Система финансовых планов: 2.Система финансовых планов – Система финансовых планов и прогнозов, их взаимосвязь.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
2.Система финансовых планов
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
В
систему финансовых планов входят:
перспективные
финансовые планы;сводные
финансовые балансы, составляемые на
общегосударственном и территориальных
уровнях управления.
Перспективное
финансовое планирование осуществляется
на всех уровнях власти в целях: обеспечения
координации экономического и социального
развития и финансовой политики;
прогнозирования объемов финансовых
ресурсов, необходимых для обеспечения
планируемых мероприятий; прогнозирования
финансовых последствий программ;
определения возможности реализации
различных мер в области финансов.
Перспективный
финансовый план
разрабатывается на основе показателей
прогноза экономического и социального
развития государства, содержит данные
о возможностях бюджета по мобилизации
доходов и финансированию расходных
статей бюджета. Он составляется на три
года (первый год – год, на который
составляется бюджет) по укрупненным
показателям бюджетной классификации.
Производится ежегодная корректировка
на показатели уточненного прогноза
социально-экономического развития
государства.
Прогноз
социально-экономического развития
разрабатывается на основе данных
социально-экономического развития
территории за последний отчетный
период, прогноза социально-экономического
развития территории до конца базового
года и тенденций развития экономики и
социальной сферы на планируемый
финансовый год и предшествует составлению
проекта бюджета. Основные показатели
прогноза: индекс потребительских цен,
валовой внутренний продукт, объем
промышленной продукции и т.д.
Важное
место в обеспечении пропорциональности
и сбалансированности общественного
воспроизводства и регулировании
денежного обращения занимает
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);баланс
финансовых ресурсов (сводный финансовый
баланс).
Этот план разрабатывается Министерством
экономического развития и торговли РФ
при участии Министерства финансов и
других учреждений финансовой системы.
В балансе финансовых ресурсов отражается
формирование и использование денежных
фондов, планируемых в составе бюджетного,
внебюджетных, страхового и денежных
фондов предприятий и организаций,
денежных средств граждан.
В
балансе денежных доходов и расходов
населения
отражается движение денежных ресурсов
населения в наличной и безналичной
формах: заработная плата, доходы от
предпринимательской деятельности,
пенсии и пособия, стипендии, доходы от
обмена товарами между группами населения,
оплата товаров и услуг, налоги и
добровольные взносы, сбережения во
вкладах. Данный баланс определяет
пропорции между доходами и расходами
населения, отражает изменения соотношений
между оплатой труда и пенсионным
обеспечением, увеличение объемов
товарного предложения.
К
финансовым планам, составляемым
субъектами хозяйствования, относятся:
баланс доходов и расходов, сводный
бюджет, смета доходов и расходов. Вид
финансового плана, разрабатываемого
организациями, определяется их
организационно-правовой формой, а также
учредительными или уставными документами
с указанием органа или должностного
лица, уполномоченных утверждать
финансовый план. Порядок и сроки
составления финансового плана, методика
расчета плановых показателей
устанавливаются: для бюджетных учреждений
– Бюджетным кодексом РФ и нормативно-правовыми
актами органов исполнительной власти;
для коммерческих организаций и
некоммерческих организаций (не являющихся
бюджетными) – приказами и распоряжениями
по организации.
При
составлении финансовых планов в
коммерческих организациях учитывается
необходимость максимизации прибыли,
оптимизации структуры капитала
организации и обеспечения ее финансовой
устойчивости, достижения прозрачности
финансово-экономического состояния,
а также инвестиционной привлекательности,
использования рыночных механизмов
привлечения финансовых средств. При
этом разработка финансовых планов
осуществляется на основе бизнес-плана,
в котором отражаются те виды деятельности,
которыми организация планирует
заниматься в перспективе.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
При
составлении финансовых планов в
некоммерческих организациях определяется
объем финансовых ресурсов, необходимых
для выполнения уставных целей и задач,
— предоставления услуг некоммерческого
характера.
Бюджетные
учреждения обязаны составлять смету
доходов и расходов, в которой должны
быть указаны: ассигнования из бюджета,
доходы от предпринимательской
деятельности, платежи в бюджет и
государственные внебюджетные фонды.
Выделяются расходы, финансируемые из
бюджета, и расходы, покрываемые за счет
внебюджетных источников. Утверждаются
сметы главными распорядителями или
распорядителями бюджетных средств.
Система финансовых планов и прогнозов, их взаимосвязь.
Основным продуктом
финансового планирования являются
финансовые планы.
Финансовый план
– особая форма плана, показатели которой
всегда отражаются в денежном выражении
и обосновывают движение финансовых
ресурсов на определенный период. Тем
самым финансовые планы обеспечивают
нормальную деятельность субъектов
хозяйствования, их непрерывное
функционирование.
Многообразие
задач, решаемых звеньями финансовой
системы, отдельными ведомствами,
предприятиями, организациями в области
финансов, вызывает существенное различие
в образовании, распределении финансовых
денежных средств и опосредующих их
финансовых отношений. Это, естественно,
находит отражение в разработке
многочисленных финансовых планов,
отличающихся по форме и содержанию. Для
приведения большого количества финансовых
планов, разрабатываемых на всех уровнях
управления, в определенную систему, их
целесообразно классифицировать по
многим признакам. В экономической
литературе они объединяются в две
основные группы: централизованные
(общегосударственные) и децентрализованные.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Централизованные
финансовые планы – обосновывают движение
общегосударственных финансовых ресурсов,
фиксируют перераспределительные
процессы, осуществляемые финансовыми
системами государства. По форме они
всегда являются сводными планами.
Централизованные финансовые планы
отличаются своим содержанием, объектом
и сферой движения ресурсов, методами
планирования и назначением. Централизованные
финансовые планы содержат следующие
существенные признаки:
объект –
общегосударственные ресурсы, формируемые
и распределяемые на макроуровне;
охват – сфера
финансовой деятельности государства,
соответственно и его финансовые
взаимоотношения с участниками
воспроизводственного процесса и
образующиеся при этом стоимостные
пропорции;основная цель –
обоснование финансовой политики
государства на конкретный период,
базирующееся на определении его
финансовых возможностей удовлетворения
общегосударственных потребностей. Их
основные задания – намечают доходы и
расходы всех централизованных фондов
денежных средств, создаваемых на
макроуровне, определяют источники,
пути их формирования и использования.
Количество
централизованных планов, их формы,
содержание во многом зависит от построения
финансовой системы соответствующего
государства, а также от особенностей
перераспределительные процессов,
осуществляемых в конкретном периоде с
помощью финансов.
Важнейшим центральным
финансовым планом является ГБ.
Необходимость его разработки вызвана
потребностью определения источников
и объема денежных ресурсов государства
и их рационального распределения для
удовлетворения общегосударственных
потребностей.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Бюджет разрабатывается
в форме баланса, в котором планируется
все доходы и расходы на текущий период
в соответствии с программой экономического
и социального развития страны, ее
регионов. При этом особое внимание
уделяется полной аккумуляции источников
поступлений, рациональному распределению
бюджетных ассигнований и бездефицитному
сбалансированию бюджета.
Кроме бюджета,
составляются и другие централизованные
финансовые планы в виде финансового
обеспечения общегосударственных
программ, а также бюджетов централизованных
фондов. Их финансовые планы представляют
собой стоимостные балансы, определяющие
все поступления на текущий год и расходы.
Финансовый план соответствующих фондов
состоит из 2-х частей: доходы и расходы.
Например, в финансовом плане фонда
социальной защиты в доходах отражаются
остатки средств на начало года и все
поступления страховых взносов от
юридических и физических лиц, ассигнования
из республиканского бюджета (на выплату
пенсий и пособий военнослужащим и на
другие расходы в соответствии с
законодательством), средства от
инвестиционных вложений, операций с
ценными бумагами. В расходной части
планируется направление ресурсов на
выплату пенсий, пособий по социальному
страхованию, оздоровлению населения,
оказанию материальной помощи
нетрудоспособным гражданам.
Централизованные
финансовые планы различаются не только
по звеньям финансовой системы, но и по
уровню движения финансовых ресурсов:
общегосударственные или отдельных
регионов (местные).
Количество
децентрализованных финансовых планов
значительно больше и разнообразней по
форме и содержанию, чем централизованные.
Это финансовые планы многочисленных,
разнообразных по своей деятельности,
типу организации, методам управления
и финансирования предприятий, организаций,
учреждений, ведомств. Общность
децентрализованных финансовых планов
заключается в их способности обосновать
индивидуальный кругооборот денежных
средств конкретного субъекта
хозяйствования, Отсюда следует их особое
назначение – определенность доходов
и расходов данного объекта, финансовые
результаты его деятельности соответствующие
отношения, опосредующие движение
финансовых ресурсов.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
В основу группировки
децентрализованных финансовых планов
могут быть положены разные признаки,
оказывающие воздействие на состав
доходов, расходов и методов их исчисления,
а также формирование финансовых
взаимоотношений с государством и всеми
участниками воспроизводственного
процесса.
По форме собственности,
различают финансовые планы: государственных,
арендных, кооперативных предприятий,
АО, СП, иностранных предприятий, частных
фирм, общественных организаций.
При некоторой
общности предприятий каждой из этих
групп финансовые планы отдельных
субъектов отличаются по форме и содержанию
в связи с отраслевыми особенностями,
спецификой производства, сферой
деятельности предприятия, его типа и
размера. Отрасль хозяйства, вид
деятельности, метод управления
(коммерческий расчет или бюджетное
финансирование) существенно влияют на
источники финансирования, состав,
структуру доходов и затрат. Поэтому
целесообразно их группировать по
отраслевому, ведомственному признаку,
по форме управления, а также видам
предприятий (объединения, концерны,
крупные, средние, малые предприятия).
Финансовые планы
бюджетных учреждений носят название
смет и определяют в основном их расходы,
а в случаях поступления дополнительных
источников доходов, разрабатываются
приходно-расходные планы, обосновывающие
все поступления и расходы по хозяйственной
деятельности предприятий и организаций,
работающие на коммерческом (хозяйственном)
расчете, составляют финансовые планы
в виде балансов “доходов и расходов”.
В их доходной части определяются:
прибыль, амортизация и другие поступления,
в расходах – затраты, производимые за
счет этих поступлений. Часть баланса
“взаимоотношения предприятий с бюджетом”
показывает платежи в бюджет и ассигнования
из бюджета (при их наличии).
При переходе к
рынку возросло значение внутрифирменного
планирования как решающего условия
эффективного управления деятельностью
предприятия. В настоящее время в РБ
многие фирмы, АО и др. предприятия стали
переходить на общемировые стандарты
в финансовом планировании. Финансовый
бизнес–план включает ряд таблиц и
балансов: прогноз реализации продукции,
таблицы доходов и затрат, баланс денежных
расходов и доходов.
Бизнес-план
представляет собой документ, отражающий
в концентрированной форме результат
планирования производственной,
инвестиционной и финансовой деятельности
хозяйствующего субъекта, анализирующий
проблемы, с которыми он может столкнуться
на рынке и определяющий способы их
решения.
Назначение
бизнес-плана определяется теми функциями,
которые выполняет этот документ как
инструмент прогнозирования результатов
бизнеса. Можно выделить 4 функции
бизнес-плана:
1) инструмент для
разработки стратегии бизнеса и концепции
его развития;
2) инструмент для
оценки нового направления хозяйственной
деятельности;
3) инструмент для
привлечения кредитов;
4) инструмент для
привлечения партнеров.
Содержание 1-ой
функции заключается в разработке новых
направлений развития предпринимательской
деятельности.
Содержанием 2-ой
функции является использование
бизнес-плана для анализа и контроля за
хозяйственной деятельностью предприятия.
В своей 3-ей функции
бизнес-план играет роль оценки
кредитоспособности хозяйствующего
субъекта. Главным фактором в решении
банком вопроса о предоставлении кредита
является бизнес-план. Банки требуют от
заемщика не столько обеспечение кредита
в форме поручительства, гарантии, залога,
страхования, сколько хорошо разработанной
концепции развития и стратегии бизнеса.
Выполняя 4-ую
функцию бизнес-план выступает как стимул
привлечения к новому бизнеса потенциальных
партнеров, которые имеют возможность
и желание вложить свой собственный
капитал в любой форме (деньги, имущество,
имущественные права, ноу-хау) в данный
вид предпринимательской деятельности.
На предприятии
составляются также следующие виды
финансовых планов: кредитный план,
кассовый план, платежный календарь.
Кредитный план
представляет собой план поступлений
кредитов и их погашения в намеченные
кредитным договором сроки. Пользование
кредитом является платным. Поэтому
сумма возврата кредита складывается
из основного долга и процентов по нему.
Кассовый план
представляет собой план оборота наличных
денег, проходящих через кассу хозяйствующего
субъекта. Финансовые службы предприятий
осуществляют контроль за движением
наличных денег, соблюдением кассовой
дисциплины. Своевременная выплата
зарплаты и других причитающихся
работникам сумм характеризуют состояние
финансовых отношений между предприятием
и его трудовым коллективом, его
платежеспособность.
Кассовый план
может быть истребован коммерческим
банком, осуществляющим рассетно0кассовое
обслуживание предприятий в целях
прогнозирования спроса на наличные
деньги. Банки самостоятельно решают
вопрос о необходимости получения
соответствующей информации от
обслуживаемой клиентуры.
Форма кассового
плана. Кассовый план составляется на
квартал. Он состоит из 4-ех разделов: в
первом указываются поступления наличных
денег в кассу, кроме средств, получаемых
в банке; во втором — расходы наличными
деньгами; в третьем — ФОТ и другие выплаты
на квартал; в четвертом – сроки и сумма
выплат наличными деньгами, согласованная
с банком, осуществляющим расчетно-кассовое
обслуживание предприятия.
Платежный календарь
– это план рациональной организации
оперативной финансовой деятельности.
В этом плане
календарно взаимосвязаны все источники
поступления денежных средств с расходами
на осуществление предпринимательской
и некоммерческой деятельности.
Платежный календарь
используется для контроля за
платежеспособностью и кредитоспособностью.
Он разрабатывается прежде всего путем
уточнения и конкретизации планируемых
показателей очередного квартала и
разбивки этих показателей по месяцам.
В платежном календаре поступление денег
и денежные расходы должны быть
сбалансированы. Превышение поступления
денег над их расходом означает финансовую
устойчивость и платежеспособность
хозяйствующего субъекта, а превышение
планируемых расходов денег над их
поступлением означает ухудшение
финансового состояния хозяйствующего
субъекта. Период планирования определяется
предприятием самостоятельно с учетом
специфики деятельности и экономической
целесообразности. Этот период может
быть равен 1 мес., 15 дням, кварталу.
Все виды финансовых
планов в зависимости от периода их
действия подразделяется на перспективные,
текущие и оперативные.
Перспективные
финансовые планы разрабатываются на
длительный период (3, 5,10 лет). Они определяют
движение денежных средств на длительный
период с учетом долгосрочных вложений
и выгоды. Характеризуются крупнейшими
показателями, отражают основные источники
доходов и направления расходов.
Исходной базой
для их разработки являются:
1) оценка материальных
и финансовых ресурсов, состояние
производства, потребностей и возможностей
его расширения, конкурентоспособности
и возможностей его расширения,
конкурентоспособности выпускаемой
продукции, ее реализации исходя из
конъюнктуры рынка для прогнозирования
денежных поступлений на соответствующий
период.
2) укрупненные
нормативы (то есть ставки налогов,
обязательных отчислений в специальные
фонды) и нормативы, обосновывающие
наиболее рациональные пропорции в
распределении финансовых ресурсов.
Текущие финансовые
планы – это задания на текущий год,
которые детализируются на более короткие
периоды времени. В настоящее время
решающее место в управлении текущей
финансовой деятельностью отводится
годовым планам (особенно в условиях
высокой инфляции). Централизованные
финансовые планы в основном разрабатываются
на год с разбивкой по кварталам, и только
долгосрочные общегосударственные
программы должны учитывать источники
финансирования, расходы на весь период
действия проекта.
Во внутрифирменном
финансовом планировании задание
разрабатывается, как правило, на три
года. В текущем году показатели
конкретизируются по месяцам, во втором
году – по кварталам, а в третьем – носят
общий характер. Составляется на основе
следующих показателей:
производственных
заданий по объему производства;сметы затрат на
производство и реализацию продукции;сметы доходов и
расходов на содержание учреждений,
состоящих на балансе;плана капитальных
вложений, технического состояния
производства;бухгалтерских
отчетов и балансов за истекший период.
Важное место в
управлении финансовой деятельностью
предприятия имеют оперативные планы,
то есть кратковременные прогнозы
поступления доходов, возможности
покрытия текущих платежей (они составлялись
на 10, 5 или 1 день). Его цель – сбалансирование
поступлений с расходами и обеспечение
устойчивого положения предприятия. В
республике основным видом оперативного
финансового плана является платежный
календарь.
Взаимосвязанные
между собой во времени и пространстве
многочисленные финансовые планы
составляют системный финансовый план,
который развивается и совершенствуется
в соответствии с требованиями каждого
этапа развития.
3. Система финансовых планов предприятия
Финансовое
планирование в организациях включает
три основные подсистемы: перспективное,
текущее и оперативное финансовое
планирование. Каждой из этих подсистем
присущи определенные формы разрабатываемых
финансовых планов и периоды, на которые
эти планы разрабатываются:
Перспективное
финансовое планирование
определяет важнейшие показатели,
пропорции и темпы расширенного
воспроизводства, является главной
формой реализации целей организации.
В современных условиях охватывает
период времени от одного года до трех
(редко пяти) лет. Вместе с тем определение
периода финансового планирования
зависит от экономической стабильности
и степени предсказуемости объемов
поступлений финансовых ресурсов и
направлений их использования.
Перспективное
планирование включает разработку
финансовой стратегии предприятия и
прогнозирование его финансовой
деятельности.
Одним из плановых
документов, разрабатываемых организацией
в рамках перспективного планирования,
является бизнес-план.
В его разработке
принимают участие все основные структурные
подразделения организации, в том числе
финансовый отдел (департамент).
Разрабатывается он, как правило, на 3 –
5 лет и отражает все стороны производственной,
коммерческой и финансовой деятельности
организации.
Важнейшей частью
бизнес-плана является финансовый
план. Финансовый
план бизнес-плана включает ряд
разрабатываемых документов, в том числе:
прогноз объемов реализации; прогноз
доходов и расходов; прогноз денежных
поступлений и выплат; сводный баланс
активов и пассивов; план по источникам
и использованию средств; расчет точки
достижения безубыточности (самоокупаемости).
Текущее
планирование
финансовой деятельности организации
основывается на разработанной финансовой
стратегии и финансовой политике по
отдельным аспектам финансовой
деятельности. Данный вид планирования
заключается в разработке конкретных
видов текущих финансовых планов
(бюджетов), которые дают возможность
организации определить на предстоящий
период все источники финансирования
ее развития, сформировать структуру ее
доходов и затрат, обеспечить ее постоянную
платежеспособность, а также определить
структуру активов и капитала на конец
планируемого периода.
Текущий финансовый
план составляется на период, равный 1
году, с разбивкой по кварталам, так как
такой период времени соответствует
законодательным требованиям к отчетному
периоду. Рассматривается текущее
планирование как составная часть
перспективного плана и представляет
собой конкретизацию его показателей.
В то же время процесс текущего финансового
планирования осуществляется на
предприятии в тесной связи с процессом
планирования его операционной
деятельности.
В последнее время
организациями все чаще применяется
система бюджетного
планирования деятельности
структурных подразделений и организации
в целом, которая внедряется в целях
строгой экономии финансовых ресурсов,
сокращения непроизводительных расходов,
большей гибкости в управлении и контроля
за себестоимостью продукции, а также
для повышения точности плановых
показателей, исполнения требований
законов и контрактов.
Основными
преимуществами внедрения принципов
бюджетного планирования (бюджетирования)
являются:
– более рациональное
использование средств организации
благодаря своевременному планированию
совершаемых хозяйственных операций,
финансовых и материальных потоков и
систематический контроль над ними;
– годовое планирование
бюджетов структурных подразделений
даст более точные показатели размеров
и структуры затрат, чем перспективное
финансовое планирование, и соответственно
более точное плановое значение размера
прибыли;
– бюджетное
планирование позволит осуществить
режим строгой экономии финансовых
ресурсов организации, выявить и
минимизировать различные риски и др.
В процессе
бюджетирования разрабатывается основной
бюджет,
интегрирующий на уровне предприятия
бюджеты отдельных структурных
подразделений (центров финансовой
ответственности) в виде трех плановых
форм: бюджета доходов и расходов; бюджета
движения денежных средств; баланса.
Операционный
бюджет состоит
из бюджетов: продаж, производства,
производственных запасов, прямых затрат
на сырье и материалы, прямых затрат на
оплату труда, производственных
накладных расходов, управленческих
расходов, коммерческих расходов, доходов
и расходов (отчет о прибылях и убытках).
Финансовый бюджет
включает:
– инвестиционный
бюджет;
– бюджет движения
денежных средств;
– прогнозный
баланс.
Бюджеты разделяют
по различным признакам следующим
образом.
По широте номенклатуры
затрат разделяют бюджеты функциональный
и комплексный. Функциональный
бюджет разрабатывается,
как правило, по одной реже по двум статьям
затрат, например бюджет оплаты труда,
бюджет амортизации.
Комплексный
бюджет разрабатывается
по широкой номенклатуре затрат, например
бюджет административно-управленческих
расходов.
По методам разработки
различают стабильный (фиксированный)
и гибкий бюджеты. При этом стабильный
бюджет не
меняется в зависимости от изменения
объемов деятельности организации,
например бюджет расходов по обеспечению
охраны фирмы.
Гибкий бюджет
предусматривает
установление планируемых текущих или
капитальных затрат не в твердо фиксируемых
суммах, а в виде норматива расходов,
которые взаимоувязаны с объемными
показателями деятельности хозяйствующего
субъекта, например объем выпуска или
реализации продукции, объем
строительно-монтажных работ.
В целях осуществления
контроля за поступлением фактической
выручки на расчетный счет и расходованием
наличных финансовых ресурсов в организации
необходимо осуществлять оперативное
планирование, которое
дополняет текущее
Платежный
календарь –
это план
организации производственно-хозяйственной
деятельности предприятия, в котором
все источники денежных поступлений и
расходы взаимоувязаны и сбалансированы
по времени. Составляется календарь
обычно на квартал (месяц) с разбивкой
по месяцам и более мелким периодам
(декадам, пятидневкамПравильно
составленный платежный календарь
позволяет выявить финансовые ошибки.
На многих предприятиях
наряду с платежным календарем составляется
налоговый
календарь, в
котором указывается, когда и какие
налоги должно уплатить предприятие.
На предприятии
должен составляться кассовый
план –
план оборота
наличных денежных средств, отражающий
поступление и выплаты наличных денег
через кассу организации. Кассовый план
необходим для контроля за поступлением
и расходованием наличных средств.
Кассовый план должен представляться
всеми предпринимательскими фирмами за
45 дней до начала планируемого квартала
в коммерческий банк, с которым фирма
заключила договор о расчетно-кассовом
обслуживании.
Система финансовых планов и прогнозов, их взаимосвязь.
Основным продуктом
финансового планирования являются
финансовые планы.
Финансовый план
– особая форма плана, показатели которой
всегда отражаются в денежном выражении
и обосновывают движение финансовых
ресурсов на определенный период. Тем
самым финансовые планы обеспечивают
нормальную деятельность субъектов
хозяйствования, их непрерывное
функционирование.
Многообразие
задач, решаемых звеньями финансовой
системы, отдельными ведомствами,
предприятиями, организациями в области
финансов, вызывает существенное различие
в образовании, распределении финансовых
денежных средств и опосредующих их
финансовых отношений. Это, естественно,
находит отражение в разработке
многочисленных финансовых планов,
отличающихся по форме и содержанию. Для
приведения большого количества финансовых
планов, разрабатываемых на всех уровнях
управления, в определенную систему, их
целесообразно классифицировать по
многим признакам. В экономической
литературе они объединяются в две
основные группы: централизованные
(общегосударственные) и децентрализованные.
Централизованные
финансовые планы – обосновывают движение
общегосударственных финансовых ресурсов,
фиксируют перераспределительные
процессы, осуществляемые финансовыми
системами государства. По форме они
всегда являются сводными планами.
Централизованные финансовые планы
отличаются своим содержанием, объектом
и сферой движения ресурсов, методами
планирования и назначением. Централизованные
финансовые планы содержат следующие
существенные признаки:
объект –
общегосударственные ресурсы, формируемые
и распределяемые на макроуровне;охват – сфера
финансовой деятельности государства,
соответственно и его финансовые
взаимоотношения с участниками
воспроизводственного процесса и
образующиеся при этом стоимостные
пропорции;основная цель –
обоснование финансовой политики
государства на конкретный период,
базирующееся на определении его
финансовых возможностей удовлетворения
общегосударственных потребностей. Их
основные задания – намечают доходы и
расходы всех централизованных фондов
денежных средств, создаваемых на
макроуровне, определяют источники,
пути их формирования и использования.
Количество
централизованных планов, их формы,
содержание во многом зависит от построения
финансовой системы соответствующего
государства, а также от особенностей
перераспределительные процессов,
осуществляемых в конкретном периоде с
помощью финансов.
Важнейшим центральным
финансовым планом является ГБ.
Необходимость его разработки вызвана
потребностью определения источников
и объема денежных ресурсов государства
и их рационального распределения для
удовлетворения общегосударственных
потребностей.
Бюджет разрабатывается
в форме баланса, в котором планируется
все доходы и расходы на текущий период
в соответствии с программой экономического
и социального развития страны, ее
регионов. При этом особое внимание
уделяется полной аккумуляции источников
поступлений, рациональному распределению
бюджетных ассигнований и бездефицитному
сбалансированию бюджета.
Кроме бюджета,
составляются и другие централизованные
финансовые планы в виде финансового
обеспечения общегосударственных
программ, а также бюджетов централизованных
фондов. Их финансовые планы представляют
собой стоимостные балансы, определяющие
все поступления на текущий год и расходы.
Финансовый план соответствующих фондов
состоит из 2-х частей: доходы и расходы.
Например, в финансовом плане фонда
социальной защиты в доходах отражаются
остатки средств на начало года и все
поступления страховых взносов от
юридических и физических лиц, ассигнования
из республиканского бюджета (на выплату
пенсий и пособий военнослужащим и на
другие расходы в соответствии с
законодательством), средства от
инвестиционных вложений, операций с
ценными бумагами. В расходной части
планируется направление ресурсов на
выплату пенсий, пособий по социальному
страхованию, оздоровлению населения,
оказанию материальной помощи
нетрудоспособным гражданам.
Централизованные
финансовые планы различаются не только
по звеньям финансовой системы, но и по
уровню движения финансовых ресурсов:
общегосударственные или отдельных
регионов (местные).
Количество
децентрализованных финансовых планов
значительно больше и разнообразней по
форме и содержанию, чем централизованные.
Это финансовые планы многочисленных,
разнообразных по своей деятельности,
типу организации, методам управления
и финансирования предприятий, организаций,
учреждений, ведомств. Общность
децентрализованных финансовых планов
заключается в их способности обосновать
индивидуальный кругооборот денежных
средств конкретного субъекта
хозяйствования, Отсюда следует их особое
назначение – определенность доходов
и расходов данного объекта, финансовые
результаты его деятельности соответствующие
отношения, опосредующие движение
финансовых ресурсов.
В основу группировки
децентрализованных финансовых планов
могут быть положены разные признаки,
оказывающие воздействие на состав
доходов, расходов и методов их исчисления,
а также формирование финансовых
взаимоотношений с государством и всеми
участниками воспроизводственного
процесса.
По форме собственности,
различают финансовые планы: государственных,
арендных, кооперативных предприятий,
АО, СП, иностранных предприятий, частных
фирм, общественных организаций.
При некоторой
общности предприятий каждой из этих
групп финансовые планы отдельных
субъектов отличаются по форме и содержанию
в связи с отраслевыми особенностями,
спецификой производства, сферой
деятельности предприятия, его типа и
размера. Отрасль хозяйства, вид
деятельности, метод управления
(коммерческий расчет или бюджетное
финансирование) существенно влияют на
источники финансирования, состав,
структуру доходов и затрат. Поэтому
целесообразно их группировать по
отраслевому, ведомственному признаку,
по форме управления, а также видам
предприятий (объединения, концерны,
крупные, средние, малые предприятия).
Финансовые планы
бюджетных учреждений носят название
смет и определяют в основном их расходы,
а в случаях поступления дополнительных
источников доходов, разрабатываются
приходно-расходные планы, обосновывающие
все поступления и расходы по хозяйственной
деятельности предприятий и организаций,
работающие на коммерческом (хозяйственном)
расчете, составляют финансовые планы
в виде балансов “доходов и расходов”.
В их доходной части определяются:
прибыль, амортизация и другие поступления,
в расходах – затраты, производимые за
счет этих поступлений. Часть баланса
“взаимоотношения предприятий с бюджетом”
показывает платежи в бюджет и ассигнования
из бюджета (при их наличии).
При переходе к
рынку возросло значение внутрифирменного
планирования как решающего условия
эффективного управления деятельностью
предприятия. В настоящее время в РБ
многие фирмы, АО и др. предприятия стали
переходить на общемировые стандарты
в финансовом планировании. Финансовый
бизнес–план включает ряд таблиц и
балансов: прогноз реализации продукции,
таблицы доходов и затрат, баланс денежных
расходов и доходов.
Бизнес-план
представляет собой документ, отражающий
в концентрированной форме результат
планирования производственной,
инвестиционной и финансовой деятельности
хозяйствующего субъекта, анализирующий
проблемы, с которыми он может столкнуться
на рынке и определяющий способы их
решения.
Назначение
бизнес-плана определяется теми функциями,
которые выполняет этот документ как
инструмент прогнозирования результатов
бизнеса. Можно выделить 4 функции
бизнес-плана:
1) инструмент для
разработки стратегии бизнеса и концепции
его развития;
2) инструмент для
оценки нового направления хозяйственной
деятельности;
3) инструмент для
привлечения кредитов;
4) инструмент для
привлечения партнеров.
Содержание 1-ой
функции заключается в разработке новых
направлений развития предпринимательской
деятельности.
Содержанием 2-ой
функции является использование
бизнес-плана для анализа и контроля за
хозяйственной деятельностью предприятия.
В своей 3-ей функции
бизнес-план играет роль оценки
кредитоспособности хозяйствующего
субъекта. Главным фактором в решении
банком вопроса о предоставлении кредита
является бизнес-план. Банки требуют от
заемщика не столько обеспечение кредита
в форме поручительства, гарантии, залога,
страхования, сколько хорошо разработанной
концепции развития и стратегии бизнеса.
Выполняя 4-ую
функцию бизнес-план выступает как стимул
привлечения к новому бизнеса потенциальных
партнеров, которые имеют возможность
и желание вложить свой собственный
капитал в любой форме (деньги, имущество,
имущественные права, ноу-хау) в данный
вид предпринимательской деятельности.
На предприятии
составляются также следующие виды
финансовых планов: кредитный план,
кассовый план, платежный календарь.
Кредитный план
представляет собой план поступлений
кредитов и их погашения в намеченные
кредитным договором сроки. Пользование
кредитом является платным. Поэтому
сумма возврата кредита складывается
из основного долга и процентов по нему.
Кассовый план
представляет собой план оборота наличных
денег, проходящих через кассу хозяйствующего
субъекта. Финансовые службы предприятий
осуществляют контроль за движением
наличных денег, соблюдением кассовой
дисциплины. Своевременная выплата
зарплаты и других причитающихся
работникам сумм характеризуют состояние
финансовых отношений между предприятием
и его трудовым коллективом, его
платежеспособность.
Кассовый план
может быть истребован коммерческим
банком, осуществляющим рассетно0кассовое
обслуживание предприятий в целях
прогнозирования спроса на наличные
деньги. Банки самостоятельно решают
вопрос о необходимости получения
соответствующей информации от
обслуживаемой клиентуры.
Форма кассового
плана. Кассовый план составляется на
квартал. Он состоит из 4-ех разделов: в
первом указываются поступления наличных
денег в кассу, кроме средств, получаемых
в банке; во втором — расходы наличными
деньгами; в третьем — ФОТ и другие выплаты
на квартал; в четвертом – сроки и сумма
выплат наличными деньгами, согласованная
с банком, осуществляющим расчетно-кассовое
обслуживание предприятия.
Платежный календарь
– это план рациональной организации
оперативной финансовой деятельности.
В этом плане
календарно взаимосвязаны все источники
поступления денежных средств с расходами
на осуществление предпринимательской
и некоммерческой деятельности.
Платежный календарь
используется для контроля за
платежеспособностью и кредитоспособностью.
Он разрабатывается прежде всего путем
уточнения и конкретизации планируемых
показателей очередного квартала и
разбивки этих показателей по месяцам.
В платежном календаре поступление денег
и денежные расходы должны быть
сбалансированы. Превышение поступления
денег над их расходом означает финансовую
устойчивость и платежеспособность
хозяйствующего субъекта, а превышение
планируемых расходов денег над их
поступлением означает ухудшение
финансового состояния хозяйствующего
субъекта. Период планирования определяется
предприятием самостоятельно с учетом
специфики деятельности и экономической
целесообразности. Этот период может
быть равен 1 мес., 15 дням, кварталу.
Все виды финансовых
планов в зависимости от периода их
действия подразделяется на перспективные,
текущие и оперативные.
Перспективные
финансовые планы разрабатываются на
длительный период (3, 5,10 лет). Они определяют
движение денежных средств на длительный
период с учетом долгосрочных вложений
и выгоды. Характеризуются крупнейшими
показателями, отражают основные источники
доходов и направления расходов.
Исходной базой
для их разработки являются:
1) оценка материальных
и финансовых ресурсов, состояние
производства, потребностей и возможностей
его расширения, конкурентоспособности
и возможностей его расширения,
конкурентоспособности выпускаемой
продукции, ее реализации исходя из
конъюнктуры рынка для прогнозирования
денежных поступлений на соответствующий
период.
2) укрупненные
нормативы (то есть ставки налогов,
обязательных отчислений в специальные
фонды) и нормативы, обосновывающие
наиболее рациональные пропорции в
распределении финансовых ресурсов.
Текущие финансовые
планы – это задания на текущий год,
которые детализируются на более короткие
периоды времени. В настоящее время
решающее место в управлении текущей
финансовой деятельностью отводится
годовым планам (особенно в условиях
высокой инфляции). Централизованные
финансовые планы в основном разрабатываются
на год с разбивкой по кварталам, и только
долгосрочные общегосударственные
программы должны учитывать источники
финансирования, расходы на весь период
действия проекта.
Во внутрифирменном
финансовом планировании задание
разрабатывается, как правило, на три
года. В текущем году показатели
конкретизируются по месяцам, во втором
году – по кварталам, а в третьем – носят
общий характер. Составляется на основе
следующих показателей:
производственных
заданий по объему производства;сметы затрат на
производство и реализацию продукции;сметы доходов и
расходов на содержание учреждений,
состоящих на балансе;плана капитальных
вложений, технического состояния
производства;бухгалтерских
отчетов и балансов за истекший период.
Важное место в
управлении финансовой деятельностью
предприятия имеют оперативные планы,
то есть кратковременные прогнозы
поступления доходов, возможности
покрытия текущих платежей (они составлялись
на 10, 5 или 1 день). Его цель – сбалансирование
поступлений с расходами и обеспечение
устойчивого положения предприятия. В
республике основным видом оперативного
финансового плана является платежный
календарь.
Взаимосвязанные
между собой во времени и пространстве
многочисленные финансовые планы
составляют системный финансовый план,
который развивается и совершенствуется
в соответствии с требованиями каждого
этапа развития.
32. Сущность и виды финансового планирования. Система финансовых планов (бюджетирование)
Финансовое
планирование на предприятии
– это планирование всех доходов и
направления расходов ден.средств для
обеспечения развития предприятия. Оно
осуществляется посредством составления
финансового плана. Выделяют перспективные,
текущие и оперативные фин.планы. Сочетание
перспективного и текущего планирования
представляет собой бизнес-план,
который разрабатывается от 3-х до 5-ти
лет. Он необходим для разработки стратегии
финансирования и привлечение конкретного
инвестора на определённых условиях для
создания новых предприятий или
финансирования новых производственных
программ. Составление бизнес-плана
способствует внутреннему управлению
предприятием, т.к. он разрабатывается
на основе построения целей, способствует
их реализации, увязки финансовых,
материальных, трудовых ресурсов. Это
заставляет менеджеров анализировать
и прогнозировать ситуацию, изучать
возможности фирмы, что позволяет
принимать более квалифицированные
решения. Основная часть бизнес-плана
имеет организационный и производственный
характер. Данные разделы дают информацию
о продукции, планируемой к производству,
её качествах, дизайне, упаковке,
организации сбыта, примерной цене
продажи, затратах на производство. В
состав бизнес-плана входит детально
разработанный план производства и
маркетинговых исследований. Юридические
план
используется для решения проблем
финансовой обеспеченности нового
предприятия, где определяется его форма
собственности и вид деятельности.
Завершающая часть бизнес-плана –
финансовый
план, где
отражаются данные об объёмах продаж,
общей прибыли, объёме инвестиций,
использовании собственных средств,
срок окупаемости вложений, издержки
производства и обращения, процентные
отношения доходов и расходов. Прогноз
объёма продаж составляется на 3-ри года
по конкретному виду продукции: 1-й год
– помесячно, 2-й – поквартально, 3-й – в
целом на год. Баланс доходов и расходов
по конкретному виду продукции составляется
для сопоставления выручки от реализации
продукции и затрат на её производство
во временном разрезе. В состав фин.плана
входит план доходов и расходов, баланс
активов и пассивов фирмы. План
доходов
включает: Остаток ден.средств на начало
периода в кассе и на счетах; поступление
средств; всего наличных средств, издержки;
итого расходов, общий доход. План
расходов:
весь капитал; доходы до уплаты налогов;
приобретенные активы; выплаты по займам;
резервы; организационные и прочие
расходы; итого. Баланс активов и пассивов
составляется для оценки в какие виды
активов направлять ден.средства и за
счет каких пассивов предполагается
финансировать приобретение или создание
этих активов.
В
настоящее время финансовый контроль в
РФ осуществляется в нескольких формах:
1)Государственный
контроль (по уровню власти). По линии
законодательной (представительной)
власти высшим органом финансового
контроля является Счётная
Палата Федерального Собрания РФ.
В обязанности Счётной Палаты входит
организация, контроль за своевременным
исполнением доходной и расходной части
бюджета – как федерального бюджета,
так и по формам бюджета в федерации.
Осуществляемый Счётной Палатой контроль
распространяется на все государственные
органы и учреждения, предприятия РФ, а
также на предприятия, которые в своей
деятельности используют бюджетные
средства. Контроль, осуществляемый
Счётной Палатой проводится как по линии
исполнения бюджета РФ в целом, так и по
территории РФ, особенной, что касается
средств, выделенных территориями на
финансирование целевых мероприятий.
Состав Счётной
Палаты и её руководства утверждается
Федеральным Собранием, а также планы,
работы и отчёты Счётной Палаты. Материалы
проверок Счётная Палата предоставляет
в Администрацию Президента и в Генеральную
Прокуратуру РФ. Счётная Палата является
законотворческим органом в сфере
подготовки актов, осуществляемых
аудиторской деятельностью в РФ.
2)По линии других
ветвей власти формами контроля наделены:
Министерство Финансов РФ; Министерство
по налогам и сборам РФ; Федеральная
служба по валютному и экспортному
контролю; Государственный таможенный
комитет; Министерство государственного
имущества;
Министерство
Финансов РФ
– обеспечивает на территории РФ единство
бюджетной политики, а также единство
налоговой, валютной политики и осуществляет
контролирующую и координирующую
деятельность всех служб и организаций,
созданных при Правительстве РФ, а также
органов власти по территории РФ. МинФин
создаёт специальные департаменты,
осуществляющие руководство бухгалтерским
учётом и отчётности, налоговой политики,
порядок продажи и использования валютной
выручки, департаменты по лицензированию
банковской, страховой, фондовой
аудиторской деятельности и другие. При
МинФине создан Центр
Аттестационной комиссии
на осуществление обучения и выдачи
сертификатов лицам на различные виды
финансовой деятельности или финансового
контроля. Министерство
по налогам и сборам РФ
– обеспечивает формирование доходной
части федеральных и региональных
бюджетов. На него возложен финансовый
контроль за правильность определения
налогооблагаемой базы по различным
видам налогов, своевременность их
взыскания, контроль за органами налогового
учёта по юридическим и физическим лицам.
Государственный
таможенный комитет
– обеспечивает исполнение законов по
импортно-экспортным операциям, а также
контроль за сбором и исчислением
таможенных пошлин, движением валюты
через границу, культовых ценностей, за
исполнением ограничений на ввоз и вывоз
различной продукции и сырья. Министерство
государственного имущества
– занимается размещением государственного
имущества по предприятиям, сбором
дивидендов за пользование данным
имуществом, устанавливает правила
приватизации государственного имущества,
проводит торги и размещает государственное
имущество в хозяйственных субъектах
через конкурсы, устанавливает тарифы
за аренду государственного имущества,
определяет попеременную плату, квоты
на лов рыбы, вывоз редкоземельных
элементов и т.д.
3)Президентский
контроль (при Администрации президента
РФ). Главное контролирующее учреждение
– Администрация
Президента РФ,
которая занимается финансовым контролем
за исполнением решений Правительства
через бюджеты РФ, а также за использованием
выделенных средств из президентских
фондов (социально-культурные фонды).
Отсутствие в настоящее время
внутриведомственного контроля
предполагает создание хорошо отлаженной
системы аудиторской службы по РФ.
Бюджетным кодексом РФ предусматривается
организация обязательных ведомств
контроля, коммерческих банков и других
хозяйственных субъектов.
В
соответствии с действующим законодательством
в настоящее время действуют следующие
стандарты: 1)Планирование аудита;
2)Изучение и оценка систем бухгалтерского
учёта и внутреннего контроля; 3)Аудиторская
выборка; 4)Аудиторские доказательства;
5)Действия аудитора при выявлении
искажений в бухгалтерской отчётности;
6)Документирование аудита; 7)Разъяснение,
представленных документов руководством
проверяемого экономического субъекта;
8)Порядок составления аудиторского
заключения по бухгалтерской отчётности;
9)Внутрифирменный контроль качества
аудита.
Формирование
бюджета – это процесс, формирования
финансовых показателей деятельности
предприятия. Техника составления бюджета
предусматривает 9-11 шагов, последовательность
формирования бюджета определяется
руководителем предприятия: 1)Бюджет
продаж
составляется с учетом: уровня спроса
на продукцию предприятия, географию
сбыта, категории покупателей, сезонных
факторов и прочих аналогичных факторов.
Бюджет продаж должен отражать квартальный
или месячный объем продаж в натуральных
и стоимостных показателях. Цены на
продукцию должны планироваться с учетом
ожидаемой инфляции. Бюджет продаж
включает в себя ожидаемый денежный
поток от продаж, который в дальнейшем
будет включен в доходную часть бюджета
потока денежных средств. 2) Расчет
коммерческих расходов
должен соотносится с объемом продаж.
Он производится по группам расходов,
учитывая типы продукции, типы покупателей,
географию сбыта, вид торговли (реализации).
Большую часть коммерческих расходов
составляют затраты на продвижение
товаров на рынок, рекламу, транспортировку.
3) Бюджет
производства
– представляет собой план выпуска
продукции в натуральных показателях,
составляется исходя из бюджета продаж.
При его составлении необходимо учитывать
производственные мощности, увеличение
или уменьшение запасов, величину внешних
закупок и др. 4) Бюджет
производственных запасов
– включает информацию, необходимую для
подготовки двух заключительных финансовых
документов основного бюджета: прогноза
о прибылях и убытках – в частности
подготовки данных о производственной
себестоимости реализованной продукции;
прогноза балансового отчета – в части
подготовки данных по оборотным средствам
(сырье, материалы и др.) на конец
планируемого периода. 5) Бюджет
прямых затрат на материалы
– формируется исходя из объема закупок
сырья и материалов, из ожидаемого объема
их использования и предполагаемого
уровня запасов. 6) Бюджет
прямых затрат на оплату труда
– зависит от вида продукции, трудоемкости
изготовления и расценок на оплату труда
за один час работы. На предприятиях, где
существуют разные формы оплаты труда,
выделяют финансовую и сдельную части
оплаты труда. 7)Бюджет
общепроизводственных накладных расходов
– включает все затраты, связанные с
производством продукции, за исключением
затрат на материалы и прямых затрат на
оплату труда. 8) Бюджет
управленческих расходов
включает в себя затраты на содержание
управленческих отделов ( отдел кадров,
АСУ, юридический отдел, плановый отдел
и т.д. ), освещение, отопление офисов,
сооружений производственного назначения,
услуг связи и т.п. 9)Отчет
(прогноз) о прибылях и убытках
– первый из итоговых документов основного
бюджета, показывающий, какой доход
должно заработать предприятие и какие
затраты понести. 10) Балансовый
отчет
(прогнозный) показывает, какими средствами
финансирования предприятие обладает,
как они используются, и характеризует
финансовое состояние предприятия на
конкретную дату. 11) Составление
бюджета
потока
денежных
средств
– его основа – составленные бюджеты и
в первую очередь прогноз объема продаж.
2. Значение и задачи финансового планирования и прогнозирование. Система финансовых планов организации.
Успешное
ведение хозяйственной деятельности в
организации во многом зависит от
предварительного моделирования движения
финансовых ресурсов, формирования,
распределения фондов денежных средств
. Такой процесс требует создания и
осуществления комплексной системы
взаимоувязанных заданий и показателей,
которые определяли бы порядок применения
различных методов в мобилизации денежных
ресурсов. Обоснование финансовых
показателей , намечаемых финансовых
проектов, результативности многих
хозяйственных решений осуществляется
в процессе финансового планирования и
финансового прогнозирования.
Прогнозирование предшествует планированию
и осуществляет оценку множества
вариантов. В ходе финансового планирования
конкретизируются намечаемые финансовые
прогнозы, определяются конкретные пути
, показатели , взаимоувязанные задачи,
последовательность и методы их реализации.
Финансовое
планирование и прогнозирование это
научный процесс обоснования на
определенный период порядка и сроков
движения финансовых ресурсов и
соответствующих финансовых отношений.
Финансовое планирование – планомерное
управление процессами движения денежных
средств, формирования. распределения
и перераспределения финансовыхресурсов
на макро- и микроуровне. Объектом
финансового планирования выступает
финансовая деятельность хозяйствующего
субъекта. Объектом могут выступать
отдельные финансовые операции или
несколько таких операций. В условиях
рынка организации сами заинтересованы
в том, чтобы реально представлять свое
финансовое положение сегодня и на
перспективу. Это необходимо :
—
во-первых, для того, чтобы преуспеть в
хозяйственной деятельности ;
—
во — вторых, чтобы своевременно выполнять
обязательства перед бюджетом, внебюджетными
фондами, банками и другими кредиторами
и тем самым защищать себя от финансовых
санкций , снижать риск банкротства.
Основными
задачами финансового планирования в
организации являются :
—
обоснование финансовой стратегии,
прогнозирование оптимальных пропорций
в распределении финансовых ресурсов
на внутрихозяйственные текущие нужды,
техническое перевооружение и расширение
производства, социальные потребности
работников ;
—
выявление резервов и мобилизация
ресурсов в целях эффективного использования
разнообразных доходов организации ;
—
определение объема предполагаемых
поступлений ( по видам деятельности)
денежных средств, исходя из объема
производства, реализации товаров и
услуг, конъюнктуры рынка ;
—
достижение сбалансированности финансовых
возможностей (поступление средств) с
обязательствами (расходами) для
обеспечения платежеспособности,
устойчивости финансового положения
организации ;
—
обоснование необходимых затрат ( по
видам деятельности и расходам ) ;
—
соблюдение интересов акционеров и
инвесторов ;
—
определение взаимоотношений с бюджетом,
внебюджетными фондами,
работниками
организации ;
—
оптимизация налоговой нагрузки ;
—
контроль за финансовым состоянием
организации .
Системы
финансового планирования
Финансовое
планирование на предприятии базируется
на использовании трех основных его
систем, каждой из которых присущи
определенный период и свои формы
реализации (табл.1.). Все системы финансового
планирования находятся во взаимосвязи
и реализуются в определенной
последовательности. Первоначальным
исходным этапом планирования является
прогнозирование основных направлений
и целевых параметров финансовой
деятельности путем разработки общей
финансовой стратегии предприятия,
которая призвана определять задачи и
параметры текущего финансового
планирования. В свою очередь, текущее
финансовое планирование создает основу
для разработки и доведения до
непосредственных исполнителей оперативных
бюджетов по всем основным аспектам
финансовой деятельности предприятия.
Таблица
.1.
Системы
финансового планирования и формы
реализации его результатов на предприятии
Системы | Формы | Период |
Прогнозирование финансовой | Разработка | До |
Текущее | Разработка | 1 |
Оперативное планирование финансовой | Разработка | Месяц, |
Система
прогнозирования финансовой деятельности
является
наиболее
сложной среди рассматриваемых систем
финансового планирования и требует для
своей реализации высокой квалификации
исполнителей. На каждом конкретном
предприятии система финансового
прогнозирования базируется на определенных
основополагающих
принципах
осуществления финансовой деятельности
предприятия,
определяемых
его «миссией», финансовым менталитетом
его учредителей и менеджеров.
Прогнозирование
финансовой деятельности направлено,
прежде
всего,
на разработку финансовой стратегии
предприятия как системы
долгосрочных
целей финансовой деятельности предприятия,
определяемых его финансовой идеологией,
и наиболее эффективных путей их
достижения. Являясь частью общей
стратегии экономического развития
предприятия, финансовая стратегия носит
по отношению к ней подчиненный характер
и должна согласовываться с ее целями и
направлениями. Вместе с тем, финансовая
стратегия сама оказывает существенное
влияние на формирование общей стратегии
экономического развития предприятия.
Это связано с тем, что основная цель
общей стратегии – обеспечение высоких
темпов экономического развития и
повышение конкурентной позиции
предприятия – связана с тенденциями
развития соответствующего товарного
рынка (потребительского или факторов
производства). Если тенденции развития
товарного и финансового рынков не
совпадают, может возникнуть ситуация,
когда цели общей стратегии развития
предприятия не могут быть реализованы
в связи с финансовыми ограничениями. В
этом случае финансовая стратегия вносит
определенные коррективы в общую стратегию
развития предприятия.
Процесс
формирования финансовой стратегии
предприятия осуществляется по следующим
этапам.
Определение
общего периода формирования финансовой
стратегии. Этот период зависит от ряда
условий. Главным условием его определения
является продолжительность периода,
принятого для формирования общей
стратегии развития предприятия: так
как финансовая стратегия носит по
отношению к ней подчиненный характер,
она не может выходить за пределы этого
периода (более короткий период формирования
финансовой стратегии допустим). Важным
условием определения периода формирования
финансовой стратегии предприятия,
является предсказуемость развития
экономики в целом и конъюнктуры тех
сегментов финансового рынка, с которыми
связана предстоящая финансовая
деятельность предприятия. В условиях
нестабильного развития экономики страны
этот период не может быть слишком
продолжительным и в среднем должен
определяться рамками трех лет. Условиями
определения периода формирования
финансовой стратегии являются также
отраслевая принадлежность предприятия,
его размер, стадия жизненного цикла и
др.
Исследование
факторов внешней финансовой среды и
конъюнктуры финансового рынка
предопределяет изучение экономикоправовых
условий финансовой деятельности
предприятия и возможного их изменения
в предстоящем периоде. Кроме того, на
этом этапе разработки финансовой
стратегии анализируется конъюнктура
финансового рынка и факторы ее
определяющие, а также разрабатывается
прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных
сегментов этого рынка, связанных с
предстоящей финансовой деятельностью
предприятия.
Формирование
стратегических целей финансовой
деятельности предприятия. Главной целью
этой деятельности может являться
повышение уровня благосостояния
собственников предприятия и максимизация
его рыночной стоимости. Вместе с тем,
эта главная цель требует определенной
конкретизации с учетом задач и особенностей
предстоящего финансового развития
предприятия. Система стратегических
целей должна обеспечивать формирование
достаточного объема собственных
финансовых ресурсов и высокорентабельное
использование собственного капитала;
оптимизацию структуры активов и
используемого капитала; приемлемый
уровень финансовых рисков в процессе
осуществления предстоящей хозяйственной
деятельности и т. п. Систему стратегических
целей финансового развития следует
формулировать четко и кратко, отражая
каждую из целей в конкретных показателях
– целевых стратегических нормативах.
В
качестве таких целевых стратегических
нормативов по отдельным аспектам
финансовой деятельности предприятия
могут быть установлены:
—
среднегодовой темп роста собственных
финансовых ресурсов, формируемых из
внутренних источников;
—
минимальная доля собственного капитала
в общем объеме используемого капитала
предприятия;
—
коэффициент рентабельности собственного
капитала предприятия;
—
соотношение оборотных и внеоборотных
активов предприятия;
—
минимальный уровень денежных активов,
обеспечивающих текущую платежеспособность
предприятия;
—
минимальный уровень самофинансирования
инвестиций;
—
предельный уровень финансовых рисков
в разрезе основных направлений
хозяйственной деятельности предприятия.
Конкретизация
целевых показателей финансовой стратегии
по периодам ее реализации обеспечивает
динамичность представления системы
целевых стратегических нормативов
финансовой деятельности, а также их
внешнюю и внутреннюю синхронизацию во
времени. Внешняя синхронизация
предусматривает согласование во времени
реализации разработанных показателей
финансовой стратегии с показателями
общей стратегии развития предприятия,
а также с прогнозируемыми изменениями
конъюнктуры финансового рынка. Внутренняя
синхронизация предусматривает
согласование во времени всех целевых
стратегических нормативов финансовой
деятельности между собой.
Система
текущего планирования финансовой
деятельности базируется на разработанной
финансовой стратегии и финансовой
политике по отдельным аспектам финансовой
деятельности. Это планирование состоит
в разработке конкретных видов текущих
финансовых планов, которые позволяют
определить на предстоящий период все
источники финансирования развития
предприятия, сформировать структуру
его доходов и затрат, обеспечить
постоянную платежеспособность
предприятия, предопределить структуру
его активов и капитала на конец
планируемого периода. Текущие планы
финансовой деятельности разрабатываются
на предстоящий год с разбивкой по
кварталам.
Исходными
предпосылками для разработки текущих
финансовых планов предприятия являются:
—
финансовая стратегия предприятия и
целевые стратегические нормативы по
основным направлениям финансовой
деятельности на предстоящий период;
—
финансовая политика по отдельным
аспектам финансовой деятельности
предприятия;
—
планируемые объемы производства и
реализации продукции и другие экономические
показатели операционной деятельности
предприятия;
—
система разработанных на предприятии
норм и нормативов затрат отдельных
ресурсов;
—
действующая система ставок налоговых
платежей;
—
действующая система норм амортизационных
отчислений;
—
средние ставки кредитного и депозитного
процентов на финансовом рынке;
—
результаты финансового анализа за
предшествующий период.
Основными
видами текущих финансовых планов,
разрабатываемых на предприятии, являются:
план доходов и расходов по операционной
деятельности; план доходов и расходов
по инвестиционной деятельности; план
поступления и расходования денежных
средств; балансовый план.
В
рыночных условиях нет единых требований
относительно содержания, формы и видов
финансовых планов, которые разрабатывают
предприятия. Поэтому на каждом из них
могут быть свои особенности в финансовом
планировании. Но к наиболее распространенных
видов финансовых планов можно
отнести: прогноз (план) финансовых
результатов; плановый баланс;
баланс
доходов и расходов; план денежных
потоков (cash-flow) платежный календарь.
При
разработке первых двух видов планов
используется прямо пропорциональная
зависимость практически всех переменных
затрат и большей части текущих активов
и текущих обязательств от выручки. Рост
объемов продаж приводит к увеличению
активов, поскольку для наращивания
производства и сбыта требуются
дополнительные денежные средства на
образование запасов, расширение мощностей
и др.. Активная сбытовая политика
увеличивает дебиторскую задолженность,
так как предприятия предоставляют
отсрочки платежей своим клиентам. В
свою очередь, увеличение активов вызывает
увеличение обязательств по оплате за
поставленные материалы, сырье. Таким
образом, растет кредиторская задолженность.
Увеличение доходов приводит к росту
доходов и налогов.
Прогноз
(план) финансовых результатов базируется
на прогнозе выручки от реализации
продукции, услуг, доходов от внереализационных
операций, сумм расходов на производство
и реализацию продукции, затрат на
внереализационные операции и
общехозяйственных расходов. Важным
моментом финансового прогнозирования
является определение тенденций изменения
затрат по предприятию в зависимости от
изменений объемов производства.
Одновременно проводится прогнозный
анализ прибыли с целью определения
безубыточного объема производства и
продажи, установки желаемого объема
прибыли, запаса финансовой прочности.
Предприятие может иметь несколько
вариантов плана финансовых результатов,
которые будут ориентированы на изменение
ситуации. Например, альтернативные
варианты могут разрабатываться в
зависимости от изменения цен, динамики
объема продаж, динамики переменных и
постоянных издержек.
Плановый
баланс разрабатывается с целью выявления
изменений в структуре активов и капитала.
Таким образом можно оценить
платежеспособность, финансовую
устойчивость предприятия в перспективе.
Поскольку плановый баланс отражает
финансовое положение на конец планового
периода, то в случае получения
неудовлетворительных показателей
необходимо корректировать бизнес-план
в целом. Этот процесс будет продолжаться
до тех пор, пока не будет достигнуто
ожидаемого результата. Можно сделать
вывод, что плановый баланс — это важный
документ, который фиксирует качество
всей предыдущей плановой роботи.
Перечень
статей баланса может в той или иной
степени детализировать форму баланса.
Это зависит от особенностей деятельности
и заинтересованности преприятий.
Финансовый
план в форме баланса доходов и расходов
наиболее распространенный в плановой
практике. Основная задача этого плана
— определить все доходы и поступления
средств и все расходы и отчисления. А
потом на этой основе определяется или
дефицит финансовых ресурсов, или их
избыток. В первом случае предприятие
разрабатывает мероприятия по поиску
источников финансирования, а во втором
— пополняет резервы. К балансу доходов
и расходов разрабатывается вспомогательный
документ — проверочная таблица. Основное
назначение этой таблицы — связать
запланированные расходы с конкретными
источниками финансирования.
Каждый
из планов, которые рассматриваются в
этом разделе, отражает тот или иной
финансовый аспект производственно-хозяйственной
деятельности предприятия. В разных
вариациях эти плановые документы
применяются в практике управленческой
работы.
В
зарубежных корпорациях обобщающим
плановым документом, который связывает
план производства продукции,
организационно-технического развития,
сбыта с финансовым обеспечением их
выполнения, является бюджет. Бюджет
корпорации определяется как план,
охватывающий все аспекты хозяйственных
операций на предстоящий период, и
является официальным изложением политики
фирмы, ее целей, установленных высшим
руководством.
В
типовой фирме разрабатывается много
видов бюджетов, которые можно объединить
в четыре основные группы:
смету
доходов и расходов;
смета
капитальных затрат;
кассовый
бюджет;
балансовый
кошторис.
Смета
доходов и расходов отражает запланированные
доходы и эксплуатационные и другие
расходы. Последние могут быть самыми
разнообразными и зависят от принципов
классификации расходов. Смета доходов
и расходов в отличие от баланса доходов
и расходов включает доходы от реализации
продукции и прочие доходы и предусматривает
покрытие всех расходов, связанных с
производством продукции и другими
операциями. Смета капитальных затрат
отражает капитальные затраты на
реконструкцию и развитие, машины и
оборудование, на пополнение
товарно-материальных запасов и т.д.. Как
в долгосрочном, так и в краткосрочном
планировании такие сметы регламентирующих
направления использования инвестиций.
Кассовый
бюджет — это прогноз поступления денежных
средств, с которыми сопоставляются
фактические денежные операции. Аналогом
кассового бюджета у нас есть план
денежных потоков и платежный календарь.
32. Сущность и виды финансового планирования. Система финансовых планов (бюджетирование)
Финансовое
планирование на предприятии
– это планирование всех доходов и
направления расходов ден.средств для
обеспечения развития предприятия. Оно
осуществляется посредством составления
финансового плана. Выделяют перспективные,
текущие и оперативные фин.планы. Сочетание
перспективного и текущего планирования
представляет собой бизнес-план,
который разрабатывается от 3-х до 5-ти
лет. Он необходим для разработки стратегии
финансирования и привлечение конкретного
инвестора на определённых условиях для
создания новых предприятий или
финансирования новых производственных
программ. Составление бизнес-плана
способствует внутреннему управлению
предприятием, т.к. он разрабатывается
на основе построения целей, способствует
их реализации, увязки финансовых,
материальных, трудовых ресурсов. Это
заставляет менеджеров анализировать
и прогнозировать ситуацию, изучать
возможности фирмы, что позволяет
принимать более квалифицированные
решения. Основная часть бизнес-плана
имеет организационный и производственный
характер. Данные разделы дают информацию
о продукции, планируемой к производству,
её качествах, дизайне, упаковке,
организации сбыта, примерной цене
продажи, затратах на производство. В
состав бизнес-плана входит детально
разработанный план производства и
маркетинговых исследований. Юридические
план
используется для решения проблем
финансовой обеспеченности нового
предприятия, где определяется его форма
собственности и вид деятельности.
Завершающая часть бизнес-плана –
финансовый
план, где
отражаются данные об объёмах продаж,
общей прибыли, объёме инвестиций,
использовании собственных средств,
срок окупаемости вложений, издержки
производства и обращения, процентные
отношения доходов и расходов. Прогноз
объёма продаж составляется на 3-ри года
по конкретному виду продукции: 1-й год
– помесячно, 2-й – поквартально, 3-й – в
целом на год. Баланс доходов и расходов
по конкретному виду продукции составляется
для сопоставления выручки от реализации
продукции и затрат на её производство
во временном разрезе. В состав фин.плана
входит план доходов и расходов, баланс
активов и пассивов фирмы. План
доходов
включает: Остаток ден.средств на начало
периода в кассе и на счетах; поступление
средств; всего наличных средств, издержки;
итого расходов, общий доход. План
расходов:
весь капитал; доходы до уплаты налогов;
приобретенные активы; выплаты по займам;
резервы; организационные и прочие
расходы; итого. Баланс активов и пассивов
составляется для оценки в какие виды
активов направлять ден.средства и за
счет каких пассивов предполагается
финансировать приобретение или создание
этих активов.
В
настоящее время финансовый контроль в
РФ осуществляется в нескольких формах:
1)Государственный
контроль (по уровню власти). По линии
законодательной (представительной)
власти высшим органом финансового
контроля является Счётная
Палата Федерального Собрания РФ.
В обязанности Счётной Палаты входит
организация, контроль за своевременным
исполнением доходной и расходной части
бюджета – как федерального бюджета,
так и по формам бюджета в федерации.
Осуществляемый Счётной Палатой контроль
распространяется на все государственные
органы и учреждения, предприятия РФ, а
также на предприятия, которые в своей
деятельности используют бюджетные
средства. Контроль, осуществляемый
Счётной Палатой проводится как по линии
исполнения бюджета РФ в целом, так и по
территории РФ, особенной, что касается
средств, выделенных территориями на
финансирование целевых мероприятий.
Состав Счётной
Палаты и её руководства утверждается
Федеральным Собранием, а также планы,
работы и отчёты Счётной Палаты. Материалы
проверок Счётная Палата предоставляет
в Администрацию Президента и в Генеральную
Прокуратуру РФ. Счётная Палата является
законотворческим органом в сфере
подготовки актов, осуществляемых
аудиторской деятельностью в РФ.
2)По линии других
ветвей власти формами контроля наделены:
Министерство Финансов РФ; Министерство
по налогам и сборам РФ; Федеральная
служба по валютному и экспортному
контролю; Государственный таможенный
комитет; Министерство государственного
имущества;
Министерство
Финансов РФ
– обеспечивает на территории РФ единство
бюджетной политики, а также единство
налоговой, валютной политики и осуществляет
контролирующую и координирующую
деятельность всех служб и организаций,
созданных при Правительстве РФ, а также
органов власти по территории РФ. МинФин
создаёт специальные департаменты,
осуществляющие руководство бухгалтерским
учётом и отчётности, налоговой политики,
порядок продажи и использования валютной
выручки, департаменты по лицензированию
банковской, страховой, фондовой
аудиторской деятельности и другие. При
МинФине создан Центр
Аттестационной комиссии
на осуществление обучения и выдачи
сертификатов лицам на различные виды
финансовой деятельности или финансового
контроля. Министерство
по налогам и сборам РФ
– обеспечивает формирование доходной
части федеральных и региональных
бюджетов. На него возложен финансовый
контроль за правильность определения
налогооблагаемой базы по различным
видам налогов, своевременность их
взыскания, контроль за органами налогового
учёта по юридическим и физическим лицам.
Государственный
таможенный комитет
– обеспечивает исполнение законов по
импортно-экспортным операциям, а также
контроль за сбором и исчислением
таможенных пошлин, движением валюты
через границу, культовых ценностей, за
исполнением ограничений на ввоз и вывоз
различной продукции и сырья. Министерство
государственного имущества
– занимается размещением государственного
имущества по предприятиям, сбором
дивидендов за пользование данным
имуществом, устанавливает правила
приватизации государственного имущества,
проводит торги и размещает государственное
имущество в хозяйственных субъектах
через конкурсы, устанавливает тарифы
за аренду государственного имущества,
определяет попеременную плату, квоты
на лов рыбы, вывоз редкоземельных
элементов и т.д.
3)Президентский
контроль (при Администрации президента
РФ). Главное контролирующее учреждение
– Администрация
Президента РФ,
которая занимается финансовым контролем
за исполнением решений Правительства
через бюджеты РФ, а также за использованием
выделенных средств из президентских
фондов (социально-культурные фонды).
Отсутствие в настоящее время
внутриведомственного контроля
предполагает создание хорошо отлаженной
системы аудиторской службы по РФ.
Бюджетным кодексом РФ предусматривается
организация обязательных ведомств
контроля, коммерческих банков и других
хозяйственных субъектов.
В
соответствии с действующим законодательством
в настоящее время действуют следующие
стандарты: 1)Планирование аудита;
2)Изучение и оценка систем бухгалтерского
учёта и внутреннего контроля; 3)Аудиторская
выборка; 4)Аудиторские доказательства;
5)Действия аудитора при выявлении
искажений в бухгалтерской отчётности;
6)Документирование аудита; 7)Разъяснение,
представленных документов руководством
проверяемого экономического субъекта;
8)Порядок составления аудиторского
заключения по бухгалтерской отчётности;
9)Внутрифирменный контроль качества
аудита.
Формирование
бюджета – это процесс, формирования
финансовых показателей деятельности
предприятия. Техника составления бюджета
предусматривает 9-11 шагов, последовательность
формирования бюджета определяется
руководителем предприятия: 1)Бюджет
продаж
составляется с учетом: уровня спроса
на продукцию предприятия, географию
сбыта, категории покупателей, сезонных
факторов и прочих аналогичных факторов.
Бюджет продаж должен отражать квартальный
или месячный объем продаж в натуральных
и стоимостных показателях. Цены на
продукцию должны планироваться с учетом
ожидаемой инфляции. Бюджет продаж
включает в себя ожидаемый денежный
поток от продаж, который в дальнейшем
будет включен в доходную часть бюджета
потока денежных средств. 2) Расчет
коммерческих расходов
должен соотносится с объемом продаж.
Он производится по группам расходов,
учитывая типы продукции, типы покупателей,
географию сбыта, вид торговли (реализации).
Большую часть коммерческих расходов
составляют затраты на продвижение
товаров на рынок, рекламу, транспортировку.
3) Бюджет
производства
– представляет собой план выпуска
продукции в натуральных показателях,
составляется исходя из бюджета продаж.
При его составлении необходимо учитывать
производственные мощности, увеличение
или уменьшение запасов, величину внешних
закупок и др. 4) Бюджет
производственных запасов
– включает информацию, необходимую для
подготовки двух заключительных финансовых
документов основного бюджета: прогноза
о прибылях и убытках – в частности
подготовки данных о производственной
себестоимости реализованной продукции;
прогноза балансового отчета – в части
подготовки данных по оборотным средствам
(сырье, материалы и др.) на конец
планируемого периода. 5) Бюджет
прямых затрат на материалы
– формируется исходя из объема закупок
сырья и материалов, из ожидаемого объема
их использования и предполагаемого
уровня запасов. 6) Бюджет
прямых затрат на оплату труда
– зависит от вида продукции, трудоемкости
изготовления и расценок на оплату труда
за один час работы. На предприятиях, где
существуют разные формы оплаты труда,
выделяют финансовую и сдельную части
оплаты труда. 7)Бюджет
общепроизводственных накладных расходов
– включает все затраты, связанные с
производством продукции, за исключением
затрат на материалы и прямых затрат на
оплату труда. 8) Бюджет
управленческих расходов
включает в себя затраты на содержание
управленческих отделов ( отдел кадров,
АСУ, юридический отдел, плановый отдел
и т.д. ), освещение, отопление офисов,
сооружений производственного назначения,
услуг связи и т.п. 9)Отчет
(прогноз) о прибылях и убытках
– первый из итоговых документов основного
бюджета, показывающий, какой доход
должно заработать предприятие и какие
затраты понести. 10) Балансовый
отчет
(прогнозный) показывает, какими средствами
финансирования предприятие обладает,
как они используются, и характеризует
финансовое состояние предприятия на
конкретную дату. 11) Составление
бюджета
потока
денежных
средств
– его основа – составленные бюджеты и
в первую очередь прогноз объема продаж.