Целеполагание и планирование: процесс, методы и 5 ошибок – Урок 2. Целеполагание

Целеполагание и планирование в организации (стр. 1 из 4)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА «ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАЛЕНИЯ»

РЕФЕРАТ

Целеполагание и планирование в организации

Выполнил___________________________

Принял: ТОМОРАДЗЕ И. В.

Москва

2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Планирование

2. Целеполагание

3. Стратегическое планирование

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

С чего начинается работа любого менеджера? Для того чтобы эффективно управлять организацией необходимо, прежде всего, иметь четкое и непротиворечивое представление о том, куда мы идем, и почему мы идем именно этим путем. Это «представление» есть результат того, что принято называть планированием.

Планирование – это важнейшая функция управления осуществляется путем составления планов работы организации, ее составных частей и работников. Основой в этом процессе является целеполагание – выбор целевых установок, обеспечивающих движение в заданном направлении. Стратегическое планирование задает направление для всей системы планов организации на рассматриваемый период времени.

Планирование – это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. Процесс планирования состоит из следующих стадий: установление целей, распределение ресурсов, доведение планов до работников. Планы классифицируются по длительности планового периода и уровням организационного планирования.

Постановка целей – целеполагание – является важнейшим исходным моментом планирования. Целевая функция осуществляется через ряд этапов, каждый из которых соответствует тому или иному типу целевой установки: миссия, видение, цель. Первым этапом является разработка или уточнение миссии организации, выражающей философию и смысл ее существования. Видение организации разрабатывается на конечный длительный период и отражает представление о том, какой должна стать организация по истечении этого периода.

Цели организации – это наиболее конкретное выражение миссии и видения в форме, доступной для управления процессом ее реализации. Постановка этих целей осуществляется в соответствии с выработанными теорией и практикой управления принципами. Существует множество различных способов классификации целей. Каждый из них описывает специфику разрабатываемых целей. Между всеми целями существует тесная связь и взаимообусловленность, что позволяет рассматривать их как систему целей организации – дерево целей.

Стратегическое планирование, возникшее в 60-х гг. XX в., постоянно развивалось. В настоящее время планирование в организации осуществляется на нескольких уровнях.

После постановки миссии, разработки видения организации и анализа стратегического профиля, необходимо определить продолжительность стратегического периода в рамках рассматриваемого видения и поставить соответствующие стратегические цели. Анализ внутренней и внешней среды позволяет сформулировать альтернативы и выбрать оптимальную стратегию развития организации на данный период.

1. ПЛАНИРОВАНИЕ

Что понимается под планированием? Это процесс, который включает определение целей и задач организации и разработку всеобъемлющей иерархической структуры планов для объединения и координации всей деятельности компании.

Планирование – это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации в целом, её подразделений, функциональных подсистем, отделов и служб.

Планирование не всегда рассматривается как отдельный вид деятельности. Зачастую оно рассматривается в рамках стратегического планирования и формирования стратегии. Тем не менее, стратегическое управление и планирование не охватывает само по себе все вопросы планирования.

Цели планирования.

1. Определение направления развития компании. Отсутствие единого направления делает развитие практически невозможным. В лучшем случае развитие будет проходить случайно и непостоянно, противореча планам и намерениям менеджмента.

2. Снижение влияния всевозможных изменений внешней и внутренней среды. Планы позволяют предусмотреть соответствующие изменения во внешней и внутренней среде и заранее подготовиться к негативным изменениям и максимально эффективно использовать позитивные.

3. Сведение к минимуму потерь от нерационального использования рабочей силы и ресурсов. Планы позволяют рационализировать использование всех видов ресурсов. Это следует, в частности, из того, о чем было замечено выше. Единая система планов предусматривает наиболее короткий путь к заданной цели.

4. Установление стандартов, пригодных в дальнейшем на этапе контроля. Правильно составленные планы предполагают возможность эффективного контроля их выполнения.

Планирование как процесс включает в себя следующие этапы.

1. Установка целей и задач. Этот этап связан с определением, правильной постановкой и систематизацией целей организации. Если в организации осуществляется стратегическое планирование, то дальнейшая декомпозиция основных целей уступает место разработке стратегии.

2. Разработка стратегий, программ и планов для достижения целей. Стратегия, как способ и средство достижения поставленных целей определяет дальнейший процесс планирования. На этом этапе уточняются цели и задачи, формируются способы их достижения

3. Определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам. Эта стадия процесса планирования, как и следующая,представляют собой непосредственную границу, собственно, планирования и организации выполнения планов. Здесь определяется материальная сторона дела.

4. Доведение планов до всех, кто их должен выполнять, кто несет ответственность за их реализацию. Это необходимое условие успешного планирования. На практике много планов не выполняется правильно именно по причине искаженных или отсутствующих представлений работников организации о средствах и способах достижения поставленных целей. Этот этап граничит с функцией мотивации.

Многообразие целей организации приводит к необходимости разработки системы взаимоувязанных планов работы, направленных на их достижение. Классификация всей совокупности планов организации производиться по длительности планового периода и по структурным составляющим организации.

По длительности планового периода различают стратегические, тактические и оперативные планы.

1. Стратегические. Эти планы связаны с разработкой направлений развития организации и стратегическими целями. Подробно о стратегическом планировании пойдет речь ниже. В данном случае планирование охватывает период времени, как правило, 3–5 лет.

2. Тактические. Тактические планы составляются на среднесрочный период, примерно до 1 года. Выполнение тактических планов необходимо для реализации стратегических планов.

3. Оперативные. Этот вид планов связан с ежедневной работой, постановкой оперативных задач, выполнением, анализом ситуации и т.д.

По структурным составляющим организации планы разделяют на планы по организации в целом, планы структурных единиц и функциональных подсистем.

1. Планы по организации в целом. Такие планы разрабатываются высшим менеджментом организации и обязательны к выполнению всеми ее подразделениями

2. Планы структурных единиц. Это могут быть планы независимых бизес-единиц, центров прибыли, более или менее самостоятельных подразделений организации, определяющих самостоятельно направления реализации общих планов организации.

3. Планы функциональных подсистем. Это низший уровень организационного планирования. В этом случае планы составляются по функциональным подсистемам организации – таким как производственная, финансовая, сбытовая и т.п.

Таким образом, планирование является необходимой стадией процесса управления. Оно позволяет определить направление развития компании, снизить затраты и рационализировать использование всех ресурсов в организации. Ядром планирования является целеполагание. Помимо целеполагания, процесс планирования включает разработку стратегий, программ и планов реализации поставленных целей, определение необходимых ресурсов и доведение планов до исполнителей.

Планы можно разделять по критерию длительности планового периода и по структурным составляющим организации. Все планы взаимно увязаны друг с другом и представляют из себя единую систему планов организации.

2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Целеполагание – установка целей, основа планирования. Существует 3 типа целевых установок: миссия, видение и, собственно, цель.

Миссия определяет то, для чего создана и существует организация, придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Миссия – это заявление, отражающее интересы общества, владельцев и персонала предприятия, дающее общее представление о сфере деятельности, общих принципах работы и т.п.

Миссия – смысл существования организации.

Потребность в определении миссии организации появилась в 70-х годах, когда нужно было кратко охарактеризовать организацию и ее основные отличия от других, когда нужно было найти исходную точку стратегии организации. Введение этого понятия в широкий оборот обусловлено следующими основными причинами:

1) повысилась роль общественного, государственного политического и др. контроля над деятельностью организаций;

2) владельцы организаций осознали, что только их цели или только прибыль не могут более быть основной целью организации;

3) в условиях перенасыщенного рынка от организации потребовалось определение ее «индивидуального лица»;

Глава 3 Целеполагание и планирование |

Введение

Пирамида потребностей Маслоу была сформирована без разбивки к уровням ее возможной реализации. Т.е. потребности выражены в самых общих формах и только в определенной внутренней взаимосвязи. Получается: удовлетворение потребностей какого-то уровня может закрыть вопрос такой потребности полностью и никакого развития данной потребности в дальнейшем не предусматривается. Движение идет только от  одного уровня потребностей к другому. Например – необходимость удовлетворения материальных потребностей – после своего удовлетворения переходит к удовлетворению более высоких потребностей, например – в развитии.

Кстати отметить, что такой подход был высмеян Стругацкими. Именно Выбегалло пытался провести исследования и экспериментально обоснования движения по таким ступеням потребностей в своем «идеальном» человеке.

Однако, как показывает реальная жизнь, удовлетворение, например, одних материальных потребностей порождает другие материальные потребности. И вовсе не обязательно порождает потребности более высокого уровня.


В конечном счете, при работе с Мультипирамидой пришлось прийти к выводу о том, что удовлетворение потребностей одного уровня пирамиды приводит к двоякому движению. Одно движение — от материальных потребностей к духовным. Другое движение — от материальных потребностей одного уровня пирамиды к материальным потребностям аналогичного уровня в следующей пирамиде большой Мультипирамиды.

Именно это двоякое движение и лежит в основе целеполагания – т.е. установления того, что надо сделать и планирования, т.е. описание, как и когда это можно и следует сделать.

Причем целеполагание предполагает именно две задачи. Первая: закрыть текущий уровень пирамиды «под ключ» и перейти на работу с более высоким уровнем. Вторая – то же, но перейти на аналогичный уровень следующей пирамиды, начать там работать параллельно с работой по текущей пирамиде.

 Точно такая же ситуация с планированием: что надо сделать для перехода на более высокий уровень текущей пирамиды и что надо сделать для перехода на аналогичный уровень следующей пирамиды. При этом приходится учитывать то, что работа ведется параллельно и что полный переход на работу по следующей пирамиде будет тогда, когда завершится полностью текущая пирамида.

Проблема целеполагания – философская проблема. Именно целеполагание отличает животную, инстинктивную деятельность от человеческого труда. В труде человек реализует целеполагание. Так что на нулевом уровне первой пирамиды придется пофилософствовать каждому, если он желает получить именно собственное целеполагание, а не целеполагание, созданное неизвестно кем и навязанная нам неизвестно почему.

Что же такое целеполагание и как оно формируется у людей.

Прежде всего – целеполагание это цель, которую надо достичь. Она вытекает из потребностей, получает мотивацию и затем над достижением цели идет работа.

Ключевым моментом целеполагания является долженствование. Мне надо достичь конкретной цели, и я должен для этого делать определенные действия.


В обычных условиях долженствование задается и реализуется через ожидание действий от нас со стороны наших  значимых, референтных групп. Мы предполагаем, своим собственным субъективным предположением, что кто-то, значимый для нас, ожидает от нас определенного поведения, определенных действий. И через механизм суггестии задаем себе это поведение, выполняем ожидаемое от нас поведение.

Таким образом, реализуя собственные потребности, мы выполняем требования, которые от нас, по нашему собственному предположению, ожидают наши референтные группы. Целеполагание и его выполнение, порядок действий, вербализуются, т.е. оформляются в слове, в речи и затем выполняется.

Если мы действуем бессознательно, т.е. по животному, то целеполагание не возникает. В этом случае наши действия регулируют инстинкты.

Задача личности в процессе ее развития – осознать цели, которые личность преследует, осознать, как эти цели возникли, определить их целесообразность и значение для себя. При этом неизбежен конфликт между целеполаганием, заданным референтной группой и целеполаганием, которое себе сознательно сформулирует индивид. Но именно этот конфликт и его результата как выбор сознательно сформулированной цели личности ведет к наилучшим результатам. И, в конечном счете, этот результат гораздо лучше выражает интересы любых групп и сообществ людей, чем навязанное целеполагание из прошлого опыта этих людей.

При формировании целеполагания личность одновременно формирует план воплощения в жизнь этого целеполагания, подбирает необходимые действия. Здесь, опять-таки, план может формироваться как бессознательные программы действий, которые уже усвоены человеком. Или, как сознательно отстроенные программы действий, согласованные по технологиям, ресурсам и времени.

Поскольку потребность в целеполагании и составлении планов реализации такого целеполагания является базовой человеческой потребностью, которая отличает человека и общество от животных, то, конечно, было выработано немало технологий для работы с такой потребностью. Технологии различаются: по субъектам, по времени, глубине проработки и многим другим параметрам.


Для наших задач следует отметить следующее.

Прежде всего, нам никак не подходят чисто бессознательно воспринятые целеполагания и бессознательно принятые технологии их реализации. От кого бы все это не исходило. Мы должны четко представлять и аргументировать в соответствии с технологией фальсификации любые позиции по целеполаганию и планированию.

Далее. Отбрасываем технологию, наиболее понятную и общепризнанную, когда целеполагание и планирование идет формально — логически. Т.е. берется очевидная цель и так же, на основе очевидного, рассчитываются действия. Горизонт такого планирования невелик. В реальной жизни слишком много возмущающих факторов, которые достаточно быстро меняют ситуацию.

Следующая – эвристическая, когда формируется на интуитивной основе понимание цели  и затем, опять таки, эвристически, формируется план ее достижения. Наиболее полно такой подход воплощен в различных технологиях проведения деловых игр, мозговых штурмов.

Наконец, стоит упомянуть технология АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач) Альтшуллера. Она относится только к решению, планированию действий. Целеполагание предполагается внешним. На основе алгоритма по изобретениям была предпринята попытка создания стратегических планов в различных областях человеческой жизнедеятельности.

В ходе работы над задачами ВПШ сформировался другой подход к формированию целеполагания и планирования. В основу его положена пирамида потребностей Маслоу с соответствующими уточнениями и доработками до Мультипирамиды.

Это позволило очень четко формулировать целеполагание как на философском, стратегическом уровне, так и при конкретизации целеполагания для отдельного человека.



Полученные от такой проработки целеполагания выступали основой анализа эффективности используемых технологий по удовлетворению потребностей каждой отдельной личности. И соответственно – выбирались наиболее эффективные технологии такого удовлетворения. Критически важной оказалась разработка и реализация плана смены технологий используемых личности  по воплощению целеполагания.

Целеполагание

Целеполагание по первой пирамиде соответствует потребностям, выражаемым пирамидой потребностей Маслоу с учетом тех корректировок, которые введены в ВПШ.

«Основание». Целеполагание для базового уровня: формирование целеполагания и стратегического планирования для первой пирамиды в целом и по каждому уровню.

Завершение уровня «под ключ»: реализация целеполагания и планирования первой пирамиды. Важно – выполнение базового уровня считается завершенным не тогда, когда сформированы целеполагание и планирование, а тогда, когда эти целеполагания и планы  реализованы в жизнь, т.е. пройдены все уровни первой пирамиды.

Особенности уровня в том, что проводится систематический пересмотр целеполагания и планирования по трем направлениям:

Первое. Уточнение по уровням.

Второе. Уточнение по личности исполнителя.

Третье. Уточнение по движению между первой и второй пирамидами.

«Обеспечение». Целеполагание для первого уровня: обеспечить финансовую, материальную, организационную базу жизнедеятельности личности.

Завершение уровня «под ключ»: жизнь, работа и развитие личности не зависит от материального обеспечения.

Финансовая независимость: обеспечить форму жизни «рантье», когда финансовая сторона обеспечения выводится за скобки приоритетов. Получение процентов на вложенный капитал или системный доход за результаты прошлого труда. Т.е. обеспечено системное поддержание возможности получать результаты чужого труда без дополнительного приложения своего.


Материальная независимость: обеспечены все материальные условия для успешной жизнедеятельности  личности. В постоянном пользовании человека есть материальные ресурсы, которые считаются достаточными, комфортными и в чем-то даже шикарными для конкретного общества.

Организационная независимость: есть общественная инфраструктура для использования финансовых и материальных ресурсов и человек может ими без проблем и системно пользоваться.

Особенности: ресурсы обеспечения жизнедеятельности, деньги и материальные ценности, и остальное — прочее, их использование требуют финансовой грамотности, определенных юридических знаний и умения защищать свои ресурсы от системных рисков.

«Безопасность». Целеполагание для второго уровня: сохранение работоспособности и интереса к жизни до 130 лет. Ориентир на абсолютное здоровье и потенциальное бессмертие. Постоянна работа над снижением системных рисков инвалидности и гибели своего тела.

Завершение уровня «под ключ»: формирование образа жизни, включающего в себя технологии второго и третьего шанса на жизнь. Ликвидация хронических болезней до состояния «фоновые». Достижение идеального состояния здоровья, когда человек в принципе не болеет. Недомогания отражают только проявления работы защитных сил организма.

Особенности: одновременно применяются все известные технологии формирования абсолютного здоровья, т.е. решаются задачи трех пирамид. Первая пирамида – использование медицины как технологии первого шанса на жизнь – до 60-75 лет. Вторая пирамида – использование дозированной физической нагрузки как технологии второго шанса на жизнь – до 90-100. Третья пирамида – использование технологий повышения энергетики как технологии третьего шанса на жизнь – до 120-130 лет.

 «Группа». Целеполагание для третьего уровня: овладение «треугольником Карпмана». Ликвидация и полное прекращение личностью вхождения в эмоциональные конфликты со своей реальной референтной группой.


Завершение уровня «под ключ»: освоение и перевод на уровень бессознательных действий работу по блокаде «треугольника Карпмана».

Особенности: полное завершение этой работы невозможно, так как является только оборонительной стратегией и прорывы неизбежны. Завершение – задача второй пирамиды, когда все члены реальной референтной группы осваивают работу с «треугольником Карпмана».

«Развитие». Целеполагание для четвертого уровня: завершение интеллектуального развития в рамках материнской пирамиды. Получение общего развития и специальной подготовки в соответствии с личными пороговыми значениями интеллектов, учеба в ВПШ.

Завершение уровня «под ключ»: завершение первой пирамиды.

Особенности: при использовании технологий повышения интеллектуального уровня повышаются и требования к общей и специальной подготовке.

«Признание».  Целеполагание для четвертого уровня: мастер, состоявшаяся личность. Регистрация человеком построения своей первой пирамиды. Признание себя состоявшимся личностью и мастером в своем деле.

Завершение уровня «под ключ»: переход на реализацию второй пирамиды.

Особенности: оценка дается человеком только себе самому, без участия и оценки других людей. Признание есть признание самого себя состоявшейся личностью.

Стратегическое планирование

Планирование по первой пирамиде включает две основных позиции. Общая — планирование на основе представление о социальной программе и частная – планирование конкретного человека для построения своей индивидуальной первой пирамиды.

План работы включает в себя целеполагание, т.е. что нужно сделать, ресурсы и технологии, которые надо применить и временные горизонты, на которые надо ориентироваться.

Критические точки по времени —  возрасту.

Формирование социальной программы и начало ее выполнения вне материнской пирамиды – до 25 лет. Завершение построения первой пирамиды как выполнение стандартной социальной программы и переход на доживание – около 45 лет. Люфт времени от 45 лет до 65 лет – предельный возраст для завершения первой пирамиды в стандартном варианте.

При применении технологий второго и третьего шанса – завершение первой пирамиды и переход ко второй – предельный возраст – около 65 лет.

Шаг первый. Анализ стартового состояния личности для учебы в ВПШ. Определение имеющихся ресурсов и степень отработки каждого уровня первой пирамиды.

Для лиц до 45 лет, выход из материнской пирамиды – да, нет. Для лиц старше 45 лет – режим доживания или достраивание пирамиды. Предельный вариант – строительство второй пирамиды.

Определить в каком кластере находитесь лично Вы.

Шаг второй. Определение позиций человека в стандартной сетке строительства первой пирамиды.

Временная схема первой пирамиды.

Первый уровень, обеспечение. Выход из материнской пирамиды и самообеспечение. 25-30 лет. Ответы, сделано, не сделано: Да, нет.

Второй уровень. Технология первого шанса. Нормальное здоровье по биологическому возрасту. Отсутствие хронических заболеваний. Отсутствие виктимных привычек. Ответы, применяется, не применяется: Да, нет.

Третий уровень. Стабильная реальная референтная группа: друзья, семья, родственники: 12-16 человек, не более 50% вампиров. 30-35 лет. Ответы есть или нет, разбиты на «вампиров» и «эмпатов»: Да, нет.

Четвертый уровень. Мастер в своей профессии. 40-45 лет. Ответы, считаете ли себя мастером в каком-то деле: Да, нет.

Пятый уровень. Самоопределение. 45 лет. Ответы, жизнь удалась или не удалась: Да, нет.

Возможность переход на вторую пирамиду: применение технологий второго и третьего шанса на жизнь. Да, нет.

Шаг третий.

Формирование индивидуального плана работы по строительству первой пирамиды.

По определению своего личного места в строительстве пирамиды выделяются несколько критических позиций.

Первая – обеспечила ли материнская пирамида пассивный доход, соответственно – финансовую свободу по выбору направления деятельности и развития.

Если обеспечила, тогда первый уровень считается пройденным на автомате, если нет – то это первый уровень личного планирования.

Вторая – задала ли материнская пирамида направление деятельности и границы узкой специализации как профессионала.

Если направление задано и реализовано – определиться с точки зрения личных пристрастий и личных стратегических задача, интересов. При положительно ответе – работать над тем, чтобы стать мастером.

Третья – устраивает ли данная специализация с точки зрения возможности стать профессионалом мирового класса или нет.

Если не устраивает – определиться с направлением развития и специализации, которая интересна и соответствует запросам личности.  При этом желательно использовать арсенал современной психологии по выявлению потенциала личности, ее профессиональной ориентации и прочих важных элементов развития.

Шаг четвертый.

Составление плана работы по времени: в целом по первой пирамиде, по пятилеткам, по каждому году первого пятилетия.

Распределение действий по пятилеткам, распределение действий по годам первой пятилетки.

Распределение действий по образу жизни и режиму дня.

Шаг пятый.

Систематическая работа и Отчет и пересмотр. Отчет и анализ по итогам каждого года, пересмотр и уточнение каждый год.

Заключение.

Общее целеполагание по уровням пирамиды предполагает уточнение конкретной личностью своих задач по уровням. Например, кому то в развитии – «стать кандидатом медицинских наук», или «написать книгу», или «художник с персональной выставкой», или «уметь варить кофе лучше всех в городе» и т.д. Под целеполагания осуществляется конкретизация действий личности и планирование этого движения.

Для различных людей формируются планы, отличающиеся по сложности. Задачи ставятся на основе анализа пороговых значений личных возможностей по направлениям эффективного развития личности. Другими словами, личность сама, или с чужой помощью определяет свои возможности и для самоуважения ставит задачи на пределе нормальных личных возможностей. Здесь, конечно, возникает большой простор для субъективизма, но и оценка своей реализации первой пирамиды так же является личной и субъективной.

Дальнейшее движение – переход на вторую пирамиду предполагает новое целеполагание и новое планирование. Здесь можно только отметить два основных направления такой деятельности – одно – функция второй пирамиды как материнской для облегчения прохождения членами референтной группы первой пирамиды. И другая задача –  теоретическая разработка и практическая реализация наиболее актуальных проблем, другими словами – исследования в интересах развития ВПШ.

Задание по третьей главе.

  1. 1.      Подготовиться к консультации написав аналитическую записку и не менее трех вопросов к ней по третьей главе.
  2. 2.     Курсовая работа: «Моя личная первая пирамида: целеполагание и планирование». Использовать схему развертывания текста: аналитическая записка и план по каждому вопросу.
  3. 3.     План работы по реализации первой пирамиды: планирование пятилеток и годовое планирование.

ОТЧЕТ.

  1. 1.      Прислать аналитическую записку с  личными вопросами к консультации.
  2. 2.     Еженедельно, вместе с отчетом присылать материалы по курсовой работе до защиты.
  3. 1.      По итогам защиты предоставить план работы по реализации первой пирамиды.

КОНСУЛЬТАЦИИ и ЗАЧЕТЫ. Лично или по Скайпу.

  1. 1.       После отправки материалов по электронной почте, подготовиться к консультации и провести ее лично или по Скайпу.
  2. 2.      Защита курсовой работы.
  3. 3.      План и начало работы по плану. По итогам первого квартала – зачет и корректировка.

32. Целеполагание в планировании

Планирование
— постановка целей и разработка путей
их достижения.

Цель
организации представляет собой
направление, в котором осуществляется
ее деятельность. Основные цели воздействуют
на стратегию, которая влияет на структуру,
систему управления и саму деятельность.
Таким образом, цель — есть “контур”
плана. Цели образуют собой иерархическую
систему. Основные базовые цели, в
направлении которых действует фирма
при планировании параметров эффективности:
рост, рентабельность, платежеспособность,
доля рынка, гибкость, устойчивость.

При
определении стратегии рассматриваются
промежуточные цели и факторы успеха
фирмы, например: 1)выбор продукта с
потенциалом роста; 2)выбор продукта с
высокой конкурентоспособностью и
большой долей на рынке. Система
показателей, к которым стремится фирма:
экономичность, действенность, качество;
производительность; инновативность;
прибыльность.

Дерево
целей — совокупность целей, увязанных
в иерархическую систему. Противоречие
в целях может быть таким: краткосрочные
цели могут не совпадать с долгосрочными;
общие цели могут не совпадать с частными;
могут не совпадать цели организации и
внешней среды; организации и внутренней
среды. Поэтому для успеха организации
цель должна: 1)соответствовать системе
ценностей, принятых в организации;
2)обеспечиваться адекватными ей
средствами; 3)не противоречить целям
более высокого порядка; 4)быть реально
осуществимой; 5) достигаться способами,
обеспечивающими эффективность с учетом
возможных побочных эффектов;
6)формулироваться доступно, конкретно,
ясно, кратко, однозначно пониматься;
7)сложные цели должны быть структурированы
и образовывать дерево целей, отвечающих
требованиям эффективности.

33.Стратегическое и тактическое планирование

Планирование
— постановка целей и разработка путей
их достижения.

Процесс
планирования начинается с руководства
высшего звена, определяющего миссию
организации, принципы, долгосрочные
направления деятельности, параметры
эффективности, способы достижения
планируемых параметров и средства
реализации намеченных стратегий. Уровни
планирования:

  • стратегические
    планы

  • тактические

  • оперативные
    планы

  • исследования,
    разработки, производства, маркетинг.

Стратегия
всегда связана с решением важнейших
проблем. В качестве таковых являются
базовые цели и показатели: объем продаж,
темпы роста, прибыль, доля на рынке,
структура капитала, дивиденды, уровень
качества продукции, устойчивость фирмы,
социальные цели.

Тактика
определяет пути, обеспечивающие
приближение к заданным целям и параметрам.

Стратегическое
планирование — начинается установления
руководством общих стратегических
задач. Стратегический план — план, который
позволяет планировать с позиции
завтрашнего дня, — адаптивный процесс,
в результате которого происходит
постоянная корректировка принятых
управленческих решений, постоянный
контроль за их выполнением. Для
эффективности стратегического
планирования необходимо ясное
представление о будущем состоянии
внешней и внутренней среды фирмы. Для
этого в крупных фирмах создаются
информационные системы, данные которых
оцениваются с помощью систем анализа.

Тактическое
планирование — связанное с решением
задач на настоящее время.

3 простых шага к достижению целей

В своей предыдущей статье я затрагивал вопросы, связанные с основными принципами самоменеджмента и теми изменениями, которые могут произойти в вашей жизни, если вы будете им следовать.

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

— Зависит от того, куда ты хочешь прийти, — ответил Кот.

— Да мне почти всё равно, — начала Алиса.

— Тогда всё равно, куда идти, — сказал Кот.

Льюис Кэрролл

Планирование является первым шагом к любому полноценному изменению в жизни: будь то борьба с вредной привычкой или работа над отношениями. Многие люди, к сожалению, не придают этому этапу должного значения и в итоге отказываются от своих амбициозных целей. Для того, чтобы пройти этот путь успешно, нужно в первую очередь понимать, что такое планирование и как его использовать.

Что такое планирование?

Планирование переносит будущее в настоящее и позволяет вам что-нибудь сделать с ним сейчас.

Алан Лакейн

В практике самоменеджмента планирование — это постановка целей и формирование путей для их достижения. Этот этап является ключевым. Если вы смогли спросить у себя, что же делать дальше, то вы положили начало изменениям.

Планирование помогает не просто выработать порядок действий по изменению себя, но и глубже понять, чего же мы хотим достигнуть на самом деле. Слишком часто оказывается так, что за простым желанием побороть вредную привычку лежит скрытая потребность в признании или понимании. Если её выявить, то можно упростить работу над собой.

В самоменеджменте планирование включает в себя четыре стадии:

  1. Миссия.
  2. Цель.
  3. Задачи.
  4. План.

Познакомившись с этой простой схемой, вы сегодня же начнёте движение к своим целям.

Миссия. Ради чего всё это?

— Ты не туда идёшь! Огни в другой стороне!

— Мне всё равно, я зажгу свои.

С просторов интернета

Очень часто первым этапом планирования называют целеполагание, что далеко не всегда является верным. Цель подразумевает конкретное выражение внутренних желаний, которые даже при её достижении могут быть не удовлетворены. Первым шагом к планированию изменений должна быть миссия.

Миссия является нашей внутренней целью, тем самым потаённым призывом, который мы не привыкли озвучивать, когда начинаем стремиться к чему-то.

— Почему вы хотите бросить курить?

— Я хочу перестать вредить самому себе.

— Зачем вам это?

— Я хочу укрепить своё здоровье и жить долго.

— Почему?

— Я хочу увидеть, как растут мои дети.

За простыми привычками могут стоять большие внутренние желания, которые вы должны обнажить. Таким образом, самоцелью должно стать стремление именно к ним. Прелесть миссии, в отличие от цели, заключается в том, что она недостижима и всегда является стимулом при работе над собой. Так, даже после того, как человек бросит курить, он будет поддерживать здоровье, сможет начать активно заниматься спортом или перейти на более здоровую пищу.

Шаг 1. Какой бы ни была ваша цель на данный момент, потратьте пять минут на то, чтобы копнуть глубже. Найдите свою истинную миссию. Запиши её как можно проще и понятнее для себя. Пусть она всегда будет у вас перед глазами: поставьте её как заставку на телефон, запишите на стикере и приклейте на видном месте или зафиксируйте на титульной странице своего ежедневника.

Не забывайте постоянно напоминать себе, ради чего всё это.

Цель. Куда ведёт миссия?

Поставь цель, ресурсы найдутся.

Махатма Ганди

О целеполагании написано столько книг и сказано столько мудрых слов, что я постараюсь лишь обобщить те знания, которые имеются у меня, и поделиться работающей методикой.

После определения миссии, которая будет являться вашим основным мотиватором на пути изменений, вы можете вернуться к своей первоначальной цели.

Самым эффективным инструментом при формулировке целей для меня являются SMART-критерии, в соответствии с которыми цель должна быть:

  • S — точной. В отличие от миссии, ваша цель должна быть выражена в конкретном результате, которого вы хотите достичь.
  • M — измеримой. Выразите свою цель в цифрах. Например, в прошлом году я решил больше читать. Моим желаемым результатом было 30 000 прочитанных за год страниц.
  • A — достижимой. Как понять, достижима ли ваша цель? К сожалению, именно этот пункт чаще всего пугает людей, потому что они боятся не оправдать своих высоких ожиданий. Вам стоит помнить, что ваша работа будет состоять из постоянных и последовательных небольших шагов, поэтому уже результат первого дня не даст вам пасть духом. Не огорчайтесь, если ваша цель будет реализована не на все 100%. Вы в любом случае будете рады тем усилиям, которые приложили для работы над собой (так, я к концу года прочитал только 22 074 страницы, но в этом году уже опережаю график на месяц).
  • R — значимой. Если ваша цель действительно соответствует миссии, не сомневайтесь, что она имеет для вас абсолютную значимость.
  • T — ограниченной во времени. Большой вопрос для людей заключается в том, на какие сроки ставить цель. Я планирую максимум на один-два года. Я так решил, потому что на данный момент реализация моих планов не требует больших сроков, а ограниченные сроки только стимулируют меня.

Шаг 2. Прямо сейчас под вашей миссией поставьте себе несколько целей на ближайший срок, который составит не более одного года. Лучше, чтобы целей было не больше трёх, иначе ваше внимание может начать рассеиваться. Периодически просматривайте их и не бойтесь вносить корректировки. Ваши цели не должны становиться догмами. Они являются ориентирами, на которые нужно опираться и которые всегда можно пересмотреть.

Задачи и планы. Когда начинать работать?

— Если ты совершил действие, то обязательно получаешь результат, хочешь ты этого или нет.

— Мистика какая-то.

— Мистика — совершить действие и думать, что ничего не будет.

Владимир Серкин

Задачи являются прямым продолжением ваших целей, но они ограничены сроком исполнения. Он должен составлять один-два месяца. Такое дробление необходимо для того, чтобы вы всегда могли увидеть промежуточный результат работы над собой.

Например, если вашей целью было бросить курить за год, то задачей на текущий месяц будет снизить потребление сигарет на четыре штуки в день. Это звучит не так уж страшно, верно?

После этого вы можете взяться за составление плана, который является ключевым фактором для достижения успеха. Именно план помогает определить тот первый шаг, который приблизит вас к цели прямо сейчас. Он будет чек-листом того, что вы совершите уже сегодня.

Большинство из нас ставят грандиозные цели, но, пугаясь их масштаба и не зная, как к ним подступиться, бросают дело, даже не начав. Единственный способ достичь желаемого — прямо сейчас написать план того, что вы сделаете сегодня, чтобы приблизиться к вашей миссии.

План может включать всего одно действие. Например, сегодня вы посчитаете, сколько выкуриваете сигарет в день, и выкурите на одну меньше. Таков же будет план и на завтра, и на послезавтра, пока первая задача на неделю не будет выполнена. Согласитесь, человеку, который выкуривает пачку в день, проще отказаться от одной сигареты сегодня, чем крикнуть, выбрасывая всю пачку в мусор: «Никогда больше!». А на следующий день купить новую и вернуться к пагубному пристрастию.

Ваше первое действие — не просто победа одного дня. Это и есть реализация вашей миссии. В этом и заключается весь секрет. Так живут те, кто кажется нам успешными и счастливыми людьми. Они не воспринимают свою жертву сегодня как часть большой цели. Их каждодневная работа над собой и есть та самая цель.

Шаг 3. Прямо сейчас возьмите листок бумаги и запишите себе план на сегодняшний день, то, что вы должны сделать, чтобы приблизиться к решению первых краткосрочных задач (только не забывайте про свою амбициозную миссию).

Резюме

  • Всегда ищите источник своего внутреннего стремления к изменениям, задавайте себе вопрос: «Ради чего я хочу измениться?».
  • Ставьте долгосрочные цели, но не делайте из них догм, работайте с ними и отмечайте свои победы.
  • Прямо сейчас составьте план того, что сделаете сегодня, чтобы начать наслаждаться реализацией вашей миссии.

Вы всё ещё сидите и читаете эту статью? Немедленно вставайте и идите реализовывать свой потенциал! Успехов вам!

Постановка целей и планирование жизни:как ставить цели и планы

Сегодня бум на постановку и достижение целей. Хорошо это или плохо? Нужно ли к чему-то стремиться или лучше плыть по течению жизни, получая удовольствие от возможности не напрягаться? Спорить бесполезно. Постановка целей и планирование жизниинструменты, которые помогают сделать процесс жизнетворчества осознанным и управляемым. Использовать этот инструмент, или нет – наш личный выбор.

Цели задают направление движения. Но для того, чтобы следование цели не подменяло истинные ценности и желания, цель должна корнями прорастать из личных приоритетов. Это значит, что постановка цели должна согласовываться с тем, чего вы ждете от себя и своей жизни в долгосрочной перспективе. Тогда не нужно будет искать мотивацию, волю и характер, чтобы действовать для ее достижения.

И движение к цели, и даже тот результат, который вы получаете, когда цель уже достигнута – это не главный смысл. Цель – это инструмент, который при правильном использовании делает ожидания от жизни, которые есть у каждого из нас, реальностью.

Когда ожидания от жизни и реальность совпадают, мы счастливы. В то время как бесцельное проживание каждого последующего дня не только превращает жизнь в рутину, но и увеличивает разрыв между нашими скрытыми и явными желаниями и реальными жизненными достижениями, рождая зависть, злобу, внутреннее несчастье.

Чтобы осознать это мне понадобились годы. Я шла самым обычным путем: сначала культивируя мысль о несовершенстве среды и собственного окружения, то пытаясь что-то менять, то впадая в отчаяние от безысходности. Я училась технично ставить цели и достигать их. Это были очень «мелкие» победы над собой, но они явно формировали в моем сознании прямую зависимость между целеполаганием и результатом. Потребность в глобальных изменениях пришла ко мне вместе с рождением второго сына. Не знаю точно, что тогда стало пусковым механизмом, запустившим стремление к планомерным управляемым переменам, но я благодарна тому непростому периоду моей жизни, задавшему новый вектор развития. С тех пор постановка целей и планирование стали обязательной и неотъемлемой частью моей осознанной жизни.

С планом проще двигаться вперед. Я очень часто сравниваю планы с картами местности, потому что план, как и карта, помогает не сбиться с намеченного пути.

Без плана автоматически срабатывает «повтор» уже известных  апробированных моделей поведения, и тогда ни каких новых результатах не может быть речи из-за постоянной трансляции старых действий.

Простой пример. Позади месяц занятий в спортзале и месяц здорового питания. Но результатов нет. Пока нет! Нет и плана работы на год, где правильно спрогнозировано снижение веса.

Что в этом случае делает большинство из нас?

Планирует новую программу достижения результата?

Нет! Большинство бросает это (на первый и скорый взгляд) безрезультатное занятие и возвращается к старой уже известной модели поведения. Хотя очевидно, что действуя по-старому, точно не достичь новых желаемых результатов: вернешься к сидяче-лежачему образу жизни и плюшкам – не видать хорошей фигуры! И также очевидно, что новые цели, проецирующие другой результат, и новые планы, задающие порядок новых действий, работая вместе, способны привести к желаемому!

Также как и цель, планирование является инструментом, программирующим движение к намеченным результатам.

 

Как сделать свой план развития?

 

Планирование начинается с осознания жизненных ожиданий в главных жизненных направлениях. Опять сначала понимание собственных приоритетов, а уж потом цели и планы. Иначе есть риск  потерять интерес к результатам, так их не достигнув или, достигнув, разочароваться.

Поэтому перед началом планирования первый шаг – понимание результатов, на достижение которых будут направлены главные силы.

 

 

Целеполагание и планирование: процесс, методы и 5 ошибок – Урок 2. Целеполагание

 

 

Если речь идет о плане саморазвития, запишите, чего вы хотите от жизни через 25 лет. К каким из этих достижений  вы придете уже через 10, 5 лет?

Эта работа, кажущаяся простой на первый взгляд, помогает понять, что на самом деле важно и чего (каких свершений) мы от себя ожидаем.

Второй шаг – осознание, что любые результаты – итог регулярной работы на их достижение. Этот процесс подробно описан здесь.

Третий шаг – стратегия достижения результата. Это обобщенный план движения от текущих (сегодняшних) личных результатов к желаемым. Чтобы лучше понять суть вопроса, есть специальный материал «Стратегия и тактика. Кто главнокомандующий в вашей жизни?», для отработки практического умения проект «Секреты хорошего планирования или как создать план саморазвития».

Четвертый шаг – план саморазвития на год, месяц, неделю. План работы для последующих промежутков времени является частью предыдущих. Например, план работы на год – часть пятилетнего плана, план работы на месяц – часть годового, на неделю – месячного. В этих планах, привязанных ко времени (неделя, месяц, год) отражаются конкретные дела (действия), которые в совокупности приведут к желаемому результату. Для лучшего понимания и практического развития умения в проекте «Секреты хорошего планирования или как создать план саморазвития» материал «День восьмой».

Чтобы планирование стало системой, а не одноразовыми набросками, важно, чтобы ежедневные дела были подчинены достижению больших желаемых жизненных результатов. Для этого в соответствии с приоритетами, строится стратегический долгосрочный план, отражающий крупные этапы движения к целям, согласно нашим жизненным ожиданиям. Он конкретизируется тактикой ежедневных дел, которые в совокупности шаг за шагом последовательно приведут к  глобальным результатам.

Все вышесказанное можно проиллюстрировать понятным примером.

Вы мечтаете построить собственный дом. Пока это мечта, на основе которой вы ставите цель, что через четыре года на дачном участке возведете двухэтажный дом по готовому проекту.

Дальше стратегический план, в котором:

  • первый год – внешние коммуникации и фундамент;
  • второй год – стены и крыша;
  • третий год – окна, двери, внутренние коммуникации;
  • четвертый год – внутренняя отделка.

Каждый крупный период (год) в стратегическом плане – только направление работы. А дальше в оперативном плане (на год, месяц, неделю) ближайшее направление детализируется через реальные действия. К примеру, планируя в первый год залить фундамент, нужно: разметить расположение фундамента на участке, выкопать котлован, поэтапно залить фундамент. Таким образом, направление сделать фундамент обрастает реальными делами, выполняя их друг за другом, вы в итоге получите результат первого года работы – фундамент под дом. Результаты каждого этапа на протяжении четырех лет сложатся в решение цели – готовый дом на дачном участке.

План саморазвития подобен плану вашей новой стройки – строительству самого себя. Ничего не берется из ниоткуда. Для любых изменений нужны время и работа над собой, воля и характер. А цели и планы помогут выкристаллизовать вектор движения и облегчить, подобно карте, путь в незнакомой местности.

 

Елена Ветштейн.

 

P.S. Для тех, кому хочется более глубокого погружения в тему планирования и управления жизненными результатами созданы авторские программы и материалы. Здесь вы сможете выбрать подходящую вам обучающую модель по управлению собой и своими жизненными результатами.

 

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

 
 

Целеполагание и планирование в организации (стр. 2 из 4)

4) появилась необходимость интеграции на уровне макросоциума (нация, регион, потребители) и на уровне микросоциума (персонал организации, деловые партнеры, инвесторы).

Очевидно, что хорошая миссия – это вещь первостепенной важности, и важность эта постоянно увеличивается. Теория и практика менеджмента не выработала единого подхода к правилам разработки миссии. Однако есть ряд рекомендаций, которые следуют из общих требований практики:

1) миссия безвременна, то есть формулируется вне временных рамок;

2) миссия не должна полностью зависеть от текущего положения дел и состояния организации;

3) в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли или ограничивать систему целей потребностями руководства организации;

4) между миссией организации, ее целями и миссиями ее подразделений не должно быть противоречий.

Если миссия формулируется на неопределенное время, то видение организации разрабатывается на определенный срок. Как правило, это достаточно продолжительный срок, около 10–20 лет. Видение – это то, какой мы хотим видеть нашу организацию через 10–20 лет.

Видение – картина развития на 10-20 лет.

Это видение может быть совершенно не связано с сегодняшним состоянием организации. Для того чтобы сформулировать видение нужно задать себе следующие вопросы:

1. Какой мы хотим видеть свою организацию в будущем?

2. Что из себя представляет наш бизнес сейчас и каким он станет в будущем?

3. Кто является потребителями нашей продукции (услуг) и на какую группу покупателей организация будет ориентироваться в будущем?

4. Какими способами мы собираемся увеличивать ценность нашей продукции для потребителей?

Видение – это уже более или менее конкретная ситуация в будущем, к которой организация должна стремиться. Ответы на эти вопросы должны быть тщательно продуманы, так как на них базируется последующая работа по установлению целей организации.

Цели – это основные задачи.

Цели – это результаты, к которым стремиться индивидуум, группа лиц или организация в целом.

Цели – это конкретизация миссии и видения организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.

Существует и много других определений целей вообще и целей организации в частности. Их определяют как опредемечиваемый мотив, как некое идеальное состояние, как ситуация в будущем и т.п. Все эти определения верны и отражают тот контекст, котором они рассматриваются. Здесь цель можно определить через понятие миссии – как конкретизацию миссии в форме доступной для управления процессом ее реализации.

Цель – это конкретизация миссии в форме доступной для управления процессом ее реализации.

Правильно поставленная цель – половина сделанной работы. При,казалось бы,относительной простоте постановки целей, здесь существует много проблем. Практикой управления выведен ряд правил, помогающих правильно поставить цели:

1. Прежде всего, цель имеет четкие временные рамки. По истечении установленного срока цель должна быть выполнена

2. Цель должна быть конкретной. В ряде ситуаций, сложно говорить о конкретных целях, но в каждой такой ситуации нужно отдавать себе отчет в том, что это скажется на всех последующих этапах, и в особенности на этапе контроля.

3. Цель должна быть адресной. Поставить цель до конца означает ответить на вопрос: кто будет выполнять ее, когда, где, при каких условиях и т.п.

4. Цель не должна противоречить другим целям и самой себе (она должна быть реально достижимой).

Многообразие работ, выполняемых в организации, соответствует многообразию целей. Цели можно разделять по таким ключевым критериям как: период времени, содержание, повторяемость, структура организации, функциональные подсистемы и т.д.

По периоду времени цели подразделяются на следующие типы:

1. Стратегические. Период, на который устанавливаются стратегические цели зависит от состояния внешней среды организации. Чем она более подвижна, нестабильно и менее предсказуема, тем меньше этот период. Он может колебаться в пределах от 1–2 лет до 5–10 лет.

2. Тактические. Эти и последующие цели логически развертываются из стратегических целей. Такие цели охватывают период от года до 3–5 лет. Увеличивается значение количественных параметров.

3. Оперативные. Это цели на уровне конкретных задач, которые должны быть выполнены за 1 год, за полгода, за квартал, месяц, неделю, рабочий день и т.д. Эти цели имеют, как правило, четкое количественное выражение.

По содержанию цели могут быть экономическими (прибыль, дивиденды, расходы), социальными (социальное обеспечение работников организации), организационными (предусматривающие изменения в структуре организации, изменение параметров систем на уровне организации), техническими (развитие техники и технологий), научными, политическими, экологическими и т.д.

По повторяемости цели могут быть периодически повторяемые, постоянно решаемые и разовые. Этот параметр имеет очень важное значение при планировании работ по выполнению этой цели и определению способов ее достижения. На реализацию повторяемых целей можно затратить больше средств, что окупиться при повторе. Это заставляет искать нечто общее в различных целях, что можно было бы повторить в дальнейшем.

По структуре организации выделяют цели организации и цели подразделений. Эти цели не должны противоречить друг другу и соответствовать стратегическим целям.

По функциональным подсистемам можно выделить цели, устанавливаемые для подсистем маркетинга, производства, финансов и т.д.

Кроме всем известных видов целей, более всего применяющихся на практике, таких как,цели по периоду времени и по подсистемам, есть и менее распространенные классификации, например, по приоритетности: особо приоритетные, приоритетные и остальные. Это важно в особенности для технологий управления по целям. Принцип Парето, например гласит, что как правило 20% усилий, дают 80% результатов. Остальные, 80% усилий дают только 20% результатов. Правильно выделить нужные цели, те 20%, и сконцентрироваться на их достижении – это уже искусство управления.

Количество и разнообразие целей при решении сложных задач достаточно велико. Для систематизации всего этого многообразия используют т.н. «дерево целей».

Дерево целей – это древовидный граф, позволяющий упорядочить цели организации в непротиворечивую систему. Он используется также как метод декомпозиции целей.

Как видно из понятия цели, ее характеристик и видов, это очень непростая задача. Для правильной декомпозиции целей помимо требований к постановке целей, о которых говорилось выше, можно выделить три главных правила, относящиеся к построению самого графа:

1. В вершине графа отражается одна или несколько ключевых целей

2. Главное правило декомпозиции цели любого уровня состоит в следующем: выполнение подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня

3. Подцели одного уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимы друг из друга.

Управление по целям представляет из себя конкретный метод управления, основанный на постановке целей и контроле за их выполнением. Разработанный известным американским ученым П.Ф. Друкером, этот метод получил большое распространение в практике управления.

Главные задачи, которые решает управление по целям, по словам самого Друкера – это:

1) оценка «широкого спектра коммерческих, производственных и социальных процессов». Это было одним из оснований разработки этого метода – расширение спектра целей;

2) проверка истинности утверждений, латентно заложенных менеджером в основу проводимого курса;

3) оценка и прогнозирование поведения отдельных работников, подразделений и других организаций;

4) совершенствование деятельности организаций.

Несмотря на то, что практика показывает высокую эффективность этого метода, он применим не всегда. Существует ряд принципов реализации этого метода, которые можно рассматривать в ряде случаев и как ограничения, и как недостатки:

1. Метод должен максимально полно охватывать цели организации. В ряде случаев плохая организация управления уже на этом этапе отсекает возможность применения этого метода, до исправления этой ситуации;

2. Каждый руководитель должен иметь четкие цели полномочия и обязанности. Все эти три элемента должны соответствовать друг другу. Во многих организациях управление жестко централизовано и говорить о постановке целей в рамках этого метода, который предполагает определенную свободу действий, ограниченную помимо полномочий только контролем, не приходится. В таких организациях просто спускаются конкретные задания, подразумевающие определенный способ выполнения;

3. Вся система целей согласуется, и в зависимости от этого организуется работа по их выполнению. Согласование происходит по возможности путем совместного обсуждения и взаимных консультаций.

Этапы управления по целям во многом традиционны для процесса управления, помимо уточнения обязанностей и полномочий на первом этапе, это: разработка и согласование системы целей; согласование реальных планов по их достижению; измерение, оценка и контроль достигнутых каждым руководителем результатов. Заслуга метода управления по целям, состоит не столько в организации стадий процесса управления, сколько в расширении «спектра целей» и последовательном и целенаправленном улучшении основных и вспомогательных процессов за счет эффективного использования обратной связи. Немалую роль играет также и мотивация работников посредством их участия в процессе целеполагания.

3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Стратегия – генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

Выделяют три основных уровня стратегий. Стратегия корпоративного уровня направлена на определение того, какими направлениями бизнеса следует заниматься организации. Стратегией бизнес-уровня определяется, на основе каких принципов и методов организация будет конкурировать в каждом конкретном виде бизнеса, которыми она занимается. Стратегия функционального уровня разрабатывается для того, чтобы указать, каким образом функциональные подразделения организации будут поддерживать стратегию бизнес-уровня.

Введение в целеполагание и планирование |

Пирамида потребностей Маслоу была сформирована без рассмотрения механизмов ее построения. Т.е. потребности выражены в самых общих формах и только в определенной внутренней взаимосвязи. При этом получилось: удовлетворение потребностей какого-то уровня может закрыть вопрос такой потребности полностью и никакого развития данной потребности в дальнейшем не предусматривается. Движение идет только от  одного уровня потребностей к другому. Например – необходимость удовлетворения материальных потребностей – после своего удовлетворения переходит к удовлетворению более высоких потребностей, например – в развитии.

Этот подход был высмеян у Стругацких в книге «Понедельник начинается в субботу». Именно Выбегалло пытался провести исследования и экспериментально обосновать движения по таким ступеням потребностей в своем «идеальном» человеке.

Однако, как показывает реальная жизнь, удовлетворение, например, одних материальных потребностей порождает другие материальные потребности. Т.е. видим развитие именно материальных потребностей. И это развитие вовсе не обязательно порождает потребности более высокого уровня.

В конечном счете, при работе с Мультипирамидой пришлось прийти к выводу о том, что удовлетворение потребностей одного уровня пирамиды приводит к двоякому движению. Одно движение — от материальных потребностей к духовным. Другое движение — от материальных потребностей одного уровня пирамиды к материальным потребностям в следующей пирамиде большой Мультипирамиды.

В результате мы имеем противоречие: каждый человек должен решать в своей жизни – на что направить ресурсы и усилия: на продвижение к более высоким ступеням или на развитие уже удовлетворенных потребностей к лучшему качеству. И выбор весьма не прост.

Именно противоречие этого двоякого движения и лежит в основе целеполагания – т.е. установления того, что надо сделать и планирования, т.е. описание, как и когда это можно и следует сделать.

Причем целеполагание предполагает именно две задачи. Первая: закрыть текущий уровень пирамиды «под ключ» и перейти на работу с более высоким уровнем. Вторая – то же, но перейти на аналогичный уровень следующей пирамиды, начать там работать параллельно с работой по текущей пирамиде.

 Точно такая же ситуация с планированием: что надо сделать для перехода на более высокий уровень текущей пирамиды и что надо сделать для перехода на аналогичный уровень следующей пирамиды. При этом приходится учитывать то, что работа ведется параллельно и что полный переход на работу по следующей пирамиде будет тогда, когда завершится полностью текущая пирамида.

Проблема целеполагания – философская проблема. Именно целеполагание отличает животную, инстинктивную деятельность от человеческого труда. В труде человек реализует целеполагание. Так что на нулевом уровне первой пирамиды придется пофилософствовать каждому, если он желает получить именно собственное целеполагание, а не целеполагание, созданное неизвестно кем и навязанная нам неизвестно почему.

Что же такое целеполагание и как оно формируется у людей.

Прежде всего – целеполагание это цель, которую надо достичь. Она вытекает из потребностей, получает мотивацию и затем над достижением цели идет работа.

Ключевым моментом целеполагания является долженствование. Мне надо достичь конкретной цели, и я должен для этого совершить определенные действия.

В обычных условиях долженствование задается и реализуется через ожидание действий от нас со стороны наших  значимых, референтных групп. Мы предполагаем, своим собственным субъективным предположением, что кто-то, значимый для нас, ожидает от нас определенного поведения, определенных действий. И через механизм суггестии задаем себе это поведение, выполняем ожидаемое от нас поведение.

Таким образом, реализуя собственные потребности, мы выполняем требования, которые от нас, по нашему собственному предположению, ожидают наши референтные группы. Целеполагание и его выполнение, порядок действий, вербализуются, т.е. оформляются в слове, в речи и затем выполняется.

Если мы действуем бессознательно, т.е. по животному, то целеполагание не возникает. В этом случае наши действия регулируют инстинкты.

Задача личности в процессе ее развития – осознать цели, которые личность преследует, осознать, как эти цели возникли, определить их целесообразность и значение для себя. При этом неизбежен конфликт между целеполаганием, заданным референтной группой и целеполаганием, которое себе сознательно сформулирует индивид. Но именно этот конфликт и его результата как выбор сознательно сформулированной цели личности ведет к наилучшим результатам. И, в конечном счете, этот результат гораздо лучше выражает интересы любых групп и сообществ людей, чем навязанное целеполагание только из прошлого опыта людей.

При формировании целеполагания личность одновременно формирует план воплощения в жизнь этого целеполагания, подбирает необходимые действия. Здесь, опять-таки, план может формироваться как бессознательные программы действий, которые уже усвоены человеком. Или, как сознательно отстроенные программы действий, согласованные по технологиям, ресурсам и времени.

Поскольку потребность в целеполагании и составлении планов реализации такого целеполагания является базовой человеческой потребностью, которая отличает человека и общество от животных, то, конечно, было выработано немало технологий для работы с такой потребностью. Технологии различаются: по субъектам, по времени, глубине проработки и многим другим параметрам.

Для наших задач следует отметить следующее.

Прежде всего, нам никак не подходят чисто бессознательно воспринятые целеполагания и бессознательно принятые технологии их реализации. От кого бы все это не исходило. Мы должны четко представлять и аргументировать для себя, желательно с аргументированной критикой, и не только своей, любые позиции по целеполаганию и планированию. Проще говоря -– привлекая экспертов и консультантов.

Далее. Отбрасываем технологию, наиболее понятную и общепризнанную, когда целеполагание и планирование идет формально — логически. Т.е. берется очевидная цель и так же, на основе очевидного, рассчитываются действия. Горизонт такого планирования невелик. В реальной жизни слишком много возмущающих факторов, которые достаточно быстро меняют ситуацию.

Следующая – эвристическая, когда формируется на интуитивной основе понимание цели  и затем, опять таки, эвристически, формируется план ее достижения. Наиболее полно такой подход воплощен в различных технологиях проведения деловых игр, мозговых штурмов.

Наконец, стоит упомянуть технология АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач) Альтшуллера. Она относится только к решению, планированию действий. Целеполагание предполагается внешним. На основе алгоритма по изобретениям была предпринята попытка создания стратегических планов в различных областях человеческой жизнедеятельности.

В ходе работы над задачами ВПШ был создан другой подход к формированию целеполагания и планирования. В основу его положена пирамида потребностей Маслоу с соответствующими уточнениями и доработками до Мультипирамиды.

Это позволило достаточно четко формулировать целеполагание как на философском, стратегическом уровне, так и при конкретизации целеполагания для отдельного человека.

Полученные от такой проработки целеполагания выступали основой анализа используемых технологий по удовлетворению потребностей каждой отдельной личности. И соответственно – выбирались наиболее эффективные технологии такого удовлетворения. Отсюда удалось выйти на критически важную проблему разработки и реализации плана смены технологий.

Наибольший интерес представляют полученные результаты о том, что целеполагание и планирование распадается на два больших блока. Один – для людей с горизонтом нормальной продолжительности жизни, использующие технологии первого шанса. И другой – для людей, с расширенным горизонтом, использующих технологии второго и третьего шанса.

В результате мы получили, во-первых, целеполагание и планирование реализации социальной программы. И, во-вторых, стратегическое целеполагание и стратегическое планирование реализации потенциального бессмертия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *