Что входит в социальную политику государства: Социальная политика государства – понятие, принципы формирования, механизмы реализации
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Социальная политика государства
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Государственная
социальная политика
– это деятельность государства, ставящая
своей целью ослабление дифференциации
доходов, смягчение противоречий между
участниками рыночной экономики и
предотвращение конфликтов на экономической
почве.
Можно выделить
два основных типа социальной политики:
остаточная социальная политика и
институциональная социальная политика.
Остаточная
социальная политика
выполняет функции, которые не может
должным образом выполнить рынок. Она
ограничена по своим масштабам, методы
этой политики в основном пассивные
(пособия, выплаты, талоны на бесплатное
питание) и имеют компенсационный
характер. Можно сказать, что голодному
дают рыбу, а не удочку. Политика этого
типа распространена в США.
Институциональная
социальная политика является более
конструктивной, перераспределяет
национальный доход в пользу беднейших
слоев. В ней преобладают активные
инструменты (расширение занятости,
переобучение, помощь в поиске работы
больным и инвалидам). Наибольшее развитие
получила в Швеции.
В России социальная
политика за годы реформ полностью
разрушена, а сейчас, развивается в
сторону модели остаточного типа.
Основная социальная
проблема – проблема бедности. Бедность
– это те границы семейного дохода, за
которыми не обеспечивается воспроизводство
населения.
Этот уровень должен выступать как
прожиточный минимум. Мировая практика
показывает, что существует две стратегии
государственной помощи бедным:
гарантирующий и не гарантирующий
минимальный доход на уровне черты
бедности. В России размер всех минимальных
социальных выплат не связан со стоимостной
оценкой черты бедности и намного ниже
бюджета прожиточного минимума.
Основными
направлениями социальной политики в
России являются:
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
1. Защита денежных
доходов от инфляции с помощью индексации.
2. Социальное
страхование, которое распространяется
на работающих членов общества. В нем
участвуют три стороны: работодатель,
работник, государство. Задачей является
поддержание уровня жизни в случае утраты
трудоспособности и заработка по
основаниям, предусмотренным законом:
старость, болезнь, травма, материнство,
безработица.
3. Социальная
помощь, которая не носит постоянного
характера и не распространяется на всех
нуждающихся. Предполагает заявительный
характер и проверку нуждаемости, величины
доходов и имущества. Социальная практика
стран с рыночной экономикой свидетельствует:
степень социальной
поддержки населения (в первую очередь
предоставление социально значимых
услуг – образование, здравоохранение,
культура) не является прямой функцией
уровня экономического развития, хотя
и зависит от него. Это означает, что
даже не очень богатая страна может
обеспечить своих граждан социально
значимыми услугами;
существует прямая
зависимость между показателями качества
жизни и масштабами перераспределения
государством национального дохода.
Чем активнее перераспределительная
деятельность государства, тем выше
уровень жизни среднего гражданина;общество всегда
стоит перед выбором: рост личных доходов
или повышение уровня удовлетворения
на льготных условиях социально значимых
потребностей всего общества;чрезмерный
патернализм (помощь государства) может
сковать предприимчивость и породить
социальное иждивенство.
НЕОБХОДИМОСТЬ • рыночный if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";} window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})}); window.addEventListener("load",()=>{ var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true); • стандартный • не малоимущих, | ||
Социальная | целенаправленная («социальная Социальные • • • деятельности. | |
Роль | 1) роста: благосостояния; 2) экономического уровня развития участникам очередь | |
Масштабы | определяются | |
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";} window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})}); window.addEventListener("load",()=>{ var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true); расширенная | • • • государства | |
остаточная | • • • характера | |
ПОКАЗАТЕЛИ (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ | ||
Уровень | отражает | |
• товарами и • структура | ||
Для | ||
Потребительская корзина | набор • • • услуги | |
основа | Минимальный потребительский if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";} window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})}); window.addEventListener("load",()=>{ var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true); условия жизни Физиологический Рациональный | |
Качество | совокупность | |
• • • времени; • квалификации; • • • • права | ||
Обобщающий | индекс человеческого 1) 2) 3) (25 | |
меньше 0.5 больше |
19. Важнейшие цели и субъекты социальной политики соц.Государства.
Социальная
политика — это деятельность государства,
других экономических субъектов,
направленная на обеспечение условий
для удовлетворения потребностей и
повышения благосостояния населения,
создания системы социальных гарантий.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Социальная
политика осуществляется на различных
уровнях:
• всемирная
поддержка предпринимательской
деятельности и благотворительных
организаций;
• макрорегиональная
и общегосударственная политика;
• интерреализация
межгосударственной социальной политики.
Объектом
социальной политики выступает все
самодеятельное население, социальные
общности и отдельные граждане, объединенные
конкретными связями и отношениями.
Субъектами социальной политики являются
государственные органы власти, организации
и учреждения, а также действующие в
социальной сфере негосударственные
общественные организации и объединения
граждан.
Социальная
политика осуществляется в основных
сферах социальных отношений в следующих
направлениях:
оплата
и охрана труда;
рынок
труда, занятость и безработица;
регулирование
доходов и потребления товаров массового
спроса;
пенсионное
обеспечение;
социальное
вспомоществование и предоставление
адресной социальной помощи;
социальное
страхование;
социальное
обслуживание — обеспечение жильем,
коммунальными и бытовыми услугами;
образование
и профессиональная подготовка,
переподготовка и повышение квалификации;
наука;
здравоохранение;
культура;
физическая
культура, спорт и туризм;
демография,
семья, материнство, отцовство, детство
и молодежь;
экологическая
безопасность, защита от природных и
техногенных аварий и катастроф;
защита
социальных прав всех категорий граждан
Таким
образом, важнейшей целью социальной
политики является обеспечение более
полного удовлетворения членами общества
своих жизненных потребностей. В социальной
политике воплощается забота общества
о своих членах, нуждающихся в поддержке
и помощи. При этом используется имеющийся
финансово-экономический потенциал.
Такая помощь, в общем, виде может быть
названа социальным вспомоществованием.
Следует, что социальная политика призвана
обеспечивать удовлетворение жизненных
потребностей не всех людей, а лишь тех,
которые не могут в силу объективных
обстоятельств обеспечить их самостоятельно.
В отношении же трудоспособных людей,
роль социальной политики заключается
в том, чтобы создавать благоприятные
условия для людей, позволяющие им решать
свои проблемы. Социальная политика
оказывает регулирующее воздействие на
многие проблемы, в том числе и на связанные
с оплатой труда.
Цели
социальной политики:
• обеспечение
определенного уровня потребления;
• нейтрализация
негативных последствий рыночной
экономики;
• обеспечение
благоприятных условий жизни и труда
всего населения.
Субъекты
социальной политики: Государство,
Субъекты федерации, Органы местного
самоуправления, Внебюджетные социальные
фонды, Профсоюзные и иные общественные
организации, Политические партии.
20) Система соц.Стандартов как основа соц.Пилитики соц.Государства (на основании анализа тенденций рос. И зарубежного опыта).
В
установлении государственных социальных
стандартов существует два подхода, в
соответствии с которыми государственные
социальные нормативы разделяются на
две группы. Первая – это стандарты,
ориентированные на обеспечение
минимальных социальных гарантий. К ним
относятся:
– прожиточный
минимум различных категорий населения;
– минимальный
размер оплаты труда;
– ставка
первого разряда единой тарифной сетки;
– минимальный
размер пенсий;
– минимальные
значения ряда социальных пособий;
– нормы
обеспечения бесплатными образовательными
и медицинскими услугами;
– нормативы
социального обслуживания инвалидов,
престарелых, детей, оставшихся без
попечения родителей, и другие категории
населения.
Ко
второй группе относятся «рациональные»
или средние стандарты, являющиеся
индикаторами реально сложившейся
социальной ситуации и нормами социального
благополучия. К этой группе стандартов
относятся, например:
– средняя
заработная плата;
– средний
размер пенсий;
– средняя
обеспеченность жильем;
– среднедушевой
доход;
– средние
значения показателей качества жизни.
В
отличие от нормативов первой группы
стандарты второй группы, как правило,
не являются нормами, а выступают именно
как индикаторы уровня удовлетворения
социальных потребностей.
Система
социальных стандартов включает в себя:
государственные
социальные стандарты, определяющие
степень участия государства в реализации
социальных прав граждан России;
социальные
стандарты, обеспечиваемые финансовыми,
организационными, информационными и
другими ресурсами бизнес-структур;
социальные
стандарты, осуществляемые за счет
собственных средств и возможностей
самого гражданина.
Политика
прожиточного минимума характерна не
только для развивающихся стран и стран
с переходной экономикой, но свойственна
и развитым странам – минимальный
гарантированный доход (МГД) во Франции
и вэлфэр (государственное пособие,
обеспечивающее минимальный прожиточный
уровень) в США. МГД является правом,
поскольку его можно интерпретировать
как институализацию особого рода
социального долга. Общество не может
допустить смерть инвалида из-за того,
что он не имеет средств к существованию.
Во Франции система минимального
гарантированного дохода существует с
1988 г. В США вэлфэр до сих пор является
универсальной формой социального
вспомоществования.
Минимальные
социальные стандарты по содержанию
являются исходной точкой для социальной
политики. Их экономическое государственное
обеспечение не подвергается сомнению,
а роль социального государства сводится
к сокращению количества людей, имеющих
доход ниже прожиточного минимума.
Очевидно,
что и проведение реформ в этой ситуации
имеет свои особенности, тем более важные
для стран с переходной экономикой,
поскольку старые механизмы в определенной
степени разрушены, а новые еще не созданы.
В условиях массовой нищеты главной
задачей государства становится
недопущение наличия категории людей,
находящихся за гранью выживания, и
создание условий для повышения уровня
жизни всего населения. Именно уровень
жизни становится интегральным стандартом
в условиях социально-экономического
кризиса.
О
том, что средние стандарты жизни и прежде
всего среднедушевой доход являются
основой политики социального государства,
свидетельствует опыт последнего
десятилетия большинства развитых стран,
которые после отказа от модели общества
всеобщего благоденствия повсеместно
предприняли попытку переориентации
социальной политики от минимальных
социальных стандартов к стандартам
приемлемого уровня жизни.
«Благополучные»
государства, будучи неспособны обеспечить
всеобщее благоденствие за счет
государственной благотворительности,
изменили социальную политику в сторону
отказа от минимальных социальных
стандартов и замены их нормами,
стимулирующими индивидуальную активность
и ответственность, исключения
иждивенчества. Начиная с 80-х годов XX в.
происходит интенсивная замена принципа
распределительной справедливости
принципами коммутативной справедливости.
Наиболее наглядно эта тенденция
проявилась в США в стремлении заменить
вэлфэр на workfare (вспомоществование через
предоставление работы).
Другими
словами, минимальные социальные стандарты
начинают играть роль технических
индикаторов, а нормативами становятся
приемлемые стандарты жизни, обеспечиваемые
активной деятельностью индивида. Или,
по известной аналогии, социальное
государство борется не за то, чтобы не
было бедных, а за то, чтобы все были
богатыми.
Наличие
за чертой бедности значительной части
населения свидетельствует не только
об экономическом упадке, но и о том, что
механизмы перераспределения общественного
богатства в стране неэффективны. Ярким
аргументом неадекватности механизмов
общественного перераспределения в
Российской Федерации являются приведенные
ниже данные о дифференциации доходов
групп 10% самых бедных и самых богатых
(табл. 3, 4), где приводятся данные о
диапазоне неравенства в 11 раз!
Одним
из наиболее употребительных показателей
дифференциации доходов является децильный
(или фондовый) коэффициент,
выражающий
соотношение между средними доходами
10% наиболее высокодоходных граждан и
средними доходами 10% наименее обеспеченных.
Для
характеристики распределения совокупного
дохода между группами населения
используется индекс концентрации
доходов населения (коэффициент
Джини). Чем
больше этот коэффициент, тем сильнее
неравенство, т.е. тем выше степень
дифференциации общества по уровню
доходов. При выравнивании доходов в
обществе этот показатель стремится к
нулю.
Мировая
теория и практика выработали предельно
критические значения отдельных
показателей дифференциации доходов.
Так, децильный коэффициент не должен
превышать 10, в противном случае происходит
резкое противопоставление людей по
имущественному и социальному положению.
Как видно из данной таблицы, степень
дифференциации доходов в РФ превысила
сегодня эти предельно критические
величины.
В
этих условиях стремление государства
обеспечить достижение минимальных
стандартов уровня жизни через систему
социальной поддержки заведомо обречено
на провал, поскольку требует
институциональных политических и
экономических преобразований. Нет
оснований надеяться и на то, что в
условиях экономического кризиса
государство способно взять на себя
дополнительные социальные обязательства
и новые социальные функции, свойственные
развитому социальному государству.
Билет №57. Социальная политика государства. Задачи и направления.
Социальная
политика— политика в
области социального развития и социального
обеспечения; система проводимых субъектом
хозяйствования (обычно государством)
мероприятий, направленных на улучшение
качества и уровня жизни определённых
социальных групп, а также сфера изучения
вопросов, касающихся такой политики,
включая исторические, экономические,
политические, социально-правовые и
социологические аспекты, а также
экспертизу причинно-следственных связей
в области социальных вопросов. Вместе
с тем следует учитывать, что нет
устоявшегося мнения относительно того,
что следует понимать под выражением
«социальная политика». Так, этот термин
нередко используется в смысле социального
администрирования по отношению к тем
институционализированным (то есть
закреплённым в правовом и организационном
плане) социальным услугам, которые
обеспечиваются государством. Такое
использование термина некоторые авторы
считают ошибочным.
Чаще
под социальной политикойв
прикладном, практическом смысле
(контексте) понимают совокупность
(систему) конкретных мер и мероприятий,
направленных на жизнеобеспечение
населения. В зависимости от того, от
кого исходят эти меры, кто их главный
инициатор (субъект), различают
соответствующие виды социальной политики
— государственная (федеральная),
региональная, муниципальная, корпоративная
и т.д. В широком смысле и с научных позиций
— это не столько система мер и мероприятий,
сколько система взаимоотношений и
взаимодействий между социальными
группами, социальными слоями общества,
в центре которых и главная их конечная
цель — человек, его благосостояние, социальная
защита и социальное развитие,
жизнеобеспечение и социальная безопасность
населения в целом.
Традиционными
сферами социальной политики считаются
следующие: образование, здравоохранение,
жильё и социальное страхование (включая
пенсионное обеспечение и индивидуальные
социальные услуги)
Свою
социальную политику государство обычно
проводит через местные и региональные
органы власти. Финансируется государственная
социальная политика из государственного
бюджета. Объектами социальной политики
государства обычно являются крупные
социальные группы, соответствующие
либо идеологическим установкам
государства на данный момент, либо
ценностным ориентациям общества на
долговременную перспективу.
Цель
социальной политики государствасостоит в улучшении здоровья нации, в
обеспечении достаточного дохода и
социальной поддержки в определённых
неблагоприятных жизненных ситуациях
и, в целом, в создании для населения
благоприятной социальной атмосферы в
обществе.
Социальная
политика является составной частью
общей стратегии
государства, относящейся к социальной
сфере: целенаправленная деятельность
по выработке и реализации решений,
непосредственно касающихся человека,
его положения в обществе; по предоставлению
ему социальных гарантий с учетом
особенностей различных групп населения
страны проводимая правительством, всеми
ветвями и органами власти, опирающаяся
на широкую общественную поддержку
социальная политика предназначена
аккумулировать, фокусировать, отражать
обстановку в стране и ситуацию в обществе,
потребности и цели социального развития.
Стратегия
социальной политики — это генеральное
решение системы социальных проблем
страны на данном конкретно-историческом
этапе её развития.
При
разработке и реализации социальной
политики с необходимостью встаёт вопрос
о социальных приоритетах, то есть
социальных задачах, которые признаются
обществом на данном этапе его развития
наиболее настоятельными и срочными,
требующими первоочередного решения. В
качестве главных приоритетов социальной
политикиможно выделить:
обеспечение человеку от рождения до
старости нормальных условий жизни и
развития;создание условий для функционирования
семьи как первичной ячейки общества,
особое внимание оказывать матерям;обеспечение экономической безопасности,
надежная защита конституционных прав
и свобод граждан;обеспечение эффективной защищенности
населения: повышение качества социальной
защиты населения, охрана здоровья,
культуры, обеспечения жильем, улучшение
демографической ситуации.
К
субъектам социальной политикиотносятся органы законодательной и
исполнительной власти различных уровней,
работодатели в государственном и
негосударственном секторах экономики,
а также профсоюзные и иные общественные
организации, которые влияют на разработку
государственной социальной политики.
Выделяют
следующие принципы социальной политики:
социальной справедливости,
социальной ответственности,
социального партнерства,
социальных гарантий,
преемственности.
К
задачам социальной политикиотносятся:
стимулирование экономического роста
и подчинение производства интересам
потребления,усиление трудовой мотивации и деловой
предприимчивости,обеспечение должного уровня жизни и
социальной защиты населения,сохранение культурного и природного
наследия, национального своеобразия
и самобытности.
Для
эффективного осуществления своих
регулирующих функций государство
располагает такими мощными рычагами
воздействия, как законодательство
страны, национальный бюджет, система
налогов и пошлин.
Опыт
большинства государств мира подтверждает:
при всей объективной зависимости решения
социальных проблем от экономического
и политического положения в стране
социальная политика обладает
самостоятельностью, способна своими
средствами содействовать повышению
уровня благосостояния населения,
оказывать стимулирующее влияние на
стремление граждан к социальному
прогрессу. В современных условиях
социальная политика должна быть
приоритетна для властных структур
любого государства.
Влияние на организацию социальной политики государства.
Общезначимым
фактором социального развития является
и социальная политика государства. Она
призвана аккумулировать, фокусировать,
отражать обстановку в стране и ситуацию
в обществе, потребности и цели его
развития. В задачи социальной политики
входят стимулирование экономического
роста и подчинение производства интересам
потребления, усиление трудовой мотивации
и деловой предприимчивости, обеспечение
должного уровня жизни и социальной
защиты населения, сохранение культурного
и природного наследия, национального
своеобразия и самобытности. Государство
должно выступать гарантом социальной
направленности экономики. Для эффективного
осуществления своих регулирующих
функций оно располагает такими мощными
рычагами воздействия, как национальный
бюджет, система налогов и пошлин.
Государственная
социальная политика – это целенаправленная
деятельность государства, ставящая
своей целью ослабление дифференциации
доходов, смягчение противоречий между
участниками рыночной экономики и
предотвращение социальных конфликтов
на экономической почве. Посредством
государственной социальной политики
в рыночной экономике реализуется принцип
социальной справедливости, предполагающий
определенную меру выравнивания положения
граждан, создание системы социальных
гарантий и равных стартовых условий
для всех слоев населения.
Типы
социальной политики государства
Первую
условно можно назвать остаточной.
В данном случае социальная политика
выполняет функции, которые не в состоянии
осуществить рынок. Это ограниченная по
своим масштабам и охватываемому
контингенту социальная политика,
преимущественно пассивная и имеющая
компенсационный характер. Ее концептуальные
основы формируются под воздействием
идей консерватизма. Типичным представителем
данного варианта (с известной степенью
условности) является американская
модель.
Вторая группа
– институциональная. Здесь социальная
политика играет важнейшую роль в
обеспечении населения социальными
услугами и рассматривается в качестве
более эффективного в социально-экономическом
и политическом смыслах средства, чем
система частных институтов. Это более
конструктивная и перераспределительная
политика. С концептуальной точки зрения
эта группа в наибольшей степени испытывает
влияние социал-демократической идеологии,
и типичным ее представителем (также
условно) является шведский вариант
социального государства.
Обе группы
различаются между собой не наличием
или отсутствием тех или иных компонентов,
а их соотношением, а также степенью
государственного вмешательства в
социальную сферу, ролью перераспределительных
процессов, степенью приоритета социальных
проблем в деятельности государства.
Социальная
роль государства во всех остальных
странах мира находится в диапазоне
между этими двумя группами.
Социальная
роль государства
Россия
традиционно относится к типу государств
с сильной ролью государства в социальной
сфере. Если не говорить о более низком
материальном и институциональном
уровнях, то система социальных гарантий
и социальной защиты населения, сложившаяся
в России к началу экономических
преобразований, в целом соответствовала
принципам социального рыночного
хозяйства. Но с точки зрения критериев
рыночной экономики социальная роль
государства была чрезмерно патерналистской,
хотя и обеспечивающей удовлетворение
широкого круга всесторонне регламентированных
потребностей, но сковывающей личную
инициативу и подавляющей стремление
граждан самостоятельно решать проблемы
собственного благосостояния.
Социальная
политика играет, с точки зрения
функционирования экономической системы,
двоякую роль.
Во-первых,
по мере экономического роста, накопление
национального богатства, создание
благоприятных социальных условий для
граждан становится главной целью
экономической деятельности, и в этом
смысле в социальной политике концентрируются
цели экономического роста; все другие
аспекты экономического развития начинают
рассматриваться в качестве средств
реализации социальной политики.
Во-вторых,
социальная политика является и фактором
экономического роста не сопровождается
ростом благосостояния, то люди утрачивает
стимулы к эффективной экономической
деятельности. Одновременно, чем выше
достигнутая ступень экономического
развития, тем выше требования к людям,
культуре, физическому и нравственному
развитию. В свою очередь, это требует
дальнейшего развития социальной сферы.
Социальная
политика осуществляется на разных
условиях экономической деятельности.
Так, можно говорить осоциальной политики
фирмы (корпорации) в отношении своего
персонала, о региональной и
общегосударственной социальной политики.
Учитывая тесную взаимосвязь современного
мира, можно говорить о государственной
социальной политике (например, в решении
глобальных экологических проблем,
преодолении социально-экономической
групп стран и даже континентов).
Россия еще
по крайней мере десятилетие будет
находиться в достаточно сложном
положении, когда социальные ожидания
населения существенно завышены по
сравнению с экономическими возможностями
общества. Отсюда велика опасность острых
социальных конфликтов. Поэтому выбор
направлений и механизмов реализации
социальной политики для России имеет
сейчас особо важное значение.
1.2 Социальная политика государства
1.2.1 Понятие и сущность социальной политики.
Под социальной
политикой в узком смысле чаще всего
понимают
систему государственных
мер по поддержанию социально незащищенных
слоев населения. В широком смысле слова
социальная политика государства
направлена на создание нормальных
условий жизни и благоприятных возможностей
социального развития всех членов
общества, целенаправленную модификацию
общественных структур и институтов для
достижения постановленных целей.
Социальные функции
государства:
обеспечение
минимальных социальных гарантийподдержка активных
слоев населенияустановление
правового пространства в обществе.
Социальная
политика затрагивает сферы:
труда
потребления
быта
образования
культуры
отдыха
охраны здоровья
социального
обеспечениясоциальной защиты
населения.
Она должна
ликвидировать или смягчить негативные
социальные последствия в стране.
Социальная политика государства в
условиях переходного периода может
носить как пассивный, так и активный
характер.
Пассивная социальная
политика государства предполагает меры
воздействия лишь в отношении отдельных
категорий граждан. В этом случае
социальная политика осуществляется
избирательно. Социальная политика
активного характера осуществляется
через механизм стимулирования производства
в стране, обеспечивая возможность роста
доходов основной массы населения,
позволяющих им самостоятельно обеспечивать
свое существование.
В настоящее время
в России социальная сфера продолжает
оставаться в тяжелейшем состоянии, о
чем свидетельствует целый ряд негативных
моментов:
1) преимущественно
пассивный характер социальной политики
2) низкая степень
координации действий тех органов и
служб, которые занимаются решением
социальных задач и проблем
3) неэффективность
федеральных законодательных и нормативных
актов, регулирующих социальную политику
в стране на различных уровнях
4) недостаточное
количество квалифицированных кадров
социальных работников
5) отсутствие
государственной концепции и долгосрочной
стратегии реализации социальной политики
6) отсутствие
должной согласованности усилий
федеральных и местных властей в этой
области жизнедеятельности российского
общества
7) отказ государства
поощрять и регулировать спонсорскую и
благотворительную деятельность в
области социального развития, социальной
поддержки и социальной защиты населения
8) слабая степень
привлечения свободных денежных средств
населения для мобилизации и приумножения
объемов финансовых ресурсов, направляемых
на социальные нужды.
Результативная
и взвешенная социальная политика
является не только конечной целью, но
и базисным условием реформ.[5,c
73-77]
Уровень жизни
населения как показатель эффективности
социальной политики
Под уровнем жизни
принято понимать количество материальных
благ и услуг, приходящихся на душу
населения страны в том или ином периоде
хозяйствования. В состав понятия «уровень
жизни населения страны» входит не только
материальные, но и культурные, и социальные
потребности граждан.
В соответствии с
документами Международной Организации
Труда каждый человек имеет право на
пищу, одежду, жильё, медицинский уход и
социальное обеспечение, которое
необходимы для поддержания здоровья и
благосостояния самого человека и его
семьи, а так же на обеспечение, в случае
безработицы, инвалидности или утраты
средств к существованию.
Понятие «уровень
жизни населения страны» — категория
историческая. Она отражает обеспеченность
граждан материальными благами и услугами
на конкретный период времени. Это понятие
имеет количественное и качественное
содержание, оно дополняется различными
категориями воспроизводственного
процесса, новыми характеристиками
условий труда, жизни и быта.
По степени отражения
параметров, характеризующих уровень
жизни населения страны, показатели
делятся:
на общие;
частные
Общи показатели
уровня жизни — это объём на душу населения
национального дохода. Эти данные
характеризуют степень достижения
социально-экономического развития
общества в целом (например, в развитых
странах годовой доход на душу населения
составляет 25 тыс. долл. США и более, в
экономических странах (например, Эфиопии,
Сомали, Мозамбике и др.) годовой доход
на душу населения не превышает 100 долл.
США – разрыв в экономическом развитии
и благосостоянии граждан налицо).
К частным показателям
уровня жизни населения можно отнести:
1) уровень потребления;
2)условия труда;
3)обеспеченность
жильём;
4)уровень социального
обслуживания;
5)условия воспитания
детей;
6)социальное
обеспечение.
По содержанию
показатели уровня жизни населения
страны делятся:
на экономические;
социально-демографические.
Экономические
показатели отображают экономические
аспекты жизнедеятельности общества,
уровень благосостояния человека, а так
же материальные возможности граждан
удовлетворять свои физические и духовные
потребности.
Социально-демографические
показатели характеризуют половозрастной
и профессионально-квалификационный
состав населения, физическое воспроизводство
рабочей силы. По характеру отражений
процессов потребления материальных
благ и услуг показатели уровня жизни
населения подразделяются на стоимостные
и натуральные.
К стоимостным
показателям относятся все показатели
доходов и потребления, выражаемые в
денежной оценке (товарооборот розничной
и оптовой торговли, денежные выдачи и
выплаты, денежные вклады, объёмы
потребления услуг и др.).
Натуральные
показатели представляют объёмы
потребления конкретных материальных
благ и услуг в натуральном выражении,
т. е. в физических единицах потребления
(штуки, килограммы, квадратные метры
жилой площади и т.д.)
По своим
объёмно-структурным характеристикам
показатели уровня жизни населения
подразделяются:
На количественные;
Качественные.
Количественные
показатели отражают меру, объём, размер
потребления конкретных видов материальных
благ и услуг.
Качественные
показатели раскрывают структуру
потребления по отдельным элементам
(питание, жильё, образование, услуги и
т.д.).
Показатели уровня
жизни населения страны рассчитываются
и отражаются в государственных программах
социального развития, социальной
поддержки и социальной защиты населения.
Они включаются в планах и программах
развития отдельных отраслей материального
производства страны, связанного с
производством продовольственных и
непродовольственных товаров, со
строительством объектов социальной
инфраструктуры, с деятельностью самих
отраслей непроизводственной сферы
страны.
Социальная политика Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»
Библиографическое описание:
Шубина А. А. Социальная политика Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. №41. С. 207-209. URL https://moluch.ru/archive/279/63003/ (дата обращения: 08.02.2020).
В статье анализируется социальная политика Российской Федерации в условиях современного развития государства. Рассмотрено определение социальной политики с разных точек зрения. Раскрыты основные показатели результативности социальной политики, в первую очередь уровень и качество жизни населения. Социальная политика реализуется в интересах всех категорий граждан, она направлена на устранение противоречий между различными интересами различных субъектов, настоящими и будущими интересами общества.
Ключевые слова: социальная политика государства, направления социальной политики, Конституция РФ.
Социальная политика государства— политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. С точки зрения функционирования экономической системы она играет двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Но она же является и фактором экономического роста: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию, что требует дальнейшего развития социальной сферы.
В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор, масштабы которого определяют и масштабы социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.
В условиях современного развития государства неотъемлемое значение имеет социальная политика, которая способствует полноценному развитию и становлению общества. В основе данного определения необходимо выделить особым образом социальное развитие общества, которое строится посредством развития и проведения социальных реформ на всех уровнях власти.
Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения. Жизненный уровень населения — совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура потребления.
Россия имеет собственную социальную политику, которая имеет свою особенность, она направлена в первую очередь на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Рассмотрим основные направления, которые являются приоритетными в развитии социальной политики Российской Федерации.
В Российской Федерации, в первую очередь, под охрану берутся труд и здоровье людей, во-вторых, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), в-третьих, проводится государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, а также социально незащищенных слоев населения, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Основные направления реализации социальной политики заложены в Конституции Российской Федерации и определены в первых статьях документа.
Социальная политика государства реализуется в интересах всех граждан, проживающих на территории страны. Она направлена на устранение противоречий между различными интересами различных субъектов, настоящими и будущими интересами общества.
Таким образом, государственная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы образования, поддержку материнства, детства и отцовства, защиту интересов незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, сирот, развитие спорта и популяризацию здорового образа жизни и продолжительности жизни населения. Государственная социальная политика строится в русле социальной политики и во взаимодействии с органами государственной власти. Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами общества, основа которой закладывается в Конституции РФ.
Литература:
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) Аверин А. Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти. М.: Инфра, 2018. — 456 с.
- Алексеев Ю. П., Берестова Л. И., Бобков В. Н. Социальная политика: Учебник для вузов / Под ред. Волгина Н. А. — М.: Экзамен, 2017. — 736 с.
- Ахинов Г. А.,Калашников С. В. Социальная политика: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2017. — 524 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная политика, экономический рост, Российская Федерация, качество жизни населения, социальная политика государства, социальная сфера, государственная социальная политика, будущий интерес общества, незащищенный слой населения, современное развитие государства.