Как начать курсовую работу: алгоритм, что делать и с чего начать « Курсачи.BY – Как написать курсовую работу: пример оформления, с рекомендациями
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
алгоритм, что делать и с чего начать « Курсачи.BY
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Обычно алгоритм написания курсовой работы включает в себя:
- Выбор темы.
- Составление плана.
- Сбор материала.
- Написание предварительного варианта текста.
- Внесение необходимых дополнений и изменений.
- Оформление текста.
Начать, безусловно, нужно с выбора темы. При этом следует руководствоваться некоторыми правилами:
- Тема должна быть по возможности интересной лично для вас. Работа над абсолютно неинтересной темой превращается в подневольный труд и в результате не приносит никакой пользы. Для выбора темы можно пользоваться примерной тематикой курсовых работ, имеющейся на любой кафедре. В последнее время, пытаясь решить проблему повального «скачивания», сканирования или покупки курсовых работ, некоторые преподаватели дают студентам темы в собственной формулировке или конкретные проблемы для исследования. В этом нет ничего страшного, т.к. среди таких тем и вопросов всегда найдется то, что интересует вас в большей степени. В конце концов, во «взрослой» жизни вам постоянно придется делать то, что нужно, а не то, что хочется. Например, члены университетских кафедр периодически выполняют научные исследования по темам, которые выбрал их руководитель, но там всегда можно найти что-то по душе.
- По данной теме должно иметься достаточное количество литературы. Поэтому лучше всего вначале взять несколько привлекательных для вас тем, а затем, ознакомившись с библиотечными каталогами или информацией из Интернета, окончательно выбрать одну из них.
- Имеющаяся по данной теме литература должна быть достаточно понятной для вас, то есть она должна быть написана не слишком «навороченным» языком. Впрочем, здесь все зависит от ваших интеллектуальных способностей, а умение читать сложные тексты не возникает на ровном месте — оно формируется именно в попытках в таких текстах самостоятельно разобраться.
- Поставленная задача должна быть для вас
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);посильной. Формулируя тему, вы тем самым делаете заявку на определенный результат. Если вам не удастся наполнить содержание нужной «начинкой», ваша работа окажется совершенно напрасной.
Таким образом, при написании курсовой работы важно избегать как слишком широких, так и слишком узких тем. В первом случае вы берете на себя непосильную задачу, рискуя не уложиться в положенные сроки и стандартные объемы текста, а во втором — вам, скорее всего, не удастся найти нужного количества источников (в списке литературы их должно быть не менее десяти). Однако более узкая формулировка темы все же предпочтительнее широкой, потому что качество содержания курсовой работы ценится значительно выше, чем количество заполненных текстом страниц.
Есть еще один важный момент. Многие выбирают темы курсовых работ таким образом, чтобы на выпускном курсе получить фактически готовый текст, который нуждается в чисто «косметической» доработке. У такого подхода есть свои плюсы и минусы. Плюсы очевидны: без особого труда
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Следующим важнейшим пунктом выполнения курсовой работы является составление плана. Продуманный и четкий план избавит вас от лишней работы, удерживая от попыток включить в текст абсолютно все, что вы найдете по вашей проблеме, и даже сверх того. Кроме того, он позволит вам спланировать график написания работы. В идеале, которому следуют очень немногие студенты, если защита курсовых работ запланирована на апрель-май (как это обычно делается), встретиться с научным руководителем и обсудить с ним возможную тему вашей работы следует уже в сентябре. После этого можно без лишней спешки ознакомиться с литературой (пока лишь поверхностно) и, уточнив формулировку темы, составить приблизительный план курсовой работы
План курсовой работы по сути дела является кратким описанием ее логической структуры, включающей основные и второстепенные вопросы, различные классификации и т.д. Поэтому в нем должны быть четко выделены основные разделы и подразделы, которые, в свою очередь, могут делиться на более мелкие части (см. образец на с.21). Этих цифр очень удобно придерживаться во время работы с литературой, отмечая ими соответствующие выписки или ксерокопированные «куски».
В соответствии со стандартными требованиями курсовая работа должна включать введение, основную часть и заключение.
Во введении необходимо:
- показать актуальность выбранной темы и степень ее научной разработанности,
- объяснить, почему вы выбрали именно эту тему,
- сформулировать цели и задачи исследования,
- перечислить основные литературные и информационные источники и методы исследования.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
При этом важно помнить, что формулировка цели исследования должна совпадать с названием темы работы, а формулировка задач — с названиями соответствующих разделов и подразделов.
Основная часть курсовой работы представляет собой развернутое изложение полученных результатов. Обычно она включает 3-4 раздела, которые, в свою очередь, могут делиться на нужное количество подразделов. Важно помнить, что в готовом виде полный текст курсовой работы не должен превышать 20-25 страниц, напечатанных 14-ым размером шрифта (как правило, Times New Roman) с полуторным межстрочным интервалом.
По традиции первый раздел курсовой работы принято посвящать общетеоретическим аспектам выбранной темы. Здесь раскрывается суть проблемы, показывается ее место в экономической теории и практике, дается критический обзор существующих подходов к ее исследованию.
Во втором разделе обычно рассматривается практическая сторона изучаемого вопроса, включая возможные трудности и недоработки в данной области.
Третий раздел принято посвящать формулировке рекомендаций по решению исследуемой проблемы, по возможности применительно к условиям нашей страны (в зависимости от темы).
При составлении плана основной части курсовой работы следует руководствоваться следующими правилами:
- Каждый раздел должен включать не менее двух подразделов.
- Каждый последующий раздел должен быть логически увязан с предыдущим как по названию, так и по содержанию.
- Содержание данного раздела должно полностью соответствовать его названию. Нельзя допускать совпадения названий разделов и подразделов друг другу и теме курсовой работы.
- Названия разделов и подразделов должны состоять из одного предложения.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
В заключении следует кратко изложить основные выводы по работе. Они не должны содержать ничего нового, о чем в работе не говорится. Удобнее всего компоновать заключение из готовых выводов, которые вы сформулировали, завершая соответствующие разделы работы. Этот подход очень пригодится вам при подготовке выпускной или магистерской работы.
С учетом того, что при защите курсовой работы на выступление вам дадут совсем немного времени (5-7 минут), целесообразно в своем докладе ограничиться озвучиванием введения и заключения. Следует также учесть, что, за исключением вашего научного руководителя, ни один из членов комиссии по защите курсовых работ не успеет прочитать ее полностью, но вполне сможет быстро пробежать глазами введение, заключение и список литературы. От полученного им впечатления во многом будет зависеть ваша итоговая оценка. Все это говорит о том, что тексты введения и заключения должны быть отшлифованы до совершенства.
Принято считать, что введение и заключение пишут, когда основной текст работы полностью готов. Что касается заключения, то это совершенно правильно (как только что было отмечено, его обычно компонуют из готовых кусков текста). Но этого нельзя сказать о введении, потому что в процессе работы в текст могут вноситься более или менее существенные изменения, и это потребовало бы постоянной переделки заранее написанного введения. Тем не менее, опытные люди советуют написать предварительный вариант введения до того, как вы приступите к написанию основного текста. Тем самым вы соберетесь с мыслями и сформулируете цели и задачи, которые вы перед собой ставите. Впоследствии вы, скорее всего, переделаете свой предварительный набросок.
Имея план работы, можно приступить к сбору материалов.
Источники по той или иной теме можно условно разделить на первичные (первоисточники) и
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);вторичные (или критическую литературу). Например, если вашей темой являются экономические взгляды Джона Мейнарда Кейнса, то первоисточниками будут труды самого Кейнса, а вторичными источниками — работы всех тех авторов, которые писали о Кейнсе и его трудах. Это различие между источниками очень важно для грамотного цитирования: если вы берете высказывание Кейнса из работы о нем, то ссылаться нужно именно на эту работу, а не на первоисточник (которого вы, вероятнее всего, не видели в глаза). Особенно важно это помнить при цитировании из книг или статей на иностранном языке: часто в наших библиотеках, включая Национальную, их попросту нет, и вы попадаете в глупое положение, сделав вид, что приводите цитату из первоисточника.
Строго говоря, первоисточниками не являются: 1) перевод; 2) хрестоматия; 3) пересказы других авторов, даже при условии добросовестного цитирования.
К вопросам правильного цитирования и оформления сносок мы вернемся позже, а теперь поговорим о том, как работать В БИБЛИОТЕКЕ.
Если же вы имеете лишь смутное представление о выбранной теме, вначале вам следует ознакомиться со списком обязательной и дополнительной литературы, предложенной преподавателем учебной дисциплины, по которой вы собираетесь писать работу. На кафедрах имеются программы всех учебных дисциплин с указанием соответствующей литературы. Можно также попросить научного руководителя указать вам важнейшие источники.
Тем, кто предпочитает искать литературу самостоятельно, можно посоветовать начать свой поиск с энциклопедии, в которой после статьи о том или ином явлении всегда приводится список базовой литературы по этому вопросу.
Затем следует обратиться к библиотечному каталогу. Если вам известны фамилии авторов интересующих вас работ, то их можно найти в алфавитном каталоге. Если же вы пренебрегли предыдущими советами, то поиск нужно начать с систематического каталога. Получив на руки заказанную литературу, вы обнаружите там ссылки на другие научные труды, которыми вам тоже следует воспользоваться.
Помните, что поиск может затянуться, потому что:
- Нужные книги или статьи находятся у других читателей.
- Их вообще нет в библиотеке, потому что их украли много лет назад.
- В выданных книгах или статьях нужные вам страницы окажутся вырванными.
- В книгах или статьях с многообещающими названиями вы не найдете абсолютно ничего подходящего для вашей работы.
Работая в каталоге, обращайте внимание на год издания книги или статьи. Разумеется, если вы пишете курсовую работу по истории экономической мысли или экономической истории какой-либо страны, вы сможете найти много интересного и полезного и в изданиях, к примеру, двадцатилетней давности. Однако если ваша тема звучит актуально и современно, избегайте материалов, опубликованных в доперестроечные времена. Наоборот, вы должны стремиться ознакомиться с самыми свежими работами по вашей теме и использовать самые последние фактические и статистические данные.
Если мне приносят курсовую (или другую) работу, в которой статистика и литературные источники датированы позапрошлым или еще более отдаленным годом, я знаю, что эта работа была написана именно тогда и другим человеком. Сами понимаете, что бывает в таком случае…
По некоторым наукам существуют различные библиографические справочники и указатели, которые могут оказать существенную помощь в поиске нужной литературы. Однако не увлекайтесь. Лучше сосредоточиться на нескольких качественных и надежных источниках, чем читать всякую ерунду, по больше части списанную друг у друга. Конечно, неопытному студенту часто трудно разобраться, кто из авторов — мэтр, а кто — жалкий подражатель, и в этом случае выручить вас сможет все тот же научный руководитель.
Делая выписки или ксерокопии, не забывайте указывать точные библиографические сведения об источнике. Это пригодится вам для правильного оформления списка литературы. Например, мало указать: Олейник А. Н. Институциональная экономика. Нужно обязательно записать: Олейник А. Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 416 с. И это не занудство, а вполне разумная вещь: при оформлении выпускной работы, а тем более, магистерской диссертации, от вас потребуют соблюдения государственных стандартов (ГОСТ-ов), и лучше с самого начала приучить себя к порядку.
Особенно часто правила оформления списка литературы нарушаются, если речь идет о журнальных или газетных статьях. Многие ограничиваются такой записью: Белорусский экономический журнал, 2000, № 1-4 или Белорусская деловая газета, 15 ноября 1999 г. Это неправильно. Вам нужно обязательно указать фамилию и инициалы автора и название статьи. Например: Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. — 1995. — №3. — С. 10-18. Если вы этого не сделаете, возникнет вопрос, что же послужило источником — весь номер журнала или вся газета?
То же самое относится к многотомным изданиям. Если вы напишете: Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т. 2, 3, 4, 22, 24 — это будет большой ошибкой. Нужно писать так: Маркс К. Капитал. Т. 2. — Маркс К., Энгельс. Ф. Собр. соч. — М.: Политиздат, 1975. — Т. 24
Задача поиска нужных материалов значительно упрощается, если вы используете ИНТЕРНЕТ. Вам не нужно ехать в библиотеку, часами ждать заказанные книги (не будучи уверенным в том, что они действительно пригодятся), подолгу сидеть в холодных залах и стоять в очередях на ксерокопирование. Достаточно воспользоваться одной из известных поисковых систем и ввести ключевое слово, чтобы на вас обрушились потоки информации, из которых вы должны научиться вылавливать то, что вам действительно нужно.
Материалы, позаимствованные из Интернета, тоже необходимо указывать в списке литературы. Но здесь мало просто указать адрес сайта, нужно указать полный адрес, по которому можно найти тот или иной материал. Например: Mundell, R. (1997) Optimum Currency Areas, http://www.columbia.edu/~ram15/eOCATAviv4.html.
А теперь два совета для работы с Интернетом:
- Избегайте «скачивания» готовых курсовых работ или рефератов. Как показывает мой преподавательский опыт, в Интернет и на диски попадают далеко не шедевры, и хорошую работу на их основе не сделаешь. Кроме того, многие из этих материалов уже настолько примелькались преподавателям, что установить их происхождение не составляет проблемы. Поэтому потрудитесь немного и постарайтесь написать что-то самостоятельно.
- Не компонуйте механически «куски» из разных источников: их авторы могут использовать разную терминологию и разные подходы, и ваш преподаватель обязательно спросит вас, почему в одном месте вы говорите, к примеру, о предельных издержках, а в другом — о маржинальных затратах (хотя это одно и то же). Не говоря уже о возможности принести научному руководителю несколько абсолютно одинаковых текстов — это его, безусловно, развеселит.
Если вы собрали нужный материал, можно приступать к написанию текста курсовой работы. Речь идет именно о написании, а не о бездумном копировании с помощью всех известных средств современной техники или просто путем механического переписывания. Вы никогда не научитесь адекватно выражать свои мысли, если не будете пытаться это делать совершенно самостоятельно.
Начните с того, чтобы при сборе материалов переписывать дословно только самые важные положения известных ученых, которые вы потом включите в текст своей работы в качестве цитат. Все остальное можно и нужно конспектировать своими словами, не забывая, конечно же, помечать, где вы списывали дословно, а где — в той или иной степени перефразируя. Это позволит вам впоследствии избежать ошибок при цитировании.
Когда сбор материала закончен, прочитайте все, что у вас есть. Если вам что-то непонятно, обратитесь к научному руководителю. После этого приступайте к написанию текста. Как известно, самое трудное — начать. Посмотрите, как это делают уважаемые вами авторы, и попробуйте написать нечто в том же духе. Не отчаивайтесь, если сразу у вас ничего не получится. Утешайте себя рассуждениями типа «первый блин комом» и. т. п. Чтобы убедиться в том, что вы двигаетесь в нужном направлении, используйте научного руководителя в качестве «подопытного кролика», дав ему на пробу прочитать первую часть работы. Если он ее забракует, немедленно приступайте к переделке.
При написании текста любой работы очень важно определить для себя, для кого она предназначена. Это позволит выбрать правильный стиль изложения и избежать ненужных уточнений и формулировок. По определению курсовую работу подробно не читает никто, кроме научного руководителя, а вот выпускные и магистерские работы дают читать совершенно постороннему рецензенту. Лучше приучать себя заранее к тому, что с вашей работой могут ознакомиться как минимум несколько достаточно подготовленных людей.
Это не значит, что не нужны базовые определения и пояснения. Необходимо объяснить все термины, которые являются ключевыми понятиями темы вашего исследования, за исключением общеизвестных. Так, при написании курсовой работы по макроэкономике не стоит давать определения самой макроэкономики, но если ваша работа посвящена инфляции, то нужно дать определение этому явлению, не говоря уже о таких вещах, как сеньораж или инфляционный налог.
Что касается стиля изложения, то здесь полезны такие общие рекомендации:
- Избегайте слишком длинных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Они неудобоваримы не только в устной, но и в письменной речи. Если предложения все равно получаются слишком длинными, попытайтесь разделить их позже.
Помните, что абзац длиной более страницы позволителен разве что Льву Толстому, и даже в этом случае в процессе его чтения очень легко потерять нить рассуждений. Делайте абзацы почаще, не забывая, однако, о том, что в них должно быть больше одного предложения.
- Хотя курсовую работу можно считать по-настоящему научной с большой натяжкой, это не значит, что вы должны игнорировать общепринятые правила научной этики. Одним из них является нежелательность употребления местоимения «я», вместо которого рекомендуется говорить «мы». К этой традиции можно относиться по-разному, но все-таки сказанная студентом фраза типа «Я считаю» звучит крайне амбициозно. Поскольку местоимение «мы» тоже звучит достаточно загадочно (кто это — «мы с руководителем» или «мы с автором», у которого списали?), то лучше всего использовать безличные выражения вроде «можно сделать вывод», «в данном случае следует сказать», «нельзя согласиться с мнением» и т.д.
А теперь поговорим о цитировании.
Оно бывает двух видов: 1) приводится цитата из классика, которая затем подробно разбирается; 2) цитируются высказывания из вторичных источников в поддержку вашей точки зрения или с целью их критического анализа.
Количество цитат зависит от темы курсовой или другой работы. Если она посвящена исследованию научного вклада, к примеру, какого-нибудь Нобелевского лауреата, совершенно очевидно, что без обильного цитирования вам не обойтись. Во всех других случаях, как принято считать, цитировать нужно лишь тогда, когда иначе не скажешь или данная формулировка является самой исчерпывающей и яркой. Понятно, что любому начинающему все чужие высказывания могут показаться очень глубокомысленными, но со временем формируется критический взгляд на вещи, позволяющий избегать ненужного цитирования.
Итак, существует несколько правил цитирования:
- Выдержки, которые вы собираетесь подробно разобрать, по объему не должны превышать половину страницы. Если текст кажется вам исключительно важным, но его объем больше указанного, его лучше поместить в приложение. Например, если вы анализируете Закон Республики Беларусь «Об иностранных инвестициях», целесообразно полный его текст дать в приложении, а в текст работы включить лишь несколько важнейших цитат.
- Выдержки из критической литературы нужны только тогда, когда они подтверждают вашу точку зрения или формулируют новые положения, которые не нуждаются в перефразировании. Примером ненужного цитирования может быть:
Как отмечал Нобелевский лауреат Дж. Тобин, «все оказалось не так просто» [16; 37].
Эту банальную фразу мог сказать кто угодно, и не стоит подчеркивать здесь авторство Тобина.
Еще один пример:
По мнению Снусмумрика, в Беларуси женское население преобладает над мужским [215; 82] .
Эти статистические сведения широко известны, чего не скажешь о каком-то Снусмумрике, о котором никто никогда не слышал, а значит, его мнение не может претендовать на авторитетность.
А вот пример, когда цитата необходима, потому что в ней отражена неповторимая авторская индивидуальность:
Еще в 1936 г. Дж. Кейнс сделал вывод, не утративший своей актуальности и наши дни. Он писал: «В настоящее время люди особенно ждут более глубокого диагноза, особенно готовы принято его испробовать на деле все, что будет казаться имеющим хоть какие-нибудь шансы на успех. Но даже и помимо этого современного умонастроения, идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются, — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди-практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти … извлекают сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад».
В приведенной цитате обратите внимание на многоточие, которое принято называть купюрой. Если цитата слишком длинная и содержит некоторые второстепенные фрагменты, их можно опустить, заменяя пропущенные места многоточиями. Впрочем, этим не стоит злоупотреблять, иначе вы рискуете полностью изменить смысл высказывания. Кстати, к этому трюку прибегают недобросовестные спорщики, пытающиеся подкрепить собственные сомнительные аргументы ссылкой на авторитеты, при этом урезая нужные цитаты до полностью противоположного смысла. - Если вы не согласны с цитируемым автором, вы должны оговорить это до или после приведенного высказывания. Это хороший опыт порассуждать самостоятельно и попытаться убедительно изложить собственную точку зрения.
- Цитирование должно быть соответствующим образом оформлено, чтобы не оставалось сомнений в том, кто является автором высказывания, и в каком месте цитируемого источника можно найти этот фрагмент текста. Иначе говоря, при цитировании обязательна ссылка на источник. О правилах оформления ссылок будет рассказано ниже (см. с. 13 ).
- Цитаты следует выделять кавычками. Важно при этом проследить, чтобы кавычки были не только открыты, но и закрыты в соответствующем месте. Очень многие (и даже весьма уважаемые авторы) забывают это сделать, и тогда остается непонятным, где заканчивается чужая и начинается их собственная мысль.
В некоторых книгах и статьях цитаты оформляются в виде втяжки, т.е. печатаются более мелким шрифтом в виде отдельного абзаца, как это только что сделала я, показывая образцы уместного и неуместного цитирования (см. предыдущую страницу). Однако в курсовых и прочих студенческих работах это делать пока не принято. - Текст цитаты должен полностью совпадать с источником, из которого она взята. В идеале все цитаты, даже те, которые вы позаимствовали у других авторов, следует перепроверить по первоисточникам. Если вам хочется выделить какое-то важное место, то вы можете это сделать, указав в скобках, что подчеркивание или курсив не автора, а ваши. То же касается и комментариев или уточнений: их можно поместить тут же, не забыв взять в квадратные скобки. Если цитируемый вами автор допускает кажущуюся или действительную ошибку, например, неверно указывает дату исторического события или публикации книги, его высказывание нужно привести дословно, но после сомнительного слова или цифры поставить в квадратных скобках латинское слово sic, что будет означать «именно так».
И еще пара советов:
- Не приписывайте авторам чужие идеи. Иначе у вас получится, как в моей бывшей школе, где в советские времена на видном месте красовалась надпись:
Ленин сказал: «Учиться, учиться и учиться».
Леонид Ильич Брежнев.
- Будьте осторожны с переводными текстами. В особенности это касается написания некоторых терминов, а также личных имен. Например, в отечественных публикациях последних лет стало модным использовать слово «полисимейкер», хотя старый термин «политик» или длинное словосочетание «лицо, ответственное за принятие политический решений» тоже вполне адекватны. С именами и фамилиями же часто происходят очень забавные вещи. Мне встречалось написание фамилии Нобелевского лауреата Дж. Бьюкенена как Буханан. И хотя это звучание, безусловно, по душе многим нашим соотечественникам, оно ничем не лучше прочтения the mother как «тхе мотхер».
Поскольку процедура внесения дополнений и изменений сильно связана с проблемой общения с научным руководителем, о которой речь пройдет в своем месте, пропустив этот пункт алгоритма написания курсовой работы, перейдем к вопросу об оформлении текста.
Как написать курсовую работу: пример оформления, с рекомендациями
Все студенты рано или поздно сталкиваются с курсовой работой, чтобы ее написание прошло без трудностей, мы подготовили пару советов и лайфхаков.
Курсовая работа — самостоятельное исследование, цель которого продемонстрировать знания студента, накопленные за период семестра или полугодия. С ее помощью экзаменационной комиссии проще оценить работу за прошедший год и научить его работать в рамках профессиональной области. Курсовую выполняют в высших и средне-специальных учебных заведениях, со второго по пятый курс.
Курсовая работы должна иметь вид реферата или научного исследования.
Готовиться к написанию нужно заранее, оценить свои силы, объем предстоящей работы и сколько дней потребуется для качественной и вдумчивой работы, чтобы выполнять ее было не сложно, а интересно. Как показывает практика, студентам для написания требуется от 2 до 6 месяцев.
Для того чтобы начать работу, необходимо определить последовательность действий, и понять требования преподавательского состава. Мы рекомендуем начать с выбора темы и научного руководителя. Ведь они, как динамо-машина, будут двигать вашу работу к финишной прямой.
Во многих ВУЗах список тем к написанию составляет деканат, и студентам остается только выбрать наиболее знакомую по содержанию и выполнять исследование исходя из ожиданий комиссии. Однако, есть и такие учебные заведения, которые предоставляют полную свободу выбора учащимся. Это значительно помогает справиться со стрессом от незнания научного направления, так как студенты выберут только знакомые и интересующие их темы. При необходимости формулировку темы корректируют с преподавателем и выбирают наиболее актуальный вопрос в рамках научной области.
При выборе научного руководителя, следует узнать его научные достижения и исследовательскую область. Так как преподаватель, который не занимается выбранной вами темой, ничем не сможет помочь. Узнайте больше информации о его характере и темпераменте, это позволит вам эффективнее сотрудничать и избегать конфликтных ситуаций.
Знакомый со студентом преподаватель, будет охотнее помогать при поиске нужной литературы и при составлении теоретической части исследования.
Далее необходимо ознакомиться с методичкой, которую посоветуют в деканате. Там будут содержаться все требования к оформлению и содержанию работы. Пользуясь методичкой, вы решите вопросы написания курсовой, и выделите для себя подходящие методы исследования.
- Изучите всю литературу по теме, а также учебники и первоисточники. Чем больше вы будете разбираться в поставленном вопросе, тем проще будет формулировать свои мысли при написании и редактировании.
- Составьте план курсовой и подробное описание каждого из пунктов. При составлении обратите внимание на нумерацию каждого из пунктов и его название. Одинаковое название разделов не допускается!
- Согласуйте все действия с руководителем. Не стесняйтесь выражать свои мысли и показывать наработки. Помните: Успех на защите, в интересах закрепленного за вами преподавателя. Попросите показать пример или образец хорошо написанной курсовой работы. Ознакомившись с ней, вы будете иметь представление, как должно выглядеть исследование и чему стоит уделить время.
- Начните писать введение. Акцентируйте внимание на актуальности вашей темы и исследовательского вопроса. Четко и корректно сформулируйте цель вашей работы.
- Перейдите к основной части текста. Максимально раскройте тему, избегая неточных фактов и непроверенной информации. Опишите всю имеющуюся теорию по теме и раскройте суть исследования.
- Приступите к практической части. Если курсовая технической направленности, используйте специализированные компьютерные программы и инструменты для облегчения и ускорения выполнения.
- Напишите заключение исходя из выводов, полученных при исследовании темы. Опишите решение поставленных задач и эффективность полученных результатов. Оцените вклад вашей работы в современную науку.
- Проверьте оформление курсовой в соответствии с требованиями. Составьте приложения к работе, где нужно указать графики, таблицы, схемы и чертежи. Проверьте весь текст работы на уникальность, очень важно, чтобы ваша работа прошла проверку на антиплагиат при допуске к защите. Написанная без плагиата работа заслужит больше одобрения от комиссии.
- Проверьте курсовую вместе с руководителем. Обратите внимание на его советы и замечания.
- Подготовьтесь к защите работы. Напишите небольшой тезисный конспект, который будет дополнять речь и поможет лучше ориентироваться в материале.
Для того чтобы работа прошла нормоконтроль, нужно оформить все ее части в соответствии с требованиями учебного заведения. Соблюдение ряда простых правил, поможет вам с легкостью отредактировать свой текст:
- Шрифты;
- Отступы, в том числе и межстрочные;
- Разделение на абзацы;
- Оформление заголовков;
- Оформление ссылок;
- Нумерация приложений.
Текст должен быть написан с использованием шрифта Times New Roman, 14 кеглем, стандартного черного цвета.
Межстрочный интервал устанавливается полуторный. Левые и правые отступы регулируются по 30 и 10 миллиметров, нижние и верхние — 15 и 20 соответственно.
Абзацы должны быть четко структурированы, и последовательны. Соблюдайте правило один абзац — одна мысль.
Использование курсива или выделения жирным начертанием, допускается только при оформлении заголовков или подзаголовков.
В оформлении ссылок и списка литературы, все фамилии должны идти в алфавитном порядке, с четким указанием даты выпуска издания и издательства.
В составлении нумерации, отсчет начинается с первого приложения, использованного в тексте. Например, 1.1, 1.2, 1.3 и т.д. Как правило, первая цифра означает номер раздела работы, вторая — порядковый номер приложения.
При финальном оформлении курсового исследования, обратите особое внимание на мелкие детали.
Требования к оформлению работы, в том числе каким шрифтом пользоваться и какой отступ делать, во всех учебных заведениях сходные. Готовый текст распечатывается в книжной ориентации документа, формата А4. Листы сшиваются скоросшивателем и помещаются в папку.
- Прочитайте несколько раз текст вашей работы. Чем больше вы запомните, тем более полные будут ответы на вопросы от комиссии.
- Проверьте качество напечатанного текста и чистоту обложки. Опрятные и аккуратные работы больше ценятся и им ставят высокие отметки.
- Постарайтесь хорошо отдохнуть и выспаться перед защитой. Свежий после отдыха разум, будет лучше оперировать понятиями, и быстрее доставать из памяти нужную информацию.
- Составьте речь для защиты курсовой. Хорошо структурированная, полноценная речь должна выстраиваться так, чтобы у комиссии не осталось вопросов или возражений.
- Создайте и разработайте презентацию, которая будет визуализировать сказанное вами. Она отвлечет внимание от возможных ошибок или недочетов, разбавит скучный текст и повысит ваши шансы на успех.
- Прорепетируйте свое выступление перед закалом или зрителями. Выберите подходящую громкость голоса, скорость произношения и удобную позу.
- Продумайте свой внешний вид до мелочей. Защита курсовой работы — серьезное мероприятие, которое имеет установленный дресс-код. Студенты должны придерживаться официального стиля одежды и избегать спортивного стиля или ярких цветов.
Совет: Узнай количество членов экзаменационной комиссии, и подготовь распечатанный материал для каждого. Это на время займет преподавателей и повысит шансы на получение хорошей отметки.
Следуя всем нашим указаниям и советам, вам не составит труда быстро и качественно написать курсовую работу и подготовиться к ее защите. А для тех, у кого нет времени или сил существует наш сервис, который профессионально помогает справиться с учебными трудностями, и напишет курсовую на заказ в короткие сроки.
Как написать курсовую на «отлично»: 25 шагов к пятёрке
Одна из целей высшего образования – научить студента самостоятельно мыслить и привить ему навыки научной работы. Поэтому на каждом курсе (в некоторых вузах исключение даётся первокурсникам) пишется небольшая научная работа. Она так и называется – курсовая. И это вовсе не «большой реферат», как думают некоторые студиозусы.
Вы уверены, что знаете, как правильно писать курсовую работу? В этой статье мы дадим вам чёткий мануал по написанию курсовой, претендующей на «отлично»!
Подготовительный этап
- Выбор преподавателя. Именно с этого шага начинается написание курсовой, которую вы собираетесь защитить на «отлично». Во-первых, у каждого преподавателя – свой круг интересов, от которых зависят темы курсовых и дипломов. Во-вторых, преподы различаются по характеру и уровню г-нистости. Если ваш научный руководитель – тот ещё козёл, то написать курсовую на «отлично» практически нереально. Но козлы, как правило, достаются тем, кто пришёл на кафедру за темой к шапочному разбору.
Так что озаботьтесь выбором научрука как можно раньше. Подробней о том, как правильно подойти к этому вопросу, читайте в статье «Как выбрать научного руководителя».
- Выбор темы. Выбор студенту предоставляется не всегда, но кое-что тут можно сделать. Для начала, как мы уже сказали, надо правильно выбрать научного руководителя – из тех преподавателей, чьи темы курсовых вам наиболее близки. Затем – обсудить с преподавателем круг тем, которые можно взять для курсача.
Если вы придёте к научному руководителю не за неделю до защиты, а в начале учебного года (или хотя бы в начале второго семестра) и продемонстрируете свой искренний интерес, адекватность и мозговитость, нормальный препод рассмотрит с вами несколько вариатов. Лучше всего взять у преподавателя несколько тем и тайм-аут на недельку – чтобы проанализировать информацию и подумать, какая проще, сложнее, интересней. Хотя бы для того, чтобы потом не мучиться вопросом, «как писать курсовую на эту шизанутую тему»!
Учтите, что курсовики, которые пишутся на 3 – 4 курсе, обычно становятся главами дипломной работы. Так что мыслите перспективно! Самые умные студенты уже на первом-втором курсе тему курсовой выбирают с прицелом на диплом.
- Изучение общей информации. Энциклопедии, учебники, словари, обзорные статьи в интернете (ну или как минимум Википедия) позволят вам в общих чертах понять, о чём будет курсовая.
Не стоит игнорировать этот этап, иначе составить внятный план будет непросто. Но и зарываться в материалы по уши пока не стоит – возможно, преподаватель внесёт исправления в ваш план, потребует сделать акцент на одни вопросы и опустить другие.
- Составление плана. Когда вы получите общее представление о теме курсовой работы, приступайте к составлению плана. Точнее, плана должно быть два: краткий и тезисный. Сначала составьте краткий план написания курсовой работы, обсудите его с преподавателем. Затем распишите план в тезисах: к каждому параграфу – по абзацу или хотя бы по предложению: о чём вы собираетесь писать, какой вопрос будете раскрывать. И снова – к любимому научруку. Лучше пять раз переписать план, чем один раз переписывать всю курсовую работу!
- Составление списка литературы. Большинство преподавателей подсказывают основные труды, на которые нужно опираться при написании курсовой (это ещё один повод прийти на консультацию, а не сразу вручать научному руководителю готовую курсовую).
Но, как правило, книг, которые посоветовал преподаватель, недостаточно. Студент должен сам провести работу по поиску подходящей литературы. Список учебников и энциклопедий не прокатит (хотя их тоже можно указать), в списке должны быть исследования – статьи в научных журналах и сборниках, монографии.
На некоторых кафедрах требуют, чтобы список литературы включал труды на иностранных языках. Не пытайтесь тупо вставить в список сотню иностранных названий, содрав их из примечаний к какой-нибудь монографии – лучше несколько книг и статей, но тех, что вы точно можете хотя бы пролистать. Преподаватели – не лопухи. Вас вполне могут спросить: «А где вы, голубчик, разыскали это раритетное издание на итальянском, на которое ссылается Петрунькин-Разумовский? И какого же цвета обложечка?».
- Поиск источников. Этот пункт требуется не на всех факультетах, но на некоторых – обязателен. Например, историки в качестве источников используют летописи, хроники, мемуары, дипломатические документы, архивные материалы. Философы берут сочинения мозговитых представителей древности и современности – от Аристотеля и Канта до Сартра и Кьеркегора. Юристы оперируют источниками права – законами, указами, конституциями, материалами судебной практики. Филологи – художественными текстами.
Не путайте источники с литературой! При оформлении курсовой они выделяются отдельно.
Если в требования написания курсовой по вашей специальности входят источники, а вы ограничились только монографиями и статьями исследователей – вы не то что «отлично» не получите, но и на «удовлетворительно» можете не рассчитывать.
- Нужно ли писать практическую часть, делать расчёты и чертежи? Обязательно выясните этот вопрос на первых же консультациях. Не на всех факультетах есть это требование, но уж если есть – то эта часть, как правило, самая важная. И самая проблемная.
Особенно много проблем возникает при написании практической части у будущих педагогов, психологов, юристов, экономистов, менеджеров. Практическую нужно писать на основе проведения экспериментов, опросов или практики на конкретном предприятии. Вот засада! За один день трудно даже провести необходимые мероприятия, а ведь ещё надо договориться с руководством объекта.
Памятка студентам, которые используют услуги по написанию курсовых: если хотите реальную практическую часть, заказывайте работу пораньше. Студлансер может написать теорию и за три дня, и даже за день, а вот практическую часть за ночь не сляпаешь.
- Особые требования кафедры и преподавателя. В каждой избушке – свои погремушки. Обязательно выясните, есть ли у вашего научного руководителя особые требования к написанию курсовой работы. Сколько студентов, притащив преподавателю готовый курсач, с офигением узнают о том, что не учли «самое важное»!
Сбор материалов
- Стратегия поиска материалов. Итак, план утверждён, кое-что из литературы преподаватель вам посоветовал. Что теперь – с головой в омут информации? Да там утонуть можно (или, наоборот, долго блуждать в поисках материалов по теме, на которую почти никто ничего не писал).
Сначала пересмотрите план и тезисы – чтобы представлять, какую информацию вам нужно найти. Затем проанализируйте список источников и литературы. Разделите его на части:
1) «флагманы», из которых вы сдерёте большую часть инфы;
2) вспомогательные материалы, из которых вы возьмёте пару цитат.
Желательно, чтобы «флагманов» было три – пять. Передрав главу чужой диссертации или скомпилировав пару статей, вы вряд ли получите вожделенный «пятак».
- Поиск материалов в интернете. Активная оцифровка книг, статей, диссертаций и источников привела к тому, что на львиную долю тем «флагманы» легко ищутся в сети. Даже, к примеру, такой бич студентов-историков, как источники по средневековью, вот уже лет пять как бичом не являются – энтузиасты выложили всё, что можно найти на русском плюс делают новые переводы.
Многие редкие книги, которые раньше студенты заказывали по МБА или ехали за ними в московские библиотеки, тоже сейчас есть в сети. Что и говорить, написание курсовых и дипломных работ благодаря интернету существенно упростилось… И усложнилось: ведь теперь нельзя просто переписать или перепечатать ксерокопии – нужно доводить текст до уникальности. Ведь то, что вы видите в открытом доступе – видит и преподаватель!
А теперь – палим фишку! Обратите внимание на диссертации, за которыми теперь не нужно ехать в диссертационный зал. Правда, большинство диссеров бесплатно не скачать. Но сумма невелика, а глава может стать отличным «флагманом». Причём уникальность будет стопроцентной – ведь в открытом доступе такого материала нет. Заодно и выводы можно того… сприватизировать…
- Работа в библиотеках и архивах. Увы, не все книги и журналы можно найти в сети. Например, из-за борьбы с пиратством некоторые новые книги можно только купить. А старые могут быть пока неоцифрованы. И, конечно, «добрый» препод обязательно потребует, чтобы именно эти материалы попали в вашу курсовую.
Так что не забывайте о существовании вузовских, областных и общероссийских библиотек – они, как ни странно, ещё работают. И основные их посетители – студенты.
А некоторым студентам приходится ещё и рыться в архивах, подшивках старых газет… Эта участь может постигнуть, к примеру, будущего историка (особенно на кафедре краеведения), журналиста, юриста. Если вы – из таких бедолаг, и уже присматриваетесь к ценам на написание курсовых работ на заказ, не затягивайте с решением: студлансеру ведь придётся рыться вместо вас в этих архивах. Такие работы за три дня не пишутся.
- Перевод иностранных материалов. Ваш преподаватель считает, что курсовик отличника должен содержать ссылки на иностранные книги и статьи? Зверюга, что тут скажешь. Хорошо, что переводы нужных страниц можно спокойно заказать у профессионалов, например, на Студлансе. Дорого? Ну, тогда придётся поработать самому: хотя бы в целом понять, о чём речь в тексте и выделить те абзацы, которые нужно перевести. Это сократит ваши расходы в 5 – 10 раз.
Если же вы вообще не понимаете, чего там накарябано, и даже не знаете, какие страницы содержат полезную информацию? Понятно, что перевод целой книги обойдётся в неподъёмную сумму. Поэтому закажите анализ книги с выделением самых важных мыслей по вашей теме.
Палим ещё одну фишку! Если слизать из буржунета ещё не переведённый материал по вашей теме, можно не париться с уникальностью. Это супер-«флагман»! Главное – найти. Некоторые студенты покупают где-нибудь на Амазоне книги по своей теме на иностранных языках (те, что не найти в свободном доступе) и радуют преподавателя ну просто гениальными курсовыми. Риск спалиться – минимален. Ну только если препод тоже купил такую книгу…
Написание
- Структурирование и компилирование материала. Итак, материал собран. Теперь его нужно рассовать по главам и параграфам. Этот этап кажется простым, но есть тут и свои подводные камни. Некоторые студенты, особенно на младших курсах, считают, что чем больше инфы – тем лучше. В результате в курсовой вместо 25 – 40 страниц оказывается больше сотни.
Нет, господа студенты, это ошибочный подход. От вас требуется вычленить главное: как говорится, самою мякотку. Материал, который попадёт в вашу курсовую, должен подкреплять ваши личные выводы.
И ещё один момент: компилируйте с умом. Преподаватель, скорее всего, наизусть знает все ваши «флагманы». Поэтому не сдирайте информацию страницами. Тасуйте материалы. Лучше даже не абзацами передирать, а складывать мозаику из предложений – оттуда фразочку, отсюда кусочек…
- Сноски. Не стоит оставлять процедуру проставления сносок на последний момент – можно запутаться, да и времени будет потрачено немало. Лучше ставить сноски сразу: взяли из книги или статьи кусочек текста – поставили сноску. Кстати, рекомендуем почитать статью о том, зачем нужны сноски.
- Уникализация текста. Благодаря интернету найти информацию для написания курсовых и дипломных работ стало проще, но спалиться с плагиатом теперь – как нефиг делать. Большинство преподавателей требуют теперь работу не только в распечатанном, но и в электронном виде – чтобы прогнать через системы антиплагиата. Так что после того, как вы там накомпилировали, приступайте к уникализации текста (как это делать – читайте в статье «Как обойти антиплагиат: 5 стратегий борьбы»).
Стандартные требования – 70% уникальности (30% неуника – на цитаты и терминологию). Но у преподавателя могут быть и личные требования к уникальности, которые нужно учитывать.
- Выводы, личное мнение. Большинство студентов пишет курсовые так же, как рефераты. То ест получается просто большой такой реферат-компиляция, а ведь курсовая – это маленькая научная работа. Поэтому тот, кто хочет написать курсовую на «отлично», должен шевелить мозгами, размышлять, анализировать материал. Каждый параграф и каждая глава завершаются личным выводом по теме. Можно и даже нужно дискутировать с авторами, которые уже что-то написали по вашей теме (в пределах адекватности, разумеется).
Вообще чем самостоятельнее выводы, чем оригинальней курсовая работа – тем выше шанс получить «отлично». И даже поехать с ней на какую-нибудь научную конференцию.
- Предоставление черновика преподавателю и внесение правок. Лучше сдавать работу частями: главами, а то и параграфами. Во-первых, препод видит, что вы работаете. Во-вторых, вы вовремя можете изменить курс, если напортачили. Этот пункт может повторяться многократно. Хотя некоторые преподаватели не любят, чтобы их слишком уж доставали, большинство приветствуют студенческую активность.
Запишите на лбу! Работу, сразу предоставленную в готовом виде, научрук завалит в 99,9% случаев. Если только он не совсем пофигист. Хотя бы из вредности – что это вы, голубчик, ни разу на консультацию не явились? Не уважаешь, падла?!
Написание практической части
Эти шаги могут не понадобиться – если вы учитесь на факультете, где курсовые пишутся без практической части. Если же практическая часть обязательна, мотайте на ус.
- Договорённости с предприятием, на котором вы будете проводить практические мероприятия. Это может быть школа, если вы педагог или психолог, отель – если вы студент «Гостиничного сервиса и туризма», завод – если вы экономист и т. д. Естественники работают в лабораториях. Студентам, постигающим точные науки, тоже могут потребоваться испытания в лабораторных условиях.
В любом случае, надо сначала договориться о визите и практической работе на объекте. Если сразу явиться и сказать «Здравствуйте, я ваша тётя!», вас могут послать очень далеко. И не рассчитывайте, что вам сразу предоставят возможность заниматься своими научными изысканиями – скорее всего, назначат дату, удобную руководству или куратору.
- Подготовка комплекса практических мероприятий. Прежде чем направляться на объект, подготовьте план практических мероприятий, экспериментов или вопросов к руководству. Причём крайне желательно, чтобы научный руководитель всё это утвердил. Вы ведь не хотите проводить практические изыскания во второй раз?
- Сбор материалов. Ну вот, пришло время немного помучить «подопытных». Или же провести эксперименты в лаборатории. Приступайте! Старайтесь всё делать на совесть, чтобы не пришлось самому мучиться ещё разок-другой-третий.
Некоторые студенты собирают информацию для практической части «от балды». Стратегия распространённая, но тем, кто собирается написать курсовик на «отлично», придерживаться её не следует.
- Обработка материалов. На этом этапе вы обрабатываете всё, что раздобыли на объекте, где проводили практические эксперименты, опросы или другую научную/околонаучную работу. Теперь пора всё это подсчитать, составить графики, таблицы, чертежи или, возможно, накарябать бизнес-план с рекомендациями…
Самое главное: выводы в практической части должны подтверждать вашу гипотезу, выдвинутую во введении. Не злоупотребляйте подгонкой данных… Хотя, будем откровенны, иногда без этого не обойтись. Старайтесь, чтобы всё выглядело правдоподобно (как говорится, честный человек – тот, кто не попадается). Но лучше, конечно, не мухлевать.
Завершающий этап написания курсовой
- Введение и заключение. Да, эти части курсовой пишутся последними. С заключением понятно – это выводы. А почему введение тоже следует писать в самом конце? А потому, что во время написания курсовой (и особенно в процессе работы над практической частью) ваша гипотеза может быть опровергнута. В этом случае вы выдвинете новую гипотезу, соответствующую выводам Да, это, строго говоря мухлёж, но мухлёж узаконенный.
Цели, задачи – всё должно увязываться с выводами в заключении. Поэтому эти две части курсовой, её «обрамление», пишутся параллельно. Поскольку курсовая может перекраиваться несколько раз, нет смысла сразу писать введение.
Интересно, что для большинства студентов введение и заключение – самые тяжёлые куски работы, тогда как для профессиональных студлансеров – самые лёгкие. Почему? Потому, что клепаются по шаблону!
Это шаблонизированные части курсовой, которые даже не столько пишутся, сколько составляются согласно чётким требованиям, представляющим собой облегчённые требования к введению и заключению диплома, диссертации. Разобравшись в этом шаблоне на младших курсах, вы облегчите себе процесс написания дипломной работы.
- Оформление. Нужно выяснить не только правила оформления титульного листа, но и множество других нюансов: как оформлять таблицы, формулы, приложения и т. п. Большинство правил распространяется на все вузы, но свои заморочки с оформлением отдельных частей работы могут быть и на отдельно взятой кафедре.
- Список литературы, сноски, оглавление, приложения, нумерация. Теперь аккуратно расставляем книги и статьи по алфавиту (по фамилиям), учитывая требования оформления. Источники обычно выделяются отдельно (и могут делиться на группы). Чтобы не мучиться с нумерацией, используйте автоматические списки в «Ворде».
Не забывайте: инициалы отделяются пробелами! Распространённая ошибка. Неправильно: Иванов И.И. Правильно: Иванов И. И.
Что касается сносок, то мы уже говорили – не оставляйте их проставление напоследок.
Приложения выносим в конец работы (эти страницы не нумеруются). Не забываем про оглавление. Создаём титульный лист. Почти готово!
- Вычитка, проверка сносок. Чем меньше ошибок и опечаток будет в курсовой – тем благосклонней к вам будет преподаватель. В серьёзной работе, претендующей на высокую оценку, ошибки недопустимы.
Вот и всё… почти. Потому что оценка за курсовую, особенно на старших курсах, ставится по результатам защиты. Но это уже тема отдельной статьи – как защитить курсовую на пять баллов. Впрочем, если вы добросовестно выполнили эти 25 пунктов, пятёрка уже почти у вас в кармане – на 90%.
А проще можно?
Можно. Если эти 25 шагов на пути к отличной курсовой кажутся вам слишком сложными, закажите работу студлансеру. Но учтите: если вы претендуете на высокую оценку, самому всё равно придётся хоть немного, но потрудиться. Даже если вы заказываете курсовую студлансеру, постарайтесь выполнить первые 8 шагов.
Кроме того, для получения высокой оценки придётся несколько раз заглянуть к научному руководителю с черновым вариантом. Рекомендуем познакомиться с советами, как правильно заказать курсовую, чтобы получить отличный результат!
«Как написать курсовую?» – Яндекс.Кью
Запомните. Ваша тема содержит проблему, которую вы должны изучить, устранить/решить. На этом строится вся работа, а теперь по порядку.
Основные моменты читайте тут: https://nauchniestati.ru/blog/kak-napisat-kursovuju-rabotu/
Коротко. Выберите тему из предложенных преподавателем. Изучите научные работы по данной теме, в том числе, зарубежных авторов (это будет огромным плюсом), сравните и предложите иной (лучший) метод решения. Проведите исследование, примените результаты на практике, сделайте выводы. Не забывайте про плагиат. А теперь в порядке, как это описать в курсовой работе:
Титульный лист. Указывается тема, место выполнения, город, автор и преподаватель (с регалиями). Пример возьмите на кафедре.
Введение. Опишите проблему темы.
Актуальностью вашей темы будет то, что проблема решена не полностью и требует дальнейшего изучения и решения. Новизной будет новый метод исследования проблемы или принципиально другой подход. Объектом будет то, что мы изучаем, предметом его свойство (подробнее тут: https://nauchniestati.ru/blog/obekt-i-predmet-kursovoj-raboty/). Цель — решение проблемы, задачи — способы достижения цели (поиск и отбор работ, анализ методов, сбор данных, исследование, результаты).
Первая глава. Поднимите теоретический материал для вступления. Сравните работы других авторов. Опишите коротко каждую работу. Все ли учтено? Есть ли изъяны в их работах (на этапе сбора данных, анализе, выводах)? Это можно сделать при помощи сравнения и свести в одну таблицу. Не забывайте делать ссылки на работы, а их указывать в списки использованной литературы. Небольшие у из работ не считаются плагиатом.
Вторая глава. Опишите этапы вашего исследования (сбор данных, подготовка, особенности метода в контексте темы, применение метода). Помните, большие данные лучше выносить в Приложения.
Третья глава (если требуется). Апробация полученных результатов на практике. Проще говоря, опишите, как результаты вашей работы можно применить с реальной пользой. Например, если вы во второй главе строили математическую модель сбора огурцов, то в апробации постройте на ее основе прогноз.
Заключение. Опишите, достигнута ли цель исследования, все ли задачи удалось решить, удалось ли решить проблему, будет ли родолжение исследования и в каком направлении.
Далее идёт Приложения (таблица с данными, объемные графики, иллюстрации) список использованных источников.
После написания проверьте работу на плагиат. Это можно сделать в text.ru, etxt, advego. Я рекомендую text.ru, он жёсткий, но надёжный. Программа выделит предложения, которые нужно заменить (перефразировать).
Далее оформляем работу согласно ГОСТам (как написано тут: https://nauchniestati.ru/blog/oformlenie-kursovoi-raboty-po-gostu/) или методическому указанию кафедры.
Ваша работа готова! Осталось ее защитиь.
P.S. Рекомендую каждый этап работы согласовывать с преподавателем. В самом начале, напишите план, по сути, будущее оглавление курсовой работы и согласуйте его с преподавателем. Это заложит надёжный фундамент вашей будущей совместной работы.
Успехов!
«Как написать курсовую?» – Яндекс.Знатоки
Запомните. Ваша тема содержит проблему, которую вы должны изучить, устранить/решить. На этом строится вся работа, а теперь по порядку.
Основные моменты читайте тут: https://nauchniestati.ru/blog/kak-napisat-kursovuju-rabotu/
Коротко. Выберите тему из предложенных преподавателем. Изучите научные работы по данной теме, в том числе, зарубежных авторов (это будет огромным плюсом), сравните и предложите иной (лучший) метод решения. Проведите исследование, примените результаты на практике, сделайте выводы. Не забывайте про плагиат. А теперь в порядке, как это описать в курсовой работе:
Титульный лист. Указывается тема, место выполнения, город, автор и преподаватель (с регалиями). Пример возьмите на кафедре.
Введение. Опишите проблему темы.
Актуальностью вашей темы будет то, что проблема решена не полностью и требует дальнейшего изучения и решения. Новизной будет новый метод исследования проблемы или принципиально другой подход. Объектом будет то, что мы изучаем, предметом его свойство (подробнее тут: https://nauchniestati.ru/blog/obekt-i-predmet-kursovoj-raboty/). Цель — решение проблемы, задачи — способы достижения цели (поиск и отбор работ, анализ методов, сбор данных, исследование, результаты).
Первая глава. Поднимите теоретический материал для вступления. Сравните работы других авторов. Опишите коротко каждую работу. Все ли учтено? Есть ли изъяны в их работах (на этапе сбора данных, анализе, выводах)? Это можно сделать при помощи сравнения и свести в одну таблицу. Не забывайте делать ссылки на работы, а их указывать в списки использованной литературы. Небольшие у из работ не считаются плагиатом.
Вторая глава. Опишите этапы вашего исследования (сбор данных, подготовка, особенности метода в контексте темы, применение метода). Помните, большие данные лучше выносить в Приложения.
Третья глава (если требуется). Апробация полученных результатов на практике. Проще говоря, опишите, как результаты вашей работы можно применить с реальной пользой. Например, если вы во второй главе строили математическую модель сбора огурцов, то в апробации постройте на ее основе прогноз.
Заключение. Опишите, достигнута ли цель исследования, все ли задачи удалось решить, удалось ли решить проблему, будет ли родолжение исследования и в каком направлении.
Далее идёт Приложения (таблица с данными, объемные графики, иллюстрации) список использованных источников.
После написания проверьте работу на плагиат. Это можно сделать в text.ru, etxt, advego. Я рекомендую text.ru, он жёсткий, но надёжный. Программа выделит предложения, которые нужно заменить (перефразировать).
Далее оформляем работу согласно ГОСТам (как написано тут: https://nauchniestati.ru/blog/oformlenie-kursovoi-raboty-po-gostu/) или методическому указанию кафедры.
Ваша работа готова! Осталось ее защитиь.
P.S. Рекомендую каждый этап работы согласовывать с преподавателем. В самом начале, напишите план, по сути, будущее оглавление курсовой работы и согласуйте его с преподавателем. Это заложит надёжный фундамент вашей будущей совместной работы.
Успехов!
Как написать курсовую работу самостоятельно
Бывает так, что научник мечты достается не вам. В таких ситуациях написание курсовой от начала и до конца приходится брать в свои руки – это сложная, но вполне выполнимая миссия, если придерживаться четкого плана действий. Здесь мы расскажем, как написать курсовую работу самостоятельно.
В этой статье:
Шаг 1: Выбор темы курсовой работы
Одно из самых важных решений при написании курсовой работы – выбор темы. Редко кто сразу знает, о чем он хочет писать и как тему сформулировать: идей или нет, или слишком много.
Держа интересные варианты в голове, обратитесь к списку уже написанных работ – его лучше искать на сайте своего факультета. Благодаря такому поиску можно сразу отказаться от темы, с которой уже кто-то работал.
Также чужие темы могут облегчить выбор своей – например, можно взять другой аспект рассмотренной темы или сменить методологию исследования.
В определении темы важны и научные работы – статьи, диссертации. По ним можно понять, насколько тема изучена: если уже много чего сказано, то есть риск не найти ничего нового и повторить подвиг предшественников; а если мало, то по этой теме сложно будет работать из-за отсутствия примера и результатов предыдущих исследований.
В идеале – найти золотую середину, чтобы по теме было написано несколько научных работ.
Как написать курсовую работу самостоятельно
Шаг 2: План курсовой работы
Следующий шаг, который может уберечь от большого количества ошибок – это составление примерного плана. Проще сделать два: краткий (только основные пункты) и тезисный (с несколькими предложениями о том, что вы планируете рассмотреть и написать по каждому пункту).
При написании плана стоит уделить отдельное внимание разделению основной части курсовой на главы – не нужно смешивать рассмотрение нескольких вопросов в одной главе, лучше разделить ее на подглавы.
Также важно серьезно отнестись к названиям глав – они не должны быть абстрактными, потому что у читающего оглавление курсовой человека должно сложиться краткое и ясное видение вашей работы.
Шаг 3: Список литературы в курсовой работе
Написать курсовую без опоры на литературу довольно сложно, поэтому сейчас существует много возможностей для ее поиска. Прежде всего можно обратиться к уже названным научным статьям или диссертациям по вашей или близкой к ней теме – в них всегда есть список использованной литературы, хотя бы часть которого может вам пригодиться.
Еще одним помощником служат библиотеки – помимо того, что в них можно искать информацию самому, некоторые предлагают справочные услуги. Так вы можете попросить сотрудника библиотеки подобрать небольшой список литературы к своей курсовой.
Ошибка, которую можно совершить при выборе литературы – использование слишком большого количества информации.
Помимо того, что вся литература курсовой должна делиться на источники и научную литературу, нужно выделить несколько флагманов и дополняющую литературу. Флагманами являются основные книги, из которых берется большая часть информации, а дополняющие могут пригодиться для упоминания нескольких цитат из них.
Шаг 4: Тайм-менеджмент
Когда план составлен, а литература найдена, остается написать текст. С одной стороны, это просто – нужно погрузиться в анализ и на бумагу переносить сам процесс и выводы. С другой – когда нет формата отчетности, тяжелее всего не отложить написание работы на крайний срок. Здесь важен как масштабный, так и ежедневный тайм-менеджмент.
Для начала стоит распределить написание глав курсовой по времени – для этого лучше всего ориентироваться на общий, университетский график дедлайнов по курсовой работе.
Если по учебному положению черновик курсовой должен быть готов к марту, то и вам его нельзя дописывать только к маю.
Чтобы не пропускать большие дедлайны надо контролировать время, отведенное на курсовую в течение дня или недели – выделять часы, в которые все внимание посвящено написанию работы.
Шаг 5: Вычитка курсовой работы
Кажется, что текст курсовой написан, и на этом можно выдохнуть и закончить работу? Еще нет, ведь нужно сверить соответствует ли проделанная работа в основной части задачам, поставленным во введении – цели в ходе работы часто меняются, и какие-то темы не удается раскрыть, а что-то другое требует, наоборот, больше исследований.
Первый этап: проверка введения, основной части и заключения
Вы удивитесь, но проверке введения и заключения научные руководители обычно выделяют больше всего времени!
Для создания впечатления полной, максимально продуманной и исследовательской работы пригодятся приложения – к ним можно отнести графики, чертежи и прочую дополняющую и иллюстрирующую информацию.
Второй этап: академическое оформление
Курсовая работа должна отвечать прописанным правилам оформления, поэтому студент должен проверять библиографию и сноски на соответствие требованиям ГОСТа.
Еще важнее проверить всю курсовую на антиплагиат – процент заимствований не должен превышать допустимый вузом. На случай использования разного антиплагиата вами и университетом, процент заимствований лучше держать хотя бы немного ниже контрольной линии.
Если же снизить его, убрав какие-то пункты текста, нельзя, то лучше всего здесь поможет перефраз указанных цитат.
Помните: писать курсовую самостоятельно не так страшно, если подходить к этому вопросу заранее и держать процесс написания под контролем до самого конца.
Читайте также:
Как собрать портфолио для магистратуры в 2020 году?
Поступление в магистратуру отличается от поступления в вуз после школы, но есть и общие моменты. Разбираемся, зачем и как собрать портфолио для магистратуры в 2020 году.
пошаговая инструкция с требованиями и рекомендациями
Вы точно знаете, как написать курсовую работу правильно? Это ведь не так просто, как кажется на первый взгляд. Вы имеете дело с реальным научным трудом, у которого есть свои цели, задачи, выводы, аннотация и рецензия. Только не надо паниковать: если потрудиться, все можно сделать красиво. А в этом вам помогут наши полезные советы и рекомендации!
Многих студентов интересует, когда начинать подготавливаться к курсовой. За месяц, неделю, день? Конечно, за год вряд ли кто-то начнет шевелиться. Однако есть пункты, которые нужно выполнить заранее (к примеру, определиться с преподавателем).
Да-да, подготовка к курсовой начинается именно с выбора научного руководителя. От его круга интересов будет зависеть будущая тематика для студента. Кроме того, каждый преподаватель со своим характером: степень несговорчивости и придирчивости у всех разная. Так что ваша задача – «ухватить» как можно раньше себе покладистого наставника. В дальнейшем можете записаться к нему по другим видам работ (реферат, диссертация, диплом).
После того как определились с научным руководителем, и ваши общие интересы совпадают, настал подходящий момент для обсуждения темы. Это еще один важный пункт вопроса, как составить курсовую.
Целесообразно выбирать тему с перспективой на дипломный проект. Таким образом, к концу учебы у вас уже будет наработанный материал для выпускной квалификационной работы.
Определяясь с тематикой, вы можете опираться на личный научный и практический интерес, выработанный в студенческом кружке, при чтении специальной литературы, а также основанный на опыте прошлой работы, докладах, семинарах, презентациях, лекциях и т.д.
Дальнейшим шагом является составление плана. Это совсем не трудная задача. В вопросе как написать курсовую работу самостоятельно это, пожалуй, самый простой пункт. Нужно составить 2 плана: тезисный и подробный.
Сделайте наброски разделов работы и предоставьте преподавателю на проверку. После его поправок и замечаний (если таковы будут) можете приступать к тезисному плану. Каждый параграф описывается 1 абзацем или предложением (о чем пойдет речь, и какую проблему рассматривать). Затем снова бежим к наставнику за корректировками.
Лучше несколько раз исправить план, чем в дальнейшем всю работу.
Как правило, преподаватели самостоятельно предоставляют ключевые литературные источники. Однако это не все книги и научные труды, которые понадобятся в написании хорошей курсовой работы. Также можно задействовать в научном проекте монографии, научные статьи из журналов, иностранные публикации и много чего другого.
Еще нужно грамотно составить и оформить библиографический список. Только не вздумайте вписывать «левые» источники. Ведь преподаватели уже не первый год проверяют подобные работы, так что легко обнаружить обман им ничего не стоит.
Если предыдущие пункты выполнены, тогда самое время заняться сбором материалов. И в этом вам поможет интернет, библиотека, архив.
Сначала нужно хорошенько проанализировать план курсовой, чтоб понимать, какая информация понадобится. Для облегчения поискового процесса поделите учебный материал на 2 раздела:
- Основные источники (отсюда берется основная информация).
- Вспомогательные (можно позаимствовать несколько интересных цитат).
Вам понадобятся не менее 4 главных источников. Простое перекатывание главы чужой курсовой точно не гарантирует вам отличной оценки! Пример того, как писать курсовую работу, мы покажем чуть ниже. Вначале теоретические аспекты.
В глобальной сети вы сможете найти более 1000 оцифрованных книг, диссертаций, монографий и прочей литературы, что существенно облегчает поиск необходимой информации.
Некоторые научные издания становятся доступны только за деньги. Но, как правило, суммы небольшие, так что серьезную пробоину в бюджете они не сделают.
Помните и об уникальности работы. Простой плагиат той или иной главы курсовой не только разозлит преподавателя, но и закрепит за вами статус любителя халявы и несложных путей.
После того как соответствующий материал подобран, нужно поработать над уникальностью – не менее 70% (30% уйдет на термины, названия источников литературы, титульный лист и пр.). Совет: необходимо переписывать и упрощать предложения на свой лад, использовать маркированные и нумерованные списки. Только так вам откроется завеса тайны, как написать курсовую чтобы она прошла плагиат.
Не все можно найти в Интернете, потому как некоторые книги и журналы доступны только за деньги. Но не расстраивайтесь, ведь есть и другие пути решения проблемы!
Библиотека, архив, читальный зал – все это не пережитки прошлого, как думает большинство студентов, а достоверные источники информации. Здесь все бесплатно, однако придется посидеть несколько часов или даже дней над бумажными книгами.
Материал собран, учебники изучены, кипа книг перелистана. Что дальше? Принцип «чем больше, тем лучше» при написании труда может не сработать. Все же курсовой проект – это научная работа, в которой нет места «мусору». Ценность представляют лишь аргументы, факты и собственные выводы!
Не стоит слепо копировать целые главы, лучше сделать «микс». Немножко из одного источника, немножко из другого, глядишь, и работа готова!
Сначала нужно оформить содержание курсового проекта. В случае его правильного написания и оформления преподавателю будет легче ориентироваться, а это имеет большое значение при оценке и защите научного труда.
Основой оглавления является подробный план исследования рассматриваемой проблемы. Приступайте к написанию плана только после изучения необходимой литературы.
Содержание позволит последовательно раскрыть тему курсовой и при этом не нарушить структуру работы. В процессе написания вносите поправки и коррективы совместно с наставником.
Данный раздел пишется после составления основной части, оформления списка литературы и проставления сносок, поскольку он базируется на содержании теоретической части.
Студенты трудятся над сбором материала, его компиляцией в что-то логичное и единое, а научные руководители вносят бесконечное число правок и исправлений. А потому теоретическая часть видоизменяется порой до неузнаваемости.
Так что писать во введении? Оно включает в себя следующие пункты:
- Вводные предложения.
- Обоснования актуальности темы.
- Цели, задачи, объект и предмет исследования.
- Методологическую базу.
Вся ответственность падает на первое предложение, поскольку его наставник 100% прочтет. Поэтому нужно начать с главной мысли, при этом максимально используя научный стиль («Данная курсовая работа направлена на исследование в области…»).
По актуальности научного проекта судят о том, какую практическую и теоретическую ценность он редставляет, пригодится ли в реальной жизни.
Цель исследования должна полностью решать рассматриваемую проблему. К примеру, «Цель курсовой работы – изучение проблематики таяния северных ледников» либо «Целью курсовой работы является сбор и анализ информации о таянии северных ледников».
Задачам нужно дать четкие формулировки:
- Изучить и сформулировать литературные источники по теме.
- Рассмотреть основную терминологию и понятия по данной тематике.
- Установить взаимосвязь между некоторыми показателями в развитии конкретной области.
- Изложить свое видение об усовершенствовании вопроса.
Как правильно сформулировать предмет и объект исследования? Этим вопросом задается практически каждый студент.
Объект – это область исследования (то, о чем нужно писать в курсовой работе). Предмет – понятие более узкое, чем «объект».
В чем разница между 2 этими терминами? К примеру, объект – это жизнь студента. Тогда предметом будут вечеринки, походы в кино, подработка в свободное от учебы время, общение с друзьями и т.д. Понятно?
Для того чтоб правильно составить заключение, необходимо выбрать из общего объема работы ключевые аспекты. Приблизительное содержание и структура данного раздела включает краткое изложение:
- Вводной части (актуальность, проблематика, цели и задачи).
- Сущности основных глав (теория и практика).
- Выводов, сложившихся в процессе исследования.
- Практических возможностей проекта.
Как написать в курсовой работе заключение, поможет следующий образец.
В этой части описываются и анализируются трудности, с которыми автор столкнулся при создании курсового проекта. Необходимо отметить, какие вопросы и аспекты вы не смогли изучить и по какой причине, а что наоборот удалось полноценно раскрыть и решить.
Не нужно дублировать формулировки выводов в основной и заключительной части (максимально допустимая доля совпадений – 50%).
Аннотация к курсовой работе представляет собой краткое описание тематического содержания, целей, формы, адресата и других особенностей научного проекта.
Одной из ее главных задач является демонстрация умения самостоятельно проанализировать и систематизировать информацию, а потом сжато и в доходчивой форме преподнести на защите.
Аннотация выполняет функции:
- Подчеркивает новизну исследовательского проекта.
- Отражает ключевые аспекты работы, но при этом не дублирует основной текст.
- Содержит исключительно те факты, которые имеются в материале.
Как оформить рецензию на курсовую работу, и что она собой представляет? Это официальный письменный отзыв, краткое изучение и критическая оценка проведенного исследования. Сюда входят следующие пункты (шаблон):
- Актуальность и научная новизна работы.
- Полнота исследования.
- Грамотное сопоставление глав и параграфов.
- Изучение недостатков и достоинств проекта.
- Объективная оценка труда.
Рецензия также важна, как и остальные части проекта.
При ее оформлении соблюдаются следующие стандарты:
- Объем – 1-2 листа.
- Шрифт — Times New Roman.
- Размер шрифта – 14 кегль.
- Межстрочный интервал – 1,5.
Казалось бы, можно выдохнуть, ведь работа готова. Но не спешите отдыхать! Впереди предстоит еще оформить речь для защиты курсовой.
В нее необходимо включить все ключевые моменты и понятия из теоретической и практической частей, введения, заключения. На защите недопустимы расплывчатые и многозначные предложения, «вода». Ценность представляют только сухие факты и аргументация. Осветите все вопросы, затрагиваемые в работе, иначе речь на защите будет выглядеть однобокой.
По желанию можете подготовить наглядную презентацию и продумать ответы на предполагаемые вопросы членов комиссии.
Если в вашем ВУЗе Москвы написание практической части является не обязательным требованием, тогда можете смело пропустить данный пункт. Если же нет, тогда читайте дальше.
Если вы обучаетесь на педагога, юриста, экономиста, психолога или администратора, в таком случаем обязательно прохождение практики в школьном учреждении, юридической компании, гостинице или на предприятии.
Заблаговременно договоритесь о посещении. Проявляйте вежливость и учтивость. Не думайте, что вам сразу выложат все сведения и разрешат делать все, что угодно. Скорее всего, назначат дату и время, когда куратору практической части будет удобно вас принять.
Перед тем как идти на встречу с куратором, приготовьте план мероприятий и вопросов к руководству. Разузнайте как можно больше информации про предприятие, проявите заинтересованность. Так вы покажете серьезный подход к работе, а для себя узнаете много полезного.
После сбора материала нужно разобраться, как и где именно его использовать. Поработайте с графиками, таблицами, наметьте характеристики, чертежи, бизнес-планы. Не стоит мухлевать и составлять отчет по практике лишь бы как!
Главное правило: выводы из практической части должны соответствовать целям и задачам из введения.
Если вы не хотите особо заморачиваться с поиском информации и ее обработкой, есть простой вариант – написать курсовую на заказ. В этом вам помогут исполнители, которые работают на профессиональных серверах. Они сделают всю работу за вас!