Какая сфера жизни общества включает отношения в процессе материального: Attention Required! | Cloudflare – 3) Сфера общественной жизни, в которой реализуются отношения в процессе материального производства: а)социальная

экономическая, социальная, политическая и духовная

Сфера
жизни общества
 —
определенная совокупность устойчивых
отношений между социальными субъектами.
Сферы общественной жизни представляют
собой крупные,
устойчивые, относительно самостоятельные
подсистемы человеческой деятельности.

Традиционно
выделяют четыре основные сферы
общественной жизни:

  • социальную
    (народы, нации, классы, половозрастные
    группы и т.д.)

  • экономическую
    (производительные силы, производственные
    отношения)

  • политическую
    (государство, партии, общественно-политические
    движения)

  • духовную
    (религия, мораль, наука, искусство,
    образование).

Социальная сфера
— это отношения, которые возникают при
производстве непосредственной
человеческой жизни и человека как
социального существа.


В
социальной философии и социологии —
это сфера жизни общества, включающая в
себя различные социальные общности и
связи между ними. В экономике и политологии
под социальной сферой часто понимают
совокупность отраслей, предприятий,
организаций, задачей которых является
повышение уровня жизни населения; при
этом к социальной сфере относят
здравоохранение, социальное обеспечение,
коммунальное обслуживание и т.д.

Экономическая
сфера
 —
это совокупность отношений людей,
возникающих при создании и перемещении
материальных благ. Экономическая сфера
— область производства, обмена,
распределения, потребления товаров и
услуг. Для того чтобы произвести нечто,
необходимы люди, инструменты, станки,
материалы и т.д. — производительные
силы.
 В
процессе производства люди вступают в
разнообразные отношения друг с другом
 производственные
отношения.
 Производственные
отношения и производительные силы в
совокупности составляют экономическую
сферу жизни общества:

  • производительные
    силы
     —
    люди (рабочая сила), орудия труда,
    предметы труда;

  • производственные
    отношения —
     производство,
    распределение, потребление, обмен.

Политическая
сфера
 —
это отношения людей, связанные прежде
всего с властью, которые обеспечивают
совместную безопасность. Cовременный
термин «политика» сейчас употребляется
для выражения общественной
деятельности, в центре которой стоят
проблемы приобретения, использования
и удержания власти.
 Элементы
политической сферы можно представить
таким образом:

  • политические
    организации и институты
     —
    социальные группы, революционные
    движения, парламентаризм, партии,
    гражданство, президентство и т.д.;

  • политические
    нормы —
     политические,
    правовые и моральные нормы, обычаи и
    традиции;


  • политические
    коммуникации —
     отношения,
    связи и формы взаимодействия между
    участниками политического процесса,
    а также между политической системой в
    целом и обществом;

  • политическая
    культура и идеология
     —
    политические идеи, идеология, политическая
    культура, политическая психология.

Духовная
сфера
 —
это область идеальных, нематериальных
образований, включающих в себя идеи,
ценности религии, искусства, морали и
т.д.

Структура
духовной сферы
 жизни
общества в наиболее общих чертах такова:

  • религия—
    форма мировоззрения, основанная на
    вере в сверхъестественные силы;

  • мораль—
    система нравственных норм, идеалов,
    оценок, поступков;

  • искусство—
    художественное освоение мира;

  • наука—
    система знаний о закономерностях
    существования и развития мира;

  • право—
    совокупность норм, поддерживаемых
    государством;

  • образование—
    целенаправленный процесс воспитания
    и обучения.

6.Диалектика
общества и природы. Глобальные проблемы.

Диалектика
природы и общества есть процесс
развивающийся , объективный и
противоречивый. Используя гегелевскую
схему развития противоречия, можно
выделить ряд этапов взаимодействия
общества и природы. 

Первый
этап характеризует процесс становления
общества. Он охватывает период от
возникновения вида Homo sapiens до появления
скотоводства и земледелия. Второй
этап взаимодействия природы и общества
связан с возникновением и развитием
скотоводства и земледелия, что
характеризует переход к «производящей»
экономике, поскольку человек начал
активно преобразовывать природу,
производить не только орудия труда, но
и средства существования. Начало
третьего этапа взаимодействия природы
и общества связано с развертыванием
промышленной революции ХVIII века в
Англии. 


Основные
глобальные проблемы современности:
экологическая,демографическая,
проблема войны и мира.

Тесты по обществознанию для контроля остаточных знаний по разделу «Общество»


1. Обществом в узком смысле слова называют:


1) весь окружающий мир 


2) совокупность форм объединения людей 


3) группы, в которых происходит общение 


4) взаимодействие людей в повседневной жизни


2. Общество в широком понимании – это:


1) чувашская нация 


2) Чебоксарский электромеханический колледж  


3) капиталистическое общество


4) мои родственники


3. К общественным отношениям не относятся:


1) отношения в семье 


2) отношения между работником и работодателем 


3) отношения между природой и обществом 


4) связи между социальными группами и внутри них


4. Социальную сущность человека характеризует:


1) его здоровье 


2) поведение  


3) нервно-психическое состояние 


4) участие в производственной деятельности


5. Институт общества, который касается представителей всех слоев общества


1) общественная организация  


2) политическая партия 


3) образовательное учреждение 


4) семья


6. Какая сфера жизни общества включает отношения в процессе материального производства?


1) социальная 


2) политическая 


3) экономическая 


4) духовная


7. Динамизм общества как системы подразумевает:




1) устойчивость и стабильность 


2) изменение и развитие 


3) постоянный прогресс


8. Отсутствие универсального определения термина «общество» объясняется:


1) малой изученностью человеческого социума 


2) сложностью общества 


3) отсутствием опытных данных 


4) динамичностью самого общества


9. Примеры «узкого» толкования общества:


1) меломаны 


2) социалистическое общество 


3) студенты 


4) любители природы


10. Обществознание как комплексная дисциплина включает в себя:


1) историю 


2) философию 


3) информатику 


4) физическую культуру


Тесты по обществознанию для контроля остаточных знаний по разделу Общество


65. Что из ниже перечисленного можно отнести к противоречиям общественного прогресса?


1) развитие производства ведет к появлению как средств существования, так и средств разрушения 


2) развитие производства ведет к изменению социального статуса рабочего 


3) развитие научных знаний приводит к изменению представлений человека о мире


66. Из перечисленного к важнейшим институтам общества не относится:


1) природная среда обитания 


2) мораль 


3) экономика 


4) семья


67. Понятию «общественный прогресс» противоположно понятие:


1) общественная революция 


2) общественный регресс 


3) общественное развитие 


4) социальная мобильность


68. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется


:


1) прогрессом 


2) революцией 


3) регрессом 


4) эволюцией


69. Какую сферу общества представляют сословия, касты, классы?


1) экономическую  


2) политическую  


3) социальную  


4) духовную


70. Главный критерий прогресса:


1) разум


2) развитие науки и техники


3) уровень культуры 


4) степень свободы личности в обществе


Весь материал — смотрите документ.

42. Материальная сфера жизни общества, её структура и роль в общественном развитии. Понятие способов производства

Материальная
сфера —
это
сфера функционирования производства,
непосредственного воплощения в жизнь
достижений научно-технического прогресса,
реализации всей совокупности
производственных отношений людей, в
том числе отношений собственности на
средства производства, обмена деятельностью
и распределения материальных благ.

Материальная
сфера

включает в себя:


производство
– распределение — обмен — потребление
материальных благ.

Материальная
сфера

выступает как экономическое пространство,
в котором организуется хозяйственная
жизнь страны, осуществляется взаимодействие
всех отраслей экономики, а также
международное экономическое сотрудничество.
Здесь непосредственно воплощаются в
жизнь экономическое сознание людей, их
материальная заинтересованность в
результатах своей производственной
деятельности, а также их творческие
способности. Здесь же реализуется
деятельность институтов управления
экономикой. В экономической сфере
осуществляется взаимодействие всех
объективных и субъективных факторов
развития экономики. Значение данной
сферы для развития общества является
основополагающим.


Способ
производства

– исторически конкретное единство
производительных сил и производственных
отношений. Данное понятие характеризует
деятельность общества по производству
материальных ценностей и находится в
тесной связи с уровнем развитием
производительных сил, а также с характером
и содержанием общественных отношений.
Каждому исторически определённому
состоянию производительных сил
соответствует свой способ производс

26.Категории части и целого. Понятия структуры и системы (системного объекта), их методологическое применение в анализе языковых явлений.

Часть-
элемент целого, а целое не просто сумма
частей, но система, и во всяком целом
есть структура как способ организации,
органичность и уникальные способы
взаимосвязи частей. Система структурного
подхода позволяет их рассмотреть. Целое
не тождественно сумме частей.

Под
частями понимали такие “предметы”,
которые в своей совокупности образуют
новые, более сложные предметы. Целое же
рассматривалось как результат сочетания
частей того или иного предмета. Если
говорить более просто, то целое считалось
простой суммой своих частей.

Однако
постепенно в науке и философии складывалось
убеждение, что свойства целого несводимы
к набору свойств его частей, его
составляющих. Но оставалось неясным, в
чем же заключается секрет целостности.
Ответить на этот вопрос на основе
метафизического мышления не удается.
Ключ к решению дает диалектика: тайна
целостности, ее несводимости к простой
сумме частей заключается в связи,
объединяющей предметы в сложные
комплексы, во взаимовлиянии частей.
Таким образом, был открыт, сформулирован
принцип целостности,

играющий важную роль в развитии знаний
и практики.

Роль
принципа целостности в современном
научном и философском анализе, а также
в других формах осмысления действительности
исключительно велика. Ориентация на
данный принцип позволяет преодолеть
ограниченные способы уяснения,
преобладавшие на прежних стадиях
познания: элементаризм (разделение
сложного на простые составляющие),
механицизм (понимание целого лишь как
суммы частей), редукционизм (сведение
сложного, более высокого по уровню
развития к простому).

1.3. Сферы общества – SOOCIETY

Сфера общества — это определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей. В науке выделяют четыре сферы общества: экономическую, социальную, политическую и духовную.

Экономическая сфера общества включает в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности. Экономическая сфера возникла одновременно с появлением общества. Для того чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к тяжелым условиям окружающей среды. Первоначально человек брал от природы все, что нужно, в готовом виде. Современные ученые назвали этот способ производства присваивающей экономикой. Важным достижением древних людей стало создание первых орудий труда, с помощью которых можно было более эффективно решать проблему пропитания. Шкуры убитых на охоте зверей использовались для изготовления одежды. Из глины и дерева человек стал создавать различные предметы, необходимые в быту. Так производство материальных благ разделилось на производство продуктов питания и производство непродовольственных изделий.

Постепенно люди вместо собирательства и охоты начинают заниматься земледелием и скотоводством. Происходит переход от присваивающей экономики к производящей. Человек приобретает более надежный источник питания и становится менее зависимым от капризов природы. Происходит первое общественное разделение труда (на земледельцев и скотоводов), радикально изменившее характер общественных отношений в первобытном обществе.

Процесс труда усложнялся, орудия труда совершенствовались. Результат труда стал зависеть от отдельной семьи. По мере перемещения и взаимодействия родоплеменных объединений родовые связи заменялись территориальными, родовая община трансформировалась в соседскую. Если в родовой общине существовали кровно-родственные связи между ее членами и общность имущества, то в соседской общине каждая семья обладала обособленным имуществом и собственностью на орудия труда и производимую продукцию, что создало основу для появления частной собственности.

Специализация производства сопровождалась дальнейшим совершенствованием орудий труда. Это привело, с одной стороны, к появлению излишков, т.е. части продукции, производимой сверх необходимой нормы потребления, а с другой стороны, к выделению ремесла в самостоятельную отрасль производства. Таким образом, произошло второе общественное разделение труда.

Представители трех групп людей — земледельцы, скотоводы и ремесленники — при наличии излишков неизбежно обменивались между собой результатами своего труда. Такой обмен, став систематическим, превращается в разновидность общественно полезной деятельности. Появляются группы людей (купцы, торговцы), выполняющие роль посредников между тремя группами производителей. Так произошло третье общественное разделение труда.

Обмен между производителями носил сначала натуральный характер. Стоимость вещи определялась в зависимости от ее нужности в данный момент времени. Это не всегда было удобно. Как, например, определить соотношение стоимости быка и топора? Поэтому люди придумали деньги, с помощью которых стали определять стоимость всех вещей.

С развитием общества усложняются способы производства, создаются новые, более совершенные орудия труда. В XV—XVII вв. на смену ремеслу приходит мануфактурное производство, основанное на разделении труда. А в XVII—XIX вв. во многих странах происходит промышленный переворот— переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Производство становится массовым. Увеличивается и объем потребления производимой продукции. Потребителями в той или иной мере выступают все члены общества, так как все нуждаются в пище, одежде, предметах обихода, но не все могут самостоятельно создавать эту продукцию.

Распределением материальных благ занимается государство. Оно изымает деньги у населения в виде налогов, а затем использует их для поддержания своей жизнедеятельности, содержания аппарата управления, а также для помощи определенным слоям населения. На протяжении многих веков роль государства в сфере распределения была незначительной. И только в XX в. усилились функции государства, связанные с содействием малоимущим категориям населения.

У Социальная сфера включает в себя разнообразные взаимоотношения между различными группами общества. Элементами социальной сферы выступают как конкретные люди, имеющие определенный статус, т.е. занимающие то или иное положение, в обществе, так и общности людей, в которые они объединяются по определенному признаку.

Еще в первобытном обществе существовало разделение людей по половозрастному признаку. Мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством и воспитывали детей. Дети и старики принимали меньшее участие в производстве, чем остальные члены общества.

Увеличение объема производства и образование излишков производимой продукции привели со временем к появлению богатых и бедных. Так общество разделилось на группы по имущественному признаку. С появлением государства социальная структура общества усложняется. Небольшая часть общества сосредоточивает в своих руках материальные богатства и посредством государственной власти диктует остальной части общества свою волю. Общество делится на господствующий класс и зависимое население. Например, рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные крестьяне, капиталисты и наемные рабочие. Наряду с основными могут существовать и небольшие специфические группы населения.

В современном мире общество может делиться на множество разнообразных групп, выделяемых на основе определенных признаков: уровня доходов, профессии, возраста, политических взглядов и т.д. Каждый из нас может быть членом какой-либо одной или даже нескольких общностей. Человек является одновременно членом своей семьи, сотрудником на работе, членом какой-либо общественной организации или политической партии, может входить в определенную возрастную, этническую или религиозную группу.

Политическая сфера связана с понятием власти. Составляющий элемент власти — способность одних групп людей и их представителей влиять на другие группы. При этом возможность влияния опирается на обычай или закон. Основным элементом политической системы выступает государство. Оно имеет монополию на власть и может признать невозможным проявление любой другой власти.

Но было бы неправильно начинать отсчет развития политической сферы общества только с появления государства. Власть существовала и в догосударственный период. В первобытном обществе она исходила от всего рода и носила общественный характер. Наиболее важные вопросы решались на общем собрании, участвовать в котором имели право все взрослые члены рода. Для руководства общими делами избирались вожди и старейшины. Эти должности были не только выборные, но и сменяемые. Они не давали никаких преимуществ. Вожди и старейшины наравне с другими членами рода принимали участие в общественном труде и получали положенную им долю производимого продукта. Решающими критериями для избрания лидера рода были личные качества.

При передвижении родов неизбежным стало взаимодействие между ними. В случае установления добрососедских отношений роды объединялись в племена, а те — в союзы племен. Племя управлялось советом старейшин, который избирал племенного вождя. Во главе союза племен стоял совет племенных вождей и вождь союза. Эти должности на ранних этапах развития первобытного общества также были сменяемыми и не давали никаких привилегий.

Отношения между членами рода регулировались правилами поведения (социальными нормами), которые обобщенно стали называться обычаями, т.е. обычным, привычным поведением. Обычай — это общепринятое, исторически сложившееся правило поведения, которое закрепилось в результате многократного повторения в течение длительного времени, вошло в привычку и стало необходимой жизненной потребностью людей. Обычаи исполнялись добровольно. Тем не менее в целях обеспечения присваивающей экономики и жизнедеятельности рода сформировались такие способы регулирования отношений, как дозволения, обязывания и запреты.

Дозволения существовали как рекомендации по определенному поведению в интересах рода. Обязывания имели целью обеспечение общественных дел — охоты, собирательства, распределения. Запреты представляли собой табу, подкрепленные страхом религиозного возмездия. В случае нарушения обычаев могло применяться и принуждение, исходившее от всего рода и носившее религиозный характер.

С развитием процесса перехода от родовой общины к соседской, накоплением излишков у отдельных семей и появлением имущественного неравенства изменяется и характер властеотношений. Община в этих условиях пытается сопротивляться имущественной дифференциации своих членов, но безуспешно — в связи с усложнением управленческой деятельности и возрастанием роли публичной власти,все более обосабливающейся от общества.

Должности вождей становятся наследственными. Лица, их занимающие, стремятся закрепить наследственный характер власти путем передачи сыновьям знаний и опыта управления. Вожди и старейшины приобретают привилегии, связанные с их положением («львиная доля» добычи, дополнительный надел земли и т.д.). Это усиливает имущественное расслоение, еще более отдаляя управленческую верхушку от основной массы рядовых общинников.

Увеличение объема производства требовало дополнительной рабочей силы, которая пополнялась за счет пленных, захваченных во время конфликтов с соседними племенами. Появление излишков привело к тому, что пленных перестали убивать и использовали как рабов.

В условиях вражды племен, при необходимости организации обороны или нападения, у многих народов сформировался своеобразный общественный строй, получивший название «военная демократия». Все мужчины были воинами. Однако выделилась группа людей, переставших заниматься производительным трудом, основным занятием которых стало военное дело. Они получали большую часть добычи в случае успешного набега на соседние племена. Свои же соплеменники выдавали воинам вознаграждение в качестве оплаты за охрану территории племени. Эти изначально добровольные подношения трансформировались в обязательную выплату дани на содержание армии и аппарата управления.

Возникавшее в этих условиях государство законодательно закрепляло неравенство членов общества, отдавая власть экономически и политически господствующей верхушке. На протяжении всей истории своего существования государство не допускало к осуществлению власти другие политические силы. Только в XIX— XX вв., в период становления и развития демократии, у общества появилась возможность влиять на политические решения через участие в формировании государственно-властных структур. В современном мире в политическую сферу общества входят не только государственные, но и общественные организации, в том числе и политические партии, которые, так или иначе, участвуют в политической жизни страны.

Духовная сфера общества включает в себя отношения, возникающие в процессе создания, освоения и передачи духовных ценностей. Одной из составляющих духовной сферы является культура. В широком смысле культура понимается как совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении своего существования. В узком смысле культура — это совокупность знаний и ценностей, передаваемых последующим поколениям. Сюда входят литература, искусство, архитектура, наука, образование, религия, правила и нормы поведения, сложившиеся в обществе.

В результате деятельности людей и их объединений в духовной сфере создаются новые образцы культуры, появляются новые знания, передающиеся следующим поколениям и двигающие вперед общественный прогресс. Еще первобытные люди создавали наскальные рисунки. Затем человек стал украшать рисунками орудия труда и предметы быта. Тогда же появились первые религиозные верования — язычество, представлявшее собой обожествление сил природы.

Долгие столетия религия определяла отношение людей к окружающему миру. И только в Новое время на смену религиозному мировоззрению приходит научное. Научные знания обогатили духовный потенциал человечества, позволили объяснить многие явления природы и сделать открытия, продвинувшие вперед развитие общества.

Все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии. Нередко в рамках происходящих в обществе явлений сочетаются элементы различных сфер. Например, уровень доходов определяет место человека в социальной иерархии, непосредственно влияет на формирование его политических взглядов и на возможность получения образования и приобщения к культурным ценностям. На определенных этапах исторического развития влияние той или иной сферы общественной жизни может усиливаться. Так, в период революций определяющей становится политическая сфера, а в период реформ — экономическая и социальная сферы. Но несмотря на преобладающее влияние какой-либо сферы общественной жизни в данный исторический момент, роль остальных сфер не умаляется. Они лишь временно отступают на второй план, сохраняя свою значимость для существования и развития общества.

Вопросы и задания

1. Что такое сфера общества? Какие сферы общества вы знаете?

2. Какие составляющие включает экономическая сфера общества? Как они возникли?

3. В каких условиях и почему появилась частная собственность?

4. Охарактеризуйте социальную сферу общества. Как развивались социальные отношений на протяжении истории?

5. Что такое власть? В чем отличие власти в первобытном обществе от власти государства?

6. Какое устройство общества называется «военная демократия»? Как оно повлияло на становление государства?

7. В чем состоят особенности духовной сферы общества?

8. Охарактеризуйте понятие культуры. Каковы ее составляющие?

9. В чем заключается взаимосвязь сфер общества? Могут ли они существовать независимо друг от друга? Обоснуйте свой ответ.

10. Проведите исследование на тему «Я и сферы общества». Сделайте вывод о том, какая из сфер общества играет решающую роль в вашей жизни.

1.3. Сферы общества

1 (20%) 1 vote

Сфера общества

Классная работа.
18.09.2012 года.

Сфера общества.

Задание № 1.

Духовная
сфера общества – это

определенная область общественной
жизни, которая включает в себя отношения,
возникающее в поцессе сознания, освоения
и передачи духовных ценностей.

Социальная
сфера общества – это

область общестаенной жизни, которая
включает в себя разнообразные
взаимоотношения между различными
группами общества.

Дозволения
– это
рекомендация
определенного поведения в интересих
первобытного общества.

Сфера общества
– это
определенная
область общественной жизни, включающая
наиболее устойчивые формы взаимодействия
людей.

Экономическая
сфера общества – это
область
общественной жизни, которая включает
в себя отношения в области производства,
обмена, распределения благ, а также
отношения собственности.

Обязывания
– это

общепринятое, исторически сложившееся
правило поведения, которое закреплено
в результате многократного поведения
в течение длительного времени, вошло
в привычку и стало необходимой жизненной
потредностью людей.

Запреты –
это
табу,
существования в период первобытного
общества и подкрепленные страхом
религиозного возмездия.

Промышленный
переворот – это
переход
от ручного труда и машинному, от
мануфактуры к фабрике.

Обычай – это
общепринятое,
исторически сложившегося правило
поведения в течение длительного времени,
вошло в привычку и стало необходимой
жизненной потребностью людей.

Политическая
сфера общества – она
связана
с понятием власти. Составляющий элемент
власти – способность одних групп и их
представлений влиять на другие группы.

ЗАДАНИЕ № 2.

*Выделяются
четыре сферы общества :

— экономическая;

— политическая;

— социальная;

— духовная.

*Экономическая
сфера общества включает в себя отношения
в области производства, обмена,
распределения материальных благ, а
также отношения собственности.

*С развитием
орудия труда, производство материальных
благ, разделились на производство
продуктов питания и производство
непродовольственных изделий.

*В истории
первобытного общества известно три
общественных разделения труда:

— земледельцы;

— скотоводы;

— ремесленники.

Тестирование как одна из форм контроля на уроках обществознания в 10-м классе

Тестовые задания

1. Понятие “общество” включает в себя:

1) природную среду обитания,

2) формы объединения людей,

3) принцип неизменности элементов,

4) окружающий мир.



2. В сущности своей общество – это:

1) часть природы, обособившаяся от нее и
потерявшая связи с ней,

2) система связей и отношений, в которых люди
находятся друг к другу,

3) круг людей, объединенных общностью
происхождения (единый предок),

4) форма добровольного и сознательного (по
договору) сотрудничества людей.



3. Общество в понимании ученых это:

1) материальный мир в целом,

2) направленное развитие от менее совершенного
к более совершенному,

3) часть живой природы, подчиняющаяся ее
законам,

4) способы взаимодействия и формы объединения
людей.



4. Выделяя основные элементы общества, их
взаимосвязь и взаимодействие, ученые
характеризуют общество как:

1) систему,

2) часть природы,

3) цивилизацию,

4) материальный мир.



5. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Понятие “общество” применимо к объединению
людей, связанных сходными интересами.

Б. Общество является совокупностью подсистем и
социальных институтов.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.



6. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи
сфер общественной жизни?

А. Спад производства вызывает снижение уровня
жизни большинства населения.

Б. Политика, проводимая властями, может
способствовать успешному экономическому
развитию страны.

1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верны оба суждения,

4) оба суждения неверны.



7. В целях поддержки отечественного
производителя правительство страны ограничило
ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К
каким сферам общественной жизни относится
данный факт?

1) экономической и социальной,

2) политической и экономической,

3) социальной и духовной,

4) экономической и духовной.



8. Расширяясь, предприятие заняло помещение
драматического театра. Одна из политических
партий заявила протест, утверждая, что в
результате страдают граждане, ограниченные в
доступе к культурным ценностям. Настоящий
конфликт затрагивает:

1) политическую и социальную сферы жизни
общества,

2) экономическую и социальную сферы жизни
общества,

3) политическую и духовную сферы жизни общества,

4) все сферы жизни общества.



9. Найдите в приведенном списке черты общества
как динамической системы и обведите цифры, под
которыми они указаны.

1) обособление от природы,

2) отсутствие взаимосвязи подсистем и
общественных институтов,

3) способность к самоорганизации и
саморазвитию,

4) выделение из материального мира,

5) постоянные изменения,

6) возможность деградации отдельных элементов.



10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором
пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого
списка слова, которые необходимо вставить на
место пропусков.

“Характеристика общества как __________ (1)
предусматривает изучение его внутренней
структуры. Ее основными элементами являются
__________ (2) общественной жизни и социальные
институты. Выделяют экономическую, социальную,
политическую и духовную сферы. Все они находятся
в тесной взаимосвязи, так как поддерживают
необходимую _________ (3) общества. ___________ (4) в каждой
из сфер решают важные социальные задачи. Они
обеспечивают производство и распределение
различных видов ___________(5), а также управление
совместной _____________ (6) людей”.

Слова в списке даны в именительном падеже.
Каждое слово (словосочетание) может быть
использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за
другим, мысленно заполняя каждый пропуск.
Обратите внимание на то, что в списке слов больше,
чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) целостность,

Б) система,

В) общество,

Г) социальные блага,

Д) сфера,

Е) производство,

Ж) культура,

З) социальные институты,

И) деятельность.

В данной таблице указаны номера пропусков.
Запишите под каждым номером букву,
соответствующую выбранному вами слову.




1

2

3

4

5

6

      



11. К какой сфере общественной жизни относятся
взаимоотношения между сословиями и этническими
группами?

1) экономической,

2) социальной,

3) политической,

4) духовной.



12. В какой сфере общества происходят процессы
маргинализации, стратификации?

1) экономической,

2) духовной,

3) политической,

4) социальной.



13. К элементам духовной сферы общественной
жизни относятся:

1) производство, потребление, распределение,
обмен материальных благ,

2) закон, договорные обязательства,

3) мораль, искусство, философия,

4) взаимодействие общественных групп.



14. Связь всех сфер жизни общества:

1) вытекает из целостности общества как системы,

2) достигается политической борьбой,

3) обеспечивается идеологической работой,

4) устанавливается законодательным путем.



15. Какая сфера жизни общества включает
отношения в процессе материального
производства?

1) политическая,

2) экономическая,

3) социальная,

4) духовная.



Ответы:

1. 2

2. 2

3. 4

4. 1

5. 3

6. 3

7. 2

8. 4

9. 3, 5, 6

10. Б Д А З Г И

11. 2

12. 4

13. 3

14.1

15.2

1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь


Устройство общества интересовало людей во все времена. На протяжении многих веков ученые пытались найти модель, образ, с помощью которого можно было воспроизвести человеческое общество. Его представляли в виде пирамиды, часового механизма, ветвистого дерева.


Современные ученые утверждают, что общество представляет собой целостную, естественно функционирующую и развивающуюся систему. Слово «система» греческого происхождения и означает целое, составленное из частей, совокупность. Итак, система — это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, каждый из которых выполняет определенную задачу.


Общество как социальная система — это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения, которые носят устойчивый характер и переходят из поколения в поколение. 1


Признаками общества как системы являются:


  • Целостность — способность обеспечивать единство всех своих элементов.

  • Социальность — взаимодействие людей во всех сферах жизнедеятельности.

  • Устойчивость — сохранение достигнутого состояния.

  • Автономность и самодостаточность — создание необходимых условий для развития и удовлетворения потребностей без влияния извне.

  • Способность к саморегуляции — через систему правил, требований, прав и обязанностей общество регулирует собственную внутреннюю жизнь. 2


В данном случае общество можно сравнить с гигантским организмом, и как живой организм имеет сердце, руки, ноги, мозг, нервную систему, так и в обществе существуют определенные механизмы воздействия на окружающую среду — свой центр управления многообразными процессами и средства связи. И подобно тому, как в живом организме функционируют различные системы жизнеобеспечения, так и в обществе каждый его «орган» выполняет только ему свойственную функцию. Наконец, как в организме можно выделить несколько взаимосвязанных уровней его жизнедеятельности, в зависимости от значения каждого из них для всего организма (нервная система, системы кровообращения и пищеварения, обмена веществ и т. д.), так и в обществе можно вычленить конкретные уровни (в научной литературе чаще — «сферы») его жизнедеятельности — экономический, социальный, политический и духовный. 3


У исследователей нет единства по вопросу о том, какие сферы общественной жизни следует выделять. Некоторые подразделяют общество всего на две сферы — материальную и духовную; к первой относят экономику и производство, ко второй — науку и культуру. Наибольшее распространение получило выделение экономической, духовной, социальной и политической сфер жизни общества.


Каждая из сфер охватывает определенный круг общественных отношений и социальных институтов, соответствует тем или иным функциям, которые приходится выполнять обществу.


  • Экономическая сфера охватывает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Важнейшая функция здесь — взаимодействие общества как системы с внешней природной средой: приспособление к ней (адаптация) и ее преобразование.

  • Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Она призвана объединять, интегрировать общество на основе соотнесения и учета интересов различных групп.

  • Политическую сферу образуют отношения гражданского общества, политических партий и государства. Назначение сферы политики — осуществлять руководство и управление.

  • Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Через нее осуществляется такая важная функция общества, как поддержание определенных ценностей, норм человеческого общежития.


Сферы жизни общества как части единой системы неразрывно связаны между собой, изменения в одной влекут, как правило, изменения в другой.


Рассмотрим взаимовлияние общественных сфер на отдельных примерах. Обратимся к явлению, получившему столь широкое распространение в современном мире, — массовой культуре. С ее продуктами — рекламой, поп-музыкой, развлекательными передачами на телевидении и т. п. — знаком сегодня практически каждый. Но было время, когда общество не знало массовой культуры. Должны были произойти изменения в различных сферах жизни, включая саму культуру, чтобы на рубеже XIX — XX вв. этот феномен появился. В экономической сфере — переход к массовому производству, его стандартизация; повышение платежеспособного спроса рабочих и служащих; в дальнейшем — появление технических средств, позволяющих тиражировать произведения искусства. В социальной — стремительный рост городского населения, появление досуга у значительной части работников. В собственно культурной сфере индустриально развитые страны делают важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. Так, в 70-е гг. XIX в. в Великобритании вводится обязательное обучение детей в возрасте 5-12 лет, в конце столетия отменяется плата за обучение в начальной школе. На появление у «низших» классов досуга, некоторых средств, сверх минимально необходимого, на рост числа грамотных, на желание расслабиться, отдохнуть после монотонного труда рынок ответил соответствующим предложением «типового» культурного продукта: книгами, фильмами, граммофонными пластинками и т. д.


Есть ли среди сфер жизни общества определяющая, дающая своего рода первотолчок последующим трансформациям? Этот вопрос остается дискуссионным. Наиболее обстоятельная разработка идеи о приоритете экономики, производственных отношений в общественном развитии принадлежит К. Марксу. Как вы уже знаете, согласно созданному им учению, изменения в производстве, отношениях собственности вызывают крупные сдвиги в других областях жизни: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества».


Во многом этот тезис справедлив. Уже на примере зарождения массовой культуры мы видели, что изменения в материальном производстве, технические достижения, да и сам характер рыночных отношений в обществе существенным образом повлияли на этот процесс. Вместе с тем данный пример показывает нам и роль других факторов: социальных, духовных, политических (образовательная политика властей). 


Поэтому большинство исследователей сегодня считают, что при рассмотрении общественных явлений в расчет нужно принимать целый ряд факторов, и решающим среди них не всегда будет экономический. В свою очередь, экономические процессы не могут не испытывать политических, социальных и духовных сдвигов в обществе, что хорошо показал немецкий социолог начала прошлого века М. Вебер. Исследуя зарождение капитализма как экономической системы, он обратил внимание на ту роль, которую сыграло изменение духовных ценностей определенной части общества — людей, перешедших на позиции протестантизма. По его мнению, именно протестантизм, давший нравственное оправдание богатству, деловому успеху, открыл возможность для широкого развития предпринимательской деятельности — «мотора» капиталистической экономики. 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *