Функции организации деятельности: Функция организации деятельности – Функции организационной деятельности

Функции организационной деятельности

Содержание

 Введение 3

1. Понятие и классификация функций организационной деятельности 4

2. Функция мотивации в организационной деятельности 11

3. Контроль как функция организационного процесса 16

Заключение 22

Список литературы 23

Введение

Решение проблемы оптимизации руководства и в теоретическом и в прикладном аспектах должно начинаться с изучения функций руководителя. Под функцией в данном случае можно понимать «совокупность однородных повторяющихся задач, которые необходимо решить для обеспечения нормальной жизнедеятельности данной системы, ее перевода из одного состояния в другое, более полно отвечающее предъявляемым требованиям».

При классификации функций организационной деятельности используются различные критерии. Многие исследователи, говоря об этих функциях, рассматривают последовательно стадии управленческого цикла. Начало такого подхода относится еще к работам одного из основоположников научной организации труда и управления на Западе А. Файоля, который выделял следующие элементы «административных операций»: предвидение, организацию, распорядительство, согласование, контроль.


1. Понятие и классификация функций организационной деятельности

 Организаторская деятельность, будучи отнесенной к отдельному человеку, есть не что иное, как система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для достижения общей цели.

Особое место организаторская деятельность занимает в структуре целостной деятельности руководителя. Организаторская работа, отмечал Г.Фишер, есть прежде всего работа организатора . Благодаря организаторской деятельности руководителя члены коллектива включаются в различные виды деятельности.

В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми. В развернутом виде ее структура отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их взаимосвязей:

• усвоение задачи, установление соотношения организаторов и организуемых к условиям задачи;

• подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения;

• определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных;

• распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж;

• внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей;

• учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи;

• определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование;

• работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность;

• итоговый анализ выполнения задачи и оценка индивидуальной и коллективной деятельности (Л.И.Уманский) .


Специфика организаторской деятельности проявляется прежде всего в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности.

Содержание, формы и методы организаторской деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности. Л.И.Уманский отмечал в связи с этим, что конечная цель организаторской деятельности задается, как правило, не самим организатором, а другим человеком или группой людей.

Своеобразная отстраненность организаторской деятельности от результатов деятельности тем не менее обнаруживает свою эффективность в количественно-качественных показателях продуктивных и непродуктивных видов деятельности. В то же время о ее эффективности можно судить и по таким критериям, как уровень развития коллектива, обученность и воспитанность, характер сложившихся взаимоотношений, сплоченность группы. Однако основной продукт организаторской деятельности всегда носит психологический, идеальный характер.

По своим внешним характеристикам организаторская деятельность проявляется как исполнительская, практическая. Однако она прежде всего и главным образом — внутренняя, психологически творческая. Исполнительский и творческий характер организаторской деятельности определяют ее внутреннюю противоречивость, обусловленную диалектикой цели и средств ее достижения.

Деятельность организатора, как и любая другая, строится на основе переработки поступающей информации. Важнейшей для организаторской деятельности является психологическая информация о свойствах и состояниях коллектива и его отдельных членов. Отсюда организаторская деятельность представляет собой различные методы, средства и приемы психологического и педагогического воздействия и взаимодействия .

В ряде работ отечественных авторов рассматриваются функции субъекта управления в соответствии с этапами управленческого цикла. Приведем в качестве примера два наиболее обстоятельных перечня этих функций. К их числу, по мнению И.М.Герчиковой, относятся :


а) организация управляющей системы;

б) выбор целей;

в) прогнозирование;

г) планирование;

д) информация;

е) решение;

ж) организационная и массовая деятельность;

з) контроль;

и) оценка эффективности управления.

В. Г. Афанасьев называет следующие основные управленческие функции:

а) выработка и принятие управленческого решения;

б) организация;

в) регулирование и коррегирование;

г) учет и контроль.

К этому перечню он добавляет еще одну функцию, соответствующую не одной какой-либо отдельной стадии управления, а всему управленческому циклу в целом. Это функция сбора и преобразования информации. В. Г. Афанасьев и Ю. А. Тихомиров подчеркивают относительность выделения указанных функций на оси членения управленческого цикла, поскольку в реальной практике управления все функции неразрывно связаны друг с другом и взаимопереплетены.

В отличие от специалистов по управлению, психологи и социологи, рассматривая функции руководителя, берут за основу классификации не управленческий цикл, а всю структуру деятельности руководителя в трудовом коллективе. При этом очевидно, что руководитель должен рассматриваться не только в рамках своей административной роли, но также с учетом всего многообразия его социально-политических и воспитательных обязанностей.

К числу первых работ в данном направлении относятся исследования Л. И. Уманского, рассматривавшего организаторскую деятельность как конечное звено в системе управления людьми. При этом подчеркивается, что в первичных коллективах руководящая деятельность сливается с организаторской деятельностью .

Первая функция данной деятельности состоит в интеграции личностей, что осуществляется посредством ознакомления их с общей задачей, определения средств и условий достижения цели, планирования, координации совместного труда, учета, контроля и т. д.



Следующей функцией организаторской деятельности называется функция коммуникации. Имеется в виду установление и горизонтальных коммуникаций внутри первичного коллектива, и внешних вертикальных коммуникаций – с вышестоящими организационными подразделениями.

Третьей и четвертой функциями организаторской деятельности называются обучение и воспитание (в самом широком понимании этих слов).

Как отмечает Л. И. Уманский, в любой конкретной организаторской деятельности все указанные функции проявляются в единстве и взаимообусловленности. Они выступают в разных сочетаниях при преобладании то одной, то другой из этих функций.

Е. С. Кузьмин, И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов называют следующие функции: административную (предписание работы, координация индивидуальных действий и надзор за исполнением), стратегическую (определение целей и выбор методов их достижения, планирование и прогнозирование), экспертно-консультативную, коммуникативно-регулирующую, функцию представительства группы во внешней среде, дисциплинарную, воспитательную и психотерапевтическую. А. Г. Ковалев рассматривает функции целеполагания коллектива, планирования, согласования, стимулирования, контроля и воспитания .

По мнению Л. С. Бляхмана, содержание деятельности руководителя раскрывается в следующих его функциях: целеполагающей (определение целей коллектива и средств их достижения), административно-организационной (формирование управляющих органов, распределение заданий между подчиненными, согласование их действий и контроль выполнения решений), экспертной (консультация работников), дисциплинарно-стимулирующей (оценка качества работы подчиненных, определение поощрений и наказаний), представительской (перед внешними организациями), воспитательно-пропагандистской (создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, развитие способностей и инициативы подчиненных, подбор и расстановка кадров, участие в обучении резерва на выдвижение).


В отечественной литературе можно встретить и другие перечни функций руководителя, в той или иной степени отличающиеся от приведенных выше.

Действенным средством повышения эффективности управления является оптимальная регламентация работы руководителя на всех ее этапах. При этом отношение того или иного руководителя к своей должностной инструкции выступает в качестве показателя определенного уровня профессиональной культуры труда, характеризующего как данного работника, так и производственную организацию в целом.

Знание и понимание руководителем всего круга своих обязанностей должно непременно сочетаться с его моральной готовностью к их выполнению. Тогда официальные требования со стороны общества к руководителю производства подкрепляются его соответствующими требованиями к самому себе.

В психологической литературе принятие решений рассматривается как один из этапов волевого акта, результатом которого является формирование той или иной цели и средств ее достижения. Принятие решений является неотъемлемым компонентом любой деятельности. «Человек должен принимать решения и при определении цели деятельности, а также подцелей (конкретных задач), и при планировании, и при построении оперативного образа, и при выполнении действий», — отмечает Б. Ф. Ломов .

Важнейшим звеном деятельности руководителя любого ранга является принятие управленческих решений. От степени обоснованности этих решений в значительной мере зависят результаты труда всего производственного коллектива.

В отечественной литературе вопросы организаторских способностей впервые были рассмотрены А. Г. Ковалевым и В. Н. Мясищевым. Наиболее крупный вклад в эту проблематику был внесен коллективом под руководством Л. И. Уманского. Здесь изучались такие вопросы, как природные предпосылки организаторских способностей, структура качеств и свойств личности организатора, специфические свойства и индивидуальные различия личности способного организатора, динамическая структура личности с точки зрения ее организаторских возможностей. Как показывают эти исследования, организаторские способности включают в себя следующие психологические свойства личности:


Психологическая избирательность — способность личности отражать с достаточной полнотой психологию организуемой группы в ходе решения ею общегрупповой задачи.

Практически-психологическая направленность ума — овладение знаниями и умениями в сфере практической психологии, готовность применить их в практике решения организаторских задач.

Психологический такт — наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми.

Данные свойства личности Л. И. Уманский рассматривает в единстве, используя для названия этой триады термин «организаторское чутье» .

Общественная энергичность – способность личности заражать и заряжать своей энергией организуемых людей.

Требовательность – способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.

Критичность — способность обнаружить и выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей.

Три этих свойства Л. И. Уманский также объединяет в целостном образовании, называемом эмоционально-волевой бездейственностью.

Наконец, выделяется такое свойство личности, как склонность к организаторской деятельности, потребность в данной деятельности и стеничность чувств при ее выполнении.

Л. И. Уманский отмечает, что указанные свойства иерархизированы. В этой иерархии первенствует организаторское чутье, на котором базируется эмоционально-волевая воздейственность. Склонность к организаторской деятельности рассматривается как «питательная почва», обеспечивающая «высокий тонус» организаторского чутья и эмоционально-волевой воздейственности.

Плодотворный подход к изучению организаторских способностей разработан Ю. Н. Емельяновым. Он ввел понятие «организаторского потенциала» как «системного качества, характеризующего не только личность, но и параметры той социальной среды, в которой протекает организаторская деятельность данной личности». Это «системное качество» возникает на стыке между обществом, коллективом, индивидом и объектом его деятельности.

При изучении организаторского потенциала Ю. Н. Емельянов предлагает, с одной стороны, анализировать общественно-экономические условия, конкретно-историческую обстановку и вытекающую отсюда специфику организационных структур и должностных правомочий.

С другой стороны, личностная сторона организаторского потенциала «проявляется в системе отношений индивида к окружающей среде и к самому себе». Осуществляемые в соответствии с таким подходом исследования служат целям диагностики и прогнозирования профессионально-должностного соответствия руководителей производственных коллективов.

 

Глава 2. Функции организации деятельности

Когда мы приходим в оперу, то первое, что мы слышим, усаживаясь в кресло, – это многоголосая какофония, производимая оркестром. Музыканты перед началом концерта настраивают свои инструменты. Точно так же любой руководитель должен организовать, а затем настроить работу своего подразделения.

При формировании нового подразделения, скорее всего, всю работу, связанную с организацией деятельности, вам придётся делать с нуля. Описывать технологию, выстраивать организационную структуру, разрабатывать должностные инструкции, ключевые показатели и мотивацию, подбирать и обучать персонал. Но организация нового подразделения происходит очень редко.

Гораздо чаще возникает ситуация, когда вы приходите на новое место работы и сменяете руководителя. В этом случае вам как минимум придётся сначала проверить все настройки и решить, подходят ли они вам. В данной ситуации обычно действует поговорка: «Новая метла по-новому метёт», и вы меняете только то, что вам не нравится (если позволит вышестоящее руководство ?).

Итак, давайте перечислим функции организации деятельности:

1. Постановка технологии работы подразделения.

2. Разработка организационной структуры.

3. Распределение обязанностей.

4. Формирование требований к должности.

5. Детализация обязанностей подчинённых.

6. Наделение подчинённых сотрудников правами.

7. Возложение ответственности на работников.

8. Организация рабочего места.

9. Формирование ключевых показателей.

10. Разработка системы мотивации.

11. Подбор и расстановка кадров.

12. Обучение персонала.

Обратите внимание, функции расположены в определённом порядке, и этот порядок не случаен. Он выбран таким образом, чтобы руководитель выполнял свои функции в определённой последовательности. Нельзя сказать, что это обязательное условие, но в основном оно оправдано, особенно в период организации бизнеса.

Ниже приведена схема процесса «Организация деятельности подразделения», где отражены не только выполняемые функции, но и документы, которые приходится разрабатывать руководителю при выполнении этих функций.

Функции организации деятельности: Функция организации деятельности – Функции организационной деятельности

Рис. 7. Функции организации деятельности

Давайте рассмотрим каждую из этих функций.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

25. Основные составляющие функции организации

Социально-производственная.
Организация представляет собой группу
людей, занятых трудом как основным видом
деятельности. Главная задача организации
состоит в удовлетворении потребностей
общества в определенной продукции.

Социально-экономическая.
Задача организации состоит в выпуске
продукции необходимого количества для
удовлетворения спроса населения и
определенного качества, соответствующего
требованиям современного индустриально
развитого общества. Экономическая
функция организации направлена на
получение прибыли в результате реализации
своей продукции.

Социально-техническая.
Деятельность организации заключается
не только в обслуживании техники и
соблюдении норм и правил технологического
процесса, но и в создании новых техник
и технологий, их конструировании,
модернизации и реконструкции с целью
достижения уровня мировых стандартов
и конкурентоспособности на мировом
рынке.

Управленческая.
Задача организации состоит в создании
условий для роста производительности
труда, подбора и расстановки как
исполнительного, так и управленческого
персонала, обеспечения налаженной
системы организации производственного
процесса.

Психолого-педагогическая.
Эта функция заключается в формировании
благоприятного социально-психологического
климата в организации, оказании помощи
со стороны кадровых работников в
социальном и профессиональном становлении
молодых, создании системы повышения
профессиональной квалификации всех
работников.

Социально-культурная.
Организация нацелена на создание не
только предметов массового потребления,
но и предметов, представляющих материальную
и духовную ценность для общества. Такие
произведения культуры, как технические
новшества, уникальные технологии,
создаются ныне не одиночками, а целыми
группами людей в процессе совместной
творческой работы.

Социально-бытовая.
Для нормальной, бесперебойной, экономически
выгодной работы необходимо создать
работникам фирмы определенные
социально-бытовые условия. К сожалению,
в настоящее время при экономической
нестабильности далеко не все предприятия
в состоянии обеспечить даже необходимое
в этой области. Однако о важности
выполнения этой функции руководителям
и предпринимателям забывать не следует.

Таким
образом, деятельность организации
представляет собой комплекс взаимосвязанных
социальных, производственных,
психологических и прочих функций. Четкое
выполнение группой своих функций
является залогом эффективности ее
работы.

26. Мотивация и мотивирование в системе менеджмента. Категории мотивации.

Мотива́ция —
побуждение к действию;
динамический процесс психофизиологического плана,
управляющий поведением человека,
определяющий его направленность,
организованность, активность и
устойчивость; способность человека
деятельно удовлетворять свои потребности.

Сущность
и основные категории мотивации

Путь
к эффективному менеджменту лежит через
понимание того, что движет человеком,
что побуждает его к деятельности, какие
мотивы лежат в основе его действий.
Мотивация как одна из функций менеджмента
— это процесс создания у работников
организации внутреннего побуждения к
действиям для достижения организационных
целей в соответствии с делегированными
им обязанностями и сообразно с планом.

Поведение
человека всегда мотивировано. Он может
трудиться усердно, с воодушевлением и
энтузиазмом, а может уклоняться от
работы. Всегда следует искать мотив
такого поведения.

Традиционный
подход к мотивации основывался на вере
в то, что сотрудники — всего лишь ресурсы,
активы, которых надо заставить эффективно
работать. Технический прогресс радикально
изменил отношение к труду и повседневному
существованию. В результате менеджер
ежедневно сталкивается с проблемой
мотивации деятельности сотрудников —
как направить их энергию на имеющуюся
работу.

Стремление
человека реализовать себя в своём деле
бесспорно — так он устроен. Там, где
управление и организация труда
предоставляют сотрудникам такие
возможности, их труд будет высокоэффективным,
а мотивы к труду ? высокими. Значит,
мотивировать сотрудников — затронуть
их важные интересы, дать им шанс
реализоваться в процессе трудовой
деятельности.1 В.А.
Гончарук «Мотивация и
поведение»: [email protected]

Основными
категориями мотивации являются
потребность, мотив и стимул.

Потребность
— это осознанная необходимость в тех
или иных материальных, культурных
благах, социальных и духовных ценностях.
В психологии под потребностью понимается
особое состояние психики индивида,
отражающее несоответствие между его
внутренними и внешними условиями
деятельности, которое является причиной
осознания человеком эмоциональной
напряженности или неудовлетворённости
и оказывает влияние на формирование
внутренних мотивов его деятельности.
Источником возникновения потребностей
в определенных изделиях является
производство, социальных потребностей
? общественный характер жизнедеятельности
человека, духовных потребностей ?
сознание индивида.

Потребность
является той силой, которая заставляет
людей действовать, производить
материальные, социальные и духовные
блага. Субъективным выражением этого
побуждения к деятельности, сформировавшимся
для каждого конкретного человека под
воздействием окружающего его внешнего
мира, которое отражено в сознании,
является мотив.

Мотив
— это осознанное индивидом побуждение
к деятельности. Вместе с тем он однозначно
не определяет содержание, особенности
и структуру деятельности человека, так
как потребность может быть удовлетворена
различными способами в форме различных
деятельностей. Так, потребность в одежде
может быть удовлетворена путем её
покупки в магазине, кражи, пошива
самостоятельно или в ателье; наконец,
одежду можно попросить, одолжить и т.д.
Здесь уже речь идет об объективных
условиях жизнедеятельности человека,
которые выступают как цели его
деятельности.

Поведение
человека обычно определяется не одним
мотивом, а их совокупностью, в которой
мотивы находятся в определенном
соотношении друг к другу по степени их
воздействия на поведение человека.
Мотивационная структура человека может
рассматриваться как основа осуществления
им определенных действий; она обладает
определенной стабильностью. Тем не
менее, эта структура может меняться: в
частности, сознательно в процессе
воспитания человека, его образования.

Стимулы
выполняют роль рычагов воздействия или
«раздражений», вызывающих действие
определенных мотивов. В качестве стимулов
могут выступать отдельные предметы,
действия других людей, обещания, носители
обязательств и возможностей, предоставляемые
возможности и многое другое, что может
быть предложено человеку в компенсацию
за его действия или, что он желал бы
получить в результате определенных
действий. Человек реагирует на многие
стимулы не обязательно сознательно.

27.
Мотивационный
процесс и его содержание.

Мотивация,
рассматриваемая как процесс, теоретически
может быть представлена в виде шести
следующих одна за другой стадии.

Естественно,
такое рассмотрение процесса носит
достаточно условный характер, так как
в реальной жизни нет столь четкого
разграничения стадий и нет обособленных
процессов мотивации. Однако для уяснения
того, как разворачивается процесс
мотивации, какова его логика и составные
части, может быть приемлема и полезна
ниже приводимая модель. 

Первая стадия
— возникновение
потребностей
.
Потребность проявляется в виде того,
что человек начинает ощущать, что ему
чего-то не хватает. Проявляется она в
конкретное время и начинает “требовать”
от человека,чтобы он нашел возможность
и предпринял какие- то шаги для ее
устранения. Потребности могут быть
самыми различными. Условно можно разбить
на три группы: 

Вторая стадия
— поиск
путей устранения потребности

Раз
потребность возникла и создает проблемы
для человека, то он начинает искать
возможности устранить ее: удовлетворить,
подавить, не замечать. Возникает
необходимость что-то сделать, что-то
предпринять. 

Третья стадия
— определение
целей (направления) действия

Человек фиксирует, что и какими средствами
он должен делать, чего добиться что
получить для того, чтобы устранить
потребность. На данной стадии происходит
увязка четырех моментов: 

  • что
    я должен получить, чтобы устранить
    потребность; 

  • что
    я должен сделать, чтобы получить то,
    что желаю; 

  • в
    какой мере я могу добиться того, чего
    желаю; 

  • насколько
    то, что я могу получить, может устранить
    потребность. 

Четвертая стадия
— осуществление
действия
.
На этой стадии человек затрачивает
усилия для того, чтобы осуществить
действия, которые в конечном счете
должны предоставить ему возможность
получения чего-то, чтобы устранить
потребность. Так как процесс работы
оказывает обратное влияние на мотивацию,
то на этой стадии может происходить
корректировка целей. 

Пятая стадия
— получение
вознаграждения
 за
осуществление действия. Проделав
определенную работу, человек либо
непосредственно получает то, что он
может использовать для устранения
потребности, либо то, что он может
обменять на желаемый для него объект.
На данной стадии выясняется то, насколько
выполнение действий дало желаемый
результат. В зависимости от этого
происходит либо ослабление, либо
сохранение, либо же усиление мотивации
к действию. 

Шестая стадия
— устранение
потребности
.
В зависимости от степени снятия
напряжения, вызываемого потребностью,
а также от того, называет устранение
потребности ослабление или усиление
мотивации деятельности, человек либо
прекращает деятельность до возникновения
новой потребности, либо продолжает
искать возможности и осуществлять
действия по устранению потребности.

Знание
логики процесса мотивации не дает
существенных преимуществ в управлении
этим процессом. Можно указать на несколько
факторов, которые усложняют и делают
неясным процесс практического
развертывания мотивации. Важным факторы
является не очевидность мотивов. Можно
предполагать, догадываться по поводу
того, какие мотивы действуют, но в явном
виде их “вычленить” невозможно.

Следующим
важным фактором является изменчивость
мотивационного процесса. Характер
мотивационного процесса зависит от
того, какие потребности инициируют его.
Однако сами потребности находятся между
собой в сложном динамическом взаимодействии,
зачастую противореча друг другу либо
же, наоборот, усиливая действия отдельных
потребностей — при этом составляющие
этого взаимодействия могут меняться
во времени, изменяя направленность и
характер действия мотивов поэтому даже
при самом глубоком знании мотивационной
структуры человека, мотивов его действия
могут возникать непредвиденные изменения
в поведении человека и непредвиденная
реакция с его стороны на мотивирующие
воздействия.

Еще
одним фактором делающим мотивационный
процесс

каждого конкретного человека уникальным
и не на сто процентов предсказуемым,
является
различие инновационных структур
отдельных людей
,
разная степень влияния одинаковых
мотивов на различных людей, различная
степень зависимости действия одних
мотивов от других. У одних людей стремление
к достижению результата может быть
очень сильным, у других же оно может
быть относительно слабым. В этом случае
данный мотив будет по-разному действовать
на поведение людей. Возможна и другая
ситуация: два человека имеют одинаково
сильный мотив на достижение результата.
Но у одного этот мотив доминирует над
всеми другими, и он будет добиваться
результата любыми способами. У другого
же этот мотив соизмерим по силе действия
с мотивом на соучастие в совместных
действиях. В этом случае данный человек
будет вести себя по-другому. 

Процесс
мотивации очень сложен и неоднозначен.
Существует большое количество различных
теорий мотивации, пытающихся дать
объяснение этому явлению.

Функции организации | Psylist.net

Социально-производственная. Организация представляет собой группу людей, занятых трудом как основным видом деятельности. Главная задача организации состоит в удовлетворении потребностей общества в определенной продукции.

Социально-экономическая. Задача организации состоит в выпуске продукции необходимого количества для удовлетворения спроса населения и определенного качества, соответствующего требованиям современного индустриально развитого общества. Экономическая функция организации направлена на получение прибыли в результате реализации своей продукции.

Социально-техническая. Деятельность организации заключается не только в обслуживании техники и соблюдении норм и правил технологического процесса, но и в создании новых техник и технологий, их конструировании, модернизации и реконструкции с целью достижения уровня мировых стандартов и конкурентоспособности на мировом рынке.

Управленческая. Задача организации состоит в создании условий для роста производительности труда, подбора и расстановки как исполнительного, так и управленческого персонала, обеспечения налаженной системы организации производственного процесса.

Психолого-педагогическая. Эта функция заключается в формировании благоприятного социально-психологического климата в организации, оказании помощи со стороны кадровых работников в социальном и профессиональном становлении молодых, создании системы повышения профессиональной квалификации всех работников.

Социально-культурная. Организация нацелена на создание не только предметов массового потребления, но и предметов, представляющих материальную и духовную ценность для общества. Такие произведения культуры, как технические новшества, уникальные технологии, создаются ныне не одиночками, а целыми группами людей в процессе совместной творческой работы.

Социально-бытовая. Для нормальной, бесперебойной, экономически выгодной работы необходимо создать работникам фирмы определенные социально-бытовые условия. К сожалению, в настоящее время при экономической нестабильности далеко не все предприятия в состоянии обеспечить даже необходимое в этой области. Однако о важности выполнения этой функции руководителям и предпринимателям забывать не следует.

Таким образом, деятельность организации представляет собой комплекс взаимосвязанных социальных, производственных, психологических и прочих функций. Четкое выполнение группой своих функций является залогом эффективности ее работы.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Социальная психология:

организация. Сущность организации как функции управления и составляющие ее элементы (стр. 1 из 5)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….……….……..3

1. Характеристика организации как функции управления

1.1 Понятие функции управления………………………………..………..…5

1.2 Содержание функции организация……………………………………..…6

1.3 Этапы осуществления функции организации……………………………9

1.4 Принципы осуществления функции организация………………………13

2. Делегирование полномочий

2.1 Определение понятия делегирование полномочий………………….…17

2.2 Типы полномочий……………………………………………………..…19

2.3 Этапы делегирования………………………………………………………21

3. Анализ состояния менеджмента в ООО «Руслана»

3.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Руслана»…..24

3.2 Причины низкой эффективности делегирования. Факторы, повышающие эффективность делегирования………………………………….27

3.3 Рекомендации руководителю для повышения эффективности делегирования……………………………………………………………………28

Заключение…………………………………………………………………….…31

Список используемых источников……………………………………………..32

ВВЕДЕНИЕ

Время, в которое мы живем, — эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но неизбежную и необратимую перестройку. В экономике – это переход от административно-командной системы к рынку.

Актуальность настоящего курсового исследования заключается в том, что сегодня России, как никогда, нужны системы управления, которые бы обеспечили предприятию или фирме достижение стандартов производства мирового класса, высокий уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Наиболее распространенным в решении любых проблем в современном управлении является научный подход, так как он является наиболее эффективным и малозатратным. Научный подход подразумевает предварительный анализ ситуации – то есть изучение опыта решения аналогичных проблем. Выявление наиболее эффективных методов управления, возможно эффективной модели менеджмента полностью позволит при необходимости в дальнейшем рассмотреть их использование в менеджменте России с тем, чтобы ликвидировать недостатки современного управления переходного типа. Организация как основная функция менеджмента – тема, необходимая при изучении основ менеджмента.

Вопросы выделения функций управления нашли отражение в работах многих ученых, начиная с представителей классической школы — Ф.У.Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, Л. Урвика, М. Блюмфилда, М.Вебера и др., до современных исследователей процесса менеджмента. Формирование новой системы взглядов на выделение функций управления и организацию управленческой деятельности происходит благодаря работам таких зарубежных исследователей, как М. Альберт, И. Ансофф, Д. Бодди, П. Друкер, М.Х. Мескон, Г. Минцберг, Р. Пейтон, Т.Д. Питере, Р.Х. Уотермен, Ж.Р. Филлипс, Ф.Хедоури, А.Чандлер и др.

Цель курсовой работы – исследовать организацию как функцию менеджмента.

Данная цель достигается посредством выполнения следующих задач:

1. Рассмотреть общую характеристику функций управления.

2. Исследовать функцию организации, раскрыть ее сущность и охарактеризовать составляющие элементы.

3. Изучить особенности вопросов организации в ряде иных функций менеджмента.

4. Практическая реализация функции организации.

Теоретическая значимость работы состоит в обосновании значимости функции организации в эффективном управлении предприятием.

Практическая значимость исследования обусловлена его направленностью на научно-методическое обеспечение эффективного управления в условиях современной экономики.

1 Характеристика организации как функции управления

1.1 Понятие функции управления

Управление — это сложный, непрерывный процесс, предусматривающий выполнение следующих функций: планирования, организации деятельности, мотивации и контроля. Реализация управленческих функций направлена на достижение эффективной работы предприятия.

В литературе по управлению до сих пор недостаточно разработана классификация функций управления по четко определенным признакам. Так называемый функциональный подход к управлению обычно представляется как логическая серия этапов, которые может выбирать руководитель, чтобы осуществлять процесс управления. Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели. Выделение каждой функции отдельно делается в процессе исследования и на практике достаточно условно, т.к. они обычно частично совпадают и переплетаются, часто невозможно определить, когда человек исследует или выполняет только одну функцию или где одна функция заканчивается, а другая начинается.

Функции управления — это часть управленческой деятельности. Они определяют формирование структуры управленческой системы. Невозможно найти один, универсальный принцип классификации функций управления. Правомерные различные принципы разделения одного и того же объема управленческой деятельности происходят не только под влиянием объекта управления, но и под влиянием законов, присущих самому управлению.

Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации, от размеров организации, от сферы ее деятельности, от уровня в управленческой иерархии, от функции внутри организации и еще от многих факторов.

Однако, несмотря на все разнообразие, как на это обратил внимание еще в 1916 г. А. Файоль, для всех процессов управления в организации характерно наличие, однородных видов деятельности. Можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основных функции управления:

1. Планирование, заключающееся в выборе целей и плана действий по их достижению, основываясь на оценке потребностей и сдерживающих факторов внешней и внутренней среды.

2. Функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними, исходя из размера предприятия, его целей, технологии и персонала; организует работу, т.е. обеспечивает роботу необходимыми ресурсами и определяет способы выполнения.

3. Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

4. Контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы.

Все эти функции управления являются равно значимыми и очень важными для любой организации, функционирующей на реальном рынке в реальных условиях.

1.2 Содержание функции организация

Одной из важнейших функций менеджмента является организация, носящая комплексный характер и определяющая большинство параметров предприятия как социально-экономической системы. Значение функции организации заключается в создании необходимых условий для реализации поставленных целей. Функция организации — это те задачи, которые должен выполнять менеджер в процессе организовывания работы, то есть:

· формирование, или уточнение структуры организации;

· определение способов управления;

· установление параметров организации, режимов работы ее подразделений и отношений между ними;

· обеспечение организации необходимыми ресурсами;

· создание внутренней культуры.

Структура должна соответствовать целям предприятия, и если такого соответствия нет, то ее необходимо реорганизовать, либо заменить на новую.

При формировании структуры учитываются размеры предприятия, имеющиеся в его распоряжении технологии. Необходимо стремиться к тому, чтобы организационная структура позволяла обеспечить эффективное взаимодействие как между сотрудниками и подразделениями внутри организации, так и взаимодействие с внешней средой. В конечном счете, структура организации должна способствовать выпуску продукции (предоставлению услуг), которая удовлетворяла бы требованиям потребителей.

Формирование структуры организации осуществляется посредством разделения ее на производственные единицы — блоки. Блоки, в свою очередь, могут объединяться в более крупные единицы. Такой процесс называется департаментализацией.

Вообще, делить организацию на блоки можно различными способами. Во-первых, по выполняемым функциям, когда за каждым блоком четко определены его задачи и обязанности — такой процесс будет называться функциональной департаментализацией.

Во-вторых, можно выстраивать блоки организации вокруг видов выпускаемой продукции — продуктовая департаментализация. Как правило, необходимость в этом возникает, когда ассортимент производимой продукции значительно увеличивается.

В-третьих, с ростом организации неизбежно образование департаментов в других городах, областях, странах. Тут уместно формировать структуру организации по территориальному признаку — географическая департаментализация.

В-четвертых, формирование блоков организации может осуществляться, ориентируясь на определенные группы потребителей. Например, магазины, торгующие канцелярскими принадлежностями, можно объединить в группы: обслуживающие или розничных покупателей, или только оптовиков и государственные учреждения — департаментализация по клиентам.

В-пятых, способ деления может состоять в формировании команд людей, специалистов в различных отраслях. Цели данных команд могут быть различными — от разработки нового вида продукции до формирования долгосрочной стратегии развития организации — командная департаментализация.

Большое влияние на структуру организации оказывает избранный способ управления. Именно он определяет ее топологию.

Функции управления организацией и общие функции предприятий

Функции управления организацией

Определение 1

Функции управления организацией – это особые задачи, решаемые путем осуществления специализированной управленческой деятельности.

Реализация любой функции управления осуществляется в рамках комплекса управленческих задач. Между функциями и задачами есть отличие:

  • под функциями понимают повторяющийся в организации вид деятельности,
  • задачами называют деятельность, которая в определенное время преследует достижение требуемых результатов.

Конкретную функцию может выполнять как одно подразделение, так и разделять между собой несколько. При этом на одно подразделение может быть возложено сразу несколько функций (полностью или частично).

Деятельность управленческого аппарата направлена на объединение относительно обособленных, но взаимосвязанных функций. Управленческие функции – основа для определения численности и структуры управленческого персонала.

Функции управления организацией можно разделить на две категории:

  • общие функции управления,
  • специальные функции управления.

К общим функциям управления, сформулированным в начале XX века А. Файолем, относятся:

  • планирование,
  • организация,
  • координация,
  • мотивация,
  • контроль.

Определение 2

Планирование – это функция управления, заключающаяся в определении целей организации и путей их достижения.

Суть планирования заключается в поиске ответов на три ключевых вопроса:

  1. Каково текущее положение дел?
  2. В каком направлении организация рассчитывает двигаться?
  3. Какие методы для этого должны использоваться?

Планирование является не одноразовым действием, а постоянным процессом. План должен постоянно корректироваться в зависимости от изменения условий.

Определение 3

Функция организации состоит в практическом воплощении планов и программ через создание организации, формирование ее структуры и распределение задач и полномочий между подразделениями и отдельными сотрудниками.

Реализовать эту функцию необходимо, поскольку предприятие включает в себя множество неформальных и формальных элементов, которые нужно приводить в соответствие друг с другом, согласовывать и координировать процессы решения разных задач ради достижения общей цели. В организации работают люди, поэтому еще один важный аспект организации как функции управления – определение ответственных за конкретную работу. Для этого руководители подбирают исполнителей, делегируют им полномочия и задания. Люди, которым делегируются задачи, берут на себя ответственность за успешное выполнение задач.

Определение 4

Функция мотивации заключается в том, чтобы обеспечить заинтересованность людей в качественном выполнении работы путем выбора наиболее действенных механизмов влияния на их потребности.

Ранее проблема мотивации сводилась к тому, что людям предлагалось денежное вознаграждение в обмен на прилагаемые ими усилия. Однако более поздние психологические исследования показали, что создание внутреннего побуждения к деятельности является продуктом сложного взаимодействия многих потребностей. Поэтому современные теории мотивации предусматривают использование более сложных схем воздействия на работников.

Определение 5

Функция контроля – это обеспечение обратной связи.

В управленческом контроле выделяют три аспекта:

  • установление стандартов и нормативов, состоящее в точном определении целей, которые нужно достичь к определенному сроку. Этот пункт базируется на результатах планирования,
  • измерение фактически достигнутых к этому сроку результатов, сравнение реальности с целевыми показателями,
  • действия, которые предпринимаются для коррекции обнаруженных отклонений. К примеру, могут пересматриваться цели, если осознается их недостижимость.

Общие функции предприятия

Когда говорят о том, что предприятие или организация функционируют, имеется в виду, что люди в их рамках выполняют некие действия, направленные как на внутриорганизационное взаимодействие, так и на взаимодействие с внешней средой. В ролевом функционировании предприятия функция выступает в социальной интерпретации, являясь частью общей роли, выполняемой любым предприятием в системе общества как системе более высокого организационного уровня.

Общие функции современного предприятия:

  • планирование,
  • маркетинг,
  • предпринимательство,
  • финансы,
  • организация,
  • производство,
  • инновация,
  • информация,
  • социальное развитие.

Каждая указанная общая функция представляет собой определенную работу в сфере управления предприятия в целом. Эти участки работы являются относительно самостоятельными.

Выделяется шесть стадий специализации и разделения труда в управленческом процессе. Они соответствуют сложности и объемам управления предприятием или организацией в целом:

  • на первой стадии сложность управленческих действий невысокая, а объем управления сравнительно невелик. Управлением занимается тот же сотрудник, что и реализует производственные функции (глава семейного предприятия, бригадир),
  • на второй стадии возникает потребность в выделении специального работника для управленческой работы (начальника участка, мастера, руководителя малого бизнеса),
  • на третьей стадии объем управленческой работы увеличивается, и возникает потребность в координации специальных управляющих. Формируется линейная иерархия (группа мастеров возглавляется начальником цеха),
  • на четвертой стадии, вследствие дальнейшего роста сложности и объема управленческой работы происходит специализация управленческих работников для выполнения отдельных функций (появляются учетчики, плановики, контролеры),
  • на пятой стадии для координации деятельности управленческих специалистов вводится отдельный начальник (например, главный бухгалтер),
  • на шестой стадии в результате развития управленческой деятельности функциональная и линейная иерархия объединяются под общим руководством. Руководство превращается в отдельный вид деятельности.

Организация деятельности предприятия как функция менеджмента

Элементы организации как функции менеджмента

Как особая функция управления организация упорядочивает техническую, экономическую, социально-психологическую и правовую стороны деятельности современной организации. Цель функции организации — упорядочить деятельность менеджера и отдельных исполнителей. По причине того, что вся работа выполняется людьми, функция организации позволяет установить, кто должен выполнять именно это задание и какие средства потребуются для этого.

Как функция менеджмента организация включает составляющие:

  1. организационное проектирование;
  2. организация процесса работы.

Функция организация позволяет установить постоянные и временные взаимоотношения между подразделениями предприятия, определить порядок и условия ее функционирования.

Так как концепция организации заключается в сведении воедино сотрудников фирмы, ее задачи связаны с определением миссии, роли, ответственности, подотчетности каждого из них. В процессе организации структурируется работы и формируются подразделения в зависимости от размеров предприятия, его целей, персонала и технологий.

Организационное проектирование

Замечание 1

Организационное проектирование представляет собой разделение организации на блоки, отвечающие ключевым направлениям деятельности по воплощению целей фирмы, данный процесс подразумевает определение полномочии разных должностей, установление должностных отношениями между конкретными лицами в организации.

Организационная структура — это «продукт» процессов организационного проектирования, набор формальных правил, разрабатываемых руководством для эффективного разделения труда и разделения обязанностей среди сотрудников и подразделений. Структура-это характеристика устойчивых связей элементов организации, позволяющая определить сферу контроля менеджмента и скоординировать функции.

Основные этапы организационного проектирования:

  • дробление организации на горизонтальные блоки;
  • определение соотношений полномочий разных должностей;
  • закрепление должностных обязанностей.

Организация процесса работы

Определение 1

Организация процесса работы — это обеспечение функционирования и взаимодействия разных подразделений фирмы для достижения поставленных целей.

Посредством организаторской деятельности, распределения и объединения компетенций и задач, происходит целенаправленное управление отношениями. Организация является средством достижения целей любой организации. Как функция менеджмента организация предполагает не только установление временных и постоянных взаимоотношений всех подразделений предприятия, но и определение порядка и условий функционирования предприятия.

Организация процесса работы — это не только формализация представлений о правах, обязанностях, ответственности, делегировании. В реальности отношения между сотрудниками всегда многообразны по причине разнообразия личностных качеств, представлений о морали, этике, профессионализме, культуре и т.п. Недооценка данной стороны организации влияет на стороны производства, которые плохо формализованы, связаны с творческими процессами.

Итак, организация является функцией управления. Как управленческая функция организация представляет собой:

  • структуру системы в форме взаимоотношений, целей, прав, ролей, видов деятельности и прочих факторов, имеющих место при объединении людей совместным трудом;
  • специфический процесс, с помощью которого формируется и сохраняется организация структура управления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *