Что такое конкурентоспособность человека: Attention Required! | Cloudflare – Конкурентоспособность — Википедия
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
понятие, факторы, критерии – SPRINTinvest.RU
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Без своевременного планирования дальнейшего развития бизнеса добиться успеха на современном рынке просто невозможно.
Требуется постоянно аккумулировать информацию относительно собственных активов, изучать состояние целевых рынков, положение конкурентов и собственного предприятия.
Понятие конкурентоспособности предприятия
Определение конкурентоспособности – рыночное, многофакторное и междисциплинарное. Его источником служит понятие конкуренции наряду с преимуществами предприятия в том или ином направлении.
Конкуренцией называют соперничество предприятий в экономическом плане, когда товаропроизводители стремятся захватить определенную долю в рынке.
Способность побеждать в этом противоборстве и занимать желаемую нишу принято именовать конкурентоспособностью.
В рыночном механизме по регулированию спроса и предложения именно конкуренция становится одним из главных элементов. Это своеобразная форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов в процессе осуществления ими тех или иных действий на рынке.
У конкуренции есть исходные средства, это:
- торговая марка предприятия и ее престижность,
- сервис,
- соотношение между ценой и качеством,
- прочие показатели.
Сущность конкурентоспособности предприятия кроется в его способности производить товары и услуги, которые востребованы в настоящее время.
Определяется конкурентоспособность преимуществами предприятия по сравнению с другими фирмами в конкретной сфере.
Чтобы управление конкурентоспособностью предприятия на деле было эффективным, требуется поставить и реализовать в этом направлении цели социального, коммуникационного и экономического характера.
Внешние факторы конкурентоспособности
Внешние факторы – это те, которые зависят от самого предприятия в наименьшей степени.
Обеспечение конкурентоспособности предприятия предполагает наличие следующих внешних факторов:
- Деятельность институтов, государственных и негосударственных.
- Основные характеристики рынка, включающие его емкость и тип, возможности по его охвату у конкурентов.
- Осуществление правовой защиты для потребителей.
- Надзор и контроль со стороны государства за обязательной сертификацией продуктов и систем, соблюдением требований законов и стандартов.
- Действующие системы стандартизации и сертификации, созданные представителями государства.
- Участие в разработке и финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности, в международном разделении труда.
- Финансово-кредитная и налоговая политика, связанные с амортизацией. Обязательно надо учитывать межгосударственные, государственные дотации и субсидии.
- Трудовые ресурсы, их количество и уровень квалификации.
- Развитие производственной инфраструктуры в стране в целом.
- Качество предоставляемых услуг и эффективность работы капитала на рынке.
- Уровень экономического развития страны в целом.
- Политика государства в отношении экспорта и импорта.
Внутренние факторы конкурентоспособности
Внутренние факторы – это такие, которые определяются самим руководством.
Обеспечение конкурентоспособности предприятия предполагает использование следующих внутренних показателей:
- стоимости предприятия и его привлекательности для будущих инвестиций;
- своевременного проведения реструктуризации, разделения, поглощения, слияния;
- эффективной стратегии борьбы с конкурентами;
- наличия стратегических преимуществ;
- мотивации персонала для того, чтобы повышалось качество продукции;
- репутации предприятия;
- масштабов использования современных технологий;
- размеров клиентской базы;
- регулярности привлечения дополнительных инвестиций;
- ориентации на экономику, связанную с использованием знаний;
- применения Интернета в процессе продаж;
- степени защиты персональной информации;
- развитости сети дилеров и сбыта;
- масштабов аутсорсинга;
- уровня стратегического развития;
- особенностей функционирования системы менеджмента;
- оборудования;
- нормативно-методической базы;
- информационного обеспечения;
- качества менеджмента;
- квалификации персонала;
- процессов учета, регулирования производства;
- технологических особенностей;
- структуры производства и управления.
Виды конкурентоспособности предприятий
Конкурентоспособность предприятий – это возможность достигать определенных целей при сопротивлении со стороны других участников рынка.
От нее зависит, удовлетворяет ли организация потребности клиентов и способна ли она выпускать продукцию, которая долгое время остается интересной и привлекательной.
Сама конкуренция может относиться к факторам, которые никем и никак не контролируются. А вот к понятию конкурентоспособности предприятий другое отношение.
В зависимости от состояния рынка выделяют следующие разновидности конкуренции:
- Регулируемая, далекая от совершенства.
- Совершенная или свободная.
Хозяйственная обособленность и частная собственность – главные факторы для совершенной или свободной конкуренции.
Предполагается, что на рынке в большом количестве работают разнообразные фирмы. Они сами решают, в каком количестве и какие товары приобретать.
Конкурентоспособность предприятия определяется и характеризуется в случае свободного рынка следующими особенностями:
- отдельная фирма не может похвастаться значительным объемом производства. потому нет серьезного влияния на цену товара, подвергаемого реализации;
- каждый производитель реализует товары, которые можно назвать однородными;
- покупатели хорошо знакомы с особенностями формирования цен, их текущим уровнем. повышение цены ведет к тому, что покупатели уходят;
- продавцы не зависят друг от друга, самостоятельно совершают каждое свое действие;
- никто и никак не ограничивает доступ на рынок.
Благодаря таким особенностям буквально каждый гражданин может стать участником рынка и применять имеющиеся ресурсы в тех направлениях, которые ему интересны.
При работе с покупателями недопустима дискриминация. Только в этом случае связь между производителями и потребителями будет свободной.
Что касается несовершенной конкуренции, то она присутствовала на рынке всегда.
Способы соперничества и стратегии конкурентоспособности предприятия позволяют выделить ценовые и неценовые разновидности конкуренции.
Первый вариант предполагает, что искусственно занижается стоимость тех или иных продуктов. В сфере услуг данная схема применяется чаще всего.
Наконец, можно выделить следующие типы конкурентоспособности предприятий на примере маркетинговой сферы:
- функциональная;
- видовая;
- предметная.
Критерии конкурентоспособности предприятия
Каждому участника рынка надо разработать свой механизм управления конкурентоспособностью предприятия. Именно так он сможет остаться на рынке в той сфере, которая интересует больше всего.
На стадии проектирования товара занимаются моделированием существующих показателей в будущем. Специалисты в области маркетинга должны в данном случае определиться с показателями по:
- стоимости;
- сервису;
- послепродажному обслуживанию;
- итоговому качеству.
Без этого исследование конкурентоспособности предприятия невозможно.
Соотношение между качеством и ценой, а также обслуживанием – вот на чем основана конкурентоспособность любого товара на современном рынке.
Есть и другие факторы, способные повлиять на успех, либо неудачу в том или ином направлении. Но именно на этапах проектирования и производства закладывается основная конкурентоспособность. Потому данный процесс ограниченно, но все же поддается контролю.
Чтобы достичь результатов, следующие задачи решаются в сфере управления конкурентоспособностью на примере стандартных производств:
- Создание дополнительных стимулов для проведения маркетинговых компаний.
- Повышение оперативности и экономичности послепродажного обслуживания.
- Снижение производственных издержек.
- Повышение общего качества.
Это составные компоненты, которые могут быть рассмотрены в качестве самостоятельных объектов для управления. Это так же теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия.
Конкурентоспособность товаров и услуг
Товар – это сложный объект со многими аспектами, который относится к современным экономическим системам. Главная его характеристика – это потребительские свойства. Так называется способность товара удовлетворить потребности, ожидания клиентов.
Товары являются продуктами труда, которые произведены для продажи. Они показывают, насколько важным становится влияние маркетинговой деятельности на конкурентоспособность предприятия.
Более общим термином можно назвать слово «продукт». А «товары» — понятие, которое отличается большей универсальностью.
Товары можно назвать продуктами, которые ощущаются физически. Продукты – это любые объекты, которые можно предлагать на рынке для продажи, использования и потребления.
Главная цель – удовлетворение потребностей покупателей. Некоторые специалисты считают, что можно выделить несколько уровней конкурентоспособности предприятий по отношению к товару:
- По замыслу. Надо с самого начала понять, какая проблема решается у потребителей благодаря товару.
- В реальном исполнении. Имеется в виду конкретный предмет, обладающий определенным уровнем качества, набором свойств и специфическим оформлением, марочным названием вместе с упаковкой.
- С подкреплением. Это значит, что товары сопровождаются дополнительными услугами.
Услуга – это деятельность, либо блага, которые одна сторона предлагает второй. И одна из составляющих конкурентоспособности предприятий.
Услуги для рынка обладают следующими характеристиками:
- Несохраняемость. Невозможно сохранить то же самое состояние до следующей продажи.
- Неотделяемость от производителей. Присутствие создателя становится обязательным требованием.
- Непостоянство качества. От этого зависит и влияние маркетинговой деятельности на конкурентоспособность предприятия.
- Неосязаемость.
При этом для каждой из разновидностей товаров понятие рассматривается отдельно, как уровни конкурентоспособности предприятий.
Конкурентная борьба при производстве товаров ведется за несколько показателей:
- Инвестиции.
- Трудовые и финансовые, технологические ресурсы.
- Рынки.
- Потребители.
Особенности и оценка конкурентоспособности товаров
Для получения результатов на разных уровнях конкурентоспособности предприятий требуется щепетильная проработка сразу несколько факторов.
Часть из них перечислена ниже:
- Рынок. Отдельного внимания заслуживает его емкость, географическое положение вместе со специализацией.
- Конкуренты. Важно понять, какие у них рекламные материалы, методы и формы сбытовой деятельности, особенности и виды упаковки, особенности товаров и самих торговых марок.
- Потребности покупателей. Возможные потребители анализируются по неудовлетворенным потребностям в том или ином сегменте, формированию предпочтений, мотивам для покупки той или иной вещи, направлениям и способам использования товаров.
- Оценка товара. Рынок и потребители изучаются для того, чтобы понять, какой именно из товаров требует примерно тех же действий. Это также позволяет сформировать требования, которые будут предъявляться в дальнейшем.
- Систематизация данных по конкурентоспособности.
- Подходы к организации количественной оценки конкурентоспособности.
- Влияние маркетинговой деятельности на конкурентоспособность предприятия.
Параметры конкретной продукции сравниваются друг с другом и существующими нормами, после чего проводится тщательный анализ.
Главное – выбирать параметры, которые есть и у самого потребителя, когда он совершает тот или иной выбор.
Дополнительная информация о критериях конкурентоспособности
Основной критерий конкурентоспособности любого товара на рынке – возможность удовлетворить конкретные потребности, исходящие от покупателей.
Измерение степени удовлетворенности не всегда возможно. Психофизиологическое восприятие тех или иных товаров может быть разным. Потребители зачастую могут более благожелательно относиться к товарам с серьезной рекламной кампанией, но с низкими характеристиками.
Именно это привело к необходимости применения так называемых косвенных параметров. Они бывают (1) экономическими и (2) потребительскими.
Продукцию точно можно назвать конкурентоспособной, если хотя бы одна, либо несколько характеристик лучше, чем у существующих на рынке аналогов. И если сами потребители считают эти параметры важными для себя.
Покупатели заинтересованы не в том, чтобы что-то было лучше других абсолютно по всем характеристикам. Предложение должно сочетать в себе качества, которые считаются наиболее востребованными в том или ином направлении.
Часто клиенты готовы пожертвовать одними качествами ради улучшения других. Потому и говорят о такой особенности, как влияние маркетинговой деятельности на конкурентоспособность предприятия.
Для определения конкурентоспособности надо сравнить:
- Стоимость данного товара с аналогами.
- Потребительские характеристики.
- Формируемый рыночный спрос.
- Условия предложения на рынке.
Влияние качества и цены продукции на конкурентоспособность предприятия
Термин «качество» введен в обиход международной организацией по стандартизации (ИСО). Качеством следует называть совокупность характеристик объекта, благодаря которым тот способен удовлетворять те или иные потребности.
Качеством можно считать степень достижения установленных технических уровней при производстве каждой единицы товарной продукции.
Данные параметры могут определяться с помощью обычных органов чувств либо лабораторными исследованиями, во время которых применяют аппараты и реактивы, приборы, другие технические средства.
Наряду с качеством продукции важным критерием и показателем конкурентоспособности предприятия является ее цена.
Стоимость продукции возникает из-за того, что компания тратит определенные средства на производство и на процесс реализации.
Существуют различные группы цен для разных категорий покупателей.
[A]. Закупочная стоимость.
Нужна для определения конкурентоспособности товаров с производственным назначением. Способствует созданию определенных предпочтений у самих производителей.
[B]. Реализационная.
Влияет на то, какими могут быть уровни конкурентоспособности предприятий по товарам, предназначенным для непосредственного использования.
Это могут быть моющие средства или еда, готовая к употреблению. От того, насколько реализационная цена доступна для всех, зависят конкретные предпочтения покупателей в той или иной категории.
Это важно для товаров, не требующих дополнительных затрат.
[C]. Стоимость потребления.
Состоит из цены реализации и эксплуатационных расходов, а также:
- Утилизации.
- Страхования.
- Уплаты налогов и сборов.
- Ремонта.
- Энергетического снабжения.
- Ухода за товарами.
- Хранения.
- Технической помощи в обслуживании.
- Наладки.
- Монтажа.
- Транспортировки.
Цена может по-разному влиять на конкурентоспособность товаров. Если говорить о потребителях с низким и средним уровнем доходов, их интерес все чаще зависит от снижения цен.
Для обеспеченных категорий граждан, наоборот, высокая стоимость делает товар более привлекательным.
Покупатели сами перед приобретением оценивают свойства объектов. И смотрят на то, соответствуют ли данные характеристики конкретным предпочтениям.
Главное – оптимальное соотношение между затратами на приобретение единицы товара и получаемыми свойствами.
На единицу затрат должен приходиться максимальный потребительский эффект. Производители могут использовать различные подходы для того, чтобы добиться значимых результатов в этом направлении.
Важно поддерживать ресурсную базу в состоянии, которое актуально для современного рынка. Именно эффективность использования этих ресурсов определяет конкурентоспособность предприятий.
Обучающее видео о конкурентоспособности предприятия:
Обеспечение личной конкурентоспособности человека и специалиста
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Конкурентоспособность специалиста и человека представляет собой временную характеристику, обеспечение конкурентоспособности требует постоянной поддержки и ответственного поведения от человека.
Конкурентоспособность специалиста рассматривают как дополнительную компетентоность и руководствуются рекомендациями ЮНЕСКО, сводя характеристики конкурентоспособности к всестороннему учету интересов индивида и поддержки его в процессе развития.
Конкурентоспособность специалиста описывается как:
· наличие личных профессиональных, социально-психологических, нравственно-этических качеств, наличие личной конкурентной стратегии
· успешность в профессиональной деятельности и личной жизни
· наличие характеристик, необходимых специалисту для эффективной реализации профессиональных функций и получения высоких результатов деятельности, позволяющие войти в социальный слой профессионалов
· способность человека самоопределяться в окружающей действительности и наличие ресурсов.
Конкурентоспособность как наличие личных профессиональных, социально-психологических, нравственно-этических качеств.
Осуществляется описание и систематизация личных качеств, исходят из определений конкуренции и конкурентоспособности организации или товара
Конкурентоспособность — способность товара или учлуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами при сохранении среднерыночной цены.
Требования:
1. совокупность квалификационной подготовки – знание и применение современных методов исследований и разработок, методов формирования коллектива, организации и мотивации труда, а также укрепление здоровья и повышение уровня культуры и др.
2. способность разработать личную конкурентоспособную стратегию
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
3. психологические: эмпатия – способность к сопереживанию, аутенгичность (открытость по отношению к др. людям), стреммоустойчивость, развитость восприятия, развитость интуиции
4. мыслительные: аналогичность, быстрота реакции, наблюдательность, критичность и целостность мышления
5. поведенческие: коммуникабельность, способность идти на риск, ответственность, способность руководить и подчиняться.
Конкурентоспособность специалиста, человека как товара, описывается характеристиками, как победитель, престиж, карьера, репутация, статус, имидж. Данные характеристики подменяют.
Успешность в профессиональной деятельности и личной жизни
В психологии исследования способностей, обеспечивающих успех выделяется функционально-генетический подход.
Конкурентоспособность человека определяется:
1. внешним обликос человека, свидетельствующем о психологическом здоровье (глаза – зеркало души)
2. генетической способностью (предрасположенность) человека осваивать профессии и совершенствовать проф. мастерство
3. врожденный характер, обуславливающий поведение в различных ситуациях человеческого общения
4. наличие генетического здоровья и работоспособность
5. семья
3. Наличие характеристик, необходимых специалисту для эффективной реализации профессиональных функций и получения высоких результатов деятельности, позволяющие войти в социальный слой профессионалов:
1. четкость целей и ценностных ориентаций
2. трудолюбие
3. творческое отношение к делу
4. способность к риску
5. независимость
6. способность быть ведущим специалистом
7. стремление к непрерывному саморазвитию и профессиональному росту
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
8. стрессоустойчивость
9. стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда.
Способность человека самоопределяться в окружающей действительности и наличие ресурсов
Самоопределение в окружающей действительности, виды:
1. профессиональное (понимание себя как профессионала – способность найти работу, выполнение работы проф. методами и получение достойного дохода)
2. личностное (профессионализация личности и профессионильное поведение)
3. семейное (наличие семьи, ответственное поведение, обеспечивающее выживание и будущее свое, своей семьи и детей)
Эти виды самоопределения находятся в постоянном взаимодействии и развитии и включают в себя нормы самооценки, «планки» для себя, точки отсчета на основе системы идеалов, ценностей: что от меня ждут сегодня, завтра…
Первая болезнь самоопределения – нежелание оценки самого себя. Оценку любим подменять знаком зодиака (стрелец, овен, весы..)
Вторая болезнь самоопределения – не хотим и не понимаем для чего нужно контролировать себя (безответственность своего поведения)
Третья болезнь самоопределения – желание (предрасположенность) устроиться в жизни за счет кого-либо (нужно твердое плечо и крепкий тыл, кто-то с толстым кошельком…Только самому бы ничего не делать)
Ресурсы, влияющие на самоопределение: возраст, психологическое здоровье, внешность, способности, уровень интеллекта, запас энергии, а также – нравственноые аспекты (система ценностей, верований, личных ограничений)
Конкурентоспособность молодого специалиста оценивается по показателям:
· трудоустройства/неустроенности на работу
· работы по профессии
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
· степени адаптированности к условиям труда в организации
· соответствии требованиям
1994 г.:
· способность работать в группе
· командный дух и вкус риска
· чувство ответственности и личная дисциплина
· чувство инициативы, любознательности, творчества
· дух профессионализма, стремление к совершенству
· чувство соревновательности
· чувство служения общему делу
Конкурентоспособность специалиста– способность выбрать правильную модель и образ жизни, способность к целеполаганию и длительному удерживанию целей, способность действовать уверенно и успешно в ситуациях противостоять опасным воздействиям (со стороны участников внешней и внутренней среды организации).
Поведение руководителя как ведущего специалиста – лидера коллектива
Описание поведения и вытекающих из них требований концентрируются в следующих трех различных концепциях лидерства:
1. теория личных качеств (теория черт – великих людей), факторно-аналитическая концепция
2. поведенческий подход
3. ситуационный подход
Теория личных качеств
Согласно данной теории с личными чертами лидеров награждаются отдельные люди при своем рождении – т.е. ЛИДЕРАМИ РОЖДАЮТСЯ, лидерство передается от родителей на уровне генетики, оно или есть, или его нет.
Неудачник – неспособный серьезно делить хоть что-то, ни разу в жизни не добился успеха, ни разу не смог прлично выполнить работу и ни разу не заработал приличных денег, не знает вкус успеха и силу эмоций от успеха и победы.
Неудачники потенциальные жертвы мошенников и криминала всех сортов. Всевозможные «мачо» и аниматоры южных национальностей хорошо различают, знают и умеют использовать таких людей «на полную катушку».
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Способности, определяющие основу для успешности в жизни и в профессии, это не только способность приобретения знаний и умений, а это способность к принятию и усвоению знаний, способность превратить усвоенные знания в силу:
· врожденные способности (функционально-генетические, передаваемые от родителей) определяются генетической наследственностью:
· генетическое здоровье (отсутствие генетических заболеваний)
· физические данные (обеспечивающие возможность физического освоения профессии и профессионального труда)
· психологические качества: инстинкты и влечения, ощущения и чувства, внимание, память, воля, мышление, темперамент, эмоциональность, стрессоустойчивость, общительность, коммуникабельность и др.
· нравственно-духовные: характер, совесть и внутренняя энергия, отношение к труду и дисциплине, стремление к истине и настоящим ценностям, отношение к родителям, детям и др. людям, др. качества
· способность к обучению, к труду вообще и освоению профессии, доводить начатую работу до завершения, организованность, одаренность, талант, гениальность)
· приобретаемые конкурентные преимущества
Развитие личных врожденных способностей – воспитание в семье, влияние сверстников, школа, СМИ и т.п.
Личные качества, приобретаемые в ходе профессиональной подготовки и обеспечивающие конкурентоспособность, успешную деятельность:
· фундаментальные и деловые качества, определяемые получаемыми специальными знаниями и умениями,
· понимание профессии,
· способность самостоятельно выполнять работу профессиональми безопасными методами,
· понимание моделей карьеры и решительность на действия по реализации карьеры,
· профессиональные принципы устремленности,
· осмысленная и целенаправленная мотивация,
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
· понимание ожидаемого профессионального поведения,
· осознание необходимости дисциплины и организованности,
· понимание необходимости твердых этических принципов и ответственности за последствия и нарушения
Угрозы пригодности человека к успешной профессиональной деятельности и выживания в современном мире:
- глобальные вызовы обеспечиваются противостоянием мировоззрения, вызовы от строителей «нового мирового порядка» в установлении своего порядка управления людьми смещают современные средства ведения войны и воздействия на человека в сторону психологических средств порабощения.
Средства: изменение социально-политических условий, изменение отношения к нравственности, изменение и уничтожение духовности человека
- профессиональная деградация
— не работает по специальности более 2 года
3. склонность к вредным привычкам и последствия
Профессиональная личность формируется в процессе генетически врожденных способностей и воспитания, личного выбора и постоянного взаимодействия с большим количеством разных людей.
- генетическое здоровье (безопасность)
Врожденные способности стать ведущим в профессии и успешным в жизни, конкурентоспособность человека определяется генетической наследственностью. Нарушение генетического здоровья является самым тяжким состоянием человека и приводит к безвозвратной потере личных качеств, обеспечивающих выживаемость (конкурентоспособность)
Что такое конкурентоспособность человека, каковы пути её повышения?
Помогите с обществознанием,
№1 Какие виды демократии существуют? Чем они различаются?
№2 Что отличает государство от других политических рганизаций?
а) исключительное право издавать законы;
б) определение перспектив развития общества;
в) разработка политических программ;
г) выдвижение политических лидеров;
№3 Какие условия определяют гражданство детей?
№4 Можно ли сказать, что при решении вопроса о гражданстве детей российское законодательство стремится максимально учесть интересы ребенка? Аргументируйте точку зрения.
№5 Гражданка РФ вышла замуж за гражданина Испании, в России у них родились дети. Через несколько лет супруги развелись, отец уехал на свою родину. Мать с детьми остались в России. Гражданами какого государства считаются дети?
№6 Каковы основные принципы деятельности правоохранительных органов?
№7 Какие виды прав и свобод человека вам известны?
№8 Что отличают конституцию от других нормативно-правовых актов?
№9 Что является объектом гражданско-правовых отношений?
№10 Какие виды субъектов гражданско-правовых отношений вы знаете? Что характеризует каждого из них?
№11 Каков юридический смысл семьи?
№12 Что относится к политическим правам гражданина?
а) право на неприкосновенность частной жизни
б) право обращаться в органы власти;
в) право на защиту материнства и детства;
г) право на свободу творчества;
№13 Что относится к экономическим правам гражданина?
а)право на свободный выбор профессии;
б)право обращаться в органы власти;
в) право на социальное обеспечение по возрасту;
г) право на благополучную окружающую среду;
№14 Что из нижеперечисленного является преступлением?
а) причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности;
б) потребление наркотических средств без назначения врача;
В) проведение агитации за кандидата в период ее запрещения;
г) уклонение от возмещения имущественного ущерба;
№15 Предположите, почему период службы по призыву в армии засчитывается в страховой стаж.
№16. Объясните, почему уход за инвалидом 1 группы, ребенком инвалидом, лицом старше 80 лет засчитывается в страховой стаж.
Заранее вам ооооочень благодарна!
Конкурентоспособность. Как стать конкурентоспособным?
22.03.2016 3 261 3 Время на чтение: 10 мин.
Давайте поговорим о том, что такое конкурентоспособность и как стать конкурентоспособным в любом виде бизнеса. На мой взгляд, конкурентоспособность — это одна из ключевых составляющих успеха в бизнесе, что можно очень легко и логично объяснить. Сейчас, начиная свое дело, практически нереально найти абсолютно свободную рыночную нишу — как правило, уже все они заняты, в том числе и довольно крупными, мощными компаниями.
Содержание:
- Что такое конкурентоспособность?
- Как стать конкурентоспособным?
Как молодому начинающему предпринимателю пробиться на рынок в таких условиях? Как стать конкурентоспособным? Давайте порассуждаем.
Что такое конкурентоспособность?
В первую очередь, нужно хорошо понимать, что такое конкурентоспособность.
Конкурентоспособность — это способность определенной бизнес-структуры, товара или услуги превзойти аналогичные предложения на рынке в условиях имеющей рыночной конъюнктуры.
Если сильно упростить, то можно сказать другими словами так: если бизнес, товар, услуга пользуются спросом, имеют достаточное для своего прибыльного существования количество клиентов, в то время как на рынке имеются аналогичные предложения, то их можно считать конкурентоспособными. Если нет — то, соответственно, нет.
В глобальном плане понятие конкурентоспособность применяют даже к целым отраслям народного хозяйства, регионам, странам. Но нас в данном случае будет интересовать именно конкурентоспособность отдельно взятого бизнеса. Как превзойти конкурентов — об этом далее.
Как стать конкурентоспособным?
Опытные бизнесмены, обладающие солидными финансовыми ресурсами, имеют возможность повышать свою конкурентоспособность путем демпинга, то есть, снижения на какой-то период цен на товары или услуги до уровня их себестоимости или еще ниже с целью «переманивания» себе нужного количество клиентов. Затем цена постепенно повышается обратно, какое-то количество новых клиентов уходит, но какое-то остается, и этого достаточно, чтобы бизнес функционировал и приносил прибыль.
Но начинающему предпринимателю такой вариант просто «не потянуть». Поэтому он должен думать о том, как стать конкурентоспособным другими, «нефинансовыми» способами. И, на мой взгляд, лучший вариант в этом плане — это максимально качественный и удобный для клиента сервис. Такого уровня, чтобы практически каждый клиент, воспользовавшись однажды случайно вашими услугами или купив какие-то товары, остался настолько доволен, что стал бы приверженцем вашего бизнеса.
Из таких приверженцев постепенно сформируется тот «костяк», который будет позволять вашему бизнесу быть конкурентоспособным, кроме того, они будут советовать вас своим знакомым, и клиентская база, таким образом, будет постоянно нарастать, а вместе с ней — и прибыль.
Думаю, все заметили, что в последние годы за повышение качества сервиса стали бороться все, даже крупнейшие корпорации: банки, гипермаркеты, сети магазинов, мобильные операторы и т.д. Только у кого-то это получается лучше, а у кого-то — не совсем. Но общая тенденция четко прослеживается, и думаю, это не спроста. В развитых странах уровень сервиса вообще является главным критерием выбора для большинства клиентов, к нам эта тенденция сейчас только приходит, возможно — не совсем правильно и не совсем удачно.
Но можно точно сказать, что будущее в любом бизнесе именно за качественным сервисом, и уже сейчас это один из основных критериев, который позволит вам существенно повысить конкурентоспособность.
Как превзойти конкурентов за счет лучшего сервиса? Все банально просто: нужно, чтобы клиент почувствовал вашу заботу о нем, ваше желание и стремление помочь ему в его ситуации, а не «срубить бабла» с него. И это желание действительно должно быть искренним.
По этому принципу можно привести некоторые примеры того, как стать конкурентоспособным в бизнесе, повысив уровень сервиса и проявляя заботу о клиенте.
- Реальная помощь, а не втюхивание. Думаю, всем известна ситуация, когда обратившемуся с какой-то проблемой клиенту пытаются «втюхать» все, что только можно, причем, самое дорогое и часто — вообще ненужное. Будьте выше тех, кто так делает, и вы сможете существенно повысить конкурентоспособность. Предложите клиенту не самый дорогой, а, наоборот, самый дешевый вариант, который ему подойдет, дайте ему возможность выбора, и вы приобретете себе нового приверженца, который принесет гораздо больше пользы бизнесу в перспективе, чем просто «раскрученный на деньги» клиент.
- Абсолютная вежливость, но не навязчивость. Без этого качества в каждом вашем сотруднике, общающемся с клиентами, очень сложно будет стать конкурентоспособным. Причем, обращаю внимание, чрезмерная учтивость, перерастающая в навязчивость, тоже мало кому понравится, поэтому во всем нужно знать меру.
- Чистота и порядок. Тоже само собой. В помещениях, где вы принимаете клиентов, должна быть идеальная чистота, комфорт и удобство, внешний вид сотрудников тоже должен быть подобающим.
- Бесплатная доставка товара. Это действует, хоть и довольно банально. Бесплатная доставка товара, независимо от суммы покупки — уже вариант получше. Бесплатная доставка нескольких товаров, чтобы клиент сам мог выбрать среди них оптимальный для себя прямо дома — идеальный вариант.
- Гарантийный обмен или возврат товара. Такая норма для большинства товарных групп прописана в законодательстве, но все равно многие ее всячески стараются избегать. Может ли такое отношение к клиенту повысить конкурентоспособность? Конечно, нет! А вот если вы предложите гарантийный обмен или возврат на протяжении не 14 дней, как по закону, а, допустим, 1 месяца — вы сразу будете вознаграждены повышением лояльности со стороны клиентов.
- Подарок к покупке. Подарите каждому клиенту какую-нибудь приятную мелочь. Или не мелочь, если покупка солидная. Причем, сделайте это неожиданно — так это будет иметь больший эффект. Даже если вы в продуктовом магазине будете складывать товары покупателей в бесплатные пакеты — вы будете конкурентоспособнее тех магазинов, которые эти пакеты продают.
- Дальнейшие контакты. Если вы возьмете у клиента номер телефона, е-мейл и другие контактные данные, и потом, допустим, просто поздравите его с днем рождения, без ненавязчивой рекламы каких-либо новых покупок, ему будет приятно, и он станет еще немножко лояльнее к вашему бизнесу. Конкурентоспособность повысится.
Это лишь некоторые примеры того, как повысить конкурентоспособность. В разных направлениях ведения бизнеса можно придумать массу других вариантов.
Главное, запомните: ваша цель — максимально угодить клиенту, искренне ему помочь, тем самым, повысив его лояльность, сделав его своим приверженцем. Чем больше у вас будет приверженцев — тем сильнее будет процветать ваш бизнес в абсолютно любой сфере.
Еще раз настоятельно советую вам не пренебрегать качеством сервиса — за этим сейчас будущее. Попробуйте улучшить свой сервис, и сами убедитесь, что вскоре это даст свои позитивные результаты. До новых встреч! Увидимся на Финансовом гении!
Конкурентоспособность человека
Материал жайлы қысқаша түсінік:
Данный материал поможет каждому гражданину нашей страны иметь такие качества,какие требует наш мир
Содержание Введение1. Конкурентоспособность личности.2. Роль здорового образа жизни в процессе становления личности и формирования конкурентоспособности специалиста.3. Физическая культура и спорт – в системе обеспечения здоровья студентов вуза.ЗаключениеСписок использованной литературы Введение Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества и, в частности, развитие рыночных отношений, создали принципиально новую ситуацию в области высшего образования. Рыночные условия, а также расширение и качественное изменение поля деятельности современного специалиста-выпускника вуза требуют от учебного заведения не только значительного повышения качества его образования, но и развития студента, как конкурентоспособной личности. Проблема конкурентоспособности сейчас актуальна для каждого молодого жителя России, ведь по существу, это проблема его выживания. В особой мере это ощущают на себе студенты и выпускники техникумов и вузов. Многие молодые люди под «конкурентоспособностью» понимают успешность, достижение жизненного успеха. Однако это не тождественные понятия. Успех – чаще всего личностное понимание счастья и жизненного удовлетворения, он расслабляет. А вот желание быть конкурентоспособным требует четкого планирования и осуществления личностного развития. Забота о личной конкурентоспособности предполагает высокое внутреннее напряжение и способность мобилизовать если не все, то основные личностные ресурсы, а также постоянную борьбу с собой и другими за жизненное пространство, лидерство, свое место под солнцем. Одним из главных факторов конкурентоспособности является здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать как производственные, так и жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Конкурентоспособность личности Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства. Забота об образовании – забота о будущем всей России. Конкурентоспособность — социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и непрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.Исследования, проведение учеными, показали, что конкурентоспособность личности, это не одно качество, а сложная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности:1) высокий уровень работоспособности;2) стремление к качественному конечному результату;3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;4) творческое отношение к делу, труду;5) стремление к профессиональному самосовершенствованию;6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений;7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству;8) способность к быстрому освоению нового дела;9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию. (Андреев В. И. «Педагогика»). В отличие от определения конкурентоспособности, принятого в экономических и психологических дисциплинах (понимание конкурентоспособности как соперничества, приоритета, успешности, занятия лидерской позиции и т. п.), современные педагоги- исследователи (Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и другие) предлагают под конкурентоспособностью понимать «способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно». Таким образом, формируя конкурентоспособность личности у студента, вышеперечисленные авторы считают необходимым формировать:- систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности;- профессиональную направленность личности;- систему целеполагания;- самосознание личности как представителя определенной профессиональной общности. По мнению Л.М.Митиной, «развитие конкурентоспособной личности — это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях». (Митина Л. М. «Психология развития конкурентоспособной личности»)Педагоги-исследователи предпринимают попытки выявить пути и средства, обеспечивающие формирование конкурентоспособности личности. Например, О.К. Филатов, Д.В.Чернилевский, Н.В. Борисова, С.Н. Широбоков рассматривают проблему конкурентоспособности в педагогическом аспекте, определяя конкурентоспособность как качество подготовки специалиста. По мнению Д.В. Чернилевского, главное условие успешной деятельности в любой области — это уверенность в своих силах. «Основные направления, по которым вырабатывается уверенность в себе:1. Освоение и совершенствование профессионального мастерства.2. Адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения.3. Поддержание и укрепление здоровья и работоспособности.4. Создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа». (Д.В.Чернилевский «Дидактические технологии в высшей школе»). Л.М. Митиной, Т.А. Стефановской, О.Ф. Чупровой и др. конкурентоспособность рассматривается как качество (характеристика) личности, в плане самоопределенности, самореализованности, самоудовлетворенности.Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями. Студента как человека определенного возраста и как личность нужно характеризовать с трех сторон:1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности;2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе;3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица и т.д. (Чупрова О.Ф. «Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе экспертно- аналитической деятельности «). Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально -логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития. Если же изучить студента как личность, то возраст от 18-23 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией — с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта, научных достижений. Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). Многие преподаватели российских вузов считают, что студенты за последнее десятилетие изменились. Сформировались качества, позволяющие им легче адаптироваться к сложностям жизни в условиях рынка, делающие их более конкурентоспособными: у них появились предприимчивость, большая самостоятельность, большая требовательность к преподавателям (знания — необходимый товар). Но что-то и утратилось: студенты стали менее эрудированными, менее трудолюбивыми (в учебе), менее интеллигентными, менее требовательными к себе.В современных условиях конкурентоспособность является фактором успешного и устойчивого развития любой страны в современном мире, идущем по пути глобализации. Основное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Важная роль образования в решении задач социально-экономического развития России и повышении ее конкурентоспособности в целом заключается в создании условий для повышения конкурентоспособности личности. Фактором развития конкурентоспособности личности являются ее внутренняя среда, активность и потребность в самореализации. Объектом развития являются интегральные характеристики личности, направленность, компетентность, гибкость, самосознание. Конкурентоспособность представляет собой комплексную способность личности, структуру которой определяют психологические и психодинамические характеристики личности, дающие ей возможность быть успешной и эффективной при максимальной реализации собственного потенциала в изменяющихся условиях жизни. Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества и, в частности, развитие рыночных отношений, создали принципиально новую ситуацию в области высшего образования. Рыночные условия, а также — расширение и качественное изменение поля деятельности современного специалиста-выпускника вуза требует от учебного заведения не только значительного повышения качества его образования, но и развития студента, как конкурентоспособной личности. Профессиональная мобильность студента должна обеспечиваться высоким качеством результатов образовательной деятельности, системная интеграция которой обеспечивает формирование мобильной личности, личности свободной и ответственной, способной к творческой деятельности, готовой к масштабной реализации своих потенциальных возможностей. Можно утверждать, что в современных условиях одной из приоритетных задач образования становится формирование у студентов конкурентоспособности как базисного качества развивающейся личности. Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности личности .1 Необходимость повышения конкурентоспособности России на мировом рынке В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности. С экономической точки зрения — это способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения. Углубление финансово-экономических связей, открытость национальных экономик, их взаимодополнение и сближение должно стать стратегическим ориентиром развития России — «войти» в мировое хозяйство не в качестве сырьевого придатка, а на правах экономически развитой страны с высоким уровнем технологического развития, сильными финансовыми институтами, развитой инфраструктурой и информационным сектором. Должна преобладать не идея соперничества с конкурентами, а идеи сотрудничества с ними. Умение сотрудничать с конкурентом — это выгодная и правильная политика. Речь идет о решении проблемы повышения конкурентоспособности страны. Кроме того, интеграция России в мировое экономическое сообщество в качестве конкурентоспособной экономики будет способствовать реализации долгосрочной программы достижения устойчивого экономического роста. В настоящее время Россия занимает весьма низкие места в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности. Имеются в виду, прежде всего, два наиболее известных рейтинга: рейтинг конкурентоспособности IMD и Индекс глобальной конкурентоспособности WEF. В рейтинге IMD за 2008 год, включающем 55 стран, наша страна заняла 47-е место. В Индексе глобальной конкурентоспособности WEF за 2008 год, включающем 131 страну, Россия заняла 58-е место. Обычно под конкуренцией принято понимать «соперничество, борьбу за достижение наивысших выгод, преимуществ. Конкурировать, значит соперничать, состязаться, добиваясь первенства» (Ожегов). При всей ясности таких определений, надо считаться с тем, что теория конкуренции ушла далеко вперед. Существует мнение, что «конкуренция — это процесс, в котором участвуют конкуренты. Очевидно, что не может быть конкуренции без конкурентов» (Пол Хейни). Территория страны, как ни велика и богата ресурсами, не является участником процесса конкуренции. Сама территория вступает в конкуренцию с другими территориями только при наличии достаточного количества людей, постоянно живущих на ней, считающих ее своей Родиной, сформировавшихся на ее культуре и истории. Только такие люди способны освоить первичные ресурсы территории и трансформировать их в конкурентоспособные ресурсы более высоких порядков. Поэтому, конкурентоспособность населения страны и есть конкурентоспособность государства. Это значит, что при минимальных природных и иных конкурентоспособных ресурсов побеждает в соперничестве та страна, которая имеет более конкурентоспособное население. Человеческий ресурс: граждане страны, их образованность, культурность, профессионализм определяют конкурентоспособность всей страны и каждого ее ресурса в отдельности. Поэтому все интриги потенциальных конкурентов всегда сводились к снижению качества людей, делающих все другие ресурсы страны конкурентоспособными. Все войны — «горячие», «холодные», психологические, информационные, экономические велись только с одной целью: снизить количество и качество человеческих ресурсов конкурента. Именно поэтому, в ответ, все страны мира во все времена направляли доходы от продажи иных ресурсов на воспроизводство человеческих ресурсов: то есть на образование, воспитание своих граждан — главный источник силы своей конкурентоспособности. Воспроизводство конкурентоспособных человеческих ресурсов начинается с понимания того, что такое современный конкурентоспособный человек. Концепция современных конкурентоспособных человеческих ресурсов для России отсутствует только потому, что вопрос о них никто не ставил, такого государственного заказа не было. Общество и его лидеры не осознают того, что они «дожигают» остатки человеческих ресурсов, «заготовленные» в России в середине XX века: уже следующее поколение малочисленно и по своим качествам неконкурентоспособно. Путь решения проблемы: есть заказ — есть концепция и будет технология. Пока же, все сегодняшние реформы системы здравоохранения и образования России проводятся спонтанно, хаотично, без теории, концепции, проекта, технологии, без ясного понимания: кто, для чего и как должен воспроизводиться. Следуя «экономическому образу мышления», Россия все силы бросает на создание золото-валютных резервов и повышение конкурентоспособности своего природного сырья, в чем, несомненно, достигла существенных успехов. Но усилиями умного конкурента золото-валютные резервы можно обесценить в короткий срок, что уже неоднократно достигалось инициированием мировых кризисов, вовлечением России в совершенно ненужные ей войны. Результаты научно-технического прогресса могут обесценить ключевые природные ресурсы России. Так когда-то обесценились пенька и смола. Страна может снова оказаться у последней черты с малочисленным, необразованным, морально подавленным, плохо воспитанным населением. Несомненно, государству надо переходить на «политический образ мышления», который видит экономические достижения как средство воспроизводства конкурентоспособных человеческих ресурсов. Страна с физически здоровым, образованным, морально сильным населением будет конкурентоспособна при любых условиях и любых глобальных изменениях. 1.2 Конкурентоспособность личности Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства. Забота об образовании — забота о будущем всей России. Российская система образования переживает очень важный период своего развития. Именно образование выполняет важную общественную функцию — формирует самосознание человека. От уровня образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую и экономическую сферы общественной жизни. Конкурентоспособность — социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе высшего образования создать не удается. Андреев В.И. считает, что среди стратегических задач в «Основных положениях концепции очередного этапа реформирования системы образования» выдвигается задача формирования конкурентоспособности личности, которая сформулирована так: «Ориентация системы образования на реализацию общенациональных интересов России, ее конкурентоспособности на мировых рынках труда и цивилизованной конкурентоспособности ее населения в структурах становящегося миропорядка» Нам нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы. Как говорят спортсмены, важна не только победа, но и честная спортивная борьба и конкуренция, которая приводит к победе. Так и на рынке труда личность должна достигать высокого профессионализма и на этой основе высокой конкурентоспособности, но при условии ее одновременно высокой духовно-нравственной культуры.
Национальная конкурентоспособность — Википедия
Национальная конкурентоспособность (англ. National Competitiveness) — многозначный термин, который чаще всего обозначает:
- способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе;
- уровень производительности факторов производства в данной стране;
- способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках.
В рамках первых двух определений повышение национальной конкурентоспособности отождествляется с ростом жизненных стандартов и ускорением экономического роста. Поэтому понятие национальной конкурентоспособности тесно связано с такими областями экономической теории, как теория экономического развития и теория экономического роста, а также с интегрирующей обе эти теории теорией капитала. По этой причине конкретные подходы к повышению национальной конкурентоспособности зависят от приверженности тем или иным научным школам в рамках этих теорий, которые дают разные ответы на вопрос «что работает, а что — нет». В частности, широко известны «Индекс перспективной конкурентоспособности» и «Всемирное табло конкурентоспособности», которые отражают взгляд Всемирного экономического форума и Института развития менеджмента на то, какие именно факторы определяют экономический рост стран.
Повышение национальной конкурентоспособности на основе третьего определения тесно связано со следованием традиционной промышленной политике в части поддержки конкретных компаний — «национальных чемпионов» или экспортеров — и политикой поддержания низкого курса национальной валюты.
Между повышением конкурентоспособности в первых двух смыслах и повышением конкурентоспособности в третьем смысле существует серьёзное различие. Национальная конкурентоспособность в первых двух смыслах не предполагает с необходимостью участия страны в международной торговле — бизнес в стране может быть очень производительным, но не торговать с компаниями из других стран. В рамках же третьего определения конкурентоспособность проявляется исключительно на международном рынке.
Модели международных конкурентных преимуществ[править | править код]
Необходимо отметить, что национальная конкурентоспособность включает в себя и конкурентоспособность государств.
В принципе, современные попытки изучения конкурентоспособности государств —- это в какой-то степени очередная попытка понять, почему одни государства богаче и успешнее, а другие беднее и менее успешны, что ещё в 18 веке было сформулировано экономистом Адамом Смитом.
Майкл Портер[править | править код]
Майкл Портер проделал огромную работу по направлению определения конкурентоспособности государств. Он собрал достаточно много практического и теоретического материала, опубликовав ряд книг на эту тему.
Необходимо отметить, что основным упором в теориях М. Портера являлась именно конкуренция на всех уровнях (как на уровне государства, так и на уровне компаний). Хотя и существует критика такого подхода (все ли отрасли должны подвергаться конкуренции/государственный сектор, в какой степени), тем не менее из этих теорий можно выделить определённое направление деятельности государства и выработки государственной политики.
Вклад М. Портера:
В своей книге Competitive Advantage of Nations М. Портер приводит определённым образом сферы, где можно достичь конкурентных преимуществ, их четыре. В целом это больше подходит к конкурентоспособности предприятий.
Снижение издержек (Lower Cost) | Дифференциация (Differentiation) | |
Широкая цель (Broad Target) | Лидерство в издержках (Cost Lidership) | Дифференциация (Differentiation) |
Узкая цель (Narrow Target) | Направленные издержки (Cost Focus) | Направленная дифференциация (Focus Differentiation) |
Под целью понимается тот целевой рынок, который выбирает может выбрать компания. Это же можно и сказать про определённую специализацию страны при международном разделении труда.
Например, страна, как и компания или даже человек, может как специализироваться на какой-то определённой узкой сфере (производство товаров широкого потребления/производство специальных микрочипов для определённой сферы; изучение английского языка/изучение суахили и малораспространённого диалекта).
Аналогично возможно и диверсифицироваться или наоборот сконцентрироваться на определённой сфере.
Так, существует такие 4 сферы и возможность достичь определённой конкурентоспособной, или получить определённую востребованность.
При анализе конкурентоспособности М. Портер выделил 4 стадии:
- Стадия, движимая факторами
- Стадия, движимая инвестициями
- Стадия, движимая инновациями
- Стадия богатства
В соответствии с точкой зрения М. Портера страны могут проходить по этим стадиям конкурентоспособности. Иногда страны проходят плавно, иногда остаются на одной стадии.
М. Портер определённым образом связывает успех страны с прохождением этих стадий.
Тем не менее, стоит отметить, что такой подход можно использовать и по отношению к отдельным отраслям или даже отдельным компаниям.
Описание стадий конкурентоспособности[править | править код]
1. Стадия, движимая факторами
Под факторами понимаются факторы производства, то есть в определённом случае труд, земля, капитал, хотя это и не только они. В модели Ромба М. Портер уже пояснял, что факторы могут быть:
- базисными и развитыми
- общими и специализированными.
Например, базисным фактором будет низкоквалифицированная рабочая сила, избыточные полезные ископаемые и т.п. Тем не менее, если работники будут обучены, то этот фактор производства уже станет развитым.
Кроме того, отдельные факторы могут быть общими или специализированными. Например, общая компьютерная грамотность будет определённым образом общим фактором. Но специфические знания по огранке алмазов или специальные знания, позволяющие управляться высокотехнологичным оборудованием будет уже специализированным фактором.
Так, под общими факторами понимаются факторы, которые можно использовать в достаточно широко, а под специфическими факторами понимаются такие факторы, которые можно использовать только в определённой сфере.
Всё это справедливо как к компании в частности (специальные кадры в компании), так и к определённым сферам государства в целом.
Примеры: Австралия, Канада, Катар, Нигерия, Россия (ресурсы). Возможно, пока Китай (за счёт дешёвой рабочей силы)
По сути, любые страны, которые имеют избыток ресурсов, и у кого именно это и является основой дохода бюджета.
Некоторые страны богатые, некоторые нет. Но есть основа экономики — это те самые факторы, которые есть в избытке.
2. Стадия, движимая инвестициями
Основным элементом здесь является активное инвестирование и привлечение инвестиций. На этом этапе проходит развитие факторов. Родственные и поддерживающие отрасли (и кластеры) из Ромба Портера пока недостаточно развиты.
Определённым конкурентным преимуществом может быть конкуренция внутри страны и внутренний спрос
Примеры: Бразилия, некоторые страны НИС.
3. Стадии, движимая инновациями
На данной стадии все 4 детерминанты ромба Портера достаточно развиты, существует усложнение спроса, а нехватка каких-то ресурсов (менее технологичных) восполняется импортом, причём экспорт идёт более технологичный. Страна сама имеет технологии, меньше зависит от импорта технологий.
Примеры: Многие развитые страны: Великобритания, Германия, США, Франция, Япония.
4. Стадия богатства
Если три предыдущие стадии — стадии роста, то стадия богатства — стадия упадка.
Всё, чего достигла страна — всё заслуга прошлого. Теперь же компании теряют свою конкурентоспособность, конкуренция ослабевает, инвестирование компаний падает, спрос в основном не меняется.
Этой стадии достигать странам нельзя. Если же они страна достигла стадии богатства, то ей необходимо находить свои конкурентные преимущества, менять стратегию компаний, проводить целенаправленную государственную политику, например, направленную на инвестиции.
Примеров таких стран нет, хотя иногда выделяют определённый период развития Великобритании, но тогда страна быстро сориентировалась и нашла конкурентные преимущества.
Несмотря на масштабность исследования, тем не менее существует и определённая критика. Например, в своей книге The Competitive Advantage of Nations М. Портер изучает опыт 8 развитых и 2 быстро развивающихся стран НИС. Этими двумя странами НИС были Южная Корея и Сингапур. В соответствии с его точкой зрения Южная Корея будет более успешна, сможет достичь уровня развитых стран, сможет достичь стадии, движимой инновациями, тогда как Сингапур так и останется на стадии, движимой факторами. Тем не менее практика показала, что Сингапур сейчас развивается более быстрыми темпами.
Всемирный экономический форум[править | править код]
Международный институт по развитию менеджмента[править | править код]
Международный институт управленческого развития, или IMD (Institute Of Management Development) сформулировал свою модель конкурентоспособности.
Прежде всего, IMD ежегодно публикует World Competitiveness Yearbook, в которой рассматривает конкурентоспособность 60 стран 300 критериев. 2/3 из критериев основываются на статистике, а 1/3 основывается на опросах руководителей компаний[1]
IMD считает, что использовать доклад по конкурентоспособности могут как компании, сами страны, а также этот доклад может представлять академический и научный интерес.
Если М. Портер выстроил целую теорию, то IMD больше сконцентрировался на измерении конкурентоспособности с помощью рейтинга. Сама теория конкурентоспособности опирается на 4 определённых измерения (dimensions), или 4 силы
Кроме этого, в теории IMD говорит о создании добавленной стоимости, взаимосвязи конкурентоспособности страны и конкурентоспособности компаний, взаимосвязь эффективности государства и бизнеса.
Что касается 4 измерений как основ конкурентоспособности.
Привлекательность против Агрессивности (Attractiveness versus Aggressiveness)[править | править код]
Конкурентоспособность страны связана с её экспортом, а также с привлечением прямых зарубежных инвестиций.
Агрессивность:
Так, активную политика в плане экспорта IMD называет агрессивностью. Примерами таких стран, которые проводят достаточно активную политику в области экспорта могут служить Германия и Япония.
Привлекательность:
Противоположная стратегия направлена на привлечение прямых зарубежных инвестиций. Примерами таких стран могут являться, например, Ирландия и Сингапур.
Результатом стратегии агрессивности является создание дохода внутри страны, но в этм случае не всегда создаются рабочие места.
Результатом стратегии привлекательности же является создание рабочих мест, но что касается дохода, то это будет зависеть от тех условиях, на которых были привлечены в страну инвесторы.
Конечно, нет в чистом виде агрессивный и привлекательных стран, и необходимо комбинировать это для достижения большей конкурентоспособности. Хотя, если говорить о США, то, кажется, они являются и достаточно агрессивным в плане экспорта и торговли, и достаточно привлекательными в плане привлечения инвестиций.
Близость против глобальности (Proximity versus Globality)[править | править код]
«Экономика близости» направлена на внутренний рынок, на создание добавленной стоимости ближе к конечному потребителю. Примерами могут быть определённые социальные и персональные услуги (учителя, врачи), административные услуги (национальные суды), обслуживание потребителей (послепродажное обслуживание).
«Экономика близости» может быть менее экономически эффективной и менее мобильной, тем не менее она позволяет создать рабочие места и услуги, а поэтому «экономика близости» играет значительную социальную роль.
«Экономика глобальности» включает в себя компании, которые представляют страну на «международной арене». В данном случае географически производство может быть далеко от конечного потребителя, но компания может пользоваться конкурентными преимуществами рынков по всему миру. Владением полной производственно-сбытовой цепью не является самоцелью для компании, для компании важнее эффективно контролировать и управлять. Факторы производства достаточно гибкие, рост производительности производится проще, чем в «экономике близости».
В целом, здесь речь идёт о том, на что странам и соответственно компаниям больше полагаться: на внутренний рынок или на мировой рынок. В данном случае логично придерживаться золотой середины, а также учитывать размер внутреннего рынка, этап развития, общие экономико-социальные цели.
Логично, что страны с меньшим внутренним рынком, например, Финляндия, Швеция, Швейцария не могут для достижения конкурентоспособности всецело быть направленными на внутренний рынок, тогда как, например, Китай, Россия, США, Южная Корея в целом могут использовать преимущества внутреннего рынка.
Логично и выходит, что глобализация в какой-то степени больше может оказаться выгодной более маленьким странам, так как именно у них ещё по ромбу Портера не может играть определяющую роль детерминанта «внутренний спрос».
Активы против процессов (Assets versus Processes)[править | править код]
Идея этого пункта заключается в следующем. У некоторых стран есть определённые активы. Например, какие-то страны имеют много полезных ископаемых (например, во многих африканских странах), большую территорию (например, Россия) и т.п. Другие страны могут чего-то не иметь. И в данном случае суть заключается в том, что для достижения конкурентоспособности страны одних лишь «активов» недостаточно. И даже наоборот, нехватка чего-то в стране может стать своеобразным катализатором для инноваций и достижения конкурентоспособности.
Социальная сплочённость против индивидуального принятия рисков (Social Cohesiveness versus Individual Risk Taking)[править | править код]
В соответствии с точкой зрения IMD существует два подхода, которые влияют на конкурентоспособность. Так, например, в США упор больше на определённый индивидуализм, при этом социальная сфера определённым образом ограничена. Если же говорить о Центрально-Восточной Европе, то там больше эгалитаристский подход, при это социальное обеспечение.
По сути, в данном случае речь идёт о соотношении капитализма и социализма, индивидуализма и коллективизма.
Организация экономического сотрудничества и развития[править | править код]
ОЭСР стала одной из первых международных организаций, которая стала проводить исследования конкурентоспособности и давать определённые рекомендации странам и смогла привлечь внимание к этому вопросу, например, теперь конкурентоспособность также изучают ЮНКТАД, ЮНИДО.
ОЭСР в своём рассмотрении опиралась на конкурентоспособность с точки зрения макро-уровня, то есть со стороны государства. Сначала ОЭСР проводила различные конференции и изучала в основном страны-члены ОЭСР, а затем ОЭСР стала изучать и страны с переходной экономикой. После круг рассматриваемых ею вопросов конкурентоспособности расширился, включив конкурентоспособность сетей предприятий, конкурентоспособность городов, региональных интеграций различных направлений государственной экономической политики.
ОЭСР предложила свои определения конкурентоспособности, которые являются одними из наиболее распространённых. Сама же конкурентоспособность страны складывается как из компаний в стране, способных аккумулировать лучший опыт других компаний (похоже на подход Портера, когда конкурентоспособность страны складывается из конкурентоспособных компаний и отраслей), а конкурентоспособность компаний же исходит не только из внутренней эффективности самой компании, но даже в большей степени из общей среды компании (например, общая инфраструктура, качество продукции, конкуренция и т.п.).
Кроме того, хотя ОЭСР и признаёт, что качественные показатели (например, возможности для внедрения новых технологий или важность послепродажного обслуживания), тем не менее ОЭСР делает больший упор на количественные показатели конкурентоспособности, например, цена, обменные курсы и использует макроэкономический подход и подход в области определения роста экономики и т.п., чтобы определить изменение конкурентоспособности.
Критика понятия «национальная конкурентоспособность»[править | править код]
Известный экономист Пол Кругман указывает, что несмотря на то, что экономическое содержание понятия «национальной конкурентоспособности» сводится к понятию «продуктивности», использование в обсуждении экономической политики термина «национальная конкурентоспособность» ошибочно и даже опасно:
- концентрация на образе конкуренции стран игнорирует то, что большая часть возможных экономических трудностей определяется исключительно внутренними факторами — вне связи с торговлей на каких-либо международных рынках, соответственно, уровень жизни растет вместе с ростом производительности, а не с ростом производительности по сравнению с другими странами;
- образ стран-конкурентов на эмоциональном уровне подрывает выводы теории международной торговли — богатство страны связано с международной специализацией и использованием сравнительных преимуществ, а потому следование концепции «национальной конкурентоспособности» может породить протекционизм и торговые войны;
- примененное к государству вместо коммерческой фирмы понятие «конкурентоспособность» является метафорой — ведь в отличие от фирмы у государства нет меры конкурентоспособности — баланса прибылей и убытков — и нет возможности исчезнуть в результате разорения;
- акцент на международной конкурентоспособности может привести к поддержке малопродуктивных отраслей национальной экономики и, соответственно, снижению её жизненных стандартов.
Подводя итог своему анализу, Кругман замечает:
«К сожалению, экономисты, которые надеялись использовать риторику конкурентоспособности для {проведения} хорошей экономической политики вместо этого использовали доверие к себе в интересах плохих идей. И кто-то должен указать, когда интеллектуальное платья императора является не тем, что он о нём думает. Поэтому давайте скажем правду: конкурентоспособность является бессмысленным словом, когда прилагается к национальной экономике. И одержимость конкурентоспособностью является одновременно ошибочной и опасной».
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ — это… Что такое КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ?
(от лат. concuro — столкновение, соревнование) — способность к соревнованию, к лидерству, к победе.
Понятие конкуренции было введено экономистом А. Смитом в XVIII в. Он предполагал, что в идеальных условиях свободного рынка частные предприятия, сталкиваясь в войне за потребителя, предлагают все более низкую цену и все более высокий уровень сервиса на определенный товар. В результате те, кто не способен это сделать, разоряются. На деле, однако, государства, как правило, создавали конкурентные преимущества для своих производителей, оказывая им различную помощь, либо мешая иностранцам на своей территории за счет различных протекционистских мер. В такой ситуации конкуренция частных капиталов превращается в скрытую конкуренцию государств, которые стоят за кулисами и создают различные преимущества своему капиталу.
Одним из методов такой конкурентной борьбы является требование к соперникам «играть по правилам свободного рынка», а самому в это же время пользоваться возможностями своего государства. Для этого существует сеть международных институтов типа МВФ и Всемирного банка, но прежде всего — ВТО, организация, созданная по типу пирамиды, каждый последующий участник которой должен договариваться с предыдущими и потенциально находится в более невыгодной позиции.
Те государства и правительства, которые верят в риторику «свободного рынка», всерьез отказываются от протекционистских мер и начинают играть по правилам свободной торговли там, где все играют без правил. В итоге такая страна теряет внутренние рынки, уничтожает собственных производителей, набирает кредиты, теряет политическую независимость, за что получает похвалы как «самая свободная и демократичная». На самом деле, чтобы быть конкурентоспособным, надо использовать все возможности, которые имеются в распоряжении. У кого-то дешевая рабочая сила, а у кого-то дармовая энергия, у кого-то возможность силового и политического давления.
Если сегодня кто-то требует, чтобы Россия перестала помогать своим предприятиям, повысив на внутреннем рынке «несправедливо низкие» тарифы на энергию, то это выпад в конкурентной борьбе.
Ведь с тем же успехом можно, борясь за права человека, требовать от Китая, чтобы рабочие на заводах получали по 5 тыс. долларов в месяц, как в США, и тогда вся китайская экономика будет неконкурентоспособной.
Но самое главное, есть еще один аспект. Конкуренция — это только одна из стадий рынка. Как правило, рынок начинается и заканчивается монополией. Если появляется новый товар или услуга, то никто еще не соревнуется, не конкурирует и не успевает принять никаких протекционистских мер, новатор пользуется этим и получает монопольную прибыль. Потом, на стадии конкуренции, кто-то оказывается эффективнее и в итоге завладевает всем рынком (как правило, все традиционные рынки монополизированы 2–3 субъектами), так как остальные разоряются. Они опять получают почти монопольную прибыль.
Таким образом, можно говорить о трех видах конкурентоспособности. Первый состоит в умении предлагать инновации и получать прибыль до того, как началась собственно конкурентная борьба. Второй тип конкурентоспособности состоит в умении перехватывать инициативы, находить уже существующие инновации и за счет качества, низких издержек производства, развитого маркетинга и проч. захватывать большую долю рынка. И, наконец, третий тип конкурентоспособности состоит в умении удерживать победу, в возможности диктовать свои правила игры на данном рынке неэкономическими либо псевдоэкономическими методами. Например, через установление стандартов, законов, барьеров, правил, принуждение к определенным параметрам производства, потребления, распределения и проч. Идеальная конкурентоспособность — это конкурентоспособность во всех трех смыслах.
Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо.
А. В. Беляков, О. А. Матвейчев.
2009.