Совокупность форм и методов с помощью которых осуществляется планирование: Формы, принципы и методы планирования – 2. Формы планирования и виды планов.

3.2 Методы планирования

Методы
планирования представляют собой
конкретные способы и приемы экономических
расчетов, применяемые при разработке
отдельных разделов и показателей плана,
их координации и увязке.

При
выборе конкретных методов планирования
учитываются факторы:


степенью сложности показателя, который
рассчитывается, и его взаимосвязи с
другими разделами плана;


длительность планового периода;


особенности расчетов планового
показателя;


обеспеченностью исходной информации,
организационно-техническими возможностями
ее получения, обработки и использования
в плановых расчетах;


уровень квалификации работников.

В
зависимости от их назначения и применения
всю
совокупность методов планирования
можно подразделить на две основные
группы: количественные и качественные
.


Совокупность форм и методов с помощью которых осуществляется планирование: Формы, принципы и методы планирования – 2. Формы планирования и виды планов.

Рисунок
7 — Виды методов планирования показателей
деятельности торгового предприятия

К
количественным
методам
планирования
деятельности
предприятия
относятся
балансовый,
экономико-статистические
и
экономико-математические
методы,
анализ
чувствительности,
проверки
устойчивости.

Основными
качественными методами планирования
деятельности торгового предприятия
являются экспертные методы, нормативный
метод, функционально-логическое
прогнозирование, структурное планирование,
метод аналогии, метод с помощью графиков
Ганта.

В
современных условиях основными методами
планирования
деятельности
предприятий и являются
следующие
основные методы: нормативный;
расчетно-аналитический; балансовый;
экономико-математические.

Сущность
нормативного метода состоит в том, что
для расчета того или иного планового
показателя применяются нормы и
технико-экономические нормативы,
характеризующие рациональную величину
этого показателя для конкретных условий
работы предприятия. Используемые
нормативы бывают трех видов: единые,
отраслевые и специальные, применяемые
для отдельных предприятий.

Расчетно-аналитический
метод планирования используется в том
случае, когда отсутствуют технико-экономические
нормативы, а взаимосвязь между отдельными
показателями или экономическими
явлениями может быть установлена лишь
косвенным путем на основе анализа и
сопоставления отчетных данных. Сущность
этого метода заключается в том, что
расчеты плановых показателей производятся
на основе анализа достигнутого уровня,
их развития, принимаемого за исходную
базу, и индексов их изменения в плановом
периоде. Алгоритм планового решения на
основе расчетно-аналитического метода
изображен на рис.8.


Совокупность форм и методов с помощью которых осуществляется планирование: Формы, принципы и методы планирования – 2. Формы планирования и виды планов.

Рисунок
8 — Схема расчетно-аналитического метода
планирования

К
экономико-математическим
относятся
методы среднегодовых и скользящих
темпов роста, темповых соотношений,
коэффициента эластичности, уровневых
показателей и другое. В основе всех
перечисленных методов лежит изучение
динамики исследуемого показателя в
ретроспективном периоде и экстраполяция
существующих тенденций на будущее.

Различные
методы планирования применяются не
отдельно, а дополняют друг друга,
компенсируя недостатки, присущие каждому
из них. В совокупности методы, применяемые,
представляют собой комплекс методического
обеспечения плановых заданий.

Таблица
3 — Применение основных количественных
и качественных методов при планировании
основных показателей деятельности ЕКО
«Эмуна»



Показатели

Качественные
методы

Количественные
методы

балансовый

экономико-статистические

экономико-математические
методы

нормативный
(технико-экономи-ческие расчеты)

экспертные

метод
аналогий

функционально-логическое
планирование

структурное
планирование

расчет
на основе коэффициента эластичности


расчет
на основе среднегодовых темпов роста

расчет
на основе скользящей средней

Спрос
и емкость рынка

+

+

+

+

+

+

+

Товарооборот

+

+

+

+

+

+

+

+

Доходы
предприятия

+

+

+

+

+

+

+

+

Прибыль

+

+

+

+

+

Фонд
заработной платы

+

+

+

+

+

Таким
образом, правильно обосновать планы и
выбрать метод плановых расчетов, помогает
экономический анализ деятельности
предприятия и формирование соответствующих
показателей в предплановом периоде.

Проведение
анализа призвано: выявить объективный
механизм экономического процесса,
определить причины существующего
положения, факторы и характер их влияния
на рассматриваемый показатель, выявить
проблемы, требующие решения, оценить
существующие неиспользованные возможности
повышения эффективности хозяйственно-финансовой
деятельности предприятия.

Глава 2. Виды планирования

По
срокам различают следующие виды
планирования:

перспективное,
текущее и оперативно-производственное

(рис. 3).

Совокупность форм и методов с помощью которых осуществляется планирование: Формы, принципы и методы планирования – 2. Формы планирования и виды планов.

Рисунок
3 Виды планирования на предприятии
(фирме)

Перспективное
планирование

основывается на прогнозировании. С его
помощью прогнозируются перспективная
потребность в новых видах продукции,
товарная и сбытовая стратегия предприятия
но различным рынкам сбыта и т. д.
Перспективное планирование традиционно
подразделяется на долгосрочное (10-15
лет) и среднесрочное (3-5 лет) планирование.

Долгосрочный
план имеет программно-целевой характер.
В нем формулируется экономическая
стратегия деятельности предприятия на
длительный период с учетом расширения
границ действующих рынков сбыта и
освоения новых. Число показателей в
плане ограниченно. Цели и задачи
перспективного долгосрочного плана
конкретизируются в среднесрочном плане.
Объектами среднесрочного планирования
являются организационная структура,
производственные мощности, капитальные
вложения, потребности в финансовых
средствах, исследования и разработки,
доля рынка и т. п. В настоящее время сроки
исполнения (разработки) планов не имеют
обязательного характера, и ряд предприятий
разрабатывают долгосрочные планы сроком
на 5 лет, среднесрочные – на 2-3 года.


Текущее
(годовое) планирование разрабатывается
в разрезе среднесрочного плана и уточняет
его показатели. Структура и показатели
годового планирования различаются в
зависимости от объекта и подразделяются
на заводские, цеховые и бригадные.
Основные разделы и показатели годового
плана представлены в табл. 1.

Таблица
1 Основные разделы и показатели годового
плана

Совокупность форм и методов с помощью которых осуществляется планирование: Формы, принципы и методы планирования – 2. Формы планирования и виды планов.

Оперативно-производственное
планирование уточняет задания текущего
годового плана на более короткие отрезки
времени (месяц, декада, смена, час) и по
отдельным производственным подразделениям
(цех, участок, бригада, рабочее место).
Такой план служит средством обеспечения
ритмичного выпуска продукции и равномерной
работы предприятия и доводит плановые
задания до непосредственных исполнителей
(рабочих). Оперативно-производственное
планирование подразделяется на
межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование.
Завершающим этапом заводского
оперативно-производственного планирования
является сменно-суточное планирование.Совокупность форм и методов с помощью которых осуществляется планирование: Формы, принципы и методы планирования – 2. Формы планирования и виды планов.

Рисунок
4 Процедура разработки комплексного
плана предприятия (фирмы)

В
целом перспективное, текущее и
оперативно-производственное планирование
взаимосвязаны и образуют единую систему.
Упрощенная процедура разработки
комплексного плана фирмы включает
следующие основные элементы (рис. 4).


Имеются
различные признаки классификации
планирования по видам, срокам, формам
и другим признакам. С точки зрения
обязательности принятия и выполнения
плановых заданий оно подразделяется
на директивное и индикативное планирование.
Директивное планирование характеризуется
обязательным принятием и выполнением
плановых заданий, установленных
вышестоящей организацией для подчиненных
ей предприятий. Директивное планирование
пронизывало все уровни системы
социалистического централизованного
планирования (предприятия, отрасли,
регионы, экономику в целом), сковывало
инициативу предприятий. В рыночной
экономике директивное планирование
используется на уровне предприятий при
разработке их текущих планов.

Индикативное
планирование — это форма государственного
регулирования производства через
регулирование цен и тарифов, ставок
налогов, банковских процентных ставок
за кредит, минимального уровня заработной
платы и других показателей. Задания
индикативного плана называются
индикаторами. Индикаторы — это параметры,
характеризующие состояние и направления
развития экономики, выработанные
органами государственного управления.
В составе индикативного плана могут
быть и обязательные задания, но их число
весьма ограничено. Поэтому в целом план
носит направляющий, рекомендательный
характер. Применительно к предприятиям
(организациям) индикативное планирование
чаще применяется при разработке
перспективных планов.

Необходимо
различать перспективное планирование,
прогнозирование, стратегическое
планирование, тактическое планирование
и бизнес-планирование, которые
взаимосвязаны, образуют единую систему
и в то же время выполняют различные
функции и могут применяться самостоятельно.
Как уже отмечалось выше, перспективное
планирование основано на прогнозировании.
Прогнозирование является базисом,
фундаментом перспективного планирования
и в отличие от него основано на предвидении,
построенном на экономико-математическом,
вероятностном и в то же время научно
обоснованном анализе перспектив развития
предприятия в обозримом будущем.

Стратегическое
планирование ставит перспективные цели
и вырабатывает средства их достижения,
определяет основные направления развития
предприятия (организации) и, что особенно
важно, формирует миссию предприятия,
направленную на реализацию его общей
цели. Миссия детализирует статус
предприятия (организации) и обеспечивает
направления и ориентиры для определения
целей и стратегий на различных уровнях
развития. Тактическое планирование в
отличие от перспективного и стратегического
планирования охватывает краткосрочный
и среднесрочный периоды и направлено
на реализацию выполнения этих планов,
которые конкретизируются в комплексных
планов социально-экономического развития
предприятия.

Существуют
и другие классификации форм и видов
планирования. Так, по классификации
Р.Л. Акоффа, широко используемой в
зарубежной науке и практике, планирование
бывает:

  • реактивным
    — базируется на анализе и экстраполяции
    прошлого опыта снизу вверх;

  • инактивным
    — ориентируется на существующее положение
    предприятия для выживания и стабилизации
    бизнеса;

  • преактивным
    (упреждающим) — основано на прогнозах
    с учетом будущих изменений и осуществляется
    на предприятиях сверху вниз путем
    оптимизации решений;

  • интерактивным
    — заключается в проектировании будущего
    с учетом взаимодействия прошлого,
    настоящего и будущего, направленном
    на повышение эффективности развития
    предприятия и качества жизни людей.

Стоит
отметить, что планирование на предприятии
(фирме) является важнейшим элементом
рыночной системы, ее базисом и регулятором.

Виды планирования

Признаки
классификации

Виды
планирования

Признаки
классификации

Виды
планирования

цель
планирования

стратегическое

содержание
планирования

номенклатурно-тематическое

текущее
(тактическое + оперативное)

ресурсное

период
планирования

долгосрочное

календарное

среднесрочное

назначение
планирования

повторяющиеся
действия

краткосрочное

неповторяющиеся
действия

уровень
планирования

организация

предмет
планирования

персонал

подразделение

снабжение

проект

операции

отдельный
работник

и
т.д.

Таблица 4.2

Классификация целей организации

Признаки
классификации

Виды
планирования

Признаки
классификации

Виды
планирования

по
уровню

миссия

по
сферам деятельности

технологические

стратегические

производственные

тактические

экономические

оперативные

социальные

по
временному горизонту

долгосрочные

административные

среднесрочные

маркетинговые

краткосрочные

и
т.д.

«Дерево целей» организации

Миссия организации

Совокупность форм и методов с помощью которых осуществляется планирование: Формы, принципы и методы планирования – 2. Формы планирования и виды планов.

Стратегические
цели

Совокупность форм и методов с помощью которых осуществляется планирование: Формы, принципы и методы планирования – 2. Формы планирования и виды планов.Совокупность форм и методов с помощью которых осуществляется планирование: Формы, принципы и методы планирования – 2. Формы планирования и виды планов.Совокупность форм и методов с помощью которых осуществляется планирование: Формы, принципы и методы планирования – 2. Формы планирования и виды планов.

Тактические цели

Тактические цели

Тактические цели

Тактические цели

Совокупность форм и методов с помощью которых осуществляется планирование: Формы, принципы и методы планирования – 2. Формы планирования и виды планов.Совокупность форм и методов с помощью которых осуществляется планирование: Формы, принципы и методы планирования – 2. Формы планирования и виды планов.Совокупность форм и методов с помощью которых осуществляется планирование: Формы, принципы и методы планирования – 2. Формы планирования и виды планов.Совокупность форм и методов с помощью которых осуществляется планирование: Формы, принципы и методы планирования – 2. Формы планирования и виды планов.

Оперативные цели

Оперативные цели

Оперативные цели

Оперативные цели

Общая схема планирования

(независимо от
вида планирования)

постановка

задачи

разработка

плана

реализация планового
решения

реализация
планового решения

Совокупность форм и методов с помощью которых осуществляется планирование: Формы, принципы и методы планирования – 2. Формы планирования и виды планов.Совокупность форм и методов с помощью которых осуществляется планирование: Формы, принципы и методы планирования – 2. Формы планирования и виды планов.

Таблица 4.3

Классификация методов планирования

Метод
планирования

Краткая
характеристика

1

2

Нормативный
метод

В
основу плановых заданий кладутся
нормы затрат различных ресурсов на
единицу конкретных услуг. Применяется
в основном для услуг, качество и процесс
оказания которых в значительной мере
регулируется законодательством. Нормы
и нормативы, используемые в планировании
услуг, могут быть натуральными,
стоимостными и временными.

Опытный
(адаптационный) метод

Основывается
на том, что плановые задания составляются
без использования норм, на основе
учета результатов за предыдущие
периоды или передового опты организаций
со сходной деятельностью.

продолжение таблицы
4.3

1

2

Балансовый
метод

Основывается
на взаимоувязке ресурсов, которыми
располагает или будет располагать
организация, и потребностей в них в
рамках планового периода. Реализуется
посредством составления системы
балансов – материально-вещественных,
стоимостных и трудовых. Баланс
представляет собой двустороннюю
бюджетную таблицу, в левой части
которой отражаются источники ресурсов,
а в правой – их распределение.

Математико-статистические
методы

Заключаются
в оптимизационных расчетах на основе
различного рода моделей. Простейшими
моделями являются статистические
модели, например корреляционная
модель, отражающая взаимную зависимость
двух величин.

Метод
основных (ключевых) событий

В
основе использования этого метода
лежит составление списка событий с
указанием времени, к которому событие
должно произойти.

Метод
поэтапного планирования

Очень
схож с методом ключевых событий. По
форме представляет собой ряд дат через
определенный временной интервал,
показывает, что должно произойти к
определенной дате.

Диаграмма
Гантта (полосовая диаграмма)

Представление
видов деятельности полосами на шкале
времени. Если какой-либо вид деятельности
осуществляется дискретно, то полосы
имеют разрывы.

В отличие от
планирования на производственных
предприятиях, планирование
в социальной сфере

имеет более вероятностный характер и
должно быть направлено на решение ряда
задач:

  • обеспечение
    целенаправленного развития организации
    всех ее структурных подразделений;

  • своевременное
    распознавание возникающих проблем и
    возможностей в оказании услуг, разработка
    конкретных мер, направленных на поддержку
    благоприятных тенденций или сдерживание
    отрицательных;

  • координация
    деятельности структурных подразделений
    и сотрудников организации по оказанию
    услуг;

  • создание объективной
    базы для эффективного контроля;

  • мотивирование
    трудовой активности сотрудников с
    использованием степени выполнения
    плановых заданий по оказанию услуг в
    качестве основного показателя;

  • информационное
    обеспечение работников.

Тема 5

4) Интегрированное, научное отражение развития производительных сил и производственных отношений;

5)
комплексная система целевых ориентиров
социально-экономического развития
государства и предполагаемые пути и
средства их достижения.

7.Гипотеза
– это

1) Научное предвидение в предполагаемой, общей форме, на уровне экономической теории;

2)
научно обоснованное суждение о возможных
состояниях объектов в будущем и об
альтернативных путях и сроках их
осуществления;

3)
определенный способ трактовки наиболее
вероятных социально-экономических
процессов в обществе и стратегии их
развития;

4)
интегрированное, научное отражение
развития производительных сил и
производственных отношений;

5)
комплексная система целевых ориентиров
социально-экономического развития
государства и предполагаемые пути и
средства их достижения.

8.
Программа –
это

1)
научное предвидение в предполагаемой,
общей форме, на уровне экономической
теории;

2)
научно обоснованное суждение о возможных
состояниях объектов в будущем и об
альтернативных путях и сроках их
осуществления;

3)
определенный способ трактовки наиболее
вероятных социально-экономических
процессов в обществе и стратегии их
развития;

4)
интегрированное, научное отражение
развития производительных сил и
производственных отношений;

5) Комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития государства и предполагаемые пути и средства их достижения.

9.
Концепция –
это …

1)
научное предвидение в предполагаемой,
общей форме, на уровне экономической
теории;

2)
научно обоснованное суждение о возможных
состояниях объектов в будущем и об
альтернативных путях и сроках их
осуществления;

3)
определенный способ трактовки наиболее
вероятных социально-экономических
процессов в обществе и стратегии их
развития;

4)
интегрированное, научное отражение
развития производительных сил и
производственных отношений;

5)
комплексная система целевых ориентиров
социально-экономического развития
государства и предполагаемые пути и
средства их достижения.

10.
Первый пятилетний
план развития СССР был разработан на:

1)
период 1926 – 1931 гг.;

2)
период 1927 – 1932 гг.;

3)
период 1928 – 1933 гг.;

4)
период 1929 – 1934 гг..

11.Разработка
и осуществление прогнозов выполняет
две важнейшие функции:

1)
предсказательную и предписательную;

2)
предсказательную и регулирующую;

3)
регулирующую и предписательную.

12.
Логика
прогнозирования и планирования
формируется на основе:

1)
форм и принципов;

2)
форм и функций;

3)
форм, принципов и функций.

14.
В любом
государстве логика планирования
формируется двумя основными путями …

1)
«от ресурсов» и «от направлений
государственного регулирования»;

2)
«от ресурсов» и «от цели»;

3)
«от цели» и «от направлений государственного
регулирования».

15.Технология
планового процесса включает совокупность
систематизированных:

1)
операций, методик и методов;

2)
операций, процедур и методов;

3)
процедур и методов.

16.
Все частные
экономические балансы можно подразделить
на:

1)
материальные и стоимостные;

2)
материальные, стоимостные и трудовые;

3)
стоимостные и трудовые.

17.
Программно-целевой
метод планирования имеет два подхода:

1)
программный и целевой;

2)
программный и комплексный;

3)
комплексный и целевой.

18.
Прогрессивная
технико-экономическая норма – это:

1)
научно обоснованная мера предельной
или минимально допустимой величины
технико-экономического показателя
плана конкретного хозяйства;

2)
регламентированная, обобщенная величина
затрат рабочего времени, материальных
и денежных ресурсов;

3)
директивно установленная величина
предельных издержек на выполнение
единицы работы или продукции.

19.
Норматив –
это…

1)
научно обоснованная мера предельной
или минимально допустимой величины
технико-экономического показателя
плана конкретного хозяйства;

2)
регламентированная, обобщенная величина
затрат рабочего времени, материальных
и денежных ресурсов;

3)
директивно установленная величина
предельных издержек на выполнение
единицы работы или продукции.

20.
Расчетно-конструктивный метод еще
называют:

1)
вариантным;

2)
методом прогнозных сценариев;

3)
методом модельных конструкций.

21.
Систему
оптимального планирования сельского
хозяйства, состоящую из четырех блоков
предложил:

1)
Л.В. Канторович;

2)
Р.Г. Кравченко;

3)
В.С. Немчинов;

4)
И.Г. Попов.

22.
Выберите
принципы разработки прогнозов:

  1. принцип
    рентабельности

  2. принцип
    непрерывного прогнозирования

  3. принцип
    варифицируемости

  4. принцип
    вариантности прогнозирования

  5. принцип
    согласованности прогнозов

  6. системно-динамический
    принцип

  7. принцип
    системного комплексного подхода

23. Принцип
разработки прогнозов, который предполагает
то что затраты
на
проводимые расчеты по прогнозированию
должны быть окупаемы называется:

  1. принцип
    варифицируемости

  2. принцип
    рентабельности

  3. принцип
    согласованности прогнозов

  4. принцип
    непрерывного прогнозирования

24.
Принцип
разработки прогнозов, который предполагает
постоянную
работу
над всеми видами прогнозов во времени:

  1. принцип
    варифицируемости

  2. принцип рентабельности

  3. принцип
    согласованности прогнозов

  4. принцип
    непрерывного прогнозирования

  5. принцип системного
    комплексного подхода

25.
Важнейший из принципов разработки
прогнозов, суть которого заключается
в том, что при прогнозировании отдельного
экономического
параметра необходимо учитывать всю
совокупности экономических и социальных
факторов, влияющих на этот параметр:

  1. принцип
    варифицируемости

  2. системно-динамический
    принцип

  3. принцип
    непрерывного прогнозирования

  4. принцип
    вариантности прогнозирования

  5. принцип системного
    комплексного подхода

26.
Этот принцип планирования формирует
исходное начало для смены содержания
планов в соответствии с непредвиденными
ситуациями
:

  1. принцип
    гибкости

  2. принцип
    повседневного контроля

  3. принцип
    единства и непрерывности планирования

  4. принцип
    оптимальности

27.В
соответствии с данным принципом
планирование рассматривается как
взаимосвязанная система, т.е. носит
системный характер
:

  1. принцип
    гибкости

  2. принцип
    участия

  3. принцип
    единства

  4. принцип
    непрерывности

28. Этот
принцип основывается на вовлечении в
плановую деятельность максимально
возможного числа сотрудников организации.
Это принцип:

  1. гибкости

  2. участия

  3. единства

  4. непрерывности

29.
Взаимодействие
трех типов циклов научно-технического
прогресса было раскрыто:

1)
Кондратьевым Н.Д.;

2)
Шумпетером И.;

3)
Китченером.

30.
Краткосрочные
научно-технические прогнозы охватывают
период:

1)
до 1 года;

2)
до трех лет;

3)
до пяти лет.

31.
Долгосрочные
научно-технические прогнозы охватывают
период:

1)
свыше 10 лет;

2)
свыше 15 лет;

3)
свыше 20 лет.

32.
Мировой опыт показывает, что только:

1)
20-25% научно-технических идей доходит до
углубленных разработок и только 5%
попадает в рабочее проектирование;

2)
15-20% научно-технических идей доходит до
углубленных разработок и только 3%
попадает в рабочее проектирование;

3)
25-30% научно-технических идей доходит до
углубленных разработок и только 7%
попадает в рабочее проектирование.

33.
Стратегическое планирование включает
разработку следующих основных вопросов:

1)
организации прогнозирования, внутренней
координации и адаптации к внешней среде;

2)
организации прогнозирования, распределения
ресурсов и адаптации к внешней среде;

3)
внутренней координации, распределения
ресурсов и адаптации к внешней среде;

4)
всех упомянутых выше.

34.
К экономической
информации предъявляются следующие
требования:

1)
полнота, доступность, высокое качество,
точность и достоверность;

2)
полнота, доступность, высокое качество,
эластичность и достоверность;

3)
полнота, доступность, эластичность,
точность и достоверность;

4)
полнота, эластичность, высокое качество,
точность и достоверность;

5)
все указанные выше.

35.
Исходя из закона Эйнгеля коэффициент
эластичности показывает:

1)
процентное изменение спроса на
сельскохозяйственные товары при
изменении предложения на 1%;

2)
процентное изменение спроса на
сельскохозяйственные товары при
изменении уровня дохода на 1%;

3)
процентное изменение спроса на
сельскохозяйственные товары при
изменении численности населения на
1%.

Раздел 2.
Методы прогнозирования.

36.На
какие две группы делятся все методы
прогнозирования:

  1. экспертные
    и коллективные

  2. коллективные
    и ориентированные

  3. интуитивные
    и формализованные

  4. интуитивные
    и экспертные

  5. нет
    правильного ответа.

37.
Что из перечисленного ниже относится
к индивидуальным методам прогнозирования:

  1. метод
    «Дельфы»

  2. метод
    «мозговой атаки»

  3. интервью

  4. аналитические
    записки

  5. метод
    «дерево целей»

  6. матричный
    метод

  7. метод
    построения сценариев

38.
О каком из коллективных методов идет
речь. «Метод может оперировать с
качественной и количественной информацией.
Он позволяет разбивать основную задачу
на подзадачи и создавать систему
взвешенных по экспертным оценкам связей.
Для этой цели могут быть применены
математические теории графов
».

  1. метод
    «Дельфы»

  2. метод
    «дерево целей»

  3. метод
    комиссий

  4. нет
    правильного ответа.

6) Планирование, программирование и прогнозирование, как формы регулирования.

Планирование
— это процесс принятия управленческого
решения, основанный на обработке
исходной информации и включающий в
себя определение и научную постановку
целей, средств и путей их достижения
посредством сравнительной оценки
альтернативных вариантов и выбора
наиболее приемлемого из них в ожидаемых
условиях развития.

Общегосударственное
планирование направлено на увязку всех
факторов производства и поддержание
сбалансированности натурально-вещественных
и финансово-стоимостных потоков,
обеспечение рационального и эффективного
использования ресурсов для достижения
поставленных целей и задач, что находит
отражение в соответствующем плановом
документе (плане).

В
командно-административной экономике
государственное планирование являлось
основным методом регулирующего
воздействия на производство, обмен и
распределение производимого продукта.
Адекватно оно соответствовало
господствующей государственной
собственности и распространялось на
распределительные процессы всех без
исключения ресурсов и производимых
благ. Такая система плановой привязки
производителя и потребителя приводила
к разрастанию планирующих
распределительно-снабженческих
структур, росту издержек производства
и обращения, создавала искусственный
дефицит при скрытом избытке производимого
продукта. Более того, план как юридический
закон распределения превращался в
тормоз НТП, инноваций, роста
производительности труда. Россия как
главное государство использования
плана отставала от развитых стран по
общему уровню экономического роста,
производительности общественного
труда, производству конечного продукта
на душу населения. Поэтому с началом
реформирования экономики и перевода
ее на рыночные связи и отношения
государственные органы отказались от
использования планирования как метода
регулирования глобальных связей и
равновесного экономического роста на
отдаленный горизонт.[1]

Метод
планирования, как и план, предполагает
использование позитивных факторов.
План в любом национальном образовании
увязывает цели, ресурсы и мероприятия
в единое целое. Более того, в
постиндустриальном обществе с
преимущественно децентрализованной
системой принятия решений товарно-денежные
отношения объективно обусловливают
необходимость вмешательства государства
с минимальными потерями ресурсов и
времени, поддерживать прогрессивные
изменения структуры производства,
нейтрализовывать влияние факторов,
вызывающих кризисные явления в экономике.

С
ростом обобществления и концентрации
производства, усложнением связей,
достигающих значения многократных,
государство уже не в состоянии поддержать;
равновесие функциональной экономической
системы и достаточно высокие темпы ее
развития только посредством
макроэкономического инструментария,
т. е. бюджетного, налогового и
денежно-кредитного регулирования. Эти
инструменты краткосрочного действия
в основном используются для нивелировки,
устранения отклонений от прогнозных
или планируемых показателей экономического
роста и нарушения пропорций, обеспечивающих
это развитие.

Становится
очевидным, что показатели роста и
экономические пропорции Могут
устанавливаться государством на основе
анализа, прогнозирования и плановых
программ экономики. В этом случае
функциональная экономическая система
будет координироваться более совершенным
ценовым рыночным механизмом. Пользуясь
им при наличии разработанного плана,
станет возможным быстрее адаптироваться
к факторам, нарушающим ее равновесие.

Это
положение целиком относится и к
функционированию российской экономической
системы, когда она развивается уже не
в режиме централизованного планирования,
а в условиях развитой инфраструктуры
постиндустриального общества.

Планомерность
— это последовательность реализации
отраслевых и межотраслевых связей,
рационального поведения и рационального
использования рыночных регуляторов
для достижения целей экономического
роста. План фиксирует предполагаемую
последовательность в использовании
ресурсов как по количеству, так и по их
качественному составу с учетом
сложившихся ценностей. Макроэкономическое
планирование предполагает организованную
деятельность, осуществляемую как
центральным планирующим органом, так
и его локальными подразделениями
(регионами, муниципалитетами и т. д.).

Формирование
единого централизованного плана
находится в зависимости от действия
внутренних (эндогенных) и внешних
(экзогенных) факторов, из которых
формируются экономический рост и
внутренний валовой продукт.

Государственное
экономическое прогнозирование

Государственное
экономическое прогнозирование основано
на результатах анализа реального
положения дел в экономике
существующих потребностей и возможностей
использования всех факторов и имеющихся
ресурсов
на учете тенденций развития науки
техники
интеллектуального потенциала
позволяет получить достоверные знания
о том
что может произойти в экономике в тех
или иных условиях
Исследование вариантов развития
помогает осознанно формировать
экономическую политику
определять совокупность рычагов
обеспечивающих ее эффективную реализацию

Экономическая
наука выработала ряд методологических
требований обеспечивающих эффективность
прогнозов.


поэтапность процесса прогнозирования:
составление поискового прогноза,
разработка нормативного, или целевого
прогноза;


разработка конкретных рекомендаций
по использованию экономических
регуляторов хозяйственной деятельности;


корректировка нормативного прогноза
с учетом механизма регулирования;


составления сценария и вариантов
прогноза;


сведение разного рода прогнозов в
систему.

Формирование
системы прогнозов складывается из
прогнозов последствий от разных
ситуаций: развития отраслей, видов
производств, научно-технического
прогресса, развития территорий,
экологических прогнозов, прогнозов
внешнеэкономической деятельности.

Государственное
экономическое программирование

Государственное
экономическое программирование
представляет собой высшую форму
государственного регулирования
экономики. Это обусловлено тем, что
социально — экономические программы,
базируясь на экономических прогнозах,
используют весь комплекс элементов
государственного регулирования
экономики и имеют целевую направленность.
Экономические программы не только
формулируют цели развития, но и определяют
материальные, финансовые средства
реализации этих целей. Задача
государственного программирования —
комплексное использование в глобальных
целях всех элементов государственного
регулирования экономики.

В
зависимости от использования различных
критериев государственные программы
можно подразделить на несколько видов.

По
срокам государственного программирования
различают:


краткосрочные программы, разрабатываемые
на срок от одного года до трех лет;


среднесрочные программы, рассчитанные
на 3 — 5 лет;


долгосрочные программы, которые
составляются на срок от 5 лет и более.

По
объектам государственного программирования
программы подразделяются на:


Общегосударственные программы. Они
содержат основные и значимые для
общества в целом ориентиры экономического
и социального развития. Эти программы
направлены на регулирование деятельности
государственного сектора и частных
фирм;


Региональные программы, охватывающие
деятельность отдельных частей экономики.
В некоторых странах для социально-экономического
развития регионов используют региональное
планирование;


Целевые программы. Они предусматривают
развитие конкретных направлений,
например, научных исследований, а также
поддержку отдельных групп населения;


Отраслевые программы, направленные на
развитие отдельных отраслей;


Чрезвычайные программы, которые
разрабатываются в тех случаях, когда
экономика находится в кризисном
состоянии вследствие экономических
кризисов, экологических катастроф,
ведения военных действий. Осуществляются
они, как правило, средствами
административного регулирования.

Субъектами
экономического программирования
являются государственные учреждения,
ответственные за составление программ,
их осуществления и контроль над ними.
Программы разрабатываются специальным
государственным органом или Министерствами
экономики и финансов. К разработке
программ, также широко привлекаются
представители Центрального Банка,
Союзы предпринимателей, торгово-промышленные
палаты, профсоюзы. Программа и финансовый
план ежегодно утверждаются парламентом.
Государственное экономическое
программирование является достаточно
эффективным при решение ряда хозяйственных
задач. В условиях рыночной экономики
программирование может быть только
индикативным,
то есть носить целевой рекомендательно
— стимулирующий характер, тем не менее
оно является эффективным средством
решения хозяйственных задач разного
уровня. Как правило программы обеспечивают
социально-экономическое развитие в
желательном направлении. Программирование
позволяет использовать все средства
государственного регулирования
экономики и избежать противоречивости
и несогласованности регулирующих
мероприятий отдельных государственных
органов. Государственное финансовое
стимулирование, заказы и закупки в
рамках экономических программ оказывают
заметное и неравномерное влияние на
конкурентоспособность отдельных
предприятий, положение отраслей,
регионов, социальных групп и вызывают
сопротивления тех, чьи интересы были
ущемлены. Поэтому на государственные
программирующие органы оказывается
всевозможное влияние, отражающее
противоречивые интересы отдельных
групп.

В
большинстве стран, где применяется
экономическое программирование,
подобные программы носят рекомендательный,
индикативный характер, но имеют строгую
целевую направленность.

7. Планирование как функция управления. Основные виды планов в организации.

Планирование
— это один из способов, с помощью которого
руководство обеспечивает единое
направление усилий всех членов организации
в достижении её общих целей.

Три основных
вопроса планирования:

  1. Где находится
    организация?

  2. Какой организация
    хочет стать?

  3. Как достичь
    желаемого?

В узком смысле
слова планирование
– это разработка планов, сводных таблиц,
определение режимов работ, сроков и
исполнителей, ответственных лиц, способов
контроля и так далее.

В функцию
планирования входит:

  1. Определение
    номенклатуры работ, подлежащих
    выполнению.

  2. Определение сроков
    выполнения каждой работы.

  3. Подбор источников
    и ресурсов для выполнения каждой работы.

  4. Расчет издержек
    на весь перечень работ.

  5. Принятие или
    утверждение плана.

Этапы планирования:

  1. общая оценка
    ситуации и её формулировка;

  2. формулировка
    целей и задач на основе прогнозов
    внешних и внутренних переменных;

  3. составление
    плановых предположений;

  4. увязка ресурсов
    и выбор оптимального варианта действий.

Объект планирования:
выработка целей и стратегии, распределение
ресурсов, выработка стандартов,
финансовая, сбытовая, производственная,
инновационная и др. деятельности.

Субъект
планирования:

менеджеры, плановые органы

Виды планов:

1. С точки зрения
временных параметров

  • Стратегические
    (долгосрочные ,10-15 лет): назначение
    организации, миссия, стратегия;

Стратегическое
планирование –
особый
вид плановой работы, состоящий в
разработке стратегических планов,
предусматривающий выдвижение таких
целей и стратегий развития фирмы,
реализация которых обеспечит ее
эффективное функционирование в
долгосрочной перспективе, быструю
адаптацию к изменяющимся условиям
внешней среды.

  • Среднесрочные
    (1-5 года): создание новых продуктов,
    ликвидация, НИР;

  • Краткосрочные
    (тактические): производство и сбыт
    товара, закупка, финансы.

Текущие планы:

  1. Функциональные
    описывают действия, которые необходимо
    предпринять в ближайшем будущем в
    конкретной сфере производства:

  • Производственные:
    покупка ОФ, оперативное планирование
    и контроль;

  • Маркетинговые:
    продукт, цена, реализация;

  • Финансовые:
    привлечение денежных средств,
    распределение ресурсов и т.п.

  1. Единовременные
    (действия разового характера):

  1. Стабильные
    (ежедневные
    действия):

Задачи планирования:

  1. Определение
    будущего развития производства.

  2. Выявление
    всевозможных отклонений от выполнения
    плана.

  3. Принятие решений
    на каждом этапе выполнения программы
    действий.

Методы планирования:

  1. Нормативный

  2. Вариантный
    /задаются критерии и разрабатываются
    пути их достижения/

  3. С привлечением
    экспертов.

  4. С применением
    экономико-математических методов, ЭВМ

Эффективное
планирование

— это планирование, которое способствует
переменам, ведущим к прогрессу.

8. Мотивация как функция менеджмента. Основные теории мотивации.

Мотивация —
совокупность движущих сил человека к
осуществлению определенных действий.

Мотив – нужда,
ставшая столь необходимой, что заставляет
человека искать пути ее удовлетворения.

Типы мотивации:

1. Стимулирование:
Если у вас
есть что-то важное для другого человека,
и вы хотите, чтобы он что-то сделал, вы
должны ему это дать за его усилия.

2. Создание
мотивирующей структуры
(воспитание
и обучение).

Теории мотивации:

1.
Содержательные

Основываются на
определении внутренних побуждений,
которые заставляют людей действовать
определенным образом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *