Мировоззрение современное: Мировоззрение человека — понятие, типы, формирование – Мировоззрение — Википедия
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Мировоззрение человека — понятие, типы, формирование
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.
Понятие и структура мировоззрения
Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.
Познавательный
Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.
Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому виду мышления, которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.
Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Ценностно-нормативный
В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.
Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.
Эмоционально-волевой
Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.
Практический
Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.
Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.
Основные типы мировоззрения
Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:
- Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
- Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
- Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:
- Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
- Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
- Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Формирование мировоззрения личности
На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.
Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:
- мир материален;
- всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
- в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
- человек может и должен получать достоверные знания о мире.
Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.
Дошкольный возраст
Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Младший школьный возраст
В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.
Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.
Подростки
Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.
Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.
Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Юноши
На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.
Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.
Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.
Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.
Роль мировоззрения в жизни человека
Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.
Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.
Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и уверенность человека в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.
Мировоззрение современного человека
К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.
Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.
На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.
В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.
Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.
Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и ответственностью, потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.
Мировоззрение — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 ноября 2019;
проверки требуют 2 правки.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 ноября 2019;
проверки требуют 2 правки.
Мировоззре́ние — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации[1][2]. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Какова позиция «Я», таково и восприятие мира, замечает Ж.-П. Сартр.
Термин мировоззрение имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Иммануил Кант, однако не отличает его от миросозерцания. В Феноменологии духа Георга Фридриха Вильгельма Гегеля присутствует вынесенное в заглавие понятие «морального мировоззрения» (нем. Die moralische Weltanschauung). Современное значение термин приобретает у Вильгельма Шеллинга[3]. В качестве специальной темы мировоззрение выделяет Дильтей. В название своей работы «Мировоззрение новейшей физики» («Die Weltanschauung der modernen Physik», Lpz., 1902) вносит мировоззрение Эдуард фон Гартман. В русский язык термин попал как калька (не позже 1902 года[4]). Вместе с тем в советское время понятие мировоззрения стало главным для понимания философии. О «монистическом мировоззрении» пишет В. И. Ленин в «Философских тетрадях». Уже в 1923 году его использует А. М. Деборин (Людвиг Фейербах. Личность и мировоззрение).
Выделяют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное.
С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.
Мифологическое[править | править код]
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.
Религиозное[править | править код]
Религиозное мировоззрение (лат. religare — воссоединять) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь её роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
Философское[править | править код]
Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность.
Философия — (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — одна из форм мировоззрения[5], а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания[6], теория[7] или наука[8]. Философия как дисциплина изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[5][9].
Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время», откуда и распространилась впоследствии по всему миру.
- На русском языке
- Беляев И. А. Человек и его мироотношение. Сообщение 1. Мироотношение и мировоззрение // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). — Краснодар: КубГАУ, 2011. — № 09(73). С. 310—319.
- Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983.
- Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1971.
- Бройль Л. Революция в физике. М., 1965.
- Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. — В сб.: Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912.
- Митрохин Л. Н. Философия религии. М., 1995.
- Шелер М. Философское мировоззрение. // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.
- На других языках
- Jaspers K. Psychologic der Weltanschauungen. Lpz., 1919.
- Wenzl A. Wissenschaft und Weltanschauung. Lpz., 1936.
Что такое мировоззрение человека — его формы, виды и принципы формирования
С древних времен люди интересовались обустройством окружающего мира, определяли свое место в нем и отношение как друг к другу, так и самому себе. Такое мировосприятие или мироощущение определяло жизненную позицию человека, его поведение и стремления. Более подробно о том, что такое мировоззрение, в этой статье.
Что представляет собой мировоззрение человека?
Человек – существо разумное, способное мыслить и прогнозировать последствия своих поступков, искать средства для реализации своих целей. Все это определяет его миропонимание. Природные инстинкты, опыт, научная и практическая деятельность формируют систему взглядов, оценок и образное представление о мире. Функции мировоззрения заключаются в организации, осмысленности и целенаправленности деятельности индивида. То есть мировосприятие определяется убеждениями, жизненной позицией и морально-этическими ценностями.
Как формируется мировоззрение?
Общая картина мира складывается в процессе воспитания, обучения и социализации в обществе. В целом формирование мировоззрения – это очень медленный и ступенчатый процесс и зависит от качества индивидуального знания. Молодые люди с недостаточным опытом и знаниями имеют неустойчивое мировоззрение, что делает их легкой мишенью для разных манипуляторов – политиков, представителей религии и т.д. По мере взросления система жизненных ценностей укрепляется, определяя поведение индивида и выступая руководством к действию.
Мировоззрение его виды и формы
Выделяют определенные компоненты мировосприятия:
- Знания. Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция.
- Чувства. Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность.
- Ценности. Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей.
- Поступки – положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи.
- Убеждения – тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни.
- Характер – воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, уверенности в себе, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.
Философское мировоззрение
Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность. Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции. При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение. Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.
Религиозное мировоззрение
Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей. Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.
Мифологическое мировоззрение
Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления. Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера. По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и являлись руководством к действию.
Научное мировоззрение
Это миропонимание возникло как противоположность мифологическому и религиозному. Научная картина мира основывается на понятиях закона и закономерности. Основные типы мировоззрения – мифологическое и религиозное опираются на выдуманные, произвольные и сверхъестественные причины, а наука развивается в ходе усложнения труда, решения практических задач. Такое прогрессивное мировоззрение предоставляет возможность из ранее полученных знаний черпать новые. Рациональность, перенесенная на религию и мифологию, дала толчок к развитию философии.
Обыденное мировоззрение
Такое мироощущение формируется само по себе у каждого человека и является ядром здравого смысла. Особенности мировоззрения заключаются в том, что отчасти его развитие зависит от генетической наследственности. В ходе воспитания родителями, общения с друзьями и близкими, контакта с окружающей средой формируются ценности, приоритеты и жизненные установки, которые к половому созреванию обретают черты вполне определенного мировоззрения. Важнейшее значение в этом процессе имеют особенности родного языка и степень его усвоения, а также трудовая и орудийная деятельность.
Историческое мировоззрение
В истории типы мировосприятия остаются теми же – это мифологическое, религиозное и философское. Тем, кто интересуется, какое бывает мировоззрение, стоит сказать, что первым был миф – выдуманный сюжет, плод народного воображения. Религия тесно связана с мифологией: обе они предполагают присутствие мифологической системы и предусматривают основу мифов на вере. Философия выступает особым способом познания, ведь что такое мировоззрение – это теория или наука, изучающая фундаментальные принципы бытия и познания.
Как поменять мировоззрение?
Мировосприятие способно претерпевать изменения в ходе взросления человека, обретения новых знаний. Нередко случается так, что после какого-то события люди полностью меняют свою жизнь и взгляды на нее. Заядлые атеисты становятся воцерковленными людьми, а опытные бизнесмены бросают все и уединяются в каком-нибудь тихом местечке. Мировоззрение личности можно совершенствовать, стремиться к нравственным идеалам, познавая новое, общаясь с разными людьми, путешествуя. Необходимо много читать – психологической, философской литературы.
Мировоззрение современного человека
В период распада СССР возник мировоззренческий кризис, явившийся следствием крушения идеалов и не успевшими сформироваться новыми. В эру потребления, характерную для настоящего времени, такие нравственные ориентиры, как долг, честь, ответственность утратили свое значение. «Ты этого достоин» – слышит каждый с экранов телевизора и стремится соответствовать. Современное мировоззрение в эпоху глобализации заключается в снижении значения национальной культуры и отчуждении ее ценностей.
Смысл жизни человек стал видеть в получении удовольствий. Теряется связь с родной землей, предками, иными стали отношения в браке, принципы воспитания детей. При этом появляется все большее количество людей, осознающих необходимость перемен. Мировоззрение в психологии стало более гуманистическим. Человек хочет быть в гармонии с самим собой, природой и другими людьми. Растет число храмов, благотворительных фондов и организаций по защите окружающей среды.
Книги, меняющие мировоззрение человека
На свете есть немало авторов, исследующих смысл человеческого бытия. К ним относятся:
- Бразильский писатель Пауло Коэльо. Особые интерес представляют работы под названием «Алхимик», «Паломничество».
- Книги, которые меняют мировоззрение, пишут многие знатоки психологии. Среди них Луиза Хей, которая многим помогла пережить негативные эмоции, изменить свое мышление и даже исцелиться от некоторых недугов, ведь что такое мировоззрение – это система ценностей, а ее можно поменять, если она ухудшает качество жизни.
- Еще один автор – Алекс Байхоу. Его труд «Привычка быть счастливым» является кратким курсом по саморазвитию, где рассказывается о том, как управлять своими привычками ради достижения такой цели, как счастье.
- В своей рукописи «Белая книга» Виктор Васильев приводит психологические приемы, которые предоставляют возможность изменить себя как личность, ведь что мировоззрение такое – это свое «Я», но если внести лишь некоторые штрихи к своему психологическому портрету, можно изменить взгляд на жизнь.
типы, формирование, понятие в философии и психолоии, историческое, ценности, особенности, структура, суть, примеры
Любой человек обладает своеобразным мышлением и имеет право на личное мнение. У него есть личные взгляды на жизнь, на жизненные ситуации и свое понимание добра и зла. Через призму своих убеждений индивид смотрит на мир и строит понимание окружающего, а также ищет своё место в нём. Этому есть более точное название и объяснение:
Мировоззрение — это система оценки взглядов человека на разные вещи и жизненные ситуации, на основе которых выстраиваются их принципы, отношение к миру и к самим себе.
Человеческое мировоззрение строится на условиях бытия и моральных устоях окружающего общества. Это знание складывается у каждой личности и социальных групп, у которых совпадают взгляды на жизнь.
Функции мировоззрения
В жизни мировоззрение напоминает маяк. С его помощью человек ориентируется в мире и обществе, решает как реагировать на внешних раздражителей, понимает что для него важно, а что второстепенно и, наконец, чего желать. Чеканенные принципы дают личности покой и уверенность в его выборе и поступках. Смена массово-общественных событий и внутренних ценностей ведёт к мировоззренческому кризису. Такая ситуация произошла при распаде СССР. Единственный способ справится с последствиями крушения идеалов — это попытается сформировать у себя новые, приемлемые законам морали. В этом вопросе может помочь специалист.
Мировоззрение есть сердцевиной культуры (научной, литературной, живописной и т.п.). Искусство действует на все стороны психики человека: на ум, на чувства, на волю. Но в остальном понимании культуры помогают слова.
Исторические типы мировоззрения
На протяжении своего проживания на планете люди продолжают открывать что-то новое в разных отраслях, даже когда официально перестают учения. Такие знания бывают обыденными, религиозными и научными. Но это не все виды, которые представляют мировоззрение людей.
В основные типы мировоззрения входят мифологическое, религиозное и философское.
Мифологический тип помог объяснить явления в природе, которые люди не могли пояснить. Так появились мифы, в которых фантастические события превышали разумные (причины смертельных болезней, дождь, снег, наводнения и т.п.) С легендами люди сформировали общие понятия плохого и хорошего, тьмы и света. Поэтому мифологическое объяснение занимает важную роль в мировоззрении общества.
Религиозный тип мировоззрения содержит в себе конкретные правила нравственного существования на земле, призывает к здоровому образу жизни и веру в устав без пояснений. Он объединяет общество, но также разъединяет представителей других религиозных групп.
Философский вид представляет большую свободу разума, а не эмоциональную, как в мифологическом типе. Тут дается право восприятия мира человеческому уму, без религиозных ограничений. И личность ощущает свободомыслие.
Недавно ученые выделили несколько другие виды мировоззрения: научный, обыденный и гуманистический.
Научные знания преподносятся на основе выводов и точных доказательств. Например, Земля круглая и т.п.
Обыденное знание состоит из опыта и выводов одной особи из её проживания. Например, порезавшись ножом, человек понимает, как аккуратнее им пользоваться.
Гуманистическое понятие призывает принимать человека с его идеалами и жизненными позициями. Не подвергать личность унижению в обществе из-за отличительных мнений. Но такой тактики не везде придерживаются.
Уровни мировоззрения
Понятие мировоззрения содержит три уровня:
- Первый — обыденный вид мышления, подчеркивающий жизненный опыт, здравый смысл, инстинкт и предчувствия. В него входит наибольшая часть общества.
- Второй уровень — более конкретный. Он включает знания человека состоящих из опыта в различных профессиях, науке, политике и искусства.
- Третий — наивысший. Он более философский. Он изучает развитие разума личности на духовном уровне, анализ ее поступков и поиск источника её же проблем. До такого уровня дотягиваются в основном выдающиеся люди и представители философской науки.
Мировоззрение выстраивается через мировосприятие. У людей разный процент позитивного и негативного осмысления, которые складывают более точные жизненные позиции в человеческом уме.
Позитивное мышление тянет личность к усложнению исторически-устоявшихся систем. В основе него лежит понятие прошлого, как единственная субъективная форма реальности.Такое осмысление лежит в основе жизни человечества на земле.
Негативное мышление наоборот притягивает упростить устоявшуюся систему. Суть этого вида в том, что прошлое — это уже пройденное время, настоящее — это подготовка к будущему, а будущее — есть их субъективной реальностью. Большая часть личностей с негативным мышлением составляет анти-систему.
Структура мировоззрения
Смысл мировоззрения состоит из знаний, правил, установок, принципов и идеалов. Разум человека принимает своё место в обществе, самого себя и учится жить с внешними раздражителями. Личность знакомится с миром и ориентируется в нём с помощью информации и устоявшимся правилам. С принципами она формирует своё место в обществе, создаёт свои ценности и определяет своё эмоциональное отношение к внешним раздражителям. А с устоявшимися идеалами человек развивается, формирует свой характер и двигается вверх по морально-интеллектуальной лестнице.
Конечно вышесказанное не полностью описывает структуру мировоззрения. Подобные понятия более объективные (знания и информация) и субъективные (принципы и идеалы).
Важное место структуры мировоззрения занимают убеждения. Они влияют на поведение индивида в обществе, в выборе его приоритетов самореализации в них. Первенства между формами структуры могут меняться и в одном сознании, и в массовом.
Мировоззрение в философии
Понятие «мировоззрение» окончательно заняло ячейку в научной деятельности немецкой классической философии в конце XVIII века. Но в дальнейшем приняло много изменений в своей структуре. Человечество продолжает развиваться, соответственно философия совершенствуется.
Философия (в переводе с др. греч. — любомудрие; любовь к мудрости) — это основная форма человеческого сознания, наука о мыслях человека, наука о появлении мира, природы и общества, учение об общих ценностях и принципах во благо общества. Эта наука взяла начало в VII-VI веках до н.э. в Китае, Индии и Древней Греции. С того момента философия стала основной и неизменной формой сознания, которой человечество интересовалось все последующие века.
Проживание людей на земле носит исторический характер. С каждым годом, десятилетием и веком меняются человеческие ценности, основы бытия и отношение к моральным устоям. В миропонимании каждой эпохи выделяется общий интеллектуальный и психологический настрой каждой страны, а также разных социальных сил, который называется менталитет. Такое течение позволяет условно охарактеризовать и обобщить взгляды любой национальности. Это показывает, что понятия мировоззрение и менталитет тесно переплетаются между собой.
В совокупности с философией мировоззрение принимает более осознанный вид. Одни материальные познания не строят понимания окружающего до конца. Философская наука вносит в знания смысл и помогает человеку развиваться не только умственно, но и «духовно». Таким образом он начинает мыслить гораздо шире. Но вещи, которые человечество не смогло объяснить, продолжают нести фантастический смысл.
Можно вывести три компонента, которые крепко связывают мировоззрение и философию: мировоззрения-знания, ценности и программы действия. При этом знания и ценности могут быть противоположными. Познанием движет стремление личности к объективной реальной истине, а ценности строят отношение к обществу, ставят цели, вызывают интерес к смыслу бытия.
Ценностный склад ответственный за нравственные и эстетические качества личности. Через соотношение познаний и идеалов происходит оценка происходящего. Впоследствии этой оценки познания — ценности уравновешиваются и приводятся в согласие. Так сочетается не сочетаемое — интеллект с эмоциями.
Мировоззрение в психологии
На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:
— мир материален;
— всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;
— в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;
— человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.
В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.
В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.
В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.
Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.
На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.
Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.
В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.
Мировоззрение современного человека и влияние средств массовой информации на мышление в современном мире
В данной статье рассмотрена проблема формирования мировоззрения личности,каким образом выстраиваются мышление и знания человека, как массовые коммуникации отражаются на развитии современного общества. Приведены примеры влияния средств массовой информации на социум.
Многие, наверняка, задумывались, откуда появляются знания у людей, и каким образом выстраивается мировоззрение и сознание человека, но самое главное, как это все отражается на развитии современного общества? От того, насколько правдиво человеку источник преподносит информацию, зависит сознание и мировоззрение людей.
Определение мировоззрения есть одно из ключевых понятий в философии и в системе обучения. Без этого понятия невозможно обойтись при изучении философии, истории.
Мировоззрение есть необходимое звено человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а сложная взаимосвязь элементов. Разнородные блоки знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.
Наиболее важными для формирования взглядов являются теоретическое и духовно-практическое отношение к миру. Теоретические (наука, философия) и духовно-практические (искусство, мораль, религия) формы познания возникают в практической деятельности человека и являются важнейшими средствами достижения целей человеческой деятельности. В процессе теоретического познания усилия человека направлены на получение истины. Чтобы установить истинность знания, необходимо определить соответствие знания предмету познания [2].
Телевидение, кинематограф, литература, печатные средства массовой информации хорошо знают и в полной мере используют тягу человека ко всему трагическому, связанному со страданиями. Очень точное определение дал знаменитый итальянский кинорежиссер Ф. Феллини: «Телевидение — это когда миллионы людей смотрят, как другим миллионам плохо» [6].
Широко известны данные о насыщенности средств массовой информации актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. По проценту отведенного на это эфирного времени — второе место после рекламы. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. Уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение [4, с. 96-97].
Среди колоссальных проблем исследователи все чаще называют возможности информации в части воздействия ее на массовое сознание. Развитие массово-коммуникативных процессов способствует по большому счету развитию всей цивилизаций. Без коммуникаций социум развиваться не сможет, причем общение и мир являются одним целым, одно, несомненно, предполагает другое. Исходной конфигурацией теорий массовой коммуникации является, очевидно, само понятие «массовая коммуникация».
Итак, средства массовой информации влияют на человека с самого рождения. С детских лет это просмотр детских передач по телевизору, конкурсы. Время формирования личности начинается с детства, а массовая коммуникация одно из средств этого становления. Важным аспектом является духовное, нравственное и художественное содержание информации, которую доносят до слушателя, так как духовно-нравственное, художественное и особенно психологическое становление личности крайне важно в детском возрасте, которое носит определяющий характер.
Если эти нормы, устои жизни будут подменены, если произойдет их замена на фальшивые, ненастоящие, поддельные ценности, если будут опошляться высокие понятия, такие как Родина, Любовь, Материнство, и подвергнутся осмеянию чувства долга, чести, достоинства, совести, то ясно, что само здание жизни окажется без фундамента, и человеческое сообщество окажется, мягко говоря, в сложном положении [5, с. 22].
Образование является одной из основных частей становления личности в современном мире. При помощи этого процесса общество передаёт опыт, навыки, знания от одного человека другим. В ходе обучения ученику «вбиваются в голову» определённые культурные ценности; ход передачи знаний направлен на приспособление личности в обществе, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.
Образование оказывало и оказывает огромное влияние на деятельность человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в колледж, третьи не хотят поступать никуда. Это представляет собой определенный процесс выбора дальнейшей профессии. Хотя часто встречается, когда, окончив высшее заведение, человек идёт работать не по своему профилю [3].
От стадии морального и духовного развития молодежи зависят возможности ее продуктивного воздействия на развитие культурных ценностей у человека, а значит, и на выход России и мира на новые рубежи в мировоззрении. Понимание процессов, происходящих в общественном сознании, сфере образования, и обоснование на этой базе подходов к формированию мировоззрения, прогнозированию тенденций мирового развития необходимо для ведения научного поиска в исследованиях проблем молодежи, которые активно разрабатываются в рамках гуманитарных наук. Социально-философская основа таких исследований важна для преодоления частного характера знаний о молодежи, получаемых из конкретных наук [1].
В процессе становления и прогрессирования техники роль науки как системы знаний, способа, который образовывает мнение человека, и специфической сферы человеческой деятельности существенно меняется и усложняется. Сегодняшний мир требует от каждого индивидуума овладения огромным количеством достижений культурного и исторического развития человечества. Следовательно, увеличивается значимость такого мировоззрения, которое в равной степени должно учитывать различные научные утверждения и взгляды и помочь человеку теоретически и практически определиться в современном мире. Научные достижения, которые становятся частью формирования мировоззрения личности, призваны выполнять роль компаса для личности в его взаимосвязи с окружающим миром, в формировании и благоустройстве этих взаимоотношений, в понимании их сущности.
В современном мире завершает существование и эволюционирование один тип человека, и формируются условия для образования новой личности, с другой психикой, духовностью, с другим складом ума и с другой системой моральных ценностей. Современный человек, которому предоставляется возможность жить в эпоху новых технологий, — это не только потребитель, который выбирает среди предметов потребления, но и участник социального, политического и культурного сообщества. Будет ли он активно взаимодействовать с культурой, зависит от большого количества дополнительных аспектов: подготовленности личности к взаимодействию со средствами массовой информации, внедрения средств массовой информации в его сферу жизнедеятельности, от влияния семьи, и, наконец, от самого индивида.
Мировоззрение современного человека. Мировоззрение людей
ПРЕДИСЛОВИЕ
В условиях нарастания социальных противоречий и кризисных явлений в жизни современного общества особую роль играет философское знание, определяющее характер мировоззренческих и ценностных ориентаций людей. Несмотря на известную инерционность мышления, связанную с негативным отношением к философии как науке, не дающей практических результатов, следует отметить, что такого рода представления не соответствуют современным реалиям.
На данное обстоятельство указывал еще Аристотель, отмечавший, что из всех искусств наиболее прекрасным является философия при всей ее практической бесполезности, ибо она изучает вечное, сохраняющееся, непреходящее. Сегодня можно с уверенностью сказать, что таким вечным является сохранение жизни людей в условиях кризисных явлений в экологической, экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни современного общества.
Философия всегда была ориентирована на формирование новых ценностей по отношению к миру в целом. Особую значимость это обстоятельство приобретает в переломные, критические эпохи, что присуще и современному этапу развития цивилизации. В такие эпохи всегда происходит напряженный поиск путей дальнейшего развития человечества, а задача самой философии состоит не только в прояснении мировоззренческих структур, определяющих образ мира и жизни людей, но и в выявлении смысложизненных установок новых ценностей.
Такая задача, связанная с определением стратегии выживания человечества, и напрямую зависит от философских разработок, усвоения студентами новых мировоззренческих ориентаций в условиях глобализации.
Именно философия, аккумулировавшая многовековый опыт человеческой культуры должна помочь людям осмыслить новые вызовы времени и наметить стратегические направления достижения стабильного будущего. Отражая самосознание современной эпохи, философия занимает центральное место среди дисциплин гуманитарного профиля, способствуя формированию новых взглядов на место и роль человека в природе.
Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.
РАЗДЕЛ
I
. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ
ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
1.1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы
В повседневной жизни каждый человек так или иначе сталкивается с явлениями добра и зла, жизни и смерти, справедливости и несправедливости, задумывается над вопросами о смысле своего присутствия в мире, об устройстве мироздания, о проблемах преходящего бытия на Земле и возможности вечного существования, осуществляет свой жизненный выбор, определяет ориентиры своего отношения к другим людям, обществу и миру в целом. Все эти и другие вопросы решаются каждым новым поколением людей в конкретно-исторических условиях. Результатом такого решения является установление жизненно значимых факторов (норм нравственности, интересов, знаний, материальных и духовных ценностей и т. д.), выступающих основой поведения и деятельности человека, его отношения к людям, миру, себе самому. Человек понимает себя, людей, мир, свое место, в жизни исходя из своего выбора. Система же взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основу мировоззрения.
Мировоззрение
включает в свою структуру знания, убеждения, ценности, идеалы и другие компоненты.
Знания
– это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом человеке и др. Знания являются основным компонентом мировоззрения. Благодаря наличию в мировоззрении знаний оно может выступать в качестве своеобразной знаковой модели мира, включающей представления об устройстве общества, об отношении человека к нему, а также программы собственного поведения.
Убеждения
представляют собой сформированные или формирующиеся на основе знаний потребности человека мыслить и действовать в соответствии с избранными жизненными ориентирами или ценностями. Главным элементом убеждений являются принципы или определенные правила отношения человека к миру, другим людям, различным явлениям и событиям, к самому себе. Убеждения выступают в качестве индивидуального средства регуляции отношений в обществе и поведения человека, но также служат специфическим компасом в достижении им жизненных целей.
Поскольку убеждения опираются на ценности (убеждения еще можно объяснить как осознанную необходимость следования тем или иным ценностным ориентирам), то в совокупности они образуют нормативно-регулирующий механизм жизни человека в обществе. Ценности составляют содержание принципов мышления и действия.
Ценность
– это понятие, которое характеризует объекты и процессы, их свойства (включая идеи, знания), являющиеся жизненно важными (в положительном, отрицательном и нейтральном значениях) для человека.
Ценности определяют правила и образ жизни человека в обществе. Активная роль ценностей проявляется в форме правовых, политических, религиозных, моральных и других убеждений и принципов.
В ходе исторического развития ценности постоянно обновляются. В жизни современного общества особую значимость приобретают экологические ценности, выражающие деятельность по сохранению природы и обеспечению нормальных природных условий человеческого существования.
Во все времена основополагающую роль в выборе жизненной позиции играли материальные и духовные ориентиры и ценности. Высшей ценностью, интегрирующей и регулирующей проявления других ценностей, являются идеалы.
Идеал
– мысленно конструируемое, более совершенное в сравнении с настоящим, должное состояние реальности, к которому надлежит стремиться.
Ценности и идеалы всегда скорректированы с социально-экономическими, духовными и, в целом, конкретно-историческими особ
Типы мировоззрения – классификация, какие преобладают в современном обществе?
Типы мировоззрения менялись вместе с эволюцией человека и формированием морально-этических и культурных ценностей. Эпохи сменяют одна другую, какие-то взгляды на мир остаются неизменными, и продолжают оказывать влияние на людское общество, другие бесследно исчезают.
Мировоззрение его структура и исторические типы
Мировоззрение – совокупность общих и личностных взглядов, установок людей на мир и взаимодействие с ним. Типы человеческого мировоззрения у одной и той же личности могут быть разного свойства. Структура мировоззрения состоит из отдельных элементов и связей между ними. Уровни структуры:
- повседневный или обыденный – присутствует у каждого человека, помогает видеть мир эмоционально окрашенным;
- рационально-теоретический – интеллектуальный, узконаправленный уровень мировоззрения, характерный для определенных специальностей, научных сфер с их теориями, концепциями.
Элементы мировоззрения:
- идеалы;
- убеждения;
- стереотипы;
- ценности, преобладающие в обществе;
- знания.
Заслуживает внимание так называемая триада сложившихся видов мировоззрения с древних времен, без понимания которых нельзя полностью понять как формируется мировоззрение человека, на что опирается. Исторические типы мировоззрения их особенности:
- Мифологическое – древнейший тип мировоззрения, связанный с силами природы и благоговением перед ними, почитание в виде сонма богов.
- Религиозное – у людей уже есть источник знания, Священное писание с его догмами, предписаниями, формируется монотеизм и вместе с этим духовность.
- Философское – опора на интеллект, свободомыслие и непрекращающийся поиск истины, обоснование взглядов на мир, подкрепление их логическими доводами, аргументацией, работа разума.
Основные типы мировоззрения
Исторически сложившиеся типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское присутствуют во взглядах на мир и у современных людей в большей или меньшей степени. Какие существуют типы мировоззрения в каждом конкретном виде, можно узнать из специальных религиозных и философских источников, а чтение древних мифов может приблизить к пониманию процессов, происходящих с человеком при взаимодействии с пугающим и большим миром.
Типы мировоззрения в философии
Классификация типов мировоззрения в философии сводится к рефлексивным способам познания мира, к которым относятся:
- Универсализм – форма познания бытия на основании всеобщих законов мудрости и универсальных принципах нравственных и духовных ценностей.
- Субстанционализм – все философы стремятся объяснить мироустройство, опираясь на единое устойчивое начало.
Философское мировоззрение построено на сомнениях, являющихся предметом размышления. Философ, в поисках истины подвергает критике обычаи, обыденные явления, традиционные ценности и нравственные нормы. Все что проходит проверку временем и формирует под собой доказательную базу ставится философами на прочный фундамент знания, остальное отбрасывается как отжившее и исчерпавшее себя.
Мифологический тип мировоззрения
Мифология как тип мировоззрения насыщена эмоциональными переживаниями и образами. Для первобытного человека миф – это неотъемлемая составляющая мышления и отношения к жизни, это вещественная творимая реальность, все можно описать с помощью мифа. Для древних людей мифологическое мышление было сродни науке и отвечало на многие жизненные вопросы:
- что из себя представляют природные явления;
- чего может достигнуть человек с помощью определенной деятельности;
- как бороться со злом;
- что такое добро и зло;
- как произошло все что есть: божества, космос, планеты, животные, люди;
- что есть жизнь, смерть.
Религиозный тип мировоззрения
Рассматривая типы и виды мировоззрения важно увидеть в каждом ценности, которые они в себе несут. Религия привнесла в жизнь человека новые смыслы существования и цели. Бог как высшая инстанция объединяет людей. Религиозное мировоззрение делит мир на земное бытие при жизни и сверхъестественное – после смерти душа отправляется в место соответствующее ее заслугам в рай или ад. Религиозное сознание основано на вере, которой не нужны научные доказательства. Для верующего человека доказательством существования Бога являются мистические, экстатические переживания.
Наука как тип мировоззрения
Типы мировоззрения не были бы полными без включения в них научного, которое начинает доминировать с XVIII в. Какие типы мировоззрения выделяет наука с этого времени? Все ту же исторически сложившуюся триаду: мифологическое, философское и религиозное. У историков и археологов есть немало научных обоснований и фактов почему и как формировалось то или иное мировоззрение. Становлению научных взглядов на мир способствовали методы познания:
- эмпирические;
- теоретические;
- рациональные;
- анализ и синтез;
- сочетания теоретических и практических методов;
- индукция;
- дедукция.
Типы мировоззрения – плюсы и минусы
Типы мировоззрения у каждого человека могут иметь разное соотношение и от этого картина мира выглядит индивидуальной, хотя и имеет общие черты у большинства. Можно верить в Бога и быть при этом прекрасным ученым, опирающимся на реальные факты, а можно соединять в себе и мифологическое и религиозное сознание и при этом находиться в этом очень гармонично. Какой тип мировоззрения самый правильный – на этот вопрос нет правильного ответа. Типы мировоззрения сильные и слабые стороны:
- Мифологическое мировоззрение – дает связь между поколениями, позволяет творчески и креативно смотреть на мир, видеть в нем мощные проявления природы, но само по себе оно стихийно и иррационально и искажено.
- Религиозное – схоже с мифологическим в плане иллюзорного восприятия мира, но дает человеку придерживаться социальных и нравственных норм, общепринятых ценностей, способствует сплочению.
- Философское – объединяет в себе иррациональный взгляд на мир с научным и дополняет мифологическое и религиозное.
- Научное мировоззрение – объясняет мир с помощью теорий, фактов, то что раньше считалось из разряда чудес получает свое научное обоснование, но не все поддается логике и разуму.
Какие типы мировоззрения преобладают в современном обществе?
Типы и виды мировоззрения современного человека претерпевают изменения – век цифровых технологий, вседозволенности и доступности того, что раньше было под запретом и осуждалось – сегодня норма жизни. Кризис духовности и потери ценностей сильно отразились на мировоззрении людей, об этом не устают говорить представители различных конфессий, так ли это в действительности – время покажет.