Стремительно развитие современной науки: ГДЗ-Русский-язык-9-класс-Разумовская-2006 (9 класс — Разумовская) » СтудИзба – Attention Required! | Cloudflare

Содержание

Что идет на смену противостоянию науки и религии в обществе XXI века — Сноб

Сегодня как религия, так и наука стремительно маргинализируются, уходя на периферию общественной жизни. И их место все уверенней занимает новая сила

Россия — страна во всех отношениях особенная; это недавно подтвердил, например, президент РАН А. Сергеев, заявивший, что ряд важнейших «интегрирующих целей» развития нашего общества «возможно [достичь], если мы объединим усилия науки и усилия Русской православной церкви…» Не будем касаться вопроса о том, выпадут ли, по мнению выдающегося физика, из коллективного созидательного процесса атеисты или приверженцы иных традиционных для России конфессий, — остановимся на соотношении науки и религии в современных обществах, теме самой по себе непростой.

Последние несколько сот лет в евроцентричном мире были ознаменованы крайне сложными отношениями между верой и знанием. Хотя, начиная с раннего Средневековья, значительная часть европейских интеллектуалов формировалась в лоне Церкви или была ее служителями, а сами выдающиеся богословы прямо указывали, что «Священное учение есть наука» (St. Thomas Aquinas. Summa theologiae, Prima Parte, 2; 2), по мере социального прогресса религия и наука становились антиподами.


С одной стороны, этот процесс был обусловлен тем, что ученые постепенно подрывали традиционную христианскую картину мира — от обоснования утверждения о том, что Земля не находится в центре Вселенной, до открытия эволюционных процессов развития жизни. Прогресс человечества был невозможен без развития технологий, а оно шаг за шагом разрушало основы того мировоззрения, которое было сформулировано в годы расцвета Римской империи.

С другой стороны, что, на мой взгляд, было еще более важным, социальные мыслители рискнули отказать Церкви в определении норм общественного устройства с созданием теории естественного права. Появление человека в статусе создателя правовых норм на основе согласия с ему подобными радикально изменило место религии и Церкви в жизни христианских обществ (чего отчасти не случилось в мусульманских) и отодвинуло ее на обочину общественной жизни.

Современная наука слишком инструментализирована, чтобы даже отдаленно напоминать религиозный культ

Наука очевидно выиграла от подобной трансформации, тем более что секуляризация общества шла наиболее быстрыми темпами именно тогда, когда прогресс знания и технологий был наиболее заметен. XVIII и XIX века радикально изменили облик планеты, доказав, что именно рациональность и технологич

Чего ожидать от стремительного развития технологий

Технология

Мы живём в совершенно удивительное время высоких скоростей и бурного развития новых технологий. То, о чём когда-то писали фантасты, уже стало нашими привычными буднями. Технологические, инновационные процессы и открытия оказывают колоссальное влияние на развитие общества и нашу повседневную жизнь. Наша новая жизнь стала предметом массовых дискуссий экономического, социального, духовного порядка, ведь всем становится ясно: мы поднялись на качественно новый этап развития человечества. Каковы последствия? Куда приведёт этот путь? Вопросов много, тем интереснее.

Информационная реальность

На смену современной постиндустриальной стадии развития общества пришла информационная эпоха телекоммуникаций. Доминирующим фактором стал процесс производства и распространения информации, которая стала полностью пронизывать наши будни. Сознание человека чуть ли не круглосуточно подвергается интенсивному воздействию «информационных осадков», которые превратились в нескончаемый поток. Телевидение, радио, интернет, социальные медиа различного порядка – ежедневно мы погружаемся в эту практически бесконечную сеть информационных ресурсов.

В связи с этим сегодня мы являемся свидетелями кардинальных перемен, вызванных преобразованием образа мышления человека и наращиванием его интеллектуального потенциала. Информация получила негласный статус величайшей человеческой ценности общества, которая влияет на экономическое состояние и благополучие граждан любой страны в мире.

Технология

Развитие новых технологий и появления инноваций оказывают серьёзное влияние на фундаментальный научный мир всего мирового сообщества. Сегодня мы можем наблюдать бурный расцвет науки, а также появление новых дисциплин и существенное преобразование фундаментальных наук.

Эпоха кардинальных изменений

Современные научные исследования, изобретения, теории и прочие инструменты учёных фундаменталистов позволяют решать массу не решаемых до сегодняшнего момента проблем. Те болезни, которые не могли лечить пару десятков лет назад, сегодня уже вполне излечимы с помощью разработанных вакцин и операционных методик. Продолжительность жизни человека увеличилась, а отношение к старости меняется.

Инновации обусловили очередной этап развития экономики. Изменилась философия труда, поскольку техника стала занимать промежуточное положение между человеком и природой как предметом труда. Основой трудовой деятельности становится машина, а человек – лишь её дополнительным элементом. В связи с этим большое количество профессий уходит в прошлое, на смену им появляются технологические аналоги, практически не требующие человеческого участия. Параллельно появляется новый срез профессий, которых не существовало ранее, что также отражается на экономическом развитии общества в целом.

Стремительное развитие сферы технологий оказалось настоящим вызовом перед традиционной системой образования и рынком труда. Тем самым фундаментальные противоречия между привычными методиками обучения углубились, так как растущие объёмы информации требуют качественно нового подхода усвоения и иных скоростей обучения. Традиционная образовательная система, будучи довольно инертной, оказалась слабо приспособленной к изменившимся реалиям в условиях технологических изменений. На смену ей постепенно приходит иной подход, который подразумевает привлечение информационных технологий, методов и средств обучения. Многие страны делают ставки на так называемую перспективную образовательную систему, которая способна вооружить обучающихся действительно необходимыми и актуальными знаниями. Эта система качественно отличается гибкостью, открытостью и инновационностью учебной среды.

Технология

Осторожность не помешает

Сложно отрицать тот факт, что инновации и технологии – мощнейшее оружие и инструмент влияния в руках человечества. Но, как говориться, порой опасность приходит с неожиданной стороны. Поэтому не стоит забывать о том, что развитие информационно-коммуникационных технологий порой может обернуться неожиданно неприятным результатом. Интернет превратился в огромное хранилище различного рода важнейшей информации, которая по сей день достаточно уязвима. Именно поэтому вопросы защиты данных становятся как никогда актуальными.

Существует несколько типов опасностей: угроза конфиденциальности, угроза целостности и угроза доступности информации. Каждый из них влечёт за собой серьёзные негативные последствия. В первом случае к секретным данным может получить доступ стороннее лицо. Во втором случае информацию могут неправомерно исказить, изменить или уничтожить. В последнем варианте доступ к сведениям может быть неправомерно раскрыт или закрыт. Вы только представьте, если секретные данные (например, финансовые счета или государственная тайна) будут подвержены какой-либо из вышеперечисленных опасностей. Последствия могут быть воистину необратимы, ведь с помощью интернета можно нанести урон не только конкретному частному лицу, но и целому государству (например, получить доступ к данным спецслужб).

армагедон

Ещё один немаловажный риск несёт быстрое развитие искусственного интеллекта. Многие исследователи и специалисты в области изучения развития искусственного интеллекта призывают проявлять осторожность, создавая «умные машины». Недавно ушедший из жизни известный английский физик-теоретик Стивен Хокинг полагал, что искусственный интеллект, обладающий способностью мыслить и принимать решения самостоятельно, может стать возможной причиной гибели человеческой цивилизации.

С ним согласна его коллега, астрофизик, телеведущая, а также успешный игрок в покер, Лив Боэри. Когда в 2017 году созданный университетом Карнеги-Меллона компьютер Libratus обыграл в покер четверых профессиональных игроков, она выразила свою обеспокоенность, заявив, что создание искусственного интеллекта нужно обязательно вести под бдительным контролем компетентных организаций.

А вот что думает по этому поводу Илон Маск – глава Tesla заявляет о том, что люди должны быть крайне осторожными с этой технологией. Он полагает, что главной опасностью является то, что учёные создают технику, которая способна самостоятельно учиться, совершенствоваться без помощи человека, решать задачи и реагировать, но ни одну машину нельзя обучить испытывать эмоции, действовать согласно морали и совести, раскаиваться или жалеть.

Просветительство и загадка современной науки — Троицкий вариант — Наука

Геннадий ГореликГеннадий Горелик

В ТрВ-Наука № 14 (283) от 16 июля 2019 опубликованы фрагменты беседы Геннадия Горелика с Дмитрием Зиминым о просветительстве. Там упомянуто, что с темой просветительства переплетается «загадка рождения европейской науки в XVII веке», и проскользнули загадочные выражения «библейский гуманизм» и «библейский антропостулат». Автор поясняет эти загадки, пересказывая часть беседы, обозначенную как «<…>».


Для начала ослаблю недоумение от самогó переплетения столь разных, казалось бы, понятий, напомнив, что, согласно В. И. Далю, подлинное просвещение — это просвещение ума и сердца. Считается, что ум — это место жительства рассудка и логики, а в сердце обитают чувства и самые глубокие верования — как самоочевидные истины. Если кто-то думает, что наука подвластна лишь рассудку, пусть скажет, кто продвигал науку без веры в познаваемость мира, не привлекая интуицию и без чувства доверия к соучастникам в процессе познания.

Главная загадка современной науки

Галилео Галилей. Портрет работы Оттавио Леони, 1624 годГалилео Галилей. Портрет работы Оттавио Леони, 1624 год

Эту загадку остро сформулировал — не в пылу полемики, а как вопросительный вывод из своих исследований — Джозеф Нидэм (1900–1995), видный британский биохимик, ставший знаменитым историком китайской науки и цивилизации: «Почему современная наука, с ее математизацией гипотез о природе и с ее ролью в создании передовой технологии, возникла лишь на Западе во времена Галилея, но не развивалась в Китае, где до XV века знания о природе применялись к практическим нуждам намного эффективней, чем на Западе?»

Ясно, что имеется в виду физика — первая современная наука, на которой и сосредоточимся. Галилея и Эйнштейн назвал «отцом современной физики, а по сути, и всего современного естествознания». Историк науки мог бы лишь добавить, что Галилей опирался на физику Архимеда, вдохновлялся открытием Коперника, был поддержан Кеплером, а его идеи до полного триумфа развил Ньютон.

Главные события в науке XVII века принято называть революцией, но эта метафора совершенно не соответствует происходившему. Не было никакого массового движения (и никаких масс вообще). Были единицы — к концу века десятки — причастных (еще, быть может, сотни заинтересованных), живших в разных странах Европы. Гораздо больше это похоже на изобретение и его развитие. Но что же изобрели?


Главными новшествами новой — современной — физики принято считать опору на эксперимент и математический язык. Этими инструментами, однако, владел и Архимед, не только первый настоящий физик, но также великий инженер и математик. Не зря Галилей называл его «божественнейшим». А необходимость обоих инструментов провозгласил, за три века до Галилея, Роджер Бэкон.

Для современной физики понадобился еще и третий инструмент — «отважнейшие измышления, способные связать эмпирические данные». Это — слова Эйнштейна, который изобразил жизнь родной науки схемой:

Схема Эйнштейна, изображающая жизнь науки

Здесь аксиомы теории A — «свободные изобретения человеческого духа, не выводимые логически из эмпирических данных». Аксиомы изобретает интуиция, взлетающая, оттолкнувшись от почвы эмпирических данных 

Э. Из аксиом для определенных явлений выводят конкретные утверждения Уn и «приземляют» их, сопоставляя с данными Э.

Ключевое отличие современной науки состоит в том, что ее аксиомы — фундаментальные понятия и принципы — не обязаны быть наглядными в силу обыденного опыта, как в геометрии Евклида и в физике Архимеда. Они невидимы, алогичны в рамках имеющихся представлений, абсурдны вначале даже для большинства коллег изобретателя.

Плодотворность «алогичной» идеи в познании Вселенной первым обнаружил Коперник, решив исследовать планетные движения «с солнечной точки зрения» и получив убедительные следствия из абсурдной для того времени идеи о движении Земли. Взлет интуиции Кеплера — предположение о том, что движения планет описываются не разными комбинациями циклов и эпициклов, а неким единым образом. Оба изучали, по сути, лишь один объект — Солнечную систему, опираясь на астрономические наблюдения и математику. И обоих можно назвать фундаментальными 



астро-математиками.

Галилей первым применил изобретательную свободу познания в физике — в мире явлений земных, где возможны активные систематические опыты. Отталкиваясь от своих наблюдений, он изобрел физическое понятие невидимого вакуума (вопреки господствовавшему философскому запрету Аристотеля), что позволило открыть законы инерции, относительности и свободного падения. Первые два вместе с верой в то, что «подлунный» и «надлунный» миры подвластны единым законам, помогли решить парадокс Коперника: почему люди не замечают огромную скорость движения Земли вокруг Солнца. А в законе свободного падения Ньютон разглядел следующую невидимую реальность — гравитацию и закон всемирного тяготения.

Метод Галилея стал главным двигателем современной науки, рождая новые понятия для новых областей познания и новых законов природы. Так в физику после Ньютона вошли невидимые — совершенно не наглядные — фундаментальные реалии: 

электромагнитное поле, кванты энергии, фотоны, квантовые состояния, искривленное пространство-время… Все эти понятия, противореча старому «здравому смыслу», начинали создавать новый. Именно такое изобретательство стало главным движителем современной физики благодаря «великолепной восьмерке»: Копернику, Галилею, Кеп­леру, Ньютону, Максвеллу, Планку, Эйнштейну и Бору.

Этот метод работал и за пределами физики. Понятия химических атомов, биологической эволюции, материальных носителей наследственности и движения континентов были не менее «скрыты-невидимы-алогичны», чем гравитация Ньютона. Новый способ изобретения понятий проявился и в случаях безуспешных изобретений (флогистон, тепловой и электрический «флюиды»). А успешные — вместе с экспериментальными открытиями расширяли и укрепляли взлетную полосу Э на схеме Эйнштейна.

Аксиоматические понятия и принципы изобретаются гораздо реже, чем применяются уже известные понятия и принципы для объяснения новых явлений, но поразительные успехи современной науки обязаны именно праву изобретать новые — «алогичные» — понятия. Это право предполагает веру в то, что 


природа подчиняется глубинным, неочевидным, законам, которые человек, тем не менее, способен постичь, изобретая понятия и проверяя теории, на них основанные, в опытах.

Назовем эту веру фундаментальным познавательным оптимизмом, поскольку речь идет о вере в то, что природа — стройное мироздание, стоящее на некоем невидимом — «подземном» — фундаменте, доступном, тем не менее, человеческому познанию.

Джозеф НидэмДжозеф Нидэм

Нидэм больше других знал о многочисленных научно-технических изобретениях Китая, усвоенных в других частях мира или опередивших их на века. И своим вопросом фактически изумился тому, что начиная с XVI века европейская наука так стремительно вырвалась вперед, а ученые в Китае не смогли или не захотели подключиться к новой науке, хотя миссионеры-иезуиты еще в конце XVI века привезли в Китай европейскую науку, включая систему Коперника, и были вполне благожелательно встречены китайским императором.

