Автор технологии саморазвития: Статья на тему: Технология саморазвития школьника по Селевко – Технология саморазвития стала альтернативой муштре и догматизму

Содержание

Технология саморазвития стала альтернативой муштре и догматизму


Время чтения 9 минут

Технология саморазвития стала альтернативой муштре и догматизму, доминирующим в конце XIX века. Идея о том, что человек по своей природе стремится к развитию и должен это делать собственными силами, стала привлекательной для современных ученых и практиков. Это стимулировало разработку специальных методик, направленных на наиболее полное выявление потенциала каждой личности.

Если люди не реализуют внутренние творческие возможности в полной мере, они чувствуют себя несчастными. Любая технология саморазвития помогает устранить шаблонные и догматические подходы в пользу индивидуализации.

Великие философы и мыслители, такие как Аристотель, Фома Аквинский, утверждали, что люди приходят в этот мир с разными творческими возможностями, потенциалами и талантами. Сегодня существует задача научиться выявлять разнонаправленность этой одаренности с детства и создать условия для наиболее полной ее реализации на благо общества.

Стать гением во взрослом возрасте довольно сложно, так как больше половины информации мозг усваивает до 10 лет, после чего интенсивность развития снижается.


Наибольшее число сторонников имеет технология саморазвития человека с раннего возраста по методу итальянского педагога Марии Монтессори.

<<Оглавление>>

Метод Монтессори

Метод Монтессори

М. Монтессори относилась к детям, как к существам, способным развиваться самостоятельно, которым необходимо предоставлять «пищу» для естественного процесса самопознания, создать способствовавшую ему атмосферу.

По ее предположению, человек проходит две эмбриональные стадии: зарождение физического тела и зарождение психики. Происходит формирование разума, языковых навыков, человеческих способностей, и этому нельзя мешать.

Сознание адаптируется к окружающей среде самостоятельно, у него нет другой цели, кроме как улучшить себя. Монтессори разработала методику саморазвития под названием «впитывающий ум», с помощью которой, личность сама формирует себя.

Главный принцип такой педагогической системы заключается в дисциплине, основанной на свободе. Его нелегко понять сторонникам традиционных школьных методов. Классическое воспитание делает ребенка молчаливым, тихим, пассивным и неподвижным. Дисциплина свободных детей – деятельная и активная.

Мария Монтессори вкладывала в понятие «дисциплина» внутреннюю способность владеть собой, умение достичь баланса между тем, что хорошо для других и тем, что хорошо для себя. По ее методике ребенок сам контролирует и регулирует свою активность. Он самостоятельно определяет свои действия, вместо того чтобы делать то, что ему налагает педагог.

В обычном детском саду, все, что можно использовать в деятельности ребенка, надежно от него прячут в закрытых шкафчиках. Всех кто побывал в настоящих группах Монтессори, удивило, что дети в них свободно перемещаются по групповой комнате и берут с полок любые материалы. При этом они не бегают и не кричат, а сосредоточенно работают и после окончания урока ставят предметы на свои места.

Свобода по этой системе педагогики не представляет собой вседозволенность, а является защитой прав ребенка на индивидуальность и принятие самостоятельных решений. К малышу относятся как к личности, имеющему право на собственное мнение.



Метод Монтессори сочетает дисциплину и свободу

Метод Монтессори поразительно сочетает дисциплину и свободу

Ребенку создают все условия для того, чтобы он освоил независимость начиная с первых месяцев посещения детского сада. После приобретения навыков взаимодействия с миром, дети открывают путь к внутренней дисциплине. Они учатся упорядочивать свои волевые движения, концентрировать внимание на предметах окружающей обстановки, составляющих дидактический материал.

Проводятся специальные уроки вежливости, помогающие освоить нормы человеческого поведения. В процессе обучения обходят стороной типичный взрослый стереотип о том, что хорошо быть тихим, пассивным ребенком и плохо проявлять активность и деятельность, мешающую взрослым и раздражающую их.

Наоборот, активное поведение поощряется и является необходимым, но при этом его упорядочивают и направляют на освоение окружающей действительности. В группах Монтессори устанавливается несколько правил для поддержания коллективного порядка. Каждый ребенок заинтересован в нем для нормальной работы.

Дети в группах не играют в стирку и глажку, а делают это «по-взрослому», используя настоящие тазики и мыло, и другие материалы в мини-варианте. Всем им прививается принцип: «Помоги мне сделать самому».

Ребенок не боится, что взрослый вмешается, грубо нарушит работу, которую он делает. Отсутствие этого страха способствует появлению интереса к самостоятельной работе, обретению навыков планирования и выбора, появлению внутреннего мотива к деятельности и творчеству.

Такие дети уважают себя и тех, кто хорошо знает свое дело, способны делать поражающие открытия и сотрудничать с другими. Малыши, воспитанные по такой системе, всегда готовы отстаивать свое мнение, поэтому им нужно доходчиво объяснять каждое действие.

Если человека принуждают к выполнению работы, в процессе у него быстро возникает апатия. И наоборот, когда личностью движет интерес, она делает все слажено и качественно. Самые успешные люди — это те, кто занимаются своим делом с большим энтузиазмом и любовью.

Человек не может стать свободным, если он несамостоятелен. Поэтому активность и проявления индивидуальной свободы детей нужно направлять так, чтобы он становился самостоятельным.


Личностно-ориентированная «технология» саморазвития по К. Роджерсу

Основоположник гуманистической психотерапии и психологии, величайший психолог ХХ века, Карл Роджерс был противником любой технологичности. Именно поэтому в теме это слово взято в кавычки. Но поскольку данный термин прочно укрепился в современной науке, будем использовать понятие «технология саморазвития», подразумевая некоторую систему действий, не гарантирующую наперед заданных результатов.

Личностно-ориентированная «технология» саморазвития по К. Роджерсу

Роджерс считал, что человеком движет стремление к актуализации и самоактуализации. Им были выделены такие понятия, как «Я-идеальное», «Я-реальное» и «Социальное окружение».

Личность имеет определенное представление о себе, своих установках, ценностях и чувствах. Все это отражает реальное Я. В то же время в каждом живет образ своего идеального Я, отражающий того, кем бы хотел человек быть. Социальное окружение человека складывается из норм, ценностей, способов поведения и взглядов.

Если реальное Я не соответствуют идеальному Я, у человека возникает чувство беспокойства. Действия в угоду социальному окружению, вопреки естественному стремлению к идеальному Я, делает личность еще более дезадаптированной. Появляются психологические проблемы, на фоне которых человек начинает выстраивать защиты, искажая и отрицая опыт.

В соответствии с методикой самосовершенствования по Роджерсу, только получив субъективную свободу, люди могут действовать в соответствии со своим идеальным Я. Если личность делает выбор в пользу несвободы (социального окружения), у нее возникают проблемы.

Именно на этом принципе и основана психотерапия: помочь человеку быть самим собой, жить в согласии личным опытом. Однако сам психотерапевт также является частью социального окружения, поэтому ему не следует навязывать своему клиенту что-либо.

Задачей этой развивающей системы является направить личность на поиски движущей силы личностного роста. Роджерс считал, что ее источники находятся внутри человека, а не вовне. Исходящим условием самосовершенствования признается принятие себя.

Технология саморазвития: педагогика ненасилия



Педагогика ненасилия — это гуманистически ориентированный подход, возникший относительно недавно (конец 1980 — начало 1990-х гг.). Изначально сформировалось движение прогрессивных педагогов, которые выступали против любых форм принуждения детей. Позже была сформирована технология личностного саморазвития человека.

Сторонники педагогики ненасилия утверждали, что традиционные формы и методы воспитания блокируют полноценное саморазвитие личности. Задавая наперед требуемые результаты, и контролируя действия ребенка, они мешают развиваться естественной способности к самопознанию и самостоятельной работе.

педагогика ненасилия

Если результатов достичь не удалось, малыша наказывают штрафными санкциями в форме плохих оценок, воспитательных лекций и других видов наказания. Поэтому в обычных школах и детских садах дети испытывают страх, тревогу, напряженность, что блокирует возможность самосовершенствования.

Саморазвитие является естественным процессом и его нельзя навязать. Чтобы ребенок активно с желанием включился в деятельность, ему должно быть интересно. По своей природе люди стремятся к свободе, поэтому немаловажно предоставить малышу право выбора. Только в таком случае человек может подниматься по ступеням саморазвития, реализовываться и быть субъективно свободным.

Выбирая значимое для себя направление, личность берет на себя неоспоримую ответственность. Она осознает, что держит ответ не перед обществом, а прежде всего перед своей совестью, являющейся нравственным ориентиром.

Основы методики саморазвития Г. К. Селевко

Как говорил М. Волошин: «Ребенок – это непризнанный гений средь буднично серых людей». Сегодня наблюдается важная мировая тенденция перехода от объяснительно-иллюстративных форм обучения к технологиям саморазвития человека.

Рост и развитие живого организма управляется программой, передающейся генами. Человек формируется под воздействием окружающей среды, усваивая и отражая общественный опыт и нормы. Однако не только наследственная программа и окружающая среда играют роль в становлении личности, но и складывающиеся в его психике опыт, способности и качества.

Технология саморазвития кандидата педагогических наук, Г. К. Селевко, предполагает использование мотивов самосовершенствования личности. Эту систему называют саморазвивающим обучением.


Технология саморазвития по Селевко имеет важные особенности. В процессе воспитания, обращают внимание на самоутверждение, самовыражение, защищенность и самоактуализацию ребенка.

В традиционной системе обучения такие психические процессы протекают самопроизвольно, спонтанно, неосознанно, без возможности влияния на них. По методике саморазвития Селевко, детям открывают «тайну» процессов, которые происходят в его психике, их знакомят с понятиями и закономерностями самопознания, самообразования и самовоспитания.

саморазвитие личности Алексея Ухтомского

Технология саморазвития личности Алексея Ухтомского

Известный биолог и физиолог А. А. Ухтомский утверждал, что вся жизнедеятельность человека являет собой цепь разнообразных доминант, сменяющих друг друга. Они могут оказывать разную степень влияния, осознаваться и не осознаваться личностью.

Под доминантами ученый подразумевал мотивации, господствующие потребности и установки личности. Применение принципа Ухтомского доказало многие закономерности формирования и развития психики людей.

Исследования ученого показали, что доминанты являются важнейшими механизмами самовоспитания. В человеческой природе существенно доминирует творчество, поиск истины и нравственное совершенствование.

Ухтомским совместно с Селевко была создана технология саморазвития, которую используют и сегодня.

Активация процесса самосовершенствования происходит при следующих условиях

  • осознание возможностей личностного роста, целей и задач;
  • адекватные условия обучения, самовоспитания, уклада жизни;
  • занятие творческой самостоятельной деятельностью, приобретение опыта успеха, тренинг достижений;
  • мотивационная установка на самовоспитание.

Эту технологию эффективного саморазвития человека используют для достижения больших успехов в персональном прогрессировании.

По мнению Ухтомского, истинными причинами недостатков человека и его неудач являются не обстоятельства, а он сам, его внутреннее духовное содержание. Поэтому при столкновении с жизненными проблемами, решение необходимо искать, прежде всего, в себе, во внутренней перестройке и самосовершенствовании.


Смысл жизни – это первая необходимая доминанта. Личность постоянно духовно самосовершенствуется, движется к идеалам истины, красоты и добра. В процессе этого движения ей открывается истинная ценность духовных благ, счастье служения Богу и людям.

У человека по природе имеется потребность в познании, поэтому он рано или поздно задается вопросом: что есть истина? Прогресс общечеловеческого сознания является доказательством того, что истина существует. Движение к ней и есть сама жизнь.

Алексеем Ухтомским был сформулирован закон общения «Двойник и Заслуженный собеседник». Двойник выступает психофизиологически оправданным состоянием человека, когда он судит о мире через призму своих индивидуальных потребностей. Чтобы найти путь к Заслуженному собеседнику, личности необходимо освободиться от Двойника.

Индивидуальная технология саморазвития

Собеседник по теории Ухтомского – это главная цель жизни за рамками личных потребностей, работа над собой ради других, перевод внимания с себя на жизнь ближнего человека. Пока человек не уйдет от Двойника, он зациклен на себе и не видит многообразия остального мира. И только пробив скорлупу своего одиночества, он ставит в центр доминанту в лице другого и делает большой прыжок в саморазвитии.

Индивидуальная технология саморазвития

Каждый человек – это индивидуальность, поэтому и систему саморазвития нужно подбирать и создавать индивидуально. Следовательно, стоит задуматься над самостоятельной разработкой уникальной программы личностного роста, благодаря которой можно достичь эффективных результатов.

Прежде всего, нужно сделать ставку на развитие сильных сторон, не забывая о борьбе с теми качествами, которые создают препятствия в развитии. Таким образом, личность делает первые шаги к намеченным целям, и в дальнейшем сможет получить перспективы активации своих скрытых возможностей.

Если человек стремится к саморазвитию, верит в себя и свои способности, он стоит на пути открытия более сложного системного мировоззрения. Непосредственный и рискованный процесс освобождения и самораскрытия может быть открыт только для уверенной личности, уважающая себя.

Педагогические «технологии» ориентированные на самопознание и саморазвитие личности - ШКОЛА


Демократизация и гуманизация образования неизбежно привели к необходимости переориентации обучения и воспитания на личность учащегося, переходу от авторитарного стиля общения к демократическому. Основная задача современного учителя – воспринимать учащегося как самоизменяющийся субъект учения, воспитывать в нем потребность в самопознании и самосовершенствовании, правильное восприятие меры свободы и ответственности, формировать у него общие приемы и методы интеллектуальной и практической деятельности.

Когда речь идет о руководстве самопознанием и саморазвитием, то его предпочтительнее осуществлять на основе идей сопровождения, которое, не умаляя роли активности личности, дает возможность создавать условия для самопознания и саморазвития, что не исключает, в случае необходимости, оказать помощь и поддержку учащимся, воспитателям, учителям, родителям и т. п.                                   
 Т. И. Чиркова

Идея саморазвития оказалась настолько привлекательной для современной науки и практики, что смогла стимулировать разработку специальных технологий, где потенциал каждой личности выявляется наиболее полно. В нашей стране такие возможности возникли совсем недавно, буквально в последней четверти XX столетия, и связаны с более широким контекстом развития общества в целом: процессами демократизации и гуманизации. 

К.Роджерс является величайшим психологом XX столетия, основоположником гуманистической психологии и психотерапии. В названии темы неслучайно «технология» взята в кавычки, так как сам Роджерс принципиально выступал против всякой технологичности, формирования, как противоречащих сути его концепции, подходу, взгляду на Человека. В этом он, несомненно, прав, но, поскольку термин «технология» прочно укрепился в современной педагогической науке и практике, здесь и в дальнейшем он будет использоваться с известными оговорками, подразумевая некоторую систему работы, организацию обучения и воспитания, которая ни в коем случае не гарантирует полного достижения наперед заданных результатов.

Личностно-ориентированная «технология» К. Роджерса

В концепции К.Роджерса по мнению автора, ведущим мотивом поведения человека выступает стремление к актуализации, а частью базисного стремления к актуализации является стремление к актуализации своего Я (самоактуализация).

В соответствии с этим К.Роджерс выделяет такие понятия, как «Реальное Я», «Идеальное Я», «Социальное окружение».

Реальное Я — это система представлений о себе, своих чувствах, установках, ценностях.

Идеальное Я— кем человек хотел бы быть, его опыт и глубинные переживания.

Социальное окружение — это нормы, ценности, взгляды, способы поведения.

 Несоответствие, возникающее между Реальным Я и Идеальным Я, порождает у человека чувство тревоги, неадаптивные формы поведения. И чем больше он отходит от своего Идеального Я, действуя в угоду Социальному окружению, тем больше оказывается дезадаптированным, испытывает различные психологические проблемы, что вызывает активизацию психологических защит в виде искажения опыта, отрицания его.

Чтобы жить и действовать в соответствии со своим Идеальным Я, человек должен обрести ощущение субъективной свободы. Сложности и проблемы у него возникают с выбором несвободы, т.е. когда он начинает жить в угоду социальному окружению. Отсюда следует важный вывод для психотерапии (напомним — К.Роджерс был психотерапевтом): основная задача психотерапевта заключается в том, чтобы помочь человеку жить в согласии со своим опытом, быть самим собой. Но, в силу того что сам психотерапевт относится к социальному окружению, он не должен влиять на человека, навязывать ему что-либо.

Технология сопровождения самопознания  и саморазвития, разработанная на основе идей педагогики ненасилия*

       Педагогика ненасилия — это относительно новое направление в рамках гуманистически ориентированных подходов, возникшее в конце 1980 — начале 1990-х годов. Оно сформировалось первоначально как движение прогрессивных педагогов, выступавших против различных форм принуждения детей и юношества, а затем приобрело черты самостоятельности. Основная цель педагогики ненасилия — полноценное развитие и функционирование личности, ее саморазвитие блокируются традиционными формами и методами обучения и воспитания, которые наперед задают то. что должен делать ребенок. В случае не достижения каких-либо целей предусмотрены различного рода санкции, например двойка, Это рождает у школьника тревогу, страх, напряженность. Испытывая их, личность не может в полной мере заниматься самопознанием и саморазвитием. 

Поэтому в качестве основных задач в педагогике ненасилия выдвигаются: задача гуманизации процесса обучения и воспитания, взаимодействия взрослых и детей; задача, направленная на развитие способности у подрастающего поколения к осуществлению ненасильственных действий по отношению к окружающим людям, природе, миру в целом; способности противостоять насилию, оказывать в случае необходимости ненасильственное сопротивление, т. е. это задачи по формированию позиции ненасилия, В то же время признается, что сформировать такую позицию извне невозможно, поэтому ставка делается на саморазвитие, самосовершенствование, личностный рост участников педагогического процесса. В качестве ведущей принимается модель сопровождения. Снизить уровень принуждения, создать предпосылки для свободного саморазвития можно, используя принципы ненасильственного взаимодействия педагогов с детьми.  Достижение позитивной открытости по отношению к детям и своей личности. Позитивная открытость характеризуется принятием ребенка таким, какой он есть: с ориентацией не на отрицательные, а на положительные свойства и качества, верой в возможности проявить себя в той или иной сфере жизнедеятельности.

Технология И. П. Волкова

В начальной школе руководители кружков в своей работе пользуются технологией И. П. Волкова. На средней и старшей ступенях развитие творческой самостоятельности продолжается в различных укрупненных структурах: «Воспитательные центры», «Открытый университет самосовершенствования», «Научное общество учащихся».   Занятия по развитию творческих способностей дают возможность воплотить большое количество идей учителя-новатора И. П. Волкова и проводятся в сетке расписаний уроков или во внеклассной работе. Они не только дают возможность проявить себя в процессе творческой деятельности, но и стимулируют самообразовательную деятельность, умение кооперироваться с другими учащимися для достижения конечных целей.

Технология саморазвития личности А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко

В основе Технологии саморазвития личности А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко лежат идеи развивающего обучения Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. В ТСРЛ углубляется положение о субъективности позиции ребенка в образовательном процессе. Герман Константинович Селевко  оставил великое число последователей, претворяющих в жизнь его технологию. К счастью сохранилась запись его выступления на 3-ей Международной конференции «Теоретико-методологические и деятельностно - практические проблемы технологии саморазвития личности А.А. Ухтомского – Г.К. Селевко».

В последнее время в сознании педагогической общественности укрепляется идея о том, что основа образовательного процесса - это деятельность обучаемого по саморазвитию: самовоспитание, самообучение, самоопределение, самореализация. Эта идея лежит в основе технологии саморазвития личности (ТСРЛ) Ухтомского – Селевко и является мощным, но недостаточно используемым средством разрешения актуальных проблем воспитания, достижения гуманистических целей школы. Концептуально ТСРЛ тесно связана с технологией развивающего обучения Эльконина – Давыдова, она, по существу, включает последнюю как частный случай и является ее развитием и продолжением в средней и высшей школе. (из резолюции конференции)

Задача современного педагога – создать необходимые условия для самостоятельного приобретения знаний, для формирования у школьников приемов  умственной работы, навыков продуктивного мышления и многие компетенции, необходимые учащимся для личностного и профессионального самоопределения. Руководитель Департамента образования О.Н.Ларионова в своем выступлении на августовском городском педагогической совете, намечая задачи на новый 2009-2010 учебный год, подчеркнула: «Современный педагог – это педагог, который, используя принципиально иные средства организации учебно-воспитательного процесса и постоянно повышая свой профессионализм, способен обеспечить гибкое индивидуально ориентированное обучение и воспитание, сформировать у учащегося совершенно новые компетенции».

http://read.ru/id/1197858/
Автор: Луковцева Анна
Психология и педагогика. Курс лекций 

Технология саморазвития личности помогает совершенствоваться


Технологии самостоятельного развития личностиНекоторые ученые, в том числе педагоги, сегодня пришли к выводу, что достигает наибольшего прогресса в обучении, становлении только саморазвивающиеся индивиды. Самосовершенствоваться человеку помогает технология саморазвития личности.

Развитие, определяемое содержанием, уровнем психического развития личности в конкретный период, именуется психогенным развитием, саморазвитием. Самовоспитание является неотъемлемой и важной частью процесса саморазвития.

Самовоспитание, самосовершенствование, саморазвитие — процесс управляемого личностью, осознанного развития, в котором целенаправленно, в интересах самой личности, формируются, развиваются ее качества, способности.

Внутренняя часть процесса — психическая деятельность человека как субъекта самовоспитания, саморазвития. Она происходит на внутриличностном уровне, представляя собой:

  • восприятие, определенную переработку информации,
  • присвоение личностью внешних воздействий, адаптацию, трансформацию их в свои качества;
  • понимание (интерпретацию) таких воздействий, их оценку.

Высшие духовные потребности: в познании, в самовыражении, в самоутверждении, в самоопределении, в безопасности, в самоактуализации относятся к стремлениям саморазвития, направленным на созидание, самосовершенствование, улучшение личностью самой себя.

Физиолог, биолог Ухтомский А.А. выдвинул, обосновал фундаментальный принцип доминанты (мотивации, ориентации, установки, господствующей потребности личности), являющийся основой направленной активности живых систем, включая человека.

Применение данного принципа к психическим процессам доказывает многие закономерности формирования, развития человеческой личности.

Вся жизнедеятельность человека являет собой цепь сменяющих друг друга разнообразных доминант. Они могут быть менее или более сильными, осознаваемыми, неосознаваемыми, ситуативными, долговременными. Поэтому доминанты являются важнейшими механизмами самовоспитания.

По мнению А.А.Ухтомского, для человека наиважнейшей является доминанта творчества, постоянного нравственного совершенствования, искания истины.

Научно выработанная существующая ныне технология саморазвития личности Ухтомского-Селевко в своем становлении пережила три последовательных этапа:

  • 1992-1995 гг. – создание инновационной модели на основе школы А.А. Ухтомского;
  • 1995-2002 гг. – разработка, апробирование учебно-методического курса «Самосовершенствование личности» посредством создания межрегиональной сети экспериментальных площадок;
  • 2003-2004 гг. – распространение наработок в практике российских школ в пределах проекта Международной Академии наук педагогического образования «Центра развития, саморазвития личности».

Чтобы процессы самосовершенствования перешли в доминантную фазу в нашем психическом развитии, необходимо наличие условий:

  • осознание личностью целей, задач, возможностей своего развития, саморазвития;
  • адекватные стиль, методы внешних воздействий: условий обучения, самовоспитания, уклада жизнедеятельности;
  • участие личности в творческой, самостоятельной деятельности, определенный опыт успеха, тренинг достижений;
  • создание доминантной мотивации-установки на самовоспитание, формирование культа самосовершенствования.

Таким образом, сегодня существует научно обоснованная технология развития личности, позволяющая достигать больших успехов  в саморазвитии, самосовершенствовании, в персональном прогрессировании.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

Доклад "Технология саморазвития личности"


Слова В. А. Сухомлинский. «Главной целью воспитания должно быть воспитание, побуждающее к самовоспитанию.» «Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а крепкий его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает».  

Кто воздвигнет тебя к небесам? -Только сам. Кто низвергнет тебя с высоты? -Только ты. Где куются ключи к твоей горькой судьбе? -Лишь в тебе. Чем расплатишься ты за проигранный бой? -Лишь собой. 

Самовоспитание - процесс намеренного изменения, возведения человеком себя самого на более высокую ступень физического, духовно-нравственного, социального и творческого развития. (Г.К. Селевко) Самообразование - целенаправленная, свободная и самостоятельная познавательная деятельность, направленная на удовлетворение интересов, потребностей человека в познании окружающего мира. (Г.К. Селевко) 

Условия для организации самовоспитания:

- Надо желать и уметь трудиться.

- Надо постоянно изучать себя.

- Надо поставить перед собой цели самовоспитания.

- Надо знать, как это делать, знать приемы самовоспитания.

- Надо верить в себя. 

Этапы самовоспитания:

- Осознание необходимости усовершенствовать свои личностные качества.

- Появление желания изменить себя.

- Самоанализ, самооценка.

- Определение цели и задачи самовоспитания.

- Включение механизма воли.

- Применение методов, приемов, средств самовоспитания. 

Методы, приемы, средства:

а) Самообязательство, самоприказ, самоуговаривание, самоубеждение.

б) Самовнушение, самопоощрение, самонаказание, самоутешение.

в) Самоконтроль, самооценка.

г) Эмоционально осмысленный перенос в положение другого.

е) Самоинструктирование, самонапоминание. 

В самовоспитании имеет значение: То, какую роль мы играем; С кем мы себя сравниваем; Как мы воспринимаем похвалу в свой адрес; Какой имеем опыт успеха и неудач. 

Средства самовоспитания: Учеба, труд, общественные поручения, художественная самодеятельность, кружки, секции, чтение, программы специального развития. 

Правила способствующие самовоспитанию: Пять надо:

1. Всегда помогать родителям.

2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.

3. Быть честным.

4. Подчинять личные интересы коллективным.

5. Всегда и всюду проявлять добросовестность. 

Пять можно:

1. Веселиться и играть, когда работа сделана на отлично.

2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.

3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится!

4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.

5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам. 

Пять «нужно»:

1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.

2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.

4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте. 

Пять «нельзя»:

1. Учиться без старания, лениво и безответственно.

2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.

4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.

5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком. 

Пять хорошо:

1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)

2. Планировать каждый свой день.

3. Оценивать свои поступки.

4. Сначала думать, а потом делать.

5. Браться вначале за самые трудные дела. 

Поэтапный план работы над собой для учащихся.

1-й этап. Определи общественную цель и смысл своей жизни. Мой нравственный идеал:

а) Девиз жизни.

б) Конечная цель моих стремлений и деятельности.

в) Что люблю в людях и что ненавижу.

г) Духовные ценности человека. 

2-й этап. Познай самого себя. Какой я есть:

а) Мои достоинства.

б) Мои недостатки.

в) Мои интересы и увлечения.

г) Цель моей жизни.

д) Отношение к учебе.

е) Отношение к труду.

ж) Отношение к людям.

з) Объективная самооценка. 

3-й этап. Определи программу самовоспитания. Каким я должен стать:

а) Требование ко мне родителей и учителей.

б) Требования ко мне товарищей, коллектива.

в) Требования к себе с позиции идеала и объективной самооценки.

г) Программа самовоспитания. 

4-й этап. Создать свой образ жизни. Режим:

а) Распорядок дня.

б) Бережное отношение ко времени.

в) Гигиена труда и отдыха.

г) Правила жизни. 

5-й этап. Тренируй себя, вырабатывай необходимые качества, знания, умения и навыки:

а) Самообязательства.

б) Задания самому себе на день, неделю, месяц.

в) Самоубеждение.

г) Самопринуждение.

д) Самообладание.

е) Самоприказ. 

6-й этап. Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания. Самоконтроль:

а) Самоанализ и самооценка работы над собой.

б) Самопоощрение или самонаказание.

в) Совершенствование программы самовоспитания. 

Как этого добиться: Быть интересным как предметник и как личность (одно без другого не работает). Воспринимать требовательность воспитателя учащихся будут только в случае дружелюбных и взаимоуважительных отношений. Уметь восхищаться и радоваться – даже если достижения учащихся едва заметны. Надо ценить самостоятельность. Надо любить учащихся, даже неумного, невоспитанного, неинтеллигентного, даже бездельника, ведь у него еще есть шанс стать лучше, а у нас нет. 

Самовоспитание, самосовершенствование – это великий и долгий труд души, на который уходит иногда вся жизнь. 

Технология "Самосовершенствования личности Г.К. Селевко" в воспитательной работе классного руководителя


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Технология «Самосовершенствование личности» Г.К.Селевко в воспитательной рабо

Описание слайда:

Технология «Самосовершенствование личности» Г.К.Селевко в воспитательной работе Классный руководитель: Мухаметова И.И.

2 слайд

Селевко Герман Константинович – Научный руководитель авторской школы в г. Рыб

Описание слайда:

Селевко Герман Константинович – Научный руководитель авторской школы в г. Рыбинск Ярославской области. Автор технологии « Самосовершенствование личности». Педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, методологических средств, применяемых для достижения педагогических целей.

3 слайд

Проблема: требование современного общества в молодых людях высокообразованных

Описание слайда:

Проблема: требование современного общества в молодых людях высокообразованных, инициативных, предприимчивых, способных творчески реформировать страну.

4 слайд

Цель: создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение лич

Описание слайда:

Цель: создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя.

5 слайд

Задачи: 1.Побуждение учащихся к самосовершенствованию 2.Выявление интересов

Описание слайда:

Задачи: 1.Побуждение учащихся к самосовершенствованию 2.Выявление интересов и склонностей, способностей. 3.Формирование адекватного отношения к себе, самооценка 4. Приобщение к самонаблюдению самоанализу

6 слайд

Особенности технологии: 1. Ориентация на возрастные особенности 2. Ориентация

Описание слайда:

Особенности технологии: 1. Ориентация на возрастные особенности 2. Ориентация на общечеловеческие нравственные ценности 3.Удовлетворение всех потребностей развития личности 4.Системный подход 5. Принцип доминантности.

7 слайд

Доминанта ( по физиологу А.А.Ухтомскому) – временно господствующий очаг возбу

Описание слайда:

Доминанта ( по физиологу А.А.Ухтомскому) – временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий поведению человека определенную направленность и активность в данной сфере. – мотивация, ориентация, установка., господствующая потребность. - «центр, вокруг которого группируются вся деятельность, поведение, творчество человека»

8 слайд

Структура курса: 5 класс– Познай себя. (Саморегуляция поведения). 6 класс – С

Описание слайда:

Структура курса: 5 класс– Познай себя. (Саморегуляция поведения). 6 класс – Сделай себя сам. (Самовоспитание). 7 класс – Научи себя учиться ( Самообразование). 8 класс – Утверждай себя. ( Самоутверждение). 9 класс- Найди себя (Самоопределение) 10 класс - Управляй собой (Саморегуляция) 11 класс – Реализуй себя (Самоактуализация)

9 слайд

Я- концепция – часть структуры личности. 1. Она определяет саморазвитие. 2. Р

Описание слайда:

Я- концепция – часть структуры личности. 1. Она определяет саморазвитие. 2. Регулирует процессы самовоспитания 3.Является источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя. 4.Ругулирует социальное поведение личности 5. Способствует внутренней согласованности личности

10 слайд

Направления практической деятельности учащихся: - общественная - художественн

Описание слайда:

Направления практической деятельности учащихся: - общественная - художественно - эстетическая - техническая - краеведческо- экологическая - учебно- исследовательская - трудовая ( технологическая)

11 слайд

Цель классного руководителя)– – предоставить каждому возможность проявить себ

Описание слайда:

Цель классного руководителя)– – предоставить каждому возможность проявить себя в одной из сфер деятельности. Методика - группа условий, необходимых для эффективного формирования доминанты самосовершенствования: - стиль и методы внешнего воздействия - уклад окружающей среды жизнедеятельности ребенка

12 слайд

Проявляется в: - свобода выражения взглядов - взаимоуважение - проявление здо

Описание слайда:

Проявляется в: - свобода выражения взглядов - взаимоуважение - проявление здорового честолюбия - творческое горение - стремление окружающих к самосовершенствованию

Проявляется в: - свобода выражения взглядов - взаимоуважение - проявление здо

Курс повышения квалификации

Проявляется в: - свобода выражения взглядов - взаимоуважение - проявление здо

Курс повышения квалификации

Проявляется в: - свобода выражения взглядов - взаимоуважение - проявление здо

Курс профессиональной переподготовки

Тьютор

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала:

ДВ-133577

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Статья на тему: Технология саморазвития М. Монтессори


Технология саморазвития

Единственный, кто понимает ребенка, - это другой ребенок.

М. Монтессори

Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века. М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы - поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.

Классификационные параметры:

По уровню применения: общепедагогическая

По характеру содержания: воспитательная + обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + «консультант» + «репетитор».

По организационным формам: альтернативная, клубная, индивидуальная + групповая.

По подходу к ребенку: антропоцентрическая.

По преобладающему методу: игровая + творческая.

По направлению модернизации: природосообразная.

По категории обучаемых: все категории.

Целевые ориентации

• Всестороннее развитие.

• Воспитание самостоятельности.

• Соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности.

Концептуальные положения

• Обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с развитием - ребенок сам себя развивает.

• Обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому» - девиз педагогики Монтессори.

• Вся жизнь ребенка - от рождения до гражданской зрелости - есть развитие его независимости и самостоятельности.

• Учет сензитивности и спонтанности развития.

• Единство индивидуального и социального развития.

• В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах.

• Сущность разума в упорядочении и сопоставлении.

• Отказ от миссии обучать детей; вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры.

• Мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень.

• Сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики — организовать окружающую среду для такого «впитывания».

Особенности содержания

Силы развития заложены в ребенке, но они могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды. При создании ее учитывается прежде всего сензитивность - наивысшая восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

Монтессори-материал есть часть педагогической подготовительной среды, которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности, и отвечает стремлению ребенка к движению.

Монтессори-материалы представляют, по Выготскому, психологические орудия, инструменты опосредованного восприятия мира. Взяв с полки предмет, ребенок концентрируется на определенной цели, медитирует, смотрит внутрь себя: манипулируя им, незаметно приобретает умения.

До 5 лет ребенок - строитель самого себя из чего бы то ни было. Он «утончает», по Монтессори, все свои способности - зрение, слух, дикцию, ловкость. Воспитывающая среда для этого периода представляет материал для практических умений, развития моторики и сенсорики, рук, глаз, речи. Часть его - из повседневных домашних предметов, различных по величине, форме, цвету, запаху, весу, температуре, вкусу.

После 5 лет происходит развитие сознания, ребенок превращается в исследователя, начинает все пробовать, разбирать, обо всем спрашивать. Тут можно ознакомить ребенка с огромным количеством предметов и явлений окружающего мира (дидактические материалы яркие, наглядные). Здесь и математические материалы: числовые штанги с табличками чисел, цифры из бумаги с шершавой поверхностью, кружки, геометрические фигуры, числовой материал из бусин и т.п.

Переход к исследованию текста (как саморазвитие) происходит у ребенка к 8 годам. К этому времени педагогическая среда включает буквы алфавита, буквы из шершавой бумаги, средства письма, тексты, библиотечку.

Речь взрослого как конструктивный материал педагогической среды содержит рассказы, беседы, разговоры, игры. Проявление самовыражения, развития речи взрослые поддерживают, выслушивая ребенка, отвечая на вопросы.

В школьном периоде педагогической средой является вся система: от материальной базы до психологического уклада жизни коллектива. Применяются литературное и художественное творчество, музицирование. Место Монтессори-материалов заменяют мастерские, сцена, мольберт, швейная машинка, ванночки с глиной и пластилином.

Возрастная периодизация, разработанная М.Монтессори:

0-3 года: предметно-чувственная ориентировка;

3-6 лет: сензитивность к речи, освоение языка, наглядно-образное мышление;

6-9 лет: освоение абстрактных действий;

9-12 лет: завершение первого, начального концентра школы;

12-18 лет: гимназическая и старшая ступень.

Дисциплина в свободе

Дисциплина в свободе - вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Как добиться дисциплины в классе свободных детей? Разумеется, в системе Монтессори понятие дисциплины весьма отличается от обычного понятия ее. Раз дисциплина основана на свободе, то и самая дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Это отлично от понимания дисциплинированного ребенка, когда он становится молчаливым, тихим, по сути, пассивным и неподвижным.

Под дисциплиной же Монтессори понимала владение собой как внутреннюю способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других, речь идет об умении контролировать себя. Это активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им сам, а не налагаемые извне педагогом.

Всех кто бывает в настоящих группах Монтессори удивляет, что дети в них не только самостоятельны, но и свободны. Они не только перемещаются по групповой комнате, как хотят, но и берут с полок любой материал. С другой стороны никто не бегает, не кричит, все сосредоточено работают и после окончания занятия самостоятельно ставят все на место. Это поразительное сочетание дисциплины и свободы, возникающее в группах Монтессори прямое следствие независимости, которую осваивает ребенок в ее детских садах в первые же месяцы. Она дает возможность ослабить социальные узы, ограничивающие активность ребенка. Получив навыки взаимодействия с миром, ребенок открывает путь к внутренней дисциплине. Он упорядочивает свои волевые движения, учится концентрироваться на реальных предметах окружающей среды, из которых состоит дидактический материал, и через специальные уроки вежливости осваивает нормы человеческого поведения.

При этом ребенку не навязывается типичный взрослый стереотип по которому хорошо быть тихим, по сути, пассивным ребенком и плохо быть активным, деятельным, а значит мешающим и раздражающим. В Монтессори группах активность поощряется и является необходимой, но она упорядочивается и направляется на осознанное освоение окружающей действительности. В группе всегда есть несколько простых правил, которые помогают поддержать коллективный порядок. В нем для нормальной работы заинтересованы все дети.

У Монтессори свобода не вседозволенность, а защита права ребенка на индивидуальность, на принятие самостоятельного решения. Ребенок воспринимается как личность, имеющая право на собственное мнение.

Самое большое удивление у посетителей групп, работающих по системе Монтессори, вызывает порядок в них.

- Да, у нас бы горох, положи мы его в доступное место, был бы не только по всей комнате, но и в ушах у детей. Что вы с ними делаете? Как поддерживаете дисциплину?

Посетители слегка успокаиваются, когда им на глаза попадается список правил, действующих в группе.

В группе всегда есть несколько правил, которые помогают поддерживать коллективный порядок. Правила – это законы жизни группы. Однако они качественно отличаются от обычных. Задача воспитателя – акцентировать внимание ребенка в тот момент, когда правило нарушается. Но ребенка никто не заставляет соблюдать правила под страхом наказания. Он сам должен понять, что плохого в его нарушении. И когда новичок пробегает по чужому коврику, где работает другой ребенок, воспитатель подзывает ребенка и спрашивает: «Если бы ты работал на коврике и кто-то пробежал по нему, а еще хуже – разрушил твою работу, тебе было бы приятно?».

Правило выводится вместе с ребенком. Ребенок начинает понимать – правила это то, что помогает дружно жить. Постепенно правила входят в повседневность так, что старшие дети начинают обучать им вновь пришедших: «У нас так не принято, давай покажу как надо».

Каждый новый закон жизни группы это маленький шедевр педагогического и литературного таланта учителя. Ведь он должен предъявляться ребенку в понятной и позитивной форме. Любимые взрослые слова “нельзя” и “не должен” не засоряют их короткие тексты.

В лучших группах иногда удается видеть, как учитель отлучается на двадцать-тридцать минут. В группе же ничего не изменяется, все происходит также размеренно и тихо как при учителе, дети сосредоточенно работают, внутренний порядок, внутренняя дисциплина управляют ими.

И все же почему ребенок не дает выхода своим эмоциям и не переворачивает все в группе вверх дном?

Для этого нужно посмотреть, что же дает ребенку свобода, какие плоды она приносит.

Получая в Монтессори-группе свободу выбора материала, с которым ребенок работает, партнера, с которым может вступить во взаимодействие, малыш полнее раскрывает свою личность. Проявляет свои индивидуальные качества, может проверить, как другие свободные люди реагируют на его действия и привычки. Свобода выбора помогает проявить то уникальное разнообразие, которое так любит природа. Она как художник, который так творчески плодовит, что никогда не повторяет себя. Разум ее особенное творение, строящее свою уникальную систему знаний. Каждый имеет индивидуальные способности, свойства, способ самовыражения, свой собственный метод организации опыта. Однако очень часто эти индивидуальные характеристики оказываются затуманенными, если не сказать перечеркнутыми, тем, что в нашем обществе называется образованием - вместо того, чтобы сделаться более отчетливыми. Первое, что дает ребенку свобода это снять эти абсурдные ограничения.

Второй подарок, который приносит ребенку свобода это способность полной спонтанной концентрации, которая является внешним аспектом внутреннего развития. Эта удивительная концентрация, настолько абсолютна, что ребенок не замечает никаких других стимулов вокруг себя, таких как люди, музыка, шум, - также основывается на факте свободы выбора в сочетании с невмешательством учителя. Ни один учитель не смог бы настоять на таком сконцентрированном внимании. Но, увы, он слишком способен разрушить его путем излишнего вмешательства. Это концентрация, фундаментальная для развития, идет изнутри, и чтобы поверить в нее, ее надо видеть.

Кроме того, свобода, как ее трактует Монтессори, необходима для формирования сознательного послушания, которое добровольно выбирается, но не навязывается. Именно оно в дальнейшем преобразуется в готовность следовать разумным законам, что составляет одну из важных характеристик цивилизованного человека. Это ведет к следующему выводу: свобода тренирует волю ребенка.

Оппоненты Монтессори утверждали, что лучший способ сделать ребенка послушным и прилежным - это начать с подавления его воли. “Но что бы вы подумали о тренере, который, начиная занятия с юным спортсменом, ломает ему ногу затем, чтобы сделать из него лучшего бегуна!”- спрашивала их Монтессори и всей своей педагогической практикой доказывала, что в действительности, единственное, что необходимо ребенку, так это не ломать волю, а укреплять ее.

Сильная воля и самоконтроль позволяют говорить о такой производной свободы, как высокое чувство ответственности за себя, за других и за всю группу в целом. Понятно, что, будучи сформированным, это качество не пропадает вне группы и проявляется в таких достоинствах человека, которые мы называем надежность и порядочность.

Следующие достижения свободы - трудолюбие и стремление к самосовершенствованию. По Монтессори эти тенденции генетически заложены в каждом человеке. Разумеется, они могут быть частично или полностью подавлены, но только не в Монтессори-группе, где детям не навязывают ни объект, ни время, ни ритм деятельности. Хорошо известен факт, что сознательное усилие по концентрации внимания вызывает усталость быстрее, чем когда в таком усилии нет необходимости. Работа, выбранная ребенком и выполняемая им без вмешательства, имеет свои собственные законы. Дети, если им позволено без помех завершить свой рабочий цикл, не устают.

С другой стороны, работа, совершаемая под принуждением, из чувства долга, приводит к апатии гораздо быстрее, чем та, где движущим мотивом является интерес. Никто не будет отрицать что, как правило, наиболее преуспевающие люди - это те, для кого их работа имеет величайшую привлекательность.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому, первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность.

Традиционная советская педагогика, в том числе и дошкольная, что бы ни декларировалось, реально исходила из того, что ее задачей является формирование желаемого поведения ребенка.

Предполагалось, что поведение ребенка тождественно его сущности. Для того чтобы ребенок был здоров (а признаками здоровья считалась его упитанность и розовощекость) его надо вовремя кормить и выгуливать. Чтобы он правильно физически развивался, с малышом надо делать гимнастику и так далее. Ребенку все время навязывается чужой и чуждый ему опыт. Монтессори же предлагает дать ребенку реализовать его индивидуальную внутреннюю программу. Дать ему возможность развить собственную психику и интеллект. Уже общеизвестно, что дети, которых родители в раннем возрасте держали в манеже, развиваются хуже, чем дети, активно исследовавшие мир вокруг себя. Что же происходит? Почему ребенок, получающий больше ощущений, а значит и больший опыт, вырывается вперед?

Монтессори предположила, что ребенок проходит два эмбриональных периода. Первый - когда зарождается его физическое тело и второй - когда зарождается его психика. В этом процессе малыш приобретает человеческие способности, разум и языковые навыки и ему нельзя мешать. У него нет другой цели, кроме стремления улучшить себя. Никто не будет вместо него адаптироваться к окружающей жизни и именно для этого ребенок развивает свои возможности, решая встающие перед ним проблемы. Видимое противоречие заключается в том, что для развития надо действовать, но малыш в первые годы ничего не может делать осознанно и целенаправленно, как это делал бы взрослый. Это не означает, что правы педагоги считающие, что ребенка надо формировать путем внешнего воздействия чуждого природе ребенка. Монтессори открыла тот механизм, с помощью которого ребенок сам формирует себя, и назвала его “впитывающим умом”.

Малыш бессознательно отбирает из окружающей среды то, что работает на его развитие. Так среди множества шумов, его окружающих, ребенок безошибочно выделяет и усваивает человеческую речь, более того, язык народа к которому принадлежат его родители. Именно эти звуки ребенок воспринимает и воспроизводит, говоря свои первые слова и дальше развивая свой язык. То же самое происходит и с другими впечатлениями, которые обрушиваются на ребенка. Он всем существом впитывает их и, с одной стороны, впечатления формируют малыша, а с другой, создают то обширное поле выбора, которое и определяет человеческую индивидуальность.

Именно поэтому Монтессори предлагает взрослому наблюдать за ребенком и помогать ему делать самостоятельный выбор, давая малышу возможность развиваться органичным для него путем. Такой обыденный бытовой пример, который хорошо иллюстрирует этот принцип: за обедом ребенок сообщает, что у него нет ложки. Для взрослого проще всего дать ее малышу, но можно и искренне удивиться, показав тем самым готовность помочь, оставив решение о способе за ребенком. Малыш может:

· попросить подать ему ложку. Тем самым, учась обращаться за помощью или, выступать в роли учителя, подсказывая, что необходимо делать в подобной ситуации;

· обратиться за помощью к другому. Тем самым, учась находить партнера для решения своей проблемы;

· попросить помочь ему решить проблему самостоятельно. Например: “Пожалуйста, подставь мне стул, я хочу достать ложку из буфета”.

Возможны, наверное, и другие варианты, но важно, чтобы была поощрена самостоятельность ребенка, ему было показано, что он вправе сам решать свои проблемы. Ему был предоставлен честный выбор и ребенок использовал эту ситуацию для того, чтобы приобрести что-то ему недостающее, научить себя чему-то новому.

Ребенок развивается быстрее и лучше, если может действовать самостоятельно с самого раннего возраста.

Родителей в этом смущает два обстоятельства. Во-первых, ребенок может что-то испортить или сам пораниться. Во-вторых, вечная спешка, в которой мы сегодня живем. Родителям некогда ждать пока родное чадо хотя бы само оденется. Проще это сделать за него. Что они и делают вместо него – одевают и ведут в детский сад. А у ребенка совсем другой ритм жизни. Наши дела не кажутся ему важными и срочными. Малыш живет тем, что происходит с ним здесь и сейчас.

Если зайти в обычную группу детского сада, то легко можно заметить, что все, что может стать предметом деятельности ребенка, надежно от него спрятано в закрытых шкафчиках. Воспитатель может выдать ребенку игрушку, а может и не выдать. Практически не о чем другом речи не идет. И такой порядок оправдан, потому что в рамках традиционных методик приучить ребенка к порядку можно только жесткими ограничениями. Конечно, хороший воспитатель займет ребенка, организовав игру или читая книжку, научит ребенка делать аппликации или склеивать бумажные игрушки. Для старших детей может быть организован настоящий урок математики или русского языка за партами, как в школе. Редко кто-нибудь спрашивает малыша: хочет ли он делать то, что ему навязывают. Он пришел в детский сад, чтобы играть или учиться под руководством воспитателя. Развивает ли все это самостоятельность и интеллект ребенка или послушание и умение действовать по шаблону? Вопрос риторический, но можно ли по-другому? Ведь ребенок так неловок и ему так трудно самостоятельно научится правильно действовать в тех или иных ситуациях.

Тем не менее, в группах, работающих по методике Марии Монтессори, удается многое решить по-другому. Там дети стирают и гладят, сами накрывают на стол к завтраку и даже чистят ботинки. Дети не играют в стирку и глажку, а действительно делают эти запрещенные мамами работы. У них настоящие тазики для стирки, правда, маленькие, настоящие испачканные во время завтрака салфетки и даже используемое мыло вполне настоящее. В этой группе действует незыблемый принцип: “Помоги мне сделать это самому”.

Важно то, что, выжимая тряпку или намазывая на щетку крем для чистки обуви, ребенок осваивает новые для себя движения, и много раз возвращаясь к такой работе, он делает ее все точнее и увереннее, готовя свою руку к движениям и действиям более сложным, необходимым при письме. Малыш пока не боится быть смешным, он боится, что взрослый остановит его, грубо разрушит его работу и отобьет к ней всякий интерес. А если этого страха нет, то со временем у малыша возникает интерес к самостоятельной работе, он обретает навык выбирать и планировать ее. У ребенка появляется внутренний мотив к деятельности и творчеству.

Конечно, с таким ребенком труднее, он требует уважения к себе и к тому, что он делает. Ему надо доходчиво объяснять каждое свое действие, потому что он готов отстаивать свое мнение в споре со взрослым.

Конечно, с таким ребенком проще, он не только уважает себя, но и других людей, хорошо знающих свое дело. Он способен делать поражающие взрослых открытия и сотрудничать с ними.

Рабочая программа на тему: Особенности реализации технологии «Саморазвития личности А.А. Ухтомского — Г.К. Селевко» в рамках воспитательной системы гимназии.


КЛАССНЫЙ ЧАС

6 класс

Тема: «Сам себе воспитатель»

Кто воздвигнет тебя к небесам?

Кто низвергнет тебя с высоты?

Где куются ключи к твоей горькой судьбе?

Чем расплатишься ты за проигранный бой?

Самовоспитание – сложное слово: само и воспитание. Оно означает, что вы воспитываете, делаете, формируете сами себя. Самовоспитание – это работа над собой. Все силы в этой работе направлены на себя, и результатом этой работы становитесь вы сами, только вы уже другие. Человек сам ставит цель этой работы, сам ее проектирует, сам действует и сам получает результат. Бывает, человеку не нравятся некоторые черты его характера, они ему мешают в жизни, он пытается от них избавиться и хочет, чтобы других, хороших качеств было больше. Тогда он сам, разобравшись в себе, ставит цели, ищет пути их достижения, начинает работать над собой и получает результат – нового, лучшего себя. То, что это возможно, подтверждается многочисленными свидетельствами людей, буквально сделавших себя самих (это М.В. Ломоносов, Ю.В. Власов, В.И. Дикуль и другие).

Как воспитывал себя Л.Н. Толстой

Л.Н. Толстой записал в своем дневнике:

«Я дурен собой, неловок, … скучен для других, нескромен, нетерпим и стыдлив, как ребенок.

Я почти невежда, что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало.

        Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, … Я не храбр.

        Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой.

        Я умен, но ум мой еще никогда не на чем не был основательно испытан.

        Я честен, т.е. я люблю добро, … но есть вещи, которые я люблю больше добра – славу».

        На основе такого самоанализа Л.Н. Толстой намечает программу исправления себя:

        «Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: бес(характерности), раздр(ажительности) и лени».

        В дневнике Льва Николаевича находим различные оценки результатов его работы над собой.

        «Я много переменился; но все еще не достиг той степени совершенства (в занятиях), которого бы мне хотелось достигнуть. Я не исполняю того, что себе предписываю; что исполняю, то исполняю не хорошо, не изощряю памяти».

        В другом месте читаем: «Хотя я уже много приобрел с тех пор, как начал заниматься собою, однако все еще я весьма недоволен собою. Чем дальше продвигаешься в усовершенствовании самого себя, тем более видишь в себе недостатков».

        Или: «Я совершенно доволен собою за вчерашний день. Я начинаю приобретать волю телесную; но умственная еще очень слаба.

        Терпение и прилежание, и я уверен, что я достигну всего, что я хочу».

        Как шел к цели А.В. Суворов

        Будущий великий полководец Александр Васильевич Суворов рос неудачником – мал, тощ телом, слаб, некрасив. Мечтать о военной карьере ему было трудно. Отец надеялся, что он пойдет по дипломатической линии. Учеником он оказался отменным: французский, немецкий, итальянский, латынь освоил с радостью, чтобы в библиотеке отца прочитать Плутарха, Корнелия, Тацита. Он мечтал стать полководцем и решил себя посвятить этой цели. Однако в ребячьих играх он терпел поражения. Тогда он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять свое тело, тренировать выносливость, волю и силу. Рано вставая, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен. Серьезно занимался математикой, картографией и военной историей. Старый приятель отца Саши А.П. Ганнибал проэкзаменовал мальчика, дав его работе над собой высокую оценку. Обращаясь к отцу, он сказал: «Не препятствуй человеку заниматься, к чему назначен. Блаженной памяти Петр поцеловал бы его в лоб за настойчивость и труды!» Так шел к цели двенадцатилетний Саша Суворов, прославивший в будущем русское воинство, русскую силу, доброе имя отца своего.

Воспитать себя – это непросто, но возможно

        Надо желать, уметь трудиться! Воспитать себя самому непросто. Во-первых, требуется желание, во-вторых, - умение и, в-третьих, - воля, труд – многочисленные упорные упражнения на пути к доброй цели, к себе лучшему. Ведь легче ничего не делать, «плыть по воле волн».

        Изучать себя! Чтобы воспитывать себя, делать что-то с собой, прежде всего надо узнать, познать, изучить себя. Это самоизучение, самопознание подразумевает наблюдение над собой, самоанализ и самооценку своего поведения, своих чувств и мыслей.

        Ставить цели! Надо представить себе, каким вы хотите быть (честным, храбрым, справедливым, умным и т.п.). Тогда на основании изучения себя (какой вы есть) и представления о себе-будущем (каким хотите быть) вы можете наметить конкретные цели изменения, улучшения и совершенствования своих качеств – цели самовоспитания.

        Знать! Наконец, надо знать, как себя воспитывать. Предположим, что вы захотели, поставили цели, готовы воспитать в себе храбрость, смелость, но как это практически сделать?

        Для этого есть много специальных приемов, способов. Ознакомлению с ними и посвящен курс «Сделай себя сам», или «Самовоспитание».

        Очень простой прием – похвала себе. Когда вы одерживаете хоть небольшую победу над собой и обстоятельствами, нужно себя наградить, похвалить. Вот вы уже три дня делаете зарядку, до блеска вымыли стекла в окнах, помогли старому человеку, ни разу не пропустили тренировки – дайте себе награду (прогулку, кинофильм, сладость и т.п.). Можно просто вслух похвалить себя. А.С. Пушкин в моменты творческой удачи радостно и благодарно восклицал: «Ай да Пушкин! Ай да молодец!» Когда генерал-аншеф Суворов прочитал краткое поздравление императрицы («Ура, фельдмаршал!»), он приказал принести девять табуреток и расставить их одна за другой через пару шагов, а затем 64-летний фельдмаршал разбежался и принялся перепрыгивать табуретки, хлопая о сиденья ладонями и выкрикивая: «Репнина обскакал! Прозоровского обскакал! Долгорукого обскакал!» Он добился своего, был рад и гордо торжествовал победу.

        Верить! Чрезвычайно важна в самовоспитании вера в успех, уверенность в нем. Убеждайте себя, внушайте, приказывайте себе: «Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Я уже такой, каким хочу стать». Цель самовнушения должна быть благородной: преодолеть слабость, избавиться от недостатков, стать лучше. Заставить себя поверить в себя – это важное условие победы. Самовнушение необходимо утром для настроенности на активную деятельность в течение дня и вечером, при подведении итогов дня. «Доброе утро! Я так хорошо отдохнул. Сегодня много дел. Я хорошо настроен. Я владею собой. Я сделаю это!»; «День прожит не напрасно. Сегодня я был успешен в учебе и домашних делах. Завтра я закреплю свой успех!»

МЫСЛИ МУДРЫХ

  • Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание (Л. Выготский).
  • Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха – идеал! И с той поры он бессознательно стремится к лучшему (М. Горький).
  • Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, другое, более важное, он получает сам (Э. Тельман).
  • Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться (Платон).

Упражнение «Я в рисунке»

        Всем предлагается выполнить два рисунка: «я такой, какой есть» и «я такой, каким хочу быть». На выполнение дается 5 минут. Рисунки не подписываются. Техническая сторона рисунка не важна.

        Все рисунки прикрепляются вместе на доске. Произвольно выбирается один. Теперь каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке – не формальное описание, а свои ощущения от рисунка: каким автор рисунка видит себя, что хотел бы изменить в себе. Все высказываются по очереди. При этом автор рисунка не объявляет себя. После того как все желающие выскажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем автор объявляет себя, рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наиболее понравившиеся ему реплики. Таки образом обсуждаются все рисунки.

Упражнение «Самооценка»

        Итак, вам снова предстоит оценивать самого себя – непростая задача, ведь это надо сделать по справедливости (объективно). Некоторые ребята думают о себе лучше. Чем они есть (завышенная самооценка), некоторые, наоборот, имеют право на более высокую оценку, чем они себе дают (заниженная самооценка). И то и другое нехорошо. У людей с завышенной самооценкой развиваются самомнение, нахальство, болезненное самолюбие, обидчивость, хвастливость и другие проявления эгоцентризма. А при заниженной самооценке появляются неуверенность в себе, страх, желание уйти от сложного дела, увильнуть от работы, т.е. разные виды иждивенчества и лени (повторите материал по пособию «Познай себя»).

        Постарайтесь при выполнении тестов и в ответах на вопросы быть максимально правдивыми и откровенными. Основным критерием в самооценке пусть будет сравнение себя с другими, с окружающими (но не с худшими, а с лучшими их качествами).

        Попробуйте оценить свои умения в области самовоспитания, поставить себе отметку по каждой позиции анкеты.

VI класс. Воспитываете ли вы себя?

Я ежедневно делаю зарядку

5  4  3  2  1

Совсем не делаю

Довожу дело до конца

5  4  3  2  1

Не довожу

Я человек воли

5  4  3  2  1

Безвольный

Я требователен к себе

5  4  3  2  1

Не требователен

Умею преодолевать трудности

5  4  3  2  1

Пасую перед ними

Умею распределять время

5  4  3  2  1

Не умею

Учитываю мнение других

5  4  3  2  1

Не учитываю

Я человек слова

5  4  3  2  1

Не держу слова

Я воспитываю в себе трудолюбие, выносливость

5  4  3  2  1

Не воспитываю

Я люблю искусство

5  4  3  2  1

Не люблю

Я регулярно анализирую себя (веду дневник)

5  4  3  2  1

Не анализирую

        Рекомендации по самооценке:

перед вами так называемая полярная шкала. С одной стороны ее находится высшая степень проявления качества (5 баллов), с другой – противоположное проявление качества или его отсутствие (низшая оценка – 1 балл). Сумма баллов (или средний балл) будет характеризовать общий уровень ваших умений самовоспитания. Желательно, чтобы по этим же позициям вас оценили друзья, классный руководитель, родители. Усредненная оценка будет более объективной.

• А. Алексин. «Как ваше здоровье?»; О. Орлов «Полководец».

 Б. Савельев. «Если добрый ты» из м\ф «Приключения кота Леопольда».

 В. Суриков. Переход. «Переход Суворова через Альпы»


КЛАССНЫЙ ЧАС

5 класс

Тема: «Знакомство с собой»

Умный человек не тот,

кто много знает, а тот,

кто знает самого себя.

И. Гете

        Посмотрите, сколько людей вокруг вас: родные, друзья, учителя, соседи и все окружающие! Все он чем-то похожи, в чем-то отличаются друг от друга. В первую очередь мы выделяем среди них мужчин и женщин, детей и взрослых, высоких и низких, красивых и не очень, – то есть, обращаем внимание на внешние признаки. Но ведь мы знаем, что среди них есть еще добрые и злые, хорошие и плохие, храбрые и трусливые; это уже – качества, которые снаружи не видны, скрыты от нас, они находятся внутри человека. Они проявляют себя в поведении человека, в отношениях с окружающими.

        Такие скрытые, внутренние качества человека изучает наука психология; они называются психологическими качествами (свойствами, чертами).

        Какие внутренние качества – свои и окружающих вас людей – вы знаете, можете назвать?

Давайте зададимся вопросами: «А какие мы?», «Какой я?»

Что каждый из вас может сказать о себе? Знаете ли вы, кто вы и какие вы?

Упражнение «Знакомство с самим собой»

Ответьте на вопросы: «Кто я такой? Какой я есть?» – и запишите ответы в тетрадь. Большинство из вас напишет, что он – ученик. Затем вы вспомните свое имя, например, «Я – Вова». Может, вам захочется сказать про себя, что вы – сын своих родителей, чей-то друг, что вы – футболист, хоккеист и так далее.

Труднее ответить на вопрос о себе: «Какой я?» Чтобы вам легче было отвечать, сначала продолжите следующие фразы:

  • Я – ученик (ученица) пятого класса, который (которая)… (назовите ваши анкетные данные)
  • Мои самые хорошие качества – это…
  • Больше всего в себе мне нравится…
  • Я люблю играть в…
  • Мой любимый школьный предмет…
  • Я люблю читать книги о…
  • Я люблю смотреть фильмы о…
  • Мне нравится музыка…
  •  Мое любимое развлечение…

Все высказываются вслух по очереди, но каждый про себя тоже отвечает на вопрос. Потом дома вы допишете к своей характеристике дополнительные данные.

Все, что вы рассказали и написали о себе, - это ваше знакомство с собой, представление о себе, о своих качествах, о том «внутреннем человеке», который называет себя «Я».

Представление о себе начинает складываться в раннем детстве, в семье. Человек растет, узнает новое о мире и о себе, таким образом, складывается образ «Я». Вы говорите: «Я сам», «Это мои руки, ноги», «Я сделал», «Я придумал», «Я хороший», «Я добрый» и т.д. В пятом классе – новая обстановка, новые друзья, более широкий круг знакомых. Вам говорят: «Вы – хороший», «Вы – красивая», «Это вы сделали неаккуратно», «Вам идет этот фасон (цвет, стрижка)» – вот так, по кирпичику человек строит свое представление о себе.

Вспомните, когда у вас появилось собственное «Я»?

Цель наших занятий – составить мнение, представление о себе, на основе которых вы сможете полно и уверенно сказать: «Я тот-то и такой-то». Это знание о себе поможет вам в жизни и учебе, в игре и общении с окружающими людьми, позволит занять достойное место в обществе, реализовать свои способности, достичь своих целей.

Задание. Знакомиться с собой, познавать себя мы будем постоянно, на протяжении всего года. Чтобы ваши знания о себе не терялись, не забывались, необходимо завести тетрадь и аккуратно записывать в нее все, что вы будете узнавать о себе.

Великий ученый Ч. Дарвин признавался в конце жизни: «Если бы я мог снова пережить свою жизнь, то я бы поставил себе правилом читать поэзию; любоваться живописью и слушать музыку, по крайней мере, раз в неделю. Потеря этих вкусов есть потеря счастья». Давайте учтем мудрые советы и по возможности будем мы следовать.

• Почитайте: А. Пушкин. «Уж небо осень дышало…»

 Послушайте: П. Чайковский. Вступление к балету «Спящая красавица».

 Посмотрите: И. Шишкин. «Корабельная роща».

КЛАССНЫЙ ЧАС

8 класс

Тема: Механизм самоутверждения

Лучше иметь какую-нибудь

теорию, чем никакой.

Л. Больцман

        Каждый человек имеет свои индивидуальные средства и способы самоутверждения, но общим для всех является стремление к признанию, к положительной оценке окружающих. Эти стремления личность осуществляет через деятельность и поступки, общественная оценка которых создает и питает Я-концепцию личности. Как вы помните, Я-концепция личности – это представление личности о самой себе, на основе которого она строит свое поведение.

        В составе целостной Я-концепции личности самоутверждение может быть представлено таким тремя общими позициями: «Я имею успех, Я признан, Я имею влияние, власть».

        Успех. Стремление к успеху – это желание выделиться, расширить свои возможности, получить определенные результаты, превышающие средние жизненные стандарты. Человек, жаждущий успеха, любит решать проблемы, за которые несет личную ответственность, ставит перед собой сложные задачи и хочет получать результаты, имеющие высокую общественную оценку.

        Признание, уважение. Жажда получить признание – это желание приобрести определенный статус, авторитет в глазах окружающих. Такой человек любит работу, которую можно делать в окружении коллег, он старается со своей стороны заслужить их поддержку и уважение.

        Влияние, власть. Человек, стремящийся к влиянию, авторитету, власти, хочет управлять другими и влиять на них. Он получает удовлетворение, наслаждаясь признаками своего «могущества».

        Положительная, самоутверждающая Я-концепция (Я успешен, признан, имею влияние) способствует положительным проявлениям личности, эффективной ее деятельности, успеху. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем.

        Отрицательная, самоуничижающая, самоотрицающая Я-концепция (Я не успешен, не признан, не имею влияния) ухудшает результаты, мешает успеху, может способствовать изменению личности в отрицательную сторону. Ничто так не предвещает неудачу, как заведомое ее ожидание.

Кольцо обратной связи самоутверждения

        Самоутверждение – процесс саморегулирующийся. Личность, действуя, совершая поступки, получает обратный сигнал от окружающей среды: либо об успехе, признании, либо о провале целей, негативный реакции окружающих.

        В случае успеха, положительной оценки личность испытывает удовлетворение, ощущение успеха, признания, значимости (Я успешен, признан, имею влияние) – замыкается кольцо положительной обратной связи самоутверждения. (Рис.)

        В случае неудовлетворения потребностей (отрицательного обратного сигнала) кольцо самоутверждения оказывается разомкнутым, но стремление к +Я (успешен, признан, имею влияние) так велико, что личность начинает искать другой вариант деятельности.

        Не найдя самоутверждения через положительную деятельность (хорошую и отличную учебу, успешный труд, общественную деятельность и т.д.), личность будет искать самоутверждения в негативном поступке, чтобы хоть ненадолго, любой ценой, стать в центре внимания (получить временное или ложное признание).

Рис. Кольцо самоутверждения.

        Кольцо самоутверждения замыкается в негативе; при повторении действий легко вырабатывается негативные привычки (а затем – и черты характера).

        Вот почему так важна для личности обстановка настоящего успеха, одобрения, поддержки, уважения, доброжелательности; она способствует формированию положительной Я-концепции самоутверждения.

Адекватность самооценки

        Как вы знаете, представление личности о самой себе возникает на основе оценки окружающих.

        Переработка личностью мнения окружающих, сопоставление с уже имеющимся собственным опытом позволяют личности сознательно оценить себя, сделать самооценку.

        Человек может переоценивать свои способности и возможности – завышенный уровень самооценки; может, наоборот, считать себя хуже, чем он есть: плохим, слабым, неспособным, - это заниженный уровень самооценки (вплоть до «комплекса неполноценности»).

        Упражнение «Уровень самооценки»

        Выявить уровень самооценки можно с помощью теста-опросника, включающего 30 суждений, по поводу которых возможны три варианта ответов, каждый из которых кодируется баллами по схеме: «да, часто» – 4 балла; «иногда» – 2 балла; «нет или редко» – 0 баллов.

Суждения

  1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  2. Постоянно чувствую свою ответственность по работе.
  3. Я беспокоюсь о своем будущем.
  4. Многие меня ненавидят.
  5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
  6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
  7. Я боюсь выглядеть глупцом.
  8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
  10. Я часто допускаю ошибки.
  11. Я не умею говорить как следует с людьми.
  12. Мне не хватает уверенности в себе.
  13. Мне не хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
  14. Я слишком скромен.
  15. Моя жизнь бесполезна.
  16. Многие неправильного мнения обо мне.
  17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  18. Люди ждут от меня очень многого.
  19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
  20. Я слегка смущаюсь в некоторых случаях.
  21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
  22. Я не чувствую себя в безопасности.
  23. Я часто и понапрасну волнуюсь.
  24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, в которой уже сидят люди.
  25. Я чувствую себя скованным.
  26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
  28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
  29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
  30. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

Оценка результатов

Для того чтобы определить уровень самооценки необходимо сложить баллы по всем 30 суждениям. Сумма баллов от 0 до 25 говорит о завышенном уровне самооценки, при которой человек редко сомневается в своих действиях, считает себя «самым-самым», не реагирует на критику и замечания других. Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и лишь время от времени старается прислушаться к мнению других. Сумма баллов от 46 до 100 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности». Сумма более 100 баллов соответствует явно заниженной самооценке, мешающей правильно (объективно, адекватно) воспринимать окружающих людей.

        Упражнение «Я-самоутверждение»

        Постарайтесь быть объективными в самооценке вашего эмоционального самочувствия в сфере самоутверждения:

        Ситуация-проба «Незваный гость»

        Неожиданно к вам пришел приятель, и он не вписывается в круг друзей, с которыми вы сейчас проводите время. А вы так хотели отдохнуть среди близких людей.

        Задание. а) Ваша реакция на появление незваного гостя? Кто-то должен заставить его уйти? Если да, то кто и как? б) Пре

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *