Какие выгоды можно получить от введения стандартизации: Стандарт ISO 9001: цели и преимущества стандартизации – Цели и преимущества разработки стандартов организаций — Мегаобучалка

Преимущества международных стандартов ИСО

Международные стандарты приносят технологические, экономические и социальные преимущества. Они помогают гармонизировать технические характеристики товаров и услуг, делают отрасль более эффективной и способствуют устранению барьеров в международной торговле. Соответствие международным стандартам помогает убедить потребителей, что продукты являются надежными, эффективными и безопасными для окружающей среды.

Для бизнеса. Международные стандарты — это стратегические инструменты, руководства помогающие компаниям решить некоторые из самых насущных проблем современного бизнеса. Они обеспечивают как можно более высокую эффективность бизнес — операций, повышают производительность и помогают компаниям получить доступ на новые рынки.

Преимущества включают:

— Экономия расходов;

— Расширение потребительской удовлетворенности;

— Доступ к новым рынкам;

— Увеличение доли рынка;


— Экологические преимущества.

Для потребителя. ИСО разработано свыше 19 500 международных стандартов, касающихся почти всех аспектов повседневной жизни. Задумывались ли вы, почему вы можете использовать банковскую карту по всему миру? Именно потому, что они соответствуют стандартам — их технические характеристики закреплены в добровольных соглашениях. Стандарты часто определяют характеристики продукции и услуг. Они разработаны в рамках открытого процесса, отражающего мнение многих заинтересованных сторон, включая технических экспертов, представителей правительства и потребителей. Когда продукты и услуги соответствуют международным стандартам потребители могут быть уверены, что они являются безопасными, надежными и качественными.

Для правительства. Стандарты ИСО отображают международный опыт и знания, поэтому являются жизненно важным ресурсом для правительств, при разработке нормативных документов. Национальные правительства могут сделать стандарты ИСО требованием регламента. Это дает ряд преимуществ:

— Мнение специалиста — стандарты ИСО разрабатываются специалистами. Благодаря интеграции стандарта ИСО в национальный регламент, правительство может воспользоваться мнением специалистов.

— Открытие мировой торговли — стандарты ИСО — международные и приняты многими правительствами. Правительство способствует единым условиям экспорта и импорта во всем мире, интегрируя международные стандарты в национальные регламенты, что облегчает перемещение товаров, технологий и услуг от страны к стране.

Преимущества получения сертификата соответствия ISO в Российской Федерации.

В первую очередь:

Значительное повышение имиджевой составляющей компании в соответствующей отрасли и в определенном сегменте рынка на территории стран участниц ВТО, а это, как следствие:

— привлечение новых потребителей продукции предприятия или предоставляемых им услуг;


— наличие конкурентного преимущества в ходе конкурсов, тендеров и возможность получать крупные государственные заказы на максимально выгодных условиях.

Во-вторых:

Рост доверия со стороны страховых компаний и инвесторов:

— это возможность получить кредитные и инвестиционные средства на льготных условиях в том числе и от зарубежных коллег.

В-третьих:

Соответствие всех производственных и бизнес-процессов международным стандартам, что в свою очередь:

— повышает ликвидность и снижает издержки за счет эффективной оптимизации бизнес процессов;

— увеличивает рост трудовой дисциплины и снижает процент бракованной продукции;

— дает возможность управлять рисками и оперативно реагировать на отзывы потребителей.

Преимущества и недостатки стандартизации и адаптации маркетинг-микса

Стандартизованный
международный маркетинг

Преимущества

Недостатки

1. Снижаются расходы
на маркетинг

1. Игнорируются разные
условия использования товара

2. Обеспечивается
централизованное управление маркетингом

2. Игнорируются
особенности местного законодательства

3. Повышается
эффективность использования НИОКР

3. Игнорируются
отличия в схемах покупательского
поведения

4. Обеспечивается
эффект масштаба на производстве

4. Подавляются
локальные маркетинговые инициативы


5. Учитывается
тенденция к образованию единого
глобального рынка

5. Игнорируются другие
отличия индивидуальных рынков

Адаптированный
международный маркетинг

Преимущества

Недостатки

1. Отражены разные
условия использования товара

1. Увеличиваются
расходы на маркетинг

2. Признаются
особенности местного законодательства

2. Подавляется
централизованное управление маркетингом

3. Учитываются отличия
в схемах покупательского поведения

3. Создается
неэффективность в использовании НИОКР

4. Поощряются локальные
маркетинговые инициативы

4. Снижается эффект
масштаба на производстве

5. Учитываются другие
отличия индивидуальных рынков

5. Игнорируется
тенденция к образованию единого
глобального рынка

Контрольные вопросы

  1. Что собой
    представляет международный маркетинг?

  2. Как обеспечить
    соответствие бизнес-стратегий и
    стратегий маркетинга?

  3. Что собой
    представляет маркетинг-микс?

  4. Какие подходы к
    решению вопросов стандартизации и
    адаптации маркетинг-микса Вы знаете?

  5. Какие факторы
    влияют на принятие решений о стандартизации
    и адаптации маркетинг-микса?

    1. Продуктовая и ценовая политика

После изучения
данного вопроса студенты должны уметь:

  • Анализировать
    факторы, влияющие на продуктовую
    политику компании.



  • Понимать сущность
    политики стандартной цены, двухуровневой
    ценовой политики и политики рыночного
    ценообразования.

  • Понимать механизм
    рыночного ценообразования.

  • Понимать сущность
    подходов к рыночному ценообразованию.

  • Анализировать
    риски, связанные с ценообразованием.

Продукт
(product)
– совокупность материальных факторов,
которые потребитель может увидеть или
потрогать (физический товар и его
упаковка) и многочисленных нематериальных
факторов (имидж, гарантия, условия
установки и др.). Успешная разработка
товаров, качества которых отвечают
желаниям и потребностям покупателей
на национальных рынках – критический
фактор конкурентоспособности компании
на международном рынке. Главной задачей
товарной политики является решение о
стандартизации (единство для всех
рынков) или кастолизации (уникальность
для каждого рынка) продукции. Стандартизации
чаще подлежат товары производственного
назначения, сырьевые товары и материалы.
Потребительские товары, как правило,
адаптируются. На решение вопросов
стандартизации и адаптации влияют такие
факторы, как:

  • Правовое
    регулирование, которому могут подлежать
    требования к безопасности, информации
    о содержании упаковок, конструкции
    потребительских товаров и др.

  • Национальная
    культура (перевод на официальный язык,
    ингредиенты продуктов питания, требования
    к качеству и др.).

  • Экономические
    факторы (уровень экономического развития
    страны, инфраструктура, наличие станций
    технического обслуживания и др.).

  • Бренды (фирменные
    наименования товаров) – один из
    элементов, наиболее часто подверженных
    стандартизации. В этом случае компания
    может снизить свои затраты на упаковку,
    дизайн и рекламу.


Ценовая
политика

является конкурентным преимуществом
и влияет на уровень доходов компании.
Затраты на осуществление одной и той
же деятельности в разных странах могут
значительно отличаться по следующим
причинам:

  • Разница в стоимости
    транспортных услуг и тарифов.

  • Колебания обменного
    курса валюты.

  • Уровень конкуренции.

  • Каналы распределения.

  • Уровни доходов.

  • Правовое
    регулирование.

Известны три типа
ценовой политики: политика стандартной
цены, двухуровневая ценовая политика,
рыночное ценообразование.

Политика
стандартной цены

(standard
price
policy)
предполагает использование стандартных
цен вне зависимости от рынков или
национальности покупателей. К такой
политике прибегают компании, использующие
геоцентрический подход к маркетингу,
и реализующие сырьевые товары (нефть,
уголь, сельхозпродукция, ходовые и легко
транспортируемые товары).

Международная
компания, следующая этноцентрическому
подходу к маркетингу, использует
двухуровневую
ценовую политику

(two-tiered
pricing
policy),
которая предполагает установление на
отечественном рынке одних цен, а на
международных рынках – других. К
двухуровневому ценообразованию прибегают
компании на первых этапах ведения
бизнеса в международной среде. Фирмы,
принимающие двухуровневую ценовую
политику, рискуют столкнуться с
обвинениями в демпинге – реализации
товаров на зарубежном рынке по более
низким ценам, чем на внутреннем. Поэтому
в большинстве стран-участниц мировой
торговли действует антидемпинговое
законодательство.

Международная
фирма, следующая полицентрическому
подходу к международному маркетингу,
руководствуется рыночной ценовой
политикой. Рыночная
ценовая политика



(market
pricing
policy)
– ценовая политика, при которой компания
дифференцирует цены для каждого
конкретного рынка для максимизации
прибыли на каждом из них.

Количество
товара, которое должна выпустить
компания, чтобы получить прибыль
(максимизирующий прибыль объем выпуска),
определяется точкой пересечения кривых
предельного дохода и предельных издержек.
Максимизирующая прибыль цена определяется
по точке на кривой спроса на продукцию
компании, соответствующей максимизирующему
прибыль объему выпуска. На рис. 3.2 кривые
предельного дохода (MR)
и предельных издержек (МС)
пересекаются в точке Q.
Точка Q
– искомый объем выпуска. Если провести
линию от Q
до кривой кривой спроса (D),
то на оси y
мы получим максимизирующую прибыль
цену Р.
На рис. б
показана
ситуация, когда компания имеет одинаковые
кривые спроса и предельного дохода и
разные кривые предельных издержек.

Какие выгоды можно получить от введения стандартизации: Стандарт ISO 9001: цели и преимущества стандартизации – Цели и преимущества разработки стандартов организаций — Мегаобучалка

Рыночное
ценообразование предполагает соблюдение
двух условий:

    1. Различия
      условий спроса и уровня издержек в
      странах, где компания ведет международный
      бизнес. Выполнение этого условия
      определяется различиями в налогах,
      тарифах, уровне жизни, уровне конкуренции,
      уровне инфраструктуры и другими
      факторами.

    2. Способность
      компании противодействовать товарному
      арбитражу. Арбитраж
      (arbitrage)
      – операция по одновременной покупке
      и продаже контрактов на двух или более
      рынках в целях получения выгоды от
      разницы в ценах на один и тот же товар.
      Разница в ценах может возрастать в
      связи с колебаниями спроса и предложения
      на отдельных рынках, с государственным
      вмешательством, под влиянием валютных
      факторов, сроков поставки (арбитраж
      «во времени»), разницы курсов или
      котировок (арбитраж «в пространстве»).
      Рыночная ценовая политика теряет свою
      эффективность, если товары приобретаются
      в «дешевых» странах и перепродаются
      в «дорогих» по более высоким ценам.

Преимуществами
полицентрического подхода к рыночному
ценообразованию являются:

    • Возможность
      регулировать цены в зависимости от
      ситуации на рынке, что является
      действенным инструментом
      конкурентоспособности.

    • Возможность
      гибкого распределения ресурсов
      компании между рынками. Однако такая
      гибкость требует от менеджеров
      постоянного мониторинга объемов
      продаж и конкурентной ситуации на
      своих рынках.

    В то же время
    рыночная ценовая политика имеет
    определенные риски: обвинения в демпинге,
    возможность причинения ущерба торговой
    марке, развитие серого рынка, возможность
    возмущения потребителей.

    • Демпинг
      (damping)
      – продажа больших партий импортных
      товаров по искусственно заниженным
      ценам, возможно, ниже себестоимости.
      Целью демпинга является вытеснение
      конкурентов и завоевание внешних рынков
      сбыта, поэтому такая практика может
      квалифицироваться как недобросовестная.
      Иногда демпинг может осуществляться
      с целью быстрого получения наличных
      денежных средств, например, для расплаты
      по договорным обязательствам. Для
      борьбы с демпингом во многих странах
      разрабатывается антидемпинговое
      законодательство. Основной мерой
      пресечения демпинга является установление
      антидемпинговой пошлины.

    • Причинение
      ущерба торговой марке
      .
      Любая международная фирма, реализующая
      «брендовые» товары, должна анализировать
      цены, устанавливаемые локальными
      менеджерами, с целью сохранения имиджа
      своих торговых марок, формируемого на
      разных рынках.

    • Серый
      рынок
      (grey
      market)
      – рынок, возникающий в случае легального
      импорта товаров по другим каналам
      распространения в результате товарного
      арбитража. Серый рынок называют также
      параллельным
      импортом

      (parallel
      importing).
      Серый рынок возникает в ситуациях,
      связанных с разницей цен на один и тот
      же товар на двух или более рынках. К
      числу товаров, распространяемых через
      серые рынки, относятся автомобили,
      компьютеры, фото- и видеокамеры, наручные
      часы, лыжное снаряжение. Серые рынки
      более распространены в странах со
      свободной рыночной экономикой. Серые
      поставки подрывают рыночную ценовую
      политику компании и часто приводят к
      снижению ее прибыли. Кроме того, серые
      поставки приводят к конфликтам между
      компаниями и ее дистрибьюторами.
      Последние из-за падения объема продаж
      вынуждены или оказывать поддержку и
      гарантийное обслуживание (и соответственно
      нести дополнительные затраты)
      неофициальным покупателям, либо
      объяснять им причины отказа в поддержке
      или гарантийном обслуживании.

    • Возмущение
      потребителей

      стран с высокими ценами. Недоброжелательное
      отношение потребителей к компании,
      вызванное противоречивой ценовой
      политикой, отрицательно сказывается
      на росте продаж.

    Разработка корпоративных стандартов работы персонала

    Сегодняшний покупатель имеет множество возможностей для выбора товаров и услуг, при этом он становится все более и более требовательным к уровню качества обслуживания. Компании ведут настоящие «войны» за своего потребителя, разрабатывают нестандартные маркетинговые мероприятия. Но не каждая стратегия приводит к запланированным результатам. Раздражение клиента, не получившего необходимой информации о товаре (услуге) или столкнувшегося с некачественным сервисом, может распространиться на отношение к компании, которая допускает к работе с потребителями необученных, неподготовленных сотрудников. Поэтому регламентация работы исполнителей, создание правил, инструкций и стандартов необходимы для поддержания имиджа компании.

    Что же влияет на создание и продвижение бренда? Факторов очень много, но часто решающим оказывается именно человеческий. Каким же образом можно через персонал влиять на узнаваемость торговой марки? Что нужно сделать для того, чтобы сформировать лояльность потребителей? Как убедить продавцов и сервисных работников любить и уважать клиента? Выход — формализация процессов в компании, разработка и внедрение внутренних корпоративных стандартов работы.

    Корпоративные стандарты — это принципы и правила, регулирующие деятельность компании, и нормативные документы, закрепляющие эти правила. Зачем нужны корпоративные стандарты? Что изменится в компании с их появлением? Корпоративные стандарты позволяют воспроизводить заданную технологию работ, помогают выявлять типичные ошибки, формировать желаемую корпоративную культуру. Сотрудники получают готовые решения для типовых задач, а руководители компании — четко сформулированные, формализованные требования к результатам деятельности работников.

    Нормативные документы — процедуры и регламенты — описывают основные процессы, существующие в организации, их можно назвать операционными стандартами. Они дают ответы на вопросы: что делать? когда? кто делает? где? что для этого нужно? Можно выделить стандарты, определяющие отношение к клиенту, коллегам, партнерам компании, регламентирующие исполнение профессиональных обязанностей, оформление рабочего места. В стандарте формулируются навыки и компетенции, которыми должен обладать человек, занимающий определенную должность. Кроме того, фиксируется уровень качества исполняемых обязанностей и описываются внешние обстоятельства, в которых будет оцениваться качество его работы.

    Каждая компания разрабатывает свой перечень корпоративных стандартов. Стандартизация работ особенно важна в сфере торговли и сервиса, где сотрудники напрямую взаимодействуют с клиентом. Как правило, работу по стандартизации бизнес-процессов в компании начинают с разработки Стандартов работы торгового (сервисного) персонала.

    Автор имеет опыт разработки и внедрения «Стандартов работы менеджеров салонов» для продавцов-консультантов. Стандартизации подлежали: внешний вид сотрудников, алгоритм работы с клиентом, общение с клиентом и т. д. Процесс внедрения предполагал различные формы работы с персоналом, включая обучение, мотивацию и контроль поведения сотрудников. Разработка Стандартов проводилась в рамках процесса ребрендинга торговой марки. Автору хотелось бы поделиться своим практическим опытом.

    Разработка корпоративных стандартов и внутрифирменных регламентов для компании — процесс достаточно трудоемкий. С чего лучше начать работу? Прежде всего — с постановки цели . Топ-менеджеры должны определить, с какой целью компания разрабатывает и внедряет Стандарты работы персонала компании (менеджеров, консультантов, продавцов, торговых агентов и т. д.). Какие пункты Стандартов наиболее важны и будут определять ценность компании для покупателя?

    Цели определяются в соответствии с принятой стратегией: ребрендинг, вывод на рынок нового бренда, внедрение новых методов обслуживания покупателей и т. д. Покупатель должен увидеть, почувствовать, что в компании не только сменилась вывеска или выпущен новый продукт, но и изменилось отношение к клиенту, повысилось качество обслуживания, улучшился стиль общения консультантов и менеджеров. Измениться должны и методы работы персонала, и внешний вид консультантов, и формы презентации товара или услуги. Важно продемонстрировать клиентам, что к их мнению прислушиваются, его учитывают.

    Обычно разработкой Стандартов в компании занимается эйчар. Если он имеет опыт работы, хорошо ориентируется в бизнесе своей компании, получил хорошее профессиональное образование, то, побродив в интернете, пообщавшись со своими «продвинутыми» коллегами, уже имеющими опыт в данной области, он сможет разработать корпоративные Стандарты и самостоятельно. Правда, эта работа займет немало времени. Учитывая, что, как правило, эйчары перегружены текущей работой, с целью экономии времени можно привлечь к разработке этого проекта консалтинговую компанию.

    Положительные стороны привлечения внешнего провайдера — проведение качественного предварительного анализа ситуации, сокращение времени на разработку Стандартов, помощь в разработке пакета основных документов, обучение сотрудников, получение консультативной поддержки со стороны консалтинговой компании на протяжении всего периода реализации проекта.

    Как же определиться с выбором консалтинговой компании ? Во-первых, серьезные консультанты, прежде чем приступить к работе, проводят качественные исследования. Они изучают ожидания и предпочтения клиентов (виды сервиса, стиль обслуживания), сравнивают качество обслуживания с тем, который предоставляют конкуренты. Во-вторых, хорошие консультанты стараются говорить с менеджерами компании-клиента «на одном языке». Не менее значим третий момент — предоставление консультационной поддержки. Особенно это важно в период внедрения Стандартов. Поэтому при выборе консалтинговой компании стоит ориентироваться на эти моменты, учитывая, конечно, ее репутацию, ценовую политику, опыт работы консультантов в этой области. Консультанты проводят исследования, наблюдают за работой менеджеров, продавцов и т. д., но ожидать, что они самостоятельно разработают все документы — нереально.

    В какой последовательности лучше разрабатывать и внедрять Стандарты работы персонала компании?

    Сначала менеджеры компании совместно с консультантами разрабатывают и утверждают план совместной работы .

    После этого формируется проектная команда . В нее включаются сотрудники компании, которые будут принимать непосредственное участие в работе над проектом, и менеджеры, отвечающие за промежуточные и конечные результаты проекта (в рамках своей ответственности). Для этой работы сотрудники отбираются по следующим критериям:

    Мотивация. Работа в проекте сложная и ответственная, поэтому у каждого члена группы должно быть большое желание работать, изменить методы работы, помочь измениться другим, стремление достичь цели. Главное, должно быть желание улучшать работу компании.

    Знание компании. Приглашать нужно людей, которые проработали в компании определенное время, хорошо знают основные бизнес-процессы, чувствуют корпоративную культуру.

    Командность. Члены проектной команды должны уметь работать вместе: быть открытыми, уметь слушать, быть принципиальными, и в то же время — достаточно гибкими, уважать мнение других.

    Системность мышления. Чтобы разработать стандарты, нужно проанализировать все бизнес-процессы компании, учесть, как их изменение скажется на общей результативности работы, увидеть, как нужно изменить корпоративные нормы и правила. Это очень сложная интеллектуальная работа, выдвигающая серьезные требования к уровню образования и способностям членов проектной команды.

    Авторитет. Члены проектной команды должны быть авторитетны в компании, пользоваться доверием коллег по работе.

    Разнообразие. Конечно, в проектную команду нужно включить сотрудников, занимающих в компании разные должности, работающих в различных подразделениях. Это могут быть руководители, лучшие менеджеры (продавцы), маркетологи, мерчандайзеры, руководители сервисных служб и т. д. Они участвуют в работе с клиентами на различных этапах, включены в различные бизнес-процессы.

    Руководителем проектной команды, как правило, назначается один из руководителей компании, а текущую организационную работу курирует эйчар. В нашей компании «Меркс-Трейд» руководителем этого проекта была я — начальник управления персоналом.

    Собрав и утвердив проектную команду, можно переходить к разработке самого проекта. Для удобства планирования работы ее лучше разбить на этапы:

    Предварительная подготовка

    Очень важно, чтобы о разработке Стандартов работы персонала знали не только члены проектной команды, но и весь коллектив. Все сотрудники должны понимать важность проекта и принимать на себя ответственность за его реализацию. Уже на этом этапе нужно начинать активную внутреннюю PR-компанию: разъяснять сотрудникам компании, что собой представляют Стандарты работы персонала, что изменится в повседневной работе, чем Стандарты помогут исполнителям, в какие сроки будут вводиться изменения, какие новые требования будут предъявляться к работникам и т. д.

    Консультанты консалтинговой компании совместно с эйчаром могут провести с членами проектной группы предварительное учебное занятие по разработке Стандартов. На этом занятии можно рассказать о разработке и внедрении Стандартов работы персонала в других компаниях, объяснить необходимость их разработки, разъяснить точку зрения руководства компании. Кроме того, консультанты должны представить результаты предварительного анализа ситуации в компании: что у нас уже есть и чего мы хотим достичь.

    Разработка Стандартов

    На этом этапе проектная команда (в постоянном взаимодействии с консультантами и экспертами из числа лучших сотрудников компании) определяет содержание Стандартов работы персонала (как, например, показано в приложении 1 и 2 ), а потом разрабатывает основные положения Стандартов.

    Приложение 1

    Содержание стандартов работы менеджеров салонов

    Организация работы (выполнение функций)

    • планирование
    • ежедневная подготовка к работе
    • стандарты качества
    • поведение в чрезвычайных обстоятельствах (проверки и пр.)
    • фирменный стиль документов и работы
    • внешний вид сотрудника
    • окончание рабочего дня

    Отношение к клиенту

    • общий алгоритм работы с клиентом
    • общение с клиентом
    • разговор с клиентом по телефону
    • приветствие клиента в салоне
    • выяснение потребностей клиента
    • представление товара
    • предложение кредита
    • получение решения клиента
    • выход из затянувшейся беседы
    • оформление заказа и проведение расчетов
    • выезд к клиенту
    • завершение встречи
    • контроль выполнения заказа
    • работа с претензиями клиентов
    • работа с постоянными клиентами
    • работа с «трудным» клиентом
    • общение с конфликтным клиентом

    Отношения с коллегами

    • содействие работе коллег
    • взаимозаменяемость коллег
    • разрешение конфликтных ситуаций
    • общение с коллегами в присутствии клиента
    • отношения руководителей и подчиненных

    Приложение 2

    Структура стандарта работы продавцов-консультантов

    1. Организация работы

    1.1. Рабочий график

    • рабочее время в торговом зале
    • частота и продолжительность перерывов
    • время на общие собрания персонала для информирования, постановки задач и подведения итогов
    • показатели эффективности
    • процедура контроля
    • прочее

    1.2. Внешний вид

    • рабочая форма, срок замены и организация закупок
    • прическа, парфюмерия, макияж
    • позы, манера разговаривать
    • прочее

    1.3. Рабочее место и оргтехника

    • подготовка рабочего места
    • порядок хранения документов на бумажных и электронных носителях
    • доступ и информационная
    • безопасность
    • прочее

    2. Алгоритм продажи

    2.1. Установление контакта

    • приветствие
    • подстройка под клиента
    • определение каналов восприятия клиентом информации
    • использование приемов активного слушания
    • прочее

    2.2. Выявление потребностей

    • анализ потребностей
    • оценка системы ценностей и их интенсивности
    • определение мотиваторов и построение «гребенки мотивов»

    2.3. Презентация

    • мотивация «к — от»
    • технология основополагающего вопроса
    • технология «клиент — эксперт»
    • прочее

    2.4. Преодоление возражений

    • сопротивление изменениям
    • сопротивление цене и расходам
    • сопротивление коммерческому предложению
    • сопротивление эмоционального характера
    • сопротивление, вызванное негативным опытом
    • скрытые возражения

    2.5. Окончание сделки

    • типы окончания сделки
    • оплата
    • выдача товара
    • прочее

    3. Послепродажное обслуживание

    3.1. Замер степени удовлетворенности
    3.2. Гарантийное обслуживание
    3.3. Стимулирующие мероприятия
    3.4. Прочее

     

    Требования Стандартов разрабатывают эксперты — сотрудники и руководители различных служб и подразделений компании — совместно с эйчаром. Все предложения экспертов обобщаются, а затем ранжируются с применением метода экспертных оценок.

    В качестве примера приведем разработку Стандарта внешнего вида менеджеров-консультантов ( см. табл. ).

    Требования к внешнему виду менеджеров-консультантов салонов-магазинов

     

     

    Женщины

    Мужчины

    Элементы корпоративной формы Обязателен бейдж установленной формы Обязателен бейдж установленной формы
    Одежда

    Требуется:

    • чистая и выглаженная одежда классического фасона
    • цвет пиджака, юбки/брюк —
      черный либо темных тонов
    • длина юбки — не выше колена
    • длина брюк — не выше верха обуви
    • блузка — однотонная, белого цвета или пастельных тонов

    Не допускается:

    • глубокие декольте и разрезы

    Требуется:

    • чистая и выглаженная одежда классического фасона
    • цвет пиджака, жилета, брюк — черный либо темных тонов
    • длина брюк — до каблука ботинка
    • рубашка — однотонная
    • галстук — однотонный либо с традиционным геометрическим рисунком

    Не допускается:

    • галстуки с вызывающим рисунком
    Обувь

    Требуется:

    • чистая вычищенная обувь
    • зимой — сменная обувь: классические туфли без украшений с закрытым носком и пяткой
    • летом — летние туфли/босоножки с закрытым носком, без ярких украшений

    Не допускается:

    • обувь яркой расцветки

    Требуется:

    • чистая вычищенная обувь
    • зимой — черные или темные
      туфли без пряжек и украшений
    • летом — черные, темные либо однотонные светлые туфли без пряжек и украшений

    Не допускается:

    Чулки/носки

    Требуется:

    • чулки/носки однотонные, телесного или черного цвета

    Не допускается:

    • гольфы, носки при юбке

    Требуется:

    • носки однотонные, в тон брюкам или обуви либо на тон светлее брюк или обуви

    Не допускается:

    • носки со спортивной символикой
    Волосы

    Требуется:

    • чистые волосы с аккуратной классической прической, цвет естественных оттенков

    Не допускается:

    • контрастная окраска прядей

    Требуется:

    • чистые, коротко подстриженные волосы с аккуратной классической прической

    Не допускается:

    • волосы длиннее ворота рубашки, контрастная окраска прядей
    Лицо

    Требуется:

    • естественные тона макияжа

    Не допускается:

    • яркие цвета в макияже, пирсинг, татуаж

    Требуется:

    • чисто выбритое либо с ухоженными усами и бородой

    Не допускается:

    • экстравагантный стайлинг, пирсинг, татуаж
    Руки

    Требуется:

    • чистые руки с маникюром, лак пастельных тонов

    Не допускается:

    • слишком длинные накладные ногти

    Требуется:

    • чистые руки с коротко остриженными ногтями

    Не допускается:

    • длинные ногти
    Украшения

    Требуется:

    • обручальное кольцо, скромные ювелирные украшения либо отсутствие таковых

    Не допускается:

    • яркая крупная бижутерия

    Требуется:

    • обручальное кольцо,
      перстень с печаткой либо
      отсутствие украшений

    Не допускается:

    • браслеты, броские кольца
    Парфюмерия

    Требуется:

    • нейтральный запах либо легкий аромат парфюмерии

    Не допускается:

    • слишком сильные запахи

    Требуется:

    • нейтральный запах либо легкий аромат парфюмерии

    Не допускается:

    • слишком сильные запахи

    Утверждение Стандартов

    Закончив разработку и описав основные положения Стандартов работы персонала, необходимо их согласовать с руководителями всех уровней в компании, учесть предложения и замечания, внести поправки и коррективы, согласовать все изменения с проектной группой. Подготовленный и согласованный документ — Положение о стандартах работы менеджера — утверждается руководителем компании. С этого момента Положение вступает в силу и становится внутренним нормативным документом. Кроме самого Положения о стандартах, разрабатывается еще целый ряд важных документов, регулирующих контроль и оценку исполнения, а также систему стимулирования — условия выплаты денежного вознаграждения и штрафов.

    Приведем примерную структуру Положения о стандартах:

    1. Общие положения.
    2. Оценка и контроль исполнения Стандартов.
    3. Система материального стимулирования.
    4. Порядок изменения Положения.
    5. Приложения.

    Внедрение Стандартов

    Внедрение Стандартов — самый ответственный и трудоемкий этап. Для того, чтобы внедрить в компании Стандарты работы персонала, необходимо:

    • провести мероприятия по обучению сотрудников и руководителей подразделений для исполнения Стандартов;
    • организовать систему контроля исполнения Стандартов;
    • обучить менеджеров и руководителей подразделений организации контроля в своих подразделениях;
    • разъяснить всем сотрудникам компании изменения в системе стимулирования, связанные с внедрением Стандартов;
    • провести ряд мероприятий в рамках изменения корпоративной культуры и т. д.

    Задача эйчара при внедрении Стандартов работы персонала очень сложна и многопланова. Эту задачу можно представить как взаимодействие разных полей ( см. рис. ).

    Какие выгоды можно получить от введения стандартизации: Стандарт ISO 9001: цели и преимущества стандартизации – Цели и преимущества разработки стандартов организаций — Мегаобучалка

    Факторы, влияющие на корпоративную культуру

    Сотрудников необходимо не только ознакомить с требованиями Стандартов, обучить их исполнению, но и мотивировать, заинтересовать новыми формами и методами работы, показать преимущества и реальную пользу нововведений для работы. Кроме того, обязательно нужно получить обратную связь и от руководителей подразделений, и от самих исполнителей.

    Вопросы денежного вознаграждения очень значимы для всех людей, поэтому вводить изменения в системе материального стимулирования без предварительной разъяснительной работы — недопустимо. Люди всегда опасаются изменений, даже если это изменения к лучшему. Необходимо разъяснить сотрудникам основные требования Стандартов, критерии оценки их исполнения, рассказать, какие методы контроля будут применяться, с какой периодичностью, кто имеет право контролировать исполнение Стандартов.

    Структура оплаты менеджера-консультанта по продажам традиционно состоит из базовой (постоянной) и переменной частей. Переменная часть включает в себя определенный процент от продаж и — при введении Стандартов работы — премию за исполнение Стандартов. Сотрудники достаточно спокойно принимают изменения в системе оплаты труда, если им разъяснили, какая часть их зарплаты зависит от исполнения Стандартов и как они лично могут влиять на оцениваемые показатели.

    Как правило, еще на этапе предварительных исследований и анализа общей ситуации в компании оказывается, что, несмотря на регулярно проводимые обучающие мероприятия, уровень обслуживания клиентов сотрудниками далек от совершенства. Консультанты помогают выявить недостатки в области коммуникативных и презентационных навыков, в организации работы и т. п. Внедрение Стандартов, и особенно систематический контроль их исполнения, позволяет очень точно оценить потребность в обучении как для компании в целом, так и для каждого отдельного подразделения и даже сотрудника. Что еще важно, по результатам оценки исполнения Стандартов можно индивидуализировать обучение. То есть, не учить всех продавцов-консультантов базовым навыкам продаж на очередном типовом тренинге, а собирать небольшие группы сотрудников, имеющих сходные проблемы, и заказывать для них «точечное», «прицельное» обучение. Обучение в малых группах намного эффективнее, к тому же экономит для компании немалые суммы.

    Не менее важно — обучить самих руководителей подразделений контролю исполнения Стандартов. Новые нормы и правила не должны превратиться в формальность или средство репрессий против неугодных сотрудников. Контроль исполнения Стандартов должен быть систематическим, всесторонним, объективным.

    Для оценки исполнения Стандартов работы разрабатываются специальные оценочные бланки, в которых руководители фиксируют выполнение требований (выполнил/не выполнил). В соответствии с должностным инструкциям большая часть рабочего времени руководителей и должна быть посвящена организации работы и контролю, так что Стандарты — не дополнительная нагрузка, а напротив, научная организация труда менеджера.

    Контроль исполнения Стандартов должен быть многоуровневым. Он проводится:

    1) ежедневно;
    2) еженедельно;
    3) внепланово (по методу «таинственный покупатель»).

    Результаты контроля руководители подразделений обобщают, и раз в месяц предоставляют топ-менеджерам и эйчару. В соответствии с этими данными сотрудникам начисляются премии.

    Систематически проводя оценку исполнения Стандартов, руководители подразделений фактически диагностируют уровень профессиональных умений, знаний и навыков своих сотрудников. Причем диагностика проводится в понятной и для исполнителя, и для руководителя подразделения форме — как оценка реальных поведенческих образцов. В задачи линейного руководителя также входят мотивирование и обучение подчиненных. Оценка исполнения Стандартов работы персонала позволяет немедленно давать обратную связь, корригировать недостатки, обучать, делать мотивирующую оценку сотрудников.

    Анализ результатов исполнения Стандартов помогает эйчару спланировать обучение, организовать работу с кадровым резервом, разработать мероприятия по развитию корпоративной культуры и т. д. Конечно, само по себе обучение персонала (особенно исполнителей) не может автоматически привести к изменению базовых установок корпоративной культуры. Если ориентация на клиента не заложена изначально, то ее нужно целенаправленно и последовательно формировать; не следует ожидать, что она «приложится» к изменению внешнего вида сотрудников.

    Поощрение активных «проводников» Стандартов, своевременная обратная связь, подкрепление желательных образцов поведения материальными стимулами могут со временем изменить даже привычные корпоративные правила.

    Сами по себе жесткие меры контроля исполнения Стандартов работы не могут изменить отношение работников к клиентам. Важно понимать, что к успешному результату может привести только совместная работа всего коллектива.

    Внедрить Стандарты можно только как системные изменения в работе всей компании. Нельзя требовать от исполнителей соблюдения требований, если топ-менеджеры их систематически нарушают. Возможно сопротивление изменениям со стороны топ-менеджеров компании, его нужно предупреждать, проводя широкую разъяснительную работу. Конечно, это задача скорее владельца, чем эйчара компании.

    Кроме того, успех внедрения Стандартов в большой степени зависит от того, насколько они соответствуют общей культуре компании. Все остальные аспекты внедрения Стандартов — обучение, контроль исполнения, система стимулирования — накладываются на принятые в компании способы коммуникации, организации работы, формы контроля, методы мотивации персонала и т. д.

    При внедрении Стандартов работы персонала необходимо провести специальное исследование — выяснить влияние различных размеров премий (штрафов) за исполнение (неисполнение) Стандартов работы на уровень мотивации к труду. То есть определить, какие суммы премий (штрафов) значимы для сотрудников конкретного подразделения. Это очень важно для того, чтобы точно использовать данный механизм стимулирования. Главное — система оплаты должна мотивировать сотрудников. Излишнее увлечение штрафами или символический размер премий могут стать демотиваторами.

    Внедрение корпоративных Стандартов работы — это большой, трудоемкий и достаточно дорогостоящий проект. В результате его внедрения компания сможет:

    • повысить и стандартизовать уровень качества продаж и сервисного обслуживания клиентов, уменьшить количество рекламаций и ошибок;
    • контролировать качество работы отдаленных филиалов;
    • укрепить бренд компании;
    • повысить управляемость такими важными и сложными процессами, как обслуживание клиентов;
    • уменьшить сроки выполнения заказов;
    • ускорить темпы развития компании;
    • повысить лояльность клиентов к компании;
    • расширить процесс взаимозаменяемости сотрудников;
    • уменьшить число конфликтов как с клиентами и партнерами, так и между подразделениями и сотрудниками компании.

    В конечном итоге, все эти преимущества можно перевести на язык цифр — увеличится прибыль компании, стоимость бизнеса. Кроме того, значительно ослабится зависимость компании от персонала (особенно это актуально для типовых работ и операций, не требующих высокой квалификации исполнителя).

    С внедрением Стандартов работники компании получают ощущение внутреннего психологического комфорта, безопасности и защищенности. Стандарты устанавливают для них четкие и однозначные правила игры, определяют требования к результатам работы и персонализируют ответственность.

    Для эйчара внедрение корпоративных Стандартов позволяет создать единую систему подбора и подготовки персонала, выстроить ясную и понятную систему оценки выполнения работ и систему материального стимулирования. Качество исполнения Стандартов можно учитывать при планировании карьеры для лучших сотрудников. Через изменение содержания самих Стандартов можно обучать и развивать персонал компании.

    Стандарты помогают менеджерам проводить оценку и управлять выполнением работы, дают руководителям гибкий и эффективный инструмент для развития компании.

    Стандарты работы персонала — не догма, при необходимости их можно и нужно изменять в зависимости от целей компании, уровня развития корпоративной культуры, методов работы конкурентов. Дисциплинирующая функция корпоративных норм помогает выработать более осознанное отношение к своим обязанностям со стороны руководителей и исполнителей. Но когда развитие бизнеса и изменение организационной структуры требует внесения изменений в функциональные обязанности сотрудников, несомненно, что Стандарты пересматриваются, расширяются, дополняются.

    В общей системе работ по внедрению Стандартов обязательно нужно предусмотреть постоянно действующие механизмы обратной связи. Сами сотрудники подскажут, что в Стандартах удачно и помогает им в работе, а какие требования формальны, трудновыполнимы или нуждаются в изменении. Сотрудники могут вносить предложения по улучшению и усовершенствованию корпоративных Стандартов, но при этом исполнять Стандарты они обязаны .

    Чтобы проект по разработке и внедрению Стандартов работы был успешно реализован и длительное время функционировал как целостная система, важно помнить, что эту систему нужно постоянно совершенствовать.

    Кобенек Олег: Генеральный директор

    Стандартизация на уровне деятельности предприятий — Студопедия.Нет

    Туристской индустрии в Российской Федерации

     

    Стандарты организации в федеральном законодательстве России; определение стандарта организации в основополагающих стандартах; значение стандартов организации; объекты стандартизации в стандартах организации; особенности стандартов организации в сравнении с национальными стандартами; задачи службы стандартизации; участие предприятий в деятельности технических комитетов по стандартизации.

    Понятие стандарта организации

     

    Согласно действующему в настоящее время в России законодательству внутри отдельных организаций, в том числе и туристских, могут разрабатываться стандарты, регулирующие внутреннее делопроизводство на предприятии. Такая возможность предусмотрена в ст. 17 указанного выше Федерального закона РФ «О техническом регулировании». В частности, она посвящена стандартам организаций (в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц). Установлено, что такие стандарты могут разрабатываться и утверждаться организациями самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов.

    Согласно ГОСТ Р 1.12–2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения», стандарт организации – это стандарт, утвержденный и применяемый для целей стандартизации, а также совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок [26].


    В рассматриваемом аспекте большое значение приобретают процессы саморегулирования. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка и установление индивидуальных, коллективных или отраслевых стандартов предпринимательской и профессиональной деятельности, деловой этики, обеспечивающих более высокие или дополнительные по установленным федеральным законодательством показателям качества производимых товаров (работ, услуг), добросовестности во взаимодействии с потребителями, степени информационной прозрачности осуществления предпринимательской деятельности, а также осуществление непрерывного контроля за их соблюдением. Новое законодательство, как считают российские специалисты, создает весомые предпосылки к тому, чтобы саморегулируемые организации стали наряду с государством активным субъектом регулирования российского рынка. В частности, саморегулирование через национальные стандарты и стандарты организаций призвано:

    – создать условия для добросовестной конкуренции;

    – обеспечить научно-технический прогресс;

    – содействовать продвижению продукции, процессов работ и услуг на международный рынок;

    – максимально учитывать интересы потребителей;

    – создавать информационное поле о качестве продукции, процессов, работ и услуг как для потребителей, так и для исполнителей.



    Через государственное регулирование обеспечивается:

    – защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

    – охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

    – предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

    В результате через государственное регулирование и саморегулирование достигаются цели технического регулирования [4; 144, с. 27].

    Понятие же саморегулируемых организаций впервые введено в Федеральном законе РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 г. [170, с. 10]. Саморегулируемыми именуются некоммерческие организации, созданные путем объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеющие своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами саморегулируемых организаций [Там же, с. 10].

    Преимуществом стандартизации на уровне организации (перед национальной стандартизацией) является (по мнению специалистов) возможность установить свои четкие правила разработки и применения собственных стандартов с учетом специфики структуры организации и/или области ее деятельности [165, с. 79].

    До 1 июля 2005 г. в России действовал основополагающий стандарт ГОСТ Р 1.4–93 «Государственная система стандартизации РФ. Стандарты отраслей, предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций. Общие положения». В рамках приведения содержания национальных стандартов в соответствие с требованиями указанного выше Федерального закона Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации» (ФГУП ВНИИстандарт) разработало новый национальный основополагающий стандарт ГОСТ Р 1.4–2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» [19]. Этот стандарт утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г.

    В тексте данного стандарта оговаривается, что стандарты организаций разрабатываются этими организациями в случаях и на условиях, указанных в ст. 17 Федерального закона «О техническом регулировании».

    Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрак­тами).

    Объектами стандартизации внутри организации, согласно данному национальному стандарту, могут быть:

    – составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изготавливаемой продукции;

    – процессы организации и управления производством;

    – процессы менеджмента;

    – технологическая оснастка и инструмент;

    – технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды и имущества;

    – методы; методики проектирования, проведения испытаний, измерений и (или) анализа;

    – услуги, оказываемые внутри организации, в том числе и социальные;

    – номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации;

    – процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции и др.

    Стандарты организации могут разрабатываться на полученные в результате научных исследований принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний, в том числе на нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством и другими видами деятельности, а также с целью распространения и использования результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в различных областях знаний и сферах профессиональных интересов.

    В пп. 4.3. и 4.5 установлено, что стандарты организации могут разрабатываться для обеспечения соблюдения требований технических регламентов (и не должны им противоречить) и применения в данной организации национальных российских стандартов, международных, региональных стандартов (в том числе межгосударственных), национальных стандартов других стран, а также стандартов других организаций.

    Организациями самостоятельно устанавливается порядок тиражирования, распространения, хранения и уничтожения утвержденных ими стандартов.

    Таким образом, на основании анализа текста данного стандарта мы можем сделать несколько выводов.

    Во-первых, стандарты организации занимают подчиненное положение по отношению к национальным стандартам. Этот вывод следует из содержания пп. 4.6, 4.7, 4.8 и 4.12 данного основополагающего национального стандарта.

    Так, согласно указанным пунктам, в стандартах организации не могут быть установлены требования, параметры, характеристики и другие показатели, противоречащие национальным стандартам. Стандарты организации не должны противоречить национальным стандартам, обеспечивающим применение международных стандартов ИСО, МЭК и других международных организаций, к которым присоединилась Российская Федерация, а также стандартам, разработанным для обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации. Кроме того, разработку стандартов организации осуществляют с учетом национальных стандартов общетехнических систем, а также других национальных стандартов, распространяющихся на продукцию, выпускаемую организацией, выполняемые ею работы или оказываемые услуги, а построение, изложение, оформление и содержание стандартов организаций выполняются с учетом ГОСТ Р 1.5–2002 «Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

    Во-вторых, в стандарте предусмотрено обсуждение проекта стандарта организации сотрудниками заинтересованных структурных подразделений организации, а при разработке стандартов на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги – представителей других организаций, заказчиков и (или) приобретателей поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.

    В-третьих, до утверждения стандарта организации предусмотрено проведение экспертизы содержания стандарта в том случае, если речь идет об услугах, оказываемых организацией на стороне. Согласно ГОСТ 1.12–2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения», экспертиза проекта стандарта – это рассмотрение проекта стандарта с целью оценки его способности содействовать соблюдению требований технического регламента и/или обеспечить иные интересы национальной экономики, оценки научно-технического уровня стандарта, определения его соответствия законодательству Российской Федерации, метрологическим требованиям, правилам и нормам, проверки стандарта на патентную чистоту и правильность употребления научно-технических терминов и других языковых и знаковых средств, а также с целью подготовки соответствующего экспертного заключения [26]. Эта экспертиза может проводиться силами организации, разработавшей проект стандарта, при наличии в ней квалифицированных специалистов и (или) экспертов. При необходимости проект стандарта может быть направлен организацией-разработчиком в специализированные организации для проведения экспертиз (метрологической, терминологической, научно-технической, правовой, патентной, на соответствие национальным стандартам).

    В-четвертых, установлены определенные ограничения в применении стандартов организации. Так, требования стандарта организации подлежат соблюдению в организации, утвердившей данный стандарт, и ее структурных подразделениях (в случае корпоративной или ведомственной подчиненности) с момента (даты) введения стандарта в действие.

    Что касается других организаций, то требования стандартов организаций к продукции, процессам, работам и услугам подлежат соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности и приобретателями в случае, если эти стандарты указаны в сопроводительной технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ и услуг или в договоре (контракте).

    Кроме того, стандарт организации, разработанный и утвержденный одной организацией, может использоваться другой организацией в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией, в котором при необходимости предусматривается положение о получении информации о внесении в стандарт последующих изменений.

    Стандартизация

    Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
    Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:  О техническом регулировании (pdf , 0.10 Мб) от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ и  О стандартизации в Российской Федерации (pdf , 0.06 Мб) от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ.
    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 года № 1762-р одобрена  Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года.

    Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р. 
    Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года. 
    Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом. 
    Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач. 

    Целями стандартизации являются:

     

    • содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации; 
    • содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера; 
    • улучшение качества жизни населения страны; 
    • обеспечение обороны страны и безопасности государства; 
    • техническое перевооружение промышленности; 
    • повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства. 

    Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

     

    • добровольность применения документов по стандартизации; 
    • обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона; 
    • обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации; 
    • обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту; 
    • открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов; 
    • установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением; 
    • унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации; 
    • соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам; 
    • непротиворечивость национальных стандартов друг другу; 
    • доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

    К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:

    • документы национальной системы стандартизации; 
    • общероссийские классификаторы; 
    • стандарты организаций, в том числе технические условия; 
    • своды правил; 
    • документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона. 

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 294 О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (pdf , 0.06 Мб)
     на Агентство возложены функции национального органа Российской Федерации по стандартизации.

    В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):

    • осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
    • реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
    • разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
    • организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
    • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
    • организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
    • организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
    • утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
    • устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
    • определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
    • организует разработку документов национальной системы стандартизации;
    • утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
    • вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
    • регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
    • организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
    • организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
    • организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
    • утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
    • организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
    • заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
    • представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
    • определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
    • определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
    • организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
    • принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
    • формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
    • осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
    • дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
    • организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
    • обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
    • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3),  Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Феде (pdf , 0.00 Мб)  и Перечнем критических технологий Российской Федерации.

    Экспертиза проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений осуществляется ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и техническим комитетом по общероссийским классификаторам.

     

    Поручения по предоставлению предложений в ПРНС за счет средств разработчика. Руководителям организаций, уже принимающих или планирующих принять участие в Программе разработки национальных стандартов (ПРНС), даны поручения заместителя Руководителя Росстандарта А.В. Зажигалкина, в соответствии с которыми по причине частых случаев срыва сроков исполнения этапов разработки стандартов предлагается направлять свои предложения по разработке стандартов за счет средств разработчика в ПРНС, сопровождая их гарантийным письмом. С поручениями можно ознакомиться   здесь (rar , 0.03 Мб).

     

    Приказом Росстандарта от 1 ноября 2019 г. № 2612 «Об утверждении Программы национальной стандартизации на 2020 год» (pdf , 0.10 Мб) утверждена  Программа национальной стандартизации на 2020 год (7z , 0.67 Мб)  

     

    Приказом Росстандарта от 5 февраля 2019 г. № 166 (pdf , 0.03 Мб) утверждена  Программа национальной стандартизации 2019 (7z , 0.66 Мб)  

     

     

    В связи с многочисленными обращениями по вопросу применения национальных и межгосударственных стандартов до наступления установленной приказом Росстандарта даты введения (досрочно) Росстандарт сообщает, что Федеральным законом от 24 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» досрочное введение документов по стандартизации не предусмотрено. 

     

    Проект постановления правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». (pdf , 0.98 Мб)

     

     

    Роль международных стандартов при создании конкурентоспособной продукции

    

    Проанализирована роль стандартизации в современных экономических условиях и эффективность применения стандартов. Перечислены наиболее значимые выгоды, получаемые от стандартизации. Подчеркнуто значение участия стран в деятельности по международной стандартизации.

    Ключевые слова: стандартизация, международные стандарты, конкурентоспособность, лидерство, страна.

    В настоящее время в мировом сообществе тема, связанная с ролью международных стандартов, их влиянием на конкурентоспособность продукции и страны достаточно актуальна. Поскольку в современных условиях развития экономики важно не просто «что-то» производить, а стремиться к качеству и конкурентоспособности производимой продукции [1].

    Конкурентоспособность во многом определяется системой технического регулирования, устанавливаемой государством. Понятие технического регулирования включает правила установления добровольных и обязательных требований и порядок соблюдения этих правил, реализуемый через процедуру оценки соответствия. Любые требования и характеристики, предназначенные для многократного применения и направленные на упорядочение производства и обращения продукции, устанавливаются в различных документах по стандартизации [2].

    Общепризнанно, что в наше время стандарты служат «кирпичиками», на которых зиждется современное производство [3]. Стандартизация обеспечивает экономию средств, позволяет существенно уменьшить сроки внедрения новой продукции и технологий, а также содействуют распространению инновационных решений. Стандартизация рассматривается как ключевой фактор обеспечения ряда направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение инноваций, расширение торговли, защита интересов потребителей, защита окружающей среды, обеспечение государственных закупок и т. д.

    К эффективным средствам повышения конкурентоспособности продукции и услуг российских предприятий на мировом рынке относится применение международных стандартов. Международные стандарты открывают доступ странам к новым рынкам и дают возможность принять участие в мировой торговле. Международные стандарты не являются обязательными, каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или вообще не применять. Однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, стремятся обеспечивать соответствие своей продукции требованиям международных стандартов.

    Товар отвечает требования рынка в том случае, если он способен преодолеть на своем пути различного рола барьеры, к ним, прежде всего, относятся тарифные и технические.

    Под техническим барьером понимаются различия в требованиях международных и национальных стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок [4].

    Одним из способов устранения технических барьеров в международной торговле является гармонизация требований стандартов. Именно поэтому, одним из основных направлений международного и регионального сотрудничества в сфере стандартизации, в соответствие с Федеральным законом №162–ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», является гармонизация национальных стандартов с международными стандартами и региональными стандартами.


    Понятие «гармонизированные стандарты» определенно в Руководстве ИСО/МЭК 2:2004 и в межгосударственном стандарте ГОСТ 1.1–2002, применяемом в Российской Федерации в качестве национального стандарта. В соответствии с ГОСТ 1.1–2002 к гармонизированным относятся стандарты, принятые различными занимающимися стандартизацией органами, распространяющиеся на один и тот же объект стандартизации и обеспечивающие взаимозаменяемость процессов или услуг и/или взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами. При этом данный стандарт допускает различия по форме представления или в содержании указаний, как следует выполнять требования стандарта, или в предпочтении альтернативных требований. К числу гармонизированных ГОСТ 1.1–2002 относит идентичные, модифицированные и даже неэквивалентные стандарты.

    В связи с этим при определении уровня гармонизации целесообразно считать гармонизированными все идентичные (IDT) и модифицированные (MOD) стандарты, а также международные и национальные стандарты, принятые для применения в качестве национальных методом подтверждения. Возможно также относить к гармонизированным неэквивалентные стандарты (NEQ), разработанные на основе международных, но имеющие отличия лишь в изложении и построении стандарта.

    При разработке годовых, перспективных и целевых программ национальной стандартизации гармонизация национальных стандартов РФ с международными, региональными и межгосударственными является одним из приоритетных направлений стандартизации. Планирование и исполнение программ стандартизации требует оценки необходимого и фактически достигнутого уровня гармонизации [5].

    Гармонизация это один из вариантов повышения конкурентоспособности любой продукции. Сокращать время разработки гармонизированных стандартов, применять перспективное планирование разработки национальных на основе международных можно за счет участие российских экспертов в деятельности Международной организации по стандартизации – ИСО

    ИСО является крупнейшим в миреразработчикоми издателеммеждународныхстандартов.Членами ИСО являются национальные органы по стандартизации, которые представляют интересы своей страны в ИСО, а также представляют ИСО в своей стране. В 2015 году в работе ИСО участвуют 162 страны [6].

    Разработка стандартов ИСО осуществляется техническими комитетами (подкомитетами или комитетами по проектам), включающими в себя специалистов из производственных, технических и экономических секторов, которые впоследствии введут их в действие. Технический комитет ИСО ведёт работу по международной стандартизации в определенной области. В настоящее время в ИСО около 300 технических комитетов (ТК). Россия принимает участие в 198 технических комитетах и в одном из них – ведет секретариат.

    Если работа, проводимая техническим комитетом, охватывает широкий круг вопросов, то в рамках технических комитетов создаются подкомитеты (ПК). Например, технический комитет ISO/TC 20 Авиационные и космические аппараты имеет девять ПК (SC). Ведение секретариата ТК принадлежит Соединенным Штатам Америки. В подкомитетах 20/SC 6 Стандартная атмосфера и 20/SC 8 Аэрокосмическая терминология ведение секретариата возложено на Российскую Федерацию.

    Непосредственная же разработка стандартов осуществляется в рамках соответствующих рабочих групп (РГ), создаваемых ТК или ПК. РГ ИСО – это ключевая структура, в рамках которой разрабатываются международные стандарты ИСО. Например, в рамках подкомитета ISO/TC 8 Судостроение и морские технологии создано девять РГ (WG).

    Начиная с 1970 года, ежегодно ИСО совместно с Международной электротехнической комиссией (МЭК) и Международным союзом электросвязи (МСЭ) объявляют девиз международного дня стандартизации, который празднуется 14 октября. Девиз является программой действий на следующий год. Перечень девизов, начиная с 2010 года, представлен в табл. 1. Программа действий, заявленная в конце 2015 года – «Стандарт – это язык, на котором говорит весь мир» однозначно определяет роль стандартов в современных условиях.

    Таблица 1

    Девизы Международного дня стандартизации

    Год

    Девиз

    2010

    Стандарты делают удобным мир для всех

    2011

    Международные стандарты. Создание доверия на глобальном уровне

    2012

    Меньше потерь – лучше результат. Стандарты повышают эффективность

    2013

    Международные стандарты обеспечивают прогресс

    2014

    Стандарты создают равные возможности

    2015

    Стандарт – это язык, на котором говорит весь мир


    Острая конкуренция на мировом рынке стран и фирм, являющихся мировым изготовителем конкретной продукции, начинается и проявляется на этапе разработки международного стандарта, поскольку именно международная стандартизация создает некую модель конкурентоспособной продукции. Таким образом, играя активную роль в работе ИСО, каждая страна имеет возможность полностью реализовать свой потенциал, способствуя национальному использованию международных стандартов, тем самым расширяя рынок и возможности для отдельных видов продукции.

    Участие страны в ИСО во многом определяет ее потенциальную конкурентоспособность. Поскольку от работы технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп по стандартизации напрямую зависит качество национальных стандартов, а также эффективность всей национальной системы стандартизации. В ИСО идет постоянная борьба за лидерство. Экономически развитые страны вполне справедливо видят в проекте конкретного международного стандарта соответствующий национальный стандарт и борются за отражение в этом проекте своих национальных интересов. Руководство ТК или тем или иным его подразделением ТК – это преимущество страны в борьбе за лидерство в то или иной отрасли, будь то металлургия или машиностроение.

    У России есть большой потенциал, чтобы усилить свою активность в ИСО, для этого необходимо привлечь в технические комитеты ИСО российских представителей предприятий различных отраслей промышленности, с теми задачами, которые они ставят перед собой. Это укрепит влияние нашей страны в ИСО, и это будет способствовать продвижению отечественной продукции на внешний рынок.

    Литература:

    1. Мансурова Н. А. Алгоритм оценки конкурентоспособности / Н. А. Мансурова, Е. В. Клюева // Экономические исследования. 2010. № 1 (10). С. 74–86.
    2. Казанцева Н. К. Техническое регулирование в современных условиях / Н. К. Казанцева, Е. А. Котель, Е. С. Синегубова // Деревообработка: технологии, оборудование, менеджмент ХХI века: труды Х Международного Евразийского симпозиума / под ред. В. Г. Новоселова. Екатеринбург, 2015. С. 56–59.
    3. Аронов И. З. Стандартизация в современном мире / И. З. Аронов, В. Ю. Саламатов // Сертификация. 2012. № 2. С. 2–7.
    4. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник для бакалавров / И. М. Лифиц. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2014. 437 с.
    5. Брод Б. Определение уровня гармонизации национальных стандартов / Б. Брод // Стандарты и качество. 2010. № 4. С. 92–95.
    6. ИСО – Международная организация по стандартизации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iso.org/iso/ru/home.htm.

    Основные термины (генерируются автоматически): стандарт, ISO, технический комитет, стандартизация, Российская Федерация, международная стандартизация, острая конкуренция, мировой рынок, международный стандарт, техническое регулирование.

    ❶ Зачем нужны стандарты 🚩 Просто о системе менеджмента качества 🚩 Разное

    В стандарте должны быть изложены не только требования к параметрам и характеристикам, качеству и составляющим элементам продукции. В нем оговариваются условия безопасности данного продукта, работ и услуг для жизни и здоровья потребителя, его экологическая безопасность и требования, обеспечивающие безопасную эксплуатацию. Стандарт регламентирует качество продукции в соответствии с техническими, санитарными, эргономическими и иными нормами.

    Стандартами предусматривается совместимость и взаимозаменяемость продукции, как технической, так и информационной. Это позволяет использовать различную по наименованию продукцию, которая по своим техническим и физическим характеристикам в случае ее соответствия стандарту гарантировано может быть совмещена. Простейший пример – напряжение в бытовых электрических розетках, которое по стандарту равно 220 Вт (с установленными допусками). Это позволяет покупать и использовать бытовые электрические приборы, не боясь, что они могут сгореть или им не хватит напряжения сети для работы.

    Стандартизация затрагивает все области человеческой жизни и значительно облегчает ее. Мебель, изготовленная по общегосударственным стандартам, будет иметь стандартную высоту и ширину. В доме, построенном по типовому проекту, параметры оконных и дверных проемов будут одинаковы. Даже продукты питания, изготовленные по установленной рецептуре с соблюдением стандарта, будут иметь одинаковое качество и вкус.

    Стандарты бывают как общегосударственные, так и разработанные для одного конкретного предприятия или отрасли. Стандартизация производства значительно упрощает жизнь как производителям, так и потребителям продукции. Их применение гарантирует высокое качество продукции, повышает уровень унификации и взаимозаменяемости, позволяет автоматизировать производство и повысить ремонтопригодность изделий.

    В настоящее время разрабатываются не только государственные, но и международные стандарты. В связи с объективными процессами глобализации это стало насущной необходимостью.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *