Для решения какого рода задач используют мозговой штурм: 3.2 Метод «Мозговой штурм» и его модификации – Мозговой штурм на уроке: описание метода, примеры — Методические приемы — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Содержание

Метод «мозгового штурма» | Управление персоналом

Brainstorming (брейнсторминг, «мозговой штурм», «мозговая атака») — способ решения задач посредством процедуры группового креативного мышления, при котором сначала за короткий промежуток времени придумывается много вариантов решения поставленной задачи (как логичных, так и абсурдных) без каких-либо ограничений, и лишь затем из большого числа идей отбираются наиболее удачные — всего лишь 10-15%, которые могут быть использованы на практике. Метод разработан и описан американским психологом Алексом Ф. Осборном, который обратил внимание на то, что одни люди хорошо «генерируют» новые идеи, но плохо справляются с их анализом, и наоборот: некоторые люди больше склонны к критическому анализу идей, чем к их «генерации». При обычных обсуждениях эти две категории людей, оказавшись вместе, как правило, мешают друг другу. В связи с этим Осборн предложил разделить этапы генерирования идей и их анализа. Одна группа, получив задачу, должна только выдвигать идеи, хотя бы и самые фантастические. Другая группа — только анализировать выдвинутые идеи. Свой метод групповой интеллектуальной работы Осборн назвал «брейнсторминг» или «мозговой штурм».


Суть метода и цель его применения

Сейчас конкуренция вынуждает участников рынка искать что-то новое, в связи с чем методики поиска новых идей прорвались в область бизнеса. Известны два основных способа получения новых идей:

  • способ легкий: идею можно позаимствовать, а попросту «украсть»;
  • способ сложный: можно попытаться придумать, но, к сожалению, это получается не всегда. И тут возможно обращение к методикам, которые, конечно, не заменяют мыслительный процесс, но призваны его усиливать.

Методики активизации творческого мышления начали интенсивно развиваться с середины прошлого века, в первую очередь в области военной техники, прежде всего в связи с усиливающимся противостоянием враждующих военных блоков. Исторически первым методом поиска идей, получившим распространение, и явился «мозговой штурм» (он же «мозговая атака», он же брэйнсторминг), созданный Алексом Осборном в 40-е годы 20-го века. Цель —

стимулировать группу людей к быстрому генерированию большого количества идей. Вариант «мозгового штурма» хорошо знаком всем нам по телезрителей передаче «Что? Где? Когда?» «Мозговой штурм»(далее МШ) относится к неалгоритмическим методам активизации творческого мышления и как все неалгоритмические методы направлен на резкое увеличение числа вариантов решения.

Проблема, которую хотел решить Алекс Осборн, заключается в следующем: творческая задача предполагает множество вариантов решений. Поиск удачного решения начинается с наиболее привычного, общепринятого направления, действий по аналогии, как все. Это хорошо в обычных, «нетворческих» ситуациях, т.к. избавляет от необходимости лишний раз думать. Сложность творческой ситуации в том, что ее решение часто лежит далеко за пределами обычных представлений. В то же время у каждого человека в голове существуют некие «фильтры» (социальные, профессиональные и т.п.), которые не дают развиваться неожиданным, оригинальным идеям. Человек отбрасывает решения, которые кажутся ему слишком смелыми, опасаясь критики, насмешек со стороны коллег и начальства. Если же эти «фильтры» убрать, то можно если и не повысить качество идей, то, по крайней мере, увеличить их количество. Основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики. Алгоритм вкратце таков:


1. Отбирается группа из 4-10 человек. Оптимальное количество участников — 5-6 человек.

2. Участникам сообщается проблема, которую предстоит решить. Необходима правильная формулировка задач на входе. Для этого производится пятнадцатиминутное введение в проблему и четкая постановка цели работы группы. Предпочтительнее, чтобы все участники получили их в письменном виде.

3. Собственно штурм, задача которого — получить от так называемых «генераторов идей» как можно больше идей. Здесь вводится основное правило: приветствуются любые, самые безумные, явно ошибочные идеи, а критика категорически запрещена (даже в виде скептических улыбок!). Наоборот, любая высказанная мысль поощряется. Модератор, а точнее — фасилитатор (от «facilitate» — упрощать), который знаком с проблемой и формулирует ее для участников на предыдущем этапе, подбадривает и эмоционально заводит участников. Необходимость модератора разделяют далеко не все специалисты. Многие считают, что сформулировать проблему можно перед началом МШ, а потом предоставить команду самой себе. Такой модератор — ни в коем случае не руководитель: на МШ не должно быть никакого намека на руководство. И особенно противопоказано делать модератором представителя заказчика идей. Свободная и раскованная атмосфера важнее всего для успешного брейнсторминга. Необходимое время – 2-3 часа.

Некоторые авторы считают, что МШ будет эффективнее, если члены группы в течение нескольких дней будут оставаться вместе. Именно поэтому многие компании предпочитают не просто собрать сотрудников на брейнсторм, а организовать выездную сессию на пару дней, где участники смогут чередовать семинары, отдых и «мозговые штурмы». Практика показывает, что качество идей, предложенных ими на второй день, бывает выше, чем в первый. По-видимому, для появления некоторых идей требуется определенный период их «созревания».


4. Этап анализа. Когда N-ное количество идей получено, предстоит выбрать самые многообещающие, перспективные идеи, которые можно будет развить. Критика, наконец, разрешена, но не огульная: в каждой идее необходимо попытаться найти конструктивное зерно. Оценивать критически идеи, высказанные в ходе МШ, должна другая группа людей – «эксперты». И это психологически правильно, т.к. обычно недостатки собственного творчества замечаются с большим трудом. Формируется итоговый список наиболее сильных идей и решений. При экспертизе следует внимательно продумывать все идеи, даже те, которые кажутся явно ошибочными или несерьезными. Опыт показывает, что практически всегда находятся такие идеи, которые раньше никому из участников в голову не приходили.

Некоторые ошибки, регулярно совершаемые при проведении «мозгового штурма»:

Ошибка 1: смешение МШ и традиционного рабочего совещания, проведение МШ в стиле «шел шестой час утренней пятиминутки».

Часто процедуру «мозгового штурма» представляют примерно так: собрались менеджеры, посидели пару часов в свободной обстановке, поговорили на заданную тему, посмеялись и выписали на доску 3 идеи.

Ошибка 2: смешение простых и сложных задач, попытка начать МШ сложной задачи, не раздробив её предварительно на более простые подзадачи.

Творческие задачи бывают очень разных уровней сложности (по классификации творческих задач создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера). Условно говоря, задача 1-го уровня сложности- придумать рекламный слоган для небольшого магазинчика. Другое дело – разработать сценарий избирательной кампании депутата Госдумы. Эта задача явно распадается на множество подзадач: «Как найти спонсоров?», «Как организовать работу агитаторов?», «Как пресечь попытки оппонента, поддерживаемого местной администрацией, сфальсифицировать результаты голосования?» и т.п. Если же эту проблему попытаться штурмовать в формулировке «Как победить на выборах», то и получится в результате что-нибудь вроде «устроить государственный переворот». МШ более эффективен при решении простых задач «в один-два хода». Решение более сложной задачи данным методом возможно только при условии очень сильного дробления на подзадачи. Вместе с тем, понятно, что в таком случае затраты времени на проведение штурма значительно возрастают.



Ошибка 3: отсутствие разогрева штурмующих, «подводки» к МШ.

Для начала штурма недостаточно бодрого возгласа ведущего «Ну, давайте штурмовать, смелее выдавайте Ваши неожиданные идеи!». Чтобы обсуждение «завелось», необходима соответствующая обстановка, разминка, разогрев, «психологическое выравнивание» участников. Для этого в начале вбрасывается некая нейтральная, простая тема (не относящаяся к основной).

Ошибка 4: «давайте дадим всем высказаться».

В ряде источников говорится о том, что перед штурмом необходимо выработать строгий регламент и придерживаться его в течение всей процедуры. То есть участники должны высказываться по очереди, по кругу, передавая слово друг другу, процессом должен руководить ведущий, вызывая участников по именам. Но МШ проводится не в целях получения мнения каждого из участников (это как раз совещание), задача штурма – как можно больше необычных, оригинальных идей. Как правило, признак того, что МШ «зажёгся» — люди начинают выкрикивать идеи, часто перебивая друг друга. Призыв здесь выступать согласно регламенту или должностям — погубит МШ на корню.

Ошибка 5: попытка вести протокол МШ «на бумажке» или на доске.


Наивно думать, что выкрики штурмующих кто-то успеет записать – ассистент или сам ведущий, который при этом еще и комментирует каждую идею. Попробуйте вести протокол, когда десять человек начинают одновременно кричать. Это практически невозможно! Поэтому запись «от руки» исключена, здесь поможет только диктофон, либо видеосъемка всей процедуры.

Ошибка 6: отсутствие «запасных ходов» ведущего и его ассистентов.

У ведущего должны быть свои приемы «зажечь» МШ вновь, если он начинает тухнуть или идеи штурмующих ходят по кругу. Как правило, для этого ведущим или его ассистентами вбрасывается некая провоцирующая, боковая идея или используются т.н. «провокаторы» (это кто-то из участников штурма). Возможны иные варианты запасных ходов. Важно, чтобы они были.

Ошибка 7: забыть «выключить» обсуждение — в том числе и удачное.

«Мозговой штурм» нужно уметь закрыть. Некоторые люди, которые участвуют в МШ впервые, испытывают острый эффект по принципу: «Штирлиц подумал. И это ему понравилось…». Иногда человек не может сам остановиться, даже после формального окончания, поэтому необходимо его грамотно вывести их из состояния «творческого экстаза» и тем самым «выключить» из штурма.

Ошибка 8: неряшливый, несистемный анализ.

Очень важно уметь анализировать и дожимать идеи на стадии анализа, после состоявшегося МШ. При этом очень важно еще и оценить осуществимость каждой идеи.

Ошибка 9: неэффективность обучения МШ по существующим литературным источникам.

Подобно тому, как нельзя обучить игре на рояле по телевизору, лучше всего обучать МШ вживую, а не по литературным источникам. К сожалению, в литературе отсутствует полноценное методическое описание технологии «мозгового штурма», которое позволяло бы обычному человеку по литературному источнику провести МШ для решения нестандартных, творческих задач.

Кому и когда это нужно

Методом «мозгового штурма» можно рассматривать любую проблему. Этот метод можно использовать на любой стадии решения творческих и нестандартных задач, в том числе и вначале, когда сама проблема еще окончательно не определена.


Метод «мозгового штурма» для командного решения творческих и нестандартных задач.

 Brainstorming (брейнсторминг, «мозговой штурм», «мозговая атака») — способ решения задач посредством процедуры группового креативного мышления, при котором сначала за короткий промежуток времени придумывается много вариантов решения поставленной задачи (как логичных, так и абсурдных) без каких-либо ограничений, и лишь затем из большого числа идей отбираются наиболее удачные — всего лишь 10-15%, которые могут быть использованы на практике. Метод разработан и описан американским психологом Алексом Ф. Осборном, который обратил внимание на то, что одни люди хорошо «генерируют» новые идеи, но плохо справляются с их анализом, и наоборот: некоторые люди больше склонны к критическому анализу идей, чем к их «генерации». При обычных обсуждениях эти две категории людей, оказавшись вместе, как правило, мешают друг другу. В связи с этим Осборн предложил разделить этапы генерирования идей и их анализа. Одна группа, получив задачу, должна только выдвигать идеи, хотя бы и самые фантастические. Другая группа — только анализировать выдвинутые идеи. Свой метод групповой интеллектуальной работы Осборн назвал «брейнсторминг» или «мозговой штурм».

Суть метода и цель его применения

Сейчас конкуренция вынуждает участников рынка искать что-то новое, в связи с чем методики поиска новых идей прорвались в область бизнеса. Известны два основных способа получения новых идей:

— способ легкий: идею можно позаимствовать, а попросту «украсть»;

— способ сложный: можно попытаться придумать, но, к сожалению, это получается не всегда. И тут возможно обращение к методикам, которые, конечно, не заменяют мыслительный процесс, но призваны его усиливать.

Методики активизации творческого мышления начали интенсивно развиваться с середины прошлого века, в первую очередь в области военной техники, прежде всего в связи с усиливающимся противостоянием враждующих военных блоков. Исторически первым методом поиска идей, получившим распространение, и явился «мозговой штурм» (он же «мозговая атака», он же брэйнсторминг), созданный Алексом Осборном в 40-е годы 20-го века. Цель — стимулировать группу людей к быстрому генерированию большого количества идей. Вариант «мозгового штурма» хорошо знаком всем нам по телезрителей передаче «Что? Где? Когда?» «Мозговой штурм»(далее МШ) относится к неалгоритмическим методам активизации творческого мышления и как все неалгоритмические методы направлен на резкое увеличение числа вариантов решения.

Проблема, которую хотел решить Алекс Осборн, заключается в следующем: творческая задача предполагает множество вариантов решений. Поиск удачного решения начинается с наиболее привычного, общепринятого направления, действий по аналогии, как все. Это хорошо в обычных, «нетворческих» ситуациях, т.к. избавляет от необходимости лишний раз думать. Сложность творческой ситуации в том, что ее решение часто лежит далеко за пределами обычных представлений. В то же время у каждого человека в голове существуют некие «фильтры» (социальные, профессиональные и т.п.), которые не дают развиваться неожиданным, оригинальным идеям. Человек отбрасывает решения, которые кажутся ему слишком смелыми, опасаясь критики, насмешек со стороны коллег и начальства. Если же эти «фильтры» убрать, то можно если и не повысить качество идей, то, по крайней мере, увеличить их количество. Основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики. Алгоритм вкратце таков:

  1. Отбирается группа из 4-10 человек. Оптимальное количество участников — 5-6 человек.
  2. Участникам сообщается проблема, которую предстоит решить. Необходима правильная формулировка задач на входе. Для этого производится пятнадцатиминутное введение в проблему и четкая постановка цели работы группы. Предпочтительнее, чтобы все участники получили их в письменном виде.
  3. Собственно штурм, задача которого — получить от так называемых «генераторов идей» как можно больше идей. Здесь вводится основное правило: приветствуются любые, самые безумные, явно ошибочные идеи, а критика категорически запрещена (даже в виде скептических улыбок!). Наоборот, любая высказанная мысль поощряется. Модератор, а точнее — фасилитатор (от «facilitate» — упрощать), который знаком с проблемой и формулирует ее для участников на предыдущем этапе, подбадривает и эмоционально заводит участников. Необходимость модератора разделяют далеко не все специалисты. Многие считают, что сформулировать проблему можно перед началом МШ, а потом предоставить команду самой себе. Такой модератор — ни в коем случае не руководитель: на МШ не должно быть никакого намека на руководство. И особенно противопоказано делать модератором представителя заказчика идей. Свободная и раскованная атмосфера важнее всего для успешного брейнсторминга. Необходимое время – 2-3 часа.

Некоторые авторы считают, что МШ будет эффективнее, если члены группы в течение нескольких дней будут оставаться вместе. Именно поэтому многие компании предпочитают не просто собрать сотрудников на брейнсторм, а организовать выездную сессию на пару дней, где участники смогут чередовать семинары, отдых и «мозговые штурмы». Практика показывает, что качество идей, предложенных ими на второй день, бывает выше, чем в первый. По-видимому, для появления некоторых идей требуется определенный период их «созревания».

4.Этап анализа. Когда N-ное количество идей получено, предстоит выбрать самые многообещающие, перспективные идеи, которые можно будет развить. Критика, наконец, разрешена, но не огульная: в каждой идее необходимо попытаться найти конструктивное зерно. Оценивать критически идеи, высказанные в ходе МШ, должна другая группа людей – «эксперты». И это психологически правильно, т.к. обычно недостатки собственного творчества замечаются с большим трудом. Формируется итоговый список наиболее сильных идей и решений. При экспертизе следует внимательно продумывать все идеи, даже те, которые кажутся явно ошибочными или несерьезными. Опыт показывает, что практически всегда находятся такие идеи, которые раньше никому из участников в голову не приходили.

Некоторые ошибки, регулярно совершаемые при проведении «мозгового штурма»:

Ошибка 1: смешение МШ и традиционного рабочего совещания, проведение МШ в стиле «шел шестой час утренней пятиминутки».

Часто процедуру «мозгового штурма» представляют примерно так: собрались менеджеры, посидели пару часов в свободной обстановке, поговорили на заданную тему, посмеялись и выписали на доску 3 идеи.

Ошибка 2: смешение простых и сложных задач, попытка начать МШ сложной задачи, не раздробив её предварительно на более простые подзадачи.

Творческие задачи бывают очень разных уровней сложности (по классификации творческих задач создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера). Условно говоря, задача 1-го уровня сложности- придумать рекламный слоган для небольшого магазинчика. Другое дело – разработать сценарий избирательной кампании депутата Госдумы. Эта задача явно распадается на множество подзадач: «Как найти спонсоров?», «Как организовать работу агитаторов?», «Как пресечь попытки оппонента, поддерживаемого местной администрацией, сфальсифицировать результаты голосования?» и т.п. Если же эту проблему попытаться штурмовать в формулировке «Как победить на выборах», то и получится в результате что-нибудь вроде «устроить государственный переворот». МШ более эффективен при решении простых задач «в один-два хода». Решение более сложной задачи данным методом возможно только при условии очень сильного дробления на подзадачи. Вместе с тем, понятно, что в таком случае затраты времени на проведение штурма значительно возрастают.

Ошибка 3: отсутствие разогрева штурмующих, «подводки» к МШ.

Для начала штурма недостаточно бодрого возгласа ведущего «Ну, давайте штурмовать, смелее выдавайте Ваши неожиданные идеи!». Чтобы обсуждение «завелось», необходима соответствующая обстановка, разминка, разогрев, «психологическое выравнивание» участников. Для этого в начале вбрасывается некая нейтральная, простая тема (не относящаяся к основной).

Ошибка 4: «давайте дадим всем высказаться».

В ряде источников говорится о том, что перед штурмом необходимо выработать строгий регламент и придерживаться его в течение всей процедуры. То есть участники должны высказываться по очереди, по кругу, передавая слово друг другу, процессом должен руководить ведущий, вызывая участников по именам. Но МШ проводится не в целях получения мнения каждого из участников (это как раз совещание), задача штурма – как можно больше необычных, оригинальных идей. Как правило, признак того, что МШ «зажёгся» — люди начинают выкрикивать идеи, часто перебивая друг друга. Призыв здесь выступать согласно регламенту или должностям — погубит МШ на корню.

Ошибка 5: попытка вести протокол МШ «на бумажке» или на доске.

Наивно думать, что выкрики штурмующих кто-то успеет записать – ассистент или сам ведущий, который при этом еще и комментирует каждую идею. Попробуйте вести протокол, когда десять человек начинают одновременно кричать. Это практически невозможно! Поэтому запись «от руки» исключена, здесь поможет только диктофон, либо видеосъемка всей процедуры.

Ошибка 6: отсутствие «запасных ходов» ведущего и его ассистентов.

У ведущего должны быть свои приемы «зажечь» МШ вновь, если он начинает тухнуть или идеи штурмующих ходят по кругу. Как правило, для этого ведущим или его ассистентами вбрасывается некая провоцирующая, боковая идея или используются т.н. «провокаторы» (это кто-то из участников штурма). Возможны иные варианты запасных ходов. Важно, чтобы они были.

Ошибка 7: забыть «выключить» обсуждение — в том числе и удачное.

«Мозговой штурм» нужно уметь закрыть. Некоторые люди, которые участвуют в МШ впервые, испытывают острый эффект по принципу: «Штирлиц подумал. И это ему понравилось…». Иногда человек не может сам остановиться, даже после формального окончания, поэтому необходимо его грамотно вывести их из состояния «творческого экстаза» и тем самым «выключить» из штурма.

Ошибка 8: неряшливый, несистемный анализ.

Очень важно уметь анализировать и дожимать идеи на стадии анализа, после состоявшегося МШ. При этом очень важно еще и оценить осуществимость каждой идеи.

Ошибка 9: неэффективность обучения МШ по существующим литературным источникам.

Подобно тому, как нельзя обучить игре на рояле по телевизору, лучше всего обучать МШ вживую, а не по литературным источникам. К сожалению, в литературе отсутствует полноценное методическое описание технологии «мозгового штурма», которое позволяло бы обычному человеку по литературному источнику провести МШ для решения нестандартных, творческих задач.

Кому и когда это нужно

Методом «мозгового штурма» можно рассматривать любую проблему. Этот метод можно использовать на любой стадии решения творческих и нестандартных задач, в том числе и вначале, когда сама проблема еще окончательно не определена.

Почему мозговой штурм – это трата времени / Habr

Отрывок из книги «Как летать на лошади: Тайная история творчества, изобретений и открытий» Кевина Эштона, www.howtoflyahorse.com

Мозговой штурм был изобретён директором по маркетингу Алексом Осборном в 1939 году и впервые был описан в 1942 в его книге «Как придумывать». Типичное описание процесса от Джеймса Манктело, основателя и директора MindTools, компании, рекламирующей процесс как способ вырабатывать творческие решения деловых проблем:

Мозговой штурм часто используют в бизнесе, чтобы вдохновить команды на создание оригинальных идей. Это встреча, на которой лидер обозначает задачу, требующую решения. Затем участники предлагают идеи для решения, и развивают идеи других участников. Строгое правило – не критиковать идеи. Они могут быть безумными или неприемлемыми. Это освобождает людей и даёт им возможность свободно творить идеи и ломать устоявшиеся шаблоны мышления. Кроме поиска хороших идей, мозговой штурм – это ещё и весело.

Осборн утверждал, что эта техника очень хорошо работает. Он рассказал о группе работников американского казначейства, придумавших 103 разных идеи продажи сберегательных облигаций за 40 минут. Такие корпорации, как DuPont, IBM и даже правительство США приняло эту технику на вооружение. Но к концу 20 столетия она стала практически рефлекторной для многих организаций. Никто не сомневается в ней. Все занимаются мозговым штурмом – значит, он работает. Но так ли это?


Утверждения об успешности техники основываются на предположениях, которые легко проверить. Например: группы дают больше идей, чем отдельные личности. Исследователи из Миннесоты проверили это при помощи работников компании 3М. Половина тестируемых работала в группах по 4 человека, другие – поодиночке. Потом их результаты просуммировали так, будто они работали в группе, выбрасывая дублирующиеся идеи. В каждом случае четыре человека, работавших поодиночке, выработали на 30-40% больше идей, чем группы по 4 человека. И качество результатов также было лучше, по результатам их оценки независимыми экспертами.

Следующая проверка исследовала, не получатся ли результаты в более крупных группах. 168 человек было поделено на группы по 5, 7 и 9 человек, а некоторые работали индивидуально. И эти результаты подтвердили, что одиночки справились лучше, чем работавшие в группах. А продуктивность росла по мере уменьшения количества человек в группе. Заключение: «Групповой мозговой штурм, судя по группам различных размеров, подавляет, а не помогает творческому мышлению». Группы легче фиксировались на одной-единственной идее, и часто некоторые члены группы чувствовали давление и преграды на пути своего творчества.

Ещё одно предположение – отсутствие критики лучше, чем оценка идей по мере поступления. Исследователи из Индианы проверили это на студентах, поручив им придумывать названия трёх разных продуктов. Половина групп должна была воздерживаться он критики, а другая – критиковать идеи по мере поступления. Независимые судьи оценивали результаты. Группа без критики выдала больше идей, однако обе группы выдали одинаковое количество хороших идей. Отсутствие критики лишь позволяло выдавать плохие идеи. Это было подтверждено последующими исследованиями.

Вывод прост. Лучше всего творить в одиночку и оценивать идеи по мере их поступления. Худший способ творить – делать это в больших группах и не критиковать идеи. Стив Возняк поддерживает эту мысль:

Работайте в одиночку. Вам лучше удастся разработать революционные продукты или новые возможности. Не в команде, не в комиссии.

Мозговой штурм не работает, потому, что отвергает обычное мышление, делает прыжки вместо шагов, и потому, что делает предположение, будто рождать идеи – то же самое, что творить. В результате все думают, что идеи – это главное. Но Стивен Кинг утверждает, что самый популярный вопрос авторам книг, это «Где вы берёте идеи?»

Идеи – как семена. Большинство валяются без дела и не прорастают. Идеи также редко бывают оригинальными. Несколько групп придумают в одно и то же время для одной и той же задачи схожие идеи. Это ограничение не только мозгового штурма – это так для любого творчества. Поскольку творчество идёт шагами, а не прыжками, большинство вещей изобретают в несколько шагов одновременно, когда люди идут по одному и тому же пути, не ведая о других. Четыре разных человека обнаружили пятна на солнце в 1611. Пять человек придумали пароход между 1802 и 1807. Шесть человек изобрели электрические железные дороги между 1835 и 1850. Два человека придумали кремниевый чип в 1957. Исследователи в области политики Огбёрн и Томас, изучая это явление, накопали 148 случаев, когда важные идеи приходили к разным людям одновременно, и сделали вывод, что чем дольше они будут искать, тем больше таких случаев будет найдено.

Придумывать идеи – не значит творить. Творчество – это исполнение, а не вдохновение. У многих людей рождаются идеи, но мало кто предпринимает что-либо, чтобы воплотить в жизнь то, что они придумали.

4. Решение открытых задач методом учебного мозгового штурма

Уважаемые коллеги!

В этом модуле я предлагаю Вам ознакомиться с, возможно, одной из самых известных методик на вооружении ТРИЗ — методикой мозгового штурма.

Всю информацию вы найдёте в приложенных файлах и презентации.


Мозговой штурм

Метод мозгового штурма разработал в Соединённых Штатах Америки совладелец крупной рекламной фирмы Алекс Осборн. В конце 1930-х годов он со своими сотрудниками начал использовать этот метод для поиска новых идей. После выхода в 1953 году книги А. Осборна «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления» метод мозгового штурма стал широко известен.

О классическом мозговом штурме в современном его исполнении написано много. В данной статье мы рассмотрим учебный мозговой штурм (далее УМШ). Основная цель использования УМШ — развитие у школьников творческого стиля мышления. Штурм состоит из двух основных этапов: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором — эти идеи анализируются. Выдвижение и анализ идей являются важнейшими составляющими умения решать открытые задачи.

Технология проведения УМШ

Обычно УМШ проводится в группах численностью 3-5 учащихся.

1. Перед штурмом группу инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма  (при выдвижении идей) — НИКАКОЙ КРИТИКИ! Более того, необходимо всячески приветствовать новые идеи, какими бы абсурдными они не казались.

2. В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду и поработала над ее развитием.

3. Группа выбирает секретаря, который будет фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком…).

4. Группам выдается одна или несколько задач и проводится первичное обсуждение и уточнение условий этих задач.

5. Учитель определяет время, которое он выделяет на первый этап штурма. Это время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске и включить таймер.

Первый этап УМШ. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ

Главная цель этапа — наработать как можно больше возможных идей решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Иногда имеет смысл прервать данный этап до окончания отведенного времени, если поток идей иссяк, и ведущий не может исправить положение.

После этапа небольшой перерыв, в который можно обсудить с рефлексивной позиции, как проходил штурм: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему.

Второй этап УМШ. АНАЛИЗ ИДЕЙ

На этом этапе (и не ранее) все высказанные идеи каждая группа рассматривает критически. При этом необходимо придерживаться основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно. Нужно постараться усовершенствовать эту идею или применить ее в других условиях.

И опять небольшой перерыв.

Третий этап УМШ. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. Возможны и другие варианты, например, группа отбирает самое практичное предложение и самое «дикое».

В некоторых случаях учитель может поставить цель: найти как можно больше решений, и тогда спикер оглашает все полученные идеи.

При использовании УМШ дети с большим интересом решают открытые задачи в группах. Этим методом они хорошо и быстро «раскалывают» относительно простые задачи. Но если задача долго не решается, то, высказав ряд идей, участники штурма теряют интерес, начинают скучать. Практика показывает, что для решения сложных открытых задач лучше всего использовать специальные алгоритмы. Это приводит мысли в порядок и повышает шансы на успех.


Задание:

1) Изучите текстовые материалы и презентации.

2) Проведите занятия со школьниками по решению открытых задач методом учебного мозгового штурма.

3) Опишите проведенные занятия  (план урока, как проходил урок, заинтересованность учащихся, результаты работы учащихся). Отметьте характерные трудности.

Результаты работы просим направить ведущему курс в виде файла в редакторе MSWord (по электронной почте [email protected]). Объем отчета не менее 2 страниц А4 (кегль 12, междустрочный интервал — одинарный). В теме письма свою фамилию и «Дистанционный курс». Также я буду рад ответить на Ваши вопросы в комментариях.

Мозговой штурм в теории ТРИЗ

Как много в интернете советов хороших…
Может быть, и этот будет кому-то полезен 🙂

Итак… ТРИЗ — теория решения изобретательских задач.

Для начала немного теории. ТРИЗ была разработана бакинским ученым, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Изначально данная теория была разработана для решения технических и инженерных задач. Со временем её принципы перекочевали в область педагогики, причем чаще всего дошкольно-школьной, но, как говорила одна моя любимая учительница, «Если написано Детское, это не значит, что можно только детям, а можно ДАЖЕ для детей».

Система ТРИЗ — это практическая помощь в нахождении наилучшего решения поставленной задачи.

Тренируя эту технику в одной сфере, мы можем расширить её действие и на все остальные сферы жизни.

Технология ТРИЗ — технология развития творчества в жизни.

Один из методов ТРИЗа — мозговой штурм. Многие наверняка слышали это выражение, но не всегда представляют, какие этапы он включает, и как его использовать.

Этапы проведения мозгового штурма

  1. Ознакомление с правилами.
  2. Настройка на творческий лад.
    В творчестве не бывает ошибок, поэтому и в этой технике — никакой критики (!).
  3. Постановка задачи.
  4. Выдвижение идей.
    Участники выдвигают идеи, вплоть до самых безумных и нереальных. Напоминание: на этом этапе НИКАКОЙ КРИТИКИ!
    Всё берём и всё записываем.
  5. Перерыв для оценки идей.
    Необходимо вернуть мозг в рациональное русло, переключить полушарии, сбавить обороты и спокойно обдумать предложения. Этот этап может занимать от нескольких минут до нескольких дней.
  6. Выявление наиболее оптимальных идей.

Итак, метод мозгового штурма:

  • Оперативен;
  • Надёжен;
  • Позволяет выявить максимум идей за короткое время;
  • Позволяет выдвигать идеи без боязни быть осужденными, без критики;
  • Даёт развитие, модификацию своих и чужих идей;
  • Сплачивает коллектив.

А теперь…

Мозговой штурм в теории ТРИЗ, фото № 1

Мозговой штурм в теории ТРИЗ, фото № 2

Мозговой штурм в теории ТРИЗ, фото № 3

Мои рисунки за 5 минут показаны ниже 🙂

1. Цветок

Мозговой штурм в теории ТРИЗ, фото № 4

2. Попка стрекозы

Мозговой штурм в теории ТРИЗ, фото № 5

3. Есть такие рыбки, у которых лампочка болтается на усике. Это она и есть 🙂

Мозговой штурм в теории ТРИЗ, фото № 6

4. Домик рака и бутылка с письмом в песке.

Мозговой штурм в теории ТРИЗ, фото № 7

5. Ваза

Мозговой штурм в теории ТРИЗ, фото № 8

6. Какой-то человечек, у которого колбочка выступает в качестве глаза 🙂

Мозговой штурм в теории ТРИЗ, фото № 9

7. Мыльный пузырик 🙂

Мозговой штурм в теории ТРИЗ, фото № 10

Тренируйтесь с разными предметами, и тогда даже в кризисных ситуациях ваш мозг будет быстро генерировать идеи!

ЗАДАНИЕ

А теперь все берём листочки, ручки/карандаши, расческу, ставим таймер и рисуем!

Как понимаете, придумывать применение нужно именно расческе 😉
Не жульничаем и ставим таймер на 5 минут 🙂
Не забудьте выложить свои работы в комментариях! 🙂

Метод мозговой атаки

[Разминка]
  • Как быстро и том но определ ить плошадъ страны по географической карте? Разбивать ее площадь на квадратики и подсчитывать их число — занятие долгое и утомительное… (Заметим: копии могут быть не только оптические.)
  • «Огонь в полумиле ог нас, и ветер несет его в нашу сторону со страшной быстротой…
  • Там огонь!.. По-вашему, этооюнь?.. Ну, молодцы, за работу. Бери¬
    тесь-ка за эту вялую траву и выдергивайте ее.

    Старик пошел в противоположную сторону b, выбрав пук самых сухих стеблей, положил их па полку своего ружья. Они мгновенно вспыхнули от искры…

    -Теперь, — сказал старик, — вы увидите, как огонь дерется с огнем»
    Прервем на этом отрывок из романа Фснимора Купера «Прерия» и
    предложим читателям исследовательские вопросы: что сделал старик и его спутники дальше? Как именно «огонь дерется с огнем»?

    Один из эффективных методов решения творческих задач — мозговая атака или мозговой штурм. Писатель Г. Кружков так пишет о методе МА: «Если у ученых дело окончательно зашло в тупик, собирают компанию умных людей и начинают… играть в «чепуху», т.е. начинают вслух выдвигать разные идеи, какие кому в голову взбредут, — даже самые фантастичные. Например, нужно построить небывалых размеров купол над стадионом. Один говорит: «Насыпать гору, покрыть ее асфальтом, а потом гору выскрести из-под асфальта». Второй: «Вырыть яму и вывернуть ее наизнанку*. Третий: «Поймать миллион пауков и заставить их сплести купол из паутины». Четвертый: «Натянуть огромное полотнище, а потом намочить и заморозить» и т.д. А магнитофон крутится и заносит всю эту чепуху на пленку. Потом ученые эту пленку внимательно прослушивают. Среди вороха бредовых идей очень часто оказывается именно та неожиданная, но верная идея, которую раньше никакие могли найти».

    Суть метода основывается на следующем психологическом эффекте. Если взять группу из 5—8 человек и каждому предложить не¬зависимо от других индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской или рационализаторской шдачи, то в сумме получим идей меньше, чем если предложить этой труппе коллективно высказать идеи по этой же задаче.

    Во время сеанса МА происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву (озарению). В одном из американских руководств по методу МА говорится: «99 процентов наших конструктивных идей возникает подобно электрической ис¬кре при «контакте» с мыслями других людей».

    Популярные телепередачи «Что, где, когда?», «Брейн-ринг» -яо примеры МА, только участники встречи после обсуждения иыдвигаюг одну версию из нескольких.

    Цель метода МА — стимулировать всех участников обсуждения к быстрому генерированию большого числа идей.

    Для устранения психологических препятствий, вызываемых боязнью критики, американец А. Осборн предложил разделить во ирсмени генерирование идей и их критическую опенку. В каждой процедуре участвуют разные люди. Эта идея стала основой его ме¬тода, впоследст вии названного прямым мозговым штурмом.

    Рассмотрите па схеме план действий по этому методу.

    Основные правила мозгового штурма (МА)

    1. Задачу последовательно решают 2 группы людей (оптимальный состав каждой 6—12 человек). Первая группа — «генераторы идей» — выдвигает различные идеи. В ней желательно иметь людей, склонных к абстрагированию, с бурной фантазией.
    2. Задача «штурмуется» в течение 20—40 минут. Вторая группа — «эксперты» — по окончании штурма выносит суждение о ценности выдвинутых идей. В ее составе лучше работают люди с анали-тическим, критическим складом ума.

      Условия задачи перед ее штурмом формулируются только в общих понятиях.

    3. Основная задача группы «генераторов» — выдать за отведенное время как можно больше идей (в том числе фантастических, явно ошибочных и шутливых). Чем нереальнее идеи, тем сильнее сказывается их действие на последующем процессе их генерации. Плохие идеи — это катализаторы, без них не будет хороших. При окончательном разборе, который состоится позже, многие предложения окажутся бесполезными. Однако сам процесс должен вы¬звать бурный поток идей, которые следуют непрерывно, дополняяи взаимно обогащая друг друга. Коллективный разум помогает установить последовательность предложений. Регламент на каждую идею — не более двух минут. Все они высказываются без доказа-тельств и записываются в протокол иди фиксируются на магнитной ленте.
    4. При генерации идей запрещена всякая критика, не только явная словесная, но и скрытая — в виде скептических улыбок, мимики, жестов. В ходе штурма между участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения. Надо, чтобы идея, выдвинутая одним участником штурма, подхватыва¬лась и развивалась другими. Рекомендуется приглашать на штурм людей разных специальностей и разного уровня образования.

    5. Нежелательно включать в одну группу людей, присутствие которых может в какой-то степени стеснять других, например руководителей и подчиненных.

    6. Экспертизу и отбор идей после окончания процесса генерирования следует проводить очень внимательно. При оценке надо обдумывать все идеи, даже те, которые считаются несерьезными, нереальными или абсурдными.

    7. Процессом решения задачи управляет руководитель штурма, который обеспечивает соблюдение всех условий и правил. Он задает различные вопросы, иногда что-то подсказывает или уточняет, не допуская при этом перерывов в беседе. Кроме того, ему нужно следить за тем, чтобы высказывание идей не происходило только в рациональном направлении. В противном случае руководитель должен сам выдвинуть заведомо фантастическую идею или объявить «пятиминутку» для высказывания только непрактических идей.

    8. Если задача не решена в ходе штурма, можно повторить про¬цесс решения (однако лучше это сделать с другим коллективом). Когда повторная МА проводится тем же коллективом, проблему нужно обсудить в ином аспекте или в более широкой формулиров¬ке, что делает старую задачу неузнаваемой. Участники штурма вос¬принимают ее как новую, и это способствует движению мыслей по другому руслу.

    9. Опыт использования МА показывает, что генерации идей способствуют такие приемы, как аналогия (сделай так, как это делалось при решении другой задачи), инверсия (сделай наоборот), фантазия (предложи нечто неосуществимое),эмпатия (считай себя частью совершенствуемого объекта и выясни при этом свои чувства, ощущения) и пр.

      Предварительная краткая формулировка задачи лояжна склады¬ваться из ответов на следующие вопросы.

    • В чем состоит затруднение или проблемная ситуация и ка¬кова ее предыс горня?
    • Что требуется сделать для устранения проблемной ситуациии что желательно в итоге иметь?
    • Что мешает решению проблемной ситуации или достиже¬нию цели?
    • Что дает решение проблемы для людей, предприятия или народного хозяйства?

    Руководитель может использовать также списки контрольных вопросов (см. с. 25), предложенных А. Осборном и другими авторами.

    Универсальность метода МА позволяет с его помощью рас¬сматривать любую проблему или любое затруднение, в какой бы сфере человеческой деятельности они не возникли. Это могут быть задачи из области организации производства, сферы обслуживания, бизнеса, экономики, социологии, уголовного розы¬ска, военных операций, если они достаточно просто и ясно сформулированы.

    [Термины]
    Генераторы идей,аналитики,цепная реакция идей,прямой мозговой штурм, или мозговая атака (МА), психологоические барьеры, экспертиза и отбор идей, аналогия, инверсия, фантазия, эмпатия.

    Практическая работа

    Решите предложенные или другие,поставленные учителями проблемы мотодом МА. Для этого с помощью тестов выделите группы генераторов идей и аналитиков (по 6-8 человек).

    Тесты для отбора в группу генераторов идей

    Тест на оригинальность

    Вдалеке от всех космических трасс лежала маленькая угасающая звездная система. но вотвозникла потребность в создании новой трассы, проходящей через эту систему. Для создания космической базы на единственную планету этой системы был послан автоматический разведчик. Видеокамеры показали мрачный безжизненный ландшафт. На каменистой поверхности беспорядочно разбросанны овальные камешки, сглаженны частыми ураганами. Во время начавшегося урагана связь с разведчиком пропадает. На планету высылается пилотируемый транспортный корабль с модулем станции. На корабле также имеется научно-исследовательская лаборатория для подробного изучения планеты. Посадкапрошла благополучно. Недалеко были обнаружены резиновые амортизаторы и карамические фрагменты двигателя и электроники — остатки автоматического разведчика. Экипаж начинает запланированную работу, когда орбитальный метеозонд сообщает о надвигающемся урагане. Во время урагана связь с Землей нарушается. На Земле в центре космических исследований начинают волноваться. В это время связь возобновляется на несколько секунд и капитан корабля успевает лишьпрокричать:Никогда не приземляйтесь на эту планету, не изучив историю ее… Больше корабль на связь не выходил…»

    Предложите окончание этого рассказа (иди перечислите всевозможные последствия данной ситуации).

    Тесты на семантическую (понятийную) гибкость

    • Дано пять объектов: авторучка, огурец, шарик, кар¬манные часы, лампочка, но только с помощью одного из них можно разжечь огонь. Как?

    • Даны два предмега: ручка и палочка. Необходимо соединигь их так. чтобы получился полезный третий предмет.

    Пояснение: семантический — здесь: устанавливающий отношения между словом и понятием.

    Тест на образную адаптивную гибкость

    Из шести целых спичек сложите 4 равносторонних треугольника, при этом каждая сторона должна равняться длине спички.

    Пояснение: адаптивный — здесь: приспосабливающийся к разным условиям.

    Тест на семантическую спонтанную гибкость

    • Предложить всевозможные способы применения обычных вещей: ластик, ручка, ложка, банка и пр.

    • Перечислить как можно больше объектов, принад¬лежащих к классу канцелярских принадлежностей, к столовой посуде

    • .

    Пояснение: спонтанный — здесь: внутренне подготов¬ленный к ответу без раздумий.

    Тесты для отбора в группу аналитиков

    Задайте по этой картине как можно больше вопросов.

    Придумайте как можно больше причин этого события.

    Перечислите все его возможные последствия.

    • Предложите способы изменения (модернизации) игрушек: Куклы Барби, солдатиков.

    • Задайте как можно больше вопросов о радио (или другом предмете).

    • Представте, что к облакам привязаны веревки, спускающиеся до земли. Что из этого может получиться.

    Задачи для группы генераторов идей

    1. Служащие в новом здании фирмы стали все чаще жаловаться на плохую работу лифтов, особенно в часы пик:тдолгое томительное ожидание, нарастающее раздражение.Перед руководством фирмы встала проблема- либо увеличит число лифтов, либо заменить лифты на скоростные, либо установить компьютерный центр,который следит бы за работой лифта. все это былослишком дорого, поэтому пригласили консультантов по творческому решению задач. Как разрешить эту проблему простыми средствами?
    2. Предложите как можно больше различных способов крепления на классной доске схем, выполненных на плотной бумаге.

    3. в стоге сена надо найти иголку. Предложите свой способ поиска.

    4. Для спасения летчика, спустив шегося на парашюте в море, разработан специальный надувной плотик. Плотик имеет гермитичный отсек для запаса питьевой воды, застегивающийся на водонепроницаемую молнию.плотик практически непотомляем при любом шторме. однако при испытаниях у плотика выявился существенный недостаток: во время шторма он переворачивался. Как устранить этот недостаток?Увеличить вес можно не более чем на 3-5кг.

    Вопросы

    1. В чем суть метода прямой МА?

    2. Какова цель мотеда прямой МА?Перечислите правила поведения МА?

    3. Для решения какого рода задач используют МА?

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *