Материальная деятельность это: Что же такое материальная деятельность, ее развитие – что это такое, структура и характер, какие бывают виды и формы человеческой деятельности.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Что же такое материальная деятельность, ее развитие
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true); 17.09.2012 Ярослав Борщов
Человек вышел за грань существования биологического сообщества с тех пор, как начал преобразовывать окружающий мир.
Результаты же таких преобразований именуются не иначе как материальная деятельность.
Она является, по сути, любой практической деятельностью, производящей изменения в объективном мире: природе либо социальных отношениях.
Деятельность, направленная на изменение объектов природы называется производственной, а вносимые изменения в социум именуются социально-преобразовательной активностью.
Несмотря на то, что с момента зарождения человечества прошли сотни тысяч лет, основным сырьем до сих пор остаются природные объекты. Мы не научились полностью замещать натуральные вещества и постоянно используем их в своем производстве.
Наша материальная деятельность развивалась постепенно. Сначала мы научились возделывать землю и культивировать растения, создавая тем самым не только дополнительные продукты, но и новые их виды (в процессе скрещивания и селекционирования).
Потом появилось ремесло, и материальная деятельность людей получила еще большую дифференциацию. Помимо привычных бортничества, собирательства, охоты, рыболовства, земледельчества и скотоводства, появились разные ремесла: выделка кожи, меха (скорнячество), ткачество, гончарство и т.д.
Чем больше развивалось наше общество, цивилизация, тем разнообразнее становилась материальная деятельность человека. С появлением мануфактуры началась эпоха промышленности.
Производство было поставлено человеком на поток. Ручной труд стал менее востребован, а человеческий фактор стал необходим для обслуживания всех заводских процессов, а также управления фабричной деятельностью в целом.
Сегодня подавляющее число людей предпочитают покупать готовые вещи и продукты питания, а не изготавливать их самостоятельно.
В связи с чем, в нашем мировом сообществе ежедневно бурлит и кипит материальная деятельность всех видов и форматов. Ведь необходимо удовлетворить материальные потребности миллиардов людей. Все предметы нашего обихода, все, чем мы пользуемся постоянно, является плодом материальной деятельности.
Бизнес является неотъемлемой частью социально-экономической системы и одновременно сферой материальной деятельности.
Основная доля материальных потребностей людей удовлетворяется за счет современных компаний-производителей, поэтому предпринимательство относится к одному из важнейших элементов материального производства.
Эти статьи блога Вам должны быть интересны:
что это такое, структура и характер, какие бывают виды и формы человеческой деятельности.
Человек – существо деятельное. Собственно, целенаправленная деятельность и отличает человека от животного. Точнее, животные тоже осуществляют определённые виды деятельности, но большинство из них являются неосознанными и имеют целью удовлетворение самых элементарных индивидуальных потребностей.
Деятельность человека связана с его общественной сущностью. Действительно, многие действия современного человека направлены на поддержание определённого состояния общества, его развитие и совершенствование, а не на удовлетворение своих физиологических потребностей. Большая часть населения развитых стран посвящает свою жизнь занятиям в таких сферах, как наука, искусство, общественная деятельность, развлечения и игры, общение. С другой стороны, во многих развивающихся странах превалирует деятельность «низшего звена»: добыча пищи, обеспечение личной безопасности и др. Общественная составляющая в таких занятиях не столь важна, поэтому какие-либо социальные нормы могут не соблюдаться: в этих странах процветают преступность, дикие нравы и порядки, крайний индивидуализм, отстранённое и подозрительное отношение к окружающим. Из этого следует, что различные виды деятельности человека формировались в процессе его эволюционного и общественно-исторического развития.
Действительно, было время, когда многих профессий и родов занятий, характерных для современного общества, вообще не существовало. Лишь относительно недавно (по историческим меркам), например, из всей массы людей выделились учёные – деятели, профессионально изучающие окружающий мир и способы воздействия на него. Ещё позже разделились теоретическая и практическая наука, различные научные дисциплины: так, ранние древнегреческие философы занимались буквально всем – и геометрией, и медициной, и астрономией, рассуждали о природе вселенной и изобретали механизмы. Постепенно усложнение научного знания привело к своеобразному разделению интеллектуального труда.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Что такое деятельность
Под деятельностью принято понимать процесс активного взаимодействия субъекта с объектом действительности, при котором субъект целенаправленно воздействует на объект, достигая какой-либо цели и удовлетворяя свои потребности.
Деятельность может иметь как созидательный, так и разрушительный характер. Нередко присутствуют оба компонента, поскольку зачастую чтобы создать что-то, нужно перед этим что-то разрушить, и наоборот (например, создать оружие, чтобы уничтожить вражескую армию). Деятельностью человека или организации можно называть любую их активность, которой придаётся определённый смысл – то есть активность как-то связана с внешним миром или внутренним состоянием человека или организации.
Особое значение для человека и животных имеет ориентировочно-исследовательская деятельность, которая по мере эволюционного усложнения организмов становилась всё более разнообразной. Такая активность позволяет животным выживать, оставлять потомство и вообще следовать тем или иным инстинктам, практически взаимодействуя с окружающим миром. Деятельность человека носит иной характер, поскольку инстинкты в его психике упразднены и в своей жизни он руководствуется интеллектом.
Структура и характер деятельности
В отличие от поведения животных, сознательная активность человека обладает определённой структурой.
Различные виды деятельности человека состоят из нескольких этапов:
- Процесс принятия решения.
- Вовлечение в деятельность.
- Целеполагание.
- Проектирование программы действий.
- Осуществление программы действий.
- Анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
В процессе своей активности человек осознаёт себя и свои действия, сравнивает свои потребности со своими возможностями и в соответствии с этим строит программу действий. При получении новых знаний и опыта программа действий может корректироваться и изменяться. Все эти компоненты отсутствуют в поведении животных: так, кошка будет пытаться забраться на дерево даже в том случае, если ей отстригли когти. Инстинктивный характер деятельности животных можно проиллюстрировать одним известным примером: петух, которому отрезали голову, но сохранили жизнь с помощью искусственного введения пищи, пытался клевать зерно, кукарекать и производить другие действия, характерные для его «здоровых» собратьев. Головной мозг в его жизнедеятельности оказался не нужен (сохранён был лишь шейный отдел мозга).
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Формы человеческой деятельности
Видов деятельности человека очень много, и все они подразделяются на две категории: практическую (материальную) и духовную.
Материально-практическая деятельность имеет целью изменение окружающего мира. А поскольку этот мир состоит из природы и общества, то и практическая деятельность может быть или производственной (изменяющей природу), или социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).
Духовная деятельность направлена на изменение общественного или индивидуального сознания. Она включает науку, искусство, организацию коллективной жизни, а также религию. Цели, стоящие перед духовной деятельностью — познание, определение жизненных ценностей, создание моделей будущего (прогнозирование) и т. д.
Между материально-практической и духовной активностью, однако, нет чётких границ. Это условное деление, и в реальности духовная и материальная стороны нашей жизни неразрывно связаны друг с другом. Любая деятельность человека имеет материальную сторону, поскольку она направлена на взаимодействие с окружающим миром и использует некие материальные средства, и духовную, поскольку предполагает целеполагание, создание программы действий, оценку результатов действий и т. д.
Виды деятельности человека
Пришла пора разобраться с основными видами активности человека.
Труд
Это основной вид человеческой активности, которому подчинены некоторые другие. Под трудом принято понимать создание полезных для общества продуктов, удовлетворяющих материальные или духовные потребности людей. В процессе труда человек изменяет действительность, используя для этого те или иные средства и методы.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
В понятие труда в разное время вкладывался несколько различный смысл. Ещё относительно недавно под этим словом понималась главным образом физическая активность, тогда как интеллектуальная считалась бесполезной. В наше время центральное значение придаётся именно интеллектуальной (научной, творческой) деятельности, поскольку в её результатах общество нуждается больше всего; а вот физическая активность оказывается всё более убыточной, поскольку автоматика делает такую работу более качественно, чем человек, а ресурсов потребляет меньше, поэтому понятие «труд» для такой активности становится всё менее корректным.
Считается, что именно труд, наряду с речью, стал тем фактором, который предопределил превращение животного в человека. На самом деле это не совсем так, поскольку исключительно человеческим видом активности, не имеющим аналогов и прообразов в животном мире, является лишь творчество.
Учение
Это процесс систематического получения знаний, навыков, умений, которые необходимы в трудовой деятельности. Учение выделилось в специальный вид человеческой активности, когда количество накопленных человечеством знаний стало очень большим; для того, чтобы усвоить эти знания, стали необходимы значительное количество времени и ресурсов.
Игра
Это человеческая активность, которая не направлена на создание какого-либо материального продукта. В процессе игры человек (чаще всего это ребёнок) усваивает определённые социальные нормы, учится жить в обществе. В детском возрасте игра носит развивающий характер, а во взрослой жизни она становится средством отдыха и общения.
Игра предполагает активность в условных ситуациях, упрощённо воспроизводящих реальные. В процессе игры человек отрабатывает действия и сценарии, которые затем будут применяться в «настоящей» жизни. Игры имеются не только у человека, но и у многих животных, и чем они более сложно устроены, тем сложнее игры. У высших животных, особенно у обезьян, наблюдаются манипулятивные игры, предполагающие использование каких-либо предметов.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Общение
Активность, состоящая во взаимодействии двух или более людей с целью обмена информацией. Эта информация может быть не только познавательного, но и аффективно-оценочного характера. Общение тоже существует у многих животных, особенно общественных. Так, пчёлы с помощью специального языка телодвижений сообщают друг другу, где находится пища.
Возникновение общения связано с усложнением жизнедеятельности, нахождением в условиях, препятствующих индивидуальному выживанию организма. При таких условиях стало необходимым разделение труда, которое также наблюдается у общественных животных. Общение позволяет членам группы координировать свои действия и добиваться общего результата.
Творчество
Это наиболее высшая ступень человеческой жизнедеятельности. Творчество присуще только людям. Внешне оно напоминает обычную трудовую активность, но сущность творчества принципиально иная.
Творчество – это создание принципиально новых вещей, предметов, духовных ценностей. Главными критериями в творчестве являются уникальность продукта и его общественная польза.
Впервые разграничивать труд и творчество начали ещё античные мыслители. По словам Аристотеля, труд осуществляется в силу жизненной необходимости (нужда в пище, одежде, жилье), а также по чьему-то приказу; творчество же является свободным актом, не имеющим чисто утилитарного смысла. Осознать это античным философам, как ни странно, помогло рабовладение: повседневные действия раба и свободного человека существенно различаются. Конечно, в те времена у греков существовали также образованные и творчески одарённые рабы, хозяева которых давали им больше свободы; в конечном итоге такие рабы отпускались на свободу, и впоследствии многие из них стали выдающимися личностями.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Значительно сложнее было осознать смысл творчества жителям Древнего Рима, которые были более простодушными и жили в более суровых условиях. «Учёных рабов» у римлян долгое время не было (мода на них пришла гораздо позже из Греции), и все римские рабы содержались в одинаково строгих условиях. Рабы и свободные граждане в Риме отличались друг от друга главным образом списком доступных профессий, а не возможностью или невозможностью «творить». Долгое время всё искусство и теоретическая наука в Риме являлись прямыми заимствованиями у греков и этрусков.
Указанное разграничение видов человеческой активности, однако, не является жёстким. Все они могут совмещаться друг с другом. Например, учебная деятельность очень часто осуществляется в виде игры, а «обычный» труд сочетается с творческой активностью.
Основные сферы жизнедеятельности общества
Любой вид человеческой активности (труд, игра, общение и т. д.) может протекать в какой-либо сфере.
Таких сфер традиционно принято выделять четыре:
- Социальную – народы, классы, половозрастные группы и т. д..
- Экономическую – производственные отношения, производительные силы.
- Политическую – государство, партии, общественно-политические организации.
- Духовную – религия, мораль, образование, искусство, наука.
При этом каждого человека затрагивают одновременно все четыре сферы. Каждый из нас принадлежит какому-либо народу, социальному классу, имеет определённый возраст и пол, вступает в экономические отношения, имеет некоторый уровень образования и определённое мировоззрение.
Однако не все виды человеческой активности в каждой из сфер равнозначны. Так, в духовной сфере главенствующее положение занимает наука, её «отражениями» являются образование и искусство; мораль зависит от уровня коллективной осведомлённости общества, а религия – это уже следствие чрезвычайно низкого уровня этой самой осведомлённости. Характер социальной активности может изменяться со временем: в одну эпоху среднестатистический человек может трудиться ради процветания своей нации, в другую его труд может быть направлен на удовлетворение потребностей всего человечества в целом, ибо деление на народы и нации отсутствует.
Примеры деятельности человека
Казалось бы, деятельного человека видно сразу. Он может строить дома, лечить людей, писать картины, читать лекции. Отличать «деятельного» от «бездеятельного» человека мы привыкли по наличию в его действиях какой-либо пользы. Но как правило, под пользой мы нередко понимаем только собственную выгоду либо выгоду для тех, у которых мы находимся в зависимости: занятия «государственными делами» мы считаем полезными, хотя выгоду от них получают чаще всего лишь госслужащие; точно так же когда-то крепостной крестьянин считал полезными занятия, удовлетворяющие желания его господина.
Слишком заигравшихся детей (нередко ими могут быть и взрослые) мы часто именуем бездельниками, хотя в действительности это некорректно. Игра может приносить огромную пользу для самих играющих, способствуя формированию у них каких-то важных знаний и навыков; а это, в свою очередь, может в дальнейшем принести пользу и окружающим.
Таким образом, какая-то конкретная человеческая деятельность может и не приносить сиюминутной пользы, но без неё может сильно осложниться в дальнейшем существование всего человечества. Представим себе первобытного человека, который развлекался тем, что кидал куски глины в разведённый костёр. Казалось бы, он занимается сущей ерундой, вместо того чтобы выполнять задачи по обеспечению своего племени запасами еды и другими необходимыми вещами. Однако этот «бездельник» с помощью своего развлечения открыл основы производства посуды, кирпича, орудий труда, мощного оружия и других вещей, без которых мы не можем обойтись даже в наше время.
Порой мотивы жизнедеятельности человека скрыты от глаз наблюдателя и не соответствуют внешним проявлениям. Известны случаи, когда полные люди приходили работать на кирпичный завод, чтобы сбросить вес. Широко известна притча о трёх людях, которые ворочали камни; когда их спросили, что они делают, то первый ответил: «Горбачусь», второй – «Деньги зарабатываю», а третий, устремив взор на небо, сказал – «Храм строю». Чисто внешне они занимались одной и той же работой, но конечная цель этих действий для каждого из них была разной.
Даже человек, занимающийся «имитацией бурной активности», всё равно является деятельным, ибо его действия имеют совершенно определённый смысл (обычно это сокрытие от начальства своей некомпетентности, принципиального нежелания заниматься данной работой или лени).
В настоящее время чрезвычайно важным видом человеческой деятельности является информационная. В различные занятия этого рода вкладываются существенные денежные и материальные ресурсы, тогда как финансирование многих других профессий уменьшается. Однако реальная значимость «информационных» профессий неодинакова: получение и обнародование научных знаний, к примеру, имеет выраженную общественную значимость, а вот производство рекламы направлено в основном лишь на получение личной выгоды. Производство полезной информации соседствует с производством «информационного шума».
Виды деятельности
Деятельность
— эта форма активности присуща только человеку. Она осуществляется осознанно,
то есть, действуя, человек не просто преследует некие цели, он сам их
определяет и сам выбирает наиболее рациональные и эффективные, с его точки зрения,
способы достижения этих целей.
Цели деятельности
связаны не только с удовлетворением биологических, но и социальных и духовных
потребностей человека. Действуя, человек преобразует окружающий мир и самого
себя, творит. Ну, и наконец, деятельность носит общественный характер.
Чтобы она была успешной, люди вступают в разнообразные общественные отношения,
взаимодействуют.
Учитывая всё это, вы легко сделаете
вывод о том, что человеческая деятельность очень многообразна, что существует
много её видов.
Поскольку деятельность имеет достаточно
сложную структуру, то и критериев для классификации можно выделить несколько.
Например, субъект деятельности.
Вспомним, что так называют того, кто совершает действие. Или тех. То есть
деятельность может быть индивидуальной и групповой, коллективной.
Взаимодействуя, люди добиваются поразительных успехов. Тот прогресс, плодами
которого мы с вами пользуемся, — результат коллективной деятельности.
Её можно организовать по-разному.
Принято выделять 3 основных типа групповой деятельности:
совместно-индивидуальный, совместно-последовательный и совместно-взаимодействующий.
Чтобы было понятнее, чем они
различаются, приведём пример. Допустим, группе товарищей, ну, или неких лиц,
необходимо перенести кучу каких-то предметов из одного места в другой. Как это
можно сделать?
Каждый может подходить к куче, брать
столько предметов, сколько может унести, и перетаскивать на новую площадку. Вот
это и есть совместно-индивидуальная групповая деятельность: делаем общее
дело, но каждый как бы сам по себе.
Можно стать в цепочку и передавать эти
самые предметы из рук в руки, как палочку во время эстафеты. Сделается ли
работа быстрее? Трудно сказать… По крайней мере, не надо будет тратить время на
возвращение к месту первоначального расположения предметов с пустыми руками.
Это — совместно-последовательная деятельность.
Ну и, наконец, совместно-взаимодействующая.
Загрузим предметы на какую-нибудь тележку, платформу на катках и затолкаем всю
кучу сразу на предназначенное для неё место. Если сил, конечно, хватит.
Какой из способов лучше? Это зависит от
обстоятельств. Подумайте, в каких случаях каждый из них целесообразнее
применять.
Строго, говоря, индивидуальную деятельность
нельзя полностью противопоставлять коллективной.
Возьмём, к примеру, Робинзона Крузо. Он
действовал, безусловно, индивидуально.
Может быть, и хотел бы с коллективом
поработать — коллектива не было. До появления Пятницы. Но что бы он делал на
своём необитаемом острове, если бы к тому времени не подпитался культурой
своего общества? Не знал бы, например, что из обнаруженных им в кармане своей
одежды семян можно вырастить гораздо больший по объёму урожай. И потом, он
пользовался некоторыми готовыми орудиями труда, которые Даниэль Дефо, автор
романа о Робинзоне Крузо, любезно «подкинул» своему герою с потерпевшего
крушения корабля. То есть Робинзон всё равно вступал в отношения с другими
людьми, только как бы удалённо во времени и пространстве.
По объектам и результатам деятельность
можно разделить на материальную и духовную. В первом случае речь идёт о
создании материальных благ, а во втором — культурных ценностей.
К материальной,
или практической, мы отнесём, прежде всего, производственную деятельность. Она
направлена на преобразование природы. Её результатом является создание неких
вещей, которые удовлетворяют многочисленные потребности людей.
Практической
является и социально-преобразовательная деятельность. Из названия ясно, что её
объектом являются общественные отношения. Ну, а итогом — принимаемые законы,
удачные или неудачные реформы, государственные перевороты и революции.
Теперь о деятельности духовной.
Она направлена на изменение сознания, как индивидуального, так и общественного.
Это может быть познавательная деятельность — получение знаний о мире.
Субъективно новых, то есть ранее неизвестных какому-то отдельному человеку. Все
мы чему-то учимся практически всю жизнь. Или объективно новых (для человечества
в целом), когда речь идёт о научном познании. Своеобразной формой познания мира
являются также искусство и религия.
Определение основных жизненных норм и
принципов, оценка явлений окружающего мира, действий других людей, собственных
мыслей и поступков, формирование мировоззрения — это ценностно-ориентировочная
деятельность. Выделяют также прогностическую — выстраивание
моделей будущего: планирование, предвидение возможных последствий.
Не нужно только забывать, что любое
разделение условно. Материальная и духовная деятельность тесно связаны
друг с другом. Когда мы производим какой-то товар, используем технические
знания и информацию о состоянии рынка, планируем свои действия. Ну, а скажем, в
процессе обучения пользуемся какими-то вполне материальными вещами. Да вот хотя
бы компьютером и мультимедийным проектором.
В соответствии со сферами общественной
жизни выделим экономическую, политическую, социальную и, опять же, духовную
деятельность. Она может быть законной и незаконной, моральной и
аморальной. Это зависит от степени соответствия принятым в обществе нормам
поведения людей. Также говорят о прогрессивной и регрессивной деятельности.
Вспомним, что прогресс — это развитие от простого к сложному, от низшего
к высшему. Ну, а регресс — движение вспять, возвращение к более примитивным
формам организации.
Критерием классификации может быть также
характер деятельности. В этом смысле она может быть репродуктивной и
творческой. Репродуктивная деятельность — это создание чего-то по
уже имеющимся образцам. Творчество порождает нечто новое, оригинальное,
своеобразное, уникальное.
Говоря о творчестве, мы объединяем два
понятия: творческая личность и творческий процесс. Они должны быть
неразрывно связаны, иначе ничего не выйдет. Для того чтобы творить, надо
обладать воображением и фантазией, то есть способностью представить себе нечто,
не существующее пока в реальности, создать некий образ, мыслительный или
чувственный, который ни у кого не возникал. Ну, или возникал, но так в мыслях
или чувствах остался, не был во что-то воплощён. Воображать и фантазировать
может практически каждый из нас. Любой человек — потенциально творческая
личность. Творческий процесс — воплощение образа в
действительность — проходит через 4 этапа: подготовку, созревание, озарение
и проверку.
То есть озарение — не просто
мгновенная вспышка, непонятно откуда берущаяся. Чтобы она произошла, нужно
много работать, прокручивать зародившуюся идею, рассматривать с разных сторон.
Говорят, Дмитрию Ивановичу Менделееву периодическая таблица химических
элементов приснилась в готовом виде. И сам Дмитрий Иванович это подтверждал. Но
сколько времени он посвятил изучению свойств этих самых элементов до своего
вошедшего в историю сна!
Годы упорного труда — и прекрасное
мгновение озарения — вот оно: лёгкое, изящное решение проблемы!
Как происходит это «короткое замыкание»
в мозгу, никто толком рассказать пока не может. Но основные приёмы творческого
процесса известны, их можно изучить и использовать в своей деятельности. Если у
вас есть желание творить и готовность трудиться, не сдаваться после первых
неудач — дерзайте!
Основные конкретные формы деятельности -
труд, учение, игру — вы подробно характеризовали на уроках обществознания в
более младших классах. Вспомним некоторые основные моменты.
К определению термина «труд»
существуют разные подходы. Некоторые учёные говорят о том, что трудом можно
считать любую сознательную деятельность людей, любое их взаимодействие с
окружающим миром. Если говорить о труде как одном из видов деятельности, то
необходимо обратить внимание на такую его, как направленность на достижение
практически полезного результата. То есть труд — это производство каких-либо
конкретных благ, удовлетворяющих потребности человека: пищи, одежды, жилья, знаний,
идей… Труд бывает умственным или физическим. В процессе трудовой
деятельности люди используют разнообразные средства и предметы труда, от её
участников требуется наличие определённых знаний и умений, опыта, мастерства.
А вот целью игры производство каких-то
жизненных благ не является. Процесс деятельности в данном случае важнее
результата. Люди играют для развлечения, отдыха, творят ради творчества,
общаются ради общения. Чаще всего при этом создаётся некая условная ситуация,
используются замещающие предметы. Представим, что я сыщик, а вы воры, что вот
эта веточка — пистолет, и когда я скажу «пиф-паф», как бы звучит выстрел.
В игре действуют определённые правила,
которые добровольно принимают все участники. При всей её «несерьёзности» игра
является важным способом социализации личности.
Играючи мы усваиваем многие нормы
человеческого общежития, традиции, обычаи, примериваемся к тем или иным
социальным ролям.
Учение — деятельность
по усвоению накопленных обществом знаний и умений. Её цель — развитие мышления
и сознания личности. Учиться можно организованно: в специальных учреждениях по
специальному учебному плану. Можно заниматься самообразованием в той сфере,
которая вам наиболее интересна. Получение новых знаний и умений — побочной
продукт практически любой деятельности. Так что можно сказать, люди учатся всю
жизнь.
Ещё одной формой деятельности считают общение.
Правда, как и в случае с трудом, нет единой точки зрения: некоторые
исследователи говорят, что общение — не особый вид деятельности, а
неотъемлемая часть любой деятельности. Без общения невозможна ни игра, ни
учение, ни труд. Но над этим вопросом вы, как следует, подумайте самостоятельно.
Сейчас же мы внесём ясность в другую проблему: общение и коммуникация — это
термины-синонимы? Ведь и тот, и другой предполагают обмен информацией.
Общительного человека часто называют коммуникабельным.
На самом деле, различие в их понимании
есть, и существенное. Коммуникация — это не деятельность в полном смысле
слова, это чисто информационный процесс: передача сообщения от отправителя к
получателю. Разумеется, нечто общее, связующее между ними есть. Чтобы понять
друг друга, участники коммуникации должны быть, как принято говорить, «в теме»,
то есть понимать смысл передаваемой информации в контексте уже имеющейся. Им
должны быть понятны используемые символы (допустим, язык), между ними должен
быть установлен контакт.
Кстати, учитывая всё это, как вы оцените
целесообразность попыток сообщить нечто о нас внеземным цивилизациям?
Цель общения, как и любой другой
деятельности, — взаимодействие. Обмен информацией ради выработки общей
позиции или нового знания. Организация совместной деятельности людей. Развитие
межличностных отношений, получение поддержки со стороны окружающих, оценки
своих мыслей и поступков. Познание и других и самого себя, в сравнении с
другими. То есть коммуникация — более узкое понятие, она является лишь
одной из сторон общения.
Взаимосвязь материальной и духовной деятельности. Деятельность и общение
В социальных процессах, в человеческой деятельности идеальное постоянно превращается в материальное и наоборот. Но это не должно вести к смешению категорий материального и идеального при анализе социальной деятельности. Такое смешение наблюдается в тех случаях, когда термину «идеальное», используемому для описания деятельности, придается значение объективной реальности или, что встречается чаще, некое синкретическое значение, объединяющее объективную и субъективную реальность.
В социальных процессах, в человеческой деятельности идеальное постоянно превращается в материальное и наоборот. Но это не должно вести к смешению категорий материального и идеального при анализе социальной деятельности. Такое смешение наблюдается в тех случаях, когда термину «идеальное», используемому для описания деятельности, придается значение объективной реальности или, что встречается чаще, некое синкретическое значение, объединяющее объективную и субъективную реальность.
Трудности четкого разграничения категорий материального и идеального при анализе человеческой деятельности обусловлены тем, что она является сознательной. Сознание – необходимый фактор всякой человеческой деятельности; попытки выделить в ней чисто идеальные и чисто материальные компоненты зачастую ведут к довольно искусственным концептуальным построениям. И тем не менее задача корректного использования категории идеального при описании и объяснении социальных явлений остается крайне актуальной, ибо диалектика идеального и материального осуществляется только в процессах человеческой деятельности и общения. Это означает, что идеальное существует только в связи с материальным, будучи необходимо опосредовано материальным и воплощено в нем. Их органическая связь, как подчеркивает И. С. Нарский, может быть раскрыта лишь посредством категории общественной практики.
Категория идеального фиксирует именно социальную природу сознания, выражает его деятельно-творческую сущность как в том смысле, что сознание представляет собой непрестанное движение «содержания» и его преобразование, так и в том смысле, что оно выступает в роли побудительного, целеполагающего, управляющего фактора человеческой деятельности.
Не вдаваясь в специальный анализ категории деятельности, получившей широкое освещение в нашей литературе, рассмотрим в интересующей нас плоскости соотношение материальной и духовной деятельности. Эти виды деятельности, тесно переплетающиеся в реальных процессах социальной жизни, различаются обычно по их целям и социальным функциям, по их продукту и операциональным особенностям.
Материальная деятельность – это практическая деятельность, производящая изменения в объективном мире природных объектов, социальных вещей и отношений. Духовная деятельность – это умственная, теоретическая, ценностно-ориентационная деятельность, производящая изменения непосредственно лишь в сфере знаний, духовных способностей и потребностей, ценностных установок, в системах ценностей, в программах практической деятельности, во всех мыслимых областях социальной информации. Одно дело – создание машин, другое – создание поэтического произведения или знаковой конструкции будущей машины. Здесь произведенные продукты обладают спецификой как по их предметному воплощению, так и по их социальным функциям, форме их потребления; производство каждого из двух видов продуктов будет существенно различаться и по операциональному составу.
Однако наиболее общие черты структуры материальной и духовной деятельности аналогичны: цель – комплекс действий – результат. Деятельность есть процесс реализации цели как идеального фактора, а реализация цели есть в той или иной форме ее материализация, т.е. превращение идеального в материальное, ибо субъективная реальность цели, замысла, плана воплощается в вещах, событиях, текстах, произведениях искусства. Характеризуя материальную деятельность, К. Маркс граскрывает диалектику процесса и результата, взаимопроникновения и взаимопревращения субъективной реальности и объективной реальности. Он писал: «Придающая форму деятельность потребляет предмет и потребляет саму себя, однако она потребляет только данную ей форму предмета, с тем чтобы придать ему новую предметную форму, и потребляет саму себя только в своей субъективной форме, в форме деятельности. В предметах она потребляет предметное – безразличие по отношению к форме, а в деятельности потребляет субъективное; предмет она формирует, саму себя материализует».
Деятельность как «субъективированный» процесс «изживает» себя в своем продукте, «затухает» в нем, опредмечивается. В духовной деятельности происходит в принципе то же самое, что и в материальной деятельности: живое, субъективное содержательное состояние как устремленность, как движение мысли, ищущей свою подлинность, как игра воображения и внутреннее художественное видение «изживает» себя в материализованном результате, в общеизвестных формах существования разнообразных продуктов духовной деятельности: рукописях, картинах, печатных текстах, кинолентах, чертежах и т.п.
Таким образом, водораздел между материальным и идеальным проходит не по линии различения материальной и духовной деятельности, ибо и та, и другая необходимо включают в себя как материальное, так и идеальное. Целеполагающие факторы всякой деятельности идеальны, ее результаты, выступающие в социально значимой форме, всегда материальны.
В этой связи нам хотелось бы высказать некоторые соображения по поводу трактовки отдельных аспектов проблемы деятельности М. С. Каганом. Правильно подчеркивая роль общения как фундаментального фактора социальной жизни, он считает возможным рассматривать общение как вид практической (т.е. материальной) деятельности. Приведем его доводы: «Общение – это практическая деятельность, так как контакты между людьми предполагают воплощение передаваемой информации в той или иной системе знаков, которые ее материализуют, объективируют, дабы передать реципиентам. Какой бы характер ни имела сама эта информация – физический, как в спортивной игре, или интеллектуальный, как в дружеской беседе, сам процесс ее кодирования и отправления получателю (равно как и процесс ее получения и декодирования) есть род практической деятельности».
Это вызывает следующие возражения. Нельзя относить общение к материальной деятельности на том основании, что передаваемая информация воплощена в материальных носителях. Информация всегда существует и передается только в кодовой форме, т.е. воплощена в своем определенном материальном носителе. Духовная деятельность (как и любой социальный процесс!) есть передача, хранение и преобразование информации, ее кодирование и декодирование. Так что по данному основанию нельзя провести различия между материальной и духовной деятельностью (ибо принцип необходимой воплощенности информации в знаках или иных материальных носителях относится к любому виду деятельности). Как уже отмечалось, идеальное связано лишь с особой разновидностью информационного процесса.
Поэтому трудно согласиться с М. С. Каганом, когда он противопоставляет общение как материальную деятельность ценностной ориентации как духовной деятельности: «Особенность же общения в прямом смысле слова состоит в том, что здесь информационный обмен есть абсолютно реальное взаимодействие, фиксирующееся в материализованном механизме знаков, тогда как в ценностном контакте «общение» субъекта и объекта имеет чисто духовный характер. Ценность нельзя увидеть, услышать, пощупать, она устанавливается непосредственно переживанием, а затем пониманием; ее можно описать на том или ином языке как это делают идеологи или художники, но она существует вне и до таких описаний. Между тем общение имеет место только тогда, когда с помощью некоего языка – хотя бы языка взглядов – устанавливается контакт между субъектами, и оно исчезает, прекращается, как только выключается канал связи».
Нам думается, что здесь сопоставление общения и ценности выглядит недостаточно определенно. Если имеется в виду сопоставление общения с ценностно-ориентационной деятельностью, то последняя тоже осуществляется непременно в «материализованном механизме знаков», символов, телесных изменений, действий и т.п. Если же под «ценностным контактом» понимается само переживание субъекта, вызванное некоторым объектом, то и в таком случае налицо определенный информационный процесс, реализующийся посредством специфических носителей (данная упорядоченность знаков, красок, звуков – соответствующая кодовая организация на уровне рецепторов и т.д. вплоть до кодовой организации эффекторного плана, которая в свою очередь может быть понятна другому субъекту, если он способен ее декодировать, т.е. преобразовать в свой «естественный» код и т.п.). Ценность действительно существует вне и до описания ее идеологами или художниками, но она не существует вне отношения социальных субъектов к объектам и друг к другу, вне социальных и информационных процессов; ценность – фундаментальное свойство социальной информации. Поэтому невозможно логически выявить процессы, имеющие «чисто духовный характер», путем противопоставления их информационным процессам, протекающим в знаковых формах, в «материализованном механизме знаков», и, следовательно, общению.
Мы согласны с М. С. Каганом в том, что «общение может развертываться на разных уровнях – физическом и психическом, материальном и духовном». Но это должно означать, что общение есть необходимая сторона любого вида деятельности. А отсюда вытекает, что общение не является видом материальной деятельности. Более того, общение нельзя вообще называть видом деятельности. Это фундаментальная характеристика всякого социального процесса, одно из выражений социальности как таковой.
Категория общения, если так можно выразиться, равномощна в содержательном плане категории деятельности. Поэтому попытки свести ее к категории деятельности вряд ли оправданны. Категория общения в такой же мере, как и категория деятельности, выражает необходимую сторону всякого социального процесса, но в другом концептуально- содержательном разрезе. Поэтому неверно рассматривать общение лишь как частный случай деятельности.
Мы остановились столь подробно на вопросе соотношения категорий общения и деятельности, желая оттенить следующее важное обстоятельство. Подобно тому как деятельность подразделяется на материальную и духовную (при учете, разумеется, их взаимосвязи и взаимопроникновения), общение тоже может быть подразделено на материальное и духовное. И подобно тому, как в категориальном ключе деятельности нельзя выделить чисто материальные и чисто идеальные компоненты, они не могут быть выделены и в категориальном ключе общения. Это относится и к духовному общению (обмену мыслями, мнениями и т.п.), которое непременно включает материальные факторы, осуществляется посредством языка и экстралингвистических средств коммуникации. То, что именуется идеальным, не может быть выделено ни в деятельности, ни в общении как нечто отчлененное во времени от материальных процессов. Идеальное – это субъективно реальная, «внутренняя» сторона деятельности и общения; от их «внешней», объективно реальной стороны (чувственно-предметных изменений, знаковых преобразований, телесных движений и т.д.) она отличается большей содержательной, ценностно-смысловой емкостью, большим динамизмом, гораздо большим числом степеней свободы и векторов волевой активности. С другой стороны, неверно отождествлять идеальное со «схемой деятельности», упускать из виду специфику «идеального преобразования объектов», на что обращает внимание А. С. Богомолов.
Категории деятельности и общения, взаимодополняя друг друга, глубже раскрывают взаимосвязь материального и идеального. Однако эти категории далеко не исчерпывают того многомерного содержательного континуума, в котором диалектика материального и идеального развертывается во всей полноте и устремленности в будущее, – в исторически реальном движении, в непрерывной взаимообусловленности «готовых», уже опредмеченных, воплощенных результатов и живой, незавершенной, еще опредмечиваемой, еще не упокоившейся в вещных формах наличной активности.
Материальная деятельность — Дом Солнца
шишйас те ‘хам шадхи мам твам прапаннам
ПЕРЕВОД
Я больше не знаю, в чем состоит мой долг, и постыдная слабость скупца лишила меня самообладания. Поэтому прошу, скажи прямо, что лучше для меня. Отныне я Твой ученик и душа, предавшаяся Тебе, — наставляй же меня.
Лекция Рузова В.О.
Мудрецы утверждают, что любая материальная деятельность создаёт человеку непреодолимые трудности. Это специально устроено для того, чтобы человек понял, что полагаясь только на свои силы и познания, в этом мире не выживешь. Это подталкивает его к принятию наставников, что помогает человеку встать на путь духовного развития, приняв сам принцип возвышения сознания — принятие учителя. Человек нуждается в истинном учителе не меньше, чем в воздухе, потому что только он может объяснить нам высшую цель жизни.
Задача иллюзии убедить нас в том, что вторичные цели являются для нас первичными. И если ей это удаётся, человек запутывается в своих собственных целях и задачах, что делает его жизнь похожей на пожар. Пожар всегда возникает неожиданно, так и трудности приходят к человеку тогда, когда он их не ждёт. Это сбивает его с толку и он бросается на их разрешение. Так и проходит вся жизнь в борьбе с то и дело возникающими пожарами — проблемами. Одним словом, все мы пожарники…
Поэтому Бхагавад-гита рекомендует нам принять духовного учителя. Только он способен научить нас решать жизненные проблемы, и в идеале даже полностью от них избавиться. Надо потратить все свои усилия не на решение ныне возникших проблем, а на поиск такого достойного учителя. Это и есть мудрость, это и есть практичность, это и есть умение правильно распорядиться своей жизнью.
Неужели мы скупцы?
Почему в этом стихе говорится о скупцах? Потому что если человек не использует свою драгоценную жизнь на самоосознание, значит, он не просто скупец, он полный глупец. В наших руках есть огромная сумма, которой мы можем заплатить за развитие своего разума — это наше собственное рождение в теле человека. Только человеческое тело способно привести душу к вершинам самоосознания, но мы экономим и тратим свою жизнь на животные потребности, такие, как секс, сон, еда и оборона. Но если человек понимает важность духовного развития и жертвует свою жизнь науке самоосознания, он получает благородный статус брахмана и пользуется уважением всю оставшуюся жизнь.
Скупца на санскрите называют «крипан». Это человек, заболевший «кожной болезнью», т.е. надеждой на то, что его защитят материальные привязанности, надеждой на то, что его материальные связи помогут ему решить все его проблемы. Но в этом мире проблемы есть у каждого, поэтому мы возлагаем все свои надежды на тех, кто сам не в состоянии решить свои проблемы. Так мы и надеемся друг на друга, до тех пор, пока всё не разваливается окончательно. Это ни что иное как духовная лень. Мы не хотим приложить даже небольшое усилие, чтобы найти настоящее решение всем своим проблемам.
История
Один ленивый человек не умел готовить себе еду. В его стране царь объявил, что все ленивые люди могут придти в дом благотворительности и получить пищу. Пришли сотни людей и все они сказали: «Я ленивый человек».
Тогда царь велел своему министру поджечь этот дом. Внезапно все эти ленивые люди стали очень активными. Все, кто находился внутри, за исключением двух человек, выбежали из горящего здания. Из этих двух оставшихся один сказал другому: «Моей спине становится очень жарко от огня». Другой человек посоветовал: «Просто перевернись на другой бок».
Видя этих двух, царь сказал: «Это действительно ленивые люди. Накормите их».
Не смотрите мне в глаза
Поэтому Арджуна подаёт всем нам хороший пример, он обращается к духовному учителю и просит принять его учеником. Так Кришна становится первым духовным учителем, передавшим науку о самоосознании в виде Бхагавад-гиты, а Арджуна — первым учеником, её понявшим. И всё это настолько интересно, что заслуживает нашего внимания и изучения до самой смерти. Пример Арджуны состоит в том, чтобы перестать смотреть, а начать слушать. Это мир глазеющих, все разглядывают друг друга, особенно представителей противоположного пола. Даже животным такое поведение не очень нравится. В Бельгийском зоопарке стали появляться надписи на клетках: «Животных не разглядывать». Зоологи считают, что от пристальных людских взглядов у животных начинается депрессия, они грустят и замыкаются в себе.
Разглядывание меняет наш ум. В прошлой жизни женщина разглядывала мужчину. Её ум приобрёл форму мужчины и в этой жизни она родилась мужчиной. Теперь это мужчина с мужским умом изо всех сил глазеет на женщин, что приводит к переформированию ума в женскую форму и в следующей жизни он опять рождается женщиной. И так происходит из жизни в жизнь. Мы то, на что мы глазеем. Поэтому в восточной культуре известен принцип даршана. Человек должен хотя бы один раз в день увидеть форму Бога, получить его даршан. Даршан — это свидание, это то, что формирует у нас божественное сознание. Это то, что останавливает самсару — бесконечный цикл материальных перерождений.
Принцип таков: разглядывают перед тем, как съесть, поэтому будьте осторожны, даже самые приятные взгляды очень опасны. Это похоже на то, как голодный человек в кондитерской разглядывает пирожные, его взгляд тоже очень ласков и мягок, но потом он их просто съедает до последней крошки. Развитие идёт не через разглядывание, а через внимательное слушание. Внимательное — значит серьёзное. Чем серьёзнее слушает человек, тем больше информации он способен усвоить. И Арджуна показал пример максимальной серьёзности, в результате чего понял Бхагавад-гиту с первого раза.
Почему философия?
Может возникнуть интересный вопрос — почему мы говорим о философии, почему сразу не поговорить о духовном мире, о любовных взаимоотношениях с Богом? Ответ состоит в том, что божественная философия неотличима от божественной любви. Шрила Прабхупада говорит, что поцелуи Кришны во время танца раса и философские размышления фактически не отличаются друг от друга. Божественная философия делает любовь к Богу стабильной. Бог говорит с нами на языке любви, но мы не хотим услышать то, о чем Он нас просит. Наше сознание избирательно. Мы хотим слышать только то, что соответствует нашим теперешним желаниям. Ко мне приходит много людей на консультацию, но мало кто из них внимательно слушает то, что я говорю, и пытается это понять, большинство просто ищут подтверждения своим идеям. Поэтому консультативная практика в наше время становится такой сложной — никому не нужна консультация, всем нужна индульгенция…
Каждый не согласен со своим положением, со своим местом в этом мире, поэтому пытается изо всех сил его изменить. Но нам уже выделена наша часть этого мира, наше положение в нём и наша задача на эту жизнь. Смысл человеческой жизни — это не постоянно менять своё положение, перебегая как таракан с места на место, а исполнить свой долг на своём месте, стать счастливым на своём месте, сделать других счастливыми на своём месте. Оборудовать из своего места проповеднический центр и вещать по всему миру. Мы можем быть партизанами в глухом лесу, но если удастся достать рацию, можно связаться с любым местом в этом мире. Однажды в западном законодательстве обнаружилась прореха, которая позволяла вещать из нейтральных вод. И множество радиолюбителей выплывали в нейтральные воды и вещали на весь мир о том, что считали полезным. Так и мы должны найти свои возможности помогать другим стать ближе к Богу. Помните: только Бог может разрешить нам поменять своё место в этом мире. Сами мы будем просто бегать по кругу, как заблудившийся в лесу человек, постоянно натыкаясь на ту же самую ситуацию, с чего всё и началось.
История
Однажды среди шахтеров проповедовал христианский миссионер. Он начал пламенную речь, говоря шахтерам о том, что греховная личность отправится в ад и может обрести спасение только если предастся Иисусу Христу. Услышав имя Иисуса Христа, один шахтер спросил: «Какой у него номер?» Поскольку у всех в этой кампании был определенный номер, шахтеры не могли представить, что Иисус Христос может быть кем-то другим, нежели шахтером и тоже с номером.
Миссионер сделал еще одну попытку, описав ужасы ада. «Ад, — сказал он , — это место, где очень темно и сыро». Шахтеры посмотрели на миссионера безо всякого интереса. Это описание ада было похоже на описание шахты, которая была для них как родная.
Тогда миссионер понял, что он проповедовал людям с очень ограниченным представлением о реальности и поэтому он решил привести другие примеры, благодаря которым они могли бы все понять.
«И ад, — сказал он, — это место, где нет газет!»
«О, ужасно! Какой кошмар! — воскликнули шахтеры, — расскажи нам побольше об Иисусе».
Каково же наше истинное положение?
Наше истинное положение — это положение слуги Бога. Мы можем быть либо слугой Бога, либо Его врагом. И духовная практика трансформирует наше сознание врага Бога на (в) сознание Его слуги. И парадокс состоит в том, что когда мы согласны быть слугой Бога, мы тут же получаем освобождение из материального мира. И пока человек не примет эту концепцию, он будет философски доказывать, что он не должен быть слугой ни при каких условиях и ни при каких обстоятельствах.
Однажды Драупади объясняла Сатьябхаме как подчинить себе мужа. Это интересует всех женщин. Она пыталась узнать специальные заговоры или настойки, но Драупади развеяла все сомнения. Она сказала, что единственный способ подчинить себе мужа — это служить ему с чистым сердцем, ничего не ожидая взамен этого служения. Только смиренное и бескорыстное служение способно дать нам настоящие взаимоотношения с Богом. Нет какой-то волшебной мантры, нет янтры или кавачи, есть только бескорыстное служение и ничего боле.
Но современный человек не согласен с этой концепцией. Он прикладывает все усилия, чтобы стать в этом мире Богом и готов пойти на любые ухищрения, чтобы хоть как-то доказать себе свою божественность или как минимум исключительность. Я могу облегчить задачу этих людей. Есть один признак, по которому можно точно сказать, что этот человек Бог. Хотите узнать? Он может абсолютно спокойно производить из себя золото. В Индии много людей называют себя богами, но всем им приходится торговать какими-то товарами и побрякушками. Настоящему Богу этого не надо, он может произвести золота столько, сколько ему нужно. А ещё интереснее то, что слуге Бога не нужно золото, так как он дорожит своими отношениями с Богом, и ему больше просто ничего не нужно.
Если у человека уже есть хорошие отношения, золото ему уже не нужно, так как смысл золота в этом мире — это надежда купить себе отношения. Однако любые купленные отношения временны и двуличны. Думая, что за деньги можно купить себе счастье, человек становится нищим духом. Так богатство делает человека нищим. Поэтому Восток рекомендует нам вести простую жизнь, что поможет человеку стать богатым духовно. Отношения не покупаются за деньги, отношения углубляются через желание пожертвовать свою жизнь ради этих отношений.
История
Однажды для строительства Тадж-Махала был нанят один штукатур. Руководитель строительства проверял как продвигается дело и заметил, что три дня подряд этот штукатур сидел в одном и том же месте и замешивал раствор для штукатурки. На третий день руководитель разгневался и сказал: «Почему ты все еще просто сидишь и размешиваешь этот раствор? Ты такой ленивый!» Человек, размешивавший раствор, также очень разгневался и бросил горсть своего раствора в инспектора. Раствор не попал в инспектора, но угодил в стену. При этом он был настолько хорошо размешан, был таким качественным и крепким, что никто не мог убрать его со стены и он находится там и по сей день. Эта история говорит о том, что мы должны пожертвовать всем, что у нас есть, деньгами, положением и временем для того, что совершить своё служение Богу наилучшим образом.
Виды деятельности человека — Обществознание
Виды деятельности человека
Ключевые слова конспекта: виды деятельности человека, общение, виды общения, функции общения, игра, учение, труд.
Основные виды деятельности
Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд. Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.
1. Общение
Общение — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми. Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.
По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.
При непосредственном общении субъекты находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются информацией. При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).
2. Игра (игровая деятельность)
Игра — вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.
3. Учение (учебная деятельность)
Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным.
Обучение — это специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
4. Труд (трудовая деятельность)
Труд — вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.
Труд имеет свойственные только ему черты:
— целесообразность;
— нацеленность на достижение запрограммированных результатов;
— наличие умений и знаний;
— практическая полезность;
— наличие результата;
— развитие человека;
— преобразование внешней среды обитания человека.
Творческая или продуктивная деятельность
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Воображение — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Другие виды деятельности
Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.
Репродуктивная деятельность направлена на получение уже известного результата известными же средствами.
Это конспект по математике на тему «Виды деятельности человека». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту: Общение
- Вернуться к списку конспектов по Обществознанию.
- Проверить знания по Обществознанию.
Деятельность человека и ее основные формы
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Характерные черты деятельности человека:
- Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
- Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
- Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
- Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (например, потребности, интересы, социальные установки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы).
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Найдите в ней субъект и объект, мотив, цель, подберите методы и средства, опишите процесс и результат.
МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материальная деятельность — это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих потребностей. Она включает в себя материально-производственную деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.
Познавательная деятельность отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях.
Ценностно-ориентировочная деятельность — это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.
Прогностическая деятельность представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности.
Есть различные критерии классификации деятельности:
- по объектам и результатам деятельности — создание материальных благ или культурных ценностей;
- по субъекту деятельности — индивидуальная и коллективная;
- по характеру самой деятельности — например, репродуктивная или творческая;
- по соответствию правовым нормам — законная и незаконная;
- по соответствию моральным нормам — моральная и аморальная;
- по соотношению с общественным прогрессом — прогрессивная и реакционная;
- по сферам общественной жизни — экономическая, социальная, политическая, духовная.
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР КАЖДОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные формы человеческой деятельности:
- Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.
- Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).
- Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.
- Труд — вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.
Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Важнейшими механизмами творческой деятельности являются:
1) комбинирование уже имеющихся знаний;
2) воображение, т. е. способность создавать новые чувственные или мыслительные образы;
3) фантазия, которая характеризуется яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов;
4) интуиция — знание, способы получения которого не осознаются.
Установите соответствие между видами деятельности и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
А) | освоение опыта предыдущих поколений | 1) | труд |
Б) | преобразование предметов окружающего мира | 2) | общение |
В) | обмен информацией и её преобразование в процессе взаимодействия | 3) | учение |
Г) | осуществление реального действия воображаемыми средствами | 4) | творчество |
5) | игра |