Материальная сфера и нематериальная сфера: Нематериальная сфера производства – Материальное производство и нематериальная сфера экономики. Социально-экономическая и территориальная структуры хозяйства региона.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Нематериальная сфера производства
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Понятие непроизводственной сферы экономики
Определение 1
Непроизводственная сфера экономики – это совокупность отраслей хозяйственной деятельности человека, которые создают не материальный продукт, а интеллектуальный или в виде услуги.
Эти отрасли непосредственно связаны с удовлетворением потребностей людей в продуктах нематериального характера или услугах.
Эти отрасли не менее важны, чем отрасли материального производства. Без них невозможно нормальное функционирование всей экономики в целом, нормальное существование человека.
Структура нематериальной сферы производства
Непроизводственная сфера включает в себя такие отрасли: образование, здравоохранение, культура, искусство, наука, физкультура и спорт, социальное обеспечение, торговля, сфера услуг. Каждая из этих отраслей может иметь ряд подотраслей.
- Образование делится на дошкольное, школьное, внешкольное, профессиональное, среднее специальное, высшее.
- Здравоохранение имеет в своем составе лечебные и лечебно-профилактические учреждения, поликлиники и амбулатории, систему санитарно-эпидемиологического надзора.
- Культура представлена совокупностью театров, кинотеатров, музеев, библиотек, домов культуры, выставочных залов, галерей.
- Научные учреждения сочетаются с образовательными. Крупные университеты и институты являются не только учебными заведениями, но и научными. В них готовят научные кадры страны, разрабатывают методики, проводят исследования. Отдельную группу научных учреждений составляют научно-исследовательские институты и лаборатории.
- Учреждения социального обеспечения и страхования имеют своей целью окружение заботой и вниманием, оказание помощи слабообеспеченным и слабозащищеным категориям населения.
- Предприятия торговли доводят до конкретного потребителя различные товары. Они являются конечным звеном АПК и легкой промышленности, фармакологической промышленности.
- Предприятия сферы услуг призваны облегчить жизнь и быт населения, удовлетворить его эстетические, духовные запросы.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
География нематериальной сферы экономики
Предприятия нематериальной сферы экономики ориентируются исключительно на население. Издавна крупные населенные пункты играли роль научных, культурных, образовательных центров. Чем крупнее населенный пункт, тем более разнообразно в нем представлены предприятия нематериальной сферы.
Практически в каждом населенном пункте есть школы и дошкольные заведения. В районных центрах работают специализированные школы – спортивные, музыкальные. В городах находятся профессионально-технические училища (часто на базе местных предприятий). В областных центрах размещены ВУЗы – институты и университеты. Чем крупнее город, тем больше ВУЗов в нем может быть. Самые крупные и наиболее известные ВУЗы находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Саратове, Курске, Орле, Омске, Новосибирске, Красноярске, Казани. Эти же города являются и крупным научными центрами.
Как и образование, здравоохранение представлено в каждом населенном пункте. Количество учреждений зависит от численности населения. А на профиль заведений оказывает влияние природно-ресурсный фактор (рекреационные ресурсы обуславливают специализацию лечебно-профилактических учреждений).
Сфера услуг и торговли также напрямую связана с количеством населения. В крупных городах создаются торговые и торгово-развлекательные центры. Совершенствуется сервисное обслуживание.
Численность населения влияет не только на размещение предприятий, но на развития всего комплекса. В развитых странах в непроизводственной сфере занято боле половины работающего населения.
Россия в ходе становления рыночной экономики также усовершенствует отраслевую и территориальную структуру непроизводственной сферы экономики.
Автомобили if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";} window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})}); window.addEventListener("load",()=>{ var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);Другое | ⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 30Следующая ⇒ 1. Материальное производство и нематериальная сфера экономики
Сферы экономики классифицируются в завис от участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода.
Выделяют следующие сферы экономики
Материальная сфера экономики включает:
Нематериальная сфера экономики включает:
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";} window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})}); window.addEventListener("load",()=>{ var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true); В немат производстве особое место принадлежит духовному производству — сфере, где осущ деятельность художника, скульптора, писателя, кинорежиссера, фотографа и т. п. Результатом их труда, как и в мат-м производстве, являются созданные материализованные блага — книги, картины, скульптуры, киноленты, фотографии. Но все-таки духовное производство относят к нематериальному производству, поскольку главным в нем является не материальная часть созданной вещи, а ее эстетическая ценность, глубина духовного отражения реального мира благодаря творчеству человека. Продукт сферы нематериального производства, как правило, принимает форму товара-услуги, который имеет ряд характерных признаков, отличающих его от «товара-вещи» (рис. 5.5).
Между сферами материального и нематериального производства существует тесная взаимосвязь и взаимодействие (рис. 5.6).
В современных условиях значение сферы нематериального производства и услуг значительно повышается, ее опережающий рост становится закономерностью социально-экономического развития всех стран, особенно развитых цивилизованных государств. Опираясь на достижения научно-технического прогресса, эти страны достигли значительного увелич объемов производства продукции при меньших затратах мат и трудовых ресурсов. Это дало им возможность направлять относительно большую часть средств на развитие сферы нематериального производства, которая развивается быстрее, чем сфера материального производства. if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";} window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})}); window.addEventListener("load",()=>{ var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true); 2. Социально-экономическая и территориальная структура хозяйства региона |
Нематериальная сфера производства — онлайн справочник для студентов
Понятие непроизводственной сферы экономики
Структура нематериальной сферы производства
География нематериальной сферы экономики
Понятие непроизводственной сферы экономики
Непроизводственная сфера экономики – это система из объединённых вместе различных отраслей деятельности человека, которые вместе образуют товар, но не в виде материального продукта, а в виде предоставляемой услуги или продукта интеллектуальной деятельности.
Нельзя сказать, что непроизводственная сфера экономики менее важна, чем производственная, поскольку она также занимается удовлетворением потребностей человека. Благодаря отраслям нематериального сектора функционирует всё на Земле, в том числе и экономика.
Структура нематериальной сферы производства
Непроизводственная сфера охватывает невероятно широкий круг жизни общества, без неё сложно представить нашу жизнь. Речь идёт об образовании, науке, здравоохранении, торговле, предоставлении услуг различного характера и др. При этом, эти отрасли можно разделить на подотрасли:
- Образование подразделяется на дошкольное, школьное, среднее, высшее и т.д.
- Здравоохранение представляет собой систему из поликлиник, больниц, санаториев.
- Под культурой мы понимаем театры, музеи, библиотеки и различные выставки и галереи.
- Существуют также и научные учреждения, которые связаны с образовательными, но они занимаются интеллектуальной деятельностью, непосредственным проведением научных разработок для создания научно-исследовательской базы. Это научные институты, академии наук, проектные организации, инновационные центры и лаборатории.
- Учреждения социального и страхового характера представлены в виде социальных центров для несовершеннолетних, детских домов и центров помощи населению, пожилым людям и инвалидам, сюда можно отнести и фонд обязательного медицинского страхования.
- В сфере торговли — это все подразделения, удовлетворяющие потребности людей в материальных продуктах (промышленность, фармакология и продовольствие).
- Сфера услуг занимается облегчением жизни людей, помогая им в удовлетворении эстетических, духовных и других запросов.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
География нематериальной сферы экономики
Деятельность организаций по производству нематериальных продуктов направлена на удовлетворение потребностей населения. Причём существует зависимость между размером населенного пункта и кругом предоставляемых услуг. Так, чем больше населённый пункт, тем больше услуг предприятия и организации готовы предоставить.
Без сомнения, в каждом городе есть школы и детские сады, так же, как и поликлиники и различные дома культуры и спорта. В городах покрупнее представлены также училища и колледжи по подготовке людей к работе на местных производствах и предприятиях. Говоря о научной базе, то в городах также размещены университеты. Самые крупные и известные из них находятся в самых крупных городах нашей страны, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань и др.
Подобно образованию, в каждом городе существует комплекс здравоохранения. Количество медицинских учреждений зависит от размера города и численности населения. А также, чем крупнее и развитее город, тем более разнообразные и узкие медицинские подразделения там представлены.
Торговля и сфера услуг также зависят от численности населения города, ведь чем больше людей, тем больше потребностей нужно удовлетворить. Именно поэтому в крупных городах создаются торгово-развлекательные центры и многофункциональные центры по предоставлению различных услуг.
Численность населения влияет на размещение и количество производств и предприятий, а это, в свою очередь, является показателем развитости государства. В развитых странах большая часть населения занята именно в сфере предоставления услуг.
Россия в процессе становления рыночной экономики также занялась развитием отрасли нематериального производства, которая с каждым годом представлена всё шире.
Презентация «Нематериальная сфера хозяйства»
1. Назовите основные виды транспорта.
Ответ: Железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, морской, речной, авиационный.
2. Что такое транспортная магистраль?
Ответ: Транспортные магистрали — это основные дороги, которые выделяются хорошей технической оснащенностью, мощным потоком грузов и пассажиров.
3. Что такое транспортный узел?
Ответ: Транспортный узел — это пункт, в котором сходится не менее двух-трех линий какого-либо вида транспорта.
4. Что представляет собой транспорт как отрасль хозяйства?
Ответ: Транспорт — отрасль материального производства, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров.
Материальная
сфера
Нематериальная сфера
Производит товары
Оказывает услуги
Нематериальная
сфера хозяйства
Совокупность отраслей, продукция которых выступает в виде определенной целесообразной деятельности (интеллектуального продукта, услуги и др.)
Государственное управление
Здравоохранение и физкультура
Финансово-кредитная сфера
Отрасли сферы обслуживания
Наука и образование
Культура и искусство
Бытовое обслуживание и жилищно-коммунальное хозяйство
Торговля и общественное питание
Социальное обеспечение
1. Предмет труда в отрасли. 2. Процесс деятельности. 3. Результат деятельности.
1. Предмет труда в отрасли. Человек 2. Процесс деятельности. Предоставление услуг 3. Результат деятельности. Удовлетворение потребностей
Учреждения нематериальной сферы
села Раевский
№
Виды услуг
1
Торговые
Виды учреждений
2
Общее число
Бытовые
3
Образовательные и культурные
4
Научные
5
Медицинские и оздоровительно-спортивные
№
1
Отрасли сферы
обслуживания
2
Выполняемые функции
Управление
Информационные услуги
3
4
Кредитно — финансовое обслуживание
Образование
5
6
Здравоохранение
7
Культура
Бытовое обслуживание
8
9
Общественное питание
Жилищно — коммунальное хозяйство
10
11
Розничная торговля
Рекреационное хозяйство
№
1
Отрасли сферы
обслуживания
2
Выполняемые функции
Управление
3
Информационные услуги
3
1
4
Кредитно — финансовое обслуживание
5
8
Образование
6
6
Здравоохранение
7
Культура
4
11
Бытовое обслуживание
8
9
9
Общественное питание
10
2
Жилищно — коммунальное хозяйство
10
11
Розничная торговля
7
Рекреационное хозяйство
5
Домашнее задание:
1. Повторить учебный материал по учебнику §31, ответить на вопросы стр.170.
2. Охарактеризуйте предпосылки развития зон отдыха и туризма в Альшеевском районе.
3. С оставьте и опишите маршрут туристической поездки для любителей одного из видов туризма.
1. Какие отрасли образуют нематериальную сферу?
2. Что нового вы узнали на уроке?
1. Я научился …
2. У меня получилось …
3. Урок дал мне для жизни …
4. Было интересно …
5. Было трудно …
6. Теперь я могу …
7. Я приобрел …
Спасибо всем!
Будьте здоровы и счастливы!
Тема 2. Экономическая деятельность и ее факторы План
11
Общественное производство и его
структура.Производительные силы общества и
производственные отношения. Способ
производства.Основные факторы общественного
производства. Производственная функция.Кривая производственных возможностей.
Общественное производство и его структура
Перед любым обществом и отдельными
его членами стоит задача распорядиться
имеющимися у них ресурсами для достижения
своих целей. Главная среди них –это
удовлетворение основных потребностей.
Потребности людей даже в самых развитых
странах никогда не бывают полностью
удовлетворены, т.к. они безграничны.
Более того, потребности людей в основном
опережают наши возможности или ресурсы.
Ресурсы в своём большинстве являются
редкими или ограниченными. Поэтому
перед обществом и перед каждым индивидом
возникает проблема выбора: какие из
потребностей подлежат первоочередному
удовлетворению и как с помощью ограниченных
ресурсов максимально их удовлетворить.
Те блага, которые мы берём у природы
(воздух, солнечный свет, грибы, ягоды в
лесу) называют бесплатными. Но так как
многие блага не существуют в природе в
том виде, в котором они нам нужны, общество
должно постоянно заниматься их
производством.
Блага, созданные в результате производства
или экономической деятельности людей
называются экономическими.
Жизнедеятельность общества обеспечивается
непрерывным движением экономических
благ через фазы производства, распределения,
обмена и потребления.
Совокупность фаз производства,
распределения, обмена и потребления
составляет общественное
производство.В их единстве
решающая роль принадлежит производству,
которое предназначено для потребления.
Потребление образует цель и одновременно
является движущим мотивом производства.
А распределение и обмен опосредуют
связь между производством и потреблением.
Решающая роль производства связана не
только с тем, что распределить, обменять
и потребить можно лишь продукты, созданные
в производстве, а с тем, и это важнее,
что социальный тип и характер производства
предопределяет социальный тип и характер
других стадий. Например, социальное
неравенство в распределении и потреблении.
На стадии распределенияустанавливается доля различных классов,
социальных групп, индивидуумов в
произведенном продукте.
Обмен
опосредует связь между
производством и распределением, с одной
стороны, и потреблением – с другой.
Обмен призван доставлять каждому
участнику производства, каждому его
звену определенные блага в соответствии
с долей, устанавливаемой распределением.
Потребление
является завершающей стадией
движения экономического блага. Причем
только личное потребление, в процессе
которого пища, одежда, жилье и т.д.
используются для удовлетворения
потребностей человека, является
самостоятельной, завершающей стадией
движения продукта (другая часть
потребления – производственное сжигание
угля, расход металла при изготовлении
какого-либо продукта является составным
звеном процесса производства).
Личное потребление обеспечивает
воспроизводство жизни человека и его
деятельности, но важнее его общественная
функция – создание импульса, стимула
развития и совершенствования производства.
Таким образом, пофазная структура
общественного производства представлена
единством фаз производства, распределения,
обмена и потребления.
Итак, общественное производство есть
процесс создания, распределения, обмена
и потребления, жизненных благ и услуг.
Общественное производство состоит из
двух сфер: материального и нематериального
производства.
Материальное производство
включает в себя отрасли,
производящие материальные блага
(промышленность, сельское хозяйство,
строительство), а также оказывающее
материальные услуги:
коммунальное хозяйство;
общественное питание;
бытовое обслуживание: стирка, ремонт
и пошив одежды, химчистка;связь, обслуживающая производство.
Услуга– вид деятельности,
при которой производство и потребление
совпадают, причем потребляется не вещь,
а сама деятельность.
Нематериальное производство
включает,
во-первых, отрасли, в которых создаются
нематериальные блага, духовные
ценности (картины, скульптуры и т.д.),
научные открытия,
во-вторых, отрасли, оказывающие
нематериальные услуги:
физкультура и спорт;
пассажирский транспорт;
связь, обслуживающая население и
нематериальное производство;научное консультирование;
в-третьих, осуществление социальной
деятельности:
Материальные и нематериальные услуги
образуют сферу услуг.
Материальное производство всегда имело
основополагающее значение в развитии
общества. Именно здесь создаются блага
для физического существования человека,
а также формируются условия для развития
нематериального производства.
По мере развития материального
производства, повышения производительности
общественного труда – общество может
увеличить число занятых в непроизводственной
сфере. Именно по удельному весу занятых
в непроизводственной сфере определяется
уровень развития той или иной страны.
В развитых странах в нематериальном
производстве занято 50-70% от всех
работающих, у нас же 28%. Еще в середине
80-х гг. уже свыше 70% трудоспособного
населения США было занято в сфере услуг.
Вместе с тем, при определении роли
материального производства нематериальное
производство активно влияет на развитие
материального производства, формируя
условия для развития личности.
Trojden | Нематериальная сфера хозяйства: Домогацких Е. М.
Вспомните: 1. Какие отрасли образуют нематериальную сферу? 2. Что такое услуги?
Нематериальная сфера. Вспомним начало этой темы и наш разговор об отраслях материальной и нематериальной сферы. Тогда мы с вами установили, что отрасли материальной сферы производят товары, а нематериальной — услуги.
Материальной сфере была посвящена практически вся тема, и вот теперь мы добрались и до нематериальной, или непроизводственной, сферы. Неужели её значение так невелико, что ей посвящен всего один параграф? Как раз наоборот, непроизводственная сфера исключительно важна.
Посмотрите на перечень отраслей, которые её образуют (рис. 83), и вы поймёте, что в повседневной жизни мы ежедневно или периодически сталкиваемся с их работой, т.е. используем услуги. Производственные отрасли создают определённый уровень обеспечения населения разнообразными предметами потребления (товарами). Про непроизводственную сферу можно сказать, что она обеспечивает качество жизни.
Рис. 83. Состав нематериальной сферы
Качество жизни — уровень комфортности быта, здоровья, образования населения, создаваемый набором бытовых, образовательных, медицинских, информационных, развлекательных и других услуг.
Что при этом важнее — товары или услуги? Вопрос непростой. Если у человека болят зубы, а стоматологической помощи получить негде, много ли радости ему принесут красивая одежда, хороший телевизор и дорогая мебель? В этот момент ему ничего не нужно, кроме медицинских услуг. Но когда боль останется позади, он снова вспомнит и про одежду, и про телевизор, и про мебель, и про многое другое. Таким образом, материальная и нематериальная сферы одинаково важны для человека. Не случайно в нематериальной сфере занята почти половина трудоспособного населения. А мы уже говорили о том, что в наиболее высокоразвитых странах эта доля ещё больше. Связано это с тем, что развитию этой сферы в нашей стране долгое время не уделялось должного внимания. Сейчас положение начинает меняться.
Отрасли нематериальной сферы. Классификация видов услуг — дело непростое, ведь они очень разнообразны, причём некоторые виды услуг мы даже и не воспринимаем как услуги. Охрана общественного порядка, обеспечение обороны страны, государственное управление… Мы можем даже не замечать этих отраслей человеческой деятельности. Но если они исчезнут, мы это сразу почувствуем, потому что наша жизнь изменится.
Степень нужности разных видов услуг неодинакова. Некоторые необходимы постоянно: например, жилищно-коммунальные услуги или услуги, оказываемые продовольственными магазинами. Некоторые нужны только изредка: медицинские и юридические услуги, услуги служб, занимающихся ремонтом и т.д. Есть услуги, которые необходимы всем (при этом они могут быть нужны постоянно или изредка, но именно всем людям): например, парикмахерские услуги, услуги, связанные с отдыхом и лечением. А есть и такие, которые нужны далеко не всем людям: образовательные услуги нужны только учащимся, автосервис — только владельцам автомобилей и т.д.
География сферы услуг. Независимо от степени нужности услуг фактор размещения предприятий этой сферы, как правило, один — потребительский. Поэтому наибольшая их концентрация наблюдается там, где компактно проживает значительное количество людей, т.е. в городах. Степень обеспеченности сельского населения всеми необходимыми услугами гораздо хуже: далеко не во всех сёлах есть магазины, медицинские пункты и т.д.
Причины этого вполне закономерны: сельских населённых пунктов очень много — десятки тысяч, а число жителей, т.е. потребителей услуг, в каждом из них относительно невелико.
Мы помним, что сфера услуг обеспечивает качество жизни. Это значит, что неразвитость этой сферы в сельской местности является очень серьёзной проблемой, ведь качество жизни значительной части населения страны ещё невысоко. Решить эту проблему очень сложно. Одним из путей решения может стать создание сети мобильных сервисных пунктов, которые бы постоянно перемещались по сельской местности от одного населённого пункта к другому.
Всегда ли сфера услуг ориентирована на потребителя? Нет, бывают услуги, которым нужен не только потребитель. Услуги, связанные с отдыхом, часто бывают связаны с определёнными природными ресурсами. Помните, как называются ресурсы, используемые для отдыха? Правильно, рекреационными. Пляжи на берегу тёплых морей, заснеженные горные склоны, источники минеральных вод и многое другое являются необходимыми условиями для формирования рекреационного хозяйства на какой-либо территории.
ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ
- 1. Отрасли материальной сферы дают людям предметы потребления, а нематериальной — обеспечивают качество жизни, т.е. уровень комфорта быта, здоровья, образования населения.
- 2. Главный фактор размещения предприятий сферы обслуживания — потребительский. Поэтому наибольшее число предприятий этой сферы располагается в городах. Сфера обслуживания в сельской местности развита значительно хуже.
ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ
1. Какие отрасли образуют нематериальную сферу? 2. Что такое качество жизни? 3. Каков главный фактор размещения предприятий сферы обслуживания?
А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ
1. По какими причинам предприятия нематериальной сферы располагаются в основном в городах? 2. Есть ли связь численности населения города с развитостью сферы услуг в нём? 3. Что вы можете предложить для улучшения бытового обслуживания людей, проживающих в сельской местности?
ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ
1. Выберите верное утверждение о топливно-энергетическом комплексе России:
а) в производстве электроэнергии в России главную роль играют ТЭС;
б) на шельфе Балтийского моря разведывается крупное месторождение газа;
в) наибольшую часть нефти в стране даёт Северный район;
г) крупнейший угольный бассейн страны — Печорский.
2. Наиболее крупные посевы пшеницы расположены в:
а) Тверской области; б) Хабаровском крае; в) Курской области; г) Псковской области.
3. Пантовое оленеводство развито в экономическом районе:
а) Северо-Кавказском; б) Северном; в) Западно-Сибирском; г) Уральском.
4. По перечню городов определите отрасль машиностроения, которая наиболее развита в Челябинске, Волгограде, Владимире:
а) автомобилестроение; б) тракторостроение; в) авиастроение.
5. Выберите группу экономических районов — самых крупных производителей зерна:
а) Северо-Кавказский; Поволжский; Западно-Сибирский;
б) Восточно-Сибирский; Дальневосточный; Северный;
в) Северный; Северо-Западный; Дальневосточный;
г) Северо-Кавказский; Северо-Западный; Северный.
6. Металлургический комбинат полного цикла расположен в:
а) Москве; б) Магнитогорске; в) Нижнем Новгороде; г) Курске.
7. Ведущим фактором размещения производства алюминия является:
а) сырьевой; б) топливный; в) энергетический; г) водных ресурсов.
8. Крупнейшим в стране производителем автомобилей и самолётов является экономический район:
а) Центральный; б) Поволжский; в) Северо-Западный; г) Уральский; д) Волго-Вятский.
9. Ведущим фактором размещения точного машиностроения является:
а) трудовой; б) потребительский; в) сырьевой; г) энергетический.
10. Техническими культурами являются:
а) сахарная свёкла; б) озимая пшеница; в) овёс; г) подсолнечник; д) лён-долгунец; е) виноград; ж) рис.
11. В комплекс пригородного сельского хозяйства входят:
а) выращивание сахарной свёклы; б) свиноводство; в) птицеводство; г) овцеводство; д) овощеводство.
12. Незамерзающим морским портом является:
а) Мурманск; б) Архангельск; в) Санкт-Петербург; г) Анадырь.
13. Производство алюминия в России представлено в городах:
а) Тюмень; б) Братск; в) Кемерово; г) Волгоград; д) Владивосток; е) Шелехов.
14. Добыча нефти ведётся в:
а) Тверской области; б) Республике Коми; в) Омской области; г) Воронежской области.
15. Каскады ГЭС построены на реках:
а) Ангара; б) Ока; в) Волга; г) Северная Двина; д) Печора; е) Енисей; ж) Лена; з) Кама.
16. Наибольшее значение в хозяйстве России имеет угольный бассейн:
а) Донбасс; б) Кузбасс; в) Печорский; г) Ленский.
17. Самой мощной электростанцией России является:
а) Волгоградская; б) Саяно-Шушенская; в) Братская; г) Иркутская.
18. Центром атомного машиностроения в России является:
а) Хабаровск; б) Омск; в) Волгокамск; г) Волгодонск.
19. Водоёмкой отраслью химической промышленности является:
а) горная химия; б) химия органического синтеза; в) производство азотных удобрений; г) производство фосфатных удобрений.
20. Потребительский фактор является основным для размещения отраслей:
а) хлебобулочной; б) мукомольной; в) консервной; г) табачной.
ПРОБЛЕМНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
- 1. Составьте серию кроссвордов на тему «Отрасли хозяйства России».
- 2. Проведите собственное исследование на тему «Типы электростанций, обеспечивающих производство электроэнергии в моём регионе (местности)».
- 3. Проанализируйте, какую машиностроительную продукцию производят предприятия вашего населённого пункта или региона.
Материальное производство и непроизводственная сфера
Цели:
- ознакомление учащихся с новыми понятиями материального производства и непроизводственной сферы, научить определять принадлежность к одной из этих сфер;
- расширение круга экономических понятий, развитие логического мышления, устной речи учащихся, умения анализировать, приводить реальные примеры из окружающего нас мира;
- воспитание честности, дружеского отношения в коллективе, чувства справедливости, умения слушать мнение других.
Оборудование: интерактивная доска; флипчарт (см. приложение 1), подготовленный к уроку, учебное пособие «Основы экономики: Наш мир» для учащихся 5-го класса.
Структура урока:
- Организационный момент – 2-3 мин.
- Актуализация знаний – 3 мин.
- Изучение нового материала – 13-15 мин.
- Работа с книгой, с заданием на доске – 7 мин.
- Самостоятельная работа – 12 мин.
- Самопроверка – 3 мин.
- Итоги. Постановка домашнего задания – 2 мин.
Ход урока
1. Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель настраивает класс на работу. Проверяет готовность учащихся к уроку.
2. Учитель:
— На прошлом уроке мы с вами выполняли следующую работу: отгадывали загадки и пытались определить принадлежность того или иного предмета к какой-либо из групп: ресурсы, бытовая техника, потребности, инструменты и т.д. А также пробовали найти критерии для объединения их в другие группы, по какому-либо иному принципу. Давали объяснение в каждом из случаев. В общем, говорили о предметах в жизни человека с экономической точки зрения. Прежде чем мы начнем работать по новой теме, давайте отгадаем 2 ребуса и дадим определение этим отгадкам (ответы к ребусам: товар и услуга).
Выслушать определения товара и услуги, данные учащимися класса.
Что общего между этими словами и в чем их различие? Подвести к тому, что оба эти понятия являются товаром с точки зрения экономики, т.е. продаются за определенную плату. Отличие в том, что товар материален, а услуга – нет.
Приведите примеры предприятий в нашем городе. Какие из них занимаются производством товаров, а какие оказывают услуги.
Как вы видите их тоже можно разделить на две категории. Изучением этих видов производства мы сегодня и займемся.
3. Объявление темы: материальное производство и непроизводственная сфера.
Рассматривается схема на доске.
К МП относятся:
| К НС относятся:
|
4. Работа с доской.
Задание: разделить изображения на две группы (см. приложение): материальное производство и непроизводственная сфера. Один из учеников работает у доски, перемещая на доске объекты, размещает их в две группы. Комментирует свои действия.
Работа по книге, стр.12. Фронтальный опрос. Каждое предложение предлагается разным ученикам в классе, с объяснением, к какой именно отрасли относится ситуация, описанная в предложении.
Задание: прочитай предложения, распредели по группам, объясни.
- На полях выращивают богатый урожай.
- Обувь продают в обувном магазине.
- Жители нашего города пользуются услугами пассажирского транспорта.
- В Астане возводят новые жилые дома.
- На юге нашей страны выращивают хлопок – «белое золото».
- В Караганде, Экибастузе добывают «черное золото» – уголь.
- В нашей стране обязательное среднее образование.
После того как предложения с объяснением учащихся распределены по группам, необходимо найти соответствие между иллюстрациями, подготовленным на доске, и номерами предложений. К доске вызывается ученик и проставляет в кружочки номера соответствующих предложений.
5. Учитель: Давайте проверим, насколько вы усвоили сегодняшнюю тему.
Тест для самоконтроля.
Записать номера предложений в два столбика: 1 – предложения, в которых говорится о МП, 2 — предложения, в которых говорится о НС.
- В городе действует завод по производству алюминия.
- Учащиеся получают знания у своих учителей.
- На чемпионате мира наш спортсмен установил мировой рекорд.
- Картина получилась весьма оригинальной, и автор оказался доволен.
- В киоске продавались только цветы.
- Мы зашли пообедать в столовую.
- Терапевт принимает только до 14.00.
- Автобус №1 начал свой маршрут.
- Рыболовное судно вернулось в порт.
- На научном симпозиуме выступали ученые разных стран.
- Сантехник починил сорванный кран.
- Груженый КамАЗ двигался по дороге.
- В театре была премьера спектакля.
- Фабрика выпустила новую продукцию.
- Недавно закончилось строительство канала.
Творческое задание: Придумать и записать по три предложения, в которых описана ситуация одного из направлений (МП или НС).
6. Самопроверка теста. (По усмотрению учителя ребята выполняют либо взаимопроверку, либо самопроверку.)
Ключ к тесту:
К МП относятся | К НС относятся |
1, 5, 6, 9, 11, 12, 14, 15. | 2, 3, 4, 7, 8, 10, 13. |
Провести анализ и разбор ошибок. Учащиеся, ответившие правильно, объясняют ошибки ребятам, давшим неправильный ответ.
Проверка творческого задания: выслушать варианты учеников, предложить другим учащимся назвать группу, к которой принадлежит данная ситуация.
7. Выставление и объявление оценок за урок.
Домашнее задание: объяснить слова: вклад, вкладчик, заем, заемщик. Как вы думаете, какую тему мы будем изучать на следующем уроке? Объясните ответ.