Site Loader

Как планировать цели и задачи: Урок 3. Планирование дел: составление списков и приоритизация – Цели и задачи планирования

Содержание

Как планировать дела: от цели к задачам


У многих есть мечты и желания, которые сложно реализовать, но, одни навсегда оставляет желаемое в рубрике «невозможно», а другие пробуют действовать и идти к своей цели. И именно для людей действия большую помощь окажет правильная организация, способная с помощью ежедневных задач осуществить на финише итоговую мечту. Сегодня на IKABAKIN.OF.BY в рамках проекта «Достижение успеха 2018» раскроем вопрос, как планировать дела.

С чего начинается планирование

Как ни странно, чтобы с пользой распланировать этот или следующий день надо начать с тех самых глобальных целей или желаний. Что для вас главное в жизни? Чего хочется больше всего? Именно таков первый шаг для построения собственной пирамиды эффективности.

как планировать дела

Основа всего — жизненные ценности. И это вполне закономерно. Если главный ориентир финансы, то образ жизни будет соответствующий. Если семья — то уже надо иначе строить собственную жизнь, быт и распорядок дня. И так во всем! И лишь после осознания собственных ценностей в жизни надо переходить к постановке глобальной задаче или ориентиру. И с этого начинается практическое планирование, способное


привести человека к успеху.

Как планировать дела: просто и эффективно

Определившись с жизненными ценностями и глобальной целью переходим непосредственно к планированию. Тут также действует постулат от общего к частностям. Пирамида эффективного планирования продолжает развиваться в такой иерархии:

  1. Формирование генерального плана в виде пошаговой инструкции по реализации главной, личной цели;
  2. Создание долгосрочного плана на несколько лет. Обычно берется промежуток времени от 3 до 5 лет;
  3. Создание краткосрочного плана. По этому плану придется работать предстоящие двенадцать месяцев.
  4. Текущее планирование. Сюда входит как планы на неделю, так и планирование ежедневных дел.

Как видите, все ступени такой пирамиды подчиняются строгой иерархии, опираясь друг на друга. Кому-то такая система покажется сложной, но на самом деле она существенно упрощает жизнь и повышает личную эффективность. Если ее испытать на себе, то вопрос, как планировать дела исчезнет. Это на самом деле очень просто при подобном подходе.

Пирамида эффективности

Кстати, на блоге есть несколько статей упрощающих понимание того, что надо предпринимать на некоторых этапах создания пирамиды эффективности:

  1. Использование системы GTD Дэвида Аллена. Она более подробно раскрывает нюансы личной эффективности и планирования точки зрения автора методики;
  2. Постановка целей по SMART. Классная методика краткосрочного планирования, позволяющая ставить перед собой реальные цели и, что самое важное, реализовывать их в кратчайшее время.

А что вы думаете по поводу планирования дел? Добро пожаловать в комментарии! Как вы работаете с планами на день или просто все отпускаете на самотек? Будем признательны, если вы поделитесь приемами вашей личной организации времени.

Пожалуйста, поделитесь статьей в соц. сетях

Техника трех целей, или Как я снова полюбил планирование


28 декабря 2018

22957 просмотров

В статьях и книгах по саморазвитию я не раз встречал байку про совет Уоррена Баффета, одного из самых богатых людей в истории.

...Как-то раз Баффет летел по делам на своем самолете и разговорился с пилотом Стивом. Стив хотел добиться чего-то большего в жизни, нежели быть младшим пилотом у мультимиллиардера, и попросил совета. Баффет предложил Стиву написать на листке двадцать пять вещей, которых он хочет достичь в своей жизни, а потом подчеркнуть пять самых важных из них. Стив так и сделал.



Затем Баффет попросил его переписать эти пять вещей на другой листок. Стив переписал и спросил, что делать со старым листом. Баффет ответил, что можно выкинуть этот листок в мусорку и никогда не вспоминать, потому что двадцать оставшихся пунктов – это цели, которые отвлекают от достижения его топ-5.

Не знаю, правда это или нет (сам Баффет говорил, что нет), но история красивая.

Процитировать в Твиттере

Идея о том, что нужно сосредоточиться на главном и отбросить все остальное, крайне популярна среди людей, желающих достичь успеха.

Этому посвящаются целые книги, например, «Эссенциализм» Грега Маккеона, принцип «80/20» Ричарда Коха или «Цельная жизнь» Хьюитта, Кэнфилда и Хансена. Тим Феррис, автор «Четырехчасовой рабочей недели» и гуру всей техноэлиты Кремниевой долины, добился успеха, просто практикуя принцип отсечения ненужного во всех сферах – бизнесе, спорте, здоровье и даже в кулинарии.

Мой путь без целей

Я читал все эти книги, но долгое время игнорировал принцип эссенциализма в постановке целей, оправдываясь тем, что у меня системы постановки целей не работают. Да, я всегда ставил какие-то размытые цели на год, планировал свою работу и держал в уме несколько «хотелок» из разряда «а вот через двадцать лет я обязательно...».

Участвуя в «Стодневке», я даже составил список-100 своих мечт и желаний, да вот только одно дело ставить цели, и другое – работать над их достижением.

Оправдывался тем, что я – человек творческий, многое в моей жизни решают эмоции и вдохновение (или его отсутствие), а вокруг постоянно происходят форс-мажоры. Зачем что-то планировать, если все равно получится по-другому. Как говорил Вуди Аллен: «Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах».

Все изменилось летом 2018 года, когда я проходил один тренинг по лидерству и самодисциплине. В ходе тренинга нас разделили на команды, каждая команда создала чат ВКонтакте, и по условиям тренинга мы должны были писать три цели на день и три – на неделю.

Каждый день вечером участник пишет маленький отчет по достижению трех целей на день и ставит три цели на завтра, а в воскресенье вдобавок к этому анализирует, как прошла его неделя и планирует следующую.


Кто не ставит цели, тот вылетает с курса. Мне перспектива ставить цели каждый день не понравилась, но пришлось этим заниматься, чтобы учиться дальше. Потом я втянулся. И после окончания курса не бросил эту практику.

Почему? Потому что я увидел результаты: из маленьких выполненных целей, словно пазл, стало складываться нечто большее.

За пару летних месяцев, пока все вокруг отдыхали, я сделал то, чего не мог сделать год до этого: вдохнул жизнь в старый блог, переписав в нем более двести статей, создал новый профессиональный блог, одолел сложный проект по работе и вдобавок похудел на десять кг.

Как оказалось, планирование небольшими отрезками времени у меня получается намного лучше, чем долгосрочное. После нескольких лет вальяжного дрейфа корабль моей жизни встал на курс, включил двигатель и начал разгоняться.

Некоторое время я просто ставил и записывал цели в электронной записной книжке Cherry Tree, но во второй половине осени произошло еще одно событие. Я купил книгу «Просто космос» Катерины Ленгольд, о которой был давно наслышан.

Милая девушка, экстерном закончившая школу, получившая несколько высших образований, к 23 годам продавшая за миллионы стартап в аэрокосмической сфере и переехавшая в ту же Кремниевую долину – неплохой пример для подражания.

Я проглотил книгу за пару вечеров и впечатлился ее простой и лаконичной системой постановки целей настолько, что решил ее попробовать. Больше всего меня вдохновило то, что у Ленгольд, как и у меня, никогда не приживалось долгосрочное планирование. Она уже давно планирует спринтами – отрезками времени в девять недель.

Я даже купил ежедневник Ленгольд, по мотивам которого, как оказалось, была написана книга, но он оказался для меня неудобным: маленькие страницы и мелкий шрифт. Поэтому я решил по его мотивам сделать свой планнер.

Как я сделал планировщик?

Для планировщика я взял один из своих старых блокнотов на кольцах, со сменными блоками листов. Несколько лет назад меня очень вдохновили статьи из блога Марьяны Терехиной о том, как превратить такую скучную и строгую вещь, как планирование, в игру.



Я сразу же купил несколько блокнотов. Правда, дело дальше двух недель не зашло – чукча писатель, а не художник, и мне попросту не хватило терпения вырисовывать всякие рюшечки и значки, как это принято в bullet journal.

Главное, что я выяснил в ходе того старого эксперимента, это то, что блокнот со сменными блоками – это невероятно удобно. Можно испортить лист, вырвать, выкинуть его, и это незаметно. Можно переставлять страницы в любом порядке. Закончатся листы – покупаешь еще блок. В обычном прошитом ежедневнике так не сделаешь.

Писать в блокноте на кольцах тоже намного удобнее, чем в ежедневнике-книжке. Единственное, что доставляет неудобства – это писать в начале блокнота. Из-за разницы в уровнях стопки страниц рука неудобно лежит. Поэтому я пропустил почти полблокнота и пишу с середины. Потом можно будет просто переставить эти листы вперед.

Система планирования на основе спринтов

Как я уже писал выше, в основе выбранной мной системы планирования лежат «спринты» – отрезки времени длиной в девять недель. На спринт нужно поставить три цели.

Смысл планирования короткими спринтами заключается в том, что срок в девять недель достаточно мал, чтобы устать от работы над выбранными целями, но достаточно велик, чтобы успеть сделать внутри него что-то большое и ощутимое.

Несколько лет назад этим же мне приглянулись «Стодневки» Армена Петросяна. Правда, их продолжительность больше – четырнадцать недель, а не девять.

Сейчас я прохожу свой первый спринт и хочу попробовать, как мне подойдет срок в девять недель. Не исключаю, что в дальнейшем буду планировать более удобными мне «Стодневками».

На первой странице спринта я прописываю даты начала и окончания, а также три цели. Далее идет пространство, которое я буду заполнять после окончания спринта:

  • результаты спринта;
  • главное достижение;
  • то, чему я научился за время спринта;
  • кому я благодарен за то, что у меня получилось.

Помимо трех целей я выбираю три привычки, на которыми буду работать в течение этих девяти недель.


Я не верю в теорию о том, что для закрепления привычки нужен двадцать один день, и всегда рассчитываю на долговременную работу с привычками. Поэтому на второй странице я записываю три привычки и рисую для них трекер по неделям.

Далее идут цели на неделю. Я не планирую неделю с привязкой к дням, потому постоянно случаются форс-мажоры, но вечером в воскресенье записываю задачи на будущую неделю. Эти задачи бывают двух видов: то, что двигает меня вперед по трем целям спринта, и обязательные «повседневные» задачи, которые нужно выполнить обязательно (например, оплатить счета).

Обычно таких задач набирается от пяти до десяти.

Как только у меня появляется понимание того, когда конкретно я могу что-то сделать по одной из целей, я записываю соответствующую задачу в список целей на день.

Что мне дает такая система планирования?

Я – человек творческий и довольно спонтанный, мне сложно подчинять свою жизнь системе. Но, увидев первые результаты, я поверил в действенность методики.

Что мне дало краткосрочное планирование:

1. Это дисциплинирует.
Дисциплина — главное для меня слово уходящего года, потому что почти все, в чем я продвинулся за это время, у меня получилось в основном благодаря планированию и самодисциплине.
Мне это нравится, и я хочу закрепить достигнутые результаты.

2. Это успокаивает во мне сканера.
Я жуткий сканер и давно страдаю от распыления внимания: в мире столько всего интересного, а в сутках всего 24 часа. Но, благодаря тому, что я записываю на бумаге цели и задачи, а потом их регулярно пересматриваю, меня меньше тянет в разные направления.
Я не хватаюсь за все подряд. А если за что-то хватаюсь, то предварительно сверяюсь с целями на спринт.

3. Я учусь следить за своими желаниями.
Мне постоянно хочется попробовать что-то новое, но почти всегда это приводит к тому, что я быстро (день-два) перегораю.
То, в чем не перегораю, я способен ворочать месяцами.
Планировщик помогает мне отличать монолитные цели от сиюминутных «хотелок».


4. Мне нравится ощущение контроля над своей жизнью.
Это успокаивает и вселяет уверенность. И не важно, что регулярно происходит то, что выбивает меня из колеи – планнер помогает мне вернуться на нужный мне путь.

Заключение

Долгое время я следовал одному из принципов Майка Тайсона: «У каждого человека есть какие-то планы, но ровно до тех пор, пока он не получит по голове».

Зачем что-то планировать, если все легко может измениться – и внешние обстоятельства, и твои собственные мысли и желания.

Техника трех целей и краткосрочное планирование не помогли мне сделать жизнь понятной и предсказуемой, и не избавили от неожиданностей и форс-мажоров, но научили меня тому, что даже после самых невероятных событий можно просто вернуться на выбранный однажды путь и продолжать двигаться дальше.

Конфуций говорил: «Человек, который хочет сдвинуть горы, начинает с того, что носит маленькие камни».

Хочешь сдвинуть горы и достичь высоких целей? Научись ставить и достигать маленькие цели.

Хотите разобраться со своими целями?
Сделайте это в проекте «Стодневка – экспедиция к новому Я

Стартуйте с нами 1 МАРТА. 
До 15 февраля действует ранняя цена!

«Стодневка» — это среда для развития. Погрузившись в нее, за 100 дней вы сможете не только достичь цели, но и разобраться в себе, прояснить свои ценности, научиться радоваться жизни здесь и сейчас, а не когда-нибудь, когда исполнится желаемое. 

Вам не придется прикладывать сверхусилия. Правило маленьких шагов помогает двигаться к целям спокойно и непрерывно.   

  • Автор и ведущий курса — Армен Петросян.
  • Работа проходит в команде единомышленников на закрытом сайте, куда имеют доступ только участники группы.
  • На данный момент в проекте уже 2824 участника, большинство прошли стодневку не по одному разу.
  • Инструменты стодневки — фрирайтинг, работа с планом дня, трекинг привычек, списки, ведение дневника и многое другое.
  • Оплатив курс однажды, вы получаете право проходить стодневку сколько угодно раз.

 

Саморазвитие #Планирование #саморазвитие #Цели 

Система Orphus

В чём польза планирования и как правильно распределять свои задачи


Сергей Капличный
Сергей Капличный

Любые жизненные перемены и любые великие дела начинаются с тщательного планирования. Ведь с планом проще рассчитать свои силы и принять стратегически важное решение. То же самое касается вашей профессиональной и личной жизни — чтобы оставаться гибким, успевать качественно выполнять свою работу и вовремя отдыхать, вам необходимо научиться составлять план.

Если вы не верите в силу планирования или не знаете, как правильно распределить свои задачи, вам помогут советы из книги «От срочного к важному».

Бизнес-гуру Джим Рон говорил: «Никогда не начинайте день, если он еще не распланирован на бумаге». Его мысль продолжил известный консультант Брайан Трейси: «Помните, что каждая минута, потраченная на планирование, экономит десять минут вашего труда».

Слова этих великих людей подтверждает практическая польза планирования:

Вы ничего не забываете. Записывая и структурируя план задач, вы освобождаете мозг от необходимости запоминать.

Вы успеваете больше в более короткий срок. Планируя свой день, вы учитесь грамотно распределять время на выполнение заданий.

Вы используете активный, а не реактивный способ действия. Когда вы вовремя берётесь за выполнение задачи, у вас появляется возможность сконцентрироваться, сгруппировать похожие задания и быстро с ними расправиться.

Вы принимаете лучшие решения. Планирование учит правильно оценивать задания и результаты их выполнения.

Вы лучше восстанавливаетесь после прерываний. Если вас отвлекли во время рабочего дня, вы всегда знаете, на какой задаче вы остановились.

Итак, чтобы изменить свою личную и профессиональную жизнь, вам достаточно купить ежедневник или скачать приложение на свой смартфон и составить план на месяц, неделю и день.

Если вас отвлекли во время работы, благодаря плану, вы всегда знаете, на какой задаче вы остановились. Источник.

План на месяц

Планирование на месяц отлично подходит для обдумывания задач, которые помогут вам достигнуть успеха в будущем. Подумайте, чего бы вы хотели добиться и каким вы видите себя через месяц. Выпишите эти задачи в свой календарь и продумайте способы достижения поставленных целей.

Например, вы хотите подтянуть тело и сбросить два килограмма или вам хочется вовремя сдать отчёт. Это отличные цели, которые вполне реально выполнить за один месяц. Теперь настало время более точного планирования.

План на неделю

Наметьте контрольные точки для каждой своей цели, которые вы сможете выполнить за семь дней. Например, пройти четыре тренировки и замерить своё тело. Или завершить первую главу отчёта и проконсультироваться с коллегами насчёт качества проделанной работы.

Такой подход даст понимание — лучше разбить задачу на шаги и делать в течение недели, иначе вы не успеете добыть информацию у других людей и вовремя зафиксировать промежуточный результат. Вы не можете оставить эти задания на последний момент, потому что их результат для вас важен.

Ключ к успешному планированию — составление списка до проверки электронной почты. Лучше послушайте музыку. Источник.

План на день

При планировании на день учитывайте краткосрочные задания, решения мелких проблем и выполнение обязанностей. Убедитесь, что вы также включили в них задачи, которые приведут вас к достижению вашей цели. Вы можете составить план вечером, утром, как проснетесь, или когда придете на работу. В любой удобный момент потратьте пять минут на планирование ближайших 24 часов. План на день даст вам контроль над продуктивностью.

Ключ к успешному планированию на день — составление его до проверки электронной или голосовой почты. Если делать наоборот, они перетянут на себя все внимание и перенаправят вашу продуктивность. Начиная день с разбазаривания продуктивного времени, чаще всего мы так его и заканчиваем, не занявшись ни одним из наших важных дел. Вы можете избежать этой ловушки с помощью расстановки приоритетов заданиям от разных людей — и в соответствии с этим вписывать их в свой план.

Сформируйте привычку планировать

Люди часто говорят, что им не хватает времени на планирование. Однако, уделив всего пять минут, вы сделаете эффективным остаток дня. Ведь стресс и нехватка времени застают нас врасплох чаще всего тогда, когда мы что-то обещаем и не записываем.

Сделайте планирование регулярной частью своего дня. Источник.

Сделайте планирование своей привычкой, регулярной частью дня. Записывая все задания в отдельном блокноте, вы оградите себя от прокрастинации и сосредоточитесь на качестве. Каждое выполненное задание продвинет вас ближе к результату, который улучшит жизнь.

По материалам книги «От срочного к важному».

Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенции


Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенцииПланирование – важнейшая составляющая человеческой жизни. Умение грамотно планировать процесс своей деятельности позволяет достигать наибольших результатов максимально быстро и без отвлечения на второстепенные вещи. В бизнесе планирование способствует достижению стратегических целей, на работе – выполнять планы, продвигаться по карьерной лестнице и повышать уровень дохода, в личной жизни – самореализовываться, личностно расти и достигать нового уровня жизни. Не менее важно планирование и в обучении, тем более, если вы обучаетесь самостоятельно.

Коротко о планировании в обучении

Нужно иметь в виду, что планирование в обучении представляет собой не просто список дел, которые нужно выполнить. Составить план и следовать ему – значит, взять на себя ответственность за своё образование и распределять время наиболее лучшим образом. Если нет плана, всё пускается на самотёк, т.к. в делах и задачах легко запутаться, а что-либо постороннее способно, словно ветер, ворваться в процесс деятельности, навести в ней сумбур и неразбериху, и даже отбить всё желание заниматься обучением. Если же есть план, мы можем чётко распределить время на важные дела и второстепенные, на отдых и общение с близкими людьми, на целенаправленное развитие и приятное времяпрепровождение.

Руководствуясь этими размышлениями, можно выделить следующие преимущества составления плана обучения:

  • Вы сами выстраиваете процесс своей деятельности, отсекая неразбериху и посторонние вмешательства
  • Вы экономите время и силы, не распыляясь на выполнение нескольких дел одновременно
  • Вы конкретно знаете, когда и чем вам требуется заниматься
  • Вы имеете возможность давать оценку и характеристику общей картине процесса обучения, по причине чего можете производить корректировки в случае необходимости

Однако на начальных этапах любого планирования люди нередко сталкиваются с некоторыми трудностями, о которых тоже стоит упомянуть.

Для начала, это внутренний дискомфорт, который связан с потерей привычной свободы действий, т.к. если человек придерживается плана, он не может позволить себе оставить начатое невыполненным только потому, что он устал или ему надоело. Но тут важно уметь отличать реальную свободу действий от иллюзорной, за которой прячется лишь привычка удовлетворять свои вредные привычки, например, оставлять важные дела на потом, а более лёгкие и приятные делать в первую очередь. Если это осознать, справиться с внутренним дискомфортом будет намного проще.

А некоторые люди вообще избегают планирования, руководствуясь тем, что якобы у них нет времени на это и они очень заняты. Но дело в том, что здесь играет роль восприятие: любые изменения воспринимаются с трудом, а вести себя гораздо проще в соответствии со старыми моделями. В действительности же, чтобы составить простой, но неплохой план, требуется порядка 10-15 минут, что в итоге позволяет сэкономить массу энергии и времени.

Итак, мы разобрались с тем, почему важно планирование и что оно даёт (о пользе планирования вы также можете почитать здесь). Но решить заниматься собственным обучением по конкретному плану – это только часть дела, причём не самая важная. Основная же сложность заключается в том, как составляется план, ведь у этого процесса есть свои особенности. Рассмотрим этот вопрос детально.

Создание плана обучения: этапы и задачи

Скорее всего, вы знакомы с житейской истиной о том, что счастье запланировать невозможно. В большинстве случаев так оно и есть, т.к. никто не знает, что подстерегает его за «следующим поворотом». Однако когда речь заходит о самостоятельном обучении, от умения планировать зависит львиная доля успеха. Чем чётче будет ваш план, тем под большим контролем вы сможете держать весь образовательный процесс, а также будете видеть, насколько близок намеченный результат – какой объём информации усвоен, и как он усвоен.

Создание плана по самостоятельному обучению подразумевает несколько этапов:

1

Постановка цели

Задачей первого этапа является составление списка того, какими знаниями вы намереваетесь овладеть и каким навыкам научиться. Для этого нужно понять конечную цель и разделить её достижение на несколько составляющих – например, занятий. Это называется стратегическим планированием – вы детально продумываете каждое занятие и определяетесь с тем, какой результат будет в конце каждого занятия достигнут.

Теперь переходите к тактическому планированию. Суть его заключается в том, что вы самым тщательнейшим образом продумываете те действия, которые будете выполнять во время каждого занятия. Сюда следует включить поиск и обработку информации, о чём мы говорили в предыдущем уроке, её изучение, выполнение проверочных заданий и практических упражнений, если таковые имеются.

2

Определение времени

Задачей второго этапа является распределение времени, которое вы планируете выделять на самостоятельное обучение. Изначально нужно определить общее количество времени, которое уйдёт на всё обучение, например, полгода. Затем руководствуйтесь теми пунктами плана, которые вы наметили на предыдущем этапе.

К примеру, если вы уверены, что освоите необходимый материал за 360 часов, то получится, что вам нужно заниматься по 3 часа в день 5 дней в неделю: 3 часа * 5 дней 15 часов * 4 недели 60 часов * 6 месяцев 360 часов. Аналогичным же образом можно провести и обратные расчёты, но тут нужно точно знать, за какое время вы освоите материал и каким количеством времени вы вообще располагаете. Например, если знаете, что у вас есть полгода, а материал вы на 100% освоите за 360 часов, то получится: 360 часов/6 месяцев 60 часов в месяц/4 недели 15 часов в неделю/5 дней (ведь 2 дня нужно отдохнуть) 3 часа в день вам нужно заниматься.

Кроме того, очень важно учитывать, что от того количества времени, которое вы отведёте на изучение материала, будет зависеть и объём полученной информации.

3

Определение методов

Третий этап не менее важен, чем два предыдущих. Его задачей является определить способы и методы, которые вы будете использовать в обучении, а также установить, какие для этого будут использоваться источники информации (Интернет, книги, учебники, пособия, обучающие видео-или аудиоматериалы), устройства и инструменты (ПК, ноутбук, смартфон, тетради, ручки, маркеры, карандаши). Но если с источниками информации и инструментами всё просто, то о методах стоит сказать подробнее.

 Традиционно, методы обучения разделяются на три группы:

Организационные методы. Они, в свою очередь, могут отличаться:

  • По источникам знаний: практические, наглядные и словесные (в случае самостоятельного обучения используются практические и наглядные)
  • По характеру получения знаний: проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные и репродуктивные (в случае самостоятельного обучения используются поисковые, исследовательские, проблемные и репродуктивные)
  • По характеру изложения и восприятия материала: дедуктивные и индуктивные (в случае самостоятельного обучения используются дедуктивные)

Контролирующие методы. Здесь имеется в виду та форма, в которой вы будете осуществлять контроль своего обучения. При самостоятельном обучении рекомендуется устраивать самопроверки.

Стимулирующие методы. Предполагают применение комплекса мер по самомотивации к обучению. Можно использовать различного рода поощрения, к примеру, после продуктивной недели занятий можно позволить себе два полноценных выходных, встречу с друзьями, поход в кино или парк отдыха и т.д.

В дополнение к этим методам, считающимся основополагающими, существуют и вспомогательные. К ним относятся:

  • Пассивный метод. Как правило, он подразумевает пассивное восприятие информации, когда, например, преподаватель объясняет ученикам материал, управляет процессом урока и проверяет степень усвояемости информации учениками. Но в нашем случае данный метод не подходит, т.к. речь идёт о самостоятельном обучении. Единственным вариантом применения такого метода может служить использование аудио- и видеоматериалов, когда вы являетесь пассивными слушателями или зрителями.
  • Активный метод. Обычно под активным методом обучения понимается активное взаимодействие учащихся с преподавателем. В ситуации же с самостоятельным обучением активный метод находит своё выражение в самостоятельном и независимом поиске и обработке данных, составлении конспектов, использовании ментальных карт, блок-схем и т.п. Сюда же относится самопроверка и контроль следования намеченному плану. Проще говоря, этот как раз наш случай.
  • Интерактивный метод. Базируется на взаимодействии учащегося с другими людьми, а также на выполнении различного рода интерактивных заданий и упражнений. К таким можно отнести онлайн-тесты и игры, направленные на самостоятельную проверку своих знаний.

Определившись с методами, переходим к следующему этапу составления плана.

Создание плана

Убедившись в том, что вы успешно прошли три предыдущих этапа, можно начинать составлять сам план.

Для составления плана можно использовать специальные методики (во всех подробностях процесс составления плана изложен на этой странице) или же можно составить простой план, для чего не требуются особые знания.

Отличным примером простого плана является таблица, в графы которой внесены все необходимые данные: сроки, названия занятий и их краткая характеристика, список задач, которые нужно выполнить, пункт проверки и результат. Данная таблица может выглядеть так:

ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА




СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ДАТА НАЧАЛА

НАЗВАНИЕ


(ХАРАКТЕРИСТИКА)

ЗАДАЧИ

ДАТА ПРОВЕРКИ

РЕЗУЛЬТАТ

01.09.2015-07.09.2015


(1 неделя)

01.09.2015

Подготовка материала (исследовать материал)

  1. Выбрать источники информации
  2. Найти источники информации
  3. Найти нужные данные
  4. Обработать данные и сделать конспекты

05.09.2015

ГОТОВО

08.09.2015 – 15.09.2015


(2 неделя)

08.09.2015

Первое занятие


(изучить процесс планирования)

  1. Что такое планирование?
  2. Виды планов
  3. Как составить план?
  4. Этапы планирования
  5. Можно ли отходить от плана?

13.09.2015

В РАБОТЕ

 

Имейте в виду, что это лишь пример. Вы можете составить таблицу или просто список задач, внести любые пункты и подпункты. Самое главное, чтобы при обращении к своему плану, даже отвлёкшись от обучения на несколько дней, вы сразу же могли увидеть и понять, на каком этапе работы вы находитесь, и что следует делать дальше.

План обучения лучше всего составлять на весь период изучения необходимого предмета. В том случае, если обучение будет долгосрочным (продолжаться несколько лет), нужно составить общий план обучения, а затем разбить его на каждый учебный год. Кроме того, если у вас есть желание построить процесс своего самостоятельного обучения максимально приближенно к государственным стандартам или к стандарту обучения какого-то образовательного учреждения, вы можете изучить Федеральные государственные образовательные стандарты либо найти учебную программу интересующего вас учебного заведения и составить свой план на основе этих документов.

После того как ваш учебный план будет составлен, и вы почувствуете, что готовы приступать к обучению, начнётся основной этап – выполнение плана. Нужно просто пошагово выполнять все его пункты. Но в процессе вы будете получать много новой информации и что-то варьировать. Возможно, у вас появятся интересные мысли по поводу своего обучения и плана, которым вы руководствуетесь. Так или иначе, вы можете столкнуться с небольшим затруднением, а именно: стоит ли безукоризненно следовать своему плану или же можно в нём что-то менять?

Следование плану обучения: да или нет?

Давайте немного поразмышляем на тему следования плану.

Учась в школе или институте, вы не могли не заметить, что по мере изучения какого-либо предмета открываются всё новые его грани, о которых вы изначально и понятия не имели. Сначала предмет рассматривается в общих чертах, затем появляются какие-то новые темы, на которые разделяется весь материал касательно данного предмета. В новых темах тоже есть отдельные пункты и подпункты, о которых обязательно нужно знать, и т.д. и т.п.

Но тем и отличается обучение в образовательном учреждении от самостоятельного обучения, что в первом случае имеется чёткая программа, отработанная годами, проверенная опытом и освоенная огромным количеством учащихся, а во втором случае такой программы нет, а значит, обучающийся самостоятельно человек может столкнуться с множеством «подводных камней».

Учитывая эту особенность, вы должны иметь в виду, что разработанный вами план обучения всегда можно корректировать. Но и здесь нужно мыслить правильно, и понимать, когда от плана отходить не стоит, а когда можно немного уйти в сторону. В связи с этим, рассмотрим два момента.

Как не уйти от плана?

Вопрос о том, как ней уйти от плана, можно разделить на две составляющих.

Первая составляющая касается новой информации, которую вы получаете. Нередко, в процессе изучения предмета внимание может «зацепиться» за что-то, что может показаться более интересным. Это могут быть какие-то научные факты, информация о смежном направлении и т.д. Например, планирование идёт рука об руку с достижением целей, и, изучая тонкости планирования, можно невольно переключиться на новую тему, которая вроде бы и касается основного предмета, но прямо к нему не относится.

В итоге можно углубиться в «дебри» другого знания, а главную задачу из вида упустить. Чтобы этого избежать, очень важно всегда помнить о том, что именно вы изучаете и для чего. В качестве «напоминателя» вы можете использовать записки или стикеры – их можно развесить по дому или прикрепить к компьютеру. Главное, чтобы они были перед глазами и выполняли свою функцию – напоминали вам о главном. Также можно использовать и сам план – всегда держите его рядом и время от времени заглядывайте в него – так фокус всегда будет сохраняться на основной задаче.

Вторая составляющая касается, в большей степени, самодисциплины. Ясное дело, что всем нужно отдыхать и время от времени переключать внимание на другую деятельность. Но это может быть чревато тем, что вы, лишь на время отвлёкшись от своего плана, рискуете вернуться к нему очень нескоро. Следование плану – это самоконтроль. Если же, как говорится, «отпустить вожжи», можно весь день прозаниматься чем-нибудь более приятным, отложить начало работы на «понедельник» и т.п. Этого нужно всеми силами избегать.

Чтобы не попасть в ловушку мнимой усталости, «нехватки времени» или прокрастинации, необходимо уметь мотивировать себя на следование плану. Мотиваторами могут служить цели, которых вы желаете достичь, результаты, к которым вы стремитесь, навыки, которыми желаете овладеть. Нужно постоянно вспоминать о том, к чему вы стремитесь. Для этого подойдут как те инструменты, о которых мы уже сказали (записки, стикеры), так и всевозможные средства, которые будет напоминать вам о ваших целях, к примеру, фотографии людей, обладающих теми качествами, знаниями и умениями, которыми хотите обладать вы, тематические картинки, фоны рабочего стола на компьютере, будильник на телефоне и т.п. Но самым главным мотиватором (и это важно запомнить) является, конечно же, ежедневная погружённость в деятельность – следование своему плану.

Когда можно отойти от плана?

Уйти от плана немного в сторону можно только в том случае, если по ходу изучения материала у вас возникают вопросы, ответы на которые вы не знаете, но без ответов на которые продолжать эффективное обучение вы не сможете. Подумайте только: если вы изучаете ораторское искусство, вы, непременно, столкнётесь с вопросом поведения на сцене, который непосредственно связан с актёрским мастерством. А это значит, что для становления профессиональным оратором вам обязательно потребуется овладеть навыком сценического движения. Исходя из этого, от своего плана, который первоначально не подразумевал изучение актёрского мастерства, вы можете немного отойти, уделив, к примеру, одну неделю на изучение основ движения на сцене.

И подобных ситуаций может быть сколько угодно. Главное здесь – понять суть: отходить от намеченного плана можно только тогда, когда требуется изучить дополнительный материал, необходимый для полноценного усвоения основного и не снижающий эффективность самостоятельного обучения. Важно заметить также, что отход от плана предполагает разовое действие, которое не будет повторяться систематически. Если же на практике вы столкнулись с тем, что ваш план неполноценен или освоение материала невозможно без чего-то, что вы ранее не учли, план следует адаптировать под новые потребности. На деле это несложно, но сказать об этом не будет лишним.

Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход

Процесс обучения, тем более самостоятельного, не следует понимать как нечто перманентное и не допускающее изменений. Осуществляться он всегда должен интуитивно, ведь никто лучше вас не может знать его тонкостей и деталей. Соответственно, если вы столкнулись с тем, что стартовый вариант плана в чём-то неполноценен, а единичные попытки улучшить его не приносят нужного результата, план можно и нужно адаптировать.

Адаптация учебного плана, собственно, и есть применение гибкого подхода к обучению. Адаптировать план означает внести в него такие изменения, посредством которых он станет наиболее эффективным и позволит овладеть изучаемым материалом в полной мере. Если, например, вы решили изучить тайм-менеджмент, скорее всего, при составлении плана вы могли не учесть, что эта технология организации и управления временем, помимо того, что состоит из специфических систем и обязывает к применению особых инструментов, включает в себя также такие процессы как целеполагание и планирование, и без их изучения овладеть тайм-менеджментом в полной мере никак не получится. Выход один – адаптировать план – расширить его, включить дополнительные пункты и выделить время на изучение целеполагания и планирования. Так, у вас появятся новые источники информации, новые занятия, новые задания и новые этапы самопроверки, иначе говоря, ваш план будет адаптирован под специфику изучаемого предмета.

Но есть и ещё один нюанс адаптации плана. Заключается он не просто в гибком, а ещё и творческом подходе к обучению. Это значит, что если ещё на этапе составления плана вы не видели, так скажем, общей картины, то по мере занятий вы станете замечать, что для более полного и быстрого освоения материала вам могут потребоваться какие-либо инструменты, о которых вы прежде не задумывались.

К примеру, наиболее важную информацию можно изобразить в виде схемы на магнитно-маркерной доске, чтобы она всегда была перед вашими глазами. Если вы хотите удостовериться в чём-то на практике, то можете собрать дома друзей и провести собственный эксперимент. Не совсем понимая, как тот или иной принцип действует на деле, вы можете отправиться в школу, где учились, найти знакомого преподавателя и попросить его разъяснить непонятные моменты. Если вам мешают заниматься ваши домашние, вы можете придумать для себя «официальный» урок – пойти в читальный зал библиотеки и провести отведённое на занятие время там, или же вообще организовать себе кабинет для занятий, обозначив пространство подвешенными одеялами или даже листами гипсокартона.

Творчески подход – это применение к процессу обучения нестандартного мышления и креативности: встав лицом к лицу с той или иной проблемой, «включайте мозг» и придумывайте, как её можно решить, если стандартные методы не годятся.

И в заключение урока стоит коснуться тех знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые могут повысить эффективность самостоятельного обучения и усвоения материала.

Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения

Ниже мы представим небольшой список тех компетенций, которыми желательно овладеть перед тем (можно и в процессе), как приступать к самостоятельному обучению, а также укажем ссылки на те страницы нашего интеллектуального клуба, на которых вы можете найти всю необходимую информацию.

  1. Выполнять важные дела без промедлений – полезный навык, который поможет вам научиться выполнять задуманное, невзирая на сложность, в намеченные сроки. Рекомендуем вам узнать, что такое прокрастинация и познакомиться с эффективными способами борьбы с промедлением. Также вы можете изучить интересный материал на тему того, куда уходит наше время.
  2. Самодисциплина – способность человека управлять собой и своим поведением, выполнять важную работу безо всяких отговорок и следовать тому, что определил для себя как образ жизни. Советуем познакомиться с материалом по развитию самодисциплины.
  3. Самомотивация – умение самому влиять на себя таким образом, чтобы выполнять даже самые неприятные дела без внутреннего сопротивления, а также способность поддерживать в себе желание непрестанно добиваться целей. Можете почитать о нескольких полезных советах по самомотивации и уделить время изучению способов самомотивации (для тех, кто желает быстрее перейти к практике, предлагаем 10 практических способов самомотивации на каждый день).
  4. Полезные привычки – привычки, которые позволяют действовать максимально продуктивно. Для начала можете почитать о непродуктивных привычках и узнать о том, как избавиться от вредных привычек (можно воспользоваться некоторыми приёмами борьбы с плохими привычками), а затем перейти к развитию полезных привычек.
  5. Тайм-менеджмент – эффективная технология управления и использования времени, снискавшая популярность среди людей по всему миру. Этой технологии посвящён целый курс. Используйте время с максимальной пользой для себя – изучите его.
  6. Память – способность человека накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Чем лучше будет ваша память, тем больше вы сможете запомнить и применить в жизни. Выделите несколько дней на улучшение своей памяти.
  7. Логическое мышление – особый мыслительный процесс, во время которого человек оперирует логическими понятиями и конструкциями, и становится способным делать правильные выводы на основе получаемых данных. Для развития логического мышления вы можете пройти обучающий курс.
  8. Творческое мышление и креативность – способность человека к выполнению различного рода задач при помощи нестандартных способов, и умение находить необычные выходы из любых ситуаций. Для освоения таких навыков специально для вас составлен прекрасный обучающий материал на тему развития креативности.
  9. Скорочтение и устный счёт – ещё две наиполезнейших компетенции, помогающих человеку в жизни. Развив способность считать в уме, вы научитесь производить сложные математические операции без использования бумаги и ручки или калькулятора. А научившись быстро читать, вы сможете изучать и обрабатывать огромные массивы текстовых данных в рекордные сроки.
  10. Целеполагание и планирование – два навыка, уже не раз упомянутые нами в данном уроке. Названия говорят сами за себя: освоив мастерство ставить цели, вы сможете добиваться в жизни самых высоких результатов, чего бы это ни касалось. А умение планировать станет для вас прекрасным подспорьем, как в достижении целей, так и в любой другой деятельности.

Плюс к этому, вы можете воспользоваться и ещё несколькими рекомендациями по самостоятельному обучению.

Мы искренне надеемся на то, что информация, которую вы узнали из третьего урока, сослужит вам хорошую службу в вашем рвении самостоятельно обучаться новому и познавать тонкости любого знания.

В следующем уроке мы более подробно поговорим о том, что такое мотивация в обучении, как и какие нужно ставить цели, чтобы обучение было эффективным, а также затронем вопросы управления временем и расскажем о важности развивать усидчивость и быть открытым новой информации.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

понятие, цели, задачи, принципы и методы


Лекция
5.

Сущность
планирования. Виды планов и их
классификация. Основные принципы и
методы планирования. Стратегическое,
тактическое планирование. Долгосрочное,
среднесрочное и текущее планирование.
Содержание и организация плановой
работы на предприятиях сервиса.

Практическое
занятие:4

Использование
анализа рядов динамики и экстраполяции
временных тенденций для прогнозирования
спроса на отдельные товары. Определение
наличия автокорреляции в динамических
рядах.

4. Планирование деятельности предприятия

4.1 Назначение и содержание планирования

Планирование
деятельности предприятия заключается
в обработке информации по обоснованию
предстоящих действий и определению
наилучших способов достижения намеченных
предприятием целей.


Объектом планирования

на предприятии является его деятельность,
под которой понимается выполнение
функций предприятия: хозяйственной,
социальной, экономической. Предметом
планирования выступают ресурсы
предприятия. Планирование ресурсов
предусматривает установление уровней
расхода, направления и сроки использования,
режим потребления и т. д.

Спланировать
деятельность предприятия - это значит
определить основные направления и
пропорции развития производства с
учетом имеющихся материальных и трудовых
ресурсов на основе наиболее полного
выявления требуемых рынком видов,
объемов товаров и сроков их выпуска.

Существуют два
подхода к пониманию сущности планирования:
широкий и узкий.

В
широком понимании планирование состоит
в принятии комплекса решений, относящихся
к будущим событиям. Такие решения могут
быть связаны с постановкой целей и задач
развития предприятия, выработкой
стратегии, распределением и
перераспределением ресурсов, определением
стандартов поведения предприятия в
предстоящем периоде. В узком понимании
планирование сводится к составлению
специальных документов - планов,
определяющих конкретные действия
предприятия по осуществлению принятых
решений.

4.2 Цель, задачи и принципы планирования


Главной целью

планирования является обеспечение
эффективного функционирования и развития
предприятия. Реализация данной цели
предполагает решение следующих задач:


предвидение
вероятных рыночных тенденций;


исследование
требований потребителей;


обеспечение
выпуска продукции более высокого
качества;


непрерывное
повышение эффективности производства;


выявление и
мобилизация внутренних ресурсов
производства;


применение
наиболее экономичных технологий и
оборудования;


согласование
действий с поставщиками, потребителями,
посредниками предприятия и направленность
этих действий на достижение взаимовыгодных
результатов.

Планирование
деятельности предприятия должно
осуществляться согласно следующим
принципам:

·
конкретности и измеримости планов,

·
маржинальности,

·
временной ориентации,

·
гибкости,

·
непрерывности,

·
комплексности,

·
непротиворечивости

·
обязательности исполнения.

Принцип
конкретности означает, что предприятие
в целом и каждое его подразделение
должно иметь четкие ориентиры для своей
хозяйственной деятельности. Это позволяет
контролировать ход выполнения планов
и судить о том, в какой степени решены
поставленные задачи.

Принцип
маржинальности предполагает, что план
должен быть рассчитан на достижение
максимально возможных результатов.

Ориентированность
во времени требует, чтобы каждый план
имел свои строго определенные границы
во времени. Отсутствие временных границ
не позволяет предприятию контролировать
выполнение своих планов.

Принцип
гибкости предполагает разработку
альтернативных планов при высокой
вероятности наступления того или иного
события.

Непрерывность
планирования требует, чтобы перспективные
и текущие планы были взаимоувязаны и
гибко реагировали на постоянно меняющиеся
условия реальной экономической ситуации.

Комплексность
планов означает, что они должны высвечивать
все стороны деятельности предприятия:
производство и сбыт продукции,
материально-техническое обеспечение,
использование производственных фондов,
наем персонала, оплату труда и др. В
каждой из этих сфер устанавливаются
объем планируемых работ и сроки их
выполнения, выделяются необходимые
ресурсы.

Непротиворечивость
планирования предполагает наличие
тесной взаимосвязи и согласованности
различных видов планов. Выполнение
плана работы одного подразделения не
должно нарушать работы других подразделений
и предприятия в целом. Напротив, успешное
достижение плановых результатов
деятельности предприятия зависит от
выполнения планов его подразделений.

Обязательность
исполнения предполагает, что принятый
к выполнению план предприятия
(подразделения) становится обязательным
для выполнения сотрудниками предприятия.
При изменении обстоятельств или по мере
реализации плана руководство предприятия
или его плановая служба могут в пределах
своей компетенции уточнять или
корректировать план путем внесения
изменений (дополнений) в соответствующие
показатели.

Как правильно планировать цели и задачи на год?


Кто воплощает свои мечты в реальность? Конечно же человек, который все планирует цели и задачи. Для таких людей практически никогда не бывает непредвиденных ситуаций, для них все ожидаемо. С каждым днем темп жизни растет, приходится выполнять много задач одновременно и очень сложно в них не запутаться. Именно поэтому важно научиться составлять распорядок действий на день, неделю, месяц, год. А также ставить цели, которые нужно достичь за определенный промежуток времени.

Как правильно планировать цели и задачи на год?

Перед тем, как начать составлять список задач и начать планировать, необходимо выбрать приоритеты, обозначить, что требует экстренного внимания, а что может подождать. Выбрав приоритет, человек может поставить себе цель. Следует уделить много времени обдумыванию: подумать о прошлом, о том, что мешает. Избавление от ненужного поможет в достижении цели. Если подготовить себя к потерям заранее, то они не собьют с верного пути, заставив сдаться и опустить руки. Также, чтобы не сбиться, можно составить список заветных желаний.

Следует отметить, что когда человек откладывает какое-то дело, например, изучение иностранного языка или получение второго образования, на протяжение многих лет, можно сделать вывод, что это не совсем ему нужно, и мечта сформировалась под влиянием каких-то обстоятельств, моды и людей, а сам он не желает этого, следовательно надо переключить внимание и энергию на что-то более актуальное. Написав все мечты, легче подумать о каждом отдельно, определить стало ли ненужным ее осуществление. Если не получается разобраться, то помогут вопросы: “Какие чувства вызывает представления об осуществлении мечты? Достаточно ли сил, энергии и мотивации? Принесет ли это радость, счастье?”.

Мечта должна быть реальной. Если она невыполнима, то неудача оставит неприятный осадок разочарования. Пусть цель будет конкретной и обязательно необходимой. В случае, когда желания мешают в достижении цели, можно это обыграть. Например, девушке нужно похудеть, она поставила себе цель сбросить несколько килограммов и для этого надо заниматься на тренажере полчаса, но искушение покушать сладкое, забросив диету, слишком велико, в таком случае девушка может позаниматься на тренажере больше времени, а в награду за это съесть одну конфету. Так она сделает необходимое, не забывая о своих желаниях.

При правильном планировании цели можно достичь всего, нужно только захотеть.

Читайте также:

Просмотров:
762

Постановка целей, формулировка задач и планирование деятельности


I. ЦЕЛИ

Важнейшим элементом, над которым следует работать на данном этапе, является формулировка цели проекта, т.е. ответ на вопрос — что вы собираетесь сделать для решения социальной проблемы в рамках вашей работы в определенный период времени. 

Справка: 

Цель — идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности (Краткий энциклопедический словарь).

Постарайтесь создать мысленный образ того результата, который вы хотели бы получить по итогам своей деятельности. Что это может или должно быть? Стабильное еженедельное посещение добровольцами пятерых одиноких подопечных для оказания им бытовой помощи? Снятие проблемной семьи с учёта в службе опеки и предотвращение изъятия детей в дет.дом? Создание в вашем храме доступной среды для слабовидящих людей? Организация сестринского поста в районной клинической больнице с ежедневным обходом сестёр всех больных?

Подчеркнем, что цель должна быть очень четкой и конкретной, но, одновременно, и достижимой.

Может быть, вы потратите на определение и формулировку цели достаточно много времени. Не стоит жалеть об этом. Это не менее важно, чем формулировка социальной проблемы, то есть того объекта, над которым вы собираетесь работать. Мало понять, с какими трудностями вам предстоит "бороться", надо представить и то, что должно получиться в результате этой борьбы.

 

II. ЗАДАЧИ

Не менее важным является вопрос о формулировке конкретных задач работы над социальной проблемой, над теми трудностями, которые вы выявили на первом этапе.

Задачи помогают детализировать поставленную цель, раскрывают ее объем и указывают (перечисляют) конкретные дела, которые необходимо выполнить, чтобы получить намеченный результат.

Обычно каждой задаче соответствует 1-2 крупных мероприятиях плана вашей работы.

Завершив формулировку задач, еще раз мысленно представьте себе, что все они успешно реализованы, всё, что вы написали в разделе "Задачи" уже выполнено. А теперь ответьте сами себе на вопрос: Приведет ли это к нужному результату, который объявлен целью вашего социального проекта?

Такой мысленный эксперимент помогает на данном этапе увидеть возможные слабые места, предвидеть и предупредить определенные сбои в реализации проекта и т.д.

Еще раз подчеркнем, что от четкости и осознанности формулировок цели и задач проекта во многом зависит успех всех ваших дельнейших усилий.

Таким образом, данный этап работы позволяет вам сформулировать основную цель работы над социальной проблемой, описав желаемый результат, а также конкретизировать мероприятия по достижению поставленной цели с помощью задач, то есть четких и последовательных шагов.

 

III. ПЛАН РАБОТЫ

План реализации социальной деятельности (социального проекта) должен обладать указанными ниже свойствами, до того, как вы начнете его осуществлять:

1. План должен быть сформулирован в четких и ясных выражениях, написан конкретно, с указаниями точных цифр и дат.

Например, силами команды из 6 человек (перечисляются члены команды) организовать косметический ремонт на кухне многодетной семьи Ивановых – срок выполнения до 15 февраля 2019 года.

Или: Заручившись письменной поддержкой правящего архиерея провести переговоры с городской больницей №1 по вопросу работы в ней 5 сестёр милосердия из сестричества при храме иконы Божией Матери «Всецарица» - срок выполнения до 1 марта 2019 года.

В случае, если в организации данной работы участвуют несколько человек, на каждый пункт плана должен быть назначен ответственный. Но при этом обязательно должен быть старший за весь проект, который следит за выполнением всеми участниками процесса работ по составленному плану и соблюдением сроков, а также координирует работу между ними.

Неудачной можно считать формулировку «Организовать помощь в больнице» или «Помочь приходским многодетным семьям». Для каждого пункта плана должны быть указаны измеряемые показатели и должна быть установлена точная дата начала и что более важно — окончания — к 10 апреля, а не просто в 2019 году.

 

2. План должен быть достижимым, то есть реальным для вашей команды и выполнимым по срокам.

Не стоит писать о помощи всем пациентам крупной больницы или всем нуждающимся семьям в Вашем районе, если вас пока всего двое или трое человек. У вас просто не хватит времени и сил, и Вы быстро разочаруетесь.

Это работа может быть тяжелой, трудозатратной, но при этом она обязательно должна быть в радость.

Если вы будете видеть обратную отдачу от вашей работы в виде достижения (хотя бы частичного) поставленных целей, риск "выгорания" сведётся к минимуму. Но это возможно только, если изначально поставить реальные и достижимые для вас цели.

3. План должен быть зафиксирован на бумаге (или в электронном виде).

То, что не написано, не является планом, так как такую работу очень трудно контролировать. Кто-то может просто забыть то, что вы наметили (спланировали), а кто-то будет делать совсем другое, думая, что именно об этом вы и договаривались.

Советуем потратить необходимое время (сколько бы на это не понадобилось часов или даже дней), но составить письменный план.

 

4. План должен быть составлен сообща и принят всеми людьми, которые будут нести ответственность за его осуществление.

Во время обсуждения варианта плана работы нужно дать возможность высказаться всем, в том числе и тем, кто готов критиковать ваш черновой вариант предлагаемых мероприятий, их содержание, сроки проведения и т.д.

Чем больше высказываний и замечаний прозвучит на этапе подготовки и обсуждения, тем больше шансов, что составленный план будет реален и главное — выполнен.

 

5. План целесообразно (и даже необходимо) передать тем, кто может высказать по нему свои замечания и конструктивную критику: специалистам, экспертам, тем, кто имеет опыт подобной работы. Это поможет избежать ошибок и недочетов, которые практически неизбежны при составлении плана командой, впервые начинающей такое серьезное дело.

Не бойтесь критики! Конструктивная критика чрезвычайно полезна. Она помогает увидеть потенциальные просчеты, которые "всплывут" во время осуществления плана, а также определить те действиями, которые необходимо предпринять для их устранения еще до начала реализации намеченных мероприятий.

Это поможет избежать разочарования, которое в большинстве случаев наступает, когда команда начинает реализацию проекта, но вдруг то тут, то там происходят сбои, чего-то не учли, о чем-то забыли, с кем-то не договорились и т.д. Кроме самого главного — серьезных срывов запланированных работ, наступает ещё и охлаждение самих членов команды к задуманному делу.

 

6. Очень важно определить персональную ответственность каждого члена команды за выполнение плана.

В обсуждении плана могут принимать участие многие, но только один человек должен отвечать за его осуществление — ответственный за его реализацию человек, наделенный (например, отцом настоятелем) правом спрашивать с остальных членов команды выполнения тех разделов плана, за которые они персонально отвечают.

Вместе с тем, наличие старшего, его личной ответственности за реализацию всего проекта в целом, не означает, что остальные члены команды простые исполнители его воли.

Еще раз подчеркнем, что каждый из них должен (и вправе) иметь свой личный участок работы, за который он несет персональную ответственность и может организовать ее выполнение по своему усмотрению, разумеется, с учетом общего плана и всего замысла проекта.

 

7. План должен касаться не только конечных результатов (то есть достижения цели), но и путей их выполнения (то есть решения конкретных задач, с помощью которых и достигается указанная цель).

 

8. По каждому пункту плана важно указать всё, что необходимо для его реализации (материальные, финансовые, человеческие ресурсы).

Иначе план превращается в некую фантазию ("а не построить ли нам мост через эту речку").

Любое запланированное мероприятие должно быть обеспечено всем необходимым. Разумеется, это требует тщательной проработки, анализа, расчетов, поиска источников получения необходимых ресурсов и т.д. Но без решения всех этих вопросов ваш план будет заранее обречен на неудачу.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о