Кто такой компетентный человек: Компетентность — Википедия – Компетентность — что это такое и кого можно назвать компетентным

Компетентный человек – это кто? 5 советов как стать профессионалом

Здравствуйте, дорогие читатели! Поговорим сегодня о компетентности и ее востребованности на рынке труда. Желающих работать и зарабатывать сейчас много, а вот компетентных сотрудников не очень. Чем отличается профессионал от дилетанта? Компетентный человек – это тот, кто обладает необходимым запасом знаний, умений и навыков в конкретной области для продуктивной и результативной работы.

Любой человек, проходя собеседование, указывает данное качество, так как без него можно работать только в общедоступных сферах деятельности. Например, не требуется опыт, специальные знания и портфолио, чтобы устроиться вахтером, уборщицей или грузчиком. Но если ваша цель – значимая должность в крупном или уважаемом предприятие, с вас спросят как минимум теоретическую базу.

Многих удивляет и даже раздражает, что повсеместно требуются сотрудники с опытом и высоким профессионализмом, но заработную плату предлагают как студенту первого курса, который подрабатывает в перерывах между парами. Одно можно сказать точно, если в своей области вы компетентный человек, то:


  1. Вы востребованы на рынке труда.
  2. У вас преимущества в карьерном росте.
  3. Вам проще удержаться на рабочем месте и, в случае необходимости, переключиться на новое.

Итак, как же стать компетентным, а значит незаменимым? Внимательно читайте и запоминайте.

Особенности компетентного человека — 5 мощных советов!

Профессионалы выделяются из толпы. Нет, мы не говорим о внешних данных, а о качествах присущих компетентным людям. Если вы учтете данные критерии, то вас будут замечать, а вы и ваша работа будет востребована.

  1. Интерес к собственному делу. Почему так важно работать в том направлении, которое вам интересно? Потому что интерес – это внутренняя мотивация. Вы работаете, чтобы наслаждаться процессом обучения, самой работы и ее результатами. А это всегда эффективнее, чем «работать, потому что надо».

P.S. Если вы не знаете, как понять свое предназначение в жизни, советую не тянут с этим вопросом, чтобы не наделать ошибок.

Совет: определитесь с профессиональным направлением. Напишите список из нескольких интересующих вас предметных областей, и пробуйте себя в каждом. Выберете то, в чем вы ощущаете себя наиболее комфортно.

  1. Теоретическая база. Наличие знаний необходимо, иначе вас быстро обгонят более компетентные специалисты. Получение знаний начинается с проработки теории, а продолжается на практике.

Совет: проходите курсы, берите супервизии (наблюдение за работой профессионалов), вебинары, читайте книги, слушайте лекции, копите свой теоретический багаж, он вам обязательно пригодится.

  1. Практическая база. «Требуются компетентные сотрудники с опытом работы!» Все хотят того, кто знает что делать, понимает с первого раза и даже может подсказать, как сделать лучше. Предположим, у вас еще нет опыта, то ваши позиции явно ниже остальных, даже если другие кандидаты не так перспективны, их нанимают для перестраховки и надежности. Что делать?

Совет: вы можете начать с подработок в данной области, а иногда даже принимать участие в неоплачиваемых конкурсах, чтобы быть на виду и иметь результат на руках. Работодателя не интересует, как много вы получали и сколько работ совмещали, ему интересно, что вы умеете на данный момент, какие есть навыки. Также лучше иметь подтверждение вашей работы – смотрите следующий критерий.

  1. Результативность. Когда вы пишете резюме, то указываете наличие наград, предыдущих работ, благодарственных писем, дипломов, рекомендаций, почему? Потому что они показывают как работают ваши знания на практике. Говорить, какой вы компетентный, можно сколько угодно, но людям, тем более работодателям нужны доказательства.

Совет: создайте портфолио, включайте в него любые заслуги, даже обыкновенные письма благодарности за участие в каком-либо конкурсе, марафоне и т.п. Это создаст определенное представление о вас, как о человеке, нацеленном на эффективную работу и достижение цели, а это признак компетентности.

  1. Обучаемость. К данному пункту можно отнести способность учиться на своих ошибках, выходить за грани профессиональной области, стремление получать новые знания и развиваться. Допустим, у вас есть теоретическая база и опыт, но время не стоит на месте, информации становится больше, если вы застрянете в прошлом веке, то с вами застрянет и ваша работа.

Совет: всегда учитесь новому и ищите новое. Возможно, вы найдете это в других профессиях. Экспериментируйте, совмещайте, но только не стойте на одном месте, иначе на нем так и останетесь.

Заключение

Компетентный человек отличается от некомпетентного наличием мотивации, теоретических и практических знаний, результативностью и обучаемостью. За профессионалов бьются акулы бизнеса, начинающие и процветающие предприниматели, среди которых рано или поздно окажетесь вы, если учтете перечисленные критерии.

На этом все, дорогие читатели. Всем профессионализма! Подписывайтесь на обновления, делитесь статьей с друзьями в социальных сетях и будьте компетентными специалистами. Всем пока!

Компетентность Компетентный | Что такое Компетентность Компетентный

Когда знаешь, что делаешь, всегда получается.

Ричард Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон

      Компетентность как качество личности – способность обладать основательными знаниями, быть хорошо осведомленным в какой-либо области, быть признанным знатоком в каком-нибудь вопросе.

      Назначил халиф Муллу Насреддина главным советником при суде. Поскольку его власть держалась не на компетенции, а на покровительстве халифа, Насреддин стал настоящим наказанием для всех, кто приходил к нему на консультацию. Однажды один человек заискивающе спросил его: — Насреддин, ты опытный человек, не знаешь ли ты средства от глазной боли? У меня давно болит глаз… — Поделюсь с тобой своим опытом, — ответил Насреддин. — Когда у меня болел зуб, ничего не помогало, пока я его не удалил.

      Компетентность – это когда так хорошо вооружён знаниями, что знаешь все ходы и выходы в данной ситуации. Компетентность – знание, умелость, эффективность.

      Согласно Википедии, компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.

    Компетентность — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение её решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием.


    Компетентность — это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения.

     Ги Де Мопассан в романе «Милый друг» пишет: «Сойти за человека сведущего совсем нетрудно. Всё дело в том, чтобы тебя не уличили в явном невежестве. Надо лавировать, избегать затруднительных положений, обходить препятствия и при помощи энциклопедического словаря сажать в калошу других. Все люди — круглые невежды и глупы как брёвна».

     Мужское эго крепко связано с проявлениями компетентности. Для мужчины маленькая смерть оказаться в чём-то некомпетентным, особенно в своей специальности, в деле, которому он служит. Советы зачастую воспринимаются мужчинами, как намек на их некомпетентность. Женщинам безопаснее давать советы, чем мужчине. Они обычно воспринимают советы как выражение дружеской поддержки, а не как сомнение в их компетентности. У них паранойя на этот счёт отсутствует. Женщине нельзя давать советы, если она не в духе.  Тем не менее, общее правило: нужно учитывать, что все мы разные, каждый имеет право быть другим, поэтому другой, не такой, как мы, может воспринять совет как сомнение в его компетентности, квалифицированности и профессионализме. Когда задевается ложное эго, добра не жди. Совет будет воспринят как посягательство на компетентность.

      Компетентность – приманка для эго, помешанного на своей престижности, значимости и важности. Для человека в страсти очень важно, чтобы общество признало его компетентность. Он болен и зациклен на компетентности. Если окружающие признают твою компетентность, это равнозначно тому, что они подтвердят, что ты авторитетный, уважаемый и значительный человек. Если тебе не плюют в спину, значит, ты регрессируешь. Можно или идти вперёд или отставать. Стояние на одном месте – это регресс. Стоит немного отстать, и ты уже в глазах компетентных людей – лузер и невежда, словом некомпетентная, невежественная личность с неоправданными притязаниями.


      Компетентность в благости  выражается в желании заботиться о других – о младших и слабых. Младшие нуждаются в поддержке. Когда человек, находящийся под влиянием энергии благости, чувствует свою компетентность, у него возникает потребность заботиться, защищать, покровительствовать, оберегать. Компетентный учитель, врач, воспитатель будут стремиться передать свой опыт и знания другим людям.

      Истинная компетентность ничего не имеет общего с умствованием, позёрством и красованием.

      Одного Патриарха начали терроризировать умные бородатые дяди. Оккультизм входил в моду. В течение трёх дней бедного Учителя осаждали доктора, профессора и всякие кандидаты. Он, уставший и обалдевший, ходил вдоль канала, а они почтительно, на расстоянии, но всё же наглой толпой топтались возле. — Что надо? — спросил Фу Шин у одного бородатого и очкастого интеллектуала. — Вы понимаете, — важно начал тот, — меня очень интересует влияние химизма Полярной звезды на человека. Учитель тяжело вздохнул. — Как срёт корова? — спокойно спросил он. Бородатый аж шарахнулся в сторону. — Ну? — снова спросил патриарх. — Не знаю, — засмущался профессор. — Ну, ну, — поощрительно продолжал Учитель. — Лепёшками, — вырвалось у бородатого. — Правильно, — улыбнулся Учитель. — А коза? — Горошком, — уже более смело ответил ничего не понимающий бородатый. — Правильно, — снова улыбнулся Учитель. — А почему? — Не знаю, — удивлённый профессор трагически развёл руками. — Вот видишь, — Фу Шин покачал головой. — А в звёзды лезешь.

     Подобная история произошла и с Хаджи Насреддином.

      Философы, логики и знатоки закона были призваны ко двору, чтобы проэкзаменовать Насреддина. Случай был серьёзный, так как Насреддину приписывалось, что он ходил из деревни в деревню и говорил следующие слова: «Так называемые мудрецы — люди невежественные, нерешительные и бестолковые». Он обвинялся в подрыве государственной безопасности. — Можешь говорить первым, — сказал правитель. — Пусть принесут бумагу и перья, — сказал Мулла. Принесли. — Дайте их семи первым учёным. Раздали. — Пусть каждый из них отдельно напишет ответ на такой вопрос: «Что такое хлеб?»  Учёные написали. Бумаги были вручены правителю, который зачитал их. Первый сказал: «Хлеб — это пища». Второй сказал: «Это мука и вода». Третий: «Дар Господа Бога». Четвёртый: «Испечённое тесто». Пятый: «Изменчивое понятие, находиться в согласии с тем, что вы подразумеваете под словом хлеб». Шестой: «Питательное вещество». Седьмой: «Никто, в действительности, не знает».



     — Когда они решат, что такое хлеб, — сказал Насреддин, — для них возможно будет разрешить и другие проблемы. Например: прав я или неправ. Можете ли вы доверить дела по оценке и суждениям людям, подобным этим? Разве не странно (а может, и не странно), что они не могут согласиться относительно того, что они едят каждый день, и, тем не менее, они единодушно считают меня еретиком?

Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

 

КОМПЕТЕНТНЫЙ — это… Что такое КОМПЕТЕНТНЫЙ?

  • КОМПЕТЕНТНЫЙ — КОМПЕТЕНТНЫЙ, компетентная, компетентное; компетентен, компетентна, компетентно (от лат. competens соответствующий, способный) (книжн.). 1. Осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком нибудь вопросе. Компетентный театрал. Компетентный… …   Толковый словарь Ушакова

  • компетентный — знающий, сведущий, осведомленный, квалифицированный; сильный, подготовленный, знакомый, копенгаген, наслышанный, облеченный полномочиями, авторитетный, грамотный, информированный, вооруженный знаниями, знает все ходы и выходы, полномочный. Ant.… …   Словарь синонимов

  • компетентный — ая, ое. compétent, e adj.>нем. kompetent <лат. competens соответствущий; способный. Сведущий, знающий, осведомленный в какой л. области. БАС 1. Я представляю решать этот нерешенный .. вопрос компетентным людям, юристам. Гонч. Нарушение воли …   Исторический словарь галлицизмов русского языка


  • КОМПЕТЕНТНЫЙ — КОМПЕТЕНТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. 1. Знающий, осведомлённый, авторитетный в какой н. области. К. специалист. Компетентное суждение. 2. Обладающий компетенцией (во 2 знач.) (спец.). Передать дело в компетентную инстанцию. | сущ. компетентность, и,… …   Толковый словарь Ожегова

  • компетентный — компетенция, компетентный. Неправильно произношение [компетэнция], [компетэнтный] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • компетентный — • сведущий, компетентный, знающий, грамотный Стр. 1000 Стр. 1001 Стр. 1002 Стр. 1003 …   Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

  • Компетентный

    — I прил. 1. соотн. с сущ. компетенция I, связанный с ним 2. Обладающий основательными знаниями, хорошо осведомленный в какой либо области; внушающий доверие, авторитетный, сведущий. II прил. 1. соотн. с сущ. компетенция II, связанный с ним 2.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • компетентный — компетентный, компетентная, компетентное, компетентные, компетентного, компетентной, компетентного, компетентных, компетентному, компетентной, компетентному, компетентным, компетентный, компетентную, компетентное, компетентные, компетентного,… …   Формы слов

  • компетентный — некомпетентный …   Словарь антонимов

  • компетентный — в чем. Комиссия в этом вопросе вполне компетентна …   Словарь управления

  • КОМПЕТЕНТНЫЙ — это… Что такое КОМПЕТЕНТНЫЙ?

  • КОМПЕТЕНТНЫЙ — Правоспособный, обладающий достаточными знаниями для надлежащего суждения о чем либо. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОМПЕТЕНТНЫЙ знающий, осведомленный. Полный словарь иностранных слов, вошедших в …   Словарь иностранных слов русского языка


  • КОМПЕТЕНТНЫЙ — КОМПЕТЕНТНЫЙ, компетентная, компетентное; компетентен, компетентна, компетентно (от лат. competens соответствующий, способный) (книжн.). 1. Осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком нибудь вопросе. Компетентный театрал. Компетентный… …   Толковый словарь Ушакова

  • компетентный — знающий, сведущий, осведомленный, квалифицированный; сильный, подготовленный, знакомый, копенгаген, наслышанный, облеченный полномочиями, авторитетный, грамотный, информированный, вооруженный знаниями, знает все ходы и выходы, полномочный. Ant.… …   Словарь синонимов

  • компетентный — ая, ое. compétent, e adj.>нем. kompetent <лат. competens соответствущий; способный. Сведущий, знающий, осведомленный в какой л. области. БАС 1. Я представляю решать этот нерешенный .. вопрос компетентным людям, юристам. Гонч. Нарушение воли …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • компетентный — компетенция, компетентный. Неправильно произношение [компетэнция], [компетэнтный] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • компетентный — • сведущий, компетентный, знающий, грамотный Стр. 1000 Стр. 1001 Стр. 1002 Стр. 1003 …   Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

  • Компетентный — I прил. 1. соотн. с сущ. компетенция I, связанный с ним 2. Обладающий основательными знаниями, хорошо осведомленный в какой либо области; внушающий доверие, авторитетный, сведущий. II прил. 1. соотн. с сущ. компетенция II, связанный с ним 2.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • компетентный — компетентный, компетентная, компетентное, компетентные, компетентного, компетентной, компетентного, компетентных, компетентному, компетентной, компетентному, компетентным, компетентный, компетентную, компетентное, компетентные, компетентного,… …   Формы слов

  • компетентный — некомпетентный …   Словарь антонимов

  • компетентный — в чем. Комиссия в этом вопросе вполне компетентна …   Словарь управления

  • Что значит быть компетентным? | Познай себя

    Познай себя 24 December 2015, at 15:12

    Социально-психологическая компетентность — это базисная, интегральная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и стандартами.
    Существует несколько подходов к ее рассмотрению. Каждый подход выдвигает свои варианты трактовки данного понятия.

    Психоаналитический подход

    Согласно крайне популярному с начала своего возникновения психоаналитическому подходу, социально компетентный человек – человек со зрелыми личностными «защитами», человек с развитым «эго»: разумный, способный объяснить свое поведение, сознающий, что «все не без ошибок» и т.д.. Защита – способ скрыться от того, что не хочется понимать, признавать, учитывать в своем поведении и в жизни. А затем – в поведении и жизни других людей. Кому захочется признаться, что его так называемая «любовь» — всего лишь отчаянная , но н очень удачная потуга на «романтику», не включающая в себя ничего более, чем стремление подтвердить — в своих и чужих глазах – собственную значимость, состоятельность и т.д.
    Идеал социальной компетентности – психоаналитик. Чтобы достичь этого идеала, необходимо пройти психотерапию. Люди «становятся психоаналитиками» в процессе индоктринации – присвоении психоаналитического мифа. Критерий взрослости пациента и возможность выхода из психоанализа («завершения лечения») связаны с моментом, когда пациент достигает состояния, когда он знает своего терапевта лучше, чем терапевт пациента. И – может защитится от него лучше, чем тот – он своего пациента. Что очень напоминает детскую игру в «гляделки»: кто — кого. Только вот – зачем? Мы – либо любим, и тогда – «нам помогает Бог», либо нет – и тогда: «Помоги нам, Боже!». Но в психоанализе мы должны поверить: что-то настолько неизбежно. Что если вы вдруг надумаете увильнуть – это говорит о вашей или вашего партнера незрелости. Или, можно сказать больше, инфантильности! Что само по себе – просто ужасно! Просто – ужасно!
    И отпустить – себя, партнера, ситуацию, позволить им – «объяснить себя»… это уж совсем – недопустимо. Наше ужасное, отвратительное бессознательное выпускать наружу – нельзя вообще! Даже речи об этом – быть не может! Только… никто не доказал, что оно так ужасно. Даже наоборот: именно бессознательное многих людей – лучше, чем то, что они делают, согласуясь с рассудком и разумом. Потому что делают – «от души»!
    При этом основным является такой компонент социально-психологической компетентности, как компетентность в других. Немного разобравшись себе, человек получает доступ к пониманию других. И этим – избавляет себя от тревог и страхов самопонимания и самоизменения.
    Развитие человека совершается в процессе изучения и смысловой трансформации негативных переживаний. До позитивных – «руки не доходят». Да и зачем радоваться жизни – раньше времени? Да и можно ли – когда все так плохо? Даже не нужно. Иначе плохо будет не все. А это – плохо!
    Стремление к созданию ситуации катарсиса (к отреагированию, выплескиванию вовне негативных и травматических переживаний, например, о несчастной первой любви, о строгих родителях и т.д.), заставляет человека создавать всё новые защиты от растущего чувства внутреннего и внешнего дискомфорта. 
    В противоположность З.Фрейду и его последователям, другой психоаналитик, А. Адлер описывает социально-психологическую компетентность через понятие «реальной жизни». «Реально» живущий человек стремиться к близости, даже соперничая с окружающими. «Фиктивные» цели – стремление к превосходству предполагает представление себя единственным и уникальным, не связанным с другими людьми «звеном». 
    Со временем человек перестает стремиться к внешнему объединению с другими («первой демократии») для завоевания целей своей жизни. Развитие зрелого человека идет в направлении освоения ценностей и содержания «второй демократии» — процесса, связанного с трансформацией общества в результате трансформации отдельных людей, чье поведение отличается большей внутренней зрелостью, постоянством целей и, в тоже время – естественной гибкостью форм.

    Зрелый человек по З.ФрейдуЗрелый человек по А.Адлеру
    • живёт по принципу реальности, 
    • автономен, 
    • хорошо защищён, эгоистичен, 
    • умеет хорошо объяснять причины своих и чужих поступков
    • умудрен. проницателен.
    • живёт ради определённых целей, 
    • стремится к близости, 
    • открыт к осознанию зависимости, 
    • не просто объясняет причины, а отвечает за свои действия,
    • искренен, счастлив

    Таким образом, уже в рамках психоанализа появляется две противоположных модели социальной компетентности: модель умудренности и модель ответственности и любви. В модели З.Фрейда зрелость – это умудренность, опыт и проницательность. В модели А.Адлера – понимание реальных целей своей жизни, искренность и ответственность. В области близких отношений умудренность выражается в отчуждении между людьми, ответственность – в развитие доверия и углубление отношений, которые, помимо того, приобретают осознанное и разделенное двоими ценностное содержание.

    Поведенческий и познавательный («бихевиоральный» и «когнитивный») подход

    Этот подход исходит из понимания человека как суммы или системы поведенческих привычек. Поэтому и называется – поведенческим. Мы – это наше понимание, и сколько бы другие или мы сами не твердили о «чувствах», факты — «говорят сами за себя». Если любящий человек делает зло – значит, он не любит. Если партнер, которого мы ждем и «извиняем» не делает ничего, что заслуживает уважения – вряд ли мы можем надеяться, что он – измениться. Раз научившись чему-то, особенно плохому, человек, как и животное, рискует повторять неэффективный, но «интересный» поведенческий акт до бесконечности. Или – хотя бы – время от времени. Кому захочется – прослыть ангелом всерьез?
    Обычный человек живёт в рамках принципа «выученной беспомощности» (М. Зелигман, 1992): его научили ограниченности своих возможностей и некоторым правилам «выживания», за пределы которых он, как правило, не рискует выходить в силу стремления к самосохранению. Он как обезьянка, которую так часто били током в закрытой клетке, что когда клетку открыли, она уже не пытается убежать, потому что выучила – «все бесполезно».
    Основой для данной трактовки компетентности как обученности служат базовые понятия данного подхода, описывающие слагающие компетентности – научение и дрессура.
    Можно выделить следующие аспекты развития компетентности: 
    1. Научение как присвоение прошлого и «наработка» собственного опыта, самодрессировка.
    2. Дрессировка как присвоение социального опыта предшествующих поколений.
    Таким образом, согласно бихевиоральному подходу, компетентный человек – это хороший дрессировщик. Кроме того, это человек способный к научению или «самодрессировке», ориентирующийся на развитие социальной эффективности и самоэффективности – соответствию внутренних и внешних критериев успешности выполнения деятельности и жизни в целом. Для того, чтобы это соответствие возникло, необходимы следующие моменты: 
    — развернутое осознание происходящего, его рефлексия, осмысление значимости, причин и последствий,
    — любовь и уважение к себе и к «дрессируемым» — окружающим нас людям.
    Самоэффективность – удовлетворённость человека процессом и результатом своих действий. Включает два компонента: объективный и субъективный.
    Итак, компетентный человек – 
    а) человек, который «осознаёт своё поведение, поведение окружающих и их взаимосвязь,
    б) гибок, обладает целой палитрой поведенческих шаблонов.
    в) обладает дифференцированностью: выбор поведенческих реакций – в зависимости от а) особенностей ситуации, б) особенностей самого субъекта, в) особенностей объекта.
    Также в бихевиоральной трактовке социально-психологическая компетентность предполагает:
    — осознание взаимосвязи реакции окружающих людей со своими реакциями во времени и пространстве, 
    -преобладание позитивных взаимосвязей с окружающими, позитивное отношение к себе, стремление к минимизации негативных исходов.
    — стремление и терпимое отношение к кризисным ситуациям, ситуациям тупика и неопределённости.
    В конечно итоге, социальная компетентность – способность к поведению, дающему максимум выгод и минимум потерь. Однако, при данной трактовке возникает проблема отсроченых результатов взаимодействия. Долгосрочная перспектива предполагает, что выигрыш (позитивный результат) является устойчивым только при условии его взаимности. А также – при условии постоянства поведения человека. Если вы хотите «добиться» чьей-то любви, чьего-то развития – вам нужно это делать постоянно и — самое лучшее – позитивно: активизируя в сознании мысль человека о то. Что он – действительно прекрасен. Тогда и он — сможет стать таким. Почувствовать себя – таким.
    Когнитивный подход является интеграцией бихевиористской и психоаналитической моделей. 
    Искажения рационального понимания, свойственные незрелым субъектам, возникают на двух основных уровнях: 1) уровне «автоматических мыслей» — повседневных и ежесекундных мыслей, «мелькающих» в нашей голове по ходу общения и деятельности, 2) и на уровне базисных посылок – стабильных внутренних установок и оценок по отношению к себе, людям и своей жизни в целом.
    Обычные люди часто люди интегрируют автоматические мысли о ситуативных неудачах в базисные посылки о собственной неуспешности, некомпетентности вообще. Компетентные люди, опираясь на базисные посылки о своей и чужой успешности:
    а) формируют соответствующие позитивные автоматические мысли
    б) позитивно переопределяют негативные ситуации. Позитивное переопределение – один из главных принципов, показателей социальной компетентности (А. Эллис, 1992, др.)

    Экзистенциально-гуманистическая модель компетентности

    В этой, гуманистической, модели компетентный человек – психолог или клиент, живущий по принципам ценностного процесса – постоянно и свободно изменяющегося осмысления себя и мира. В противоположность ему, обычный человек живёт как ценностная система, то есть совокупность жестко фиксированных и соотносящихся друг с другом норм.
    При этом взрослые люди делятся на четыре основных типа.
    1. Бессистемные субъекты – не приемлют четких ценностных ориентиров, склонны к полевому образу поведения, являются желанным объектом манипуляции, инфантильны, не умеют регулировать себя и своё поведение, отсутствует потребность в формировании смысла жизни и духовных запросов; полностью зависят от происходящего в обществе, очень удобны и покладисты.
    2. Субъекты с элитарными ценностными системами. Жизнь подчинена единой высшей цели: любая их существенных ценностей человеческой жизни. Эти люди отличаются успешностью, целеустремлённостью, настойчивостью. Чем раньше осознаётся цель, тем большего успеха человек достигает. Слабости: серьёзные травмы и глубокие фрустрации при невозможности достижения цели и реализации идеалов; часто попадают в состояние депрессии, вступают в конфликты, отстаивая идеалы и цели, постоянно перед угрозой крушения надежд и разочарования.
    3. Плюралистические ценностные системы – разрешают себе и другим быть разными, иметь различные ценностные идеалы и способы жизни. Гордятся своей толерантностью и терпимостью. Недостатки: невключенность в жизнь – защищают себя от конфликтов и разочарования, разрешая делать всем, что хочется. Часть этого превращения в беспринципность, невнимание к себе и окружающим людям. Часто под маской плюрализма скрывается человек, которому выгоден беспорядок.
    4. Ценностный процесс («дрейфующие ценностные системы»).
    Человек, который спонтанно и естественно реагирует на происходящее. Изменяясь как ценностный процесс, человек идёт от лучшего к лучшему. Слабости: внешняя асоциальность.
    Обычный человек часто берёт на себя решение не только своих, но и чужих проблем. При этом он сталкивается с ситуациями неуспеха и перенапряжения. Люди, живущие как ценностный процесс, внешне эгоистичны. Они стремятся понять – что именно могут, должны и хотят изменить – в своей жизни и жизни окружающих, при этом они занимаются своими проблемами и решают свои задачи. На глубинном уровне они социальны, их цель – развитие себя и окружающих людей. Проблемы в общении у этой группы людей возникают как результат последствий социального саботажа и его обнаружения: сознательного отказа от манипуляций и подчинения манипуляциям. 
    В зависимости от наличия вины и ответственностити, выделяют четыре типа реагирования человека на собственные действия и их последствия:
    Первый – характеризуется отсутствием вины, стыда и отв-ти за совершенные действия.
    Второй – человек этого типа испытывает чувство стыда за свои поступки, но это лишь так назыв. «внешняя ответственность», которая может быть не интернализованной, то есть не принятой самим человеком.
    Третий – присутствие вины, внутренней интернализованной ответственности. Однако ее присутствие отнюдь не означает её внешних проявлений.
    Четвертый – для этого типа характерна ответственность за свои дияния. Он не испытывает вины и стыда, поскольку это аутодеструктивные чувства.
    Компетентный человек исправляет свои ошибки, как только их осознаёт. Исправление ошибок — мощнейший ресурс развития взаимоотношений. Безответственность разрушает человека так же, как и попытка насильственного разрыва или трансформации взаимоотношений.
    К.Роджерс описывает компетентность человека через понятие полноценного функционирования, состоящего из двух компонентов: 1) зрелая личность(становление человека), 2) зрелые межличностные отношения (становление партнерами). К. Мустакас описывает три вида взрослого бытия. Дополняющие друг друга у компетентного человека: Being – in (личностное бытие), Being – with (бытие партнерами), Being – for (социальное бытие). Главное условие компетентности – сформированность каждого компонента и их соответствие друг другу.
    Компетентный человек — открытый как по отношению к себе, так и к другим людям. Не боится высказать правду о себе и других, не замалчивает и не утаивает информацию. Стремиться развиваться индивидуально и вместе с другими, даже зная, что иногда совместное развитие невозможно. Человек развивается вопреки обыденным страхам остаться одному или показаться кому-либо неудачником. Перспектива развития отношений – от хороших партнёров ко всё более лучшим. Готовность идти на риск терпеть моменты боли, не скрывая и не преувеличивая её. Откровение и любовь такого человека «недефициентны». Поясняя это понятие, В. Франкл пишет, что зрелый человек: «нуждается потому что любит, а не любит, потому что нуждается». Человек зрелый живёт ради реализации общечеловеческих идеалов. При этом, как отмечает К.Роджерс: «чем более индивидуален человек, тем сильнее в нём проступает общечеловеческое».
    Социальная компетентность также описывается с помощью ряда «психотерапевтических установок общения»:

    Обыденное общениеПсихотераппевтическое общение
    — непринимающее(условное принятие), отсутствие толерантности и любви
    — оценочное понимание или непонимание, 
    — неискренность и несоответствие самому себе
    — неконкретность.
    — принятие(безусловное), толерантность и любовь
    — безоценочная эмпатия, сопереживание
    — искренность и соответствие самому себе
    — конкретность

    Конкретность включает в себя три компонента:
    1) Предметность, четкое определение того, о чём говорит человек.
    2) Персонифицированность – когда человек говорит, он должен подчеркнуть, что говорит именно он.
    3) Обращенность – человек должен понимать, с кем он говорит.
    В этом гуманистическая психология и современный психоанализ пересекаются. Ж. Лакан, один из крупнейших современных психоаналитиков отмечает: «Когда человек говорит не с вами и не о себе, он остаётся клиентом. Человек излечивается когда говорит с вами и о себе».

    Интегративная социально психологическая модель

    Эффективность социального функционирования и успешность отношений человека связана с соотнесенностью, гармонией различных компонентов его жизни и общения. 
    При этом социально психологическая компетентность включает два типа ориентации: 
    1) адаптационный (борьба с трудностями, приспособление к системе), 
    2) ассимиляционный, приспособление системы к себе
    В соответствии с этим выделяются два типа людей и два способа жизни: 1 тип – обычные малокомпетентные люди, 2 – компетентные субъекты. Для первого типа характерно «перманентное противостояние», борьба и «героизм», свойственные обычным людям, субъективной задачей которых является преодоление жизненных трудностей. Для второго — удовольствие, радость и счастье – задача зрелых людей, стремящихся к гармонии и радости. Для первого способа типична стратегия самозатруднения: человек старательно и, как правило, малоосознанно строит свою жизнь, часто предпочитая неприятные ситуации, для того, чтобы с их помощью помочь решить свои старые проблемы. Второй способ – стратегия самореализации; связана с осмыслением собственного предназначения и жизненных целей.

     

    компетентный — это… Что такое компетентный?

  • КОМПЕТЕНТНЫЙ — Правоспособный, обладающий достаточными знаниями для надлежащего суждения о чем либо. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОМПЕТЕНТНЫЙ знающий, осведомленный. Полный словарь иностранных слов, вошедших в …   Словарь иностранных слов русского языка

  • КОМПЕТЕНТНЫЙ — КОМПЕТЕНТНЫЙ, компетентная, компетентное; компетентен, компетентна, компетентно (от лат. competens соответствующий, способный) (книжн.). 1. Осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком нибудь вопросе. Компетентный театрал. Компетентный… …   Толковый словарь Ушакова

  • компетентный — знающий, сведущий, осведомленный, квалифицированный; сильный, подготовленный, знакомый, копенгаген, наслышанный, облеченный полномочиями, авторитетный, грамотный, информированный, вооруженный знаниями, знает все ходы и выходы, полномочный. Ant.… …   Словарь синонимов

  • КОМПЕТЕНТНЫЙ — КОМПЕТЕНТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. 1. Знающий, осведомлённый, авторитетный в какой н. области. К. специалист. Компетентное суждение. 2. Обладающий компетенцией (во 2 знач.) (спец.). Передать дело в компетентную инстанцию. | сущ. компетентность, и,… …   Толковый словарь Ожегова

  • компетентный — компетенция, компетентный. Неправильно произношение [компетэнция], [компетэнтный] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • компетентный — • сведущий, компетентный, знающий, грамотный Стр. 1000 Стр. 1001 Стр. 1002 Стр. 1003 …   Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

  • Компетентный — I прил. 1. соотн. с сущ. компетенция I, связанный с ним 2. Обладающий основательными знаниями, хорошо осведомленный в какой либо области; внушающий доверие, авторитетный, сведущий. II прил. 1. соотн. с сущ. компетенция II, связанный с ним 2.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • компетентный — компетентный, компетентная, компетентное, компетентные, компетентного, компетентной, компетентного, компетентных, компетентному, компетентной, компетентному, компетентным, компетентный, компетентную, компетентное, компетентные, компетентного,… …   Формы слов

  • компетентный — некомпетентный …   Словарь антонимов

  • компетентный — в чем. Комиссия в этом вопросе вполне компетентна …   Словарь управления

  • Компетентный сотрудник, или Питер против Паркинсона

    Власть денег

     

    Компетентный сотрудник — это всегда подарок. Это человек, который всегда знает, как, что и когда нужно делать, чтобы получить нужный результат. И это становится возможным благодаря сочетанию профессионально важных качеств, способностей и опыта.

    Однако из-за того, что слово «компетентность» используется не только в профессиональной среде эйчаров, но и прочно вошло в бытовую речь, его смысл как-то «затерся» и за «многоэтажными» речевыми конструкциями, расписывающими достоинства либо недостатки того или иного претендента на вакансию, стал незаметен.

    Дать определение компетентности и в теоретическом, и в практическом плане очень непросто. Кто-то скажет, что это опыт плюс знания и образование. Кто-то в качестве главного отличия назовет эффективность и безошибочность выполнения своей работы компетентным человеком.

    При этом как рядовые граждане, так и многоопытные эйчары с трудом могут объяснить, на основании каких критериев выносится мнение о профессиональной некомпетентности или компетентности человека. Скорее, интуитивно, по каким-то неуловимым, настораживающим признакам, чем вследствие взвешенных умозаключений, мы можем предположить, что тому инженеру нельзя доверить сложные расчеты, а этому строителю — перфоратор.

    По кусочкам

    Но компетентность бывает разная. Это понятие существует абсолютно во всех сферах, где человек должен быть на высоте. Эмоционально компетентный человек понимает свои и чужие эмоции и может рассказать о своих чувствах, он способен преодолеть себя и успокоить другого в трудной ситуации. Социальной компетентностью называют умение вести себя в обществе, понимать, что и кому нужно сказать, а когда и в какой ситуации промолчать, суметь быстро приспособиться к новым обстоятельствам, завести знакомства и правильно себя преподнести, построить доверительные отношения.

    И, наконец, профессиональная компетентность позволяет достигать вершин своего ремесла. Хотя с латинского слово competo («компетентность») можно перевести как «соответствовать, подходить», в этом случае компетентность — не столько обладание способностями и знаниями, достаточными, чтобы выполнять свою работу, сколько высший уровень профессионализма.

    При этом и профессиональная компетентность имеет определенную структуру. Гносеологический аспект компетентности предполагает наличие определенных знаний, нормативный — отражает объем полномочий и степень ответственности. Функциональный — выражает способность действовать, выполнять свои обязанности на основе опыта, а личностный — состоит из набора качеств и черт характера человека, которые и позволяют ему быть успешным в той или иной сфере. Иногда в этот список включается также мотивационный компонент компетентности.

    Однако для практического применения чаще используют другой подход к оценке компетентности претендентов на вакансии либо при аттестации сотрудников. Для этого все необходимые для квалифицированного выполнения той или иной работы знания, навыки, умения, качества и способности обозначаются как «компетенции» — кирпичики, из которых состоит компетентность. И хотя термин «компетенция» получил на просторах нашей отчизны широкое распространение не так давно, примерно в 1990-х годах, он прочно вошел в лексикон специалистов по работе с персоналом, заменив собой более узкий, скучный и отдающий «совковостью» «элемент квалификации». Но и то, и другое понятие успешно выполняет свою функцию, обозначая единицы, с помощью которых можно оценить целое — способность человека выполнять определенную работу.

    Трудновоспитуемые

    Выделив ключевые факторы, наиболее востребованные для работы в конкретной компании, можно составить модель компетенций идеального сотрудника, позволяющую приступать к оценке «соответствия» простых смертных.

    Но на пути этого процесса нередко стоит недопонимание и различный смысл, который «оценщики» вкладывают в те или иные понятия, обозначающие желаемые качества сотрудников. Чтобы избежать этого, специалистам по работе с персоналом приходится прибегать к различным ухищрениям. В некоторых компаниях департаментами персонала разрабатываются даже словари компетенций. Их смысл состоит в том, чтобы все сотрудники компании, которые в той или иной степени ответственны за прием на работу, могли четко представлять, что подразумевается под тем или иным термином, и ориентироваться, какие из компетенций считаются в этой компании ключевыми.

    Кроме того, руководителю нужно помнить: некоторые компетенции могут быть легко развиты с помощью различных обучающих программ, а некоторые — нет. Наиболее сложно поддаются «воспитанию» те компетенции, которые базируются на свойствах темперамента, психофизиологических особенностях и устойчивых паттернах поведения. К ним, в первую очередь, относятся лояльность, гибкость, мотивация к достижению цели, креативность, лидерские качества, энергичность.

    Вверх по лестнице

    Ну а если попытаться описать процесс развития компетентности, то он подразумевает плавный переход от полного непонимания факта своего «неумения» к выполнению поставленных задач на «автомате».

    На первом этапе человек даже не осознает, что он чего-то не знает и ему этого «чего-то» не хватает. Так, например, в счастливом дошкольном детстве, для того чтобы послушать сказку, необязательно было знать все буквы алфавита. Но и повзрослев, «не рыбак» никогда не почувствует уколов самолюбия из-за того, что не умеет готовить мастырку, а «не летчик» — так никогда и не узнает, что не в состоянии переносить перегрузки на сверхзвуковой скорости.

    Второй этап «осознанной некомпетентности» начинается, когда руководитель вдруг осознает, что не знаком с тонкостями бухгалтерии, а бухгалтер — что не знает стандартов GAAP.

    Стадии «осознанной компетентности» специалист достигает тогда, когда он уже знает, «как» нужно подводить клиента к мысли о необходимости дорогой покупки, но всякий раз задумывается — все ли идет по плану.

    И, наконец, достигнув этапа «неосознанной компетентности», человек приближается к вершине профессионального совершенства. Навыки становятся настолько привычными, что уже не требуют дополнительных «консультаций» с сознанием. Так, опытный врач может интуитивно правильно поставить диагноз, и только потом задуматься, как он будет аргументировать свое мнение перед коллегами. Впрочем, далеко не каждому дано достичь совершенства в своей профессиональной деятельности. Но чаще всего подобный барьер выстраивается не столько из-за отсутствия способностей, сколько в силу недостаточной мотивации и личностных качеств.

    Питер против Паркинсона

    Для того чтобы объяснить, почему ответственные посты так часто занимают некомпетентные люди, человечество, в лице американского педагога и писателя Лоуренса Дж. Питера, придумало весьма любопытную теорию.

    Согласно «принципу Питера», каждый работник продвигается по служебной лестнице до тех пор, пока не достигнет своего «уровня некомпетентности». И уже на этой должности остается до пенсии, потому как расти вверх ему больше некуда. Эта идея привела Питера к мысли, что для каждой должности обязательно найдется человек, не способный ей соответствовать. И при достаточном числе продвижений по службе эту должность займет именно он. Тогда как всю полезную работу совершают те, кто еще не достиг уровня своей некомпетентности.

    Но справедливости ради нужно вспомнить и о критике «принципа Питера», которую высказал Сирил Норткот Паркинсон — английский историк и автор смешных «законов Паркинсона». Он не согласился с предположением, что компетентность сотрудника, проявленная им на «низших» ступенях иерархической лестницы, способствует его продвижению по службе. «Во многих организациях существует барьер, который большинству сотрудников никогда не преодолеть. Основанием для блестящей карьеры может быть способность успешно сдавать экзамены, развиваться она может за счет способности льстить, а вершины своей претендент достигнет благодаря своей способности удачно жениться», — пишет Паркинсон.

    Счастливая девятка

    Профессор Саратовского государственного университета Рашид Тугушев провел исследование, результаты которого показали, что успешных и компетентных специалистов характеризовали девять качеств: ответственность, организованность, уравновешенность, понятливость, интеллектуальная эффективность, активность, общительность, культурность и образованность. Некомпетентным же были свойственны нетерпимость, самоуверенность, неспособность к самореализации, импульсивность и несговорчивость.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *