Эмоциональная сфера человека: Эмоциональная сфера человека и ее регуляция. – Эмоциональная сфера человека (стр. 1 из 2)

Эмоциональная сфера человека (стр. 1 из 2)


Эмоциональная сфера человека и её проявление в поведении

Со времен Платона вся психическая жизнь человека делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувства, или эмоции. Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашего желания. Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично или скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев. Мы можем не показывать свои эмоции, но они от этого не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии. Управлять эмоциями просто необходимо, но чтобы управлять ими, мы должны знать о них как можно больше. Жизнь человека без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. А в общении они играют особую роль. Ситуации, когда люди выражают друг другу свои чувства, возникают гораздо чаще, чем мы привыкли думать. Потребность в выражении чувств столь же естественна, как потребность в дыхании или пище. Однако удовлетворение этой потребности дело не простое, очень часто оно удовлетворяется лишь частично. Наоборот, как уже было сказано, мы чаще ведем себя таким образом, чтобы заблокировать свои переживаемые чувства. Что же происходит в это время с нашим организмом?


Но прежде всего, что же такое эмоции? Эмоциями называют психические состояния, отражающие субъективное восприятие индивидом окружающего мира и самого себя. Они сопутствуют нам на протяжении всей жизни, меняясь в зависимости от возраста и внешних воздействий и эмоций человека совпадает с эмоциями животных: ярость, страх, приятное, неприятное. Однако ввиду различий разума, а также особых потребностей, у человека формируются более сложные формирования, называемые чувствами. Принято подразделять эмоции на стенические (стимулирующие) и астенические. Первые способствуют мобилизации творческих возможностей, вторые, напротив, препятствуют осуществлению деятельности. Кроме того, эмоции делят на положительные и отрицательные - по признаку доставляемого удовольствия или неудовольствия.

Положительные эмоции (радость, блаженство, симпатия) создают у человека оптимистический настрой, способствуют развитию его волевой сферы, отрицательные (горе, презрение, зависть, испуг, тревога, ненависть, стыд), наоборот, формируют безволие и слабость. Если отрицательных эмоций не чрезмерно много, они стимулируют, заставляют искать новые решения, подходы, методы. Можно также выделить нейтральные (по своему знаку) переживания: таковы состояния спокойного созерцания, удивления, любопытства, безразличия.

В физиологическом плане положительные эмоции, воздействуя на нервную систему человека, способствуют оздоровлению организма, а отрицательные разрушают его, ведут к различным заболеваниям. Но мы иногда можем испытывать и амбивалентные чувства (эмоционально противоречивые).

Эмоциональная сфера человека очень хорошо проявляется в его темпераменте. В психологии принято разделять эмоции на низшие и высшие. К первым относят эмоциональные реакции, возникающие в связи с биологическими потребностями - чувством голода, жажды, оборонительным инстинктом. Переживание этих эмоций формирует мотивы определенных поступков: избегание болевых раздражителей, поиск пищи, и т.д. Повторное удовлетворение таких потребностей формирует и закрепляет поведенческие стереотипы.

На основе простых эмоций происходит формирование присущих лишь человеку высших социальных эмоций (или чувств), которые иногда определяют еще как интеллектуальные: они возникают в процессе познания личностью окружающей действительности. Таковы чувства долга, ответственности, солидарности, дружбы, творческого вдохновения.


Без эмоций - как положительных, так и отрицательных – человек лишается побуждений к деятельности, теряет способность развиваться. Эмоции поддерживают интерес к жизни, к происходящему вокруг нас. Отсутствие раздражителей, вызывающих эмоции, приводит к эмоциональному голоду. Если он длится долго, то, как и пищевой голод, приводит к болезни. Формы проявления человеческих переживаний чрезвычайно сложны и многообразны, однако в пестром мире эмоций принято выделять такие состояния, как настроения, страсти и аффекты. Эти состояния различаются продолжительностью и интенсивностью.

Настроение - это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью. Его продолжительность зависит от внешних и внутренних воздействий. Настроение подвержено колебаниям в тесной связи с многообразными социальными воздействиями.

В большой степени устойчивость нашего настроения определяется жизненным тонусом, который содействует поддержанию высокой умственной и физической работоспособности, умению преодолевать имеющиеся неприятности. Вместе с тем, настроение представляет собой фон для других эмоциональных реакций, определяет их тональность.

Страсть - представляет собой сильное и длительно протекающее эмоциональное состояние, глубоко затрагивающее волевые процессы. Оно может как формировать личность, так и разрушать ее. Нужно отметить, что этим эмоциональном состоянием питается творческий процесс. Особо следует сказать об аффектах. Это эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью.

Его отличают: а) бурное внешнее проявление (резкое возбуждение или торможение нервных процессов), доводящее человека до чрезмерной агрессивности, или наоборот, до оцепенения; б) кратковременность (быстро изживает себя, так как протекает очень интенсивно - сгорает много энергии). Хотя аффект длится недолго, человек успевает в эти мгновения "сказать все, что он думает". Аффективность является признаком легко возбудимой нервной системы человека, но может быть и результатом его низкой культуры, невоспитанности. К аффективному реагированию склонны холерики и меланхолики. В этих случаях полезен психотренинг. Зная закономерности возникновения и выражения эмоций, человек может сознательно не допускать или избегать ситуаций, в которых может быть сильное возбуждение. Аффект оставляет очень глубокие следы в долговременной памяти.


Мы часто слышим в ответ на какие-либо эмоциональные проявления: не волнуйся, не грусти, не расстраивайся, не радуйся раньше времени, не нервничай. Все это сводится к одному - не чувствуй того, что ты чувствуешь, хотя даются они из добрых побуждений. Чаще всего подобное желание сменить характер эмоциональных переживаний или вообще избавиться от них приводит к искажению эмоциональной экспрессии. В результате может случиться так, что какие-либо чувства, вызванные конкретной ситуацией, укореняться в человеке надолго. Такие "укоренившиеся" чувства переносятся в другие ситуации, воспринимаются человеком неадекватно. А все потому, что человек не разрядился эмоционально. Так, человек, вынесший с работы чувство раздражения и не сумевший разрядиться, будет набрасываться на своих близких, вести себя дома озлобленно. Такой человек может разрядиться (хотя бы частично), например, пересказав кому-либо возникшую на работе ситуацию, сопроводив рассказ богатой эмоциональной экспрессией. Это поможет снизить накал эмоциональной энергии.

Некоторые люди умеют скрывать свои эмоции, но это удается не всем и не полезно для здоровья. Часто причиной затруднений в эмоциональной экспрессии является недостаточное осознание человеком собственных чувств и эмоций. Неумение выразить эмоции мешает человеку вести себя конструктивно в отношениях с другими, мешает взаимопониманию. Эмоции следует выражать, но так, чтобы они не ранили чувствительную гордость другого человека.

Общаясь с другими людьми, очень важно уметь вызывать у них положительные эмоции, а общение в стиле претензий абсолютно деструктивно в любом виде общений - будь то деловое или семейное.

Если человека критиковать постоянно - он учится ненавидеть.

Если человек живет во вражде - он учиться агрессивности.

Если человека высмеивают - он становится замкнутым, живет в упреках - формируется чувство вины.

Если же человека подбадривают - он верит в себя, хвалят – учится быть благодарным; в понимании и дружелюбии - учится жить в мире.

Если же вы будете обращать внимание на положительные качества людей, то они будут увеличивать эти качества.

Необходимо формировать культуру эмоций, учиться называть свои чувства своими именами. Но многие люди не пользуются этим, а человек, не умеющий жить эмоциональной жизнью, безнадежно скучен. Про такого говорят - тяжелый характер, как правило, круг его интересов очень узок, и с ним совершено неинтересно общаться. Если всегда помнить о том, что человек образует единство мыслей, чувств, мышц, внутренних органов, воспоминаний о прошлом и представлений о будущем, помнить, что в общении участвуют не только губы, язык, глаза и уши, но и сердце, желудок, другие части нашего тела, которые тоже что-то говорят, можно научиться понимать этот язык и заботиться о своем организме.



Если деятельность человека протекает успешно, в эмоциональной сфере его деятельности создается состояние эйфории (повышенная оживленность, разговорчивость, двигательная активность). Чувства -стенические.

В случае же неуспеха, неудач появляется неуверенность, боязнь, тревога. И тогда может проявиться одно из наиболее распространенных в наши дни состояний - стресс. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке так и на здоровье, и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо или косвенно увеличивает затраты на достижения целей организации и снижает качество жизни для большого числа сотрудников.

Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Впервые это понятие использовал канадский врач и биолог Г. Селье, который в 1936г. обратил внимание на неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование. Стресс - это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это – приспособительная реакция. Она протекает в три фазы:

Эмоциональная сфера человека


Эмоциональная сфера человека

       

         1. Понятие
эмоциональной сферы и ее функции

          Познавая действительность,
человек так или иначе относится к предметам,
явлениям, событиям, к другим людям, к своей
личности. Одни явления действительности
радуют его, другие — печалят, третьи —
возмущают и т. д. Радость, печаль, восхищение,
возмущение, гнев, страх и др. — все это
различные виды субъективного отношения
человека к действительности. В психологии
эмоциями называют процессы, отражающие
личную значимость и оценку внешних и
внутренних ситуаций для жизнедеятельности
человека в форме переживаний. Эмоции,
чувства служат для отражения субъективного
отношения человека к самому себе
и к окружающему его миру.


          Эмоциональная сфера (или в более общем
понятии - эмоции) – это отражение
субъективного отношения к значимым для
человека предметам и явлениям. Следовательно,
наиболее существенной характеристикой
эмоций является их субъективность.

 

           
Эмоции — особый класс субъективных
психологических состояний, отражающих
в форме непосредственных переживаний
(приятных или неприятных) процесс и результаты
практической деятельности, направленной
на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает
человек, в конечном счете служит цели
удовлетворения его разнообразных потребностей,
постольку любые проявления активности
человека сопровождаются эмоциональными
переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин,
возникли в процессе эволюции как 
средство, при помощи которого живые 
существа устанавливают значимость тех
или иных условий для удовлетворения актуальных
для них потребностей.

           
Самая старая по происхождению, простейшая
и наиболее распространенная у живых существ
форма эмоциональных переживаний — это удовольствие,
получаемое от удовлетворения органических
потребностей, и неудовольствие, связанное
с невозможностью это сделать при обострении
соответствующей потребности.

            Благодаря эмоциям человек
осознает свои потребности и предметы,
на которые они направлены. Другая всеобщая
черта эмоций, о которой необходимо сказать,
— это их содействие в реализации потребностей
и достижении определенных целей. Поскольку
любая эмоция положительна или отрицательна,
человек может судить о достижении поставленной
цели. Так, положительная эмоция всегда
связана с получением желаемого результата,
а отрицательная, наоборот, с неудачей
при достижении цели. Таким образом, можно
сделать вывод о том, что эмоции самым
непосредственным образом связаны с регуляцией
деятельности человека.

           Большинство
эмоциональных состояний отражается на
особенностях поведения человека, и поэтому
они могут быть изучены с использованием
не только субъективных, но и объективных
методов. Например, покраснение или побледнение
кожи человека в определенной ситуации
может свидетельствовать о его эмоциональном
состоянии. Об эмоциональном состоянии
могут также свидетельствовать изменения
уровня адреналина в крови и многое другое.


 

Функции
эмоциональной сферы

 

  1. Коммуникативная функция.

Благодаря эмоциям,
их внешнему проявлению, люди лучше
понимают друг друга. Эмоции позволяют
не пользуясь речью передать переживания
и чувства(с помощью мимики, пантомимики,
жестикуляции). Эмоции могут выполнять
и функцию воздействия на окружающих.
Так пятилетний ребенок заявляет, что
будет плакать до тех пор, пока родители
не выполнят его желание.

  1. Сигнальная функция.

Выражается 
в способности эмоций побуждать 
человека к каким-либо действиям, являясь 
сигналом благоприятного или неблагоприятного
развития событий, следовательно, ориентируясь
на свои эмоции, человек совершает какие-либо
действия, избегает опасности, удовлетворяет
потребности и.т.п. (эмоция страха – человек
убегает, эмоция радости – стремление
повторить действие, вызвавшее положительные
эмоции и т.п.)

  1. Защитная функция.

Ее суть – 
вовремя возникшая эмоция дает возможность 
очень быстро и правильно приспособиться
к сложившейся ситуации (так, чувство 
страха помогает не попасть под машину
при переходе дороги)

  1. Оценочная функция.

Эмоции выражают
оценочное отношение человека к 
отдельным событиям, условиям,
которые способствуют или препятствуют
осуществлению его деятельности. Эмоции
позволяют оценить обстановку, как позитивную
или негативную, без помощи мышления. Чаще
эмоции возникают раньше осмысления ситуации.
Эмоциональная оценка событий формируется
не столько на основе индивидуального
опыта, сколько на основании общения с
другими людьми, воспитания.

  1. Подкрепляющая функция.

Значимые события,
вызывающие сильные эмоциональные 
реакции лучше запоминаются и 
надолго закрепляются в памяти.

 

          
Таким образом, эмоции играют 
важнейшую роль в нашей жизни. 
Если человек лишен возможности 
испытывать эмоции, наступает так 
называемый «эмоциональный голод»,
который человек стремится удалить, 
снизить слушая любимую музыку,
смотря остросюжетные детективы, посещая дух
захватывающие аттракционы, читая любовные
романы и т.п.

 

         Эмоции тесно связаны с функционированием
человеческого организма. Так, например,
при эмоциональных переживаниях изменяется
кровообращение: учащается или замедляется
сердцебиение, изменяется тонус кровеносных
сосудов, повышается или понижается кровяное
давление и т.д. В результате при одних
эмоциональных переживаниях человек краснеет,
при других - бледнеет. Сердце настолько
чутко реагирует на все изменения эмоциональной
жизни, что в народе его всегда считали
вместилищем, органом чувств, несмотря
на то, что изменения происходят и в дыхательной
и в пищеварительной и в секреторной системах.

          Эмоции присутствуют не только
у людей, но и у многих животных, которые
очень хорошо их распознают и передают
(при злобе – оскал зубов, при радости
– виляние хвостом, при страхе – отворачивание
головы). Наиболее широкая палитра эмоций
у человекообразных обезьян.

          Некоторые эмоции человека
являются врожденными. Это доказывается
тем, что слепые от рождения дети проявляют
те же эмоции, что и зрячие, но у зрячих
диапазон проявления эмоций со временем
расширяется, а у слепых – наоборот.

       Люди разных культур, никогда
не взаимодействовавших и разговаривающих
на разных языках, способны безошибочно
воспринимать многие эмоции по выражению
лица.

Большее количество
эмоций и реакций на них были унаследованы
от наших предков – человекообразных
обезьян и по мнению Ч.Дарвина 
являются рудиментарными действиями нападения 
и обороны. (так при сильном гневе у нас
сжимаются кулаки, при сильном страхе
– волосы встают дыбом, ладони становятся
влажными и т.п. Но не все эмоции являются
врожденными. Многие из них приобретаются
прижизненно в результате обучения и воспитания
в процессе общения и взаимодействия с
другими людьми.

 

Многообразные
проявления эмоциональной сферы человека включают: аффекты, собственно эмоции,
чувства, настроения, страсть, стресс,
фрустрацию.

 

Структура
эмоциональной сферы

 

1.Аффект.

Аффект — сильное, бурное и относительно
кратковременное эмоциональное переживание,
связанное с резким изменением важных
для человека жизненных обстоятельств
и сопровождаемое резко выраженными двигательными
проявлениями и изменением функций внутренних
органов.

Примерами аффекта 
могут служить сильный гнев, ярость, ужас,
бурная радость, глубокое горе, отчаяние.
Эта эмоциональная реакция полностью
захватывает психику человека, соединяя
главный воздействующий раздражитель
со всеми смежными, образуя единый аффективный
комплекс, предопределяющий единую реакцию
на ситуацию в целом.

Одна из главных 
особенностей аффекта состоит в 
том, что данная эмоциональная реакция
неодолимо навязывает человеку необходимость
выполнить какое-либо действие, но при
этом у человека теряется чувство реальности.
Он перестает себя контролировать
и даже может не осознавать того, что делает.
Т.о. аффект может проявляться либо в виде
двигательного возбуждения(при пожаре
люди в состоянии аффекта могут выпрыгнуть
с 18-го этажа), либо в виде скованности,
ступора (например при сообщении о гибели
близкого человека).

Аффект возникает 
в виде вспышки, порыва, при этом
теряется внутренний контроль поведения.
Человек теряет власть над собой 
и весь отдается переживаниям. (в 
ярости могут крушить мебель, ударить,
убить)

Обычно, после 
состояния аффекта, наступает
расслабление. Человек становится вялым,
угнетенным и даже может заснуть, после
чего, события, происходившие в период
аффекта забываются.

Однако, аффектом
можно управлять. Если на конечных этапах,
когда человек полностью теряет
контроль над собой, остановиться
практически невозможно, то в начале это
может сделать любой нормальный человек.
Это требует волевых усилий и самоконтроля.

 

2.Эмоции

Собственно 
эмоции, в отличие от аффектов, — более
длительные состояния. Они — реакция не
только на события совершившиеся, но и на вероятные
или вспоминаемые. Эмоции тесно связаны
с потребностями человека и возникают
в результате их удовлетворения или неудовлетворения.

Эмоции могут 
вызываться как реальными, так и 
воображаемыми ситуациями.

С точки зрения влияния на деятельность
человека эмоции делятся на стенические
и астенические. Стенические эмоции стимулируют
деятельность, увеличивают энергию и напряжение
сил человека, побуждают его к поступкам,
высказываниям. В этом случае человек
готов «горы перевернуты». И наоборот,
иногда переживания ведут к скованности,
пассивности, тогда говорят об астенических
эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации
и индивидуальных особенностей эмоции
могут по-разному влиять на поведение.
Так, у человека, испытывающего чувство
страха, возможно повышение мускульной
силы, и он может броситься навстречу опасности.
То же самое чувство страха может вызвать
полный упадок сил, от страха у него могут
«подгибаться колени».

Следует отметить,
что неоднократно предпринимались попытки выделить основные,
«фундаментальные» эмоции. В частности,
принято выделять следующие эмоции:

Радость
— положительное эмоциональное
состояние, связанное с возможностью достаточно
полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление
— не имеющая четко выраженного
положительного или отрицательного знака
эмоциональная реакция на внезапно возникшие
обстоятельства.

Страдание
— отрицательное эмоциональное
состояние, связанное с полученной достоверной
или кажущейся таковой информацией о невозможности
удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев 
— эмоциональное состояние, отрицательное
по знаку, как правило, протекающее в форме
аффекта и вызываемое внезапным возникновением
серьезного препятствия на пути удовлетворения
исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение 
— отрицательное эмоциональное
состояние, вызываемое объектами (предметами,
людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение
с которыми вступает в резкое противоречие
с идеологическими, нравственными или
эстетическими принципами и установками
субъекта.

Презрение
— отрицательное эмоциональное
состояние, возникающее в межличностных
взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием
жизненных позиций, взглядов и поведения
субъекта с жизненными позициями, взглядами
и поведением объекта чувства.

Страх — отрицательное эмоциональное
состояние, появляющееся при получении
субъектом информации о реальной или воображаемой
опасности. Иногда, однажды пережитый
сильный страх закрепляется, становится
хроническим, навязчивым. Такой страх
называют фобией (агорафобия, клаустрофобия,
дисморфофобия и т.д.)

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся
в осознании несоответствия собственных
помыслов, поступков и внешности не только
ожиданиям окружающих, но и собственным
представлениям о подобающем поведении
и внешнем облике.

 

3. Чувства

 

       Чувства — еще более длительные, чем
эмоции, психические стояния, имеющие
четко выраженный предметный характер.
Они отражают устойчивое отношение к каким-либо
конкретным объектам (реальным или воображаемым).
Человек не может переживать чувства вообще,
если они не отнесены к кому-нибудь или
чему-нибудь. Например, человек не в состоянии
испытывать чувство любви, если у него
нет объекта привязанности. Точно так
же он не может испытывать чувство ненависти,
если у него нет того, что он ненавидит.

       Чувства
возникли и формировались в процессе культурно-исторического
развития человека. Способы выражения
чувств менялись в зависимости от исторической
эпохи. В индивидуальном развитии человека
чувства выступают как значимый фактор
в формировании мотивационной сферы. Человек
всегда стремится заниматься тем видом
деятельности и тем трудом, которые ему
нравятся и вызывают у него позитивные
чувства.

Тема 1.6. Эмоционально-волевая сфера человека. Эмоциональная сфера личности. Эмоции и чувства.


К эмоциональной сфере относят не только
эмоции как таковые, но и настроения,
чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это
так называемые «чистые» эмоции. Они
включены во все психические процессы
и состояния человека. Любые проявления
его активности сопровождаются
эмоциональными переживаниями.

Эмоции (лат. emovere - потрясаю,
волную) – особый класс психических
явлений, протекающих в формеnережuванuй,
отражающих отношение человека к
удовлетворению или неудовлетворению
актуальных его потребностей.

Эмоции проявляются в мимике, жестах,
интонациях голоса, двигательных реакциях
(экспрессия) и в физиологических
явлениях: изменении дыхания, сердцебиения
и пр. (импрессия). Они сопро­вождают
все виды активности.

Экcnрессия - внешнее проявление
эмоций. Проявляется в мимике, жестах,
голосе, движениях, речи и т.д.

Импрессия - проявление эмоций
во внутреннем плане (учащение дыхания
и сердцебиения, повышение давления и
пр.).

Существует множество классификаций
эмоций. Наиболее очевидно разделение
эмоций на положительные иотрицательные. Выделяютстеническиеиастеническиеэмоции (от греческого
«стенос» -
сила). Стенические эмоции повышают
активность, вызывая прилив энергии и
подъем, в то время как астенические
эмоции действуют противоположным
образом. По потребностям различают
низшие
эмоции, связанные с удовлетворением
органических потребностей, -
так называемые общие ощущения (голод,
жажда и т.д.) и высшие
эмоции (чувства)
,
социально обусловленные, связанные с
общественнымиотношениями.

Чувства– высший продукт
культурно-эмоционального развития
человека. Они связаны с определенными
входящими в сферу культуры предметами,
видами деятельности и людьми, окружающими
человека.Исторически
сформированные устои социального
сотрудничества порож­дают у человека
нравственные чувства
- чувство
долга, совести, чувство солидарности,
сочувствия, а нарушение этих чувств -
чувство возмуще­ния, негодования и
ненависти.

В практической деятельности
человека сформировались практические
чувства,
с началом
его теоретической деятельности связано
зарождение его интеллектуальных
чувств,
а с
возникновением образно-изобразительной
деятельности - эстетических
чувств.

Праксические чувства
(от греч. praxis
-
опыт, практика) –
чувства, возникающие в
практической деятельности.

Нравственные чувства
эмоциональное отношение
личности к своему поведению и поведению
других людей в зависимости от его
соответствия или несоответствия
социальным нормам. Нравственные
чувства основаны на принятом в данном
обществе понимания добра и зла, долга
и чести, справедливости и несправедливости.

Эмоциональная сфера человека: Эмоциональная сфера человека и ее регуляция. – Эмоциональная сфера человека (стр. 1 из 2)Эстетические
чувства
(от
греч. aisthetikos
-
чувствующий)
– восприимчивость к
прекрасному в окружающей предметной и
социальной среде, придание прекрасному
ценностного значения.
Способность воспринимать и оценивать
красоту, изящество предметов и явлений,
художественное достоинство произведений
искусства.

Функции и виды эмоций. Выражение эмоций.

Эмоции играют большую роль
в жизни человека и выполняют важные
функции:
отражательную, сигнальную, защитную,
управляющую, мобилизующую, компенсаторную
и дезорганизующую.

Отражательно-оценочная– позволяет
обобщенно отразить и оценить событие
прежде, чем оно будет определено на
уровне сознания (в мышлении).

Сигнальная– состоит в оповещении
организма (нервной системы) и других
людей о состоянии потребностей субъекта
(удовлетворении или неудовлетворении).
Человек способен скрывать свои эмоции,
но и читать чужие.

Защитная – состоит в предупреждении
субъекта о реальной или мнимой опасности
(эмоции страха, отвращения и др.). Эти
эмоции (как и все другие) сохраняются в
памяти и в определенной ситуации
извлекаются из нее с целью выполнения
защитной функции.

Управляющая – выражается в том,
что эмоции являются внутренними
регуляторами любой деятельности. Так,
оптимальная продуктивность деятельности
наступает при среднем уровне эмоций.

Мобилизующая– заключается в том,
что эмоции могут быть побудителями
(мотивами) деятельности и поведения, а
также влиять на смену побуждений.

Компенсаторная– позволяет
компенсировать недостатки других
психических явлений. Например, при
воспитании маленьких детей, когда
словесная информация еще плохо понимается,
целесообразно использовать эмоциональную
(взгляд, мимику, жесты ит.д.). В монологической
речи преподавателя, учителя полезны
эмоциональные элементы речи. Они не
только украшают речь, но и способствуют
более глубокому пониманию текста.

Дезорганизующая– может проявляться
в нарушении поведения, деятельности,
памяти, мышления и др. процессов за счет
сильных эмоций, особенно негативных.
Однако это происходит не всегда.

VI. Индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека


(индивидуальные характеристики эмоций)

1. Эмоциональная возбудимость(определяется силой раздражителя,
способная вызывать у человека ответную
эмоциональную реакцию). Она определяется
особенностями нервной системы (силой
и уравновешенностью). Чем слабее нервная
система, тем выше ее возбудимость Чем
сильнее нервная система, тем ниже
эмоциональная возбудимость.

2. Сила эмоций. У одних эмоции протекают
очень сильно. Чем выше неуравновешенность
нервной системы, тем сильнее эмоции. К
аффектам склонны неуравновешенные
личности.

Сила эмоций связана с силой и
уравновешенностью нервной системы.

3. От неуравновешенности и уравновешенности
нервной системы зависит импульсивность
эмоций (эмоциональная несдержанность
и низкий волевой контроль за своим
поведением), степень воспитанности,
культуры, а не только неуравновешенность
нервной системы.

4. Длительность эмоциональных
переживаний
. Она связана с подвижностью
нервной системы. У людей с инертным
типом нервной системы эмоции отличаются
большей устойчивость.

5. Экспрессивность – импрессивность.
Импрессивности: человек испытывает
переживание, но внешне никак не проявляет
это. Экспрессивность: внешнее проявление
эмоций в жестах, мимике, походке ==>
вегетативные изменения ==> болезни,
«организм грызет сам себя» (выливается
в поведении, особенностях голоса)

Все эти характеристики тесно связаны,
так как определяются типом нервной
системы.

Эмоциональная сфера человека: Эмоциональная сфера человека и ее регуляция. – Эмоциональная сфера человека (стр. 1 из 2)

6. Тип модальной структуры эмоциональности
(тип эмоциональности).

Тип эмоциональности – последняя
эмоциональная характеристика носит
качественный характер и относится к
качеству переживаний – предрасположенность
человека переживать одну из основных
базовых эмоций.

Ольшанникова выделяет основные эмоции:
радость, гнев, страх, печаль.

Эти основные эмоции существуют в чистом
виде. Все остальные эмоции – это смешение
этих эмоций.

От чего зависит тип эмоциональсти?

1. Пол человека.

По отрицательным эмоциям различаются

У мужчины: чаще переживается радость и
гнев.

У женщин: радость, страх, печаль.

По положительным эмоциям женщины и
мужчины не отличаются.

2. Функциональная асимметрия больших
полушарий коры головного мозга. Правое
полушария отвечает за отрицательные
эмоции, левое доминирует положительные
эмоции. Полушарие с большей активностью
называется доминантным, а с меньшей -
субдоминантным. Левое полушарие отвечает
за абстрактно-аналитическое мышление,
а правое за образное мышление. Переживаемые
нами эмоции зависят от наших интеллектуальных
способностей.

3. Особенности мышления человека. Тип
эмоциональности зависит от когнитивного
стиля личности. Два его параметра:

* аналитичность (аналитики дробят
информацию ==> глубокий анализ)

* синтетичность (не дробят, не копаются
в мелочах)

для аналитиков характерны страх и
печаль; для синтететиков – гнев.

4. Особенности характера человека влияют
на тип эмоциональности (по Кэттеллу).

Чаще переживающие страх:
интровертированность, тревожность,
социальная

подчиненность, эмоциональная
неустойчивость, чрезмерная озабоченность.

Гнев:тревожность, независимость,
мнительность, самодостаточность,
доминантность, обеспокоенность,
эмоциональная неустойчивость, неприятие
социальных норм.

Радость: уверенность в себе, высокий
самоконтроль, доминантность, низкая
тревожность, экстравертность, социальная
смелость, склонность к риску.

Патология эмоций. Нарушения.

Любое психическое заболевание всегда
сопровождается эмоциональными
нарушениями.

Крайние полюса рассмотренных выше
индивидуальных характеристик – это
патология.

Нарушения (патология) эмоций

1. Эмоциональная возбудимость. Чрезмерно
низкая эмоциональная возбудимость,
тупость – при шизофрении. Чрезмерно
высокая эмоциональная возбудимость –
при неврозе и различных вариантах
психопатий.

2. Сила эмоций (грубость, жесткость).
Склонность к аффективным вспышкам –
психопаты. Эпилептоидный, гипертимный
тик.

3. Длительность эмоции по отношению к
разным эмоциям (положительным и
отрицательным).

Отрицательные эмоции:

● при различных типах психопатий
(эпилептоиды)

● при маниакально-депрессивном синдроме

Положительные эмоции: гипертимный тип.

4. Чрезмерная лабильность (изменчивость)
эмоций. Настроение меняется по каждому
пустяку (у циклоидов).

5. При органических нарушениях мозга и
при различных формах слабоумия
(эйфоричность).

Лекция № 5. Эмоциональная сфера психики. Общая психология: конспект лекций


Лекция № 5. Эмоциональная сфера психики

В процессе познания действительности человек тем или иным образом обозначает свое отношение к познаваемым объектам: предметам, окружающим людям, идеям, явлениям, событиям, к своей собственной личности. Это отношение проявляется в форме эмоций.

Эмоции – особая сфера психических явлений, которая в форме непосредственных переживаний отражает субъективную оценку внешней и внутренней ситуации, результатов своей практической деятельности с точки зрения их значимости, благоприятности или неблагоприятности для жизнедеятельности данного субъекта.

Эмоции обладают рядом функций.

1. Сигнальная. Ее сущность состоит в том, чтобы подавать эмоциональный сигнал как реакцию на то или иное воздействие внешней среды или внутреннее состояние организма. Ощущение дискомфорта или удовольствия вызывает у человека определенные эмоции. Эти эмоции служат сигналом к действиям по устранению дискомфорта или сигналом к фиксации источника удовольствия. Например, находясь в малознакомой компании, человек испытывает неловкость. Это служит сигналом предпринять какие-либо действия: найти знакомого, либо проявить инициативу в знакомстве с членами компании, либо просто уйти. Пример положительного сигнала – человек получает эстетическое наслаждение от рассматривания картины на выставке. Эмоции, возникшие при этом, служат сигналом зафиксировать в сознании название картины, ее автора, название выставочного зала, чтобы при желании посетить его еще раз и снова испытать те же эмоции.

Эмоции имеют внешние проявления, выражающиеся в мимике, движениях. Человек может без слов выразить свое отношение к объекту. «Как тебе это нравится?», – в ответ – одобрительный кивок либо кислая мина. С другой стороны, по внешним проявлениям можно судить об эмоциях человека. Улыбка – проявление радости, доброжелательности, нахмуренный вид – человек сосредоточен или опечален и т. п. Точно так же по позе, по жестам можно распознать психоэмоциональное состояние человека. Психологами выявлен целый «язык» тела, позволяющий судить как о сиюминутных эмоциях, так и об особенностях эмоциональной сферы личности в целом (например, степень тревожности, уверенности, открытости, правдивости и т. п.). Только очень хорошо натренированные люди могут полностью контролировать мимику и движения, чтобы не выдавать своих истинных чувств (например, разведчики).

2. Регулятивная. Эмоции могут регулировать функционирование как отдельных психических процессов, так и деятельность человека в целом. Положительный эмоциональный фон повышает качество деятельности. Тоскливое настроение может довести до того, что все «из рук валится». Страх в зависимости от особенностей личности может либо парализовать человека, либо, напротив, мобилизовать все его ресурсы на преодоление опасности.

3. Познавательная. Эмоции могут как стимулировать, так и подавлять процесс познания. Если человеку интересно, любопытно что-либо, он будет охотнее включаться в процесс познания, чем если объект ему неприятен, вызывает отвращение или просто скуку.

Традиционно выделяют такие виды эмоциональных процессов, как собственно эмоции, аффекты, стрессы, настроения и чувства. Те или иные виды эмоциональных процессов включены во все психические процессы, во все виды активности человека, начиная от ощущений и заканчивая осознанной деятельностью.

Аффект характеризуется наибольшей мощностью эмоциональной реакции и ее относительной кратковременностью. Этот процесс полностью захватывает психику человека, при этом реакция на основной раздражитель словно бы поглощает реакции на все смежные раздражители. В состоянии аффекта человек может не реагировать на боль, не испытывать страха или стыда и т. п. Таким образом, данный процесс предопределяет действия человека в ситуации, вызвавшей такую реакцию. Аффект, как правило, не поддается контролю сознания, объем которого резко сужается, – он сам движет поведением человека.

Причиной аффекта служит эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате афектогенной ситуации. Если эта напряженность не имеет своевременной разрядки «по частям» и продолжает накапливаться, то со временем она приведет к возникновению аффекта – острой и бурной разрядке всего накопившегося напряжения сразу.

Нередки случаи, когда в состоянии аффекта совершаются преступления. Это связано с тем, что аффектогенные ситуации бывают спровоцированы, преимущественно, отрицательными эмоциями. Например, у некоего А постоянно копится раздражение и озлобленность на некоего В. Это связано с тем, что В ведет себя по отношению к А неприемлемым для А образом. Но В занимает более выгодную позицию (высокое положение либо, напротив беспомощность, дающая В чувство вседозволенности), поэтому А не может выплеснуть свои эмоции. Тогда рано или поздно может настать момент, когда А впадет в состояние аффекта и совершит по отношению к В преступное действие (вплоть до убийства). В данном случае мы не рассматриваем объективную правоту или неправоту А и В (ведь это могут быть как заключенный и садист-надзиратель, так и истеричная мать и непослушный ребенок или сиделка и самодур-пациент), а прослеживаем только механизм возникновения аффекта.

Итак, отличительные черты аффекта:

1) большая интенсивность эмоциональной реакции, влекущая за собой ее бурное внешнее проявление;

2) выход эмоциональной сферы из-под контроля сознания;

3) ситуативность, т. е. реакция на определенную ситуацию;

4) обобщенность реакции, когда доминирующий раздражитель «затмевает» сопутствующие;

5) малая продолжительность, поскольку, будучи процессом интенсивным, аффект быстро себя «изживает». Собственно эмоции – более продолжительный вид явлений эмоциональной сферы. В отличие от ситуативного аффекта, эмоции могут быть реакцией не только на происходящее в данный момент, но и на воспоминания и на предвосхищаемые события.

Эмоции выражают оценку человеком ситуации и значимости предстоящего действия или деятельности в целом с точки зрения актуальной в данный момент потребности. Например, если поступающее раздражение воспринимается как угроза жизнедеятельности, то за ним следует эмоциональное возбуждение, являющееся сигналом для перехода от автоматического поддержания физиологического равновесия организма к активной ориентировочной деятельности, поиску условий для адаптации. Так, переживания, связанные с ощущением боли, означают необходимость определить ее источник и совершить необходимые действия для купирования боли или предотвращения дальнейшего развития болезненного состояния (принять лекарство, вынуть занозу из пальца и т. п.). Переживание голода сигнализирует о том, что ресурсы внутреннего обеспечения исчерпаны, и их надо пополнять извне. Если же возникающее эмоциональное переживание сигнализирует об удовлетворительном, комфортном состоянии организма и психических процессов, это означает положительную оценку текущей деятельности, свидетельствует об отсутствии необходимости ее смены. Например, человек бодр, у него высокая работоспособность, его действия вызывают в нем положительные эмоции. Следовательно, еще нет необходимости прерываться на отдых и можно продолжать текущую деятельность.

Двумя основными факторами, влияющими на возникновение эмоций, являются наличие потребности и вероятность ее удовлетворения. Многообразие же эмоций обеспечивают дополнительные факторы:

1) степень жизненной необходимости удовлетворения потребности;

2) временной разрыв между возникновением потребности и возможностью ее удовлетворения;

3) индивидуальные и личностные особенности субъекта;

4) способность субъекта к целостной оценке ситуации, извлечению информации из всей совокупности обстоятельств. Чувствами называют наиболее длительные и устойчивые эмоциональные процессы. Они могут длиться годами, десятилетиями (например, чувство любви). Многие психологи рассматривают эмоции только как конкретные формы протекания чувств. Чувства имеют ярко выраженный предметный характер. Это означает, что человек не может переживать чувство само по себе, безотносительно предмета, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Объект чувства может быть как реальным, так и воображаемым, вымышленным. Например, чувства симпатии или антипатии могут возникать в отношении другого человека, литературного персонажа, героя кинофильма. В отечественной психологии существует распространенное мнение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые личностные отношения к окружающей действительности. Таким образом, чувства можно определить как переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, в его практической и познавательной деятельности. При переживании чувства восприятие объекта и представление о нем выступает в единстве с личным отношением к данному объекту – воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Переживание чувства является и особым эмоциональным состоянием человека, и отдельным видом среди процессов эмоциональной сферы.

Чувства классифицируют по их направленности и по влиянию на деятельность. По направленности их делят на интеллектуальные чувства – связанные с познавательной деятельностью; практические – связанные, соответственно, с практической деятельностью; эстетические – чувство прекрасного, вызываемое общением с искусством или восприятием красоты природы; моральные – вызванные переживанием отношений с другими людьми. По характеру влияния на деятельность чувства делят на стенические – активизирующие деятельность (например, радость, вдохновение) и астенические – угнетающие ее (тревога, уныние).

Чувства обладают рядом свойств. Они полярны, т. е. каждое чувство имеет свою противоположность (уважение – презрение, тревога – спокойствие, радость – страдание). Чувства могут быть и амбивалентны – когда один и тот же предмет вызывает два противоречивых, противоположных чувства (можно одновременно любить и ненавидеть, восхищаться и бояться). Чувства динамичны – они имеют свойство меняться со временем (горе и отчаянье могут переходить в печаль, уважение – в нежность, страстная любовь – в ровную привязанность). И, наконец, чувства всегда субъективны. Они зависят от индивидуальных и личностных качеств человека, от состояния здоровья (когда человек болен, он более склонен к унынию, чем к радости), от мировоззрения (например, эстетическое отношение к природе как к источнику вдохновения либо прагматическое – как к источнику обогащения), от культурно-исторических традиций (например, у одних народов символом скорби является черный цвет, у других – белый).

Чувства тесно связаны с потребностями человека. Они ориентируют его на выделение предметов, отвечающих текущим потребностям, и стимулируют деятельность, направленную на удовлетворение этих потребностей.

Настроение является продолжительным эмоциональным состоянием, которое может служить фоном для всех остальных проявлений эмоциональной сферы. При этом интенсивность его невелика – настроение не может полностью вытеснить ни чувства, ни эмоции. Оно лишь окрашивает их в некий устойчивый эмоциональный оттенок. Например, ожидание праздника может создать повышенное настроение на несколько дней. На этом фоне неприятности не будут вызывать такой сильной досады, какая могла бы возникнуть при угнетенном настроении, а мелкие удовольствия будут доставлять значительно больше радости, чем в обычный скучный день. Или, напротив, зарядивший с утра холодный осенний дождь может создать на весь день тоскливое настроение, поэтому и интерес к работе несколько угаснет, и встреча с друзьями пройдет не так весело, как бывало в другие дни. Но случаются и исключения, когда настроение приобретает высокую интенсивность и в состоянии перебить чувства и эмоции. Например, находясь в настроении сильной раздраженности или досады после разговора с боссом, человек может незаслуженно обидеть всплеском отрицательных эмоций своих домашних, которых в действительности сильно любит.

Помимо длительности и малой интенсивности, настроение обладает еще одним свойством – неясностью, безотчетностью. Человек, как правило, редко осознает причины, вызвавшие то или иное настроение (за исключением очень уж явных причин). Хорошо, когда это повышенное настроение, здесь не обязательно доискиваться причин – просто радоваться, веселиться, быть нежными, дружелюбными. Однако можно испытывать и смутную тревогу, и беспричинную тоску, подавленность, вялость. Тогда лучше постараться проанализировать свое настроение и попытаться выяснить, что послужило толчком к его началу. Возможно, причина тоски кроется всего лишь в ненастной погоде, причина вялости и подавленности – в недостатке прогулок на свежем воздухе, причина тревоги – в случайно услышанной где-то фразе, всколыхнувшей неосознаваемый комплекс личных ассоциаций. Если человек сможет самостоятельно или с чьей-то помощью установить первопричину дурного настроения, то ему не составит труда от этого настроения избавиться.

Стресс является еще одним видом проявления эмоциональной сферы. Стрессом называют особую форму переживания чувств, вызванную напряженной, подавляющей, экстремальной ситуацией (словом, такой, которая резко нарушает общий эмоциональный фон, меняет настроение). Стресс может быть вызван как чисто эмоциональными причинами, такими как известие о несчастье, незаслуженная обида, страх, так и другими факторами, именуемыми в психологии «стрессоры». Эмоциональный стресс всегда сопутствует реакции человека и на другие, неэмоциональные, стрессоры. Такими стрессорами могут послужить физиологические причины: голод, переохлаждение, боль, переутомление. Ими могут быть и сложные ситуации, заключающиеся, например, в необходимости принятия срочного ответственного решения или предотвращения угрозы жизни или здоровью, в необходимости резкой смены стратегии поведения и т. п. Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие эмоциональные или физиологические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, боли. Для организма, находящегося в состоянии стресса, характерен комплекс реакций адаптации к экстремальным условиям: тревога, сопротивление, истощение.

Тревога возникает в результате срабатывания сигнальной функции эмоций. Сопротивление обеспечивается перераспределением и мобилизацией физических и психических резервов человека. Однако в результате этого резервы существенно снижаются, что и приводит к реакции истощения, наступающей после воздействия стресса. Если стрессы часты и длительны, то это может привести не только к нарушению психического здоровья – возникновению депрессии, неврозов, но и весьма негативно сказаться на здоровье физическом. Под воздействием частых стрессов могут развиваться или обостряться сердечно-сосудистые, желудочные заболевания. Кроме того, снижается иммунитет организма, поэтому увеличивается подверженность вирусным инфекциям и даже простой простуде. Однако избежать стрессовых ситуаций в нашей жизни невозможно, поэтому необходимо развивать в себе способность к саморегуляции – это поможет снизить уровень негативных последствий стресса.

В психологии выделяют ряд основных эмоциональных состояний. Из них складываются многочисленные оттенки эмоциональных переживаний, подобно тому, как цветовые оттенки складываются из основных цветов спектра.

1. Радость. Это эмоциональное состояние, имеющее яркую положительную окраску. Оно связано с возможностью вполне удовлетворить актуальную текущую потребность в условиях, когда вероятность этого до данного момента была невелика или, по крайней мере, неопределенна. Радость относится к стеническим эмоциям.

2. Страдание. Отрицательное эмоциональное состояние, являющееся антиподом радости. Страдание возникает при невозможности удовлетворения актуальной потребности или при получении информации об этом, при условии, что до настоящего момента удовлетворение этой потребности представлялось достаточно вероятным. Форму страдания часто принимает эмоциональный стресс. Страдание является астенической эмоцией.

3. Гнев. Отрицательное эмоциональное состояние. Чаще всего протекает в виде аффекта. Вызывается, как правило, возникновением непредвиденного серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания гнев имеет стенический характер – он позволяет мобилизовать все силы на преодоление препятствия.

4. Страх. Отрицательное эмоциональное состояние. Оно возникает при реальной, предполагаемой или воображаемой угрозе жизни, здоровью, благополучию субъекта. В отличие от эмоции страдания, вызываемой реальным отсутствием возможности удовлетворения потребности, переживание страха связано лишь с вероятностным прогнозом возможного ущерба. Носит астенический характер.

5. Интерес. Положительное эмоциональное состояние, способствующее познавательной деятельности: развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес мотивирует обучение. Это стеническая эмоция.

6. Удивление. Эта эмоция нейтральна по знаку. Она является реакцией на внезапно возникшую ситуацию или объект в случае отсутствия информации о характере данного объекта или ситуации. При удивлении все прочие эмоции временно приостанавливаются, все внимание человека переходит на объект удивления. В зависимости от полученной информации может переходить в страх, интерес, радость, гнев.

7. Отвращение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в случае контакта с объектами, вызывающими резко негативное отношение субъекта на любом из уровней – физическом, нравственном, эстетическом, духовном. Объектом могут стать другой человек, предмет, явление, событие и т. д. Отвращение к другому человеку в сочетании с гневом может послужить причиной агрессивного поведения в отношении него.

8. Презрение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в межличностных отношениях, т. е. объектом презрения могут быть только другой человек или группа людей. Данное эмоциональное состояние является следствием неприемлемых для субъекта взглядов, установок, форм поведения объекта, расцениваемых субъектом как недостойные, низменные, не соответствующие его представлениям о нравственных нормах и эстетических критериях.

9. Стыд. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает при осознании субъектом собственного несоответствия ситуации, ожиданиям окружающих, а также несоответствия своих помыслов, поступков, форм поведения своим же нравственным и эстетическим нормам.

Несмотря на то что в «спектре» основных эмоциональных состояний большинство из них отрицательные, не следует думать, что в жизни человека преобладают негативные эмоции. В действительности положительных эмоций ничуть не меньше. Просто градация основных отрицательных эмоциональных состояний более четкая. Это связано с тем, что большая специфичность отрицательных эмоций способствует формированию более гибкой системы адаптации человека к окружающему миру.

Развитие представлений об эмоциях шло по нескольким основным направлениям.

По представлению Ч. Дарвина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяли значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Первичные эмоции были способом поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждения о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Предметом изучения Ч. Дарвина стали эмоционально выразительные движения у млекопитающих. На основании своих исследований Дарвин создал биологическую концепцию эмоций. Суть концепции сводится к тому, что эмоционально выразительные движения являются рудиментом инстинктивных действий, построенных на принципе целесообразности.

Следующий шаг в развитии биологической теории эмоций сделал П. К. Анохин. Согласно его исследованиям, положительные эмоции возникают в случае совпадения результата поведенческого акта с ожидаемым результатом. В противном случае, если совершение действия не приводит к желаемому результату, возникают отрицательные эмоции. Таким образом, эмоция выступает в качестве инструмента, регулирующего жизненный процесс и способствующего сохранению отдельной особи и всего вида в целом. Если некий способ поведения неоднократно приводит к удовлетворению потребности, то при помощи эмоций он закрепляется как успешный. Если же он не способствует достижению желаемого результата, то эмоции приводят к его торможению и стимулируют к поискам другого способа.

У. Джеймс и независимо от него Г. Ланге сформулировали моторную (или периферическую) теорию эмоций. Согласно этой теории, эмоция является вторичной по отношению к поведенческому акту. Она лишь ответ организма на изменения в мышцах, сосудах и внутренних органах, происходящих в момент действия. Парадоксальный афоризм У. Джеймса выражает основную идею теории: «Мы печальны, оттого что плачем, нам страшно, оттого что мы дрожим, нам радостно, оттого что мы смеемся». Иными словами, сигнал, вызванный эмоциогенным раздражителем, включает определенную модель поведения, обратная же связь приводит к возникновению эмоции. Теория Джеймса-Ланге сыграла положительную роль в развитии представлений о природе эмоций, указав на связь трех звеньев цепочки: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Однако сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций, не объясняет связи эмоций с потребностями.

В этом направлении вел исследования П. В. Симонов. Им была сформулирована информационная теория эмоций. Согласно этой теории эмоция является отражением соотношения величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. П. В. Симонов вывел формулу этой зависимости: Э = – П (Ин – Ис), где Э – эмоция, ее сила и качество, П – потребность, Ин – информация, необходимая для удовлетворения потребности, Ис – информация существующая. Если П = 0, то и Э = 0, т. е. при отсутствии потребности нет и эмоции. Если Ин › Ис, то эмоция отрицательна, в противоположном случае – положительна. Данная концепция относится к числу когнитивных теорий о природе эмоций.

Еще одна когнитивная теория принадлежит Л. Фестингеру. Это теория когнитивного диссонанса. Ее сущность можно передать следующим образом. Диссонанс есть отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя противоречивыми сведениями об одном объекте. Положительные эмоции субъект испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с ожидаемыми. Диссонанс субъективно переживается как состояние дискомфорта, от которого человек стремится избавиться. Для этого имеются два способа: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или постараться получить новые сведения, которые бы согласовались с прежними ожиданиями.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Эмоционально-волевая сфера человека - Конспект лекций


метки: Эмоциональный, Эмоция, Чувство, Состояние, Деятельность, Определенный, Настроение, Страсть

Эмоционально-волевая сфера человека.

  1. Чувства и эмоции
  2. Виды эмоциональных состояний
  3. Воля и волевая регуляция поведения

Чувства и эмоции — взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности.

Эмоции — простые непосредственные переживания в определенный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением каких-либо потребностей (страх, гнев, радость)

Чувства — сложное, устоявшееся отношение личности к тому, что он познает и делает к объекту своих потребностей, могут длиться месяцами и даже годами. Чувства отличаются устойчивостью и длительностью. Сложность чувства заключается в том, что оно включает в себя сразу несколько эмоций, поэтому его трудно описать. Чувства свойственны только человеку. Чувства социально обусловлены и представляют собой высший этап культурно-эмоционального развития человека.

Эмоции связаны с физиологическими потребностями, существуют и у животных, но у человека все эмоциональные проявления регулируются социальными нормами.

Физиологической основой эмоций и чувств являются процессы, происходящие в коре головного мозга, там находятся различные центры физиологической деятельности (дыхательный, сердечнососудистый, пищеварительный).

Переживания вызывают процессы возбуждения, вследствие этого усиливается деятельность определенных внутренних органов (сердце выпрыгнет из груди, изменение ритма дыхания).

При определенных эмоциональных состояниях человек испытывает прилив энергии, высокую работоспособность и, наоборот: в некоторых ситуациях у человека наблюдается упадок сил, скованность.

2 вида эмоций:

  1. Стенические эмоции — вызывают активность, внутренний подъем энергии человека. Например, радость, гнев, ненависть.
  2. Астенические — уменьшают активность, энергичность, сокращают жизнедеятельность. Печаль, тоска, подавленность.

Эмоции делятся на положительные и отрицательные.

3 стр., 1203 слов

Когнитивные теории эмоций и личности 2

... чувство и эмоция. Чем больше восприятие или познание связаны с ядром личности, тем в большей степени они включают в себя. чувства или эмоции ... убедительным, чем допущение сомнительных сигналов от недифференцированного физиологического возбуждения. Более значимым, однако, чем упомянутые ... других философов. Это идеи о том, что: человек прежде всего и в наибольшей степени – рациональное существо ...

Виды эмоциональных состояний

Существует несколько видов эмоциональных состояний:

  • Настроение — эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой выражения, но при этом существует определенная устойчивость данного эмоционального состояния. Настроение может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Настроение отражается на активности и поведении человека. Обычно по преобладающему настроению мы называем человека жизнерадостным и веселым, или, наоборот, унылым, грустным, апатичным.
  • Страсть — тоже длительное и устойчивое эмоциональное состояние, но, в отличие от настроения, характеризуется сильным эмоциональным наклоном. Страсть представляет собой сочетание эмоций, чувств и мотивов деятельности, которые сконцентрированы вокруг определенной деятельности или определенного человека (страстный болельщик, страстный коллекционер — страсть направлена на действие)
  • Аффект — очень сильное, быстро возникающее и бурнопротекающее кратковременное эмоциональное состояние. Действия человека при аффекте происходит в виде психологического, эмоционального взрыва (ярость, ужас, отчаяние).

    Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, снижают уровень организованности, и, как следствие, вызывают усталость, подавленность, депрессию.

  • Воодушевление — как и страсть, характеризуется большой силой и устремленностью к определенной цели. Воодушевление часто переживается как коллективное чувство (Ни шагу назад, все для фронта — все для победы)
  • Стресс — состояние очень сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает в процессе деятельности в трудных условиях. При стрессе нервная система испытывает большую эмоциональную перегрузку, но при этом стресс может оказывать и отрицательно, и положительное действие на человека. Если человек испытывает слабый стресс, то появляется общая физическая собранность, ясность мысли и ума, активность и сообразительность. Если сильный стресс, то возникает общая реакция возбуждения, рассеянность, ошибки восприятия. Сильный стресс дезорганизует деятельность человека.
  • Фрустрация — эмоциональное состояние дезорганизации сознания и деятельности человека, которое вызывается непреодолимыми препятствиями на пути к определенной цели. В этом состоянии человек испытывает особо сильное нервно-психическое напряжение, которое может породить две разные формы фрустрации: активная (человек может быть очень агрессивным, озлобленным) и пассивная (человек подавлен, апатичен, безразличен ко всему).

Воля и волевая регуляция поведения человека

9 стр., 4005 слов

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. Развитие воли

... человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца. Типичным случаем включения воли в управление деятельностью ...

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения, деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля обычно предполагает самоограничение, сдерживание определенных желаний и подчинение их другим, более значимым целям.

В психической деятельности человека воля выполняет активизирующую и тормозящую функцию.

Структура волевого действия:

4 стр., 1741 слов

Волевые качества человека

... : в боевой обстановке, при спасении жизни людей, при стихийных действиях, авариях, катастрофах и т.д. 2. Волевые качества человека Воля человека проявляется в его практической деятельности как ... совокупность присущих ему волевых качеств. Основными из них ...

  1. Цель
  2. Пути реализации
  3. Способы достижения
  4. Решение
  5. Исполнение
  6. Оцениваем действия (достиг ли, чего хотел?)

Самая трудная часть волевого действия — исполнение. Преодоление трудностей требует определенного волевого усилия. Волевое усилие — состояние нервно-психического напряжения, которое мобилизует физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

По способности человека прилагать волевые усилия, говорят о наличии у него силы воли. Воля и волевые качества формируются в процессе воспитания (Пример: ребенок избалован, ребенок подавлен).

Развитие воли у человека идет двумя основными путями:

1) преобразование — перевод непроизвольных психических процессов в произвольные, обретение контроля над своим поведением

2) восхождение — требует сознательной постановки все более и более сложных задач, которые требуют значительных волевых усилий в течение длительного времени

Проявление воли на уровне личности выражается в наличии и демонстрации волевых качеств, которые могут быть первичными, вторичными и даже третичными.

Первичные волевые качества: сила воли, настойчивость, выдержка.

Вторичные волевые качества: решительность, смелость, самообладание.

Третичные волевые качества связаны с нравственностью и отношением человека к труду, к деятельности. Это такие качества, как ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, организованность и исполнительность.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *