Аутсорсинг социальный: Вы точно человек? – Вы точно человек?

Содержание

Социальные услуги — на аутсорсинг

В Госдуме обсуждается правительственный законопроект, упрощающий доступ НКО к бюджетным деньгам для оказания населению социальных услуг. В частности — в сфере медицины и образования. Чиновники настаивают на том, что качество и доступность услуг в результате улучшатся, однако депутаты сомневаются как минимум в прозрачности будущих конкурсов. А профсоюзы выступают решительно против законопроекта, исполнение которого может привести “к развалу публичных обязательств государства в социальной сфере”.

На фото: замглавы Минфина Алексей Лавров пытался быть убедительным, но вопросов к нему возникло немало

Замминистра финансов Алексей Лавров 7 ноября представил в комитете Госдумы по труду законопроект “О государственном социальном заказе на оказание государственных услуг в социальной сфере”. Как сказано в пояснительной записке, проект направлен на “обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению”. Или, если коротко, инициатива дает “социальным” НКО зеленый свет в деле освоения бюджетов всех уровней.


К этому, указывают авторы законопроекта, неоднократно в своих посланиях Федеральному собранию призывал президент — ради повышения доступности и качества услуг. Таковое повышение и заявлено основной целью инициативы. По идее, “потребителям”, то есть россиянам, станет в результате комфортнее в сферах образования, здравоохранения, занятости населения, социальной защиты, физкультуры и спорта. (Отметим, сфера культуры в законопроекте выведена за скобки.) Повышения качества услуг хотят достичь за счет усиленной конкуренции: как НКО друг с другом, так и государственных учреждений с НКО.

При этом строгой конкретики в законопроекте можно не искать: авторы сами называют его рамочным. А, к примеру, порядок формирования госзаказов должен будет утверждаться отдельными нормативными правовыми актами федерального или регионального правительства или муниципальными властями. Это, между прочим, относится и к понятию качества оказываемой услуги — оно сможет варьироваться в зависимости от представлений чиновников о прекрасном, если его параметры не утверждены специальными законами.

Таким образом, заявления о грядущем повышении качества услуг представляются как минимум спорными. Чего стоит, к примеру, одна только такая формулировка (п. 1 ст. 7 законопроекта): “Исполнением социального заказа является достижение показателей объема и качества или объема оказания услуги с учетом допустимых возможных отклонений от показателей, установленных при формировании заказа”. Причем итоговый отчет НКО сможет написать сама за себя без какого-либо контроля со стороны государства или граждан (это следует из п. 4 ст. 7). Исходя из всего вышесказанного, можно предположить: настоящей целью законопроекта является не повышение качества социальных услуг, а снятие с государства ответственности за их выполнение. Сюда же, к слову, из пояснительной записки: “…власти должны отвечать не за содержание подведомственной им сети учреждений, а за доступность и качество услуг”. Или — “законопроект не вменяет [властям] в обязанность использовать конкурентные способы отбора исполнителей услуг”.


Члены комитета по труду задались теми же, по сути, вопросами: чего ради нужен такой законопроект, как будет определяться качество услуг и контролироваться ценообразование, где хоть какие-нибудь стандарты? Глава комитета Ярослав Нилов, в частности, привел пример Подмосковья, где в социальной сфере “понаплодили НКО каких-то непонятных, и творится полный бардак”. В ответ депутаты получали в основном все те же “рамочные” цитаты из законопроекта.

Есть вопросы к документу и у профсоюзов: ФНПР ранее направила резко отрицательный отзыв на законопроект в Российскую трехстороннюю комиссию. “Предлагаемые правительством решения представляются не только необос- нованными и малоэффективными, но и социально опасными, особенно с учетом нынешнего падения покупательной способности населения”, — говорится в письме от профсоюзной стороны РТК. Кроме того, профсоюзы уверены: качество социальных услуг падает не столько от отсутствия конкуренции, сколько от проводимой правительством экономической политики — консервации затрат на “социалку”, сокращения работников профильных госучреждений, недоиндексации зарплат бюджетникам и недооценки труда в целом. “Реализуемые [в законопроекте] социально безответственные подходы ведут не только к снижению доступности и качества государственных услуг, но и к развалу системы публичных обязательств государства в социальной сфере”, — уверены в ФНПР.

Впрочем, такой отзыв (равно как и собственный скепсис) не помешал членам комитета поддержать концепцию законопроекта перед первым чтением. С той, правда, оговоркой, что оно состоится не ранее того, как будут готовы поправки ко второму. По плану правительства, закон должен заработать в 2021 году.


Из рубрики “Парламентская хроника”

Социальный аутсорсинг — Википедия. Что такое Социальный аутсорсинг

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Социальный аутсорсинг — передача социальными учреждениями на постоянной основе внешним исполнителям тех или иных своих функций, включая предоставление социальных услуг[1][2].

Описание

На практике причиной обращения к внешним компаниям могут являться: высокий уровень неэффективных расходов, неоптимизированная система управления, низкий уровень доходов учреждений социальной сферы и так далее[3].

В условиях конкуренции аутсорсинговые социальные услуги, оказываемые частными организациями, часто в несколько раз превосходят по качеству соответствующие услуги, оказываемые государственными учреждениями

[4].

В России исследователи обращают внимание на полезность аутсорсинга для оказания муниципальных услуг. Социальный аутсорсинг может привести к тому, что функции муниципалитета могут быть сведены только к «организации контроля за качеством предоставления внешними исполнителями муниципальных услуг» и для анализа «результатов указанной деятельности»[5]. Для развития практики применения социального аутсорсинга в муниципальном управлении предлагается внедрять частно-государственные партнёрства; поддерживать конкуренцию среди организаций, оказывающих аутсорсинговые услуги, в том числе путём стимулирования создания новых некоммерческих организаций; шире использовать многофункциональные центры в удалённых поселениях[6].

Примечания

  1. ↑ Маяцкая, 2013, с. 250.
  2. ↑ Heeks, Arun, 2010.
  3. ↑ Зобнин, 2011, с. 169.
  4. ↑ Маяцкая, 2013, с. 250-251.


  5. ↑ Зобнин, 2011, с. 170.
  6. ↑ Зобнин, 2011, с. 177.

Литература

  • Социальный аутсорсинг // Экономические основы социальной работы: Учебник для бакалавров / под ред. И.Н. Маяцкой. — М : Дашков и К, 2013. — С. 248-251.
  • Зобнин А.В. Реализация концепции социального аутсорсинга на территории Фурмановского муниципального района Ивановской области // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2011. — № 1. — С. 167-178.
  • Басс А.Я., Разомасова Е.А. Социальный аутсорсинг и экономическое равновесие // Идеи и идеалы. — 2011. — Т. 2, № 4. — С. 10-16.
  • Richard Heeks, Shoba Arun. Social outsourcing as a development tool: The impact of outsourcing IT services to women’s social enterprises in Kerala // Journal of International Development. — 2010. — Т. 22, № 4 (май). — С. 441–454.

Аутсорсинг как технология муниципальных социальных функций

Андрианов Алексей Юрьевич,Кандидат экономических наук, доцент,ВлГУ, г. Владимир[email protected]

Аутсорсинг как технология муниципальных социальных функций

Аннотация.Представленны аргументы использованя современных инструментов на муниципальном уровне. Они могут стать особенно эффективны, поскольку изменения в городской жизни, могут происходить намного быстрее, чем соответствующие изменения на региональном или национальном уровне. Аутсорсинг является одним из таких инструментов, использование, которого соответствует задаче достижения эффективности в области социальной сферы услуг.Ключевые слова:аутсорсинг, эффективность, стратигическое планирование, кластерный, централизованный, децентрализованный подход.

Современные муниципальные образования,стоят перед необходимостью решения сложных проблем, поэтому не случайно, что в деятельность современных муниципалитетов вошли стратегическое планирование, социологические исследования, анализ эффективности бизнес процессов и другие технологии, пришедшие из мира бизнеса. В настоящее время выполнение муниципальными образования социальных функций можно назвать неудовлетворительным. Одной из причин такой ситуации является неэффективное использование в качестве ресурсной базы муниципальной собственности и некачественное самостоятельное хозяйствование. Так, основная часть социальных услуг для населения реализовывается только через муниципальные предприятия или муниципальные учреждения. Т.е. муниципальные образования принимают двоякую роль, становясь автоматическии собственниками, и заказчиками, что формирует определенные сложности в процессе управления отраслями муниципального хозяйства и часто приводит к созданию местных монополий. С одной стороны —в качестве заказчика услуг муниципальные учреждения заинтересованы в том, чтобы экономить бюджетные средства и развивать конкурентную среду в отраслях муниципального хозяйства, а с другой —как собственник, муниципальное учреждение заинтересованно в поддержке муниципального хозяйствующего сектора. Причем, интересы собственника занимают главенствующую позицию в деятельности органов местного самоуправления. .Внедрение в практику муниципального управлениятехнологий аутсорсинга и бенчмаркинга и их использование в методике социального заказа позволяет разрешить ряд проблем, решение которых другими средствами не представляется возможным.Аутсорсинг это организационное решение, состоящее в передаче стороннему подрядчику некоторых бизнесфункций или частей бизнеспроцесса предприятия. Сущность аутсорсинга заключается в распределении функций бизнессистемы в соответствии с принципом «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других». Аутсорсинг как экономический механизм в сфере бизнеса хорошо изучен и считаетсяодним из достижений менеджмента, позволяющим значительно повысить эффективность компании. Не случайно именно бизнес компании, чья успешность напрямую зависит от эффективности, первыми взяли аутсорсинг на вооружение, особенно активно эту форму используют вновь создаваемые малые и средние предприятия, которым особенно сложно приходится выживать в условиях жесткой конкуренции. Известный американский ученый Питер Дракер считает, что в ближайшее время большинству компаний придется столкнуться с ситуацией, когда40% их сотрудников будут непостоянными или работающими по временным контрактам, или получающими зарплату от контракторов, поставщиков, специалистов по аутсорсингу. В настоящее время наблюдается тенденция широкого использования аутсорсинга во всех отраслях и секторах экономики. Так, участниками и заказчиками лучших в 2002 году аутсорсинговых отношений, по версии журнала «Outsourcing Journal», являлись государственные учреждения, предприятия медицинской промышленности, финансовые компании, разработчики программного обеспечения.Мировой опыт показывает —внедрение аутсорсинга потенциально позволяет сэкономить 10–50% бюджетных средств за счет увеличения конкуренции в секторе заказов. Анализ тенденций развития аутсорсинга показал, что данная технология активноиспользуется в государственных органах различных стран: аутсорсинг выступает как одна из стратегических альтернатив для совершенствования повседневной деятельности государственных организаций. Используя аутсорсинг, государственные органы стремятся в первую очередь повысить эффективность и качество исполнения административных и управленческих процессов, сконцентрировать усилия на основных направлениях деятельности, а также высвободить ресурсы и сократить издержки на осуществление отдельных видов работ. Аутсорсинг может стать ответом на вопрос, как обеспечить снижение затрат при сохранении высокого качества выполнения работы. При этом международный опыт свидетельствует, что широкому распространению аутсорсинга препятствуют законодательные ограничения, изменения в политическом курсе, ограниченные бюджетные ресурсы, сопротивление инизкая мотивация самихгосударственных служащих.Существуют следующие подходы к организации аутсорсинга, которые могут быть использованы муниципальными образованиями при реализации социальных функций: Кластерный подход —объединение муниципальных органов для организации совместных действий по аутсорсингу. Управление берут на себя отдельные органы (специализированные агентства в сферах финансов, кадровой политики и т. д.). Преимуществомданного подхода является эффект масштаба, недостатком —сложности управления. Централизованный подход —управление политикой аутсорсинга в рамках единой уполномоченной организации в рамках муниципального образования (управление по осуществлению муниципального заказа продукции и услуг). Преимуществом является единая политика аутсорсинга, недостатком —отсутствие индивидуального подхода и гибкости. Децентрализованный подход —независимое создание индивидуальных стратегий использования аутсорсинга для каждогооргана. Выбор того или иного подхода к проведению аутсорсинга зависит от его целей, условий, затрат. К основным направлениям аутсорсинга можно отнести повышение качества исполнения функций и снижение издержек на исполнение функций.Рассмотрим причины, по которым компании прибегают к аутсорсингу и сравним их с условиями работы муниципальных структур, оказывающих услуги населению. Причинами являются:возрастающее усложнение бизнеспроцессов; стремление получить максимальное качество выполнения бизнесфункций, но при этом сократить собственные издержки; возможность высвободить ресурсы и сосредоточиться на основной деятельности, ее совершенствовании и развитии.Процедуры аутсорсинга позволяют:уменьшить необходимость инвестиций в неосновные фонды; гибко реагировать на изменения на рынке (кризисы, дефолты) и внутри компании (реорганизации, реструктуризации, слияния, поглощения) и др.обеспечить поиск поставщика с заданным уровнем качества;решить проблему недозагруженных производственных мощностей;увеличить скорость прохождения решений в системе управления;сократить численность штата компании; сократить накладные расходы на обучение сотрудников, информационную поддержку и др.; Аутсорсинг выгоден когда[1]:компания принимает стратегическое решение сосредоточить ресурсы на основном виде деятельности;компания переживает период внутренних перемен (реструктуризация, реорганизация, процесс слияния, поглощения). Передача в этот момент части внутренних функций является наиболее безболезненным путем решения задач, стоящих перед организацией;бизнес растет и нагрузки на отдельные функции увеличиваются пропорционально с ним. У компании, использующей аутсорсинг, отпадает необходимость нанимать дополнительный персонал и оборудовать рабочие места.крупные компании часто сталкиваются с тем, что стоимость неосновных бизнеспроцессов становится непропорционально высокой;компания испытывает недовольство тем уровнем сервиса, который оказывают внутренние службы;спрос неравномерен –с помощью аутсорсинга можно справиться с колебаниями производства, переложив на внешнего поставщика часть нагрузки.По данным ряда исследований к настоящему времени в коммерческом секторе уже сложились устойчивые направления, в которых использование аутсорсинга себя хорошо зарекомендовало. Среди них комплексные функции организации (управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика, внедрение и сертификация систем управления качеством), выполнение простейших работ (уборка производственных и офисных помещений, проведение ремонтных работ оборудования, зданий, сооружений, изготовление несложных изделий, заготовок, утилизация устаревшего оборудования, местные перевозки), выполнение периодических работ. Наиболее часто аутсорсингу подлежат информационные технологии, ведение бухгалтерии, расчет заработной платы, административная поддержка, обслуживание корпоративной собственности, организация питания и уборки офиса, служба безопасности.



Ссылки на источники1.В. Вайнштейн. Российский аутсорсинг в зеркале мирового опыта. 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cioworld.ru/analytics/review/824/ 42k –25. [Датаобращения21.01 2015].

Социальный аутсорсинг — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Социальный аутсорсинг — передача социальными учреждениями на постоянной основе внешним исполнителям тех или иных своих функций, включая предоставление социальных услуг[1][2].

Описание

На практике причиной обращения к внешним компаниям могут являться: высокий уровень неэффективных расходов, неоптимизированная система управления, низкий уровень доходов учреждений социальной сферы и так далее[3].

В условиях конкуренции аутсорсинговые социальные услуги, оказываемые частными организациями, часто в несколько раз превосходят по качеству соответствующие услуги, оказываемые государственными учреждениями[4].

В России исследователи обращают внимание на полезность аутсорсинга для оказания муниципальных услуг. Социальный аутсорсинг может привести к тому, что функции муниципалитета могут быть сведены только к «организации контроля за качеством предоставления внешними исполнителями муниципальных услуг» и для анализа «результатов указанной деятельности»[5]. Для развития практики применения социального аутсорсинга в муниципальном управлении предлагается внедрять частно-государственные партнёрства; поддерживать конкуренцию среди организаций, оказывающих аутсорсинговые услуги, в том числе путём стимулирования создания новых некоммерческих организаций; шире использовать многофункциональные центры в удалённых поселениях[6].

Примечания

  1. ↑ Маяцкая, 2013, с. 250.
  2. ↑ Heeks, Arun, 2010.
  3. ↑ Зобнин, 2011, с. 169.
  4. ↑ Маяцкая, 2013, с. 250-251.
  5. ↑ Зобнин, 2011, с. 170.
  6. ↑ Зобнин, 2011, с. 177.

Литература

  • Социальный аутсорсинг // Экономические основы социальной работы: Учебник для бакалавров / под ред. И.Н. Маяцкой. — М : Дашков и К, 2013. — С. 248-251.
  • Зобнин А.В. Реализация концепции социального аутсорсинга на территории Фурмановского муниципального района Ивановской области // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2011. — № 1. — С. 167-178.
  • Басс А.Я., Разомасова Е.А. Социальный аутсорсинг и экономическое равновесие // Идеи и идеалы. — 2011. — Т. 2, № 4. — С. 10-16.
  • Richard Heeks, Shoba Arun. Social outsourcing as a development tool: The impact of outsourcing IT services to women’s social enterprises in Kerala // Journal of International Development. — 2010. — Т. 22, № 4 (май). — С. 441–454.

Социальный аутсорсинг Википедия

Социальный аутсорсинг — передача социальными учреждениями на постоянной основе внешним исполнителям тех или иных своих функций, включая предоставление социальных услуг[1][2].

Описание[ | ]

На практике причиной обращения к внешним компаниям могут являться: высокий уровень неэффективных расходов, неоптимизированная система управления, низкий уровень доходов учреждений социальной сферы и так далее[3].

В условиях конкуренции аутсорсинговые социальные услуги, оказываемые частными организациями, часто в несколько раз превосходят по качеству соответствующие услуги, оказываемые государственными учреждениями[4].

В России исследователи обращают внимание на полезность аутсорсинга для оказания муниципальных услуг. Социальный аутсорсинг может привести к тому, что функции муниципалитета могут быть сведены только к «организации контроля за качеством предоставления внешними исполнителями муниципальных услуг» и для анализа «результатов указанной деятельности»[5]. Для развития практики применения социального аутсорсинга в муниципальном управлении предлагается внедрять частно-государственные партнёрства; поддерживать конкуренцию среди организаций, оказывающих аутсорсинговые услуги, в том числе путём стимулирования создания новых некоммерческих организаций; шире использовать многофункциональные центры в удалённых поселениях[6].

Примечания[ | ]

  1. ↑ Маяцкая, 2013, с. 250.
  2. ↑ Heeks, Arun, 2010.
  3. ↑ Зобнин, 2011, с. 169.
  4. ↑ Маяцкая, 2013, с. 250-251.
  5. ↑ Зобнин, 2011, с. 170.
  6. ↑ Зобнин, 2011, с. 177.

Литература[ | ]

  • Социальный аутсорсинг // Экономические основы социальной работы: Учебник для бакалавров / под ред. И.Н. Маяцкой. — М : Дашков и К, 2013. — С. 248-251.
  • Зобнин А.В. Реализация концепции социального аутсорсинга на территории Фурмановского муниципального района Ивановской области // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2011. — № 1. — С. 167-178.
  • Басс А.Я., Разомасова Е.А. Социальный аутсорсинг и экономическое равновесие // Идеи и идеалы. — 2011. — Т. 2, № 4. — С. 10-16.
  • Richard Heeks, Shoba Arun. Social outsourcing as a development tool: The impact of outsourcing IT services to women’s social enterprises in Kerala // Journal of International Development. — 2010. — Т. 22, № 4 (май). — С. 441–454.

Социальный аутсорсинг — Википедия. Что такое Социальный аутсорсинг

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Социальный аутсорсинг — передача социальными учреждениями на постоянной основе внешним исполнителям тех или иных своих функций, включая предоставление социальных услуг[1][2].

Описание

На практике причиной обращения к внешним компаниям могут являться: высокий уровень неэффективных расходов, неоптимизированная система управления, низкий уровень доходов учреждений социальной сферы и так далее[3].

В условиях конкуренции аутсорсинговые социальные услуги, оказываемые частными организациями, часто в несколько раз превосходят по качеству соответствующие услуги, оказываемые государственными учреждениями[4].

В России исследователи обращают внимание на полезность аутсорсинга для оказания муниципальных услуг. Социальный аутсорсинг может привести к тому, что функции муниципалитета могут быть сведены только к «организации контроля за качеством предоставления внешними исполнителями муниципальных услуг» и для анализа «результатов указанной деятельности»[5]. Для развития практики применения социального аутсорсинга в муниципальном управлении предлагается внедрять частно-государственные партнёрства; поддерживать конкуренцию среди организаций, оказывающих аутсорсинговые услуги, в том числе путём стимулирования создания новых некоммерческих организаций; шире использовать многофункциональные центры в удалённых поселениях[6].

Примечания

  1. ↑ Маяцкая, 2013, с. 250.
  2. ↑ Heeks, Arun, 2010.
  3. ↑ Зобнин, 2011, с. 169.
  4. ↑ Маяцкая, 2013, с. 250-251.
  5. ↑ Зобнин, 2011, с. 170.
  6. ↑ Зобнин, 2011, с. 177.

Литература

  • Социальный аутсорсинг // Экономические основы социальной работы: Учебник для бакалавров / под ред. И.Н. Маяцкой. — М : Дашков и К, 2013. — С. 248-251.
  • Зобнин А.В. Реализация концепции социального аутсорсинга на территории Фурмановского муниципального района Ивановской области // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2011. — № 1. — С. 167-178.
  • Басс А.Я., Разомасова Е.А. Социальный аутсорсинг и экономическое равновесие // Идеи и идеалы. — 2011. — Т. 2, № 4. — С. 10-16.
  • Richard Heeks, Shoba Arun. Social outsourcing as a development tool: The impact of outsourcing IT services to women’s social enterprises in Kerala // Journal of International Development. — 2010. — Т. 22, № 4 (май). — С. 441–454.

Аутсорсинг — Википедия. Что такое Аутсорсинг

У слова «сорсинг» есть и другие значения; см. сорсинг.

Аутсо́рсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника и/или ресурса) — передача организацией, на основании договора, определённых видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области. В отличие от услуг и поддержки, имеющих разовый, эпизодический или случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг обычно передаются функции по профессиональной поддержке бесперебойной работы отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года).

Аутсорсинг позволяет повысить эффективность предприятия в целом и использовать освободившиеся организационные, финансовые и человеческие ресурсы для развития новых направлений или концентрации усилий, не требующих повышенного внимания.

В российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учёта, обеспечение функционирования офиса, переводческие услуги, транспортные услуги, поддержка работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры, рекламные услуги, обеспечение безопасности.

По данным Института аутсорсинга (Outsourcing Institute, США), аутсорсинг является развивающимся видом оптимизации деятельности предприятий, причем наибольший рост наблюдается в сфере финансов и бухгалтерского учёта. Статистика, собранная в 1997 году Американской ассоциацией управления, показала, что уже тогда 20 % из числа 600 опрошенных фирм передали на аутсорсинг хотя бы некоторую часть финансовых и бухгалтерских операций, а 80 % — часть административных функций.

Виды аутсорсинга

Производственный аутсорсинг

При производственном (или промышленном) аутсорсинге сторонней организации передаются частично или целиком производство продукции или её компонентов.

ИТ-аутсорсинг (ITO)

Предполагает делегирование внешней специализированной компании решение вопросов, связанных с разработкой, внедрением и сопровождением информационных систем как целиком на уровне инфраструктуры предприятия (сопровождение оборудования или ПО), так и объёмов работ, связанных с развитием и/или поддержкой функционирования отдельных участков системы (программирование, хостинг, тестирование и т. д.).

Аутсорсинг управления знаниями (KPO)

KPO предполагает управление процессами, которые требуют глубокого изучения или серьёзной аналитической обработки данных, формирования и управления базами знаний, которые в последующем могут использоваться в том числе и для поддержки принятия решений. Аутсорсинг управления знаниями сейчас только начинает получать распространение на территории США[1].

Легальный аутсорсинг

В ряде случаев организация обязана передать функции по осуществлению определённой деятельности сторонним организациям. Например, паевой инвестиционный фонд не может самостоятельно вести учёт, контроль и управление собственными активами. Для этого он обязан прибегать к услугам хранителя, аудитора и управляющей компании[2].

Наиболее распространённые формы аутсорсинга

На сегодняшний день в мире существует множество разновидностей аутсорсинга[3] бизнес-процессов, многие из которых успешно применяются и на российских предприятиях. В зависимости от специфики, отрасли деятельности, целей и задач в каждой конкретной организации процессы, которые передаются сторонним компаниям, могут существенно отличаться друг от друга. Тем не менее, существует несколько характерных примеров, реализация которых возможна для большинства предприятий независимо от их размера.

Аутсорсинг в сфере ИТ

Развитие корпоративных информационных систем привело к возможности их аутсорсинга. До 90-х годов некоторые типы аутсорсинга (например, оффшорный аутсорсинг колл-центров) технически было чрезвычайно трудно реализовать.

Часто под аутсорсингом информационных процессов понимается аутсорсинг ИТ-процессов организаций, не связанных с ИТ-отраслью непосредственно. В западных странах распространен комплексный ИТ-аутсорсинг, в рамках которого подрядчику передается вся ИТ-инфраструктура заказчика.

В России такой подход используется крайне редко, компании предпочитают использовать его ограниченные варианты, такие как хостинг приложений или поддержка корпоративных сайтов. В настоящее время основными поставщиками аутсорсинговых ИТ-услуг в России являются системные интеграторы, однако за последние 2-3 года появился ряд крупных российских игроков, для которых аутсорсинг является основным видом деятельности.

Вместе с тем, на российский рынок активно выходят крупнейшие мировые «игроки»: IBM и HP. Модель SaaS также можно рассматривать как вариант аутсорсинга в области эксплуатации программного обеспечения.

Аутсорсинг в сфере ИТ — передача стороннему подрядчику ряда внутренних услуг и (или) внутренних сервисов компании-заказчика, в том числе на основе использования (например, аренды) его программных продуктов, приложений, технических средств и фрагментов инфраструктуры. Простейшим вариантом подобной практики является хостинг сайта компании. Многие современные компании пользуются услугами аутсорсинга, что говорит о его популярности и выгодности для конечного потребителя. Аутсорсинг может рассматриваться как сервис, организованный определенной компанией, где несколько услуг предоставляются комплексно для полного охвата потребностей клиента.
На практике, обычно акцент ставится на одну из конкретных услуг.

Обслуживание инфокоммуникационных систем предприятия

Абонентское обслуживание компьютеров — наиболее распространенный на практике вид аутсорсинга в ИТ-сфере.

При таком виде обслуживания заказчику предлагается комплексный набор услуг, позволяющий ему обойтись без собственного системного администратора или же значительно снизить его загрузку. Абонентское обслуживание компьютеров, как правило, включает в себя следующие виды услуг:

  • настройку и обновление аппаратной части оборудования;
  • настройку и обновление программного обеспечения;
  • создание защиты против взломов и проникновения в сеть;
  • антивирусная профилактика;
  • оперативный ремонт и замену оборудования;
  • профилактические мероприятия по предотвращению поломок и износа оборудования;
  • резервное копирование информации;
  • консультирование и обучение персонала.

На практике те же фирмы часто оказывают сопутствующие услуги — поддержка работоспособности оргтехники, модернизация (upgrade) компьютерного парка, прокладка локальных сетей, IP-телефония и настройка АТС, ИТ-аудит и консалтинг. Поэтому обслуживание компьютеров часто приобретает форму обслуживания всего комплекса информационных систем предприятия-клиента.

Аутсорсинг ЦОД

Во многих отраслях компании сталкиваются с необходимостью пользоваться услугами дата-центров или ЦОД (Центр Обработки Данных). Строительство собственного ЦОД требует от компании привлечения финансирования, проведения общестроительных работ, решения проблем с энергоснабжением, закупки серверного оборудования, организации службы эксплуатации ЦОД и обеспечения безопасности. ЦОДы периодически требуют текущей и капитальной модернизации. Многие компании предпочитают вместо создания корпоративного ЦОД заключить договор SLA с коммерческим ЦОДом и получить услуги ЦОД как сервис.

Внешнее размещение инфокоммуникационных систем (SaaS)

Аутсорсинг размещения ИТ-систем (модель «программное обеспечение как услуга», англ. Software as a Service, SaaS) является разновидностью аутсорсинга информационных процессов. В отличие от обычного хостинга, SaaS аутсорсер не только предоставляет физическое оборудование для размещения информационных систем, но и обеспечивает их установку, поддержку и обновления.

В рамках модели SaaS заказчики платят не за владение программным обеспечением как таковым, а за его аренду (например, за его использование через веб-интерфейс). Таким образом, в отличие от классической схемы лицензирования ПО, заказчик несет сравнительно небольшие периодические затраты, и ему не требуется инвестировать существенные средства в приобретение системы. Схема предполагает, что если необходимость в программном обеспечении временно отсутствует, заказчик может приостановить выплаты.

Схема SaaS наглядно демонстрирует взаимосвязь между различными видами BPO. Компания, разрабатывающая SaaS-системы по управлению персоналом или бухгалтерскому учёту, может одновременно являться провайдером BPO-сервисов в этих направлениях.

Разработка программного обеспечения

Широкое распространение получил аутсорсинг разработки программного кода. Традиционным лидером в области ИТ-производства является Китай, а ведущими разработчиками программного кода — Индия, страны Восточной Европы, Белоруссия, Украина и Россия. В течение 2007—2008 годов сразу несколько ведущих ИТ-корпораций открыли в России собственные центры разработки.

Россия, Украина и Белоруссия, вместе с рядом других развивающихся стран (в первую очередь Индией), входят во второй эшелон популярных направлений для аутсорсинга разработки программного обеспечения сразу после Индии и Китая. В России и Белоруссии в число лидеров в области разработки программного обеспечения входят компании EPAM Systems, IBA Group, Intetics, Luxoft, ICL Services, Accenture, Exigen Services, Reksoft, Auriga, DataArt, MERA, ЛАНИТ[4][5][6][7]. Среди зарубежных компаний можно отметить, например, Topcoder.

Аутсорсинг в финансовой сфере

Бухгалтерское обеспечение

Бухгалтерский аутсорсинг — один из вариантов бухгалтерского обеспечения функций учёта и отчетности на предприятии, за которое несёт полную ответственность, в соответствии с законодательством РФ, руководитель предприятия. В данном варианте в целях обеспечения бухгалтерского учёта на своём предприятии и предоставления необходимой отчётности ФНС и внебюджетным фондам используется специализированная компания. Формы сотрудничества могут быть весьма разнообразны, начиная от формирования «нулевой отчётности» и до регулярного сотрудничества на ежедневной основе.

Теоретически и практически, бухгалтерская компания может полностью выполнять все функции бухгалтерии предприятия вплоть до исполнения банковских платежей и выставления первичных документов контрагентам. Однако это не исключает возможности построения достаточно сложных и гибких бизнес-процессов с использованием внешних компаний и собственных сотрудников для достижения максимальной эффективности.

Не стоит путать аутсорсинг бухгалтерии с привлечением внештатного бухгалтера. Аутсорсингу присуща, главным образом, передача регулярных функций. В то время как привлечение внештатного специалиста необходимо расценивать скорее как передачу эпизодических объёмов работ конкретному исполнителю.

Одним из очевидных недостатков аутсорсинга финансовых процессов и бухгалтерского учёта являются опасения заказчиков за сохранность принадлежащей им финансовой информации, за правильность ведения и предоставления финансовой и налоговой отчетности в регулирующие органы. И хотя крупные аутсорсинговые компании обладают соответствующей компетенцией и несут ответственность перед заказчиком за правильность и своевременность предоставления информации, тем не менее, именно финансовый отдел и бухгалтерия заказчика отвечают перед государством за правильность и своевременность отчетности. Как следствие, крупные заказчики в России неохотно идут на такой аутсорсинг, предпочитая вести бухгалтерию самостоятельно. Как следствие, критически важным активом любой аутсорсинговой компании является её репутация на рынке и отзывы уже состоявшихся клиентов.

Инвентаризационный аудит

Передача процесса инвентаризации на аутсорсинг, как правило, связана с решением проблем, связанных с учётом имущества. Используется технология, основанная на штриховом кодировании[8]. Носителем информации об учитываемом объекте является специальная самоклеящаяся этикетка со штрихкодом, разрушающаяся при попытке её снятия (аналог инвентарной бирки). Основные средства, товары и материалы маркируются этикетками или бирками. Для сбора информации об имуществе при проведении инвентаризации используются терминалы сбора данных со встроенным сканером штрихового кода.

Обеспечение взаиморасчетов с персоналом

Аутсорсинг расчёта заработной платы обычно основывается на бизнес-модели SaaS. При этом подразумевается именно расчёт заработной платы, премиальных, командировочных, пособий, компенсаций и т. д., а не осуществление выплат.

Аутсорсинг в сфере управления персоналом

Любая компания вынуждена решать задачи, связанные с управлением персоналом — наймом сотрудников, расчетом компенсаций и налоговой отчетностью. При этом подобная деятельность является профильной лишь для кадровых агентств. Именно поэтому практика аутсорсинга управления персоналом (англ. HRO, Human Resources Outsourcing) приобрела значительную популярность. Чаще передаются процессы, связанные с подбором и поиском сотрудников (а также лизингом персонала и аутстаффингом), реже — процессы кадрового администрирования и расчёта заработной платы.

Практика аутсорсинга процессов управления персоналом широко распространена в России. Примерами компаний, предоставляющих услуги по набору и найму персонала являются различные кадровые агентства. Поставщиков комплексных услуг аутсорсинга в сфере управления персоналом и кадрового администрирования в России значительно меньше.

Основными направлениями использования аутсорсинга персонала являются:

  • Аутсорсинг логистического и складского персонала. Именно применение аутсорсинга логистического и складского персонала является решением для предприятий, которые требуют быстрого запуска и обеспечения функционирования целого направления.
  • Аутсорсинг строительного персонала. Компании, пользующиеся аутсорсингом строительного персонала, решают вопрос сезонной активности своего направления.
  • Аутсорсинг торгового персонала. Использование аутсорсинга торгового персонала обеспечивает любые торговые сети необходимым количеством персонала непосредственно со дня её открытия.
  • Аутсорсинг гостиничного и ресторанного персонала. Вопрос высочайшей квалификации сотрудников, которая имеет прямое влияние на уровень удовлетворенности посетителей, решается посредством аутсорсинга гостиничного и ресторанного персонала.
  • Аутсорсинг производственного персонала. Сложности в выполнении вспомогательных процессов исключаются в случае применения аутсорсинга производственного персонала. При этом, аутсорсингу персонала по плечу любое направление.
Использование внештатного персонала

Выведение персонала за штат (аутстаффинг) — кадровое агентство (или иная структура) оформляет сотрудников компании в свой штат, при этом сотрудник остается на своем рабочем месте и выполняет прежние обязанности. В зависимости от особенностей налогообложения, это может существенно снизить реальную стоимость найма или позволит получить специальные льготы для компаний с малым штатом.
Развитием этой ситуации является направление временно свободного персонала на работу в разные предприятия (лизинг персонала).

Аутсорсинг в сфере розничной торговли

Ретейл аутсорсинг (от англ. retail outsourcing: использование внешнего источника/ресурса в розничной торговле) — одна из разновидностей аутсорсинга бизнес-процессов, предполагающая передачу ряда операционных функций розничного торгового предприятия сторонним специализированным подрядчикам. В первую очередь, речь идет о ресурсном обеспечении логистических и расчетно-кассовых функций в торговой точке. Включает различные виды работ, связанные с движением товаров от производителя до конкретного места на полке магазина, в том числе транспортировку, складское обслуживание, выполнение кассовых операций, сопровождение на прилавке и мерчандайзинг. Кроме того, к ретейл аутсорсингу относятся функции, связанные с упаковкой, фасовкой и комплектацией товаров, которые могут осуществляться внешними компаниями как на своих производственных мощностях, так и непосредственно на складах и торговых площадях розничных предприятий. В обязанности привлекаемых подрядчиков входит постановка всего бизнес-процесса «под ключ», в том числе подбор, обучение и ротация задействованного линейного персонала, контроль качества оказываемых услуг, оформление требуемой разрешительной документации и допусков.

Аутсорсинг в области сбытовых (маркетинговых) коммуникаций

Исходящий телемаркетинг и обработка телефонных вызовов

Ещё одним распространённым примером аутсорсинга бизнес-процессов является аутсорсинг процессов в области управления взаимоотношениями с клиентами (англ. CRM) и, в частности, аутсорсинг обработки телефонных вызовов и передача на сторону колл-центров. Многие западные компании используют именно этот тип аутсорсинга, размещая колл-центры в местах с дешевой рабочей силой, зачастую, в других странах.

Лидирующим поставщиком услуг по аутсорсингу колл-центров является Индия, способная предоставить западным компаниям приемлемое качество по низким ценам (за счёт дешёвой рабочей силы)[9][10]. Достаточно часто колл-центры размещаются в странах Восточной Европы[источник не указан 2012 дней], а также в некоторых арабских государствах (например, в Египте)[11].

Аутсорсинг колл-центров в России также достаточно распространён, однако имеет несколько другую форму. Требования к владению русским языком практически исключают размещение колл-центров в дальнем зарубежье и даже в некоторых странах СНГ. Поэтому многие компании предпочитают переносить центры обслуживания клиентов в российские провинциальные города со сравнительно дешёвой рабочей силой. Для управления колл-центром часто создаётся отдельное юридическое лицо, что позволяет считать это сорсинговой моделью, но не является аутсорсингом (инсорсинг).[источник не указан 2012 дней]

Аутсорсинг офисной печати

Аутсорсинг офисной печати — передача в управление всей офисной печатной техники с дальнейшей установкой аутсорсером своего печатного оборудования. При этом фирма переходит на оплату за одну печатную страницу[12].

Другие формы аутсорсинга

Правовое и информационное обеспечение

Нередко компании вместо штатного юриста предпочитают пользоваться аутсорсингом. Как правило, это обходится значительно дешевле, чем содержание собственного специалиста. Юридические услуги, как и бухгалтерские, нужны любому предприятию, учреждению или общественной организации, но в большинстве случаев нагрузки просто недостаточно, чтоб сделать выгодным использование штатного юриста.[источник не указан 2012 дней]

Аутсорсинг издательской деятельности

Типичными примерами аутсорсинга также являются передача стороннему исполнителю функций перевода, печати и постпечатной обработки документов, издание корпоративных газет и журналов[13]. Издательство имеет штат редакторов, корректоров, отдел вёрстки, внештатных авторов. Для перевода материалов, печати изданий и распространения (наиболее ресурсоёмкие и дорогие направления) могут привлекаться сторонние организации.
Отдельным направлением издательского аутсорсинга является организация и обеспечение продаж печатных СМИ.

Логистический аутсорсинг

Словосочетание «логистический аутсорсинг» обозначает приобретение у третьей стороны услуг по управлению запасами, транспортировке товара, его складированию и всем связанным с этими операциями бизнес-процессам.

Социальный аутсорсинг

Социальный аутсорсинг — передача социальными учреждениями на постоянной основе внешним исполнителям тех или иных своих функций, включая предоставление социальных услуг[14].

См. также

Примечания

Литература

  • Дж. Брайан Хейвуд. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ = Outsourcing Dilemma, The: The Search for Competitiveness. — М.: «Вильямс», 2004. — С. 176. — ISBN 0-273-65617-1.
  • Михайлов Д. В. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса. Учебное пособие. — М.: КноРус, 2006. — ISBN 5-85971-180-8.
  • Бравар Ж-Л, Морган Р. Эффективный аутсорсинг. Понимание, планирование и использование успешных аутсорсинговых отношений. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2007. — ISBN 978-966-415-023-8.
  • Евгений Аксенов, Игорь Альтшулер. Аутсорсинг: 10 заповедей и 21 инструмент. — СПБ: Питер, 2009. — С. 464. — ISBN 978-5-388-00539-7.
  • А. Д. Воронченок, А. С. Тихомиров, С. В. Скородумов. Аутсорсинг высоких технологий при создании новой техники. — М., 2006.

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *