Site Loader

Маслоу Абрахам — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья


Масло́у А́брахам (Abraham Maslow) (1 апреля 1908, Нью-Йорк, США — 8 июня 1970, Менло-Парк, США) — американский психолог, один из основоположников гуманистической психологии.В психологии и социологии особую популярность получила иерархическая теория потребностей, иллюстрацией к которой служит так называемая «Пирамида Маслоу» (диаграмма, созданная на основе этой теории другими учеными). Все потребности человека Абрахам Маслоу расположил в восходящем порядке, от низших к высшим. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени. Высшее место в этой пирамиде Маслоу отводил потребностям в творчестве и самоактуализации личности.

Абрахам Маслоу родился в семье еврейских эмигрантов, переехавших в США с юга Российской империи в начале 20 века. Сначала в Америку перебрался отец Абрахама, Самуил Маслов. Его будущая жена, Роза Шиловская, переехала в США уже после того, как Самуил открыл там свою мастерскую, где изготавливал бочки. Абрахам был старшим из семи детей. Психологическая обстановка в доме Маслоу была тяжелой: отец часто надолго исчезал из семьи, мать отличалась жестким характером и обращалась со своими детьми сурово. Неприязнь к матери сохранилась у Абрахама Маслоу на всю жизнь: по его признанию, вся его работа в области психологии была направлена против того, что воплощала Роза Маслоу.


Первые годы жизни будущий психолог провел в еврейском районе Бруклина, затем переехал вместе с родителями в другой район, где стал объектом антисемитистских выпадов. Абрахам считал себя крайне непривлекательным внешне, был одинок, застенчив, не имел друзей, свободное время проводил среди книг.

Образование и научная работа

В школе Абрахам Маслоу был одним из лучших учеников. В 1926 году, окончив школу, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, исполняя желание отца: Самуил Маслоу хотел, чтобы его сын стал адвокатом. В 1928 году перевелся в Висконсинский университет (Мадисон). В 1930 году стал бакалавром, в 1931 — магистром, а в 1934 — доктором философии. Его научный руководитель, Гарри Харлоу, изучал социальное поведение приматов, и Маслоу изначально также занимался этой темой, которой посвятил свою первую работу. С 1934 года работал в Колумбийском университете у известного бихевиориста Эдварда Торндайка. Однако со временем Маслоу отказался от чисто бихевиористского подхода к психологии. По его словам, этот подход не создает концепции человеческой натуры, ориентиров для жизни, ценностей, выбора.

В 1937 году Маслоу стал профессором в Бруклинском колледже. В последующие годы он познакомился с известными психологами и антропологами: Эрихом Фроммом, Маргарет Мид, Максом Вертгеймером, Рут Бенедикт. Наибольшее влияние на профессиональное становление Маслоу оказали Вертгеймер (основатель гештальтпсихологии) и Бенедикт (представитель этнопсихологического направления): знакомство и общение с ними подтолкнуло его к размышлениям о самоактуализации личности. Эти два человека стали для Маслоу примерами наиболее полного воплощения лучших качеств человеческой натуры. В 1951 году Маслоу стал деканом психологического факультета университета Брандейса (Уолтем, штат Массачусетс), где проработал всю оставшуюся жизнь. В 1967 году был избран президентом Американской психологической ассоциации.
Умер в 1970 году, в возрасте 62 лет, от инфаркта миокарда.Идеи Абрахама Маслоу легли в основу гуманистической психологии, главный предмет которой — человеческая личность, ее самоактуализация и реализация творческого начала, заложенного в самой человеческой природе. Определяющей в научной работе Маслоу стала концепция целостного подхода к человеку, выдвинутая в противовес двум господствующим направлениям — бихевиоризму и психоанализу. Психоанализ, по мнению Маслоу, сосредоточен на болезненных проявлениях психики и поэтому не может дать картину полноценной человеческой личности. Что касается бихевиоризма, то он чрезмерно упрощает человека, сводя всю его духовную и социальную жизнь к набору примитивных реакций на те или иные стимулы. Новаторство подхода Маслоу заключается в позитивном взгляде на природу человека, внимании к положительным сторонам человеческого поведения и гармоничным личностям.


Поначалу идеи Маслоу не встретили понимания в научном сообществе, научные журналы отказывались публиковать его рукописи, однако постепенно его теории стали завоевывать популярность.

Иерархическая теория потребностей и самоактуализация

По мнению Маслоу, человеческая личность стремится к постоянному развитию, и основная задача психологии — помочь человеку реализовать заложенный в нем творческий и интеллектуальный потенциал. Развивая эту идею, Маслоу создал иерархическую модель потребностей, которые влияют на мотивацию человека и направляют его деятельность в определенное русло. Этот подход Маслоу сформулировал в двух статьях, опубликованных в 1943 году. В дальнейшем их содержание было включено в его книгу «Мотивация и личность» (1954).

Все потребности человека Маслоу расположил в восходящем порядке, от низших к высшим. Для наглядности эти категории потребностей обычно представляют в виде пирамиды. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени. Эта модель широко применяется в экономике при построении теорий мотивации и поведения потребителей.
В основании пирамиды находятся физиологические нужды человека (голод, жажда), на следующем уровне — потребности самосохранения (безопасность, чувство защищенности), еще выше — социальные потребности (любовь, чувство духовной близости, принадлежности к группе), на следующем уровне — потребности в уважении (признание, авторитет, социальный статус), на вершине пирамиды — потребности в самоутверждении (творчество, самореализация).
Согласно теории Маслоу, самоактуализация — врожденная потребность, которая есть у каждого человека, хотя для того чтобы она проявилась, необходимо удовлетворить все насущные нужды, лежащие в основании пирамиды. Самоактуализация предполагает формирование у человека следующих черт: конструктивные отношения с реальностью, принятие себя и окружающего мира, умение сосредоточиться на проблеме, независимость и автономность личности, умение создавать и поддерживать глубокие устойчивые отношения с другими людьми, чувство юмора, способность к творческим решениям. По мнению Маслоу, к числу людей, которым удалось достигнуть самоактуализации, относятся Авраам Линкольн, Альберт Эйнштейн, Томас Джефферсон, Элеонора Рузвельт, Джейн Адамс, Уильям Джеймс, Альберт Швейцер, Олдос Хаксли, Барух Спиноза.


В рамках этой теории Маслоу описал так называемый «комплекс Ионы» — нежелание человека в полной мере использовать свои природные способности и стремление избежать ответственности (подобно библейскому персонажу, который хотел уклониться от роли пророка). Это стремление возникает, когда человек боится значительных жизненных целей, требующих напряжений и усилий, и отказывается от них в пользу привычной, устоявшейся жизни.
В более поздних трудах «К психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой природы» (1971) Маслоу переработал свою концепцию мотивации. В этих работах он подразделяет человеческие потребности на низшие, или дефицитарные (т. е. возникающие из-за нехватки чего-либо и в принципе насыщаемые), и высшие, или бытийные (ориентированные на творческое развитие и личностный рост и потому ненасыщаемые).

  • Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

Абрагам Маслоу — Вікіпедія


Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

А́брагам Маслоу (Маслов; англ. Abraham Harold Maslow; 1 квітня 1908, Нью-Йорк — 8 червня 1970, Нью-Йорк) — видатний американський психолог українського єврейського походження, засновник гуманістичної психології.

Був найстаршим з семи дітей Самуїла Маслова та Рози Шиловської. Стосунки Маслоу зі своїми батьками, єврейськими іммігрантами з Києва, були напруженими.

Середню освіту здобув у безкоштовних нью-йоркських школах. За порадою батька, вступив у юридичний коледж, однак втративши інтерес до навчання, він навіть не закінчив першого курсу.

Наприкінці 1928 одружився на Берті, своій двоюрідній сестрі. Вони вступили у Медісонський університет (Вісконсин), де Маслоу став бакалавром (1930), магістром (1931), і доктором (1934) психології.



Його теорія потреб знайшла широке застосування в економіці, займаючи важливе місце в побудові теорій мотивації і поведінки споживачів.

Ієрархія людських потреб за А. Маслоу. Сходинки (знизу вгору):
1. Фізіологічні
2. Безпека
3. Любов / Належність до чого-небудь
4. Повага
5. Пізнання
6. Естетичні
7. Самоактуалізація
Причому останні три рівні: «пізнання», «естетичні» та «самоактуалізація» в загальному випадку називають «Потребою в самовираженні» (Потреба в особистісному зростанні)

Маслоу вважав, що всі самоактуалізовані люди мають загальні характерні риси:

  • Самоповагу і повагу до інших;
  • Доброзичливість і терпимість;
  • Інтерес до навколишнього світу;
  • Прагнення розібратися в собі;
  • І ряд інших.

До числа таких самоактуалізованих людей Маслоу відносив Авраама Лінкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Ейнштейна, Елеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Вільяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хакслі і Баруха Спінозу.

Широко відома, іноді приписувана Маслоу так звана

«Піраміда Маслоу» — діаграма, що ієрархічно представляє людські потреби. Проте в жодній з його публікацій такої схеми немає, навпаки, він вважав, що ієрархія потреб не є фіксованою і найбільшою мірою залежить від індивідуальних особливостей кожної людини. «Піраміда потреб» введена, ймовірно, для спрощеного викладу ідеї ієрархії потреб, зустрічається вперше в німецькомовній літературі 1970-х років, наприклад, у першому виданні підручника У. Стоппа (1975 рік).[3]

Діаграма Маслоу показує, в якому порядку людина в середньому задовольняє свої потреби. Хоча статистично діаграма правильна, бувають випадки, коли, наприклад, потреба у визнанні для людини важливіша, за потреби в любові.[4]

  • A Theory of Human Motivation (опубліковано у Psychological Review, 1943, Vol. 50 #4, pp. 370-396).
  • Motivation and Personality (1-е видання: 1954, 2-е видання: 1970, 3-є видання 1987)
  • Religions, Values and Peak-experiences, Columbus, Ohio: Ohio State University Press, 1964.
  • Eupsychian Management, 1965; republished as Maslow on Management, 1998
  • The Psychology of Science: A Reconnaissance

    , New York: Harper & Row, 1966; Chapel Hill: Maurice Bassett, 2002.
  • Toward a Psychology of Being, (2-е видання, 1968)
  • The Farther Reaches of Human Nature, 1971
  • Лозниця В. С. Психологія менеджменту. Навч. посібник. — К., КДУ, 1996.
Лозниця В. С. Психологія менеджменту: теорія і практика. Навч. посібник. — К., КНЕУ, 1997. — 245 с. — ISBN 966-574-075-Х
  • Психологія. Підручник для студ. вищ. закл. освіти / Ю. Л. Трофімов, В. В. Рибалка, П. А. Гончарук та ін.; за ред. Ю. Л. Трофімова. К. : Либідь, 1999. — 558 с.: іл. — ISBN 966-06-0083-6. — 2-ге вид., стереотип. — К.: Либідь, 2000. — 558 с. ISBN 966-06-0175-1 Вид. 3-тє, стер. — К. : Либідь, 2001. — 558 с.
  • П. Гірностай. Маслоу Абрахам Гарольд // Політична енциклопедія. Редкол.: Ю. Левенець (голова), Ю. Шаповал (заст. голови) та ін. — К.:Парламентське видавництво, 2011. — с.430 ISBN 978-966-611-818-2

Биография и книги автора Маслоу Абрахам


А́брахам Масло́у (Авраам Масло́в)
(англ. Abraham Maslow; 1 апреля 1908, Нью-Йорк — 8 июня 1970) — видный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет[источник не указан 448 дней], напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год).
Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей. Маслоу был самым старшим из семи детей Самуила Маслова и Розы Шиловской. Его детство сложно назвать счастливым. Отец, работавший бочаром, надолго исчезал из семьи, мать была человеком жестким и полным предрассудков. Родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, то он узнал, что такое антисемитизм. Он был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком. Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После ее окончания в 1926 году, по совету отца, поступает в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но буквально через две недели бросает его. С психологией Маслоу знакомится в Корнельском университете. В это время он увлекается театром и классической музыкой, дважды в неделю ходит на концерты в Карнеги-холл, а ради посещения театра приторговывает арахисом.


В 1928 г. Маслоу переводится в Висконсинский университет в Мадисоне, где специализируется на психологии. Его научным руководителем становится Гарри Харлоу, известный исследователь приматов. В том же году Маслоу женится на своей двоюродной сестре Берте, в которую он был влюблен с 12 лет.
В Висконсинском университете он становится бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором (1934) психологии. Маслоу получает классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов.
В 1934 году он начинает работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищен работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлекается и другими идеями. В 1937 году Маслоу принимает предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. В это время происходит его знакомство с плеядой самых известных европейских психологов, укрывшихся в США от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, а также основатель гештальтпсихологии Макс Вертгеймер и антрополог Рут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей. Но первые попытки Маслоу заявить о своих новых идеях вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе, где доминировали бихевиористы. Даже коллеги по факультету сторонились его, ведущие психологические журналы отказывались публиковать научные работы. В 1951 г. Маслоу становится первым деканом психологического факультета недавно созданного университета Брандейса. Он проработал там до 1969 г. Именно в этот период происходит постепенно признание его идей, оформляется как отдельное направление гуманистическая психология. В 60-е годы Маслоу становится популярным, а в 1967-м даже избирается президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого.
Научные воззрения Маслоу

Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и реализованных людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.
Бихевиоризм и психоанализ, или дефицитарные психологии, как называл их Маслоу, избегали многих культурных, социальных и индивидуальных аспектов проявления человека, таких, как креативность, любовь, альтруизм и так далее. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее интересны. Самая известная теория Маслоу ― теория мотивация, основанная на модели иерархии потребностей. Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является потребность в самоактуализации.
Развивая теорию мотивации ― можно выделить три этапа развития этой теории ― Маслоу уходит от жестко-заданой иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и ее достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых "пик-переживаниях" (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций. Развивая эти идеи Маслоу приходит к пониманию ограниченности рамок гуманистической психологии и участвует в создании новой, "четвертой силы" ― трансперсональной психологии.

Идеи Маслоу привлекали к себе большое внимание как сторонников, так и критиков. Последние утверждали, что выборки исследований были слишком малы для подобных обобщений. Особенно сильно досталось Маслоу за субъективность критериев выбора самоактуализирующихся личностей, а также за отcутствие в его теориях учета социальных факторов, окружающего контекста.
Диаграмма Маслоу показывает, в каком порядке человек в среднем удовлетворяет свои потребности. Хотя статистически диаграмма верна, бывают случаи, когда, например, потребность в признании для человека важнее потребности в любви.
Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:
1. Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью.
2. Приятие (себя, других, природы).
3. Непосредственность; простота; естественность.
4. Сосредоточенность на проблеме [в противоположность эго-центрированности].
5. Способность обособиться; потребность в уединении.
6. Автономия; независимость от культурных штампов и окружения.
7. Сохраняющаяся свежесть восприятия.
8. Мистический и вершинный опыт.
9. Gemeinschaftsgefühl [чувство общности с другими].
10. Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.
11. Демократичность.
12. Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое.
13. Философский, незлобный доброжелательный юмор.
14. Креативность.
15. Сопротивление окультуриванию; вне любой определенной культуры.
К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу.
Источник: Википедия

Биография Абрахама Маслоу - великого психолога


Биография Абрахама Маслоу - доктора психологии

Провидец и революционер в науке ушедшего века, один из самых ярких и влиятельных психологов Абрахам Маслоу существенно изменил наше мировоззрение на человеческую природу и свои возможности, убедив нас в том, что мы являемся цельной личностью.

Биография Абрахама Маслоу заслуживает особого внимания.

«Я — антидоктринер. Я против того, что закрывает перед нами двери и отрезает возможности.»

А. Маслоу

По стопам детства в Бруклине

Родился, выдающийся психолог и психотерапевт Абрахам Гарольд Маслоу 1 апреля 1908 года в Бруклине, в не самом представительном районе Нью-Йорка. Родители его были необразованными евреями, которые эмигрировали с России. Маслоу был первенцем в семье из семи детей. Родители возлагали на него большие надежды и очень хотели, чтобы он стал грамотным и интеллигентным человеком.

Маслоу, по собственному признанию, свои детские годы вспоминает без всякого энтузиазма и восхищения, потому как был очень одинок и несчастен: «Странно, что с таким детством я не заболел психозом или неврозом. Я был маленьким еврейским мальчиком между людей неевреев. Это напоминает похожую ситуацию, когда первый чернокожий посещает школу для белых. Я был несчастен и одинок. Я вырос среди книг в библиотеках, без товарищей и друзей». Такие годы Маслоу могли бы стать отличным сюжетом для психоаналитического очерка.

Взаимоотношения между Маслоу и матерью были довольно напряженные и враждебные. Один из авторов описывает в биографии Маслоу то, что его ненависть к матери длилась до конца ее дней, и он даже не пришел на ее похороны.

Она была очень строгой религиозной женщиной и зачастую угрожала своим детям, что Бог накажет их за все неверные проступки. Такое отношение вынудило Маслоу возненавидеть религию и не верить в Бога.

Отец Маслоу был далеко не примерным семьянином. Человек, который «любил виски, женщин и драки», вспоминает Абрахам. Больше того, отец убеждал сына, в том, что он глуп и уродлив.

Временем позже, Маслоу сумел простить отца, в отличие от матери, и часто говорил о нем с гордостью и любовью. Несмотря на такую отцовскую репутацию, семейный бизнес удачно развивался и вполне благополучно обеспечивал семью.

Позже и сам Маслоу, который был уже дипломированным психологом, участвовал в руководстве бизнесом отца по производству бочек.

Юные годы

Стоить отметить, что Маслоу был далеко не красавцем. В юности он очень комплексовал по поводу недостатков своей внешности. Попытки улучшить свое щуплое тело усиленными занятиями спорта оказались неудачными. После этого он серьезно углубился в науку.

В 18-м возрасте, по желанию отца, Маслоу поступает в Сити-колледж в Нью-Йорке, изучать закон и право. Однако юридическая карьера не заинтересовала юного Маслоу и он начал посещать более эклектический курс в Корнелском Университете.

На предпоследнем курсе колледжа Маслоу увлекся психологией. Вследствие этот юноша поступил в Университет Висконсина. В 1931 году он получает звание магистра гуманитарных наук, а 1934 году – степень доктора. Докторскую диссертацию Маслоу посвятил изучению доминантного и полового поведения в колонии обезьян.

В школьные годы он пылко любил свою кузину Берту Гудман. Родители не благословляли этой любви, потому как они опасались, что дети могут родиться с генетическими дефектами.

Но вопреки всем родственным запретам они поженились незадолго до переезда в Висконсин (ему было 20, а ей 19). После он сказал: «Жизнь практически не начиналась для меня, пока я не уехал в Висконсин и не женился».

Зрелые годы

С получением докторской степени, Маслоу возвращается в Нью-Йорк для сотрудничества со знаменитым теоретиком в сфере обучения Э. Л. Торндайком из Колумбийского университета. Далее в течении последующих 14 лет, Маслоу переходит в Бруклинский колледж.

Он описывал свои проведенные годы в Нью-Йорке, как центр психологической вселенной. Консультации психотерапевта, психологическое консультирование, психологические услуги в то время в Нью-Йорке были представлены в достаточной мере.

Именно в этот период он знакомится с элитой европейских интеллектуалов — Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертгеймер. Это только часть тех, к кому обращался Маслоу, чтобы раскрыть и изучить поведение человека.

Неформальное общение с такими знаменитыми учеными позволило сформировать интеллектуальную основу будущих гуманистических взглядов Маслоу, параллельно изучающего в тот момент психоанализ.

С 1951 по 1961 год Маслоу занимает должность заведующего кафедрой психологии Университета Брандеиса, после чего становится профессором психологии.

В 1969 году Маслоу уходит из Брандеиса и посвящает себя академическому посту в Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк, Калифорния. Подобное направление дает ему свободу увлечения философией демократической политики, этики и экономики.

1970 год Маслоу умирает в возрасте 62 лет от сердечного приступа, который являлся следствием хронического сердечного заболевания.

Маслоу был членом многих почетных и профессиональных обществ. Будучи членом Американской психологической ассоциации, Маслоу был главой Отделения эстетики и Отделения личности и социальной психологии, а также был назначен президентом всей Ассоциации год 1967-1968 .

Маслоу являлся редактором-создателем «Журнала трансперсональной психологии» и «Журнала гуманистической психологии». А также был редактором-консультантом многих научных периодических изданий.

Он изучал возрастную психологию, и на последнем этапе свой жизни поддержал Институт Иссален, Калифорнии, и похожие группы, которые изучали возможности человека.

В последнии 10 лет Маслоу написал основную часть своих книг.

Том был составлен при участии его жены и был опубликован посмертно в 1972 году, который получил название «Памяти Абрахама Маслоу». Биография Абрахама Маслоу вполне способна вдохновить любого человека, ведь этот великий ученый фактически сделал себя сам.

Из всех классиков психологии Маслоу в наибольшей степени подходит под определения гения ввиду своей глубокой увлеченности своим делом. В его честь названа известная ныне пирамида потребностей Маслоу, которая олицетворяет распределение нужд человека от низменных физиологических до высших, духовных.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

Малоизвестные факты о создателе пирамиды Маслоу


Малоизвестные факты о создателе пирамиды Маслоу

«Пирамида потребностей» Абрахама Маслоу, талантливого американского психолога, известна большому количеству людей, в том числе и неспециалистов. А вот то, что он мог быть русским исследователем Абрамом Масловым, знают лишь немногие. Дело в том, что его родители переехали в Америку, спасая собственные жизни. Личность Маслоу весьма загадочна, да и факт создания «пирамиды потребностей» именно им вызывает сомнение.

10 фактов из жизни Абрахама Маслоу

1. Самуил Маслов, бондарь по профессии, и его жена Роза Шиловская эмигрировали в США из-за еврейских погромов в Киевской губернии, где они проживали. Там Самуил стал произносить и писать свою фамилию как Маслоу, американизировав ее. В Нью-Йорке в еврейском семействе и появился на свет их первенец Абрахам. Случилось это в 1908 году.

2. Детство мальчика можно назвать несчастливым. Его ярко выраженная еврейская внешность позволила довольно рано узнать, что такое антисемитизм. Одиночество и подавленность настроения были постоянными спутниками Абрахама. В семье часто вспыхивали ссоры из-за того, что отец часто выпивал, дрался и любил женское общество. Мать его была крайне религиозна, что не мешало ей с жесткостью относиться к старшему сыну. Он же отвечал ей ненавистью и отвращением, о чем позднее признавался в своих откровенных высказываниях. Маслоу говорил, что он рос еврейским ребенком в нееврейском обществе, не имел приятелей, а все свое свободное время посвящал чтению книг, просиживая в одиночестве в библиотеках. Мать он не смог простить даже после ее смерти, а вот с отцом все же стал общаться, найдя с ним общий язык.

3. Следует отметить, что Абрахам, имея невыразительную внешность, не пользовался успехом у представительниц прекрасной половины человечества. Да и сам он стеснялся своего тщедушного телосложения, большого носа, казавшегося ему комичным. Юноша, весьма болезненно относясь к своей внешности, старался как можно меньше попадаться людям на глаза. Он даже не ездил в часы пик в метро. Нельзя сказать, чтобы он ничего не предпринимал, чтобы изменить ситуацию. Абрахам попробовал заняться спортом, однако результатов никаких не достиг, поэтому целиком погрузился в научную деятельность.

4. В подростковом возрасте он влюбился в двоюродную сестру Берту Гудман. Признаться ей в этом юноша не мог из-за опаски в осуждении и отказе. Однако Берта тоже была неравнодушна к Абрахаму. Взаимное чувство круто поменяло его жизнь. Молодые люди поженились в 1928 году и были невероятно счастливы. Абрахам был потрясен взаимной любовью, назвав ее «пиковыми переживаниями» своей жизни. Впоследствии данный термин явился важнейшей частью его теории самоактуализации. Все это вселило в него уверенность в себе и позволило, по признанию ученого, начать жить.

5. Пошла вверх и научная карьера Маслоу, который стал трудиться в Висконсинском университете под руководством известного исследователя приматов Гарри Харлоу. В 1930 он получил степень бакалавра, через год – магистра, а в 1934 – доктора философских наук. В своей первой научной работе, сулившей ему блестящее будущее, молодой ученый исследовал взаимосвязь сексуального и социального поведения приматов. Впрочем, замечательные успехи проводимых Абрахамом научных экспериментов не имели продолжения, а известность к нему пришла в иной области – философской.

6. Первая самостоятельная попытка дать формулировку нового взгляда на природу человека была предпринята молодым ученым в первой половине 1940-х годов. В статьях того периода Маслоу подвергает критике поведенческую психологию, психоанализ, призывает к изучению «человеческого в человеке». Но в это время его стремление к гуманизации психологической науки было не понято и принято его коллегами. Дошло до того, что ведущие профильные издания принципиально отказывали ему в публикации работ.

7. Мир знает Маслоу как создателя «пирамиды потребностей», где представляется иерархическая система мотивов человеческого поведения. Это «изобретение» не раз приводило к ожесточенным спорам не только психологов, но и менеджеров, маркетологов. Говорилось, что «пирамида» не функционирует. Ведь каждая потребность не удовлетворяется в полной мере, а значит нельзя перейти к следующей ее иерархической ступени. Однако следует отметить, что вся эта полемика абсолютно беспочвенна по той причине, что данную «пирамиду» Маслоу не рисовал. Ученый лишь исследовал иерархию человеческих потребностей в своей работе «Мотивация и личность», вышедшей в 1954 году. А изображение пирамиды появилось уже после его смерти. В семидесятые годы минувшего столетия последователи и популяризаторы Маслоу в своих работах упрощенно и схематично изобразили результаты исследований именитого психолога. Так было проще дать объяснение теории мотивации талантливого ученого.

8. «Неработающая» пирамида возникла из-за схематичного изображения теории мотивации Маслоу в виде этой геометрической фигуры. Отсюда появились и казусы в ее трактовке. В дискуссиях часто звучало несогласие с тем, что потребности высшего уровня не могут возникнуть из-за неудовлетворенности физиологических желаний. В качестве примеров приводился поэт, пишущий стихи даже в голодном состоянии, альпинист, игнорирующий безопасность, при подъеме к заветной вершине. Но дело в том, что Маслоу имел в виду лишь те потребности, которые доведены до крайности. Ученый считал, что когда человек, не имеющий уважения и любви окружающих, испытывает острое чувство смертельного голода, то его действия будут направлены, прежде всего, на удовлетворение физиологических, а не чувственных потребностей.

9. Десятилетие плодотворной деятельности Маслоу (1951-1961) связано с Университетом Брендейса близ Бостона, где ученый был заведующим кафедрой психологии. Кроме того, в это же время он редактировал «Журнал гуманистической психологии», печатался в других профильных периодических изданиях. Во второй половине 1960-х он стал главой Американской психологической ассоциации, продолжая плодотворно трудиться в университете.

10. В современном мире идеи Маслоу пользуются невероятной популярностью, находя применение в психологической практике многочисленных сфер психологии. Удивительная увлеченность талантливого ученого принесла свои плоды, оказав громаднейшее влияние на развитие психологии как науки в целом.

МАСЛОУ Абрахам - это... Что такое МАСЛОУ Абрахам?




МАСЛОУ Абрахам
(Maslow, Abraham Harold)
(1908-1970), американский психолог, выдвинул теорию мотивации, вступившую в противоречие с рядом основных положений традиционной психологии. Маслоу родился в Бруклине (Нью-Йорк) 1 апреля 1908, окончил Сити-колледж Нью-Йорка и Висконсинский университет. Преподавал психологию в Висконсинском университете, Бруклинском колледже и университете Брандейса. В 1967 и 1968 Маслоу избирался президентом Американской психологической ассоциации. Умер он в Менло-Парк (шт. Калифорния) 8 июня 1970. Основные идеи Маслоу изложены в работе Мотивация и личность (Motivation and Personality), опубликованной в 1954. В противовес детерминистским учениям, фрейдизму и бихевиоризму Маслоу подчеркивал роль свободы и способности человека к самоактуализации.


Самоактуализирующимися личностями он считал тех, кто максимально полно реализует заложенные в них возможности. Согласно Маслоу, человеческая природа включает определенную иерархию потребностей, которые имеют генетическое происхождение. Они слабы в том смысле, что многие люди не догадываются о их существовании, и в то же время сильны - их неудовлетворение приводит к эмоциональным расстройствам и патологии. Потребности нижнего уровня остаются определяющими до тех пор, пока не будут удовлетворены. Затем на смену им приходят потребности следующей ступени. Здоровый индивид постоянно продвигается в направлении зрелости и самоактуализации. К наиболее глубинным потребностям относятся физиологические - потребности в воздухе, воде, пище, укрытии, сне и воспроизведении. За ними следуют потребности в безопасности и защите. Почувствовав себя в безопасности, человек стремится удовлетворить жажду любви, самоуважения и уважения со стороны окружающих, принадлежности к определенной социальной группе. Таковы основные потребности. Кроме них, существуют еще потребности высшего уровня: правда, порядок, справедливость, красота, единство, легкость достижения цели и самодостаточность. В качестве высшей Маслоу называл потребность в самоактуализации. Маслоу написал более 100 журнальных статей. За его второй книгой К психологии бытия (Towards A Psychology of Being), вышедшей в 1962, последовали другие - Религии, ценности и предельные переживания (Religions, Values, and Peak Experiences, 1964), Эвпсихическое управление (Eupsychian Management, 1965) и Психология науки (The Psychology of Science, 1966).
ЛИТЕРАТУРА
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб, 1997

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество.
2000.

  • МЮНСТЕРБЕРГ Гуго
  • ЛУРИЯ Александр Романович

Смотреть что такое "МАСЛОУ Абрахам" в других словарях:

  • Маслоу, Абрахам — (Maslow) (1908 70) американский психолог, один из лидеров т. н. гуманистической психологии. В иерархии потребностей высшее место отводил потребностям в творчестве и самоактуализации личности. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол …   Политология. Словарь.

  • Маслоу Абрахам — (Maslow) (1908 1970), американский психолог, один из лидеров «гуманистической психологии». В иерархии потребностей высшее место отводил потребностям в творчестве и самоактуализации личности. * * * МАСЛОУ Абрахам МАСЛОУ (Maslow) Абрахам (1908 70) …   Энциклопедический словарь

  • Маслоу, Абрахам — Абрахам Маслоу Abraham Maslow американский психолог Дата рождения: 1 апреля 1908 …   Википедия

  • Маслоу, Абрахам — МАСЛОУ (Maslow) Абрахам (1908 1970), американский психолог, один из лидеров “гуманистической психологии” (направление в американской психологии, изучающее человека в его целостности, ценности личности). В иерархии потребностей особое место… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МАСЛОУ АБРАХАМ — (Maslow, Abraham) (1908 1970) американский психолог и член гуманистического движения в психологии, разработавший теорию мотивации, основанную на иерархии потребностей ( Мотивация и личность , 1954). Он предположил, что человеческие потребности… …   Большой толковый социологический словарь

  • Маслоу Абрахам Харольд — (1908–1970) американский психолог. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку (см. целостная психология) и анализа его высших сущностных проявлений любви, творчества, духовных ценностей и др. Согласно М., эти особенности, существуя в виде… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Маслоу Абрахам Харольд — (1908 1970) американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Создал иерархическую модель мотивации , основанную на постулате ее врожденности и универсальности, в которой вы …   Психологический словарь

  • Маслоу Абрахам Харольд — Абрахам Маслоу Abraham Maslow американский психолог Дата рождения: 1 апреля 1908 …   Википедия

  • Маслоу, Абрахам Харольд — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Маслов. Абрахам Маслоу (Авраам Маслов) Abraham Maslow …   Википедия

  • МАСЛОУ Абрахам Гарольд — (1.4.1908, Нью Йорк, 8.6.1970, Менло Парк, шт. Калифорния), амер. психолог, ведущий представитель гуманистической психологии. В 1951 69 проф. ун та Брандайс (шт. Массачусетс), през. Амер. психол. ассоциации (1967). В противовес распространённым… …   Российская педагогическая энциклопедия

Любопытные факты о жизни и работе американского психолога Абрахама Маслоу | Fresher


1 апреля исполняется 110 лет со дня рождения всемирно известного американского психолога Абрахама Маслоу. О том, что он был автором «пирамиды потребностей», знают все, но немногие слышали о том, что он мог бы прославиться как российский, а не американский ученый, если б его родители не эмигрировали в США в начале ХХ в., и тогда его бы звали Абрамом Масловым. Его персона для многих до сих пор остается загадкой, как и тот факт, что никакой пирамиды на самом деле он не рисовал…

Любопытные факты о жизни и работе американского психолога Абрахама Маслоу

Любопытные факты о жизни и работе американского психолога Абрахама Маслоу

Факт 1. Происхождение

Незадолго до рождения Абрахама его родители, спасаясь от еврейских погромов, уехали из южной губернии Российской империи в США. Фамилия его отца – Маслов, но он решил произносить ее на американский манер – Маслоу. Абрахам появился на свет в 1908 г. в еврейском районе Нью-Йорка, но если бы это случилось на несколько лет раньше, он стал бы нашим соотечественником и его звали бы Абрамом Самуиловичем Масловым.

Любопытные факты о жизни и работе американского психолога Абрахама Маслоу

Факт 2. Несчастливое детство

В детские годы Абрахам был предоставлен сам себе и рос очень несчастливым и одиноким ребенком. Характеризуя своего отца, он говорил, что тот больше всего любил «выпивку, драки и общество женщин». А мать была крайне религиозной женщиной, жестоко наказывая сына за непослушание и уделяя больше внимания шести младшим детям. Будущий психолог признавался: «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток – они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она (мать) …Принимая во внимание условия, в которых прошло мое детство, приходится только удивляться по поводу того, что у меня не развилось какое-либо психическое заболевание. Я был еврейским ребенком в нееврейской среде. Что-то вроде первого чернокожего в учебном заведении для белых детей. Я рос без друзей, один и практически все свободное время проводил в читальных залах посреди книг». С отцом он позже нашел общий язык, а мать так и не смог простить и даже не пришел на ее похороны.

Любопытные факты о жизни и работе американского психолога Абрахама МаслоуЛюбопытные факты о жизни и работе американского психолога Абрахама Маслоу

Факт 3. Брак с двоюродной сестрой

Абрахам никогда не пользовался успехом у женского пола и сильно переживал из-за своей невзрачной внешности: ему казалось, что с таким худощавым телосложением и таким большим носом он выглядит комично и нелепо. Он настолько болезненно относился к собственной внешности, что даже избегал поездок в метро в час пик, чтобы никому не попадаться на глаза. Он пробовал заниматься спортом, но не достиг заметных результатов, и тогда с головой ушел в научную деятельность. Ситуация усугублялась тем, что со школьных лет Маслоу был влюблен в свою двоюродную сестру Берту Гудман, но не решался ей признаться в этом, опасаясь отказа и осуждения. Но его любовь оказалась взаимной, и это круто изменило его жизнь. Он женился на Берте, а вскоре получил степень доктора психологии в Висконсинском университете. Ученый признавался: «По большому счету, жизнь началась для меня лишь только тогда, когда я переехал в Висконсин и начал семейную жизнь».

Любопытные факты о жизни и работе американского психолога Абрахама МаслоуЛюбопытные факты о жизни и работе американского психолога Абрахама Маслоу

Факт 4. Пирамида, которой не было

Во всем мире американского психолога знают в первую очередь как автора «пирамиды потребностей», в которой он представляет иерархическую систему мотивов поведения человека. Эта пирамида неоднократно становилась причиной ожесточенных споров психологов, маркетологов и менеджеров – мол, в реальных условиях пирамида не работает, и каждая из этих потребностей не может быть удовлетворена в полной мере, чтобы можно было переходить к следующей. На самом деле все эти споры безосновательны – все дело в том, что никакой пирамиды Маслоу не рисовал. Он действительно занимался изучением иерархии потребностей человека, но пирамида впервые появилась в 1970-х гг. в работах его последователей и популяризаторов как сильно упрощенное и схематичное изображение результатов исследований знаменитого психолога. С помощью этой схемы действительно проще объяснить теорию мотивации Маслоу, однако она не сводится к пирамиде.

Любопытные факты о жизни и работе американского психолога Абрахама Маслоу

Факт 5. Пирамида, которая «не работает»

Именно из-за схематичного изображения теории мотивации Маслоу в виде пирамиды и возникают казусы в трактовках. Чаще всего звучат возражения по поводу того, что неудовлетворенность физиологических потребностей мешает возникновению потребностей высшего уровня – мол, поэт может писать стихи, оставаясь голодным, альпинист стремится к вершине, пренебрегая собственной безопасностью и т. д. Однако ученый имеет в виду потребности, доведенные до крайней степени: «На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный… Человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды».

Любопытные факты о жизни и работе американского психолога Абрахама Маслоу

Та самая *пирамида Маслоу*

Кроме того, эта иерархия не столь строга и последовательна, как это представлено в пирамиде. Маслоу пишет: «Когда мы говорим об иерархии …, может сложиться впечатление, что речь идет о некой жестко фиксированной структуре потребностей. Но в действительности иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд. ...Говоря об иерархии потребностей, мы утверждаем лишь, что человек, у которого не удовлетворены две потребности, предпочтет сначала удовлетворить более базовую, а, следовательно, и более насущную потребность. Но это ни в коем случае не означает, что поведение этого человека будет определяться именно этой потребностью. Считаю нужным еще раз подчеркнуть, что потребности и желания человека – не единственные детерминанты его поведения». В своих поздних работах психолог существенно модифицировал свою теорию мотивации личности, фактически отказавшись от многоступенчатой иерархии потребностей.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о