Ответ на свой вопрос Нидэм искал в социально-экономических обстоятельствах, но так и не нашел. И его коллеги историки, современную науку знавшие лишь пассивно, по книгам, сочли его «вопрос об уникальном событии» неправильным, исторически безответным.

Сделать вопрос Нидэма вполне историческим можно, расширив его в культурном пространстве и времени. Учтем, что новая наука легко распространялась по разным странам Европы, но не проникла также ни в Индию, ни в исламский мир с их сильными научно-техническими традициями, из которых в прошлые века черпали европейцы. Кроме того, все экспериментально-математические методы Галилея были доступны Архимеду, после смерти которого у античной цивилизации было в запасе еще шесть веков, чтобы опередить Галилея. Так приходим к расширенному вопросу Нидэма:


Что мешало античным и средневековым ученым сделать следующий шаг после Архимеда, а ученым Востока — включиться в развитие современной науки после Галилея и вплоть до XX века? Или, что помогло европейцам изобрести современную физику и развивать ее затем в исторически небывалом темпе?

Отличия Европы от Китая гораздо разно­образнее, чем сразу от всех четырех больших цивилизаций — античной, китайской, индийской и исламской, — которые различаются между собой не меньше, чем каждая отличается от европейской.

Особенно интересный пример (и подсказку) дает Россия, вовсе не имевшая собственной научной традиции, когда в страну, по воле Петра Великого, пригласили европейских ученых. Европейская наука удивительно легко пустила корни в России, а в XIX веке появились и плоды мирового уровня — геометрия Лобачевского и периодический закон Менделеева, и значит, научно Россия — часть Европы.

Другие подсказки можно найти у Эйнштейна. Напомнив, что в эпоху рождения современной науки «общая закономерность природы вовсе не была признанной», он написал: «Как же сильно верил в такую закономерность Кеплер, если десятилетия терпеливо трудился, чтобы эмпирически исследовать планетное движение и сформулировать его математические законы!»

Такая вера была необходима не только первым изобретателям современной науки. Говоря о научном познании, Эйнштейн заметил, что «невозможно построить дом или мост без использования строительных лесов, не являющихся частью самой конструкции», и указал, что такими творческими лесами могут служить «моральные взгляды, чувство прекрасного и религиозные инстинкты, помогая мыслительной способности прийти к ее наивысшим достижениям».

Словом «инстинкт» Эйнштейн выразил, конечно, глубину чувства, а не его биологическую природу. Только очень глубокая вера, не требующая доказательств, способна эмоционально поддержать при изобретении «абсурдно-алогичных» фундаментальных понятий. Такую роль естественно поручить описанному выше фундаментальному познавательному оптимизму, источник которого, однако, надо еще искать. И эйнштейновский эпитет «религиозный» дает еще одну подсказку.

Библейский гуманизм — источник познавательного оптимизма

Давно размышляя над интригующе-безответным вопросом Нидэма, я поделился с Дмитрием Борисовичем Зиминым собранными фактами и их осмыслением. Некоторые из этих фактов имеют явно религиозный характер. Например, все величайшие изобретатели фундаментальных понятий — упомянутая выше «великолепная восьмерка» — признавали важность религиозной традиции. А еще в XIX веке обнаружилось, что шансы человека протестантской культуры стать выдающимся ученым в несколько раз выше, чем у человека католической культуры.

В обсуждении этих странных фактов Зимин был идеальным собеседником, поскольку он — ясный, открытый атеист, с горьким недоумением поминающий длинную очередь желающих взглянуть на «пояс Богородицы» в центре Москвы в XXI веке и другие проявления клерикализма. Для него мысль о каких-то благотворных проявлениях религии была более чем сомнительна, хотя среди его ближайших единомышленников-сподвижников по крайней мере трое верующих. Свои атеистические возражения он высказывал прямо, помогая мне в прояснении и обосновании собственных взглядов.

Самое первое его возражение звучало так: «В науке огромную роль играет доказательство, а его изобрели древние греки, и, кажется, безо всякой помощи религии».

Действительно, великие изобретения греков — геометрию Евклида и физику Архимеда — можно назвать величайшим вкладом атеизма в развитие человечества. Главная «фишка» этих изобретений — убедительно-доказательная система знания, опирающаяся на небольшое число начальных понятий и аксиом — утверждений, «не требующих доказательства» в силу своей самоочевидности. А чудо греческой философии и науки началось — за три века до Евклида — с вопроса Фалеса Милетского: «Что есть первоначало всего сущего?» Его собственный ответ — «вода» — не так важен, как сам вопрос, на который искали свои ответы и другие ранние философы. Аристотель назвал этих философов физиками (буквально «природниками»), потому что ответы на вопрос Фалеса они искали, не выходя за пределы природы, не привлекая сверхприродных, то есть сверхъестественных начал. На нынешнем языке их можно назвать атеистами. В дальнейшем некоторые философы говорили о могуществе и даже высшей реальности мира идей, но царившая в Древней Греции религия олимпийских богов, с ее мифами и легендами, безобразиями и ритуалами, в тогдашней философии и науке не участвовала, если не считать преследований непочтительных философов. Великие достижения греков, увы, не воспрепятствовали гибели античной цивилизации и двухтысячелетнему застою в физике, вплоть до XVII века, когда Галилей изобрел совершенно новый способ познания: основные понятия и аксиомы не подбирать из каких-то наглядных очевидностей, а изобретать новые, отталкиваясь от специально поставленных опытов.

Здесь уместно подчеркнуть, что сам я — ­паратеист. Так я называю любого, кто признаёт историческим фактом то, что со времен античных и до наших дней среди свободно мыслящих людей всегда были и теисты, и атеисты (напомню, что греческая приставка «пара-» означает «рядом»). Иначе говоря, теизм и атеизм сосуществуют в истории культуры как способы мировосприятия, равноправные в том, что свободно выбираются, а точнее, осознаются ­самостоятельно мыслящим человеком.

Согласно атеисту (и нобелевскому лауреату) Виталию Гинзбургу, «атеист полностью отрицает существование Бога, чего-то сверхъестественного, чего-то помимо природы, считает мир существующим независимо от сознания и первичным по отношению к этому сознанию».

Теисту же для выражения самых глубоких своих представлений о мире необходимо понятие о чем-то внеприродном, сверхприродном, сверхъестественном (Бог, боги, духи и т. п.). Так понимаемый теизм охватывает многообразие представлений от верований в лешего до веры, основанной на некоем священном писании и традиции его истолкования.

Конечно, самые глубокие свои представления о мире человек раскрывает не каждому; а некоторые и не заглядывают в себя настолько глубоко, чтобы такие представления выработать.

Согласно наблюдениям академика Б. В. Раушенбаха, способности к религиозному мировосприятию, как и все способности, распределены неравномерно, а на глубокое религиозное чувство способны примерно 10% людей. Остальные ведут себя «так, как принято в обществе»1. Исследования социологов и психологов, на мой взгляд, подкрепляют эту оценку с одним важным добавлением: примерно такую же долю составляют глубоко неверующие. Глубоких теистов и глубоких атеистов объединяет повышенная способность к самопознанию, а разделяет их то, какой инструмент мышления преобладает — интуитивный или аналитический.

В современной науке прекрасно сотрудничают теисты с атеистами. Работы хватает для всех, но можно заметить некое разделение труда. Тот факт, что те немногие, кому удалось изобрести новые фундаментальные понятия, были теистами, нисколько не уменьшает вклад замечательных атеистов, таких как Поль Дирак, Лев Ландау, Ричард Фейнман, строивших теории конкретных явлений на основе уже изобретенных фундаментальных понятий. Чтобы проложить тропу в неведомое, нужен всего один первопроходец, а для освоения новой территории необходимы усилия многих.

Статистический факт состоит в том, что среди физиков атеисты преобладают. Еще в Средние века говорили: Tres physici, duo athei, т. е. «Из трех физиков двое — атеисты». Примерно такая же пропорция ныне в США, где в конце 1990-х провели опрос среди физиков, математиков и биологов об их отношении к религии. Среди членов Академии наук США доля верующих — 7%. Это не так уж мало, если учесть, как узко опрос определял понятие «верующий». Оно, в частности, включало веру в личное бессмертие (бессмертие души), а это отрицал даже Ньютон, написавший о Библии больше, чем о физике (отвергал он также догмат Троицы и представление о дьяволе).

В России подобных опросов не проводили, но из тройки выдающихся советских физиков — создателей первой в мире водородной бомбы и нобелевских лауреатов — двое, Игорь Тамм и Виталий Гинзбург, были атеистами, а Андрей Сахаров совершенно недвусмысленно говорил о своем религиозном чувстве (и о неверии в личное бессмертие).

Все верующие великие физики, разумеется, мыслили в религии столь же свободно и смело, как и в науке, считая себя вправе самостоятельно интерпретировать текст Библии и относиться к церковным авторитетам столь же критически, как и к научным. С точки зрения любой церкви, все они были еретиками. А иначе они просто не могли бы сказать новое слово в науке.

Жорж ЛеметрЖорж Леметр

Наука совершенно не нуждается в религии для обоснования своих результатов. Яснее других об этом сказал католический священник и выдающийся астрофизик Жорж Леметр, который в 1927 году открыл расширение Вселенной и сделал вывод, что это расширение началось с Большого взрыва. Тридцать лет спустя и за два года до того, как стать президентом Папской академии наук, этот астрофизик в сутане заявил, что космология «находится вне всяких метафизических или религиозных вопросов. Материалисту она оставляет свободу отрицать всякое сверхъестественное существо, а верующему не дает возможности ближе узнать Бога. Она созвучна словам Исайи, говорившего о „скрытом Боге“, скрытом даже в начале творения… Для силы разума нет естественного предела. Вселенная не составляет исключения — она не выходит за пределы способности понимания».

Результаты научного поиска действительно религиозно нейтральны. Другой вопрос — ­какая сила движет сам поиск, откуда берется вера в то, что «для силы разума нет естественного предела», т. е. что мироустройство закономерно, а свободные люди способны открыть его законы.

Исторический источник этой силы и этой веры, источник фундаментального познавательного оптимизма — библейское представление о человеке, или библейский гуманизм. Обоснование этого ответа на расширенный вопрос Нидэма — с цитатами и ссылками — можно найти в моей книге «Кто изобрел современную физику? От маятника Галилея до квантовой гравитации» и в статьях “A Galilean Answer to the Needham Question”, «Объяснение Гессена и вопрос Нидэма, или Как марксизм помог задать важный вопрос и помешал ответить на него».

Поясню лишь эскизно логику обоснования.

Мало что известно о том, как два-три тысячелетия назад изобретались принципиально новые моральные идеи и воплощались в священные тексты — системы сказаний, художественных образов, моральных принципов. Ясно, однако, что в разных частях человечества, разделенных географически и много веков живших почти изолированно, закрепились весьма разные формы гуманизма, если этим словом называть представление о человеке как этическую основу цивилизации — культурной общности наибольшего масштаба после всепланетного. Каждая такая основа имеет характер постулата, который можно назвать антропостулатом.

Идея общечеловеческой этики, общечеловеческих ценностей, увы, не является общечеловеческой. Хотя бы потому, что до нашего времени дожила этика первобытная. Кратко ее представил Родион Раскольников (с помощью Достоевского) вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею?», противопоставив этику первобытную той, которую считал передовой европейской. Угроза научно-технической гибели человечества, с которой Дмитрий Зимин начал нашу беседу о просветительстве, связана как раз с летальностью сочетания первобытной этики с научно-технической мощью XXI века.

На фоне первобытной этики культурные элиты разных цивилизаций изобрели/открыли разные антропостулаты, разные продвинутые формы гуманизма. Говоря в двух словах или стоя на одной ноге, в Китае были выше всего ценности общины: отдельный человек вне общины так же немыслим, как пчела вне улья — без коллективно собранного меда; высшая ценность — гармония жизни улья. В Индии материальный мир считался иллюзорным источником реальных страданий, но любой человек волен стать на путь «просветления», избавляясь от мирских соблазнов-радостей-невзгод, чтобы улучшить свое следующее перерождение и в конце концов вырваться из колеса страданий. В обеих традициях все существенные знания считались уже известными, мир статичен, а время циклично. В Китае мудрецы утверждали, что лишь передают сказанное древними. В Индии священные тексты Вед считаются вечными и не имеющими авторов.

Западную, или европейскую, форму гуманизма отличает невероятно высокий статус человека, наделенного неотъемлемым правом на творческую свободу, прежде всего на свободу познания. Тексты Библии считаются боговдохновенными, но написанными конкретными людьми. А основной сюжет — история освобождения от первобытных обычаев, от идолопоклонства.

Социальная роль текста Библии резко усилилась после изобретения Гутенбергом новой IT — книгопечатания. В XVI веке этим воспользовались лидеры Реформации, сделавшие Библию главным учебником праведной жизни, для чего переводили ее на живые разговорные языки. До того церковь, почитая Священное писание, препятствовала мирянам читать ее. А церковное богослужение знакомило мирян с Библией лишь выборочно, напирая на падшую природу человека и затеняя идею о том, что мир создан ради человека, наделенного свободой исполнить возложенную на него миссию властвовать над всеми другими творениями. Для этого, конечно, надо познавать сотворенный мир, тем самым познавая Творца.

Манифестом европейского гуманизма называют «Речь о достоинстве человека» (1496) итальянского мыслителя Джованни Пико (делла Мирандола). В этом тексте Бог-отец, только что сотворив Вселенную и человека, обращается к венцу творения:

«Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные»2.

Ясно, что красноречивый итальянец почерпнул всё это из библейской традиции, включая диапазон свободы. Согласно Библии, Бог — словами Моисея — сказал слушающим Его: «…жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое…»

Год спустя после публикации «Речи о достоинстве человека» в Италию прибыл Коперник, изучал там теологию и астрономию и начал размышлять о планетарной системе, считая «что астрономы недостаточно определенно понимали движения Мирового механизма, созданного ради нас Мастером, самым лучшим и систематическим из всех».

Это не значит, что Коперник учился смелой свободе и познавательному оптимизму именно по текстам итальянского гуманиста. Если тот сумел вычитать свое представление из Библии, то на это способен и любой другой, щедро одаренный исследовательским инстинктом, интеллектом, воображением, но еще и верой, видящей в Библии Слово Божье.

Таким был Галилей, изложивший свой «­научный теизм» в двух теологических письмах 1613 и 1615 годов:

И Библия и Природа исходят от Бога. Библия продиктована Им и убеждает в истинах, необходимых для спасения, на языке иносказательном, доступном и людям необразованным, и было бы богохульством понимать слова буквально, приписывая Богу свойства человека. Природа же, никогда не нарушая законов, установленных для нее Богом, вовсе не заботится о том, понятны ли ее скрытые причины. Чтобы мы сами могли их познавать, Бог наделил нас чувствами, языком и разумом. И если чувственный опыт и надлежащие доказательства о явлениях Природы убеждают нас, это не следует подвергать сомнению из-за нескольких слов Библии, которые кажутся имеющими другой смысл.

Галилей фактически представил фундаментальный познавательный оптимизм: нерушимые законы управляют скрытыми причинами в Природе, а человек способен их понять, свободно изобретая понятия и проверяя их опытом и разумом. Способность эта дарована Богом, создавшим мир ради человека.

Джеймс Клерк Максвелл. Гравюра Дж. СтодартаДжеймс Клерк Максвелл. Гравюра Дж. Стодарта

Так же смотрел на мир Максвелл, который в середине XIX века писал другу: «Мой великий план — ничего не оставлять без исследования… Христианство — то есть религия Библии — это единственная форма веры, открывающая все для исследования». А среди его бумаг после смерти нашли молитву: «Боже Всемогущий, создавший человека по образу Твоему и сделавший его душой живой, чтобы мог он стремиться к Тебе и властвовать над Твоими творениями, научи нас исследовать дела рук Твоих, чтобы мы могли осваивать землю нам на пользу и укреплять наш разум на службу Тебе…»

Молитва была услышана, мог бы сказать атеист Людвиг Больцман, младший современник и последователь Максвелла, который свой восторг по поводу уравнений Максвелла выразил строками «Фауста»: «Не Бог ли эти знаки начертал?/ Таинственен их скрытый дар! / Они природы силы раскрывают / И сердце нам блаженством наполняют».

И это — иллюстрация того, что библейский гуманизм растворился в европейских культурах так же, как растворились в европейских языках библейские образы, идеи и фразеологизмы, объединяя Европу в культурно единую цивилизацию. «Процесс пошел» с XVI века и пока не завершился. Самая незавершенная часть происходит на самом востоке Европы. В XIX веке ярко проявилось, что Россия — не особая цивилизация, а место встречи двух цивилизаций: европейско-библейской и первобытно-идолопоклонской. Российский творческий вклад в мировую культуру — в науке, литературе, музыке — был сделан людьми, приобщенными к европейской культуре. Таковыми были и самые завзятые славянофилы.

Европейский атеизм, громко заявивший о себе в XVIII веке, был фактически плодом библейского гуманизма, развитием права на свободу познания мира и самопознания. Просвещенных европейских атеистов можно назвать библейскими атеистами.

Осмысление-обоснование своих моральных принципов возможно лишь для человека достаточно взрослого, а «что такое хорошо и что такое плохо», хотят знать уже малыши в возрасте «от 2 до 5». Они впитывают родную культуру, включая моральные представления, из своего ближайшего культурного окружения. Если с ребенком в семье обращаются как с «даром Божьим», а не как с «тварью дрожащей», велика вероятность, что вместе с родным языком ребенок усвоит и свое право на свободу. Забудет, как его усваивал, но будет им пользоваться как чем-то самоочевидным. И тогда будет легче признать такое же право за другими.

Если же подросток обнаружит в себе неуемный исследовательский инстинкт, или «жажду познания», то книги о науке могут укрепить его познавательный оптимизм. Такой возможности, однако, не было при возникновении современной науки. Поэтому для всех ее основателей источником познавательного оптимизма была их библейская вера.

При этом великие физики-теисты не выставляли свою веру напоказ, уважая духовную свободу других (гарантированную библейским Творцом). Максвелл, например, лишь один раз «раскрыл» свой теизм публично — в лекции «Теория молекул» (1874), обсуждая удивительный новый факт — существование в природе абсолютно одинаковых объектов. Предупредив, что выходит за пределы науки, он упомянул «Того, кто вначале сотворил не только небо и землю, но и материалы, из которых они состоят». Вскоре после лекции Максвелл получил приглашение вступить в общество, защищающее «великие истины Библии против того, что ложно называют возражениями науки». Приглашение он отклонил, ответив, что «результаты, к которым приходит каждый человек в своих попытках гармонизировать свою науку со своим Христианством, имеют значение лишь для самого этого человека и не должны получать от общества оценочный штамп».

Для нынешних физиков-атеистов, разумеется, библейское обоснование и невозможно, и не нужно, поскольку они уже знают о фундаментальных законах физики, открытых со времен Галилея. А познавательный оптимизм укрепляют «вещественные доказательства» — успехи физических наук.

Геннадий Горелик

Окончание cледует


1 Это оценочное суждение Б. В. Раушенбах высказал еще в советском 1990 году («Советская культура», 07.04.1990, с. 3) и повторил в книгах «Пристрастие» (М.: АГРАФ, 2000) и «Постскриптум» (М.: АГРАФ, 2011).

2 Пер. с лат. Л. М. Брагиной (цит. по: История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1. М., 1962).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Развитие науки и техники и его влияние на человечество

Библиографическое описание:


Линкин А. С. Развитие науки и техники и его влияние на человечество // Молодой ученый. — 2019. — №2. — С. 399-401. — URL https://moluch.ru/archive/240/55400/ (дата обращения: 05.02.2020).



За последние десятилетия развитие науки и техники набирает феноменальные обороты. Каждый год наука становится все более продвинутой, а техника может сделать намного больше, чем ее предшественники. Но пока что нельзя дать однозначный ответ, какую роль будет в себе нести данная тенденция стремительного развития — положительную или отрицательную. С одной стороны человечество пытается сделать на благо обществу каждое новое открытие, но с другой стороны вскрываются непредвиденные отрицательные события, от которых, в дальнейшем, не так уж легко избавиться.

Развитие науки итехники ивлияние ее на человечество

Развитие науки и техники — это необходимый процесс человеческого общества. Люди используют то, чем наделила их природа — возможностью мыслить и приводить эти мысли в реальность. И у человечества это очень хорошо получается. Нельзя сказать, что все изобретения человечества несут благо обществу, но превосходящее большинство их выполняет свою роль на «отлично». Например, изобретение ядерного оружия удерживает населения от повторения инцидентов первой и второй мировых войн, но с другой стороны, если его используют, пострадает вся планета. Или же атомные электростанции, которые производят дешевую электроэнергию и являются самыми производительными по отношению к другим источникам, но не стоит забывать чернобыльский инцидент. Эта двойственность развития науки и техники останется всегда, будут и плохие и хорошие стороны.

Уже давно произошла замена человеческого труда на машинный на производствах. С одной стороны это положительное событие: люди освободились от тяжелой рутинной работы, и процесс пошел в разы быстрее, что хорошо для предпринимателей, но с другой стороны люди, которые были заменены на машины были вынуждены искать себе новое место работы и естественно доля безработицы увеличилась. И скорее всего, такое будет происходить и дальше. Весь человеческий труд будет постепенно заменяться на технику, которая будет намного производительнее и точнее.

Не стоит забывать о современной проблеме 21 века. Появление компьютеров дало огромный толчок развитию науки и техники: все вычислительные процессы выполняются намного быстрее, теперь не нужно держать огромные кипы бумаг с данными, когда все это может хранить в себе небольшая электронная коробка, обмениваться информацией стало намного проще. Но с другой стороны, можно наблюдать огромный упадок в социальной составляющей. Люди все чаще предпочитают общение через компьютер и смартфон живому общению, потому что так легче и быстрее. Если компьютерные технологии будут развиваться и дальше, то это может привести к коренным изменениям в социуме. Люди будут полностью изолированы и общаться только через электронные носители, начало этому уже положено и его можно отлично наблюдать в наших повседневных буднях.

Развитие науки и техники позволяет все быстрее производить добычу полезных ископаемых, таких как: нефть, газ, руды и т. д. и в больших количествах. Под вопросом остается, насколько на земле хватит ресурсов, если темпы добычи постоянно растут, а ресурсы никак не восстанавливаются. Сколько осталось времени до полного опустошения Земли от полезных ресурсов, которые необходимы почти во все сферы деятельности человека? Поэтому ученые озаботились о том, что необходимо найти другое место, которое человечество сможет колонизировать в случае нехватки ресурсов на Земле.

Развитие науки и техники также привело к тому, что чистый воздух превратился в смесь выхлопов и дыма, а также к тому, что возможны глобальные природные катаклизмы такие как: изменение, климата, деградация биосферы, дисбаланс воды, водных источников, увеличение отходов, огромного количества неутилизируемого мусора (пластиковые пакеты и бутылки), загрязнение почвы, росту уровня загрязнения различными газами, твердыми частицами и туманообразными соединениями атмосферного воздуха.

По всем этим примерам можно сказать, что развитие науки и техники никогда не будет нести в себе только положительную или только отрицательную роль, это всегда будет смесь исходов. Человечеству необходимо такое развитие, но в то же время, оно является пагубным для определенных сфер деятельности.


Литература:

  1. Пузакова А. А. Влияние развития техники и технологий на жизнь людей // Молодой ученый. — 2015. — № 20. — С. 635–640.
  2. Общество и научно-технический прогресс [Электронный ресурс] — [http://www. lodo.ru/parts/part4.html]
  3. Технологические революции [Электронный ресурс] — [http://www. revolution.allbest.ru/manufacture/00308969_0.html]

4. Развитие науки и техники как фактор, способствующий изменениям в современных правовых системах [Электронный ресурс] — [https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nauki-i-tehniki-kak-faktor-sposobstvuyuschiy-izmeneniyam-v-sovremennyh-pravovyh-sistemah]

5. Технологические революции в истории человечества [Электронный ресурс] — [http://www.masters.donntu.org/2012/fkita/chekunkov/library/philosophy.htm] (дата обращения 12.10.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): развитие науки, техник, сторона, человеческий труд.

Влияние развития техники и технологий на жизнь людей


Прогресс современного общества нельзя представить без развития науки и техники, без внедрения технологических новшеств, однако стремительное повышение роли науки и техники как фактора социальных преобразований актуализирует сложный спектр мировоззренческих, социально-этических и других проблем.


Таким образом, среди многочисленных глобальных проблем, порождённых техногенной цивилизацией и поставивших под угрозу само существование человечества, можно выделить главные (табл.1).


Последствия влияния развития НТП на людей в разных сферах жизни














В заключении хотелось бы сказать, что на этапе прогресса науки и техники, в условиях внедрения новейших технологий, духовной сфере жизни отведена второстепенная роль, моральные ценности утрачены, что серьезным образом отразилось на нравственности в обществах большинства государств.Технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. Чем больше он преобразует мир, тем в большей мере он порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие человеческую жизнь и, очевидно, что человечество находится в опасном и сложном положении: продолжается уничтожение природы, усугубляется неравенство в мире людей, расширяются масштабы потребительства, прогрессирует «аксиологическая слепота», обостряется противоречие между человеком и техникой, возможно, что в будущем машина совсем заменит человека, и человек не сможет влиять на ее управление. С появлением техники с одной стороны люди освободили себя от тяжелой рутинной работы, однако с появлением различной техники, человеку даже не приходится думать, что отражается на умственной и физической способности человека, порождается лень, невежество, безделье, общество деградирует. Может кино про восстание машин не фантастика и нам пора задуматься, пока вымысел не стал реальностью? Возникает новый класс угроз и опасностей, связанных с формированием информационного общества. С помощью интернета мы можем купить любую вещь или продукт в интернет-магазине не выходя из дома, конечно в этом есть плюс экономия времени, а с другой стороны огромная опасность того, что человек становится замкнутым и изолированным. Почему дел всегда так много, а времени — всегда не хватает?Людей поглотили социальные сети, куда ни пойдешь везде люди, которые не выпускают из рук гаджеты, люди даже не поднимают глаз, не обращая внимания на окружающий нас мир. Можно предположить, что утро большинства людей начнется с проверки аккаунтов «Instagram» и «Facebook», «Вконтакте», «Одноклассники» выискивая новости из жизни всех друзей. Мне кажется, что современным отношениям не хватает здравого смысла. Люди встречаются раз или два в месяц, зачем встречаться чаще ведь мы целый день переписываемся, отправляем смайлики, виртуальные букеты или поцелуйчики. Что-то исчезло. Нужны ли нам отношения, в которых на самом деле так мало искренности? Мы приняли так много неприемлемых вещей: сидеть за обеденным столом с телефоном в руке, спорить с помощью текста, а не живого общения, и рассказывать о каждой минуте своей жизни тысячам людей в социальных сетях. Чего мы добились таким образом? Того, что все в нашем мире постоянно друг другу лгут, обман современности состоит в том, что все отношения, всё общение, все чувства, все кругом стало не настоящим, фальшивым, люди перестали любить и ухаживать друг за другом, имитируя действия в социальных сетях. Интернет, как ожидалось, не сближает нас, а наоборот, мы становимся все более одинокими. Мы вроде вместе, но каждый один. Иллюзия общения, иллюзия дружбы, иллюзия жизни.


Можно сделать вывод, что развитие науки и техники действительно является благом для человечества, но таит в себе непредвиденные роковые предопределения, оказывая воздействие на все стороны социальной жизни. Меняется не только содержание труда, существенные преобразования происходят и во всем строе культуры и современной цивилизации. По существу, рождается новый цивилизационный уклад. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе, все это может привести к необратимым катастрофам — экологической, политической, духовной, что мы и наблюдаем в современном обществе.


Сфера


Последствия научно-технического прогресса


Положительные


Негативные


Экономическая


Человек замещает свой труд работой техники с единственной целью — как можно больше освободить себя от тяжелой рутинной работы, увеличить степень свободы своих действий. Прогресс привел к колоссальным изменениям практически во всех странах, уровень и образ жизни во многих развивающихся государствах быстро меняется и начинает приближаться к уровню развитых стран. Возникновение системы материального стимулирования, снижение трудоемкости, экономия времени, предметов труда.


Падение дисциплины и нравственности, лень, которые влияют на крайне низкую производительность труда и качество продукции, искажение морали, когда хищение на своем производстве возводится чуть ли не в ранг доблести. Возникает жестокость, например, дедовщина в армии; бесчисленные, порой крайне циничные нарушения врачами их морального кодекса — клятвы Гиппократа, обвальный рост преступности — все это в совокупности, с моей точки зрения, отражает признаки генетической деградации нации. Возникает усиление контрастов между бедными и богатыми странами, бедными и богатыми слоями населения. Все заняты только поиском дополнительных доходов, потому что всем для полного счастья катастрофически не хватает денег.


Деньги не делают людей счастливыми, они делают их лишь ещё более мелкими и более ненасытными, но большинство с радостью готовы продать свою душу, сделав её разменной монетой, лишь бы у них было много денег. Современные люди уже настолько увлеклись поиском денег и приобретением на них различных земных благ и наслаждений, что уже окончательно забыли, а зачем именно они в этот мир пришли. В погоне за материальными благами и прочими наслаждениями многие потеряли всё, что только можно потерять: сначала веру, потом ум, потом совесть, а теперь уже даже и страх.


Социальная


Изменения в обществе были огромными. Происходит замена труда человека на работу машин с целью облегчения труда людей, увеличение степени свободы человека, в некоторых чувствах «машина заменяет человека». Большинство населения в развитых странах стало работать в сфере услуг (в том числе сложных: информационных и финансовых), а не в промышленности и сельском хозяйстве. Повысился уровень образования, открываются учебные заведения.


Массовая технизация общества уничтожает всякую индивидуальность как внешней, так и внутренней жизни человека. Техническая цивилизация стремится к тому, чтобы человек стал его частью и перестал быть личностью. Современное поколение предпочитает проводить всю свою жизнь в состоянии жизнерадостного самоуспокоения и полной отрешённости от всех серьёзных проблем. Спасти современную цивилизацию уже невозможно, потому что она сама этого не желает. Возникает чувство затерянности в потоке, чувство греха все возрастают. Люди становятся личностями с завышенной, неадекватной самооценкой, ведущим жизненным мотивом которых будет стремление к потреблению жизненных благ самого разного вида, эгоцентричная позиция, требование собственного признания всегда, во всех жизненных ситуациях. Возникновение техники лишило работы многих людей, поскольку их заменила машина, машина не может научить всему лучше учителя, она с успехом восполняет человеческое общение, все меньше дети заводят друзей, предпочитая играть с компьютером. Люди все меньше ходят в театр, кино ведь с большим удобством можно посмотреть спектакль по телевидению, малоподвижный образ жизни, вызывает рост заболеваний.


Информационная


Изобретение письменности, привело к гигантскому качественному и количественному скачку: появление и внедрение в деятельность, и сознание человека языка,


изобретение письменности,


изобретение книгопечатания,


изобретение телеграфа и телефона; изобретение компьютеров и появление Интернета. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению; Начало постепенной передачи машине выполнения логических функций человека, а в перспективе — переход к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ — принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства. Современная техника позволяет общаться с людьми различных континентов. Можно по телефону побеседовать с коллегами из США, затем, включив телевизор, узнать, что делается далеко на юге Африки, с компьютерными технологиями революционизировалась связь, возможность удаленного общения, торговлю и финансовую деятельность, а также получение и распространение информации.


Компьютер оказывает пагубное воздействие на здоровье и психику людей, дальнейшее развитие компьютерных технологий может коренным образом изменить социальные отношения в обществе. “Изоляция индивида” — без общественного регулирования информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться, как правило, опосредованно — через компьютер. Незнание и, что еще хуже, отсутствие потребности знать своих коллег, соседей по лестничной клетке и родственников — весьма опасное социальное явление. Связь с помощью Интернета, минуя границы, создала то, что называют сетевым обществом, когда люди образовывают различные сообщества по интересам, одновременно участвуя во многих коммуникациях. Интернет, как ожидалось, не сближает. Это скопление одиночества. Мы вроде вместе, но каждый один. Иллюзия общения, иллюзия дружбы, иллюзия жизни. Полная бесконтрольность и анонимность действий в Интернете несет с собой и массу негативных явлений: от вирусных атак, хищений средств до засилья порнографии.


Политико-правовая


Сотрудничество стран в различных сферах деятельности, которое характеризуется глубоким проникновением экономики одной страны в экономику страны-партнера, что приводит к технической и экономической взаимозависимости и прогрессу.


Усиление межнациональной и религиозной вражды усиливает социальную и политическую нестабильность в большинстве регионов мира. Все это угрожает массовыми миграциями людей и ведет к дальнейшему усилению напряженности, к развязыванию новых войн. Войны стали мировыми и угрожают существованию человечества и всего живого на Земле. Проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. В ядерный век человечество впервые за всю свою историю стало смертным, и этот печальный итог был «побочным эффектом» научно-технического прогресса, открывающего все новые возможности развития военной техники.


Экологическая


Изучение взаимоотношений организмов со средой их обитания. Первые экологические исследования о природе, умение прогнозировать погоду, добыча полезных ископаемых, использование природных ресурсов, животных под человеческие нужды.


Приближение глобального экологического кризиса: изменение, климата, деградация биосферы, дисбаланс воды, водных источников, увеличение отходов, огромного количества неутилизируемого мусора (пластиковые пакеты и бутылки), загрязнение почвы, росту уровня загрязнения различными газами, твердыми частицами и туманообразными соединениями атмосферного воздуха. Нестабильность климата (наводнения, бури, ураганы) приносят жертвы, разрушение инфраструктуры, ущерб, а значит ухудшение условий и качества жизни. Заболевания, вызванные загрязнением окружающей среды.Безвозвратные потери видов животных и растительного мира разрушают живую природу постепенно.


Духовная


Человек обладает уникальной способностью и возможностью на высшем уровне материализовать свое мышление и тем самым быть существом не только мыслящим, но и активно преобразующим. Условием создания качественно новой цивилизации является всестороннее развитие культуры как духовного потенциала труда. Материализация культуры и всех ее компонентов на практике и есть цивилизация. Возникновение системы отношений между людьми, отражающей духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство, а также проявления их межличностного духовного общения, например, на основе эстетических, религиозных, нравственных отношений. Возникновение духовных ценностей: взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат


Происходит системный кризис, который охватил три важнейших сферы духовной жизни общества — науку, религию и образование.Снижение уровня нравственности, деградация духовной культуры имеют следствием потерю людьми способности к нормальному взаимодействию, к сотрудничеству. Кино, театр, эстрада, литература, живопись, музыка все слабее выполняют смягчающую, сдерживающую, объединяющую и облагораживающую функцию в отношениях между членами общества. Наоборот, задачей служителей искусства, как будто становится пробуждение низких животных инстинктов: агрессии, увлечения порнографией, эгоистической вседозволенности. Результат такого воспитания немедленно выплескивается в жизнь в многочисленных формах насилия на бытовом, групповом, государственном, международном уровнях.Порождаются личности с завышенной, неадекватной самооценкой, ведущим жизненным мотивом которых будет стремление к потреблению жизненных благ самого разного вида, эгоцентричная позиция, требование собственного признания всегда, во всех жизненных ситуациях, возникает чувство затерянности в потоке, чувство греха все возрастают.


Половая распущенность и смещение принципов (синкретизм) становятся господствующими. Вульгаризация и «пролетаризация» захватывают искусства и науки, философию и язык, религию и этику, нравы и установления.


Технологическая


Изобретение автомобиля позволило человеку значительно улучшить возможность перемещения и в скорости, и в длительности преодолеваемого пути.


Вместе с этим от ДТП в мире каждый день погибает несколько сотен тысяч человек. Значительно ухудшило экологию городов и привело к ряду других негативных факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья человека.


Появились новые, не используемые ранее, конструктивно строительные схемы на основе металлического и железобетонного каркаса. Большое разнообразие строительных материалов, почти полностью заменяет перечень используемых ранее. Новые архитектурно-проектировочные особенности данного этапа привели к возникновению массового много этажного строительства, которое является более экономичным, функциональным и широко используется во всём мире


Рост строительства зданий, домов, приводит к росту городов, стран, на Земле почти не осталось не заселенных мест. Происходит урбанизация, отток населения из сельских местностей в города, рост численности населения Земли.


Здоровья


Развитие медицины привело к возможности планировать семью, и в итоге начался второй этап демографического перехода, то есть снижения рождаемости до уровня, едва обеспечивающего естественное воспроизводство населения.


Угрожающе падают показатели здоровья людей. Наиболее тревожно положение с генетическими заболеваниями и смертностью между сердечно-сосудистыми заболеваниями, алкоголизмом и наркоманией, раком, СПИДом, психическими заболеваниями.

новые материалы, новые технологические процессы и, прежде всего, новые эффективные основы организации общественных действий. (17)Сказанное Джоном Берналом фактически означает, что работа учёного должна в конечном счёте приводить к изменению мира в интересах человека. (18)Соединение мощи знания с принципами научного гуманизма и есть основа подлинного прогресса — прогресса, не подчиняющего себе человека, а верно служащего ему.

(1)Развитие науки не раз ставило перед учёными важнейшие этические проблемы. (2)Сегодня они связаны с ответственностью не только за то, что уже сделано, но и за выбор новых направлений исследований — например, в современной биологии. (З)Возможность манипулирования наследственным материалом клеток, которую дала генная инженерия, внеутробное развитие человеческого эмбриона, проблемы трансплантации органов — эти примеры демонстрируют ситуации, где этические проблемы в решающей степени переплетаются с планированием и осуществлением экспериментальных исследований, с новыми путями практического использования научных открытий.(4)Не секрет, что в среде учёных-естественников преобладает убеждение, будто наука не имеет своей собственной специфической системы ценностей. (5)Но это как раз, на мой взгляд, не исключает, а, наоборот, предполагает, что этика должна выработать определённые моральные нормы, которыми могли бы руководствоваться исследователи в ходе своей работы.(6)Вряд ли стоит повторять, что основным критерием научности выводов исследователя является объективность. (7)Это действительно так, и в науке нет и не может быть места для субъективного фактора. (8)Но наука не только новое знание. (9)Это область приложения коллективных усилий, область сомнений и ценностных оценок, область социальных пристрастий — словом, всего, чем наполнена любая человеческая деятельность. (10)А значит, и ей, науке, принадлежит не последнее место в формировании того комплекса общечеловеческих ценностей, из которых складывается понятие «гуманизм».(11)Учёные не могут закрывать глаза на опасность уничтожения человеческой цивилизации, не могут не видеть нищету, хронический голод и безграмотность сотен и сотен миллионов жителей нашей планеты. (12)Как исследователи, как гуманисты они могут и должны вносить свой вклад в решение этих острейших проблем современности.(13)Джон Бернал, выдающийся учёный и общественный деятель, размышляя о судьбах науки, писал, что первый и самый трудный шаг состоит в том, чтобы использовать наши знания против устранимого зла. (14)А вторым шагом является поиск средств борьбы со злом, против которого сегодня мы ещё бессильны. (15)Продолжение и расширение научных исследований откроет нам глаза на то зло, которое мы пока не различаем. (16)А посему учёные должны неустанно создавать новое и полезное: новые материалы, новые технологические процессы и, прежде всего, новые эффективные основы организации общественных действий. (17)Сказанное Джоном Берналом фактически означает, что работа учёного должна в конечном счёте приводить к изменению мира в интересах человека. (18)Соединение мощи знания с принципами научного гуманизма и есть основа подлинного прогресса — прогресса, не подчиняющего себе человека, а верно служащего ему.

Естествознание 20 века

Наука в начале 20 века

В конце 19 века ученые пришли к выводу о том, что в области физики уже все открыто, и наука дошла до своего предела. Однако в это же время было обнаружено, что некоторые объекты излучают лучи, неизвестные до этого. Пришло понимание, что имеющиеся знания о материальном мире являются недостоверными, появилось противоречие с классической физикой. Согласно представлениям классической физики, мир состоит из неделимых атомов, имеющих массу, а материя является неуничтожимой. Открытие радиоактивности в рамках представлений классической физики означало, что атомы можно уничтожить, а значит, уничтожаема и материя. Эта проблема побудила ученых к изучению структуры атома.

В 30-х годах 20 века ученые открыли элементарные частицы, обнаружена структура атома. Ученые выяснили, что атом состоит из ядра и электронов, вращающихся вокруг него с большой скоростью. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов. В результате этих открытий сформировалась совершенно новая теория – квантовая физика. В истории развития физики это стало революцией.

Исследования, которые велись на уровне атома, перешли на совершенно новый уровень – уровень элементарных частиц. Это привело к углубленному изучению мира, позволило человечеству найти новые способы использования и преобразования материального мира, привело к революции в области техники.

Крупнейшие открытия в естествознании – открытие кванта и дуализма волн и частиц – существенно изменили представления о научной картине мира. в результате произошло создание квантовой механики, которая объясняла процессы, происходящие в микромире. В этот период возникли две фундаментальные теории современной физики – общая теория относительности и специальная теория относительности. Эти теории изменили представления о соотношении времени и пространства, а также движении относительно них.

Великими открытиями этого времени, которые разрушили космологию Ньютона, являются открытие радиоактивного распада, светового давления, а также создание теории относительности, изобретение радио, введение теории кванта. Эти открытия разрушали существовавшие представления о материи, ее свойствах и строении, а также представления о пространстве и времени. В результате этих открытий трехмерное пространство и одномерное время стали относительными проявлениями четырехмерного пространственно-временного континуума. Исходя из этого, течение времени отличается для тех, кто движется с разной скоростью. Микрочастицы имеют свойства и частиц, и волн, тем самым показывают свою двойственную природу.

Замечание 1

Физика является ведущей отраслью естествознания и стимулятором развития других отраслей. Например, изобретение электронного микроскопа привело к развитию биологии, биохимии, физиологии.

Развитие науки и техники во второй половине 20 века

Во второй половине 20 века происходит стремительное развитие науки и техники. К середине 20 века лидирующее положение, наряду с физикой, занимают смежные науки, такие как космонавтика, кибернетика, а также химия. Главная задача химии в этот период заключается в синтезировании веществ с заданными свойствами, синтезе полимеров и получении синтетического топлива. Химики решают задачу получения легких сплавов и материалов, способных заменить металлы в авиации и космонавтике.

Революционные открытия в этот период происходят и в биологии.

В 1950- х годах было открыто строение ДНК, выявлена генетическая роль нуклеиновых кислот. Была открыта роль молекулы ДНК в передаче наследственной информации. Эти открытия позволили создать новые лекарства для борьбы с серьезными заболеваниями, включая и наследственные. Генная инженерия открывает новые возможности по созданию в условиях лаборатории новых видов растений и животных. Эта технология позволяет решить проблему с продовольствием.

Еще одним важнейшим открытием в области биологии является расшифровка молекулярной структуры ДНК. Ученые выяснили, что кодирование синтеза белка является основной функцией генов.

Были открыты молекулярно-генетические механизмы изменчивости, к которым относятся мутация и рекомбинация генов.

В результате этих открытий были заложены основы новой отрасли науки – генной инженерии. Целью генной инженерии является создание новых форм организмов, которые обладают свойствами, ранее отсутствовавшими у них.

В конце 20 века лидирующей наукой становится биология.

В 1960-х годах были изобретены лазеры, которые активно применяются во многих сферах, в том числе и в медицине.

Развитие техники в 20 веке

Изобретение электронно-вычислительных машин вызвало стремительное развитие вычислительной и информационной техники. Успех в изобретении электронно-вычислительных машин стал возможен благодаря революции в области физики. Именно изучение явлений на уровне меньше атома позволили использовать достижения физики для создания электроники.

Новая техника оказалась способной частично заменить способности человеческого мозга. К тому же, такое оборудование намного повысило возможности человека в скорости подсчета операций. Все это обусловило создание важного инструмента для изучения сложнейших вопросов, как теоретических, так и технических. Вместе с тем, новые возможности повысили способность человечества к познанию мира и преобразованию его.

Переворот в науке 20 века совершило и изобретение кремниевого чипа. Эта мельчайшая деталь заменила старые компоненты оборудования, бывшие достаточно громоздкими и одновременно хрупкими. Изобретение кремниевого чипа позволило начать производство электронных машин, меньших по размеру, но превосходящих старые по мощности.

Микропроцессоры нашли широкое применение в производстве электрических приборов, в частности:

  • компьютеров,
  • роботов,
  • телефонов,
  • космических кораблей.

Стремительное развитие электроники привело к кардинальным изменениям и в средствах связи, которые завоевали мир. Информация благодаря этим достижениям науки стала более доступной. Любой человек, имеющий компьютер и телефонную линию, в конце 20 века получил возможность использования Интернета для связи с миллионами людей во всем мире.

Замечание 2

К началу 1990-х годов компьютеры управляли практически всеми технологическими процессами в промышленности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *