Целеполагание в процессе изучения истории: Целеполагание в обучении истории – Целеполагание на уроках истории | Сибирский учитель

Методическая разработка по истории: «Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»

«Целеполагание, как способ создания ситуации успеха на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО»

 Плохой учитель сообщает истину,                хороший -учит ее находить.

А. Дистервег

 «Хорошее начало – половина дела».  народная мудрость

                                                                                                                 

Одной из поставленных задач ФГОС является становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости. Среди образовательных задач одной из главных для меня представляется задача формирования у учащихся активного подхода к процессу обучения, т.е. умения самостоятельно получать новую информацию, перерабатывать полученные знания, ставить и решать проблемные задачи находить пути к их достижению.

Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Поэтому задача  учителя – дать каждому ребенку шанс проявить себя. Для реализации основной цели своего педагогического творчества учитель уделяет большое внимание создании ситуации успеха на уроке.      

Как достичь ситуации успеха на уроках я буду рассматривать через первый этап урока-целеполагание.  

 Под целью урока следует понимать предвосхищаемый результат — образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным, а главное, понятным детям. Только тогда работа ученика на уроке не будет бесцельной.

Задача учителя в создании ситуации успеха на уроке состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

  Цель мастер — класса: обрести в вашем лице союзников, заинтересованных в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Задачи:

  • напомнить коллегам понятие «педагогический успех», «целеполагание», «ситуация успеха»”;
  • показать методы и приемы  целеполагания на первом этапе урока  применяемые  на уроках истории провоцирующие создание ситуации успеха для учащихся .

Напомню коллегам о том, что в процессе обучения истории учитель формулирует три группы целей:

1. Обучающие цели связаны с формированием знаний об исторических фактах. Сформулировать обучающую цель урока — значит определить его главную идею и раскрывающие ее основные события, явления, которые должны быть усвоены учениками. Глаголы-подсказки для постановки цели: «выбрать», «назвать», «дать определение», «написать», «перечислить», «систематизировать».

2. Развивающие цели касаются формирования общих и предметных умений. Определяя развивающие цели урока, следует опираться на перечень обязательных учебных умений, определенных государственным стандартом: соотнести, сопоставить, классифицировать, сгруппировать, объяснить, сделать выводы, доказать, обосновать суждения, выдвинуть (проверить) гипотезу.

3. Воспитательные цели связаны с формированием ценностных отношений. Они формулируются в терминах: пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение…

Стоит ли скрывать от учеников эти цели? Конечно, нет. Если учитель откровенен, то ученики обязательно откликнутся и сами помогут в формировании целей, реализация которых изменяет их самих, увеличивает их знание, развивает умения, делает их лучше.

Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной? Для того чтобы цели учителя стали целями учеников, мы  используем педагогические приемы целеполагания: проблемная ситуация, ситуация «яркого пятна», конструктор цели, «подводящий диалог», работа с таблицей и др.

 Давайте сейчас вместе с вами применим на себе некоторые из них.

Прием «Подводящий диалог».

 Представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока.

Например, постановка проблемной задачи на уроке в 6-м классе, тема

тема «В рыцарском замке»:

Действия учителя

Действия ученика

Ребята, кого в современном обществе называют рыцарем?

 Честного, отважного, бесстрашного, галантного, воспитанного, вежливого и т.п. человека.

Приведите пример рыцарского поступка.

Защитил слабого, уступил место в автобусе, подал руку женщине и т.д.

А в средние века кого называли рыцарем?

Военного феодала на службе короля, получившего свой титул по наследству.

Есть в этом определении характеристики, которые вы перечисляли, говоря о современном значении слова «рыцарь»?

Нет.

А почему сейчас мы так понимаем это слово?

Наверное, средневековые рыцари тоже соответствовали  этим качествам.

Посмотрите отрывок фильма «История рыцаря». Поступок какого героя можно назвать рыцарским, а какого – нельзя? И почему?

Смотрят отрывок. Первый герой поступил по рыцарски, защищая честь любимой женщины, а второй герой поступил подло, заменив наконечник копья.

Итак, кто же из них был рыцарем по титулу?

А мог ли первый герой стать рыцарем? Кто думает иначе

 Второй герой.

Да, нет (разные версии ответов).

Ребята, какое противоречие в фактах мы видим в этом отрывке?

 Так какой же возникает вопрос?

Настоящий рыцарь ведет себя не по — рыцарски, и наоборот.

Формулируем учебную проблему: Кто такие рыцари в средние века? Кто мог стать рыцарем?

Прием «Работа над понятием». Учащимся предлагается название темы урока и задание: объяснить значение каждого слова или отыскать в толковом словаре.    Например: «Смутное время» — раздоры, восстания, мятеж. Далее от значения слова определяется цель урока уч-ся. (Например, Цель- Изучить события предшествующие Смутному времени, ход исторических событий и итоги. Можно попытаться попросить уч-ся поставить задачи: Раскрыть понятие Смуты, а так же выявить ряд причин способствующих наступлению Смутного времени на Руси. Рассмотреть основные события и итоги Смутного времени. Определись каковы были последствия Смутного времени)

Прием «Противоречие». Например

Тема: «Отечественная война 1812 года».

Сегодня мы будем говорить о войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название «Отечественная». Ни одна из предыдущих войн не имела такого названия.

Данный прием основан на противоречии между какими-либо фактами, которые кажутся несопоставимыми. Ученик начинает осознавать необходимость дополнительных сведений для снятия противоречия.  Что нам предстоит узнать, чтобы ответить на вопрос противоречия

  • С кем пришлось воевать России?
  • За какие отличия война 1812 г. получила название «Отечественная»

Прием «Ситуация яркого пятна». заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, просмотр видеофрагмента в начале урока и на основании увиденного формулирование цели урока. Данный прием хорошо использовать на уроках, посвященных ярким личностям или событиям. 

Очень нравится учащимся работать с анекдотами. Например, при изучении темы «НЭП» в 11 классе предлагаю учащимся объяснить смысл анекдота 20-х годов и причину его появления:

Нэпман у нэпмана спрашивает: «Как дела?» Тот отвечает: «Как у картошки. Если не съедят, то посадят.

или

Например, постановка проблемной задачи на уроке в 9-м классе, тема::«СССР в 30-е гг.»:

Действия учителя

Предполагаемы ответы детей

Что вы знаете об отношении людей к личности Сталина?

Характеризуют его по-разному

По официальной версии И.В. Сталин родился 21

декабря 1879 под знаком Сатаны.

Как думаете о чем пойдет речь? Отразилось ли это на его политики?

Прием «Тема-вопрос». Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Тем самым учащиеся приводят в активное состояние все свои возможности.

Пример: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта?»

План действий: 1. Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники.

 2. Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта. 3.Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались.

Прием «Работа с таблицей». Например, урок истории в шестом классе по теме «Столетие бедствий». По ходу изучения нового материала дается задание заполнить таблицу. Сначала учащиеся должны сформулировать критерии сравнения двух восстаний, а затем приступить к ее заполнению.

Вопросы для сравнения

Жакерия

Восстание У. Тайлера

Причины восстаний

Движущие силы

Основные события

Итоги

Главное формируемое действие — действие по выбору критериев сравнения, осознание цели и основания сравнения. Далее необходимо сделать вывод о сходствах и отличиях изучаемых событий. Если задание выполнено полностью, то учащиеся легко найдут сходства и отличия двух событий и сделают правильные выводы. Затем провести проверку, сравнить с правильным вариантом на доске, и каждый сможет ответить на вопрос, достиг ли он поставленной цели.

Прием «Домысливание». Предлагаю тему урока и слова «помощники». С помощью слов «помощников» сформулируйте цели урока:

Выясним… Узнаем… Научимся… Проверим…

Тема «Бунташный век»

Выясним… почему такое название

 Узнаем… какие бунты были

Научимся…сравнивать и сопоставлять бунты, находить общее  и отличное..

 Проверим…действительно ли его можно назвать бунташным веком

•        Использование оптических иллюзий для постановки цели урока. Например, при постановки цели урока «Архитектура Древней  Греции» учащимся можно показать  изображение храма Парфенона  и рассказать о том, что при строительстве данного храма архитекторы сделали акцент на колоннах храма. Равномерно уменьшив объем колонн у верхних и нижних оснований, строители добились зрительного ощущения четко выведенной вертикали. Использование подобного эффекта привело к тому, что строение кажется большим по размеру, чем на самом деле.

Поставим задачи:

  • узнать особенности  архитектуры, скульптуры и театра Древней Греции.
  • Виды памятников греции.

•        Постановка цели через расшифровку ребусов.

Изучая тему «Смута» 7 классе учащимся можно предложить решить ребус и, исходя из получившегося слова, определить цель урока. И тут же можно дополнить методом работы с термином.

•        Постановка цели через решение кроссвордов. С помощью современных интернет-программ легко можно составить кроссворд с использованием нужных именно вам слов. Определив ключевое слово, учащиеся формулируют цель урока.

•        приём постановки цели «Собери пазлы». При изучении темы «Отечественная война 1812 года» в 8 классе, учащимся предлагается собрать пазл, определить событие, которое изображено на репродукции, и поставить цель урока. В качестве картинки для пазлов можно использовать репродукцию картины  баталиста Василия Верещагина «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г). Это как вариант для работы в группах

  • Рассмотреть причины войны 1812 года.
  • Осветить ход сражений.
  •  Выявить последствия войны 1812 года.

•        Прием «Отсроченная тема» через постановку проблемного вопроса, стихотворение и т.д.

 При изучении темы «Смутное время» учащимся предлагаю прочитать отрывок стихотворения, определить, о чём идёт речь и сформулировать цель урока, поставить задачи

  Был Грозный на расправу скор, жесток –
           И сила беззаконья и закона…
           И смерть его раздоров всех исток  –
           Борьба бояр кровавая у трона…

           Она была подобна схватке свор…
           Кто одолел, те правили с грехами…
           Борьба властей – трагический раздор!..
           Был смутными закончен временами…

           Врагам на растерзанье сдали Русь:
           Безвластье и предательство в расцвете…
           Как я такого времени страшусь!
           Бесследно всё – кто за беду в ответе?

           Из прошлого не выкинуть строки.
           Отечество спасло простонародье…
           К своей судьбе вернулись мужики,
           Где ожидало старое невзгодье.

           …Взойдёт не скоро  светлая заря –
           И жизнь не зря по-черному бранили:
           Нашли народу нового царя
           И на века холопство сохранили..

    Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания — это коллективное действие, каждый ученик —участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения — урока. Дети учатся высказывать свое мнение, учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является современным и помогает создать на уроке ситуацию успеха

Список литературы

1. Аствацатуров Г. О. Технология целеполагания урока. Волгоград : Учитель, 2010.

2. Лебедева Е. А. О целях и целеполагании. URL:http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-1981

3. Целеполагание на уроке. URL: http://sch3mol.by/uchitelyam/v-pomoshch-uchitelyu/celepolaganie-na-uroke

4. Целеполагание на уроке. Дидактические и учебные цели. URL: http://www.slideshare.net/siberian_squirrel/ss-16748018

5. Целеполагание урока. URL: http://uchebnikfree.com/osnovyipedagogiki/tselepolaganie-uroka-4175.

Приёмы эффективного целеполагания на уроках истории и обществознания

цель, целеполагание, мотивация.

В статье обоснована необходимость целеполагания на современном уроке, приведены примеры использования различных способов постановки цели на уроках гуманитарного цикла.

Народная мудрость гласит: «Хорошее начало – половина дела».  На  современном уроке трудно переоценить важность этапа целеполагания.  Исходя из новых требований  к уроку, предусматриваются качественные изменения этого этапа. Для чего педагогу необходима постановка цели урока?

  • Цель является мативатором деятельности.
  • Цель определяет направление движения.
  • Цель формулирует ключевые результаты деятельности.
  • Цель позволяет определить необходимое содержание, технологии и методы обучения и воспитания.
  • Цель является индикатором результативности деятельности педагога и учащихся.

Главным принципом постановки цели  – удивляй. На своих уроках я использую следующие приемы нестандартного входа в урок:


  • Использование оптических иллюзий для постановки цели урока урока. Например, при постановки цели урока «Архитектура Древней  Греции» учащимся можно показать  изображение храма Парфенона  и рассказать о том, что при строительстве данного храма архитекторы сделали акцент на колоннах храма. Равномерно уменьшив объем колонн у верхних и нижних оснований, строители добились зрительного ощущения четко выведенной вертикали. Использование подобного эффекта привело к тому, что строение кажется большим по размеру, чем на самом деле.
  • Постановка цели через расшифровку ребусов.

Изучая тему «Налоги» в курсе обществознания в 8 классе учащимся можно предложить решить ребус и, исходя из получившегося слова, определить цель урока.

  • Постановка цели через решение кроссвордов. С помощью современных интернет-программ легко можно составить кроссворд с использованием нужных именно вам слов. Определив ключевое слово, учащиеся формулируют цель урока.
  • приём постановки цели «Собери пазлы». При изучении темы «Отечественная война 1812 года» в 8 классе, учащимся предлагается собрать пазл, определить событие, которое изображено на репродукции, и поставить цель урока. В качестве картинки для пазлов можно использовать репродукцию картины  баталиста Василия Верещагина «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г).
  • Прием «Отсроченная тема» через постановку проблемного вопроса, стихотворение и т.д.  При изучении темы «Смутное время» учащимся предлагаю прочитать отрывок стихотворения, определить, о чём идёт речь и сформулировать цель урока.

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой, как пред битвой

Благословленная молитвой

Под звон грядущих перемен.

При изучении темы «Пирамиды Египта» перед учащимися можно поставить вопрос «Зачем нужны священные сооружения?» и, исходя из этого, определить цель урока.


  • Приём «Яркое пятно» подразумевает просмотр видеофрагмента в начале урока и на основании увиденного формулирование цели урока.

        Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. [1]

      Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным. Приёмы целеполагания формирует мотив, потребность действия.

 

Библиографический список

Приемы целеполагания на уроке в рамках ФГОС. https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2016/03/20/priemy-tselepolaganiya-na-uroke-v-ramkah-fgos

Проблема постановки целей обучения на уроках истории.

Проблема постановки целей обучения в соответствии с требованиями ФГОС.

Важно определять цели и задачи к разделу, теме и к каждому уроку. Эти цели необходимо задавать с учетом ожидаемого уровня формирования умений школьников. «Цель следует определить как ожидаемый результат обучения, складывающийся из описания действий, которые должен продемонстрировать ученик, чтобы подтвердить свою компетентность в изучаемом вопросе» (Саплина Е.В.).

Если цель задана верно, то и остальные этапы урока выстроятся взаимосвязано и логически последовательно. Если цель «размыта» — распадается вся структура урока. Очень важно учесть, что цели обучения – это критерии для отбора содержания учебной работы. Цель должна содержать описание действий ученика, которые мы можем проконтролировать и оценить.

Также правильно сформулированная цель приведет нас к пониманию того, какая на уроке должна быть мотивация и актуализация знаний, какие интерактивные методики мы можем применить.

Главное, что должен понимать каждый педагог: цель всегда нацелена на конечный результат!


Памятка для формулирования целей обучения.

  1. Выберите глагол, который лучше всего передает желаемое поведение обучаемого. Исполнение описывается словом, которое означает определенное действие. Глаголы «знать» и «уметь» описывают не действие, а состояние ученика, который знает и понимает. Глаголы, которые определяют желаемые действия ученика: перечислять, указывать, выбирать, выделять, демонстрировать, соотносить, написать и т.д.

  2. Определите условия, при которых должно выполняться желаемое поведение. В условиях указать:

  1. Источники исторической информации, к которым может обратиться учащийся для выполнения учебной задачи (учебник, портал «История РФ», ЦОР, ЭОР).

  2. Способ, методику выполнения задания.

  1. Сделайте черновой набросок формулировки цели, используя выбранный вами глагол и условия.

  2. Напишите критерии, которые должны удовлетворять желаемое исполнение. Эта часть описания цели обучения поможет ребенку самостоятельно оценить уровень выполнения задания.

  3. Отредактируйте получившуюся формулировку, стараясь сделать ее ясной и лаконичной. Обратите внимание на соответствие исполнения и условий.

Если вы правильно сформулировали цель, тогда вы сразу поймете, какая у нас на уроке может быть мотивация и актуализация знаний, какие интерактивные методики вы можете использовать.

Для постановки обучающих целей используем глаголы с определенным результатом: выбрать, назвать, дать определение, проиллюстрировать, систематизировать, перечислить.

Для постановки воспитывающих целей: вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение…



Для постановки развивающих целей: учить сравнивать, выделять главное, строить аналоги, развивать мелкую моторику рук и т.д.

Примеры постановки целей обучения уроков истории.

1. Урок «Правление князя Владимира. Крещение Руси».

Цели: подтвердить примерами, что князь Владимир был выдающимся государственным деятелем; раскрыть причины выбора князя Владимира в пользу христианства и значение крещения Руси; дать определение термину «двоеверие»; выразить свое отношение к личности и князя Владимира.

2. Урок «Батыево нашествие на Русь».

Цели: назвать причины нашествия Батыя на Русь; составить хронологическую таблицу основных событий, связанных с монгольским нашествием на Русь; перечислить последствия Батыева нашествия для русских земель; определять причинно-следственные связи исторических событий; вызвать интерес учащихся к данной теме.

3. Урок «Отечественная война 1812 года»

Цели: на основе имеющихся знаний назвать причины Отечественной войны 1812 г.; сравнить планы и силы сторон накануне войны; составить хронологическую таблицу основных событий войны; проиллюстрировать на конкретных примерах проявления чувства патриотизма, героизма русских людей в борьбе с Наполеоном; развить навыки работы с документами, с картой.

4. Урок «Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.»

Цели: указывать на влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество; называть причины колебаний Александра I во внутренней политике; классифицировать действия Александра I, разделив прогрессивные и реакционные; строить аналоги; выразить свое отношение к деятельности Александра I во внутренней политике 1815-1825 гг.

  1. Урок «Древнейшие люди».

Цели: указывать на причины расселения древнейших людей в Восточной Африке; соотносить облик древнейшего человека с обликом современного; назвать древнейшие орудия труда и основные занятия наших предков; вызвать интерес учащихся к изучению истории Древнего мира; развивать мелкую моторику рук.


Презентация «Приемы целеполагания на уроках истории и ОЗН».


   ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ  ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Презентацию подготовила учитель истории и обществознания МБОУ «Голубинская СОШ» Белецкая О.Г.

ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Презентацию подготовила

учитель истории и обществознания МБОУ «Голубинская СОШ»

Белецкая О.Г.


Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,  для него ни один ветер не будет попутным Сенека

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным Сенека


. Мотивационный этап - это понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем.

.

Мотивационный этап — это понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем.


ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ «ОРАТОР» За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо «АВТОР» … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?


ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ

«ОРАТОР»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо

«АВТОР»

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?


ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ  «ФАНТАЗЁР» На доске записана тема урока. - Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.  «КУМИР» На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ

«ФАНТАЗЁР»

На доске записана тема урока.

— Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

«КУМИР»

На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?


ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ «Профи» Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ

«Профи»

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?


ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ  -  ЭТО ПРОЦЕСС ВЫЯВЛЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СУБЪЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ  —  ЭТО ПРОЦЕСС ВЫЯВЛЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СУБЪЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА)


ЦЕЛИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ: ДИАГНОСТИРУЕМЫЕ КОНКРЕТНЫЕ ПОНЯТНЫЕ ОСОЗНАННЫЕ ОПИСЫВАЮЩИЕ ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛЬНЫЕ ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ (ПОБУЖДАТЬ К ДЕЙСТВИЮ) ТОЧНЫЕ

ЦЕЛИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ:

  • ДИАГНОСТИРУЕМЫЕ
  • КОНКРЕТНЫЕ
  • ПОНЯТНЫЕ
  • ОСОЗНАННЫЕ
  • ОПИСЫВАЮЩИЕ ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
  • РЕАЛЬНЫЕ
  • ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ (ПОБУЖДАТЬ К ДЕЙСТВИЮ)
  • ТОЧНЫЕ


ПРИЁМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ НА: Аудиальные: Подводящий диалог Собери слово Исключение Проблема предыдущего урока Визуальные: Тема-вопрос Ситуация яркого пятна Исключение Домысливание Проблемная ситуация Группировка

ПРИЁМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ НА:

Аудиальные:

  • Подводящий диалог
  • Собери слово
  • Исключение
  • Проблема предыдущего урока

Визуальные:

  • Тема-вопрос
  • Ситуация яркого пятна
  • Исключение
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация
  • Группировка


ПРИЁМ « ЯРКОЕ ПЯТНО» Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете или слове

ПРИЁМ « ЯРКОЕ ПЯТНО»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете или слове


ПРИЁМ « СОБЕРИ СЛОВО»  Прием основывается на умение детей выделять в ходе диалога основную мысль и синтезировать в единое слово

ПРИЁМ « СОБЕРИ СЛОВО»

Прием основывается на умение детей выделять в ходе диалога основную мысль и синтезировать в единое слово


ПРИЁМ «ТЕМА-ВОПРОС»   Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, тем лучше. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность

ПРИЁМ «ТЕМА-ВОПРОС»

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, тем лучше. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность


ПРИЁМ «ДОМЫСЛИВАНИЕ» Предлагается тема урока и слова

ПРИЁМ «ДОМЫСЛИВАНИЕ»

Предлагается тема урока и слова «помощники»:

-повторим,

-изучим,

— узнаем,

-проверим

С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока. 


ПРИЁМ «КРОССВОРД С КЛЮЧЕВЫМ СЛОВОМ» 2 с 1 и 3 С 5 е 6 М м р 8ф к 4 п м и о Е о б ь р Л а 7 з н о т я а О к ё ж и р н С н у е т я л Т е о к ц и и н Ь т о т п е а у у ц р т и и а я я

ПРИЁМ «КРОССВОРД С КЛЮЧЕВЫМ СЛОВОМ»

2

с

1

и

3

С

5

е

6

М

м

р

к

4

п

м

и

о

Е

о

б

ь

р

Л

а

7

з

н

о

т

я

а

О

к

ё

ж

и

р

н

С

н

у

е

т

я

л

Т

е

о

к

ц

и

и

н

Ь

т

о

т

п

е

а

у

у

ц

р

т

и

и

а

я

я


ПРИЁМ «ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ»   На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности .Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

ПРИЁМ «ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ»

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности .Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.


ПРИЁМ  «ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ» Создаётся ситуация противоречия. Последовательность применения данного приема такова: самостоятельное решение; коллективная проверка результатов. Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения Постановка цели урока

ПРИЁМ «ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ»

Создаётся ситуация противоречия.

Последовательность применения данного приема такова: самостоятельное решение; коллективная проверка результатов. Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения Постановка цели урока


 Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои. Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать  глаголы, указывающие на действие с определенным результатом :  выяснить, обобщить, закрепить,  доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод,  разобраться,  систематизировать...

Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать  глаголы, указывающие на действие с определенным результатом :

  • выяснить,
  • обобщить,
  • закрепить,
  • доказать,
  • сравнить,
  • проанализировать,
  • сделать вывод,
  • разобраться,
  • систематизировать…


ВЫВОД: Целеполагание у детей не может возникнуть просто так. Для того, чтобы ученик сам поставил перед собой какую-то учебную цель, на уроке должна возникнуть ситуация, которая подтолкнула бы его к определению целей на уроке.

ВЫВОД:

Целеполагание у детей не может возникнуть просто так.

Для того, чтобы ученик сам поставил перед собой какую-то учебную цель, на уроке должна возникнуть ситуация, которая подтолкнула бы его к определению целей на уроке.


ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ УЧЕНИКОВ - ПУТЬ К УСПЕШНОМУ УРОКУ

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ УЧЕНИКОВ — ПУТЬ К УСПЕШНОМУ УРОКУ


7КЛАСС  ТЕМА: « СМУТНОЕ ВРЕМЯ» Тема-вопрос В Москве на Красной площади был установлен памятник, на барельефе которого надпись «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия,1818» Вопрос: «За что Россия благодарит их?»

7КЛАСС ТЕМА: « СМУТНОЕ ВРЕМЯ»

Тема-вопрос

В Москве на Красной площади был установлен памятник, на барельефе которого надпись «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия,1818»

Вопрос:

«За что Россия благодарит их?»


8КЛАСС  ТЕМА: «ВОССТАНИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЁВА» Проблемная ситуация  Оценить восстание с позиций двух нравственных критериев добра и зла

8КЛАСС ТЕМА: «ВОССТАНИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЁВА»

Проблемная ситуация

Оценить восстание с позиций двух нравственных критериев добра и зла


6КЛАСС  ТЕМА: « СТРАХ И СМЕЛОСТЬ» (ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ) «Домысливание»  Предлагается тема урока и слова

6КЛАСС ТЕМА: « СТРАХ И СМЕЛОСТЬ» (ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)

«Домысливание»

Предлагается тема урока и слова «помощники»:

-изучим

— узнаем

-выяснить

-сравнить

-разобраться

-проанализируем


«Узелок на память» Помните:  цели не рождаются по звонку на урок!

«Узелок на память»

Помните: 

цели не рождаются по звонку на урок!

Целеполагание как средство формирования учебной мотивации (на примере урока истории в 3-м классе)

Введение

Ведущим элементом процесса обучения является
целеполагание. Помимо общей и главной цели –
передачи детям совокупности знаний, умений и
навыков, развития умственных сил учащихся –
педагог постоянно ставит перед собой частные
задачи по обеспечению глубокого усвоения
школьниками конкретной суммы знаний, умений и
навыков.

Одной из задач, которые должны решаться в
начальной школе, является создание условий для
формирования положительной учебной мотивации и
дальнейшего ее развития у младших школьников.

Удовлетворение потребностей младших
школьников влияет на их стремление учиться, что в
свою очередь сказывается на успешности в учебной
деятельности. Учебная мотивация – необходимое
условие дальнейшего успешного обучения.

Психолого-педагогическое значение
целеполагания заключается в том, что оно
организует и мобилизует творческие силы учителя,
помогает отбирать и выбирать наиболее
эффективные содержания, методы и формы работы.

Цель, как известно, ключевой фактор
педагогической деятельности, она идеально
предвосхищает и направляет движение общего
труда учителя и его учеников к их общему же
результату. Сущность управленческого процесса и
заключается в том, чтобы координировать действия
по линии совпадения цель – результат, сводя к
минимуму неизбежные рассогласования в силу
высокой динамичности и непредсказуемости
поведения участников педагогической системы.

В учебном процессе цель “работает” наиболее
интенсивно, когда ее хорошо представляет себе не
только педагог, но и дети. Разъяснение целей
обучения детям является мощным стимулом их
познавательной деятельности.

Практика показывает, что, как правило, цели
учебной деятельности (особенно в начальной
школе) определяются и формулируются самим
педагогом. Но, не зная целей, ребенок ощущает себя
пассивным объектом, вынужденным работать по
логике, выбранной учителем, и непонятной самому
ребенку. Поэтому многие ученики приходят в
раздражение, быстро утомляются, у них снижается
работоспособность, ухудшаются самочувствие и
настроение. И совсем другое чувство возникает у
школьников, когда они представляют себе цель
того, в чем им предстоит участвовать.

Без умелой организации целеполагающей
деятельности учащихся на уроке, ученик не
ощущает себя субъектом, это угнетает его
психическую деятельность, и, таким образом,
негативно сказывается на здоровье.

В связи с этим, перед учителем начальных
классов встает ряд актуальных на сегодняшний
день вопросов:

  • как создать условия для целеполагающей
    деятельности учащихся?
  • какие эффективные приемы и средства нужно
    использовать?
  • как поставить ребенка в позицию целеполагания
    на разных этапах обучения, на разных учебных
    предметах, на различных этапах уроков?

Ниже приведен конспект урока по курсу Д.Д.
Данилова, С.В. Тырина “Окружающий мир. Мое
Отечество” (“Школа 2100”, 3 класс), в котором я
попыталась показать способы решения
поставленной проблемы целеполагания как
средства формирования учебной мотивации младших
школьников на конкретном уроке. Урок построен с
учетом методических рекомендаций,
представленных в пособии “Окружающий мир. 3
класс: поурочные планы по учебнику “Мое
Отечество””. – авт.-сост. Т.С. Гулуева. Волгоград:
Учитель, 2008.


Тема урока: “Россия в огне”



Цель: Сформировать у учащихся образ
трагического времени, в ходе которого жившие в
России люди не смогли найти мирного способа
решения всех проблем и конфликтов (крестьян и
помещиков, рабочих и капиталистов,
государственной власти и общества, стремящегося
к свободе)



Основная мысль: В 1917 году в России произошла
революция. В ходе долгой и ожесточенной борьбы в
стране изменились власть и порядки. Большинство
людей захотело построить новую справедливую
жизнь, но многие не приняли изменений и были
вынуждены покинуть Родину



Основные термины: Революция, гражданская
война, Советская власть, большевики, СССР,
времена Советской России и СССР.


Ход урока


I. Организационный момент



Учитель: Сегодня, ребята, нам предстоит очень
серьезная работа на уроке – мы должны
познакомиться с таким важным историческим
событием в истории России, которое полностью
изменило жизнь не только в нашей стране, но и
повлияло на ход мировой истории. Нам, как
настоящим историкам, надо во многом разобраться
и многое понять, поэтому давайте представим, что
наш урок – это заседание ученого совета. Итак,
господа историки, начнем нашу работу.


II. Актуализация знаний, постановка проблемы

– В учебнике на ленте времени указаны
различные даты российской истории. С какими
событиями они связаны?

  • 882 г. – объединение племен восточных славян
  • 988 г. – принятие христианства на Руси
  • 1147 г. – первое летописное упоминание о Москве
  • 1242 г. – Ледовое побоище на Чудском озере
  • 1380 г. – Куликовская битва
  • 1480 г. – свержение ордынского ига
  • 1547 г – венчание Ивана IV на царство
  • 1612 г. – взятие Московского Кремля Вторым
    ополчением
  • 1755 г. – образование Московского университета
  • 1812 г. – Бородинская битва

– По реке времени мы добрались до ХХ века,
нового отрезка в истории России. Здесь река
времени вновь делает крутой поворот. О чем это
говорит? (Произошли какие-то крупные события,
изменившие жизнь нашей страны)

– Прочитайте, какие же события повлияли на ход
истории страны (Революция 1917 года, Гражданская
война) Говорят ли вам о чем-нибудь эти слова? (Предположения
детей.)

– Прочитайте тему урока. Как вы думаете, что
означает фраза “Россия в огне”? Когда так
говорят? (Страшные, трагические события)

– Наша задача – узнать, что же это были за
события и почему они оказались трагичными для
страны и ее народа.

– Каждое историческое событие мы изучаем по
определенному плану. Какому? Что мы должны
рассмотреть? (По мере поступления ответов
детей, они фиксируются на доске)

– Что привело к историческим изменениям? (До
1917 года)

– Что произошло? (1917 г.)

– К чему это привело? (После 1917 г.)

– Это и будет планом нашего урока. (Затем, в
ходе урока, учитель поэтапно, по мере выполнения,
передвигает стрелку-курсор от одного пункта
плана к другому)


III. Основная часть урока – открытие новых
знаний

– Для того чтобы ответить на первый вопрос,
давайте вспомним, какой же была Россия,
вступившая в ХХ век.

– Как называлась страна? (Российская империя)

– Кто правил страной? (Царь – император)

– О каком императоре мы говорили на последнем
уроке истории? (Александр II – освободитель)

– Что вы знаете о его правлении? (Страна
одержала победу над французами, в 1861 г. было
отменено крепостное право)

– Совершенно верно. Но правление Александра II
было не вечным, что произошло потом, нам
расскажет…



(Рассказ заранее подготовленного ученика – см. Приложение 1)

– Фотографию Николая II с семьей вы можете
увидеть на с. 3.

– Давайте вспомним, какой была жизнь народа в
то время в России. На какие классы делилось все
население? Как они жили? Можно ли назвать такую
жизнь справедливой, хорошей для всех?

– Прочитаем об этом на с. 2–3.

– Обратите внимание на последнюю фразу: “И во
многом жизнь стала меняться”. Казалось бы, все
могло устроиться более мирным способом, но
русскому народу предстояло еще много трудных
испытаний. Знаете, каких?

 

(Выступление подготовленных учащихся – см. Приложения 2,3)

– Таким образом, мы подошли ко второму вопросу
нашего плана – что произошло в стране в 1917 году.
Прочитаем об этом в учебнике, с. 7-8.

– Так что же такое революция?

Для справки: словом “революция” обозначаются
грозные тяжелейшие события в жизни любой страны,
когда недовольный правителем, его министрами и
генералами народ пытается с помощью силы
свергнуть ненавистную ему власть. Революция
приносит страшные бедствия в любой стране.
Заводы и фабрики прекращают свою работу,
крестьяне, сельские жители, покидают поля,
обращая свой гнев против богатых помещиков.
Возникает угроза разрухи и голода. Армия,
состоящая из крестьян и рабочих, перестает
подчиняться приказам командиров. Поэтому
государство оказывается беззащитным перед
угрозой бунта своих граждан.

– Царскую власть свергли, выбрали Временное
правительство, но изменилась ли жизнь народа? (Нет)

– Чтение текста учебника (с. 8-9) Кто же теперь
встал у власти? Почему новую власть назвали
советской?

– Попробуем дать оценку произошедшим событиям.
Как вы думаете, была ли революция действительно
справедливой для всех? Какие у вас возникли
мнения?

– Видите, какое разное отношение вызвало у вас
это событие. Так же поделились мнения и среди
русского народа. Прочитаем об этом абзац на с. 9.
Так мы перешли к 3-й части нашего плана. К чему же
привели революционные изменения в стране?

– Ответ на этот вопрос я предлагаю найти вам
самостоятельно, внимательно прочитав оставшийся
текст в учебнике. Чтобы наша работа была более
продуктивной, вы будете работать в группах (по 4
чел)
, а каждой группе я даю задание – найти в
тексте ответ на конкретный вопрос:

  1. Что такое Гражданская война?
  2. Как назывались враждующие стороны в
    Гражданской войне? Что означают эти названия?
  3. Почему гражданскую войну называют страшной
    бедой для России?
  4. Рассмотрите карту в учебнике на с. 10 и ответьте
    на вопросы,: какой город Советской России стал
    столицей красных? В каких городах России
    находились столицы белых правительств?
  5. Кто победил в Гражданской войне? Что стало с
    оставшимися членами белой армии?
  6. Что произошло после победы красных в
    гражданской войне в 1922 году?



Выслушиваются итоги работы групп.

IV. Первичное закрепление новых знаний

– Итак, ребята, в 1922 году в истории нашей страны
наступили новые времена, о которых мы будем
говорить на последующих уроках. Я же хочу вернуть
вас в начало сегодняшнего урока, к нашему плану.
Как вы считаете, мы его выполнили? Он вам помог
разобраться в таком важном историческом событии,
как революция 1917 года и ее последствия? Чем помог?

– Я надеюсь, вы не остались равнодушными,
знакомясь со страшными и трагическими событиями
того времени. А чтобы проверить, насколько хорошо
вы следили за ходом урока, я предлагаю в парах
выполнить задание № 60, где нужно определить
последовательность некоторых событий начала ХХ
века.

– Проверим, как вы расставили события.



(Дети называют, учитель расставляет номера
событий на ленте времени на доске.)

– Молодцы! Все это говорит о том, что вы были
внимательны на уроке.


V. Итог урока

– Заседание нашего ученого совета подошло к
концу. С какими важными в истории России
событиями мы познакомились?

– Можете ли вы теперь объяснить смысл ключевых
слов сегодняшнего урока:

Революция, Гражданская война, советская
власть, большевики, СССР?

– Кому на уроке было интересно? Есть такие
ребята, кто захотел побольше узнать о событиях, с
которыми мы познакомились на уроке? Я надеюсь, вы
потом поделитесь с нами своими новыми знаниями,
подготовив дополнительные сообщения к
следующему уроку.

Постановка целей на уроках истории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26»

Сообщение на ШМО учителей общественных дисциплин.

Тема: Постановка учениками целей урока на занятиях истории и обществознания.

Подготовила:

учитель истории и обществознания

Янченко Людмила Сергеевна

Мытищи, 2018

Современный урок по ФГОС требует развития у учащихся навыков постановки цели. Постановки цели я посещаю несколько уроков обществознания. Мы учимся ставить глобальные цели, цели на ближайших несколько лет, на год, на четверть и наконец-то на урок. Анализ практической деятельности учителей показывает, что, как правило, цели учебной деятельности определяются и формулируются самим педагогом. Ученик в итоге не несет ответственности за то, что происходит вокруг. Он воспринимает информацию, не понимая, зачем ему она, и получается “ в одно ухо влетело, а в другое вылетело”. Поэтому они и задают вопросы, а зачем нам нужен ваш Юрий Долгорукий? А ведь, правда, зачем? Вот и возникает вопрос, ответ на который и будет целью урока. Глобальная цель-это стать образованным человеком с широким кругозором. Глупо не знать, что Юрий Долгорукий со своим братом, отдыхая у боярина Кучки, решил в 1147 году основать новый город. Но к такой цели подойдет любая историческая тема, да и вообще все знания, полученные в школе. Какие более конкретные цели? Вот сейчас из-за напряженных отношений с Украиной остро стоит вопрос о Киевской Руси, о её преемственности с Московским государством. В теме про Юрия Долгорукого мы поймем, как происходил переход от одного государства к другому. Юрий всегда мечтал о киевском престоле, именно к нему он тянул свои руки из лесов и болот Северо-Восточной Руси, из-за этого он и погиб, отравленный киевскими боярами. Но уже его сын Андрей Боголюбский в Киев не стремился, предпочитая украшать и обогащать именно свои земли. Ему не интересен был разграбленный половцами и другими князья и город со своенравными боярами.

Не зная целей, ребенок чувствует себя потерянным, потому, что учителя знают, что будет происходить на уроке, а он – нет. И совсем другое чувство возникает у школьников, когда они представляют себе цель того, в чем им предстоит участвовать.

Чтобы научить учащихся постановки целей и задачи, я даю понятие этих слов. Цель – (филос.), есть представление, которое человек стремится осуществить. В понятие цели входит определенное представление, стремление к его осуществлению и представление о тех средствах, коими цель может быть осуществлена. Понятие цель есть продукт деятельности сознания и воли. То есть сначала у человека появляется желание (мечта), представление о чем-либо. Затем человек выбирает, необходимо ли ему из мечты сделать цель. То есть уже не просто мечтать о чем-либо, а составить план по достижению мечты и, как правило, на бумаге. Очень важно понять, что ученик хочет, о чем он мечтает. На уроках обществознания, мы создаем карту желаний. Ученикам дается шаблон с различными сфера и жизни человека: здоровье, семья, работа, учёба, путешествия, дружба, любовь. Они его заполняют, таким образом, они познают самих себя, понимают, о чем мечтают. Далее из мечты мы формируем цель. Цель-это то, что тебе нужно и ради чего ты готов действовать.

Цели прописываем долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные — понятно-это закончить хорошо или отлично школу, поступить в престижный вуз, найти высокооплачиваемую работу. Но более ценные — это краткосрочные цели. Например, исправить оценку по истории, научиться скоро чтению, помириться с подругой, толерантно относиться к непохожим на нас людей. Умение постановки целей очень важно на уроке. Ведь ученик не только должен ставить цель урока, потому что это требует учитель, потому что это написано во ФГОС, а более, потому чтобы понимать для чего он это делает. Цель постановки цели. Ведь ставя цель, учащихся уже предвидится результат, стремиться к нему. И цель постановки цели — это осмысленная деятельность. Именно то, о чем мы говорим на обществознании в первом параграфе. Именно умение ставить цели, выбирать способы достижения целей и предвидеть результат деятельности — это главное отличие деятельности человека от деятельности животного.

Ученики должны уяснить, что цель – это желаемый результат урока, заданный конкретно и определенный во времени в соответствии с необходимостью и возможностью его получения.

Цель может ставиться как на один урок, так и на их серию, в зависимости от того, сколько времени отводится на изучение поставленной проблемы.

Технический, но тем не менее важный этап в постановки целей, это запоминания фраз — клеше. Для четкого выражения целей лучше использовать глагольные формы которые «показывают» завершенность действия обучающегося.

Сформировать.
Научить.
Ознакомить.
Объяснить.
Развить.
Убедить.
Оказать влияние.

Раскрыть.

Научить.
Ознакомить.
Объяснить.
Развить.
Убедить.
Оказать влияние. Раскрыть

Существуют различные педагогические приемы, позволяющие организовать целеполагание:

1.Объяснение учащимся целей учебного занятия одновременно с сообщением темы.

2. Сообщение цели в виде проблемного задания

3. Указание целей учебного занятия на доске “Что сегодня на уроке?”.

4.“Ассоциативный ряд”.

5. Постановка целей по структурно-логической схеме изучения явлений, процессов и др.

6. Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия.

7. “Составление карты мыследеятельности”.

8. “Постановка привлекательной цели” и т.д

Результативность работы по постановки целей видна не сразу. Это кропотливый многолетний труд, который, между прочем, тоже имеет цели: улучшить качество получаемых знаний, воспитание активной, мыслящей личности. Эффективность возможна только при систематической работе, мастерства учителя, использующего многообразные приёмы (стараешься, но не всегда получается), осознания школьником значимости постановки целей, и его контроля над полученными результатами.

Переход к новому типу преподавания, где ученик уже не объект, а субъект учебного процесса долгий и трудный. Учитель должен перестроиться сам, изменить отношение к процессу обучения учащихся и, в том числе, их родителей. Навыки постановки целей важны не только на уроках, но и в дальнейшей жизни. Зная, что нужно, умея подбирать необходимые средства для достижения целей, человек сможет добиться необходимых результатов. А успех отдельной личности — это успех целой страны.

Примеры организации целеполагания на уроках истории по ФГОС

Рабочий лист №1 по теме «Способ педагогического целеполагания по новым ФГОС»

Ф.И.О._______________________________________учитель ___________________СОШ№_________

Предмет:_____________________________ Класс_______________Тема урока__________________________________________________

Рабочий лист №2 по теме «Способ педагогического целеполагания по новым ФГОС»

Шаг 1. Выделяем по теме (разделу) осваиваемые теоретические знания:

Шаг 2. Проектируем предметные результаты

Проектируем вопросы побуждающего и подводящего к решению проблемы диалога

Шаг 3. Проектируем метапредметный (познавательный) результат

Перечень (определяем тот теоретический материал, который ученики будут осваивать на уроке)

Дать определение понятию, описать закономерность, закон, правило, алгоритм

Конкретные действия учеников с осваиваемыми знаниями (начиная с уровня «Понимание» в таксономии Б.Блума)

Конкретные вопросы учителя

(+возможные ответы учащихся)

Данный столбец можно оформить отдельной таблицей

Познавательные действия учеников с осваиваемыми теоретическими знаниями и формируемыми предметными умениями (см. статью А.Г. Асмолова)

Понятия:

Восточные славяне

языческие верования восточных славян

бортничество

Индоеропейские народы, которые являлись предками восточных славян;

Поклонение Богам и силам природы; многобожие

Уникальное занятие по сбору дикого меда

Синквейн (алгоритм решения, применение знаний в конкретной ситауции)

Вопросы на понимание и …..

Закономерности:

Переход от родовой общины к соседской

Территориальная

По мере развития орудий труда и их усовершенствования увеличилось количество натурального продукта, что привело к распаду родовой общины и появлению соседской;

Разнообразие климатических условий формирует разнообразие занятий

Сравнительная таблица (формируются навыки сравнения структуры соподчинения родовой и соседской (территориальной) общины

Формирование навыков работы с картой (находят разнообразие климатиечских зон, подтверждение полученной информации в тексте учебника)

Законы:

Законы общественного развития

Переход от количественных изменений в качественные

Схема (использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет закон общественного развития)

Правила:

Правила работы с картой

умения читать знаки, масштаб, применять умения в приобретении новых знаний

Алгоритмы:

пошаговый

Происхождение и рассление

Занятия славян

Быт и нравы

Верования

Управления

Планирование, принятие решений,

Обобщенные способы решения учебно-познавательных (учебно-практических) задач:

Диагностика вопрос – ответ

Рефлексия и самооценка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *