Site Loader

Содержание

Как стать лидером Navika.Pro | Обучающий портал для предпринимателей и маркетологов


Дата публикации: 23 августа 2018 г.

Какие они, главные качества лидера? Эти качества врожденные или приобретаемые и развиваемые? Какие техники для развития лидерских качеств знает психолог и бизнес-тренер Ольга Юрковская?

Кто такой бизнес-лидер?

Бизнес-лидер — это человек, который полностью взял на себя ответственность за работу команды: за результаты, за провалы, за удачи. Начинающие бизнесмены часто ищут себе партнеров и команду для того, чтобы не брать на себя ответственность в полном объеме, чтобы с кем-то разделить эту ответственность. Такой подход обречен на провал.

Роль лидера может быть разной. Быть лидером — вовсе не значит обязательно нестись с шашкой на коне впереди всех или выступать с трибуны. Лидер может быть и серым кардиналом. Очень много хороших известных лидеров как раз такими и являются — никого ни к чему не призывают, не светятся нигде и никак, но действуют. Вопрос ведь именно в том, кто всем управляет, кто за все несет ответственность, кто видит стратегические вещи и ведет команду к этим стратегическим вещам.


Лидер — вовсе не тот, кто пытается сам сделать все идеально, лезет на пьедестал и кричит оттуда: «Я лучший». Лидерство не существует само по себе, как сферический конь в вакууме, оно рождается в команде. Настоящий скромный лидер делегирует членам команды их обязанности, и с каждой задачей и ситуацией разбирается тот член команды, у кого есть соответствующие сильные компетенции. Надо развивать в себе скромность как отсутствие гордыни. И выбирать приоритет интересов дела, приоритет реального влияния — это в разы важнее для результата, чем быть на виду и хвастаться.

Родиться лидером или стать лидером?

Лидерство — вещь развиваемая и управляемая. Быть лидером — это быть личностно зрелым. Быть взрослым, ответственным человеком, который действует в интересах дела наиболее эффективным образом. Вот главная черта настоящего лидера — действия в интересах дела. Когда слова и поступки не идут из эмоций, из истерик, из капризов, из сиюминутного настроения, а каждая коммуникация и каждое действие выстраиваются с точки зрения долгосрочного результата, долгосрочных перспектив.

Можно всю жизнь увеличивать степень своей осознанности, степень своей взрослости. Чувствовать мотивы людей, которые с тобой рядом, не важно, инвесторы это или партнеры, коллеги или клиенты. Здесь нет пределов совершенству, и основное — это личностное развитие.

Еще есть полезные навыки, которым можно и нужно учиться, — например, мастерство коммуникаций или публичные выступления. Вырабатывать эти навыки обязательно стоит, ведь быть лидером — это как водить автомобиль. Чтобы выиграть «Формулу-1», нужен «налет часов». И для этого «налета часов» недостаточно прочитать пару книг или сходить на пару тренингов, нужна реальная практическая работа по повышению всех компетенций.

Полезно наблюдать за действиями других лидеров и общаться с ними. Благодаря механизму зеркальных нейронов люди отлично обучаются через подражание и моделирование. Если начинающий лидер общается с опытным лидером, он неосознанно или осознанно перенимает многие механизмы поведения, реагирования, мышления. И это самый полезный инструмент. Недаром в крупных компаниях развито так называемое наставничество, когда человек на пару ступенек выше начинает опекать молодого сотрудника и растит его до своей должности. Менторы и наставники очень полезны на пути развития лидерских качеств.


Мужское/женское, юность/зрелость?

Можно ли всерьез отвечать на популярный вопрос о том, кто более эффективный лидер — мужчина или женщина? Конечно же, лидерские качества от пола не зависят. Просто, как правило, мужчины быстрее и проще берут на себя лидерскую роль, потому что это социально приемлемо. А женщина в тех редких случаях, когда она становится руководителем, более эффективна, так как готова к роли скромного лидера. Готова к тому, чтобы поощрять заслуги каждого члена команды. К сожалению, руководителей-женщин пока еще значительно меньше, и мы чаще замечаем ярких лидеров-мужчин.

Возраст имеет определенное значение — с точки зрения личностной зрелости. Человек за 40, если он активно развивался, учился, познавал новое, будет личностно более зрелым, чем 20-летний мальчик. Ему проще коммуницировать с людьми за счет жизненного опыта, у него за плечами много успешно решенных задач. Опять же если человек готов к формату скромного лидерства, готов быть серым кардиналом, то ему проще управлять молодежью, если он сам уже зрелый. У молодежи слишком много эмоций, слишком много переживаний не по делу, слишком много суетливых действий, которые можно не делать.

Негатива бояться — в лидеры не ходить?

Многие не стремятся к лидерству, опасаясь, что на них активно польется негатив и они не справятся с переживаниями. Оправданны ли эти страхи? В целом нет. Негатив обычно льется на тех, кто пытается показывать больше, чем они представляют собой. Есть очень скромные лидеры, которые не выпячивают себя, наоборот, говорят: «Я работаю с людьми, самое важное — эти люди, вот, посмотрите на них». Там негатива намного меньше.

Еще один важный вопрос — кто именно транслирует негатив? Если какие-то незнакомые завистники в Интернете, то это не существующие в вашем реальном мире люди. Ваш мир — это ваша семья, ваши друзья, ваши партнеры и команда. А буковок на экране не существует в вашей реальной жизни, уберите их со своей страницы, забанив агрессоров, и не читайте на чужих страницах. Занимайтесь своим делом.


Ольга Юрковская на Фейсбук:
https://www.facebook.com/olgayurkovskaya

 

От редакции

Как организовать работу команды так, чтобы задачи были четко распределены, сроки не нарушались, и можно было отследить выполнение каждого этапа? Как выбрать подходящий сервис для командной работы, рассказывает копирайтер, тайм-менеджер Елена Шпрингер: https://navika.pro/upravlenie-biznesom/posts/servisy-dlya-komandnoj-raboty-zachem-nuzhny-i-kakoj-vybrat

Руководители часто хотят делать больше, но у них не получается в силу нехватки времени и неумения передавать часть задач другим. Мировой эксперт по эффективности и достижениям Брайан Трейси в книге «Делегирование и управление» изложил принципы, применяемые на любом управленческом уровне: https://navika.pro/poleznye-knigi/posts/brajan-trejsi-delegirovanie-i-upravlenie

Выстроить систему корпоративного управления со старта от низа до верха с учетом реалий российского бизнеса помогут рекомендации бизнес-тренера Александра Фридмана. Мы прочли для вас его книгу 

«Вы или Вас: профессиональная эксплуатация подчиненных» и сделали конспект ключевых идей: https://navika.pro/poleznye-knigi/posts/aleksandr-fridman-vy-ili-vas-professionalnaya-ekspluataciya-podchinennyx

 

Кто такой лидер и как им стать?


Как мы уже писали в нашей статье, посвящённой лидерству и руководству, разницы, общим чертам и выбору между ними, лидер – это личность, которая использует особый вид управления людьми.

Лидер всегда:

  1. Неофициален. Ему не нужны приказы и уставы, чтобы назначиться;
  2. Не использует рычагов давления. Авторитет лидера не требует использования административных инструментов, его указания выполняются беспрекословно и с удовольствием;
  3. Выделяется стихийно. Группа сама назначает лидера, в первую очередь оценивая его личностные качества и способность убедительно вести переговоры с официальным руководством;
  4. Влияет на людей и как следствие на весь рабочий процесс.

КЛЮЧЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИДЕРА

Лидерство, в первую очередь, основано на моральной составляющей. Формально он не несёт никакой ответственности за коллектив и его результаты, но принимает на себя скорее моральную ответственность. Чтобы быть лидером, необходимо научиться брать на себя ответственность не только за свои действия, но и действия своего коллектива.



Чтобы коллектив, особенно небольшой, признал в ком-либо лидера, ему необходимо показать, что он понимает потребности коллектива, уметь сформулировать основные вопросы и запросы группы, быть внимательным к каждому члену коллектива и давать понять каждому, что лидер понимает его и готов отстаивать интересы. Умение и способность принять на себя руководство, не побояться повести за собой коллектив – неотъемлемая черта каждого лидера.

Лидер должен быть ответственным: ни один коллектив не пойдёт за человеком, который обещает и не выполняет. Лидер также должен отвечать не только за свои поступки, но и за сказанное им. Так как лидер всегда на виду и “на слуху”, каждое его слово обязательно запомнят. Если же лидер говорит сегодня одно, а завтра без каких-либо объяснений меняет точку зрения, это негативно скажется на его репутации и в конечном счёте коллектив может от него отвернуться.

Кроме того, умение признавать свои ошибки также крайне важно для лидера, это не только вызывает уважение и добавляет магические очки репутации в глазах коллектива, но и является отличным примером для тех, кого он ведёт за собой. Если в коллективе каждый будет способен открыто признать свою ошибку, то это сформирует здоровые межличностные отношения и сформирует ответственное отношение к труду.

Лидер обязательно должен быть коммуникабельным. К счастью или к сожалению, но от этого качества никуда не деться и его нужно постоянно тренировать. Люди никогда не пойдут за тем, кто с ними не общается и не взаимодействует. Коммуникабельность, общительность помогают лучше понять, что хочет донести человек до коллектива, и если его позиция ясна и импонирует коллективу, такой человек становится лидером. Не зря существуют такие выражения, как “духовный ” или “идейный лидер”.

Лидер также должен уметь рисковать и понимать, где проходит тонкая грань между риском и безрассудством. Ответственность всегда сопряжена с определённой долей риска, а особенно ответственность за действия других людей.

Уверенность – то качество, которое привлекает в лидере в первую очередь. Уверенность самого лидера, уверенность его действий, в его словах и точке зрения. За тем, кто сможет дать людям уверенность, пусть и не сейчас, а в будущем, пойдут люди. Давайте рассмотрим несколько исторических примеров. Всем известные Эрнесто Че Гевара и Фидель Кастро, лидеры кубинской революции, люди, которым доверились и за которыми пошло целое государство. Они убедили целый народ, что после революции государство ждет стабильное будущее и народ поверил им. Или взять Карла Маркса и Фридриха Энгельса – идейные лидеры, согласно работам которых, с наступлением коммунизма придёт стабильный достаток и уверенность. Лидер, который даст уверенность в завтрашнем дне, поведёт людей за собой.


В любой компании руководителю крайне важно понимать, что от эффективной коммуникации, завит абсолютно все сферы жизни. Корпоративные тренинги от тренинг-центра “Игрокс”помогут найти действенный инструменты к персоналу и создать прекрасные отношения внутри коллектива между сотрудниками.

 

что такое и как стать лидером


фото 1340

Многие хотят стать лидером, способным возглавлять социальные группы, коллективы. Мы видим, слышим много информации, например, о политиках, президентах, руководителях крупных корпораций, сумевших повести за собой команду, и хотим совершить аналогичные «подвиги».

Человек рождается с некоторыми лидерскими задатками, но их недостаточно, чтобы стать полноценным лидером. Их следует развивать и учиться использовать. Такие особенности проявляются в детстве — одни дети способны объединить группу детского сада, а другие не могут отстоять право на игрушку. Рассмотрим подробнее, что такое лидерство, кого можно называть лидером, как работает психология данного феномена.

Внешние проявления психологии лидерства

Под лидерством понимается способность влиять на личность, группу людей, ориентируя на достижение целей. Это естественный процесс социально-психологического типа, когда личный авторитет используется для воздействия на деятельность членов группы. Лидер влияет на коллектив — реализует поведение, вносящее изменения в систему отношений, чувственную зону личности. Влиять можно посредством идей, словесно, используя механизмы внушения, эмоционально заражая коллектив, используя авторитет, личный пример.


фото 1340Психология лидерства отмечает — для управления командой важны характер, образ мыслей, внешние факторы. Лидер поведением, привычками выделяется на фоне остальных, демонстрирует уверенность, готовность управлять командой, принимая ответственность за решения, поведение коллектива.

Поражает способность применять вербальное, невербальное воздействие. Лидер открыто жестикулирует, демонстрирует уверенность, способность к доминированию. Выделяется решительным взглядом, свободной походкой, резкими движениями, ровной спиной.

Мимика, жестикуляция доминирующего индивида является лишь вершиной айсберга. Важно внутреннее состояние, тип мышления. Лидер любит, умеет рисковать, берется за новые проекты. Обладая большой силой воли, он, за счет коммуникативных способностей и умения мотивировать, заражает уверенностью группу. Лидер оказывает психологическое воздействие на коллектив, поэтому каждый проникается общими идеями, проявляет желание достигать поставленных целей.

Законы психологии лидерства

фото 1340Стать лидером по книгам сложно. Конечно, изучить опыт успешных людей, известных в обществе личностей, желательно, но требуется регулярно работать над личными навыками, способностями к общению.

Развивая уверенность, следует учиться строить взаимоотношения, рисковать. Требуется умение самореализовываться, выбирать интересный вид деятельности, менять мышление и психологические установки.

Специалисты уверены, что современные лидеры не просто рождаются таковыми, а упорно работают над личными качествами, придерживаясь базовых законов:

  1. Притяжение — достичь лидирующих положений в обществе можно исключительно в результате активного творческого, созидательного процесса. Лидеры любят выходить за рамки обыденного, принимать нестандартные решения, мыслить вне шаблонов. Лидер не склонен критиковать окружающих, проявлять слабость, жалуясь на обстоятельства. Наоборот, его энтузиазм, позитивное мышление, уверенность побуждают людей идти за ним.
  2. Самосохранение —индивид с лидерскими качествами стремится вырваться вперед. Коллектив, видя успех предводителя, тянется к нему. Однако лидер не склонен попадать в зависимость от обстоятельств, он способен выйти за рамки ситуации, сохранять объективность, оценивать процессы, поступки максимально беспристрастно. Это помогает контролировать процесс, анализировать события, своевременно реагировать на негативные изменения. Решение принимается быстро, исходя из своевременно поступающей объективной информации, однако риск малопродуктивных поступков лидера сведен к минимуму — он не склонен погружаться в обыденность, тратить энергию на незначительные моменты. Его преимущество — умение идти к цели оптимальным путем.
  3. Отдача — индивид, проявляющий лидерские качества, уверен во взаимосвязанности процессов в мире, обществе. Лидеру важно работать во благо представителей группы, коллектива. Предводитель понимает, что его поведение влияет на членов группы, поэтому стремится приносить пользу. Лидер готов генерировать идеи, делиться ими. Он не заставляет действовать, а мотивирует к эффективной активности. Он способен принять волевое решение, дать пользу социуму.

Основные качества

Психология лидера опирается на особое мировоззрение, способность уникально воспринимать реальность, собственные возможности. Предводитель умеет быть выдержанным, внутренне и внешне спокойным даже в критических ситуациях.

Среди особенных качеств лидера выделяются следующие характеристики:

фото 1342

  1. Умение идти к цели вне зависимости от обстоятельств, не останавливаться на полпути, не опускать руки при возникновении сложностей, преград. Лидер отличается сильным желанием достичь цели, настойчивостью. Его мотивация настолько сильна, что его сложно остановить. При отсутствии стимулов лидер будет бездействовать, но постарается найти мотивирующий фактор — внутренний или внешний. Желание управлять подкреплено готовностью идти к конечной цели.
  2. Наличие интеллекта, что проявляется в желании, умении накапливать нужную информацию, анализировать ее, применять для выработки решений, саморазвития. Предводитель не останавливается на достигнутом, готов оттачивать лидерские качества. Лидеры находятся в постоянном поиске, они повышают свой уровень знаний, увлекаются совершенно новой сферой знаний и деятельности. Не следует ограничивать себя определенной профессиональной или предметной областью. Больший объем знаний дает эффективную основу развития.
  3. Вера в собственные способности и возможности. Такая уверенность является надежной основой формирования лидера. Вести и вдохновлять других людей могут только уверенные в себе личности. Отсутствие данного качества не позволяет решиться на принятие важного и ответственного решения. Слабые в этом отношении люди будут искать оправдания или перекладывать решение на других. Длительный поиск советчиков или оправданий для своих поступков отбирает дефицитное время, не позволяет совершить нужный своевременный шаг. Обдумывание ситуации важно, однако делать это надо максимально быстро и без колебаний выбирать выгодный проект.
  4. Силы принять важное решение самостоятельно или с помощью других. Это решение не будет спонтанным. Оно базируется на глубоком анализе информации о ситуации, тщательном обдумывании стратегии, тактики. В результате проделанной работы принимается, ориентированное на положительный результат, решение.
  5. Лидер не действует в одиночку, у него есть возможность опереться на коллектив единомышленников, которые тесно объединены едиными целями и правилами. Он способен убедить других, распределить полномочия и ответственность, создать отлаженный функционирующий механизм.
  6. Наличие характера, способность продвинуть свою точку зрения, несмотря на сопротивление. Лидер действует в ситуациях, когда другие опускают руки. Он способен проявлять жесткость, управлять коллективом, принимая при необходимости непопулярные решения. Однако его строгость сочетается со справедливостью, соблюдением прав и достоинства членов социума.
  7. Умение принимать изменения. Лидерство означает способность менять поведение, стратегию, тактику в зависимости от перемен.

Лидер и руководитель

фото 1341Ставить между ними знак равенства не совсем правильно, поскольку руководители не обязательно будут лидерами. Главное, смотреть на то, насколько эффективно работает коллектив, сплочен ли он, заряжены ли члены группы общими идеями.

Опытный руководитель способен принять эффективные кадровые решения, подобрав себе людей, способных эффективно работать. Но не всегда начальник делает из коллектива единый механизм. Поэтому организация будет работать неэффективно, так как сам руководитель не пользуется авторитетом.

Лидер играет определенную роль в зависимости от своей основной функции:

  1. Организатор, принимающий активные решения для получения заветной цели.
  2. Творец — используя диалог с людьми, опираясь на неординарное мышление, решает важные для организации вопросы.
  3. Борец, отличающийся силой воли, уверенностью в силах. Он готов оперативно принимать важные решения.
  4. Дипломат — знает ситуацию, умеет правильно влиять на команду.
  5. Утешитель — опирается на эмпатию, проявляет сочувствие к другим.

Лидерство бывает делового типа, когда от руководителя требуется компетентность, способность выбирать нужную стратегию, пользоваться авторитетом и опытом.

Встречается и эмоциональный тип, когда авторитет зависит от личностных симпатий, когда важна харизма. Такой лидер вызывает доверие и уверенность в коллективе. Ситуативный лидер выбирает модель поведения, исходя из сложившейся ситуации.

Лидер в подчинении

Такие ситуации не являются редкостью. В коллективе всегда найдется сильная личность, которая будет вести его за собой и не всегда действовать в интересах организации и следовать линии руководителя. Наоборот, амбиции неформального лидера будут заставлять его идти против формального руководства, ставить все решения под сомнения, показывать начальника с неприглядной стороны.

Самым простым решением было бы убрать его воздействие на группу. Однако это не всегда возможно, поскольку лидер бывает прекрасным специалистом. Важно научиться использовать его в интересах коллектива, построить конструктивные отношения. Неформальных лидеров ставят на небольшие ответственные должности, где они бы смогли удовлетворить амбиции и принести пользу.

Воспитание лидера

Ранее говорилось, что каждый человек рождается с определенными задатками лидера. Их нужно развивать. Конечно, если вам это требуется. Не обязательно быть сильным лидером, вполне достаточно быть квалифицированным специалистом, умеющим отстоять точку зрения. Существует множество тренингов, дающих эту возможность.

Лидер способен принимать ответственность. Поэтому в воспитании детей целесообразно руководствоваться несколькими простыми советами:

  1. Давайте детям возможность получать опыт, изучать мир, даже набивая «шишки».
  2. Становиться лидером могут индивиды с развитым интеллектом, умением критически мыслить. Не запрещайте ребенку анализировать, искать причинно-следственные связи.
  3. Побуждайте к участию в соревнованиях. Это научит малыша стремиться к победе, достойно принимать поражения.
  4. Формируйте личную зону ответственности — подростки должны знать, что поступки повлекут определенные последствия.
  5. Не отказывайте ребенку в помощи. Побуждайте малыша к поиску решения, мотивируйте, помогайте наводящими вопросами.

Воспитать в себе лидера может любой. Для этого нужно постоянно ставить новые цели, развивать сильные стороны, учиться организовывать, мотивировать людей. Важно не бояться рисковать, экспериментировать, быть новатором, верить в успех. А вот как воспитать ребенка с лидерскими качествами можно посмотреть ролик, где специалист в области психологии рассказывает, что нужно делать и вообще стоит ли стремиться к лидерству.

кто такой лидер, что за человек


Лидерство – это процесс, происходящий в социальной группе, когда один человек заручается поддержкой других. Благодаря оказываемому влиянию и помощи социума, он достигает поставленных целей. Коллектив не может достичь желаемых результатов, если у него нет единого вектора движения, создаваемого лидером.

Лидерство

Лидерство

Что такое лидерство

Понятию лидер определение пытались дать еще древние философы. Качества, присущие человеку, способному вдохновлять окружение, пытался описать Платон, живший до нашей эры.

В XIX веке появилась теория, по которой лидерские способности считались врожденным талантом. Ее автор – Фрэнсис Гальтон, знаменитый английский исследователь, психолог, антрополог. В XX веке отношение к понятию изменилось, появилось новое определение, говорящее, что лидер – это человек, способный подстраиваться под обстоятельства, менять тактику поведения. В одной ситуации требовалось, чтобы человек обладал определенными качествами, чтобы вдохновить толпу. При других обстоятельствах в них не было необходимости. Лидерские способности начали воспринимать как приобретенные.

В менеджменте

Понятия лидер и лидерство широко используются в менеджменте:

  • Они описывают процессы межличностных отношений рабочего коллектива;
  • Определяют способы влияния на подчиненных;
  • Характеризуют людей, способных вселить веру в членов группы, чтобы они действовали в единых интересах.

Лидерство в менеджменте – это совокупность действий, направленных на объединение усилий группы людей на предприятии. Задача – наладить работу, чтобы использовать потенциал окружения и достичь определенной цели.

Понять, что такое лидерство, помогут его составляющие:

  • доверие и симпатия;
  • авторитет;
  • желание учиться, прислушиваться, сотрудничать;
  • готовность оказывать поддержку, объяснять.

В менеджменте лидер – это звено управленческого взаимодействия.

Важно! Ни один коллектив не обходится без личности, обладающей большим жизненным опытом, мнение которого уважают, ценят. Лидер помогает коллегам раскрыть потенциал и повысить производительность.

В психологии

В психологии лидер – это человек, побуждающий коллектив действовать в собственных интересах. Окружающие сами делают этот выбор. Люди добровольно идут за лидером, принимая его позицию и следуя за единой целью. Лидерство в психологии – это способ заручиться поддержкой общества, взаимодействуя с ним в поисках точек соприкосновения.

Поддержка коллектива

Поддержка коллектива

В обществознании внимание уделяется политическому лидерству как способу власти подчинить себе действия и волю других людей. Борьба за влияние и авторитет у народа происходит также между оппозиционными партиями. Это тоже соперничество за лидерство.

Отличие лидерства от управления

Управление подразумевает под собой формальные отношения в коллективе. Это стабильное явление, контролируемое порядками и правилами организации. За руководителем идут люди, потому что это урегулировано иерархической структурой. Должность человека дает ему возможность диктовать коллективу свою волю, он (коллектив) не имеет права препятствовать желаниям управленца.

Определение, характеризующее лидерство, несколько отличается. Это стихийный процесс. Лидер – это тот, кто вдохновляет людей собственным примером и идеями. Он придает окружающим энтузиазм, они с радостью приступают к работе, чтобы достичь общей цели.

Руководитель строит отношения, основываясь на порядке, контролирует свое поведение и строго регламентирует действия остальных. Лидер – это человек, действия которого основаны на эмоциях и интуиции. Между ним и социумом царят взаимопонимание и доверие. В этом – преимущество неформального лидера. Он старается найти нетрадиционное решение, разработать новый план. Руководители действуют по известной схеме, обычно опираясь на прошлый опыт.

Разновидности лидерства

Психологи продолжают изучать взаимоотношения в социуме, пытаясь объяснить, кого называют лидером.

Обратите внимание! Человек, ведущий за собой коллектив, кроме доверия и уважения, вызывает восхищение. Окружающие стремятся подражать ему, копируя манеру общения, улавливая каждое слово. Стили лидерства определяются поведением, особенностями характера и личностных качеств.

Деловой тип

Кого называют деловым лидером:

  • Возлагает на себя ответственность за устранение проблемы или решение вопроса;
  • Действует в соответствии с интересами группы;
  • Обладает необходимыми навыками, достижениями, опытом.

Эмоциональный тип

Эмоциональному лидеру дают определение как человеку, отвечающему за настроение группы. Когда возникают проблемы, он становится центром внимания и сможет привести людей в чувства, например, снизив накал страстей. Он сконцентрирован именно на отношениях между участниками, поддерживает гармонию в коллективе.

Гармония в коллективе

Гармония в коллективе

Ситуативный тип

Ситуативный тип предполагает сочетание делового и эмоционального стилей. Такой лидер неустойчив, зависит от определенной ситуации. Поэтому авторитет может быть подорван при возникновении сомнений с его стороны.

Классификация лидерства

В зависимости от функций ведущего человека выделяют разные виды лидеров:

  • Организатор. Человек не только думает о достижении цели, но с уважением относится к коллективу. Он не позволяет оскорблять подчиненных. Такой лидер часто прибегает к поощрению, что вдохновляет на действие. Он всегда уверен в благоприятном исходе событий и передает свой настрой окружению;
  • Творец. Лидер нетрадиционно подходит к решению проблем. Он ищет новые идеи и не боится браться за опасные дела. Такой лидер берет креативом, завлекая коллектив. Он никого не принуждает сотрудничать, а заинтересовывает;
  • Борец. С легкостью приступает к проблеме, готов к любым испытаниям. Верит в свои силы и не думает о промахе, никогда не отступает. Для него главное – скорость и оперативность, поэтому не всегда продумывает все ходы и варианты;
  • Дипломат. Такой человек хитрый и расчетливый. Он знает все подробности дела, возможные исходы, пользуется не только достоверными данными, но и слухами. Лидер ведет обсуждения в узком кругу за спинами других членов коллектива. Поэтому он знает, как воспользоваться ситуацией, изменить ее. Всегда имеет запасной план действий, но не оглашает, чтобы перейти к нему при необходимости;
  • Утешитель. Лидер готов оказать поддержку любому, выслушать и дать совет. Климат в коллективе для него на первом месте.

Как сделать ребенка лидером

Лидерские качества начинают проявляться уже в детстве. Поэтому можно помочь ребенку приобрести их, опираясь на советы психологов:

  • Позволить совершать собственные ошибки. Ребенок должен получить опыт, научиться самостоятельно принимать решения, видеть выход из сложных ситуаций. Поэтому важно не предлагать ему готовые ответы. Если за него все решают родители, то во взрослой жизни он останется ведомым, не сможет вдохновить коллектив;
  • Поддерживать ребенка, хвалить, не критиковать по пустякам, не сравнивать с другими. Адекватная самооценка поможет сохранить уверенность в себе;
  • Научить проигрывать. Этому поможет участие в массовых играх, соревнованиях. Человек не должен падать духом после неудач. Необходимо воспринимать поражения как начало нового этапа, а не повод для расстройств;
  • Рассказать об ответственности. Ребенок должен понимать, что от его действий многое зависит. Игнорирование обязанностей приводит к проблемам. Например, если ребенок потратит выданные деньги не на продукты, а на игрушки, семья останется без ужина;
  • Развивать критическое и логическое мышление, чтобы ребенок мог делать выводы, обобщая имеющиеся данные и обращаясь к жизненному опыту, строя причинно-следственные связи.

Ребенок лидер

Ребенок лидер

Как стать лидером

Лидер всегда берет на себя ответственность за свои слова и действия. Он продумывает все до мелочей, чтобы исключить провал. Чтобы повести за собой людей, нужно быть уверенным в каждом шаге.

Обратите внимание! Промахи и неудачи возможны, но лидер должен уметь за них отвечать и искать выход. Иначе человек потеряет уважение коллектива, и в следующий раз он его уже не поддержит.

Кто такой лидер, как им стать:

  • Он не боится нового, смело идет вперед. Не нужно забывать об имеющемся опыте и накопленных знаниях, но реальность такова, что стоит учитывать и происходящие изменения. Мир не стоит на месте, к этому необходимо приспособиться. К переменам нужно быть готовым, чтобы переключаться на новые задачи, менять тактику поведения;
  • Адекватно воспринимает критику. Нельзя зацикливаться на отрицательных эмоциях. Только позитивно настроенный человек вызывает симпатию и уважение других;
  • Слушает окружающих, уважительно относится к их мнению, учитывает настроение группы. Не стоит игнорировать советы людей, обязательно обращать внимание на их эмоциональное состояние. Часто людям требуется поддержка, чтобы работа оставалась эффективной. Коммуникабельность – неотъемлемое качество лидера;
  • Занимается самосовершенствованием. Только уверенный в себе человек, увлеченный собственным делом, сможет заработать авторитет. Он готов выходить из зоны комфорта, стремится к новым знаниям и опыту.

Кто такой антилидер

Антилидер – это человек, находящийся у власти, но не обладающий качествами, способными заставить толпу по собственной воле действовать ради его интересов. Его поведение не вызывает уважения, а его личность – симпатию.

Антилидер стоит на месте, не готов развиваться и меняться. Он уверен в собственной правоте и не способен отклониться от первоначального плана. Не занимается сочинением собственной стратегии поведения, а использует уже опробованные методики. Такой человек не придерживается принципов, он с легкостью говорит одно, а поступает иначе, не посчитавшись с мнением группы. Для него главное, чтобы люди его поддерживали, соглашались, их точка зрения интереса не вызывает.

Антилидер своим поведением провоцирует конфликты, не следит за гармонией в коллективе и не хочет примирять возникающие разногласия. Он не пытается поддержать или помочь, не дает разъяснений, или они настолько краткие, что не приносят пользы. Он просто раздает команды, используя контрольный подход, при этом может повысить голос или оскорбить члена коллектива.

Антилидер

Антилидер

Лидерские качества необходимы человеку, чтобы найти поддержку для достижения цели. Уважение и любовь коллектива может заслужить не каждый. Только уверенный в себе человек, способный слушать и поддерживать окружающих, заработает авторитет. Постоянное самосовершенствование и способность нестандартно мыслить привлекают, вызывают желание действовать во имя общей цели.

Видео

Быть лидером — не значит быть всегда впереди


Когда мы называем кого-то лидером, мы подразумеваем, что он стоит на ступеньку выше других людей. Он обладает харизмой. Умеет давать четкие указания и контролировать выполнение работы. Может добиться от других повиновения, должен разбираться во всем, уметь вникать во все тонкости любого процесса и всегда отвечать за результат. Кажется, что речь идет о каком-то сверхчеловеке. Леон Маккеон (Leon McKeown), автор бестселлера «Синергист» (The Synergist), призывает пересмотреть наши привычные представления о лидерстве. По его мнению, наше стремление во всем полагаться на «главного» мешает нам брать ответственность на себя.

читайте такжеМожет ли успешный лидер быть скромным?

Psychologies : Вы считаете, что мы все можем быть лидерами?

Леон Маккеон : Мы ориентированы на установку, что лидер обладает некими качествами, не свойственными большинству людей. Нам кажется, что лидерство заложено в характере: либо у тебя это есть, либо нет. Но мой опыт говорит о том, что любое действие, которое приближает команду к достижению намеченной цели, — это акт лидерства. Я хотел бы, чтобы люди изменили свое представление о лидерстве, перестали видеть в нем нечто героическое.

Почему люди не решаются брать на себя ответственность?

Л. М. : Есть такой вопрос, который гасит любую инициативу, — «А кто я такой?» Нам присуще убеждение, что те, кто находится на высоких постах, попали туда неслучайно. Значит, их решения по определению имеют большую ценность, чем наши. Но это не так. Вспомните ситуации, когда результат был достигнут благодаря слаженной работе всех вовлеченных людей, а не прямому руководству начальника. Если вы видите свое место в команде, если вы разделяете поставленные цели, вы ответственны и за общий результат.

Многие думают: я не руководитель, так как же я могу быть лидером?

Л. М. : К сожалению, отсутствие стремления к лидерству у нас формируется со школьной скамьи. Нам кажется, что нужно либо родиться с определенными качествами, либо каким-то образом их развить. Между тем вы наверняка замечали, что во время работы над проектом или очередной задачей роль лидера, как эстафетная палочка, постоянно переходит от одного человека к другому. Важно распознать, в какой момент она окажется у вас. Для этого нужно знать себя, свою роль и место в общем процессе.

Типы лидеров, которые должны быть в команде:

  • Он полон идей
  • Лучше всего работает со стратегическими целями
  • Любит и ценит риск и перемены
  • Легко начинает дело, но не всегда способен его закончить
  • Он ценит системность в деле
  • Доверяет количественным данным, а не субъективным оценкам
  • Осторожен, не любит рисковать
  • Его главные козыри в работе — точность, регулярность, порядок
  • Он нацелен на результат
  • Прагматичен, работает быстро и много
  • Любит преодолевать препятствия, импровизировать по ходу
  • Любит четкие, понятные цели
  • Ориентирован на взаимодействие с людьми
  • Ценит то, что важно для общего дела
  • Умеет мыслить стратегически, видеть ситуацию в перспективе
  • Уделяет внимание связям, общей атмосфере в команде

Подробнее: McKeown «The Synergist» (Palgrave Macmillan, 2012).

читайте такжеКак стать лидером: советы начинающим

Лидерство: теории и типология


Лидерство: общие понятия

Определение 1

Под лидерством принято подразумевать способность личности влиять как на отдельного человека, так и на группу лиц, при этом направлять усилиях всех на осуществление определенной цели.

Лидерство является естественным социально-психологическим процессом в группе людей, который строится на влиянии личного авторитета личности на поведение членов группы. Влияние в данном случае рассматривается как поведение человека, вносящее изменения в отношения, поведение и чувства других людей. Влияние осуществляется через идеи, слова устные или письменные, внушения, убеждения, эмоциональное заражение, принуждения, примеры или личный авторитет. 

Группа людей, которой необходимо решить важную проблему, всегда определит лидера, который должен будет решить вопрос. Лидер определяет существование группы.

Определение 2

Лидер – личность, которая способна объединить людей для достижения определенной цели.

Понятия «лидер» и «цель» неразрывно связаны между собой. Потому как лидер всегда имеет определенную цель. Но если человек достигает цель самостоятельно, без помощи других людей, он не может называться лидером. Лидер должен иметь хотя бы одного последователя. Основная задача лидера – суметь повести за собой людей, создать между людьми в группе связи, способствующие решению определенных задач. Исходя из этого, лидера можно назвать элементом упорядочивания системы людей в группе. Лидер может рассматриваться как зеркало группы людей.

Замечание 1

Важно отметить: лидером может стать только тот человек, который обладает приветствуемыми и ожидаемыми чертами для представителей определенной группы. Поэтому часто переход лидера в другую группу бывает малоэффективен.

Лидерство в группе состоит из нескольких компонентов: эмоциональный компонент, деловой и информационный. «Сердцем группы» всегда является эмоциональный лидер. К такому лидеру каждый член группы может обратиться за помощью, попросить поддержки. «Руками группы» является деловой лидер. Такой лидер профессионально организует дело, наладит необходимые деловые связи, обеспечит успех компании. «Мозгами группы» является информационный лидер. Это эрудит, к которому любой может обратиться с вопросом. Оптимальным вариантом является универсальный лидер, который сочетает в себе все три компонента.

Теории лидерства

Существует масса теорий лидерства. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Теория физических качеств, когда лидер должен обладать высоким ростом, весом и силой не нашла практического подтверждения. Как правило, лидеры бывают небольшого роста и не имеющие большой физической силы.
  2. Теория интеллигентности, предполагающая связь лидерских качеств с вербальными и оценочными качествами человека. Эта теория указывает на управленческий успех личности, которая обладает перечисленными качествами.
  3. Теория черт предполагает наличие у человека определенных свойств, черт, которые выдвигают его в лидеры.

Лидер должен быть уверен в себе, иметь острый и гибкий ум, быть компетентен в ряде вопросов, обладать сильной волей, умением понять особенности психологии человека, обладать организ

кто это, лидерские качества, как стать


Он может быть вдохновителем, духовным наставником и отличным руководителем. Настоящий лидер – это человек, который благоприятно влияет на действия других.

лидер

Основные черты

Быть лидером значит всегда находиться впереди. Он ведет за собой других ради достижения общих целей. Способен быстро навести порядок вокруг себя.

Сила лидера в том, что он всегда придерживается своих принципов, позиции, несмотря на обстоятельства.

Перед тем как стать лидером, нужно понять, что им может быть человек, преданный своим идеям и мыслям, и в иерархии потребностей они находятся выше, чем обычные желания и побуждения. Отказ от своих ценностей для лидера равноценен отказу от собственной индивидуальности.

Чтобы понять, кто такой лидер, необходимо ознакомиться со списком специфических черт. Их существует более 30, но основные качества лидера таковы:

КачествоОписание
ОтветственностьПонятие лидерства предполагает ответственность за свои действия. Он не ищет причин, отговорок. Лидер знает, когда был неправ или сделал что-то не так, поэтому просто признает свое поражение.
КоммуникабельностьЛидеры должны уметь общаться с людьми. Они легко находят подход к разным, даже проблематичным, личностям. Общение нужно, чтобы легко и быстро передавать свои размышления другим, искать единомышленников, организовывать работу. Настоящее, качественное общение – обмен идеями, интересными мыслями, а не односторонний поток информации.
Организаторские навыкиЭто умение доводить все начатые дела и проекты до конца. Такой человек никогда не откладывает ничего на потом, особенно если появилась возможность завершить задание прямо сейчас. Лидер при успешном окончании дел ощущает мощный прилив жизненной энергии для реализации новых планов и замыслов.
ИнициативностьНастоящие лидеры не ждут, что кто-то заставит их работать. Они занимаются активной самомотивацией и не боятся выйти из зоны комфорта.
Готовность к рискуТакие личности не боятся изменить свою жизнь. Им не страшен риск, страх неудачи, им важна лишь самореализация. Они понимают, что лучше раз попробовать и ошибиться, чем потом жалеть об утраченной возможности.
Уверенность в себеХорошая самооценка в лидерстве – очень важное качество, т. к. чтобы чего-то достичь, нужно быть уверенными в своих действиях. В определенных случаях уметь притормозить, в других – становится смелее и решительнее.
ГибкостьБольшинство лидеров используют ситуативный подход, когда их поведение и действия меняются в зависимости от конкретной ситуации. Они знают, когда можно применить демократический стиль управления, а когда необходимо авторитарное давление.
Перспективность взглядаЛидер никогда не возьмется за исполнение дела, если изначально не видит в нем перспектив. Он понимает уровень ответственности, поэтому должен знать, куда ведет свою команду.

Важны и другие смежные качества лидерства – наблюдательность, способность к анализу информации, умение выделять главное и второстепенное, расставлять приоритеты.

Лидер умеет поддержать других. Для него важен человеческий фактор. Он не забывает об интересах своих подчиненных. За хорошую работу всегда поощряет морально или материально. В трудную минуту способен подобрать удачные слова и оказать поддержку. Если видит, что команда потеряла былой энтузиазм, задает мотивацию и вдохновляет.

Виды

Если говорить кратко, то лидер – тот, кто способен к анализу. Он быстро оценивает ситуацию, обдумывает ее и принимает определенные решения. Этот общий признак, который присущ каждому управленцу. Лидеров классифицируют по 2 основным признакам: по характеру действий и функциям.

По характеру действий

Эту типологию разработал американский ученый Э. де Боне. Он выделяет 9 видов лидерства.

Основная характеристикаДетальное описание
Ведущие за собойЭто вдохновители, духовные наставники. Некоторые члены команды становятся их последователями. Часто принимают рискованные решения, но всегда просчитывают возможные негативные последствия. Несут ответственность за деятельность всей команды.
Генераторы идейОсновные лидерские качества – креативность, энтузиазм. Их подход к работе неординарен. Не ищут легких путей решения проблемы, всегда идут вопреки стандартам. Их ориентир – личные и командные цели. Принимая решения, полагаются на интуицию.
Продавцы идейОтличаются предприимчивостью. Обладают навыками убеждения и манипуляции. Не идут на сделку, если условия их не устраивают. Имеют креативное мышление, но полностью новые задания даются им с трудом. При принятии окончательного решения взвешивают все за и против, руководствуясь чужим опытом.
СинтезаторыСпособны выделять основное среди второстепенного. Чтобы принять решение, им необходимо ознакомиться с большим объемом информации. Но даже имея сомнения, к другим людям за советом обращаться не будут. Постоянно улучшают навык ведения переговоров.
РазъяснителиУмеют доступным языком объяснять сложные вещи, термины. Это позволяет им быстро доносить необходимую информацию до членов команды. В докладах приводят множество примеров, чтобы сделать его максимально полезным.
РеакторыИх главный плюс – способность быстро подстраиваться под новые условия рынка, изменения в выбранной сфере деятельности. В управлении объединяют авторитарный, ситуативный, демократический подходы. Умеют за короткий промежуток времени составлять отличные, перспективные планы действий. Могут критиковать других людей, но делают это аккуратно, конструктивно и только при надобности.
СледопытыПостоянно следят за рынком. Вынося решения, принимают во внимание действия и реакцию конкурентов. Прислушиваются к советам других. Не любят, когда им указывают, действуют только самостоятельно, как считают нужным.
ИсследователиБыстро обрабатывают полученную информацию. Всегда следят за тенденциями рынка. От других перенимают только удачный опыт, но изучают и негативный, чтобы предотвратить возможные ошибки. Любят проводить эксперименты и улучшать методику управления людьми. Их минус – не всегда наперед продумывают возможные негативные последствия.
КоммуникаторыИмеют общие черты с продавцами идей. Любят общение, всегда готовы выслушать подчиненного. Умеют находить подход даже к очень трудным и вредным людям. Но главное – они не просто слушают, они реально слышат и помогают что-либо предпринять. Часто устраивают для подчиненных коучинг-сессии для поднятия духа.

По функциям

Согласно этой концепции классификации, лидеров разделяют по функциям, т. е. по профессиональным навыкам, которые преобладают в их деятельности.

Также учитываются лидерские качества.

Классификация лидеров по функциям представлена ниже.

  1. Организаторы. Лучше всего распределяют обязанности между сотрудниками. Точно знают, кто и что делает лучше и быстрее других. Способны даже не очень энергичных подчиненных буквально заразить своими идеями и мотивировать их работать. Любят составлять планы, но всегда учитывают возможные форс-мажоры. В проблемной ситуации видят много способов выхода из нее и выбирают только самые выгодные для команды, за что их особенно ценят.
  2. Исполнители. Достоинство этих личностей – они точно знают, чего хотят и как этого добиться. Имеют высокие требования к подчиненным, т. к. для них важно качество проделанной работы и психологическая атмосфера в команде. Им не страшны барьеры. Энергичны, всегда радостно и оптимистично настроены, они легко поднимают дух в коллективе.
  3. Борцы. Несмотря на преграды, никогда не отступают. Есть цель, они к ней идут. Хорошо мотивированы, преданы своему делу, чего требуют и от сотрудников. В любой момент готовы к атакам.
  4. Дипломаты. Отлично знают модели манипулирования, часто применяют их в работе. В управлении отдают предпочтение демократическому стилю лидерства. Их главное достоинство – ведение переговоров. Однако о своих намерениях они не рассказывают до тех пор, пока те не реализуются.
  5. Утешители. Вежливые, обходительные, добрые и дружелюбные. Умеют выстраивать конструктивные диалоги. Всегда готовы выслушать, поддержать, утешить, при необходимости дать совет. Считают, если в команде будет отличный психологический климат, то и результаты деятельности будут такими же.

Лидер и руководитель

Лидер отличается от руководства тем, что он неформален, а начальники – это официально назначенные на должность люди. Личность с лидерскими качествами вдохновляет и заряжает положительной энергетикой, тогда как руководитель задает направление работы и несет ответственность за действия сотрудников.

Природа руководителей такова: они ориентируются на цели, поставленные кем-то выше по званию. Лидеры сами ставят задачи и мотивируют работников их осуществлять.

Начальник и человек с лидерскими качествами отличаются и подходом к контролю рабочего процесса. Руководитель всегда следит за тем, что и как делают его подчиненные. Лидер же строит доверительные отношения.

Сущность руководителей – опора на свой опыт при принятии решений. Лидеры же могут учитывать и чужие навыки, что помогает им изобретать необычные решения.

лидер

Способы развития лидерских качеств

Чтобы стать лидером, нужна регулярная работа над собой: расширение мировоззрения, изучение чужого опыта, обучение у лучших коучеров, спикеров. Лидеры не ждут счастливого стечения обстоятельств. Они действуют.

Первое, что нужно сделать, чтобы стать лидером, – понять, какой стиль руководства будет использоваться. Лучшим является ситуативный, т. к. он подразумевает смену модели управления в зависимости от ситуации. В моменты, когда работа идет хорошо, сотрудники – настоящие профессионалы, форс-мажоров не возникло, подойдет демократический стиль. Если же в компании кризисная ситуация, работники имеют небольшой опыт, команда еще не сплотилась, лучшим решением будет авторитарная модель.

Второе – составить схему действий. Некоторые лидеры принимают решение интуитивно, но обычно они не пренебрегают планированием. Схема состоит из цели, к которой нужно прийти, и описания задач, что помогут этого достичь. Научитесь расставлять приоритеты, чтобы не погрязнуть в большом количестве заданий.

Современный мир очень динамичен, поэтому следует развивать умение принимать решения быстро и четко, без длительных раздумий. Настоящие лидеры сразу видят в возможном варианте перспективу или провал. Сначала будет сложно, но позже схема действий будет автоматически прорисовываться в голове.

Необходимо постоянно работать над собой.

  1. Развивайте в себе твердость характера. Умение говорить «нет» в определенных ситуациях поможет избежать провалов. Особенно это касается предложений о реализации проекта. Если в нем не будет заинтересованности лидера, то вероятность его успеха близка к нулю.
  2. Будьте выносливыми. Стрессоустойчивость – важное лидерское качество. Человек должен быть готов к любому напряжению. Нельзя показывать другим страхи, поэтому важно развивать эмоциональный интеллект.
  3. Становитесь ответственным. Это то, без чего личность нельзя считать лидером. Нужно уметь вовремя признавать свои ошибки.
  4. Развивайте организаторские качества. Ссоры в коллективе, отсутствие мотивации или сплоченности, низкая продуктивность – то, что лидер должен уметь устранять. Сделать это можно, задав общую цель. Для этого нужно научиться навыкам убеждения и манипулирования.
  5. Займитесь саморазвитием. Лидер, который имеет познания лишь в некоторых сферах, не будет вызывать чувств гордости и уважения у подчиненных. Важно, чтобы помимо профессиональных вопросов, личность разбиралась в бытовых темах или тех, что связаны с интересами и хобби, творчеством сотрудников. Необходимы знания в области психологии, менеджмента, маркетинга и сферах, что связаны со специализацией компании.
  6. Научитесь не винить в своих неудачах других. Тот, кто ищет оправдания в чужих поступках – не лидер. Забудьте фразы «А вот если бы…», «Я не виноват, это все они…», «Это всё из-за власти, погоды…». Лидер способен даже плохую ситуацию превратить в хорошую и обустроить все так, чтобы получить максимальную пользу для себя и команды.

Знания можно получать из тематических книг. Лучше всего подбирать книги-тренинги, которые написаны практиками и настоящими лидерами мнений.

Тем, кто имеет трудности в налаживании контактов, обязательны к посещению курсы по ораторскому искусству. Помимо теории, человек сможет получить практические навыки и опыт общения с аудиторией.

Помните, процесс формирования личности долог и сложен.

Заключение

Лидеры – это те, кто вдохновляют на рабочий процесс, заряжают положительной энергией, задают ритм в деятельности всей команды. Они обладают широким кругозором, высоким уровнем интеллекта, отличными организаторскими навыками и умением договариваться даже с проблематичными людьми. В отличие от руководителя, они строят доверительные отношения в коллективе, способны к риску и любят ставить цели самостоятельно.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о