Site Loader

Содержание

Профессиональные и личностные качества лидера


Материалы к
контрольной работе № 1

Профессиональные
и личностные качества лидера

Выявление и анализ личностных
способностей и профессиональных
(деловых) качеств лидера имеют большое
значение для успешного осуществления
им в настоящем и будущем разноплановой
управленческой деятельности.

Какими же из них должен обладать
руководитель? Этой проблеме посвящены
многочисленные исследования. Традиционно
выделяют общие и специальные
способности
.

Общие способности
– те, которые обеспечивают успешное
владение человеком многими видами
деятельности.

Специальные способности – те,
которые обеспечивают человеку успех в
каком-либо одном виде деятельности.

Отечественный ученый Л.И. Уманский
выделял общие и специфические способности
умелого организатора.

Общие способности лидера
– организатора
(такие,
которые встречаются и у людей, не
являющихся хорошими организаторами):


  • Практичность ума
    способность применять
    знания, опыт в любой конкретной ситуации;

  • Общительность
    (
    коммуникативность) –
    открытость к другим, готовность и умение
    идти на контакт с людьми;

  • Инициативность
    – творческое проявление
    активности, способность к генерированию
    идей, новых подходов к решению известных
    проблем и др.;

  • Настойчивость
    – умение доводить дело до конца;

  • Самообладание
    – управление собственными чувствами
    и поведением в соответствии с требованиями
    ситуации;

  • Работоспособность
    – способность длительное время работать
    без признаков усталости;

  • Наблюдательность
    – умение видеть главное с первого
    взгляда, запоминать и систематизировать
    важные детали;

  • Организованность
    – умение подчиняться
    определенному ритму работы и планировать
    свою деятельность.

Специфические способности
лидера:

В эту группу входит
три компонента:

- психологическая
избирательность
– способность быстро
и глубоко вникать в психологию другого
человека и «отражать» ее умело изменяя
тон и форму общения, средства и методы
воздействия адекватной ситуации;

- практический –
психологический ум
– способность
учитывать индивидуально-психологические
особенности каждого человека с целью
повышения эффективности деятельности;

- психологический
такт –
умение быстро находить
приемлемую в данных условиях форму
общения с людьми в зависимости от их
психологических особенностей и
эмоционального настроя.

  • Эмоционально-волевая
    воздейственность.

В эту группу входит так же три
компонента:

- общественная
энергичность –
способность
заряжать своей энергией других людей,
использую самые разнообразные
педагогические и психологические
средства, приемы воздействия и методы
влияния, прежде всего – личный пример;

- требовательность
– постоянство и реальность
проявления конкретных требований,
связанных с соблюдением установленных
правил с учетом складывающейся ситуации;


- критичность
способность анализировать и максимально
объективно оценивать деятельность и
поведение как собственное, так и других
людей.

- самостоятельное включение в
деятельность;

- быстрое вхождение в роль
организатора;

- умение нести ответственность
за собственные действия и действия
других людей.

Функции
лидера

ЛИДЕР
  1. Вдохновляет

Как
лидер, вы можете вдохновлять других на
достижение успеха, помочь направить на
это энергию, наилучшим образом использовать
время. Лидер фокусирует внимание на
результатах, процессе и взаимоотношениях.
Одна из важнейших черт лидерства –
балансирование энергии, вложенной в
результаты, процесс и взаимоотношения.
Забота о выполнении задания (результаты),
способе выполнения (процесс) и
взаимоотношениях между теми, кто
выполнял, очень важна для лидерства.
  1. Добивается максимального
    вовлечения

Каждый человек желает участвовать
в принятии решений. Лидеры должны выбрать
лучший вариант. В результате растет
доверие друг к другу, принимается
оптимальное решение.

  1. Учит сотрудничеству

Группа следит за поступками и
словами лидера. Манера поведения лидера
создает атмосферу, способствующую
активизации каждого и сотрудничеству.

  1. Строит мосты к действию

Хорошие лидеры обсуждают с
группой достижения результатов. Это
планирование нужно для достижения цели.

  1. Выделяет лучшие качества в
    людях

Лидер знает, чего хочет достичь
участник. В процессе наблюдения, слушания,
общения лидер способствует достижению
результата.

  1. Указывает на достижения

Зачастую лидеры настолько
поглощены достижением результатов, что
забывают делать комплименты членам
команды. А ведь это необходимо для того,
чтобы человек почувствовал гордость,
стал уверенным в себе.

Правила
организатора


  1. Получив задание, разберись в
    нем:

    • Выдели в задаче главное и
      второстепенное

    • Выясни время (его продолжительность)
      выполнения задачи

    • Уточни свои права и обязанности,
      кому подчиняешься ты, кто подчиняется
      тебе

    • Повтори задание

  2. Подготовься к выполнению
    задания:

  • Изучи опыт других, посоветуйся

  • Сделай предварительную расстановку
    людей

  • Исходя из реальных возможностей,
    составь план

  1. Подготовь к выполнению задания
    своих товарищей:

  • Обсуди план со всеми участниками
    выполнения организаторской задачи

  • Учти поправки и замечания,
    высказанные твоими товарищами, прими
    коллективное решение действовать

  1. Расставь людей, учитывая их
    возможности:

  • Распредели работу между товарищами
    с учетом их способностей, имеющихся у
    них знаний и умений

  • За каждый участок, каждую часть
    работы должен отвечать один человек,
    даже если эту часть работы выполняют
    двое и больше людей

  • Каждый должен знать свои права
    и обязанности

  1. Согласовывай свои действия:

  • Постоянно получай информацию
    о ходе работы на всех участках от своих
    помощников – младших организаторов

  • Поддерживай связь с теми, кому
    ты подчиняешься, получай от них информацию
    обо всех изменениях в задании

  • Интересуйся опытом других,
    выполняющих подобные задания, используй
    этот опыт для внесения изменений в ход
    выполнения заданий

  1. Обучай и инструктируй своих
    помощников:

  • Подробно объясняй своим помощникам
    их задачу на определенный период работы

  • Указывай своим помощникам на
    их ошибки, оказывай помощь в определении
    трудностей, но не подменяй их



  • Подготавливай своих товарищей
    к выполнению роли организаторов

  1. Учитывай и контролируй работу
    и расход материальных средств:

  • Привлекай к учету и контролю за
    работой и расходом материальных средств
    своих помощников

  • Осуществляй учет времени,
    отведенного на выполнение частей работы

  • Давай оценку работу своим
    товарищам только на основе достоверных
    данных

  • Старайся выполнить задачу при
    наименьшем расходе материальных
    средств. Требуй от своих помощников их
    экономного использования

  1. Будь внимателен в период
    завершения работы:

  • Требуй отчета о работе своих
    помощников

  • При возникающих затруднениях
    на отдельных участках организуй помощь

  • Организуй сдачу неиспользованных
    материальных средств

  1. Экономно расходуй свое время
    и силы:

  • Осуществляй руководство
    выполнением задания через своих
    помощников

  • Решай самые главные вопросы, не
    отвлекайся на мелочи, которые могут
    решить твои помощники

  • Оказывай помощь в работе на
    самом трудном участке

  1. Подведи итоги и сделай анализ:

  • Анализируй работу со своими
    помощниками и со всеми ее участниками.
    Выявляя положительный опыт, промахи и
    ошибки

  • Давай оценку работы на основе
    конкретных результатов

  • Старайся поощрить, отметить
    работу своих помощников

Как
анализировать проделанную работу

Успех лидера, успех детского
объединения зависит от того, насколько
хорошо они могут анализировать, оценивать
проведенное дело, прожитый день; умеют
ли они учиться на ошибках других и
извлекать пользу из своих промахов.

Анализируя
прожитый день (или проведенное дело),
дай ответ на
следующие вопросы:


  • Что мне удалось сегодня и почему?

  • Как можно использовать достигнутое?

  • Что мне не удалось и почему?

  • Что отняло у меня слишком много
    времени?

  • Что я сделаю завтра для более
    рациональной работы?

Метод
анализа «Пять пальцев»

Этот способ подведения итогов
занимает пять минут. Посмотри на ладонь
и подумай, глядя на:

Мизинец (М) – «мысль»: какие
знания, опыт я сегодня приобрел?

Безымянный (Б) – «близка ли
цель?»:
что я сегодня сделал
для достижения своей цели?

Средний (С) – «состояние духа»:
каким было мое настроение? От чего оно
зависел?

Указательный (У) – «услуга»:
чем я мог помочь другим
людям, чем порадовал их?

Большой (Б) – «бодрость тела»:
как я физически чувствовал
себя, что я сделал для своего здоровья?

В коллективе

Человек – существо общественное.
Без других людей, без окружения себе
подобными он не может развиваться. Более
того, развитие человека связано с
расширением круга (группы) людей, с
которыми он находится во взаимодействии:

  • До 1 года – его круг общения
    составляют «мама - папа»

  • В 1 – 3 года семейное сообщество
    расширяется: мама – папа – другие
    родственники

  • 3 – 7 лет – детсадовский возраст
    – ребенок развивается в группе однолеток

  • 7 – 11 лет – учебная группа –
    класс начальной школы

  • 11 – 17 лет – участие в нескольких
    различных группах (класс, кружок, друзья,
    взрослые)

Общение с другими людьми создает
предпосылки для проявления различных
форм активности и для самостоятельной
работы человека над собой.

Коллективом мы будем называть
небольшую группу людей, находящихся в
личностном контакте и связанных единой
общественно полезной целью и деятельностью.

Коллективами также часто называют
большие общности, не являющиеся
контактными группами (коллектив школы,
производственный коллектив и т.д.).


В коллективах идут процессы
самоутверждения личности, которая
реализуя свои способности, добивается
успеха, получает от коллектива
положительные оценки. Обычно вы думаете,
что имеете в коллективе самостоятельное
мнение, позицию. Если это так, то вы –
самостоятельный, независимый человек.

Однако коллективы оказывают
очень сильное воздействие на членов
группы, изменяя их представления о себе
и других, заставляя задумываться о том,
что ранее не представляло для них
никакого интереса. Коллективы формируют
вашу самооценку и уровень притязаний,
заставляя вас подбирать наиболее удобный
стиль поведения. Это характеризует
гибкого человека.

Некоторые же люди склонны слепо
подчиняться воздействию группы, они
становятся конформистами – согласными,
пассивными, не имеющими своего мнения.
Это не позволяет проявиться их
способностям.

В компании неформалов

Молодежь любит объединяться,
тусоваться на свободных, добровольных
началах. Такие объединения нигде не
зарегистрированы, не утверждены и потому
называются неформальными
(неофициальными). Они могут быть полезными
для личности и для общества (пример:
тимуровские отряды, музыкальные группы
и др.).

Особый вид самоутверждения через
групповую принадлежность имеет место
в неформальных объединениях асоциальной
и антисоциальной направленности
(молодежные группировки националистического,
фашистского типа, сектанты и др.).
самоутверждение происходит здесь в
негативных проявлениях. Структура и
распределение ролей в этих группах (от
лидера-главаря до отвергаемого) не
способствует реализации лучших
возможностей и способностей членов
группы. Она обычно сводится к примитиву:
главарь с помощью нескольких приближенных
управляет остальными членами группы,
унижая их, применяя насилие, обман.

Предупреждения:

  • знаки опасности в компании –
    алкоголь, наркотики,
    преобладание незнакомых лиц, неизвестность,
    чувство страха и тревоги.

  • Сохранение возможности
    отступления –
    не связывайте
    себя обещаниями, не участвуйте в играх
    «на интерес», всегда имейте путь к
    бегству.

Система коллективных и
индивидуальных ценностей

Приоритет
коллектива

Приоритет
личности

Коллективизм – идеология,
качество личности и принцип организации
взаимоотношений и совместной
деятельности людей, проявляющийся в:

  • осознанном подчинении личных
    интересов общественным;

  • товарищеском сотрудничестве,
    готовности к взаимодействию,
    взаимопомощи;

  • взаимопонимании, доброжелательности
    и тактичности;

  • интерес
    к проблемам и нуждам друг друга

Индивидуализм – это
идеология и одновременно черта
личности, сущность которой сводится
к признанию приоритета индивида над
коллективом и обществом.

Противопоставление позиций и
интересов отдельного человека
(индивида) интересам группы, общества.

Индивидуальность
своеобразие психики
и личности данного человека, ее
неповторимость.

Социальная
адаптация -
приспособление
индивида к условиям социальной среды,
усвоение общепринятых норм и правил
поведения.

Автономизация
реализация совокупности
установок на себя, самостоятельность
и устойчивость в поведении и отношениях,
которая соответствует представлениям
личности о себе.

Конформность
(несамостоятельность) –
подверженность
человека групповому влиянию,
проявляющаяся в приятии и некритическом
усвоении групповых (чужих)
норм, ценностей, мнений, позиций.

Самостоятельность
способность иметь и
отстаивать свои мнения, взгляды,
позиции в условиях группового давления.

Экстравертность
обращенность
к обществу, группе;
общительность, адаптируемость к
изменению условий, коллективизм.

Интравертность
обращенность внутрь
себя, замкнутость, малообщительность,
низкая адаптируемость к изменению
условий.

Альтруизм
преобладание в поведении
личности интересов других людей,
помощь, сострадание, жертвенность,
служение другим людям как смысл жизни.

Эгоизм,
эгоцентризм -
доминирование
корыстных личных интересов безотносительно
к интересам других людей, преувеличенное
подчеркивание своего Я.

Бескорыстие
служение делу, исполнение
долга, благородные поступки не ради
славы и денег, а исходя из присущих
такой личности качеств доброты,
гуманизма, коллективизма и др.

Честолюбие
стремление к первенству,
к славе, к получению наград. высокомерное
отношение к другим превращает честолюбие
в тщеславие.

Советы «Как не стать конформистом»

  • Наблюдайте поведение
    каждого члена группы и сообщества в
    целом.

  • Думайте – к чему
    стремитесь в группе (коллективе) лично
    вы, как это соотносится с желаниями
    группы.

  • Планируйте свои
    личные и групповые цели, как использовать
    окружающую обстановку для реализации
    своих возможностей.

  • Действуйте соответственно
    своему плану, открыто высказывая свои
    позиции.

  • Оценивайте эффективность
    ваших действий, анализируйте события.

  • Корректируйте свои
    действия, если получается не то, на что
    рассчитываете, и предпринимайте новые
    попытки утвердить свое право на
    самостоятельность.

Рекомендации отверженным и
изолированным в классе

  • Проверьте себя на лидерские
    качества, проанализируйте, какие из
    них нужно и можно скорректировать.

  • Воспитывайте в себе независимость,
    преодолевая трусость и пренебрегая
    теми поблажками, за которые вы вынуждены
    иногда сдаваться, подхалимничать,
    хитрить.

  • Устанавливайте больше связей,
    расширяйте круг общения; хотите, чтобы
    с вами дружили, будьте сами бескорыстным,
    щедрым другом, товарищем.

  • Пересмотрите все свои «Я»,
    найдите лучшие свои качества, способности
    и раскройте их товарищам.

  • Особое внимание обратите на
    анализ и коррекцию своих коммуникативных
    способностей.

  • Давайте отпор агрессии, не
    бойтесь.

Предупреждение звездам,
предпочитаемым

  • Не зазнавайтесь.

  • Не утверждайтесь за счет унижения
    других.

  • Не давайте другим прозвища.

  • Будьте добрыми звездами в своем
    коллективе.

А.Н. Лутошкин выделяет следующие
стадии развития коллектива:

  • «Песчаная россыпь». В
    таком коллективе каждый как песчинка:
    и вроде все вместе, и в тоже время все
    отдельно. Нет того, чтобы что-то
    «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди
    или еще мало знакомы, или просто не
    решаются, а может и просто не хотят
    пойти на встречу друг другу. Нет общих
    интересов, нет общих дел. Отсутствие
    твердого, четкого авторитетного центра
    приводит к рыхлости, «рассыпчатости»
    группы.

Группа эта существует формально,
не принося радости и удовлетворения
всем, кто в нее входит.

  • «Мягкая глина».
    В группе находящейся на этой ступени,
    заметны первые усилия по сплочению
    коллектива, хотя они и робкие. Не все
    получается у организаторов, нет
    достаточного опыта совместной работы.
    Скрепляющим звеном здесь еще является
    формальная дисциплина и требования
    старших. Отношения разные –
    доброжелательные, конфликтные. Ребята
    по своей инициативе редко приходят на
    помощь друг другу. Существуют замкнутые
    приятельские группировки, которые мало
    общаются друг с другом, нередко ссорятся.
    Подлинного мастера – хорошего
    организатора пока нет, или ему трудно
    себя проявить, так как по-настоящему
    его некому поддержать.

  • «Мерцающий маяк». Формирующийся
    коллектив озабочен, чтобы каждый шел
    верным путем. В такой группе преобладает
    желание трудится сообща, помогать друг
    другу, бывать вместе. В группе есть на
    кого опереться. Авторитеты «смотрители»
    маяка, те, кто не дает погаснуть огню,
    - организаторы, актив. Группа заметно
    отличается среди других групп своей
    индивидуальностью. Однако ей бывает
    трудно до конца собрать свою волю, найти
    во всем общий язык, проявить настойчивость
    в преодоление трудностей, не всегда
    хватает сил подчиниться коллективным
    требованиям у некоторых членов группы.
    Недостаточно проявляется инициатива,
    не столь часто вносятся предложения
    по улучшению дел не только в своем
    коллектива, но и в целом в школе
    (организации). Мы видим проявление
    активности всплесками, да и то не у
    всех.

  • «Алый парус». Здесь
    действуют по принципу «один - за всех,
    все – за одного». Дружеское участие и
    заинтересованность делами друг друга
    сочетаются с принципиальностью и
    взаимной требовательностью.

У большинства членов «экипажа»
проявляется чувство гордости за свой
коллектив; все переживают горечь, когда
их постигает неудача. Группа живо
интересуется, как обстоят дела в других
группах, соседних отрядах, коллективах.
Бывает, что приходят на помощь, когда
их об этом попросят. Хотя группа и
сплочена, но бывают такие моменты, когда
она не готова идти наперекор бурям и
ненастьям. Не всегда хватает мужества
признать свои ошибки сразу, но постепенно
положение может быть исправлено.

  • «Горящий факел». Ответственность
    каждого не только за себя, но и за весь
    коллектив. Да, здесь хорошо проявляются
    все качества, которые мы видели на
    ступени «Алый парус». Но это еще не все.
    Настоящий коллектив тот, где бескорыстно
    приходят на помощь, делая все, чтобы
    принести пользу людям.

Не всегда скорость движения
коллектива по этой лестнице зависит от
возраста его членов. В большей степени
это зависит от самого организатора и,
главное, от выбранного им стиля руководства
на той или иной стадии развития коллектива.

Лидерские качества и личность


Одними из главных тем для исследования современными науками, касающимися социальной психологии, являются лидерство и личность. По мнению ученых, формирование лидерства напрямую связано с поиском определенных черт личности, позволяющих обладать преимуществом ввиду своих психологических и физических характеристик. Лидер имеет главную роль в организации деятельности группы, к которой он относится, а также формирует и регулирует межличностные отношения ее участников.

лидер

Характеристика

Кто такой лидер? Существует множество определений, из которых можно сделать вывод: лидер — это человек, ведущий за собой других, имеющий авторитет и умеющий организовать и распределить деятельность группы. Определение лидерства означает еще и наличие у индивида определенных способностей, которые помогают ему вести за собой остальных. Эти способности формируются из психологических качеств личности, представляющих собой единение знаний, ценностей, умений и навыков, норм поведения. Лидер всегда видит общую картину и знает, как достичь цели, куда идти. Даже при неблагоприятных обстоятельствах он не опускает руки и целенаправленно движется вперед. Он всегда дисциплинирован, способен аналитически мыслить и помогает остальным достичь желаемого результата.

Основные качества

Многие исследователи в области социологии и психологии спорят, могут ли быть лидерские качества врожденными, или их нужно развивать. Но есть личностные и психологические качества человека, которые отличают их от других людей. Это сильные и волевые личности, открытые для критики и закрытые от неприятностей, они имеют такие черты характера, как:

  • контроль над эмоциями и поведением;
  • позитивный настрой;
  • готовность к переменам;
  • твердо верят в удачливость;
  • выражение мыслей коротко и понятно;
  • не опускают руки перед трудностями.

Перечисленные свойства характера волевого человека – это еще не все качества, присущие лидеру. Существует множество других, характеризующих сильную личность. К таковым относятся.

Спокойствие, честность, целеустремленность, надежность

Честному и целеустремленному лидеру верят и следуют за ним, т.к. он не боится трудностей и твердо следует своей цели. Такой человек надежный и никогда не подведет последователей, доводя дело до конца.

качества лидера

Открытость

Хороший лидер умеет выслушать и принять во внимание предложенные другими идеи, даже если они не соответствуют его планам. Умение рассмотреть альтернативное решение своему является положительным навыком для лидера. Открытость во взаимоотношениях между ним и его последователями означает доверие и уважение в коллективе.

Творческий подход

Часто случается, что обыденный образ мышления не помогает решить проблему. Тогда необходимо расширить границы сознания и подумать по-другому, применить другой подход к делу. Лидером обычно является творческая личность, не испытывающая трудностей в таких вопросах. Он не отчаивается, а предлагает: «А что, если?». Расширенное мышление ведущего подталкивают последователей к подобному подходу поиска решения проблем.

Уверенность и ответственность

Для достижения поставленных целей лидер должен быть напористым, а также ответственным за оправдания ожиданий подопечных, поэтому он собирает все силы команды на решение задачи и подведение к конечному результату. Такая напористость часто воспринимается более «слабыми» людьми, как агрессивность. Но следует разграничивать эти понятия.

Чувство юмора

Это личное и важное качество «сильного» человека, помогающее снять скуку, разрядить напряженную обстановку в команде, а также способствует развитию корпоративного духа. Юмор является своеобразным видом власти, обеспечивающей контроль над членами группы.

Энтузиазм

Человек, с преданностью относящийся к своему делу, заслуживает доверия последователей. С помощью проявленного энтузиазма лидер становится вдохновителем и мотиватором. Несмотря на различие обязанностей, ведущий помогает остальным наравне с ними и не боится погружаться «в грязную работу».

Аналитическое мышление

лидер и босс

Лидер всегда видит общую картину ситуации, но для детального ее изучения он может «разбивать» ее на отдельные части. Так, не упуская из виду конечную цель, ставит несколько маленьких, что ускоряет прогресс в этом направлении. Это основные личностные и психологические качества лидера. Они проявляются как в повседневной жизни, так и на работе. Также к качествам такой личности можно отнести:

  • настойчивость и решительность;
  • умение быстро определять цели и задачи и доносить их до подчиненных;
  • умение мотивировать и вдохновлять сотрудников;
  • умение оставаться невозмутимым в любых ситуациях;
  • быстрое и широкое мышление;
  • умение оперативно ориентироваться не на трудности, а на достижение поставленной цели;
  • идти на риск, но обоснованный;
  • необходимо четко понимать, от чего можно отказаться, а от чего нельзя;
  • прислушиваться к другим и обсуждать их идеи;
  • умение ускорять движение к цели или вовремя останавливать опасные процессы.

Можно сделать вывод, что лидерство и сильная, волевая личность – это неразделимые понятия. Лидер должен иметь множество различных черт характера, помогающих ему добиваться успехов на любом поприще. Но обладание ими, это еще не означает быть главным и вести за собой общество. Необходимо научиться правильно показывать их.

Демонстрация качеств

Чтобы стать авторитетом и примером для подражания кому-либо, нужно уметь «показать себя» с помощью своих умений и характеристик:

  • гордая осанка показывает уверенность;
  • спокойный и твердый взгляд, направленный прямо в глаза оппонента, указывает на сильную личность;
  • уместная и нечастая улыбка;
  • уважительные и располагающие манеры;
  • имидж должен производить хорошее впечатление.

При разговоре следует верить в собственную правоту и демонстрировать собеседнику преданность выбранному пути. Личность, характеризующая лидера, обладает уверенностью в себе и твердой волей, которые помогают в преодолении проблем и трудностей. Но что делать, если таковых качеств не наблюдается? Можно ли их развить? Изучение данного вопроса актуально и по сей день. Многие исследователи считают, что лидерские качества развить реально, стоит только долго и упорно работать над собой.

Формирование необходимых качеств

девушка лидер

Развитие личности лидера необходимо начинать с детства, но, если момент уже упущен, не стоит расстраиваться, т. к. заняться саморазвитием никогда не поздно. Существует множество различных тренингов по формированию лидерских качеств, цель которых — создать четкий план по самостоятельному развитию, состоящий из конкретных шагов.

Для начала необходимо разделить свой план на несколько разделов для постепенного становления личности как лидера:

  • краткосрочные цели, достигаемые в ближайшее время;
  • цели среднего срока, которые нужно достигнуть за несколько месяцев;
  • долгосрочные цели, требующие года на самосовершенствование.

Далее, в каждом разделе должны быть пункты — четкие и реалистичные задачи по саморазвитию, требующие полной отдачи и мобилизующие все способности.

Говорят, что практика важнее теории, что в корне неверно. Без теоретического фундамента не получится стать лидером, а лишь сформируется умение копировать слова и поступки других людей с более выдающимися способностями. Для успеха на данном поприще необходимо научиться наблюдать и анализировать их деятельность и поведение, творчески применяя полученный опыт для решения собственных задач.

Для развития лидерских навыков в начале целенаправленного пути специалист по лидерству Д. Эдайр придумал упражнение, которое поможет достичь успеха. Оно заключается в списке ключевых целей, из которых необходимо выделить для себя некоторые и следовать им:

  • За год пройти несколько тренингов по самосовершенствованию.
  • Беседа с признанными лидерами для понимания идей лидерства.
  • Беседа с сотрудниками о том, за что они ценят лидера. Ответы нужно записать и обдумать.
  • За год прочитать несколько пособий по саморазвитию и определить на ее основе 5 практических шагов.
  • Выяснить точную информацию про мнение компании о себе, свой потенциал в ней.
  • Если на работе нет возможности для развития лидерских качеств, нужно сменить ее.
  • Выбрать длительный курс обучения по расширению знаний в определенной области.

Данное упражнение является очень действенным при условии полного погружения в самосовершенствование. При создании плана необходимо учитывать развитие в себе лидерских качеств. Это очень трудоемкая работа, но в результате успех не заставит себя долго ждать. Психологи, изучив биографии наиболее известных личностей, определили 10 качеств, необходимых для успеха на поприще саморазвития.

Движение к результату

Лидер всегда видит свою цель, знает, куда двигаться и что предпринимать для ее достижения. Для того чтобы научиться этому, можно читать истории успешных людей, книги по саморазвитию и мотивации.

Принятие решений

Человек с сильным, волевым характером боится принимать нелегкие решения. Для развития навыков принятия решений необходимо научиться принимать их в областях, где отказ не будет серьезным промахом. Его нужно проанализировать и не останавливаться на этом.

Риск

Настоящий лидер действует, несмотря на отсутствие гарантий положительного результата. Чтобы научиться рисковать, нужно анализировать задачу и составлять несколько вариантов ее решения, назначая шкалу для каждого от 1 до 5. Затем нужно продумать, пройдет ли все так, как задумано потом предпринимать соответствующие меры. Не стоит отчаиваться в случае проигрыша. Совершая ошибки и понимая их суть, лидеры «растут».

Мотивация людей

Лидер умеет четко изъяснять свои мысли и цели другим, внушает доверие и стремление к вершинам, о которых они и подумать ранее не могли. Под его руководством остальные члены группы пытаются совершенствовать свои личные и профессиональные качества. Как мотивировать других: нужно изучить потребности всех участников группы, побуждающие к активным действиям. Каждый из них должен понимать значимость своей работы в команде.

Создание команды

У лидера команда состоит из сильных и продуктивных личностей, где царит корпоративный дух и взаимопонимание. Для создания своей команды необходимо концентрироваться на мнениях других во время дискуссий, на их лучших качествах.

Самопознание

Хорошие лидеры стремятся к совершенству, осознавая недостатки и достоинства. Они открыты к критике и охотно меняют свои качества при необходимости. Для расширения познания нужно проводить анализ собственных действий и последствий. Можно спросить мнение других о том, какие изменения необходимы для улучшения лидерских качеств. Отличным опытом для самопознания будет ведения дневника с наиболее важными событиями. С его помощью можно отслеживать прогресс в совершенствовании навыков.

Личностная целостность

Целостность помогает не отступать от своих принципов, даже если другой путь более легкий и выгодный. Человека с такой чертой характера все считают надежным и примером для подражания. Активный поиск общения с друзьями, коллегами позволит трезво оценить целостность, сопоставляя свои представления о цели и ответственности с их мнением.

Самосовершенствование

Для этого необходимо часто общаться с людьми для обмена новыми идеями, анализировать поступки и слова как свои, так и опытных сильных личностей, читать литературу по теме лидерства.

Продуктивное общение

Хорошие лидеры могут с легкостью четко представить свои мысли, цели и идеи так, чтобы за ними шли последователи. Чтобы научиться подобному, нужно практиковать активное слушание, уметь видеть невербальные послания тела, доносить наиболее нужную информацию и просить ее повторить, важно научиться читать между строк в разговоре.

качества лидера

Активная взаимопомощь

Поощрение даже небольших успехов каждого из команды позволяет им раскрыть собственный потенциал, можно поручить некоторым свои обязанности. При развитии данных качеств успех в различных областях жизни не заставит ждать, главное — терпение и упорство, а также огромное желание изменить себя к лучшему.

о качестве лидеров - Лидерство и стиль работы менеджера Библиотека русских учебников


Рассмотрим четыре основные критические точки для определения качеств и задатков лидеров или их отсутствия. Благодаря этому простому подхода можно легко определять сильные и слабые места в управлении людьми ми.

. Критическая точка № 1

. Ответственность

Сколько раз. Вам приходилось слышать от своего руководителя, от менеджеров разных уровней или даже произносить самому такую ??фразу:"Этот вопрос не я решаю","Прости, так сложились обстоятельства","Я не знаю, что м можно сделать","Давай этот вопрос решим следующий раз"Возможность принимать на себя обязательства и ответственность за своих людей, в ситуации, создавшихся - прерогатива лидеров. Многие люди, я ки в большинстве случаев в своей жизни находятся на позиции служащих в нижних эшелонах иерархии, - это люди, которые не любят брать на себя ответственность. Это лучшая из позиций -"Я ни за что не отвечает знаю, я плыву по течению, а виноваты во всем другие"Менеджеры, продвигаются по служебной лестнице, останавливаются на определенной ступени своей карьеры или развития бизнеса из-за недостатка смелости и сил принимать на себя ответственность и отвечать за происходящее відповідальність і відповідати за те, що відбувається.

Ответственность проявляется прежде всего в нестандартных ситуациях, требующих нестандартных творческих, не прописанных в должностных инструкциях, решений. Такие решения всегда рискованные. В подобных ситуац станциях нет идеальных и простых решений - нужно уметь чем-то жертвовать. Такое умение и относится к понятию ответственности. Это умение отвечать за свои результаты и хотеть видеть большие результаты с воеи команды, своего бизнеса и персонально за них отвечатьдати.

В фильме"U 571"о подводной лодке времен. Второй мировой войны капитан субмарины говорил:"Мужество командиров всегда держалась и будет держаться на слове руководителя. Не говорите им:"Я не знаю"ка ан должен все знать, несмотря на то, так это или нетажаючи на те, так це чи ні".

Примером современных бизнес-лидеров, в которых ответственность стоит на первом месте, можно назвать руководителя компании Intel. Энди. Гроува. Внимание к качеству, ко всем бизнес-процессов в компании позволила. Ен нии. Гроуву говорить о себе как о параноика.

Ответственность в работе - это отношение владельца. Руководитель, который считает, что его круг обязанностей и бизнес, порученный ему,-именно его дело, не станет искать оправданий. Он будет находить возможности д для достижения целейти.

Если кто-то из его команды не может по каким-то причинам выполнить важное задание, он выполнит это сам, потому что вкладывает душу в свой бизнес. Если бизнес приносит удовольствие, то его делегируют, им живут ть.

. Критическая точка № 2 . Отношение к людям

Лидеры - это те люди, которые находят с другими людьми общий язык, кто с пониманием относится к другим, вызывает доверие, симпатию и обладает харизмой. Есть руководители, к которым тянутся и которым доверяют, их р рады видеть и встречают с улыбкой, с ними не боятся поделиться своими проблемами, рассказать о наболевшем. А есть руководители, которых сторонятся, боятся, обходят стороной, о которых тайком рассказывают анекдоты. Однако каждому руководителю нелишним было бы попытаться взглянуть на себя глазами подчиненных и оценить те свои качества, которые вызывают у них либо доверие и приязнь, или отчужденность и страх. Это дл ния не с легкигких.

Александр. Македонский вошел в историю как лидер, находил общий язык с любым солдатом. Стоя перед многотысячным войском, он мог назвать сотни солдат по имени, найти тему для беседы с к каждым. Этим он добивался высокой преданности и самоотдачи на поле боя. Одним из его правил было то, что он никогда не отдавал приказов, которых не выполнял сам. Тем самым он показывал, что требует от людей только того, на что способен са сам.

В такой ситуации возникает вопрос:"А так ли необходимо для руководителя, чтобы его любили?" ить, уважают"К сожалению, это работает в ситуации, когда все стоит на месте. Сейчас в бизнесе все движется, причем очень быстро. Лидер - это человек, который делает так, чтобы люди без страха шли вперед, не потому. Елисей разумно экспериментировать, думали творчески и нестандартно. Лидер всегда в ситуации изменений и кризиса может рассчитывать на поддержку в критических ситуациях люди для него - поддержка и опор нього - підтримка й опора.

Коня не обязательно бить кнутом, чтобы он бежал быстрее. Иногда он увеличивает скорость, когда вы перестаете его подхлестывать. Руководитель сельскохозяйственной компании"Дир"Ханс. Бекерер говорит:"Я приглашение шую на кофе определенного сотрудника фирмы и мы свободно говорим примерно час. За чашкой кофе рассказываю о планах руководства компании, делюсь своими мыслями. Затем стараюсь убедиться, что спиврозмо вник понял, какую важную роль он смог бы сыграть в решении задач, стоящих перед компанией. По окончании встречи люди говорят:"Да, вы правы, я могу помочь, это моя работа"Они реагирую ть на мой энтузиазм. И именно в этом дело. Я убежден, что сотрудники компании откликаются на страстную увлеченность и энтузиазм руководителя. Это заразительно. Если вы не вкладываете душу в то, что компания п овинна делать, вы не можете ожидать от других увлеченности работойати від інших захопленості роботою".

Метод руководства"Давай еще больше, еще лучше, еще быстрее, а то получишь по шее"является спасательным кругом для начальников того типа, в которых работают все -"и малые дети, и лентяи"Скорее всего, это те руководитель ки, которые становятся"отцами"для своих подчиненных, делая из них инфантильных детей, способных перерасти своих лидеров. Такая проблема актуальна как для семей, так и для организаций. Лидеры, о которых мы говор имо, - это руководители, которые воспитывают у своих подчиненных новых лидеров, замену себе, для того чтобы идти даламіну собі, для того щоб іти далі.

. Критическая точка № 3 . Динамизм

Многие дети, у которых, по выражению их учителей, в школьные годы была"заточка в одном месте", ставшие впоследствии лидерами, предпринимателями, активистами. Лидер - это безудержный инициатор действий, человек, пост будут постоянно думает о нововведениях и движение вперед мастерства лидерства в долгосрочном варианте можно достичь путем постоянных инноваций, изменений. Если речь идет о временной динамике инноваций, то можно говор ити лишь о временном лидерство основном крупные лидеры - это люди, которые переросли эпоху и смогли провести всех других желающих в светлое будущее. Лидеры - та категория людей, которые не стоят на месте, а постоянно движутся вперед быстрее, чем все остальные. Это тот тип человека, не обсуждает с товарищами очередной анекдот, а постоянно обновляет свои знания, взгляды, идеи, инструменты, перспективные проекты и ста является инициатором нововведений в компании. Это тот тип руководителя, который создает вокруг себя атмосферу компании, самообучающейся, основываясь на передовом опытеередовому досвіді.

Интересен тот факт, что зачастую выдающиеся лидеры - это люди, у которых нет нескольких высших образований, или научных степеней и званья своем они скромные, самокритичные люди - люди, у которых ни при каких х обстоятельствах не опускаются руки хотя бы потому, что просто в любой проблемной ситуации необходимо что-то делать. Это люди с неиссякаемой энергией. Многие над этим фактом задумаются, ведь энергия - это то чего часто не вистачачає.

. Критическая точка № 4 . Личная сила

Этот фактор определяет лидера по естественным данным. Это сила и уверенность, что чувствуется сразу и без лишних слов. Указанный фактор работает в природе - выживает сильнейший. Во многом параметр силы за алежить от природных данных человека: строения тела, энергетики, особенностей темперамента. Но кроме факторов, заложенных от рождения, здесь есть много личностных особенностей человека, которые производятся в п роцеси приобретения опыта. Сюда относятся уверенность в себе, смелость, умение влиять на других и т.д.. Человек с личностной силой легко заметить в группе - это вожак, на него смотрят, его боятся и п оважають, когда он говорит, его слушают. Такие люди смелые. В большинстве случаев их авторитет формируется их действиями, способностью совершать поступки, которые другим не под силу. Личностная сила - фактор, довольно сильно зависит от возраста: бывалые люди по сравнению с новичками сильнее духом. Люди с личностной силой не боятся остаться в одиночестве и не зависят от мнения окружающих, скорее, наоборот - они ф. ОРМУ эту мысльь цю думку.

Личностная сила как фактор в идеале очень близка к фактору ответственности: в большинстве случаев, когда человек делает какой-то шаг, она берет ответственность за свое решение и не боится делать этого в. Но бывает и другая ситуация. Человек от природы или в результате бывших «военных заслуг"явно выделяется из персонала офиса, но использует свою силу в собственных узких интересах. Когда на собрании м енеджерив принимается важное решение, этот человек выступает в роли консерватора и, воздействуя на коллег и сотрудников, поддерживает решение, которые приводят к безответственности. В результате перспективное и выгодное решение по подоходному проекта пропадает бесследно. Люди с личностной силой без параметра ответственности могут стать мятежниками или стать в оппозицию к вам как руководительас як керівника.

Фактор личностной силы тесно связан и с фактором любви к людям и заботы о них. Сильные люди часто выступают в защиту групповых и командных интересов. Когда руководство"перекрывает краны", таки й менеджер, используя собственную силу, стоять за команду. В противоположность ему, человек, обладающий личностной силой, но не доверяет персонала и коллегам по работе, превращается в тирана. Это тот действие ч, эксплуатирует и держит в страхе свою команду. В ситуации кризиса или на этапе роста он может достичь результата за счет команды, но не для команды. Тиранов, как известно, сбрасывают. Если вы заметили, что у кого-то из ваших менеджеров сотрудники долго не задерживаются, то, скорее всего, это именно такой человек, который раньше или позже обречена на"растерзание на "розтерзання".

Иллюстрацией внутренней личностной силы могут стать слова руководителя компании"Кэмпбелл суп"Дэвида. Джонсона:"Я пытаюсь сказать им, чтобы они были готовы вместе рисковать, тренироваться, жить и вместе м умереть во имя результатов, которых мы добиваемся. Если вы устанавливаете тяжелые цели по нарастающей и в конце добиваетесь успеха, ощущения при этом несравненное, потому что вы это сделалио ви це зробили".

. Профессиональные качества лидера:

o компетентность в соответствующей сфере;

o понимание особенностей управленческого труда;

o общая эрудиция и широта взглядов;

o четкие личные цели;

o стремление к приобретению новых знаний;

o критическое восприятие и осмысление действительности;

o постоянное самосовершенствование;

o поиск новых форм работы;

o планирование своей работы;

o творческая одухотворенность и наставничество

. Особого внимания заслуживают деловые качества успешного менеджера, прежде всего это:

o долгосрочное прогнозирование;

o умение четко формулировать цели и руководить коллективом;

o быть инициативным и решать оперативно проблемы

o иметь способность управлять собой;

o умение делегировать полномочия и т.п.

Итак организации для выращивания потенциала на замещение ключевых позиций отбирают лучших кандидатов. Исходя из опыта, можно сказать, что идеальные равнозначно сильные лидеры встречаются очень редко. Г. Играя картами, которые у вас в руках, проанализируйте своих людей и развивайте в них те стороны лидеров, того требуют. Эти четыре грани неразрывно связаны между собой и проявляются в лидерах в разном степенейпені.

. Таблица 42

. Основные требования к лидерских качеств владельца бизнес-процесса

Персональная компетенция

Требования

Ориентация на клиента, его успех

Должен знать потребности клиента (как внешнего, так и внутреннего), быть основным носителем идеи наибольшего удовлетворения клиента, своим примером формируя соответствующую культуру

Пример для других

Должен стимулировать использование нестандартных творческих подходов, увлекать своими идеями других, брать на себя ответственность даже тогда, когда на это никто не решается

. Продолжение табл 42

Самореализация в процессе

Всегда готов подвергать сомнению существующий порядок вещей, генерировать новые идеи не только при решении старых проблем, но и выдвигать конструктивные предложения по изменению существующих реалий

Эффективность

управления

командой

Привлекает к своей команде одаренных людей, командный игрок, эффективно решает традиционные управленческие задачи (формулировка цели, определения приоритетов, делегирования полномочий), вполне используют овуе потенциал членов команды для достижения целей бизнеса, создает позитивную рабочую атмосферу, способствующую само-реализации и росту, видит в каждом члене команды не подчиненного, а партнера, относится на всякое корректно с уважением и доверием

Постоянное обучение

Активно совершенствует свои знания и умения, повышает свою компетенцию путем обмена знаниями как внутри команды, так и привлекая их извне; создает среду, способствующую обмену знаниями внутри кома анд.

Открытость

устранения

барьеров

Борется с бюрократией - за лаконичность, простоту и понятность решений и действий Предпочитает современным средствам коммуникации Устраняет барьеры между подразделениями и персоналом, способствуя тем самым эффективным с отношениям между командамми

Лидерские качества и личность


Поведение человека и лидерские качества личности определяют лидера. Такой человек способен организовать деятельность коллектива: принимать решения от лица всей группы, организовать работу, показать пример. Он доказал, что выбор его для управления целесообразен и оправдан. Он не пасует перед решением задач, которые могут показаться неразрешимыми. Лидерство и личность — понятия взаимосвязанные.

Команда на работе

Лидер организовывает деятельность сотрудников

Основные черты характера лидера

К основным чертам характера лидера относят:

  • контроль над поведением и эмоциями;
  • позитивное видение;
  • устойчивость к стрессам;
  • готовность к переменам;
  • уверенность в успехе;
  • четкость в выражении мыслей;
  • готовность к преодолению трудностей;
  • умение грамотно распоряжаться временем;
  • способность к убеждению;
  • умение вести конструктивный диалог.

Лидер – сильная личность, способная не только решать задачи и преодолевать трудности, но и предвидеть их в будущем.

Формальное и неформальное лидерство

Лидерство может быть формальным и неформальным.

Формальным лидером является официальный руководитель коллектива. В редких случаях он вызывает симпатии сотрудников, максимум — уважение. Неформальный – это лидер, неофициально признанный большей частью группы. Ему больше симпатизируют. Но его принятие решений контролируется и руководителем.

Неофициальный лидер часто появляется в коллективе при авторитарном стиле управлении. При таком стиле официального руководителя воспринимают тираном, а социально-психологический процесс в коллективе — неблагоприятным, нуждающимся в сильном лидере. При либеральном или демократическом стилях управления неформальный лидер появляется крайне редко. Руководителя никто не боится, и для отстаивания своих интересов помощь не нужна.

Команда разбирает проект на работе

Решение неформального лидера контролируются официальным руководителем

Качества руководителя

Деловой лидер должен быть настойчивым, решительным и способным отдавать приказы, принимать решения, контролировать и направлять деятельность коллектива. Лидер на работе должен уметь:

  • определять постановление задач группы, которой он руководит;
  • конструктивно доносить их до служащих;
  • убеждать в необходимости поставной цели;
  • мотивировать максимум сотрудников на быстрое выполнение задач;
  • поддерживать авторитет в коллективе;
  • сохранять спокойствие независимо от ситуации;
  • оперативно реагировать на любую смену обстановки;
  • широко и позитивно мыслить;
  • достигать поставленных целей, несмотря на препятствия;
  • прислушиваться к мнению других;
  • строить правильные вопросы;
  • идти на риск;
  • строить долгосрочные планы и достигать результата;
  • сбрасывать балласт.

Проблема лидерства и руководства состоит в том, что не всегда руководитель наделен качествами лидера. Помимо качеств, руководитель должен уметь вести себя по-лидерски.

Демонстрация качеств

Качества лидера демонстрируются словами, интонацией, способом ведения беседы, мимикой и жестами, уверенностью и твердостью во взглядах.

  1. Уверенный человек соблюдает осанку.
  2. Не отводит взгляда от глаз собеседника.
  3. Улыбается только в соответствующих ситуациях.
  4. Уважительно относится к собеседнику.
  5. Одевается соответственно занимаемой должности.

Лидер на фоне команды

Основные виды

Стремление к лидерству — это желание занять достойное место в обществе. И оно свойственно всем людям. Согласно стилю принятия решений в коллективе и методов подхода к разрешению задач, определяются виды лидерства: авторитарное, либеральное или демократическое.

Авторитарный лидер

Авторитарное лидерство предоставляет руководителю возможности автономно принимать решения, а также подразумевает подчинение всех членов коллектива руководству. Выполнение принятых решений контролируется. Руководитель имеет право критиковать и без объяснения причин применять меры для наказания подчиненных, что вызывает массовое недовольство в коллективе.

Недостатки авторитарного вида лидерства:

  • высокая вероятность принятия ошибочных решений;
  • безынициативность и пассивность сотрудников;
  • неудовлетворенность коллектива;
  • тяжелая моральная обстановка.

Такой стиль целесообразен только в критических ситуациях: авария или угроза жизни. Авторитарный стиль способен подавить массовые недовольства.

Либеральный лидер

Либеральному виду присуще отсутствие контроля, четкости в требованиях. Существует возможность непредсказуемых мер наказания.

Такая личность проявляет тенденцию регрессии, характеризуется отсутствием стимула работать, недовольством сотрудников руководством и всей работой. Климат в коллективе неблагоприятный. Негативное влияние людей друг на друга выражается скрытыми конфликтами.

Демократический лидер

При демократическом виде человек привлекает коллектив к обсуждению наиболее важных задач и целей, принятию решений. Группе предоставляется определенный уровень свободы в обсуждении и стимулировании рабочей активности.

Такой лидер является наиболее эффективным. Высокая вероятность принятия верных решений, хорошие показатели производительности труда, благоприятная психологическая обстановка. Такой вид лидерства — показатель профессионализма руководителя и хорошего лидера.

Лидерство и руководство

Довольно часто путают лидерство и руководство. Но это не слова-синонимы. Для того чтобы понять, что такое лидерство и руководство, необходимо рассмотреть их различия.

Основные различия лидерства и руководства

Лидерство

Руководство

неофициальные отношенияофициальные отношения
психологическая основасоциальная основа
может быть руководителемможет не быть лидерским
ставит и реализует цели самостоятельноставит цели и способы их достижения посредством усилий подчиненных
лидерство основано на доверии, ведет за собой последователейподчинение коллектива обязательно, применяются меры наград и наказания

Основные сходства:

  • лидер и руководитель могут быть одновременно и тем, и другим;
  • являются представителями власти;
  • могут оказывать влияние на окружение.

Можно сделать вывод, что лидерство — это влияние на своих последователей без использования мер принуждения и наказания. Авторитет лидера зависит от его личностных качеств и способности защиты интересов группы.

Руководство оказывает влияние посредством применения официальных полномочий. Занимаемая должность наделяет руководящими полномочиями, но не лидерскими качествами.

Признаки лидера

Определить такого человека в группе довольно легко, его основными признаками являются:

  • высокая активность и инициативность при решении задач коллектива;
  • умение влиять на членов коллектива;
  • высокая информированность;
  • присущи личные качества лидера;
  • способность видеть ситуацию вне рамок признанных норм.

Функции лидера

Лидер должен не только уметь убеждать и быть активным, но и выполнять определенные функции. Функции лидера заключаются в следующем:

  • организовывать жизнедеятельность коллектива во всех сферах деятельности;
  • устанавливать правила и следить за их соблюдением группой;
  • официально представлять группу в своем лице;
  • нести ответственность за результаты деятельности коллектива;
  • координировать отношения внутри группы.

Заключение

Для того чтобы быть лидером, необходимо обладать не только определенными личностными качествами лидера, но и постоянно работать над собой, обоснованно верить в свою правоту. Уверенность в себе помогает преодолевать трудности и не пасовать перед проблемами. Развивайте такие лидерские качества, как спокойствие, логичность, способность взгляда со стороны. Развитие силы лидерских качеств непременно поможет вам заслужить уважение и признание среди сотрудников, родных и друзей.

как получить повышение на работе


В каждом трудовом коллективе должен быть лидер. Формальный или неформальный – разницы нет. Благодаря ему в группе будет поддерживаться позитивный настрой и хорошее настроение. Он гораздо быстрее других получает повышение на работе.

Пробежка на пляже

Из лидеров получаются отличные управители. Они замечают в других хорошие качества и сильные стороны, помогают стать лучше. Утверждают, что истинные лидеры растят других лидеров. Но часто лидерами не рождаются, а становятся благодаря длительной и тщательной работе над собой.

Определение

Лидер – это человек, который пользуется большим влиянием в коллективе. От него часто зависит поведение сотрудников, успеваемость группы. Он является признанным авторитетом, который способен легко и быстро организовать работу подчиненных.

Лидер имеет определенные качества.

  1. Он лидер по жизни. Способен управлять процессами в своей жизни. Занимается самомотивацией, ставит перед собой цели, которые успешно достигает.
  2. Имеет перспективное виденье. Перед тем как что-либо делать, лидер детально представляет результат. Продумывает план, с помощью которого достигает задуманного.
  3. Ему свойственна открытость. Он с интересом выслушивает предложения подчиненных. Всегда открыт для новых идей. Постоянно общается с людьми и принимает определенные решения.
  4. Имеет мужество. Важная характеристика лидера. Человек может контролировать страх и преодолевать его.
  5. Он решителен. Лидер умеет рационально распределять время. Планирует свою рабочую неделю и обладает навыками тайм-менеджмента.
  6. Он энергичен. Есть умные люди, но вялые. В лидере всегда сочетаются разум и жизненная энергия. Он знает, как стать более энергичным и не тратить силы на пустые ссоры и разговоры.
  7. Имеет позитивный взгляд на вещи. Проблемы в жизни есть всегда. Важно уметь даже из негатива выделять позитив. Лидер воспринимает ошибки как новую возможность. Они указывают на приобретение опыта, а также на то, что человек хотя бы попытался что-либо предпринять.
  8. Умеет слушать других. Лидер – одаренный человек, но никто не может быть специалистом во всех отраслях. Он это прекрасно понимает, поэтому с удовольствием пользуется помощью профессионалов в решении необходимых вопросов.
  9. Он внимателен. Лидер все тщательно проверяет, сортирует информацию. Если у него нет на это времени, правильно организовывает работу подчиненных и знакомится лишь с общими сведеньями.
  10. Он спокоен. Лидер обладает эмоциональным интеллектом. Способен контролировать свои эмоции. Отлично и быстро концентрируется на нужных вещах. Уверен в любом своем шаге.
  11. Он щедр. Настоящий лидер ценит своих лучших сотрудников и поощряет за труды. Он считает, что отлично сделанная работа должна быть достойно оценена. Лидер умеет делиться успехом с другими.

Люди с лидерскими качествами умеют мотивировать и вдохновлять. Им важно развить интерес сотрудников к очередному заданию, чтобы они работали с энтузиазмом. Лидеры буквально заражают своей страстью к работе других.

Женщина, ведущая трех коллег вверх

Они умеют признавать свои ошибки, ориентированы на результат. Они гибки, благодаря чему быстро адаптируются к внешним изменениям. Умеют выделять свои сильные стороны. Не берутся за работу, если сразу знают, что она им не под силу. Поэтому ставят только реальные цели, которые могут реализовать.

Типы лидеров

У людей лидерские способности бывают разные. В одном человеке преобладают щедрость и спокойствие, в другом – внимательность к деталям и умение быстро решать проблемы. Поэтому различают несколько типов лидеров.

  1. Организатор. Стоит во главе коллектива или группы людей. Ориентируется на нужды работников. Проблемы решает быстро. Даже если что-то пойдет не так, не теряет оптимизм и веру в лучшее будущее. Умеет убеждать других в своей правоте, но так, чтобы никого не обидеть.
  2. Творец. Умеет видеть общую картину. Нацелен на результат. Точно знает, какие люди ему нужны для создания проекта или достижения цели. Может заинтересовать сотрудников в выполнении задания.
  3. Борец. Владеет большой силой воли. Если чувствует опасность, первым идет проверить обстановку. В своих силах уверен. Свои интересы отстаивает до конца. Защищает своих сотрудников, не давая их в обиду другим. Но часто осуществляет необдуманные, спонтанные действия.
  4. Утешитель. Всегда поддерживает свою команду в трудный момент. Умеет изначально всех настроить на позитив. Людей уважает, сопереживает им. В его коллективе атмосфера дружеская и благоприятная.
  5. Дипломат. Всегда в курсе всех событий. Имеет своих информаторов в разных источниках. Любит выслушивать других, но о своих планах рассказывает очень ограниченному кругу людей.

Развитие лидерских качеств

Развитие лидерских навыков – отличное решение для тех, кто желает получить продвижение по карьерной лестнице или просто стать лучше. Изначально нужно проанализировать сильные и слабые стороны. Обдумать, как недостатки превратить в достоинства. Важно определить свой потенциал и выделить 5 лучших характеристик.

Человек может иметь лидерские качества, но еще не открыть их в себе. Нужно изначально быть готовым к длительной и тщательной работе над собой. Таких людей часто сбивают с пути расплывчатые и неправильно поставленные цели. Они ожидают мгновенных результатов. А это неправильно.

Существует 7 упражнений, которые необходимо проделать каждому, кто хочет стать лидером. Они несложные, но требуют регулярного исполнения.

Аффирмации

Бывает, что человек изначально настроен на то, что у него ничего не выйдет, и ожидает провала. Нужно учиться с этим бороться. Помогут аффирмации. Это позитивные утверждения, построенные на методике самовнушения.

Примеры аффирмаций:

  • «У меня все получится»;
  • «Я достигну желаемого результата»;
  • «Работая над собой, я сумею достичь цели»;
  • «Я стану лидером»;
  • «Я успешен во всем, за что берусь»;
  • «Я верю в свои силы»;

«У меня уже есть лидерские качества, нужно просто поработать над их развитием» и т. д.

Научитесь преодолевать свой внутренний страх. Верьте в себя, в то, что делаете.

Аффирмации

Дневник успешности

Купите красивую тетрадь или блокнот. Записывайте в нем ежедневно то, что считаете собственным успехом. Таких записей в сутки должно быть минимум 5. Это не только поможет повысить самооценку, но и мотивирует каждый день работать над собой, чтобы увеличивать количество записей.

Это делается, чтобы заметить даже мелкие победы и успехи. Мозг более восприимчив к негативу и лучше запоминает боль. Ведение дневника успешности пополняет запасы жизненной энергии и избавляет от плохих мыслей. Место вялого и уставшего человека займет энергичный и позитивный лидер.

Запись в дневнике

Мнение окружающих

Часто люди очень зависимы от мнения окружающих. Пытаются всем угодить, каждого удовлетворить. Осознание того, что понравиться всем нельзя, приходит лишь с годами. Все люди разные. У каждого свои интересы, ценности, приоритеты.

Принимать во внимание стоит лишь заботу близких. Можно попросить их поделиться мнением о достоинствах и недостатках человека. Это поможет определить, над чем нужно поработать, что желательно устранить. Сделайте это же повторно спустя 2-3 месяца ежедневной работы над собой. Попросите отметить, есть ли изменения.

Девушка говорит что то на ушко

Ответственность за свои решения

Лидеры – это активные личности. Пассивность – недопустимое качество. Они постоянно принимают важные решения, какими бы сложными они ни были. Поэтому важно научиться нести ответственность.

Начать можно с простых заданий. Согласиться возглавить легкие проекты. Так человек начнет нести ответственность за любое свое решение и каждое действие и будет накапливать опыт.

Собственное мнение

Первая часть обучения – научиться говорить «нет». Есть человек считает какое-либо действие неуместным, ненужным или ведущим к провалу, нужно отказаться от него. Лучшая среда для обучения – родственники. Можно попросить друзей, чтобы просили о том, что делать не хочется. Нужно давить на:

  • чувство вины;
  • эгоизм;
  • срочность и важность исполнения;
  • важность дружбы и т. д.

Вторая часть – научится отстаивать свое мнение. Пусть оно противоречит остальным, но оно будет собственным. Примечание: нужно быть уверенным в том, о чем говоришь. Обманывать других – плохое решение.

Наличие собственного мнения поможет легко добиваться своих целей, т. к. часто человек отказывается от своих желаний из-за давления остальных.

Уверенность

Надпись на доске мелом

Уверенная в себе личность сразу выделяется из толпы. Это человек с красивой осанкой, легкой походкой и взглядом, направленным на собеседника. Но не все имеют такие показатели. Над этим нужно работать. Начать стоит с прямой осанки. Для выработки своего голоса поможет следующее упражнение.

  1. Займите удобную позу стоя.
  2. Плечи расправьте, глубоко вдохните и выдохните.
  3. Приподнимите подбородок.
  4. Попробуйте говорить спокойным голосом. Смотрите в глаза собеседнику. Речь должна звучать уверенно. Свое мнение отстаивайте без жалоб и упреков.

Действие исполняется перед зеркалом. Проследите за своим голосом. Не должно быть дрожи, чрезмерно высокого тембра и жалкого вида. Будьте уверены в том, о чем говорите. Покажите свою авторитетность. Помните, цель лидера – добиваться успеха в любом деле.

Поведение в команде

Умение создать дружелюбную, хорошую команду – основное проявление лидерства. Власть – не главное, важно доверие и уважение друг к другу.

Собрание на работе

Если в группе заведены определенные правила, лидер также их не нарушает. Он всегда ведёт себя наравне с подчиненными. Обычно в команде он выбирает своего приемника, которого всему обучает. Его карьерный рост произойдет лишь тогда, когда он уверен, что у подчинённых есть такой же шанс.

Удачное собеседование

Есть лидеры тихие, скромные, которых видно не сразу. Они не проявляют себя на собеседовании, надеясь удивить работодателя в процессе профессиональной деятельности. Такое решение неверно. О себе нужно заявлять сразу, но без преувеличений.

Начать нужно с проработки резюме. В нем есть графа «Достижения», где нужно указать, чего добился человек на прежнем месте работы. Указывайте конкретные факты и цифры. Сообщите, что на прежней работе помогли:

  • снизить затраты с 3 тыс. у. е. к 1 тыс. у. е.;
  • повысить продажи в 3 раза;
  • обучить коллег работать более продуктивно, что позволило увеличить успеваемость в 2 раза;
  • оптимизировать рабочий механизм;
  • поднять компанию в рейтинге на несколько позиций за полгода работы;
  • повысить влияние на конкурентов;
  • войти в тройку лидеров по организации работы группы сотрудников;
  • увеличить клиентскую базу в несколько раз и т. д.

Личные качества и профессиональные навыки должны соответствовать указанным достижениям. Награды и удачные проекты – подтверждение того, что человек усердно работал на результат.

Если достижения очень высокие и человек решил сменить место работы, это намек работодателю на желание лидера продвигаться и развиваться дальше. В ответ он может предложить высокую должность и достойную оплату.

Не забывайте о внешнем виде. Для лидера важен его имидж. Девушкам также нужно уделить внимание прическе и макияжу.

Карьерный рост

Работники считают, что быстро повышения добивается только тот, кто много и усердно работает. Сейчас приоритеты изменились, это правило больше не действует. Ценятся сотрудники, которые проявляют инициативу, могут помочь в решении вопроса, отличаются креативностью.

Главное профессиональное достижение лидера – удачно выполненный проект, в котором была задействована группа людей.

Это показывает, что он знает, как добиться цели и умеет организовывать необходимое количество работников.

Чтобы в должности повысили, необязательно стараться угодить шефу или задабривать его словами, действиями. Задача лидера – показать свои истинные умения и доказать, что он заслуживает лучшего. Для этого можно попросить дать возглавить проект. Важно быть в нем действительно заинтересованным и реально оценить свои силы. После удачного выполнения директор обратит внимание на такого сотрудника и станет поручать еще более ответственные задания.

Мудрый начальник повысит такого подчиненного. Если это не произошло, можно самостоятельно его об этом попросить. Главное – правильная аргументация. Скажите, что из-за увеличения должностных полномочий, наличия достаточных навыков и опыта вы готовы продвинуться вверх по карьерной лестнице. Это позволит реализоваться и проявить себя.

Если даже такое утверждение начальник проигнорирует, задумайтесь, стоит ли стараться дальше или будет рациональнее перейти в другую компанию. Каждый хочет, чтобы его ценили. И если этого не будет делать один директор, это обязательно найдется другой.

Заключение

Лидер – это очень нужный человек в команде. Он мыслит позитивно, нацелен на результат и знает, как его достичь максимально быстро и без особых затрат. Ему под силу организовать большое количество людей и успешно добиться поставленной цели.

Устраиваясь на работу, лидерам важно обратить внимание работодателя на собственные достижения. Они должны быть конкретными и четко озвученными. Это поможет заинтересовать рекрутера. Также нужно уметь просить повышение. Забудьте о проявлениях слабости, жалости, будьте настроены на позитив. Мудрый начальник всегда дает возможность сотрудникам реализоваться и продвигаться по карьерной лестнице. В обратном случае проще сменить работу и заняться личностным ростом на новом рабочем месте.

26. Профессионально важные качества личности руководителя. Лидер и руководитель.


Специалисты
разделили все качества руководителя
на три большие группы: личные, деловые
и профессиональные. Сочетание качеств
всех трех групп является необходимым
требованием, которому должен
соответствовать руководитель любого
ранга любой организации.Личные качества
руководителя – это те, которые помогают
приобрести уважение и авторитет среди
сотрудников. Среди них можно назвать
отзывчивость, готовность прийти на
помощь, уверенность в себе, благожелательность
и оптимизм в любых ситуациях, культуру
и высокие моральные ценности, заботу
о своем физическом и психическом
здоровье.Деловые качества руководителя
– это умение организовать работу,
распределять обязанности, лидерство,
коммуникабельность, способность
убеждать, инициативность и самоконтроль.
Все вместе эти характеристики показывают
уровень компетентности и организаторских
способностей управленца, насколько
хорошо он готов справиться с поставленными
перед ним задачами.Профессиональные
качества руководителя – это хорошее
специальное образование, эрудиция,
компетентность в своей профессии,
высокая обучаемость, а также умение
планировать свою работу. Именно эти
качества обеспечивают ему успешность
на конкретной занимаемой должности.Чем
выше уровень руководства, тем больше
предъявляется требований и к таким
психологическим качествам начальника,
как настойчивость, целеустремленность,
ответственность.Все эти качества
руководителя в совокупности создают
именно тот образ, которому стремятся
соответствовать эффективные лидеры.
Этот образ, в свою очередь, ведет к
формированию позитивного имиджа
управляющего.

лидер

руководитель

Осуществляет
межличностные отношения

Осуществляет
официальные отношния

Определяется
стихийно

Назначается
или избирается

Выдвигается
в зависимости от настроения

Имеет
стабильное положение

Не
имеет системы санкций

Имеет
определенную систему санкций

Сфера
действий - любое сообщество

Сфера
действий определена рамками законов,
инструкций, постановлений

33. Стили управления

Авторитарный
стиль управления. Авторитарный стиль
управления является достаточно жестким.
Руководитель, придерживающийся
авторитарного стиля, стремится к
манипулированию подчиненными,
доминированию над ними. Он единолично
принимает все управленческие решения,
строго контролирует выполнение
поставленных им заданий. Использование
авторитарного стиля возможно, а порой
и необходимо в таких ситуациях как:
отсутствие порядка
и дисциплины в коллективе существование
жесткого лимита времени на принятие
неких важных решений либо внедрение
изменений существование
сложных условий функционирования
организации и др.

недостатки:
-
ухудшение дисциплины в коллективе
--снижение эффективности труда
-текучесть кадров
-отсутствие творческой
инициативы.

Демократический
стиль управления Контроль за выполнением
заданий при демократическом стиле
управления умеренный, зачастую основанный
на самоконтроле исполнителей, присутствуют
различные поощрения. Руководитель при
этом стиле управления доброжелателен,
открыт в общении, терпим к критике,
делегирует полномочия, пытается
сформировать у подчиненных чувство
сопричастности к общему делу, дух
сотрудничества, взаимопонимания в
коллективе.

Либеральный
стиль управления. Руководитель в
либеральном стиле управления уклоняется
от принятия каких-то стратегически
важных решений, безразличен к критике,
не интересуют его и нужды своих
подчиненных, он не осуществляет четкого
распределения заданий, обязанностей
и прав между ними, контроль с его стороны,
как правило, незначителен.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о