Site Loader

Организации социальной сферы примеры: Что такое социальное предпринимательство: примеры в России, виды деятельности, бизнес-идеи – Социальная сфера и ее структура


Отрасли социальной сферы и их содержание


Организаций социальной сферы

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Социально-экономическое значение

организаций социальной сферы

В результате процесса общественного разделения труда в отрас­лях народного хозяйства все более обособляются отрасли, главным назначение которых является выполнение обслуживающих функ­ций. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие обслуживающие функции, составляют инфраструктуру народно­го хозяйства. Социально-бытовую инфраструктуру составляют предприятия, организации и учреждения, предоставляющие соци­ально-культурные и жилищно-коммунальные, торговые, бытовые услуги. Часть услуг, главным образом коммунально-бытовых, предприятия социально-бытовой инфраструктуры предоставляют также предприятиям сферы материального производства для осу­ществления непрерывного процесса производства.

В социально-бытовую инфраструктуру входят не только все отрасли непроизводственной сферы, но и некоторые отрасли сфе­ры материального производства. Таким образом, социально-бы­товая инфраструктура — это комплекс отраслей производственной и непроизводственной сферы народного хозяйства, обслуживаю­щих население и основное производство.


Социально-бытовая инфраструктура включает: просвещение, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения.

Развитие инфраструктуры находится в зависимости от уровня развития материального производства, от объема созданного здесь национального дохода и его распределения между производствен­ной, и непроизводственной сферами. Вместе с тем инфраструк­тура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделе­ния труда практически невозможно функционирование отраслей материального производства без социально-бытовой инфраструк­туры. Материальные и духовные блага, предоставляемые предпри­ятиями и учреждениями социально-бытовой инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится со­циальным ускорителем экономического развития.


Особенно возросла роль инфраструктуры в условиях научно-технической революции. От состояния инфраструктуры все более зависят темпы роста производства и его эффективность.

При рассмотрении вопроса о месте инфраструктуры в обще­ственном производстве следует исходить из положения, что между производственной сферой и инфраструктурой имеются прямая связь и взаимозависимость, которые многогранны и многоплановы.

С расширением масштабов производства и общественного раз­деления труда, развитием научно-технического прогресса, произ­водственных и общественных отношений, сопровождающихся изменением структуры потребления и ростом социальных потреб­ностей населения, значение инфраструктуры неуклонно возрас­тает. Свидетельством тому служит рост производительных сил, используемых в этой сфере народного хозяйства. Затрачиваемый в инфраструктурных отраслях живой труд увеличивает объем на­ционального дохода страны. При этом вклад этих отраслей в объем произведенного национального дохода растет.


Научно-технический прогресс, развитие автоматизации и ме­ханизации производства будут способствовать высвобождению трудовых ресурсов в основных отраслях народного хозяйства и переводу их в инфраструктурные отрасли и главным образом в отрасли социально-бытовой инфраструктуры, где возможности автоматизации не очень велики, а фондовооруженность труда пока ниже, чем в материальном производстве.

Имеется достаточное число примеров, свидетельствующих об экономическом эффекте в народном хозяйстве от повышения уровня развития социально-бытовой инфраструктуры.

Инфраструктура способствует снижению потерь рабочего вре­мени. Это достигается максимальным использованием календар­ного рабочего времени за счет уменьшения заболеваемости работ­ников. Своевременное проведение профилактических и других мероприятий уменьшает заболеваемость трудящихся, что обеспе­чивает дополнительный прирост национального дохода.


Инфраструктура — важный фактор повышения производитель­ности труда. Влияние непроизводственной сферы на производи­тельность труда связано и с уровнем знаний работника. Степень профессионального мастерства рабочего в значительной степени зависит от общеобразовательного уровня. У рабочих со средним образованием производительность труда на 25–35% выше, чем у рабочих с образованием 5-8 классов. С ростом образовательно­го ценза возрастает способность к повышению производительно­сти труда, увеличению объема национального дохода.

Инфраструктура оказывает влияние на производительность труда не только через систему образования. Здравоохранение, жи­лищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и другие отрасли создают условия для сохранения и повышения работо­способности человека.


Особенно велика роль социально-бытовой инфраструктуры в повышении эффективности использования внерабочего време­ни населения, которое необходимо для отдыха, социального раз­вития человека, формирования его семьи и т.д.

Одна из главных целей развития инфраструктуры — предостав­ление населению услуг для высвобождения их свободного време­ни, которое может быть им использовано более рационально, с пользой для индивидуума и общества в целом.

И, наконец, ни с чем не сравнима роль инфраструктуры в ду­ховном развитии человека, в совершенствовании социальных от­ношений. Этим целям подчинена деятельность социально-куль­турных учреждений.

2.2. Средства бюджета ― главный источник финансирования организаций социальной сферы


Наличие экономического потенциала в государстве позволяет создавать фонд потребления и направлять его на народное благо­состояние.

Важной частью фонда потребления национального дохода яв­ляются общественные фонды потребления, которые представля­ют собой форму безвозмездного для населения распределения материальных и духовных благ. Одним из назначений средств общественных фондов потребления является финансовое обеспе­чение социально-бытовой инфраструктуры.

Проблема использования общественных фондов потребления имеет несколько аспектов, в том числе: бюджетный и ведомствен­ный (распределение этих средств по бюджетным и ведомственным каналам).

Более 80% средств общественных фондов потребления — это бюджетные средства. Поэтому вполне естественно, что распреде­ляются эти фонды в основном через бюджетную систему. Осталь­ная часть средств формируется за счет средств, выделяемых ведом­ствами, предприятиями на социальное развитие своих работни­ков.


Перспективы развития общественных фондов потребления в значительной степени — это перспективы развития бюджета. Следовательно, проблема формировании и использования этих фондов в основном должна рассматриваться сквозь призму бюджета. Эта проблема имеет количественный и качественный аспекты.

Количественный аспект заключается в том, чтобы определить часть бюджетных ресурсов, которая должна и может направляться на финансирование социально-бытовых услуг, предоставляемых на­селению на бесплатных или льготных условиях. Решение этой про­блемы зависит от экономических, социальных и политических за­дач, стоящих перед обществом на отдельных исторических этапах, от наличия в распоряжении государства соответствующих ресурсов. Не следует исключать при этом качественный аспект использова­ния средств из этих фондов, т.е. речь идет о наиболее эффективном их направлении и с наибольшей пользой для общества в целом, всех его слоев и каждого члена в отдельности.


В этой связи интерес представляют следующие вопросы: какие каналы использования общественных фондов потребления наибо­лее эффективны (бюджетные или ведомственные)? какое звено бюджетной системы следует рассматривать в качестве основного канала распределения средств общественных фондов потребления?

С решением этих проблем связано не только эффективное ис­пользование средств, но и повышение роли территориальных ор­ганов власти в экономическом и социальном развитии общества, дальнейшее развитие демократии в нашей стране.

Качественный аспект использования общественных фондов потребления связан с укреплением материально-финансовой базы территориальных органов власти и подведомственных им учреж­дений, с повышением нормативов бюджетных расходов на отдель­ные виды услуг, оказываемых населению, качества самих услуг.


Как уже было сказано, средства общественных фондов потреб­ления в значительной части поступают населению по бюджетным каналам. Такой путь демократичен и обеспечивает всем членам общества равные возможности в использовании этих фондов.

Ведомственный путь распределения общественных фондов потребления также правомерен, хотя доля средств ведомств не­велика в общем объеме данных фондов. На разных этапах исто­рии нашего государства этот канал распределения имел большее или меньшее значение, его роль особенно возрастала в экстремаль­ные периоды развития государства (войны, периоды послевоен­ного восстановления народного хозяйства). Этот путь давал воз­можность максимально, при имеющихся у государства ресурсах, обеспечить работников ведущих отраслей народного хозяйства услугами учреждений и предприятий сферы обслуживания.


Однако на современном этапе в условиях создания рыночной экономики и экономического кризиса в стране ведомственный канал создания и распределения общественных фондов потребле­ния и финансирования социально-бытовой инфраструктуры резко сократился. Предприятия не имеют достаточных средств для фи­нансирования принадлежащих им объектов социально-культурно­го и жилищно-коммунального назначения. Поэтому происходит массовая передача таких объектов в ведение территориальных ор­ганов власти.

Учреждения социальной сферы

В перспективе даже после преодоления экономичес­кого кризиса роль ведомственного канала вряд ли существенно возрастет. Предприятия вряд ли смогут восстановить в таком объе­ме сеть ведомственных социально-культурных и жилищно-ком­мунальных объектов и за счет выделяемых из прибыли средств на социальное развитие своих работников будут оплачивать соци­альные услуги муниципальных предприятий и учреждений.


Таким образом, роль бюджетов в распределении общественных фондов потребления и в финансовом обеспечении социаль­но-бытовой инфраструктуры еще более возрастет. Тем самым предъявляются повышенные требования к бюджетной системе, к методам бюджетного планирования и финансирования, а сле­довательно, и к методам распределения средств между звеньями бюджетной системы.

При этом важно решить вопрос о том, какие звенья бюджет­ной системы лучше всего для этого приспособлены и будут содей­ствовать получению необходимого экономического и социально­го эффекта.

Эффективность использования общественных фондов потреб­ления в значительной степени зависит от того, по какому каналу бюджетной системы они доводятся до населения. Этот вопрос нельзя решить в пользу одного или даже двух звеньев бюджетной системы. Его решение зависит от ряда факторов, в числе которых виды услуг, оказываемых населению за счет этих фондов, роль отдельных территориальных органов власти в экономическом и социальном развитии общества.


В настоящее время за счет общественных фондов потребления население обеспечивается бесплатными услугами учреждений просвещения, здравоохранения и физической культуры, социаль­ного обеспечения и на льготных условиях — услугами жилищных предприятий.

Эти средства поступают населению по каналам федерального, региональных и местных бюджетов (табл. 2.1). Из общего объема бюджетных ресурсов, направляемых государством на социально-бытовую инфраструктуру, большая часть проходит через местные бюджеты (табл. 2.2). Это оправдано с социальной и экономичес­кой точек зрения. Это можно проследить на примере финансиро­вания здравоохранения, дошкольных учреждений.

 

Таблица 2.1

123

Организации социальной сферы


Определение понятия «социальная сфера»


Замечание 1

Следует отметить, что понятие «социальная сфера» не имеет единой трактовки и теоретического обоснования, хотя и широко используется в современной экономической литературе и хозяйственно-управленческой практике. Характерной особенностью современных исследований сущности социальной сферы является существенное расхождение в диапазонах определения этого понятия; ее содержание каждый раз приобретает разноплановой конкретизации. Так, социальную сферу ученые рассматривают как сектор экономики, как совокупность отраслей, как совокупность услуг, как сферу деятельности людей и т.д.

Анализ различных точек зрения авторов к определению сущности социальной сферы позволил обобщить определенные характерные признаки, раскрывающие содержание и специфику ее функционирования:

  • Во-первых — результатом функционирования социальной сферы являются услуги;
  • Во-вторых — социальная сфера является одной из основных сфер общественной жизни в процессе которой воспроизводится человеческий капитал.

Основные подходы к пониманию сути «социальной сферы»

Можно определить два основных подхода, раскрывающие содержание данного понятия. Первый подход предполагает, что социальная сфера это система отраслей, представляет в совокупности одну из основных сфер производства — непроизводственную сферу. Итак, в качестве критерия выделения социальной сферы избирается нематериальный характер результатов ее деятельности. То есть социальная сфера относится к третичного сектора экономики, который охватывает области, предоставляющих услуги (сервисный сектор).

Замечание 2

Следует отметить, что еще в 30-40-х годах ХХ века ученые обосновывали сдвиги в экономическом развитии именно в направлении сервисного обслуживания. Так, известные концепции в этом были разработаны А. Дж. Б. Фишером, К. Кларком, которые разделяли все общественное производство на три сектора:

  • Первичный, куда относились отрасли, деятельность которых связана с получением первичных ресурсов, в том числе сельское хозяйство;
  • Вторичный сектор, включавший отрасли обрабатывающей промышленности и строительство;
  • Третичный сектор, который охватывает области, предоставляющих услуги.

Второй подход к определению экономической сущности социальной сферы основывается на социальной значимости ее отраслей, а также их роли в формировании образа и уровня жизни людей, их благосостояния и потреблении. Так, социальная сфера создает благоприятные условия как для духовного, так и материального жизни, поскольку качество, ассортимент и доступность предоставляемых услуг является важной составляющей частью формирования высокого уровня жизни населения.

Развитие «социальной сферы»

По нашему мнению в социальной сфере следует понимать сектор экономики, в котором осуществляется производство, распределение и потребление материальных благ, а также происходит обеспечение расширенного воспроизводства человеческого капитала с участием государства как гаранта экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни населения.

Развитие социальной сферы следует рассматривать как важный фактор ускорения экономического развития, обусловленный влиянием таких факторов, как:

  • социальные изменения в обществе приводят к росту доходов населения, трансформации образа жизни, повышение общей потребности в тенденции развития бизнеса, способствует росту требований к качеству услуг;
  • политика государства, которая может проявляться в усилении контроля над ценообразованием в социальной сфере, принятии законов, помогают активизации развития последней;
  • развитие информационных технологий и их внедрения в производство, что проявляется в интеграции компьютерных и телекоммуникационных технологий, в более активном использовании компьютерной техники и сети Интернет, в появлении новых видов услуг;
  • интернационализация и глобализация организации социальной сферы, которые тесно связаны с активизацией процессов объединения и поглощения на международном уровне, выходом предприятий на новые рынки, а также с возникновением значительного количества стратегических альянсов, повышением активности транснациональных сервисных компаний;
  • развитие научно-технического прогресса, что приводит выход на рынок широкого спектра инновационных услуг, связанных с информационными технологиями, компьютеризацией, новыми способами коммуникаций.

Объекты социальной сферы: перечень, классификация, характеристика, назначение


Помещения, сооружения, здания, где временно или постоянно находятся люди в значительном количестве, — это объекты социальной сферы. Их можно подразделить на классы и виды по способу использования. Объекты социальной сферы в наши неспокойные времена должны обеспечивать безопасность находящихся там людей, в том числе и от террористической угрозы. Здесь необходимо учитывать особенности контингента — возрастные, физического состояния и тому подобные, а также и его количество. Категорируются (классифицируются) такие объекты социальной сферы именно потому, что каждый класс и вид, то есть каждая категория, требует создания соответствующего уровня защиты, а это определяется спецификой и объёмом охранных, организационных, режимных и прочих мер для полной защиты их от угроз, в том числе и террористических.

объекты социальной сферы

Категории

Критериями классифицирования служат следующие параметры, выделенные практическим путём с точки зрения целесообразности:

1. Функциональные признаки.

2. Прогнозируемые последствия при совершении на объекте террористического акта.

3. Степень защищённости, которую имеют объекты социальной сферы.

4. Значимость и концентрация культовых, культурных, исторических, художественных, материальных ценностей, размещённых на данном объекте, и прогнозируемые последствия от преступных посягательств на эти ценности.

5. Количество персонала и граждан (посетителей), находящихся на объекте единовременно.

Однако главенствует при классификации функциональный признак: поликлиника это или детский театр, дом престарелых или стадион. Первая категория — это объекты временного, в том числе и круглосуточного, или постоянного проживания людей. Классификация объектов социальной сферы начинается с имеющих спальные помещения вне зависимости от возраста пребывающих там людей: школы-интернаты и детские учреждения, больницы, дома для престарелых и инвалидов (не квартирного типа), дошкольные детские учреждения. Далее идут пансионаты, мотели, кемпинги, дома отдыха и санатории, общежития, гостиницы. Здесь тоже очень важна охрана объектов социальной сферы. Сюда же относятся и жилые дома — многоквартирные. Вторым пунктом данной классификации являются учреждения культурно-просветительные и зрелищные, основные помещения которых характеризует массовое пребывание посетителей в те или иные периоды времени. Это может быть кинотеатр, концертный зал, клуб, цирк, детский театр и обычный, стадион и другие спортивные сооружения, где есть расчётное число посадочных зрительских мест. К этому классу относятся как закрытого типа помещения, так и открытые трибуны. Например, конно-спортивный комплекс, где проводятся бега, а потому обустроены места для зрителей. Все музеи, танцевальные залы, выставки и тому подобные учреждения относятся тоже к этому классу.

детский театр

Обслуживание населения

Учреждения, где посетителей больше, чем работников, их обслуживающих, относятся к третьему типу. Это объекты социальной сферы, перечень которых не так длинен. Это амбулатории и поликлиники, физкультурные оздоровительные учреждения. Сюда же относятся их помещения бытового плана, спортивно-тренировочные учреждения (без трибун). К четвёртому разделу данной классификации относят проектные и научные организации, учебные заведения, управленческие учреждения. Помещения эти используются лишь определённое время в течение суток, и находится там контингент постоянный, который привык к этим условиям. Обычно это люди определённого физического состояния и возраста. Например, школы и внешкольные, средние специальные, профессионально-технические учебные заведения, вузы, учреждения для повышения квалификации. Сюда же относят организации проектно-конструкторские, редакционно-издательские, информационные, научно-исследовательские, офисы, конторы, банки, управленческие учреждения.

Иначе классифицируются по видам охраны те же самые объекты социальной сферы. Определение их по классам происходит следующим образом. Есть объекты, которые подлежат государственной охране, для других — обязательна охрана ОВО (подразделения вневедомственной охраны), третьи охраняются ЧОО (частные охранные организации), четвёртых охраняют все — от МВД РФ до ЧОО, ОВО и тому подобных организаций, а пятые охраны не имеют никакой. Такое распределение производится с прогнозом возможных последствий, если будет совершён террористический акт, и основные критерии — это количество пострадавших, размеры материального ущерба, а также зона ЧС. Всё, что относится к объектам социальной сферы, классифицировано по этим двум признакам: функциональному и по видам охраны.

конно спортивный комплекс

Социальная работа

Жизнедеятельность всех групп и слоёв населения зависит прежде всего от условий, которые предопределяет уровень развития общества, состояние социальной заботы, социальная политика и её содержание, а также и возможность реализации её. Характеристика объектов социальной сферы напрямую зависит от всего вышеперечисленного, поскольку социальные службы необходимы всем людям без исключения, вне зависимости от возраста, здоровья, рода занятий и так далее.

Население естественно структурировано, и основания у каждой структуры самые различные. Одним необходим театр, а другим конно-спортивный комплекс. Третьи же вообще оказались в настолько сложной жизненной ситуации, что без определённого объекта социальной сферы не могут разрешить возникшие проблемы. Такому контингенту необходима социальная помощь, поддержка, защита. Причинами могут послужить девиантное поведение, неблагополучие в семье, здоровье, сиротство, бездомность и тому подобное. Эти люди сами становятся объектом — но социальной работы определённых учреждений: судов, больниц, административных учреждений и других организаций.

Реалии

По сферам жизнедеятельности людей можно определить другую важнейшую группу, требующую работы определённых объектов социальной сферы. Прежде всего это производственная инфраструктура, обстановка, среда, и так далее. Форма расселения тоже имеет исключительно важное значение, поскольку концентрация людей крайне неравномерна: в мегаполисе, например, даже государственный цирк имеется, а в селе и кинотеатр не выжил.

Бывают и промежуточные формы расселения, где тоже насыщенность объектами бытового и культурного назначения оставляет желать лучшего. Многим людям и сельская библиотека недоступна, поскольку в целом по стране они закрываются ничуть не реже, чем больницы, школы и детские сады. Транспорт и благоустройство, находящиеся в ведомстве местных административных объектов социальной сферы, практически повсеместно находятся в стагнации. Зато развиваются средства связи, почти всюду есть Интернет, а потому и сельская библиотека оказывается недостаточно востребованной.

сельская библиотека

Инфраструктура

Объекты социальной сферы составляют социальную инфраструктуру в совокупности предприятий и отраслей, которые обеспечивают нормальное существование и жизнедеятельность населения. Сюда можно отнести жильё и его строительство, сферу жилищно-коммунального хозяйства, объекты культурного назначения, организации и предприятия системы здравоохранения, учреждения образования и дошкольного воспитания. Никак не обойтись без организаций и предприятий, связанных с досугом и отдыхом. Сюда же относятся: общественное питание, розничная торговля, сфера услуг, пассажирский транспорт, спортивные оздоровительные учреждения, связи по обслуживанию населения, юридические и нотариальные конторы, банки и сберегательные кассы… Перечень объектов социальной сферы значительно более длинен.

Процесс развития инфраструктуры значительно ускорился во всех без исключения странах с высоким уровнем экономических показателей начиная со второй половины двадцатого века. Научно-техническая революция потребовала не только резкого повышения интеллекта и качества рабочей силы, но и укрепления здоровья. Изменились все трудовые мотивации, что послужило стимулом для развития самых разных областей социальной сферы. Создание качественно новой в технологическом отношении материальной базы в отраслях инфраструктуры обеспечило высокоэффективное её функционирование. Все отрасли материального производства претерпели научно-техническую революцию, что значительно сократило численность занятых там людей, и как следствие появилась возможность существенно перераспределить рабочую силу из производства в сферу услуг, поэтому разнообразие объектов инфраструктуры стало значительнее, и число их выросло во много раз. Повысились качество и уровень жизни населения в основной его массе.

охрана объектов социальной сферы

Инфраструктура экономики

Классификация экономических объектов социальной сферы состоит из двух областей — производственной и непроизводственной, то есть социальной, которая, в свою очередь, делится на отрасли и подотрасли, связанные с производственным процессом. Так обеспечиваются условия общественной и трудовой деятельности людей, их существование обогащается услугами быта, культуры, межличностным и социальным общением. Таким образом вся социальная инфраструктура может быть поделена на социально-экономическую, обеспечивающую всестороннее развитие человеческой личности — это культура, здравоохранение, образование, и на бытовую, которая создаёт нужные условия для жизнедеятельности людей — это жилой фонд, коммунальное хозяйство, розничная торговля и так далее.

Статистические исследования, которые проводятся собственными силами внутри страны, а также международными организациями, в оценках на первое место ставят уровень социальной инфраструктуры. Например, такие показатели, как число коек в больницах, численность врачей, учителей в начальных и средних школах. Такие объекты характеризуют не только уровень социальной инфраструктуры, но и полностью существующую реальность. С помощью подобных исследований можно обозначить устойчивую совокупность всех вещественных элементов, которые обеспечивают условия рациональной и эффективной деятельности человека во всех сторонах личной и общественной жизни. Этот подход к классификации объектов социальной сферы является несколько общим, но по сравнению с другими имеет серьёзное значение в практическом применении.

классификация объектов социальной сферы

Точечность и линейность

Социальная инфраструктура разделяется на «точечную» и «линейную», где последнюю нужно понимать как сети автомобильных и железных дорог, электропередачи и связи, и тому подобное. Определением точечности инфраструктуры являются сами объекты, как, например, театры, библиотеки, школы, поликлиники и всё остальное. Применять этот тип классификации можно практически на всех уровнях организации социальной сферы. Производственная организация имеет некоторые элементы линейной инфраструктуры, но в целом она точечная, а если брать во внимание уровень экономического региона, то разделение будет почти равным, причём — взаимодействующим.

Таким способом классификации ясно определяется форма организации инфраструктуры, без детализации её содержательной стороны. Изучая проблемы экономики региона, обычно употребляют понятия общерайонной инфраструктуры, элементов межрайонного значения объектов инфраструктуры и тому подобные. Если во главе угла не стоит специфическая определённость, которая всегда присуща социальной инфраструктуре, такое деление не только право на существование имеет, но и достаточно удобно для мониторинга крупных территорий.

Перечень

То, что объекты социальной инфраструктуры состоят из комплекса разнообразных учреждений образования, культуры и здравоохранения, предприятий общественного питания и торговли, пассажирского транспорта, водообеспечения и канализации, финансовых, почтовых и телеграфных учреждений, сооружений спортивных и оздоровительных (сюда входят не только дворцы спорта, стадионы и плавательные бассейны, но и дома отдыха, и парки с развлекательными и спортивными программами), — словом, невероятное количество абсолютно не похожих друг на друга образований, различающихся по своим функциям, целям и задачам, — говорит о невозможности составления цельной картины.

Поэлементная характеристика инфраструктуры похожа на обычный перечислительный ряд, где каждый институт, учреждение, организация практически никак не связаны друг с другом, а другие виды деятельности населения учитываются достаточно слабо. Удобнее и гораздо более правомерно классифицировать объекты социальной культуры относительно уровней организации рассматриваемого общества. Поскольку как таковой универсальный способ классификации отсутствует, деление происходит согласно поставленных перед аналитиками задач.

Анализ

Чаще всего начинают они с анализа инфраструктуры общества в целом. Практикой управления используются довольно широко и общие, и расчётные показатели, которые характеризуют уровень состояния, обеспеченности и тенденций к развитию каждого из элементов инфраструктуры. Сама разработка показателей предоставляет возможность изучить взаимосвязи и взаимовлияния содержательных процессов развития общества и существующей материальной базы.

На уровне большого экономического района социальную инфраструктуру исследуют в рамках её достаточно замкнутой системы экономики, при этом можно сравнивать показатели развития разных экономических единиц, что даёт основу для получения богатой информации относительно достижения, опережения или отставания того или иного объекта от других и для выработки решения по принятию действенных мер. Уже на этом уровне необходимо вводить определённые поправки к коэффициенту развития, учитывая природно-климатические, национальные и другие особенности данного региона.

объекты социальной сферы определение

Административное деление

Социальную инфраструктуру классифицируют и применительно к административному делению — республики, края, области, районы, города, поскольку это тоже необходимый элемент конкретизации всеобщих проблем. На любом из этих уровней могут отсутствовать какие-то из фрагментов социальной инфраструктуры. Если социальная организация не на высоте, набор объектов социальной сферы будет, естественно, ограничен. Главный критерий здесь количественный, чётко определяющий, насколько удовлетворены потребности населения в его повседневности. Есть необходимый набор элементов инфраструктуры, то есть определённый перечень объектов социальной сферы, который не заменить ничем. Ни одна, даже самая хорошая дополнительная столовая не заменит отсутствующую поликлинику, и даже если в районе есть клуб в каждом населённом пункте, а кое-где и шикарные дворцы культуры, это никак не оправдает закрытые детские сады.

Потребности другого порядка — высшее образование, определённые виды спорта, художественное творчество и тому подобное должны тоже удовлетворяться в полной мере. Такие элементы инфраструктуры должны быть распределены на территории соответственно количеству проживающего населения. Государственные театры, например, не открывают в городах, где менее двухсот пятидесяти тысяч жителей, однако обделёнными люди себя чувствовать не должны — их обязательно обслуживают: либо организуют поездки, либо ближайший театр гастролирует, а также обязательно создаются творческие самодеятельные объединения.

Формы организации соц сферы.


8

Важнейшей
экономической особенностью социальной
сферы является то, что большинство ее
организаций некоммерческие. Коммерческими
являются организации, деятельность
которых направлена на извлечение
прибыли, что является и основной целью
таких организаций. Они самостоятельно
определяют направление своей деятельности,
изменяют структуру производимых товаров
и услуг, самостоятельно распределяют
ресурсы, а также прибыль между учредителями.
Некоммерческие организации создаются
ради целей, отличных от извлечения
прибыли. Статус некоммерческой организации
означает запрет на распределение
полученной прибыли между учредителями
и ее работниками. При этом, прибыль, если
она существует, должна направляться на
развитие деятельности организации. С
точки зрения различий экономических
форм, вся экономика и соц сфера могут
быть разделены на три части:

  • первый
    сектор включает гос и муниципальные
    организации. Это учреждения или
    предприятия, имущество которых находится
    в государственной или муниципальной
    собственности.

  • частные
    коммерческие организации — это организации
    преследующие извлечение прибыли, что
    является их основной целью. Их имущество
    не находится в гос или муниципальной
    собственности. В России данные предприятия
    и организации находятся в формах
    хозяйственных обществ и хозяйственных
    товариществ.

  • частные
    некоммерческие организации, деятельность
    которых не направлена на извлечение
    прибыли, их имущество не находится в
    государственной или муниципальной
    собственности. В России данные организации
    выступают в виде различных общественных
    организаций, религиозных организаций,
    фондов и т.д.

Частные
коммерческие организации и соответствующий
сектор являются основными для рыночной
экономики и представлены в большинстве
отраслей народного хозяйства. Существование
гос сектора обусловлено тем, что гос-во
берет на себя предоставление определенных
видов услуг с целью избежать недостатков,
свойственных экономическим отношениям
между производителями и потребителями.
А также в целях реализации требований
соц справедливости и гос идеологии.
Негосударственные некоммерческие
организации создаются и действуют для
преодоления изъянов рынка и изъянов
гос вмешательства в решении соц проблем.

Экономическая
форма организации

— это система прав и ограничений, которыми
обладает организация в принятии
экономических решений.

В
целях преодоления изъянов рыночных
отношений и реализации требований соц
справедливости гос-во берет на себя
ответственность за оказание населению
определенных видов услуг. Взяв на себя
подобную ответственность, гос-во
формулирует определенные требования
к характеристиках определенных услуг.
А именно качество, их объем и порядок
предоставления. Требования гос-ва
должны, с одной стороны, отражать запросы
и ожидания потребителей, с др стороны,
они не могут сводиться исключительно
к этим ожиданиям, т.к. должны учитывать
множество других факторов, а именно
экономические, политические, религиозные
и т.д

Т.о.
Гос-во поручает поставщикам данных
услуг осуществлять ту или иную деятельность
в соц сфере и для населения. Поскольку
данные услуги оказываются потребителям,
то гос-во в лице своих органов как правило
будет обладать неполной информацией в
отношении того какие услуги производитель
оказал, а также соответствуют ли они
запросам и ожиданиям потребителей. Т.о.
возникает ситуация информационной
ассиметрии между гос-вом и производителями
услуг. Такая конфигурация описывается
как агентские отношения, при которых
принципал в лице гос-ва поручает агенту
в лице поставщика услуг выполнение
определенных функций, но при этом не
может непосредственно наблюдать за их
исполнением и обладает неполной
информацией в отношении совершенных
агентом действий и их соответствия с
планами принципала. При этом агент
обладает определенной самостоятельностью
в принятии решений о расходовании
средств и предоставления услуг. Данным
отношениям присущ ряд особенностей:

1-
деятельность агента может отклониться
от требований и ожиданий принципала.
Их интересы могут не совпадать, агент
может действовать разными способами,
а принципал не всегда может проконтролировать
действия агента и их соответствия
поставленным задачам.

2-
получение информации, позволяющей
судить о степени соответствия деятельности
агента требованиям принципала, а также
контроль данной деятельности требует
издержек.

Для
предотвращения отклонений деятельности
агента от требований можно выделить
пять главных направлений:

1)
давление
принципала

— это его действия по стимулированию и
принуждению агента к выполнению
требований. Сила давления зависит от
четкости и детальности требований к
деятельности агента, степени
контролируемости действий агента,
интенсивности применения процедур
контроля, характера стимулов, предлагаемых
агенту, наличия и характера санкций за
неудовлетворительное выполнение
требований и строгости соблюдения самим
принципалом установленных им обязательств.

2)
давление
конкурентов

— это действия субъектов, выполняющих
или способных выполнять агентские
функции для принципала. С экономической
точки зрения, данное конкурентное
давление выражается в том, что другие
агенты могут выполнять требования
принципала с меньшими издержками или
с более высокой результативностью. Это
в свою очередь заставляет каждого агента
заботиться о надлежащем выполнении
своих обязанностей и повышении
эффективности.

3)
давление
потребителей

— это действия с помощью доступных
потребителям средств по принуждению
агента к надлежащему выполнению своих
обязанностей. Сила давления потребителей
зависит от следующих факторов:


обращение к принципалу с жалобами на
агента;


возможности выбора агента, что
обуславливает наличие конкурента между
ними;


непосредственное влияние в случае если
потребитель сам оплачивает услуги
агента и экономически может его принудить
к надлежащему выполнению своих
обязанностей.

4)
давление гражданского общества

— это действия локальных сообществ,
благотворительных и правозащитных
организаций, СМИ, которая направлена
на привлечение внимания к проблемам,
создаваемым неудовлетворительной
деятельностью агента, и побуждению
гос-ва к реализации мер по решению этих
проблем. Как правило, такое давление на
поставщиков является существенным к
странах с развитой демократией.

5)
внутренняя
мотивация агента

определяется интересами руководителей
организации и внутренней культурой
самой организации. Руководители такой
организации могут ориентироваться на
подчинение своих действий к увеличению
дохода, к должностному росту, достижению
профессионального удовлетворения и
творческого самовыражения, а также
достижению соц справедливости.

Требования
гос-ва характеризуются высоким уровнем
спецификации. Это означает, что они
должны исчерпывающим образом быть
выражены в количественных показателях
или в форме ясных и конкретных описаний
качественных характеристик услуг, а
также порядка их оказания для разных
категорий потребителей при разных
условиях. формами однозначно определенных
требований выступают стандарты качества,
инструкции об условиях и процедурах
оказания услуг.требования принципала
к деятельности агента оформляются
посредством контракта. Основным типом
поставщика услуг в данных условиях
четкости требований, прописанных в
контракте может выступать коммерческая
организация с ее интересом извлечения
прибыли. Но в следствии четкости условий
издержки контроля за его выполнением
будут не слишком велики и отклонения
от условий будет несложно выявить. Т.о.
Стремление агентов к увеличению прибыли
будет зависеть не от наличия отклонения
от условий контракта, а от повышения
эффективности выполнения своих функций.

Также
есть ситуации когда уровень спецификации
требований принципала не высок. Т.е.
Требования в отношении агента не могут
быть выражены в виде однозначных
требований к характеристикам
предоставляемых услуг, либо получение
описания таких требований требует
больших затрат времени и финансовых
ресурсов. Многие виды услуг сложны по
содержанию, разнородны, либо не поддаются
стандартизации. При этом потребности
в данных услугах также разнородны и
индивидуализированны. В таких условиях
у поставщика появляется возможность
использовать в своих интересах и в ущерб
интересам государства и соответственно
потребителю преимущество того, что
требования к его деятельности недостаточно
четко определены в контакте. Если
поставщик является коммерческой
организацией и взаимодействует с
принципалом на контрактной основе, то
он может извлекать экономическую выгоду,
отклоняясь в своей деятельности от
ожиданий гос-ва, изменяя структуру и
ухудшая качество финансируемой гос-вом
деятельности. Возможности противодействия
таким отклонениям за счет давления
конкурентов и потребителей существует,
но могут оказаться недостаточными, если
отношения между поставщиками и
потребителями характеризуются
информационной ассиметрией, при этом
даже контактируя друг с другом
производители могут извлекать выгоду
в ущерб интересам потребителей. Чтоб
этого избежать нужно ограничить
возможности и ослабить само стремление
поставщика ухудшать качество своей
деятельности ради прибыли. Попытка
оказать влияние через неформальные
социальные связи путем побуждения
действовать в интересах потребителей,
т.е. воздействуя на ценностные установки
как правило оказывается малорезультативным.
Поэтому для ограничения экономической
мотивации необходимо применять формальные
институты. Таким институтом является
статус некоммерческой организации. Он
предусматривает запрет на распределение
прибыли организации. Она не распределяется
между учредителями, а направляется на
развитие организации. Статус некоммерческой
организации также предусматривает
ограничения на виды осуществляемой
деятельности. Если коммерческая
организация может осуществлять любые
виды деятельности, не запрещенные
законом, то в учредительных документах
некоммерческих организаций должны быть
указаны конкретные цели ее основной
деятельности, отличные от извлечения
прибыли. Как правило, существуют
ограничения и на неосновное виды
деятельности. Они устанавливаются в
целях предотвращения отклонения от
основной деятельности в пользу более
выгодной. Также в некоммерческих
организациях существуют ограничения
на оплату труда. Они осуществляются за
счет прямого регулирования размеров
оплаты труда, исходя из классификации
и категории работающих.

Учреждения социальной сферы


Управление социальной защиты населения

Восточного административного округа города Москвы

107023, Москва, ул. Буженинова, д. 12

8(495) 963-01-75

Сайт: http://ucznvao.ru/

Начальник

Скоробогатова Анна Геннадьевна

Отдел социальной защиты населения района Вешняки

(обслуживает район Косино-Ухтомский)

Подведомственное учреждение Управления социальной защиты населения ВАО города Москвы

111538, Москва, ул. Молдагуловой, д. 15А

8 (499) 373-00-90

Подробнее… http://ucznvao.ru/uchrezhdenia/ruszn/ruszn-veshnyaki

Начальник

Терентьева Татьяна Дмитриевна

ГБУ города Москвы Территориальный центр социального обслуживания«Вешняки»

филиал «Косино-Ухтомский»

Подведомственное учреждение Управления социальной защиты населения ВАО города Москвы

111675, г. Москва, ул. Святоозёрская, д. 11

8 (499) 721-73-42

Подробнее… http://ucznvao.ru/uchrezhdenia/cso/sco-kosino-uhtomskii

Руководитель

Захаркина Ирина Олеговна

ГБУ города Москвы Центр поддержки семьи и детства «Косино-Ухтомский»

Подведомственное учреждение Управления социальной защиты населения ВАО города Москвы

111621, г. Москва, ул. Муромская, д. 1 стр.1

111675, Москва, ул. Руднёвка, д. 24

8 (499) 721-72-46, 8 (499) 721-72-40

Подробнее… http://ucznvao.ru/uchrezhdenia/ruszn/a1d

Сайт: www.cpsdku.ru

Директор

Холодницкая Оксана Борисовна

ГКУ ЦСА «Люблино» отделение «Косино-Ухтомское»

(дом ночного пребывания)

111625, Москва, ул. Михельсона, д. 6

8 (495) 700-52-35

Заведующий

Евсеев Игорь Юрьевич

Отдел трудоустройства «Новокосинский»

(обслуживает жителей района Косино-Ухтомский)

111673, Москва, ул. Новокосинская, д. 17, корп. 3

8 (495) 701-86-92, 8 (495) 702-78-28, 8 (495) 702-28-20

Подробнее… http://dszn.mos.ru/about/subordinate/92568/

Начальник отдела

Шевченко Людмила Ивановна

Центр государственных услуг Мои документы района Косино-Ухтомский

111675, Москва, ул. Святоозерская, д. 12

8 (495) 777-77-77

Подробнее… http://md.mos.ru/find-your-dcp/structure/mfts_rayona_kosino_ukhtomskiy/

Сайт: http://md.mos.ru/

Руководитель

Доронина Анна Александровна

Ухтомский отдел ЗАГС

111675, г. Москва, ул. Лухмановская, д. 15, корп. 3

8 (499) 797-72-30, 8 (499) 797-70-50

Подробнее… http://zags.mos.ru/zags_moskvy/otdely/ukhtomskiy_otdel_zags/

Коптева Оксана Владимировна

Клиентская служба «Косино-Ухтомский» пенсионного фонда Российской Федерации

111675, г. Москва, ул. Святоозерская, д.3

Телефон горячей линии: 8-499-721-80-54

Дополнительные телефоны: 8 (499) 721-80-52 — предварительная запись, 8(499)721-80-54 — руководитель

подробнее… http://www.pfrf.ru/branches/moscow/contacts/#

Формы организаций в социальной сфере


Определение 1

Под формой организации в социальной сфере понимается система прав и ограничений, которыми руководствуется организация при принятии экономических управленческих решений.

Формы организаций

В наиболее общем виде все формы организаций в социальной сфере могут быть представлены двумя большими группами:

  • коммерческими организациями, функционирование которых ориентировано преимущественно на извлечение прибыли. Данные организации самостоятельно определяют структуру производимых товаров, услуг, направления деятельности, осуществляют распределение прибыли;
  • некоммерческими организациями, самостоятельность принятия управленческих решений которых существенно ограничена.

В свою очередь, в группах коммерческих и некоммерческих форм организации выделяются многочисленные подвиды.

Коммерческие формы организаций в социальной сфере

В современном обществе успешно функционируют и развиваются многочисленные коммерческие формы организации, отличия между которыми заключаются в следующих аспектах:

  • состав, число учредителей;
  • имущественные права участников, учредителей организации.

Ярким примером коммерческой организации может выступать полное товарищество.

Определение 2

Полное товарищество представляет собой организацию, участники которой образуют складочный капитал и, в соответствии с заключенными договорами, осуществляют управление предпринимательской деятельности от имени товарищества.

В качестве учредителей полного товарищества могут выступать индивидуальные предприниматели, коммерческие организации. Управление полным товариществом осуществляется на основании достижения согласия всех членов, убытки и доходы распределяются пропорционально долям учредителей в складочном капитале. Участники данной формы организации несут солидарную ответственность собственным имуществом по обязательствам полного товарищества.

Некоммерческие формы организаций в социальной сфере

Как и коммерческие, некоммерческие формы организации существенно отличаются друг от друга по ряду ключевых признаков, включая следующие:

  • характер целей функционирования организации;
  • имущественные права участников, учредителей организации;
  • состав, число учредителей;
  • наличие/ отсутствие членства в организации.

В свою очередь, на основании учета целей функционирования можно выделить следующие формы организации:

  • религиозные учреждения;
  • организации, ориентированные на привнесение пользы своим членам, на достижение взаимной выгоды;
  • организации, ориентированные на обеспечение общественных интересов, на привнесение пользы обществу.

Кроме того, организации могут создаваться для достижения благотворительных, культурных, научных, образовательных и пр. целей.

Замечание 1

Интегрирующим признаком для любых некоммерческих форм социальной организации выступает запрет на получение и последующее распределение прибыли.

В качестве примера некоммерческой формы организации может выступать потребительский кооператив.

Определение 3

Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан, юридических лиц, созданное с целью удовлетворения определенных потребностей участников.

Создание организации осуществляется посредством объединения паевых имущественных взносов его учредителей. Ответственность по обязательствам распределяется солидарно между учредителями.

Таким образом, на современном этапе историко-социального развития в обществе представлены многочисленные формы организаций, которые в наиболее общем виде могут быть отнесены к коммерческим или некоммерческим.

Организации и секторы социальной сферы — Мегаобучалка


Важнейшей экономической особенностью социальной сферы является то, что большинство ее организаций — некоммерческие. Они преобладают в большей части отраслей социальной сферы, за исключением жилищного хозяйства и средств массовой информации. Рассмотрим главные различия между коммерческими и некоммерческими организациями.

Коммерческими являются организации, деятельность которых направлена на извлечение прибыли. Они самостоятельно определяют направления своей деятельности, изменяют структуру производимых товаров и услуг, распределяют получаемую прибыль между своими учредителями (участниками).

Некоммерческими являются организации, созданные ради целей, отличных от извлечения прибыли. Статус некоммерческой организации означает запрет на распределение полученной прибыли между учредителями (участниками, членами) организации и ее работниками. Прибыль, если она есть, должна направляться на развитие деятельности организации.

За рубежом понятия «коммерческая организация» и «некоммерческая организация» обычно применяют лишь к частным организациям. Государственные организации выделяются в качестве самостоятельной формы. В нашей стране указанные понятия используются как по отношению к частным, так и по отношению к государственным и муниципальным организациям. Российское законодательство предусматривает, что юридические лица могут быть лишь двух типов: коммерческие организации и некоммерческие организации. Статья 52 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет коммерческие организации как преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие организации — как не имеющие извлечения прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

С точки зрения различий экономических форм организаций вся экономика, и социальная сфера в частности, могут быть разделены натри сектора (см. рис. 1.1).

Первый сектор включает государственные (муниципальные) организации. Это учреждения и предприятия, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Второй сектор — частные коммерческие организации, т.е. организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности. В нашей стране частные коммерческие организации существуют в формах хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ.

Третий сектор — частные некоммерческие организации. Они не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль среди своих участников, а их имущество не находится в государственной или муниципальной собственности. Примерами частных некоммерческих организаций являются общественные и религиозные организации, фонды.

Указанные три сектора часто называют соответственно государственным, коммерческим и некоммерческим. Но такие наименования не вполне точно отражают различия между данными секторами. Дело в том, что государственные и муниципальные организации в странах с рыночной экономикой бывают двух типов. Во-первых, это учреждения, деятельность которых не направлена на извлечение прибыли, и прибыль, даже если она получена, не распределяется. В этом отношении учреждения подобны негосударственным некоммерческим организациям. Во-вторых, это государственные и муниципальные предприятия. Их деятельность должна быть ориентирована на извлечение прибыли. В этом отношении они отличаются от учреждений и подобны негосударственным коммерческим организациям. Напомним еще раз, что в соответствии с российским законодательством множество коммерческих организаций шире, чем второй сектор, а множество некоммерческих организаций — соответственно шире, чем третий сектор. Поэтому правильнее именовать первый сектор — государственным, второй — частным коммерческим, третий — частным некоммерческим.

Частные коммерческие организации и соответственно частный коммерческий сектор являются конституирующими для рыночной экономики. В социальной сфере этот сектор охватывает почти полностью прессу, книгоиздание, шоу-бизнес, производство аудиовизуальной продукции и представлен во всех других ее отраслях.

Существование государственного сектора в социальной сфере обусловлено тем, что государство берет на себя предоставление определенных видов услуг, для того чтобы таким образом избежать недостатков, присущих экономическим отношениям обмена между производителями и потребителями услуг в этой сфере, и реализовать требования социальной справедливости и государственной идеологии. Факторы, обусловливающие участие государства в предоставлении услуг, имеют свои особенности для разных отраслей социальной сферы и будут подробно рассмотрены в последующих главах. Государственный сектор в странах с рыночной экономикой состоит преимущественно из учреждений, являющихся по экономической форме некоммерческими организациями. В социальной сфере этот сектор занимает главенствующее положение в здравоохранении, образовании, социальном обслуживании, музейном, архивном, библиотечном деле и представлен в других отраслях.

Негосударственные некоммерческие организации, составляющие третий сектор, создаются и действуют для преодоления изъянов рынка и изъянов государственного участия в решении социальных проблем. Роль негосударственных некоммерческих организаций в социальной сфере будет рассмотрена в разделе 9.4.

Контрольные вопросы

1. Почему к социальной сфере относят предоставление жилищно-эксплуатационных услуг и не относят оказание бытовых услуг?

2. Следует ли включать в социальную сферу пассажирский транспорт (общественный транспорт)?

3. Какова роль государства в историческом развитии социальной сферы?

4. Что такое государство благосостояния?

5. Каковы причины и цели реформ систем социального обслуживания, проведенных в странах с рыночной экономикой в 1990-е гг.?

6. Какова роль идеологических факторов в формировании и изменении систем социального обслуживания?

7. В каких аспектах можно рассматривать деятельность в социальной сфере?

8. Почему для понимания экономического устройства отраслей социальной сферы особое значение имеет учет социально-культурных факторов?

Литература

Основная

Бабич A.M., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. М.: ТЕИС, 1998. С. 6-20, 27-106.

Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / Шейман И.М., Якобсон Л.И., Демидова Л.С. и др. М.: Наука, 1995. С. 7-27.

Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора: Пер. с англ. М.: Изд-во Московского университета, 1997. С. 18-28.

Якушев Л.П. Социальная защита. М.: Редакция журнала «ПЕНСИЯ», 1998. С. 6-21,41-97.

Вагг N. The Economics of the Welfare State. 2nd ed. Stanford: Stanford University Press, 1993. P. 3-69.

Le Grand J., Propper C, Robinson R. The Economics of Social Problems. 3rd ed. L.: Macmillan, 1992. P. 1-35.

Дополнительная

Больничные и страховые кассы (отечественный опыт медицинского страхования) / Гришин В.В., Мирский М.Б., Данилишина Е.И. и др. М.: Федеральный фонд ОМС, 1997.

Отчет о мировом развитии 1997. Государство в меняющемся мире. Вашингтон: Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк, 1997. С. 62-72.

Социальная политика в постсоциалистическом обществе: Задачи, противоречия, механизмы. М.: Наука, 2001.

Шишкин СВ. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. М.: НИИ культуры. 1992. С. 12-15, 173-180.

An Introduction to Health Economics for Eastern Europe and the Former Soviet Union / Ed. by S. Witter, T. Ensor. Clichester, N. Y., etc.: John Wiley & Sons, 1997. P. 1-14.

Markets, Hierarchies and Networks / Ed. by G. Thompson, J. Frances, R. Levacic, J. Mitchell. L.: Sage, 1991.

The Nonprofit Sector: a Research Handbook / Ed. by W.W. Powell. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1987.

Глава 3. ОБРАЗОВАНИЕ

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о