Инновационное мышление это: Вы точно человек? – Как формировать инновационное мышление у сотрудников

Iteach

Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel

Khexedit.png Текущие события

Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/Нижний Новгород НГПУ январь 2014 года


Учебный Курс «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде ХХI века», Ижевск, ноябрь 2013 г.


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Новокузнецк октябрь-декабрь 2013


Основной курс программы Intel Обучение для будущего Ростовская область октябрь 2013


Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века/НИРО/Курс для тьюторов/23 сентября — 20 октября 2013 года


Дистанционный курс ТЕО (Омская обл, осень 2013) преподаватель — Маркер Надежда Юрьевна



Семинар Созвездия Веб 2.0/Екатеринбург сентябрь 2013 преподаватель — Ирина Нургалеева


Обучение тьюторов, группа TEO РК, май-июнь 2013 преподаватель — Ольга Урсова


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород март-май 2013


Очно-дистанционный курс программы Intel Обучение для будущего НИРО Нижний Новгород февраль-апрель 2013


Курс «Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации ФГОС» Екатеринбург — Арамиль март 2013


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего», ВГПУ, 1 курс магистратуры, исторический факультет — 6 февраля — 20 мая 2013г. — преподаватель — Ирина Суслова


Курс «Информационные технологии в практике работы учителя» 04.01.13 — 02.02.2013 — преподаватель — Анна Кологерманская


Курс для руководителей ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения (Омский МР, декабрь 2012) — преподаватель —Любовь Мальцева


Курсы Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века, Балаковская площадка, декабрь 2012 — преподаватель — Светлана Морозова


Тренинг Информационно-коммуникационные технологии в управлении воспитательным процессом,Тюкалинск,декабрь 2012 — преподаватель — Наталья Ильяш


Тренинг по основному курсу программы «Обучение для будущего»,октябрь 2012, ЯНАО г.Ноябрьск — преподаватель — Елена Ремизова


В рамках он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут» проводится сетевое мероприятие Проектный инкубатор-2012





Архив событий

  • Окружающий мир – мир сложных систем (информатика, 11 класс, автор Круподерова К.Р.)
  • Информационная цивилизация (информатика, 11 класс, автор Кошелев В. Г.)

  • Математика для будущих банкиров (алгебра, 9 класс, автор Склемина Г. А.)
  • Волшебная сила музыки (музыка, биология и др., 5-8 классы, автор Красноперова Т. В.)
  • Полуостров сокровищ (окружающий мир, краеведение, 4 класс, автор Тимохина Е.Г.)
  • Удивительное рядом (окружающий мир, краеведение, русский язык, 2-4 классы, автор Тимохина Е.Г.)

Amor.png Нам уже…

43110056.png

8 простых способов развития инновационного мышления: renodo — LiveJournal

IMG_6242
Что делать, чтобы развивать в себе инновационное мышление? Что способствует этому? Какие самые доступные и простые способы?

Основным создателем инноваций является человек. Создавать инновации это врожденная способность, она есть у всех, ее можно культивировать и ставить на конвейер. В данной записи обойду стороной описание психологии мышления и другие научные выкладки, читайте книжки. Меня интересует ответ «своими словами», «из личного наблюдения», «для всех и каждого» и «сразу к делу».

Под инновационным мышлением подразумеваю некий мыслительные процесс, способный изобретать, создавать новое, применять новое, открывать новое, воспринимать новое, находить новые способы решения задач и т.д. Обладание инновационным мышлением — это непрерывный процесс восхождения на горы, как привычка, потому что все очень быстро устаревает, нужна постоянная и обширная практика. Далее подобраны рекомендации по стимулированию инновационного мышления, которые доступны всем и каждому без каких либо тренингов и т.д.

1. Заниматься творчеством в разных видах. Творчество гарантирует гибкость и живость ума в самой долгосрочной перспективе.
Сочинение музыки, пение, игра на инструментах, танец, рисование и дизайн, фотографирование, проектирование, программирование, журналистика, написание прозы и стихов, готовка еды, моделирование одежды, макетирование и многое другое. Занимайтесь любым творчеством без раздумий и страхов — это нужно вам, а не соседу. Нарисовали какую-то фигню? Отлично, это круто, потому что это ваш ход мыслей. Техника вторична. Не обязательно становиться всемирно известным художником или лучшим дизайнером города. Куда важнее просто заниматься дизайном и учится, как это делается, творить на свой лад. Можно черпать идеи от других, но не обязательно, чтобы получалось также как у других. Важнее даже найти свой стиль, свой почерк. Именно своя манера, выработанная годам и является оригинальностью и ключевым преимуществом в творчестве и в жизни. Пытайтесь решить обычные задачи творчески, не самым привычным способом. Пусть даже новый подход к решению сложнее, но ведь творчески интереснее, не так ли? Постепенно это перерастет в привычку и вы сможете решать новые для вас задачи творчески и эффективно.

2. Читать книги, статьи, журналы, газеты из самых разных областей знаний и года издания.
Любознательность должна стать привычкой. Сначала следует интересоваться всем, что имеет хоть малейший интерес. Потом заглядывать туда, куда не ступало ваше внимание, например, загляните в подшивку журналов 1950 года. Изучайте историю вашей отрасли, государства, города, интересных людей и т.д. Расширять свой кругозор с одной стороны, но и не забывать специализироваться и практиковаться на отдельных областях. Как известно, знания и сведения из разных областей дополняют картину мира, позволяют перенимать методы, создавать эффект синергии. Вспомним Менделеева: русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Боитесь прочитать что-то лишнее? Думаете лопнет мозг?

3. Смотреть фильмы самых разных жанров и времени.
Думаю важно своевременно просмотреть основную классику кино, чтобы иметь целостное представление об этом виде искусства. Важно смотреть самые новые и высокотехнологичные фильмы. В блокбастерах и фильмах с большим бюджетом практически всегда можно найти новые идеи, технические инновации, образы, комбинации элементов и т.д. Мне лично сейчас интересен не столько сюжет, соответствующий моим представлениям «о хорошем сюжете», сколько сногсшибательные спецэффекты, невероятные персонажи и объекты, детали, образы, атмосфера и т.д. Если хочется хорошего сюжета или смысловой нагрузки — нужно читать книги. Сейчас многие классические картины не стал бы смотреть, как раз из-за излишней смысловой нагрузки, темы которых уже не актуальны для меня, но в молодости это было, конечно, бомбой.

4. Слушать разнообразную музыку.
Знаете сколько существует стилей и жанров музыки? Сотни вариаций. С каким количеством вы уже познакомились? В музыке заложены самые разнообразные шаблоны мышления, информационные структуры, комбинации и композиции элементов, новые идеи, образы, эмоции, чувства. Музыка это просто кладезь инноваций. Мозг все это достаточно быстро воспринимает, усваивает и способен использовать при решении задач. Не обязательно слушать каждый день новую музыку, которая вам может не по душе. Однако процесс ознакомления с новыми стилями и композиторами должен стать привычкой. По началу многие стили кажутся просто ужасным, но некоторые становятся любимыми и интересными. Вкусы меняются. Важно заполнять вкус. На мой взгляд плохо когда, например, человек слушал джаз, потом надоело и он перестал вообще слушать какую-либо музыку.

5. Общаться с самыми разными людьми
При внешней схожести, внутренний мир людей, их знания и опыт может иметь колоссальное различие. Общайтесь с людьми разных возрастов, социального и географического положения, разного образования и профессии. С гопниками и бандитами не обязательно :). Обращайтесь за советами, изучайте экспертное мнение, встречайтесь лично, соревнуйтесь в спортивных мероприятиях. Кооперируйтесь, занимайтесь совместным творчеством и т.д. Скажу, что первоисточником всех новых знаний и инноваций является человек, эксперт, изобретатель, специалист, рабочий и т.д. В книжках и в СМИ о чем-то могут рассказать спустя годы, но общаясь с людьми узнаете самую новую информацию, почерпнете идеи из первых уст. Желательно поддерживать разветвленную сеть знакомых и друзей, имеющих ценное мнение и опыт в самых разных сферах. Благо интернет позволяет общаться с невероятным разнообразием людей.

6. Физические упражнения.
Физическая форма имеет огромное влияние на мыслительные процессы. В здоровом теле вероятнее всего здоровые мысли. На мой взгляд йога — хороший источник физический упражнений, которые развивают и раскрепощают ум. Физические упражнения помогают бороться с косностью ума, со стереотипами. Умеете стоять на голове? Еще один совет — двигайтесь, как хочется вашему телу, крутитесь, вертитесь, гнитесь, изгибайтесь, танцуйте, придумывайте свои упражнения. Стесняетесь окружающих? Уединитесь, чтобы вас никто не видел и занимайтесь спокойно. Можно размышлять так: сколько времени вы сидите? сколько времени стоите? сколько времени ходите? сколько времени бегаете? Сколько времени у вас подняты руки вверх? И т.д. Очевидно, что чаще всего люди сидят, а разнообразие позиций тела крайне скудно. Все это притупляет и делает человека закрепощенным. Сколько вы знаете упражнений? Пять? Десять?

7. Разнообразное питание.
Обратился с вопросом к Савельеву Сергею Вячеславовичу, который более 20 лет занимается исследованиями физиологии, анатомии и эволюции нервной системы. Вопрос был продиктован мнением в роде «рыба полезна для мозга», решил выяснить, что же действительно из продуктов полезно. Ответ был таким: «мозгу нужна разная пища. Нейроны состоят из белков, липидов (жиров) и углеводов. Все эти компоненты нужны мозгу в большом количестве. Чем более разнообразна пища, чем больше она содержит соединений, не синтезируемых организмом, тем больше шансов иметь хорошо функционирующую нервную систему.».

8. Путешествовать и менять обстановку.
Путешествие это одна из форм образования, источник новых впечатлений и информации. Путешествие позволяет человеку выйти за рамки обычной среды и увидеть другой расклад, другую культуру, общество, атмосферу, цвета и их сочетание. Все это в конечном счете расширяет представления о мире, раскрепощает человека. Не забывайте фотографировать. Путешествие это не только поездка за границу, а любые физические передвижения за пределы своего ореола обитания.

Продолжение следует.

Кому оно нужно, это инновационное мышление

мыслить инновациямиСовременное общество требует, чтобы у квалифицированного специалиста было инновационное мышление.

Наконец-то, социум осознал, что стереотипы и мыслительные штампы не приносят никакой практической пользы. А только тормозят развитие, препятствуя прогрессу в любой сфере деятельности, включая бизнес.

Для начала определим базовые характеристики инновационного формата мышления.

Его основой выступают творческий потенциал, креативность мыслительного процесса и гибкость ума. Без этих составляющих инновационный характер мышления в принципе невозможен.

Следующий неотъемлемый элемент — любознательность, здоровый интерес ко всему новому. Именно он движет светлые умы и вдохновляет на новые свершения, научные открытия.

Интерес выступает главным личным стимулом в таком виде мышления. Если его нет, то выработать инновационное мышление «из-под палки» не получится.

Еще один элемент упомянутой характеристики — высокая степень познавательных способностей.

Индивид должен не только желать узнавать новую (необходимую для него по роду деятельности) информацию. Но и обладать требуемыми объемами поглощения, усвоения этих сведений.

Ведь просто прочитать текст и понять суть изложенного материала с последующей практической применимостью — это совершенно разные вещи.

В инновационном мышлении не менее важно состояние глубокого погружения в мыслительный процесс, всепоглощенности. Мыслящего таким образом человека не должны отвлекать никакие внешние факторы.

Он может обдумывать свою гениальную идею в любой обстановке.

И, наконец, последнее, что необходимо для инновационного мышления — целеустремленность и позитивное упорство.

Человек должен точно знать, куда он движется, что он хочет. И, конечно же, всеми силами стремиться к достижению цели.

Для полной идиллии не хватает в этой картине только вдохновения.

Но Муза — дама капризная, поэтому приходит не каждый день и не ко всем. Поэтому, при большом желании, можно вполне обойтись и без нее.

Стоит отметить, что к выработке инновационного мышления можно и нужно стремиться. Но без вышеперечисленных предпосылок сделать это практически невозможно.

Базис формирования такого типа мышления — самосовершенствование, постоянная работа над собой, реализация потребности самоактуализации. Вспомогательный фактор здесь — чтение соответствующей литературы, посещение тематических семинаров, вебинаров, тренингов.

Последний вариант наиболее приемлем также для формирования коллективного формата инновационного мышления. Здесь просто необходим командный (групповой) коучинг.

Трудовой коллектив, персонал компании должен стать буквально единым организмом, действующим и мыслящим на одной волне. Если же инновационное мышление будет только у одного сотрудника, а другие продолжат мыслить стереотипно, стандартно, среднестатистически, то проку от этого для общего дела будет мало.

В этом плане пример стоит брать с японских бизнесменов, которые воспринимают работу как дом, а коллектив как семью. Члены семьи зачастую настолько объединены духовно, что могут заканчивать начатые фразы друг за другом.

Новейший формат инновационного мышления — это коллективный разум, который часто встречается в природе у животных (особенно у насекомых). Яркий пример — муравьи, пчелы.

Мысля и работая, как единый био-социальный механизм, люди смогут достигать невероятных результатов в любом виде деятельности.

Западные бизнесмены уже во всю осваивают подобные экспериментальные технологии. В России же и в странах СНГ к заморским новинкам и диковинкам относятся с недоверием.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ — это… Что такое ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ?



ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ
— присущий человеку активный способ восприятия и оценки объектов внешнего мира, связанный с необходимостью постоянной разработки и освоения новых моделей взаимодействия с ними. В условиях действия универсального закона конкуренции , влияние которого пронизывает все сферы общественного и природного бытия, И.О.М. становится необходимой предпосылкой выживания и развития индивидов и социальных групп. Объективная ограниченность доступных природных ресурсов на фоне стремительно возрастающих общественных потребностей обусловливает «инновационность» современного мышления в качестве его неотъемлемой характеристики.

И.О.М. представляет собой скорее специфический подход к организации деятельности, чем набор уже готовых выводов относительно способов осуществления нововведений. Будучи своеобразным интеллектуальным инструментом, обеспечивающим особую технику протекания мыслительных процессов, И.О.М. служит содержательным источником инновационной культуры , ценностно-нормативная сфера которой включает наиболее распространенные в данном обществе представления о типах нововведений и методах их реализации. Внешним проявлением И.О.М. выступает тот или иной вид инновационного поведения , носители которого преобразуют способы осуществления деятельности в различных сферах жизни общества либо объекты, на которые эта деятельность направлена.


О.В. Кобяк

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом.
А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко.
2003.

  • ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Смотреть что такое «ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ» в других словарях:

  • СОЦИОЛОГИЯ ИННОВАЦИЙ — специальная социологическая теория объяснительного уровня, изучающая инновацию как феномен общественной жизни, связанный с материально предметной и духовной деятельностью людей, в процессе которой они создают новые объекты культуры, а также… …   Социология: Энциклопедия

  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ — это основной субъект предпринимательской активности, стремящийся к максимизации своей прибыли за счет сознательного повышения экономического риска, связанного с вложением в дело собственных средств и принятием на себя имущественной… …   Социология: Энциклопедия

  • Жуковский, Владимир Ильич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Жуковский, Владимир. Владимир Ильич Жуковский Дата рождения …   Википедия

  • Берулава, Галина Алексеевна — Галина Алексеевна Берулава Дата рождения: 6 февраля 1953(1953 02 06) (59 лет) Место рождения: Челябинск, СССР Страна …   Википедия

  • МИФОЛОГИЯ — (греч. myphos сказание и logos рассказ) тип функционирования культурных программ, предполагающий их некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием, сакрализацию их содержания и неукоснительность исполнения. Различают: классическую М …   Новейший философский словарь

  • БАШЛЯР — (Bachelard) Гастон (1884 1962) французский философ, методолог, культуролог, психолог. Основоположник неореализма как направления (подхода) в философии науки. Сам Б. термином ‘неорационализм’ не пользовался, обозначая свою концепцию (в зависимости …   История Философии: Энциклопедия



  • БАШЛЯР (BACHELARD) Гастон (1884-1962) — французский философ, методолог, культуролог, психолог. Основоположник неореализма как направления (подхода) в философии науки. Сам Б. термином неорационализм не пользовался, обозначая свою концепцию (в зависимости от аспекта рассмотрения… …   История Философии: Энциклопедия

  • ападноевропейской цивилизации специфика — Истории европейской цивилизации посвящено значительное число работ. Обычно в качестве предпосылки ее становления рассматривают античную цивилизацию, заложившую основы европейского генотипа: свобода собственности и свобода гражданского выбора. В… …   Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

Мыслить как стратег: 7 простых техник пробуждения инновационного мышления


Когда ваши коллеги, а, возможно, и вы сами настроены скептически. Или, когда кажется, что развитие организации или ваша собственная карьера зашли в тупик. Очень сложно в таких случаях

«мыслить инновационно», «видеть новые возможности» и «быть креативным» как призывают книги о менеджменте и стратегии.


В этой статье я предлагаю вашему вниманию 7 моих самых любимых, всегда работающих и простых в проведении техник, пробуждающих инновационное мышление.


Эти техники вы можете использовать как со своей командой на стратегической сессии, на старте нового проекта, на совещании или мозговом штурме, так и наедине с самим собой для того, чтобы дать новый импульс вашей карьере или вашему делу. Эти методы хорошо энергетизируют, сплачивают и вовлекают каждого из участников.


Они не требуют от вас специальных знаний и навыков, особого оборудования и больших временных и финансовых затрат. На каждую из них нужно не больше 2-х часов, листы флип-чарта и обычные стикеры post it для команды до 5-ти человек или разноцветные половинки листов А4, черные маркеры и 


клейкая стена для более больших команд.

Ниже вас ждут алгоритмы проведения следующих полезных техник:
  1. Визуальная история компании
  2. Анализ трендов
  3. Актуализация цели, миссии и философии
  4. SWOT-анализ
  5. Анализ волн
  6. POEMS-анализ
  7. SOAR-анализ


    1. Визуальная история компании


    Совместное создание визуальной истории — один из самых простых и энергичных способов быстро проанализировать прошлое, настоящее и будущее организации, включив в обсуждение каждого, избежав долгих пустых разговоров. Создание визуальной истории включает как элементы анализа реальных событий, так и рисование, пробуждающее креативность и взаимопонимания.


    Этот процесс очень хорошо работает на повышение авторитета лидеров компании, дает возможность провести экспресс-диагностику мотивации сотрудников, их лояльности к компании и видение своего будущего в организации. Поскольку энергетика у процесса довольно высокая, подобная работа может

    служить своего рода «встряской» и «энерджайзером» для всех участников.


    Подготовьте большие листы бумаги, или много листов флип-чарта. Выберите помещение, в котором допускается клеить на стены при помощи бумажного малярного скотча. Возьмите много воды, разноцветные маркеры и стикеры разных размеров, форм и цветов.


    Вам предстоит проделать следующее:

    1. Повесьте длинный лист бумаги (или несколько листов) на стену и нарисуйте горизонтальную линию.
    2. На клейких post it напишите годы или месяцы и разместите их на листах в хронологическом порядке.
    3. Нарисуйте ключевые события, участников, проекты, чтобы пробудить память каждого.
    4. Раздайте каждому post it с клеевой основой и попросите написать своё имя и разместить в том месте линии времени, когда этот человек пришёл на работу в компанию.

    5. Попросить тех, кто работает дольше всех рассказать о компании тех времен. Запишите на линию времени ключевые идеи и события из их рассказа.
    6. Затем раздайте каждому post it и попросите по той же схеме вспомнить момент их прихода в компанию и записать, нарисовать ключевые моменты того периода.
    7. Обсудите проделанную работу, ответив на следующие вопросы (ответы попросите каждого записать сначала индивидуально, а потом объединив на листах флип-чарта):
    • Какие события происходили в организации?
    • Какие события в общественной и политической жизни страны, региона, города оказывали влияние на организацию?
    • Какие взлёты и падения организация пережила?
    • Когда это происходило? Что этому предшествовало?
    • Что было поворотными точками в развитии организации?
    • Как можно назвать периоды между поворотными точками?
    • Какие события в будущем желательны для компании?
    • Какие тренды прослеживаются?
    • Как это может влиять на организацию в будущем?

    1972515_745619795471636_707518467_n.jpg


    Визуальную историю можно потом разместить на корпоративном сайте, повесить в коридорах компании, рассказать клиентам и партнерам. Многие наши клиенты отдают эти истории на доработку дизайнерам и активно используют их для транслирования ценностей компании. И даже проводят экзамены среди сотрудников на знание истории компании.


    Это увлекательное командообразующее мероприятие, которое всегда проходит весело и ощутимо сближает всех участников. Одна из важнейших составляющих мотивации — понимание того, какую роль работа каждого вносит в развитие компании.

    2. Анализ трендов


    Хотим мы этого или нет, тренды влияют на любую компанию. Этим процессом можно управлять, а можно плыть по течению. Мы предлагаем, как минимум, знать эти самые тренды.

    1. Предложите коллегам подумать над ответами на следующий вопрос: «Какие видимые тренды влияют или могут повлиять на нашу организацию?». В формате мозгового штурма, без критики, запишите все названные тренды на стикерах или половинках А4.
    2. Выделите кластеры.
    3. Дайте имя каждому кластеру.
    4. Обсудите позитивные и негативные аспекты каждого кластера.
    5. Рядом с каждым кластером запишите выгоды от использования и доводы против.
    6. Как показывает наша практика, подобный анализ рождает много идей и помогает объективно прогнозировать.

      3. Актуализация цели, миссии и философии


      Зачем существует наша организация? Если мы исчезнем, что потеряет рынок? Наши клиенты? Партнеры? Что потеряем мы сами?


      Эти вопросы регулярно задают себе сотрудники и руководители компании. И на них либо есть четкий, единый для все ответ, либо нет. И тогда появляется возможность додумать. А додумывание, как известно, всегда бывает не в пользу компании. Еще бывает когда ответ длинный, шаблонный и обобщенный. Такая миссия часто хуже ее отсутствия.

      К чему это я? К тому, что в сложные моменты в жизни компании, в моменты низкой энергетики и ощущения тупика, актуализируйте миссию. Это позволит прояснить смысл существования организации. Как это сделать?

      1. Попросите коллег ответить на вопрос: «Что мы делаем, чтобы достичь нашей цели?». При необходимости, напомните о цели компании.
      2. Миссия и философия — ключевые элементы корпоративной культуры. Одна из важных функций менеджеров — следить за тем, чтобы персонал понимал общую миссию компании и связывал свои личные миссии с миссией компании. Это позволяют сделать правильно разработанные ценности (подробнее о роли ценностей компании читайте в нашей более ранней статье). По сути, ценности отвечают на простой вопрос: «Как здесь делаются дела?». Получив ответы от сотрудников на вопрос из п.1, обсудите вместе, отражает ли миссия те ответы, которые Вы получили? Является ли она родной для сотрудников?
      3. Если да, то переходите к актуализации философии. Если нет, то уделите время доработки миссии. Напомню, что миссия отражает роли или задачу организации, выражается в кратком легко запоминаемом послании «что мы делаем, чтобы достичь цели». Например это может звучать так: «Наша миссия (глагол действия + существительное) для того, чтобы (глагол + существительное)».
      4. Философия всегда отражает язык организации, это ее генетический код, как правило, зашитый основателями. Подумайте все вместе, какова философия вашей компании?

      Подобную работу полезно проводить не реже одного раза в год. Она помогает остановиться и задуматься о том, не отступила ли организация от своей философии, следует ли миссии, актуальна ли цель.


      10367599_774179109282371_6400013615939214242_n.jpg

      4. SWOT-анализ


      SWOT-анализ — это самый популярный среди российских менеджеров вид анализа. Он используется для прояснения сильных и слабых сторон, возможностей и рисков в стратегическом планировании. Возможности — это все то, что связано с сильными сторонами или может компенсировать слабые стороны. Риски могут быть большими и малыми. Большие риски важно свести к небольшим проблемам.


      Когда мы говорим о сильных и слабых сторонах, имеем ввиду внутренние возможности и ограничения. Возможности и риски позволяют проанализировать внешнюю ситуацию и сравнить себя с конкурентами. Шаблон и алгоритм проведения SWOT-анализа смотрите в более ранней статье.

      5. Анализ волн

      Анализ волн используется для того, чтобы увидеть наглядно тенденции и тренды, существующие и зарождающиеся.

      1. Возьмите лист флип-чарта и схематично нарисуйте на нем океан с некоторым количеством волн, больших и маленьких.
      2. Попросите коллег внимательно всмотреться в эти волны и дать им названия. Взять стикеры и написать на них названия для каждой волны. 1 стикер — 1 идея, печатными буквами. Договоритесь о том, что маленькая волна
      3. символизирует только зарождающийся тренд, большие волны — это зрелые тренды.
      4. Попросите коллег по очереди приклеить написанные стикеры на лист с океаном.
      5. Обсудите результаты: Какие тренды оказывают положительное влияние на компанию? Влияние каких трендов скорее негативное?

        6. POEMS-анализ

        POEMS-анализ используется для наглядного представления и выделения ключевых моментов настоящего. Он помогает развернуто ответить на вопрос «Где мы сейчас?» и учесть все аспекты. Его полезно использовать на стратегических сессиях, на промежуточных встречах проектной группы. Подробно о том, как его проводить написано в этой статье.

        POEMS.jpg

        7. SOAR-анализ


        cfcf0f57-c01f-410a-9253-736efd371055.jpg


        Это очень позитивный анализ. Он во много похож на SWOT-анализ, но говорит лишь о сильных сторонах, о возможностях. Он очень хорошо мотивирует группу идти вперед и развиваться. Чем он хорошо? Как проводить? Каких результатов можно достичь? Пошаговый алгоритм анализа смотрите в этом видео:


        Инновационное мышление — это мышление, которое ориентированно на новые возможности, новые ценности вне привычных рамок. Настроиться на эту волну может практически любой человек, но важно не просто начать мечтать о будущем, важно думать о будущем, основываясь на существующей фундаменте и прошлых, текущих и будущих трендах. Подбирайте ту технику, которая, на ваш взгляд, наиболее точно подходит в вашем случае.


        Анализируйте, сопоставляйте, мыслите и помните: если вы хотите получить что-то, чего у вас еще не было, вам надо сделать что-то, что вы еще не делали!

        Развитие инновационного мышления персонала организации (стр. 1 из 9)

        ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

        Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

        «ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

        (ЧитГУ)

        Институт экономики и управления

        Кафедра экономики и бухгалтерского учёта

        Курсовая работа

        По дисциплине: «Аудит и контроллинг»

        На тему: Развитие инновационного мышления персонала организации

        Выполнил: ст. гр. ЭТ-06

        Бабуев В.А.

        Дехонова Ю.В.

        Ильинский С.

        Проверил: Журавлев М.В.

        Чита 2010

        ОГЛАВЛЕНИЕ

        ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

        ГЛАВА 1.Инновационное мышление: понятие, сущность.………………………..4

        ГЛАВА 2. Практическое применение инноваций и методы их создания……28

        ГЛАВА 3.

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………53

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…………..55

        ВВЕДЕНИЕ

        Инновация — это попытка осуществить содержательное, целенаправленное изменение в экономическом или общественном потенциале предприятия. Инновация — это еще и успешное применение идей и процессов для решения существующих проблем и создания новых возможностей. Инновации требуют знаний, творческого мышления, изобретательности и целеустремленности.

        В отношении инноваций нет какого-либо объективного критерия, равно как нет точных признаков, по которым можно было бы определить новатора, будь то человек, организация, идеи или продукты. Не существует также ни сколько-нибудь единой теории творчества или инноваций, ни универсальных определений связанных с ними концепций.

        Понятия «творчество» и «инновация» синонимами не являются. Под творчеством подразумевается генерация новых идей, инновация же есть их успешное воплощение. Творчество — это открытие принципа, инновация — перевод этого принципа в полезные товары и услуги. В процессе инновации идеи материализуются в реальные товары и услуги, способные принести организации дополнительный доход. Инновация — это следствие осознанного, целенаправленного поиска возможностей для создания чего-то нового, что может быть результатом существующих несоответствий, потребностей в процессах, изменений в отдельной отрасли и на рынке в целом, демографических перемен и новых знаний.

        1. Инновационное мышление: понятие, сущность.

        В теории менеджмента рациональное принятие решений основывается на формальных процедурах, фактах, знаниях и информации. Во многих случаях, однако, менеджеры полагаются на интуицию, чувства и опыт.

        Человеческое мышление может быть как логическим, так и творческим. Для логического мышления характерны поэтапные рассуждения и следование основным законам логики. Творческое мышление — это отход от традиций, оно базируется на постановке предположений под сомнение. В нем нет каких-либо жестких процедур или правил. Если логический подход можно описать как рациональное, традиционное, аналитическое, сходящееся, вертикальное или «левостороннее» мышление (т. Е. то, за которое отвечает левое полушарие головного мозга), то творческий подход характеризуется воображением, оригинальностью, интуицией, всесторонним отношением, расходящимся, «правосторонним» мышлением.

        При вертикальном мышлении идея создается поэтапно, причем все этапы направлены на одно решение или одну цель. Это медленный, непрерывный и зачастую очень тяжелый метод анализа, эффективный только в отношении хорошо структурированных проблем. Всесторонний подход к вопросу направлен на изучение всех типов возможностей в каждой грани проблемы. Он основан не на анализе, а на глобальном поиске идей, сравнимом с медитацией и подсознательным рассуждением.

        Инновационное мышление представляет собой разумный компромисс этих подходов: творческие процессы используются в нем для генерации оригинальных идей путем подключения воображения. Эти идеи затем классифицируются, проходят отбор, организуются и проверяются с применением рационального и логического мышления. [3]

        В современном мире высокие технологии – основа конкурентоспособности. Именно поэтому переход к инновационному развитию и инновационное мышление абсолютно необходимы России, иначе наша страна так и не прорвется в стан высокоразвитых государств. Однако инновационно мыслить, творить и работать способны немногие. А вот проблема формирования людей, способных существовать и эффективно работать в нынешних экономических и социальных условиях, назрела давно.

        Что такое инновационное мышление? Это мышление, которое способно проникать в суть вещей и явлений. Оно необходимо для любого специалиста, оно поможет находить новые, оригинальные решения профессиональных задач. Именно талантливые люди обладают инновационным, творческим мышлением.

        Человек, обладающий инновационным мышлением, будет допускать меньше ошибок в своей деятельности – в любой ситуации он примет наиболее верное решение.

        Сегодня инновационное мышление становится востребованным. Но, несмотря на востребованность, инновационное мышление остается для большинства людей явлением экзотическим – люди не умеют мыслить свободно.

        Инновационное мышление в конечном результате – это прибыль, это рычаг развития любого дела, любого бизнеса.[4]

        Только 4-5% людей в мире обладают инновационным мышлением. Потерять этот ресурс – все равно что добровольно отказаться от дальнейшего развития страны.

        Инновационное мышление — это навык, которому можно научить и который, при практическом его применении, может совершенствоваться. Важно, чтобы все члены группы чувствовали поддержку в процессе поиска, разработки и реализации новых идей, и это позволит им максимально использовать собственные инновационные способности и общий потенциал организации в целом.[1]

        Инновационное мышление не является общепринятым и самопроизвольно не распространяется. Его невозможно усвоить через общение или из средств массовой информации. Очень мало людей, наделенных таким способом мышления от рождения. Но так было и со всеми другими новыми (предыдущими) элементами и способами мышления: фиксацией мыслей на бумаге и передачей их последующим поколениям, превращением вещей в цифры и оперированием с ними, фиксацией образов в живописи, чертежах и др. Главное свойство человеческого мозга заключается в его умении формировать свои новые структуры в процессе обучения, т.е. совершенствоваться, используя чужой опыт и навыки. Еще более эффективно идет обучение, если этот чужой опыт и навыки обобщены и оформлены в виде теории. Теория дает общую картину и четкие ориентиры в обучении. Теория объясняет, зачем нужно знать те или иные элементы и приемы. Теория дает самое ценное – инструмент для предвидения будущих событий.

        Инновационное мышление не может быть основано на традиционной логике. Ведь новое не выводится из старого знания. Путем логических преобразований можно получить лишь видоизменение (комбинацию) известного с минимальными элементами нового. Это конструкторское мышление, т.е. прямое использование знаний и навыков по их назначению.

        Инновация – это всегда скачок, прибавка нового знания. Как человеческая мысль рождает скачки знания? Только путем преодоления неожиданного препятствия. Часто это препятствие кажется абсолютно невозможным, непреодолимым, сознание бессильно останавливается, пасует. Всегда такое препятствие является противоречием. Наш мозг не умеет разрешать противоречия. Совмещение противоположных требований, свойств, действий в одном и том же объекте кажется сознанию невозможным. Эволюция не дала человеку способность преодолевать противоречие каким-то естественным образом мышления. Поэтому у нас нет навыков разрешения противоречивых ситуаций. Такая ситуация всегда является новой, под нее каждый раз придумывается прием разрешения противоречия и навык не образуется, не закрепляется в мозгу. Но чаще всего человек в этой ситуации не ищет разрешения, он пасует, идет на компромисс.

        Инновация же возникает только в результате разрешения противоречия («выиграть, ничего не проиграв»). Причем, чем оно жестче, бескомпромисснее, тем более остроумное решение получается при разрешении противоречия. Значит, надо собрать приемы разрешения противоречий в единый блок и обучать (т.е. прививать навыки) людей на примерах.[5]

        Наиболее эффективное развитие экономики страны, региона или предприятия происходит эволюционно через качественные изменения выпускаемых продуктов или предоставляемых услуг, используемых ресурсов, используемого оборудования или управленческих процессов. Основным носителем новых конкурентоспособных идей, решений нестандартных задач или новых способов решения стандартных задач является персонал организации. Практическая деятельность российских предприятий и организаций показывает, что реализуемые нововведения часто отторгаются персоналом организации, не происходит активизации творческих способностей, персонал активно сопротивляется проводимым изменениям. В результате инновационная деятельность реализуется с низкой эффективностью, превышаются временные и материальные затраты на осуществление нововведения, не достигается ожидаемый результат, многократно увеличивается риск инновационной деятельности. Неподготовленность персонала организации к реализации новшеств и сопротивление им приводит к замедлению развития организации, старению методов управления, потере конкурентоспособности на рынке товаров и услуг и как результат к ухудшению социально-экономических показателей деятельности. Таким образом, на предприятии складывается проблемная ситуация, когда качественное изменение процессов и продуктов не может быть осуществлено из-за мотивационной и квалификационной неподготовленности персонала организации. В таких условиях персонал организации становится тормозом дальнейшего развития. Причиной является применение к управлению инновационной деятельности таких же методов управления, в том числе, и управления персоналом, какие применялись для управления обычной, не инновационной, т.е. функциональной деятельностью.

        Методы развития инновационного мышления (стр. 1 из 5)

        Методы развития инновационного мышления

        Эдвард де Боно и его «Шесть шляп мышления»

        Автор предлагает разделить мышление на несколько категорий. Я этим способом структурирую переговоры с партнером и навожу порядок в своих мыслях.

        “Мышление делится на шесть разных режимов”.

        Когда мы имеем дело с практическим мышлением, возникают три фундаментальные трудности:

        Эмоции. Часто мы склонны не думать вообще, а опираться в наших действиях на чутье, эмоции и предрассудки.

        Беспомощность. Нашей реакцией может быть чувство неадекватности: «Я не знаю, как об этом думать. Я не знаю, что делать дальше».

        Путаница. Мы пытаемся удержать в своем уме все сразу, и в результате получается мешанина.

        Шесть шляп мышления — простой и практический способ преодолеть все три трудности.

        Эмоции — важная часть мышления и, в конце концов, все решения и выборы делаются на основе наших чувств. Эмоции на правильной стадии мышления совершенно необходимы. Эмоции там, где они не нужны, могут быть губительными. Метод шести шляп позволяет использовать эмоции и чувства в нужный момент.

        Беспомощность возникает, когда у нас нет общих стратегий мышления, которые можно было бы применить. Метод шести шляп дает нам основную структуру мышления. Теперь есть конкретные «дальнейшие шаги», которые можно выполнять.

        Путаница возникает, когда мы слишком много пытаемся сделать сразу. Часто, когда мы начинаем думать о чем-то, наши мысли уносит в нескольких разных направлениях одновременно. Метод шести шляп позволяет нам думать в одном направлении за раз.

        Мышление Всех Цветов, по Одному Цвету за Раз

        Вы когда-нибудь ловили себя дома на том, что ищете пропавшую вещь, присматриваете за ребенком, прибираетесь и разговариваете с другим взрослым — и все это одновременно?

        Вы когда-нибудь ловили себя на работе на том, что отвечаете на звонок, отрываете почту, пишете записку и сигналите кому-то рукой — и все это одновременно?

        Часто мы делаем нечто подобное и в нашем мышлении. Нам нужно удерживать в уме информацию, пытаясь при этом следовать логике и не давать отклоняться от нее другим. Наши эмоции также постоянно участвуют в игре. Кроме того, мы должны быть конструктивны. Иногда мы даже можем пытаться подходить к делу по-творчески и искать новые идеи. В результате одновременно происходит довольно много всего.

        В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную печать.

        Используя проекционный телевизор, мы видим три луча, каждый из которых проецирует свой основной цвет. Эти три цвета смешиваются на экране, и получается разноцветная картинка.

        Метод шести шляп — это применение того же принципа в мышлении. Вместо того чтобы пытаться делать все сразу, мы можем научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В конце концов, сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном цвете.

        Шесть Цветов, Шесть Шляп.

        В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Вот краткое описание каждого из режимов (полное описание будет дано позже):

        Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

        Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

        Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

        Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

        Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

        Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

        Можно предложить много других шляп для других аспектов мышления. Однако, я убежден, что этих шести шляп достаточно. Большее количество шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее количество — неадекватным.

        Шляпы и Ролевые Игры

        Почему шляпы? Существует традиционная связь между мышлением и шляпами (далее следуют переводы английских идиоматических выражений – примечание переводчика):

        “Я в своей шляпе мышления”.

        “Давайте наденем здесь наши шляпы мышления”.

        Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет туалета нельзя надеть или снять так быстро и легко. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь надевать и снимать различные цветные шляпы с такой же легкостью.

        Кроме того, шляпы указывают на роль. Солдаты носят специальные каски. Милиционеры могут носить фуражки, чтобы обозначить свою роль. В некоторых странах судьи носят особые головные уборы. Итак, надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.

        Смена Ролей

        Очень важно, чтобы каждый мыслитель умел менять роли: надевать шляпы и снимать их. Шляпы — это не способ классифицировать людей. Совершенно неправильно было бы сказать “Она мыслитель в зеленой шляпе” или “Он использует только красную шляпу”. Хотя такие оценки могут быть точными, если мы начнем использовать шляпы как категории, то люди захотят использовать только мышление, связанное с конкретной категорией: “Я мыслитель в черной шляпе”. Это прямо противоположно цели и ценности метода шести шляп, состоящего именно в попытке заставить людей использовать все шесть режимов мышления.

        Отстранить Эго

        Один из самых ограничивающих факторов мышления — это чрезмерное участие в нем наших эго. Наше эго прикипает к идее или аргументу. Мы не можем отступить в сторону, чтобы объективно взглянуть на ситуацию. Метод шести шляп как ролевая игра позволяет вам отстранить свое эго от мышления.

        “Мое мышление в черной (желтой, зеленой и т.д.) шляпе говорит о том, что…”

        Именно так метод шести шляп и удаляет эго из процесса мышления.

        Не Только Спорить

        Обычно, если мы считаем идею неподходящей, все время тратится нами на обоснование нашей позиции. С методом шести шляп мы можем научиться надевать желтую шляпу. Делая это, теперь мы показываем, что хотя идея и кажется бесполезной, в ней можно найти что-то хорошее.

        Вместо того чтобы занимать позицию: “Вот мое мнение, и я знаю, что прав”, мы можем научиться использовать более широкий спектр мышления.

        Поэтому у нас может возникнуть чувство гордости за наше умение справляться с различными ролями в мышлении. Это приведет к тому, что любой вопрос мы будем обдумывать более полно и объективно.

        С методом шести шляп, если нам не нравится чье-то предложение, мы знаем, что всегда получим возможность дать этой идее критику под черной шляпой и выразить чувства под красной шляпой. Однако теперь вдобавок появляется возможность исследовать идею, используя белую, желтую и зеленую шляпы.

        Четыре Типа Использования Шляп

        Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут.

        “Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?”

        “Мы застряли. Почему бы нам не надеть зеленые шляпы и не поискать новые подходы к этой проблеме?”

        “Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы”.

        Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее.

        “Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”.

        “Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу”.

        “Вы нашли много новых идей и возможностей — теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем зеленые шляпы”.

        Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

        “Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем нарваться на неприятности, если поступим таким образом?”

        “Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”.

        “Это интересная идея. Теперь давайте снимем зеленую шляпу и наденем белую. Нам нужно изложить факты”.

        Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее. Используйте шляпы сами — и указывайте на то, что их используйте, обучая шляпам других.

        “Надевая свою черную шляпу, я считаю, что расписание изменить не получится, потому мы его уже разослали”.

        “Надевая на секунду красную шляпу, я должен сказать, что мне эти новые книги по математике нравятся куда меньше, чем старые”.

        “У меня возникла идея под зеленой шляпой — нужно подать заявку на грант. Скажите, что вы думаете об этом предложении?”

        Просуммируем сказанное: мы можем попросить других надеть, снять, сменить или обозначить шляпы. Мы также можем надеть или снять шляпу сами. Формальность и «игровой» аспект метода — его наибольшие достоинства. Люди учатся играть по правилам.

        Отдельная Шляпа и Использование в Последовательности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *