Брейнсторминг что это: брейнсторминг — это… Что такое брейнсторминг? – Брейнсторминг – эффективный метод поиска решений.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
брейнсторминг — это… Что такое брейнсторминг?
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
БРЕЙНСТОРМИНГ (с. 96)
Вошли в историю имена славных полководцев, умевших решительным штурмом брать неприступные крепости. Те, кто предпочитал длительную осаду, редко покрывали себя славой — слишком изнурительное это дело, да и победа, если ее удается добиться, не столь впечатляет.
Любую проблему можно долго и тщательно обдумывать, подобно тому как роют подкопы под неприступные бастионы. Однако здесь, как и в бою, чаще всего справедлива поговорка «Один в поле не воин». Успех требует коллективных усилий. И организовать их лучше таким образом, чтобы в «разведке боем» быстро нащупать «уязвимые места» проблемы и всеми силами нанести решающий удар.
С этой целью в начале 50-х гг. XX в. Алекс Ф.Осборн, сотрудник рекламного агентства Batter, Barton, Durstine and Osborn (США), предложил оригинальный метод творческого поиска, который назвал brainstorming — мозговой штурм.
Этот метод хотя и не гарантирует стопроцентный успех, однако доказал высокую эффективность при решении самых разных проблем — коммерческих, производственных, технологических и даже научно-теоретических (хотя многолетняя практика продемонстрировала более высокую эффективность метода для решения организационных задач, нежели технических). Сегодня он принят на вооружение многими корпорациями, управленческими структурами и общественными организациями.
Мозговой штурм как метод появился относительно недавно. Однако последовательность этапов, включающая в себя подготовку, акт интуиции, озарения, выдвижения нового и акт осмысления, развития, была описана в литературе задолго до Осборна. Этот факт дает нам основание для поиска более ранних примеров подобной организации творческого процесса. Естественно, что поиск следует вести в областях, где человек издавна стремился решать проблемы.
Двухстадийный подход к решению проблем описан Тацитом, исследовавшим быт германцев:
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
«На пиршествах они толкуют и о примирении враждующих между собой, и о заключении браков, о выдвижении вождей, полагая, что ни в какое другое время душа не бывает столь расположена к откровенности и никогда так не воспламеняется для помыслов о великом… На следующий день возобновляется обсуждение тех же вопросов. И то, что они в два приема занимаются ими, покоится на разумном основании: они обсуждают их, когда неспособны к притворству, и принимают решения, когда ничто не способствует их здравомыслию». Этому свидетельству две тысячи лет.
Еще более древним примером того же подхода является способ, применявшийся в древней Вифинии (находилась на территории современной Турции) в 700—600 гг. до н.э. По свидетельству историков, у населявших эту местность фракийских племен вифинов был следующий обычай. Столкнувшись с совершенно новой ситуацией, по которой необходимо было принимать взвешенное и ответственное решение, они расширяли многообразие вариантов путем опроса всех, кого возможно, а затем отбирали то, что казалось наиболее приемлемым. Так, при заболевании, когда было непонятно, как и чем лечить человека, члены его семьи выносили больного на всеобщее обозрение и любой прохожий мог поделиться с родственниками своими суждениями и опытом. Впоследствии семейный совет выбирал из предложенных мер наиболее подходящую.
В 50-х гг. в США был период активного применения мозгового штурма. Простота метода, отсутствие ориентации на конкретную область деятельности привели к широкому его распространению. Обычной практикой стала организация мозговых штурмов при возникновении какой-либо трудности. Специализированные группы, работавшие на предприятиях и применявшие метод, стали называться «мозговыми центрами». Появились фирмы, получившие название «фабрик мыслей». Эти фирмы занимались решением проблем, поставленных заказчиком, и мозговой штурм являлся одним из наиболее широко применяемых ими инструментов. Книга Осборна «Практическое воображение» издавалась в США множество раз и является до настоящего времени одним из рекомендованных учебников по развитию творческих способностей для сотен американских колледжей и университетов. Без сомнения, мозговой штурм оказал значительное влияние на развитие систем управления интеллектуальной деятельностью. Дж. Гэлбрейт писал: «Подлинное достижение современной науки состоит в том, что знания самых обыкновенных людей, имеющих узкую и глубокую подготовку, в рамках и с помощью соответствующей организации объединяются со знаниями других специально подготовленных, но таких же рядовых людей. Тем самым снимается необходимость в особо одаренных людях… »
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Мозговой штурм послужил катализатором подобных процессов в области решения творческих задач. Рассмотрим сущность метода более подробно.
Осборн исходил из абсолютно верной идеи, что человек воспринимает любую проблему, да и весь окружающий мир, довольно субъективно, однобоко, в свете когда-то усвоенных представлений. Решение проблемы может лежать на поверхности, но, чтобы его увидеть, необходимо взглянуть с новой, неожиданной точки зрения, а мы на это обычно не осмеливаемся. Конечно, есть люди, которые легко генерируют нестандартные, творческие идеи. Но таким людям обычно недостает критичности к своим новациям, а это немаловажно, так как большинство их идей непродуктивные, бесплодные, тупиковые. К тому же они не сильны в реализации своих озарений, из-за чего нередко слывут праздными фантазерами.
Иные, напротив, обладают повышенной критичностью, умеют отыскать драгоценные самородки в тоннах пустой породы (хотя и самородок готовы иной раз отбросить). А есть и просто добросовестные, старательные исполнители, которым и следует поручать практическую реализацию идеи.
Принцип мозгового штурма состоит в том, чтобы собрать вместе несколько оригинально мыслящих людей, поставить перед ними актуальную проблему и побудить их к высказыванию как можно большего количества вероятных решений, сколь бы неожиданными и даже вздорными они ни казались. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было их оценки. Критики принимаются за дело на втором этапе. Они сортируют предложения по степени их выполнимости и ожидаемой эффективности, отбрасывают непригодные и отмечают перспективные. Затем наступает очередь реализаторов, которые намечают конкретные практические шаги для выполнения выбранного решения.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Очень продуктивным является привлечение к мозговому штурму специалистов разного профиля, так как решения часто лежат на стыке смежных и даже весьма отдаленных специальностей (например, некоторые сугубо технические решения позаимствованы из области функционирования живых организмов; так возникла целая научно-практическая отрасль — бионика). Очень важно создать раскованную и доброжелательную атмосферу для проведения штурма — если участники относятся друг к другу с недоверием и опаской, продуктивности от них ждать не приходится. Это требование нелегко выполнить, если в процедуре участвуют коллеги разного звания. В таком случае рекомендуется первым дать высказаться младшим (по возрасту и по должности), дабы потом на них не «давил» авторитет старших товарищей.
К тому же всем нам, привыкшим все делать по правилам, нелегко заставить себя высказывать нестандартные, непривычные идеи. Дабы стимулировать этот процесс, проводятся специальные тренинги, на которых отрабатываются механизмы мозгового штурма.
Существует несколько модификаций данного метода, и сегодня целый ряд квалифицированных экспертов предлагает свои услуги по организации мозгового штурма в той или иной форме. Впрочем, вполне допустима и самостоятельная организация этой процедуры. Необходимо только, помимо названных, соблюдать несколько простых правил. А именно:
Желательно, чтобы процедурой руководил председатель, который поощряет высказывающихся, а в случае необходимости прерывает излишние словоизвержения.
Перед участниками штурма ставится конкретная задача, которую предварительно надлежит сформулировать максимально четко и определенно.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Заранее следует установить регламент. Фонтан творческих идей не может бить долго — затянутое обсуждение рискует вылиться в переливание из пустого в порожнее. Обычно получаса вполне достаточно.
Допустимо использование любых гипотез, аналогий, сравнений, фантастических образов.
Эффективность возрастает при разнополом составе участников, когда женская интуиция дополняет мужской прагматизм.
Первый этап мозгового штурма состоит исключительно в генерировании идей. На этом этапе надо всячески воздерживаться от их обоснования, а также критики. Этому посвящаются следующие этапы.
Специалисты считают, что проведение мозгового штурма можно считать успешным, если удалось сформулировать пять-шесть достаточно реалистичных предложений, которые впоследствии могут послужить основой для практического решения проблемы.
Интерес представляет анализ критических отзывов о применении мозгового штурма. Наиболее ярко это направление представлено в книге Г.С. Альтшуллера «Алгоритм изобретения», где приведены основные правила метода, дан пример его проведения, анализируются недостатки.
В общественной лаборатории методики изобретательства, возглавляемой Альтшуллером, проводились работы по совершенствованию мозгового штурма. В ходе поставленных экспериментов группе генераторов давалась задача, сильное решение которой было известно экспериментаторам. Это позволяло анализировать процедуру решения: «…было отчетливо видно, ведет тот или иной шаг к ответу или куда-то в сторону».
В результате исследований были выявлены принципиальные, по мнению автора, недостатки метода.
«Бестолковость» поисков, возведенная мозговым штурмом в принцип, компенсируется количественным фактором — задачу штурмуют «оравой».
«Штурм действительно помогает преодолевать инерцию: мысль сдвигается «с мертвой точки», разгоняется… и часто проскакивает то место, где надо остановиться. Десятки раз в ходе экспериментов наблюдалась такая картина: один участник штурма высказывает мысль, ведущую в правильном направлении, другой подхватывает мысль, развивает ее; до выхода на финишную прямую остается несколько шагов, но в этот момент кто-то выдвигает совершенно иную идею, цепь обрывается, и группа снова оказывается на исходных позициях».
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
В ходе экспериментов было выявлено, что даже при отсутствии явной критики во время выдвижения идей критика остается в неявном виде и проявляется в форме выдвижения предложений, пресекающих развитие ранее выдвинутых идей. Для устранения этого недостатка был предложен вариант мозгового штурма, в котором каждую выдвинутую идею надо было развивать до предела. Этот подход получил название «мозговой осады». Естественно, что его применение существенно увеличивает затраты времени на поиск хороших идей. Альтшуллер указывает, что при мозговой осаде можно в какой-то степени управлять мышлением, но суть дела от этого не меняется: поиск по-прежнему ведется простым перебором вариантов.
Итак, кратко сформулируем суть претензий к мозговому штурму. Во-первых, отсутствие четких правил работы — «бестолковость» поисков возведена в принцип. Во-вторых, отсутствие критериев, позволяющих оценить уровень выдвигаемых идей, что приводит к «проскакиванию», уходу от сильного направления.
Тем не менее, вопреки уязвимости данного метода для критики, его практическое использование в ряде случаев оказывается весьма эффективным.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо.
С.С. Степанов.
2005.
Брейнсторминг – эффективный метод поиска решений.
Брейнсторминг (мозговой штурм) — это метод, направленный на поиск эффективных решений.
Для этого специально собранная команда в определенный промежуток времени генерирует неограниченное количество различных идей, решающих конкретную задачу. Применение этого метода оптимизирует креативное мышление участников и помогает найти оптимальное решение анализируемой проблемы.
В первые метод был воплощен на практике Алексом Осборном. Именно он заметил, что люди зачастую не решительно высказывают креативные идеи для решения проблем из-за страха выделиться либо быть осужденным коллегами, начальством и т.д. В методе мозгового штурма критика или осуждение идей, которые выдвигаются, категоричестки запрещена, даже если они на первый взгляд кажутся нелепыми.
Основными принципами техники брейнсторминга являются:
• Преобразование количества в качество;
• Запрет на отклонение любых идей в начале обсуждения.
- Для чего нужен метод брейнсторминг?
По результатам исследований, в процессе которых ставилась задача определить эффективность генерации идей индивидуально или коллективно, было выявлено, что количество оригинальных и креативных решений, cгенерированных в коллективе, в несколько раз превышает результат индивидуальной деятельности.
Стереотип относительно того, что метод брейнсторминга подходит исключительно для творческой сферы рекламы и маркетинга, уверенно опровергается результатами, полученных в других, менее креативных отраслях: для решения управленческих проблем, в научно-технической сфере, а также для поиска решений в личной жизни.
Брейнсторминг – это идеальный инструмент для поиска быстрого и эффективного решения в любой ситуации.
Использование мозгового штурма позволяет отобрать наиболее подходящие идеи в начале процесса обсуждения с последующим их обсуждением. Оптимальный размер команды, работающей по методу брейнсторминга, составляет 8-10 участников. Идеология метода заключается в том, что после проведения генерации и обсуждения идей, каждый участник чувствует, что сделал вклад в общий проект, что позитивно влияет на мотивацию работников и на эффективность их работы.
- Главные правила осуществления брейнсторминга.
Первое и основное правило в проведении мозгового штурма – это запрет критики любых идей, даже если они слишком отдалены от реальности. Уверенность участников в том, что любая идея будет рассмотрена, способствует снятию неловкости и способствует их активности. Второе правило заключается в том, что каждый участник должен избавиться от напряжения, раскрепостив разум, для того, чтобы генерировать идеи, порой даже фантастические. Возможно, даже в самой не реальной идеи кроется рациональное зерно, которое позже превратиться в эффективное решение. Третье правило брейнсторминга — это отсутствие ограничений на количество выдвигаемых идей. Чем больше смелых и неординарных решений высказано, тем эффективнее проведен мозговой штурм и ближе решение проблемы.
- Алгоритм проведения брейнсторминга.
Метод мозгового штурма проводится в определенной последовательности действий.
Определение управляющего (модератора) процессом мозгового штурма
Модератор – это основное действующее лицо, от которого во многом зависит эффективность проведения всего мероприятия. Модератор регламентирует процесс обсуждений и стимулирует участников высказывать идеи.
Основными функциями модератора являются:
• Мотивация участников перед началом обсуждения. Для этого модератор оглашает цель, которая преследуется в результате проведения мероприятия, и отмечает, что от каждого участника зависит эффективность ее достижения. Основная задача модератора – стимулировать активность участников.
• Управление процессом высказывания мнений. Модератор дает слово поочередно каждому участнику, подбадривая высказывать даже самые сумасшедшие идеи.
• Незамедлительное пресечение критики коллег – также задача модератора. Эта проблема обязательно возникает на раннем этапе брейнсторминга. Модератор должен тактично пресечь любую критику до того, как она станет причиной снижения активности участников.
• Модератор должен одинаково равно относиться ко всем участникам мозгового штурма, независимо от того, кто выдвигает действительно полезные идеи.
• Также важной функцией является стимулирование потока креативных идей, высказываемых участниками. Профессионал, управляющий мозговым штурмом, всегда имеет в запасе несколько наводящих вопросов, с помощью которых можно возобновить процесс обсуждения. Примерами таких вопросов являются: «Как по-другому можно взглянуть на исследуемую проблему?», «Каким образом можно объединить несколько идей?» и т.п.
• Регламентирование времени, отведенного на изложение своих идей, также регулирует модератор. В этом случае важно соблюдать тактичность, что бы не обидев, корректно прервать выступающего человека.
На должность управляющего мозговым штурмам необходимо выбрать человека, далекого от творчества с рациональным мышлением. Такой человек должен следить за тем, что бы обсуждение креативных идей не заходило слишком далеко от основной цели собрания. К тому же важно учитывать, что должность модератора не должна быть по уровню выше, чем должностной уровень собравшихся участников. В противном случае управляющий брейнстормингом будет сковывать активность коллектива.
Последовательность этапов проведения и техника брейнсторминга.
Брейнсторминг делят на следующие виды:
• Организованный;
• Бесконтрольный.
Бесконтрольный брейнсторминг обычно применяется в критических ситуациях, в моменты, когда все креативные идеи исчерпаны, а участники поникли и не проявляют активность. Однако следует помнить, что этот вид мозгового штурма может легко превратиться в бесполезную болтовню, не имеющую никакой ценности.
Поэтому более эффективным является организованный брейнсторминг, который осуществляется в несколько этапов:
1. Постановка цели и донесение ее до всех участников собрания. Если проблема комплексная и сложная, то ее необходимо разделить на мелкие задачи. Если это невозможно, тогда мозговой штурм может быть не самым подходящим инструментом. Поэтому модератор изначально должен поставить цели правильно, что бы их четко понимали все.
2. Главная задача руководителя в организации процесса брейнсторминга– это подбор участников мозгового штурма. Все работники должны иметь одинаковый социальный статус, одинаково разбираться в проблеме. И как уже отмечалось ранее, количество участников не должно превышать десяти человек. Также важно создать непринужденную атмосферу и обеспечить полноценный рабочий процесс. Для этого необходимо расставить по кругу удобные стулья и установить доску или флип чарт, на которые будут записываться все идеи участников. Помимо этого необходимо помнить о назначении наблюдателей, которые будут следить за реакцией участников брейнсторминга и будут записывать их идеи.
3. Сам процесс проведения мозгового штурма – это следующий этап. Начинается мозговой штурм с вступления модератора, который объясняет правила работы, указывает ее цель, описывает проблему и заносит основные тезисы на доску. Выступление должно быть кратким и не продолжаться более 15 минут. Далее следует непосредственный процесс генерации идей. При этом модератор следит, что бы процесс не остановился и задает наводящие вопросы для его стимулирования. После этого полученные результаты оцениваются и классифицируются. Для этого участники сами принимают критерии оценки, которые ранжируют по важности. Далее каждый объясняет сущность своей идеи и поясняет детали. Важно, чтобы каждое высказывание воспринималось как единое верное. Только в таком случае можно найти то самое рациональное зерно, которое поможет достичь цели. Интересно, что уже на этом этапе конструктивная критика является необходимым элементом. В результате все идеи группируются с целью получения искомого решения задачи.
4. Завершающий этап – это выбор наиболее подходящей группы идей. При этом рассматривается их реалистичность и возможность воплощения на практике. Этот этап самый ответственный, так как именно тут оценивается эффективность мозгового штурма. Случается так, что ни одна из сгенерированных идей не подходит для решения проблемы. Но даже в этом случае, неудачные идеи могут быть основой гениальных задумок.
Важно не переусердствовать с мозговым штурмом и не забывать, что если идеальное решение не найдено, не стоит внедрять все, что удалось сгенерировать. Также процесс брейсторминга будет бесполезным, если полученные идеи абсолютно нереалистичны или процесс их реализации непонятен. Многие менеджеры знают, как хорошая идея может быть испорчена только по тому, что не получила достойной реализации. Не повторяйте чужих ошибок и тогда, при правильном использовании техники мозгового штурма, не придется долго ждать результатов.
<<Делегирование полномочий |
|
Элементарные правила для чтения книг>> |
---|
БРЕЙНСТОРМИНГ — это… Что такое БРЕЙНСТОРМИНГ?
- БРЕЙНСТОРМИНГ
- Специальный метод организации совместной групповой творческой работы людей, рассчитанный на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач путем активизации, стимулирования группового поиска идей, решения проблемы. В ходе Б. предполагается коллективное решение определенной проблемы. См. также мозговая атака и мозговой штурм.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР.
Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин.
2009.
Синонимы:
- БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
- БУКВА
Смотреть что такое «БРЕЙНСТОРМИНГ» в других словарях:
брейнсторминг — см. атака мозговая. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. брейнсторминг … Большая психологическая энциклопедия
Брейнсторминг — См. Штурм мозговой Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
БРЕЙНСТОРМИНГ — [англ. brainstorming Словарь иностранных слов русского языка
брейнсторминг — сущ., кол во синонимов: 3 • мозговая атака (3) • мозговой штурм (3) • мозголомка … Словарь синонимов
БРЕЙНСТОРМИНГ — мозговая атака или мозговой штурм ; коллективное обсуждение проблем при полной свободе выдвижения проектов решения, в том числе иррациональных … Большой экономический словарь
Брейнсторминг, или «мозговой штурм» — метод группового решения творческих задач, предложенный А. Осборном … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Брейнсторминг (мозговая атака) — метод стимуляции творческой активности и продуктивности … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
БРЕЙНСТОРМИНГ («мозговой штурм») — один из эффективных методов стимуляции творческого мышления, разработанной А. Осборном. Широко применяется для решения сложных проблем, особенно технических изобретений.В основу данного метода положен принцип разведения во времени двух фаз… … Философия науки: Словарь основных терминов
МЫШЛЕНИЕ — категория, обозначающая процессуаль ность функционирования сознания (познавательную деятельность) традиционный предмет философствования, присутствующий в его структуре с момента возникновения философии как таковой. Уже у одного из последних… … Новейший философский словарь
Bee Train — Тип кабусики … Википедия
Методы активизации творчества: брейнсторминг | Genvive
By Marcel Caram
Классический мозговой штурм
Мозговой штурм является одним из наиболее широко используемых и эффективных методов создания разнообразных идей. Этот метод был разработан в 1939 -1941 годах сотрудником Нью-Йоркского рекламного агентства Алексом Осборном. В 1953 году он основные правила и процедуры метода были окончательно определены и изложены в его книге «Прикладное воображение».
Классический «мозговой штурм» представляет собой преимущественно вербальный метод решения проблем и генерации идей и проводится в небольших, специально организованных группах отличающихся друг от друга и равноправных участников (3-12 человек), предполагает наличие хорошо подготовленного лидера — фасилитатора, секретаря, четко определенной проблемы, двух отдельных этапов (генерации идей и оценки), продолжительность которого составляет примерно 1-1,5 часа.
Методологические и теоретические основания
Методологическими и теоретическими основаниями мозгового штурма являются следующие универсальные положения:
1. Понимание творчества как процесса самоорганизации, как спонтанного возникновение порядка из кажущегося беспорядка..
Сознательное принятие неопределенности ведет к достижению творческой свободе и новым возможностям, а направленное упорядочивание беспорядка приводит к спонтанной генерации способов решения проблем. В этом смысле ключевой метафорой мозгового штурма является процесс порождения и усмирение творческого хаоса
2. Существует аналогия между творчеством и процессом эволюции в природе. В соответствии с этим подходом, творчество представляет собой дарвиновский процесс, «процесс слепых-вариаций и селективного сохранения» (Д. Кэмбелл, 1960). Именно богатство и разнообразие форм жизни являются основой изменений, развития и творческого появление новых форм.
Основополагающие принципы
Мозговой штурм основан на двух основополагающих принципах:
1. Количество порождает качество. 2. Отсроченная оценка идей и регулируется четырьмя основными правилами: 1. Запрещается всякая критика 2. Приветствуются самые необычные и фантастические идеи 3. Количество идей важнее качества 4. Идеи комбинируются и улучшаются.
Основные функции мозгового штурма
1. Мозговой штурм является мощным инструментом творческого решения проблем. Данный метод помогает порождать новые продуктивные идеи и создавать эффективные решения.
2. Мозговой штурм мотивирует и развивает командное взаимодействие, активизирует коллективную работу и дискуссии. Групповое взаимодействие создает широкий спектр альтернатив и разнообразие точек зрения.
Сила этого метода в создании синергетического эффекта, в порождении творческой и дивергентной энергии, в конструировании нового творческого пространства, в котором каждый усиливает и стимулирует другого, в котором новые идеи вырастают из других идей.
Суть метода
Сущностью метода мозгового штурма является дивергентное мышление, а именно:
порождение большого количества различных идей и, следовательно, генерация разнообразия. Кроме того большое количество идей служит сырьем и почвой, на которой выростают эффективные практические решения проблем. Более того именно генерация необычных, диких и глупых идей часто приводит к наиболее полезным и сильным решениям.
Сущностными критерием эффективности мозгового штурма является количество генерируемых идей. Вот почему основной целью этого является преодоление внутренних и социальных барьеров, разрушение когнитивных шаблонов, привычек, стереотипов и инерции мышления.
Следовательно основной целью лидера является создание творческой, дружеской атмосферы комфорта и доверия , особого творческое пространства, в котором участники свободно, спонтанно и с удовольствием выдвигают новые идеи.
Основные этапы
1. Ведущий формирует рабочие группы оптимального размера и состава (в идеале 4-8 человек).
2. Ведущий проводит разминку сессии, создавая творческую атмосферу и свободную от критики среду.
3. Ведущий четко определяет проблему и основные цели и записывает их на доске или флипборде, хорошо видимых всем участникам.
Он сообщает основные правила сессии и просит участников генерировать идеи (любой участник, в любое время может высказать идею или высказывать их по очереди, ли же может сказать «пасс», если у него нет новых идей).
4. Все участники высказывают свои идеи, и фасилитатор или секретарь записывает их. Все идеи должны быть приняты и зарегистрированы.
5. Ведущий поощряет в группе творчество и энтузиазм.
6. Для обеспечения ясности, участники могут останавливаться и детально разрабатывать идеи.
7. Фасилитатор организует выдвинутые идеи, приближает их к главной цели и призывает участников к работе на идеями других людей, с тем чтобы улучшить их. Идеи, которые являются идентичными могут быть объединены, все остальные должны быть классифицированы и сохранены.
8. Сама группа, или специальная группа критиков, оценивают идеи и выбирают одну, как решение проблемы.
9. Ведущий уточняет решение и завершает сессию.
Преимущества мозгового штурма
• Правила мозгового штурма легко понять, легко освоить и использовать.
• Это недорогой, простой метод, который требует небольших материальных ресурсов.
• Множество идей может быть создано в короткое время
• Стимулирует творческое мышление и мышление «вне рамок»
• Каждая из идей может породить другие идеи.
• Является демократическим, веселым и стимулирующим способом генерации идей
• Предоставляет возможность для широкого участия и вовлечения каждого участника. Создается дух сотрудничества.
• Каждый участник равноправен и каждая идея принимается
• Развивает творческие способности и творческое мышление членов группы.
• Универсальность метода и возможность комбинировать его с другими методами.
Недостатки мозгового штурма
• Требуется опытный и чувствительный фасилитаттор.
• Может стать хаотическим, неуправляемым и запутанным.
• Может занимать слишком много времени, если группа не управляется.
• При утрате управления, критика и негативные оценки могут превалировать.
• Более скромные участники могут испытывать трудности с выдвижением своих «сумасшедших» идей.
• Отсутствие надежных критериев, которые определяют качество решений.
Разновидности и основные техники мозгового штурма
Есть много вариантов классического мозгового штурма, построенных на его основных принципах. Они включают дополнительные методы, процедуры, игры, инструменты, оборудование и технологии, которые используются для организации и стимулирования участников. Лидер должен рассмотреть и сравнить различные методы мозгового штурма, выбрать лучший и применить его к конкретной ситуации.
Факторы, определяющие специфику ситуации:
1. Основные характеристики проблемы: сложность, уровень неопределенности и новизны, нечеткость определения, неоднородность, динамика.
2. Особенности группы: размер, неоднородность, уровень развития и квалификации, статус и возраст членов группы.
3. Ситуация мозгового штурма: характеристики помещения, наличие необходимого оборудования, специальных бланков, карточек, постов, ручек, листов бумаги на флип-чартах или программного обеспечения.
I. Структурные и процедурные различия
1. Обратный (негативный) мозговой штурм.
2. Комбинированный мозговой штурм.
2.1. Двойной мозговой штурм.
2.2. Обратный и классический (прямой) мозговой штурм.
2.3. Негативный — классический (прямой) — негативный мозговой штурм.
2.4. Челночный мозговой штурм.
3. Мозговой штурм «генерация вопросов».
4. Мозговой штурм с остановками «стоп-энд-гоу».
5. Метод Гордона (техника последовательного раскрытия).
6. Мозговой штурм Роулинсона.
7. Калейдоскопический мозговой штурм (KBS).
8. Метод «Дерзких идей».
9. Индивидуальный мозговой штурм.
10. Брейнрайтинг.
11. Индивидуальный брейнрайтинг.
II. Групповые методы мозгового штурма
1. Групповой брейнрайтинг.
2. Брейнрайтинг с общим фондом.
3. Метод галереи.
3.1. Мозговой штурм c постами.
3.2. Демонстрационный Мозговой штурм.
3.3. Брейнволкинг (мозговой штурм в движении).
4. 6-3-5 Брейнрайтинг.
5. Игровой мозговой штурм.
6. Мозговой штурм с ограничениями.
7. Круговой мозговой штурм и метод круглого стола.
7.1. Круговой мозговой штурм.
7.2. Метод круглого стола (письменная версия).
— Версия «Один лист бумаги».
— Версия «Стопки карточек».
— Версия малых групп.
8. Метод группового обмена.
8.1. Версия «Одна идея на одном листке».
8.2. Версия «Много идей на одном листе».
8.3. Метод «Книга идей».
9. Метод номинальных групп.
10. Массовый мозговой штурм.
— Метод Филлипса 66.
11. Ролевой мозговой штурм.
12. Метод вращающихся ролей.
13. Метод голубых листков.
14. Метод пин-карт.
15. Метод KJ (метод «кей джи»), «Диаграмма родового сходства».
16. Метод снежного кома.
III. Мозговой штурм комбинированный с другими известными методами
1. Командный Майнд мэппинг.
2. Кластерный мозговой штурм.
3. Метод «Карточки на доске».
4. Триггерный метод.
5. Воображаемый мозговой штурм.
6. Авиа клише.
7. Баттелле –билдмэппинг –брейнрайтинг.
8. Визуальный мозговой штурм.
9. Правополушарный штурм.
10. Брейндровинг.
11. Брейнскетчинг
Мозговой штурм с эскизами (Aртур Б. Ванганди, 1988).
Брейнскетчинг является методом генерации идей, основанном на брейнрайтинге и использующим зарисовку эскизов в качестве основного средства записи идей.
Вариант1.
Основные этапы:
1. Группа из 4-8 человек сидят вокруг стола или на стульях в кругу. Постановка задач согласовывается и обсуждается до полного понимания.
2. Каждый участник индивидуально зарисовывает один или несколько эскизов (каждый на отдельном листе бумаги) о том, как может быть решена проблема и, по мере завершения, передает каждый эскиз соседу справа. Ведущий сообщает, что на создание эскизов не следует тратить более 5 минут.
3. Участники принимают переданные им эскизы и дорабатывают или комментируют их, или же используют их в качестве стимулов для своих собственных новы эскизов, и передают доработанные оригиналы и любые новые эскизы соседям справа.
4. После завершения соответствующего периода времени или после того как иссякает энергия участников, все эскизы собираются вместе.
5. Желательно разместить все наброски на видном месте и обсудить их с целью разъяснения и комментирования.
6. Затем участники переходят к любой подходящей процедуре классификации, оценки и отбора.
Вариант 2.
Основные этапы:
1. Участники делают эскизы своих идеи в индивидуальном порядке по нескольких больших листах бумаги прикрепленных на стене.
2. После этого участники объясняют идеи своих эскизов, меняются местами и продолжают рисовать эскизы на других листах. Как правило проводится около пяти таких раундов зарисовки эскизов.
3. Наконец, все эскизы собираются вместе, интегрируются, обсуждаются и оцениваются.
12. Электронный мозговой штурм
Интернет мозговой штурм или Брейнлайнинг (Питер Ллойд).
13. Военная версия мозговой штурма
Военного версия мозгового штурма, как часть «Оценки процесса «, была разработана в армиях Великобритания и Австралия для оперативного планирования и впоследствии усовершенствована путем введения человеческого фактора. Эта техника основана на модели направленного творчества и фокусируется на тщательной оценке всех аспектов проблемы перед принятием решения. (Г. Клейн, М. Sebell и др.)
Основные этапы:
1. Определите проблему. Лучше всего это сделать с помощью метода 5WH, который рассматривает аспекты проблемы, которые проясняются в результате ответов на вопросы: что, почему, где, когда, кто и как?
2. Изучение фактов и индивидуальный анализ. Каковы факторы, влияющие на решение проблемы . Определите, что каждый из них значит для проблемы. Это можно сделать просто, задавая вопрос: «Ну и что?» после каждого фактора.
3. Представьте идеи. Когда у вас есть полное понимание всех фактов, и что они на самом деле значат — вы можете начать мозговой штурм с целью генерирования вариантов для решения проблемы.
4. Критика идей.
5. Интеграция и развитие идей. Выберите лучшее решение и создайте план для его достижения.
6. Сосредоточьтесь на реализации решения.
14. Направленный мозговой штурм
В этом методе пространство решения проблемы, которое включает в себя критерии и условия для оценки лучших идей, уже известно до начала сессии. Важно иметь в виду, что в некоторых случаях установленные критерии могут намеренно ограничивать процесс генерирования идей.
Основные этапы:
1. Каждый участник получает один лист бумаги и начинает мозговой штурм вопроса или проблемы.
2. Участники должны записать одну идею и остановиться, после чего все записи случайным образом распространяются в группе.
3. Участники оценивают полученную идею, пытаются ее улучшить на основе исходных критериев.
4. Процесс обмена продолжается в течение по крайней мере трех и более последовательных раундов.
Было признано, что эффективность направленного мозгового в некоторых случаях в три раза выше, чем традиционного.
15. Мозговой штурм с заданными переменными
Основные шаги:
1. Определить существенную переменную в результате, который вы стремитесь достичь.
2. Составить список всех возможностей для данной переменной. Определить различные вариации данной переменной.
3. Придумайте вопрос для каждой вариации переменной в виде: Как вы можно получить больше …?
4. Последовательно генерируйте и создавайте идеи, как ответы на заданные вопросы.
16. Высвечивание
Это простая и энергичная техника, которые может быть проведена после небольшой подготовки и способна полностью захватить внимание участников.
Начните с большого списка идей, которые получены в результате от мозгового штурма. Идеи проверяются, лучшие из которых вводятся в короткий список для запуска обсуждения.
Основные этапы:
1. Выявите идеи, которые кажутся интригующими и интересными, независимо от их жизнеспособности.
2. Создайте кластеры связанных идей, каждый кластер определяется как «Горячая точка».
3. Проанализируйте «горячих точки», подумайте, что означают они лично для вас, вызывают ли они какие либо ассоциации, могут ли они иметь необычные последствия или смыслы?
4. Окончательным решением является «горячая точка», или комбинация нескольких «горячих точек», которые наилучшим образом соответствуют вашим потребностям.
Кластеры создаются только из элементов, которые являются интересными и интригующими, так что кластеры выявляют «горячие точки» — группы взаимосвязанных идей, которые порождены воображением участников. Другие методы кластеризации, как правило, делают акцент на логической категоризации, а не силе «ассоциаций «.
17. Ценностный мозговой штурм
Основные шаги:
1. Попросите группу провести мозговой штурм и составить список первичных вопросов и озабоченностей, касающихся определения проблемы.
2. Попросите всех участников мозгового штурма, составить список некоторых скрытых ценностей которые лежат в основе этих первичного вопросов.
3. Участники должны проранжировать эти ценности и прояснить их значение.
4. Группа должна предлагать решения на основе этих ценностей и что может быть предпринять для приведение в действие полученных результатов.
18. Дидактический Мозговой штурм
Основные шаги:
1. Начните с вопроса, который является абстрактным представлением вашей проблемы. Например: Что такое красота?
2. Попросить участников в течение нескольких минут обсудить проблему, и генерировать различные варианты ответов.
3. После этого раскройте свое истинное определение проблемы.
Такой подход мог бы применен в группе с философски настроенными участниками.
19. Мозговой штурм «Лучшая идея»
После определения и уточнения темы, каждый участник записывает одну идею о карточке.
Затем партнеры обмениваются своими идеями друг с другом и вместе записывают «лучшую» идеи.
Эти партнерские идеи составляются в список, обсуждаются, отбраковываются и ранжируются полным составом группы.
20. Мозговой штурм Делюкс
«Добавляющий ценность» мозговой штурм (Грег Бахман, 2000) разделяет идеи на пять сегментов составного процесса. Он структурирует поток идей так, что каждый сегмент идей добавляет ценность для следующей.
Основные этапы:
1. Требования. Составьте список идей о причинах проблемы, которую вы собираетесь решать. Одной из особенностей этого этапа является то, что во время его определяются, «раскапываются» причины, которые ранее не были признаны в качестве движущих сил проблемы.
2. Цели. Перечислите цели – которые вы хотите достичь решив проблему.
Попытайтесь избавиться от управленческой тенденции к упрощению и выбору только одной цели. С пониманием существования многих возможных решений, начинает проявляется богатство мозгового штурма «Добавляющего ценность».
3. Ресурсы. Составьте список мест и организаций, в которые вы можете обратиться за помощью в решении проблемы.
После выполнения шага 3, дать вашей группе время, чтобы отдохнуть и оглянуться. Просмотрите список идей, начиная с шага 1, и до идей, предложенных в качестве целей. Процесс обзора дает группе возможность сделать еще несколько визуальных и когнитивных связей между причиной проблемы и ресурсами, необходимые для ее решения.
4. Процессы. Составьте список способов превращения предыдущих идей в методы, планы, продукты и услуги, которые будут соответствовать вашим целям.
Теперь, используя способности участников сосредоточивать внимание на деталях и постройте жизнеспособные процессы на основе самых маленьких идей. Именно эти, прежде незаметные связки и приносят добавленную ценность.
5. Связь. Составьте список возможных путей передачи ваших идей людям, которые могли бы оценить их.
Если решения участников будет приносить для организации дополнительную ценность, то они должны сообщить о них. Связи передают ценность решений (процессов) остальной части организации и всем заинтересованных сторонам.
Sources:
1. http://www.mycoted.com
2. http://creatingminds.org
Марков С.Л. Мозковий штурм і його різновиди як ефективні інструменти вирішення управлінських проблем/ С.Л.Марков// Актуальні проблеми психології. — Том 1: Організаційна психологія. Економічна психологія. Соціальна психологія: зб.наук.праць /за ред. С.Д. Максименка, Л.М. Карамушки. – К.: Вид-во «А.С.К.», 2010. – Ч.27. –С. 207-215.
Навигация по теме
БРЕЙНСТОРМИНГ — это… Что такое БРЕЙНСТОРМИНГ?
- БРЕЙНСТОРМИНГ
- БРЕЙНСТОРМИНГ
[англ. brainstorming brain — мозг + storm — буря, шторм] — психол. метод, используемый в социальной инженерии и игротехнике (деловых и инновационных играх). Б. направлен на стимулирование творческой активности, раскрепощение мыслительного заряда у участников обсуждения проблемы путем шокирующих «вводных», резко повышающих результативность научного поиска; мозговая атака. Термин введен американским психологом А. Осборном.
Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г.,
2006.
.
Синонимы:
- БРЕЙН-ТРАСТ
- БРЕЙТ-ВЫМПЕЛ
Смотреть что такое «БРЕЙНСТОРМИНГ» в других словарях:
брейнсторминг — см. атака мозговая. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. брейнсторминг … Большая психологическая энциклопедия
Брейнсторминг — См. Штурм мозговой Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
брейнсторминг — сущ., кол во синонимов: 3 • мозговая атака (3) • мозговой штурм (3) • мозголомка … Словарь синонимов
БРЕЙНСТОРМИНГ — (от англ. brain storming – мозговой штурм). Специальный метод организации совместной групповой творческой работы людей, рассчитанный на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач путем активизации, стимулирования… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
БРЕЙНСТОРМИНГ — мозговая атака или мозговой штурм ; коллективное обсуждение проблем при полной свободе выдвижения проектов решения, в том числе иррациональных … Большой экономический словарь
Брейнсторминг, или «мозговой штурм» — метод группового решения творческих задач, предложенный А. Осборном … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Брейнсторминг (мозговая атака) — метод стимуляции творческой активности и продуктивности … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
БРЕЙНСТОРМИНГ («мозговой штурм») — один из эффективных методов стимуляции творческого мышления, разработанной А. Осборном. Широко применяется для решения сложных проблем, особенно технических изобретений.В основу данного метода положен принцип разведения во времени двух фаз… … Философия науки: Словарь основных терминов
МЫШЛЕНИЕ — категория, обозначающая процессуаль ность функционирования сознания (познавательную деятельность) традиционный предмет философствования, присутствующий в его структуре с момента возникновения философии как таковой. Уже у одного из последних… … Новейший философский словарь
Bee Train — Тип кабусики … Википедия
Брейнсторминг — это… Что такое Брейнсторминг?
- Брейнсторминг
См. Штурм мозговой
Словарь бизнес-терминов.
Академик.ру.
2001.
Синонимы:
- Брейк-Форвард
- Брек-Форвард
Смотреть что такое «Брейнсторминг» в других словарях:
брейнсторминг — см. атака мозговая. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. брейнсторминг … Большая психологическая энциклопедия
БРЕЙНСТОРМИНГ — [англ. brainstorming Словарь иностранных слов русского языка
брейнсторминг — сущ., кол во синонимов: 3 • мозговая атака (3) • мозговой штурм (3) • мозголомка … Словарь синонимов
БРЕЙНСТОРМИНГ — (от англ. brain storming – мозговой штурм). Специальный метод организации совместной групповой творческой работы людей, рассчитанный на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач путем активизации, стимулирования… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
БРЕЙНСТОРМИНГ — мозговая атака или мозговой штурм ; коллективное обсуждение проблем при полной свободе выдвижения проектов решения, в том числе иррациональных … Большой экономический словарь
Брейнсторминг, или «мозговой штурм» — метод группового решения творческих задач, предложенный А. Осборном … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Брейнсторминг (мозговая атака) — метод стимуляции творческой активности и продуктивности … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
БРЕЙНСТОРМИНГ («мозговой штурм») — один из эффективных методов стимуляции творческого мышления, разработанной А. Осборном. Широко применяется для решения сложных проблем, особенно технических изобретений.В основу данного метода положен принцип разведения во времени двух фаз… … Философия науки: Словарь основных терминов
МЫШЛЕНИЕ — категория, обозначающая процессуаль ность функционирования сознания (познавательную деятельность) традиционный предмет философствования, присутствующий в его структуре с момента возникновения философии как таковой. Уже у одного из последних… … Новейший философский словарь
Bee Train — Тип кабусики … Википедия
Брейнсторминг | Понятия и категории
БРЕЙНСТОРМИНГ (мозговая атака) — метод стимуляции творческой активности и продуктивности. Разработан А.Ф. Осборном. Исходит из предположения, что критика или боязнь критики служат помехой творческому мышлению. Если человек считает, что его идея плоха или может быть критически оценена слушателями, он не захочет испытывать или высказывать её вслух. В этом случае многие потенциально хорошие идеи оказываются навсегда потерянными для окружающих. Чтобы устранить препятствия, вызываемые боязнью критики при высказывании идей, и был разработан метод мозговой атаки (брейнсторминг). Для эффективного использования данного метода необходимо соблюдать следующие правила: 1) в группу генераторов идей включают людей различных специальностей. Для получения наилучших результатов рекомендуется, чтобы члены группы не были лично заинтересованы в рассматриваемой задаче и не были слишком глубоко связаны друг с другом. Они должны иметь лишь общее представление о задаче и не обязаны быть специалистами по рассматриваемому вопросу; 2) свободно и без доказательств высказываются любые идеи, в том числе ошибочные, шутливые и фантастические. Чем более неожиданной кажется идея, тем лучше. Нужно, чтобы поток идей был бурным, и они следовали друг за другом, тогда вероятность натолкнуться на хорошую идею выше. Регламент высказывания — одна минута. Идеи протоколируются или фиксируются на магнитной ленте; 3) при высказывании идей исключается всякая критика. В ходе Б. между его участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения. Принято, чтобы мысль, высказанная одним участником штурма, подхватывалась и развивалась др.
Группа генераторов идей обычно состоит из 6 — 10 человек. Штурм проблемы продолжается не больше 20 — 40 мин. Перед группой «штурмовиков» ставится вопрос, на который можно и нужно дать много ответов. Вопрос формулируется просто, понятно, в форме, удобной для обсуждения. Собрав сведения от участников брейнсторминга, руководитель передаёт их на заключение специалистам.
Брейнсторминг можно рассматривать как чрезвычайно быстрый способ генерирования идей, которые могут послужить основой для серьёзного поиска решения. По мысли Т.В. Кудрявцева, брейнсторминг можно применять для решения проблем, которые вначале трудно сформулировать, а главное — определить пути их решения. В брейнсторминге привлекательной и полезной для педагога является мысль о том, что каждый человек может проявлять себя как более творческая личность, но неуверенность в себе, в своих силах, боязнь ошибиться препятствует этому и не даёт возможности человеку взяться за решение многих задач, которые объективно доступны для него. Подобная мысль является одним из главных принципов системы учебно-воспитательной системы работы В.Ф. Шаталова: «…снять чувство страха с души ребёнка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нём полноценного, способного к творчеству, серьёзного человека».
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, 39-40.