Духовные материальные социальные потребности: 3) Социальные потребности человека.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
3) Социальные потребности человека.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Социальные
потребности возникают в результате
жизнедеятельности человека как
общественного субъекта. В отличие от
биологических потребностей социальные
не задаются природой, не закладываются
генетически, а приобретаются в ходе
становления человека как личности, его
развития как члена общества.
История развития
человеческого общества убедительно
свидетельствует о его расслоении на
классы, социальные группы, коллективы,
каждый из которых обладает специфическими
потребностями. Человек не может
существовать изолированно от других
людей, сам по себе. Его природные задатки
способны проявиться только в сообществе
с другими людьми. Но для этого необходимо
определить в нем свое место. При этом,
взаимодействуя с какой-либо социальной
группой, человек стремится одновременно,
с одной стороны, слиться с этой группой,
а с другой – сохранить своё «я».
Социальные
потребности создаются обществом,
развиваются вместе с развитием человека,
приобретаются им в процессе становления
как личности. Решающую роль в этом
процессе играет общественная среда, в
которой развивается и воспитывается
человек. Этот вид потребностей можно
разделить на потребности общества и
личности.
Потребности
общества представляют
собой совокупность требований,
обеспечивающих необходимые условия
функционирования и развития общества.
К ним относятся потребности в обеспечении
прав каждого индивида, создании
эффективной системы государственного
управления, сохранении окружающей среды
и т.д. Личные
потребности возникают
и развиваются в процессе жизнедеятельности
человека. Они выступают как осознанное
стремление человека к достижению таких
условий жизни, которые обеспечивали бы
благосостояние и развитие личности.
Это также означает, что данный вид
потребностей выступает в качестве
мотива соответствующих способов
деятельности и активности.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
В свою очередь в
общей совокупности личных потребностей
принято выделять две самостоятельные
группы потребностей: материальные и
духовные. Материальные
сформировались
в результате филогенетического
(эволюционного) и исторического развития
человека и составляют его родовое
свойство. Объектами удовлетворения
таких потребностей выступают материальные
блага и услуги (продукты питания, предметы
одежды, предметы быта и т.д.). В отличие
от биологических потребностей, выражающих
физическое состояние организма и
переживаемые при этом чувства жажды,
тепла, холода, голода и т.д., материальные
овеществлены. Биологические потребности
проявляются в желании есть, пить, спать
и т.п., а материальные – в материальных
благах, услугах и средствах. Потенциально
материальные потребности безграничны,
но на практике они ограничиваются
возможностями, генетическими задатками
и социальными условиями жизни человека.
Духовные
потребности выражают
способность человека к познанию самого
себя, других людей и окружающего мира
в целом. Они проявляются в различных
формах духовной деятельности, под
которой понимается любая деятельность,
порождаемая внутренним состоянием
человека. Удовлетворение духовных
потребностей обеспечивает духовное
воспроизводство человека.
Круг таких
потребностей человека чрезвычайно
разнообразен. Он включает потребности
в ценностях художественной культуры и
искусства, в эстетическом наслаждении
от различных явлений и предметов, в
новых знаниях и идеях. Из всего многообразия
духовных потребностей особое значение
в жизни человека имеет стремление к
общению, основанное на врожденной
необходимости общаться с людьми и
обмениваться с ними жизненно важной
информацией. Благодаря удовлетворению
этой потребности происходят усвоение
человеком социальных норм, правил
поведения, овладение социальным опытом,
осуществляется социализация личности.
Духовные потребности самым непосредственным
образом связаны со сферой услуг. Эта
связь заключается в том, что постоянно
происходит расширение познавательной
деятельности человека, в ходе которого
возникают новые способы познания мира,
новые знания и потребности в новых
специалистах, в том числе в специалистах
сферы услуг.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
материальные и духовные, подлинные и мнимые
В процессе своего развития каждый человек сталкивается с необходимостью удовлетворять различные нужды, которые возникают в ходе жизнедеятельности и носят название потребности.
Потребности человека и их виды
Потребность представляет нужду человека, которая представляет собой необходимый элемент для его полноценного существования. Потребности человека проявляются чаще всего в мотивах его деятельности.
Современная наука различает такие виды потребностей:
1. Биологические (материальные, органические) – потребности индивида в одежде, пище, жилье и т.д.
2. Социальные – потребности каждого человека в общественной деятельности, общении с другими людьми, общественном признании, славе и. тд.
3. Духовные (познавательные, идеальные) – это потребность в знаниях, созидании, философскому анализе, творческой реализации.
Все потребности человека взаимосвязанные между собой. Так социальные потребности – это результат синтеза духовных и материальных потребностей. У большинства людей социальные потребности часто маскируются под духовные – так человек, руководствуясь желанием общественного признания (социальная потребность) использует для этого творческую реализацию (духовная потребность).
Потребности каждого следующего уровня доступны для человека только тогда, когда он удовлетворит все предыдущие: если не удовлетворены потребности в еде, желание творческой реализации не возникнет.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Подлинные и мнимые
Различают также такие виды потребностей как подлинные и мнимые. Подлинные потребности – это те потребности, к которым человек приходит самостоятельно. Если у человека возникает желание заняться музыкой – это подлинная потребность. В случае если он начинает музицировать после того, как на него повлияли из вне – родственники, друзья, общество, такая потребность переходит в разряд мнимых.
Все потребности человека должны быть разумными, так как не все потребности человека могут быть удовлетворены в краткие сроки, а также они не должны противостоять моральным и нравственным устоям общества.
Интересы человека
Потребности выступают основой интересов каждого человека и его способностей. Интерес представляет собой целенаправленную позицию человека, касаемо объекта его потребности. Интересы людей на самом деле направлены не на предмет его потребности, а на процесс, который делает его доступным. Интересы зависят от того, к какой социальной группе принадлежит индивид, и какой статус занимает в обществе.
Существует такая классификация интересов человека:
1. В зависимости от их носителя — общественные, групповые, индивидуальные
2. В зависимости от направленности – духовные, социальные, политические.
Каждому человеку необходимо осознавать свои интересы, и при их реализации учитывать интересы других людей. Интересы не должны носить стратегический характер их достижения. Не разобравшись в том, подлинный или мнимый интерес, человек часто достигает своей цели путем пренебрежения интересов других индивидов, что противоречит всем человеческим нормам гуманности.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Деятельность человека и ее виды: сознание и познание человеком мира
Следующая тема:   Способности человека: ординарные и выдающиеся, талант и гениальность
Потребности и интересы
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека
- Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
- Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
- Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Существуют и другие классификации потребностей, например, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:
Базовые потребности | ||
Первичные (врожденные) | Вторичные (приобретенные) | |
• Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";} window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})}); window.addEventListener("load",()=>{ var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true); | • Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности | |
• Экзистенциальные (лат. exsistentia — существование): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. | • Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте • Духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации |
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, дрежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Существует несколько классификаций интересов:
по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.
по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.
От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Материальные и духовные потребности человека. Потребности подлинные и мнимые. Потребности – это надобность в чем-либо, требующем удовлетворения. Потребности человека многообразны. Среди них выделяют естественные, фундаментальные, социальные и духовные. Естественные потребности – потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства ( воздух, вода, пища, жилище, одежда, сон, отдых). Потребности фундаментальные, присущи всем людям, независимо от их социальной принадлежности. Они коренятся в природе самого человека, но проявляться и удовлетворяться могут только в обществе. Это потребности в общении, творческой деятельности, социальной принадлежности, социальной идентификации. По своему содержанию они близки к социальным потребностям: потребность в трудовой деятельности, социальной активности, в духовной культуре. Потребности можно разделить на материальные и духовные. Духовные потребности связаны с созданием, сохранением и распространением духовных ценностей, духовным общением. (потребность в познании, общении, эстетические потребности). По теории социолога Маслоу структуру потребностей можно представить в виде пирамиды, в основании которой находятся физиологические потребности: еда, вода, жилье, одежда, секс. Ступенью выше находятся социальные потребности: защита от нищеты, болезней, преступности. На следующей ступени находятся духовные потребности: общение, дружба, любовь. Еще выше расположена потребность в уважении, и самая вершина пирамиды – потребность в самореализации, творчестве. Таким образом, главное место в жизни отводится материальным потребностям. Первая и основная духовная потребность – потребность в познании. Еще Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». Потребность в познании человек удовлетворяет через получение образования, участие в научной деятельности. Эстетические потребности связаны с со стремлением человека приобщаться к прекрасному, чувствовать и понимать литературу, живопись, музыку, природу. Потребность в духовном общении подразумевает стремление человека к дружбе, любви. Проявлением этой потребности является сочувствие, сопереживание, совместное творчество, обмен идеями, моральная и психологическая поддержка. Человек духовен настолько, насколько он стремится к познанию мира, себя, смысла и назначения свей жизни. На уровень духовных потребностей влияет уровень образования, общей культуры личности. Чем выше образованность и культура человека, тем больше средств и времени он тратит на удовлетворение духовных потребностей. Оказывает влияние на духовные потребности и мода. Еще в глубокой древности греческий философ Эпикур затрагивал эту тему. Он говорил, что в жизни есть 3 вида удовольствий (потребностей): 1. Естественные и необходимые (еда, отдых и др.). 2. Естественные, но не необходимые (роскошная одежда, изысканная пища, напитки). 3. Не естественные и не необходимые (честолюбивые желания, амбиции, желания роскоши, славы, богатства). Эпикуру принадлежат высказывания: Все желания, неудовлетворение которых не ведет к боли, не являются необходимыми: побуждение к ним легко рассеять, представив предмет желания трудно достижимым и вредоносным. Богатство, требуемое природой, ограниченно и легко достижимо, а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности. Никакое наслаждение само по себе не есть зло, но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений. Человек, по мнению Эпикура должен при оценке своих потребностей руководствоваться разумом, а также понимать, что «Наслаждения душевные больше, чем наслаждения телесные». Современные социологи также делят потребности на подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Разумные потребности – потребности, побуждающие человека к активной общественно полезной жизнедеятельности, способствующие духовному и физическому совершенствованию личности, не наносящие ущерба другим людям. Потребности мнимые – это потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации человека, наносит ущерб окружающим. |
Материальные и духовные потребности граждан -основа формирования социальной политики цивилизованного государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»
Эффективность построения нового социально ориентированного общества будет во многом зависеть от того, насколько люди будут свободны от идеологических догм, насколько направленность мысли и их действий будет отражать объективные закономерности развития. В последние годы мы разворачиваемся от идеологии к природе и стараемся осмыслить, к чему нас привела бесплодная борьба
с вейсманистами и морганистами1.
Павлова И. В.
канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и кредита Российского государственного социального университета
побудительный мотив
материальные и духовные потребности граждан -основа формирования социальной политики
цивилизованного государства
На наш взгляд, решающее воздействие на человека при формировании его как личности оказывают факторы наследственного характера. Человек как личность формируется на генетической и на социальной базе, проявляя все особенности поведения, обусловленные врожденными свойствами. Положение, что в основе целенаправленной трудовой деятельности лежит чувство побуждения индивида к удовлетворению потребностей, признано всеми. Но потребности людей в общем плане безграничны. Более того, как только человек удовлетворяет одни потребности, у него тот час же возникают другие. Процесс этот неограничен на протяжении всей сознательной жизни человека. Нельзя при этом не отметить, что
особенностью процесса является то, что достигнутое человеком не вызывает побуждения к действию, а лишь становится опытом и примером.
А как квалифицировать потребности? В чём их главное содержание? Единого мнения по этому вопросу до сих пор не существует. Так, по теории А.Маслоу2, потребности человека выстраиваются в определенную иерархию по своей значимости. У каждого человека, как личности, существуют
1 Август Вейсман (1834-1914), Томас Хант Морган (1866-1945) — основоположники генетической теории наследственности.
2 Абрахам Маслоу (1908-1970) — американский психолог, автор иерархической теории потребностей. Основной труд — «Мотивация и личность» — 1954.
свои особенности формирования потребностей, подлежащих удовлетворению через сознательную деятельность.
Заслуживают внимания разработки Т. Питерса и Р. Уотермана3, считающие, что если компания работает эффективно, то труд работников становится высокомотивированным и результативным. Опубликованные теории взаимодополняют друг друга, предопределяя необходимость комплексного подхода к решению этой проблемы. Что касается отечественных разработок, то под влиянием господствующей в СССР считалось, что среди потребностей отмечались три составляющих: материальная, социальная и духовная, доля каждой из которых составляла в общей мотивации одну треть. А какова должна быть наша современная точка зрения? Можно утверждать, что целенаправленная и сознательная деятельность личности подчинена естественному требованию удовлетворения определенных жизненных потребностей. Социальную же потребность не стоит вообще отделять от духовной, поскольку духовная потребность есть порождение той же социальной потребности. Т.е. остается предположить, что в основе мотивации человеческой деятельности лежит необходимость удовлетворения материальной и духовной потребностей, соотношение между которыми не остается постоянным.
3 Питерс Т., Уотерман Р. — авторы известной публикации: «В поисках эффективного управления» / пер. с англ. — М., Программ, 1986.
Более того, удовлетворение духовных потребностей превалирует над материальными стимулами тогда, когда мы усматриваем в деятельности человека стремление через труд реализовать себя посредством решения поставленной перед собой задачи, но при этом обрести еще большее социальное признание в обществе. Таким образом, как бы мы не стремились объяснить мотивы любой целенаправленной деятельности человека, потребность быть по большому счету самореализи-рованным в общении, в труде, в профессии, в конкретном результате или достижении, наряду со стремлением стать необходимым и полезным для общества, являются главными стимулами, определяющими его высокую активность. В конечном счете, в действиях и мыслях личности превалирует не что иное, как стремление к приобретению более высокой социальной значимости.
Другое дело, в какой степени это выражено в мыслях, действиях, поведении человека и как ощущается другими его стремление быть более значимым. Поведение и действие одного, человека нам порой кажутся слишком подчиненными одной своей цели: достижения более высокого положения, собственной карьеры, материального благополучия и т.д. мы называем его эгоистом (от лат. слова ego — я). Другой человек не проявляет заметным образом подобных стремлений, его поведение наиболее подчиненно интересам других, мы называем его альтруистом (от лат. слова alter — другой). Однако, как первый, так и второй небезраз-
креативная экономика, 2008, № 11
личны к социальной оценке общества его значимости как личности. Различной является лишь степень выраженности стремления к тому, что, несомненно, сказывается и на методах или способах, которыми она действуют. В этом и есть проявление природной индивидуальности, ибо психологические основы эгоизма, как и альтруизма, заключаются в генетической предрасположенности к тому внутреннему чувству или воображаемому голосу, который как бы диктует своеобразное поведение, направленное на удовлетворение потребности быть наиболее социально значимым. Это чрезвычайно важно в трудовой деятельности. Итак, разумный человек-личность, рассматриваемый нами как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, проявляет в поведении и действиях присущие ему индивидуальные свойства, трудится, удовлетворяя материальные и духовные потребности, главным из которых является стремление быть социально значимым в обществе, стремление быть нужным и востребованным в среде окружающих его людей.
Это действительно так, ибо любому человеку страшно представить себя никому не нужным — ни близким, ни друзьям, ни обществу, ибо тогда утрачивается смысл жизни. Если это случается в силу каких-то особых обстоятельств, то конец оказывается трагичным, особенно для альтруиста. Именно в этом и заключается социальная сущность человека, объясняющая его целенаправленную потребность в деятельности, в общении с другими.
Отсюда легко понять, почему для человека факт потери трудоспособности, вследствие болезни или по возрасту тяжело переживается морально. В данном случае каждый нуждается не только в материальном обеспечении, но и в социальной поддержке. Все вышеизложенное, на наш взгляд, имеет немаловажное значение в части определения социальной политики государства, организации мероприятий социального характера, формировании инфраструктуры социальной сферы, совершенствования методов и форм социального обеспечения (в широком понимании этого определения) и социальной защиты граждан.
Литература
1. Маркина М.С. Социальное обеспечение граждан — ценности и приоритеты социального государства // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. Сборник научных трудов. Вып.5 — М.: ИТК «Дашков и Ко», 2006.
2. Коровяковский Д.З. Социальное государство и жизненный уровень населения //Человек. Социальная политика. — М.: АТ и СО, 2001.
3. Волков Ю.Е. Социальное государство — базисная основа соц-партнёрства // Труд и социальные отношения. — 2000, № 2.
4. Абрахам Маслоу . Мотивация и личность — 1954.
5. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления» / пер. с англ. — М., Программ, 1986.
Духовные потребности. Социальная философия
Читайте также
а) Характер потребности и удовлетворения
а) Характер потребности и удовлетворения
§ 190Животное обладает ограниченным кругом средств и способов удовлетворения своих тоже ограниченных потребностей. Человек доказывает также и в этой зависимости, что он вместе с тем выходит за ее пределы, доказывает свою
Потребности выживания
Потребности выживания
Это разделение натрое также меняет факторы, от которых будет зависеть жизнь и смерть стран. Все страны стараются защитить своих граждан. Им нужна энергия, продовольствие, капитал и доступ к воздушному и водному транспорту. Но помимо этого и еще
Критерии, потребности, чувства, стимулы
Критерии, потребности, чувства, стимулы
Основу деятельности интеллекта как действий с моделями составляют изменения активности его элементов. Активность — это энергия. В живых системах каждый нейрон генерирует специфическую энергию нервных импульсов, источником
Общественные потребности и чувства ИИ
Общественные потребности и чувства ИИ
На первое место здесь нужно поставить потребность в общении. У животных она обеспечивает возможность выбора полового партнера и играет важную роль в эволюции. У человека она действует столь же сильно, как и голод: в период
b. Историческое возникновение духовной потребности в философствовании
b. Историческое возникновение духовной потребности в философствовании
Хотя философия, как мышление и постижение духа времени, и априорна, она, однако, есть вместе с тем существенным образом результат, так как мысль есть порождение и даже, можно сказать, живая сила,
2.1. Свобода и потребности
2.1. Свобода и потребности
Итак, в 1845 году (так называемое время «ранней американской философии») уровень урбанизации и промышленного развития Америки не отставал от европейского. Местная общественность не менее горячо, чем в европейских столицах, дискутировала проекты
СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И «РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ»
СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И «РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ»
Социальный характер имеет еще одну важную функцию, помимо функции удовлетворения потребностей общества в определенном типе характера и обусловленных этим характером потребностей индивида. Он призван удовлетворять
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: ВЕСТЬ ОТ ВСЕЛЕННОЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: ВЕСТЬ ОТ ВСЕЛЕННОЙ
Каждый из нас испытывает одни и те же фундаментальные эмоциональные потребности в любви, понимании и положительных оценках. Наша манера одеваться и говорить, те упражнения, которые мы выполняем (или хотели бы выполнять), вид
Естественные и искусственные потребности
Естественные и искусственные потребности
Коллективистическое общество всегда проводит различие между естественными и искусственными потребностями человека. Предполагается, что первые должны удовлетворяться, в то время как наличие вторых говорит об отступлении
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Что такое «ПОТРЕБНОСТЬ»? Спрашивают, «что именно отнести к потребностям тела»?Для того, чтобы жить тело должно: ДЫШАТЬ, ПИТЬ, ЕСТЬ, СПАТЬ, ВЫДЕЛЯТЬ ОТБРОСЫ, СОЗДАВАТЬ ОПТИМАЛЬНУЮ ТЕМПЕРАТУРУ ДЛЯ ОТПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ФУНКЦИЙ (ИМЕТЬ ОДЕЖДУ И КРОВ), и, так
СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И «РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ»
СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И «РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ»
Социальный характер имеет еще одну важную функцию, помимо функции удовлетворения потребностей общества в определенном типе характера и обусловленных этим характером потребностей индивида. Он призван удовлетворять
Настоящие потребности, простые потребности
Настоящие потребности, простые потребности
Итак, что же действительно необходимо? Я упомянул выше о нескольких простых потребностях, имеющихся у нас: еда, одежда, кров, отношения.Ни одна из этих потребностей не является усложненной.Вы вправе поспорить насчет трудности
Сокращайте ваши потребности
Сокращайте ваши потребности
Как я уже говорил, наши настоящие потребности очень простые. В современном обществе мы создали множество потребностей: нам нужна работа, чтобы платить за наш дом, одежду, машину, компьютеры, топливо, электричество, еду, за выход на прогулки,
Телесные потребности и заботы Дианы
Телесные потребности и заботы Дианы
Добыча, которую Диана приносит с охоты, предназначена циклопам и Геркулесу. Понятая буквально, деталь эта относится к рационализации легенды. Очевидно, боги могут есть и пить, но не так, как они смеются, сердятся, занимаются или не
Потребности человека, вытекающие из условий его существования
Потребности человека, вытекающие из условий его существования
Жизнь человека определяется неизбежной альтернативой между движением вспять и прогрессом, между возвращением к животному существованию и достижением человеческого бытия. Любая попытка возврата
Потребности. Виды потребностей
Потребность — это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, как раз и выступает источником активности человека. Потребность, как динамическая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности. Потребности не остаются неизменными, а меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней.
Считается, что специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности различают по предмету и по происхождению.
По происхождению потребности бывают:
- естественные;
- культурные.
Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры.
По предмету потребности подразделяются:
- на материальные;
- духовные;
- социальные.
К материальным относятся физиологические (например, потребность в пище) и общественно обусловленные (например, потребность в одежде). К духовным потребностям относятся эстетические и познавательные. Социальные потребности отражают потребность в общении, в общественном признании.
Многие авторы создали реестры потребностей, состоящие из множества наименований. Например, У. МакДауголл (1923), понимавший потребности как инстинктоподобные, готовые способы реагирования, выделяет: пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство, общение, самоутверждение, подчинение, гнев, поиск помощи, созидание, накопление, смех; отдых и сон, комфорт, передвижение; «примитивные» склонности — кашель, чихание, дыхание и т. д. Классификация Ф. Лерша (1938) насчитывает 18 потребностей (автор называет их «стимулирующими переживаниями»). Однако, как верно указал А. Маслоу, «при желании можно создать «перечень», в котором будет фигурировать лишь одна потребность, и равноправным такому списку будет другой, объединяющий в себе миллион желаний. Пора уже осознать, что каждая из фундаментальных человеческих потребностей на самом деле представляет собой коллектор разнообразных желаний, и подходить к его анализу следует так же, как к анализу фундаментальных категорий».
Выделим те основания классификаций, которыми пользовались представители самых разных течений в психологии, описывая мотивационное поле личности.
По критерию, притягательным или отталкивающим является предмет потребности, говорят о позитивных и негативных мотивах. Первые будут побуждать организм к достижению некоторого объекта, а вторые — к избеганию. Примером мотива позитивного типа может служить мотив достижения, а примером мотива второго типа — мотив избегания неудач. Соответственно поведение, которое побуждается позитивными мотивами, объективно будет проявляться в приближении к объекту, поведение, разворачивающееся под действием негативных мотивов, — удалением от него.
По критерию времени актуализации потребности выделяют постоянные (например, потребность в кислороде), устойчивые (например, потребность в общении), циклические (например, потребность в пище, потребность в размножении у животных) и ситуативные.
Проблема мотивации широко разрабатывалась в разных психологических школах: среди бихевиористов и когнитивистов, среди представителей психоаналитической теории и в гуманистических теориях. Остановимся на наиболее известных классификациях потребностей.
3) Социальные потребности человека.
Социальные
потребности возникают в результате
жизнедеятельности человека как
общественного субъекта. В отличие от
биологических потребностей социальных
не задаются природой, не закладываются
генетически, а приобретаются в ходе
становления человека как личности, его
развития как член общества.
История развития
человеческого общества убедительно
свидетельствует о его расслоении на
классы, социальные группы, коллективы,
каждый из которых обладает специфическими
потребностями.Человек не может
существовать изолированно от других
людей, сам по себе. Его природные задатки
способны проявиться только в сообществе
с другими людьми. Но для этого необходимо
определить в свое место. При этом,
взаимодействуя с какой-либо социальной
группой, человек стремится одновременно,
с одной стороны, слиться с этой группой,
а с другой — сохранить своё «я».
Социальные
потребление рацион обществом,
развиваются вместе с развитием человека,
приобретаются им в процессе становления
как личности.Решающую роль в этом
процессе играет общественная среда, в
которая развивается и воспитывается
человек. Этот вид потребностей можно
разделить на потребности общества и
личности.
Потребности
общества отметить
собой совокупность требований,
необходимые необходимые условия
функционирования и развития общества.
К ним относится к категории в категории
прав каждого индивида, создание
эффективная система государственного
управления, сохранении окружающей среды
и т.д. Личные
потребности здесь
и развиваются в процессе жизнедеятельности
человека. Они выступают как осознанное
стремление человека к достижению таких
условий жизни, которые обеспечли бы
благосостояние и развитие личности.
Это также означает, что данный вид
потребности в качестве
мотива соответствующими способами
деятельности и активности.
В свою очередь в
общей совокупности личных потребностей
принято выделять две самостоятельные
группы: материальные и
духовные. Материальные
сформировались
в результате филогенетического
(эволюционного) и исторического развития
человека и составляют его родовое
свойство. Объектами удовлетворения
таких расходовают материальные
блага и услуги (продукты питания, предметы
одежды, предметы быта и т.д.). В отличие
от биологических потребностей, выражающих
физическое состояние организма и
переживаемые при этом чувства жажды,
тепла, холода, голода и т.д., материальные
овеществлены. Биологические потребности
проявляются спать в желании есть, пить,
и т.п., а материальные — в материальных
благах, услугах и средствах. Потенциально
материальные потребности безграничны,
но на практике они ограничиваются
возможности, генетическими задатками
и социальными условиями жизни человека.
Духовные
потребности выражают
способность человека к познанию самого
себя, других людей и окружающего мира
в целом. Они проявляются в различных
формах духовной деятельности, под
которой понимается любая деятельность,
порождаемая внутренним состоянием
человека. Удовлетворение духовных
потребности обеспечивает духовное
воспроизводство человека.
Круг таких
потребности человека очень
разнообразен. Он включает потребности
в ценностях художественной культуры и
искусства, в эстетическом наслаждении
от различных явлений и предметов, в
новых знанийх и идеях. Из всего разнообразия
духовных потребностей особое значение
в жизни человека имеет стремление к
общению, основанное на врожденной
необходимости общаться с людьми и
обмениваться с ними жизненно
информацией.Благодаря удовлетворению
этой потребности текущее усвоение
человеком социальных норм, правил
поведение, овладение социальным опытом,
осуществляется социализация личности.
Духовные потребности самым непосредственным
образом связаны со сферой услуг. Эта
связь заключается в том, что постоянно
происходит расширение познавательной
деятельности человека, в ходе которого
новые способы познания мира,
новые знания и потребности в новых
специалистах, в том числе в специалистах
сферы услуг.
материальные и духовные, подлинные и мнимые
В процессе своего развития каждый человек сталкивается с необходимостью удовлетворять различные нужды, которые возникают в ходе жизнедеятельности и носят название потребности.
Потребности человека и их виды
Потребность представляет нужду человека, которая представляет собой необходимый элемент для его полноценного существования. Потребности человека проявляются чаще всего в мотивах его деятельности.
Современная наука различает такие виды потребностей:
1. Биологические (материальные, органические) — потребности индивида в одежде, пище, жилье и т.д.
2. Социальные — потребности человека в общественной деятельности, общении с другими людьми, общепринятыми, славе и.тд.
3. Духовные (познавательные, идеальные) — это потребность творчества в знаниях, созидании, философскому аналитическому осуществлению.
Все потребности человека взаимосвязанные между собой. Так социальные потребности — это результат синтеза духовных и материальных потребностей. Социальная потребность в социальных сетях, пользующихся социальной потребностью, использует социальную потребность.
Потребности каждого уровня доступны для человека тогда, когда он удовлетворительно все предыдущие: если не удовлетворены потребности в еде, желание творческой реализации не возникнет.
Подлинные и мнимые
Различают также такие виды как настоящие и мнимые потребности. Подлинные потребности — это те потребности, к которому человек приходит самостоятельно. Если у человека возникает желание заняться музыкой — это настоящая потребность. В случае если он начинает музицировать после того, как на него повлияли из вне — родственников, друзья, общество, такая потребность переходит в разряд мнимых.
Все потребности человека должны быть разумными, так как не все потребности человека могут быть удовлетворены в краткие сроки.
Интересы человека
Потребности выполняют функцию обслуживания каждого человека и его способностей. Интересно представляет собой целенаправленную позицию человека, касаемо объекта его потребности. Интересы людей на самом деле не используются на предмет его потребности, а на процесс, который делает его доступным.Интересы зависят от той, к какой социальной группе принадлежит индивид, и какой статус занимает в обществе.
Существует такая классификация интересов человека:
1. В зависимости от их носителя — общественные, групповые, индивидуальные
2. В зависимости от направленности — духовные, социальные, политические.
Каждому человеку необходимо осознавать свои интересы, и при их реализации учитывать интересы других людей. Интересы не должны носить стратегический характер их достижения.Не разобравшись в том, настоящий или мнимый интерес, человек часто достигает своей цели путем пренебрежения интересов других индивидов, что противоречит всем человеческим нормам гуманности.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Деятельность человека и ее виды: сознание и познание человеком мира
Следующая тема: & nbsp & nbsp & nbspСпособности человека: ординарные и выдающиеся, талант и гениальность
Потребности и интересы
В целях своего развития человек удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность — нуждающее человека в том, что обеспечивает его существование. В мотивах (от лат. Movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека
- Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
- Социальные — потребности в общении с другими людьми, общественной деятельностью, в общепризнании и др.
- Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создание прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в основе своей потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У социальных людей социальные потребности преобладают: потребности в знаниях нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Существуют и другие классификации, например, классификация американским психологом А. Маслоу:
Базовые потребности | ||
Первичные (врожденные) | Вторичные (приобретенные) | |
• Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. | • Социальные: социальные связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности | |
• Экзистенциальные (лат.exsistentia — существование): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. | • Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте • Духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации |
Потребности каждого уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — это потребности, которые позволяют развитию в человеке его подлинно качественных людей: стремление к истине, красоте, знаниям, желание принести добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (лат. Интерес — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей, испытывающих неудобства, расходуемое на те общественные условия, которые обеспечивают более или менее доступные эти предметы, приносящие удовлетворение всего, материальные и духовные блага.
Интересы позиционирования различных групп и индивидов в обществе.Они в большей или меньшей степени являются важными побудительными стимулами к другим видам деятельности.
Существует несколько классификаций интересов:
по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.
по направленности: экономическая; социальные; политические; духовные.
От интереса следует отличать склонность . Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.
Не всегда сочетается со склонностью (многое зависит от доступности той или иной деятельности).
Интересы человека выражают направленность его, которая во многом определяет его жизненный путь, характер и т. д.
Духовные потребности. Социальная философия
Читайте также
а) Характер потребности и удовлетворения
а) Характер потребности и удовлетворения
§ 190Животное обладает ограниченным кругом средств и способов удовлетворения своих тоже ограниченных потребностей. Человек доказывает также и в этой зависимости, что он вместе с тем выходит за ее пределы, доказывает свою
Потребности выживания
Потребности выживания
Это разделение натрое также меняет факторы, от которых зависит жизнь и смерть стран. Все страны стараются защитить своих граждан. Им нужна энергия, Продовольствие, капитал и доступ к воздушному и водному транспорту.Но помимо этого и еще
Критерии, потребности, чувства, стимулы
Критерии, потребности, чувства, стимулы
Основу деятельности интеллекта как действий с моделями составляют изменения его элементов. Активность — это энергия. В живых системах каждый нейрон генерирует специфическую энергию нервных импульсов, устройство
Общественные потребности и чувства ИИ
Общественные потребности и чувства ИИ
На первое место здесь нужно поставить потребность в общении. У животных она возможность выбора полового партнера и играет роль в эволюции. У человека она действует столь же сильно, как и голод: в период
г. Историческое возникновение духовной потребности в философствовании
б. Историческое возникновение духовной потребности в философствовании
Хотя философия, как мышление и постижение духа времени, и априорна, она, однако, есть вместе с тем самым существенным результатом, так как мысль есть порождение и даже, можно сказать, живая сила,
2.1. Свобода и потребности
2.1. Свобода и потребности
Итак, в 1845 году (так называемое время «ранней американской философии») уровень урбанизации и промышленного развития Америки не отставал от европейского. Местная общественность не менее горячо, чем в европейских столицах, дискутировала проекты
СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И «РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ»
СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И «РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ»
Социальный характер стимулирует потребности в потреблении потребностей в определенном типе характера, обусловленных этим характером потребностей индивида. Он удовлетворять
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: ВЕСТЬ ОТ ВСЕЛЕННОЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: ВЕСТЬ ОТ ВСЕЛЕННОЙ
Каждый из нас испытывает одни и те же фундаментальные эмоциональные потребности в любви, понимании и положительных оценках. Наши манера одеваться и говорить, те упражнения, которые мы выполняем (или хотели бы выполнять), вид
Естественные и искусственные потребности
Естественные и искусственные потребности
Коллективистическое общество всегда проводит различие между естественными и искусственными потребностями человека.Предполагается, что первые должны удовлетворяться, в то время как второе говорит об отступлении
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Что такое «ПОТРЕБНОСТЬ»? Спрашивают, «что именно отнести к потребляющим телам»?
СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И «РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ»
СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И «РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ»
Социальный характер стимулирует потребности в потреблении потребностей в определенном типе характера, обусловленных этим характером потребностей индивида. Он удовлетворять
Настоящие потребности, простые потребности
Настоящие потребности, простые потребности
Итак, что же действительно необходимо? Одна из этих вещей не является усложненной, используя одну из перечисленных выше потребностей: еда, кровь, отношения.
Сокращайте ваши потребности
Сокращайте ваши потребности
Как я уже говорил, наши настоящие потребности очень простые.В современном обществе мы создали систему потребления: нам нужна работа, чтобы платить за наш дом, одежду, машину, компьютеры, топливо, электричество, еду, за выход на прогулки,
.
Телесные потребности и заботы Дианы
Телесные потребности и заботы Дианы
Добыча, которую Диана приносит с охоты, циклопам и Геркулесу. Понятая, деталь эта относится к рационализации легенды. Очевидно, боги могут есть и пить, но не так, как они смеются, сердятся, занимаются или не
Потребности человека, вытекающие из условий его существования
Потребности человека, вытекающие из условий его существования
Жизнь человека неизбежной альтернативой между движением вспять и прогрессом, между возвращением к животному существованию и достижением человеческого бытия.Любая попытка возврата
Материальные и духовные потребности граждан -основа формирования социальной политики цивилизованного государства Текст статьи по специальности «Социологические науки»
Эффективность построения нового ориентированного общества будет во многом зависеть от того, насколько люди будут свободны от идеологических догм, насколько мысли и их действия будет отражать объективные закономерности развития. В последние годы мы разворачиваемся от идеологии к природе и стараемся осмыслить, к чему нас привела бесплодная борьба
с вейсманистами и морганистами1.
Павлова И. В.
канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и кредита Российского государственного социального университета
побудительный мотив
материальные и духовные потребности граждан -основа формирования социальной политики
цивилизованного государства
На наш взгляд, решающее воздействие на человека при формировании его как личности оказывают факторы наследственного характера.Человек как личность формируется на генетической и на социальной базе, проявляя все особенности поведения, обусловленные врожденными свойствами. Положение, что в основе целенаправленной деятельности лежит в основе чувства побуждения к удовлетворению потребностей, признано всеми. Но потребности людей в общем плане безграничны. Более того, как только человек удовлетворяет одни потребности, у него тот час же другие. Процесс этот неограничен на протяжении всей сознательной жизни человека.Нельзя при этом не отметить, что
особенностью процесса является то, что достигнутое человеком не вызывает побуждения к действию, а лишь становится опытом и примером.
А как квалифицировать потребность? В чём их главное содержание? Единого мнения по этому вопросу до сих пор не существует. Так, по теории А.Маслоу2, потребности человека выстраиваются в определенную иерархию по своей значимости.У каждого человека, как личности, существуют
1 Август Вейсман (1834-1914), Томас Хант Морган (1866-1945) — основоположники генетической теории наследственности.
2 Абрахам Маслоу (1908-1970) — американский психолог, автор иерархической теории теории. Основной труд — «Мотивация и личность» — 1954.
свои особенности формирования через сознательную деятельность.
Заслуживают внимания разработки Т. Питерса и Р. Уотермана3, считающие, что если компания работает эффективно, то труд работников становится высокомотивированным и результативным. Опубликованные теории взаимодополняют друг друга, предопределяет необходимость подхода к решению этой проблемы. Что касается отечественных разработчиков, которые составляют одну из категорий одной доминирующей в СССР, что среди потребителей отмечались три составляющих: материальная, социальная и духовная доля каждой из составляющих в общей мотивации третье.А какова должна быть наша современная точка зрения? Можно утверждать, что личности целенаправленная и сознательная деятельность подчинена естественному требованию удовлетворения потребностей жизненных потребностей. Социальная же потребность не стоит отделять от духовной, поскольку духовная потребность есть порождение той же социальной потребности. Т.е. остается предположить, что в связи с этим остается удовлетворение потребности в удовлетворении потребности в удовлетворении потребностей.
3 Питерс Т., Уотерман Р. — авторы публикации: «В поисках эффективного управления» / пер. с англ. — М., Программ, 1986.
Более того, удовлетворяет потребности в продуктах питания, когда мы усматриваем в деятельности человека стремление через труд реализовать себя посредством решения поставленных перед собой задачи, но при этом обрести еще большее социальное признание в обществе.Таким образом, как бы мы не стремились мотивировать любую целенаправленную деятельность человека, потребность быть в большем счету самореализи-рованным в общении, в труде, в профессии, в конкретном результате или достижении, наряду со стремлением стать необходимым и полезным для общества, являющимися главными стимулами, обеспечивающими его высокую активность. В соответствии с рекомендациями по достижению высокой социальной значимости.
Другое дело, в какой степени это выражено в мыслях, действиях, поведении человека и как ощущается его стремление быть более значимым. Поведение и действие одного человека порой кажутся слишком подчиненными одной своей цели: достижения более высокого положения, карьеры, материального благополучия и т.д. мы называем его эгоистом (от лат. слова эго — я). Другой человек не проявляет заметным образом подобных стремлений, его поведение наиболее подчиненно интересам других, мы называем его альтруистом (от лат.слово alter — другой). Однако, как первый, так и второй небезраз-
креативная экономика, 2008, № 11
личной оценки общества его значимости как личности. Различная степень выраженности стремления к тому, что, несомненно, обладает способностью, которая обладает. В этом и есть проявление природной индивидуальности, поскольку психологические основы эгоизма, как и альтруизма, заключаются в генетической предрасположенности к тому внутреннему чувству или воображаемому голосу, который как бы диктует своеобразное поведение, направленное на удовлетворение потребности быть наиболее значимым.Это очень важно в трудовой деятельности. Итак, разумный человек-личность, проявляет себя как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, проявляет в своем сознании и действиях присущие ему индивидуальные свойства, труд, удовлетворяет материальные и духовные потребности. востребованным в среде окружающих его людей.
Это действительно так, любому человеку страшно представить себя никому не нужным — ни близким, ни друзьям, ни обществу, ни тогда утрачивается смысл жизни.Если это случается в силу каких-то особых обстоятельств, то конец оказывается трагичным, особенно для альтруиста. Именно в этой и заключается социальная сущность человека, объясняющая его целенаправленную потребность в деятельности, в общении с другими.
Отсюда легко понять, почему для человека факт болезни трудоспособности, болезнь или по возрасту тяжело переживается морально. В данном случае каждый нуждается не только в материальном сообщении, но и в социальной поддержке.Все вышеизложенное, на наш взгляд, имеет немаловажное значение в определенных областях социальной защиты, совершенствование методов и форм социальной защиты (в широком смысле этого определения) и социальной защиты граждан.
Литература
1. Маркина М.С. Социальное обеспечение граждан — ценности и приоритеты государства // Актуальные проблемы социально-экономического развития России.Сборник научных трудов. Вып.5 — М .: ИТК «Дашков и Ко», 2006.
2. Коровяковский Д.З. Социальное государство и жизненный уровень населения // Человек. Социальная политика. — М .: АТ и СО, 2001.
.
3. Волков Ю.Е. Социальное государство — базисная основа соц-партнёрства // Труд и социальные отношения. — 2000, № 2.
4. Абрахам Маслоу.Мотивация и личность — 1954.
5. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления »/ пер. с англ. — М., Программ, 1986.
Духовные потребности (стр. 1 из 3)
Содержание
Введение. 3
1. Понятие духовных потребностей и их место в потребностях человека 4
2. Духовные потребности как элемент духовной жизни общества.7
3. Удовлетворение духовных потребностей. 11
Заключение. 13
Список литературы .. 15
Оптимальное, на мой взгляд, определение дано в. «Философском энциклопедическом национальном». «Потребности — нужда или недостаток в чем-либо необходим для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы общества в целом; внутренний побудитель активности» [6].
Физиологические потребности в использовании тем, что человек, как представитель животного мира, должен удовлетворить потребности в необходимом обмене веществ, безопасности и т.д.
Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и самого себя, стремление к самосовершенствованию и самореализации.
Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека, стремлением «уйти в себя», сконцентрироваться на том, что не связано с физиологическими и социальными потребностями. Такие потребности побуждают к занятию искусством, культурой, религией не ради удовлетворения физиологических и социальных нужд, из внутреннего духовного побуждения, из стремления понять высший смысл своего существования.
Основные потребности людей можно представить в виде пирамиды, на основе которой лежат физиологические, а на ее вершине — духовные потребности. К духовным потребностям (запрос) относится: общение (обязанности, и др.), Самовыражение (в религии, спорте, искусстве, науке и др. ), Самоутверждение (уважение, признание, власть и др.).
Целью работы является изучение духовных потребностей человека. В рассмотрении используются следующие понятия духовных потребностей, рассмотрение духовных потребностей как элемент духовной жизни.
Плюрализм ресурсов природы вызывает многогранность.
Трудность и неопределенность выбора устойчивых категорий потребностей ищет наиболее подходящую классификацию пользователей. Но мотивы и основания, схожие походят на разные классификации, совершенно разные. Так, например польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций.Сколько авторов, столько и классификаций [1].
данной работе я остановлюсь на довольно обобщенной классификации так называемых базовых потребностей. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребителям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.
Важным аспектом анализа аналитических данных является их анализия. Условием использования интеллектуальных и духовных организмов, по мнению многих авторов, является функционирование физиологических систем человеческого, т.е. удовлетворение биологических и материальных потребностей. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют.
Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее существование одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (биологических, безопасности, признания и т. Д.), А, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности [2].
Любая из обозначенных выше изображений показывает направленностью на какой-либо предмет, показывает человека к овладению этим предметом.
Биологическая потребность побуждает к овладению универсальными жизненными ресурсами человека, потребляющая энергию, потребляемая материальными средствами всех потребностей, социальная потребность человека к овладению формойми и связью с другими людьми общения. Предметом духовной потребности является духовность.Но что такое духовность?
Духовность и сознательность — понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. Например, рабочий, совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти действия технологичны, бездуховны. Алкоголик совершает сознательный выбор спиртных напитков, а также выбор пищи в качестве закуски. Но он не осознает разумной границы употребления спиртных напитков, не способен в силу порабощения страстью подняться выше ее и впадает в животное состояние.Главная причина такого падения — бездуховность.
Обладая духовными способностями, человек имеет духовные потребности. Уже в ранние годы детства замечаются в ребенке проблески духовной жизни — страх, гнев, удовольствие. В лета юности, молодости и зрелого возраста, при благоприятных условиях, духовное развитие человека расширяется, утончается, совершенствуется, с наступлением старости — приостанавливается на достигнутой высоте и по мере ослабления организма, все более и более ослабевает. Духовная жизнь, соответствующему своему развитию, состоянию, влиянию материального организма и внешней среде, создающим людям духовные потребности. «Простые простые вещества, используемые в работе» [7].
За свою долгую жизнь человечество уже определило ведущие духовные потребности. Они еще называются высшими или общечеловеческими ценностями, т.к. являются важными в той или иной степени для большинства людей. К общечеловеческим ценностям, к примеру, категории Любви, Счастья, Дружбы — подразумевается духовная и физическая близость с любимым человеком, любовь к детям, счастливая семейная жизнь, верных друзей. Этот список можно продолжить: физическое и психическое Здоровье, возможность заниматься Творчеством, наслаждаться Красотой природы и искусства, иметь Интересную работу, и, в целом, вести Активную деятельную жизнь. К духовным потребителям Свобода воли, как независимость в своих поступках и действиях и Уверенность в себе, как свобода от внутренних противоречий.
Для объяснения феномена духовности Н. М. Бережной («Человек и его потребности» [1]) использует понятие трансцендентности. Многогранный смысл этого понятия широко раскрыт в философии И. Канта. Но нас интересует трансцендентность лишь применительно к духовности.
Трансцендентность есть выход за пределы нормального бытия человека, за пределы достигнутого человека понимания мира. Трансцендировать — значит преодолевать рамки своего эмпирического бытия, преодолевать себя, стремиться стать выше, выйти на новый виток свободы [6].
Духовность — трансценденция сознания за пределы повседневного бытия до религиозного чувства, эстетического миропереживания, всеобъемлющего философского постижения мира.
Таким образом, духовность — это стремление преодолеть себя в своем сознании, достижении высоких целей, достичь личному личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства.Культура — субстанция духовности, в ней — квинтэссенция духовного опыта человечества [1].
Существует такое понятие: «твердость духа». Так говорят о человеке, последующим одним из избранных идеал, превратив достижение его в смысл всей своей жизни.
Человек, обладающий твердостью духа, не спасает перед трудностями, не впадет в панику перед сложными »жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед денежными посулами взамен его чести и достоинства не будет менять своих убеждений по конъюнктурным соображениям.Все свои поступки он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины Нет более благородной задачи молодежи, чем воспитание в себе твердости духа, за это наиболее верный путь к обретению смысла жизни, к преодолению жизненных невзгод и племенных неудач. Духовность — самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только сформировать собственными лилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами.
Характеристика не ограничивается сферой духовного сознания, она может реализовываться в индивидуальной жизни только при наличии волевых качественных индивидов, его способности направлять свою жизненную энергию в определенном направлении, а бездуховный человек — это, прежде всего, безвольный, бесхарактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые качества не сродни духовности.
Резюмируя, духовность — не просто средоточие функций сознания, она — функция деятельной сущности человека.Накапливая знания о себе и внешнем мир, обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится выразить себя в духе.
Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно разнообразен арсенал духовности: знания о мире, общество и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.
Процесс удовлетворения духовных потребностей, называется духовным потреблением, приобщением к духовной культуре.
Важнейшая духовная потребность человека — в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: «нет стремления более естественного, чем стремление к знанию».
Потребности. Виды
Потребность — это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и является необходимым условием его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объекте, необходимых для его существования и развития, как раз и способ создания актива человека. Потребность, как динамическая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности. Потребности не остаются неизменными, а они остаются в силе в отношении общей культуры человека.
Считается, что специфика человеческих потребностей требует помощи человека, прежде всего трудом.Потребности различают по предмету и по происхождению.
По происхождению потребности бывают:
- естественные;
- культурные.
Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для поддержания и поддержания его жизни. В индустрии потребуются зависимость от продуктов культуры.
По предмету потребности подразделяются:
- на материальные;
- духовные;
- социальные.
К материальным иммунологические физиологические (например, потребность в пище) и общественно обусловленные (например, потребность в одежде). К духовным потребителя относятся эстетические и познавательные. Социальные потребности отражают потребность в общении, в общественном признании.
Многие производители создают реестры потребностей, состоящие из множества наименований. Например, У. МакДауголл (1923 г.), понимающие потребности как инстинктоподобные, готовые способы реагирования, выделяет: пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство, общение, самоутверждение, подчинение, гнев, поиск помощи, созидание, накопление, смех; отдых и сон, комфорт, передвижение; «Примитивные» склонности — кашель, чихание, дыхание и т.д. Классификация Ф. Лерша (1938) насчитывает 18 потребностей (называет их «стимулирующими переживаниями»). Однако, как верно указал А. Маслоу, «при желании можно создать« », в котором будет фигурировать лишь одна потребность, и равноправным такому списку будет другой, объединяющий в себе миллион желаний. Каждый из фундаментальных человеческих потребностей на самом деле уже осознать, что представляет собой коллектор разнообразных желаний, и подходить к его анализу следует так же, как к анализу фундаментальных категорий ».
Выделим те основания классификаций, использовались представители самых разных течений в психологии, описывая мотивационное поле личности.
По критерию, притягательным или отталкивающим является потребностью, говорят о позитивных и негативных мотивах. Первые будут побуждать к достижению некоторого объекта, а вторые — к избеганию. Примером мотива позитивного типа может служить мотивом второго типа — достижания неудач.Соответственно поведение, которое побуждается позитивными мотивами, объективно будет проявляться в приближении к объекту, поведение, разворачивающееся под воздействием негативных мотивов, — удалением от него.
По критерию времени актуализации потребности выделяют постоянные (например, потребность в кислороде), устойчивые (например, потребность в общении), циклические (например, потребность в пище, потребность в размножении у животных) и ситуативные.