Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» — Окружающий мир — 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира «Богатства, отданные людям»

Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс


Окружающий мир, 3 класс

Урок 1. Природа и человек

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Разнообразие природы.

Как классифицируют объекты природы.

Биология — наука о живой природе.

Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии).

Ценность природы для людей.

Человек — часть природы. Отличие человека от других живых существ.

Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира

Глоссарий по теме:

Организм – живое целое (существо или растение) с его согласованно действующими органами.

Биология – наука, которая изучает живые организмы.

Бактерии – мельчайшие микроорганизмы.

Микроскоп – инструмент позволяющий получать увеличенное изображение мелких объектов.

Психология – наука, изучающая внутренний мир человека.

Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.

Основная и дополнительная литература по теме урока


:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. С. 3-13.
  2. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений «Великан на поляне или первые уроки экологической этики». А.А. Плешаков, А.А .Румянцев. М:Просвещение,2012. С.127-128.
  3. «Зелёные страницы» А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. С.53.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Окружающий мир наш делится на природу и рукотворный мир, т.е. на мир, созданный руками человека. Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа бывает живая и неживая. К живой природе относятся: растения, животные, грибы, человек. К неживой природе относятся: транспорт, инструменты, игрушки, одежда, приборы и многое другое, что создал человек для своего удобства.

Как различить живую природу от неживой? Вспомним признаки живой природы. Живая природа дышит, питается, развивается, приносит потомство, умирает. Живую природу изучает особая наука – биология. Это слово произошло от двух греческих слов «биос» - жизнь и «логос» - наука. Всё живое биологи делят на большие царства.

Царства – это большие группы живой природы. Учёные-биологи делят живую природу на царство растений, царство животных, царство грибов и царство бактерий. Бактерии - это особое царство живой природы. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп. Микроскоп - увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячу раз меньше песчинки. Бактерии - это микроорганизмы. Они живут повсюду - в воде, в воздухе, даже во рту человека.

Объекты живой и неживой природы тесно взаимосвязаны. Тепло и свет солнца, воздух, вода необходимы для жизни растительного и животного мира и для человека. Благодаря этим условиям они живут и развиваются.

Человек - часть природы. Человек дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети, он умирает. Человек — разумное существо. Только человек может думать, сравнивать, доказывать, убеждать. Благодаря своему удивительному разуму человек создал рукотворный мир. Строители возводят города, прокладывают дороги. Рабочие выпускают машины. Писатели пишут увлекательные книги. Художники воспевают красоту природы. Композиторы пишут красивую музыку.

Люди изучают природу, раскрывают все новые и новые ее тайны. Управляет этими сложными процессами - головной мозг. У человека он хорошо развит, в отличие от животных. Возможности головного мозга человека безграничны.


Во все времена природа привлекала к себе внимание человека. Иначе и быть не может, ведь она дает нам все: одежду, пищу, жилье... И ничего прекраснее природы не существует. Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов.

Известные художники, музыканты, поэты воспевали красоту природу через полотна картин, музыку, стихотворения, поэмы, рассказы.

Природа вызывает различные чувства у человека: восторг, удивление, радость, а иногда печаль, любовь.

Когда мы видим сорванный красивый цветок, брошенного котёнка невольно возникает чувство жалости. А когда человек любуется красотой гор, реки, водопада возникает чувство радости и восторга. Все картины, которые рисует мозг, отражают наши знания об окружающем мире.

Покормить птиц зимой, заботиться о беззащитных животных, ухаживать за растениями, улыбнуться прохожему – это человеческие чувства доброты и заботы.

Природа – источник здоровья. Растения выделяют кислород, тем самым очищают воздух. Благоухание и красота цветов успокаивают нервную систему, купание в водоёмах закаляет организм.

Изучая природу, мы узнаём, почему летом идёт дождь, а зимой – снег, как образуется почва, из чего она состоит. Природа дарит нам радость открытий. В течение всей своей жизни человек познаёт мир. Познание начинается с работы органов чувств.

Органы чувств посылают информацию об окружающем мире в головной мозг. Так происходит восприятие информации человеком.

Восприятие — способность обнаруживать, принимать, различать, усваивать явления внешнего мира, формировать их образ.

А сохранить полученную информацию помогает память. Память — способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, знания. Благодаря памяти мы запоминаем информацию, пользуемся знаниями, которые получаем в течение всей жизни.

Помимо того, что люди получают знания, им еще необходимо анализировать, сравнивать, устанавливать связи, причины, искать ответы на различные вопросы, делать умозаключения. Всё это называется мышлением. Мышление — способность сравнивать, классифицировать, делать выводы

Есть ещё одно удивительное свойство у человека – это воображение. Воображение – это способность представить себе что-то мысленно


. Воображение помогает нам представить героев прочитанного рассказа, путешествовать в прошлое и в будущее, писать картины и музыку.

Благодаря восприятию, памяти, мышлению, воображению человек познает мир во всем его многообразии, во всей его сложности. Внутренний мир человека – это его чувства, характер, человеческие качества, переживания. Внутренний мир человека ещё называют душевной жизнью. Этот мир изучает наука психология. (от греческих слов «психе» - душа, «логос» - наука).

Внутренний мир человека ещё называют душевной жизнью. Его изучает наука психология (от греческих слов «психе» — душа, «логос» - наука).

Примеры и разбор решения заданий

1. Распределите объекты живой природы на четыре царства. Назовите каждое царство

Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"

Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"

Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"

Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"



Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"

Правильный вариант ответа:

Царство растений

Царство животных

Царство грибов

Царство бактерий

Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"

Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"

Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"

Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"

Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"

Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"

Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"

Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"

Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"

Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"

Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"

Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"


 

2. Распредели чувства (переживания) людей и органы чувств человека.

Варианты ответов: удивление; радость; доброта; восторг; печаль; огорчение; ухо; язык; глаза; нос.

Правильный вариант ответа:

Чувства (переживания) людей: радость, доброта, восторг, печаль – чувства людей.

Органы чувств человека: ухо, язык, глаза, нос – органы чувств людей.

Что дает нам лес? Основные богатства лесных массивов


Роль леса в жизни человека сложно переоценить, деревья издавна использовались в качестве строительного материала, из них делали доски, которые в дальнейшем шли на постройку удобных домов, предметов мебели, посуды, украшений. Лес – это легкие планеты, именно зеленые листья растений насыщают атмосферу кислородом. Наконец, в лесных чащах нашли свое убежище различные виды животных. Предлагаем узнать более подробно, что дает людям лес.

Кислород

Без лесных массивов сама жизнь на планете Земля была бы невозможной. Деревья, кустарники и травы благодаря своим зеленым листьям способны к фотосинтезу – поглощению из атмосферы углекислого газа и выделению кислорода. Поэтому на уроках природоведения, рассматривая в 3 классе, что дает нам лес, необходимо донести до детей мысль о том, что растения очень важны, без них людям стало бы нечем дышать. Среди живых организмов только зеленые представители флоры способны синтезировать кислород, обогащать им атмосферу.

Богатства природы отданные людям: Урок 1. природа и человек. проектное задание «богатства, отданные людям» - Окружающий мир - 3 класс – План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира "Богатства, отданные людям"

В экономике

Наши далекие предки жили в лесах, используя их дары в качестве пищи. Современный человек также продолжает пользоваться природными ресурсами. Что дает нам лес? Очень многое:

  • материалы для строительства;
  • бумагу;
  • древесное топливо;
  • мебель.

Конечно, в целях экономии люди научились создавать искусственные материалы, но все равно натуральная древесина ценится очень высоко.

Животные, обитающие в лесу

Лекарства

Работая над проектом «Что дает людям лес», следует обязательно раскрыть еще один аспект – лекарственные растения. Столетия назад народные знахари использовали мать-и-мачеху, василек, ромашку, аир и других представителей флоры для лечения многочисленных недугов. Сейчас же лечебные свойства этих и многих других растений научно доказаны, поэтому их экстракты и масла широко применяются не только в фармакологии, но и в косметологии.


Так, черника является отличным средством, позволяющим предотвратить заболевания сердца и сосудов.

Пища

В лесах растет большое количество грибов, которые очень вкусны, их можно пожарить, замариновать, засолить. Особой любовью пользуется наваристый грибной суп. Без лесов люди никогда бы не узнали этого необычного вкуса!

В лесных чащобах имеются деревья, кустарники и травянистые растения:

  • черника;
  • рябина;
  • малина;
  • голубика;
  • земляника.

Их ягоды отличаются целым набором полезных свойств, любимы детьми и взрослыми.

Наконец, дикие звери, которые нашли свое жилище среди деревьев – источник пищи для людей с незапамятных времен, наши предки использовали в пищу их мясо, из шкур делали одежду и обувь, из костей, клыков и бивней – орудия и оружие. Именно возможность создавать их и является ключевым отличием человека от животных. Поэтому, изучая в 3 классе, что дает людям лес, необходимо озвучить детям идею о том, что без леса и его обитателей стало бы невозможным само существование человека. Но и это еще не все, лесные ресурсы поистине огромны.

Лес предотвращает размывание почвы

Полезные свойства ягод

Рассматривая, что дает нам лес, следует отметить, что большая часть лесных ягод обладает большим количеством полезных свойств. Так, брусника, предпочитающая произрастать в сосняках, содержит много сахара, поэтому активно используется для приготовления варенья. Кроме того, в медицинских целях используются и листья растения, они обладают дезинфицирующим эффектом.

Черника – замечательный дар леса. Ее вкусные ягоды помогают улучшить зрение, используются в борьбе с цингой, являются отличным способом профилактики раковых заболеваний. Само растение предпочитает влажные леса.

Дары леса - ягоды

Лесная малина – натуральное жаропонижающее.

Также ягоды, выращенные в лесах, обладают большим числом преимуществ:

  • Благодаря произрастанию в удалении от цивилизации они экологически чисты и полностью безопасны для здоровья.
  • За счет содержания большого числа антиоксидантов эти дары леса являются замечательным средством профилактики старения.
  • Они богаты витаминами, при этом не накапливают в своем составе вредных веществ и тяжелых металлов.

Все это позволяет ответить на вопрос, что дает нам лес: полезную для здоровья продукцию, большое число витаминов.

Роль в жизни аборигенных народов

Есть некоторые народности, которые до сих пор выживают только за счет лесов: они охотятся, собирают ягоды и грибы, нередко именно такие виды деятельности являются основными способами добычи пищи.

Такая зависимость от природы присуща прежде всего коренным аборигенным народностям, которые проживают вдали от цивилизации и не имеют возможности существовать каким-то иным способом. Иногда такие народности контактируют с внешним миром, обменивая добытые ими в лесах растения или животных на блага цивилизации: одежду, обувь, технику.

Лесной пейзаж

Другие полезные свойства

Завершая рассмотрение вопроса, что дает нам лес, отметим еще несколько моментов:

  • Большое количество деревьев является препятствием для рек, не давая воде возможности разливаться на большие расстояния.
  • Корни деревьев и кустов защищают почвенный покров от вымывания.
  • В лесной глуши находит себе дом большое количество живых существ: зверей, птиц, насекомых, многие виды относятся к числу редких или вымирающих. Поэтому именно за счет лесов удается сохранить видовое многообразие растений и животных. Активная вырубка деревьев приводит к тому, что животным становится негде жить.
  • Рекреационный туризм. Возможность уехать на время в лес, поставить палатку – отличный вариант для оздоровительного отдыха, который подарит массу положительных эмоций.
  • Использование для обустройства жилья в популярном сейчас эко-стиле.

Деревянная мебель

Все это доказывает, что лесные массивы имеют огромную важность для человека, вот почему к богатству, дарованному самой природой, следует относиться бережно, сознательно и рационально использовать данный ресурс.

Ответ на вопрос, что дает нам лес, не может быть однозначным. Без деревьев и кустарников, трав и диких животных не представляется возможной сама жизнь на планете.

"Богатства, отданные людям "



«Богатства, отданные людям»  Михалков Сергей Владимирович

«Богатства, отданные людям»

Михалков Сергей Владимирович


Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. С 9 лет он стал сочинять и записывать собственные стихотворения.  Настоящую известность молодому литератору принесло  произведение «Дядя Степа».

Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве.

С 9 лет он стал сочинять и записывать собственные стихотворения. 

Настоящую известность молодому литератору принесло  произведение «Дядя Степа».


Сергей Владимирович Михалков писал стихи, сказки, рассказы, басни и пьесы.

Сергей Владимирович Михалков писал стихи, сказки, рассказы, басни и пьесы.


Сергей Владимирович Михалков написал гимны Советского Союза и гимн Российской Федерации.

Сергей Владимирович Михалков написал гимны Советского Союза и гимн Российской Федерации.


Сергей Владимирович Михалков всю жизнь упорно трудился для детей. К концу жизни суммарный тираж книг Сергея Михалкова составил около 300 млн. экземпляров. Ушел из жизни замечательный поэт 27 августа 2009 года, ему было 96 лет.

Сергей Владимирович Михалков всю жизнь упорно трудился для детей.

К концу жизни суммарный тираж книг Сергея Михалкова составил около 300 млн. экземпляров.

Ушел из жизни замечательный поэт 27 августа 2009 года, ему было 96 лет.

«Богатства, отданные людям» — проект 3 класс Окружающий мир


3 класс. Предмет Окружающий мир. Проект «Богатства, отданные людям»

Многие люди, наделенные, богатым внутренним миром, щедро отдают эти богатства людям.

Это проявляется в их поступках в семье, в общении с друзьями, в профессиональной работе, в благородном служении Отечеству, в великих подвигах, которые они совершают.

Примеры благородного служения человека людям можно найти в прошлом и настоящем, в родном крае и в других уголках страны, во многих странах мира.

Для подготовки проекта «Богатства отданные людям» соберите информацию о  таких людях, об их замечательных делах на благо других людей. Можно подготовить рассказы — портреты, рассказы — биографии, посвященные одному или нескольким из таких людей. Подберите к своим рассказам иллюстрации, выполните рисунки, сделайте фотографии. Можете оформить альбом, книгу, стенд.

Популярная форма проекта для 3 класса — презентация.

Проект — презентация «Богатства отданные людям» — Петр 1

скачать презентацию

Примеры слайдов:

Петр 1 презентация

презентация богатства, отданные людямстроительство Санкт ПетербургаПроект Богатства, отданные людям 3 класс

Проект — презентация «Богатства отданные людям» — М. В. Ломоносов

Скачать презентацию

Примеры слайдов:

Ломоносов презентация

проект 3 класс Ломоносов

Богатства, отданные людям ломоносов

Смотрите также:

Классный час по теме: «Лес – природное богатство»


Сценарий ко Дню леса

«Лес – природное богатство»

Учитель. Дом со всех сторон открыт.

                  Он резною крышей крыт.

                  Заходи в зелёный дом-

                 Чудеса увидишь  нём.

Прослушивание звуков леса

Демонстрация звукового  слайда презентации с изображением леса.

Учитель.  Нет ничего милее
                  Бродить и думать здесь.
                  Излечит, обогреет,
                  Накормит русский лес.

         Жизнь кажется иною,
        И сердце не болит,
        Когда над головою,
        Как вечность лес шумит

                   Сникулина «Русский лес».

1        ведущий. Зеленый океан. Иначе и не назовешь безбрежные лесные просторы, из конца в конец разлившиеся по нашей необъятной стране. Плещутся таежные моря, шумят зелеными волнами среднерусские лесные разливы, крохотными озерками застыли степные рощи и перелески. Испокон веков безотказно служил человеку лес. Надежно укрывал в
лихую годину, щедро раздавал свои запасы, радушно распахивая кладовые. Остается щедрым он и сейчас.

Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы самыми тесными узами связана с жизнью дерева, с жизнью лесов. Оглянитесь в своей комнате: мебель, пол, рамы окон и дверей сделаны из дерева. Изделия и продукты, полученные из древесины, окружают нас со всех сторон.

Из древесины книги и тетради, растворители для красок и специальные масла, даже некоторые лекарства и витамины.

Грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы - тоже отдает нам безвозмездно зеленый друг.

2        ведущий.         А чистый воздух. Доказано, что зеленые насаждения уменьшают содержание пыли в 2,5 раза, вредных газов и дыма - в 2 раза, снижают шум, защищают от ветра.

Лес - неиссякаемый источник творчества, здоровья, бодрости человека. Именно он помогал Шишкину в его работе над бессмертными полотнами «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору», вдохновил Левитана на создание картин «Золотая осень», «Березовая роща». Красоту леса показали и наши школьные художники в своих работах. Это вы увидели на выставке рисунков. Любовью к лесу проникнута поэзия Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Бунина.

На сцену приглашаем знатоков стихотворений, прозы о лесе.

Теперь мы отправимся в путешествие по лесу, и вы убедитесь, что он полон чудес.

1 ученик. Береза - символ России. Еще в стародавние времена ее называли деревом 4 дел: Первое дело - мир освещать, Второе дело - крик утишать, Третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать. О каких делах идет речь?

(В старые времена из березы делали лучины - тоненькие палочки для освещения дома. Это первое дело. Из березы добывают деготь. Им смазывали колеса у телеги, чтобы они не скрипели. Это второе дело. Настой из березовых почек используют для лечения долго незаживающих ран. Полезен и березовый сок. Он утоляет жажду, придает силу. Вот и третье дело. Четвертое дело - из березы лучшие веники для русской баньки. И метлы лучшие.)

Береза единственное в мире дерево, имеющее белую кору. Объясняется это тем, что в ней содержится вещество бетулин (от латинского «бетула» - береза).

1 вед. А какие стихотворения  вы знаете о березе? Расскажите несколько строк.

Эстафету от березы достойно принимает главное дерево в лесу - дуб.

2 ученик. Древние римляне называли дуб «кверкус», что означает «красавец» и посвящен он был их верховному богу Юпитеру. Поэтому желуди у них назывались «югланс» - «юпитеров плод». А еще особо почитали дуб древние греки. В Древней Греции это дерево было священным. Считалось, что шум его ветвей предсказывал судьбы людей. И римляне, и греки венком из дубовых листьев увенчивали отважных людей, совершивших подвиг.
Венок из листьев дуба считался высшей наградой. Ветвь дуба означала могущество.

Дуб почитали и на Руси. У древних славян самым главным и могучим богом был Перун - бог Грома и Молнии. Дуб назывался перуновым деревом, именно из его древесины изготавливали фигурки этого бога.

Дубы давали людям приют, в зеленой дубраве можно было пережить лихие времена, спрятаться от врагов. Дубрава и укрывала, и кормила - ведь тут же и охотились, и грибы собирали, и ягоды, и желуди. Уже 5 тыс. лет назад люди выпекали хлеб из размолотых дубовых желудей.

Дуб - дерево долгожитель. Он может прожить и тысячу лет, и 2 тысячи.

2ведущий. Эстафету от дуба и березы достойно принимает рябина.

3        ученик. Рябина - дерево обычное, хорошо всем знакомое. Да и название у нее «рябина обыкновенная». На самом деле рябина обыкновенная не такое уж обычное растение. Ни одно дерево не способно давать урожай ежегодно на протяжении 100, а то и 150 лет. А рябина способна.

Конечно, ягоды рябины не такие вкусные, как, например, вишня. Зато очень полезные. Недаром же их так любят птицы. Мармелад любят все ребята. Но не знают, что особенно вкусным он получается, когда в него добавляют рябину. Огородники исстари в подвалы, где хранится картофель, насыпали мелко изрубленные листья рябины - это предохраняло картофель от гнили и спасало от вредителей.

Врачи ценят рябину за то, что из ее ягод изготавливают лекарства. Древесина ценится в столярном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов.

В народном календаре есть день - Петр-Павел Рябинник, приходящийся на конец сентября, - время созревания рябиновых ягод. Кроме того, рябина - символ счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябину. Рябина воспета в песнях.

  1. ведущий. Эстафету принимает самое сладкое дерево - липа.

4        ученик. Липовый мед. Сладкий, ароматный, целебный. Во время цветения липы пчелы трудятся порой даже ночью, если погода хорошая. Будто знают, что липа цветет недолго. Всего 10-12 дней.

А какой чудный запах стоит в липовых лесах, аллеях парков, когда цветет липа.

Древесина липы очень удобна для обработки. Благодаря удивительному свойству древесины липы не трескаться и не коробиться, она служит материалом для резчиков. Лучшая тара из ее древесины, лучшие чертежные доски.

Почему в народе говорят «ободрать как липку»? Родилась эта поговорка давно. И как ни странно, благодаря... лаптям. Когда-то самой распространенной обувью в российских деревнях были лапти. Плели их из липового лыка. Лапти носили и зимой и летом, весной и осенью. Они быстро снашивались. На год одному человеку требовалось 12 пар лаптей. А на пару лаптей шло лыко с 2-3 молодых липок. Вот и стояли они в лесах совершенно ободранные, голые.

Отсюда и пошло: «Ободрать как липку». То есть обобрать человека до нитки, забрать у него все.

1 ведущий. Из древесины какого дерева делают спички? (Осины.)

Эстафету принимает осина.

5        ученик. Осина - дерево удобное для обработки. Мягкое и податливое дерево легко шлифуется. Поэтому спички делают из осины. Но главное: если потушить спичку, она не будет тлеть, а сразу погаснет. Для безопасности спички пропитывают особой жидкостью, а хорошо пропитывается только древесина осины. Спички дало тебе дерево-друг. Будь же и ты его другом. Бывая в лесу, не забывай погасить костер, а, собираясь бросить даже погашенную спичку в лесу, никогда не забывай переломить ее. Ломая спичку, ты проверяешь - горит она или нет.

Осина нужна и животным. У молодых осинок кора горьковатая и очень нравится всяким лесным грызунам.

2 ведущий. Эстафету принимает черемуха. Кто не видел пахучих цветов черемухи? Черемуха всегда была символом русского пейзажа. Народ ласково называет ее черемухой, черемшиной, воспевает в стихах и песнях.

 6 ученик. Черемуха обладает исключительными свойствами: сильно опьяняющий аромат ее цветов и листьев очищает воздух от микробов. Букет черемухи в доме смертелен для комаров и мух, но опасен и для человека. Из ее ягод пекутся пироги, варятся кисели. Соком их подкрашивают напитки. Из коры черемухи делают краску зеленого и бурого цвета. Древесину используют для столярных изделий, а гибкие ветви для плетения мебели. А еще черемуха - прекрасный медонос.

1 ведущий. Лес - это не только деревья. А что и кто еще есть в лесу? Назовите других лесных жителей.

-Наше путешествие началось со звуков леса. Давайте послушаем ещё. Прислушайтесь. Попробуйте отгадать чей голос Вы  сейчас услышите? Это мелодичная песня, напоминает », «юль-юль-юль»,

Звучат голоса птиц

Учитель поясняет.

- Птица скромной окраски и напоминает воробья. Верх тела, крылья и хвост буровато-коричневые, брюшко, полоски по бокам хвоста и "брови" - беловатые. Спина и грудь испещрены продольными бурыми пестринами, но на спине они шире. Хорошо заметны темные "щечки" птицы и небольшой хохолок из удлиненных перьев.  

-Что же это за птица?(ответ: жаворонок). Показ слайда с изображением  жаворонка.

-Скажите, чем кормят птенцов  жаворонки?

Ученик: (Выкармливают жаворонки птенцов в основном мелкими насекомыми и пауками. Кормят оба родителя с одинаковым рвением. На земле гнездятся разные птицы, но птенцов жаворонка можно распознать по наличию на желтом языке трех темных точек).

-В лесу много и других интересных птиц.

-А это другая красивая птица леса. Что же это за птица?

Демонстрируется слайд с изображением  сойки. Слайд озвучивается:  

Ученик: Сойка обыкновенная - красивая лесная птица семейства врановых. Величиной с галку (длина тела около 35 см), Сойка от других врановых отличается коротким слегка изогнутым клювом и достаточно длинными гибкими пальцами с крючковатыми острыми когтями. В лесу заметна и легко узнаётся по ярко-голубому с чёрным «зеркальцу» у сгиба короткого закругленного крыла.

Гнездится сойка как в глубине леса, так и ближе к опушкам, но обязательно в самой гуще насаждений.

-Знаете ли вы какую роль сойки играют в распространении дуба?

Ученик: (Во внегнездовое время основным кормом соек становятся жёлуди. При обильном урожае сойка делает запасы, предпочитая собирать жёлуди не в глубине дубрав, а на опушках или среди небольших групп деревьев. Захватив несколько желудей (держит их в подъязычном мешке), сойка старается найти укромное место для кладовой.

А теперь - викторина. 1 .Отгадайте загадки:

-Весной шумит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес.)

-Никто не пугает, а она дрожит. (Осина.)

-Меня в лесу оставили,

Весь век торчать заставили,

В ушанке заячьей - зимой,

А летом с бритой головой. (Пень.)

-Много рук, а нога одна. (Дерево.)

-Мягок, а не пух, Зелен, а не трава. (Мох.)

-Он в лесу стоял, никто его не брал,

В красной шапке модной никуда не годный. (Мухомор.)

-Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетит. (Белка.)

2.Конкурс «Лесные жители».

-Сделать 5 шагов и на каждый шаг назвать лесные кустарники.

(Шиповник, бересклет, жимолость, калина, орешник.)

-Сделать 10 шагов и назвать на каждый шаг лесную птицу.

(Пищуха, свиристель, синица, зеленушка, малиновка, славка, пеночка, поползень, дятел, зяблик, снегирь, соловей, дрозд, иволга, скворец, кукушка, сова, ворон, сорока.)

-Сделать 5 шагов и на каждый шаг назвать травянистое растение леса.

(Ландыш, сныть, медуница, пролеска, звездчатка, колокольчик, сочевичник, чина)

3.Викторина «Заповедными тропами нашей области».

-Где   расположен   заповедный   участок    «Лес    на   Ворскле»?    (Юго-западная   часть Белгородской области, близ районного центра Борисовка, на правом берегу реки Ворскла.)

-С какой целью он создан? (Для охраны 100-летнего дубового леса и 250-300-летних дубрав.)

-Как использовалась дубрава в 18 веке? (Для поставки древесины для строительства русского флота.)

-В нашей области есть памятник природы - дуб. (Дуб-великан в с.Дубовое Белгородского района.   Посажен в 1654г. в знак дружбы между Россией и Украиной.)

2 ведущий. Лес - наш верный друг. Он никогда не даст заблудиться тем, кто его знает. Каждый из вас подготовил к сегодняшнему празднику правила поведения в лесу. Они составят заповеди нашего кодекса «Мы в лесу». (Зачитывает  составленные правила).

Я думаю, нам удалось убедить вас, как важен для нашей планеты ее зеленый наряд. Народная мудрость гласит: человек прожил жизнь не зря, если он посадил хотя бы одно дерево. Так давайте же приумножать наше зеленое богатство, а не уничтожать его.

7ученик. Не скудеет Россия лесами,

                  В юных рощах гуляют дожди.

                  Свят закон, что придуман отцами –

                  Срубишь дерево - три посади.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *