Авторитет и лидерство в группе: Лидерство и авторитет в группе – Глава 9 лидерство и руководство

54. Лидерство в группе. Теории лидерства

1)
лидер в основном призван осуществлять
регуляцию межличностных отношений в
группе

2) лидерство можно
констатировать в условиях микросреды
(каковой и является малая группа)

3)
лидерство возникает стихийно, а
руководитель либо назначается, либо
избирается

4) явление лидерства
менее стабильно, выдвижение лидера в
большой степени зависит от настроения
группы

5) руководство
подчиненными в отличие от лидерства
обладает гораздо более определенной
системой различных санкций, которых в
руках лидера нет;

6) лидер принимает
более непосредственные решения,
касающиеся групповой деятельности;

7) сфера деятельности
лидера — в основном малая группа, где
он и является лидером, сфера действия
руководителя шире, поскольку он
представляет малую группу в более
широкой социальной

Лидером
является такой член малой группы, который
выдвигается в результате взаимодействия
членов группы для организации группы
при решении конкретной задачи. Он
демонстрирует более высокий, чем другие
члены группы, уровень активности,
участия, влияния в решении данной задачи.
Таким образом, лидер выдвигается в
конкретной ситуации, принимая на себя
определенные функции. Остальные члены
группы принимают лидерство, т.е. строят
с лидером такие отношения, которые
предполагают, что он будет вести, а они
будут ведомыми. Лидерство необходимо
рассматривать как групповое явление:
лидер немыслим в одиночку, он всегда
дан как элемент групповой структуры, а
лидерство есть система отношений в этой
структуре. Поэтому феномен лидерства
относится к динамическим процессам
малой группы. Этот процесс может быть
достаточно противоречивым: мера
притязаний лидера и мера готовности
других членов группы принять его ведущую
роль могут не совпадать.


Иногда понятие
лидера отождествляется с понятием
«авторитет», что не вполне корректно:
конечно, лидер выступает как авторитет
для группы, но не всякий авторитет
обязательно означает лидерские
возможности его носителя. Лидер должен
организовать решение какой-то задачи,
авторитет такой функции не выполняет,
он просто может выступать как пример,
как идеал, но вовсе не брать на себя
решение задачи. Поэтому феномен
лидерства — это весьма специфическое
явление, не описываемое никакими другими
понятиями.

Теории
происхождения лидерства.
Существует три основных
теоретических подхода в понимании
происхождения лидерства. «Теория
черт»
(иногда называется
«харизматической теорией», от слова
«харизма», т.е. «благодать», которая в
различных системах религии интерпретировалась
как нечто, снизошедшее на человека).

Лидером
может быть лишь такой человек, который
обладает определенным набором личностных
качеств или совокупностью определенных
психологических черт.

В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт,
упоминаемых различными исследователями
как «лидерских». Среди них были названы
такие: инициативность, общительность,
чувство юмора, энтузиазм, уверенность,
дружелюбие (позже Р. Стогдилл к ним
добавил бдительность, популярность,
красноречие). Однако существовал
разнобой, даже относительно таких черт,
как «сила воли» и «ум», что дало основание
усомниться вообще в возможности составить
более или менее стабильный перечень
черт, необходимых лидеру и, тем более,
существующих у него. После
публикации Стогдилла с новыми добавлениями
к списку возникло достаточно категоричное
мнение о том, что теория черт оказалась
опровергнутой. Разочарование было
настолько велико, что в противовес ей
была выдвинута даже теория «лидера без
черт». Но она по существу просто не
давала никакого ответа на вопрос о том,
откуда же берутся лидеры и каково
происхождение самого феномена лидерства.


На
смену теории черт пришло новое объяснение,
сформулированное в «ситуационной
теории лидерства»
.
Теория черт в данной концептуальной
схеме не отбрасывается полностью, но
утверждается, что в основном

лидерство
— продукт ситуации
.
В различных ситуациях групповой жизни
выделяются отдельные члены группы,
которые превосходят других по крайней
мере в каком-то одном качестве, но
поскольку именно это
качество и оказывается необходимым в
данной ситуации, человек, им обладающий,
становится лидером
.

Третий
вариант был представлен в так называемой
системной теории
лидерства
, согласно
которой лидерство рассматривается как
процесс организации межличностных
отношений в группе, а лидер — как субъект
управления этим процессом. При таком
подходе лидерство
интерпретируется как функция группы
,
и изучать его следует поэтому с точки
зрения целей и задач группы, хотя и
структура личности лидеров при этом не
должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют
учитывать и другие переменные, относящиеся
к жизни группы, например длительность
ее существования. В этом смысле системная
теория имеет, конечно, ряд преимуществ.
Они очевидны, когда речь заходит не
просто о лидерстве, но о руководстве:
особенно популярной является так
называемая вероятностная модель
эффективности руководства, предложенная
Ф. Фидлером.


Большинство
отечественных исследований лидерства
осуществляется в рамках близких данной
модели, хотя к ней добавляется нечто
новое, продиктованное общими предпосылками
исследования динамических процессов
в группе: феномен лидерства в малых
группах рассмотрен в контексте
совместной групповой деятельности,
т.е. во главу угла ставятся не просто
«ситуации», но конкретные задачи
групповой деятельности, в которыхопределенные члены группы
могут продемонстрировать свою способность
организовать группу для решения этих
задач. Отличие лидера от других членов
группы проявляется при этом не в наличии
у него особых черт, а в наличии более
высокого уровня влияния.

Интересной
в данном случае является разработанная
Р.Л. Кричевским концепция ценностного
обмена как механизма выдвижения лидера.
Сама по себе идея ценностного обмена
во взаимодействии людей и ранее
разрабатывалась в социальной психологии
(Дж. Хоманс, Д. Тибо, К. Келли и др.). Здесь
же идея ценностного обмена использована
при объяснении феномена лидерства:
ценностные характеристики членов группы
(значимые свойства личности) как бы
обмениваются на авторитет и признание
лидера. Лидером рассматривается тот, в
ком в наиболее полном виде представлены
такие качества, которые особенно значимы
для групповой деятельности, т.е. являющиеся
для группы ценностями. Таким образом,
в лидерскую позицию в ходе взаимодействия
выдвигается такой член группы, который
как бы идентифицируется с наиболее
полным набором групповых ценностей.
Именно поэтому он и обладает наибольшим
влиянием.

Лидерство в малых группах: теории и стили

Организация малой группы, функции лидера и руководителя, проблема лидерства и руководства в целом являются центральными проблемами социальной психологии. Ученые разграничивают понятия «лидер» и «руководитель», причем понятие «лидер» не относится к политическому контексту. Рассмотрим, как разграничивает эти термины Б.Д.Парыгин.




Лидер

Руководитель

Осуществляет регулирование межличностного общения в группе

Осуществляет регулирование официального общения в группе как социальной организации

Действует в границах группы

Является элементом группы, взаимодействует со всей системой общественных отношений

Стихийное появление

Назначение, выборы – процесс, который контролируется социальной структурой

Положение лидера зависит от настроя группы, оно нестабильно

Положение руководителя стабильно

Лидер не может влиять на подчиненных при помощи санкций

Руководитель пользуется системой различных санкций

Быстро принимает решения, которые касаются деятельности группы

Процесс принятия решений более сложный

Область деятельности – малая группа

Является представителем малой группы в социальной системе

Таблица 1. Разведение понятий «лидер» и «руководитель» (по Б. Д. Парыгину)

Лидер и руководитель решают проблемы одного порядка, и тот, и другой стимулируют членов группы, подводят к принятию решения, заботятся о том, какими средствами поставленные задачи будут решены. Лидерство и руководство в малых группах различаются.

Лидерство

Лидерство можно назвать психологической характеристикой определенного члена группы или нескольких ее членов. Лидер выдвигается группой тогда, когда предстоит решение конкретной задачи в конкретный ситуативный момент. Человек, с подходящими более всего для решения этой задачи свойствами и качествами, берет на себя функции организатора. Человек, претендующий на лидерство, может быть более активен в этой ситуации, более осведомлен или иметь профессиональный опыт. Другие члены группы принимают лидерство, то есть отношения выстраиваются таким образом, что он будет вести, а они будут ведомыми. Не обязательно совпадение меры притязаний лидера и готовности группы принять его. Поэтому возможности лидера могут быть возрастающими и снижающимися. Лидерство – это всегда система групповых отношений, лидер не может действовать один. Иногда понятие «лидер» приравнивают к понятию «авторитет». Это не совсем так. Безусловно, лидер обладает авторитетом в группе, но не всякий авторитетный человек способен быть лидером. Лидер – это организатор, авторитет не выполняет такой функции, он выступает примером


15 Вопрос. Понятие власти, авторитета, лидерства, доминирования. Теории власти.

Понятие власти.

Власть
— (как властное могущество вообще) (англ.
power; от лат. potere – быть в состоянии, мочь,
иметь возможность) – понятие, предполагающее
способность каким-либо желаемым образом
и многими способами воздействовать на
поведение других в самых разных
обстоятельствах. [Словарь
психолога – практика/ Сост. С.Ю. Головин.
– Мн.: Харвест, 2001. – 976 с.]

Власть
соотнесения
господства и подчинения в отношении
между людьми, В. является социально
необходимым условием управления,
сопровождается направленной передачей
информации и реализуется в поведении.
[Психологический лексикон. Энциклопедический
словарь в 6 томах / Ред. — сост. Л.А. Карпенко.
Под. общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР
СЭ, 2005]

Власть
способность
и возможность личности или группы
осуществлять свою волю с помощью
авторитета, права, насилия и других
средств, оказывая направляющее воздействие
на деятельность, поведение и жизнь людей
в обществе. [Словарь – справочник по
социальной психологии / В. Крысько. –
СПб.: Питер, 2003. – 416 с.]


