Site Loader

Метод мозгового штурма и метод синектики


Метод мозгового штурма

«Мозговой штурм» — это словосочетание известно практически каждому. Но некоторые забывают, что при использовании данного метода, нужно строго придерживаться определенных правил, иначе он будет неэффективен и собрание команды превратится в банальный разбор полетов.

Этапы и неукоснительные правила мозгового штурма таковы:

  • На подготовительном этапе должна быть четко и однозначно сформулирована задача. Не стоит на одном мозговом штурме пытаться решить сразу несколько задач. Участники должны сконцентрироваться на одной цели, к примеру придумывании названия для новой компании, продающей заколки для волос. На этом же этапе нужно определиться с составом участников, выбрать ведущего, определиться с местом и временем, отведенным на сессию.
  • Генерация идей, то есть непосредственно сам мозговой штурм, должна происходить в открытой и дружелюбной атмосфере. Это основной этап, от которого зависит успех всей затеи. Важно знать, что главное здесь количество идей. Распространенная ошибка, когда в задаче ставится количественное условие, к примеру придумать десять вариантов упаковки. Здесь никаких ограничений быть не должно, пусть родятся сотни или тысячи идей. Важнейший момент метода мозгового штурма — запрещена любая критика и оценка (даже положительная!). Ведущий должен строго пресекать любые попытки отклонения в обсуждение того или иного предложения. Это отвлекает от задачи, отнимает время, силы и ухудшает атмосферу, в итоге творческий настрой идет на спад и все превращается в базар. Приветствуются самые сумасшедшие, необычные, абсурдные идеи. Именно из них впоследствии может родиться нечто гениальное. Разрешено подхватывать и улучшать, комбинировать, дорабатывать высказанные предложения, но без всякой оценки.

  • На третьем этапе происходят группировка, отбор и оценка идей. Полезно привлечь в отборочную комиссию людей, не участвовавших в обсуждении. Ведь редко в одних и тех же сотрудниках сочетаются способность к критике и творческое начало, обычно это все же разные люди. Именно на этом этапе производится самая строгая оценка всего придуманного во время генерации идей. Методы анализа мозгового штурма могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько одинаково участники понимают критерии отбора и оценки идей. Заказчик мозгового штурма, к примеру основатель компании, если речь идет о придумывании названия, должен еще раз четко сформулировать поставленную задачу.

Метод синектики. В чем его отличие от метода мозгового штурма?

В отличие от метода мозгового штурма при синектическом штурме допустима критика, для того чтобы развивать и видоизменять высказанные идеи. Очень желательно составить группу людей, которые привыкнут работать в этом режиме вместе, перестанут негативно реагировать на критику и обижаться, если их предложения будут отвергнуты.

Суть синектики в том, чтобы с помощью четырех типов аналогий (прямая, символическая, фантастическая, личная) раскачать привычные шаблоны видения предмета. Группа может заниматься каждым типом аналогий по очереди. Также можно решить, что, если возникают внеочередные идеи, их можно высказывать в любой момент:

  • При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с чем-то похожим, аналогичным объектом природного или искусственного происхождения. К примеру, если речь идет о названии для нового товара, можно вспомнить, на что он похож. Ершик напоминает морского ежа, сливочное масло аналогично машинному в автомобильном двигателе.

  • Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, в случае с мрамором было придумано словосочетание «радужное постоянство». Отшлифованный мрамор покрыт узорами, напоминающими радугу, но эта «радуга» не исчезает со временем, не меняется, остается постоянной.
  • При фантастической аналогии участники штурма представляют несуществующих, вымышленных персонажей, выполняющих то, что требуется по условиям задачи. Или придумывают условия выполнения задачи, которые кажутся невыполнимыми, нереализуемыми. К примеру, было бы здорово, чтобы дорога появлялась именно там, где к земле прикасаются колеса автомобиля.
  • Личная аналогия (эмпатия) — прием, когда участник штурма представляет себя тем предметом или частью предмета, о котором идет речь в задаче. Например, если совершенствуется зубчатая передача, то можно представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить в образ, прочувствовать, что происходит с этой шестерней, какие сложности она испытывает. Считается, что такое перевоплощение значительно снижает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с совершенно новой точки зрения.

Существует еще множество различных методов, позволяющих придумывать что-то новое как в группе, так и индивидуально. Но для большинства случаев изобретательства достаточно метода мозгового штурма или метода синектики, которые кроме всего прочего способствуют сплочению коллектива.


Не пропустите новые

публикации



Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

2. Основные принципы метода




Основной принцип
методологии заключается в принятии
коллективного решения. Таким образом
решаются две основные задачи:

• изучение и
проверка новых идей с позиции эффективности

• объединение
новых идей в новый эффективный процессный
сценарий

Метод мозгового
штурма основан на коллективной
деятельности сотрудников. На совещаниях,
в повседневной деятельности творческий
потенциал руководителей и специалистов
не раскрывается должным образом по
ряду разнообразных внутренних барьеров
человека: психологические, коммуникативные,
социальные, педагогические и т.д.

В процессе дискуссии
коллектива, мозговой штурм позволяет
убрать эти барьеры (выйти за рамки своего
же мышления), высвобождает творческую
энергию, раскрывает потенциал, позволяет
высказывать даже сумасшедшии идеи,
приобщает людей к активному поиску
неординарных решений поставленной
задачи или проблемы.

Мозговой штурм
является свободной формой дискуссии,
где нет критики и осуждений другими
участниками.

Успех проведения
мозгового штурма зависит от соблюдения
двух главных принципов. Один из них
лежит в области теории синергетики.

Он заключается в
следующем: при совместном обсуждении
появляются идеи более высокого качества,
чем при индивидуальной работе тех же
людей. Это происходит потому, что идея,
которую предлагает один человек может
быть отвергнута только из-за недостаточной
обоснованности, дорабатывается,
развивается совместными усилиями,
додумывается другими участниками и
улучшается, становится более конструктивной
и пригодной к осуществлению.

Второй принцип
заключается в том, что если участники
дискуссии находятся в состоянии
генерирования идей, то такой процесс
творческого мышления, ни в коем случае
нельзя тормозить оценкой. В этом
существенное отличие мозгового штурма
от любой другого метода.

Итак, можно сделать
вывод о том, что основой метода является
преодоление стереотипов мышления и
коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение
процесса генерации идей, без их
критического анализа и обсуждения;
успех проведения мозгового штурма
основывается на принципе синергии и
запрета остановки генерации идей
субъективной оценкой.



2.2. Виды метода мозгового штурма

Существует
достаточно много разновидностей
мозгового штурма, большинство можно
применять на деловых совещаниях для
решения профессиональных задач. К ним
относятся: обратный, теневой и
комбинированный мозговые штурмы,
брейнрайтинг, индивидуальный мозговой
штурм, мозговой штурм на доске, мозговой
штурм в стиле «Соло», визуальный мозговой
штурм, мозговой штурм по-Японски.

1.Обратный мозговой
штурм

Он больше подходит
для создания чего то нового, улучшенного.
Например создание новой услуги или
разработки новой идеи, когда решаются
две творческие задачи:

• выявление в
существующих изделиях, услугах, идеях
максимального числа недостатков;

• максимальное
устранение этих недостатков во вновь
разрабатываемом изделии или услуге.

Цель метода
обратного мозгового штурма заключается
в составлении наиболее полного списка
недостатков рассматриваемого объекта
или идеи, на которые обрушивается ничем
не ограниченная критика.

В итоге обратного
мозгового штурма у рассматриваемого
объекта составляется максимально полный
список недостатков, дефектов и
потенциальных проблем, прогнозируются
недостатки и трудности эксплуатации
на 10-20 лет вперед, для того чтобы полученный
список недостатков обеспечил наиболее
длительную конкурентоспособность
объектов.

2.Теневой мозговой
штурм

Совсем не каждый
человек может заниматься творческой
деятельностью в присутствии посторонних
лиц, а еще и при их вмешательстве. Поэтому
при проведении дискуссий на деловом
совещании бывает целесообразно создать
условия одновременного присутствия и
отсутствия. Это возможно с помощью
теневого мозгового штурма.

Сеанс проводится
двумя подгруппами генераторов идей.
Одна из них - собственно генераторы –
высказывают идеи вслух при соблюдении
условий критики. Другая подгруппа –
теневая следит за происходящим, но не
принимает в обсуждении участия. Все
участники записывают свои идеи,
возникающие под воздействием обсуждения,
проводимого активной подгруппой.

Выдвинутые
генераторами идей и их решения,
предложенные всеми участниками теневой
подгруппы, передаются после завершения
сеанса в группу экспертов, они оценивают
идей, развивают, комбинируют, т.е.
творческий процесс в этой группе
переходит в новую фазу.


3. Комбинированный
мозговой штурм

Методы
прямого/теневого/обратного штурма могут
быть использоваться в разнообразных
комбинациях.

Двойной прямой
мозговой штурм заключается в том, что
после проведения прямого мозгового
штурма делается перерыв в течение 2-3
дней. Это делается для того, чтобы во
время перерыва у участников включилось
подсознание, которое синтезирует
неожиданные фундаментальные идеи.

Обратно – прямой
мозговой штурм используют для
прогнозирования развития мозгового
штурма. Сначала с помощью обратного
мозгового штурма выявляют все недостатки
и плохо проработанные или недостаточно
обоснованные стороны существующего
объекта, идеи и выделяют среди них
главные. Затем проводят обратный мозговой
штурм с целью устранения выявленных
главных недостатков и разрабатывают
проект принципиально нового решения.
С целью увеличения времени для
прогнозирования этот цикл стоит
повторить.

4. Брейнрайтинг

Этот метод основан
на том, что все идеи в этой технике
мозговой атаки выражают не вслух, а в
письменной форме. Участники пишут свои
идеи на листках бумаги и затем меняются
написанным друг с другом. Идея соседа
становится стимулом, а так же началом
для новой идеи, которая вносится в
полученный листок и передается дальше.
Участники обмениваются листками в
течение 15 минут.

5. Индивидуальный
мозговой штурм

Этот метод
практически не отличается от метода
коллективного мозгового штурма, он
проводится по тем же правилам, только
сеанс проводиться одним специалистом.
Он все делает сам, генерирует идеи, сам
их регистрирует, часто сам делает оценку
своих идей. По времени сеанс длиться
3-10 мин. Все возникшие идеи обязательно
фиксируются на бумаге. К оценке лучше
приступать примерно через неделю, не
сразу.

Для успешного
применения индивидуального мозгового
штурма необходимо научиться задавать
самому себе вопросы с возможными
альтернативными ответами.

Некоторые
исследования доказали, что индивидуальный
мозговой штурм бывает эффективнее
группового, он производит больше, а
зачастую и качественнее идеи.

6. Мозговой штурм
на доске


Суть метода
заключается в возможности сотрудников
размещать свои идеи на протяжении
определенного периода времени на
специально оборудованную доску,
расположенную в отдельном помещении,
где проводят совещания. Доску лучше
разместить в самом заметном месте, а в
центре доски большими ярками буквами
написать возникшую проблему.

7. Мозговой штурм
«соло»

Отличительно
особенностью является возможность
воспользоваться методом в одиночку,
при этом оставляя за собой возможность
использовать его в командной работе. В
индивидуальном подходе использования
необходимо создать для себя картотеку
и заносить в нее удачные и не удачные
на взгляд инициатора идеи. Собранные
идеи необходимо рассортировать и выбрать
из них наиболее эффективную для решения
имеющейся проблемы.

8. Визуальный
мозговой штурм

Обычно, в период
проведения мозгового штурма, идеи
появляются быстро, одна за другой. Их
необходимо успеть зафиксировать и не
потерять темп размышлений.

Основные принципы
визуальной мозговой атаки:

• Скорость и
гибкость мышления

• Отсутствие
преждевременной критики

• Быстрая реакция

9. Мозговой штурм
по-японски

Существует японская
(кольцевая) система принятия решений
—«кингисё», суть метода заключается
в том, что на рассмотрение готовится
проект новшества. Обсуждение происходит
по составленному руководителем списку.
Каждый, по очереди должен просмотреть
предлагаемое решение и дать свой
комментарий в письменном виде. После
этого проводится совещание, приглашаются
те специалисты, чье мнение не понятно
руководству. Эксперты выбирают свое
решение в соответствии с индивидуальными
предпочтениями. И если они не совпадают,
то возникает вектор предпочтений,
который определяют с помощью одного из
следующих принципов:

а) большинства
голосов — выбирается решение, имеющее
наибольшее число сторонников;

б) диктатора — за
основу берется мнение одного лица.

Этот принцип
характерен для военных организаций, а
так же для принятия решений в чрезвычайных
обстоятельствах;

в) принцип Курно
используется в том случае, когда коалиций
нет, т.е. предлагается число решений,
равное числу экспертов.

г) принцип Пярето
используется при принятии решений,
когда все эксперты образуют единое
целое, одну коалицию.

д) принцип Эджворта
используется в том случае, если группа
состоит из нескольких коалиций, каждой
из которых невыгодно отменять свое
решение.

2. Методика проведения мозгового штурма


Особенность
мозгового штурма Осборна – это разделение
процессов генерации и анализа. Способность
к творчеству у различных людей присутствует
в различной степени - многим гораздо
проще и природосообразней заниматься
аналитикой, разбором, развитием,
экспертизой идей.

Метод мозгового
штурма представляет собой двухэтапную
процедуру решения задачи: на первом
этапе генерируются идеи, а на втором
они анализируются, развиваются. Таким
образом, “автор” и “критик” искусственно
разводятся — эти функции реализуют
разные группы участников и в разное
время [6,С. 48].

Первый этап
(генерации идей)
предполагает следующие принципы:

- Принцип формирования
группы по способностям к научному
воображению и развитой интуиции,
антидогматическому мышлению,
интеллектуальной раскованности,
разнообразию знаний и научных интересов,
позитивному скептицизму.

- Отбор группы для
генерации идей можно делать по результатам
специального тестирования, которое
позволит выявить и учесть критерии
этого принципа. Кроме того, можно и
весьма полезно учитывать другие
социально-психологические характеристики
человека, такие как увлеченность,
коммуникабельность, независимость.

- Все это нужно для
того, чтобы создать в работе этой группы
атмосферу непринужденности, творчества,
взаимоприемлемости.

- Принцип запрещения
обоснования выдвигаемых идей. Надо
исключить эту естественную потребность
человеческого общения. Можно предлагать
лишь дополнительные идеи, отличные от
высказанной. Нельзя «присоединяться к
мнению» или «расшифровывать» свои или
чужие идеи.

- Принцип мотивации
разнообразных идей, снятия ограничений
по области знаний, богатству опыта,
должностному статусу, возрасту,
социальному положению. Можно высказывать
абсолютно нереальные и фантастические
идеи, более того, именно это и надо
мотивировать в работе группы.

- Такая мотивация
определяется подбором группы и
организацией ее работы. В группу могут
входить специалисты в различных областях
знаний, разного опыта и научно-практического
статуса. Разнообразие участников работы
способствует генерации идей.

- Принцип регламента
времени на выдвижение идей. Желательно,
чтобы идеи выдвигались на основе
озарения, поэтому для выдвижения идей
устанавливается ограничение времени
на раздумья, чтобы исключить возможность
«зацикливания» в противоречиях,
опасениях, неуверенность, психологические
комплексы [5,С.71].

На втором этапе
«мозгового штурма» (этапе
анализа) также
действует ряд принципов, отражающих
назначение и суть этого этапа.

- Принцип полноты
анализа идей и их обобщения. Ни одна
высказанная идея, как бы скептически
она ни оценивалась первоначально, не
должна исключаться из практического
анализа. Все представленные идеи должны
быть классифицированы и обобщены. Это
помогает освободить их от возможных
эмоциональных моментов, внешних
отвлекающих факторов. Именно аналитическое
обобщение идей иногда дает очень удачные
результаты.

- Принцип
аналитического потенциала. Группа
должна состоять из аналитиков, хорошо
понимающих суть проблемы, цели и сферу
исследования. Это должны быть люди,
обладающие чувством повышенной
ответственности, терпимостью к чужим
идеям, четким логическим мышлением.

- Принцип критериальной
четкости в оценке и анализе идей. Для
обеспечения объективности оценки и
анализа идей должны быть сформулированы
предельно четкие критерии, которыми
должны руководствоваться все члены
аналитической группы. Основными из них
должны быть: соответствие цели
исследования, рациональность, реальность,
обеспеченность ресурсами, в том числе, —
а иногда и главным образом — ресурсом
времени.

- Принцип
дополнительной разработки идеи и ее
конкретизации. Многие первоначально
высказанные идеи нуждаются в своем
уточнении, конкретизации, дополнении.
Они могут быть проанализированы, приняты
либо исключены из анализа только после
соответствующей доработки.

- Принцип позитивизма
в анализе идей. Можно проводить анализ
на основе различных подходов: негативизма
и позитивизма. Первый проводится по
установке на критические оценки,
скептицизм, жесткость практических
критериев. Второй — по поиску
рационального, позитивного, конструктивного
в любых их проявлениях.

- Принцип
конструктивизма, предполагающий
ориентировать идеи на построение
концепции, реальность, программу
действий, осуществлять увязку идей
[5,С.72].

А. Осборн рекомендует
готовить процедуру и анализировать ее
результаты следующим образом:

1.Продумайте все
аспекты проблемы. Наиболее важные из
них часто бывают так сложны, что для их
выявления требуется работа воображения.

2.Отберите подпроблемы
для “атаки”. Обратитесь к списку
всевозможных аспектов проблемы, тщательно
проанализируйте их, выделите несколько
целей.

3.Обдумайте, какие
данные могут пригодиться. Мы сформулировали
проблему, теперь нужна вполне определенная
информация. Но вначале отдадим себя во
власть творчества, чтобы придумать
всевозможные виды данных, которые могут
помочь лучше всего.

4.Отберите самые
предпочтительные источники информации.
Ответив на вопрос о видах необходимой
информации, перейдем к принятию решения
о том, какие из источников следует
изучить в первую очередь.

5.Придумайте
всевозможные идеи — “ключи” к проблеме.
Эта часть процесса мышления, безусловно,
требует свободы воображения, не
сопровождаемой и не прерываемой
критическим мышлением.

6.Отберите идеи,
которые вероятнее всего ведут к решению.
Этот процесс связан в основном с
логическим мышлением. Акцент здесь
делается на сравнительном анализе.

7.Придумайте
всевозможные пути для проверки. Здесь
мы опять нуждаемся в творческом мышлении.
Часто удается обнаружить совершенно
новые способы проверки.

8.Отберите наиболее
основательные способы проверки. Принимая
решение о том, как лучше проверять, будем
строги и последовательны. Отберем те
способы, которые кажутся наиболее
убедительными.

9.Представьте себе
все возможные области применения. Даже
если наше окончательное решение
подтверждено экспериментально, мы
должны иметь представление о том, что
может произойти в результате его
использования в различных областях.
Например, каждая военная стратегия
окончательно формируется на основании
представления о том, что может сделать
неприятель.

10.Дайте окончательный
ответ [6,С.50].

Методика проведения
«мозговой атаки»
включает в
себя следующие этапы.

1. Формулирование
проблемы, которую необходимо ре­шить;
обоснование задачи для поиска решения;
определение условий коллективной
работы; доведение до участников правил
поиска решения проблемы и поведения в
процессе «моз­говой атаки»; формирование
экспертной группы, в обязан­ности
которой входит разработка критериев,
оценка и отбор наилучших идей;

2. Тренировочная
интеллектуальная разминка, которая
помогает привести обучаемых в рабочее
психологическое состояние за счет
активизации их знаний. Она носит
крат­ковременный характер и включает
в себя, как правило, выполнение упражнений
на быстрый поиск ответов на по­ставленные
вопросы или проведение «интеллектуальной
раз­минки». При ре­шении методом
«мозговой атаки» производственных
про­блем в рамках повышения квалификации
действующих специалистов разминка
осуществляется в форме экспресс-опроса
по вопросам «мозговой атаки».

3. Непосредственный
«штурм» поставленной проблемы.
Предварительно еще раз уточняется
поставленная задача, напоминаются
некоторые правила коллективной работы.
Ге­нерирование идей начинается по
указанию ведущего одно­временно всеми
участниками. При создании рабочих групп
к каждой из них прикрепляется эксперт
из числа обучаемых, задача которого
фиксировать на бумаге все выдвигаемые
идеи.

4. Сообщение ведущего
о результатах «мозговой атаки». Обсуждение
итогов работы групп, оценка наилучших
идей, их обоснование и публичная защита.
Выступление экспер­тов. Принятие
коллективного решения о лучших идеях
ре­шения проблемы. Заключительное
слово ведущего [3,С. 82].

Варианты проведения
занятий методом «мозговой атаки» зависят
от творческого подхода ведущего и уровня
подго­товки участников занятия.

     Сама
процедура мозгового штурма может иметь
много вариантов. Рассмотрим двухэтапную
технологию мозгового штурма, предложенную
Еленой Петровой.

1-й этап: выдвижение
идей (генерация)
Время, необходимое для реализации
данного этапа — около 40 минут,
хотя в реальности некоторые штурмы
достигают длительности в несколько
часов. Регламент — до двух минут
на выступление. Как правило, считается
хорошим результатом штурма генерация
50 идей.

     На этом
этапе можно выделить несколько значимых
шагов:- «включение» — создание рабочей
обстановки; - «наполнение» — основная
фаза, в течение которой происходит
выдвижение большей части идей; - «прорыв» —
когда производится генерация идей
по ключевому пункту проблемы или
по одному из перспективных
направлений; - «индукция» — поиск
новых и доработка выявленных ранее
направлений решаемой проблемы
с использованием уже полученной
информации.

     Порядок
осуществления процесса ведение дискуссии
таков: ведущий формулирует перед группой
тему обсуждения, она должна быть
сформулирована четко и ясно, а также
должен быть обозначен конкретный
результат, который планируется получить
во время штурма [4,С.68].

         Процедура
ведения процесса: участники высказывают
как можно больше вариантов решения
проблемы, принимаются любые идеи. Тут
важно остановить попытки перейти
к обсуждению этих идей и сосредоточиться
только на их сборе. Сам ведущий
не предлагает вариантов решения.
Он следит за тем, чтобы каждый
участник чувствовал себя максимально
комфортно, поддерживает атмосферу
доброжелательности, подбадривает
участников и поощряет выдвижение
самых, казалось бы, невозможных идей.
Кроме того, он стремится организовать
по возможности равное количество
высказываний каждого присутствующего.

     В определенный
момент, если все предыдущие правила
и нюансы процедуры были соблюдены,
наступает прорыв, и идеи начинают
рождаться свободно и в большом
количестве — происходит так называемая
непроизвольная генерация гипотез.
На следующем этапе из всего
многообразия высказанных идей к серьезному
рассмотрению будут приняты не более
15%, но пока идет их сбор, принимаются
все высказывания, причем все сказанное
записывается на доске.

2-й этап: оценка
идей и работа с ними.
На этом этапе происходит анализ
предложений. Идет работа со стенограммой,
оцениваются и выбираются лучшие
идеи. Обычно создается группа экспертов,
которая осуществляет оценку идей
и предложений. Возможен вариант,
когда та же самая группа, которая
продуцировала идеи, после перерыва
возвращается к работе над своими
же предложениями, но уже в роли
экспертов. Перерыв необходим для того,
чтобы участники группового обсуждения
почувствовали завершение одного
процесса — генерации идей —
и переход к другому процессу —
экспертизе предложений. Может оказаться
более эффективным, если оценивать
предложение будут только специалисты,
причем те, которые не принимали
участия в генерации идей [6,С.53].

     Целью
ведущего на этом этапе является
максимальное содействие развитию
отобранных направлений, приданию
им облика, позволяющего судить
о возможности практической реализации
выбранных решений. Анализировать идеи
можно бесконечно долго, и поэтому
одна из основных задач ведущего —
удержать группу от излишней увлеченности
процессом обсуждения. На этом этапе
необходима уже конкретизация предложенных
ранее идей.

     Конечно,
новые идеи тоже будут появляться, поэтому
тут важно рационально подойти к их
принятию и обсуждению. Следует иметь
в виду возможность организации
повторного этапа генерации по перспективному,
но непроработанному направлению,
а также по частным вопросам
применения отобранных решений, вариантам
их реализации. При проведении
реальных штурмов в организации
ведущий, как правило, самостоятельно
выполняет работу по обобщению идей,
рассматривая аналитиков как экспертов,
в чьи функции входит обоснование
применения сформулированной обобщенно
идеи в конкретных условиях[4,С.73].

     Следует
учитывать требования, предъявляемые
к участникам группового процесса.
Целесообразно привлекать людей,
отличающихся хорошими творческими
способностями, высокой креативностью,
большой скоростью мыслительных процессов,
легкостью включения в новые ситуации,
гибкостью, способностью быстро переключать
внимание с одного аспекта на другой.
Умение отойти от привычных установок
и психологических ограничений
позволяет расширить область возможностей
каждого из участников штурма. Люди,
обладающие повышенной чувствительностью
к информации, к очень тонким
ассоциациям, способны продуцировать
неожиданные, оригинальные, а иногда —
шокирующие творческие находки.
При взаимодействии с такими людьми
в силу их повышенной чувствительности
особо внимательно нужно следить
за созданием для них в ходе мозгового
штурма комфортной обстановки [2,С. 63].

Задачи экспертов.
Без последующей экспертизы идей сама
процедура мозгового штурма не может
считаться продуктивной. Сухой остаток
первого этапа — список идей, зафиксированных
модератором в краткой форме, часто с
сокращениями, торопливо, иногда с
элементами субъективной редактуры.
Использование техники для фиксации
представляется часто проблематичным
— оператор с видеокамерой, как включенный
наблюдатель, безусловно, разрушает
атмосферу, влияет на результат. Аудиозапись
грешит наложением голосов друг на
друга, что
приводит иногда к полной невозможности
расслышать некоторые высказывания
[6,С. 54].

Итак, варианты
осуществления мозгового штурма
разнообразны: все зависит от задачи,
которую призван решать процесс. В одном
случае собирается группа специалистов
определенной узкой области, а в
другом — возникнет необходимость
объединить специалистов разных областей.
С точки зрения анализа метода наиболее
интересный состав участников группового
процесса — это когда наряду
со специалистами определенной области
в группу приглашаются люди из совершено
других сфер деятельности. Благодаря
этому появляется возможность найти
что-то действительно необычное, новое,
что могло бы остаться «за кадром»
из-за своей непривычности.

Разновидности метода "Мозгового штурма"


Метод “Мозгового штурма” - один из самых эффективных методов активизации коллективной творческой деятельности. Идея метода основана на том, что критика и боязнь ее тормозят мышление, сковывают творческие процессы. Учитывая это, А.Осборн в конце 30-х гг. XX в., предложил разделить по времени выдвижение гипотез и их критическую оценку. При этом, проводить эти два процесса должны различные люди. А.Осборн при помощи формальных правил смоделировал обстановку, побуждающую творчество в коллективе людей.

Теоретическая основа метода “Мозгового штурма” – эвристический диалог Сократа, который считал, что с помощью искусных вопросов можно побудить любого человека к пробуждению его потенциальных способностей. Философ видел в беседе инструмент появления истины.

Условия применения метода “Мозгового штурма”:

1) объект исследования не может быть формализован и математически описан;

2) наличие множества факторов, от которых зависит эффективность функционирования объекта исследования;

3) характеристика исследуемого объекта недостаточно обоснована;

4) обстановка исключает альтернативные способы прогнозирования;

5) динамично изменяющаяся экономическая среда.

Условия и техник проведения метода “Мозгового штурма” представлены в таблице 1.1.

1. Запрещается всякая критика идей, высказываемых во время проведения “Мозгового штурма”;

2. Свободный полет мыслей и поощрение даже самых “фантастических” идей;

3. Выдвижение как можно большего количества идей;

4. Обязательная фиксация всех идей;

5. Инкубация идей.

1. Предварительный этап: отбор участников, определение ведущего и распределение ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения;

2. Разогрев: создание необходимого эмоционального фона, обсуждение нейтральной темы;

3. Постановка проблемы;

4. Генерация идей;

5. Группировка, отбор и оценка идей.

Преимущества и недостатки метода “Мозгового штурма” представлены в таблице 1.2.

Разновидности метода “Мозгового штурма” представлены в таблице 1.3.

Параметр

Принципиальные особенности

Категория участников

- ограничений нет;

- желательно включение в группу работников с небольшим опытом работы;

- для решения специфических задач необходимо присутствие специалистов, но только в качестве приглашенных лиц;

- разнородность (гетерогенность) группы;

- примерное количественное равенство активные и умеренных членов группы;

- минимальная разница в возрасте и в статусе у членов группы;

- целесообразно введение в группу новичков.

Количество участников

- оптимальный состав группы – 6-12 человек;

- оптимальное число участников в группе – 7 человек.

Обстановка, место проведения

- отдельная аудитория;

- наличие памятки с правилами проведения;

- эффективное размещение участников для лучшей коммуникации;

- наличие технических средств фиксации информации

Продолжительность и время

- продолжительность проведения - 40-60 минут;

- наиболее эффективное время проведения - с 10.00 до 12.00 часов, или с 14.00 до 18.00.

Типы решаемых проблем

- проблема имеет несколько возможных вариантов решения;

- проблема для обсуждения имеет простую и ясную формулировку;

- проблема не должна быть общей или абстрактной;

- исключается решение проблемы за одну сессию.

Озвучивание проблемы

- заранее за несколько дней до обсуждения;

- непосредственно при проведении;

- смешанный способ подачи темы (по частям).

Роль руководителя

- информирование участников о правилах проведения;

- участие в генерировании идей;

- подбор участников.

Название метода

Краткая характеристика

Обратный “Мозговой штурм”

Метод выявления недостатков объекта с целью последующего его совершенствования. Цель - составление наиболее полного списка недостатков (дефектов) совершенствуемого объекта и противоречий его развития, на которые направляется максимальная критика. Суть метода - групповой процесс творчества разделен на два этапа: этап выявления максимального числа недостатков и этап выдвижения идей устранения выявленных недостатков. Основное значение придается критике выявленных недостатков.

Поиск путей по ликвидации недостатков ведется по правилам прямой мозговой атаки.

Теневой “Мозговой штурм”

Метод организации коллективного генерирования новых идей, разработанный преимущественно для использования в целях обучения и тренинга творческих способностей. Теневая мозговая атака позволяет вовлечь в процесс коллективного творчества всех участников процесса без ограничений. Во время проведения теневой мозговой атаки в аудитории формируется группа активных генераторов идей из 5-7 человек, которая работает по правилам обычного мозгового штурма. Из остальных участников учебного процесса формируется одна или несколько групп “теневого кабинета” (между ними может быть организовано соревнование). Генераторы “теневого кабинета” следят за ходом работы активных генераторов, воспринимая, и фиксируя выдвигаемые ими идеи и решения, но не высказывая своих предложений вслух.

При анализе результатов и развитии выдвинутых идей привлекают известные методы. Данная модель нашла широкое применение в школах изобретательства, она может быть использована в любой аудитории.

Комбинированный “Мозговой штурм”

Подразумевает использование в различных комбинациях элементов теневого и обратного “мозгового штурма”. Суть этого метода заключается в том, что после проведения прямого “мозгового штурма” делается перерыв на 2-3 дня, после чего “мозговой штурм” повторяется вновь. Во время перерыва у участников включается в работу аппарат решения творческих задач – подсознание, синтезирующее новые идеи.

Письменный метод “Мозгового штурма”

Метод используется при наличии большой удаленности участников группы. Суть метода состоит в том, что возможные варианты решения, идеи, мысли фиксируются в письменном виде и передаются ведущему мероприятия. Эффективность метода заключается в возможности привлечь высококвалифицированных специалистов из одной или нескольких стран. Существенный недостаток этого метода – длительность процесса. Другим вариантом является метод анкетирования Кроуфорда, который позволяет добиться анонимности участников мероприятия. Его часто применяют, когда есть конфликты в группе, выдвигающей идеи. Конфликты не дают проявиться творческому, созидательному характеру штурма.

Массовый метод “Мозгового штурма”

Суть данного метода заключается в том, что вся глобальная проблема разбивается на составные части и по каждой из них проводится “мозговой штурм”. Затем проводится сбор руководителей всех групп, принимавших участие в решении проблемы, на котором обсуждаются все идеи и варианты решения.

Брейнрайтинг

Суть метода состоит в том, что участники группы выражают мысли не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на бумаге, а затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа обменивается листками в течение 15 минут.

Метод “World café”

Обычное количество участников - не менее 12-15 человек. Рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по трое-четверо за столик. При этом один человек становится “хозяином” за столом, остальные - его “гости”. Для решения проблемы в малой группе есть бумажные скатерти и фломастеры, все идеи фиксируются в любой форме - запись, рисунок, диаграмма. Через небольшой отрезок времени, например полчаса, “гости” отправляются к следующему столику, они выступают “посланцами новых идей”, “хозяин” же остается на месте и вводит новых пришедших к нему “гостей” в курс дела: презентует основные соображения, рассмотренные до этого. Работа продолжается с учетом всего, что подготовили предыдущие “гости”. К концу второго круга дискуссий все “посетители” кафе ознакомятся с идеями и предложениями друг друга, каждый выскажет свое мнение и выслушает коллег. После нескольких таких перемещений между столиками все собираются для общего обсуждения темы. На этом этапе возможна провокация, необычный поворот разговора - с тем, чтобы углубить его и сделать более плодотворным.

В конце работы устраивается “вернисаж бумажных скатертей” - результаты всех участников вывешивают для всеобщего ознакомления и обсуждения.

Метод “конференции идей”

Суть метода в том, что в нем разрешена положительная критика. Это придает процессу естественность и тем самым снижает формализованность обстановки.

Метод номинальных групп

Применяется в том случае, когда во время мозгового штурма самый активный член инициативной группы начнет доминировать. Это может негативно отразиться на результате исследования: потенциал инициативной группы может не проявиться. Те, кто почувствует себя обойденными, потом просто не станут участвовать в реализации выработанных решений. Цель метода - создать такие условия для проведения мозгового штурма, чтобы все члены инициативной группы имели одинаковое право голоса при выработке решения.

Метод “корабельного совета”

Заключается в строгой последовательности высказывания своего мнения. Недостатком метода относят тот факт, что после прохождения своей очереди и уже сказанного мнения участник не имеет права голоса и не может добавить свои новые мысли и идеи. Следовательно, потери при использовании данного метода могут быть существенными.

Двойной метод

Содержит дополнительный этап обязательной критики каждой идеи.

Индивидуальный “Мозговой штурм”

Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек. Длительность сеанса - 3-10 минут. Фиксация мыслей - с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон. Оценка идей должна быть отложена. К их оценке автору следует приступить не сразу, а через некоторое время, например через неделю. Для успешного применения индивидуального мозгового штурма необходимо научиться задавать самому себе вопросы с возможными альтернативными ответами.

Недостаток - отсутствие синергического эффекта. Преимущество - оперативность и экономия на людях.

Метод “с оценкой идей”

Является суммой нескольких методов: обратного, двойного и индивидуального. Такое сложение свойств и качеств трех методов позволяет решить сверхсрочные проблемы. Использование этого метода возможно только в том случае, когда есть возможность собрать высококвалифицированную команду с опытом, знаниями и навыками по определенным специальностям, другими словами, к участникам предъявляются повышенные требования.

Мозговой штурм на доске

В помещении для совещаний каждый сотрудник может разместить на специальной доске информацию, содержащую идею, которая появилась в течение рабочего дня. В центре этой доски – проблема, требующая разрешения и поставленная руководством.

Диаграмма сродства

Цель метода - выявление взаимосвязей между отдельными идеями и решениями, которые на первый взгляд не имеют ничего общего. Это достигается путем группировки идей и решений и выявления глубинных взаимосвязей между полученными группами. Использование данного метода требует творческого подхода и широкого кругозора участников

Метод “соло”

Если кто-то из специалистов хочет воспользоваться техникой мозговой атаки самостоятельно, то лучше создать для своих идей специальную картотеку. Занесения в картотеку заслуживают абсолютно все идеи – удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Затем необходимо рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы.

Визуальный “Мозговой штурм”

Ввиду того, что идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка, сделанная в момент рождения идеи позволит не только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять темп в процессе размышления.

Основные принципы визуальной мозговой атаки: скорость и гибкость мышления, отсутствие преждевременной критики, быстрая реакция.

Прогрессирующий “Мозговой штурм”

Содержит несколько коротких  фаз генерирования идей (5-10 минут) чередуются с такими же короткими фазами оценки предложений.

Деструктивно-конструктивный “Мозговой штурм”

В этом методе фаза генерации идей разбивается на две: для начала высказываются все отрицательные идеи, которые препятствуют решению, а затем участники вносят конструктивные предложения.

Фрирайтинг

Техника и методика письма, помогающая найти неординарные решения и идеи, сходная с методом мозгового штурма. Это механическое записывание всех возникающих в голове мыслей в течение определенного времени (обычно 10-20 минут). Текст пишут без редактирования, изменений, не беспокоясь о грамматике или стиле. Такой метод письма помогает справиться с тупиковой ситуацией, апатией или творческим кризисом. Чаще всего эту технику используют для решения бизнес-задач, генерации идей, написания статей и книг. Фрирайтинг не имеет ничего общего с автоматическим письмом.

Попеременный “Мозговой штурм”

Заключается в том, что этапы коллективного и индивидуального генерирования идей сменяют друг друга.

Обратный мозговой штурм | Genvive


Artwork M. Escher, boosting creativityM. Escher. The encounter

Обратный мозговой штурм

 Особенность метода состоит в сочетании мозгового штурма и техники реверсивности.
Теоретические основы:  негативные черты ситуации могут быть полезными  и могут быть рассмотрены в положительном свете.
Применение реверсивного мозгового штурма особенно эффективно, в случае, когда трудно определить решение проблемы напрямую. Реверсивный метод состоит в получении ответов на прямо противоположный вопрос, заданному первоначально и в применении полученных результатов для решения основной проблемы.
Основные этапы:
1. Участники начинают с прояснения и определения основной проблемы или задачи.
2. Лидер дает определение проблемы, противоположной поставленной изначально. Он ставит обратную задачу, спрашивая: «Как не решить проблему?»,  «Как  достичь противоположного эффекта? «, или «Как сделать так, чтобы фирма обанкротилась? «, «Как мы можем сделать наше рабочее место непригодным для работы? «.
3. Лидер попросит участников генерировать идеи решения обратной задачи. Он предлагает участникам ничего не отвергать на этом этапе и позволить идеям течь свободно.
4. Участники трансформируют все полученные идеи в решение исходной задачи. Эти новые необычные идеи используются в качестве плацдарма для более реалистичных и полезных решений своей первоначальной , реальной проблемы.
5. Участники оценивают эти решения и выбирают наиболее эффективное и практическое.

Негативный мозговой штурм

Суть метода
а) Негативный мозговой штурм представляет собой обычный мозговой штурм, в котором применяются негативно направленные вопросы, такие как: «Какие возможные недостатки этого проекта?»
Этот метод рассматривается как анализ потенциальных проблем, как техника «Анализа дефектов» и определение недостатков ситуации, реально существующих объектов, продуктов или услуг. Изменение акцента на поиск, недостатки, недостатки и.
Цель обратного мозгового штурма является составление наиболее полного списка противоречий, дефектов,  недостатков, пробелов и ограничений реально существующих объектов или идей.
б) Этот метод может быть использован в качестве окончательной оценки полного списка идей, порожденных в процессе обычного мозгового штурма.
Основные этапы:
1. Команда  рассматривает окончательный список, полученных в результате мозгового штурма,  идей,  которые прошли предварительную оценку.
2. Все идеи  по очереди подвергаются сомнению или критике за возможные недостатки, проблемы и слабые стороны, или возможные серьезные последствия в случае их осуществления.
3. После анализа и оценки всех идей, команда выбирает лучшую идею, которую можно наиболее легко и эффективно применить на практике.

 

Навигация по теме<< Предыдущая записьСледующая запись >>

(Visited 869 times, 1 visits today)

2. Процесс принятия решений методом мозгового штурма


2.1 Этапы проведения мозгового штурма

Творческое мышление,
как правило, проходит три стадии:

  1. генерирование
    идей, их формулировка;

  2. оценка или анализ
    этих идей;

  3. использование
    идеи для решения конкретной проблемы
    или ситуации.

В мозговом штурме
эти стадии разделены, и на первом этапе
реализуется только первая функция,
потому что если выдвигаемая идея сразу
же столкнется с оценочным суждением в
свой адрес, у участника совещания, автора
идеи наступает так называемый
«аналитический паралич», который
приводит к резкому снижению потока
предложений.

Итак, мозговой
штурм состоит из следующих этапов:

  1. подготовительный

  2. генерирование
    идей

  3. заключительный
    – анализ и оценка идей

Подготовительный
этап

Первый этап состоит
в подготовке и организации процесса
мозгового штурма. Для реализации
технологии в процессе делового совещания
назначается ведущий, который отвечает
за организацию и процедурную часть
работы. Его функции:

  • Формулировка цели
    и коррекция задачи;

  • Подбор участников
    для последующих этапов работы;

  • Решение
    организационных вопросов (подготовка
    помещения, техники, флип-чарта, доски
    или транспаранта, распределение ролей
    среди участников и т.п.).

Как
правило, участники мозгового штурма
делятся на 2 группы: «генераторов»
– людей с позитивной установкой к
творчеству, обладающих яркой фантазией,
способных быстро подхватывать чужие
идеи и развивать их: «аналитиков»
– людей, обладающих большими знаниями
в исследуемом вопросе, т.е. специалистов
способных критически оценить выдвинутые
идеи. Эта группа оценивает разработанные
идеи на основе разработанной ситуации.
Однако в случае необходимости может
быть создана и третья дополнительная
группа – «генераторов
контридей».

В
начале нужен небольшой разогрев минут
на 15, чтобы мыслительный процесс вошел
в нужный темп. Можно, к примеру, решить
пробную задачу (придумать рекламу для
выдуманных проектов или посмотреть
оригинальные видеоклипы).

Этап генерирования
идей

Оптимальный
состав группы от 5 до 15 человек. Сам
процесс генерирования идей, поощряемый
ведущим, проходит, как правило, в течение
15–20 мин. Однако полная продолжительность
штурма, включающая процесс анализа и
оценивания идей, составляет 1,5–2 часа.

Все идеи записываются
или стенографируются. Участники совещания
могут выдать более ста идей.

Весьма важной
составляющей, способствующей успеху
проведения мозгового штурма, являются
особые условия его проведения, опирающиеся
на следующие правила, присущие этой
технологии:

  1. отсутствие всякой
    критики

  2. поощрение
    предполагаемых идей

  3. равноправие
    участников мозгового штурма

  4. свобода ассоциаций
    и творческого воображения

  5. творческая
    атмосфера на «игровой поляне» делового
    совещания

  6. Обязательная
    фиксация всех высказанных идей

  7. Время для инкубации
    (группе нужно дать время – час, день,
    неделю или месяц, чтобы обдумать идеи
    и затем рассмотреть альтернативные
    подходы или новые предложения к уже
    имеющемуся списку)

  8. Как уже было
    отмечено, руководитель штурма во время
    генерирования идей обеспечивает
    психологическую поддержку участников
    совещания и на протяжении всего штурма
    вводит «генераторов» в состояние
    максимальной творческой активности.

Заключительный
этап – подведение итогов мозгового
штурма

Первая
задача группы «аналитиков» – сделать
глубинный анализ проблемы. Затем
проводится систематизация и классификация
идей по группам в соответствии с
признаками, по которым их можно объединить.

Осуществляется
деструктирование идей, то есть оценка
идей на реализуемость.

Затем из общего
количества наработанных идей отбирают
наиболее оригинальные и рациональные,
а потом выбирается оптимальная идея с
учетом специфики творческой задачи,
диагностики ситуации и анализа проблемы,
прогнозирования возможных трудностей.

Составляется
окончательный список практически
используемых идей.

Итак,
рассмотрев более подробно весь процесс
принятия решения при помощи метода
мозгового штурма можно сделать вывод,
что все мероприятие делится на несколько
этапов (см. Приложение 1), каждый из
которых играет немаловажную роль в его
проведении и решении поставленной
задачи.

Методы основанные на основе мозгового штурма:


1.Брейнрайтинг

2.Обратный мозговой штурм

3.Теневой мозговой штурм

4.Метод “635”

5.Мозговой штурм в стиле “Соло”

6.Мозговой штурм по-японски

7.Многоступенчатая (каскадная) мозговая атака

Брейнрайтинг

Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме . Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа снова обменивается листками, и так продолжается в течение определенного времени (не более 15 минут).

Правила мозговой атаки распространяются и на записи мыслей: стремиться к большему количеству идей, не критиковать выдвинутые предложения до окончания занятий, поощрять «свободные ассоциации».

Обратный мозговой штурм

При решении первой задачи необходимо выявить полный список недостатков, состоящий из двух частей: недостатки, обнаруженные при изготовлении или эксплуатации выпускаемых изделий или реализуемых идей, и недостатки, которые возникают в обозримом будущем у разрабатываемого изделия или услуги, предлагаемой идеи. Полный список недостатков должен отражать все возможные отклонения существующего положения от желаемого. Обратный МШ ориентирован на решение первой творческой задачи, т.е. его цель заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика.

Формулировка задачи для обратного МШ должна содержать краткие и достаточно исчерпывающие ответы.

Теневой мозговой штурм

Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов идей. Первая из них — собственно генераторы — высказывают идеи по правилам прямого МШ, т.е. называют их вслух при соблюдении условия запрета критики. Вторая подгруппа — теневая — следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Она является своего рода теневым кабинетом. Каждый участник теневого кабинета записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой. Теневая и активная подгруппы генераторов идей могут во время совещания находиться в одном помещении. В этом случае пространственно их может разделять, например, один ряд столов или стульев. Подгруппы могут работать и в различных помещениях; в этом случае теневой кабинет следит за ходом работы активной подгруппы по телемонитору или по компьютеру.

Метод “635”

Метод «635» — это письменный мозговой штурм. Это метод с фиксированным числом участников и определенной процедурой взаимодействия. Шесть участников выдвигают три идеи, которые поступают к другим участникам, дополняющим их новыми тремя идеями — и так пять раз. Составляется бланк сбора идей по методу «635». Каждый участник записывает идеи в бланк. Основные идеи (6x3= 18) по очереди поступают к членам группы, каждый из которых дополняет их еще тремя предложениями. После прохождения через руки всех шести участников бланки

содержат 109 идей. Затем в работу включаются критики. Письменно зафиксированные идеи отличаются лучшей формулировкой и большей обоснованностью, хотя и меньшей оригинальностью.

Мозговой штурм в стиле “соло”

Этой технологией можно пользоваться как совместно, так и индивидуально. Если кто-то из обучаемых хочет воспользоваться техникой МШ самостоятельно, то лучше всего завести для своих идей специальную картотеку. «Увековечивания» в картотеке заслуживают абсолютно все идеи

— удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Рождайте новые мысли, пока ваш источник вдохновения не иссякнет, а уж потом вы сможете рассортировать все идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы.

Мозговой штурм по-японски

В основе данной техники, разработанной японцами Кобаяси и Кавакита, лежит осознание необходимости единого для всех участников группы подхода к определению и решению проблемы. Этой технику еще иногда называют «Рисовым градом».

Многоступенчатая (каскадная) мозговая атака

В данном случае все участники заседаний (собраний) делятся на две группы: «группу генерации идей» и «группу оценки».

Желательно, чтобы «группа генерации идей» состояла из равных по рангам людей. В эту группу включают широко эрудированных мозговая атака сотрудников, склонных к фантазии, но ясно представляющих суть стоящей перед ними задачи. Оптимальное число членов «группы генерации идей», нацеленных на решение проблемы средней сложности, 10 человек.

В «группу оценки» включают людей с критическим складом ума. Здесь обязательно присутствие начальства, имеющего определенные полномочия. Это необходимо для

того, чтобы положительная оценка той или иной идеи имела под собой реальную почву для ее реализации.

Достоинства метода мозгового штурма.

•Метод весьма прост

•Является коллективным

•Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

•Можно научить слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение, сдружить группу

•Можно научить людей позитивной критике.

•Метод почти не требует от организатора предварительной подготовки к занятиям.

Недостатки метода мозгового

штурма

Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач. Например, такой: "Свободен ли солдат от этических норм?" Это

дискуссионный вопрос, ведь солдат принял присягу выполнять любые приказы. А если приказ безнравственный? Метод

непригоден ввиду расхождения морально-этических норм человека.

-Как и метод проб и ошибок, метод мозгового штурма не имеет критериев оценки силы решений.

-Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к

сильному решению.

-Процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по

направлению к сильному решению. Велика роль ведущего

штурм. Половина успеха зависит от ведущего

- Бывают затруднения при определении авторства хороших идей. Поэтому этот щекотливый вопрос следует оговорить до

начала штурма.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о