Методы постановки целей: Урок 2. Целеполагание – процесс, методы и 5 ошибок

Содержание

Что такое цель – как правильно ставить цели и достигать их?

Что такое цель – как правильно ставить цели и достигать их?

Что такое цель – великие умы человечества с древних времен пытались ответить на этот вопрос. Ф. Шиллер говорил о важности постановки больших целей – в них легче попасть, а великий полководец Александр Македонский о целях выразился так: «Раз это невозможно – это должно быть сделано!».

Что такое цель – определение

Что такое цель в жизни человека можно определить следующими словами: идеальный или реальный образ того, к чему есть стремление личности с удержанием в сознании предвосхищаемого окончательного результата. Цель имеет свою структуру и начинается с осознания ее человеком и продумывания способов, способствующих ее реализации. Без цели нет роста – реализовав одну, в природе личности заложено свойство не останавливаться на достигнутом и помешать здесь может лишь сильный страх и незнание «как?».


Зачем ставить цели?

Что такое цель в жизни – все люди когда-нибудь задумываются над этим вопросом. Причины того, что заставляет личность ставить перед собой цели и задачи, разные, и в основном они базируются на удовлетворении потребностей:

  • материальных;
  • физиологических;
  • духовных.

Как правильно ставить цели?

Как ставить цели – любой человек на определенном этапе жизни задается этим вопросом. Сложности в успешном достижении целей характерны для творческих людей с иррациональным мышлением – любые границы и контроль для их уклада жизни воспринимаются болезненно, но методов много и человек всегда может найти для себя приемлемый. Правильно ставить цели – это процесс от осознания того, чего хочется достигнуть до совершения эффективных действий приводящих к конечному результату.

Постановка целей на год

Постановка целей помогает организовать свою жизнь. Человек должен развиваться постоянно и цели долгосрочные или краткосрочные – способ придать своей жизни новые смыслы. Как ставить цели на год:

  1. Определить для себя приоритеты. В этом может помочь методика «Колесо баланса». Выделить сферы, нуждающиеся в проработке.
  2. Составить общий список целей. Пронумеровать в порядке важности.
  3. Расписать на каждый месяц действия, например, для того чтобы за год накопить определенную сумму, каждый месяц надо откладывать столько-то и немного сверх того, для непредвиденных случаев.
  4. Каждодневное прописывание целей на следующий день – это помогает двигаться постоянно.
  5. Промежуточный анализ достижений: неделя, месяц, полгода.

методы постановки целей

Методы постановки целей

Как ставить цели и достигать их – сегодня, в век информационных технологий существует множество техник и методик, с разными подходами. Важно выбрать тот метод, который откликается больше, и помнить, что даже такой серьезный процесс как постановка и достижение целей требует творческого подхода, а сама цель должна быть «вкусной и манящей» так, что все маленькие трудности и неудобства, препятствия возникающие на пути не снижали уровень мотивации, тогда все получится. Любой метод не будет рабочим без веры в себя.


SMART-система постановки целей

Постановка целей по SMART родом из Америки. SMART – это аббревиатура из пяти критериев, помогающих добиваться эффективных результатов:

  1. Specific – конкретизация. Чем четче прописана задача, тем выше шансы на успех. Каждая поставленная цель должна иметь 1 конкретный результат.
  2. Measurable – измеримость. Определяются критерии, по которым проводится измерение, например баллы, проценты, шкала измерений до и после.
  3. Achievable – достижимость. Оценить все возможные ресурсы на данный момент и не ставить заоблачную цель, только то, что конкретно может быть достижимо.
  4. Realistic – реалистичность. Этот критерий перекликается с Achievable и также связан с ресурсами, предполагает создание бизнес-плана. Пересмотр ресурсов, если их не хватает ставится новая промежуточная цель, которая поможет в дальнейшем поставить новую.
  5. Time-bound – ограниченность по времени. Четкие временные рамки помогают контролировать процесс достижений.

Теория постановки целей Локка

Как правильно ставить цели и достигать их без четкого представления это очень сложно. В 1968 г. Эдвин Локк разработал свою теорию по постановке целей перед работниками, основные положения которой используются многими предпринимателями, руководителями и в современное время:

  1. Осознание и оценка происходящего.
  2. Сложность – чем сложнее цель, тем эффективнее ее результаты.
  3. Четкое представление.
  4. Собственная выгода.
  5. Приверженность и готовность затрачивать собственные усилия.

постановка целей по методу сильва


Постановка целей по методу Сильва

Что такое цель – это желание воплотить в реальность свою мечту. Цель должна обладать тремя параметрами:

  • желание должно быть горячим;
  • сильная убежденность в том, что достижение цели реально;
  • состояние ожидания – получение ответов от пространство, что выбран верный путь.

Постановка целей и планирование жизни по методу Х. Сильва состоит из нескольких этапов;

  1. Определение того, что важно. Выбрать для себя область, нуждающуюся в продвижении (здоровье, карьера, финансы, семья, образование, путешествия). Составить список, где в порядке важности разместить эти категории.
  2. Цели должны быть долгосрочные. Представить изменения и достижения по всем категориям через 5 – 10 лет. Достойные цели должны немного волновать и пугать.
  3. Продумать действия для достижения цели на ближайший год. Это промежуточный этап, когда ставятся краткосрочные цели чтобы переходить затем к следующему этапу достижений. Например прохождение курсов, повышение своей компетенции.
  4. «Таблица планирования жизни». Расчертить страницу так, чтобы в ней были горизонтальные столбцы: время, месяцы, годы. Вертикальные столбцы: финансы, семья, здоровье – все то, что нуждается в изменении. Разделить лист пополам. В левой половине прописываются краткосрочные цели, в правой список долгосрочных целей на 5 лет.
  5. Визуализация. Каждый день работать с таблицей, представляя себя достигшим целей, под каждую цель можно составить свою аффирмацию.
  6. Действия. Совершение маленьких шагов плюс визуализация раскрывают сознание и внутренний потенциал. Появляются нужные люди, формируются события.

книги по постановке целей



Книги по постановке целей

Теория постановки целей опирается на базовые алгоритмы, среди которых самый важный – это определение для себя конкретного результата в итоге. Почему не все цели реализуются? Здесь важно понять для себя: что такое истинная цель? Это та цель, которая идет от души, все остальные это навязанные когда-то родителями, близкими, обществом. Во всем многообразии того, как ставить цели помогут следующие книги:

  1. «Достижение целей. Пошаговая система» М. Аткинсон, Рае Т.Чойс. Трансформационный коучинг с его техникой открытых вопросов помогает увидеть свой потенциал, поставить перед собой цель и действовать уже начиная с текущего дня.
  2. «Стив Джобс. Уроки лидерства» Дж. Эллиот. Опыт успешного человека, ставшего миллионером в 25 лет очень показателен. Нет предела в постановке целей. Добился одну – ставь следующую, всегда есть к чему стремиться.
  3. «Ставь цели! Найти свою цель и достичь ее за 1 год» И. Пинтосевич. Уникальная личность, тренер по постановке целей делится своими секретами в своей книге-бестселлере.
  4. «В этом году я…» М. Дж. Райан. Достижение целей всегда связано с переменами, и многие люди боятся этого, что привычный уклад жизни будет нарушен. Автор книги поможет найти точку отсчета, с которой комфортно будет начать путь к своим достижениям.
  5. «Жить по принципу 80/20» Р. Кох. Закон Парето гласит, что лишь 20% усилий приводит к 80% результату – это правило работает везде и в достижении целей тоже.

 

Персональная постановка целей | Блог 4brain

Методы постановки целей: Урок 2. Целеполагание – процесс, методы и 5 ошибок

Много людей просто плывут по течению. Долго и упорно работают, но понимают, что не достигли ничего значимого. Но только этого недостаточно, ведь сам процесс теряет смысл если ни к чему не приводит. Всегда важно иметь цель. Их постановка сама по себе является ключевым навыком, который помогает думать о лучшем будущем и мотивировать себя на то, чтобы воплотить его в реальность.


Знайте, чего вы хотите, перестаньте отвлекаться и фокусируйте все силы на достижении успеха. Эта статья намерена помочь вам в этом. А онлайн-программа «Тайм-менеджмент» вооружит вас полным арсеналом самых эффективных техник тайм-менеджмента, целеполагания, декомпозиции, планирования и совместной работы.

Зачем ставить цели?

Великие спортсмены, бизнесмены и изобретатели всегда ставят цели, причем делают это правильно. Почему это работает? Сама постановка целей придает сил и мотивации в краткосрочном и долгосрочном периоде. Она позволяет фокусировать все усилия и время на достижение чего-то важного для нас.

Когда ваша цель ясна и понятна, вы можете отслеживать прогресс и чувствовать гордость даже за малые успехи, что в свою очередь приводит к повышению уверенности в себе и ощущению счастья.

Начинаем ставить цели

Постановка целей состоит из трех шагов:

  • Сначала вы создаете общую картину того, чего хотите достичь в своей жизни и что для вас наиболее важно. Это цели на год, пять и десять лет.
  • Далее разбиваете глобальные цели на мелкие мишени, которых можно достичь в краткосрочной перспективе.
  • Составляете план и начинаете воплощать его в жизнь.

Кажется простым, правда? Однако большинство людей только думают, что ставят глобальные цели, тогда как на самом деле ничего не делают для их достижения. Это все опирается на мысли «Нужно бы…» и «Вот если бы…».

Постановка долгосрочных целей

Это самая важная часть процесса постановки целей, которая требует большого количества времени. Подумайте о том, чего вы хотите добиться и примите решение.

Несмотря на то, что вы ставите важные цели, стоит рассмотреть все аспекты жизни и развивать их параллельно:


  • Карьера. Какого уровня вы уже достигли и чего хотите достичь в идеале?
  • Финансы. Сколько вы хотите зарабатывать на каждой стадии развития карьеры? Как это сочетается с карьерными целями?
  • Образование. Каких знаний вам не хватает? Какие навыки вам нужно развить для того, чтобы достичь своих целей?
  • Семья. Хотите ли вы быть отцом/матерью? Если так, то хотите ли вы стать хорошим родителем? Сколько времени вы будете проводить со своей семьей?
  • Творчество. Каких результатов вы хотите достичь в плане творчества?
  • Образ мышления. На данный момент у вас образ мышления, который тянет вас назад? Вы ведете себя таким образом, что это вас печалит и раздражает?
  • Физическое здоровье. Вы хотите усиленно заниматься своим телом или же вам хватит правильного питания и утренней зарядки?
  • Удовольствия и радости жизни. Как вы намереваетесь развлекать себя?
  • Служение обществу. Вы хотите сделать мир лучше? Если да, то как?

На этой стадии не стоит спешить с ответом. Лучше уединиться, выделить себе достаточно времени и задуматься. Затем примите четкое решение, какие аспекты жизни будете развивать и до какой степени. Подумайте о том, каким человеком вы хотите быть через год, пять и десять лет.

Постановка краткосрочных целей

Когда у вас есть четкое понимание, чего вы хотите достичь в жизни, разбейте глобальные цели на более мелкие:

  • План на полгода
  • План на три месяца
  • План на месяц
  • План на неделю
  • План на день

Не брезгуйте ни одним из этих планов — будущее формируется сегодня. Подумайте о том, какие дела вы должны выполнять, даже если они не ведут вас к глобальной цели. Внесите их в свой график.

Возможно, вам придется начать с чтения литературы о саморазвитии и личностном росте. Составьте список таких книг и решите, за какой период прочтете их.

Как придерживаться курса?

Следование вашему плану должно стать вашей привычкой:

  • Составляйте список дел на следующий день.
  • Регулярно смотрите на общую картину, чтобы вспомнить, зачем вы делаете то, что делаете.
  • Корректируйте свой план.
  • Тренируйте самодисциплину.

Цели SMART

Отличный способ постановки целей — техника SMART. Цель должна быть:

  • Определенной.
  • Измеримой.
  • Достижимой.
  • Уместной.
  • Привязанной ко времени.

Например, вместо абстрактного и пассивного «поехать когда-нибудь в Антарктиду», запишите эту цель как «К 31 декабря 2017 года я поеду в Антарктиду. Для этого мне нужно выполнить ряд таких условий, как…».

Не забывайте и о том, что вы должны правильно расставлять свои приоритеты. Если вы хотите добиться выдающегося успеха через десять лет, то должны работать над этим каждый день. Это сложно, однако если вы научитесь мотивировать себя и быть дисциплинированным, то сможете достичь даже большего.

Желаем вам удачи!

Технология постановки целей

(Кларин
М.В. Технология постановки цели. – М.,
1989. – С.14-45)

Первые
же выступления сторонников технологического
подхода к обучению исходили из резкой
критики традиционного учебного процесса.
Предметом критики были цели, точнее,
расплывчатость и неопределенность их
постановки.

В
самом деле, какие результаты хочет
получить учитель (а в его лице школа)?
Ответ на первый взгляд прост. Изучая
тот или иной раздел курса, учитель обычно
ставит своей целью добиться, чтобы
учащиеся поняли, усвоили его содержание,
получили определенные знания и научились
их применять. Но что значит «понять»,
«усвоить», «понимать», «применять»?
Каким об­разом может учитель судить
о том, достигнута ли поставленная им
цель? Если есть надежный способ
удостовериться в том, что цели достигнуты
или же не достигнуты, то учитель может
быть уверен в правильности своих методов,
результативности своего труда или же
получит достоверные данные о том, что
его работа нуждается в поправках. Именно
этот идеал четкой целевой направленности
имели в виду сторонники технологии
обучения, критикуя традиционную школу.

Однако
никакая критика не в силах изменить то
очевидное обстоятельство, что школа, а
вместе с ней и учитель получает социальный
заказ общества в достаточно общем виде.
Даже цели, заложенные в предметных
программах, выражаются не в однозначных
для понимания формулировках. Здесь
можно выстроить своеобразную лестницу
уточнений целей: от общих требований
общества

к задачам образовательной системы. От
них

к задачам данного учебного заведения
(школы) и, далее, к общим целям совокупности
учебных программ и конкретного курса.

Следуя
задачам этой книжки, мы остановимся на
том уровне постановки целей, который
соответствует учебному предмету, (курсу)
и его тематическим разделам. Именно
здесь технологический подход
непосредственно применяется к
конструированию учебного процесса.
Именно на этом уровне учитель
непосредственно работает с содержанием
предмета и его разделов, уточняет учебные
цели, проектирует и организует учебный
процесс,

Способы постановки целей

Обратимся
к типичным способам постановки целей,
которые распространены в практике
учителей и очень устойчивы и сходны в
школах разных стран мира.

1.
Определение целей через изучаемое
содержание.
Например:
«изучить явление электромагнитной
индук­ции», или «изучить теорему
Виетта», или «изучить содержание таких-то
глав». Что дает такой способ постановки
цели? Пожалуй, только одно

указание на область, затрагиваемую
уроком или серией уроков. Однако
содержится ли в таких формулировках
целей что-либо конструктивное для
построения учебного процесса? В частности,
можно ли, исходя из такого рода
формулировок, судить о достижении той
или иной цели? Иначе говоря, является
ли этот способ постановки цели
инструментальным по отношению к учебному
процессу? Очевидно, что нет. Поэтому
сторонники педагогической технологии
считают его явно недостаточным.

2.
Определение целей через деятельность
учителя.

Например:
«ознакомить учащихся с принципом
действия двигателя внутреннего сгорания»
или «продемонстрировать приемы чтения
условных обозначений на географической
карте». Такой способ постановки цели—
«от учителя»

сосредоточен на его собственной
деятельности и создает впечатление
прояснения и упорядочения в работе.
Однако учитель намечает свои действия,
не обладая возможностью сверяться с их
последствиями, с реальными результатами
обучения, так как эти результаты не
предусмотрены данным способом постановки
цели. Неинструментальный, нетехнологичный
характер такого способа постановки
целей лишь замаскирован, но не преодолен.

3.
Постановка целей через внутренние
процессы интеллектуального, эмоционального,
личностного и т. п. развития ученика.

Например: «формировать умение анализировать
наблюдаемые явления»; «развить умение
выразительного чтения»; «формировать
умение само­стоятельно анализировать
условие и находить способ решения
математической задачи»; «развить
познава­тельную самостоятельность
учащихся в процессе решения физических
задач»; «формировать интерес»… В
формулировках такого рода мы узнаем
обобщенные образовательные цели

на уровне школы, учебного предмета или
цикла предметов, но не на уровне урока
или даже серии уроков.

Сторонники
педагогической технологии полностью
отрицают и этот способ постановки целей.
В самом деле, возможно ли убедиться в
достижении такого рода целей или хотя
бы в продвижении к ним по результатам
одного урока? В таком способе нельзя
обнаружить ориентиры, по которым можно
судить о достижении цели; для этого она
поставлена слишком «процессуально».
Однако, с нашей точки зрения, такой
способ не является принципиально
неплодотворным. Нужно лишь не ограничиваться
общими формулировками, а продвигаться
по пути их уточнения. И здесь значительную
помощь могут оказать те приемы уточнения
целей, которые созданы в рамках
педагогической технологии (о них будет
говориться дальше).

Более
того, как справедливо замечает советский
ученый П. У. Крейтсберг, при таких способах
определения целей работа учителя может
превратиться в своего рода самоценный
ритуал. Что же касается обращения к
долгосрочным целям развития, то их
достижение выходит за пределы повседневного
учебного процесса. Поэтому, даже признавая
их необходимость, нельзя отрицать
известной неясности, неопределенности,
неинструментальности.

Способ
постановки целей, который предлагает
педагогическая технология, отличается
повышенной инструментальностью. Он
состоит в том, что цели обучения
формулируются.

4.
Постановка целей через учебную
деятельность учащихся.

Например: «цель урока

решение задач на нахождение корней
квадратного уравнения», или «выполнение
упражнений на шведской стенке», пли
«исследование клеточной структуры
растения».

На
первый взгляд такая формулировка учебной
цели вносит определенность в планирование
и проведение урока. Однако и здесь из
поля зрения выпадает важнейший момент
— ожидаемый
результат обучения, его следствия. Этот
результат есть не что иное, как определенный
сдвиг
в развитии ученика, который находит
отражение в той или иной его деятельности.

Трудно
не согласиться со сторонниками
педагогической технологии в том, что
определение целей обучения через
содержание предмета, процесс деятельности
учителя или ученика не дает полного
представления о предполагаемых
результатах обучения через
результаты
обучения, выраженные в действиях
учащихся, причем таких, которые учитель
или какой-либо другой эксперт может
надежно опознать.

Правда,
эта плодотворная идея сталкивается со
значительными трудностями. Каким
способом перевести результаты обучения
на язык действий? Как добиться однозначности
этого перевода?

Эти
вопросы решаются двумя основными
способами:

1)
построением четкой системы целей, внутри
которой выделены их категории и
последовательные уровни (иерархия),

такие системы получили название
педагогических таксономии;

2)
созданием максимально ясного, конкретного
языка для описания целей обучения, на
который учитель может перевести
недостаточно ясные формулировки.

Методы постановки целей

Методы постановки целей: Урок 2. Целеполагание – процесс, методы и 5 ошибок

Мы уже писали о том как правильно ставить цели, а в этой статье приведём ещё две эффективных техники. Для эффективного целеполагания существуют адаптированные методики. «Колесо жизни» подходит для планирования личной жизни. «Дерево целей» лучше использовать для успехов в бизнесе. Подберите для себя комфортный принцип, и попытайтесь желания и мечты запечатлеть на бумаге.

 

  Чтобы создать идеальную жизнь и позиционировать себя по-новому, понадобиться много личного времени. Во избежание ментального хаоса мечты и желания разбиваются по категориям:

  • – карьера;
  • – отношения и семья;
  • – материальный достаток;
  • – образование, самосовершенствование;
  • – здоровье.

  Пункты в списке можно добавлять и убирать, а также корректировать в зависимости от важности. Теперь новую реальность следует представить до мельчайших деталей в каждом конкретном секторе. Цвет, запахи, ощущения, настроение переносятся на бумагу с подробной интерпретацией желаемых сюжетов. Важно, чтобы фантазии при визуализации вызывали эмоции, доставляли удовольствие и ощущения были комфортными. Работать с определенной сферой лучше в разные дни. В результате в каждой категории должно быть не меньше 20 пунктов с живописным описанием. В конце каждого листка прописываются 1-2 цели с пояснением, зачем это нужно и что измениться в жизни после осуществления мечты. Если их будет больше, возникнут сложности с визуализацией.

Иерархия целей

  На другом листе рисуется круг, который делится на сектора в зависимости от количества категорий. Разделы подписываются согласно выбранным темам. Их может быть и 5, и 10. Главное, чтобы были обозначены приоритетные сферы. Зона оси выделяется предупреждающим красным цветом. С противоположной стороны по окружности наносится синий, означающий высшие достижения.

  По вертикали ставятся цифры. Это – баллы, оценивающие положение дел в данной области. Например, здоровье – 8, карьера – 3. Поставленные точки по кругу замыкаются в контур и внутри закрашиваются. Получившееся кривое колесо сразу показывает, куда нужно перенаправить внимание. Выглядеть оно может примерно так:

Метод постановки целей Колесо жизни 

  Основное целеполагание должно касаться сфер, максимально приближенных к красной зоне. Из заранее прописанных мечт  в этих категориях формируется одна большая цель. Помните, что для реализации масштабных проектов Вселенная всегда отпускается соответствующее количество энергии, поэтому стесняться в желаниях не стоит.

  Колесо может рисоваться на одну из провальных сфер. При желании поправить здоровье, круг делиться на сектора с надписями по теме: энергетика, иммунитет, отсутствие болезней, образ жизни и другие. Если не устраивает внешний вид, детально расписываются новый образ, который бы хотели увидеть в отражении зеркала. Указывается размер одежды, вес, состояние кожи и дальше по схеме. Лучше нарисовать таблицу, где прописать стратегические цели, последовательность действий.

 

Техника «Дерево целей»

  Чтобы трансформировать мечты в реальность, любую из них следует детализировано обозначить. Схема также может составляться для каждой подцели. Дробление глобальной задачи или декомпозиция быстрее приблизит к ее осуществлению. Например, чтобы овладеть искусством макияжа, задача формулируется примерно так: купить обучающий курс, подобрать косметику по цветотипу кожи, освоить технику нанесения, выбрать оптимальный вариант, довести движения рук до автоматизма.

  Замечено, что пошаговая продуманность дает отличный результат. Главный принцип в формировании дерева – целостность редукции, где каждая задача имеет подзадачу, отвечающую за успех следующей, а реализация следующего этапа зиждется на освоении предыдущего. Логическое образование (разветвление) позволяет вовремя оценить эффективность структуры, давать оценку действиям. При необходимости определяются временные интервалы для каждого этапа. Но это уже инструмент для продвинутых.

Принципы постановки задач

  Важные нюансы, от которых зависит будущий успех:

  • 1. Задача выбирается по силам. Для начала лучше соизмерить потенциал и амбиции. Иначе намерение заберет всю энергию и опустошит душу.
  • 2. Произносится утвердительная формулировка в настоящем времени, частица «не» игнорируется. Вместо «не хочу болеть» должно прозвучать «хочу быть здоровым».
  • 3. Цель конкретизируется  через четкую визуализацию. Согласно идее требуется сформулировать ее так, чтобы материализованный результат можно было увидеть или потрогать.
  • 4. Обозначаются временные рамки. Нельзя написать «хочу увидеть результаты через год». Ставятся число, месяц, год.
  • 5. Соблюдается экологичность. На пути к цели хороши только методы, не доставляющие проблем другим.

  Задача формулируется корректно. Нельзя вовлекать в процесс других персонажей, перекладывать на них ответственность. Фраза «Я хочу, чтобы мой муж/жена перестал курить» неправильная.  Она ограничивает свободу выбора другого человека и воспринимается Вселенной как насилие над личностью. Для первого раза выбирайте цели скромные. Но если вам все легко дается, делайте большие ставки.

 

Post Views:
483



Целеполагание и планирование деятельности пошагово

Процесс управления любой системой предполагает целеполагание и планирование. Иными словами, постановку целей и принятие решений.

Основой планирования выступает целеполагание – это определение точных задач, и обеспечивающих движение в заданном векторе.

Целеполагание и планирование

Содержание статьи:

Планирование цели и целеполагание

Стратегическое планирование — это ориентир этих задач на конкретный отрезок времени. Здесь можно выделить две стадии:

  • Определение цели
  • Распределение имеющихся ресурсов

Применение планирования позволяет установить четкие цели. И своевременно принять решение при помощи методов, которые понятны и уместны. Также, это обеспечить контроль над ситуацией.

Что такое планирование цели? Из каких этапов оно состоит? Что такое план и каких типов он бывает? Какие есть методы планирования? Как планировать самореализацию? И какие есть результаты планирования?

Целеполагание – это определение и установка целей, в какой-либо деятельности.

Целеполагание направлено на увеличение уровня жизненной энергии. Еще, это самый мощный мотивирующий фактор! Целеполагание минимизирует или полностью снимает уровень тревожности и уменьшает неопределенность.

Главным средством для последовательного определения наиболее полезных целей и их достижения является планирование.

Планирование цели — это процесс анализа текущей деятельности. Формирования плана действий и оптимального распределения ресурсов для достижения поставленной цели.

Процесс планирования цели состоит из следующих этапов:

1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

Нужно сделать наиболее полное, ясное, понятное описание желаемого состояния, требуемых ресурсов и результатов.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ

На этом этапе, нужно определить все необходимые действия, которые гарантированно приведут к цели. И их последовательность – стратегию.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

В плане обязательно нужно описать потребности. Ресурсы требуемые для успешного выполнения всех запланированных действий.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Чтобы контролировать процесс достижения цели и определить, приближение или отдаление цели. Нужно описать ее качественные и количественные показатели.

5. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты всех предыдущих этапов нужно материализовать – записать на внешнем носителе, бумаге, компьютере. Это позволяет видеть всю «карту» сверху, отмечать текущее состояние и быстро определять следующие шаги.

Планирование и план

Основное назначение планирования – это определение возможных действий для достижения цели. Прогнозирование последствий и их выполнение, а также выбор наилучшего пути к цели. Результатом планирования, является план действий.

План — это описание последовательности действий, условий их выполнения, требуемых ресурсов, правил их использования. И подцелей, реализация которых позволяет достичь поставленной цели.

Целеполагание и планирование, позволяет не только определить наилучший путь достижения цели. Но и значительно сэкономить ресурсы, например:

  • Время — установлено, что всего 10 минут в день на планирование. Экономит в среднем 2 часа при выполнении тех же дел;
  • Энергия — вы. будете выполняться только полезные дела;
  • Отношения — распределение дел между домочадцами или делегирование;
  • Финансы — можно наглядно распределить, доход и расход денег.

Таким образом, целеполагание и планирование, позволяет сделать процесс самореализации последовательным. А план, помогает определять оптимальные шаги для успешного и эффективного достижения жизненной цели.

Основные типы планов:

1. МИССИЯ

Абстрактно опишите главные результаты, которые нужно создать за свою жизнь.

2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Это наиболее сложные, важные и полезные цели для самореализации. На их достижение может тратиться большая часть ресурсов, а результаты непосредственно связаны с миссией жизни. Для таких планов очень сложно спрогнозировать сроки.

3. ТАКТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Является частью определенного стратегического плана и зависят от него. У таких планов, точно известен конечный результат. И можно установить примерный срок реализации.

4. ОПЕРАТИВНЫЕ ПЛАНЫ

Это цели, у которых известен и результат, и путь достижения. Результаты реализации этих планов дают ресурсы для тактических и стратегических целей. Для таких планов можно устанавливать достаточно точные сроки.

Методы целеполагания и планирования

Вопрос, почему мы часто не достигаем поставленных целей? Почему, мы вместо намеченного результата получаем что-то совершенно другое? Существующие методы целеполагание и планирование, рассматривают прежде всего, технику достижения цели.

Планирование по системе Франклина

Многие менеджеры и руководители западных компаний с успехом используют систему планирования. Создание которой приписывают Бенджамину Франклину. Те, кто применяют эту систему на практике, отмечают, что она помогает значительно повысить эффективность работы. За счёт более эффективного управления временем, и за счёт планирования самой работы.

В отличие от систем, строящихся на основе учета уже потраченного времени. Система Франклина «направлена вперёд» — она работает с тем, что должно быть сделано. Глобальная задача дробится на подзадачи, т.е. — на ещё более мелкие подзадачи.

Визуально, эту систему можно отобразить в виде ступенчатой пирамиды. А процесс её применения — как процесс строительства этой пирамиды:

Пирамида планирования ФранклинаПирамида планирования Франклина

КАК НА ПРАКТИКЕ ВЫГЛЯДИТ ПРОЦЕСС «СТРОИТЕЛЬСТВА ПИРАМИДЫ»?

1. Сначала, укладываем массивное основание пирамиды, служащее опорой для всех остальных этажей. Человек определяет свои жизненные ценности (грубо говоря, то, чего он хочет от жизни).

Для одного — это материальный достаток и уверенность в завтрашнем дне. У другого — благополучная семья, любящая жена и счастливые дети. Третий — хочет славы и высокого социального статуса. Четвертый — власти. Для пятого — познание.

Этап определения жизненных ценностей, является наиболее важным в построении пирамиды. Если на этом этапе будет допущена ошибка.

Например, человек выберет «познание» и «служение людям». Хотя на самом деле, для него важны в первую очередь «известность» и «высокий социальный статус». То, впоследствии его неизбежно постигнет разочарование.

Итак, первым делом, надо составить список жизненных ценностей. Причём, не надо бояться потратить на это слишком много времени, здесь важно хорошо подумать. Также, необходимо убедиться, что выбранные ценности не противоречат друг другу.

2. Следующий этап — построение второго этажа пирамиды, опирающегося на первый. Исходя из составленного списка ценностей, человек должен решить, чего он хочет добиться.

Например, если кто-то считает, что для него наиболее важны «известность», «власть» и «высокий социальный статус». Он может решить, что он хочет стать президентом.

Надо поставить перед собой глобальную цель. Важно убедиться, что выбранная цель, действительно отвечает всем жизненным ценностям из предыдущего этапа.

3. Третий этап пирамиды опирается на второй. Составляется генеральный план — что по большому счёту, необходимо, чтобы достичь поставленной на предыдущем этапе цели?

Например, для того, чтобы стать президентом. Надо сперва, стать губернатором или мэром одного из городов. Иметь партийную и/или финансовую поддержку. Быть известным публике оратором.

Иметь незапятнанную репутацию. Быть солидным женатым человеком. Надо получить высшее образование в престижном учебном заведении и т.п. Так и пишется план. Поставив перед собой цель, следует составить генеральный план достижения цели.

4. Четвёртый этаж пирамиды — долгосрочный (на несколько лет) промежуточный план. С указанием конкретных целей и конкретных сроков. Весьма важно указать, достижению, какого именно пункта генерального плана, способствует достижение, данной цели.

Ещё более важно, указать конкретный срок. Например, если человек планирует стать президентом и знает, что для этого нужно иметь высшее образование. Он может включить в свой пятилетний план следующий пункт.

«До конца 20хх года закончить с отличием Гарвардский Университет по специальности ‘социология и политология’. Это, во-первых, даст мне требуемое высшее образование. И, во-вторых, я смогу завести знакомства с важными для меня людьми».

Итак, следует составить план на ближайшие 4-5 лет. Задайте себе вопрос: «Что я могу сделать в ближайшие годы для достижения целей, намеченных в генеральном плане?»

В плане, важно указать конкретные цели и конкретные сроки с точностью до нескольких месяцев. А также указать, какому пункту генерального плана отвечает достижение данной цели.

5. Пятый этаж — краткосрочный (на срок от нескольких недель до нескольких месяцев) план. Глядя на долгосрочный план. Необходимо, спросить себя: «Что я могу сделать в ближайшие недели или месяцы. Чтобы достичь той или этой цели?»

Пункты долгосрочного плана разбиваются на более конкретные задачи. Например, если в долгосрочном плане стоит пункт: «Окончить Гарвардский Университет».

То в краткосрочный план войдут такие пункты. Как — «Подать документы в Гарвардский Университет», «Пройти курсы по подготовке к экзаменам» и т.п.

Следует составить план на срок от 2-3 недель до 2-3 месяцев. И, как и на предыдущем этапе, указать конкретные сроки с точностью до нескольких дней.

6. Наконец, шестой этаж пирамиды — это план на день. Составляется он, как нетрудно догадаться, на основе краткосрочного плана. Малые задачи решаются целиком за один день, более крупные разбиваются на подзадачи.

Например, задача «Подать документы в Гарвардский Университет» разбивается на такие подзадачи. Как — «Выяснить, какие документы и кому надо подать».

«Оформить необходимые документы». «Отослать документы» и «Убедиться, что документы получены». Каждую из задач, можно назначить на какой-то определённый день.

Обычно план на день, не составляется за день, до следующего дня. А складывается из списка различных дел. Которые были назначены на этот день в течение нескольких предыдущих недель.

Зачастую в него, также вносятся коррективы в течение дня. Составляя план на день, желательно указать время выполнения для каждой задачи.

Целеполагание и планирование деятельности

Жизнь современного человека такова, что приходится все время «крутиться». Поэтому, всегда много дел, которые надо сделать срочно. Как же с этим справиться?

Прежде всего, важно быть честным перед собой. Признать, что все равно на все дела времени не хватит. Но, скорее всего, вы можете достичь весьма неплохих результатов, хорошо выполняя только некоторую часть дел.

Поэтому, вам стоит научиться «сортировать» дела по степени необходимости их выполнения, расставлять приоритеты. Тогда, вы сможете выбирать, какие именно дела стоит сделать за доступное вам время.

Матрица Эйзенхауэра в планировании

Предложенное Дуайтом Эйзенхауэром правило, является простым вспомогательным средством. Особенно для тех случаев, когда надо быстро принять решение относительно того, какой задаче отдать предпочтение.

Согласно этому правилу, приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела.

Важность дела определяется тем, насколько результат его выполнения влияет на ваш бизнес/работу. Срочность — тем, насколько быстро надо выполнить это дело.

В зависимости от срочности и важности, Эйзенхауэр предложил 4 категории приоритетности дел:

матрица эйзенхауэраМатрица Эйзенхауэра

КАК РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПОСТУПАТЬ С ДЕЛАМИ РАЗНЫХ ТИПОВ?

1. Срочные/важные дела. Это такие дела, что если, несвоевременное выполнение приведет к значительному ущербу для вашего бизнеса. За них следует приниматься немедленно и самому их выполнять.

2. Менее срочные/важные задачи. Их не надо выполнять срочно, они, как правило, могут подождать. Сложности здесь возникают тогда, когда эти задачи рано или поздно превращаются в срочные.

И должны быть лично вами разрешены в кратчайшие сроки. Поэтому перепроверьте степень важности и попробуйте задачи этого типа полностью или частично поручать своим сотрудникам или делегировать.

3. Срочные/менее важные дела. Здесь существует опасность попасть под “тиранию” спешности. И в результате целиком отдаться решению конкретной задачи, потому что она срочная.

Если задача является не столь важной, то она должна быть в любом случае делегирована. Поскольку для ее выполнения не требуется каких-либо особых качеств.

4. Менее срочные/менее важные задачи. Очень часто дела этой категории оседают на письменном столе, и без того заваленном бумагами.

Если, вы вдруг начинаете заниматься этими делами, забывая о задачах первой категории. То вам не следует жаловаться на перегрузку работой. Даже ваши подчиненные не должны приниматься за задачи этой группы.

Технологии целеполагания и планирования

Целеполагание и планирование, лучше использовать проверенные технологии. Несмотря на очевидные преимущество SMART-технологии, она эффективно только в том случае.

Когда известны начальные условия постановки цели и есть осознанное понимание желаемого образа.

Технология SMART

Само слово «smart» в переводе с английского означает «умный». Но применительно к данной методике, оно представляет собой аббревиатуру. В которой каждая буква, является обозначением одного из критериев постановки целей.

S — SPECIFIC — конкретная

Цель должна быть, в первую очередь, конкретной, она должна быть ясной и четко сформулированной.

M — MEASURABLE — измеримая

В том случае, если у цели нет параметров, которые можно измерить. То будет очень не просто определить, достигнута ли она. Другими словами, важно решить, что может быть мерилом достижения вашей цели.

A — ACHIEVABLE — достижимая

То есть, вы должны иметь какие-то свои ресурсы, способности, чтобы достичь своей цели.

R — REALISTIC — реалистичная

Достижение вашей цели должно быть реально. Необходимо объективно оценивать все имеющиеся для этого ресурсы. Если вы понимаете, что достижение вашей цели не совсем реально. То такую цель лучше перед собой не ставить или попытаться разбить ее на подцели.

T — TIMED (TIME RELATED) — определенная во времени

В том случае, когда нет конкретных сроков — нет и конкретной цели. Соответственно, неясен будет и результат.

Целеполагание и планирование: анализ и контроль

Целеполагание и планирование, всегда используют успешные люди. Для личностного и профессионального развития. Чтобы система управления, нормально функционировала, она должна состоять из замкнутого цикла управления. И включать в себя следующие элементы:

  • Постановку целей
  • Планирование действий и назначение ответственных за их исполнение
  • Исполнения намеченных действий
  • Контроля за результатом
  • Анализа полученных результатов
  • Формирование управленческого воздействия
  • Корректировка планов (целей)

Если данный цикл управления не налажен. Тогда, можно констатировать тот факт, что полноценного управления у вас нет. Для реализации замкнутого цикла управления своей деятельностью, необходимо организовать вышеприведенную цепочку управления.

Поддержите нас — поделитесь этой статьей!

4 метода целеполагания

Представьте жизнь приложения при отсутствии у него цели: про него забывают, перестают развивать, поддерживать. Плюс ко всему, бесцельный проект непонятен не только разработчикам, но и пользователю. Приложение (веб- или мобильное) — это инструмент для бизнеса, который должен приносить пользу, и его нужно уметь правильно использовать, т.е. четко понимать для достижения какой цели вы его заказываете.

Цель — это будущий желаемый результат

Перед тем, как приступить к построение архитектуры приложения и разработке, необходимо провести работу по целеполаганию. Например, по таким методам:

Метод № 1 — SMART

Суть метода в том, чтобы цель приложения была четко сформулирована, измерима, достижима, реалистична и ограничена по времени. Этот метод отлично подходит для небольших проектов.

Для начала ответьте на вопросы:

  • Чего вы хотите достичь с помощью приложения?
  • Когда вы хотите этого достичь?

Запишите все ответы в блокнот или на стикеры и прикрепите на видном месте. Продолжите работу над формулировкой цели и вернитесь к ним, чтобы оценить в правильном ли направлении вы все это время работали.

Например, вы хотите стать лидером рынка в своем регионе. Как эта цель будет выглядеть по SMART:

Конкретный результат:

  • Стать лидером в области разработки новых продуктов;
  • Вытеснить с рынка своих конкурентов — стать № 1 в своем регионе.

Сказать: «стать лидером» — слишком абстрактно, размыто; необходимо уточнить в чем именно вы хотите лидировать. Тогда цель становится конкретной.

Затем вы указываете критерии, по которым будете оценивать результат:

  • Увеличить количество продаж на 20%;
  • Увеличить количество первичных обращений с 1000 до 3000.

То есть вместо «увеличить количество продаж», вы уточняете на сколько именно вы хотите их увеличить, и на эти показатели будете опираться при оценке результата.

На следующем этапе вы уже оцениваете свои ресурсы, чтобы цель была реалистичной.

Достижение цели должно трансформироваться в четкий график, по которому вы будете отслеживать промежуточный результат. Не забывайте возвращаться к стикерам и сопоставлять результат.

Метод № 2 — SMARTER

Этот метод подходит более сложным и глобальным проектам, у которых длительный срок разработки. Отличается от предыдущего метода только тем, что в него добавлено два новых критерия, согласно которым клиент по завершении каждого этапа в достижении цели дает обратную связь и при необходимости корректирует цель, которая стоит перед приложением.

Когда нужно корректировать цели? Например, при возникновении нового рынка.

Метод № 3 — Кавасаки

Этот метод идеален для стартапов

Гай Кавасаки – менеджер, ответственный за маркетинг компьютера Macintosh в 1984 году, предлагает такие характеристики для цели проекта:

  • Измеряемость. Т.е. цель связана с началом срока отгрузки, выкладыванием программы для пользователей на сайт или объемом продаж. Надо создать такую цель, которую можно измерить.
  • Достижимость. Ничто так сильно не деморализует, как недостижимая цель. Если вы хотите 1 миллион продаж на своем сайте, смело делите на 10, и стремитесь продать хотя бы 100 000 единиц.
  • Уместность. Если вы занимаетесь продажей программного обеспечения, то ваша цель должна быть связана с количеством загрузок. Т.е. войти с ТОП-100 сайтов региона с точки зрения трафика менее уместно, чем достичь 10 000. загрузок в месяц.
  • Устойчивость к провалам. Даже если ваша цель измерима, достижима и уместна, она все равно может быть провальной. Предположим ваша цель заключается в получении 10 000 зарегистрированных пользователей за 1 месяц. Все идет хорошо, пользователи зарегистрировались, но больше не вернулись на сайт. Это провал. Надо продумать варианты и учесть факторы, которые помогут проекту выжить в будущем.

Метод № 4 — Вересова

Н.Н. Вересов – доктор психологических наук, профессор Московского психолого-социального института, в своих статьях рассказывает о следующих принципах целеполагания:

  • Принцип конкретности. Цель сформулирована конкретно.
  • Принцип осмысленности. Цель осознанная и сформирована на основе собственных возможностей. Вы должны продумать хватает ли ресурсов компании для работы с приложением, кто будет им заниматься после выпуска.
  • Принцип временных границ. У цели есть временные рамки.
  • Принцип системности. Цели должны напоминать систему, которая организована по времени, приоритетам и направлению. Т.е. в течение двух месяцев запустить приложение с ограниченным функционалом, чтобы сотрудники начали им пользоваться, а в течение года дорабатывать по необходимости дополнительные функции.

Вывод:

Постановка цели — самый сложный и важный этап в работе над будущим приложением. По его завершении остается выделить целевую аудиторию и выбрать стратегию.

Если цель — это место, куда вы хотите попасть, то стратегия — это выбор дороги, по которой вы туда поедете

С правильно сформулированной целью приложения разработчики смогут предложить вам наиболее подходящие решения.

Метод достижения цели. Рецепт / Habr

Я опишу одну известную и простую методику, с помощью которой вы сможете достигать свои цели. Только это. Не гарантирую, что это будет быстро или дешево или эффективно, но могу гарантировать одно — цель будет достигнута.

Методика общеизвестна и называется она — планирование.

Если вы скажете — «а, знаю, пробовал я эти методики планирования — не помогают они, никаких гарантий они не дают, да и вообще — бесполезы» — я нисколько не удивлюсь. Отвечу так:
«Вы просто не умеете их готовить»


 Не прогреешь сковородку до необходимой температуры —

— вместо сочного стейка получишь резиновую подошву.

Рецепт приготовления стейков.

Как и в любом другом рецепте — если чего нибудь пропустишь — результат не гарантирован. Вот когда уже много раз приготовишь блюдо и поймешь, что к чему и для чего в этом рецепте — вот тогда и сможешь пробовать аккуратно отступать от правил, без ущерба для результата.


 Прогресс — это вопрос не скорости, это вопрос направления.

Афоризм. Автор неизвестен.

Нам нужна Хорошая цель. Как минимум, она должна соответствовать критериям SMART. Знаю, что уже много раз упоминалось, но считаю уместным повторить. Есть несколько вариантов расшифровки, приведу тот, который, на мой взгляд, более уместен. Разберу на примере «цели» в контексте разработки отчетов для пользователей системы оперативного учета — «понять какие нужны отчеты каким пользователям».

  • Specific — конкретность. «Выявить потребности» — это неконкретно. Потребности кого? Какие? Как мы это будем делать? «Выявить потребности пользователей в необходимых для работы отчетах путем пятиминутного разговора с каждым» — уже лучше.
  • Measurable — измеримость. Должен быть четкий критерий, который позволяет понять — достигли мы цель или нет. К предыдущему примеру уместно добавить: «оформить собранную информацию в виде списка по каждому пользователю». Еще один пример: если мы ставим цель, к примеру, “оптимизировать процесс” чего-либо, то для того, чтобы она (цель) стала измеримой, мы можем добавить “…, сократив временные затраты на него с 10 до 5 минут ”.
  • Agreed — согласованность. Цель, в большинстве случаев затрагивает интересы других людей — это нужно учесть. К нашему примеру: «Опрос провести в обеденный перерыв, когда каждый из них сможет выделить эти 5 минут»
  • Realistic — реалистичность. Цель должна быть реальной. В нашем примере: если пользователей — 50 человек, сделать это за один день — нереально; если пользователи разбросаны по всей стране и мы даже их не знаем лично — вообще нереально.
  • Timed — наличие четкого срока. В нашем примере: «сделать в течение одного дня (т.е. к 18:00 сегодня)» — вполне подойдет.

Добавлю еще от себя несколько замечаний.

  • Формулировка должна быть в терминах цели, а не задачи. «Приготовить ужин для супруга» или «внедрить гуглодоки для руководства» это не цели. «Принести радость любимому человеку» и «Добиться экономии времени и бумаги при проведении еженедельных совещаний» — уже ближе.
  • Принцип «что я хочу (что нужно) на самом деле». Также, на примере: «Купить машину» — не цель, а скорей всего — средство. «Обеспечить комфортное передвижение для себя в пределах города» — уже, ближе (может, тогда стоит подумать о такси?).
  • Личные цели — должны быть искренние (цели по работе, в некоторых случаях, нам спускают сверху). «Получить высшее образование» — вы точно этого хотите? Или не так: этого хотите ВЫ? (или ваши родители, ваш работодатель). Тут лучше лишнее время подумать и понять — не обманываете ли вы себя. Если искреннего желания того, чего вы хотите достичь не будет, можете даже не начинать.

Пытаться добиться чтоб формулировка цели соответствовала всем критериям необязательно. Цель можно обозначить коротко и емко, а дальше уже пояснить.

Бессмысленно идти далее, пока ваша цель недостаточно хороша. Дорабатывайте ее, согласовывайте (если спущена сверху), добивайтесь того, чтобы сделать ее максимально четкой и правильной! Это всегда возможно. Если поленитесь на этом этапе, то достичь — может и достигнете чего-то, но это чего-то рискует с большой вероятностью оказаться «не тем, что вы хотели в самом начале».


 — Что ж, — сказал директор школы,

План толковый и веселый. <…>

Посылали в районо,

Похвалило и оно <…>.

Чудесный план. Агния Барто

Тут есть много разных методик, техник и нюансов. Можно делать это в любом привычном виде — простым списком задач, сетевым планированием, используя диаграмму Ганта, дерево задач, mind maps — как угодно. Сделайте план так, как вы его раньше делали, оцените, хотя бы примерно, трудоемкость каждой задачи (этапа) и спросите себя (а если есть возможность — кого-нибудь другого — руководителя, коллегу, друга):

  • Хороша ли каждая задача сама по себе? Задача, по сути, это подцель. У нее может быть формулировка не целевая, но в остальном она должна быть ничем не хуже цели — соответствовать SMART и тем замечаниям что я описал для цели (кроме, повторюсь, формулировки).
  • Можете ли вы сказать наверняка, что выполнив все эти задачи, вы точно достигнете цели? Написать кучу задач — не проблема, но ведь мы это делаем не движухи ради, а чтобы достигнуть цель. Попробуйте доказать, что выполнение плана приведет к нужному результату. Эту проверку проще проводить с помощью других — ибо велик соблазн просто убедить себя в том, что это хороший план.
  • Цель оправдывает средства? То время и те ресурсы что мы планируем потратить на достижение цели — окупят себя? Стоит ли вообще «овчинка выделки»?
  • Хватит ли ресурсов(времени) чтоб успеть к поставленному сроку? Насколько качественно вы оценили трудоемкость каждой задачи? Какие могут быть внештатные ситуации, которые могут привести к срыву сроков («внезапно», к примеру, может наступить сессия и создание супер-стартапа придется подвинуть на пару месяцев)?

Работайте над планом и не переходите далее, пока он не пройдет все проверки. Иногда хочется по-скорее уже закончить со всем этим (сроки горят, энтузиазм распирает) и побыстрее заняться конкретными действиями. Не поддавайтесь на эту провокацию своего сознания или подсознания.
Без хорошего плана, скорей всего, потратите для достижения такого-же результата, как с хорошим планом, в разы больше ресурсов (времени, денег).


 Василь Иваныч и говорит:

— <…> Но тут есть один нюанс.

Анекдот. Полная публикация невозможна, ввиду наличия в нем ненормативной лексики.

Большую часть работы по данной методике — рецепту мы уже сделали. Большую, но не всю. Чтобы гарантировать достижение цели, в обязательном порядке необходимо проводить постоянный мониторинг(отслеживание) прогресса в движения к цели и предпринимать корректирующие действия. То, что при этом нужно и сами задачи выполнять, думаю, можно отдельно не говорить.

Первое, что нужно сделать — определить периодичность выполнения мониторинга. Это может быть день, два дня, неделя, месяц — будет сильно зависеть от того, что за цель перед вами. Чтоб не тратить много времени на раздумья, определите периодичность исходя из общего срока: если планируемый срок достижения цели — два-три месяца — возьмите неделю, если одна-две недели — проводите мониторинг каждый день.

Смысл (суть) мониторинга заключается в выполнении простого набора действий:

  • посмотрите, какие задачи выполнены, какие результаты достигнуты
  • сравните достигнутые фактические результаты с плановыми
  • сделайте выводы
  • предпримите необходимые действия

В теории возможны три стандартных набора ситуаций и действий при проведении мониторинга:

  • Всё идет по плану. Никакие действия не требуются
  • Не всё идет по плану. Пересмотрите и скорректируйте план (к примеру, переставьте приоритеты, поменяйте сроки и т.п.).
  • Вообще всё идет не по плану. Вернитесь в самое начало и пересмотрите цель. Возможно, это лучшее решение в такой ситуации. Да, план придется при этом составлять заново.

На практике, естественно, ситуаций может быть много больше. Просто подумайте, какой из трех стандартных вариантов более ближе к текущей ситуации и выполните действия, которые этот вариант предусматривает.

Хочу добавить, что игнорирование именно этого этапа и является, на мой взгляд, основной причиной того, что у многих эта простая методика не работает.

На работе, многим проще работать так, как того требует руководство (хотя никто не мешает дать почитать эту статью своему руководителю), но работа по личным целям — совсем другое дело. Хоть пункт относительно личных целей уже был, остановлюсь на этом подробней.

Приведу конкретный пример: вы решили и поставили себе цель — купить квартиру. Цель весьма амбициозная (учитывая «доступность» ипотеки) и вы понимаете всю ее серьезность. Вы составили план (на квартал или год или даже несколько лет), в котором поставили задачу — увеличить свою зарплату до какого-то уровня. Вы понимаете, что для этого нужно расширить свои знания, получить навыки, опыт, добиться значимых результатов на работе, чтоб потом подойти и с полным правом попросить повысить себе зарплату (ну или найти другую работу). Ваше время на предстоящий месяц расписано в плане чуть ли не поминутно. С энтузиазмом вы приступаете к выполнению своих планов. Но через неделю-другую вы понимаете, что все идет немного не так, как вы планировали. Более того — вообще не так: вы занимаетесь в свободное время чем угодно, но только не повышением своей квалификации и всем прочим, что было у вас в плане. Вы понимаете это, но чем дальше — тем сложней становится себя заставлять следовать своему плану. Что происходит, вы спрашиваете себя? А происходит именно то, что упомянуто в том самом пункте по личным целям: «купить квартиру» не является искренней целью. Вам «хотелось бы иметь квартиру», а не «вы на самом деле хотите купить квартиру». «Если ты на самом деле чего-нибудь хочешь — вся вселенная будет тебе помогать», и никогда даже не возникнет проблема в том, что нужно заставлять себя. Подумайте над фразой: «не могу себя заставить делать то, что очень сильно хочу делать».

Возможно, это как раз третий вариант — стоит выкинуть свой план, вернуться к целям, подумать и честно самому себе ответить на вопрос — а чего же я хочу на самом деле?

Данный пример наглядно показывает, как непонимание важности или сути мониторинга и действий, с ним связанных, приводит к тому, что цели не достигаются, планы не выполняются, а люди — разочаровываются в самом планировании, как действенной методике. (спасибо J_K за идею этого дополнения к статье)

И да, помните: «если у вас нет личных целей и планов, значит вы — марионетка в планах других людей».

На этом, в общем то, можно было и закончить. Но, опять же, как и в других рецептах, тут есть небольшое дополнение, которое привнесет определенную “изюминку” и поможет вам, при прочих одинаковых условиях, достичь большего.


 <…> парень действительно умён, если он за несколько секунд

может разобраться в рекурсивном алгоритме <…>

Опасности обучения на Java. Джоэл Спольски

Объясню на примере. Вдруг, вам придет в голову мысль, или может приходила ранее и вы просто о ней вспомните, что вы хотите научиться всегда достигать своих целей. Вдруг вы решите, что действительно хотите этого добиться. Попробуйте применить эту самую методику.
Простая формулировка может быть следующей:
Научиться достигать своих целей, используя существующий рецепт, за один год.
“Изюминка” заключается во включении в свой план, по достижению этой цели, одной несложной задачи: оценки результатов применения метода для других целей/задач. В теории, это называется “принцип обратной связи”:

  • вы применяете методику, получаете результат,
  • смотрите — а как эта методика помогла/помешала этому результату,
  • делаете выводы,
  • когда применяете методику в следующий раз, делаете это с учетом уже имеющегося опыта (выводов).

Если без примеров, то оценка — это крайне полезная вещь чтобы как минимум — подвести итог всей работы, а как максимум — извлечь и усвоить уроки на будущее. Обратная связь повсеместно используется в большом количестве разной техники. Например, ваша духовка использует обратную связь для того, чтобы поддерживать заданную температуру: анализируя данные от термопары — температуру, добавляет или уменьшает мощность, потом опять анализирует, опять добавляет или убавляет и так далее. Если даже примитивные механизмы используют обратную связь, мне кажется, что нам самим не использовать этот принцип — просто грех.
Прелесть методики в целом, заключается в том, что ее можно применять и по-отдельности к каждой задаче (подцели). А также и к подзадачам (под-подцелям). А также …. ну вы поняли. Тут есть одна опасность. Прибегая к рекурсии, первое, о чем вы должны подумать — о существовании условия выхода из нее.

Вот и все — “блюдо готово”. Если рецепт вас заинтересовал, возможно, вы захотите попробовать его в действии.

Добавить от себя могу только одно:

Желаю успехов! “Каждому! И каждой!”

При подготовке статьи были использованы: кадры из видео Jamie Oliver — Perfect Steak, множество идей, высказываний и цитат как известных, так и не очень, но безусловно умных людей, скромный личный опыт, google docs для оформления pdf версии.

Статью дополняю, новый pdf вариант сделаю, когда закончатся все правки.

upd. 22 Ноя 2011. PDF версия со всеми правками

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *