Организационная политика: Организационная политика это что такое Организационная политика: определение — Психология.НЭС – Оргполитика – внутренние правила компании. Что это? И «для чего это»?

Содержание

Оргполитика – внутренние правила компании. Что это? И «для чего это»?


В Системе управления Хаббарда (Hubbard Management System) существует такое понятие как оргполитика (организации/компании).

По определению «оргполитика» — сокращение от «организационная политика». Политика — это любой организационный принцип, план или линия действия. Это правила и административные формулы, с помощью которых группа достигает согласия относительно действий и в соответствии с которыми ведёт свои дела.

Часто у руководителей возникают вопросы, что должно быть описано в оргполитике компании. Или что самое важное в таком описании. Или какая оргполитика должна быть составлена компанией (руководством компании) в первую очередь.

Есть хорошие, важные данные в статье Л. Рона Хаббарда «Расширение. Теория оргполитики». Они касаются основных или первейших моментов того, что должно быть в оргполитике.

Например, любая оргполитика должна быть составлена так, чтобы гарантировать развитие, расширение организации: «….когда вы интерпретируете оргполитику, это нужно делать только с точки зрения РАСШИРЕНИЯ, как единственного фактора, определяющего оргполитику»


.

Ещё пара базовых данных из той же статьи, которые определяют, какие первые выпуски по оргполитике (или одни из первых) должны появиться у вас в компании. А если у вас уже есть письменные материалы по оргполитике, пожалуйста, проверьте, учтены ли в них (описаны ли) именно эти моменты.

«Для того чтобы расширяться, любой компании нужно иметь продукт, который пользуется спросом, нужно иметь желание и умение, необходимые для производства и предоставления продукта. Продуктом может быть услуга или вещь».

Посмотрите, есть ли у вас формулировки продуктов — для компании, для разных постов. Понятны ли они. Знают ли их ваши сотрудники. Насколько качественен и хорош ваш продукт. Есть ли описания того, как его производить — производственный цикл. Есть ли описания для разных постов (умение производить продукт).

И следующее данное из этой же статьи:

«Поскольку расширение возможно только по причине существования внешнего спроса на продукт, то, если человек стремится к расширению при отсутствии определённого спроса, он получит войну».

Посмотрите — есть ли у вас описание способов продвижения. Список стандартных действий по продвижению для вашей компании — ежедневных, еженедельных, ежемесячных и т. д. Есть ли человек, который отвечает за это? Есть ли у этого человека описание (оргполитика), что он должен делать и как?

Это только несколько базовых данных в отношении того, что должно быть в оргполитике любой организации.

Я уверена, что если вы проверите только эти моменты и внедрите их или удостоверитесь, что то, что должно выполняться — выполняется, ваша деятельность станет более эффективной, будет в большей степени под контролем, а это, конечно же, повлияет и на ваш доход.

Желаю вам успехов и процветания!

С уважением, Евгения Сухарева
Президент WISE СНГ

Политика (управление) — Википедия


Эта статья о политике как общем управленческом понятии; о политике в значении деятельности государства см. Политика.

Политика в управлении — это система принципов для принятия решений и достижения оптимальных результатов. Политика направляет действие на достижение генеральных целей при выполнении конкретных задач. Путём распределения направлений, которым нужно следовать, она объясняет основные механизмы, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу манёвра в последовательных действиях.


Макс Вебер указывает, что политика — общее управленческое понятие, уточняя при этом, что второе его значение связано с функционированием государства:

Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждении. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни — государством.

Вебер М. Политика как призвание и профессия

Толкотт Парсонс, развивая понятие социального действия, введённое Вебером, отождествил политику с функцией целедостижения в системе социальных действий[1].

Политика — это заявление о намерениях, которые реализуются через процедуры или протокол. Политика, изложенная в виде руководящего документа, как правило, принимается высшим руководящим органом организации, в то время как процедуры или протоколы разрабатываются и принимаются её старшими руководителями.

Термин может применяться для правительства, частного сектора, организаций и групп, а также индивидов. Указы Президента, политика конфиденциальности корпораций и парламентские процедуры — всё это примеры политики. Политика отличается от правил или закона. В то время как закон может вынудить или запретить определенный тип поведения (например, закон, требующий уплаты налогов на доходы), политика — это просто направляющие действия, которые с наибольшей вероятностью позволят достичь желаемого результата.

В самоорганизующихся гражданских обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определёнными группами людей, различающихся по взглядам на основы управления и постановку задач, целей, как например, политические партии, оперирующие различной общественно-политической лексикой и идеологемами. В корпоративных, академических, религиозных учреждениях различия больше заметны по школам подготовки специалистов, мировоззрению, приоритету целей, этнокультурным, культовым, родственным, или материальным предпочтениям. Политика определяет стратегию отношений с другими субъектами через общность или конкуренцию интересов (государство, организация, индивид) во всех сферах взаимоотношений.


Политика может помочь как в субъективных, так и в объективных аспектах принятия решений. В субъективных аспектах политика помогает, если необходимо сравнить ряд факторов перед принятием решения (например, баланс между работой и жизнью[en]). В объективных аспектах политика носит, как правило, оперативный характер (например, политика защиты паролей)[2].

Политика может также относиться к процессу принятия важных организационных решений, в том числе к определению альтернатив, таких как инвестиционная политика или расходные приоритеты, и выбору между ними, исходя из воздействия, которое они будут иметь на будущее государства или фирмы. В корпоративных финансах учётная политика оказывает существенное влияние на финансовую отчетность. Маркетинговая и ценовая политика влияют на занимаемую долю рынка и доходы корпораций. Кадровая и техническая политика определяют особенности производственного процесса на предприятии.

Преднамеренные эффекты[править | править код]

Планируемые последствия политики широко варьируют в зависимости от организации и контекста. В целом, политика, как правило, вводится, чтобы избежать некоторых негативных явлений, которые были замечены в организации, или добиться каких-либо положительных выгод.

Корпоративная политика закупок — пример того, каким образом организации пытаются избежать негативных последствий. Многие крупные компании придерживаются политики, что все покупки выше определенной величины должны осуществляться через формализованный процесс закупки.

Штат Калифорния даёт пример политики, направленной на поиск выгод. В последние годы число гибридных автомобилей в Калифорнии резко возросло, отчасти из-за изменений в федеральном законе, который предоставил 1500 долларов налоговых льгот, а также разрешил использование выделенных полос для владельцев гибридов (эти льготы больше недоступны для новых гибридных транспортных средств). В этом случае государство создало эффект дополнительных выгод от владения и использования гибридных транспортных средств.



Непреднамеренные эффекты[править | править код]

Политика часто имеет побочные эффекты или нежелательные последствия, потому что среда, на которую она стремится влиять, является, как правило, сложной адаптивной системой (например, правительства, общества, крупные компании), вследствие чего политика может иметь контринтуитивные результаты. Если, например, правительство решает поднять налоги, рассчитывая на увеличение налоговых поступлений, то при определённой степени увеличения налогов налоговые поступления могут, вопреки ожиданиям, не только не увеличиться, но даже сократиться в силу оттока капитала или сокращения стимулов зарабатывания денег (см. Кривая Лаффера.)

В политологии, политический цикл является инструментом, используемым для анализа развития какого-либо элемента политики. Это эмпирическое правило сыграло весомую роль в том, как политологи смотрят на политику в целом[3], оно основано на работе Гарольда Ласуэлла.

Одна версия этого правила выделяет следующие этапы:

  1. Определение повестки дня (идентификация проблемы) — признание проблемы, требующей дальнейшего внимания.
  2. Формулирование политики — включает в себя изучение вариантов или альтернативных действий для решения проблемы (оценка, диалог, формулирование и обобщение).
  3. Принятие решения — определение направления действий, нужно ли сохранить статус-кво или изменить его (решения могут быть «позитивные», «негативные», или «не-действие»).
  4. Осуществление — конечное вынесенное ранее решение применяется на практике.
  5. Оценка — оценивается эффективность политики с точки зрения её намерений и результатов.

Восьмишаговый политический цикл разработан в деталях в The Australian Policy Handbook Питера Бриджмена и Глин Дэвис (теперь с соавторстве с Кэтрин Альтхаус в 4-м и 5-м изданиях):

  1. Идентификация проблемы
  2. Анализ
  3. Консультации (пронизывают весь процесс)
  4. Развитие инструментов
  5. Координация и образование коалиций
  6. Формирование программы: принятие решений
  7. Осуществление политики
  8. Оценка результатов

Политика, как правило, обнародуется путём издания официальных письменных документов. Программные документы часто проходят с одобрения исполнительной власти в организации, чтобы узаконить политику и продемонстрировать, что она считается вступившей в силу. Такие документы часто имеют стандартные форматы, принятые в данной организации. Хотя такие форматы зачастую различаются, программные документы обычно содержат некоторые стандартные компоненты, в том числе:


  • Определение целей, с изложением, почему организация выпускает эту политику, и что является требуемым от неё эффектом.
  • Определение области применения — описание того, кто влияет на политику и какие действия влияют на неё. Это используется, чтобы сфокусировать политику на требуемых целях, и избежать непреднамеренных последствий там, где это возможно.
  • Дата вступления в силу. Изредка можно найти политику с обратной силой.
  • Раздел обязанностей. Например, в закупочной политике может быть определено, что для обработки заявок на закупку создаётся отдельное подразделение.

Теодор Лоуи[en], известный американский политолог, предложил разделить политику на несколько видов, а именно распределительную (перераспределительную), регуляторную, учредительную в своей статье «Four systems of Policy, Politics and Choice»[4].

  • Распределительная политика — задаёт параметры распределения товаров и услуг и расходов на них между членами организации. Примерами являются государственная политика, которая влияет на расходы на социальное обеспечение, народное образование, дороги и общественную безопасность, или политика материального стимулирования в организации.
  • Регуляторная политика — устанавливает ограничения на самостоятельные действия лиц и организаций, или иным образом вводит определённые типы поведения. Примером государственной регуляторной политики является ограничение скоростного режима.
  • Учредительная политика — направлена на создание органов управления или принятие новых законов.

ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ - это... Что такое ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ?




ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ


Совокупность всех решений и мер, принятых организацией для постановки стратегических задач и их достижения

Словарь бизнес-терминов.
Академик.ру.
2001.

  • Покупная стоимость товара
  • ПОЛИТИКА ТОВАРНАЯ

Смотреть что такое "ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ" в других словарях:


  • ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА — общий характер действий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах в организации. В соответствии с ГОСТ Р 12.0.006 2002 Общие требования к управлению охраной труда в организации должна быть разработана… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Политика организации инновационная —   совокупность целей, приоритетов стратегии инновационного развития и управления изменениями организации, сформированных ее менеджментом и реализуемых через систему планирования и проектирования организационного развития. При разработке… …   Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

  • Учетная политика организации — совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и… …   Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • Социальная политика организации — часть политики управления персоналом, включающая в себя все цели и мероприятия, связанные с добровольными социальными услугами фирмы. См. также: Кадровая политика Социальная политика Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • кредитная политика организации — кредитная политика предприятия Выстроенный компанией (предприятием) механизм управления дебиторской задолженностью: прежде всего, определение целей и условий предоставления покупателям продукции товарного (коммерческого) или потребительского… …   Справочник технического переводчика

  • Кредитная политика организации, предприятия — (Сгеdit policy) — выстроенный компанией (предприятием)  механизм управления дебиторской задолженностью: прежде всего, определение целей и условий предоставления покупателям продукции товарного (коммерческого) или потребительского кредита …   Экономико-математический словарь

  • Экологическая политика организации — экологическая политика означает общие цели организаций и принципы деятельности по отношению к окружающей среде, включая соответствие всем соответствующим нормативным требованиям относительно окружающей среды, а также принятие обязательств по… …   Официальная терминология

  • ПОЛИТИКА —         (греч. гос. или обществ. дела, от государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти. Самое… …   Философская энциклопедия

  • политика информационной безопасности (организации) — политика ИБ (организации) Формальное изложение правил поведения, процедур, практических приемов или руководящих принципов в области информационной безопасности, которыми руководствуется организация в своей деятельности. Примечание Политики должны …   Справочник технического переводчика

  • Политика в области обеспечения качества — основные направления и цели эксплуатирующей организации АС или организации, выполняющей работы и предоставляющей услуги эксплуатирующей организации АС в области качества в целях безопасности, установленные руководством эксплуатирующей организации …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Несколько практических советов насчет оргполитики


Роман Вишневецкий

Автор: Роман Вишневецкий,

основатель «РосБизнесРесурс»

Оргполитика (организационная политика) это правила, которые не меняются, ведут команду к достижению цели и на основании которых идёт работа в организации. Оргполитика является законом для каждого сотрудника, и обязательна к исполнению.

Люди, работающие в команде, должны знать правила игры. Как, например, в футболе. Все играют по определённым правилам. Их (правил) немного, и они очень чётко сформулированы. Так вот, правила игры – это оргполитика футбола. Им должны следовать даже самые «безбашенные» игроки, иначе наказание моментально отрезвит самую горячую голову.

Разные люди, работающие в компании, как в футболе, должны «играть» по одним и тем же правилам и стремиться к одной и той же цели. Только в этом случае компания достигнет успеха и процветания. И только в этом случае каждый сотрудник организации может быть уверен в своем будущем. В успешной компании работают успешные люди. Оргполитика вводится для того, чтобы все сотрудники компании знали, каковы правила, которыми руководствуется организация: что делать необходимо, а какие действия и поступки являются недопустимыми. Оргполитика создается не для ограничения свобод и прав сотрудника, а для их защиты.

Оргполитика бывает общей (для всех) и узкой (для конкретной должности).

Для того, чтобы соблюдать оргполитику, сотрудники должны её знать. Поэтому вся оргполитика, и общая, и узкая, должны быть включены в должностную инструкцию.

Есть правила, которые очевидны для всех. Настолько очевидны, что «зачем их писать – и так ясно, потому что по-другому просто нельзя». Ведь и так совершенно очевидно, что на работу надо приходить вовремя, абсолютно понятно, что приказы надо исполнять, и ясно, как божий день, что использовать оргтехнику в личных целях нельзя, а уж то, что, уходя, надо сдавать офис на охрану, известно любому болвану. Всё это так и, конечно, само собой разумеется, но почему-то сотрудники на работу опаздывают, приказы теряют, на компьютерах чатятся в соцсетях, и (о ужас!!!) забывают поставить офис на охрану.

«Можно подумать, если я всё это напишу и заставлю их прочитать, что-то измениться!» – саркастически скажете вы.

Изменится, друзья мои! Ещё как изменится! Так изменится, что вы будете изумлены!

Поэтому, вот вам мой совет:

  1. Составьте список всех таких «само-собой разумеющихся правил».
  2. Напишите каждое правило, изложив его так, чтобы любой идиот мог его понять.
  3. Составьте список всех управленческих решений, которые приносили вам успех. Это может быть всё, что угодно. К примеру, вы затеяли игру между сотрудниками отдела продаж и получили всплеск дохода. Или вы начали продвижение каким-то специфическим образом и это принесло успех.
  4. По каждому пункту списка из п.3 напишите оргполитику Сделайте каждое успешное действие правилом в компании.
  5. По каждой оргполитике, составленной в п. 2 и 4, напишите приказ о её внедрении и добейтесь, чтобы всё было внедрено – т.е. правила соблюдались, а успешные действия повторялись регулярно.

Проработайте эти пять пунктов и результат не заставит вас долго ждать.

Вишневецкий Р.Ф.

Генеральный Директор консалтинговой компании

«РосБизнесРесурс»

Организационная политика. Юрий Андропов: реформатор или разрушитель?


Организационная политика

Главный талант, которым обладал Андропов, — это талант политического интриганства.

В. А. Казначеев [18. С. 49].

При Андропове аппарат вырос в неимоверной прогрессии.

Процитируем тонкого наблюдателя, бывшего работника бывшего ЦК КПСС, В. Легостаева: «Время Андропова во всех отношениях было «золотым веком» органов КГБ. (…) На органы снизошла манна небесная в виде обилия новых генеральских должностей, назначений, кабинетов, заграничных командировок, штаб-квартир, резидентур, особых отделов (…) Фантастическое увеличение при нем численности личного состава органов госбезопасности. По фигурирующим в печати данным, эта численность была доведена Андроповым при содействии Брежнева до 480 000. В 1940 г. НКВД СССР имел в своих штатах чуть более 32 тыс. оперативных сотрудников… (То есть более чем 8-кратный прирост — А. Ш.).

Они занимались тем, чем на генетическом уровне предписано заниматься любому чиновничьему сообществу, то есть создавали сами для себя и для других людей проблемы и при этом по экспоненте размножались. Где есть чиновники, там есть проблемы. (…) Чем больше чиновников — тем больше проблем. Где много чиновников в белых халатах — там много больных; где много чиновников в рясах — там много грешников; где много пузатых чиновников в погонах и с полосатыми жезлами в руках — там больше всего нарушений ПДД; где много чиновников от государственной безопасности — там непременно будет много всякого рода шпионов, террористов и других злодеев. Обратите внимание, сейчас на земном шаре плотность спецслужб на единицу территории максимальна за всю историю человечества. И что, разве мир стал более безопасным? Отнюдь. При посадке на авиалайнер служба безопасности изымает ныне у пассажиров даже миниатюрные пилки для ногтей. Конечно, не потому, что пилкой будто бы можно завалить авиалайнер. Просто где-то есть чиновник, который, возможно, получил за эту идею повышение в классе. Чиновник в любой ситуации придумает, чем отчитаться о проделанной работе перед начальством» [19. № 5. С. 5].

Уже покидая Лубянку, Юрий Владимирович высказался на коллегии КГБ СССР в таком ключе: «Многие вопросы нами решены, но жизнь ставит и новые задачи… Не все ладно в самом управленческом механизме страны. Те дела, которые приходится расследовать нашим сотрудникам в последнее время, показывают, что негативные явления происходят в самых верхних эшелонах партийно-хозяйственной жизни. Возникают опасные тенденции, которые мы, конечно, преодолеем. Так что недопущение случаев коррупции, как это называют наши идеологические противники, — это тоже важная задача для чекистов сегодня» [20].

И лишь накануне окончательного погрома СССР комитетчики в лице начальника ПГУ Л. В. Шебаршина раскрыли и сам факт наличия «организационного оружия», и дали прямой ответ на возникший вопрос интересующимся в лице главного редактора газеты «День» А. А. Проханова [21. С. 331–334].

И до прихода Ю. В. Андропова на площадь Дзержинского все и вся было под колпаком КГБ. Но он довел это дело до совершенства. Особенно это касается тех структур, которые расположены рядом с Лубянкой: Кремль, здания ЦК КПСС на Старой площади и проч. Возникло явление, которое называют то чекизацией [22. С. 53, 236–258]; то кагэбизацией [7. С. 209]; или андропологизацией [23. С. 98]. Словом, всяк найдет на свой вкус. Как говорили по этому поводу любители игры слов, «чрезвычайная комиссия превратилась в нейтральный комитет». Советник А. А. Александров-Агентов пишет в своих воспоминаниях, что услышав эту шутку на улицах Москвы в 1983 г., пересказал ее Генеральному — Юрий Владимирович помрачнел…

Пусть и поздно, но зато откровенно признают: «Я (…) познакомился практически со всей работой нашей партийной, государственной и общественной машины как тайной, так и открытой. Ни одна организация, как я узнал, не существует без представителей КГБ. И я понял, что эта система по мощи и влиянию партии не уступает и существует как параллельная структура.

Хрущев тогда, правда, пытался это положение сломать, подчинить КГБ партии, и частично ему это удалось. Но он не понял, что конфликт партии и тайной полиции был единственной формой взаимного контроля за всем происходящим внутри системы советской власти. Воюя друг с другом, кагэбэшники и партийные лидеры на местах тщательно следили друг за другом, частично предотвращая коррупцию, и, что важно, наверх шла более или менее объективная информация» [24. С. 18].

Дезинформировать руководство и другие органы госуправления можно по-разному. О. Д. Калугин сообщает, что В. А. Крючков «в 1980 г. решил унифицировать информационные потоки, идущие из Кабула. Он считал, что информация, поступающая по каналам партийных органов, КГБ, МИДа и военной разведки, слишком разношерстна, противоречива. Иногда она вызывала у Леонида Ильича очень дурное настроение. В результате унификации информационного потока на стол бывшего Генерального секретаря стала поступать благостная информация о победах советского оружия, о разгроме афганской оппозиции и грядущем превращении Афганистана в нового социалистического сателлита» [25. С. 17–18]. Мы еще коснемся ниже всех аспектов того, как КГБ обернул свои технологии

по дезинформации против политического руководства своей страны. Он силен настолько, чтобы тягаться на равных с высшей в стране властью. Поэтому как минимум в этом контексте можно утверждать, что КГБ становится теневым центром страны и социалистического полумира. КГБ брался за любую работу, чтобы потом заменить собой функции всего государства, и в конце концов подмял его. Именно Лубянке, а не Кремлю давно уже принадлежит большинство властных полномочий.

КГБ к 1985 г. обладал самыми главными инструментами, необходимыми для захвата власти перед осуществлением «перестройки», развитой инфраструктурой, пронизывающей все советское государство, а также всеми методами для реализации замысла. Государство — это в известной степени зло. Но в разведке-контрразведке это дело доведено если уж не до абсолюта, то хотя бы до максимума. Разведка — самый острый политический инструмент, оказалось, что он применим и как скальпель для «расчлененки». Оружие партии оборачивается против дела самой партии.

Но только сильный осмеливается воевать с формально более высокостоящим. А сила у Комитета была. Это было заметно со стороны. Согласно оценке одного советолога, имевшего тесные контакты с ЦРУ: «Через несколько лет после прихода Андропова в КГБ (…) мы столкнулись с более современной службой. Возможно, что эти изменения и возмужание ее кадров начались раньше, но с его приходом они приобрели ускорение. Теперь это были «новые кагэбэшники», они лучше знали язык, обладали специальными знаниями, одевались на западный манер и т. п. Произошли изменения в методологии чекистской работы» (Цит. по: [26. С. 17–18]). Но сам Ю. В. Андропов в бытность Заведующим Отделом по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран ЦК КПСС, по некоторым сведениям, сказал одному из своих подчиненных: «Держи ты этих кагэбистов в руках и не давай им вмешиваться не в свои дела» (Цит. по: [27. С. 549]).

Главное, что сделал Андропов в КГБ, — вернул ведомству всеобъемлющий характер. Компенсировал ущерб, нанесенный сокращениями, проведенными при Хрущеве.

Мы вынесли в отдельное приложение № 1 структуры внутри центрального аппарата КГБ, созданные при Ю. В. Андропове. Отметим, что структурные диспропорции при этом не возникли, как, например, в Комитете Информации, не возникли.

Только и тут стоит понимать все верно. Чуть ли не в каждой книжке пишут, что КГБ-де стал так могущественен, что 5 июля 1978 г. «Комитет Государственной Безопасности при Совете Министров СССР» переименован в «Комитет Государственной Безопасности СССР». Эти авторы просто не понимают сути и всего смысла функционирования государства: дело в том, что согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР все Государственные Комитеты при СМ СССР были переведены в Госкомитеты СССР, думаю, что здесь не глупость, не деза, а присутствует «мы ленивы и нелюбопытны».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Что такое политики, стандарты и процедуры


Что общего и чем отличаются политики, стандарты и процедуры работы? Далеко не каждый может ответить на этот вопрос. Общее понимание вроде как присутствует, но дьявол кроется в деталях, а именно детали в итоге формируют разницу в понимании.  Разность понимания, в свою очередь, оборачивается неоправданными ожиданиями и потерянным временем.



Политики

Политика – это собрание принципов, которым следует компания в своей деятельности. Принципы – это фактически правила поведения, принятые в компании. Надеюсь, вы понимаете, что наличие выраженного принципа вовсе не означает, что его неукоснительно соблюдают? Потому как иногда я наблюдал ситуацию, когда создание политики и ее выполнение считалось тождественным. Но это совсем другая история. Сейчас мы разберемся только с тем, что из себя представляют политики, стандарты и процедуры.

Впрочем, я отвлекся. Вернемся к политике.

Правила поведения и принятия решений, прописанные в политике, могут касаться разных областей деятельности. Например:

  • Политика внутренних коммуникаций
  • Политика качества
  • Политика обслуживания клиентов
  • Политика информационной безопасности
  • Политика управления финансами
  • Политика управления бизнес процессами

и т.д.

Каждый из вышеперечисленных примеров определяет желаемое поведение компании в рамках конкретной области.

Получается, что у компании может быть множество политик – по политике на каждую область деятельности. Хорошо, а сколько их должно быть в таком случае? Для каких областей деятельности нужно создавать политики? Ответить на данный вопрос однозначно не получится. Дело в том, что политики создаются для тех областей, которые являются ключевыми с точки зрения стратегии компании. А  стратегия у каждого своя. Так что только вы можете определить  набор и состав политик.

Вовсе необязательно создавать политику для каждой ключевой области. Вполне допустимо использовать одну политику, которая вберет в себя необходимые принципы из разных областей деятельности. Таким образом, вы можете просто составить список ключевых с точки зрения операционной деятельности вопросов, сформулировать ответы на них и собрать их в виде корпоративной политики.

Хорошая политика помимо ответа на вопрос «как поступать в том или ином случае» даёт ответ на вопрос «почему так следует делать».

В успешных компаниях политики пишутся и принимаются советом директоров или собранием руководителей исполнительного звена, т.к. именно они в конечном счете отвечают за всю компанию и каждого сотрудника в отдельности.

Вопросу управления политиками уделяется довольно много внимания. И это вполне обосновано.

Кстати, если уж вы используете политики в компании, убедитесь в том, что существует соответствующая политика, регулирующая внесение изменений во все остальные. В противном случае, изменение политик станет хаотичным и сведёт на нет все усилия по их созданию. Помните, изменение политики в обязательном порядке должно быть согласовано и подписано каждым, кто принимал политику ранее.

Стандарты

Если политики охватывают вопросы в рамках всей компании, то стандарты задают правила и процедуры контроля, которые помогают политикам выполняться на постоянной основе. Стандарты – это то, что должны делать все сотрудники, чтобы реализовывать политики. Стандарт регулирует какой-то конкретный вопрос, так что стандартов в компании может быть (и скорее всего будет) множество. Например, ГОСТы. Один ГОСТ регулирует лишь один вопрос. Например, существует целый блок ГОСТов, касающийся рабочей документации строительства. Но на каждый конкретный вопрос существует свой стандарт:

  • Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации
  • Система проектной документации для строительства. Общие данные по рабочим чертежам
  • Система проектной документации для строительства. Спецификации
  • Система проектной документации для строительства. Условные обозначения трубопроводов санитарно-технических систем

и т.д.

Для вышеуказанного примера политика будет касаться общих вопросов управления проектной документацией для строительства, а стандарты – конкретизировать отдельные вопросы.

Есть, правда, и исключение в российской действительности. Компании, ведущие международную деятельность, зачастую вынуждены соблюдать два стандарта в области финансовой отчетности – РСБУ и МСФО. Но это исключение.

Технические стандарты содержат спецификации, которые разные производители используют для того, чтобы компоненты или устройства могли использоваться вместе или были совместимы друг с другом.

Стандарты могут быть очень специфичны и применяться только в одной компании. Но каждый стандарт формируется на основании лучшего опыта – опыта компании или отрасли. Нередко стандарты из одних отраслей и направлений адаптируются для других. Например, стандарты по технике безопасности.

Зачастую стандарты направлены на обеспечение безопасности сотрудников и защиту физических и информационных активов компании.

Соблюдение стандартов обязательно.

Как и политики, стандарты должны управляться группой экспертов в области действия стандарта. Поэтому совершенно неправильно, когда, к примеру, отдел кадров управляет стандартом по безопасности труда на производстве. И это ещё не самый «жесткий» пример.

Внесение изменений в стандарты также должно регулироваться явным и понятным образом.

Процедуры

Можно сказать, что процедуры – это инструкции, которые рассказывают о том, как нужно выполнять действия. Правильные стандарты и процедуры являются сквозными, т.е. отражают то, как должны пошагово выполняться определенные операции в рамках более широкого представления – представления политик и стандартов. Процедуры могут применяться и управляться локально, например, в рамках одного подразделения или даже одной должности. Правда, это не означает, что изменение процедур может происходить по другим принципам, нежели изменение политик и стандартов. В любом случае процедура изменения должна включать в себя комплексный анализ влияния на результаты и ход процедуры. Процедура как часть процесса имеет определенный результат, у которого есть клиент. При управлении процедурами необходимо помнить об этом. Также необходимо помнить о соблюдении интересов участников выполнения процедуры.

Для управления процедурами не надо привлекать верхние органы управления, такие, как совет директоров. Однако заинтересованные представители среднего менеджмента должны участвовать в утверждении процедур. Напомню, процедуры связаны с вышестоящими стандартами и политиками, поэтому изменение процедур может затронуть интересы в оба направления.

Процедура с процессной точки зрения

В управлении бизнес процессами понятие процедуры немного отличается от общепринятого. С нашей точки зрения, процедура – это линейная последовательность операций. Процедура позволяет отобразить последовательность действий в виде простого списка и тем самым упростить описание бизнес процесса. 

 

Общие элементы

Общие требования к документации позволяют увеличить вероятность правильного понимания и исполнения документов.

Ясность

Политики, стандарты и процедуры должны быть написаны ясным, понятным для всех языком. Это обязательное и основополагающее требование. Несмотря на то, что разные люди по-разному понимают информацию, необходимо стремиться к тому, чтобы документы были доступны для понимания широкому кругу пользователей. Лично я формулирую требование таким образом: документ должен быть понятен для условного человека с улицы. Это означает, что специалист, имеющий набор базовых знаний в предметной области, должен легко понять, что написано в документе и что с этим делать.

К этому требованию также относится использование максимально простого и живого языка. Чем проще написано, тем проще воспринимается. Только не забывайте о соблюдении грамматических правил.

Единообразие

Не стоит превращать документы в комиксы. Когда от разнообразия картинок, шрифтов, цветов и стилей оформления начинает рябить в глазах. Выбирайте простые стили и единообразно оформляйте элементы. Если жирный шрифт используется для выделения определений, значит, он не подойдет для подчеркивания ключевых мыслей. Размер заголовков должен быть одинаковым для соответствующего уровня заголовка. Не делайте заголовки одного уровня разноцветными и т.д.

Взаимосвязь

Связь между документами должна прослеживаться в каждом документе. Иными словами, если процедура поддерживает выполнение определенного стандарта, который, в свою очередь, отражает действие политики, это должно быть понятно из документа. Изменение процедуры повлечет за собой, в конечном счете, изменения в политике и наоборот.  В документации должна быть иерархия.  Использование интерактивных ссылок существенно упрощает процесс работы с документацией.

Единое хранилище

На сегодняшний день многие компании страдают от одного недостатка, связанного с хранением информации – отсутствием единого онлайн-хранилища. Все политики, стандарты и процедуры должны находится в одном месте, к которому есть доступ у заинтересованных сотрудников. Доступ должен быть открыт для чтения, но не для редактирования. Да, можно (а порой и нужно) разграничивать права по чтению документации.

Редактирование документации может быть открыто только для ответственных. Также должны быть настроены права изменения документа на основании маршрута согласования. То есть документ может быть изменен в онлайн-хранилище, только если его согласовали все ответственные.

Обязательно должен работать поиск по названиям документов и их содержанию. Система тегов приветствуется. Карта документации – высший пилотаж.

Наличие вспомогательной документации

Об этом типе документов часто забывают. К этому типу относятся инструкции, чек листы, описание методик расчетов и т.д. Эти документы предназначены для того, чтобы помогать сотрудникам выполнять определенные процессы, процедуры и т.д. Очень часто отсутствие технических инструкций является весьма серьезным препятствием в успешном внедрении и эффективном использовании того или иного инструмента.

 

В другой статье я обязательно расскажу о всей структуре управляющей документации.


 

Политика предприятия - это... Что такое Политика предприятия?




Политика предприятия

Политика предприятия (enterprise policy)—совокупность видения генеральных целей, принципов ведения бизнеса и управления персоналом. Часто П.п. называют также совокупность решений, принимаемых высшим руководством и ориентированных на достижение прежде всего генеральных целей предприятия (см. Стратегия предпри ятия).

•  Некоторые направления политики предпри ятия:

Политика привлечения банковского кредита (bank loans drawing policy) — часть общей политики привлечения заемных средств, конкретизирующая условия привлечения, использования и обслуживания банковского кредита.


Сюда относится поиск наиболее-эффективных форм и условий привлечения заемных инвестиционных ресурсов в соответствии с потребностями инвестиционной деятельности предприятия.

Политика управления долгом (PDMP, ADMP) — Часть общей стратегии управления структурой капитала предприятия в связи с изменениями внешних обстоятельств. Различаются: пассивная политика управления долгом (ППУД) и активная политика управления  долгом (АПУД)

Политика управления реальными инвестициями (real investment management policy) — часть общей инвестиционной стратегии предприятия, обеспечивающая выбор и реализацию наиболее эффективных реальных инвестиционных проектов на предприятии.

Политика управления рисками (risk management policy) — часть общей инвестиционной стратегии предприятия, обеспечивающая оценку уровня отдельных видов инвестиционных рисков и минимизацию связанных с ними финансовых потерь

Политика управления финансовыми инвестициями (financial investment management policy) — часть общей инвестиционной стратегии предприятия, обеспечивающая выбор наиболее эффективных финансовых инструментов вложения капитала.

Политика формирования собственных инвестиционных ресурсов (owner sources of investment policy) — часть общей инвестиционной стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его инвестиционной деятельности.

Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело.
Л. И. Лопатников.
2003.

  • Полииерархическая структура
  • Политические риски

Смотреть что такое "Политика предприятия" в других словарях:

  • политика предприятия — Совокупность видения генеральных целей, принципов ведения бизнеса и управления персоналом. Часто П.п. называют также совокупность решений, принимаемых высшим руководством и ориентированных на достижение прежде всего генеральных целей предприятия… …   Справочник технического переводчика

  • Политика предприятия в области риска — (risk management policy): документ, устанавливающий принципы организации в области риска, менеджмента риска, обработки риска и основные требования к плану менеджмента риска... Источник: МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА. КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. ГОСТ Р ИСО 17666 2006 …   Официальная терминология

  • ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ УЧЕТНАЯ — (см. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • политика предприятия в области риска — 2.6 политика предприятия в области риска (risk management policy): Документ, устанавливающий принципы организации в области риска, менеджмента риска, обработки риска и основные требования к плану менеджмента риска. Источник: ГОСТ Р ИСО 17666 2006 …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧЕТНАЯ — выбранные предприятием способы ведения бухгалтерского учета, его хозяйственной (уставной и иной) деятельности. Основные требования к учетной политике следующие: полнота, то есть отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной… …   Большой экономический словарь

  • Политика предприятия учетная —   совокупность выбранных методов ведения бухгалтерского учета затрат и доходов, первичных наблюдений, измерений и документальной регистрации, текущей группировки и итоговых обобщений фактов основной, финансовой и инвестиционной деятельности… …   Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

  • Ценовая политика предприятия — (price policy of an enterprise) совокупность мер в области ценообразования, способствующих росту доходов и объемов реализации продукции, одно из направлений экономической политики предприятия …   Экономико-математический словарь

  • ценовая политика предприятия — Совокупность мер в области ценообразования, способствующих росту доходов и объемов реализации продукции, одно из направлений экономической политики предприятия. [http://slovar lopatnikov.ru/] Тематики экономика EN price policy of an enterprise …   Справочник технического переводчика

  • УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ — совокупность выбранных предприятием способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности). К способам ведения бухгалтерского учета относятся:… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ" — положение, принятое Минфином РФ в 1994г. Устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики: в части формирования учетной политики для всех организаций независимо от формы собственности; в… …   Большой бухгалтерский словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *