Планирование и прогнозирование: Что такое планирование и прогнозирование – 1. Понятие планирования и прогнозирования
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Тема 6. Прогнозирование и планирование деятельности предприятия
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
План лекции
6.1.Планирование
и прогнозирование как функции
экономического|экономичного|
управления предприятием.
6.2. Виды планов и
схемы планирования
1. Планирование и прогнозирование как функции экономического|экономичного| управления предприятием
Процесс
управления предприятием представляет
собой непрерывную разработку управленческих
решений и применение их на практике.
От эффективности разработки этих решений
в значительной степени зависит успех
дела. И прежде чем начинать какое-либо
дело, необходимо определить цель своих
действий. В процессе производства
руководителям предприятия очень часто
приходится сталкиваться с критическими
проблемами, и от того, на сколько
оптимально принятое решение, будет
зависеть конечный финансовый результат
деятельности предприятия.
Потребность
в решении возникает только при наличии
проблемы, которая в общем виде
характеризуется двумя состояниями—заданным
(желаемым) и фактическим (прогнозируемым),
и именно прогнозирование будет отправной
точкой в процессе принятия управленческого
решения. Рассогласование между этими
состояниями предопределяет
необходимость выработки – управленческого
решения и контроля за его реализацией.
Экономическая
работа на предприятии охватывает
различные временные
периоды и различные масштабы деятельности.
Исходя из этих параметров всю экономическую
работу можно подразделить на два
этапа:
Разработка
экономической
стратегии управления.Осуществление
текущего
экономического управления.
На
каждом из этих этапов главной
стадией
(функцией)
в системе экономического управления
предприятием выступает прогнозирование
и планирование хозяйственной деятельности.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Чтобы
прогнозирование было наиболее эффективным,
цели должны быть конкретными и измеримыми.
То есть для каждой цели должны существовать
критерии, которые позволили бы оценить
степень достижения цели. Без этих
критериев не возможна реализация одной
из основных функций управления—контроля.
Исходя из этого можно сделать вывод,
что цель, степень достижения которой
можно количественно измерить, будет
всегда лучше цели, сформулированной
лишь словесно (вербально).
Объективность
в формировании образа будущего
зависит от знания этихзакономерностей
и правильного их использования. Так,
прогнозируя будущее, можно уменьшить
неточности при его определении, но
полностью избавиться от них почти
невозможно. Во – первых нельзя считать
достаточным уровень развития знаний
о законах природы, общества и мышления.
Во – вторых, в восприятии законов
слишком велика роль субъективизма. В
– третьих один человек не имеет
возможности охватить массу разнообразной
информации. Неточное формирование
образа будущего обычно ведёт к утопии,
для которой характерно представление
о желаемом будующем, а не об
объективно достижимом.
Прогноз(от гр. prognosis — предвидение)
— это попытка определить состояние
какого-либо явления или процесса в
будущем. Процесс составления (разработки)
прогноза называют прогнозированием.
Прогнозирование развития (состояния)
предприятия или организации — это
научное обоснование возможных
количественных и качественных изменений
его (ее) состояния (уровня развития в
целом, отдельных направлений деятельности)
в будущем, а также альтернативных
способов и сроков достижения ожидаемого
состояния.
Процесс прогнозирования всегда базируется
на определенных принципах. Основные из
них показаны на рис. 6.2.
Целенаправленность|целеустремленность|
– смысловое описание поставленных
исследовательских задач
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Рис.
6.2 – Общепринятые
основные принципы прогнозирования
развития предприятия
Системность
– построение прогноза на основе
системы методов и моделей, которые
характеризуют определенную иерархию
и последовательность явлений
Научная
обоснованность – всесторонний
учет требований|востребования|
объективных законов развития общества,
использования|употребления|
мирового опыта
Многоуровневое
описание – описание объектов
как элементов более сложной системы,
целостного|цельного|
явления и сложной структуры
Информационное
единство
информации с ровным|равным|
уровнем обобщения и целостностью|цельный|
признаков
Адекватность
объективным закономерностям развития
– выявление|обнаружение|
и оценка устойчивых взаимосвязей и
тенденций развития объекта
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Последовательное
решение неопределенности –
определение целей и условий, которые
сложились|состоят|
к|до|
определению возможных направлений
развития
Альтернативность
– выявление|обнаружение|
возможностей развития объектов по
различным траекториями|траекторией|,
при разных|различных|
взаимосвязях и структурных соотношениях
Рис.
6.3 – Основные
методы прогнозирования
Система прогнозирования формируется
путем фиксации возможных и структурированных
по определенным признакам методов
разработки прогнозирования будущего
состояния того или иного субъекта
хозяйствования. В зависимости от
источников информации, технологии ее
обработки и получаемых результатов
экологические методы прогнозирования
делятся на две сравнительно большие
группы: 1)
Фактографические методы прогнозирования
базируются на использовании фактических
материалов, детально характеризующих
изменения во времени всей совокупности
или отдельных признаков (показателей)
объекта прогнозирования. Основными в
этой группе являются методы экстраполяции,
функций, корреляционно-регрессивных
моделей.
Эвристические методы прогнозирования
предусматривают осуществление прогнозных
разработок с помощью логических приемов
и методических правил теоретических
исследований. Конкретные методы
прогнозирования этой группы охватывают
две подгруппы — интуитивные и
аналитические. Среди основных методов
первой подгруппы выделяют методы
экспертной оценки и “мозговой атаки”,
а второй — методы морфологического
анализа построения “дерева целей”,
информационного моделирования,
оптимизации.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Наиболее важной функцией управления
предприятием является планирование
его деятельности. Планирование отражает
процесс определения целей, которых
предприятие намеревается достичь за
определенный период, а также способов
достижения таких целей.
В
процессе прогнозирования нельзя
ограничиваться решением задач
экономико-математического моделирования
и выбором оптимального по тем или иным
критериям решения из конечного множества
альтернативных решений.
Прогнозирование
является одним из основных звеньев
управленческого процесса. Если мы не
можем представить себе ожидаемый ход
развития события, то есть не можем
спрогнозировать это событие, мы не
сможем эффективно принимать управленческие
решения и оптимизировать работу
предприятия.
В
учебной литературе имеется достаточно
много определений процесса планирования.
Наиболее полное (рис. 6.4)
Рис.
6.4 – Сущность
термина «планирования»
Планирование
деятельности предприятия
– это одна из функций управления, которая
заключается в умении предвидеть цели
предприятия, результаты его деятельности
и ресурсы, необходимые для достижения
определенных целей.
Сущность
планирования состоит
в обосновании целей и способов их
достижения на основе выявления комплекса
задач и работ, определения эффективных
способов их выполнения и необходимых
ресурсов.
Основная
цель планирования
– интеграция всех работников предприятия
для решения комплекса задач и выполнения
работ, обеспечивающих эффективное
достижение целей.
Объектом
планирования
выступает взаимосвязанная система
планово-экономических показателей,
характеризующих процесс производства,
распределения и потребления товаров и
ресурсов.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Планирование
помогает ответить на следующие вопросы:
Что должно быть
сделано для достижения цели предприятия?Когда это должно
быть сделано?Кто это будет
делать?Где это будет
сделано?Сколько необходимо
сделать?Как это будет
сделано?
условиях
централизованной плановой экономики
– план
является обязательным и первостепенным
документом предприятия.
В
рыночной экономике необходимость
планирования
обусловлена определенными факторами,
представленными на рис. 6.5:
Рис. 6.5 — Факторы,
обуславливающие необходимость
планирования
| |||||||||||||||||
П7 | улучшает контроль в предприятии | ||||||||||||||||
П6 | |||||||||||||||||
способствует | |||||||||||||||||
П5 | |||||||||||||||||
позволяет | |||||||||||||||||
П4 | |||||||||||||||||
П3 | |||||||||||||||||
облегчает | |||||||||||||||||
П2 | |||||||||||||||||
позволяет | |||||||||||||||||
П1 | |||||||||||||||||
улучшает | |||||||||||||||||
отслеживает | |||||||||||||||||
Рис.
6.6 – Преимущества планирования
Сегодня
отдельные предприятия работают без
четкого представления о том, какие
преимущества дает планирование.
Применение планирования в деятельности
предприятия создает следующие преимущества
(возможности) (рис. 6.6):
Это далеко не
полный перечень возможностей, которые
появляются у предприятия, в котором
хорошо налажен процесс планирования.
Дальнейшее
изучение ресурсного потенциала
предприятия, результатов и затрат
деятельности предприятия должно быть
пронизано идеей,
что основной частью экономической
работы на предприятии является
планирование этих показателей.
Рис. 6.7 — Виды
планирования в зависимости от
продолжительности полного периода
Рис.
6.8 – Основные
принципы планирования
Принцип | выбор |
Принцип | предполагает, Основные Координация Интеграция |
Принцип | означает, |
Принцип | заключается в |
Принцип | заключается в |
Принцип | Всякий план |
Принцип | Формирование — |
Главным является правильный выбор и
обоснование целей предприятия
(организации). Хозяйственно-экономическая
и производственно-технологические
связанные с четким определением
номенклатуры и не обходимого количества
выпуска необходимой продукции надлежащего
качества. Научно-технические цели
практически материализуются посредством
постоянного улучшения продукции и
обновления технической базы производства
через внедрение достижений НТП.
Документ,
определяющий цели деятельности
предприятия и движение соответствующих
ресурсов для достижения этих целей,
называется планом.
Как правило, этот документ утверждается
первым руководителем предприятия и
имеет силу
приказа для
подразделений и руководителей.
это
образ чего-либо, модель будущего, система
мероприятий, которая направлена на
достижение поставленных целей и задач
Рис.
6.9 – Сущность
плана
это заранее
разработана система мероприятий,
которая предусматривает цели, содержание,
сбалансированное взаимодействие
ресурсов, объем, методы, последовательность
и сроки выполнения работ по производству
и реализации той или другой продукции
или предоставления услуг
Рис.
6.10 – План
предприятия
Рис.
6.11 – Элементы плана деятельности
предприятия
Сущность планирования
проявляется через реализацию на практике
его принципов, методов и систему
экономических показателей.
Принципы
обеспечивают идеологию планирования,
определяют его характер и содержание.
Соблюдение принципов создает предпосылки
для эффективной работы предприятия и
уменьшает вероятность ошибок.
Основными
принципами планирования
являются: целенаправленность, системность,
реальность, точность, непрерывность,
гибкость, оптимальность формирования
и использования ресурсов.
Методы
будут подробно рассмотрены позднее на
примере планирования конкретных
показателей. При этом методы выступают
способом достижения цели и предусматривают
знание определенной техники планирования.
Основные из них — это балансовый,
программно-целевой, экономико-статистический,
методы математического моделирования
и нормативный.
Прогнозирование и планирование
Роль и место планирования
Одной из актуальных задач российской экономики на современном этапе развития является обеспечение устойчивого экономического роста отдельных предприятий, решающим фактором которого является повышение эффективности использования методов планирования путем установления целей и реализации долгосрочных проектов по развитию предприятия.
Планирование — это способ управления организацией, при котором четко выражены цели.
Механизм планирования должен соответствовать следующим требованиям:
- соблюдение уровня ответственности участников процесса;
- наличие показателя «прозрачности» установленных показателей;
- достоверность и реалистичность;
- финансовая обеспеченность;
- взаимное соответствие по срокам, ресурсам и ожидаемым результатам с бюджетной политикой;
- соответствие показателей целям;
- разграничение предметов ведения и полномочий.
Процесс планирования способствует повышению дисциплины, ответственности, предотвращает риски неправомерных действий со стороны персонала. Налаженный бюджетный процесс подразумевает детализацию статей баланса, других финансовых отчетов, перекрестную проверку данных многими пользователями. Поэтому план предприятия справедливо можно называть инструментом внутреннего контроля.
План вооружает руководство информацией для принятия управленческих решений. Как правило, внедрение бюджета сопровождается созданием управленческой отчетности в разрезе интересующих руководителя статей. С помощью этой отчетности выявляются источники дополнительных доходов и обстоятельства, требующие принятия мер по предотвращению непроизводительных расходов (потерь). Внедряя бюджетное планирование, руководитель организации стремится создать прозрачную структуру управления денежными средствами с делегированием полномочий нижестоящим звеньям, структуру, направленную на экономию ресурсов и повышение производительности труда.
Составление и реализация плана предприятия — это оперативная система управления организацией. Именно на основе планирования можно судить о достижении целей управления, получив желаемые результаты в запланированные сроки.
Прогнозирование как функция менеджмента
Прогнозирование — это еще одна специальная функция менеджмента, тесно связанная с планированием. Прогнозирование — это процесс предугадывания развития событий до их наступления.
Успешность прогнозирования зависит от таких условий, как:
- объем и качество информации о прогнозируемом процессе и объекте управления;
- правильность формулировки задачи прогнозирования и обоснованности выбора способа ее решения;
- наличие необходимых вычислительных средств и вычислительного аппарата в соответствии с выбранным методом.
Современные технологии прогнозирования основаны на использовании различных математических методов: функционального анализа, теории рядов, теории экстраполяции и интерполяции, теории вероятности, математической статистики, теории случайных функций и случайных процессов, корреляционного анализа.
Прогнозные оценки необходимы для того, чтобы правильно выбрать стратегические цели развития организации. Как правило, прежде чем сформулировать стратегические цели, менеджмент проводит анализ состояния своей компании и ее внешнего окружения. Такой анализ часто называют SWOT-анализом. SWOT — это англоязычная аббревиатура (первые буквы слов) (рис. 1):
Примечание. SWOT-анализ — это выявление сильных и слабых сторон организации, а также внешних угроз и возможностей, влияющих на ее деятельность.
Недостаточная глубина проработки системы планирования не менее вредна, чем чрезмерная детализация. Поэтому для разработки форм и составления конкретных бюджетов необходимо привлекать квалифицированных специалистов, тогда и результат не заставит себя долго ждать.
Механизм планирования и прогнозирования на современных предприятиях
В практике управления экономическим субъектом желательно пользоваться широким спектром инструментов. Кроме того, современное планирование не может существовать отдельно от прогнозирования — систематически, непрерывно ведущихся исследований перспектив развития экономических, социальных и других явлений. Бюджетирование сохраняло свои позиции в условиях динамично развивающегося внутрифирменного планирования. Оно как раз представляет собой инструмент, в определенной степени формализующий процесс планирования.
Как показывают статистические исследования, прогностическая функция менеджмента на практике оказывается гораздо слабее аналитической и диагностической. Однако для создания полноценного управленческого функционала необходима не только реализация диагностической функции, но и создание единого комплекса, включающего шесть основных составляющих: анализ, диагноз, прогноз (указанные выше), а также элементы, обеспечивающие собственно положительный экономический эффект от первых трех составляющих — имитация (моделирование), план, бюджет. Находясь с планированием и анализом в причинно-следственной связи, бюджетирование замыкает функциональную цепь, и образуется цикл управления финансами организации, конечно, достаточно упрощенная модель (см. рисунок 2). При наложении взаимодействия указанных элементов на временную ось получим спиралевидное движение, шаговым интервалом которого будет являться истекший плановый период.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- Планирование и прогнозирование как средство тактического планирования являются слишком важными процессами, чтобы рассматривать их независимо друг от друга.
- Модель планирования и прогнозирования соответствует современным запросам системы менеджмента и позволяет регулировать процесс формирования ключевых ценностей организации в условиях жесткой конкуренции и внешней нестабильности.
- Приемы прогнозирования изменялись и встраивались в обновляющиеся концепции экономического планирования.
Планирование и прогнозирование в
Министерство
сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего
профессионального образования
«Саратовский
государственный аграрный университет
имени
Н. И. Вавилова»
агропромышленном
комплексе
краткий курс лекций
для
студентов 4 курса
Направление
подготовки
080100.62
Экономика
Профиль
подготовки
Экономика
предприятий агропромышленного комплекса
Саратов
2014
Лекция 1
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
И ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1.
Сущность прогнозирования и планирования
Прогнозирование
и планирование являются одними из
наиболее точных категорий научного
предвидения, которое объединяет все
виды деятельности, связанные с
определением состояния какой либо
системы в будущем посредством предсказания
или предуказания. Предсказание – это
описание возможных и желательных
перспектив, состояний, решений проблем
будущего. Предуказание – непосредственно
связано с решением этих проблем, с
использованием информации о будущем
для целенаправленной деятельности
личности и общества (рис. 1).
К категориям
предсказания относятся: предчувствие,
предвосхищение, предугадывание и
прогнозирование. Получая информацию
о будущем посредством предчувствия,
предвосхищения или предугадывания,
человек не прибегает к специальным
научным исследованиям. Прогнозирование
– это специальное научное исследование,
предметом которого выступают перспективы
развития явления.
Рис. 1.1. Способы
получения информации о будущем
Управление в
целом как бы интегрирует четыре
перечисленных понятия, поскольку в
основе каждого из них лежит один и тот
же элемент – решение.
Рассматривая
планирование в качестве одного из
основных инструментов управления
экономикой, можно дать его более
конкретное определение. Планирование
– это целенаправленная деятельность
государства, органов управления,
хозяйствующих субъектов по разработке
перспектив социально-экономического
развития страны, регионов, отраслей
предприятий всех форм собственности.
Из определения категории планирования
вытекает определение непосредственно
самого плана. План – это решение
относительно системы мероприятий,
предусматривающей порядок,
последовательность, сроки и средства
их выполнения. План представляет собой
постановку строго определенной цели
и четкое предвидение конкретных
детальных событий для объекта на
определенный срок его функционирования.
Социально-экономический
прогноз – это система научных исследований
о направлениях развития экономики и
отдельных ее элементов в будущем. В
социально-экономических прогнозах
рассматриваются различные аспекты
функционирования экономики. При их
разработке учитываются и используются
прогнозы развития науки техники,
естественного движения населения,
использования природных ресурсов и
изменения окружающей среды.
Экономический
план – это модель намечаемого будущего
состояния экономической системы в
целом, хозяйства страны, регионов,
отраслей, предприятий и организаций.
План включает показатели, характеризующие
состояние системы в целом планового
периода, устанавливает способы достижения
поставленных целей, нужные для этого
ресурсы.
Программа
(экономическая, социальная) – это
совокупность взаимоувязанных мер, план
действий, направленных на достижение
единой цели, решение одной проблемы
различного масштаба. Каждая программа
направлена на решение в установленный
срок той или иной приоритетной проблемы
социального экономического развития
в масштабах всей национальной экономики,
отдельного сектора, отрасли или региона,
а также межотраслевой, межведомственной
или межрегиональной проблемы.
Экономический
проект – это программа действий, мер
по осуществлению конкретного, предметного
социально-экономического замысла,
например по обновлению производства,
выпуску новых товаров. Проект является
решением относительно мероприятия,
изделия, необходимого для реализации
соответствующего аспекта программы.
Он разрабатывается с привязкой к местным
конкретным условиям и не вправе изменять
постановку и порядок решения проблемы.
Экономические проекты также могут быть
разномасштабными: глобальными,
национальными и локальными. Основной
формой планирования национального и
локального экономического роста
являются инвестиционные проекты [1,2]
.
Содержание и формы планирования и прогнозирования
В
мировой практике сложилась интересная
ситуация. В одних странах строятся
исключительно прогнозы социально-экономического
развития, в других планы. Результаты
прогнозов и планов во многом похожи. С
теоретической точки зрения термин план
значительно шире, чем термин прогноз.
Любой план включает в себя элементы
прогноза, но при этом он подразумевает
управленческие воздействия на объект
прогнозирования в будущем для достижения
поставленных целей. При этом любой
прогноз социально-экономического
развития не может не принимать во
внимание поведение субъектов экономики
и также должен учитывать их управляющие
воздействия.
Традиционно
в мире выделяют две основные модели
планирования и прогнозирования. В
частности, С.Ю. Глазьев и Ю.В. Яковец
первую называют англосаксонской, а
вторую – индийской. В научной литературе
встречаются и другие названия, однако
суть остается прежней. Англосаксонская
модель во главу угла ставить бюджетное
планирование, а все остальные прогнозы
и планы выполняют в большей мере
вспомогательную роль. К числу наиболее
ярких представителей подобной модели
относят США, Великобританию, Канаду.
Вторая модель предполагает наличие
строго организованной системы
государственных органов планирования
и прогнозирования. Приоритетом их
деятельности является разработка планов
(прогнозов) развития страны, отдельных
регионов и отраслей на различные сроки.
Страны, использующие подобную модель,
– Индия, Япония, Южная Корея, Китай,
Латиноамериканский страны.
Содержание
и принципы прогнозирования.
В
общем виде под прогнозированием
понимается
–
процесс
научных исследований качественного и
количественного характера,
направленный
на выяснение тенденций развития народного
хозяйства или его республик,
отраслей,
регионов
и т.п.,
а
также поиск оптимальных путей достижения
целей
этого
развития.
Конечным
результатом процесса прогнозирования
является система прогнозов.
Прогноз
—
это
комплекс аргументированных предположений,
выраженных
в качественной и количественной формах
относительно будущих параметров
экономического объекта.
Задача
прогноза —
дать
объективное,
достоверное
представление о том,
что
будет при
тех или иных условиях.
Для
решения этой задачи разрабатывается
поисковый
прогноз,
показывающий,
каким
может быть развитие экономики (или
какой-то
ее сферы)
при
условии,
что
характер государственного воздействия
на нее останется неизменным.
В
результате появится ответ на вопрос:
«что
будет»,
если
государство не будет принимать никаких
иных мер по регулированию экономики.
Таким
образом,
поисковый
прогноз определяет сферы экономики,
требующие
первоочередного вмешательства государства
на преодоление негативных процессов.
Прогнозирование
не сводится только к пассивной роли
предвидения того,
что
может произойти в будущем,
но
и разрабатываются и целевые
прогнозы.
Они
определяютцели,
поставленные
государством перед экономикой,
и
возможные пути их достижения.
При
этом в равной мере опасно как приземлять
цели,
ссылаясь
на дефицит ресурсов,
так
и ставить нереальные цели как бы они ни
были заманчивы.
Кроме
этого,
необходимо
учитывать существование противоречий
между долго-
и
краткосрочными целями.
Погоня
за сиюминутными выгодами,
как
правило,
осложняет
движение в стратегическом направлении.
Поэтому
необходимо наличие определенного
баланса между ними.
Прогнозирование
применяется на предплановой стадии
разработки крупных хозяйственных
решений и способствует выработке
концепции экономического развития на
перспективу.
Экономическое
прогнозирование осуществляется по
следующим основным направлениям:
прогнозирование
роста ресурсов —
естественных,
демографических,
национального
богатства,
развитие
научно-
технического
прогресса;
прогнозирование
динамики —
темпы
и факторы роста,
структурные
сдвиги;
прогнозирование
потребностей —
общегосударственных
производственных,
личных,
прогнозы
последствий от вероятного наступления
событий в стране и за рубежом;
прогнозы
развития отдельных сфер,
отраслей
экономики,
конкретных
видов
производств,
территорий;
демографические
прогнозы;
политологические
прогнозы;
социальные
прогнозы;
научно-технические
прогнозы;
внешнеэкономические
прогнозы;
экологические
прогнозы и др.
Прогнозы,
хотя
и разрабатываются отдельно,
тесно
взаимоувязаны между собой.
На
их основе составляется обобщающий
прогноз социально-экономического
развития страны.
Одна
из важных задач прогнозирования —
предсказание
так называемых пороговых величин
процессов развития,
выявление
возможных сроков крупных сдвигов,
знаменующих
качественное изменение изучаемых
процессов.
Например,
в
прогнозировании развития энергетики
такими порогами могут быть появление
и распространение качественно новых
способов получения энергии и др.
Прогнозирование
базируется на следующих
принципах:
системности,
научной
обоснованности,
адекватности,
альтернативности,
целенаправленности
и др.
Принцип
системности —
предполагает
рассмотрение объекта в его связи и
зависимости с другими процессами и
явлениями,
исследование
количественных и качественных
закономерностей,
построение
такой логической цепочки исследования,
согласно
которой процесс выработки и обоснования
любого решения отталкивается от
определения общей цели системы и
подчинения достижению этой цели
деятельности всех входящих в нее
подсистем.
При
этом данная система рассматривается
как часть более крупной системы,
также
состоящей из определенного количества
подсистем.
Принцип
научной обоснованности –
основывается
на:
учете
требований экономических законов,
применении
научного инструментария,
изучении
достижений отечественног и зарубежного
опыта формирования прогнозов,
использовании
методик и моделей,
как
условия научного формирования системы
прогнозов их обоснованности,
действенности
и своевременности.
Принцип
целенаправленности —
предполагает
целенаправленный характер прогнозирования,
т.е.
содержание
прогноза не должно сводится только к
предвидению,
а
включать и цели,
которые
желательно достигнуть.
Принцип
адекватности прогноза объективным
закономерностям —
характеризует
не только процесс выявления тенденций
развития,
но
и оценку стойчивости тенденций и
взаимосвязей,
а
также,
создание
теоретического аналога реальных
экономических процессов.
Реализация
принципа адекватности предполагает
учет вероятностного характера
экономических и социальных процессов.
Это
означает необходимость оценки как
господствующих тенденций,
так
и сложившихся отклонений,
определение
возможной области их расхождения,
а
также оценку вероятности их реализации
в будущем.
Принцип
альтернативности —
предполагает
выбор вариантов развития по разным
траекториям,
при
разных взаимосвязях и структурных
соотношениях.
Переход
от имитации сложившихся процессов и
тенденций к предвидению их будущего
развития основан на построении
альтернатив,
т.е.
определения
нескольких возможных,
а
зачастую и противоположных,
взаимоисключающих
путей развития.
Принцип
историчности —
предполагает
рассмотрение прогнозируемых явлений
и процессов во взаимосвязи их исторических
форм.
Другими
словами,
в
процессе прогнозирования необходимо
исходить из того,
что
состояние исследуемого объекта есть
закономерный результат его предшествующего
развития,
а
будущее —
закономерный
результат его развития в прошлом и
настоящем.
Научный
анализ прогнозов осуществляется в три
стадии:
ретроспекция,
диагноз,
проспекция.
Под
ретроспекцией
понимается
этап прогнозирования,
на
котором исследуется история развития
объекта для получения его систематизированного
описания.
На
этой стадии осуществляется сбор и
обработка информации,
оптимизация
состава источников,
уточнение
и окончательное формирование структуры
и состава характеристик объекта
прогнозирования.
Диагноз
—
этап
прогнозирования,
на
котором исследуется систематизированное
описание объекта прогнозирования с
целью выявления тенденции его развития
и выбора моделей,
методов
прогнозирования.
На
стадии диагноза производится анализ
объекта прогнозирования.
Анализ
заканчивается выбо ром и обоснованием
модели,
а
также метода прогнозирования.
Проспекция
—
этап
прогнозирования,
на
котором по данным диагноза разрабатываются
прогнозы будущего развития объекта,
и
производится оценка достоверности,
точности,
обоснованности
прогноза (верификация).
На
стадии проспекции выявляется недостающая
информация об объекте прогноз рования,
уточняется
ранее полученная,
вносятся
коррективы в модель прогнозируемого
объекта в соответствии с вновь
поступившей информацией.
Формы
прогнозирования
Использование
той или иной формы прогнозирования во
многом зависит от временного интервала,
на который делается прогноз. Чем длиннее
интервал прогнозирования, тем ниже
точность эконометрических расчетов.
Причина в том, что модель всегда имеет
дело со строго определенным количеством
переменных, тогда как в действительности
объект прогнозирования (объем
национального дохода, уровень цен и
т.д.) находится под воздействием куда
более сложного комплекса факторов.
Некоторые из них срабатывают
незамедлительно, влияние других
обнаруживается в отдаленном будущем,
и предвидеть его характер порой просто
невозможно. По оценкам Л. Клейна,
эконометрическому прогнозу можно
доверять,
если он разработан на период не более
1 года.
Модели
и обусловленные ими формы прогнозных
заключений могут быть следубщими:
Крупномасштабные
эконометрические модели (производственная
функция, модели Леонтьева, Тинбергена
и др.), которые на основании анализа
поведения экономики в прошлом используются
для прогнозирования величин экономических
переменных (уровня безработицы, темпов
роста цен и т.д.) в определенный период
времени, а также для выявления тенденций
развития народного хозяйства. В структуру
данных чрезвычайно сложных, включающих
сегодня до 10 тыс. переменных, моделей
традиционно включаются, например,
представленные в алгебраической форме
функция потребления, функция спроса
на деньги. Оценки совокупного предложения
обычно опираются на уравнение кривой
Филлипса, которая связывает изменение
безработицы с динамикой уровня заработной
платы цен и цен. Уравнения модели
позволяют предсказывать уровень не
только реального, но и номинального
ВНП, а значит, и величину дефлятора ВНП
и темпов инфляции. Прогнозы на основе
эконометрических моделей опираются
на гипотезы о вероятных переменах в
экономической политике (с учетом в том
числе закономерностей экономико-политического
цикла), а также в ценах на такой
стратегический важный ресурс, как
нефть.Экспертные
прогнозы, которые строятся следующим
образом. Формулируются и обобщаются
мнения независимых экспертов по поводу
вероятности того или иного события,
а затем достигается более или менее
точная оценка будущей траектории
экономического роста, определение не
только качественных (ускорение или
замедление), но даже количественных
характеристик прогнозируемых процессов.
Наиболее развитый метод — метод Дельфи
(разработанный сотрудниками американской
корпорации РЭНД в середине 60-х г.г.).Сценарные
долгосрочные прогнозы (до 50 лет)
разрабатываются с 70-х гг. В них возможные
состояния рынка (спрос, предложение,
цены и т.п.) ставятся в зависимость не
только от чисто экономических, но и
социально-политических факторов.
Конечно, экспертные и сценарные прогнозы
весьма приблизительны и в эконометрическом
смысле «неточны». Выходом здесь является
поиск наилучшего сочетания эконометрических,
сценарных и экспертных подходов в
прогнозировании.Долгосрочное
глобальное прогнозирование, которое
берет исток в 1971 г. с работ американского
исследователя Дж. Форрестера. Данное
направление футурологии разрабатывается
под эгидой Римского клуба —
неправительственной организации,
выступающей спонсором таких исследований.
Следует отметить приоритет русского
экономиста Н.Д. Кондратьева в формировании
методологии глобального прогнозирования.
Здесь доминируют экспертная и сценарная
составляющие прогноза, а эконометрия
играет скромную роль, будучи используемой
главным образом для статистической
иллюстрации выявленных тенденций. По
некоторым оценкам, создатели глобальных
моделей располагают сейчас примерно
0.1% статистической информации,
необходимой для признания точности
вычислений удовлетворительной.
Содержание
и принципы планирования
Планирование
–
это
целенаправленная деятельность,
заключающаяся
в разработке и практическом осуществлении
планов,
определяющих
будущее состояние экономического
объекта,
путей
и способов и средств его достижения.
Планирование
–
один
из экономических методов управления.
На
протяжении более тридцати последних
лет многие экономисты ломали копья в
спорах по проблеме сочетания плана и
рынка.
Когда
рыночные отношения стали реальностью,
пришло
понимание того,
что
план и рынок —
это
отнюдь не антиподы,
а
взаимодополняющие элементы экономической
системы.
Управление
социально-экономическим
развитием на основе денежно-кредитной,
налоговой,
таможенной
политики без сбалансированных
общегосударственных планов себя не
оправдывает.
Планирование
осуществляется на различных уровнях
иерархии управления.
На
уровне народного хозяйства страны —
макроэкономическое
планирование;
на
региональном уровне —
региональное
(территориальное)
планирование;
на
уровне предприятия —
микроэкономическое
планирование.
Макроэкономическое
планирование –
это
научное предвидение уровня развития и
результатов функционирования общественного
производства,
основанное
на установлении закономерностей и
тенденций социального и научно-технического
прогресса,
накопленного
опыта и хозяйственной практики,
объективных
зависимостей и причинно-следственных
связей в народном хозяйстве.
Научной
основой макроэкономического планирования
является экономическая теория.
Макроэкономическая
теория –
это
наука,
исследующая
экономику как целое,
а
также важнейшие ее сектора (домохозяйства,
бизнес,
государственный
сектор и т.д.
или
по другой классификации промышленность,
сельское
хозяйство,
финансовый
и страховой рынок,
потребительский
рынок и т.д.)
и
использующая для этого агрегированные
макроэкономические показатели и их
связи.
Частью
макроэкономической теории является
теория планирования,
исследующая
принципы на которых строится
общегосударственное планирование и
посредством которых осуществляется
система принятия решений о предстоящем
социально-
экономическом
развитии.
Теория
планирования имеет три составляющие:
методологическую,
социально-экономическую
и организационную.
Составными
элементами методологии
планирования
являются принципы,
методы,
методика,
логика
планирования.
Социально—экономическое
направление
обеспечивает изучение и познание
действия
экономических и социальных законов
расширенного воспроизводства с целью
реализации
их в экономической политике государства.
Организационное
направление —
исследует
и разрабатывает технологию разработки
планов,
структуру
плановых органов и т.д.
Принципы
планирования являются
исходными положениями теории
макроэкономического планирования.
В
качестве основных выделяют следующие
принципы
планирования:
научной
обоснованности,
социальной
направленности и приоритета
общественных потребностей,
повышения
эффективности общественного производства,
пропорциональности,
приоритетности,
согласования
краткосрочных и перспективных целей и
задач.
Принцип
научной обоснованности плановые решений
–
предполагает
учет законов и закономерностей развития
природы и общества,
законов
мышления,
применение
методов математического моделирования
в процессе разработки планов.
Принцип
социальной направленности и приоритета
общественных потребностей
предполагает,
что
в планировании следует,
прежде
всего,
исходить
из интересов человека и общества.
Удовлетворение
потребностей общества должно быть
исходной позицией общегосударственных
планов —
экономика
не должна и не может развиваться вне
интересов личного и общественного
потребления.
Принцип
повышения эффективности общественного
производства предполагает
реализацию целей и задач планирования
с наименьшими затратами,
т.е.
с
максимальной экономией живого и
овеществленного труда.
Принцип
пропорциональности и сбалансированности
–
предполагает
формирование пропорций,
отвечающих
интересам всего общества,
на
основе сбалансированной структуры
общественного производства.
Пропорции
общественного производства с одной
стороны формирует рыночный механизм,
с
другой государство посредством
планирования формирует его рациональную
структуру исходя из интересов общества.
Пропорциональность
и сбалансированность общественного
производства достигается посредством:
установления
эквивалентного обмена результатами
производственной
деятельности
во всех сферах общественного производства;
достижения
равновесия совокупного спроса и
совокупного предложения по всему
народнохозяйственному
обороту ресурсов;
рационального
соотношения между разумными потребностями
и имеющимися ресурсами;
паритетом
интересов различных форм собственности
в пользовании материальными,
трудовыми
и финансовыми ресурсами общества и др.
Реализация
этого принципа в планировании позволяет
поддерживать материально-вещественные
и стоимостные пропорции в целом по
народному хозяйству,
а
также межотраслевые,
отраслевые,
территориальные
и др.
пропорции.
Принцип
приоритетности –
предполагает
необходимость выбора приоритетных
направлений решения важнейших
общегосударственных проблем экономики,
вызванных
ограниченностью располагаемых ресурсов.
Принцип
согласования краткосрочных и перспективных
целей и задач -позволяет
обеспечить непротиворечивость достижения
текущих целей и задач социально-
экономического
развития с достижением стратегических
целей.
Он
реализуется посредством системы
долгосрочных,
среднесрочных
и текущих плановых документов.
Формы
планирования
На
протяжении десятилетий макроэкономическое
планирование зарубежными исследователями
противопоставлялось централизованному
планированию, а рынок – плану. Считалось,
что для развитых стран, использующих
систему рыночных отношений, присуще
макроэкономическое планирование, а для
социалистической экономики –
централизованное. При этом особая роль
централизованного планирования виделась
в том, что посредством составления и
реализации текущих и перспективных
планов в жизнь воплощались приоритеты
и решения государственных органов
управления и директив правящих партий.
В
настоящее время нерегулируемого
государством рынка по существу в мире
нет.
Одними
из важнейших рычагов государственного
регулирования являются прогнозирование
и планирование социально-экономического
развития.
Необходимость
прогнозирования и планирования в
условиях рыночной экономики обусловлена
прежде всего:
деятельностью
государства как субъекта рыночных
отношений.
неспособностью
рыночной экономики к саморегулированию,
особенно
в период кризисов;
общественным
характером производства;
усложнением
международных,
межотраслевых
и региональных связей;
необходимостью
поддержания рациональных народно-хозяйственных
пропорций;
В
государственном воздействии на экономику
опасны крайности:
регулировать
те экономические процессы,
которые
с большей эффективностью управляются
рыночными механизмами;
полагаться
исключительно на рыночные механизмы
даже в тех случаях,
где
вмешательство государства необходимо.
Вычленить
из целостного экономического организма
те области,
которые
требуют государственного воздействия,
помогает
социально-экономическое
прогнозирование и планирование.
Сегодня
дилемма «рынок или план» в странах с
рыночной экономикой в общем
решается по принципу: «рынок — насколько
возможно, план — насколько необходимо».
Однако при этом существует целая гамма
вариантов соотношения рыночного
механизма и планового управления — от
преимущественно рыночных методов
саморегулирования национальной экономики
(США, ФРГ и др.) до систем, в которых
государству отводится весьма значительная
роль в планировании воспроизводственных
процессов (Южная Корея, Япония, Франция
и др.). С учетом еще более крайнего
варианта планирования в государствах
с командной экономикой можно выделить
следующие типы планирования, существовавшие
в ХХ веке:
1)
Директивное централизованное планирование:
планирование
производства в натуре (затрат и выпуска).
Здесь планомерное установление цен
играет вспомогательную, подчиненную
роль, ибо важнее всего не цены на
продукцию, а возможность покупки товаров
в соответствии с ними (в том числе какое
материально-техническое снабжение
подводится под утвержденный сверху
производственный план).
Как
отмечалось на Первой всемирной конференции
по планологии «Плановая технология и
плановые институты», проводимой в
Палермо Римским Центром плановых
исследований, конец эры центрально-управляемых
экономик не означает абсолютного
отрицания планирующей роли государства.
Меняется лишь характер институциональной
организации планирования, т.к. потребность
в предвидении и контроле общественного
сознания над будущими социально-экономическими
изменениями сохраняется всегда.
Ломка
системы директивного планирования не
есть отказ от макроэкономического
планирования вообще. Ошибочным является
представление о планировании как
требующем обязательного формирования
государственной бюрократизированной
плановой подсистемы, периодической
разработки директивных планов, жесткого
контроля за процентом их выполнения и
т.п. Необходимо отказаться лишь от
известного положения «планирование
есть центральное звено, стержень
управления», которое приложимо только
к центрально-управляемой экономике.
2)Отсутствие
всякого централизованного планирования:
пропорции воспроизводства устанавливаются
и поддерживаются благодаря действию
механизма рыночного саморегулирования,
автоматической самонастройки
воспроизводства через взаимодействие
спроса, предложения и цен. Но поскольку
в рыночной экономике существуют 2
основных субъекта планово-регулирующей
деятельности — государство и корпорация
(фирма),- то отказ первого от плановой
деятельности вовсе не означает, а,
напротив, предполагает реализацию
вторым принципа самопланирования:
каждый субъект хозяйственной деятельности
своими силами разрабатывает стратегический
план, которым руководствуется в своей
деятельности. Развитие данного типа
планирования происходит в ходе становления
так называемой контрактной экономики
— контрактов-соглашений между малыми и
крупными фирмами, а также между ними и
государством. При этом крупные и
крупнейшие компании выступают как некий
мезоэкономический сектор, находящийся
в промежуточном положении между
рыночным и плановым. Цель контрактов-соглашений
— увязать интересы государства и деловых
предприятий, обеспечить ориентацию
последних на долгосрочные инвестиции,
НИОКР, диверсифицикацию в новые секторы
экономики, отход от неэффективного
олигополистического ценообразования
и комплексное развитие регионов.
3)
Индикативное
планирование:
административное регулирование только
цен, налогов, заработной платы, процентных
ставок, рентных платежей и т.п. — но не
натурального объема производства.
Здесь производители сами определяют,
что и в каком количестве производить,
кому и по каким ценам продавать свою
продукцию. Однако через отладку системы
многообразных экономических регуляторов
государственные плановые органы способны
направлять их производственную
деятельность в русло общественных
интересов.
В
настоящее время одним из наиболее
совершенных методов воздействия на
функционирование рыночной экономики
является индикативное планирование.
Оно
призвано обеспечить решение многих
вопросов социально-экономического
развития,
осуществление
которых только рыночными методами
невозможно или затруднено.
Индикативные
планы органично и взаимосвязанно
соединяют в едином документе концепции
социально-экономического
развития;
прогнозы
функционирования экономики;
государственные
программы;
экономические
регуляторы.
В
качестве индикаторов социально-экономического
развития используются показатели,
характеризующие
динамику,
структуру
и эффективность экономики;
состояние
финансово-кредитной
системы и денежного обращения;
состояние
рынка товаров и ценных бумаг,
валютного
рынка;
движение
цен;
занятость,
уровень
жизни населения.
Взаимоувязанная
и сбалансированная система показателей
дополняется мерами государственного
воздействия,
в
числе которых используются бюджетные
средства,
нормы
амортизации,
процент
за кредит,
налоги,
таможенные
пошлины,
лицензии
и квоты,
государственные
заказы и др.
Разработка
общенациональных планов
социально-экономического развития
является весьма немаловажным инструментом
регулирования национальной экономики
в большинстве индустриально развитых
стран мира, обеспечивающим высокое
качество их экономического роста. Основы
западного планирования были заложены
еще в 30-е г.г., когда во многих странах
(прежде всего в Германии, Великобритании,
Нидерландах, Норвегии, США) начали
осуществляться теоретические исследования
и практические плановые проекты.
Существенное влияние на их появление
и развитие оказала теория и практика
народнохозяйственного планирования в
СССР. Наиболее авторитетными исследователями
в области планологии в 30-40 г.г. являлись
Р. Фриш (Норвегия), Я. Тинберген
(Нидерланды), У. Митчелл (США). Известный
немецкий экономист К. Ландауэр,
эмигрировавший в США, выпустил в 1944 г.
книгу «Теория национального экономического
планирования», в которой подчеркивалась
антикризисная направленность планирования
на Западе, по отношению к которой другие
цели (ускорение роста, перераспределение
доходов и т.п.) являются побочными.
Интересно, что в том же 1944 г. другой
эмигрант, австриец Ф. Хайек (нобелевский
лауреат 1974 г.) выпустил в Англии книгу
«Дорога к рабству», в которой горячо
доказывал неэффективность, гибельность
для свободы Запада самой идеи и практики
планирования в любой форме. Однако
Хайеку пришлось ждать четверть века,
прежде чем его позиция совпала с новыми
тенденциями в экономике Запада.
Среди
стран, создавших в первые послевоенные
десятилетия наиболее развитую систему
индикативного планирования, — Франция,
Италия, Япония, Нидерланды, Мексика,
Индия. Более поздние попытки его
применения были реализованы в Южной
Корее, на Тайване и ряде других стран.
Особое место здесь занимает Франция.
16. Прогнозирование и планирование в системе управления.
Прогнозирование
– это составление
прогноза развития, распространения
чего-либо
(науки, процесса, отношений и др.), на
основании изучения
тщательно отобранных данных. Должно
предшествовать планированию. Его
результат — прогнозы развития. Одна из
разновидностей прогнозов -сценарии
развития, которые представляют собой
прогнозы с учетом тех или иных
предполагаемых действий конкретных
субъектов прогнозируемой ситуации.
Прогнозы различаются
по способам:
описания тенденций
изменения объекта или процесса;формирования
параметров, характеризующих объект
или процесс.
Существуют следующие
подходы в прогнозирование:
Трендовый
подход. Предполагает
экстраполяцию
выровненных значений динамического
временного ряда прогнозируемого
показателя.Факторный
подход. Основан
на оценке влияния различных
факторов на развитие возможного
будущего
состояния объекта управления.Генетический
подход. Перенесение
на будущее зависимостей,
характерных для прошлого и настоящего.Нормативный
подход. Определение
параметров воспроизводства
для достижения заданных целей
экономического
роста.
Прогнозы различаются
по срокам, на которые они рассчитаны:
1.
краткосрочное прогнозирование (день,
неделя, месяц; цены,
курс акций, валютные курсы).
2.
среднесрочное прогнозирование (3-5 лет;
освоение новых видов продукции, реализация
инвестиционных проектов).
3. долгосрочное (10-20
лет; глубинные изменения в структуре
экономики и общества, страны, мира).
4. сверхдолгосрочное
(века; вековые тенденции, чреватые
кризисами и потрясениями).
Планирование
в управленческом
контексте означает создание, разработку
замысла некоторой деятельности, работы
на определенный период, работу с
указанием ее целей, содержания, объема,
последовательности
и сроков, а часто и методов выполнения.
Современное
планирование должно быть гибким и
способным адаптироваться к постоянным
изменениям
самого объекта управления, изменением
внешней среды.
Основная задача планирования в условиях
рыночной экономики
– обеспечение долгосрочной
конкурентоспособности, прочности и
устойчивости положения
объекта управления на рынке.
Эффективная деятельность любого
хозяйствующего
субъекта, коммерческих и некоммерческих
организаций, государства
и всех его структур невозможна без
разработки прогнозов
и базирующихся на них бизнес-планов и
программ.
Другая
важная задача — информационно-ориентирующая.
Важно предложить первоначальный
вариант решения, получить корректирующую
обратную связь и предложить окончательные
ориентиры для менеджеров, способных
обеспечить достижение намеченных
результатов.
Планирование
как функция управления состоит в выборе
оптимальной альтернативы текущего
или перспективного развития объекта
управления. Эта альтернатива должна
соответствовать интересам объекта
управления, его возможностям (ресурсам)
и быть рассчитана на определенный период
времени, а также определять основных
лиц, ответственных за выполнение плана.
Кроме
направленности на активное преобразование
объекта управления с целью достижения
им желаемого состояния, планирование
должно содействовать предотвращению
ошибочных действий и сокращению
неиспользованных возможностей.
Важнейшая
задача государства
– определение национальных и
региональных приоритетов, целей
социально-экономического
развития, поиск и привлечение ресурсов.
Такие
задачи реализуются
через прогнозно-аналитическую,
планово-программную
деятельность правительственных органов,
как правило, с привлечением бизнеса,
академической науки,
общественности.
ТЕМА 4. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ
в) статистическая характеристика группового мнения.
Этот метод помогает предопределить развитие проблемных ситуаций, но сящих долгосрочный характер. Наши специалисты, работающие в области научно-технического прогнозирования, также разрабатывают методы обра ботки экспертных оценок. Они носят название эвристических.
Метод «комиссий» – это один из разновидностей методов экспертных оценок, основанный на работе специальных комиссий. Группы экспертов за «круглым столом» обсуждают ту или иную проблему с целью согласования то чек зрения и выработки единого мнения. Недостаток этого метода заключается в том, что группа экспертов в своих суждениях руководствуется в основном ло гикой компромисса.
Метод написания сценария основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях. Он предполагает установление последовательности событий, развивающихся при переходе от существующей ситуации к будущему состоянию объекта. Своеобразным сценарием может быть описание последовательности и условий международной интеграции хо зяйства стран, включающее следующие вопросы: от каких простейших форм к более сложным должен пройти этот процесс; как он повлияет на национальное хозяйство и экономические связи стран; каковы финансовые, организационные, социальные, юридические проблемы, которые могут возникнуть в ходе интер национализации хозяйства.
Прогнозный сценарий определяет стратегию развития прогнозируемого объекта. Он должен отражать генеральную цель развития объекта, критерии для оценки верхних уровней «дерева целей», приоритеты проблем и ресурсы для достижения основных целей. В сценарии отображаются последовательное решение задачи, возможные препятствия. При этом используются необходимые материалы по развитию объекта прогнозирования.
Сценарий должен быть написан так, чтобы после ознакомления с ним стала ясна генеральная цель проводимой работы в свете социально-экономиче ских задач па прогнозируемый период. Он обычно носит многовариантный ха рактер и рассматривает три лилии поведения: оптимистическую – развитие си стемы в наиболее благоприятной ситуации; пессимистическую – развитие си стемы в наименее благоприятной ситуации; рабочую – развитие системы с уче том противодействия отрицательным факторам, появление которых наиболее вероятно. В рамках прогнозного сценария целесообразно прорабатывать ре зервную стратегию на случай непредвиденных ситуаций.
В разработке сценария принимает участие группа специалистов Поэтому всегда возникает неопределенность, связанная с субъективностью их суждений. Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности, т.е. чем больше степень согласованности мнений экспертов.
Сценарий в готовом виде должен быть подвергнут анализу. На основании анализа информации, признанной пригодной для предстоящего прогноза, фор мулируются цели, определяются критерии, рассматриваются альтернативные решения.
8. Планирование и прогнозирование в системе менеджмента
Прогнозирование
— это взгляд в будущее, оценка возможных
путей развития, последствий тех или
иных решений.
Планирование
же — это разработка последовательности
действий, позволяющей достигнуть
желаемого. В работе менеджера они тесно
связаны.
Разберем
простой пример, показывающий взаимосвязь
прогнозирования и планирования.
Представьте себе, что вы находитесь в
степи, а ваша максимальная скорость
ходьбы — 6 километров в час. Тогда можно
предсказать, что через час вы будете
находиться в какой-то точке круга радиуса
6 километров с центром в начальной точке.
Результаты прогнозирования вы можете
использовать для планирования. Если
место, куда вы направляетесь, отстоит
от начальной точки не более чем на 6
километров, то вы доберетесь туда пешком
не более чем за час. Если же это расстояние
— 18 километров, то прогноз показывает
невозможность решения поставленной
задачи. Что же делать? Либо отказаться
от своего намерения, либо увеличить
выделенной время (до 3 часов), либо
воспользоваться более быстрым транспортным
средством, чем ноги (автомобилем,
вертолетом).
Методы
прогнозирования
Простейшие
методы восстановления зависимостей в
детерминированном случае исходят из
заданного временного ряда, т.е. функции,
определенной в конечном числе точек на
оси времени. Задачам анализа и прогноза
временных рядов посвящена большая
литература. Временной ряд при этом часто
рассматривается в рамках вероятностной
модели, вводятся иные факторы (независимые
переменные), помимо времени, например,
объем денежной массы (агрегат М2).
Временной ряд может быть многомерным,
т.е. число откликов (зависимых переменных)
может быть больше одного. Основные
решаемые задачи — интерполяция и
экстраполяция (т.е. собственно прогноз).
Метод наименьших квадратов в простейшем
случае (линейная функция от одного
фактора) был разработан немецким
математиком К.Гауссом в 1794-1795 гг. Могут
оказаться полезными предварительные
преобразования переменных. Для игроков
на финансовых рынках такой подход
именуется «техническим анализом».
Опыт
прогнозирования индекса инфляции и
стоимости потребительской корзины
накоплен в Лаборатории эконометрических
исследований Московского государственного
института электроники и математики
(технического университета). При этом
оказалось полезным преобразование
(логарифмирование) переменной — текущего
индекса инфляции. Характерно, что при
стабильности условий точность
прогнозирования оказывалась достаточно
удовлетворительной — 10-15 %. Однако
спрогнозированное на осень 1996 г.
значительное повышение уровня цен не
осуществилось. Дело в том, что руководство
страны перешло к стратегии сдерживания
роста потребительских цен путем массовой
невыплаты зарплаты и пенсий. Условия
изменились — и статистический прогноз
оказался непригодным. Влияние решений
руководства Москвы проявилось также в
том, что в ноябре 1995 г. (перед парламентскими
выборами) цены в Москве упали в среднем
на 9,5%, хотя обычно для ноября характерен
более быстрый рост цен, чем в другие
месяцы года, кроме декабря и января.
Для
применения статистических методов
прогнозирования нужны длинные временные
ряды. Поэтому в быстро меняющейся
обстановке, при прогнозировании развития
вновь возникших ситуаций их применять
не удается. Конкретный пример только
что приведен: переход правительства к
новой политике изменил ситуацию и
обесценил сделанные ранее прогнозы.
Альтернативой статистическим методам
служат экспертные методы прогнозирования,
опирающиеся на опыт и интуицию
специалистов. О методе экспертных оценок
подробно рассказано в главе .»Принятие
управленческих решений».
Для
прогнозирования могут использоваться
также эконометрические и
экономико-математические модели, а
также создаваться специальные компьютерные
системы, позволяющие совместно применять
все перечисленные методы. Целью является
учет всех возможных факторов, с помощью
которых есть надежда улучшить прогноз.
Для игроков на финансовых рынках такой
подход именуется «фундаментальным
анализом». Иногда крупные государственные
или частные организации создают т.н.
«ситуационные комнаты», в которых
группа высококвалифицированных экспертов
анализирует ситуацию, имея доступ к
различным банкам статистических данных
и базам знаний, пользуясь широким
спектром математических и имитационных
моделей.
Как
проверить достоверность прогноза? Самое
простое — получить текст прогноза,
запечатать его в пакет и положить в
сейф. Когда придет срок, на который
рассчитан прогноз — вскройте пакет и
сравните прогноз с реальностью. Конечно,
для этого прогноз должен быть сформулирован
так, чтобы можно было в будущем определить,
сбылся прогноз или нет. Недаром прогнозы
астрологов, хироманты и гадалок столь
туманны. Если же ваш собеседник
отказывается от подобной проверки
достоверности прогноза, не сомневайтесь
— он шарлатан.
Если
у вас есть технология прогнозирования,
для оценки достоверности прогноза не
обязательно ждать. Пусть для определенности
речь идет о прогнозе на год вперед.
Отбросьте информацию за последний год
и примените вашу технологию. Получите
прогноз на год вперед от последних по
времени данных — т.е. на настоящий момент.
Остается сравнить его с реальностью и
оценить качество прогностического
правила.
Планирование
как управленческое решение
Планирование
как часть работы менеджера имеет много
общего с планированием в личной жизни.
Применяется он не к рутинным ежедневным
делам, а к важным решениям, определяющим
дальнейшее развитие фирмы.
Согласно
концепции немецкого профессора Д.Хана
планирование — это ориентированный в
будущее систематический процесс принятия
решений. В его книге описано планирование
в концернах «Даймлер-Бенц» и
«Сименс». Таким образом, решения в
области планирования — частный вид
управленческих решений (см. главу
.»Принятие управленческих решений»).
Выделяют
стратегическое планирование.
ориентированное на продолжительное
существование предприятия, обеспечиваемое
путем поиска, построения и сохранения
потенциала успеха (доходности), и
оперативное планирование — формирование
годовых (оперативных) планов, определяющих
развитие организации в кратко- и
среднесрочной перспективе на базе
стратегических целей. Последняя фраза
взята из книги российских авторов, среди
которых — руководитель отдела
«Газпромбанка».
Надо
предупредить об одном укоренившемся
заблуждении. После развала СССР слова
«план», «плановая экономика»
стали употребляться с отрицательным
оттенком. Недостатки экономики СССР
некоторые связывали с тем, что она была
«плановой». Однако знакомство с
опытом ведущих западных компаний, с
западной наукой об управлении показывает,
что вопросам планирования на Западе
уделяется больше внимания, планы
готовились и готовятся более тщательно,
чем это было в СССР. Например, очереди
в советских магазинах и недостаток ряда
товаров объясняется прежде всего плохим
планированием системы торгового
обслуживания и, соответственно, выпуска
товаров народного потребления.
Методы
планирования
Технология
планирования хорошо разработана и
постоянно используется. Исходя из миссии
и основных принципов фирмы, отвечающих
на вопрос «Зачем?», формулируются
стратегические цели, указывающие, что
делать в целом. Затем они конкретизируются
до задач, а те — до конкретных заданий.
Далее подсчитываются необходимые
ресурсы — материальные, финансовые,
кадровые, временные — и при необходимости
пересматриваются задания, задачи и
цели. В результате получают реально
осуществимый план. Очень важно, что
необходимы резервы на случай непредвиденных
обстоятельств.
Например,
Вы решили стать экономистом. Это — ваша
миссия. Стратегические цели состоят в
том, чтобы изучить те учебные предметы,
что входят в программу подготовки
экономиста. Значит, одна из таких целей
— познакомиться. с менеджментом по тому
учебному пособию, что вы держите в руках.
Эта цель делится на задачи, каждая из
которых — изучить определенную главу.
Конкретное задание состоит в освоении
определенного раздела главы. Ресурсы,
которые вам нужны — это время для учебы.
В учебном пособии около 240 страниц.
Сколько понадобится времени? Детективы
вы читаете со скоростью 60 страниц в час,
значит, на менеджмент уйдет 4 часа. Всего
в учебном плане около 30 предметов,
значит, на весь курс понадобится 120
часов. Если заниматься по 8 часов в день,
то экономическое образование можно
получить за 120 / 8 = 15 дней. Зачем же студент
учится 5 лет? В чем ошибка проведенного
рассуждения? Во-первых, изучение учебного
пособия — это не чтение детектива. Надо
не только читать текст, но и обдумывать
его, отвечать на вопросы в конце глав,
готовить рефераты, обращаться к
дополнительной литературе, наконец,
сдавать экзамен. Поэтому на «Менеджмент»
уйдет не 4 часа, а в 10-30 раз больше времени.
Во-вторых, очень трудно освободить даже
15 дней от всех дел, кроме изучения
экономики. Непредвиденные задержки
(болезни, приходы друзей и др.) еще в
несколько раз снизят темпы вашей работы.
Обычно
выделяют восемь этапов в процессе
планирования.
Этап
1. Целеполагание (формулировка целей).
Чего именно вы (или ваша фирма) хотите
достичь? Это — самый трудный этап. Его
нельзя формализовать. Личность менеджера
проявляется именно в том, какие цели он
ставит.
Этап
2. Подбор, анализ и оценка способов
достижения поставленных целей. Обычно
можно действовать разными способами.
Какой из них представляется наилучшим?
Какие можно сразу отбросить как
нецелесообразные?
Этап
3. Составление перечня необходимых
действий. Что конкретно нужно сделать,
чтобы осуществить выбранный на предыдущем
этапе вариант достижения поставленных
целей ?
Этап
4. Составление программы работ (плана
мероприятий). В каком порядке лучше
всего выполнять намеченные на предыдущем
этапе действия, учитывая, что многие из
них связаны между собой ?
Этап
5. Анализ ресурсов. Какие материальные,
финансовые, информационные, кадровые
ресурсы понадобятся для реализации
плана? Сколько времени уйдет на его
выполнение?
Этап
6. Анализ разработанного варианта плана.
Решает ли разработанный план поставленные
на этапе 1 задачи? Являются ли затраты
ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения
по улучшению плана, возникшие в ходе
его разработки при движении от этапа 2
к этапу 5? Возможно, целесообразно
вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу
1.
Этап
7. Подготовка детального плана действий.
Необходимо детализировать разработанный
на предыдущих этапах план, выбрать
согласованные между собой сроки
выполнения отдельных работ, рассчитать
необходимые ресурсы. Кто будет отвечать
за отдельные участки работы?
Этап
8. Контроль за выполнением плана, внесение
необходимых изменений в случае
необходимости. Контроль как функцию
менеджмента обсудим в одном из дальнейших
разделов настоящей главы.
Результаты
планирования часто оформляют в виде
«бизнес-плана»
Ясно,
что реально используемые фирмами
технологии планирования достаточно
сложны. Обычно им занимаются специальные
подразделения. Полезными оказываются
математические методы планирования. В
1975 г. Нобелевскую премию по экономике
получили советский математик Леонид
Витальевич Канторович и американский
экономист Тьяллинг Купманс (родился в
Нидерландах). Премия была присуждена
за разработку теории оптимального
использования ресурсов, которая
составляет важную часть математического
арсенала плановика.