Метод мозговой атаки кратко: Мозговой штурм: спустите фантазию с поводка! – 3.2 Метод «Мозговой штурм» и его модификации

Статья на тему: Метод « Мозговой атаки»

Метод « Мозговой атаки»

Многие люди часто сталкиваются с задачами и проблемами, которые отнимают у них немало драгоценного времени. Приходится вычитывать массу литературы, смотреть видеоматериалы, спрашивать совета у друзей. Для быстрого решения проблемы отлично подходит метод мозговой атаки (иногда его ещё называют – мозговой штурм или брейнсторминг).

Мозговая атака – метод, который сегодня пользуется огромной популярностью во всём мире. С его помощью можно найти альтернативные пути решения сложных задач. К тому же он помогает каждой личности раскрыть свой внутренний потенциал. Чаще всего, метод мозговой атаки применяют в крупных коллективах на совещаниях, когда появляется необходимость в нахождении оптимального решения возникшей проблемы.

 Метод мозговой атаки появился в Соединённых Штатах Америки в конце 30-х годов 20-го века. В то время совладелец крупной рекламной фирмы Алекс Осборн начал практиковать среди своих сотрудников новый подход к поиску идей. Метод окончательно оформился, как «brainstorming» и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги Алекса Осборна «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления». В этой книге он полностью описал суть метода и разработанные им приёмы. В последствии метод мозговой атаки быстро завоевал популярность среди менеджеров различных предприятий.

Алекс Осборн утверждал: «Можно считать аксиомой тот факт, что количество идей переходит в качество. Логика и математика подтверждают, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Причём лучшие идеи приходят в голову не сразу».

Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы  образования заставляет пересмотреть методы и формы организации педагогического процесса . Учителю необходимо определить такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат — усвоение учениками  материала. Одним из эффективных средств организации, проведения и отслеживания результатов обучения детей является интерактивная технология «Мозговой штурм», т. к. дает возможность смело высказывать свои мысли, развивать идеи друг друга, преодолевать страх перед критикой, страх ошибиться, развивает умение позитивно оценивать идеи других, умение сотрудничать. Повседневную жизнь невозможно представить себе без интерактивных технологий. Использование их в  образовании, безусловно, позволяет расширить творческие возможности учителя в совместной деятельности с ребенком и оказывать положительное влияние на различные стороны развития школьников.

 «Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем, из общего числа высказанных идей отобрать наиболее удачные в соответствии с заданными критериями, которые могут быть использованы на практике. Основная цель «Мозгового штурма» — помочь детям «расковать» сознание и подсознание, стимулировать воображение, чтобы получить наибольшее количество необычных, оригинальных идей. Перед проведением интерактивной технологии «мозговой штурм» необходимо: −          собрать информацию по теме обсуждения; −          разработать цепочку вопросов к детям; −          подобрать картинки; −          продумать варианты организации продуктивной деятельности; −          иметь набор оригинальных решений обсуждаемой проблемы; −          быть готовым к появлению непредвиденных педагогических ситуаций и уметь их решать. А также для проведения «Мозгового штурма» должна предшествовать предварительная работа. Детей следует познакомить с правилами и ходом мероприятия . Для лучшего усвоения и наглядности, целесообразно введение символического обозначения. Символы можно придумать вместе с ребятами. Для наиболее полного усвоения и соблюдения правил мозгового штурма, а также хода деятельностного этапа составить с учениками алгоритм технологии. Алгоритм технологии «Мозговой штурм» −          выслушать проблему; −          подумать над её решением; −          разделиться на «Создателей идей» и «Экспертов» −          рассказать свою идею; −          выслушать и обсудить идеи; −          выбрать идею.

 При проведении «Мозгового штурма» учитель должен обеспечить психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности. Выбрав идею, учитель   тщательно подходит к формированию состава группы: отсутствие конфликтов, явных лидеров, примерно равный уровень. Участников лучше расположить за круглым столом. Проблемная ситуация и цель должны быть чётко сформулированы. Важно показать, что у одной и той же проблемы есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий. Рассмотрим этапы технологии.  Ученикам на мотивационном этапе ставится проблема или задается ситуация для решения.      Далее дети, в ходе организационного этапа разделившись на подгруппы, повторив правила, приступают к деятельности в малых группах: «Создатели идей» и «Эксперты».      Во время деятельностного этапа «Создатели идей» высказывают возможные решения проблемы, в том числе и фантастические. Учитель  фиксирует их: записывает сам или использует диктофон. После чего заслушиваются все идеи, а затем по одной. «Эксперты» и «Создатели» обсуждают идею. «Эксперты» высказывают, подходит данная идея или нет. «Создатели» выражают своё мнение, если не согласны аргументируют. Примерные вопросы к ученикам при обсуждении: Какая идея наиболее подходит? Подходит ли эта идея? Почему? Давайте подумаем вместе? А как сделать, чтобы? Как вы думаете, если…? Какие условия отбора?

 В ходе рефлексии на заключительном этапе учитель даёт общую оценку деятельности детей. Дети проводят самоанализ своей деятельности. На этапе создания идей в адрес авторов, следует ввести полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Работающие дети в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям. Можно смеяться, высказывая сумасшедшую идею, но нельзя смеяться над ней. Технология может быть использована на этапе изучения и закрепления нового материала, для организации совместной деятельности с детьми при решении задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». В рамках исследовательской работы технологию можно использовать на этапе постановки проблемы. «Мозговой штурм» можно использовать для развития фантазии и воображения, мышления, памяти, для раскрепощения сознания детей.

Достоинства технологии «Мозговой штурм» состоит в том, что она позволяет развивать идеи друг друга; преодолевать страх перед критикой и страха ошибиться; помогает поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые. Технология «Мозговой штурм», позволяет в пределах определенного времени без перегрузки учеников получить качественный результат — усвоение  материала.  

3.6. Методика подготовки и проведения «мозговой атаки»

Метод
«мозговой атаки» возник в 30-е гг. XX
в. как способ коллективного
продуцирования новых идей. Еще в 1938 г.
А
Осборн предложил использовать «мозговую
атаку», или «мозговой
штурм», как групповой метод решения
проблем, активизирующий
творческую мысль. В настоящее время
раз­личные
модификации метода широко используются
в науч­ных и производственных
коллективах, в вузах. Метод спо­собствует
развитию динамичности мыслительных
процессов, абстрагирования
от существующих ограничений и привыч­ных
взглядов на явления и процессы, формирует
умение сосредоточиваться
на какой-либо узкой и актуальной цели.

Сущность
метода «мозговой атаки» состоит в
коллектив­ной
творческой работе по обсуждению и
разрешению какой-то
сложной проблемы. Участники все вместе
думают над про­блемой,
дополняют друг друга, подхватывают и
развивают одни идеи, опровергают другие
в поисках истины. Этот ме­тод
позволяет выявить и развить творческие
способности и творческое
мышление участников, чему способствует
эмо­циональный
подъем участников — обязательный
спутник творческой
деятельности. От простой дискуссии
метод отли­чается
новизной проблемы и отсутствием готовых
решений, большой
самостоятельностью и творческой
активностью его участников,
обязательным комплексным подходом к
реше­нию проблемы. При этом проблема
не должна иметь слож­ную
структуру, т.е. не должна разлагаться
на многочислен­ные
мелкие проблемы и отдельные вопросы.
При проведении «мозговой
атаки» необходимо получить как можно
больше идей
и ни в коем случае не оценивать идеи и
их авторов. Участники не должны прерывать
друг друга, так как идея, высказанная
одним, может навести на мысль другого.


Метод
«мозговой атаки» может планироваться
как фраг­мент
занятия или как занятие в целом (например,
в рамках проведения
семинара или практического занятия).

Методика
проведения «мозговой атаки»
включает
в себя следующие
этапы.

1.
Формулирование проблемы, которую
необходимо ре­шить;
обоснование задачи для поиска решения;
определение условий
коллективной работы; доведение до
участников правил
поиска решения проблемы и поведения в
процессе «моз­говой
атаки»; формирование экспертной группы,
в обязан­ности
которой входит разработка критериев,
оценка и отбор наилучших
идей; при наличии большого числа
участников — создание
нескольких рабочих групп по 3—7 человек.

  1. Тренировочная
    интеллектуальная разминка, которая
    помогает
    привести обучаемых в рабочее
    психологическое состояние
    за счет активизации их знаний. Она носит
    крат­ковременный
    характер и включает в себя, как правило,
    выполнение
    упражнений на быстрый поиск ответов
    на по­ставленные
    вопросы или проведение «интеллектуальной
    раз­минки»
    (на семинарском, практическом занятии).
    При ре­шении
    методом «мозговой атаки» производственных
    про­блем
    в рамках повышения квалификации
    действующих специалистов
    разминка осуществляется в форме
    экспресс-
    опроса
    по вопросам «мозговой атаки».


  2. Непосредственный
    «штурм» поставленной проблемы.
    Предварительно
    еще раз уточняется поставленная задача,
    напоминаются
    некоторые правила коллективной работы.
    Ге­нерирование
    идей начинается по указанию ведущего
    одно­временно
    всеми обучаемыми (во всех рабочих
    группах). При
    создании
    рабочих групп к каждой из них прикрепляется
    эксперт
    из числа обучаемых, задача которого
    фиксировать на
    бумаге все выдвигаемые идеи.

  3. Сообщение
    ведущего о результатах «мозговой
    атаки». Обсуждение
    итогов работы групп, оценка наилучших
    идей, их
    обоснование и публичная защита.
    Выступление экспер­тов. Принятие
    коллективного решения о лучших идеях
    ре­шения
    проблемы. Заключительное слово ведущего.

Варианты
проведения занятий методом «мозговой
атаки» зависят
от творческого подхода ведущего и уровня
подго­товки
участников занятия.

Для
эффективного проведения «мозговой
атаки» следует соблюдать
ряд организационных
условий:

  • в
    оптимальном варианте учебная группа
    должна состо­ять
    примерно из 7—12 человек;

  • члены
    группы должны находиться в постоянном
    кон­такте
    и не размещаться в соседних помещениях;

  • социальный
    статус участников должен быть примерно
    равный;

  • профессиональные
    и личностные качества участников должны
    быть достаточно высокими;

  • в
    группе может быть лишь несколько
    человек, сведу­щих
    в рассматриваемой проблеме;

  • работа
    должна проходить в комфортной и
    непринуж­денной
    обстановке;

  • члены
    группы должны иметь желание кооперировать­ся
    и взаимодействовать;


  • чтобы
    в группе царила гармония, целесообразно
    под­бирать
    членов группы по возрасту, полу и типам
    личности;

  • желательно,
    чтобы участники были расположены по
    кругу;
    знали друг друга по именам;

  • желательно,
    чтобы руководителем группы избирали
    или
    назначали специалиста, хорошо
    разбирающегося в про­блеме и
    пользующегося авторитетом у присутствующих;

  • наблюдатели,
    которые фиксируют идеи и высказыва­ния
    участников, располагаются за столами
    вне группы. Они фиксируют
    все, что говорится, даже то, что, по их
    мне­нию,
    не имеет никакого значения.

При
проведении занятий методом «мозговой
атаки» ве­дущему
и участникам необходимо соблюдать
некоторые пра­вила
и условия коллективной дискуссионной
работы:

  • нацеленность
    творческого поиска на один объект, не­
    допустимость
    ухода в сторону от него, потери стержневого
    направления;

  • краткость
    и ясность высказываемых мыслей
    участни­ками
    «мозговой атаки»;

  • недопустимость
    критических замечаний по поводу
    вы­сказываний
    других участников «мозговой атаки»;

  • недопустимость
    повтора сказанного другими участни­ками
    «мозговой атаки»;

  • нежелательность
    отвода предложений участников
    вы­сказаться
    под предлогом, что все уже сказано;

  • стимулирование
    любой самостоятельной мысли или суждения
    обучаемых;

  • гласность в показе
    идей, получивших признание;

  • возможность
    и желательность дальнейшего развития
    положений и мыслей, высказанных
    участниками ранее

2. Метод прямой мозговой атаки




Постановка задачи
перед творческой группой — участниками
МА может иметь самую различную форму и
содержание. Однако в ней должны быть
четко сформулированы два момента:

Задачу
может сформулировать внешний заказчик,
руководитель творческой группы или ее
член. Важно одно, чтобы перед сеансом
МА имелась достаточно исчерпывающая
четкая постановка задачи, желательно
в документальном виде. Постановка задачи
для МА должна также отличаться краткостью
изложения.

Постановка
задачи может быть дана в виде описания
проблемной ситуации. Иногда имеет смысл
дать более детальное изложение постановки,
когда описание проблемной ситуации
дополняют предварительной формулировкой
задачи.

Главное
содержание постановки задачи должно
стимулировать и вдохновлять членов
творческой группы на активную деятельность,
чтобы предлагаемая задача стала для
них главной задачей, которую необходимо
неотложно решить.

Если формулировка
задачи содержит очень специальные и
малопонятные термины для специалистов
из смежных или других областей, то
необходимо сделать вторую редакцию
предварительной формулировки без
специальных терминов.

Формирование
творческой группы. Наиболее эффективное
число участников в творческой группе
для проведения сеанса МА составляет
5-7 человек, хотя допустимо и меньшее (до
3) и большее число участников.

Как
правило, творческие группы состоят из
двух подгрупп: постоянное ядро группы
и временные члены. Ядро группы постепенно
отбирается при решении различных задач
методом МА. В ядро группы входят ее
руководители, сотрудники, легко и
плодотворно генерирующие идеи, а также
хорошо знающие и соблюдающие правила
игры (правила для участников сеанса
МА).

Временные
члены приглашаются в зависимости от
характера и содержания предстоящей
задачи. В
творческую группу никогда не включаются
прирожденные скептики и критиканы.
Временные члены служат необходимым и
гармоничным дополнением к ядру группы,
обеспечивающим выполнение следующих
рекомендаций:


число
специалистов по решаемой задаче
должно быть не более половины;

в
состав группы целесообразно включать
специалистов-смежников
(конструкторы, технологи, экономисты,
снабженцы, программисты и. т. д.), которые
обеспечат комплексное и всестороннее
рассмотрение задачи;

в
состав группы желательно включать
женщин, которые весьма практично и
оригинально мыслят, стимулируют и
повышают дух соревнования среди мужчин;

рекомендуется
включать «людей со стороны», не имеющих
никакого отношения к задаче
(повар, врач, парикмахер, проводник
поезда и т. д.).

Творческая группа
— это дружная сыгранная команда, члены
которой взаимно дополняют друг друга.

Правила
для участников сеанса МА. Их можно
сформулировать следующим образом.

1.
Стремитесь высказывать максимальное
число идей. Отдавайте предпочтение
количеству, а не качеству идей. Свои
идеи высказывайте короткими предложениями.

2.
Во время сеанса МА абсолютно запрещена
критика предложенных идей. Запрещаются
также неодобрительные замечания,
иронические реплики, консервативные
мысли, ядовитые шутки.

Запрет критики
создает благоприятный творческий
микроклимат.

3.
Внешне и внутренне одобряйте и принимайте
все идеи, даже заведомо непрактичные
и, казалось бы, глупые. Оказывайте
предпочтение не систематическому
логическому мышлению, а озарениям,
необузданной и безграничной фантазии
в самых разных направлениях.

4. Весьма способствуют
продуктивному мышлению шутки, каламбуры,
юмор и смех. Поддерживайте и создавайте
такую обстановку.

5. Стремитесь
развивать, комбинировать и улучшать
высказанные ранее идеи, получать от них
новые ассоциативные идеи.


«Метод мозговой атаки»

Цели:

  • Научить детей поиску выхода из трудной
    ситуации, изменить которую невозможно.
  • Ознакомить детей с позитивным
    переформулированием как способом изменения
    отношения к ситуации.
  • Закрепить умение менять отношение к трудной
    ситуации.
  • Научить выражать собственное мнение.

Задачи:

  • Обеспечить включение
  • Улучшить навыки общения
  • Обменяться мнениями и идеями
  • Придать группе энергию
  • Использовать силу “мозгового штурма” для
    решения проблем
  • Поощрять активное слушание

Жить – значит иметь проблемы.

Решать их – значить расти интеллектуально.
(Дж.
П. ГИЛДФОРД психолог)

Ум – это не сосуд, который нужно наполнить,
а пламя, которое необходимо разжечь.

(ПЛУТАРХ, римский философ)

I. Актуализация знаний:

  1. Что такое изобретательство?
  2. Какими путями можно решать любые задачи?
  3. Творчество – это …..?
  4. Зачитать рассказы, стихи практической работы
    №1.
  5. В чём заключается –
  • суть метода МА? (Приложение 1)
  • цель метода МА?
  • план действий по методу МА?

II. Опыт использования МА показывает, что
генерации идей способствуют такие приемы, как:

  • Аналогия (сделай так, как это делалось при
    решении другой задачи)
  • Инверсия (сделай наоборот)
  • Фантазия (предложи нечто неосуществимое)
  • Эмпатия (считай себя частью совершенствующего
    объекта и выясни чувства, ощущения)

III. Проведем опыт: Мыслитель или
художник?

Цель: Определить какое из полушарий
доминирует.

  1. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой
    палец левой руки или правой? Запишите результат Л
    или П.
  2. Сделай в листе бумаги небольшое отверстие, и
    посмотрите сквозь него двумя глазами, на какой –
    нибудь предмет. Поочередно закрывайте то один, то
    другой глаз. Предмет перемещается, когда вы
    закрываете правый или левый глаз?
  3. Встаньте в “позу Наполеона”, скрестив руки на
    груди. Какая рука оказалась сверху?
  4. Попробуйте изобразить “бурные аплодисменты”.
    Какая ладонь сверху?

Если во всех опытах был получен ответ “П”, то
вы ярко выраженный мыслительный тип. Если только
“Л”, то вас с уверенностью стоит причислить к
разделу художественной натуры. В реальности в
чистом виде эти типы редко встречаются, обычно
наблюдается та или иная комбинация, что лишний
раз подчеркивает, насколько велико в каждом из
нас индивидуальное начало.

IV. Стремитесь к большому количеству идей.

Идеи – как семена. Не всем им суждено выжить,
поэтому необходимо посадить как можно больше
семян.

Стремитесь к разнообразным идеям.

Оставайтесь свободным.

Говорите обо всем, не опасаясь высказать самые
дикие предположения и выставить себя на
посмешище.

Не судите

Помните, что осуждение останавливает течение
мыслей и сбивает вас с ритма. Знайте, что новые
идеи подобны разноцветным мыльным пузырям. Они
могут лопнуть из-за “колкости” или зевка,
исчезнуть от насмешки или хмурого взгляда.

Записывайте все

Оценка

Выбрать из списка три наиболее популярные идеи.

Забавный способ заставить свой ум работать в
новом направлении заключается в том, чтобы
задать себе вопрос: “А что если….”, Задавая
вопрос, Вы ставите перед своим сознанием цель,
которую надо достичь. Простая процедура
задавания вопросов является необычайно сильным
средством пробуждения ваших творческих
талантов. Сознанию свойственно искать ответы, и
этот процесс тем интереснее и занимательнее, чем
труднее это осуществить. Поэтому вопрос – это
своеобразный крючок, на который ловятся идеи.
Недаром знак вопроса имеет форму перевернутого
крючка.

Навыки, необходимые при решении проблем:

  • Прямой подход. Если перед вами возникает
    проблема, что вы обычно делаете? Идете ей на
    встречу или бежите от нее? Удовлетворяетесь
    единственным решением или пытаетесь найти еще и
    альтернативные? Откладываете решение в долгий
    ящик или всегда решаете проблему сразу же?
  • Организация. Для того, чтобы эффективно
    решить задачу, нужно правильно организовать
    имеющуюся информацию, сосредоточиться на
    ключевых моментах, отбрасывая все
    второстепенное. Нужно точно сформулировать
    возникшую проблему.
  • Манипуляции. Некоторые задачи решаются
    достаточно эффективно с помощью продуманной
    тактики последовательных шагов. Другие можно
    решить экспериментальным путем – методом проб и
    ошибок. Третьи “сдаются” только после долгого
    размышления, причем ответ часто возникает как
    озарение. В любом случае вы должны будете
    оперировать имеющейся в наличии информацией.
  • Проверка. Когда вы получите решение,
    проверьте его правильность. Вновь
    проанализируйте сделанные вами допущения,
    цепочки умозаключений. Спросите себя, нет ли у
    этой проблемы другого решения?

Игры — (приложение
2) (презентация игры)

Вопросы для обсуждения.

1. Цепная реакция

  1. Что вы узнали о ваших одноклассниках?
  2. Почему таким способом хорошо узнавать друг о
    друге?
  3. Что вы почувствовали, когда подошла ваша
    очередь?

Что вы чувствуете по отношению к вашим
одноклассникам сейчас?

2. Проволока жизни

  1. Чему вы научились в ходе этого упражнения?
  2. Какой опыт был для вас новым, а какой нет?
  3. Насколько хорошо слушали вас одноклассники?
  4. Что ты почувствовал, когда сделал макет из
    проволоки и поделился своим жизненным опытом?

3. Мозговой штурм

  1. Было ли весело проводить мозговой штурм?
  2. Помогли ли вам правила?
  3. Что произошло бы, если бы мы начали
    комментировать, оценивать или обсуждать идеи по
    мере их высказывания?
  4. Насколько активно ты участвовал?

4. Кухонные принадлежности

  1. Что разработали группы
  2. Как менялась деятельность групп по ходу
    высказывания и разработки приспособлений?
  3. Чему вы научились в результате этого
    упражнения?
  4. Как сформировалось лидерство в вашей малой
    группе?
  5. Как подобные упражнения влияют на дух группы?
  6. Какое у тебя было настроение, до того как группа
    решила, что создавать?
  7. Как ты себя чувствовал, когда группа выполнила
    задание?

5. Достижение соглашения

  1. Какие идеи вы высказали в группе?
  2. Почему иногда такой способ принятия решения
    более труден?
  3. Как ваша группа пришла к соглашению?
  4. Как вы себя чувствовали, когда группа пришла к
    заключительному решению?
  5. Как вы лично повлияли на решение, которое
    приняла группа?

6. Штурм целей

  1. Почему важно знать чего хочет группа?
  2. Почему нужно придерживаться правил МШ?
  3. Что затрудняет штурм целей?
  4. Чем вы докажете, что ваша группа работала
    успешно?

7. Групповое решение проблем

  1. В чем состоит ценность стратегии?
  2. Какими еще путями могут быть приняты решения в
    группе?
  3. Насколько хорошо вы следовали правилам
    поведения в группе?
  4. Какие навыки социального характера применяла
    ваша группа?
  5. Как вы оцениваете свое участие?
  6. Удовлетворяет ли вас разработанный план
    действий?

8. Раз, два, три

  1. Как можно сравнить твой выбор с выбором других?
  2. Почему выбирать иногда трудно, а иногда легко?
  3. Какие чувства у тебя возникают, когда трудно
    выбирать?
  4. Что ты сам о себе узнал?

9. Большой палец – вверх, большой палец –
вниз

  1. За что еще вы могли проголосовать?
  2. Чем этот способ отличается от другого?
  3. Почему важно знать разные способы голосования?
  4. Чем такой способ голосования тебе помог?
  5. Что ты чувствовал когда твое мнение узнали все?
  6. Хотел ли ты изменить решение, когда увидел, как
    голосовали другие?

10. Клиент – Консультант

  1. Какие решения нашли консультанты для вашей
    проблемы?
  2. Насколько хорошо консультанты слушают?
  3. Почему иногда консультант нужен?
  4. Какие социальные навыки помогут стать хорошим
    консультантом?
  5. Как это упражнение повлияло на настроение в
    вашей группе?
  6. Как ты чувствовал себя, когда делился с другими
    своей проблемой?

Приложение №3 – Орел или
решка

Приложение №4 – Попробуй
разрешить проблемную ситуацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *