Концепция проекта развития организации: Рекомендации по подготовке: Концепции проекта развития учреждения или организации и индивидуального проектного задания – Рекомендации по подготовке: Концепции проекта развития учреждения или организации и индивидуального проектного задания
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Концепция «развития организации»
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Возникает вопрос, как должны осуществляться
изменения, направленные, например,
на перестройку структур, обогащение
работ, привлечение сотрудников к
управлению (участие в управлении).
Некоторые компании имеют в штате
специальных сотрудников, которые
занимаются подготовкой условий для
изменений. Эти сотрудники специализируются
в области, которая известна в настоящее
время под названием «развитие организации».
Их усилия направляются — при поддержке
высшего руководства — на «планомерное
проведение изменений в рамках
подразделений организации с целью
повышения эффективности работы
организации в целом и основаны на
применении бихевиоральной науки».
Концепция развития организации
(РО) в своих теоретических посылках
многое заимствует из работ А. Маслоу,
Ф. Герцберга, Д. Макгрегора, Р. Лайкерта
и К. Ард-жириса, ее истоки можно обнаружить
в первых разработках, посвященных
подготовке и повышению квалификации
управленческого персонала. Исходная
предпосылка концепции РО состоит в том,
что окружающая среда становится все
сложнее и скорость изменений возрастает.
Вследствие этого бюрократические
структуры все меньше и меньше отвечают
предъявляемым требованиям, нужны
более адаптивные структуры. Специалисты
по РО связывают большие надежды с
обучением, а их представления об
идеальной («здоровой») организации
основаны на предпосылках теории
а также на системе 4
Лайкерта» и лучше характеризуются
моделью живого организма, чем механической
моделью.
Развивающейся организации присущи
следующие черты:
1) она приспосабливается к новым целям,
как этого» требуют быстрые изменения
условий окружения;
2) ее члены осуществляют сотрудничество
и управляют изменениями, предотвращая
их разрушительное воздействие на
организацию;
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
3) это организация, в которой есть
благоприятные возможности для роста и
самоусовершенствования (самоактуализации)
ее членов; для нее характерно свободное
общение (открытые коммуникации) и высокое
взаимное доверие сотрудников, поэтому
противоречия разрешаются конструктивно;
4) это организация, в которой участие
каждого уровня в постановке целей и
принятии решений является правилом,
так что работники ощущают свою
вовлеченность в планирование и
управление изменениями.
От специалистов по РО не требуется
предлагать администрации готовые
решения организационных проблем, но
они должны помогать ей развивать
способности к решению таких проблем
и способствовать созданию идеальной
организации. Основным объектом РО
является не отдельный человек и даже
не рабочая группа, а организация в
целом.
Наиболее общие методы и
подходы РО давно известны. Такими
методами являются «управленческая
матрица» и «тренировка чувствительности»,
которые все еще широко используются.
Правда, существует тенденция к замене
«тренировки чувствительности» вне
рабочей обстановки групповой
тренировкой в рабочей обстановке
причем внимание сосредоточивается на
выявлении и устранении барьеров при
общении, конфликтов и тех видов поведения,
которые снижают эффективное исполнение
работы. Более распространенным становится
также упоминаемый ниже подход на основе
«обратной связи» (surwey
feedback).
Оценить усилия по РО непросто, так как
хотя многие из преследуемых выгод и
ощутимы в случае благоприятного
исхода, но измерить их трудно. Трудно
также оценить сравнительную
эффективность различных методов РО.
Можно сделать и критические замечания.
Некоторые специалисты по РО говорят о
подходе на основе бихевиоральной науки,
который, однако, сочетается с теорией
человеческих отношений, не подтвержденной
строгими фактами. Кроме того, реальность
жизни в организации неизбежно представляет
своего рода борьбу за власть, тогда как
многие из методов, предлагаемых для
разрешения конфликтов, пригодны
скорее для сглаживания соперничества
в таком обществе, где все — братья.
Правда, с таким же успехом можно
сказать и другое — что практические
задачи не могут ждать, пока решения ста-
нут лучше, и мы должны использовать те
средства, которыми располагаем
сегодня.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Выше отмечалось, что во многих компаниях
подразделения по РО ограничиваются
в своей работе улучшением межличностных
отношений, однако в некоторых компаниях
предпринимаются также и попытки изменить
поведение сотрудников путем изменения
организационной структуры. В этом
отражается противоречивость подходов
к РО. В то время как Арджирис, например,
подчеркивает необходимость обучения
для изменения личностных качеств
сотрудников как важнейшего условия
изменения поведения, другие авторы
склонны больше внимания уделять
ситуационным факторам, таким, как
перестройка организационной структуры,
изменение целей и измерение
продуктивности работы. Так, И. Кац и Р.
Кан считают, что люди в организации
просто исполняют свои роли и что,
пока эти роли не изменятся, пока не
изменятся поощрения и наказания, а также
экспектации относительно содержания
других ролей, мы не получим желаемого
изменения поведения. Они перечисляют
семь подходов к осуществлению
организационных изменений, уделяя
особое внимание прямой манипуляции
организационными факторами.
1) Информация.
Считается, что
обеспечение информацией представляет
собой реальную, хотя и ограниченную
ценность для осуществления организационных
изменений.
2) Индивидуальное
консультирование и терапия рассматриваются
как попытки, отчасти успешные, преодолеть
некоторые ограничения, касающиеся
только обеспечения информацией.
Однако они также ограничены в том смысле,
что «воплощать новые представления в
организационные изменения целиком
предоставляется исполнителю».
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
3) Влияние
лидирующей группы рассматривается
как, возможно, еще более эффективный
подход к организационным изменениям.
4) «Тренировка
чувствительности». Рассматривается
как распространение концепции лидирующих
групп на изменение поведения сотрудников
и организации в целом и дает наилучшие
результаты, когда направлена на
«приспособление
изменений в поведении индивидов к
организационному климату».
5) Групповая
терапия. Считается,
что групповая терапия, проведенная
в компании «Глейсиер метал» под
руководством Э. Жаке, а затем в
Тавистокском институте человеческих
отношений, дала хорошие результаты и
представляет собой своеобразный симбиоз
«индивидуальной терапии и социальной
психологии организации».
6) Результаты
обследования как средство обратной
связи. Руководитель
обсуждает результаты изучения мнений
и другие релевантные данные с
непосредственными исполнителями с
целью улучшения личных взаимоотношений
и взаимосвязи между ролями в организации.
Эффективность этого метода считается
доказанной.
7) Системные
изменения. Рассматриваются
как наиболее эффективный подход к
организационным изменениям, так как
они основаны на прямом манипулировании
организационными переменными. В
упоминавшемся выше исследовании Н.
Морса и Э. Раймера показано, как при
помощи манипулирования организационными
факторами можно осуществить изменения.
Можно напомнить также, что, по Т. Бернсу
и Д. Столкеру, в «организмической»
организации изменения осуществляются
с меньшими затруднениями. Непосредственное
отношение к проблеме имеет и рекомендация
П. Лоуренса и Дж. Лорша о необходимости
достижения высокой дифференциации и
интеграции в условиях неопределенности,
возникающей из-за нестабильности как
производства, так и рынка. Они утверждают,
что путь к достижению как дифференциации,
так и интеграции лежит в развитии
соответствующих интеграционных
механизмов, способствующих разрешению
конфликтов между функциональными
подразделениями и принятию решений.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
И все же наиболее
распространенным средством изменения
поведения организации стали методы
изменения ценностных установок и стиля
руководства. Одним из таких методов
является «управленческая матрица»,
описанная Р. Блейком и Д. Моутон (рис.
37), которые вслед за исследованием по
лидерству, проведенным в Огайо и Мичигане,
основываются на предположении, что
существует два
важнейших измерения лидерства:
1) внимание к людям;
2) внимание к производству.
Считается также, что эти два показателя
независимы. «Управленческая матрица»
Блейка иллюстрирует это, а использование
методики обучения, основанной на ее
применении, для изменения стиля
руководства представляет собой одну
из попыток практического применения
теории лидерства.
Рис. 37. Управленческая матрица
Блейк и Моутон утверждают, что каждому
руководителю присущ свой стиль
руководства, проявляющийся в том,
насколько он внимателен к производству
и к подчиненным. Отражение присущего
данному руководителю стиля руководства
на координатной сетке дает данные для
его совершенствования. Ниже приводятся
некоторые характерные стили руководства:
9.1. Управление ориентировано на задачу,
так как основное внимание уделяется
производству.
1.9. Управление в стиле загородного клуба:
управляющий заботится только о том,
чтобы работники были довольны.
1.1. Убогое управление или управление,
при котором быть менее внимательным к
людям и к производству нельзя.
Среднестатистическим оказывается тот
руководитель, который по-разному
относится к каждому из своих подчиненных,
и потому оценка его стиля руководства
в среднем дает 5.5. Блейк утверждает,
что оптимальному стилю руководства
соответствует элемент матрицы с
координатами 9.9 — руководитель
проявляет исключительное внимание
как к производству, так и к людям,
работающим с ним и для него.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Согласно Блейку, необходимо добиться
того, чтобы руководители различных
уровней имели оценку 9.9, для этого им
разработана программа подготовки из
шести этапов. В статье под названием
«Прорыв в развитии организации» Р.
Блейк, Дж. Моутоп, Л. Барнес и Л. Грайнер
сравнили прибыли компании до и после
того, как руководящие работники
компании в 1962 г. прошли подготовку
по методу «управленческой матрицы». По
утверждению авторов, «есть
доказательства, что благодаря программе
«СИГМА» по совершенствованию организации
было сэкономлено по крайней мере
несколько миллионов и увеличилась
прибыль. К тому же, по-видимому, выполнением
программы можно объяснить значительное
повышение производительности труда
служащих в первый год работы». Слабость
их анализа состоит в том, что они
приписывают полученные результаты
исключительно поведенческим факторам.
Они не из тех, кто будет рассматривать
множество конкурирующих гипотез
небихевиорального происхождения,
которыми также можно объяснить
благоприятные результаты. И вследствие
этого в их анализе, по всей вероятности,
перепутаны причина и то, что, предшествуя
результату, тем не менее причиной не
является.
М. Даннет и Дж. Кэмпбел комментируют эти
выводы следующим образом: «Из отчета
кажется очевидным, что в данной организации
за время обучения ее руководящего
персонала по программе «Управленческая
матрица» действительно произошел
поворот к лучшему. Однако подлинная
причина такого поворота гораздо менее
очевидна.
Во всех
ли случаях повышенное
и всестороннее внимание к организационным
проблемам, подчеркивающее необходимость
более продуманного отношения к затратам
и призывающее 800 руководителей различного
уровня быть ближе к сотрудникам, приведет
к таким же результатам?»
Отношение к этому методу противоречиво.
Так, например, Э. Флейшмэн выражает
серьезные сомнения по поводу того, может
ли обучение человеческим отношениям
вообще быть эффективным, а руководство
фирмы «Корнинг гласе» (США) утверждает,
что обучение по методу «управленческой
матрицы» привело к заметному росту как
внимания к людям, так и внимания к
производству.
Одним из методов обучения,
ставших общеизвестными, является
«тренировка чувствительности»,
разновидностью которой является
обучение в Т-группе. Главным пропагандистом
Т-группы является К. Арджирис. Его
собственный взгляд на лидерство связан
с представлением о стремлении людей
к самоусовершенствованию. К. Арджирис
утверждает, что с этой точки зрения
лучшим оказывается такое руководство,
при котором подчиненные получают
возможность самовыражения. Арджирис
утверждает также, что квалификация
является следствием ценностных
установок личности и, если ценностные
установки исполнителя неверны, он
становится медлительным и негибким.
Таких сотрудников необходимо переучивать
путем «размораживания» старых установок
и «замораживания» новых. По мнению
Арджириса, средством исправления
качеств, соответствующих теории X,
и авторитарных установок руководителей
является обучение в Т-группах.
«В основе большинства методов лабораторной
подготовки лежит обучение в Т-группе.
Описать ее в нескольких словах
исключительно трудно. По существу, это
групповой опыт, направленный па
предоставление человеку возможности
максимально раскрыться, создавая для
членов группы и получая для себя
обратную связь; испытать новый стиль
поведения; развить способность
воспринимать окружающих и понимать
собственное поведение.
Т-группа, если она эффективна, предоставляет
также членам группы возможность изучить
природу эффективной работы группы.
Они узнают, как с возможно меньшими
социальными последствиями сформировать
группу для достижения конкретных целей.
Обучение в Т-группе, как правило,
начинается с разъяснения преподавателем
цели занятий, состоящей в том, чтобы
помочь обучающимся:
понять природу своих оценок и своего
влияния на других;
определить, хотят ли они изменить свои
установки и выработать новые;
развить понимание того, каким образом
группы могут препятствовать или
способствовать развитию личности и
принятию решений».
Арджирис признает, что «нужно провести
большое количество исследований, чтобы
узнать точно, в чем заключается
положительный эффект лабораторной
подготовки». По мнению же Даннета и
Кэмпбела, эффективность Т-группы не
доказана. На основе анализа фактических
данных эти авторы приходят к следующему
выводу:
«Основываясь на этих наблюдениях, мы
заключаем, что, хотя доказательство
изменения поведения в результате
подготовки и представлено, оно серьезно
ограничено двумя основными соображениями.
Во-первых, полученные результаты
можно также объяснить наличием большого
числа косвенных факторов. Во-вторых, ни
в одном из исследований не приводятся
доказательства того, что изменение
поведения на работе оказывает
сколько-нибудь благоприятное влияние
па фактическую эффективность
выполнения работы. Таким образом, мало
доказательств того, что для
сколько-нибудь значительной доли
обучающихся более или менее существенное
изменение поведения в результате
лабораторной подготовки или обучения
в Т-группе отражается па их работе».
То, что влияние руководителя
зависит в некотором смысле от того,
насколько его поведение способствует
осуществлению целей его подчиненных
или членов его группы, признают все. Мы
видим, что для некоторых ученых,
придерживающихся бихевиоральных
концепций, это
означает, что лучшее
поведение руководителя — это поведение,
ориентированное на подчиненного или
поддерживающее подчиненных. Согласно
теории мотивации В. Врума, готовность
оказать поддержку подчиненному,
ориентация на подчиненного и т. д. только
в тех случаях приводят к более сильной
мотивации, когда подчиненные осознают,
что такое поведение руководителя зависит
от эффективности их работы.
Независимо от того, осуществляются
изменения путем воздействия на
поведение индивидов или путем
манипулирования организационными
факторами, поощряющими такие изменения,
всегда остается необходимость в
сотрудниках, которые ощущали бы разницу
между желаемой и фактической
эффективностью работы. Для этого
требуется, чтобы в организации были
сотрудники, специально изучающие
благоприятные возможности и потенциальные
трудности. В этой связи особое значение
иногда придается комитетам и комиссиям
как механизму изучения ситуации и
подготовки рекомендаций. Так, например,
Э. Дауне утверждает, что комитеты:
1) узаконивают открытое обсуждение
изменений;
2) обеспечивают необходимую
экспертизу;
3) являются признанной ареной
для заключения сделок и принятия
компромиссных решений;
4) узаконивают сферы влияния;
5) позволяют подробно изучить опыт
организации.
И все же слишком часто те, кто призывает
к изменениям, надеются, что изменения
коснутся кого угодно, только не их самих.
Поэтому основная проблема, возможно,
заключается в том, чтобы заставить
каждого понять, что он тоже может испытать
воздействие изменений и что комитет
также может этому способствовать.
Конечно же, и у комитетов есть свои
недостатки: они медленно работают; чем
больше представлено точек зрения, тем
больше изменений предлагается, однако
тем меньше их принимается, поскольку
выступающих «против», как правило,
больше, чем выступающих «за».
4.5. Маркетинговая концепция проекта (МКП). Общая концепция (стратегия) развития проекта
Вопрос необходимости разработки маркетинговой концепции проекта (МКП) является достаточно спорным. Это не столько утверждение автора, сколько отражение практики современного российского девелопмента. Влияет на отношение компаний к маркетингу проектов обширный комплекс факторов: качество и структура развиваемых проектов, состояние рынка, уровень корпоративной культуры, технологический уровень компании и т.д. Диапазон отношений к необходимости подробной маркетинговой проработки будущего проекта включает, с одной стороны, полное отрицание ее необходимости: «Зачем нам это? Мы на рынке уже 5/10/20 и т.д. лет и лучше любого маркетолога или консультанта знаем, что здесь строить!» С другой стороны, бывает что глубина этой проработки оказывается избыточной по отношению к рассматриваемому проекту – иногда достаточно провести анализ конкурентных предложений по объектам-аналогам, тем более, если строящийся объект не относится к высоким ценовым категориям.
Очевидно, что истина лежит где-то посредине. Глубина маркетинговой проработки проекта должна зависеть от комплекса факторов, перечисленных выше. При этом может изменяться, как состав участников процесса (от собственных, в том числе непрофильных, специалистов компании до привлеченных компаний-консультантов, в том числе имеющих глобальную филиальную сеть), так и содержание выполняемых операций. Но!!! Это то, с чего должен начинаться любой проект.
Продвижение проекта без четкого понимания качества продукта, требуемого рынку, приводит обычно к 2 последствиям:
- Чрезмерным затратам компании при строительстве объекта, возникающим как следствие завышенного качества проекта, которое рынок в его текущем состоянии не готов воспринимать и оплачивать.
- Заниженной выручке проекта при выведении на рынок продукта, качество которого заметно ниже потребности и ожиданий рынка.
«Непопадание в рынок» развиваемого проекта может обойтись компании потерями от миллионов до сотен миллионов долларов в зависимости от масштаба проекта. Снять потенциал данного рассогласования можно только разработкой комплексной МКП, которая формируется на основании: собственных исследований специалистов компании; комплексных готовых исследований рынка и его отдельных сегментов, приобретаемых у аналитических центров (интернет-центров) недвижимости и консультантов; специализированных исследований объекта будущего строительства, заказываемых у тех же контрагентов, что и комплексные готовые исследования.
Комплексное маркетинговое исследование (формирующее в качестве итога МКП), проводимое компанией на предпроектном этапе развития проекта, является единственным реальным инструментом формирования сбалансированной общей концепции (стратегии) развития проекта. Общая концепция проекта формируется как итог наложения МКП на предварительную концепцию проекта, разработанную на допроектном этапе в ходе процедуры комплексной проверки проекта при вхождении.
Маркетинговая проработка осуществляется на предпроектном этапе и должна быть завершена формированием МКП в срок до начала эскизного проектирования и задолго до выдачи заданий на проектирование стадии «П». Компания в ходе формирования МКП должна определиться с видением состава и качества того проекта, который она собирается строить на рассматриваемом земельном участке, увязав это видение с текущей рыночной ситуацией и тенденциями ее развития. Дальнейшие маркетинговые исследования, осуществляемые по ходу развития проекта, как правило, собственными силами компании, связаны с мониторингом рынка и соответствующей корректировкой МКП.
На качество разработанной МКП влияют 2 основных условия:
- Необходимое условие — широта состава участников. Чем их больше, тем выше потенциал разработки сбалансированной МКП. Однако, состав участников должен адекватно соответствовать объему и стоимости проекта, исключая «стрельбу из пушек по воробьям».
- Достаточное условие — качество и адекватность участия в разработке МКП компании-заказчика, координирующей деятельность всех участников процесса в целях получения сбалансированной МКП, обеспечивающей максимальную эффективность развиваемого проекта.
Ниже представлена сокращенная и отредактированная (из соображений конфиденциальности и для удобства восприятия) маркетинговая стратегия реального проекта квартальной жилой застройки.
Цель реализации стратегии | Целью реализации настоящей маркетинговой стратегии является формирование оптимальной маркетинговой концепции проекта (МКП). Разработанная МКП, должна обеспечить максимальную эффективность проекта. МКП формируется как объединенный результат комплекса маркетинговых исследований, произведенных собственными силами компании и силами привлеченных консультантов. |
Срок реализации стратегии | МКП должна быть полностью сформирована до момента выдачи заданий на проектирование (маркетинговое задание на проектирование) по разработке эскизного проекта застройки и проектных материалов стадии «П» на отдельные объекты, входящие в застройку. МКП актуализируется по мере развития проекта не реже 1 (Одного) раза в квартал. |
Состав разрабатываемой МКП | Маркетинговая концепция проекта включает:
Примечание |
Состав модели проекта и индивидуальных моделей объектов (п.1 МКП) | Характеристики, содержащиеся в разрабатываемых модели проекта и индивидуальных моделях объектов, должны содержать:
Примечание
Для расчета ССР по объектам-аналогам (на предпроектном этапе). |
Этапность разработки МКП | МКП проекта разрабатывается в 2 этапа: 1 этап (до выпуска ГПЗУ) Разработка модели проекта и индивидуальных моделей объектов, входящих в 1-ю очередь застройки. Разработка предварительной модели продаж проекта. Разработка маркетинговых заданий на проектирование в отношении: эскизного проекта застройки; проектных материалов стадии «П». 2 этап (после выпуска ГПЗУ) Разовая актуализация модели проекта в начале этапа, поэтапная разработка индивидуальных моделей объектов, входящих во все очереди строительства кроме 1-й. Детальная разработка модели продаж проекта производится в начале этапа, далее актуализируется 1 раз в квартал. |
Начало работ | В начале предпроектного этапа, сразу после вхождения в проект. |
Состав исследований и участники процесса разработки МКП | В целях повышения достоверности и точности результатов маркетинговых исследований, учитывая масштаб проекта и его расчетные показатели эффективности, необходимо использовать несколько независимых источников маркетинговой информации. Источниками маркетинговой информации должны являться:
Примечание |
МКП приводит структуру и качество проекта в оптимальный баланс с состоянием внешней среды (в первую очередь со структурой и объемом спроса), оказывая при этом формирующее влияние на общую концепцию (стратегию) развития проекта.
В свою очередь, общая концепция (стратегия) развития проекта, разработанная на основе МКП, устанавливает оптимальный баланс между внутренней средой (уровень компетенции компании, ее технологический ресурс) и внешней средой (состоянием рынка) в целях достижения компанией при развитии проекта запланированных показателей его эффективности.
Графическая интерпретация, увязывающая воедино проект, МКП, общую концепцию (стратегию) развития проекта, а также состояние внутренней и внешней среды компании представлена ниже на схеме.
Отражением общей концепции (стратегии) развития проекта является утверждаемая часть КДП проекта (общая схема развития проекта, сетевой график проекта, экономика / бюджет проекта). Общая концепция развития проекта включает в себя: архитектурную часть, организационную часть, финансово-экономическую часть. Внутренняя структура общей концепции и МКП, а также взаимодействие между ними изображено на схеме.
Маркетинговая концепция позволяет максимально адаптировать проект к состоянию рынка и обеспечить дальнейшую реализацию проекта с оптимальным с точки зрения эффективности соотношением «стоимость строительства/цена продажи». Модель проекта оказывает формирующее влияние на архитектурную часть общей концепции проекта, а также опосредованно, через архитектурную и организационную части концепции, определяет показатели расходной части бюджета проекта. Модель продаж проекта определяет показатели доходной части бюджета проекта.
Оптимизация общей концепции (стратегии) развития проекта достигается через сонастройку при помощи организационной части концепции ее архитектурной части с финансово-экономической частью, каждая из которых при этом должна быть приведена в соответствие с моделью проекта и моделью продаж проекта соответственно.
Как написать концепцию развития. Публикации по триз
Правильно инициировать проект означает на четверть обеспечить его успех. Результатом этой стадии является начинающийся проект, определенный как объект управления и имеющий собственную авторизацию. Процесс инициации носит итерационный характер, поскольку ясность результатов его задач возникает не сразу и сопровождается несколькими очень важными решениями. На одном из первых шагов должна возникнуть концепция проекта, роль которой в российской управленческой ментальности бывает не всем понятна, поэтому предлагаю рассмотреть данный вопрос более детально.
Как возникает проект?
Можно ли в современном управлении компании рассматривать создание проекта в отрыве от потенциальных альтернатив, лучшие из которых собираются в проектный портфель? Вероятно, можно, и так происходило достаточно долгое время, пока менеджмент не вышел на определенный уровень понимания этих вопросов. В настоящее время уже достаточно трудно представить ситуацию, когда проектная задача принимается и воплощается обособленно, в отрыве от стратегии развития, программных решений и тщательной процедуры отбора.
Если мы посмотрим на (ЖЦП), то вспомним, что алгоритм реализации этой специфической задачи включает несколько фаз и ключевых судьбоносных моментов (вех). Нулевой точкой отсчета является старт (запуск) проекта, а конечным моментом выступает его закрытие. Но как это ни парадоксально может быть воспринято, запуск не является одномоментным событием. Внутри его и в течение первой концептуальной фазы возникают несколько континуумов, в моменты которых события могут развиваться по противоположным сценариям. И проект может не состояться еще до начала реализации. Это время событий:
- рождения замысла проекта в сознании его инициатора;
- рассмотрения проектной концепции;
- оценки ТЭО и бизнес-плана (в случае, если эти документы предписаны соответствующими регламентами менеджмента компании).
Концепция проекта, одобренная проектным комитетом или первым лицом компании, как раз знаменует начало запуска его в работу. Однако не возникает вывода, что проект окончательно отобран в портфель и должен быть обязательно реализован в тактической перспективе. Возвращаясь к фазам ЖЦП, отметим, что обычно выделяются четыре его этапа: концепция, разработка, реализация и завершение. И если переводить проектную задачу в плоскость процессуального подхода, то в общем смысле можно заключить, что концептуальная фаза и этап разработки по совокупности действий соответствуют процессам инициации и планирования. Однако процессы планирования не заканчиваются с наступлением фазы реализации и продолжаются плоть до завершения.
В этой связи, под концепцией мы понимаем этап концептуального созревания проекта. Такое видение имеет существенное значение для организации проектной деятельности. В философском смысле концепция – это основная мысль, образ понятия и понимания предмета, общий его замысел и т.д. С данной позиции под концепцией часто понимают буквально визуальные образы, модели проектной реализации в строительстве, дизайне и других видах проектной практики. И концепция – это документ, с которым инициатор выходит на презентацию своего замысла к руководству.
(нажмите для увеличения)
Представленный выше алгоритм включает пункт 2, которым обозначен документ (концепция), занимающий центральное, но часто не судьбоносное место. Иногда невозможность найти инвестора или займодателя на приемлемых для проектоустроителя условиях способна заморозить идею. Даже если проект носит локальный характер и не требует глубокой предварительной проработки, ресурсный вопрос и оценка эффективности имеют ключевое значение.
Цели и процедура подготовки концепции
Составление проекта связано с процедурой формализации ключевой идеи. Ее продвижение начинается с представления руководству образа результата и действий в установленной форме и к конкретному сроку. В компаниях с развитым менеджментом этот срок обычно соответствует началу сессии стратегического планирования или составления годовых бюджетов. Желательно, чтобы разработка концепции проекта не была спонтанной инициативой, а носила выраженный систематический характер. В практике управления встречаются разнообразные формы документов концепции. Это связано с присущими бизнесу особенностями, включая специфику отрасли и сложившуюся деловую культуру. Ниже вашему вниманию представлен один из примеров концепции.
(нажмите для увеличения)
(нажмите для увеличения)
Как правило, замысел проекта носит выраженный проблемный характер. Разработка концепции проекта и продвижение его основной идеи следует начинать с оценки состава заинтересованных сторон в решении насущных проблем деятельности компании. При этом мало написать о проблемах, которые испытывают заинтересованные стороны, на полученной основе необходимо выявить критерии достижения эффектов от разрешения затруднений. Алгоритм подготовки концепции состоит из следующего перечня последовательных элементов.
- Описание основной идеи (требуется не всегда).
- Заинтересованные лица, испытываемые ими проблемы и вытекающие из них интересы.
- Цели проекта и критерии их достижения.
- Описание видения (программы) достижения целей.
- Задачи проекта.
- Продукт и его ключевые свойства.
- Основные мероприятия по решению проектных задач.
Помимо обозначенных семи пунктов полезно написать о связи основного замысла со стратегией бизнеса, выразить предварительный прогноз по вероятной стоимости мероприятия и хотя бы приблизительно оценить риски. Главной целью концепции является продвижение идеи автора и первичное убеждение руководства в том, что на нее стоит обратить внимание при портфельном отборе. В отличие от концепции цель иная. Он направлен на авторизацию, определение объекта деятельности, назначение и распределение ролей среди участников.
Для создания проек
4.1. Организационная структура проекта. Общая концепция (стратегия) развития проекта
При развитии проектов компания всегда сталкивается с взаимодействием и взаимовлиянием 3-х ограничивающих факторов — содержание (качество реализации проекта), время (срок реализации проекта) и стоимость (бюджет проекта).
В процессе реализации проекта компания обеспечивает удержание указанных факторов в динамическом равновесии, опираясь при этом на 3 вида доступных ей ресурсов — технологический, административный и финансовый (см. пояснения к Принципу 1). Эффективность компании и проекта определяется тем, насколько минимальный бюджет и срок для реализации проекта требуется компании, что бы в результате развития создать объект строго определенного качества. Или, что очень близко по смыслу (но не тоже самое!), насколько высокого качества объект будет создан при использовании фиксированного бюджета проекта и ограниченном сроке его реализации.
Организационная структура проекта — это тот «боевой порядок», в который компания предварительно выстраивает собственные ресурсы, осуществляя определенные «атакующие действия» (набор бизнес-процессов по развитию проекта), направленные на преобразование пассивной, в лучшем случае, а, как правило, агрессивной внешней среды. Это преобразование параметров внешней среды должно обеспечивать для компании формирование ожидаемой прибыли проекта. Организационная структура проекта является структурной основой эффективного воплощения общей концепции (стратегии) развития проекта.
Пассивно аггрессивная природа внешней бизнес-среды определяется наличием в ней ограниченных или недостаточных условий, требующихся для развития проекта, с одной стороны, а также набором сдерживающих факторов, угнетающих проект, с другой. Основными сдерживающими факторами являются конкуренция и административные барьеры. Высота и степень искусственности административных барьеров обычно находятся в прямой зависимости от уровня коррупционной составляющей внешней среды.
Идеальная организационная структура (или «боевой порядок») проекта формируется на базе доступных компании бизнес-компонентов и бизнеспроцессов. Эта структура должна на любом этапе развития проекта обладать следующими характеристиками:
Эффективность.
Структура проекта на любом этапе его развития должна обеспечивать реализацию уровня эффективности проекта не хуже того, что был определен на момент принятия компанией решения о вхождении.Стабильность.
Структура проекта на разных этапах его развития не должна быть подвержена резким изменениям и может отличаться только лишь количеством и масштабом деталей, увеличивающихся по мере развития проекта.Преемственность этапов проекта.
Детализация более поздних этапов не вступает в противоречие (и тем более не отменяет) элементы структуры проекта, сформированные на предыдущих этапах.
Если попытаться изобразить графически структуру проекта, учитывающую при этом динамику его развития, то результат будет представлять собой восходящую спираль (направление — от исходных условий к запланированным результатам) с расширяющимися по мере развития проекта витками (количество деталей растет от этапа к этапу). Расчетная эффективность проекта в любой точке спирали должна стремиться к значениям не худшим, чем те, что имелись на момент вхождения.
Удержание организационной структуры проекта в области действия описанных выше 3-х характеристик позволяет обеспечить устойчивое развитие проекта, начиная от формирования его общей концепции развития, заканчивая сдачей готового объекта в эксплуатацию и закрытием проекта. Главной особенностью этого развития является тот факт, что вне зависимости от этапа развития проекта, а следовательно, степени и глубины детализации общей концепции развития проекта, его развитие осуществляется приставными шагами, учитывающими не только содержание общей концепции, но и итог реализованных ранее операций по развитию проекта.
Общая концепция (стратегия) развития проекта — это модель проекта, с максимальной полнотой описывающая его внутренне содержание и будущие потребительские свойства, а так же набор действий, требующихся от компании, по воплощению модели проекта в жизнь. Общая концепция проекта детализируется по мере его развития. При этом отдельные элементы концепции переходят в разряд реализованных операций, позволяющих повысить точность прогнозирования планируемых операций. В этой связи процесс развития проекта можно уподобить строительству пирамиды с той лишь разницей, что в данном случае пирамида возводится сверху-вниз — от закладного камня — общей концепции (стратегии) развития проекта к реализации мельчайших деталей проекта, обеспечивающих его полную завершенность. Изображенная ниже схема может быть описана следующим образом в ходе развития происходит постепенная «кристаллизация проекта» в соответствии с утвержденной в начале его реализации общей концепцией развития проекта.
На старте развития проекта принципиально важным является вопрос построения его сбалансированной общей концепции (стратегии), являющейся матрицей для дальнейшего развития. Общая концепция определяет такое содержание проекта, которое позволяет компании получить максимальную отдачу от развиваемого проекта с учетом состояния внутренней (внутрикорпоративной) и внешней среды, а также прогноза трансформации и той и другой среды по мере развития проекта. Маркетинговые исследование, производимые на начальной стадии проекта, позволяют сформировать маркетинговую концепцию проекта (МКП, подробности см. в Главе «Маркетинговая концепция проекта (МКП). Взаимодействие МКП с общей концепцией (стратегией) проекта.»). МКП — это та модель проекта (о ней говорилось выше в определении общей концепции проекта), которая будучи дополнена комплексом операций по ее реализации, формирует в качестве итога общую концепцию (стратегию) развития проекта.
Следует отметить, однако, что результаты развития проекта не всегда соответствуют общей концепции проекта, сформированной в начале его развития в силу непредсказуемости (в относительно длинном интервале времени) изменений не только внешней, что совершенно естественно, но, что удивительно, так как встречается довольно часто, и внутренней среды компании. В этом смысле проект, развиваемый компанией, является «прослойкой» между внутренней и внешней средой, постоянно испытывающей на себе избыточное давление от трансформаций, происходящих внутри и вне компании.
Продуманные общая концепция (стратегия) развития проекта и его организационная структура (см. описание допроектного и предпроектного этапов в Главе «Структура девелоперской компании. Особенности взаимодействия подразделений и исполнителей компании при развитии проектов.») позволяют компании нейтрализовать негативные воздействия на проект изнутри и извне, получив в результате развития проекта требуемые показатели его эффективности.
Эффективная организационная структура проекта должна характеризоваться чередованием операций анализа и синтеза. Анализ (сбор информации, маркетинговые исследования, оценка, актуализация, учет, списание бюджетных лимитов) позволяет оценить текущее состояние проекта на предмет соответствия условиям внутренней и внешней среды. Синтез (формирование бюджета, планирование операций по реализации бюджета, договорная работа, осуществление запланированных операций, актирование выполненных работ) выражается в реализации операций по развитию проекта, осуществляемых в соответствии с результатами произведенного ранее анализа.
Содержание операций анализа/синтеза направлено на преодоление влияния 3 ограничивающих факторов (качество, время, стоимость) в целях реализации общей концепции проекта и достижения утвержденных показателей его эффективности.
КОНЦЕПЦИЯ «РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ»
⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 28Следующая ⇒
Возникает вопрос, как должны осуществляться изменения, направленные, например, на перестройку структур, обогащение работ, привлечение сотрудников к управлению (участие в управлении). Некоторые компании имеют в штате специальных сотрудников, которые занимаются подготовкой условий для изменений. Эти сотрудники специализируются в области, которая известна в настоящее время под названием «развитие организации». Их усилия направляются — при поддержке высшего руководства — на «планомерное проведение изменений в рамках подразделений организации с целью повышения эффективности работы организации в целом и основаны на применении бихевиоральной науки».
Концепция развития организации (РО) в своих теоретических посылках многое заимствует из работ А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Макгрегора, Р. Лайкерта и К. Ард-жириса, ее истоки можно обнаружить в первых разработках, посвященных подготовке и повышению квалификации управленческого персонала. Исходная предпосылка концепции РО состоит в том, что окружающая среда становится все сложнее и скорость изменений возрастает. Вследствие этого бюрократические структуры все меньше и меньше отвечают предъявляемым требованиям, нужны более адаптивные структуры. Специалисты по РО связывают большие надежды с обучением, а их представления об идеальной («здоровой») организации основаны на предпосылках теории Y, а также на системе 4 Лайкерта» и лучше характеризуются моделью живого организма, чем механической моделью.
Развивающейся организации присущи следующие черты:
1) она приспосабливается к новым целям, как этого» требуют быстрые изменения условий окружения;
2) ее члены осуществляют сотрудничество и управляют изменениями, предотвращая их разрушительное воздействие на организацию;
3) это организация, в которой есть благоприятные возможности для роста и самоусовершенствования (самоактуализации) ее членов; для нее характерно свободное общение (открытые коммуникации) и высокое взаимное доверие сотрудников, поэтому противоречия разрешаются конструктивно;
4) это организация, в которой участие каждого уровня в постановке целей и принятии решений является правилом, так что работники ощущают свою вовлеченность в планирование и управление изменениями.
От специалистов по РО не требуется предлагать администрации готовые решения организационных проблем, но они должны помогать ей развивать способности к решению таких проблем и способствовать созданию идеальной организации. Основным объектом РО является не отдельный человек и даже не рабочая группа, а организация в целом.
Наиболее общие методы и подходы РО давно известны. Такими методами являются «управленческая матрица» и «тренировка чувствительности», которые все еще широко используются. Правда, существует тенденция к замене «тренировки чувствительности» вне рабочей обстановки групповой тренировкой в рабочей обстановке[32], причем внимание сосредоточивается на выявлении и устранении барьеров при общении, конфликтов и тех видов поведения, которые снижают эффективное исполнение работы. Более распространенным становится также упоминаемый ниже подход на основе «обратной связи» (surwey feedback).
Оценить усилия по РО непросто, так как хотя многие из преследуемых выгод и ощутимы в случае благоприятного исхода, но измерить их трудно. Трудно также оценить сравнительную эффективность различных методов РО. Можно сделать и критические замечания. Некоторые специалисты по РО говорят о подходе на основе бихевиоральной науки, который, однако, сочетается с теорией человеческих отношений, не подтвержденной строгими фактами. Кроме того, реальность жизни в организации неизбежно представляет своего рода борьбу за власть, тогда как многие из методов, предлагаемых для разрешения конфликтов, пригодны скорее для сглаживания соперничества в таком обществе, где все — братья. Правда, с таким же успехом можно сказать и другое — что практические задачи не могут ждать, пока решения ста- нут лучше, и мы должны использовать те средства, которыми располагаем сегодня.
Выше отмечалось, что во многих компаниях подразделения по РО ограничиваются в своей работе улучшением межличностных отношений, однако в некоторых компаниях предпринимаются также и попытки изменить поведение сотрудников путем изменения организационной структуры. В этом отражается противоречивость подходов к РО. В то время как Арджирис, например, подчеркивает необходимость обучения для изменения личностных качеств сотрудников как важнейшего условия изменения поведения, другие авторы склонны больше внимания уделять ситуационным факторам, таким, как перестройка организационной структуры, изменение целей и измерение продуктивности работы. Так, И. Кац и Р. Кан считают, что люди в организации просто исполняют свои роли и что, пока эти роли не изменятся, пока не изменятся поощрения и наказания, а также экспектации относительно содержания других ролей, мы не получим желаемого изменения поведения. Они перечисляют семь подходов к осуществлению организационных изменений, уделяя особое внимание прямой манипуляции организационными факторами.
1) Информация. Считается, что обеспечение информацией представляет собой реальную, хотя и ограниченную ценность для осуществления организационных изменений.
2) Индивидуальное консультирование и терапия рассматриваются как попытки, отчасти успешные, преодолеть некоторые ограничения, касающиеся только обеспечения информацией. Однако они также ограничены в том смысле, что «воплощать новые представления в организационные изменения целиком предоставляется исполнителю».
3) Влияние лидирующей группы рассматривается как, возможно, еще более эффективный подход к организационным изменениям.
4) «Тренировка чувствительности». Рассматривается как распространение концепции лидирующих групп на изменение поведения сотрудников и организации в целом и дает наилучшие результаты, когда направлена на «приспособление изменений в поведении индивидов к организационному климату».
5) Групповая терапия. Считается, что групповая терапия, проведенная в компании «Глейсиер метал» под руководством Э. Жаке, а затем в Тавистокском институте человеческих отношений, дала хорошие результаты и представляет собой своеобразный симбиоз «индивидуальной терапии и социальной психологии организации».
6) Результаты обследования как средство обратной связи. Руководитель обсуждает результаты изучения мнений и другие релевантные данные с непосредственными исполнителями с целью улучшения личных взаимоотношений и взаимосвязи между ролями в организации. Эффективность этого метода считается доказанной.
7) Системные изменения. Рассматриваются как наиболее эффективный подход к организационным изменениям, так как они основаны на прямом манипулировании организационными переменными. В упоминавшемся выше исследовании Н. Морса и Э. Раймера показано, как при помощи манипулирования организационными факторами можно осуществить изменения.
Можно напомнить также, что, по Т. Бернсу и Д. Столкеру, в «организмической» организации изменения осуществляются с меньшими затруднениями. Непосредственное отношение к проблеме имеет и рекомендация П. Лоуренса и Дж. Лорша о необходимости достижения высокой дифференциации и интеграции в условиях неопределенности, возникающей из-за нестабильности как производства, так и рынка. Они утверждают, что путь к достижению как дифференциации, так и интеграции лежит в развитии соответствующих интеграционных механизмов, способствующих разрешению конфликтов между функциональными подразделениями и принятию решений.
И все же наиболее распространенным средством изменения поведения организации стали методы изменения ценностных установок и стиля руководства. Одним из таких методов является «управленческая матрица», описанная Р. Блейком и Д. Моутон (рис. 37), которые вслед за исследованием по лидерству, проведенным в Огайо и Мичигане, основываются на предположении, чтосуществует два важнейших измерения лидерства:
1) внимание к людям;
2) внимание к производству.
Считается также, что эти два показателя независимы. «Управленческая матрица» Блейка иллюстрирует это, а использование методики обучения, основанной на ее применении, для изменения стиля руководства представляет собой одну из попыток практического применения теории лидерства.
Рис. 37. Управленческая матрица
Блейк и Моутон утверждают, что каждому руководителю присущ свой стиль руководства, проявляющийся в том, насколько он внимателен к производству и к подчиненным. Отражение присущего данному руководителю стиля руководства на координатной сетке дает данные для его совершенствования. Ниже приводятся некоторые характерные стили руководства:
9.1. Управление ориентировано на задачу, так как основное внимание уделяется производству.
1.9. Управление в стиле загородного клуба: управляющий заботится только о том, чтобы работники были довольны.
1.1. Убогое управление или управление, при котором быть менее внимательным к людям и к производству нельзя.
Среднестатистическим оказывается тот руководитель, который по-разному относится к каждому из своих подчиненных, и потому оценка его стиля руководства в среднем дает 5.5. Блейк утверждает, что оптимальному стилю руководства соответствует элемент матрицы с координатами 9.9 — руководитель проявляет исключительное внимание как к производству, так и к людям, работающим с ним и для него.
Согласно Блейку, необходимо добиться того, чтобы руководители различных уровней имели оценку 9.9, для этого им разработана программа подготовки из шести этапов. В статье под названием «Прорыв в развитии организации» Р. Блейк, Дж. Моутоп, Л. Барнес и Л. Грайнер сравнили прибыли компании до и после того, как руководящие работники компании в 1962 г. прошли подготовку по методу «управленческой матрицы». По утверждению авторов, «есть доказательства, что благодаря программе «СИГМА» по совершенствованию организации было сэкономлено по крайней мере несколько миллионов и увеличилась прибыль. К тому же, по-видимому, выполнением программы можно объяснить значительное повышение производительности труда служащих в первый год работы». Слабость их анализа состоит в том, что они приписывают полученные результаты исключительно поведенческим факторам. Они не из тех, кто будет рассматривать множество конкурирующих гипотез небихевиорального происхождения, которыми также можно объяснить благоприятные результаты. И вследствие этого в их анализе, по всей вероятности, перепутаны причина и то, что, предшествуя результату, тем не менее причиной не является.
М. Даннет и Дж. Кэмпбел комментируют эти выводы следующим образом: «Из отчета кажется очевидным, что в данной организации за время обучения ее руководящего персонала по программе «Управленческая матрица» действительно произошел поворот к лучшему. Однако подлинная причина такого поворота гораздо менее очевидна.
Во всех ли случаях повышенное и всестороннее внимание к организационным проблемам, подчеркивающее необходимость более продуманного отношения к затратам и призывающее 800 руководителей различного уровня быть ближе к сотрудникам, приведет к таким же результатам?»
Отношение к этому методу противоречиво. Так, например, Э. Флейшмэн выражает серьезные сомнения по поводу того, может ли обучение человеческим отношениям вообще быть эффективным, а руководство фирмы «Корнинг гласе» (США) утверждает, что обучение по методу «управленческой матрицы» привело к заметному росту как внимания к людям, так и внимания к производству.
Одним из методов обучения, ставших общеизвестными, является «тренировка чувствительности», разновидностью которой является обучение в Т-группе. Главным пропагандистом Т-группы является К. Арджирис. Его собственный взгляд на лидерство связан с представлением о стремлении людей к самоусовершенствованию. К. Арджирис утверждает, что с этой точки зрения лучшим оказывается такое руководство, при котором подчиненные получают возможность самовыражения. Арджирис утверждает также, что квалификация является следствием ценностных установок личности и, если ценностные установки исполнителя неверны, он становится медлительным и негибким. Таких сотрудников необходимо переучивать путем «размораживания» старых установок и «замораживания» новых. По мнению Арджириса, средством исправления качеств, соответствующих теории X, и авторитарных установок руководителей является обучение в Т-группах.
«В основе большинства методов лабораторной подготовки лежит обучение в Т-группе. Описать ее в нескольких словах исключительно трудно. По существу, это групповой опыт, направленный па предоставление человеку возможности максимально раскрыться, создавая для членов группы и получая для себя обратную связь; испытать новый стиль поведения; развить способность воспринимать окружающих и понимать собственное поведение.
Т-группа, если она эффективна, предоставляет также членам группы возможность изучить природу эффективной работы группы. Они узнают, как с возможно меньшими социальными последствиями сформировать группу для достижения конкретных целей. Обучение в Т-группе, как правило, начинается с разъяснения преподавателем цели занятий, состоящей в том, чтобы помочь обучающимся:
понять природу своих оценок и своего влияния на других;
определить, хотят ли они изменить свои установки и выработать новые;
развить понимание того, каким образом группы могут препятствовать или способствовать развитию личности и принятию решений».
Арджирис признает, что «нужно провести большое количество исследований, чтобы узнать точно, в чем заключается положительный эффект лабораторной подготовки». По мнению же Даннета и Кэмпбела, эффективность Т-группы не доказана. На основе анализа фактических данных эти авторы приходят к следующему выводу:
«Основываясь на этих наблюдениях, мы заключаем, что, хотя доказательство изменения поведения в результате подготовки и представлено, оно серьезно ограничено двумя основными соображениями. Во-первых, полученные результаты можно также объяснить наличием большого числа косвенных факторов. Во-вторых, ни в одном из исследований не приводятся доказательства того, что изменение поведения на работе оказывает сколько-нибудь благоприятное влияние па фактическую эффективность выполнения работы. Таким образом, мало доказательств того, что для сколько-нибудь значительной доли обучающихся более или менее существенное изменение поведения в результате лабораторной подготовки или обучения в Т-группе отражается па их работе».
То, что влияние руководителя зависит в некотором смысле от того, насколько его поведение способствует осуществлению целей его подчиненных или членов его группы, признают все. Мы видим, что для некоторых ученых, придерживающихся бихевиоральных концепций, это означает, что лучшее поведение руководителя — это поведение, ориентированное на подчиненного или поддерживающее подчиненных. Согласно теории мотивации В. Врума, готовность оказать поддержку подчиненному, ориентация на подчиненного и т. д. только в тех случаях приводят к более сильной мотивации, когда подчиненные осознают, что такое поведение руководителя зависит от эффективности их работы.
Независимо от того, осуществляются изменения путем воздействия на поведение индивидов или путем манипулирования организационными факторами, поощряющими такие изменения, всегда остается необходимость в сотрудниках, которые ощущали бы разницу между желаемой и фактической эффективностью работы. Для этого требуется, чтобы в организации были сотрудники, специально изучающие благоприятные возможности и потенциальные трудности. В этой связи особое значение иногда придается комитетам и комиссиям как механизму изучения ситуации и подготовки рекомендаций. Так, например, Э. Дауне утверждает, что комитеты:
1) узаконивают открытое обсуждение изменений;
2) обеспечивают необходимую экспертизу;
3) являются признанной ареной для заключения сделок и принятия компромиссных решений;
4) узаконивают сферы влияния;
5) позволяют подробно изучить опыт организации.
И все же слишком часто те, кто призывает к изменениям, надеются, что изменения коснутся кого угодно, только не их самих. Поэтому основная проблема, возможно, заключается в том, чтобы заставить каждого понять, что он тоже может испытать воздействие изменений и что комитет также может этому способствовать. Конечно же, и у комитетов есть свои недостатки: они медленно работают; чем больше представлено точек зрения, тем больше изменений предлагается, однако тем меньше их принимается, поскольку выступающих «против», как правило, больше, чем выступающих «за».
Глава 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Различные подходы, описанные в этой книге, подобны разным окнам, через которые мы смотрим на деловую организацию. Аспекты организации, исследуемые с помощью различных подходов, иногда сильно отличаются друг от друга, так как изучаемые ими проблемы весьма различны. Именно этим объясняется кажущийся антагонизм между представителями разных школ: ведь го, что имеет отношение к одной проблеме, не имеет отношения к другой и потому кажется тривиальным или неправильно воспринимается. Так, в классической (бюрократической) модели, например, внимание сосредоточивается на формальных факторах; в теории человеческих отношений — на факторах, определивших название этой теории, а системный подход и различные ситуационные теории уделяют больше внимания напряжениям, возникающим в организации вследствие несовершенства информации. Поскольку, однако, главное внимание во всех подходах уделяется эффективности организации в достижении целей, то различные подходы должны скорее дополнять и поддерживать, чем отрицать друг друга. Именно это и хотел доказать автор книги. Нельзя сказать, что, переходя от классической теории к ситуационной, мы продвигаемся от ошибочных взглядов к истине. Мы обнаружили недостатки во всех подходах, но бесполезным нельзя считать ни один из них.
Как рассмотренные подходы дополняют друг друга, можно показать на конкретном примере.
Компания производит широкий ассортимент электротехнического оборудования, используемого главным образом в промышленности и вооруженных силах. Она подразделяется на четыре функциональных отделения — сбыта, производства, конструкторско-технологического обеспечения, финансов. Структура компании представлена на рис. 38. В деятельности всех отделений на протяжении многих лет традиционно преобладает административный аспект. Например, центральный отдел планирования в производственном отделении занимается разработкой технологических процессов, спецификаций оборудования и оснастки, составляет детальные планы производства и графики для всех цехов. Объем продаж компании составляет примерно 20 млн. ф. ст. в год. За последние 10 лет фирма стремительно расширялась, и объем продаж увеличился в четыре раза. Однако на протяжении последних нескольких лет прибыли снижались, и недавно компании едва удалось покрыть издержки.
Основные характеристики разных групп изделий различны.
1. Специальный ассортимент излучающей аппаратуры высокой точности, продается непосредственно правительству.
2. Нестандартная звуковая аппаратура, продается непосредственно правительству. В отличие от первой группы изделий, для которой характерен акцент на конструкторские решения, звуковая аппаратура в конструктивном отношении проста, но выпускается в больших количествах и требует отлаженных способов серийного производства.
3. Нестандартные изделия высокой точности для радиовещания и специальный ассортимент аппаратуры связи, продаваемые прямо потребителям, в соответствии с техническими характеристиками. Успешный сбыт зависит от технического исполнения. Производятся малыми партиями.
4. Стандартная продукция массового потребления:
системы для обеспечения публичных выступлений;
контрольно-измерительное оборудование;
театральное оборудование;
громкоговорители.
Эта продукция продается потребителям по рыночным ценам, поэтому упор делается на снижение себестоимости как на основу конкурентоспособности. Исходя из приведенного описания фирмы, можно сформулировать несколько обобщений.
Рис 38 Исходная структура фирмы
1. Для отдела сбыта особое значение имеет объем продаж.
2. При конструировании прибыль в расчет не берется.
3 Затраты растут, и цены испытывают влияние конкуренции. Рост затрат связан с ростом численности административного персонала, а не с ростом заработной платы работников или с ростом цен на сырье и материалы
4. Эффективность операций снижается по мере расширения ассортимента продукции и роста объема продаж. В частности, было отмечено следующее:
а) постоянно изменяется ассортимент нестандартной продукции и продукции специального назначения, что связано с технологическими изменениями и изменениями требований заказчика. Компания обнаруживает, что она может приспособиться к таким изменениям только при значительных затратах и частых переналадках;
б) конструкторское отделение часто не обращает внимания на производственные проблемы, связанные с осуществлением его предложений;
в) продукция специального назначения и нестандартная продукция часто не удовлетворяют спецификациям,
г) отделению сбыта часто недостаточно консультаций конструкторского отделения по техническим вопросам, касающимся продукции специального назначения и нестандартной продукции,
д) плохое обслуживание, заказы выполняются с большим опозданием.
5. До 40% объема продаж компании приходится па правительственные заказы.
Покажем, как возникшая ситуация может быть проанализирована с позиций различных подходов.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Те, кому не нравится классический подход, могут сказать, что существующая структура является классической, что она представляет собой типичное следствие приверженности к бюрократической модели, когда условия нестабильны и решение задач не ограничивается набором заранее известных правил. Классическое решение, сказали бы нам, заключается в усилении централизованного планирования и контроля.
И это не было бы нашей интерпретацией. Современный классический подход признает, что гигантские функциональные отделения не в силах удовлетворить острую потребность в координации, существующую при производстве различных групп продукции. Анализ с позиции классического подхода выявил бы, что фирма обслуживает несколько различных рынков: каждый представляет собой отдельный вид бизнеса и определяет свои условия успеха, требует особой стратегии маркетинга и производственной программы. Выяснилось бы, что функциональная структура не дает экономии на масштабах деятельности и не обеспечивает единства управления при производстве нескольких групп продукции. Необходимость координации в рамках отдельной категории продукции гораздо острее, чем между различными категориями. В результате было бы предложено разделить компанию не по видам деятельности, а по рынкам сбыта (см. рис. 39).
1. Отделение (отдел) излучающей аппаратуры (по правительственным заказам).
2. Отделение звуковой аппаратуры (по правительственным заказам).
3. Отделение аппаратуры связи и радиоаппаратуры.
4. Отделение продукции массового потребления.
Так как все эти отделения все же используют некоторые общие детали массового производства, то подразделение, которое в настоящее время производит эти детали, станет самостоятельным отделением, поэтому у нас будет еще:
5. Отделение по производству узлов и деталей.
Кроме того, поскольку в основе всей продукции лежит электроника, фундаментальные исследования и разработки должны быть сосредоточены в одном отделении. Степень взаимозависимости отделений определит число общих функциональных служб.
Рис, 39. Новая структура фирмы
В частности, степень децентрализации и делегирования полномочий будет зависеть от соотношения затрат и прибыли, а решения о делегировании полномочий (или лишении их) будут учитывать:
а) необходимость поддержания рациональных масштабов деятельности;
б) необходимость единого руководства выполнением общих для всей компании функций и необходимость в координации деятельности подразделений;
в) степень загруженности управляющих;
г) характер деятельности; возможную противоречивость целей; является ли деятельность основной или координирующей (см. рис. 40).
Организацию отделений можно рассматривать не только как путь улучшения координации для каждой группы продукции, но и как метод, облегчающий оценку выполнения работы и распределение ответственности. В условиях функциональных отделений ответственность распылена; никто не отвечает персонально за выполнение работы по конкретной группе продукции. Никто также не отвечает и за составление общих планов по видам производства. Поэтому общая система приоритетов отсутствует, общая цель недостаточно ясна. Если бы глава каждого отделения отвечал за отдельный вид производства, ответственность распылялась бы меньше, специализация была бы более эффективной и ориентированное на цель планирование было бы легче осуществлять, а линейные и функциональные связи стали бы более четкими.
В отделении излучающей аппаратуры и отделении аппаратуры связи и радиоаппаратуры — особые проблемы координации:
1) координация сбыта и конструкторско-технологической подготовки для обеспечения соответствия продукции спецификациям;
2) общая координация по каждой партии для обеспечения выполнения сроков поставки.
Классическим решением первой проблемы будет создание комитета, состоящего из представителей разных отделов, или установление процедуры, в соответствии с которой лицо, ответственное за сбыт, имело бы свободный доступ к соответствующему работнику конструкторско-технологического отдела. Общая координация партии изделий будет обеспечиваться группой планирования производства и контроля, координирующей выпуск каждой партии.
В отделении звуковой аппаратуры основная проблема Координации состоит в увязке сбыта и производства для обеспечения соответствия производственных спецификаций требованиям правительства. Здесь снова могут быть использованы специальные комитеты, а также агенты по сбыту в качестве связных.
Наконец, в отделении продукции массового потребления, где основная задача — поддержание низкой себестоимости, технологические процессы должны быть спроектированы так, чтобы обеспечивалось снижение издержек. Главное внимание должно уделяться управлению запасами. Однако эти задачи вряд ли составляют большую проблему с точки зрения координации, так как координация здесь может быть достигнута с помощью заранее составленного плана (см. рис. 40).
Как написать концепцию развития 🚩 как разработать концепцию предприятия 🚩 Управление бизнесом
Вам понадобится
- — анализ внешней среды;
- — SWOT-анализ.
Инструкция
Проанализируйте внешнюю среду предприятия. Оцените политическую обстановку в стране, инвестиционные прогнозы, развитие фондовых рынков. Данные факторы являются крайне важными при построении долгосрочных планов. Кроме того, как можно более подробно изучите действия конкурентов. Проанализируйте их основные шаги, положение на рынке, инновационную деятельность, успехи, заслуги и провалы в работе. Определите свое место среди конкурентов.
Рассмотрите коммерческую деятельность собственной компании за определенный отчетный период. Для этой цели оптимальным будет SWOT-анализ, который позволит оценить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Соотнесите результаты хозяйственной деятельности с поставленными ранее целями. Пытайтесь понять, что помешало достичь желаемых показателей или, наоборот, помогло занять лидирующую позицию на рынке.
Перечислите оптимальные показатели, к которым вы хотели бы приблизиться к концу следующего отчетного периода. При этом ставьте перед собой адекватные цели, для реализации которых у вас имеются определенные материальные и интеллектуальные ресурсы. Включите в данный план желаемые объемы продаж или оказания услуг, позицию на рынке, расширение сферы деятельности, охват новых территорий, вывод на рынок инновационных продуктов и предложений.
Оцените ресурсы, необходимые для воплощения данной концепции в жизнь. Возможно, вам потребуются кадровые перестановки, аутсорсинг новых специалистов, кредиты. Если реализация целей слишком затруднительна, снизьте желаемые показатели.
Продумайте методы, с помощью которых вы будете реализовывать концепцию развития. Рассмотрите возможность привлечения специалистов для проведения дополнительного обучения персонала. Разработайте эффективную рекламную кампанию. Составьте программу семинаров и тренингов, в которых будут участвовать ваши сотрудники.
Разбейте полученную стратегию развития на несколько небольших этапов. Распределите обязанности по их реализации между отделами. Определите контрольные сроки для оценки как промежуточных, так и конечных результатов.
Концепция проекта (Методическое руководство) — PDF Free Download
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ /АЛГОРИТМ/
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ /АЛГОРИТМ/ Социальный проект это программа (комплекс мероприятий), в соответствии с которой будет осуществляться деятельность вашей организации (объединения) по решению социально
Подробнее
Комплексное тестирование тендерной
З АО «Те х н о л о г и и к ач е с т в а» Комплексное тестирование тендерной системы государственных онлайн-закупок Крупнейшему российскому системному интегратору необходимо было в кратчайшие сроки запустить
Подробнее
Лекция 3: Этап концепции.
Московский Городской Психолого-Педагогический университет Факультет «Информационных Технологий» Учебный курс Лекция 3: Этап концепции. Преподаватель: Алина Зотова 1 Процесс проектирования интерфейса Анализ
Подробнее
Кому доверить бухгалтерию?
Кому доверить бухгалтерию? Вы решили заняться собственным бизнесом. Будьте готовы! отчетность Банк и касса Бухгалтерски й учет предприни матель бизнес Налоговый учет фонды ведение бухгалтерии требует специальных
Подробнее
РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
КОМИТЕТ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКСПЕРТОВ Эльвира Алейниченко — Руководитель проекта «Грантовые конкурсы Компании «Газпром нефть» Федерального консультационного центра «Родные города»,
Подробнее
Руководство для клиентов
Руководство для клиентов В этом руководстве Вы сможете найти ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о процессе разработки веб-сайта, которые возникают у Клиентов. Здесь мы указываем основные моменты,
Подробнее
Проектирование в социальной работе
Проектирование в социальной работе Проектирование в социальной работе технология составления, ресурсного обоснования и выполнения социальных проектов. Ключевым понятием проектирования в социальной работе
Подробнее
5 вопросов мгновенного коучинга
5 вопросов мгновенного коучинга Особенности и назначение Применяется в любых ситуациях, когда требуется быстро выйти на новые результаты Вы можете практиковать эту методику каждый день, задавая вопросы
Подробнее
«Лидер как командный игрок»
«Лидер как командный игрок» Тренинг Актуальность: Командная работа руководителей различных подразделений обязательное условие эффективной деятельности компании, особенно имеющей стратегию инновационного
Подробнее
Документирование требований
Документирование требований Чтобы требования, выявленные и описанные приняли силу соглашения между Заказчиком и Разработчиком, их необходимо оформит Документирование РФ Запад «Техническое задание», ТЗ
Подробнее
Глава 2. АЛГОРИТМ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
19 Глава 2. АЛГОРИТМ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ Как уже упоминалось ранее, проблемы в деятельности предприятия бывают большие и малые. Решение текущих проблем оставим менеджерам разного уровня и сосредоточимся
Подробнее
Лабораторная работа 20
Лабораторная работа 20 Тема: Технические командные роли. Цель: разработка и анализ требований к программной системе. Описать и проанализировать информационную систему, распределить роли в группе разработчиков.
Подробнее
«Решение, Управление, Развитие»
1.Планирование проекта, пошаговая инструкция: Ключом к успешному проекту является планирование. Создание плана проекта — это первое, что вы должны сделать при старте любого проекта. Зачастую планирование
Подробнее
Лекция 8 Способы представления
1 2 3 4 5 6 7 80 9 0 Лекция 8 Способы представления Для принятия решений Для проектирования Для информирования Детальный уровень Уровень связности Обзорный уровень 107 / 142 1. Представления и способы
Подробнее
О МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Страница 2 из 9 1 Общие положения 1.1 Настоящее Положение определяет содержательные требования к магистерской диссертации федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального
Подробнее
Экспертное заключение
Экспертное заключение Проект «Реализация программы повышение качества образования и уровня образовательных результатов школы, работающей в сложных социальных контекстах» Разработчик Муниципальное бюджетное
Подробнее
Планирование и проектирование организаций
Министерство образования и науки Российской Федерации ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР) Кафедра автоматизации обработки информации (АОИ) УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой
Подробнее
2.1.Характеристика функциональных подсистем проектируемой информационной системы Проектирование базы данных информационной системы
АННОТАЦИЯ Выпускная квалификационная работа содержит 117 страниц, 42 рисунка, 5 таблиц, 22 источника, 6 приложений. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ОБОРУДОВАНИЕ, АУДИТ, КОНТРОЛЬ, ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, БАЗА ДАННЫХ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ,
Подробнее
Жизненный цикл ПО 2012
Жизненный цикл ПО 2012 Авторы: А. Якобсон Г. Буч Дж. Рембо Продвигается IBM Rational Начало разработки — 1995 г. Первая версия RUP — 1998 г. Наиболее глубоко проработанная методология Ицыксон В.М. ОСНОВЫ
Подробнее
Управление содержанием проекта
Управление содержанием проекта ОПРЕДЕЛЕНИЕ Процессы, обеспечивающие включение в проект тех и только тех работ, которые необходимы для успешного завершения проекта. Качество Содержание 1. Сбор требований
Подробнее
Основные требования к проекту
Основные требования к проекту 1. Необходимо наличие значимой задачи (проблемы) исследовательской, информационной, практической. В роли заказчика может выступать и сам учитель, и сами учащиеся. 2. Выполнение
Подробнее
ЗАДАНИЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА
ЗАДАНИЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА www.cosmodis.ru 1. Общая информация Шифр проекта Наименование проекта ОПЗ 4.1 Архитектурно-дизайнерское проектирование жилого (для первооткрывателей космического объекта)
Подробнее
Модуль 2. Стратегия услуг
Модуль 2. Стратегия услуг 2-1 Оглавление Модуль 2. Стратегия услуг… 1 Стратегия услуг. Резюме… 3 Цели и задачи…. 4 Полезность и Гарантия… 5 Активы, Ресурсы и Способности… 6 Создание ценности
Подробнее
Методология разработки Дорожных карт
Методология разработки Дорожных карт Роль и порядок работы BCG в рамках поддержки 1 Роль BCG Методология и поддержка внедрения / модерация Поддержка в разработке содержания 1 Помощь в подготовке и оценке
Подробнее
Презентация Компании
Презентация Компании КРАТКО О СЕБЕ: некоторые факты о Компании Основана и активно работает на рынке рекрутинга с 2001 года Все консультанты работают в нашей компании более 7 лет Более половины наших консультантов
Подробнее
Инструкция пользователя портала НЭБ
Для читателей НЭБ предназначен для информационного обслуживания самого широкого спектра российских и иностранных граждан и рассчитан как на «простого читателя», так и на учащихся средних и высших учебных
Подробнее
Новые Системы ИКТ. Унаследованные Системы
Новые Системы ИКТ и Унаследованные Системы 1 Системы ИКТ Ключевые вопросы Почему ИКТ? Заинтересованные стороны Получение поддержки Институциональная ответственность Институциональный потенциал Модель деловых
Подробнее