Авторитарный стиль это: преимущества и недостатки способа управления, стиль общения с точки зрения психологии – Авторитарность, авторитарный стиль — Психологос
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Авторитарность, авторитарный стиль — Психологос
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Фильм «Мэри Поппинс, до свидания!»
Авторитарность (от лат. auctoritas — власть, влияние) — властность, не допускающая обсуждений, не терпящая возражений и тем более сопротивления.
Будет так, как я скажу!
Авторитарный стиль влияния — взаимодействие с людьми по вертикальной схеме «я говорю, ты подчиняешься» с подтекстом «твоя задача не обсуждать, а делать что сказано». Авторитарный стиль руководства — стиль, когда руководитель все решает сам, без обсуждения с сотрудниками или руководствуясь их мнением в малой степени.
На самом деле, авторитарность не имеет четких границ, есть скорее два полюса, между которыми располагается разнообразие выборов.
Фильм «Игра Престолов»
Точка 1: руководитель принимает решение и издает приказ. Такая крайняя авторитарность вполне эффективна в армии. Точка 2: Руководитель принимает решение и продает его своим подчиненным, то есть объясняет почему это решение – хорошо. Просто объясняет, но не советуется с ними. Точка 3: Руководитель спрашивает мнение подчиненных, собирает информацию, после чего принимает абсолютно свое решение, которое на 180 градусов может расходиться с тем, что они советовали, и это заранее известно. Это модель военного совета. Точка 4: Руководитель спрашивает мнение сотрудников и принимает решение , учитывающее их мнение. Точка 5: Руководитель может выступить перед сотрудниками, но решение принимается большинством голосов в процессе общего голосования. Точка 6: Решение принимает Команда, в которую руководитель может даже не входить. Люди все могут решить и без него. Если это настоящая команда, это также может быть очень эффективным вариантом.
иначе они дружно проголосуют не за того и не за то. Толпа легко голосует за диктатора.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);Человек, склонный к авторитарности — авторитарная личность. Важно отметить, что авторитарная личность вполне может пользоваться и другими стилями руководства и когда нужно, практиковать вполне демократический стиль. Более того — требовать вполне авторитарно, чтобы подчиненные включали голову и начинали обсуждать и обдумывать намерения руководителя, когда ему это необходимо.
Наиболее распространенный способ обеспечения беспрекословного подчинения — штрафные санкции, выработка страха наказания и отрицательное подкрепление неподчиняющегося поведения. Менее распространен вариант, когда распоряжения руководителя выполняются беспрекословно в силу уважения к нему, признания его опыта и авторитета, а также в случае эффективного использования руководителем позитивного подкрепления нужного поведения сотрудников.
Авторитарный стиль — не обязательно негативный стиль.
Многие руководители, любящие своих сотрудников и любимые ими,
очень позитивные люди и при этом ведут себя очень авторитарно.
Фильм «Ликвидация»
Авторитарность сама по себе ни хороша, ни плоха. Уместностная авторитарность определяется в первую очередь личностью руководителя: в чьих она руках, кто ее демонстрирует. В исполнении человека низкого интеллектуального, культурного и личностного уровня авторитарность — бедствие. Как инструмент развитого и мудрого человека, руководителя по натуре — радость и спасение. Второй важный фактор — срочность принятия решения. Если решения должно приниматься срочно, тем более мгновенно — авторитарность является единственным выходом. Если есть возможность обсудить и есть с кем — нужна не авторитарность, а обсуждение. Третье обстоятельство — способность сотрудников решать конкретную задачу, шире — думать и обсуждать в принципе. Если рядом дети или люди дикие, лучше решить вопрос самому, а им сообщить только что им нужно делать. Если коллектив (или конкретный сотрудник) в данном вопросе мудрее руководителя, то уместнее с ними посоветоваться и все обсудить. Кроме того, много определяет существующая культура и традиции. Если люди привыкли к авторитарности, «демократия» им не нужна и воспринимается как проявление слабости руководителя. Если люди привыкли к тому, что с ними советуются и их мнение учитывают, авторитарность будет вызывать у них протест и восприниматься как проявление к ним неуважения.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Как влияет авторитарность родителей на воспитание детей? Уверенно можно утверждать ли то, что у авторитарных родителей могут вырасти как забитые, безвольные, так и очень уверенные, смелые и самостоятельные дети, во многом копирующие своих родителей. Похоже, что определяющим является образ родителей: если авторитарные родители вызывают у детей уважение и восхищение, как сильные и уверенные в себе люди, то дети копируют родительский стиль и воспроизводят его там, где возможно. Если дети с авторитарными родителями в долгосрочном конфликте (или родители в постоянном недовольстве детьми), то стычки между родителями и детьми или будут подавлять волю ребенка, или, напротив, тренировать ее, но в режиме негативной авторитарности. У авторитарных родителей могут быть прекрасные, мыслящие, волевые и самостоятельные дети, и чаще всего это происходит в том случае, если родители любят и заботятся о детях, вызывают у детей уважение и уверенно шаг за шагом, в соответствии с возрастом, настаивают на том, чтобы дети начинали проявлять самостоятельность и личную силу. Авторитарное воспитание — необходимый этап в системном воспитании, результатом которого должна стать свободная и разумная личность, живующая в направлении высоких ценностей.
Авторитарный или автократичный стиль руководства
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Автократичный
руководитель
располагает
необходимой твердостью характера и
личной властью, чтобы навязать подчиненным
свою волю, и делает это без колебаний.
Он максимально сосредотачивает в своих
руках полномочия и ответственность, не
дает сотрудникам без своего ведома и
шагу ступить, стараясь придерживать
все “нити управления”. Для утверждения
своего “Я” такой руководитель не
скупится на психологическое давление,
и даже угрозы. Иногда он может проявлять
и заботу о настроении и благополучии
подчиненных, но демократом от этого все
равно не становится, а остается хотя и
благосклонным, но автократом.
Специальные
исследования показали, что под руководством
автократически настроенного шефа
удается выполнить большой объем работы,
чем при демократе. Но за это приходится
платить меньшей оригинальностью
решений, низким энтузиазмом, повышенной
агрессивностью людей по отношению друг
к другу и к “самому” и одновременно
более зависимым и покорным поведением.
Конечно, между
автократичным и демократичным стилями
управления, представляющими собой две
крайности, существует не мало
“промежуточных” звеньев. Но основных
показателей на “шкале власти” – два.
Один из крайних
показателей характеризует эксплуататорский-
авторитарный стиль,
при котором руководитель, как правило,
не доверяет подчиненным, рассыпает
направо и налево угрозы им. Все проблемы
решаются исключительно на высшем уровне,
вниз же спускаются только распоряжения.
Мнение сотрудников шефа не интересует,
и в лучшем случае он может снизойти до
разъяснения, что и как нужно делать.
Понятно, что если
руководитель принимает решение в
одиночку, а потом просто объясняет его
подчиненным, они воспринимают это
решение как навязанное извне и критически
обсуждают, даже когда оно действительно
удачное. И выполняется решение с
оговорками и прохладцей, а , уж, если шеф
в чем-то ошибся, сотрудники этому лишь
радуются, найдя лишнее подтверждение
своего негативного мнения о нем. Они
даже ждут таких ошибок, чтобы иметь
возможность лишний раз заметить: ”Мы
же говорили…” Все это вполне объяснимо
– людям обидно, когда их считают “мелкой
сошкой” и не удостаивают возможности
выслушать. В результате они привыкают
быть исполнителями, закрепляя в своем
сознании стереотип “наше дело маленькое”.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Для руководителя
все это тоже не здорово, поскольку он
оказывается в положении виновника за
все ошибки, не видящего, где и как они
были допущены. Подчиненные же, хотя все
видят и замечают, но помалкивают отчасти
со злорадством, отчасти потому, что
думают – его все равно не перевоспитаешь.
Руководитель, отлично понимая ситуацию,
в бессилии винит по всех бедах
обстоятельства или сотрудников, в
результате чего создается благоприятная
почва для производственных конфликтов.
Поэтому при эксплуататорско-авторитарном
стиле руководства цена ошибок двойная
– экономические потери, психологические
травмы.
Следующее деление
на “шкале” соответствует
”благожелательно-авторитарному”
стилю руководства. Начальник относится
к подчиненным, в отличии от первого
случая, уже снисходительно, по-отечески.
При принятии решений он позволяет себе
учитывать их отдельные мнения и под
строгим контролем предоставлять
определенную самостоятельность, если
при этом неукоснительно соблюдается
общая политика фирмы. Угрозы наказания
хотя и присутствуют, но не преобладают.
Однако может быть,
что руководитель интересуется мнением
подчиненных лишь для того, чтобы его
затем опровергнуть и лишний раз
подчеркнуть собственное “Я”. А в глубине
души он плюет на это мнение, несмотря
на его правильность. Если это демонстративно,
люди неизбежно начинают работать, спустя
рукава, и возникает почва для конфликтов,
как и в первом случае.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);Демократический
стиль руководства
Демократичный
стиль
руководства предполагает взаимодействия
на уровне “взрослый” — “взрослый”. У
руководителя и подчиненного в этом
случае возникает чувство доверия и
взаимопонимания. Руководитель ведет
себя в данном случае как один из членов
группы; каждый сотрудник может при нем
свободно выражать свои мнения по разным
вопросам, не опасаясь какой-либо мести,
либо одергивания. В зависимости от
выполняемой задачи руководство группой
может передаваться от одного участника
к другому. Ответственность за неудачи
руководитель разделяет с группой.
Большинство проблем, вставших перед
коллективом, обсуждается коллективно.
Руководитель – демократ старается чаще
советоваться с подчиненными, не проявляет
своего превосходства и правильно
реагирует на критику. За последствия
принятых решений ответственность не
перекладывает на подчиненных. Стремление
прислушиваться к мнению своих сотрудников
по самым разным вопросам объясняется
не тем , что сам он этого не понимает, а
убеждением в том, что при обсуждении
всегда могут возникнуть нюансы,
позволяющие улучшить технологию процесса
реализации решения. Такой руководитель
не считает для себя зазорным соглашаться
на компромисс, либо вообще отказываться
от принятого решения, если логика
подчиненного убедительна. Там, где
автократ действовал бы приказом и
давлением, демократ старается убедить,
доказать целесообразность решения
проблемы и выгоды, которую могут получить
сотрудники.
Хорошо знающий
дело и обстановку в группе подчиненных,
он старается использовать рефлексивные
методы управления, а при осуществлении
контроля обращает особое внимание на
конечный результат, не дергая по мелочам.
Такая обстановка создает условия для
самовыражения подчиненных, у которых
развивается самостоятельность и тем
самым способствует восприятию достижения
целей, стоящих перед коллективом, как
своих собственных.
Либеральный
стиль руководства.
Либеральный
стиль руководства характеризуется
безинициативностью, невмешательством
в процесс тех или иных работ. Либерал
предпринимает какие-нибудь действия
только по указаниям вышестоящего
руководства, стремится уклониться от
ответственности за решения и их. Обычно
в такой роли выступают люди недостаточно
компетентные, не уверенные в прочности
своего положения. Либералы непринципиальны,
могут под влиянием разных людей и
обстоятельств изменять свое решение
по одному и тому же вопросу. В организации,
где руководитель – либерал, часто важные
вопросы решаются без его участия.
Во взаимоотношениях
с подчиненными либерал корректен и
вежлив. Положительно реагирует на
критику, не требователен к подчиненным
и не любит контролировать их работу.
В стремлении
приобрести и укрепить авторитет он
способен предоставлять подчиненным
различного рода льготы, выплачивать
незаслуженные премии, посылать в
интересные командировки без видимой
необходимости.
Таким образом,
либерал старается поддерживать свой
авторитет. Может за нерадивого подчиненного
сам выполнить работу, не любит увольнять
плохих работников.
Независимо от
используемого стиля руководства,
мотивация сотрудников – один из важнейших
факторов повышения производительности
труда, улучшения качества продукции.
Можно на примере
результатов опроса одной западной фирмы
посмотреть, что больше всего влияет на
этот процесс.
мотивация
10%
20% 30% 40% 50%
№ шкалы (сверху
вниз):
1. признание
2. положительный
результат
3. цель как таковая
4. грамотный
руководитель
5. самостоятельность
6. заработок
7. хороший коллектив
8. информированность
9. четкая постановка
задач
рис.1
10. Прочее
демотивация
60% 50% 40%
30% 20% 10%
№ шкалы
(сверху вниз):
критика, отсутствие
признаниянекомпетентный
руководительнеиформированность
перегруженность/недогруженность
неудачи в работе
неясность
функций/целейпрочее
Судя по рисунку,
можно сделать вывод о том, что доминирующую
роль играет удовлетворенность работой
и результатом труда. Не малая роль
принадлежит и материальным стимулам,
а также информированности работников
и их признание.
Характеристика
стилей руководства
Таблица №1
№№ Параметры | Стили | ||
Авторитарный (автократический) | Демократический | Либеральный | |
| Единолично | Перед | Ждет |
2. | Приказывает, | Предлагает, | Просит, |
3. | Берет | Распределяет | Снимает |
4. | Подавляет | Поощеряет, | Отдает |
5. | Боится | Подбирает | Подбором |
6. | Все | Постоянно | Пополняет |
7. | Держит | Дружески | Боится |
8. | Диктуется | Ровная | Мягок, |
9. | Приверженец | Сторонник | Требует |
10. | Считает | Использует | Действует |
12
авторитарный стиль руководства — это… Что такое авторитарный стиль руководства?
- авторитарный стиль руководства
стиль деятельности по руководству людьми, связанный с безоговорочным подчинением руководимых людей, подавлениемем их инициативы, ущемлением демократизма во взаимоотношениях с ними.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.
- АВТОРИТАРНОСТЬ
- АВТОРИТЕТ
Смотреть что такое «авторитарный стиль руководства» в других словарях:
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА АВТОРИТАРНЫЙ — руководитель вырабатывает директивы, команды, распоряжения, подлежащие неукоснительному исполнению со стороны подчиненных руководителю лиц. Экономический словарь. 2010 … Экономический словарь
стиль лидерства (стиль руководства) — (от греч. stylos букв. стержень для письма и англ. leader ведущий, руководитель) типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных). К. Левином выделены три С. л.: авторитарный (жесткие способы управления,… … Большая психологическая энциклопедия
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА — англ. style of management; нем. Fuhrungsstil/Leitungsstil. Типичная для руководителя система приемов воздействия на подчиненных. К. Левин выделял три типа С. р.: авторитарный (жесткие методы управления, пресечение любой инициативы и обсуждения… … Энциклопедия социологии
Стиль лидерства (стиль руководства) — типичная для лидера (рук.) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных). К. Левином выделены 3 стиля лидерства (С. л.): авторитарный (жесткие способы управления, пресечение чьей либо инициативы и обсуждения принимаемых решений и т. п.),… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Стиль лидерства (стиль руководства) — [греч. stylos букв. стержень для письма и англ. leader ведущий, руководитель] типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных). К. Левином выделены три С. л.: авторитарный (жесткие способы управления,… … Психологический лексикон
СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА (СТИЛЬ РУКОВОДСТВА) — (от греч. stylos – стержень для письма и англ. leader – ведущий, руководитель) – типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных). К. Левиным выделены три С. л.: авторитарный (жесткие способы управления,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Стиль руководства группой — 1. Авторитарный – руководитель определяет и направляет групповое поведение. 2. Демократичный – формирует групповое поведение через групповую дискуссию. 3. Попустительствующий – устраняется от руководства группой, отдает всю власть членам группы.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА, СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ — способ обращения руководителей с подчиненными, характер отношений с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей. Принято различать авторитарный (автократический), демократический, либеральный стиль … Профессиональное образование. Словарь
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА — англ. style of management; нем. Fuhrungsstil/Leitungsstil. Типичная для руководителя система приемов воздействия на подчиненных. К. Левин выделял три типа С. р.: авторитарный (жесткие методы управления, пресечение любой инициативы и обсуждения… … Толковый словарь по социологии
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА — систематическое проявление к. л. личных качеств руководителя в его отношениях с подчиненными, в способах решения деловых проблем. Рамки организации формальной (см.) составляют нек рый диапазон для выбора руководителем той или иной линии… … Российская социологическая энциклопедия
Что значит авторитарный человек, стиль
Чтобы максимально точно понять значение слова «авторитарность», легче всего привести ряд синонимов, таких как: антидемократизм, тоталитарность, авторитаризм.
Авторитарность – это стиль поведения, который характеризуется сильным стремлением подчинять, доминировать, управлять и руководить, принимая абсолютно все решения. Авторитарный человек не склонен советоваться, обсуждать или слушать чье-то мнение, для него существует лишь его взгляд на действительность и его мнение, которое он считает истиной.
Авторитарность как поведенческий стиль может проявляться в таких сферах, как руководство, воспитание и общение. При этом характеристики поведения во всех этих сферах мало различаются. На работе, в семье и личной сфере авторитарный тип личности проявляется в следующих факторах:
- Повышенная агрессивность, жесткость.
- Склонность к принуждению, угрозам, давлению на других (на членов семьи или подчиненных).
- Строгий контроль, стремление к максимальной дисциплине.
- Чрезмерная требовательность.
- Игнорирование психологического фактора, человеческих эмоций.
- Нацеленность на результат.
- Бескомпромиссность.
Такое поведение встречается нередко, и оно имеет свои причины. Первая кроется в строгом воспитании. Ребенок, растущий в семье, где царствует авторитарное воспитание, с достаточно большой долей вероятности вырастет в именно такого руководителя. Часто авторитарный лидер получается из человека, который рос в неблагополучной семье либо был неуспешным в школе, и все его мечты были направлены на достижение в жизни успеха, материального благополучия, стабильности.
Рекомендуем: Что значит агорафобия?
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Иногда авторитарный стиль руководства становится следствием психологических травм, одиночества, детских обид или желания отомстить. Часто люди выбирают именно авторитарный стиль лидерства осознанно, считая, что только он ведет к настоящему успеху и достижению максимального результата – в семье, в общении, на работе.
В деловой сфере
Чаще всего авторитарность проявляется именно как тип управления. Для такого руководителя характерны жесткость, стремление к абсолютной дисциплине, абсолютному контролю. Авторитарное руководство не предполагает обсуждения проблем с коллективом, коллективного принятия решений, голосований, брейн-штурмов, выслушивания чужих идей или, тем более, советов. Такой руководитель принимает решения исключительно сам, на основе своих личных суждений, у него есть четкий набор идей и мнений, и к гибкости он не склонен.
Авторитарный руководитель все решения берет на себя, не давая возможности высказаться или проявить себя подчиненным. Условия работы, методы и законы диктуются исключительно руководителем, и это не обсуждается.
Часто применяется жесткое давление, принуждение, лидер не склонен идти на уступки, для него не бывает форс-мажоров или семейных обстоятельств. Он не интересуется личными проблемами своих подчиненных, и работник, опоздавший на работу по серьезной личной причине (например, из-за болезни близкого человека), будет наказан без возможности объяснить причину.
Рекомендуем: Что такое раздражение?
Такое руководство имеет свои плюсы и минусы. Причем плюсов довольно много, и осознанный руководитель, грамотно применяя авторитарный стиль управления на нужном этапе, сможет добиться отличных результатов.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Такой тип управления может с успехом применяться на этапе начальном, когда коллектив (предприятие, фирма) только формируется. С помощью такого стиля руководства можно сформировать у сотрудников четкие цели, дать им понять структуру и форму работы, ее стиль, обозначить рамки рабочих обязанностей, установить дисциплину.
На начальном этапе этот стиль руководства поможет начальнику сформировать и утвердить собственный авторитет, укрепить его, проявить свои лидерские качества, показать умение достигать целей. Такой тип руководства хорош в плане дисциплины, он действительно помогает добиваться целей, обходить конкурентов, стремительно развиваться.
Минусы авторитарного управления могут быть не очевидны для самого руководителя, предпочитающего данный стиль, но очевидны для окружающих. Отсутствие возможности проявить себя и внедрить свои идеи полностью уничтожает инициативность работников, а напряженная психоэмоциональная атмосфера ведет к апатии и нежеланию членов коллектива работать и достигать целей.
Рекомендуем: Как научиться быть спокойной?
Это приводит к «застоям», к отсутствию новых идей и методов, к текучести кадров. Работники под таким начальством становятся скрытными, пассивными, они заискивают и скрывают недостатки в работе, не стремятся делать ее на должном уровне, но, боясь гнева начальства, тщательно прикрывают недоработки. Разумеется, это ведет к неизбежному понижению качества работы коллектива.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
В личной сфере
Авторитарный подход применяется не только в деловой сфере, но и в воспитании, и даже в общении. Такое общение и тип воспитания имеют те же особенности, что и авторитарное давление в рабочей среде. Характерные особенности:
- Принятие всех решений единолично.
- Неприятие ребенка как личности.
- Жесткость, давление.
- Метод «кнута и пряника».
- Принуждение без объяснения причин.
- Жесткие меры наказания за непослушание.
- Неспособность искать компромисс.
- Нежелание выслушать.
- Равнодушие к чужим эмоциям.
Разумеется, такой родитель, родственник, супруг – не просто тиран, который хочет, чтобы окружающие страдали. Авторитарный стиль общения имеет свои причины, которые могут крыться в страхе одиночества, в детских травмах, в болезненном желании уважения, признания, в неуверенности в себе. Человек убежден, что его методы приведут к хорошим результатам, что он – справедливый и строгий воспитатель, а все другие методы – это попустительство, и оно приведет к беде.
Родители, применяющие авторитарный стиль воспитания, жестко контролируют своего ребенка, вторгаясь во все сферы его личной жизни и принимая за него решения – с кем дружить, где гулять и чем заниматься в свободное время. Они не утруждают себя объяснениями, за что ребенок наказан или почему он должен выполнять то или иное действие, а просто аргументируют: «потому что я так сказал», или «я знаю, как правильно».
В результате у ребенка может попросту атрофироваться способность к анализу, к размышлениям, интеллектуальные способности будут притупляться, он попросту перестанет задавать вопросы, и его успешность в учебе будет снижаться год за годом.
Рекомендуем: Как научиться показывать свою любовь ребенку?
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Родители, практикующие авторитарное воспитание, крайне требовательны к своему ребенку, но вместо того, чтобы стимулировать его, они применяют методы угроз, психологического давления, наказаний и принуждения. Игрушки или красивые вещи ребенок непременно должен заслужить тяжелым трудом и большими достижениями, а просто так, из родительской любви, их не дарят.
Ребенок, на которого оказывается авторитарное давление, полностью лишается собственного мнения, инициативы или права принять решение. Все решения принимаются за него, и он попросту не имеет права на какие-либо желания.
Если авторитарный стиль семейного воспитания и имеет свои плюсы, то только в меру, и только в раннем детстве, когда ребенок еще не способен самостоятельно ходить, разговаривать, принимать решения и проявлять себя, другими словами – до тех пор, пока не достигнет четырех-пятилетнего возраста. Но в этом случае родители, принимая все решения за ребенка, оберегают его и заботятся о нем, и это не авторитарный подход, а здоровое, нормальное воспитание.
Результаты метода
Увы, авторитарный метод воспитания всегда имеет негативные последствия, иногда – довольно тяжелые. Ребенок, живущий и растущий в страхе, лишен радостей детства и вряд ли станет счастливым, здоровым и полноценным человеком в будущем.
В детстве он испытывает трепет и страх перед своими родителями, однако к подростковому возрасту ситуация меняется, и страх трансформируется в ненависть, агрессию, отстранение. Возникают постоянные и довольно сильные конфликты, подросток становится неуправляемым, мечтает покинуть дом как можно скорее.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Часто авторитарность в семье приводит к тому, что ребенок становится деспотичным и жестоким. Свою боль, обиды и страхи он вымещает на более слабых. Он может издеваться над животными, обижать детей в школе, хулиганить.
Воспитанный в авторитарном режиме ребенок не знает, что такое компромиссы, мирное решение конфликтов, не знает настоящей дружбы, не склонен любить окружающих, ему неведома жалость (потому что он этого не получал в семье). Такой ребенок убежден, что прав тот, кто сильнее, он все получает грубой силой, ведет себя цинично, грубо и жестоко.
Другой вариант развития событий – это развитие слабой личности. Ребенок не имеет собственных желаний, не чувствует за собой права получать желаемое, он безынициативен и умеет лишь исполнять приказы. Этот человек лишен собственной воли, у него крайне занижена самооценка и отсутствует чувство собственного достоинства, он считает себя слабее остальных. Разумеется, такой человек не сможет добиться в жизни настоящего развития, успеха и процветания.
Резюме
Крайности опасны во всем, и стоит учитывать, что у любого подхода есть как минусы, так и положительные стороны. Авторитарность в работе, воспитании, браке может быть вызвана благими побуждениями, желанием достичь больших целей, но может привести к плачевным последствиям.
Мы воспитываем и руководим так, как считаем нужным, однако стоит всегда учиться, изучать доступные и успешные методы и не забывать брать пример с успешных людей – руководителей, родителей, жен, мужей, которые достигли успеха и счастья. Искать золотую середину, прислушиваться к мнению окружающих, не забывая о собственном мнении, уметь принимать решения и брать на себя ответственность, но не забывать слушать советы тех, кто может быть полезен.
Рекомендуем: Как наладить свою жизнь?
Искусство общения, руководства, воспитания – сложное искусство. Но его можно постигать, не ограничивая себя рамками и не принимая никаких методов за окончательную истину. Ведь цель воспитания – вырастить гармоничную, счастливую и успешную личность, а такая личность не сформируется в атмосфере страха и давления. Так же и в деловой сфере: никакие блестящие идеи не появятся и никакой стремительный успех не ждет предприятие, если в коллективе царят страх и негатив. Автор: Василина Серова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам,
пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой,
освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
Авторитарный стиль руководства. Стили руководства в организации :: SYL.ru
«Стиль – это человек». В воздействии на подчиненных, общении с партнерами, клиентами проявляются личностные черты любого начальника. Понятие стиля руководства напрямую связано с сутью управления. Каким образом приверженцы кардинально противоположных методов решают разнообразные управленческие вопросы? Читайте в нашем обзоре.
Три метода руководства
Методы управления разнообразны, но в научных целях их делят на три главных группы:
- административно-организационные, или командные методы;
- экономические;
- психологические методы.
Опытный управленец с учетом обстановки и особенностей коллектива подбирает комплекс наиболее эффективных мер из каждой группы.
На выбор методов и частоту их применения влияют не только объективные причины, но и личные предпочтения менеджера. «Любимые» навыки в целом накладывают отпечаток на все деловое общение с коллегами. Стили руководства коллективом – это совокупность способов и мер, реализуемых менеджером.
Типология стилей
Востребованной и актуальной на сегодняшний день является типология Курта Левина. Психолог выделил три управленческих стиля: автократический, демократический и нейтральный. Стили отличаются управленческими методами, системами контроля, наличием или отсутствием делегирования полномочий.
Авторитарный стиль руководства базируется в большей степени на организационно-распорядительных методах, санкциях и нормировании. Коллегиальный – социальных, психологических и экономических. Либеральный стиль не требует четкой методологической системы.
Авторитарный стиль руководства
Автократу свойственно сосредотачивать все рабочие процессы под свое пристальное внимание: «Где не сам – так там могила!» Он всегда рассчитывает только на свои силы. Обычно автократ считает, что подчиненные не любят трудиться, как «малых детей» их необходимо заставлять. Отдает приказы и распоряжения, настаивая на полном подчинении. Нарушение его требований карается санкциями. «Минимум демократии, максимум контроля». Все действия персонала четко регламентированы инструкциями, положениями и требуют постоянного участия начальства.
Данный стиль руководства в организации направлен в большей степени на повышение эффективности рабочего процесса. Он дает такие результаты, как: высокая производительность, прибыльность, перевыполнение плана. С другой стороны, руководитель выбирает позицию вне группы, а социально-психологический климат и коллективные интересы не всегда учитывает. Подчиненный перестает быть личностью, а превращается в «болтик» бюрократической системы.
Такое преимущество, как сильная контрольная функция, иногда оборачивается для менеджера рабочей нагрузкой по 25 часов в сутки! Усиление бюрократии при росте организации лишает управленческие решения оперативности.
Авторитарный стиль руководства по силам не каждому управленцу. Для приверженца данного стиля важно «сохранить авторитет», не опускаясь до вседозволенности, самоуправства. Избежать ловушек помогут планирование тактики, стратегии, ориентация на результаты, а не слепое соблюдение предписаний, инструкций. Для авторитарного стиля руководства характерно поддержание дисциплины на высоком уровне, поэтому в условиях кризиса, аврала он просто необходим.
Плюсы и минусы автократического стиля
Силы | Слабости |
|
|
Таким образом, авторитарный стиль руководства имеет много недостатков, поэтому эффективен только при опытном, умелом руководстве. Применим в определенных производственных, кризисных ситуациях, связанных с задолженностями, прекращением поставок, возможным банкротством. Но при условии, что подчиненные соглашаются на подобные методы и прощают «царю» замашки диктатора за достигнутые результаты.
Демократический стиль
Демократический стиль руководства эффективен по показателям продуктивности и не уступает автократическому. Сотрудники под началом демократа образуют сплоченный коллектив, удовлетворены работой и трудовыми отношениями, активны, инициативны.
Руководитель-демократ всегда организует обсуждение проблемы. Как говорится, «одна голова думает — хорошо, а две и более – лучше». Коллективный метод принятия управленческих решений повышает вероятность их правильности.
При коллегиальном стиле не теряется много времени в процессе контроля, ведь внимание менеджера обращено на результаты труда, а не весь ход работ, как при автократическом управлении. Полномочия активно делегируются сотрудникам, которые следят и за итогами работы. Персонал для демократа – это главный ресурс и источник информации.
Мотивация в коллективе повышается за счет интереса к личности сотрудника. Люди чувствуют свою причастность к общему делу. Данный стиль руководства в организации позволяет реализовать отлаженная обратная связь.
В чем сила и слабость демократического стиля?
Силы | Слабости |
|
|
Данный стиль применим в условиях становления, роста предприятия с достаточно стабильным коллективом. Он весьма полезен в ситуациях кризиса во внутренней среде фирмы, при возникновении проблем в отношениях, рабочих процессах.
Авторитарно-демократический стиль
Наличие бесспорных достоинств коллегиального управления не означает «списание в утиль» авторитарного стиля. В практике менеджмента активно применяется комбинированный стиль руководства — «авторитарно-демократический», объединяющий преимущества двух стилей.
Сложный подход, содержащий в основе противоречия. Что оставить в приоритете: творческий подход (демократические методы) или дисциплину (организационные методы)? Подбор главного для конкретной ситуации параметра осуществляется ранжированием факторов или сочетанием методов. Например, поддержание демократии в процессе принятия решений и авторитарность на этапе их выполнения.
Заключение
Основные стили руководства должны применяться по ситуации. Опытный менеджер владеет разными подходами. Но кардинально менять стили невозможно из-за психологической склонности к определенным методам управления. Автократ не способен превратиться в демократа в один момент, но он может скорректировать собственный стиль управления с учетом обстоятельств.
Разнообразный арсенал методов и способов управления персоналом способствует успешной деятельности в сфере менеджмента. Развитие данных навыков не может происходить само по себе, как управленческий талант не возникает стихийно, его необходимо развивать и тренировать.
Авторитарный стиль управления
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
Кафедра «Менеджмент,
маркетинг и коммерция»
Групповая работа
№ 2 по дисциплине «Теория менеджмента»
Студенты гр. 51-р
Геринг Э.Г
Григорьева Ю.А
Ескова Е.А
Крживец К.И
Кушнаренко М.В
Лаас К.Е
«12» апреля 2013г.
Руководитель –
преподаватель
кафедры «ММК»
Платонова А.С.
«___» ________2013г.
Омск 2013
1)
Студенческая группа, состоящая из 5-7
человек, формирует путем свободного
перечисления 10 качеств руководителя,
который будет влиятелен и может стать
для них лидером. Внеаудиторное время
каждая рабочая группа обсуждает этот
набор. Для этого каждый член группы
ранжирует эти качества по шкале от 1 до
10, а затем рассчитывается среднегрупповое
значение.
Каждый
студент индивидуально располагает
выбранные группой качества по убыванию
их значимости и дает оценку (присваивает
ранг) каждому качеству. При этом
наиболее важное качество получает ранг
1, наименее важное — ранг максимальный
(например, 10, если выбрано 10 лидерских
качеств). В случае, если затруднительно
выбрать, какое из двух качеств наиболее
значимое, — качества получают средний
одинаковый ранг. Например, два качества
поделили между собой 5-е и 6-е места,
средний ранг (5 + 6)/2 = 5,5. Вид списка в этом
случае приведен в табл. 2.
Составьте
новый список качеств руководителя,
расположив их по возрастанию средних
рангов. Определите, насколько коллективная
оценка значимости качеств отличается
от индивидуальной. На основе полученных
результатов анализируется портрет
возможного лидера для каждой группы,
его выделяющиеся черты и возможный
стиль руководства для данной группы.
Результаты анализа нужно оформить.
Среднее
значение для группы численностью 6
человек.
Наименование | Ранг | Ранг | Ранг | Ранг | Ранг | Ранг | Средний ранг |
Эксперта 1 | Эксперта 2 | Эксперта 3 | Эксперта 4 | Эксперта 5 | Эксперта 6 | ||
Уверенность в себе | 8,5 | 7,5 | 8 | 9 | 8 | 9 | 8,33 |
Тактичность | 4 | 7,5 | 3 | 4,5 | 3 | 6 | 4,66 |
Профессионализм | 8,5 | 9 | 9 | 8 | 7 | 5 | 7,75 |
Целеустремленность | 9 | 6 | 6 | 6 | 6 | 7 | 6,66 |
Ответственность | 6 | 5 | 5 | 5 | 9 | 8 | 6,33 |
Открытость | 3 | 3 | 1,5 | 4,5 | 5 | 4 | 3,5 |
Настойчивость | 1 | 2 | 1,5 | 3 | 1 | 3 | 1,91 |
Изобретательность | 2 | 1 | 2 | 2 | 4,5 | 1 | 2,08 |
Стрессоустойчивость | 5 | 4 | 8 | 7 | 4,5 | 2 | 5,08 |
Умение влиять на окружающих | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Список
качеств руководителя расположенных
по убыванию их средних рангов.
Наименование | Ранг | |
1 | Умение | 10 |
2 | Уверенность | 8,33 |
3 | Профессионализм | 7,75 |
4 | Целеустремленность | 6,66 |
5 | Ответственность | 6,33 |
6 | Стрессоустойчивость | 5,08 |
7 | Тактичность | 4,66 |
8 | Открытость | 3,5 |
9 | Изобретательность | 2,08 |
10 | Настойчивость | 1,91 |
На
основе полученных результатов, мы
сделали вывод , что коллективная оценка
значимости качеств руководителя не
значительно отличается от индивидуальной
оценки каждого участника этих же качеств.
Конечно, у каждого участника свое видение
лидера и качеств, которые должны
присутствовать у него, поэтому в таких
позициях как стрессоустойчивость ,
ответственность и тактичность оценки
значимости были разными. Но в целом,
наша группа видит своего руководителя-лидера
сильным, уверенным в себе человеком,
хорошо знающим свое дело, способным
справиться с любой задачей.
Ведь
руководитель
– это лицо компании, пример для всех
подчиненных. Кроме того ответственность
,надежность и четкое следование,
поставленной цели, а также верность
данным обещаниям – все это с лучшей
стороны характеризует руководителя.
Немало важно и открытость, которая
означает возможность услышать новые
идеи, а также изобретательность и
способность к творческому решению задач
или креативность всегда возвышали их
обладателя в глазах окружающих. Люди
охотно подчиняются умному и изобретательному
лидеру.
Предполагаемый
стиль руководства в нашей группе —
демократический. Этот стиль опирается
на коллегиальность, доверие, информирование
подчиненных, инициативу, творчество,
самодисциплину, ответственность,
ориентацию на достижение поставленных
целей.
2)
Как вы думаете, какой стиль руководства
считается наиболее эффективным и почему?
Попытайтесь по известным признакам
определить стиль управления в вашей
студенческой группе. Эффективен, оправдан
ли такой стиль, исходя их конкретных
условий и характера деятельности вашей
группы?
От
чего зависит успех любого коммерческого
проекта? «От финансов, организации
процесса, материальной базы, подбора
персонала», — ответят многие. И будут,
конечно, правы. Всё это имеет очень
большое значение. Но ещё большее значение
имеют действия команды, которая трудится
над реализацией проекта. А за действия
команды отвечает начальник. И от того,
какой стиль управления он выберет, будет
зависеть успех всего предприятия. Есть
мнение, что 80 % успеха зависит от
руководителя и только 20 % — от подчинённых.
Стиль
руководства, управления
— способ делового общения руководителя
с подчинёнными, характер отношений
между ними в процессе исполнения
служебных обязанностей, определяемый
форматом распорядительного воздействия
и мерой жёсткости проявления единоличной
воли руководителя.
Один
из первых исследователей в этой области,
немецкий психолог Курт Левин, выделил
три стиля управления с говорящими
названиями: авторитарный, демократический
и либеральный. Каждый из них имеет свои
характеристики.
Авторитарный
стиль
Руководитель
единолично принимает все решения. Он
не спрашивает мнения подчинённых,
зачастую не прислушивается к их
предложениям. Вся полнота власти
сосредоточена в руках одного человека,
остальным отводятся скромные роли
исполнителей. С другой стороны, вся
ответственность за выстраивание рабочего
процесса и результаты деятельности
тоже ложится на плечи руководителя.
Преимущества
стиля:
результаты работы группы, как правило,
предсказуемы. Во время работы нет
«разброда и шатания», каждый хорошо
понимает свою задачу, свои обязанности.
На работе царит порядок.
Недостатки
стиля:
рядовые сотрудники не могут проявить
себя: всё, что им остаётся, — молча
выполнять указания руководителя
(которые, к тому же, могут открыто не
мотивироваться). Деятельность рискует
стать шаблонной и стереотипной, потому
что каждый просто выполняет определённую
практическую задачу.
Подобный
стиль руководства подходит для организаций
с жёсткой структурой и для задач с
конкретными целями, особенно если
процесс работы уже налажен.
Великолепно подходит
для выполнения поэтапных задач, при
чётком определении роли каждого участника
рабочего процесса.
Демократичный
стиль
Такой
начальник уже не столь сух и деспотичен,
он заинтересован в том, чтобы мотивировать
своих сотрудников. Распоряжения хотя
и довольно строги, но зачастую объясняются,
чтобы исполнитель лучше понимал, что и
для чего он делает. Демократичный
руководитель чаще прислушивается к
мнению подчинённых и может пойти на
уступки, если сочтёт их предложения
разумными. Руководитель находится
внутри группы и ведёт себя как один из
её участников. Между сотрудниками
устанавливаются более тёплые, дружеские
отношения, распоряжения носят не
приказной характер, а скорее походят
на дискуссию: выслушав все предложения,
руководитель принимает конечное решение
и распределяет конкретные задачи. Такой
начальник не скуп на похвалу и всегда
отмечает достижения своих сотрудников.
Преимущества
стиля:
каждый сотрудник получает возможность
проявить себя, наиболее полно раскрыть
свои способности и таланты, вносить
полезные изменения в процесс работы.
Это не только позволяет в полной мере
использовать способности членов
коллектива, но и даёт возможность
совершенствовать процесс работы в
целом.
Недостатки
стиля:
могут возникнуть некоторые сложности
с принятием решения. Дискуссия — отличный
способ достигнуть консенсуса и прийти
к самому оптимальному результату. Но
подобные дебаты могут затянуться,
особенно если возникает несколько
противоположных точек зрения. Если у
руководителя не достаёт характера для
того, чтобы принять волевое решение,
«переговоры» заслоняют конкретные
задачи.
Этот
стиль руководства подходит для решения
творческих задач, требующих активного
участия каждого члена группы. Также
демократичный стиль будет оптимальным,
если чёткого понимания задачи и процесса
работы нет. Его сила — в созидательности
коллективного решения.
В
нашей студенческой группе, демократический
(или коллективный) стиль управления
,потому что: решения принимаются на
основе обсуждения проблемы, учета мнений
и инициатив одногруппников («максимум
демократии»), выполнение принятых
решений контролируется старостой или
куратором, и самими студентами («максимум
контроля»), руководитель(староста
или куратор) проявляет интерес и
доброжелательное внимание к личности
участников группы, к учету их интересов,
потребностей, особенностей. Демократический
стиль является наиболее эффективным,
т.к. он обеспечивает высокую вероятность
правильных взвешенных решений, высокие
производственные результаты труда,
инициативу, активность сотрудников,
удовлетворенность людей своей работой
и членством в коллективе, благоприятный
психологический климат и сплоченность
коллектива. Однако реализация
демократического стиля возможна при
высоких интеллектуальных, организаторских,
психологически-коммуникативных
способностях руководителя(староста
или куратор).
3)
На конкретном примере, взятом из реальной
жизни, поясните в каких случаях и
организациях эффективен авторитарный,
демократический или либеральный стиль
управления? Рассмотрите это на примерах
использования ситуационных моделей
лидерства.
Руководство
— способность оказывать влияние на
отдельных лиц и группы, побуждая их
работать на достижение целей организации.
Одной
из важнейших характеристик деятельности
руководителя является стиль руководства.
Стиль
руководства
— манера поведения руководителя по
отношению к подчиненным, чтобы оказать
на них влияние и побудить к достижению
целей организации.
Руководитель
является ведущим и организатором в
системе управления. Управление
деятельностью групп и коллективов
осуществляется в форме руководства и
лидерства. Эти две формы управления
имеют определенное сходство.
Авторитарный
стиль управления эффективен далеко не
всегда, больше того, сотрудники, постоянно
работающие с властным начальником, чаще
увольняются и испытывают стрессы на
службе. Постоянный контроль давит на
психику и сказывается на качестве
работы. Когда вы изо дня в день боитесь
совершить ошибку, вероятность ее, как
ни странно, возрастает.
В
компаниях с авторитарным стилем
управления сотрудники медленнее
прогрессируют или не прогрессируют
вовсе. Это происходит из-за жесткого
распределения обязанностей. Человек
выполняет роль винтика в отлаженном
механизме и превратиться в какую-нибудь
важную шестеренку шансов почти не имеет.
Авторитарный
руководитель очень часто, сам того не
желая, способствует текучке кадров. Не
каждый сотрудник в состоянии выдержать
тотальный контроль со стороны начальства.
Далеко не все могут хорошо и долго
работать, понимая, что никаких карьерных
перспектив у них нет. Поэтому срок работы
в компании с авторитарным стилем
управления зачастую составляет год,
максимум полтора. От этого может
пострадать и имидж компании на рынке —
в интернете существуют черные списки
фирм с жесткими руководителями. Туда с
опаской приходят хорошие специалисты.
Авторитаризм
в управлении организацией в большинстве
случаев отсекает наиболее креативные
кадры. Люди, которые могут придумывать
и внедрять новые технологии и методики,
не востребованы в таких компаниях. Там
ценятся совсем другие качества.
Где
уместна тирания?
Промышленность(любая
отрасль)
На
любом промышленном предприятии требуется
жесткий постоянный контроль за качеством
продукции, технологией производства,
соблюдением техники безопасности,
выполнением сроков поставки. Обеспечить
все это может только сильная рука во
главе организации.
Отчасти
поэтому во главе большинства предприятий
стоят люди, прошедшие еще советскую
школу управления.
Театр
Казалось
бы, что в актерской среде авторитаризму
делать нечего. На самом деле это не так.
Во главе всех успешных театров в нашей
стране стоят люди, исповедующие принципы
авторитарного управления в работе.
Театр должен иметь четкую и понятную
структуру, а главный режиссер должен
вмешиваться в творческий процесс. Так
было в «Ленкоме», Театре имени
Маяковского при Гончарове, в «Таганке»
при Юрии Любимове.
Радио
Радиостанции
сегодня все чаще объединяются в
медиагруппы. Таким образом они получают
возможность работать с различной
аудиторией от высоколобых профессоров
до подростков или восторженных домохозяек.
При этом все радиостанции, входящие в
группу, должны придерживаться общей
политики и не отнимать друг у друга
хлеб. Поэтому руководители таких
медиа-групп, как, например, RMG («Русское
радио», радио «Монте-Карло» и
др.), предпочитают жесткий, авторитарный
стиль управления.
Тимур
Горяев пользуется распределительно-административными
методами управления, что и говорит о
нем как об авторитарном руководителе.
Он всегда ставит задачу и проверяет
выполнение. Либо результат—либо ты не
работаешь в этой компании .
Генеральный
директор концерна написал для сотрудников
десять заповедей. Так он нашел способ
незримо присутствовать в жизни
подчиненных. В первой он призывает
почитать Бога. Остальные заповеди дают
указания на каждый менеджерский день:
главное — результат, а не усилия.
Горяев
утверждает, что он по характеру директор
прорыва. Там, где хаос и требуется навести
порядок железной рукой, ему интересно,
это он это умеет. Из захудалой фабрики
он сделал огромный концерн — это был
настоящий прорыв. Следовательно,
авторитарный стиль приносит свои плоды
в наших компаниях и является очень
продуктивным .
Можно
сделать вывод, что авторитарный стиль
имеет и сильные, и слабые стороны. Сильные
стороны:
-делает
возможным быстрое принятие решений и
мобилизацию сотрудников на их выполнение;
-позволяет
стабилизировать ситуацию в конфликтных
коллективах;
-может
быть эффективным в кризисных ситуациях,
а также в условиях низкого профессионального
уровня и слабой трудовой мотивации
сотрудников;
-необходим
в условиях низкого культурного уровня
объекта управления, слабых управленческих
связей в экстремальных ситуациях .
К
основному недостатку авторитарного
стиля управления можно отнести то, что
при постоянном его применении он сводит
к минимуму творческую инициативу
подчиненных, ухудшает моральную атмосферу
в коллективе, приводит к текучести
кадров.
Авторитарный стиль управления. Руководитель-тиран?
Авторитаризм – манера, при которой начальник единолично принимает решения, отдаёт приказы и контролирует процесс их выполнения. Проводя параллель между всем известным изречением, начальник-авторитарист мотивирует своих сотрудников скорее кнутом, чем пряником, используя, как правило, материальные рычаги давления: выдача и лишение премии, штраф и т.д., применяются также административные меры.
Как большинство современных политологов полагает, авторитаризм – наиболее распространенный режим управления, так и современные исследователи корпоративной культуры приписывают авторитарный стиль управления большинству руководителей. Многие начальники ориентируются на собственные цели и багаж знаний, такая позиция мотивируется зачастую тем, что руководитель считает, что только ему «сверху» видна полная картина происходящего внутри фирмы и вокруг неё. Причина также может крыться в том, что руководитель фирмы – её основатель и не готов морально доверить часть ответственности за созданное им кому-либо ещё. Последствия такого управления могут быть самыми плачевными. Руководитель, который не слышит советов и зациклен на одной точке зрения, может не увидеть верное решение вовремя и привести компанию к застою, так как для развития всегда нужны свежие идеи.
МИФЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ
Авторитарный стиль управления зачастую вызывает негативные ассоциации, однако, такое представление стереотипно. Рассмотрим несколько мифов.
Первый миф: начальник, выбравший такую манеру, всегда деспот и тиран. Это не всегда так, ведь, он может использовать вышеупомянутые материальные и административные рычаги давления в качестве поощрения.
Следующий миф: руководитель-авторитарист не даёт возможности развиваться. Давайте разберемся. Невозможность расти и реализовываться может преследовать сотрудника по двум возможным причинам: он сам не может проявить себя и те, кто отвечают за его работу, намеренно этому препятствуют. Первое решается самим сотрудником: развить свои имеющиеся навыки и приобрести новые, научиться себя преподносить – все это в его власти. Второй фактор больше зависит от сотрудников: при авторитарном стиле управления – от начальника, при делегирующем и демократическом – от начальника и коллег. В обоих случаях, если руководство искренне заинтересовано в развитии компании, сотруднику будет предоставлена возможность реализовать свой потенциал, если нет – причина кроется не в стиле управления.
В ПОМОЩЬ ПОДЧИНЕННЫМ
Большая часть подчиненных, однако, действительно негативно воспринимает своего руководителя-авторитариста.
Американский психолог Роберт Хоган выяснил, что примерно 75% опрошенных им офисных работников самой нервной и неприятной частью своей работы считают общение с руководителем. В том случае, если ваш начальник действительно стереотипный авторитарист, западные исследователи рекомендуют несколько простых приемов. Не избавляйтесь от старых записей: если начальник спросит вас о задании, которое вы выполнили, но воспоминания о нем уже призрачны, вам, возможно, будет не хватать убедительности, а по записям вы быстро сможете восстановить в памяти всю цепочку событий.
Попробуйте сперва разобраться с возникшей проблемой самостоятельно и лишь потом обращаться к начальству: ваш руководитель единолично раздаёт поручения и контролирует их выполнение, из-за большого объёма информации, он может потратить, по его мнению, непозволительно много времени на совет и помощь; если все-таки без обращения не обошлось, изложите суть вопроса максимально кратко и доступно.
И наконец, совет, который вероятно, уже сформулировало для себя большинство работающих под началом руководителя-авторитариста сотрудников: постарайтесь адаптироваться не только под стиль управления, но и под самого начальника. Пока что никому не удалось исключить человеческий фактор, а значит, стоит учитывать, что ваш начальник не машина.
В любой компании руководителю крайне важно понимать, что от эффективной коммуникации, завит абсолютно все сферы жизни. Корпоративные тренинги от тренинг-центра “Игрокс”помогут найти действенный инструменты к персоналу и создать прекрасные отношения внутри коллектива между сотрудниками.