Таким
образом, можно выделить следующую
особенность власти – ее рассматривают
как: 1) характеристика индивида; 2)
межперсональная конструкция; 3) ресурс;
4) причинная конструкция.
Власть
понимается
как способность и возможность личности
или группы каким-либо желаемым образом
и многими способами воздействовать на
деятельность, поведение жизнь других
людей в самых разных обстоятельствах

Понятие авторитета.

Авторитет
— (нем.
Autorilat — власть, влияние) — термин,
употребляемый в культурологии для
обозначения влияния отдельных личностей
или организаций на определенное решение
проблем, основанное на доверии и уважении
к ним членов общества. [Психологический
лексикон. Энциклопедический словарь в
6 томах / Ред. — сост. Л.А. Карпенко. Под.
общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ,
2005]

Авторитет
– признание обществам, социальной
группой, коллективом, государством,
общественно-политической организацией
личных и общественных качеств определенной
личности или группы людей, отражающее
их реальное более или менее серьезное
влияние на положение дел в обществе и
государстве, соответствующей социальной
группе или партии, организации, коллективе
и т.д. [Словарь
психолога – практика/ Сост. С.Ю. Головин.
– Мн.: Харвест, 2001. – 976 с.]

Авторитет
— (от лат. auctoritas — власть — влияние), в
широком смысле — общепризнанное влияние
лица или организации в различных сферах
общественной жизни, основанное на
знаниях, нравственных достоинствах,
опыте; в узком — одна из форм осуществления
власти. [Словарь – справочник по
социальной психологии / В. Крысько. –
СПб.: Питер, 2003. – 416 с.]

Авторитет
(AUTHORITY)
— Если
власть (power) есть осуществление принуждения
против воли индивида или группы, то
авторитет
(authority) — это тот подтип власти, при котором
люди с готовностью подчиняются приказам,
поскольку считают осуществление власти
легитимным.

Таким
образом, понятие авторитет часто
соотносят с понятием лидер. Однако лидер
почти всегда считается авторитетом
хотя бы в одной достаточно значимой для
группы сфере ее жизнедеятельности, но
авторитет не всегда выступает в рамках
лидера, т.к. может не управлять сообществом
и не брать на себя ответственность в
решении каких-либо групповых задач.
Можно определить данное понятие
следующим
образом. Авторитет
– влияние индивида (института),
обусловленное признанием другими, по
их собственной воле, чьего-то права
вводить нормы, базирующееся на опыте,
профессионализме, знаниях, нравственности,
установления либо распоряжаться,
рассчитывая на повиновение. Понятие,
обозначающее: 1) форму осуществления
власти (влияния), основанную на высоко
ценимых в обществе качествах, заслугах
носителя авторитета
или приобретенную на основании
утвержденных процедур; 2) источник
влияния преимущественно ненасильственными
средствами; 3) легитимизированное
руководство (управление), т.е. вид власти,
основанной на ее добровольном признании
правомерной управляемыми.

Понятие лидерство

Лидерство
(англ.
‘leadership’)–отношения
доминирования и подчинения, влияния и
следования в системе межличностных
отношений в группе. [Словарь – справочник
по социальной психологии / В. Крысько.
– СПб.: Питер, 2003. – 416 с.]

Лидерство
социально
– психологический феномен, относящийся
к динамическим процессам в малой группе;
понятие, характеризующее отношение
доминирования и подчинения в группе.
[Психологический лексикон. Энциклопедический
словарь в 6 томах / Ред. — сост. Л.А. Карпенко.
Под. общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР
СЭ, 2005]

Лидерство
социально
– психологический процесс, в ходе
которого один член группы, общности,
общества (лидер) организует и направляет
других к достижению конкретной общей
цели. [Словарь психолога – практика/
Сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2001. –
976 с.]

Таким образом,
понятие Лидерство
можно определить как социально –
психологический феномен, относящийся
к динамическим процессам в малой группе,
отношения
доминирования и подчинения, влияния и
следования в системе межличностных
отношений в группе, когда один
член группы, организует и направляет
других к достижению конкретной общей
цели.

Понятие
доминирования.

Доминирование
(domination) — господство, преобладание.

Доминирование
– преобладание чего-то или кого-то над
другим над другим.

Доминирование
(лат. dominus – хозяин) – тип высшей власти,
которая осуществляется в относительно
устойчивых институциональных рамках
какой-либо социальной системы. [Словарь
психолога – практика/ Сост. С.Ю. Головин.
– Мн.: Харвест, 2001. – 976 с.]

Таким
образом, можно сделать вывод, что
Доминирование
– это
господство, преобладание, которое
осуществляется и господствует в
относительно устойчивых рамках какой-либо
социальной системы.

Авторитет и лидерство как проблема современного управления (стр. 1 из 3)

Федеральное агентство по образованию

Хакасский технический институт – филиал

Сибирского Федерального университета

Реферат

АВТОРИТЕТ И ЛИДЕРСТВО КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Выполнила: студентка

Специальности ЭиУП (6)

Боргоякова Анна ЗФ

Шифр: 0708919

Проверила: Шалыгина Татьяна Викторовна

2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Лидерство

1.1 Сущность лидерства

1.2 Концепции лидерства

1.3 Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры

2. Руководство

2.1 Сущность руководства

2.2 Уровни руководителей

2.3 Авторитет руководителя и его роль

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем современного управления. Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства, оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий»,авторитет — это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми (С. Паркинсон). Несмотря на кажущуюся простоту этих понятий, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство и авторитет характеризуется неоднозначно. Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Наиболее желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и руководителя. Хорошо известные всему миру компании мирового класса возглавляют выдающиеся лидеры-руководители. В работе отдельных организаций часто слова «руководитель» и «лидер» употребляются как синонимы, что нередко является вполне оправданным.

Мы уже очень много сказали о лидерах, теперь разберемся в руководителях. До недавнего времени в тени оставалось одно из основных звеньев новой экономики — это руководитель. Сегодня уже можно говорить, что «рынок руководителей» в России активно формируется, и мы уже в состоянии наметить его контуры, дать первые оценки.

Определяющая роль руководителя проистекает из того, что это лицо, наделенное полномочиями принимать решения, «это тот, кто решает, что делать, как делать, и несет за это ответственность». Обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него, — на характер и результаты функционирования самого объекта. Особо важно отметить то, что он воспроизводит кадры системы по своему подобию: авторитетный руководитель окружает себя квалифицированными, знающими свое дело коллегами, а слабый еще более слабыми подчиненными. И, как следствие, первый руководитель ведет систему к процветанию, а слабый со своими кадрами загоняет ее, в конце концов, в тупик. Умелый руководитель четко формирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, предупредить неудачи и находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации.

В наше время руководить — это значит неустанно подтверждать свой авторитет и соответствие занимаемой должности, постоянно держать экзамен перед своими подчиненными, вышестоящим начальством.

Вот теперь уже более четко вырисовываются черты лидера и руководителя.

Наиболее желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и руководителя. Но не надо заблуждаться, что лидер и руководитель — это одно и тоже понятие. У них очень много как схожих, так и разных черт.

Это мы рассмотрим в следующих главах данного реферата.

1. ЛИДЕРСТВО

1.1 Сущность лидерства

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора, было проведено очень много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

Лидерство — это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Вышеприведенные определения не подразумевают необходимости лидерства только для какого-то определенного типа организации. Речь идет о взаимодействии или взаимовлиянии между людьми в рамках любого вида деятельности, а не только в политических процессах.

Лидерство, как и власть, — это потенциал, имеющийся у человека.

Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения «лидер — последователи». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник — подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции.

Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.

При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо группы (организации), возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав. Этот вариант лидерских отношений получил название отношений «мастер — раб». Основываясь на этом типе, организация способна быстро и в кроткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях.

Данный тип лидерских отношений отличает то, что последователи признают лидерство составной частью группы (организации) только тогда, когда оно доказало свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.

Неудачи постигают лидеров по различным причинам, но успех к лидерам при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучения опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские.

1.2 Концепции лидерства

Несмотря на то, что лидеры и лидерство всегда оказывают значительное влияние на курс развития мировой истории тщательное их изучение, как уже отмечалось выше, началось примерно столетие назад. Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации лидер должен обладать определенными качествами. Несколько позже в исследовании произошел сдвиг в сторону выявления образцов поведения лидеров.

1. Теория лидерских качеств. Она является наиболее ранним подходом к изучению в объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от не лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

Лидерские качества, наиболее встречающиеся у успешных лидеров:

1. Интеллектуальные способности

· Ум и логика;

· Рассудительность;

· Проницательность;

· Оригинальность;

· Концептуальность;

· Образованность;

· Знание дела;

· Речевая развитость;

· Любопытство и познавательность;

· Интуитивность.

2. Личностные черты характера

· Инициативность;

· Гибкость;

· Бдительность;

· Созидательность;

· Честность;

· Личностная целостность;

· Смелость;

· Самоуверенность;

· Уравновешенность;

· Независимость;

· Самостоятельность;

· Амбициозность;

· Потребность в достижениях;

· Настойчивость и упорство;

· Энергичность;

· Властность;

· Работоспособность;

· Агрессивность;

· Стремление к превосходству;

· Обязательность;

· Участливость.

Приоритетные качества

· Умение заручаться поддержкой;

· Умение кооперироваться;

· Умение завоевывать;

· Такт и дипломатичность;

· Умение брать на себя риск и ответственность;

· Умение организовывать;

· Умение убеждать;

· Умение менять себя;

· Умение быть надежным;

· Умение шутить и понимать;

· Умение разбираться в людях;

2. Концепции лидерского поведения. Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накануне Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 60-х годов. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиска одного единственного верного пути, но по другому направлению: лидерское поведение. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам.

Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как делают лидеры. Наиболее известными концепциями данного типа являются следующие:

5.4. Авторитет и лидерство в менеджменте

Авторитет
и лидерство в работе руководителя малой
фирмы имеют особое значение. Руководитель
здесь не может строить свой авторитет
на формальных оценках, а только на
собственных профессиональных и личных
качествах. Руководитель в малом коллективе
все время на виду, равно как и принимаемые
им решения, естественного барьера между
ними и подчиненными нет, поэтому его
авторитет в большей степени, нежели в
других организационных структурах,
основан на профессиональных качествах
и трудолюбии. Авторитет определяет,
насколько эффективно руководитель
может выполнять функции лидера, к
которому прислушиваются и присматриваются
подчиненные. Подлинным лидером, способным
вести за собой людей, становится тот,
кто обретает признание всего коллектива.
Восприятие такого лидера окружающими
происходит по четырем ниже перечисленным
моделям:

  1. «Один
    из нас». Предполагается, что образ жизни
    лидера идентичен образу жизни любого
    члена группы. Лидер, как и все, радуется,
    переживает, негодует и страдает: жизнь
    преподносит ему и радости и невзгоды.

  2. «Лучший
    из нас». Имеется в виду, что лидер
    является примером для всей группы как
    человек и как профессионал. В связи с
    этим поведение лидера становится
    предметом подражания.

  3. «Воплощение
    добродетелей». Считается, что лидер
    является носителем общечеловеческих
    норм морали. Лидер разделяет с группой
    ее социальные ценности, и готов их
    отстаивать.

  4. «Оправдание
    наших ожиданий». Люди надеются на
    постоянство поведенческих действий
    лидера независимо от меняющейся
    обстановки. Они хотят, чтобы лидер
    всегда был верен слову, не допускал
    отклонений от одобренного группой
    курса поведения.

Перед менеджером
всегда стоит дилемма: «Что важнее — дело
или люди?» Предпочтение надо отдавать
людям. Будет внимание к людям, будет и
успех в деле. В этом и состоит подлинная
сущность лидерства.

Не каждому
руководителю (менеджеру) дано стать
лидером. Таковым может быть человек,
обладающий определенными качествами,
приведенными в табл. 6.

Таблица
6 Качества
лидера

Качества

Краткая
характеристика

Честность

Полная ясность
по поводу соблюдения норм общечеловеческой
морали. Ответ на вопрос «Пошел бы ты
с этим человеком в разведку?» должен
быть положительным

Интеллект

Быстрота, гибкость
и прогностичность ума: устойчивое
внимание, умение владеть речью;
любознательность

Способность
понимать людей

Умение почувствовать
собеседника; способность видеть в
человеке личность; стремление обогатить
человека духовно

Устойчивость
взглядов

Адекватная
реакция на ситуацию; контроль над
эмоциями; постоянство действий

Уверенность в
себе

Стремление брать
на себя ответственность; осведомленность
о своих достоинствах и недостатках;
настойчивость в достижении целей

Скромность в
быту

Отсутствие
устремленности к роскоши; рационализм
в обращении с вещами; склонность к
самообслуживанию

Эрудированность

Широта и глубина
познания в различных областях науки
и техники; хорошая осведомленность в
философии, политологии, истории; знания
в области человековедения

Проверьте себя

  1. Назовите основные
    требования к личности менеджера малого
    бизнеса.

  2. Каких «смертных
    грехов» не следует совершать менеджеру?

  1. Назовите условия
    эффективной работы команды.

  2. Назовите основные
    стили управления и их разновидности.

  3. Какими качествами
    должен обладать лидер?

Вопросы для
самостоятельного размышления

  1. Чем обусловлены
    требования к менеджеру малого бизнеса?

  2. В чем состоит сила
    команды?

  3. Какой стиль
    управления предпочтителен в малом
    коллективе и почему?

  4. Почему
    менеджер должен отдавать предпочтение
    людям, а не делу?

Лекция 20. Лидерство и руководство в малых группах

Лидерство
и руководство

– это групповые процессы, связанные с
социальной властью в группе. В литературе
эти термины часто используются как
синонимичные понятия.

Существует
три
основных
теоретических
подхода

в понимании происхождения лидерства:

«Теория
черт»

(«харизматическая
теория»)
исходит из положений немецкой психологии
конца XIX
— начала XX
в. и концентрирует свое внимание на
врожденных качествах
лидера. Лидером,
согласно этой теории, может быть лишь
такой человек, который
обладает определенным набором личностных
качеств или совокупностью
определенных психологических черт.
Различные авторы пытались
выделить эти необходимые лидеру черты
или характеристики.
Однако очень быстро
выяснилось, что задача составления
перечня таких черт нерешаема.

«Ситуационная
теория лидерства»
,
в которой теория черт не
отбрасывалась полностью, но утверждалось,
что в основном лидерство — продукт
ситуации. В различных ситуациях групповой
жизни выделяются отдельные
члены группы, которые превосходят других
по крайней мере в каком-то
одном качестве, но поскольку именно это
качество и оказывается необходимым
в данной ситуации, человек, им обладающий,
становится лидером.
Таким образом, свойства, черты или
качества лидера представляются
относительными.

В
системной
теории

лидерство
рассматривается как процесс организации
межличностных отношений в группе, а
лидер — как субъект управления этим
процессом. При таком подходе лидерство
интерпретируется как
функция группы, и изучать его следует
поэтому с точки зрения целей и задач
группы, хотя и структура личности лидеров
при этом не должна сбрасываться
со счетов.

В социальной психологии традиционно
рассматриваются три стиля лидерства,
предложенные впервые К. Левиным. Он
выделил демократический, авторитарный
и либеральный стили руководства
(лидерства). Каждый из трех стилей
характеризуется двумя особенностями:
содержанием решений, предлагаемых
лидером группе, и техникой осуществления
этих решений.

Формальная сторона

Содержательная сторона

Авторитарный стиль

Деловые, краткие распоряжения

Запреты без снисхождения, с угрозой

Четкий язык, неприветливый тон

Похвала и порицания субъективны

Эмоции не принимаются в расчет

Показ приемов — не система

Позиция лидера — вне группы

Дела в группе планируются
заранее
(во
всем их объеме)

Определяются
лишь непосредственные
цели, дальние — неизвестны

Голос
руководится — решающий

Демократический стиль

Инструкции в форме предложений

Не сухая речь, а товарищеский тон

Похвала и порицание — с советами

Распоряжения
и запреты — с
дискуссиями

Позиция лидера — внутри группы

Мероприятия
планируются не заранее,
а
в группе

За
реализацию предложений отвечают
все

Все
разделы работы не только
предлагаются,
но и обсуждаются

Попустительский стиль

Тон — конвенциональный

Отсутствие похвалы, порицаний

Никакого сотрудничества

Позиция
лидера — незаметно в стороне
от группы

Дела в группе идут сами собой

Лидер не дает указаний

Разделы
работы складываются из от
дельных интересов или исходят
от нового
лидера

В настоящее время разводят понятия
«лидерство» и «руководство», хотя долгое
время они понимались как синонимы.

Б.Д.
Парыгин

и другие авторы выделяют следующие
различия
в понимании терминов «
лидер»
и «руководитель»
:

1) лидер
в основном осуществляет регуляцию
межличностных
отношений в группе, руководитель –
регуляцию официальных отношений группы
как некоторой социальной организации;

2)
лидерство можно констатировать в
условиях микросреды
(т.е. малой группы), руководство — элемент
макросреды,
т.е. оно связано со всей системой
общественных отношений;

3)
лидерство
возникает стихийно, руководитель любой
реальной социальной группы
либо назначается, либо избирается, т.е.
этот процесс является
целенаправленным, осуществляемым под
контролем различных элементов социальной
структуры;

4) явление
лидерства менее
стабильно, выдвижение лидера в большой
степени зависит от настроения группы,
в то время как руководство — явление
более стабильное;

5)
руководство
подчиненными в отличие от лидерства
обладает гораздо более определенной
системой различных санкций, которых
нет в руках лидера;

6) процесс
принятия решения руководителем
значительно
более сложен и опосредован множеством
различных обстоятельств и
соображений, не обязательно коренящихся
в данной группе, в то время как лидер
принимает более непосредственные
решения, касающиеся групповой деятельности;

7) сфера
деятельности лидера — в основном малая
группа, где он и
является лидером, сфера действия
руководителя шире, поскольку он
представляет
малую группу в более широкой социальной
системе.

Таким
образом, лидерство –
чисто психологическая характеристика
поведения определенных членов группы,
руководство – в большей степени
социальная характеристика отношений
в группе, прежде всего с точки зрения
распределения ролей управления
и подчинения. В отличие от лидерства
руководство выступает как регламентированный
обществом правовой процесс.

Лидер
– член группы, за которым она признает
право принимать ответственное решение
в значимых для нее ситуациях. Иногда
власть лидера основана на авторитете,
который определяется как вид влияния
на людей, выражающийся в способности
человека направлять поступки и мысли
других людей, не прибегая к принуждению.

Руководитель
– лицо, на которое официально возложены
функции управления коллективом и
организации его деятельности.

Самым
большим упрощением проблемы лидерства
и руководства является
представление о необходимости
обязательного совпадения при всех
обстоятельствах
в одном человеке и лидера, и руководителя.
Так существует деление
на «официальных» и «неофициальных»
лидеров, когда под «официальным» лидером
понимается как раз руководитель.

В реальной жизнедеятельности
малых групп, конечно, наряду с руководителем
могут существовать различные лидеры,
выдвигающиеся из членов
группы в каких-то определенных проявлениях.

Ф. Фидлер
разработал модель, в которой различаются
руководитель,
«ориентированный
на задачу», и руководитель, «ориентированный
на межличностные
отношения».
Предложенная в модели многогранность
подхода позволяет в определенной
степени учитывать соотношение чисто
управленческих и психологических
(т.е. лидерских) качеств руководителя.

Процесс
принятия группового
решения
тесно связан с проблемой лидерства и
руководства, потому что принятие
решения — одна из важных функций
руководителя, а организация группы
на принятие такого решения — особенно
сложная функция. Тот факт, что
групповые решения во многих случаях
являются более эффективными, чем
индивидуальные,
отмечался неоднократно.
Не только в социальной
психологии, но и в повседневной практике
разработаны различные методы
принятия групповых решений, и дело науки
— выявить в полной мере их
возможности.

Наиболее
исследована роль
групповой дискуссии
,
предшествующей принятию
группового решения. На экспериментальном
уровне эта проблема, как
и другие вопросы групповой динамики,
была изучена Левиным. Были
выявлены две
важные закономерности
:

1)
групповая дискуссия позволяет
столкнуть противоположные позиции и
тем самым помочь участникам
увидеть разные стороны проблемы,
уменьшить их сопротивление новой
информации,

2) если решение инициировано группой,
то оно является логическим выводом из
дискуссии, поддержано всеми присутствующими,
его значение возрастает, так как оно
превращается в групповую норму.

Формы
групповой
дискуссии,
стимулирующих принятие решения:

  1. Совещания

  2. А.
    Осборн ввел новую форму групповой
    дискуссии — «брейнсторминг»
    («мозговая атака»). Суть дискуссии
    такого плана заключается в том, что для
    выработки коллективного решения группа
    разбивается руководителем на две части:
    «генераторов идей» и «критиков». На
    первом этапе дискуссии действуют
    «генераторы идей», задача которых
    состоит в том, чтобы набросать как можно
    больше предложений относительно решения
    обсуждаемой проблемы. На втором этапе
    в дело вступают «критики», они начинают
    сортировать поступившие предложения:
    отсеивают совершенно непригодные,
    откладывают спорные, безусловно
    принимают очевидные удачи.

  3. У.
    Гордон разработал метод
    синектики
    ,
    буквально — метод соединения разнородного.
    Основная идея — выработать на первом
    этапе как можно больше прямо
    противоположных, взаимоисключающих
    предложений. Для этого в группе выделяются
    «синекторы» — своеобразные затравщики
    дискуссии. Дискуссию ведут именно они,
    хотя и в присутствии всей группы.
    Синекторы — это люди, наиболее активно
    заявляющие свою позицию в группе (5-7).
    Они начинают дискуссию, впоследствии
    в нее включаются и другие члены группы,
    но задача синекторов — наиболее четко
    формулировать противоположные мнения:
    группа должна «видеть» две возникшие
    крайности в решении проблемы с тем,
    чтобы всесторонне оценить их. В ходе
    дискуссии отбрасываются эти крайности,
    принимается решение, удовлетворяющее
    всех.

Описанные
формы групповой дискуссии имеют в
основном прикладное значение.
Важнейшим вопросом теории является
вопрос о сравнительной ценности групповых
и индивидуальных решений, качество
принимаемых решений и возможности
совершенствования процесса принятия
решений.

Социально-психологические феномены,
возникающие в группе в ходе дискуссий:

  1. «Сдвиг риска» — более
    высокий уровень рискованности действий,
    на которые решается группа, в сравнении
    с действиями ее членов, когда они
    выступают автономно.

  2. «Групповой дух», огруппление мышления
    — один из механизмов изменения мнений
    и убеждений под воздействием группы,
    который заключается в снижении
    эффективности мышления и возникновении
    неадекватных оценок действительности
    и моральных суждений в результате
    группового давления.

Поляризация группы — в ходе групповой
дискуссии противоположные мнения,
имевшиеся у различных группировок, не
только обнажаются, но и вызывают принятие
или отвержение их большей частью группы.
Более «средние» мнения как бы отмирают,
напротив, более крайние отчетливо
распределяются между двумя полюсами.

4. Лидерство в спортивной группе

Управление
группой, ее самоуправление, воздействие
на психологию и поведение отдельных
членов обычно осуществляется как через
руководителей, назначенных официально,
так и через неофициальных лиц, пользующихся
авторитетом среди членов группы, имеющих
в ней высокий статус и именуемых лидерами.

Обычно
авторитет лидера в группе не менее
силен, чем авторитет руководителя. В
роли лидеров могут выступать и официальные
руководители, но на практике это
встречается редко, так как качества
лидера и руководителя, их внутригрупповые
функции не только не совпадают, но иногда
прямо противоположны. Например, задача
руководителя в конфликтной ситуации,
мешающей работе, заключается в том,
чтобы снять конфликт и сделать так,
чтобы он не мешал работе. Права, данные
руководителю, иногда допускают делать
это ценой ущерба, наносимого некоторым
личным интересам отдельных членов
группы. В той же ситуации задача лидера
будет совсем иной: снять конфликт,
принимая во внимание личные интересы
каждого участника, даже нанося этим
ущерб работе.

В
заботах руководителя на первом месте
обычно находится дело, а в хлопотах
лидера главное — человек со всеми его
эмоциями. Итак, и лидер в группе, и
руководитель необходимы. Они нужны в
каждой группе для регулирования двух
взаимодополняющих систем отношений —
деловых и личных.

Лидер
член
группы, который обладает необходимыми
организаторскими способностями, занимает
центральное положение в структуре
межличностных отношений членов группы,
способствуя своим примером организации
и управлению группой и достижению целей
наилучшим путем для ее членов.

Согласно общепринятой трактовке,
лидерство — это процесс управления
группой и организация поведения людей,
которые осуществляют лидеры.

Кто
может стать и реально становится лидером?

Выход
человека в лидеры — результат
взаимодействия между ним и группой.

Если
индивидуальные особенности этого
человека, проявленные им в совместной
деятельности и общении с остальными
членами группы, соответствуют требованиям
сложившейся ситуации, то в результате
он становится лидером. При изменении
групповой задачи и требований ситуации
лидером может стать другой член группы.
Кроме понятия лидерство в психологии
используется другое понятие, уточняющее
представление о лидерстве — стиль
лидерства.

Среди
стилей лидерства выделяются авторитарный,
демократический и либеральный.

Авторитарный
стиль лидерства

отличается
ярко выраженной властностью лидера,
директивностью его действий, единоначалием
в принятии решений, систематическим
контролем за действиями ведомых
.
Такой лидер ограничивает функции
остальных членов группы исполнительскими:
для него идеальный подчиненный —
дисциплинированный исполнитель.

Для
демократического
стиля лидерства

характерно, что лидер
постоянно интересуется мнением зависимых
от него людей, советуется с ними,
привлекает их к принятию решений, к
сотрудничеству в управлении
.
Лидер этого типа уделяет большое внимание
не только деловым, но и личным
взаимоотношениям в группе.

Либеральный
стиль лидерства

это
такая форма поведения лидера, при которой
он фактически уходит от своих обязанностей
по руководству группой и ведет себя
так, как будто он не лидер, а рядовой
член группы
.
Все вопросы жизнедеятельности группы
решаются коллективом, это принимается
как закон и обязательно не только для
рядовых членов группы, но и для самого
лидера.

Соответственно
принятой в психологии классификации
сфер общения различают
формальных и неформальных лидеров
.

Формальный
лидер

человек,
назначенный руководством по приказу
или распоряжению для осуществления
руководящей функции в группе
.
Черты формального лидера воплощает в
себе тренер, хотя это не значит, что он
в некоторых жизненных ситуациях не
может быть неформальным лидером.

Неформальный
лидер

один
из членов группы, позиция которого
завоевывается, как правило, спонтанно,
в ситуациях, не связанных с основной
деятельностью, благодаря симпатиям и
уважению большинства группы.

Способствовать этому могут личностные
качества этого человека, его знания,
жизненный опыт и т.п.

Кроме
того, в группах могут быть и полуформальные
лидеры
,
люди,
которые не назначаются сверху, а
выбираются для руководства большинством
голосов в самой группе.
Такой
лидер спонтанно выдвигается на роль
неофициального руководителя в условиях
определенной специфической, как правило,
достаточно значимой ситуации, чтобы
обеспечить организацию совместной
коллективной деятельности и успешное
достижение цели (капитан команды,
староста группы и т.д.).

Помимо
лидеров, иерархическую структуру
спортивного коллектива составляют
люди, которых можно отнести к категории
занимающих низкий статус — аутсайдеры.
Аутсайдеры отличаются от лидеров не
только чисто спортивными, но и
психологическими качествами. Так, лидеры
пытаются постоянно и во всем быть с
группой, стремятся к согласию. Аутсайдерам
свойственны такие качества, как
независимость, склонность к агрессии,
пренебрежение к советам и помощи
товарищей, нежелание пользоваться
поддержкой членов коллектива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *