Что такое возможности человека определение: Attention Required! | Cloudflare – Значение словосочетания ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Что такое ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА?
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Что такое возможность человека. Знаем ли мы возможности человека? Развитие возможностей человека
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Сила воображения
Возможности человека ограничиваются только его воображением!
Воображение — способность формировать новые образы и новые ощущения — это основополагающее качество для интеграции опыта и процесса обучения, базовая основа фантазии.
Воображение страдает от двух крайностей: чрезмерной похвалы и недооценки.
Есть об этом знаменитые высказывания известных людей:
- «Воображение это всё» — Альберт Эйнштейн.
- «Мы то, что воображаем о себе» — Курт Воннегут.
- «Возможности человека ограничены воображением. Но воображения так мало, что на 10 тысяч скрипачей только один композитор» — Чарльз Ф. Кеттеринг.
- «Всё, что можно себе вообразить — реально» — Пабло Пикассо.
- «Человеческая раса определяется своим воображением» — Наполеон Бонапарт.
- «Если мой разум может понять, а моё сердце может поверить, значит это достижимо» — Джесси Джексон.
- «Ограничения живут только в наших умах. Но если мы используем воображение, наши возможности становятся безграничными» — Джейми Paolinetti.
Я восхищаюсь Эйнштейном, одним из самых реалистичных практиков воображения. Но просто фантазировать глупо. Это, конечно, является важной частью творческого процесса. Но в одиночку воображение сделает вас пустым мечтателем, без возможности сделать ваше видение реальностью.
С другой стороны, те, кто с гордостью называют себя «реалистами», склонны недооценивать важность умения фантазировать.
«Я сумма всех моих переживаний»
Если бы это было так, вы никогда не смогли бы выйти за пределы границ вашего опыта. Именно поэтому Эйнштейн сказал: «Воображение больше чем знание. Знаниями ограничено всё, что мы сейчас знаем и понимаем, а воображение охватывает весь мир, и всё, что когда-либо будем знать и понимать.»
Я думаю, что многие топ-банальности говорят в пользу воображения, в ответ на тиранию экстраполяции, привычку думать, что будущее лишь продолжение прошлого. Без воображения, не так много может случиться. С его же помощью, дверь открыта.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Но воображение требует практики. Если вы не привыкли фантазировать, пора приступить к этому процессу. Есть несколько различных областей, в которых воображение особенно полезно.
Если вы в состоянии создавать фактический результат, которого хотели, значит знали, как он будет выглядеть, на что похож. Вы рисовали картину или создавали дом, потому что знали, как картина и дом будут выглядеть. Без воображения, вам придётся посмотреть вокруг на большое разнообразие домов, чтобы увидеть и выбрать любой из них по своему вкусу. Но с фантазией, можно сосредоточиться на желаемом образе.
Зная воображаемый результат, следующим шагом будет ВСЕГДА определение текущей реальности по отношению к итогам (старые добрые структурные напряжения). Как только образуется структурная напряжённость, воображение берёт на себя новую роль, роль процесса.
Вы начинаете проектировать действия, чтобы достичь своей цели. Если вы не использовали своё воображение, то должны будете проводить бесконечное исследование, пытаясь узнать только то, что можно просто представить.
Но, тем больше ваше мастерство воображения, чем больше шагов вы можете себе представить и играть ими в своём уме, чтобы начать, чтобы получить представление о практических стратегиях.
Воображение без работы не приведёт ни к чему. Вот почему Пикассо действительно был довольно сумасшедшим. Он создавал контраст между тем, что видит и тем, что себе представляет, пытаясь проверить своё воображение. Но, как и большинство, он преувеличивал, доводя идею до абсурда.
Тем не менее, кто обладал более плодотворным воображением в истории искусства, чем Пикассо? Он использовал силу воображения каждый день, как форму мистицизма, как инструмент торговли. И это была реальная сила воображения — инструмент существенный и уникальный: так как важно, взяв в руки кисть, знать, что вы делаете.
Давайте представим некоторые цитаты, которые Пикассо мог бы сказать.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
- «Воображение ничто без кисти и способности ею пользоваться»
- «Воображение удерживает вас от живописи, это та же миска фруктов день за днём»
- «Воображение в живописи, как соевый
«Возможности человека»
Тема: Возможности человека.
Класс: 6 м1, м2, м3, а, б.
Количество учащихся:
Дата: 21.09.15. – 27.09.15.
Ценность: истина.
Качества: видеть хорошее не только в себе, но и в других, скромность, любознательность, поиск знаний, быть честным с самим собой, поиск истины в самих себе.
Цель: углубить представления учащихся о значении потенциальных возможностей человека и о важности их развития. Задачи: 1. Раскрыть значение понятия «возможности человека». 2. Развивать потребность в раскрытии своих возможностей. 3. Воспитывать веру в свои силы. | Ресурсы: спокойная мелодия, учебники, фломастеры, песня «Ты — Человек», видеоролик «Гитарист без рук». |
Ход урока:
| Представьте себе, что мы находимся в горах. Раннее — раннее утро. Появляются первые лучи восходящего солнца. Воздух чист и прозрачен. Делаем медленный глубокий вдох, ощущаем утреннюю свежесть. Легкий ветерок приятно касается нашего лица. От этого прикосновения мы наполняемся добрыми чувствами. Прислушайтесь к биению своего сердца: размеренность, четкость, покой. Ведь наше сердце – центр покоя, центр любви, добра. Ласковые лучи солнышка согревают нас. Мы находимся в центре солнца. Давайте пошлем свет друг другу, нашим родным и близким, свет тому, с кем временное непонимание, свет нашей школе, свет нашему городу, свет свей стране, всей планете. А теперь мысленно скажем: «я в свете, свет во мне, я есть свет». Теперь сохраните свет в своем сердце. Пора вернуться в класс. А сейчас потихоньку открываем глаза. if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";} window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})}); window.addEventListener("load",()=>{ var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true); |
| Ответы детей. Дети записывают тему урока. |
Пользуясь теми словами, которые вы назвали, составьте определение понятию «возможности человека». | Записываем ответы детей. Записываем определение в тетрадях: Возможности человека — Это способность человека, воспользовавшись своими знаниями, умениями, навыками, достигать поставленных целей. |
4. Само понятие «возможность» включает и такие слова как способности, одаренность, то, что у вас лучше всего получается делать. Я вам сегодня предлагаю на уроке определить, какими способностями обладаете вы. | Дети выполняют тест в тетрадях на стр. 15. |
Как вывод из проделанной вами работы я бы хотела вам зачитать слова американского ученого-физика Арчибальда Уильяма Даннинга. Как вы их понимаете? Как вы понимаете слова «человеческие возможности безграничны»? | Выполняют все дети, зачитывают желающие. Ответы детей. |
Какие чувства у вас вызвало это видео? Можно ли этого человека назвать человеком с великими возможностями? Почему? if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";} window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})}); window.addEventListener("load",()=>{ var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true); На следующем уроке мы с вами будем говорить именно о таких людях, поэтому запишите д.з. небольшой реферат о таких людях. | Смотрим видео о гитаристе без рук. Записывают домашнее задание. |
Спасибо за урок. До свидания. | Исполняем песню «Ты — Человек». |
Знаем ли мы возможности человека? Развитие возможностей человека
Издавна люди придают огромное значение своему развитию и оценке собственных способностей. Столетия назад бытовало мнение, согласно которому человек выбрал неправильный вектор развития. В каком смысле? Вместо того чтобы прикладывать усилия и заниматься саморазвитием, люди не перестают трудиться над тем, что их окружает. Почти или абсолютно не занимаясь собой, человек старается сделать условия вокруг себя максимально комфортными. С другой стороны, не все люди имеют материалистическое мышление. Многие ценят то, что имеют, и дорожат вещами, которые не купить за деньги. Важно осознавать, что наилучшими «инвестициями» являются усилия, приложенные, чтобы усовершенствовать духовные, социальные и физические возможности человека.
Есть ли у тебя потенциал?
Один известный философ и психолог Уильям Джеймс, живший в XX веке, пришёл к выводу, что большинство людей не реализовывают тот потенциал, который в них изначально заложен. По его словам, каждый младенец обладает такими перспективами, о которых его родители даже не задумываются. Именно поэтому большинство людей так и остаются на низком уровне развития своих талантов – они не осознают, насколько широк горизонт их способностей.
Рассмотрим примеры того, как происходит развитие возможностей человека. Новые социальные навыки формируются довольно быстро. Если бы люди понимали, что могут так скоро чему-то научиться, то их жизнь сложилась бы совершенно по-другому. К примеру, чтобы уметь хорошо играть на музыкальном инструменте и слыть мастером своего дела, среднестатистическому индивидууму потребуется около одного года. Много ли это? Совсем нет! Возможности и способности человека настолько невероятны, что даже в такой короткий промежуток времени он может научиться чему-то поистине прекрасному. Поэтому мысли о том, что вам не достичь определённого уровня развития или какой-то конкретной цели, часто формируются на основе стереотипов ленивых людей. Чтобы увидеть, насколько поразительны способности человека, достаточно просто поставить перед собой цель и преследовать её. Но что поможет добиваться целей и раскрыть новые возможности человека?
Важность систематических стараний
Большинству людей так и не удаётся добиться успеха потому, что они не проявляют достаточно настойчивости в своих устремлениях.
Терпение и труд всё перетрут. Эта пословица точно подчёркивает важность систематических усилий. Даже если в стремлении развить в себе какой-то талант или качество попытки выглядят неубедительными, а результаты не назовёшь победными, важно изо дня в день продолжать пробивать дорогу в задуманном направлении и не сдаваться.
Многие люди считают, что особые возможности человека свойственны ему с рождения.
Так, люди отмечают талантливых личностей. Тем же самым многие оправдывают себя. Не стоит думать, что талантливые люди таковыми родились. В большинстве случаев мы видим не столько одарённых людей, сколько трудолюбивых и целеустремлённых. Важно прилагать все усилия, чтобы заниматься развитием своей личности. Такие старания приносят огромное внутреннее удовлетворение.
Физические возможности человека развиваются по тому же принципу. В этом отношении, кончено, многое от нас не зависит. Например, человек, рост которого – 160 сантиметров, не сможет стать профессиональным баскетболистом, как бы он ни старался. Однако преуспеть в этом деле он всё же способен, если будет настойчиво стремиться к цели.
Концентрация
Чтобы стимулировать развитие возможностей человека, важно делать правильный выбор и уметь концентрировать усилия. Снова вспомним пословицу: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Чтобы развить индивидуальные способности и таланты, важно не только идти своим путём, несмотря ни на что, но и правильно этот путь выбрать, полностью сосредоточиваясь на нём.
Вернёмся к примеру с человеком невысокого роста, уверенному, что возможности человека безграничны. Он поставил перед собой цель стать профессиональным игроком в баскетбол. Что в этой ситуации можно отметить с положительной стороны? Во-первых, тот факт, что человек не боится ставить амбициозные задачи. Во-вторых, он прилагает все усилия и не сдаётся, несмотря на трудности, с которыми ему обязательно придётся столкнуться. Однако достичь своей цели и стать профессиональным игроком в баскетбол человеку всё же не удастся. Что не так? Всё дело в неправильно выбранной дороге.
Людям для наилучшей реализации возможностей следует трезво оценивать свои способности и обстоятельства, чтобы ставить достижимые цели. В то же время важно не отвлекаться на посторонние задачи, попутное решение которых может останавливать развитие и мешать покорению вершин.
Мотивация
Возможности и способности человека могут быть раскрыты только в том случае, если он сумеет побороть такие качества любой личности, как лень, инерция. Справиться с подобными препятствиями на пути к развитию своей личности поможет осознание ценности поставленной задачи – мотивация. В спорте людей мотивирует желание быть победителем, завоевать славу, известность, иметь богатство. Всё это помогает им постоянно улучшаться и становиться более уверенными в себе.
Необычный потенциал
Большинству окружающих гораздо интереснее видеть не социальные возможности человека, а его необычные таланты и способности тела. Это происходит потому, что незаурядные умственные качества не бросаются в глаза, в то время как феноменальные возможности человеческого тела заметит каждый.
Люди привыкли считать, что у них есть свой предел. По словам учёных, отчасти именно по этой причине человек порой не может преодолеть какую-то преграду или высоту, хотя потенциал у него для этого есть. Предел человеческих возможностей может быть проверен в стрессовых ситуациях, когда умственный рубеж – то, что сдерживает –перестаёт действовать в привычном режиме. Это доказывает множество примеров. Наверняка вы не раз слышали о людях, которые от страха перед опасностью в секунды преодолевали высоту больше двух метров или проявляли силу, превышающую их обычную в десятки раз. Всё это говорит о том, что человеческие возможности гораздо более масштабны, чем мы привыкли считать. Помня об этом, не стоит думать, что нам что-либо не по плечу.
Рассмотрим, какие возможности человека были продемонстрированы в разных сферах. Эти реальные случаи подтверждают, что достижимо практически всё.
Нахождение в холодной среде
Время, которое человек может провести в воде, – час или полтора. В течение этого небольшого периода наступает смерть вследствие шока, затруднённой функции дыхания или остановки сердца. Казалось бы, физические возможности человека просто не позволяют расширить этот рубеж. Но есть другие факты.
Во время ВОВ сержант советских войск проплыл в холодной воде 20 километров, выполнив тем самым своё боевое задание. На преодоление такой дистанции у солдата ушло 9 часов! Не говорит ли это, что мир возможностей человека гораздо более велик, чем мы себе представляем?!
Доказывает этот факт и один британский рыбак. В течение 10 минут после кораблекрушения в холодной воде из-за гипотермии погибли все его товарищи, но этот человек продержался около пяти часов. А после того как он добрался до берега, шёл ещё три часа босиком. Действительно, что касается холодной среды, возможности человека намного шире, чем принято считать. А что можно сказать о других сферах?
Чувство голода, или Сколько можно прожить без пищи
Существует общее мнение специалистов, что человек без пищи выдержит около двух недель. Однако медики некоторых стран стали свидетелями поразительных рекордов, помогающих осознать фантастический потенциал человеческого организма.
Например, одна женщина голодала на протяжении 119 дней. В течение этого периода она ежедневно получала дозу витаминов для поддержания работы внутренних органов. Но такая 119-дневная голодовка – ещё не предел человеческих возможностей.
В Шотландии две женщины зарегистрировались в клинике и начали голодать с целью избавления от лишнего веса. В это сложно поверить, но одна из них не употребляла пищу в течение 236, а вторая – в течение 249 суток. Второй показатель ещё никем не был превзойдён до сих пор. Ресурсы нашего организма действительно очень богаты. Но если человек так долго может не есть, возникает вопрос о том, сколько он может не пить.
Вода – жизнь?
Говорят, что без воды человек сможет протянуть не больше 2–3 дней. На самом деле этот показатель зависит от индивидуальных возможностей человека, его физической активности и температуры окружающей среды. Учёные утверждают, что в оптимальных обстоятельствах без воды максимально можно прожить только в течение 9-10 дней. Так ли это? Таков ли предел?
В пятидесятых годах в городе Фрунзе был найден мужчина, получивший травму головы и пролежавший без помощи 20 дней в холодном и безлюдном месте. Когда его обнаружили, он не двигался, а его пульс едва прощупывался. Однако на следующий день 53-летний мужчина уже мог свободно говорить.
И ещё случай. В Англии в период окончания Второй мировой войны затонул пароход. Стюард этого судна, потерпевшего крушение в Атлантическом океане, спасся на шлюпке и пробыл на ней четыре с половиной месяца!
Другие фантастические рекорды
Люди могут достигать гораздо более великих результатов, чем те, которые принято считать нормой, а порой и невероятным достижением. Всё дело в нашем мозге, который на подсознательном уровне указывает человеку на его предел. Такой механизм, несомненно, приносит нашему организму пользу. Однако, понимая, как работает такая система, мы можем достигать гораздо больших успехов в той области, в которой приняли решение развиваться.
Не перечислить всех рекордов, показывающих, что возможности человека невероятно велики. Такие достижения сделаны в спорте, в том числе и в сфере силовых нагрузок. Также есть люди, которые очень долго могут не дышать. Неординарные способности свидетельствуют о широчайших возможностях и перспективах.
То, что потенциал человека больше, чем ему кажется, показывает одна категория людей, к которой многие, к сожалению, не относятся с должным уважением. Это люди с ограниченными возможностями. Как такие личности подтверждают, что у человеческого тела есть огромный потенциал?
Проявление сильных качеств
Многие люди с ограниченными возможностями являются достойным примером для подражания в том, как преследовать поставленные цели и не сдаваться, несмотря на большие препятствия. Развитие человека в таких сложных условиях не только даёт свои результаты, но и закаляет характер. Так, среди инвалидов находится огромное число отличных писателей, поэтов, художников, музыкантов, спортсменов и так далее. Все эти таланты – во многом результат наследственности, но именно характер, который проявляют люди с определёнными особенностями, делает из них профессионалов своего дела.
История знает много великих людей, добившихся успеха в разных сферах деятельности, хотя их порой и считали неполноценными. Вот лишь один пример. Полина Горенштейн была балериной. После того как она заболела энцефалитом, её парализовало. Женщина потеряла зрение. Несмотря на все беды, возникшие в связи с тяжёлым заболеванием, женщина стала заниматься художественной лепкой. В результате её немногочисленные работы до сих пор находятся среди экспонатов Третьяковской галереи.
Где предел возможностей?
Мы можем небезосновательно верить в то, что наши возможности поистине безграничны как в физическом отношении, так и в умственном. Поэтому уровень развития, на котором человек находится в данный момент времени, зависит исключительно от его желания и стараний. Важно во что бы то ни стало стремиться к совершенству, несмотря на возникающие препятствия.
ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Тайные возможности человека
ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Самый тяжелый человек – Ион Бровер Миннок (1941–1983). Его вес от 442 кг до 635 кг.
Старейший долгожитель – Шигейчийо Изуми из Асаны (Япония), он жил 120 лет 237 дней, с 1865 года по 1986 год, что зарегистрировано официально, а вот продолжительность жизни других долгожителей-рекордсменов официально не подтверждена.
Самое большое число детей от одной матери – 69 – было у жены Федора Васильева из-пол Москвы (1782 год). А старейшая роженица – Руфь Алиса Кистрел, США (1899–1982 г.г.), родившая дочь Сюзан в возрасте 57 лет. Мировой рекорд числа новорожденных – 10 (2 мальчика и 8 девочек), Бакакей, Бразилия, 22 апреля 1946 года. Хотя 22 июля 1971 года доктор Жеинаро Монтанино из Рима при кесаревом сечении на 4-м месяце беременности обнаружил зародыши 10 девочек и 5 мальчиков в матке 35-летней домашней хозяйки, которая принимала в свое время лекарство от бесплодия.
Интересно, что беременность и рождение бывают сроком от 5 месяцев до года и более, причем рекордный вес новорожденного – 10,2 кг – зарегистрирован у Сиг Кармелины Феделе из Италии в 1955 году и 18 июня 1980 года Шакунтала Деви из Индии, человек чудо-счетчик, продемонстрировала умножение двух 13-значных чисел за 28 секунд.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Выдающийся пример эйдетической сверхпамяти продемонстрировал в мае 1974 года в Рангуне (Бирма) Бханданта Висицара, который прочел наизусть 16000 страниц буддийских канонических текстов.
Зарегистрированная чувствительность пальцев человека такова, что он может ощущать вибрацию с амплитудой колебаний 0,02 микрона.
Феномен передачи мыслей на расстояние (телепатии) современной наукой пока не подтвержден.
Из положения на вытянутых руках последовательно 170 раз подтянулся на перекладине Ли Чини Йонг (Сеул, Южная Корея, 10 мая 1983 года).
Отжался за 24 часа 32251 роз Джеффри Уорвик (Буффало, США, 16 июня 1987 года), а за год Адам Пареонс сделал 1293850 отжиманий (Огайо, США, 1985 год).
Самая длинная дистанция непрерывного заплыва –481,5 км по реке Парана (Аргентина) была преодолена Ри-кардо Хофманом за 84 часа 37 минут (3–6 марта 1981 года).
Самый высокий человек в мире был Федор Махов, его рост – 285 см, вес – 182 кг. Умер в 1905 году в возрасте 25 лет. А самый низкий человек – Полин Мастере (1876–1895) с ростом 59 см и весом ло 4 кг.
Русский композитор Сергей Прокофьев (1891–1953) в пять лет написал музыкальное сочинение «Индийский галоп», а в 9 лет – оперу «Великан».
Победителю международного конкурса скрипачей 1983 года Вадиму Репину – 11 лет. Он исполнил «Кампанеллу» Паганини в оригинале; в четыре года Вадик уже мог сыграть на гармони любую услышанную мелодию.
Писатель Лев Толстой (1828–1910) свое первое литературное произведение написал в 11 лет. Это был очерк о Московском Кремле.
Евгения Алексеенко, 16-летняя киевлянка, прочитала 416250 слов в минуту. Примерно минута у нее уходит, чтобы прочитать книгу среднего формата которую она пересказывает несколько часов, не упуская мельчайших подробностей. А известный публицист Николай Александрович Рубакин (1862–1946) читал в день по 9 книг.
Москвич Михаил Шестов печатает со скоростью до 700 знаков в минуту.
Десятилетний московский школьник Кирилл Максимов в течение часа отжался от пола 3630 раз, а в девятилетнем возрасте он присел три раза с весом на плечах в 204 кг 700 гр.
26-летний электромонтер из Ткибули (Грузия) 13 ноября 1988 года в течение 10 часов 17 минут 3 секунд жонглировал мячом, который за это время ни разу не опустился на землю, при атом Захро Цирекидзе использовал ноги, локти, колени, плечи и голову.
Уникальным нюхом и памятью на запахи обладает 10-летний школьник из Саратова Сергей Семиволос. Он способен запомнить запахи полной колоды карт. С завязанными глазами он может, принюхиваясь, отобрать затем по памяти игральные карты определенной масти или достоинства из полной колоды.
Слесарь из Липецка А.В.Некрасов умеет в уме извлекать за 20 секунд корни степени от двух до тысячи из чисел, состоящих из нескольких сотен цифр.
Ереванец Самвел Гарибян во время эксперимента может с одного раза запомнить 1000 любых иностранных слов.
В 1932 году Александр Алехин (1892–1946) дал сеанс одновременной игры вслепую на 32 досках.
Директор Института полупроводников АН СССР академик А.Ф.Иоффе (1880–1960) по памяти пользовался таблицами логарифмов, в которых 30 миллионов цифр.
Иван Поддубный (1871–1949) в 1905 году в Париже стал чемпионом мира среди борцов-профессионалов и 33 года это звание никому не уступал.
Атлет Петр Крылов (1871–1933) поднимал лошадь со всадником, а затем на платформе 20 человек. А Иван Заикин (1880–1948) согнул в кольцо рельс. Якуба Чеховский на вытянутой руке проносил по кругу 6 гвардейцев, а по его груди проезжало три грузовых автомобиля с публикой, а также он держал помост с духовым оркестром из 30 музыкантов.
Александр Засс (Самсон) предлагал 25 фунтов стерлингов тому, кто собьет его с ног ударом кулака в живот. Участие могли принимать боксеры-профессионалы. Один известный боксер попробовал и повредил себе кисть. Кроме того, Засс, лежа голой спиной на доске, утыканной гвоздями, держал на груди камень весом 500 кг.
Атлет Николай Турбас одним мизинцем поднимал с пола трех зрелых мужчин, связанных полотенцем.
В июле 1907 года борец Терентий Корень вошел в клетку льва. Хищник бросился на атлета, когти и клыки «царя зверей» впились в тело атлета, но Корень рывком поднял огромного льва над головой и разбил его о землю. Он получил за свой «номер» единственную в своем роде награду-медаль: «Победителю львов».
Атлет Федор Весов в 1905 г. плечом сдвинул паровоз, а атлет Павел Касьянов, выступая на арене мадридского цирка, вышел на единоборство с разъяренным быком без шпаги, улучив момент, он одним ударом кулака убил быка.
Атлет Маор-Знаменский делал сальто с двухпудовыми гирями в каждой руке.
Черноморец Анатолий Протопопов в 1948 г. поднял на вытянутую руку двухпудовую гирю 1002 раза, а шахтер из Воркуты Виктор Таланцев поднял пудовую гирю 2500 раз.
16-летний Вепхил Сулуашвили протащил зубами за трос 40 метров четырехтонный грузовик.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Способности личности — творческие, индивидуальные, социальные
Способности личности – это особенности психики субъекта, которые влияют на успешность приобретения умений, знаний, навыков. Однако сами способности не сводятся к наличию таких умений, знаков и навыков. Другими словами, способность личности – это своеобразная возможность для приобретения умений и знаний. Способности проявляются только в такой деятельности, осуществление которой невозможно без их наличия. Они обнаруживаются не в умениях, знаниях и навыках, а в процессе их приобретения и входят в структуру личности. Способностями обладает каждый человек. Они образуются в процессе жизнедеятельности субъекта и изменяются совместно с изменениями жизненных объективных обстоятельств.
Развитие способностей личности
Способности в структуре личности являются ее потенциалом. Структурное строение способностей имеет зависимость от развития личности. Существует две степени формирования способностей: творческая и репродуктивная. На репродуктивной стадии развития индивид показывает значительное умение овладевать знаниями, деятельностью и реализовывать ее по явному образцу. На творческой стадии индивид способен создавать новое, уникальное. Соединение выдающихся способностей, которые обуславливают очень успешное, оригинальное и самостоятельное совершение различной деятельности носит название талант. Гениальность – высший уровень талантливости. Гениями называют тех, кто может создавать что-то новое в социуме, литературе, науке, искусстве и т.д. Способности субъектов неразрывно связаны со склонностями.
Способности личности к механическому запоминанию, ощущению, эмоциональной возбудимости, темперамента, психомоторики формируются на основе задатков. Возможности развития анатомических и физиологических свойств психики, которые обусловлены наследственностью, называют задатками. Развитие задатков зависит от тесного взаимодействия с окружающими обстоятельствами, условиями и средой в целом.
Совершенно ни к чему не способных людей не бывает. Главным является помочь индивиду найти свое призвание, раскрыть возможности и развить способности. Каждый здоровый человек имеет все необходимые общие способности для обучения и те способности, которые развиваются при определенной деятельности – специальные. Итак, главным фактором, влияющим на развитие способностей, является деятельность. Но для того, чтобы способности развивались, самой по себе деятельности мало, нужны еще определенные условия.
Способности нужно развивать с детства. У детей занятие каким-либо определенным видом деятельности должно вызывать позитивные, постоянные и сильные эмоции. Т.е. такая деятельность должна приносить радость. Дети должны чувствовать удовлетворение от занятий, что приведет к формированию стремления продолжать и дальше заниматься без принуждения со стороны взрослых.
Немаловажным в развитии способностей детей является творческое проявление деятельности. Так, например, если ребенок увлечен литературой, то для развития его способностей, необходимо, чтобы он постоянно писал сочинения, произведения, пусть и небольшие, с последующим их разбором. Огромную роль в развитии способностей младших школьников играет посещение различных кружков, секций. Не следует заставлять ребенка заниматься тем, что было интересно родителям в их детстве.
Деятельность ребенка должна быть организована так, чтобы она преследовала цели, немногим превосходя его возможности. Если дети уже проявили к чему-либо способности, то постепенно следует усложнять даваемые ему задания. Обязательно необходимо развивать у детей наряду со способностями и требовательность к себе, целеустремленность, настойчивость в стремлении одолеть трудности и критичность в суждении своих поступках и себя. Вместе с тем нужно формировать у детей верное отношение к их способностям, достижениям и успехам.
Самым главным в развитии способностей в раннем возрасте является искренняя заинтересованность своим малышом. Необходимо как можно больше уделять внимания своему ребенку, заниматься вместе с ним какой-либо работой.
Решающим критерием развития социума является воплощение способностей индивидов.
Каждый субъект индивидуален, а его способности отражают характер индивида, увлеченность и склонность к чему-либо. Однако реализация способностей непосредственно зависит от желания, регулярных тренировок и постоянного совершенствования в каких-либо конкретных областях. Если у индивида отсутствует увлеченность чем-либо или желание, то способности развить невозможно.
Творческие способности личности
Многие ошибочно полагают, что к творческим способностям относят только рисование, сочинительную деятельность и музыку. Однако, это абсолютно неверно. Так как, развитие творческих способностей личности тесно взаимосвязано с восприятием индивидом мира в целом и ощущения себя в нем.
Высшей функцией психики, отражающей действительность, являются творческие способности. С помощью таких способностей вырабатывается образ несуществующего в этот момент предмета или вообще никогда не существовавшего. В раннем возрасте в ребенка закладываются основы творчества, которые могут проявляться в формировании способностей к замыслу и его осуществления, в умении соединять свои представления и знания, в искренности передачи чувств. Развитие творческих способностей детей происходит в процессе различной деятельности, например, игры, рисование, лепка и т.д.
Индивидуальные особенности субъекта, которые обуславливают успешность выполнения индивидом какой-либо творческой деятельности называют творческими способностями. Они представляют собой объединение множества качеств.
Многие известные научные деятели в психологии объединяют способности к творчеству с особенностями мышления. Гилфорд (психолог из Америки) полагает, что творческим индивидам свойственно дивергентное мышление.
Люди, имеющие дивергентное мышление, при поиске решения какой-либо задачи не сосредоточивают все усилия на установлении единственного верного ответа, а ищут различные решения в соответствии со всеми вероятными направлениями и рассматривают множество вариантов. В основе творческого мышления лежит дивергентное мышление. Творческое мышление характеризуется быстротой, гибкостью, оригинальностью и законченностью.
А. Лук выделяет несколько разновидностей творческих способностей: нахождение проблемы там, где другие ее не замечают; сворачивание мыслительной деятельности, при этом трансформируя несколько понятий в одно; использование навыков, которые были приобретены при поиске решения одной проблемы к другой; восприятие реальности целиком, а не дробление ее на части; легкость в нахождении ассоциации отдаленными понятиями, а также умение выдавать необходимую информацию в определенную минуту; выбирать один из альтернативных вариантов решения задачи до его проверки; проявлять гибкость мышления; вводить новые сведения в уже существующую систему знаний; видеть вещи, предметы, такими как они есть на самом деле; выделять подмеченное из того, что предлагает интерпретация; творческого воображения; легко генерировать идеи; доработки конкретных деталей для оптимизации и совершенствования первоначальной идеи.
Синельников и Кудрявцев выделили две универсальные творческие способности, которые сложились в процессе исторического развития социума: реализм воображения и умение видеть целостность картины раньше, чем ее составные части. Образное, предметное схватывание некоторой значимой, общей закономерности или тенденции формирования целостного объекта, до того, как индивид имеет о ней четкое представление и может ввести ее в систему четких категорий логики, называется реализмом воображения.
Творческие способности личности – это совокупность черт и свойств характера, характеризующих уровень их соответствия определенным требованиям какого-либо вида учебной и творческой деятельности, которые определяют степень результативности такой деятельности.
Способности должны обязательно находить опору в естественных качествах личности (умениях). Они присутствуют в процессе постоянного усовершенствования личности. Сами по себе творческие способности не могут гарантировать творческое достижение. Для достижения необходим своеобразный «двигатель», который способен запустить в работу мыслительные механизмы. Для творческой успешности необходимы воля, желание и мотивация. Поэтому выделяют восемь компонентов творческих способностей субъектов: направленность личности и творческая мотивационная активность; интеллектуальные и логические способности; интуитивные способности; мировоззренческие свойства психики, моральные качества, способствующие успешной творческой и учебной деятельности; эстетические качества; коммуникативные способности; способность личности к самоуправлению своей учебной и творческой деятельностью.
Индивидуальные способности личности
Индивидуальные способности личности – это общие способности, которые обеспечивают успешность усвоения общих знаний и реализацию различных видов деятельности.
Каждый индивид имеет различные «наборы» индивидуальных способностей. Их сочетание формируется на протяжении всей жизни и обуславливает своеобразность и уникальность личности. Также и успешность какого-либо вида деятельности обеспечивается наличием различных сочетаний индивидуальных способностей, которые работают на результат такой деятельности.
В процессе деятельности одни способности имеют возможность заменяться другими, похожими по свойствам и проявлениям, но имеющие различия в своем происхождении. Успешность аналогичных видов деятельности могут обеспечиваться различными способностями, поэтому отсутствие какой-либо способности компенсируется другой или набором таких способностей. Поэтому субъективность комплекса или сочетания некоторых способностей, которые обеспечивают успешное выполнение работы, называют индивидуальным стилем деятельности.
Сейчас современные психологи выделяют такое понятие, как компетенция, которое означает интегративные способности, направленные на достижение результата. Иными словами – это необходимый набор качеств, нужных работодателям.
Сегодня индивидуальные способности личности рассматриваются в 2-х аспектах. Один основан на единстве деятельности и сознания, который сформулировал Рубинштейн. Второй рассматривает индивидуальные свойства в качестве генеза природных способностей, которые связаны с задатками и типологическими и индивидуальными особенностями субъекта. Несмотря на существующие различия в данных подходах, их связывает то, что индивидуальные особенности обнаруживаются и формируются в настоящей, практической социальной деятельности индивида. Такие умения проявляются в работоспособности субъекта, в активности, саморегуляции деятельности психики.
Активность является параметром индивидуальных особенностей, в ее основе лежит быстрота прогностических процессов и вариативность быстроты процессов психики. Так, в свою очередь, саморегуляция описывается воздействием совокупности трех обстоятельств: чувствительностью, конкретным ритмом установки и пластичностью.
Голубева связывает различные типы активности с преобладанием одного из полушарий мозга. Люди, с доминирующим правым полушарием, отличаются высокой лабильностью и активностью нервной системы, формированием невербальных познавательных процессов. Такие индивиды успешнее учатся, отлично решают поставленные задачи в условиях нехватки времени, отдают предпочтение интенсивным формам обучения. Люди, с преобладающим левым полушарием, отличаются слабостью и инертностью нервной системы, успешнее усваивают гуманитарные предметы, могут более успешно планировать деятельность, обладают более развитой саморегулирующей произвольной сферой. Отсюда следует сделать вывод, что индивидуальные способности личности имеют взаимосвязь с его темпераментом. Кроме темперамента, существует определенная взаимосвязь способностей и направленности личности, ее характера.
Шадриков полагал, что способность – это функциональная особенность, которая проявляется в процессе взаимодействия и функционирования систем. Например, нож способен резать. Отсюда следует, что сами способности в качестве свойств объекта обуславливаются его структурой и свойствами отдельных элементов структуры. Иными словами, индивидуальная психическая способность – это такое свойство нервной системы, в котором осуществляется функция отражения объективного мира. К ним относят: способности воспринимать, ощущать, мыслить и д.р.
Данный подход Шадрикова, позволил найти верное соотношение между способностями и задатками. Так как способности – это некоторые свойства функциональных систем, следовательно, элементами таких систем будут нейронные цепи и отдельные нейроны, которые специализируются согласно своему назначению. Т.е. свойства цепей и отдельных нейронов и являются специальными задатками.
Социальные способности личности
Социальные способности личности – это такие свойства индивида, которые приобретаются в процессе его развития и отвечают требованиям значимой социальной деятельности. Они изменяются в процессе воспитания и в соответствии с существующими социальными нормами.
В процессе социального общения социальные свойства более выражаются в совокупности с культурной средой. Одно из другого нельзя исключать. Так как именно социально-культурные качества играют основную роль в формировании субъекта как личности.
В процессах межличностного взаимодействия теряется социально-культурная ценность, и социальные способности не могут проявиться в полной мере. Применение индивидом социальных способностей позволяет обогатить свое социально-культурное развитие, улучшить культуру общения. Также их применение значительно влияет на социализацию субъекта.
Итак, социальные способности личности – это индивидуальные психологические особенности индивида, которые могут позволить ему жить в социуме, среди людей и являются субъективными обстоятельствами успешного коммуникативного взаимодействия и взаимоотношений с ними в любых видах деятельности. Они обладают комплексной структурой. Основой такой структуры являются: коммуникативные, социально-нравственные, социально-перцептивные свойства и способы их проявления в обществе.
Социально-перцептивные способности – это индивидуальные психологические свойства индивида, возникающие в процессе его взаимодействия и взаимоотношений с другими индивидами, обеспечивающие адекватное отображение их особенностей, поведения, состояний и отношений. Такой вид способностей заключает в себе и эмоционально-перцептивные.
Социально-перцептивные способности составляют сложную совокупность коммуникативных способностей индивида. Потому что именно коммуникационные свойства позволяют субъектам понимать и чувствовать другого, устанавливать взаимоотношения и контакты, без которых эффективное и полноценное взаимодействие, общение и выполнения совместной работы невозможно.
Профессиональные способности личности
Главным психологическим ресурсом, вкладывающим человеком в процесс труда и деятельности, являются профессиональные способности.
Итак, профессиональные способности личности – это индивидуальные психологические свойства индивида, которые отличают его от других и отвечают требованиям трудовой и профессиональной деятельности, а также являются главным условием выполнения такой деятельности. Такие способности не сводятся к конкретным умениям, знаниям, приемам и навыкам. Они формируются у субъекта на основе его анатомических и физиологических особенностей и задатков, однако в большинстве специальностей строго не обуславливаются ими. Более успешное выполнение того или иного вида деятельности чаще связано не с одной конкретной способностью, а с их определенным сочетанием. Именно поэтому профессиональные умения обуславливаются посредством успешной специализированной деятельностью и формируются в ней, однако имеют зависимость и от зрелости индивида, систем его отношений.
Деятельность, способности личности на протяжении жизни индивида регулярно меняются местами, являясь то следствием, то причиной. В процессе осуществления какого-либо вида деятельности в личности и способностях формируются психические новообразования, которые стимулируют дальнейшее развитие способностей. При ужесточении обстоятельств деятельности или при изменениях условий задач, самих задач может случиться включение различных систем способностей в такую деятельность. Вероятные (потенциальные) способности являются базисом новейших видов деятельности. Так как деятельность всегда подтягивается к уровню способностей. Итак, профессиональные способности – это и результат, и условие успешной трудовой деятельности.
Общечеловеческие способности – это такие психологические свойства, которые необходимы для вовлечения индивида в любую профессиональную и трудовую деятельность: жизнеспособность; трудоспособность; способность к саморегуляции и активности, которая включает в себя прогноз, предвосхищение исхода, целеполагание; способность к эмпатии, духовному обогащению, сотрудничеству и общению; способность ответственности за социальный исход труда и к профессиональной этике; способность к преодолению преград, помехоустойчивости, противостоянию неприятным обстоятельствам и условия.
На фоне вышеперечисленных способностей образуются и специальные: гуманитарные, технические, музыкальные, художественные и т.д. Это индивидуальные психологические характеристики, которые обеспечивают успешность произведения индивидом определенных видов деятельности.
Профессиональные способности личности образуются, основываясь на общечеловеческие способности, однако позднее их. Также они опираются и на специальные способности, если они возникли одновременно с профессиональными или раньше.
Профессиональные умения, в свою очередь, подразделяются на общие, которые определяются предметом деятельности в профессии (техника, человек, природа) и специальные, которые определяются конкретными условиями труда (нехватка времени, перегрузки).
Также способности могут быть потенциальными и актуальными. Потенциальные – проявляются при возникновении перед индивидом новых задач, которые требуют новых подходов к решению, а также при условии поддержки индивида со стороны, что создает стимул для актуализации потенциала. Актуальные – уже сегодня осуществляются в процессии деятельности.
Коммуникативные способности личности
В успехе индивида, определяющим фактором являются взаимоотношения и взаимодействие с окружающими субъектами. А именно – коммуникативные способности. От степени их развитости зависит успех субъекта в профессиональной деятельности и в других жизненных областях. Развитие таких способностей у индивида начинается практически с рождения. Чем раньше малыш сможет научиться говорить, тем легче ему будет взаимодействовать с окружающими. Коммуникативные способности субъектов образуются у каждого индивидуально. Определяющим фактором в раннем развитии этих способностей являются родители и взаимоотношения с ними, позже влияющим фактором становятся сверстники, а еще позже – коллеги и собственная роль в социуме.
Если в раннем детстве индивид не получает необходимой поддержки со стороны родителей и других родственников, то не сможет в дальнейшем приобрести нужный коммуникативный навык. Такой ребенок может вырасти неуверенным в себе и замкнутым. Следовательно, его коммуникативные способности будут на низком уровне развития. Выходом из такой ситуации может служить развитие коммуникативных навыков в обществе.
Коммуникативные способности имеют определенную структуру. В них входят следующие способности: информационно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная.
Умение начать и поддержать беседу, грамотно ее завершить, привлечь интерес собеседника, применять невербальные и вербальные средства для общения называются информационно-коммуникативными способностями.
Возможность улавливания эмоционального состояния партнера по общению, правильное реагирование на такое состояние, проявление отзывчивости и уважения к собеседнику – это аффективно-коммуникативная способность.
Умение помогать собеседнику в процессе общения и принимать поддержку и помощь от других, способность к решению конфликтов, применяя адекватные методы, называется регуляционно-коммуникативными способностями.
Интеллектуальные способности личности
В психологии различают два мнения о природе интеллекта. Одно из них утверждает, что есть общие условия интеллектуальных способностей, по которым судят об интеллекте в общем. Объектом изучения в этом случае будут ментальные механизмы, определяющие интеллектуальное поведение индивида, его способность к адаптации к окружающей среде, взаимодействие его внешнего и внутренних миров. Другое предполагает присутствие множества структурных компонентов интеллекта, не зависящих друг от друга.
Г. Гарднер предложил свою теорию о множественности интеллектуальных способностей. К ним относят лингвистические; логико-математические; создание в уме модели расположения предмета в пространстве и ее применение; натуралистические; корпусо-кинестетические; музыкальные; умение понимать мотивацию поступков других субъектов, способности формирования правильной модели себя и применение такой модели для более успешной реализации себя в обыденной жизни.
Итак, интеллект – это уровень развития мыслительных процессов индивида, которые обеспечивают возможность приобретения новых знаний и их оптимально применять на протяжении жизни и в процессе жизнедеятельности.
По мнению большинства современных ученых, общий интеллект реализуется, как универсальная способность психики.
Интеллектуальные способности – это особенности, которые отличают одного индивида от другого, возникающие на основе задатков.
Интеллектуальные способности группируются в более широкие области и могут проявляться в различных сферах жизнедеятельности индивида, его социальной роли и статусе, моральных и нравственных качествах.
Таким образом, следует сделать вывод, что интеллектуальные способности обладают достаточно сложной структурой. Интеллект личности проявляется в способности индивида к мышлению, принятию решений, целесообразности их применения и использования для успешной реализации конкретного вида деятельности.
Интеллектуальные способности индивида заключают в себе огромное количество различных компонентов, тесно взаимосвязанных между собой. Они реализуются субъектами в процессе проигрывания им различных социальных ролей.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
определение основных понятий и проблемы измерений (стр. 1 из 2)
Кряжев В.Д.
Движение в широком, философском понимании слова — это форма существования материи. Изучая движения человека, и особенно методы их совершенствования, необходимо рассматривать и учитывать не только простейшую, механическую форму движения -перемещения тела и его звеньев в пространстве, но и метаболическую, являющуюся источником механических перемещений, а также психическую, порождающую мотивы и цели двигательных действий (1).
Двигательные действия — это целенаправленная деятельность человека, осуществляемая посредством системно-организованного комплекса движений для достижения заданной результативности (2). По образному выражению Н.А. Бернштейна, «в норме человек производит не простые движения, а всегда действия» (3).
Действия человека всегда имеют цель. Из действий человека складывается его двигательная деятельность.
В практике физического воспитания особенности проявления двигательной деятельности принято называть двигательными (физическими) качествами (4).
Способность двигаться дана человеку от природы. Эту врожденную и генетически обусловленную способность человека к движениям принято называть двигательной функцией (5).
По отношению к понятию «двигательная функция» применимы такие термины, как «развитие», «ослабление», «частичная или полная утрата», «восстановление».
В детском и юношеском возрасте наблюдается значительная перестройка движений, их совершенствование. Это объясняется в первую очередь возрастными изменениями растущего организма. В этом возрасте происходит естественное развитие двигательных возможностей, под которыми понимается комплекс морфофункциональных особенностей организма, физических качеств, двигательных навыков, умений и состояния здоровья, позволяющий производить двигательные действия с желаемыми количественными и качественными характеристиками.
По отношению к понятию «двигательные возможности» подходят такие термины, как «развитие», «сохранение», «восстановление», и даже «раскрытие» (6).
Естественное развитие (двигательных возможностей, физических качеств) — это процесс их возрастного преобразования в определенных условиях жизни (социальные, бытовые условия, трудовая и двигательная активность, уровень физического воспитания, режим труда и отдыха) (7).
На ранних этапах онтогенеза естественное развитие часто дополняется целенаправленным (стимулированным) развитием двигательных возможностей посредством систематического организованного процесса обучения и тренировки.
Процесс развития двигательных возможностей и проявление их в спортивном результате зависят от двигательного потенциала.
Двигательный (кинезиологический) потенциал — это морфофункционально, биомеханически и психологически обеспеченный системно-функциональный комплекс умений и навыков производства целенаправленных двигательных действий с заданными количественными и качественными характеристиками (7).
Двигательное умение — это сознательно организуемое и контролируемое действие, обеспечивающее достижение желаемой двигательной цели.
Двигательный навык — это произвольное действие, способы выполнения которого протекают автоматически (4).
Важно рассмотреть взаимоотношения понятий «двигательная функция», «двигательные возможности» «двигательные (физические) качества», «двигательные способности».
Понятие «двигательная функция», как правило, отражает лишь качественную сторону способности человека к движению. Двигательная функция или «ослаблена», или «усилена», «утрачена», или «восстановлена».
Двигательные возможности в отдельных случаях могут иметь и количественное выражение, особенно если говорить о конкретном виде деятельности.
Понятие «двигательные возможности» близко по своему значению к понятию «двигательный потенциал», но несколько шире последнего.
Например, в спортивной практике известно, что в результате микротравмы спортсмен может настолько снизить свои двигательные возможности, что даже не может выступать в соревнованиях. При этом его двигательный потенциал остался тем же. Часто вмешательство врача (например, «заморозка») позволяет быстро восстановить двигательные возможности, и спортсмен удачно выступает.
Поэтому состояние здоровья является составной частью двигательных возможностей. Здоровье — это психофизическое состояние человека, характеризующееся отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания (8).
В теории и методике физического воспитания чаще оперируют термином «физическое состояние», которое характеризуется телосложением и составом тела, состоянием здоровья, уровнем развития физических качеств (9).
Двигательные способности, по В.И. Ляху (10), — это индивидуальные особенности, определяющие двигательные возможности. О способностях судят по достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо деятельности. Если человек быстрее овладевает движением, более качественно его выполняет, то у него двигательные способности выше. Таким образом, способности — это не только умения и навыки, это характеристика того, как быстро и легко человек может приобретать эти навыки.
Двигательные (физические) качества — искусственно выделенные с помощью математического и логического аппарата в «чистом» и обобщенном виде возможности человека проявлять силу, быстроту, подвижность, выносливость, координацию и др. (11, 12, 13).
По отношению к физическим качествам применимы понятия «развитие», «совершенствование». А вот термин «воспитание» больше подходит к личности.
Двигательные качества взаимосвязаны и совместно с морфофункциональными особенностями и навыками составляют единый комплекс двигательных возможностей человека.
Остановимся подробнее на проблеме «раскрытия» двигательных возможностей. В теории и методике физического воспитания этот термин новый и впервые введен И.П. Ратовым (6). Дето в том, что перспективы двигательного совершенствования человека обычно усматриваются в тех действиях, которые представляют собой следствие возросших и доведенных до уровня подлинного мастерства умений. Именно умения, отшлифованные до высшего исполнительского уровня, отличают свойственные человеку проявления его деятельности от закрепленных эволюцией действий животных.
Таким образом, резервы двигательных возможностей человека в наибольшей мере могут быть вскрыты при выполнении таких действий, которые не являются повторением естественных, повседневно встречающихся в ходе эволюции движений, а представляют собой синтез новых двигательных актов.
Примером этого служит открытый нами совместно с И.П. Ратовым феномен «нелинейной биомеханико-энер-гетической экономизации» (14), проявляющийся при использовании динамической электростимуляции в велосипедном педалировании (15).
Данный феномен проявился в существенном снижении потребления О2 на одной и той же скорости педалирования при электростимуляции мышц нижних конечностей в фазах двигательного цикла или же при увеличении мощности педалирования на 50 Вт при том же уровне потребления О2. Так как мощность стимуляционного электрического импульса не превышала 1,5 Вт, то он не мог рассматриваться как энергетическая составляющая, а лишь как управляющее воздействие, изменяющее внутримышечную и межмышечную координацию, направленную на перераспределение усилий в цикле педалирования. Такое увеличение выходной механической мощности позволило спортсменкам превысить уровень мировых рекордов в гите на 1000 м (16). Выявленный феномен указывает на возможность «раскрытия» еще не использованных двигательных возможностей, закрепленных в генетическом аппарате человека, но проявление которых затруднено сложившимися и закрепленными многократным повторением двигательными координа-циями.
В теоретическом плане «двигательные возможности» -величина интегральная и должна описываться суммой значений многопараметрических функций взаимосвязи результативности двигательных действий и набора показателей морфофункциональных возможностей и масс-инерционных характеристик опорно-двигательного аппарата, где двигательные навыки и умения, а также состояние здоровья выступают в качестве коэффициентов реализации.
Понятно, что такое измерение двигательных возможностей весьма затруднено, поэтому на практике обычно говорят о двигательных возможностях в каком-либо виде двигательной деятельности и судят по показателям ее результативности.
В литературе накоплен громадный материал, характеризующий двигательные возможности людей разного возраста, пола, профессии, проживающих в различных регионах страны (17, 18). Однако практически нигде не приводятся интегративные величины двигательных возможностей, раскрывающие все стороны моторики человека. И это понятно, так как полное описание двигательных проявлений должно включать измерение всех степеней свободы двигательного аппарата человека, число которых — около десяти тысяч.
Наиболее понятно и просто измеряются двигательные возможности у людей с ограниченной двигательной функцией. В этом случае используется ограниченный набор описаний двигательных проявлений: умеет ли человек стоять, сидеть, держать голову, ходить, бегать.
Для описания двигательных возможностей здорового человека необходимо использовать до сотни двигательных тестов (18).
На практике, в результате использования факторного анализа, удалось выделить значительно меньшее количество тестов, которые объединяют в себе группы двигательных проявлений и объясняют наибольший процент вариаций измеряемых величин (11, 12, 18). Эти тесты используются для оценки и мониторинга уровня физической подготовленности населения.
Человеческий потенциал — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Потенциал.
- У этого термина есть также другие значения, см.: Человеческий потенциал (значения)
Человеческий потенциал — качества людей (человека), принципиально влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены в той или иной сфере (области) деятельности.
В настоящее время нет однозначного понимания, что такое человеческий потенциал. Встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал», «трудовой потенциал», «кадровый потенциал» и так далее. Человеческий потенциал (в общем значении) — способность человека (индивида) либо человечества (совокупность индивидов) проявить теоретические возможности на практике… (SW). В литературе встречаются другие названия — Человеческий фактор, Человеческий капитал.
Особенно часто человеческий потенциал путают с человеческим капиталом. Человеческий капитал является важной (но не единственной) формой проявления человеческого потенциала в системе рыночных отношений. И связан с получением потока доходов благодаря эффективности вложений в развитие профессиональных качеств его носителя. При этом сами по себе расходы на образование и так далее — не являются гарантией прироста человеческого капитала, поскольку между данными факторами, хотя и может прослеживаться статистическая корреляция, отсутствует устойчивая причинно-следственная связь. То есть инвестиции в образование представляют собой лишь возможные выгоды в будущем, а к сфере возможного относится понятие «потенциал», — следовательно, здесь следует оперировать термином «человеческий потенциал», а не «человеческий капитал».
Заметим, что ценность человеческого потенциала не может выражаться лишь в стоимостных показателях. Более того, его в принципе нельзя свести только к количественной оценке, поскольку методов непосредственного измерения возможностей не существует. Но на современном этапе исследований для понимания феномена человеческого потенциала важна не столько формально исчисленная неким образом его величина, сколько оценка качества социальной жизни и существующих экономических условий для формирования и реализации потенций человека в трудовой или иной общественно-признаваемой деятельности. Если такие условия есть, то человеческий потенциал может реализоваться как человеческий капитал, выступая источником дохода для своего носителя, экономического роста и социального прогресса — для общества.[1]
Оценка ситуации в России[править | править код]
В России такие условия еще не созданы[источник не указан 2041 день]. На большинстве предприятий по-прежнему используется дешёвый труд, а заработная плата рассматривается как источник экономии издержек производства, а не вид инвестиций[источник не указан 2041 день]. Поэтому, говорить о том, что наёмная рабочая сила (также являющаяся одной из социально-экономических форм бытия человеческого потенциала в системе рыночных отношений) воспроизводится в форме капитала, а не товара, в подобных обстоятельствах оснований нет.
Системная природа человеческого потенциала[править | править код]
Феноменология человеческого потенциала обладает следующей спецификой:
- Системность: человеческий потенциал обладает системными свойствами, и не может сводиться к простой сумме перечня качеств людей.
- Внешняя обусловленность: для формирования и реализации человеческого потенциала определяющее значение, как правило, имеют «внешние» по отношению к нему условия и факторы, характер среды его существования.
- Непрозрачность: для человеческого потенциала характерно наличие скрытых свойств, которые при изменении определенных условий могут проявиться.
- Стратегичность: свойства человеческого потенциала обуславливают возможности человеческого развития как на ближайшую перспективу, так и в более отдаленном будущем.
Человеческий потенциал нации — это интегральная форма многообразных явных и скрытых свойств населения страны, отражающая уровень и возможности развития её граждан при определенных природно-экологических и социально-экономических условиях.[2]
Современные исследования (А. Сен, М. Уль-Хак и др.)[править | править код]
Тема «человеческого потенциала» нашла отражение в концепции «человеческого развития» (Human Development), получившей в последние годы широкое признание, в том числе благодаря теоретическим разработкам индийского ученого, лауреата Нобелевской премии по экономике (1998) Амартии Сена. В своих исследованиях А. Сен использовал подход «с точки зрения возможностей» (capability approach) и обосновал положение о том, что процесс развития — это не возрастание только материального или экономического благосостояния, а расширение возможностей человека, которое подразумевает «большую свободу выбора, чтобы каждый мог выбирать из большого числа вариантов ту цель и тот образ жизни, которые он считает предпочтительными».
Доход, согласно концепции человеческого развития — это только один из выборов, которым бы хотел обладать человек, и, несмотря на всю его значительность, он не определяет всю сложность и многообразие человеческой жизни.
Согласно выводам А. Сена экономический рост может способствовать человеческому развитию тогда, когда он обеспечивает не только повышение дохода на душу населения, но и позволяет иметь достаточный уровень государственных расходов, которые инвестируются в социальную сферу (а не в вооружение! [3]), а также сопровождается справедливым распределением ресурсов в экономике.
Концептуальная схема человеческого развития[править | править код]
Концептуальные разработки А. Сена получили продолжение в ежегодных докладах международной организации «Программа развития ООН» (ПРООН) «Отчёт о развитии человечества», первый из которых был подготовлен в 1990 группой исследователей под руководством друга А. Сена, выдающегося пакистанского экономиста Махбуба уль-Хака. Разрабатываемая в докладах ПРООН концепция человеческого развития исходит, в первую очередь, из необходимости поиска баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Государственная политика, ориентированная на рост и эффективность, не всегда учитывает жизненно важные потребности той части общества, которая неспособна самостоятельно решить проблему их удовлетворения. Но, с другой стороны, переложение ответственности за удовлетворение потребностей членов общества на государство способно порождать иждивенческие настроения, что неизбежно снижает индивидуальную экономическую активность. Поэтому предлагается исходить из того, что государство обеспечивает не столько равенство потребления, сколько равенство возможностей, прежде всего в сфере образования, здравоохранения, безопасности, политических и гражданских прав.
Концептуальная схема человеческого развития, предлагаемая «Программой развития ООН», строится на следующих основных принципах:
- Производительность труда (люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности и участвовать в процессе формирования дохода, поэтому экономический рост, динамика занятости и оплаты труда являются составляющими моделей человеческого развития).
- Равенство возможностей (ликвидация барьеров, связанных с расой, полом, местом проживания, уровнем благосостояния, которые препятствуют участию в политической, социальной и экономической жизни).
- Устойчивость развития (отсутствие финансовых, социальных, демографических, экологических долгов, по которым придется платить будущим поколениям, обеспечение справедливого распределения возможностей развития между поколениями).
- Расширение возможностей (содействие самостоятельности, повышение ответственности людей за свою судьбу, активное участие населения в процессах принятия решений и повышение роли гражданского общества).
- Общественные благополучие (необходимость в социально ответственных формах развития свободных рыночных отношений, наличие чувства социальной сплоченности).
Российский вклад[править | править код]
В России тематика человеческого развития, оставаясь вполне прагматической и увязанной с социально-экономическими задачами, приобрела новое качество и вызвала к жизни теоретические разработки концепций «человеческого потенциала», в частности, активированные Институтом человека (до 2004) и Институтом философии РАН. Разработки российских исследователей существенно обогатили концепцию человеческого развития в теоретико-методологическом (применением тезаурусного подхода, концепции социального проектирования, теории молодежи и пр.) и прикладном плане (в области гуманитарной экспертизы). Сегодня и в нашей стране, и за рубежом, появляется все больше сторонников понимания экономического развития как, прежде всего, человеческого развития, расширения функций и потенций человека, накопления человеческого потенциала и его использования в расширенном общественном воспроизводстве в интересах каждого члена общества.
Критерии оценки человеческого потенциала[править | править код]
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП, Human Development Index) используется «Программой развития ООН» для сопоставления уровня развития разных стран. ИРЧП рассчитывается, исходя из
- экономических (ВВП на душу населения по паритетной покупательной способности),
- социальных (уровень грамотности взрослого населения страны и совокупная доля учащихся, О (образование))
- и демографических показателей (средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении, Ж):
ИРЧП = 1/3 (Ж + О + ВВП на душу населения)
Три составляющие этого индекса можно трактовать как ресурсы человеческого развития, — чем выше значения этих составляющих, тем больше возможности для реализации потенциала человека. При этом дефицит каждого вида ресурсов существенно ограничивает — если не делает вообще невозможным — развитие человека. Многие российские аналитики считают этот перечень ресурсов недостаточным и предлагают использовать более развернутую совокупность характеристик человеческого потенциала (В.М. Петров, Н.М. Римашевская, Б.Г. Юдин, А. Барышева, Б. Корнейчук и др.).
- Сен А. Об этике и экономике. — М.: Наука, 1996.
- Сен А. Развитие как свобода. — М.: Новое издательство, 2004.
- Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1999.
- Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерение: Сборник научных работ / под ред. Б. Г. Юдина. — М.: Институт человека РАН, 2002.
- Доклады «Программы развития ООН» «…О развитии человечества»: [1], [2].
- Интернет-портал «Человеческий потенциал России»: www.hdirussia.ru.
- Зеленкова И. Л.. Этика. — Мн., 2004: [3].