Адам смит краткая биография и его вклад в экономику: достижения экономиста и интересные факты – Адам Смит краткая биография экономиста

достижения экономиста и интересные факты

Краткая биография Адама Смита позволяет лучше узнать, каким был в жизни известный шотландский экономист, основавший современную экономическую теорию. Также он известен как философ-этик.

Биография экономиста

Краткая биография Адама Смита начинается в 1723 году. Он родился в городке Керколди в королевстве Шотландия. Стоит признать, что полной капитальной биографии экономиста не существует до сих пор. Все-таки XVIII век был временем, когда документально оформлять каждый шаг человека было непринято. Поэтому досконально всех подробностей жизни Смита мы не знаем, даже его точную дату рождения. Зато точно известно, что его отец был образованным человеком — адвокатом и таможенным чиновником. Правда, уже через два месяца после рождения Адама он умер.

Его мать была дочерью крупного землевладельца, который и позаботился, чтобы мальчик получил всестороннее образование. Краткая биография Адама Смита утверждает, что он был единственным ребенком в семье, так как никаких данных о его братьях и сестрах не сохранилось. Резкий поворот в его судьбе случился в 4-летнем возрасте, когда его похитили цыгане. Правда, далеко увезти мальчика не удалось. Родственники его спасли. Вместо жизни в таборе он учился в хорошей школе в Керколди, с раннего детства его окружало большое количество книг.

Образование Смита

В 14-летнем возрасте будущий экономист поступил в университет в Глазго. Краткая биография Адама Смита после этого начала складываться успешно. Ведь он оказался в так называемом центре шотландского просвещения. В течение двух лет он изучал основы философии с известным сторонником деизма Фрэнсисом Хатчесоном. Образование Смита было весьма разносторонним. В университетский курс входили логика, нравственная философия, древние языки, в частности, древнегреческий, а также астрономия и математика.

При этом в краткой биографии Адама Смита отмечается, что однокурсники считали его по меньшей мере странным. Например, он мог запросто глубоко задуматься, оказавшись в шумной и веселой компании, при этом никак не реагируя на окружающих.

В 1740 году продолжил свое образование в Оксфорде Адам Смит. Краткая биография экономиста позволяет узнать, что там он получал стипендию, проучившись в общей сложности 6 лет. При этом сам ученый весьма критично относился к полученному там образованию, отмечая, что большинство профессоров в этом учебном заведении давно отказались даже от видимости преподавания. При этом он регулярно болел и не проявлял ни малейшего интереса к экономике.

Научная деятельность

К научной и преподавательской деятельности приступил в 1748 году Адам Смит (краткая биография ученого утверждает именно так). Он начал читать лекции в Эдинбургском университете. Поначалу они никак не были связаны с экономикой, а посвящались английской литературе, а позже юриспруденции, так любимой его отцом экономике и социологии.

Адам смит краткая биография и его вклад в экономику: достижения экономиста и интересные факты – Адам Смит краткая биография экономиста

Именно в этом университете впервые появился интерес к экономике у Адама Смита. Шотландский экономист и философ стал высказывать идеи экономического либерализма в начале 1750-х годов.

Достижения Смита

Известно, что в 1750 году Adam Smit (Адам Смит), в краткой биографии которого об этом обязательно упоминается, познакомился с шотландским философом Дэвидом Юмом. Их взгляды были схожи, что нашло отражение в их многочисленных совместных трудах. Они были посвящены не только экономике, но и религии, политике, философии, истории. Два этих ученых сыграли, пожалуй, ключевую роль в шотландском просвещении.

В 1751 году Смит получил должность профессора логики в университете в Глазго, который сам когда-то оканчивал. Следующим его достижением стало место декана, доставшееся ему в 1758 году.

Научные труды

В 1759 году Смит выпустил свою популярную книгу «Теория нравственных чувств». Она была основана на его лекциях в университете Глазго. В этом произведении он подробно анализировал этические стандарты поведения, фактически выступая против церковной морали, что для того времени было весьма революционным заявлением. В качестве альтернативы страху попадания в ад Смит предлагал оценивать свои поступки с точки зрения нравственности, при этом высказывался в пользу этического равенства всех людей.

Личная жизнь ученого

О частной жизни Адама Смита известно очень мало. Сведения неполные и обрывочные. Так, считается что два раза, в Глазго и Эдинбурге, он едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло.

В итоге всю свою жизнь ученый провел с матерью, которая умерла только на 6 лет раньше своего сына, а также кузиной, которая осталась старой девой. Современники ученого утверждают, что в его доме всегда подавалась традиционная шотландская еда, ценились местные обычаи.

Экономическая теория

Но все же самым главным трудом ученого считается трактат «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он был издан в 1776 году. Трактат состоит из пяти книг. В первой экономист исследует причины, благодаря которым можно увеличить производительность труда, а вследствие этого распределить продукт между классами народа естественным образом.

Во второй книге рассказывается о природе капитала, его применении и накоплении. Затем следует часть о том, как развивалось благосостояние у разных народов, далее рассматриваются системы политической экономики. А в заключительной книге автор пишет о доходах, которые получает государство и монарх.

Новый подход к экономике предложил Адам Смит. Краткая биография, цитаты и афоризмы хорошо знакомы всем его почитателям. Самое известное высказывание гласит, что предприниматель невидимой рукой рынка направляется к цели, которая первоначально могла не входит в его намерения. Смит в своей книге предлагает свой собственный взгляд на роль в экономической системе государства. В дальнейшем это стало называться классической экономической теорией.

В соответствии с ней государство обязано взять на себя вопросы обеспечения безопасности жизни человека, а также неприкосновенность его частной собственности. Также оно должно помогать разрешать споры между гражданами на основе закона и справедливости. Обобщая, можно сказать, что государство должно взять на себя те функции, которые отдельный человек выполнить не сможет или сделает это неэффективно.

Смит стал первым ученым, описавшим принципы рыночной экономики. Он яростно доказывал, что каждый предприниматель стремится к достижению своих частных и личных интересов. Однако в конечном счете это идет на пользу всему обществу, даже если конкретный бизнесмен об этом не задумывался или этого не хотел. Основным условием для достижения такого результата Смит называл экономические свободы, которые должны стать основой деятельности хозяйствующих субъектов. Также должна присутствовать свобода в конкуренции, принятии решений и выборе сферы деятельности.

Умер Смит в Эдинбурге в 1790 году. Ему было 67 лет. Он страдал от болезни кишечника.

Адам Смит вклад в экономику

Адам смит краткая биография и его вклад в экономику: достижения экономиста и интересные факты – Адам Смит краткая биография экономистаАдам смит краткая биография и его вклад в экономику: достижения экономиста и интересные факты – Адам Смит краткая биография экономиста

Адам Смит основные идеи выдающегося экономиста, основоположника науки в области налогового и банковского дела изложены в этой статье.

Адам Смит вклад в экономику

В первых научных трудах, которые были опубликованы еще во время учебы, Адам определил экономические принципы перед становлением машинного производства. Он спрогнозировал приоритеты экономики рынка средств производства на основе анализа состояния сельского хозяйства и промыслов в Англии. Эти взгляды изложены в его монографии «Теория моральных чувств». Труд Смита получил высокую оценку философов и экономистов. Когда «Теория моральных чувств» вышла в свет, ее автор получил признание в мире.

Идеи Адама Смита касательно экономической теории сформулированы в «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он утверждал, что развитие общественного благосостояния и производства возможно благодаря свободному перемещению  товаров и экономической конкуренции. При всем этом государственная регламентация и вмешательство власти в деятельность производителей должны отсутствовать.

Смит острой критике подверг политику меркантилизма.

Дал определение капитала, поделив его основной и оборотный.  В то время действовали как металлические, так и бумажные деньги. Он выступал за замену монет на бумажные деньги, обосновав значение финансовых операций и банков в процессе развития аграрного и промышленного государственного потенциала.  Адам Смит писал, что основу капитала составляют не деньги, а реальный труд человека и производство.

Основал школу фритредерства. Это совершенно новое направление в теории экономики и политике промышленного капитала. В ее основе лежат свободная торговля невмешательство властей в предпринимательскую деятельность и сбалансированная таможенно-тарифная политика. Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого решения  в том, какие товары должны экспортироваться страной, чтобы она имела на международном рынке абсолютное преимущество, а расходы на производство единицы товара были меньше, чем у других странах.

Основные идеи Адама Смита в анализе политической экономики: наемные работники выделяются в отдельный класс; нужно отличать непроизводительный труд от производительного;  государственная власть должна заниматься борьбой с преступностью, обороной страны, организацией финансово-хозяйственной деятельности, протежировать экономику своей страны,  а не лезть в сам процесс производства. Эти идей изложены в  «Исследовании о природе и причинах богатства народов» .

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие взгляды Адама Смита касательно экономики.

Адам Смит — краткая биография, факты, личная жизнь

Краткая биография

Адам Смит — шотландский экономист, один из создателей современной экономической теории, крупнейшая фигура классической политэкономии, философ — был уроженцем небольшого шотландского портового города Керкколди. Известно, что крестили его 16 июня 1723 г., возможно, что и родился он в этот же день. Отец, работавший скромным рабочим на таможне, скончался, так и не увидев сына. Растила Адама одна мать, мальчик перенял от нее многие нравственные установки. Мальчик с ранних лет был окружен книгами, получил неплохое начальное образование в местной школе.

14-летним подростком он поступил на факультет моральной философии в университет Глазго. В числе нескольких студентов Смит получил стипендию на продолжение образования в Оксфорде и в 1740 г. оказался в Бейллиол-Колледже, куда приехал, имея степень магистра искусства. В стенах колледжа Смит изучал литературу и философию, проводил много времени за книгами и самостоятельными занятиями. По его собственному признанию, эти 6 лет были самыми несчастными в его биографии и проведенными бездарно. Так и не получив диплома об образовании, Смит ушел из университета в 1746 г., после чего уехал в Керколди, посвятив там 2 года самообразованию.

В ходе в одной из поездок в столицу Шотландии он познакомился с лордом Кэймсом, который помог ему начать преподавательскую деятельность в Эдинбурге. С 1748 г. Смит читал лекции сначала по английской литературе, затем по юриспруденции, социологии, политическим учениям и экономике. Считается, что именно в ходе подготовки лекций Смит стал глубже интересоваться проблемами экономики и выработал собственные о них представления.

В 1751 г. Адам Смит становится профессором логики, читающим лекции в университете Глазго. Он обучал студентов риторике, этике, политэкономии и юриспруденции; в этой должности проработал до 1763 г., периодически на 2-3 месяца уезжая в Эдинбург. Здесь он вел клубный образ жизни, будучи закоренелым холостяком. Ранние неудачи в личной жизни привели его к решению вести именно такой образ жизни, не связывая себя ни с кем из женщин, и все последующие годы спутницами его жизни были мать и кузина.

В 1759 г. увидела свет философско-этическая работа «Теория нравственных чувств», благодаря которой Адам Смит стал известным человеком, в том числе за пределами родины. В 1762 г. он становится обладателем степени доктора юридических наук. В 1763 г. Адам Смит оставляет преподавание в университете: его пригласил сопровождать в путешествиях герцог Баклю в качестве воспитателя его сына. Предложение было очень заманчивым, поскольку покровитель пообещал ему не только жалование на время поездок, но и пенсию в дальнейшем, что предоставило Смиту возможность, не думая о заработке, посвятить себя работе над книгами. До 1766 г. он жил с семейством герцога во Франции, где произошло его знакомство с такими выдающимися людьми, как Вольтер, Гольбах, Гельвеций, Дидро и др.

Вернувшись из Франции, Смит на полгода обосновался в английской столице и являлся неофициальным экспертом при главе финансового ведомства. Весной 1767 г. он перебрался в родной город, где 6 лет не покладая рук работал над главным трудом жизни. Эта работа потребовала от него огромного напряжения, подрывала здоровье, он даже на случай смерти оформил наследственные права на книгу на друга, известного философа Юма. В 1773 г. он повез в Лондон готовую рукопись, но оказалось, что сочинение требовало доработки, на которую ушло еще три года. В 1776 г. наконец увидела свет книга, которой было отдано так много сил, — «Исследования о природе и причинах богатства народов», благодаря которой Адам Смит стал считаться величайшим экономистом международного масштаба.

В 1778 г. Смита назначают начальником Эдинбургского таможенного управления. Несмотря на приличное жалование, он жил очень скромно, главной ценностью считал библиотеку, отдавал немало средств на благотворительные цели. В 1787 г. его избрали на пост ректора университета Глазго. 17 июля 1790 г. долгая болезнь поставила в его биографии точку. В последние годы жизни Смит был настроен весьма пессимистично и мрачно, что во многом объяснялось кончиной его матери, осознанием того, что все лучшее ушло в прошлое. Всемирная слава не смогла стать заменой покинувших его близких людей. Перед смертью Смит отдал распоряжение предать огню все рукописи: слава, в том числе посмертная, волновала его мало.

Биография из Википедии

Ада́м Смит (англ. Adam Smith; крещён и родился возможно 5 (16) июня 1723, Керколди, Шотландия, Королевство Великобритания — 17 июля 1790, Эдинбург, Шотландия, Королевство Великобритания) — шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.

Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations, 1922Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations, 1922

Как отмечал английский экономист и публицист конца XIX века Уолтер Бэджгот, «книги [Адама Смита] едва ли можно понять, если не иметь представления о нём как о человеке». В 1948 году Александр Грей писал: «Кажется странной наша плохая осведомлённость о подробностях его жизни… Его биограф почти поневоле вынужден восполнять недостаток материала тем, что он пишет не столько биографию Адама Смита, сколько историю его времени».

Научной капитальной биографии Адама Смита до сих пор не существует.

Адам Смит родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещён 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф. Его отец, юрист, адвокат и таможенный чиновник, которого также звали Адам Смит, умер через 2 месяца после рождения сына. Мать, Маргарет Дуглас, была дочерью значительного землевладельца. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сёстрах. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами, но быстро спасён своим дядей и возвращён матери. Считается, что в Керколди была хорошая школа, и с детства Адама окружали книги.

В возрасте 14 лет он поступил в Университет Глазго, центр так называемого Шотландского просвещения, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона. На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии; изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию. Адам имел репутацию странного, — например, среди шумной компании он мог вдруг глубоко задуматься. В 1740 году он поступил в Баллиол-колледж в Оксфорде, получив на продолжение образования стипендию, и закончил обучение в нём в 1746 году. Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов», что «в Оксфордском университете большинство профессоров, в течение уже многих лет, совсем отказались даже от видимости преподавания». В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике.

Летом 1746 года после восстания сторонников Стюартов он возвратился в Керколди, где два года занимался самообразованием.

В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете — под покровительством лорда Кэймса (Генри Хьюма), с которым познакомился во время одной из поездок в Эдинбург. Изначально это были лекции по английской литературе, позднее — по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику). Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750—1751 годах.

Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом, который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отражённых в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период Шотландского просвещения.

В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии, в 1758 году был избран деканом факультета. В 1759 году Смит опубликовал книгу «Теория нравственных чувств», основанную на материалах его лекций. В данном произведении Смит проанализировал этические стандарты поведения, обеспечивающие социальную стабильность. При этом он фактически выступил против церковной морали, основанной на страхе перед загробной карой и обещаниями рая, предложил в качестве основы нравственных оценок «принцип симпатии», согласно которому нравственно то, что вызывает одобрение беспристрастных и проницательных наблюдателей, а также высказался в пользу этического равенства людей — одинаковой применимости моральных норм ко всем людям.

Круг его знакомств в Глазго, помимо Дэвида Юма, включал Джозефа Блэка (пионера в области химии), Джеймса Уатта (изобретателя парового двигателя), Роберта Фоулиса (художника и издателя, основателя первой британской академии дизайна), а также предпринимателей, после объединения Шотландии с Англией в 1707 году активно развивавших колониальную торговлю. Из общения с последними Смит почерпнул фактический материал для написания «Богатства народов».

В Глазго Смит жил 12 лет, регулярно уезжая на 2-3 месяца в Эдинбург; здесь он пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка.

Сохранились сведения, что Адам Смит дважды, в Эдинбурге и в Глазго, едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло. Ни в воспоминаниях современников, ни в его переписке не сохранилось доказательств того, что это всерьёз затронуло бы его. Смит жил с матерью (которую пережил на 6 лет) и незамужней кузиной (умершей за два года до него). Один из современников, посетивших дом Смита, сделал запись, согласно которой в доме подавалась национальная шотландская пища, соблюдались шотландские обычаи. Смит ценил народные песни, танцы и стихи, один из его последних книжных заказов — несколько экземпляров первого вышедшего тома стихов Роберта Бёрнса (который сам высоко ценил Смита, и неоднократно ссылался на его работы в своей переписке). Несмотря на то, что шотландская мораль не поощряла театр, сам Смит любил его, особенно французский театр.

Источником информации о развитии идей Смита являются записи лекций Смита, сделанные предположительно в 1762-63 годах одним из его студентов и найденные экономистом Эдвином Кэннаном. Согласно лекциям, курс нравственной философии в исполнении Смита к тому моменту являлся скорее курсом социологии и политической экономии; высказывались материалистические идеи, а также начала идей, получивших развитие в «Богатстве народов». К другим источникам относятся найденные в 1930-х годах наброски первых глав «Богатства»; они датируются 1763 годом. В этих набросках содержатся идеи о роли разделения труда, понятия производительного и непроизводительного труда, и так далее; критикуется меркантилизм и даётся обоснование Laissez-faire.

Книга «Теория нравственных чувств» принесла Адаму Смиту большую известность, в частности заинтересовала лорда Чарльза Тауншенда, впоследствии ставшего канцлером казначейства; он предложил Смиту стать наставником его пасынка, Генри Скотта, герцога Баклю . Ежегодное вознаграждение в £300 фунтов и возмещение дорожных расходов существенно превосходило его профессорское жалование, кроме того давало возможность совершить путешествие по Европе, поэтому Смит в 1763 году ушёл из университета и отправился с Генри в Тулузу. Во время 18-месячного пребывания в Тулузе Адам Смит начал работу над «Богатством наций», после этого на 2 месяца он и Генри отправились в Женеву, где посетили Вольтера в его женевском поместье. После Женевы они отправились в Париж, где Дэвид Юм, работавший в то время секретарём британского посольства, познакомил Смита с деятелями французского просвещения. В Париже он присутствовал в «антресольном клубе» Франсуа Кенэ, то есть лично познакомился с идеями физиократов; впрочем, по свидетельствам, на этих собраниях он больше слушал, нежели говорил. Однако, учёный и писатель Аббат Морелле в своих мемуарах говорил, что талант Смита ценился месье Тюрго; он неоднократно беседовал со Смитом о теории торговли, банках, государственном кредите и других вопросах «большого сочинения, которое он замышлял». Из переписки известно, что Смит общался также с д’Аламбером и Гольбахом, кроме того, он был введён в салон мадам Жоффрен, мадемуазель Леспинасс, бывал у Гельвеция.

Вопрос влияния физиократов на Смита является дискуссионным; Дюпон де Немур считал, что главные идеи «Богатства народов» были заимствованы, и поэтому находка профессором Кэннаном лекций глазговского студента была крайне важна как доказательство того, что основные идеи уже сложились у Смита ещё до французской поездки.

После возвращения из Франции Смит полгода, до весны 1767 года, работал в Лондоне в качестве неофициального эксперта при канцлере казначейства лорде Тауншенде, за это время он был избран членом Лондонского королевского общества и расширил круг знакомств Эдмундом Бёрком (политический деятель), Сэмюэлом Джонсоном (литературный критик), Эдуардом Гиббоном (историк) и, возможно, Бенджамином Франклином. С весны 1767 года он шесть лет затворнически прожил в Керколди, работая над книгой «Богатство народов». При этом книгу он не писал сам, а диктовал секретарю, после чего правил и обрабатывал рукопись и давал переписывать её набело. Он жаловался, что напряжённая однообразная работа подрывает его здоровье, и в 1773 году, уезжая в Лондон, даже счёл нужным формально передать Юму права на своё литературное наследство. Сам он считал, что едет в Лондон с готовой рукописью, однако, на самом деле, в Лондоне ему потребовалось более двух лет на доработку с учётом новых статистических сведений и иных публикаций. В процессе доработки для облегчения понимания он исключил большую часть ссылок на произведения других авторов.

Смит всемирно прославился после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. Эта книга детально анализирует, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы и разоблачает всё, что этому препятствует. В книге обоснована концепция laissez-faire (принцип свободы экономического развития), показана социально полезная роль индивидуального эгоизма, подчеркнуто особое значение разделения труда и обширности рынка для роста производительности труда и национального благосостояния. «Богатство народов» открыло экономику как науку на основе доктрины свободного предпринимательства.

В 1778 году Смит был назначен одним из пяти таможенных комиссаров Шотландии в Эдинбурге. Имея очень высокий по тем временам оклад в 600 фунтов стерлингов, он продолжал вести скромный образ жизни, тратил деньги на благотворительность; единственной оставшейся после него ценностью была собранная за жизнь библиотека. К службе он относился серьёзно, что мешало научной деятельности; первоначально, впрочем, он планировал написать третью книгу, всеобщую историю культуры и науки. После его смерти было опубликовано то, что автор сохранил накануне — заметки об истории астрономии и философии, а также об изящных искусствах. Остальной архив Смита был сожжён по его требованию. При жизни Смита «Теория нравственных чувств» была издана 6 раз, а «Богатство народов» — 5 раз; третье издание «Богатства» было значительно дополнено, в том числе главой «Заключение о меркантилистической системе». В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей, бывал, среди прочих, у княгини Екатерины Дашковой. Смит скончался в Эдинбурге после продолжительной болезни кишечника 17 июля 1790 года.

Портрет Адама Смита работы Джона КеяПортрет Адама Смита работы Джона Кея

Адам Смит был чуть выше среднего роста; имел правильные черты лица, серо-голубые глаза, крупный прямой нос и прямую фигуру. Он одевался неброско, носил парик, любил ходить с бамбуковой тростью на плече, иногда говорил сам с собой.

Идеи Адама Смита

Развитие промышленного производства в XVIII веке привело к росту общественного разделения труда, что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения. Складывавшаяся практика вступала в противоречие с господствовавшими представлениями и традициями в экономической сфере. Возникла необходимость пересмотра существовавших экономических теорий. Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективности экономических законов.

Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.

Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.

Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности.

Самый известный афоризм Смита — «невидимая рука рынка» — фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Суть её в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом, рынок «подталкивает» производителей к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества.

Ресурсы же при этом, под воздействием «сигнальной системы» прибыли, перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно. Смит рассматривает проблему установления некоторого «естественного» уровня цены каждого фактора производства — заработной платы, процента и ренты. Эти уровни имели принципиальное значение для теории «естественной» цены, так как цена любого товара является «естественной» тогда, когда она складывается из «естественных» уровней доходов каждого из факторов. Исследования Смита позже положили начало развитию теории распределения доходов по каждому фактору, применению принципа предельной производительности для определения доходов каждого из факторов производства.

Смит кри­ти­ко­вал тео­рию, объясняющую стоимость товара его по­лез­но­стью («па­ра­докс Ада­ма Сми­та»). В раз­ви­вавшейся им тео­рии за­трат стои­мость в при­ми­тив­ном об­ще­ст­ве оп­ре­де­ля­ет­ся за­тра­та­ми тру­да, а в раз­ви­том скла­ды­ва­ет­ся из ес­тественной нор­мы за­ра­бот­ной пла­ты, при­бы­ли и рен­ты.

Влияние работ Смита

Работы Смита были наиболее влиятельны в Англии и Франции. Однако в Англии крупные и самостоятельные мыслители, до Рикардо, Смита не поддерживали; первыми критиками Смита стали люди, выражающие интересы землевладельцев, среди которых самыми важными являются Мальтус и граф Лодердейл. Во Франции поздние физиократы встретили было учение Смита холодно, но в первые годы XIX века Жермен Гарнье сделал первый полноценный перевод «Богатства народов» и опубликовал его со своими комментариями. В 1803 году Сэй и Сисмонди опубликовали книги, в которых выступили преимущественно последователями Смита.

Согласно некоторым сведениям, в Испании книга Смита изначально была запрещена инквизицией. Причина запрета была в том, что в Испании очень настороженно следили за событиями французской революции, в том числе старались не допустить распространение идей разрушения феодальной системы правления. Поступающие из Франции книги очень тщательно изучались для выявления революционных идей. Указание во французском издании на первоначальную публикацию «Богатства народов» в Лондоне инквизиторские цензоры в 1791 году сочли выдумкой. Работу рекомендовали к запрещению. Идеи Смита о защите ростовщичества и эгоизма признавались как скандальные и анти-евангельские.

В Германии профессора-камералисты изначально не хотели признавать идеи Смита, но позднее в Пруссии либерально-буржуазные реформы проводились последователями Смита.

Учитывая то, что в книге Смита излагались порой противоположные концепции, довольно многие люди могли объявлять себя его последователями.

В ходе следствия по делу декабристов мятежникам задавался вопрос об источниках их мыслей; имя Смита фигурировало в ответах несколько раз.

Память

Волчок Адама СмитаВолчок Адама Смита

В 2009 году в голосовании шотландского телеканала STV был назван среди величайших шотландцев всех времён. В 2005 году «Богатство народов» было включено в список 100 лучших шотландских книг. Маргарет Тэтчер утверждала, что носила экземпляр этой книги с собой.

Смит в Великобритании был увековечен на банкнотах двух разных банков: его портрет появился в 1981 году на облигации в 50 фунтов стерлингов, выпущенной Банком Клайдсдейл в Шотландии, а в марте 2007 года Смит попал на новую серию в 20 фунтов, выпущенных банком Англии, что сделало его первым шотландцем, изображённым на английской банкноте.

Крупный памятник Смиту авторства Александра Стоддарта был открыт 4 июля 2008 года в Эдинбурге. Он 3 метра в высоту, сделан из бронзы и расположен на площади Парламента. Скульптор XX века Джим Сэнборн создал несколько памятников работам Смита: в Центральном университете штата Коннектикут расположен «оборотный капитал», высокий перевернутый конус, в нижней половине которого расположена выписка из «Богатства народов», а в верхней части — тот же текст в двоичном коде. В Университете Северной Каролины в Шарлотте расположен «волчок Адама Смита», и ещё один памятник Смиту стоит в Кливлендском университете.

Медаль имени Адама Смита

Европейский научно-промышленный консорциум (European Scientific and Industrial Consortium «ESIC»), как одно из направлений своей деятельности осуществляет разработку и внедрение общественных наград (медалями и дипломами), которыми награждает лучших специалистов и экспертов в различных областях науки и производства.

«ESIC» учредил «Медаль Адама Смита» (Medal Eropean Scientific and Industrial Consortium «ESIC» — Adam Smith), которая служит подтверждением общественного признания заслуг специалистов и ученых в области экономики и финансов.

Медалью награждаются высокопрофессиональные специалисты в области экономики и финансов за:личные заслуги в совершенствовании мировой финансовой системы, формировании и развитии её отдельных институтов;разработку новых научных направлений в экономике и решение актуальных социально-экономических задач;подготовку квалифицированных кадров в области экономики и финансов.

Труды

  • Лекции по риторике и написанию писем (1748 год)
  • Теория нравственных чувств (1759 год)
  • Лекции по риторике и написанию писем (1762—1763, опубликованы в 1958 году)
  • Лекции по юриспруденции (1766 год)
  • Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 год)
  • Сообщение о жизни и работах Дэвида Юма (1777 год)
  • Мысли о состоянии соревнования с Америкой (1778 год)
  • Эссе на философские темы (1785 год)
  • Система двойного вложения (1784 год)

Издания на русском языке

  • Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / Вступит. статья и комментарий В. С. Афанасьева. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. — 684 с.
  • Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (книги I—III). / Пер. с англ, вводная статья и комментарии Е. М. Майбурда. — М.: Наука, 1993. — 572 с.
  • Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. — (Серия: Антология экономической мысли) — 960 с.
  • Смит А. Теория нравственных чувств. — М.: Республика, 1997. — 352 с. — (Серия: Библиотека этической мысли).

Адам Смит

Определение 1

Адам Смит – выдающийся философ и экономист, основатель «классической экономической школы»

Краткая биография

Адам Смит родился в небольшом местечке Керколди, который находится недалеко от Эдинбурга (Шотландия). Учился будущий великий экономист сначала в местных школах, затем университете Глазго, а после – и в Бейллиол-колледже (Оксфордский университет). Начиная с $1748$ года читал лекции в г. Эдинбурге. Там же Смит познакомился с известным шотландским философом Девидом Юмом.

В $1751$ году Смит возглавил кафедру логики в университете Глазго. После этого, годом спустя, получил кафедру моральной философии, где остался надолго – вплоть до $1764$ года.

Адам Смит много путешествовал по Франции, где познакомился с Тюрго, Кенэ, Гельвецием, Вольтером, д’Аламбером. Там же великий экономист начал кропотливую работу над своим самым знаменитым и бессмертным трудом «Богатство народов».

В $1759$ году Адам Смит опубликовал другой известный труд под названием «Теория нравственных чувств». В этой работе он доказывал, что внутри каждого человека есть своего рода «беспристрастный наблюдатель», так сказать, «внутренний человек» который судит все его поступки и побуждает к самосовершенствованию.


Вернувшись в $1766$ году из Франции, Адам Смит поселился в Лондоне, где тесно сотрудничал с лордом Таунзендом, а после избран был членом Королевского общества. Это дало возможность Смиту познакомиться с Бёрком, С. Джонсоном, Э. Гиббоном, а также Б. Франклином.

Спустя некоторое время великий классик экономической мысли все-таки поселился в своем родном доме в местечке Керколди, для того чтобы полностью сконцентрировать свое внимание на написание своего самого знаменитого труда «Исследование о природе и причинах богатства народов» (или, как его еще часто называют «Богатство народов»).

На склоне лет Адам Смит занимал должность таможенного комиссара Шотландии и жил в г. Эдинбурге. В $1787$ году выдающийся экономист стал почетным ректором университета Глазго.

Умер А. Смит $17$ июля $1790$ года в Эдинбурге.

«Исследование о природе и причинах богатства народов»

В $1776$ году появилось на свет знаменитое творение Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», которое состояло из таких $5$ разделов:

  • разделение труда и рента, прибыль и заработная плата
  • капитал
  • исторический обзор развития Европы, анализ и критика меркантилизма как системы привилегий
  • свобода торговли
  • государственные доходы и расходы

Данный труд также содержал знаменитый тезис Адама Смита о так называемой «невидимой руке рынка», которую он считал основной движущей силой развития любой экономики, а также важнейшим общественным институтом, который на социальном уровне и представляет «внутреннего человека».

Бессмертные идеи великого экономиста

Адам Смит изложил логически стройную систему, детально объяснявшую работу рынка свободной конкуренции на основе внутренних механизмов, для наиболее эффективной работы которых нет нужды в активном государственном вмешательстве и поддержке. Данный подход и по сей день считается основой основ экономической науки.


Адам Смит сформулировал и развил концепции «естественного порядка», а также «экономического человека». Ученый был убежден в том, что каждый отдельный индивид и есть основа всего общества. Он тщательно исследовал человеческое поведение с его стремлением к личной выгоде и мотивами. В представлении великого классика основу естественного порядка составляют рыночные отношения, поскольку в них каждый индивид свое поведение основывает на корыстных, личных интересах. Сумма последних и представляет собой интересы всего общества. По мнению А. Смита, именно такой порядок максимизирует богатство, обеспечивает развитие и благополучие как отдельного индивида, так и всего общества.

Замечание 1

Таким образом, для того чтобы существовал «естественный порядок», необходима «система естественной свободы». Основу последней Адам Смит видел в частной инициативе.

Адам Смит краткая биография | Kratkoe.com

Адам смит краткая биография и его вклад в экономику: достижения экономиста и интересные факты – Адам Смит краткая биография экономистаАдам смит краткая биография и его вклад в экономику: достижения экономиста и интересные факты – Адам Смит краткая биография экономиста

Адам Смит краткая биография шотландского экономиста и философа, основоположника классической школы политэкономии изложены в этой статье.

Краткая биография Адама Смита

Будущий экономист Адам Смит появился на свет в небольшом городке Керколди в Шотландии в семье работника таможни. Точная дата рождения не известна, но большинство исследователей придерживаются мнения о том, что Смит родился 5 июня 1723 года. И крещен, кстати, в этот же день. Отца мальчик так и не увидел, ведь он умер еще до рождения сына.

Адам Смит интересные факты

Среднее образование получил в местной школе. Мать старалась привить сыну любовь к книге. Смит проявил интерес к умственным занятиям. С 14 лет Адам изучал философию  в университете в Глазго. Он получил диплом по квалификации магистр, а также стипендию для обучения. Через 3 года Смит поступает в Оксфордский колледж. Окончил его в 1746 году. В Эдинбурге с 1748 года при поддержке лорда Кэймса Адам читает лекции студентам по экономике, литературе и праву.

В 1750 году встретился с Дэвидом Юмом. Оказалось, что он разделяет взгляды Смита в религии, философии, экономике и политике. Вместе они написали несколько трудов, которые в период Шотландского просвещения сыграли важную роль.

В 1751 году экономист получил должность профессора логики в Глазго, читая лекции по политэкономии, риторике и праву. На основе лекций написал и опубликовал научную книгу в 1759 году под названием «Теория нравственных чувств». Она принесла ему популярность и стала самой известной его работой. В своей книге автор описал этические стандарты поведения, которые поддерживают в обществе стабильность, а также раскрыл морально-этический подход к решению равенства среди людей.

В 1764 году Смит отправляется во Францию в качестве сопровождающего приемного сына герцога Баклю. За эту работу ему платили очень хорошо и Смит бросает работу в Глазго, посвятив себя написанию новой книги.

В 1776 году Смит находился в Лондоне и закончил книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов», которую начал во Франции. Она  по сей день считается фундаментом экономического образования.

В 1778 году Адам Смит переезжает в Эдинбург. Здесь он получил работу на должности таможенного комиссара. Он очень серьезно относился к работе, поэтому времени на научную деятельность у него  практически не осталось. Смит начал делать наброски для своей третьей книги, однако дописать ее он не успел. Ученый велел сжечь все свои рукописи, почувствовав, что смерть уже не за горами.

Великий экономист умер 17 июля 1790 года от болезни кишечника в Эдинбурге.

Адам Смит и его вклад в экономическую науку

В
XVIII в. Англия значительно опережала в
своем развитии другие европейские
страны. В Англии раньше, чем в других
странах, сложились технические и
экономические

предпосылки
для перехода от мануфактуры к фабрике.
Страна стояла на пороге промышленной
революции. Ее промышленные товары
находили большой спрос на рынках других
стран. В то же время система протекционизма,
а также цеховые регламенты и законы,
регулирующие хозяйственную жизнь,
изжили себя. Промышленная буржуазия
выступает с требованием свободы
предпринимательства, скорейшей ликвидации
пережитков феодализма.

В
результате сложились условия для
активизации экономической мысли, ее
главным представителем по праву считается
А. Смит.


А.
Смит (1723-1790 гг.) рассматривал человеческое
общество как меновой союз, а основным
признаком человеческой природы считал
склонность к обмену, торговле. По его
мнению, стремление отдельного индивида
к выгоде совпадает с
интересами всего общества. Смит был
сторонником свобод-

ной
конкуренции, выступал против вмешательства
государства в экономику. Эти положения
составляют суть концепции экономического
либерализма
, в основу которой он, как
и физиократы, положил идею естественного
порядка, т.е. рыночных экономических
отношений.

Произведение
Смита «Исследование о природе и
причинах богатства народов»
(1776 г.)
начинается с анализа проблемыразделения
труда
. Смит рассмотрел разделение
труда

внутри
мастерской, в мануфактуре, в обществе,
показал, как с развитием разделения
труда растет его производительность.

При
этом он сформулировал зависимость
количества продукта от числа лиц, занятых
полезным трудом, и от производительности
труда.

Смит
не сумел разрешить проблему различия
между разделением труда внутри мануфактуры
и в обществе. Он рассматривал общество
как большую мастерскую, утверждая, что
нельзя охватить процесс разделения
труда в целом, связь между отдельными
производствами затемняется благодаря
разбросанности отраслей и большому
числу занятых рабочих в каждой отрасли.

Источник
разделения труда Смит видел в обмене.
С ростом разделения труда и с развитием
обмена он связал происхождение денег.
Не считая деньги единственной формой
богатства, он оценивал их как техническое
средство обмена. Выделяя функции денег
какмеры стоимости исредства
обращения
, главной Смит признавал
последнюю. Он считал деньги товаром,
продуктом стихийного объективного
процесса развития общества, всеобщим
орудием торговли. Различия между
металлическими и бумажными деньгами
Смит не проводил.



Большое
место Смит отводил вопросам стоимости.
Он выделял рыночные цены, считая их
случайными, зависящими от спроса и
предложения в обществе. Основу цены, по
его

мнению,
составляет определенное количество
труда, воплощенного в товаре. Это
количество труда Смит называл меновой
стоимостью, или стоимостью. В каждом
товаре он выделял два свойства: 1)
полезность, или потребительскую
стоимость; 2) свойство обмениваться на
другую вещь.

Стоимость
он рассматривал неоднозначно по отношению
к примитивному и цивилизованному
обществам. Для примитивного состояния
Смит считал возможным определение
стоимости двояким путем:

1)
трудом, затраченным на производство
товара;

2)
трудом, покупаемым в процессе обмена.

В
цивилизованном обществе, в отличие от
примитивного, количество первого и
второго видов труда не совпадает,
поскольку это разные величины: второй
вид труда меньше пер-

вого.
Пытаясь разрешить этот вопрос, Смит
ставит проблему: из каких частей
складывается стоимость? Ответ на этот
вопрос получил название «догмы Смита».
Смит пришел к выводу, что стоимость
равна сумме трех видов доходов: заработной
платы,

прибыли
и ренты.

Анализируя
капитал, Смит показал, что рост
производства, создание мануфактурной
промышленности – это результаты
деятельности капитала. Под капиталом
он понимал особый фонд производства,
сумму средств производства, вещественный
фактор производства. Смит разделял
капитал на основной и оборотный. Под
оборотным капиталом он понимал ту его
часть, которая находится в обращении.
Та часть капитала, которая не вступает
в обращение, получила название основного
капитала. Как основной, так и оборотный
капитал, по Смиту, приносит прибыль:
основной – в производстве, оборотный
– в сфере обращения.

Под
заработной платой Смит понимал
сумму денег, которую получает
товаропроизводитель, реализуя свой
товар.


Заработная
плата в его учении характеризуется как
стоимость труда.

Прибыль,
по Смиту, является вычетом из продукта
труда рабочего. Это результат неоплаченного
труда, присвоение чужого труда
капиталистом.

Характеризуя
ренту, Смит дал несколько ее
определений:

1)
рента как вычет из продукта труда
рабочего, который присваивают
землевладельцы;

2)
рента как результат действия природных
факторов;

3)
рента как результат монополии на
сельскохозяйственную продукцию.

Смит
выделял производительный и непроизводительный
труд. Производительным он считал
труд, который обменивается на капитал,
непроизводительным – труд, который
обменивается на доход. Всю сферу
нематериального производства Смит
считал непроизводительной.

Краткая биография Адама Смита

Биография Адама Смита

Смит Адам (1723-1790 гг.)

Шотландский экономист и философ, основатель классической школы политической экономии. Родился в Керколди близ Эдинбурга. Учился в местных школах и в университете Глазго, затем в Бейллиол-колледже Оксфордского университета. С 1748 г читал лекции в Эдинбурге, познакомился с Д. Юмом

В 1751 г получил кафедру логики в университете Глазго, на следующий год — кафедру моральной философии, которую занимал до 1764 г. Став наставником юного герцога Баклея (приемного сына канцлера казначейства Чарлза Таунзенда), много путешествовал с ним по Франции, где, по-видимому, встречался с Кенэ, Тюрго и Неюсером, а также с Вольтером, Гельвецием и д’Аламбером и начал работу над «Богатством народов».

В 1759 г Смит опубликовал труд «Теория нравственных чувств», в котором доказывал, что внутри каждого человека имеется своего рода «внутренний человек», «беспристрастный наблюдатель», судящий все его поступки и вынуждающий индивида к самосовершенствованию; на социальном уровне эти же функции выполняют общественные институты. После возвращения из Франции (1766 г) Смит жил в Лондоне, где тесно сотрудничая с лордом Таунзендом, был избран членом Королевского общества, познакомился с Бёрком, Сэмюэлом Джонсоном, Эдуардом Гиббоном и Бенджамином Франклином, а затем поселился в своем доме в Керколди, чтобы вплотную заняться написанием своего главного труда.


В марте 1776 г вышло в свет его знаменитое «Исследование о природе и причинах богатства народов», состоявшее из пяти разделов:
1) разделение труда и рента, заработная плата и прибыль;
2) капитал;
3) исторический обзор развития Европы, анализ и критика меркантилизма как системы привилегий;
4) свобода торговли;
5) доходы и расходы государства.

Труд содержал также известный тезис Смита о «невидимой руке» конкуренции как движущей силе развития экономики и важнейшем общественном институте, представляющем на социальном уровне «внутреннего человека».

Вскоре Смит получил должность таможенного комиссара Шотландии и поселился в Эдинбурге. В ноябре 1787 г стал почетным ректором университета Глазго.

Умер Смит в Эдинбурге 17 июля 1790 г Перед смертью он, по-видимому, уничтожил почти все свои рукописи.

Сохранившееся было опубликовано в посмертных «Опытах о философских предметах» (1795 г).


Комментарии






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *