбранных целей. Название SMART – это аббревиатура английских слов, определяющих ключевые характеристики целей:

  • Specific: цель должна быть предельно конкретной и детализированной;
  • Measurable: она должна быть измеримой;
  • Attainable: она должна быть достижимой;
  • Realistic она должна быть реалистичной;
  • Time: она должна быть реализована к определённой дате.

Пример неправильной цели по SMART: Стать лучшей компанией года.

Пример правильной цели по SMART: 31 декабря 209 года занять первое место в рейтинге «ТОП-10 эффективных компаний Ярославля» по итогам 2019 года.

 5. Этапы целеполагания

Независимо от того, какую методику целеполагания вы выберете, вам нужно пройти

следующие этапы:

  1. Определить потребности и мотивы, значимые для вас. Подумайте, что больше всего «заводит» вас, что даёт энергию и вызывает интерес. Сформулируйте основные жизненные ценности. У компаний целеполагание может начинаться с определения Миссии и Видения и описания текущей ситуации.

  2. Выбрать подходящую технологию целеполагания. Лучший способ сделать это – попробовать несколько методик или сразу все.

  3. Реализовать методику. Нарисуйте дерево целей или составьте интеллект-карту. При этом всегда помните о следующих правилах:

    • цели должны иметь конкретную формулировку,
    • они не должны дублировать друг друга,
    • при формулировании целей не используйте предлог «не». Пример, неправильной формулировки: хочу не болеть в новом году. Пример хорошей формулировки: хочу быть здоровым в новом году.
    • целей первого порядка не должно быть больше четырех, в идеале не более трёх.
    • цели делятся на под-цели и задачи,
    • каждая цель должна иметь срок исполнения,
    • цели, под-цели и задачи должны быть зафиксированы на бумаге.

 

В завершение несколько слов о реализации целей.

Для успешной реализации целей вам необходимо регулярно планировать свои действия, контролировать выполнение и корректировать план, если это необходимо. Платформа WorkTek поможет Вам систематизировать каждый из этих пунктов. 

Составьте план действий на основе выбранных целей. Определите важные задачи и действия, которые вам нужно сделать для достижения целей. Внесите эти задачи в свой календарь с указанием срока выполнения. Это позволит занять время в календаре для выполнения важных задач и сосредоточиться на их выполнении. 

Исполнение плана. Этот шаг считают самым трудоёмким. Когда вы начнёте действовать по плану, вы поймёте, что это не так. Планирование дисциплинирует, организует и повышает ресурсность.

Контроль достижения целей. Этап предусматривает анализ реализации плана. Если цели в нём долгосрочные, проводите ревизию результатов с периодичностью в 90 дней: с одной стороны, этот срок позволяет увидеть прогресс; с другой, за это время у вас ещё не сместится фокус цели.

Корректируйте план по мере необходимости. Обстоятельства меняются, что требует изменений в плане: содержании выбранных действий и их последовательности.

Педагогическая статья «Целеполагание. Мотивация».

Николаева Татьяна Валерьевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Тверской технологический колледж»

По настоящему высоко может зайти лишь тот, кто знает, куда он идет.»
Кромвель

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного чёткого определения его конечной цели — чего преподаватель хочет добиться, какими средствами, и каким способом, чтобы цель была достигнута.

В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — уровень облученности, развитости и воспитанности обучающего.

Цель учебного занятия – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы. Педагогические цели и задачи учебного занятия образуют многоуровневую систему, включающую:

  • стратегические цели образования: изложены в Концепции модернизации, в Законе об образовании, в образовательном стандарте;
  • общие и частные цели обучения: изложены в образовательной программе ОУ, в документах, отражающих его специфику;
  • дидактические цели занятия: связаны с ключевым смыслом занятия как основной формы организации учебного процесса — усвоения учебного материала;
  • конкретные задачи учебного занятия.

Цель возникает не случайно.

Приступая к формулировке целей, педагог:

  • изучает требования образовательного стандарта и программы;
  • обращает внимание на требования к системе ЗУН по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности обучающихся;
  • определяет приёмы учебной работы, которыми важно овладеть обучающемуся;
  • выбирает наиболее эффективные и технологичные из имеющихся ресурсов;
  • выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность обучающегося в результатах обучения.

Задача педагога состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цели учебного занятия и спроектировать средства их достижения.

Целеполагание – это процесс порождения новых целей в учебной деятельности обучающихся. Оно предполагает:

  • мотивацию;
  • выделение предмета деятельности;
  • постановку учебной задачи.

Для создания мотивации педагог вводит обучающихся в ситуацию противоречия между «знанием и незнанием», явлениями для разрешения, которых у них не хватает знаний, способа решения новой задачи или и знаний и способа решения.

Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, научить обучающихся не только отвечать на них, но и формулировать свои.

Некоторые приемы целеполагания:

Тема-вопрос — тема учебного занятия формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Обучающиеся выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других.

Работа над понятием — обучающимся предлагаю для зрительного восприятия название темы учебного занятия и просят объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

Подводящий диалог — на этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем обучающиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

Проблемная ситуация — создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

  • самостоятельное решение
  • коллективная проверка результатов
  • выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
  • постановка цели учебного занятия.

Цель — это заранее запланированный конечный результат обучения, воспитания и развития обучающихся.

Все три цели тесно взаимосвязаны, но их роль в организации и проведении занятия различна. Одна из них , как правило , выступает в роли основной, а другие , решая собственные задачи , в то же время помогают достижению главной , ведущей цели.

К образовательным целям занятия относят формирование программных знаний и умений на определённом уровне : ознакомительном , репродуктивном ( добиться понимания и воспроизведения конкретного программного материала и т.п .) или итоговом ( сформировать знания и умения в соответствие с требованиями программы): научить самостоятельно добывать знания, владеть ими, формировать навыки точно выполнять действия, доведённые до автоматизма, формировать сочетание знаний и навыков, обеспечивающих успешное выполнение деятельности.

Развивающие цели направлены на общее развитие обучающихся, развитие не только их интересов, но и способностей, воспитание положи-тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формирование идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретение опыта адекватного поведения в любом обществе: развитие мышления, развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления, развитие навыков устной и письменной речи; развитие «умений учиться, развитие памяти, развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог, способности четко формулировать свои мысли.

Цель воспитания предполагает формирования у обучающихся определённых свойств личности и черт характера: воспитание уважения к своей Родине, активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности, уверенности в своих силах.
Учебное занятие обладает возможностями влиять на становление многих качеств личности обучающего.

Таким образом, целеполагание – самая важная часть конструирования учебного занятия, планируя учебное занятие, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

Если хотите, чтобы ваши цели были эффективными, сформулируйте их так, чтобы они были:

  • Вдохновляющими, сконцентрированными на результат, а не действия
  • Ограниченными по времени
  • Дерзкими, но достижимыми
  • Конкретными
  • Измеряемыми

Литература

  1. Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
  2. Кульневич. С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практ. пособие.- Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006
  3. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www.eidos.ru.
  4. Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru.
  5. Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.
  6. Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival.1september.ru.
  7. Целеполагание при проектировании урока. http://nmc,nevarono.ru.

Педагогическая статья «Целеполагание. Мотивация»

Педагогическая статья «Целеполагание. Мотивация».

Рождение урока начинается с осознания и правильного чёткого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться, какими средствами и какими способами, чтобы цель была достигнута.

В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — уровень облученности, развитости и воспитанности обучающего.

Цель учебного занятия – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы. Педагогические цели и задачи учебного занятия образуют многоуровневую систему, включающую:

— стратегические цели образования: изложены в Концепции модернизации, в Законе об образовании, в образовательном стандарте;

— общие и частные цели обучения: изложены в образовательной программе ОУ, в документах, отражающих его специфику;

— дидактические цели занятия: связаны с ключевым смыслом занятия как основной формы организации учебного процесса — усвоения учебного материала;

конкретные задачи учебного занятия.

Цель возникает не случайно.

Приступая к формулировке целей, педагог:

изучает требования образовательного стандарта и программы;

-обращает внимание на требования к системе ЗУН по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности обучающихся;

-определяет приёмы учебной работы, которыми важно овладеть обучающемуся;

-выбирает наиболее эффективные и технологичные из имеющихся ресурсов;

выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность обучающегося в результатах обучения.

Задача педагога состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цели учебного занятия и спроектировать средства их достижения.

Целеполагание – это процесс порождения новых целей в учебной деятельности обучающихся. Оно предполагает:

мотивацию;

выделение предмета деятельности;

постановку учебной задачи.

Для создания мотивации педагог вводит обучающихся в ситуацию противоречия между «знанием и незнанием», явлениями для разрешения, которых у них не хватает знаний, способа решения новой задачи или и знаний и способа решения.

Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, научить обучающихся не только отвечать на них, но и формулировать свои.

Приемы целеполагания:

Тема-вопрос — тема учебного занятия формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Обучающиеся выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других.

Работа над понятием — обучающимся предлагаю для зрительного восприятия название темы учебного занятия и просят объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

Подводящий диалог — на этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем обучающиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

Проблемная ситуация — создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

самостоятельное решение

коллективная проверка результатов

выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

постановка цели учебного занятия.

Цель — это заранее запланированный конечный результат обучения, воспитания и развития обучающихся.

Все три цели тесно взаимосвязаны, но их роль в организации и проведении занятия различна. Одна из них , как правило , выступает в роли основной, а другие , решая собственные задачи , в то же время помогают достижению главной , ведущей цели.

К образовательным целям занятия относят формирование программных знаний и умений на определённом уровне : ознакомительном , репродуктивном ( добиться понимания и воспроизведения конкретного программного материала и т.п .) или итоговом ( сформировать знания и умения в соответствие с требованиями программы): научить самостоятельно добывать знания, владеть ими, формировать навыки точно выполнять действия, доведённые до автоматизма, формировать сочетание знаний и навыков, обеспечивающих успешное выполнение деятельности.

Развивающие цели направлены на общее развитие обучающихся, развитие не только их интересов, но и способностей, воспитание положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формирование идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретение опыта адекватного поведения в любом обществе: развитие мышления, развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления, развитие навыков устной и письменной речи; развитие «умений учиться, развитие памяти, развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог, способности четко формулировать свои мысли.

Цель воспитания предполагает формирования у обучающихся определённых свойств личности и черт характера: воспитание уважения к своей Родине, активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности, уверенности в своих силах.

Учебное занятие обладает возможностями влиять на становление многих качеств личности обучающего.

Таким образом, целеполагание – самая важная часть конструирования учебного занятия, планируя учебное занятие, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

Литература

Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.

Кульневич. С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практ. пособие.- Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006

Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www.eidos.ru.

Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru.

Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.

Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival.1september.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *