Мозговой штурм что это: Мозговой штурм — это… Что такое Мозговой штурм? – 5 психотипов в мозговом штурме, и как их использовать

Содержание

Мозговой штурм — это… Что такое Мозговой штурм?

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

  1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале второго этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
  2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

    • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
    • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
    • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
    • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
  3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Мозговые атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные.

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.


Успех

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

Ссылки

Wikimedia Foundation.
2010.

5 психотипов в мозговом штурме, и как их использовать

brainstormКажется, о мозговом штурме сказано все, что можно. Тем не менее, всегда обнаруживаются интересные нюансы. Задумывались ли вы над тем, как на процесс генерации идей влияет человеческий фактор? Между тем, именно он может сделать его совершенно бесполезным, если не учитывать различные подходы людей к творческому процессу. Мы выделили 5 основных психотипов в мозговом штурме и рассказали, как с ними работать. Что из этого получилось – читайте в статье.

Мозговой штурм – один из методов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Узнать больше об этой теории, научиться развивать свой творческий потенциал и решать сложные задачи нестандартными подходами вы можете на нашей онлайн-программе «ТРИЗ на практике».

1

Привидение

Некоторые люди предпочитают держаться в тени. Это неуверенность? Отсутствие идей? Они потеряли голос? Никто не знает этого, потому что они молчат. Когда их спрашивают, они часто ссылаются на других участников мозгового штурма: «Да, я согласен с ним», «Я тоже так думаю». Чаще всего Привидений просто игнорируют.

Это досадно, потому что иногда Привидениям приходит в голову мысль, о которой психотипы вроде «Босса» и «Волшебника» никогда не задумывались. В этом случае им больше подходит определение «Ниндзя». Скорее всего, это происходит потому, что у теней есть время проанализировать ситуацию. Они не вываливают все свои идеи, как это делают другие, более активные люди.


Преимущества:

  • Делают заметки, наблюдают и анализируют со стороны;
  • Распознают шаблоны в идеях.

Недостатки:

  • Не будут просить о помощи, если задача неясна;
  • Боятся высказывать “безумные” идеи;
  • Отбирают энергию у более активных сотрудников.

Что с ними делать?

  • Делайте комплименты, чтобы вытащить их из скорлупы;
  • Используйте тихие/анонимные методы мозгового штурма, такие как брейнрайтинг, в котором они записывают идеи, прежде чем говорить о них;
  • Создавайте небольшие группы со стабильным составом, чтобы они не стеснялись;
  • Старайтесь придать им более существенную роль при отборе идей, что зачастую больше им по душе.

2

Волшебник

Волшебники, как правило, придумывают множество идей из воздуха. Как по волшебству. На самом деле они просто не боятся быть творческими, и их мозг заточен на генерацию идей.

Волшебники обычно очень заметны. Их возбуждает творческая деятельность, они активны и вертятся, как волчок. В большинстве случаев они довольно дружелюбны, но вполне могут агрессивно защищать свои идеи, так как считают их самыми лучшими.

Преимущества

  • Их идеи более креативные, чем у других психотипов;
  • Их энергия заразительна.

Недостатки

  • Придумывают много неуместных идей, которые загромождают действительно ценные находки;
  • Могут быть творчески деморализующими для Привидений и Критиков.
  • Могут быть отвлекающим фактором для Привидений и Боссов.

Что с ними делать?

  • Наличие Волшебника – необходимое условие для качественного мозгового штурма. Так что, если у вас еще не такого – срочно ищите.
  • Будьте осторожны, чтобы они не бросили остальную часть группы со своими далеко идущими идеями. Следите за тем, чтобы другие психотипы полностью восприняли все их придумки.


  • Волшебники могут забыть, что они проводят мозговой штурм для какой-то конкретной задачи. Они увлекаются своим творческим процессом. Периодически напоминайте им о вашей цели.

3

Боссы

Кто здесь Босс? Ну, надеюсь это вы – ведущий мозгового штурма. Тем не менее, среди прочих участников сессии могут встречаться Боссы иного рода. Как и Волшебников, их легко заметить в группе. И точно так же, как волшебники, боссы защищают свои идеи. Но не потому, что эти люди настолько творческие. Они просто хотят (зачастую неосознанно) руководить процессом. Они пытаются завести его в свои личные рамки.

Тем не менее, Боссы могут быть очень полезны на последующих этапах мозгового штурма: при отборе и оценке идей. Если нужно принимать решения, они всегда будут там. Это люди действия.

Преимущества

  • Ориентированы на результат;
  • Хороши в оценке и отборе идей;
  • Отлично подходят для презентаций.

Недостатки

  • Пытаются убедить других участников, что их идея — единственно правильная;
  • Если в группе есть два и больше босса, они начинают конкурировать и выяснять, кто лучше. В результате получается спор, а не мозговой штурм.

Что с ними делать?

  • Попробуйте поговорить с боссом до сессии. Объясните ему, что их лидерство и напор могут угнетать других участников. В большинстве случаев он воспримет это как комплимент;
  • Дайте им определенную задачу во время сессии. То, что могут сделать только они. Таким образом, они не будут мешать остальной группе.
  • Держи себя в руках. Вы – Ведущий. Стойте твердо, но оставайтесь дружелюбными.

4

Помощник

Помощники – ваши друзья, по крайней мере, они пытаются быть ими. Они делают все, чтобы помочь вам успешно провести сессию. Их интересует не столько результат, сколько сам процесс. Зачастую их активность приводит к тому, что они могут отчуждаться от остальной группы.


Преимущества

  • Предлагают интересные новые идеи и методы, как улучшить сессию;
  • Рады попробовать новые методы мозгового штурма;
  • Очень старательно помогают с организацией сессии.

Недостатки

  • Могут мешать ведущему и задерживать работу;
  • Если Помощник больше времени тратит на ведущего, а не на команду, у последней будет меньше синергии.

Что с ними делать?

  • Убедитесь, что Помощник поддерживает связь с другими членами группы. Продолжайте возвращать его обратно в команду.
  • Дайте Помощнику свое специальное задание, чтобы он почувствовал себя польщенным, или даже лучше: дайте ему групповое задание.

5

Критик

Именно этих участников больше всего боятся ведущие. Критик не верит в этот мозговой штурм, в эту команду, в этот метод, в вас, в эту компанию, в весь мир. И критик не слишком стесняется давать людям об этом знать. Заклятый враг творческой сессии!

Вы можете задаться вопросом: «Что критик вообще делает на этой сессии?» – именно так думает и сам Критик. Но скептики существуют не просто так, верно? Правильно! Превратите вызов в возможность и используйте особенности Критика во благо. Так же, как и для Босса, набор навыков Критика вступает в свои права на оценочном этапе сеанса.

Преимущества

  • Не боятся быть честными;
  • Могут придумать альтернативные методы;
  • Отлично подходят для оценки и отбора.

Недостатки

  • Убивают энергию в команде;
  • Боссы могут почувствовать в них угрозу.

Что с ними делать?

  • Начните сеанс с объяснения, что критика ценна, но заставьте их «сохранить» ее для второго этапа сеанса.
  • Признайте их опыт публично, все еще дистанцируясь от их критики.
  • Четко регламентируйте сессию. Объясните правила и добейтесь их выполнения всеми участниками. Критик должен знать границы дозволенного.

  • Готовясь к сессии, подумайте, кого пригласить. Убедитесь, что в группе не будет слишком много критиков. Или любого критика вообще!

Заключение

Минус многих креативных методик в том, что они не учитывают особенности человеческой психики и ее влияния на групповой творческий процесс. Понимание психотипов в мозговом штурме поможет более качественно организовывать этот процесс и не просто нивелировать человеческий фактор, но и обратить его на пользу. Кстати, эта классификация подходит и для других креативных методик.

Мозговой штурм — это что такое? Оперативный метод решения проблемы :: SYL.ru

В настоящее время во многих сферах жизни для решения совершенно разных проблем используют множество эффективных методов. Среди них особой популярностью пользуется так называемый метод мозгового штурма. Все о нем слышали, но не каждый знает, в чем его суть. Сегодня мы хотим поговорить о том, что же он собой представляет и как его успешно применять на практике. Итак, что же такое мозговой штурм?

Экскурс в историю

Данный метод был придуман еще в 1941 году сотрудником рекламного агентства в Америке Алексом Осборном.

Мозговой штурм — это метод оперативного, быстрого решения задач на основе стимуляции творческой активности людей, которые принимают в нем участие и предлагают свои разнообразные идеи.

мозговой штурм это

Вообще, сущность данного способа заключается в том, чтобы отобрать группу людей, которые разделятся на две части. Одна из них будет генерировать идеи, а вторая — анализировать. Запрещается хоть какая-то критика. Идея, которую поддержит большинство, будет считаться правильной.

Ест и другие методы принятия решений, мозговой штурм, тем не менее, среди них наиболее известен и популярен. Почему? Да потому что:

  1. Он достаточно надежный и оперативный.
  2. Генерируется за короткое время максимальное количество всевозможных идей.
  3. Полное отсутствие критики.
  4. Развиваются, видоизменяются, модифицируются чужие и свои идеи.

Мозговой штурм – это специально разработанный метод для привлечения большого количества идей. Не поверите, но его эффективность очень высока. Группа из шести человек за тридцать минут может предложить до ста пятидесяти идей! Видимо, поэтому так популярен мозговой штурм. Примеры его использования мы обсудим ниже.

Какова техника проведения мозгового штурма?

Мы уже разобрали, что такое мозговой штурм. Идея здесь – это основа, на которой построено абсолютно все. Давайте теперь разберемся в технике проведения этого метода.

Собирается группа людей, которые отобраны для генерации альтернативных идей. Главным принципом отбора является разнообразие квалификаций и опыта. Группа должна быть очень «разношерстной». Заранее обговаривается, что приветствуются абсолютно любые идеи, придуманные как самостоятельно, так и пришедшие при комбинации с другими предложениями.

мозговой штурм примеры

Как мы уже подчеркивали, категорически запрещена любая критика. Дело в том, что сама мысль о возможности подвергнуться критике уже может затормозить воображение. Все участники по очереди говорят свои идеи. Остальные внимательно слушают, по надобности записывают новые, пришедшие на ум мысли под впечатлением услышанного. Потом все записи собираются, перечитываются, анализируются. Как правило, это делается уже иной группой специалистов.

Вообще, количество идей можно значительно приумножить за счет их комбинирования. Безусловно, среди полученных данных могут быть совершенно глупые и нереальные предложения. Но их можно очень просто отбросить.

Кто может стать участником?

Серьезных ограничений для участников нет. Рекомендуют создавать смешанные группы, где есть и мужчины, и женщины.

Лучше брать людей, возраст и должность которых не сильно отличаются, поскольку сам вид начальника сдерживает подчиненных.

В группе должно быть примерно равное количество активных и пассивных участников.

Не приглашаются скептически настроенные люди.

проведение мозгового штурма

Иногда имеет смысл периодически вводить в состав группы новых участников — они способны внести свежие предложения.

Сколько людей принимает участие?

Наиболее оптимальный состав группы — от шести до двенадцати человек. Не рекомендуют разбивать коллектив на более мелкие подгруппы. Кроме того, количественный состав напрямую зависит от числа активных участников. Чем их больше, тем меньше будет команда. Вместо 10 неактивных можно взять, скажем, 5 активных. Но качество от этого не пострадает.

Выбор места

Проведение мозгового штурма должно быть подготовлено заранее. Логично для этого использовать отдельную аудиторию вдали от посторонних глаз. На стенах можно развесить плакаты с правилами, по которым будет проводиться мозговой штурм.

мозговой штурм идея

Удобно иметь доску, на которой люди смогут набросать свои идеи. Столы располагаются по кругу. Это повысит уровень контакта участников. Для групп из шести-семи человек идеальным вариантом будет круглый стол. Здоровый юмор поможет создать атмосферу непринужденности и снять лишнее напряжение.

Длительность проведения

Обычно время проведения колеблется от сорока до шестидесяти минут. Это наиболее оптимальный вариант.

Для решения несложных задач достаточно будет и пятнадцати минут. Наиболее удачным временем проведения мозгового штурма принято считать утро, примерно с десяти до двенадцати часов. Однако можно организовать людей и с четырнадцати до восемнадцати часов.

Какие проблемы можно решить методом мозгового штурма?

Мозговой штурм — это именно тот метод, который позволяет справиться с любой проблемой, но только в том случае, если она имеет несколько вариантов решений. Если же вопрос имеет только одно решение, то не имеет смысла пользоваться мозговым штурмом.

Также это метод непригоден для абстрактных тем.

этапы мозгового штурма

Рекомендуют избегать ситуаций, когда озвучивают все варианты за один подход. Лучше сделать несколько этапов.

Кстати, с помощью этого метода можно собирать информацию, а не только идеи.

Когда озвучивается тематика мозгового штурма?

Безусловно, тема будущего обсуждения раскрывается заранее. Например, за два-три дня. У участников есть время все обдумать. Но возможно проведение мозгового штурма таким образом, когда тематика становится известной только непосредственно в момент начала обсуждений.

Какую роль играет руководитель?

Основной задачей руководителя является информирование всех людей о правилах метода. Он также контролирует их соблюдение.

Сам лидер тоже должен активно генерировать идеи и участвовать в обсуждениях, ведь цель мозгового штурма — максимальное количество вариантов. Хороший руководитель заранее готовит ряд предложений. Он за пару дней подбирает участников группы. На него вообще ложится весь процесс проведения, и от него же во многом зависит конечный результат.

Как оцениваются идеи?

Чтобы оценить предложенные идеи, нужно заранее подобрать критерии. Это может быть и практичность, и простота решения, и актуальность. Оценивание могут проводить как участники группы, так и другие специалисты.

Немного о правилах проведения

Первое правило: запрещена критика любых идей, высказанных в процессе обсуждения. В мозговом штурме ставка делается на количество предложений. Пусть некоторые окажутся глупыми и несостоятельными, но среди них обязательно найдутся и хорошие.

методы принятия решений мозговой штурм

Второе правило: свободное мышление и поощрение абсолютно всех идей. Одной из целей мозгового штурма является нахождение нестандартных путей решения проблем и ситуаций, иначе все это может стать похожим на обычное совещание, которое изначально убивает любую инициативу. Для творческого подхода людям нужна особая атмосфера и настрой.

Третье правило: предложение огромного ассортимента идей. В данном методе приоритетным является именно количество, а не качество.

Четвертое правило: запись всех идей является обязательной. При проведении штурма следует записывать абсолютно все высказанные мысли. Для наглядности это можно делать маркером на доске.

Пятое правило: обдумывание идей. Когда все мысли уже высказаны, участникам необходимо дать время все осмыслить. Это даст человеку время для отдыха, и заодно он может оценить происходящее.

Этапы мозгового штурма

Зная правила проведения штурма, можно поговорить и о его этапах.

  1. Лидер группы знакомит участников с правилами проведения. Рекомендуется сделать наглядные пособия.
  2. Для успешной работы необходимо настроить участников. Для этого подходит разминка, также тренируется ассоциативное мышление. Можно провести небольшую репетицию мозгового штурма. Выбирается небольшая проблема, группе предлагают найти пути ее решения.цель мозгового штурма
  3. Членам группы имеет смысл подготовиться: развесить плакаты для фиксации новых идей и раздать карточки, в которых участники смогут вести записи.
  4. Необходимо конкретизировать проблему.
  5. Идеи могут выдвигаться самыми разными способами. Есть много методик проведения мозгового штурма. Как один из вариантов, можно предложить поочередно участникам озвучивать свои мысли. Если кому-то нечего сказать, то он пропускает свою очередь. Лидер записывает идеи и следит за порядком. Вся группа участвует в работе. А можно предложить хаотичное высказывание членов группы без временных ограничений, но тогда сложнее будет фиксировать мысли. Недостатком такого подхода является то, что не все могут включиться в активную работу.
  6. Участники обдумывают и оценивают услышанное. Неудачные идеи исключают и вновь проводят мозговой штурм, используя оставленные мысли.
  7. Обсуждаются наиболее удачные идеи. Иногда дается время для оценки. Группа собирается позднее, чтобы было время для осмысления.

Вместо послесловия

Мозговой штурм — это творческий процесс, позволяющий открыться участникам в неформальной обстановке. Это явление нашло очень широкое применение в повседневной жизни. Сам по себе как метод решения задач он очень интересен. Где может быть задействован мозговой штурм? Примеры его использования можно увидеть, например, на телевидении. Вспомним такие известные передачи, как «Что? Где? Когда?» или «Брейн Ринг». Да-да. Они основаны как раз на этом методе. Однако игры не единственная ниша, разработку Алекса Осборна очень часто используют в совершенно разных сферах, что говорит о ее популярности.

Методы и правила мозгового штурма

Мозговой штурм что это: Мозговой штурм - это... Что такое Мозговой штурм? – 5 психотипов в мозговом штурме, и как их использоватьОдин из эффективных методов поиска решений нестандартных ситуаций – это мозговой штурм. Любой эффективный руководитель или специалист HR-отдела должен знать, как провести мозговой штурм, какие бывают его виды, правила и основные этапы. Применение методик брейнсторминга даёт возможность разрешить множество насущных проблем в деятельности любой организации, хотя и обладает определенными недостатками, которые могут и перевешивать имеющиеся преимущества.

Мозговой штурм – что это такое

Метод мозгового штурма впервые появился, был протестирован и начал использоваться для поиска решений в США. Разработал данную методику Алекс Осборн, один из ведущих английских копирайтеров 30-х годов XX века. Изначально, брейнсторминг применялся исключительно для поиска подходящих решений в творческих и маркетинговых вопросах. Однако распространение этого метода, его развитие, появление новых правил и видов мозгового штурма привело к тому, что на сегодняшний момент он может эффективно применяться для нахождения новых решений практически во всех аспектах деятельности. Так, будет актуален мозговой штурм для:

  • Творческих задач. Как это было задумано изначально, мозговой штурм позволяет очень эффективно решать творческие задачи в коллективах и находить наиболее нестандартные идеи, востребованные на рынке.
  • Технических задач. Метод брейнсторминга может помочь и в решении технических вопросов, когда они касаются разработки новых изобретений, концепций или поиска улучшений для уже существующих идей и механизмов.
  • Организационных вопросов. Управление персоналом и кадровая политика организации также являются аспектом деятельности субъекта хозяйствования, где может быть необходима оптимизация и поиск новых идей и решений, и помочь в процессе поиска может также метод мозгового штурма.
  • Стратегических решений. Принятие высшим руководством предприятия стратегических решений, определяющих всю политику деятельности компании, также может быть основано на результатах мозгового штурма для поиска наиболее удачного и эффективного пути.

Мозговой штурм не подходит для решения задач, если имеется лишь один возможный осуществимый способ решения. Кроме этого, он не применим для разрешения рутинных и постоянных вопросов, и в любом случае требует адаптации под конкретный вид деятельности организации.

Но что же представляет собой брейнсторминг? Мозговой штурм – это процесс поиска решений несколькими участниками коллектива, в котором безостановочно выдвигаются новые идеи, которые могли бы быть использованы для решения. При этом данный процесс не предусматривает ограничений и должен проводиться в как можно более открытой психологической обстановке. Сейчас существует множество отдельных методик и видов мозгового штурма, которые могут серьезно отличаться друг от друга и предполагать различные подходы к поиску решений.

Преимущества и недостатки мозгового штурма

Как метод поиска решений, мозговой штурм имеет множество как плюсов, так и минусов, которые необходимо учитывать при планировании использовать эту методику на практике в рамках ведения экономической деятельности. К достоинствам брейнсторминга можно отнести:

  • Мозговой штурм что это: Мозговой штурм - это... Что такое Мозговой штурм? – 5 психотипов в мозговом штурме, и как их использоватьСинергия. Мозговой штурм, как и любой иной вид деятельности демонстрирует на практике синергетические свойства коллективной деятельности. А именно – тот факт, что коллективная работа в целом даёт лучшие результаты, чем деятельность каждого из участников группы по отдельности.
  • Сплочение коллектива. За счет реализации принципов мозгового штурма, заключающихся в привлечении разноплановых специалистов, занимающих различные места в иерархии предприятия, а также благодаря совместной заинтересованности участников и дружелюбной атмосфере, брейнсторминг позволяет улучшить сплоченность коллектива и взаимоотношения между работниками.
  • Широкий охват. Так как в брейнсторминге участвует группа людей с разными знаниями и сферами ответственности, спектр рассматриваемых решений значительно расширяется. Кроме этого в ходе дальнейших обсуждений найденных решений, они могут быть рассмотрены всесторонне, с учетом профессиональных навыков отдельных участников.
  • Возможность нахождения неординарных решений. Так как в рамках мозгового штурма традиционно не устанавливаются ограничения на предлагаемые решения, подобный эпизод творчества может привести к нахождению решений, которые невозможно было бы предусмотреть, используя стандартные методики инновационного менеджмента или анализа.

Однако, помимо преимуществ, мозговой штурм имеет и определенные недостатки. К минусам подобной методики можно отнести её следующие особенности:

  • Блокировка участников. Традиционный подход к мозговому штурму предполагает, что озвучивать идеи одновременно может только один участник, что приводит к ухудшению качества использования времени и пропорциональному снижению эффективности метода в зависимости от количества участников. Современные методики могут позволить избежать данной проблемы.
  • Наличие инициативы у работников. Если сотрудники не имеют никакой инициативы для участия в деятельности организации, то эффективность их участия в мозговом штурме будет также нулевой. В некоторых случаях подобрать участников для брейнсторминга попросту не получится.
  • Снижение эффективности труда. Мозговой штурм занимает определенное время, в течение которого его участники будут отвлечены от своей основной деятельности в рамках организации и, соответственно, их труд не будет в это время выполняться, что может повлечь определенные издержки.
  • Отсутствие гарантий. Как метод поиска решений, мозговой штурм не всегда сможет гарантированно предоставить оптимальное решение.
  • Сложность организации. Эффективность мозгового штурма сама по себе очень зависит от того, как будет организован данный процесс. Соответственно, при неправильном подходе к его ведению, этот инструмент может быть бесполезным.

Руководитель всегда должен понимать четкие цели использования мозгового штурма. Применение данного метода без осознания проблемы и задач, которые должны быть реализованы в ходе брейнсторминга, является достаточно распространенным явлением, которое, в итоге, лишь наносит ущерб деятельности подразделения и всего предприятия в целом.

Основные правила мозгового штурма и его ключевые принципы

Вне зависимости от конкретного способа реализации метода мозгового штурма, данное мероприятие имеет определенные общие принципы, которые должны применяться практически в каждой ситуации. К основным принципам мозгового штурма можно отнести:

  • Отсутствие критики. Во время проведения мозгового штурма не допускается никакая критика высказываемых идей. Все они должны приниматься во внимание, вне зависимости от их логичности, абсурдности и реализуемости на этапе генерации. Присутствие даже мягкой критики может затормозить творческий процесс и заставить участника замкнуться в себе и не высказывать идеи впоследствии.
  • Количество участников. При планировании мозгового штурма необходимо учитывать оптимальное количество участвующих в нём лиц. Так, мозговой штурм можно проводить при количестве участвующих в нём лиц от четырех человек и до двадцати. Однако, оптимальное число – 6-12 участников. Слишком маленький коллектив не сможет эффективно генерировать поток идей, а при многочисленном штурме значительно усложнится отбор идей, их оценка и взаимодействие между сотрудниками.
  • Порядок выступления. Так как в мозговых штурмах должны участвовать работники, находящиеся на различных ступенях иерархии, необходимо обеспечить их полное равноправие в рамках процедуры. Если первыми будут выступать начальники, у работников с меньшим статусом может возникнуть желание согласиться с их идеями только ради повышения собственного статуса в их глазах. Соответственно, сначала должны высказываться работники с наименьшим рангом в рамках предприятия.
  • Запись. Все высказываемые в процессе генерации идеи должны в обязательном порядке записываться и фиксироваться, чтобы впоследствии их можно было оценить и рассмотреть. Фиксация может производиться различными способами.

Виды мозгового штурма

Сейчас, когда метод мозгового штурма имеет уже достаточно солидную историю, существует достаточно много его разновидностей, которые также могут являться эффективным инструментом поиска необходимых решений. В частности, можно выделить следующие основные виды мозгового штурма на конкретных примерах, за исключением классического:

  • Мозговой штурм что это: Мозговой штурм - это... Что такое Мозговой штурм? – 5 психотипов в мозговом штурме, и как их использоватьОбратный мозговой штурм. В данном случае рассматривается не поиск перспективных решений, а поиск имеющихся у исследуемого объекта недостатков. Это позволяет сфокусироваться на их исправлении и улучшить объект вместо внедрения принципиально новых систем. При этом поиск решений для определенных недостатков также впоследствии может быть проведен путем классического прямого мозгового штурма.
  • Индивидуальный мозговой штурм. Данный метод также имеет несколько вариаций. Он может предполагать как полноценное участие в процессе всего одного человека, так и другие способы. Например, популярностью пользуется индивидуальная запись идей каждого участника самостоятельно в течение первых 10-20 минут мозгового штурма в качестве «разогрева», что позволит приступить к коллективной работе, уже избавившись от тривиальных и банальных решений.
  • Брейнрайтинг. Этот вид мозгового штурма предполагает лишь письменную фиксацию идей каждым участником, после чего, по кругу эта идея передается следующему участнику, который вносит в неё свои дополнения и корректировки.
  • Метод двух команд. При мозговом штурме участники разбиваются на две группы – одна группа занимается исключительно генерацией идей, в то время, как вторая группа проводит их оценку в своем замкнутом коллективе. В таком случае, в оценивающей группе допускается критика, которая при этом не будет тормозить процесс генерации.
  • Метод интенсивного штурма. В данном случае процесс мозгового штурма значительно укорачивается и составляет всего 5-10 минут напряженной работы, которая сменяется оценкой идей. При этом в рамках одного собрания, такие мини-штурмы могут повторяться несколько раз.
  • Массовый мозговой штурм. Некоторые задачи могут разбиваться на отдельные подзадачи и вовлекать в процесс штурма большое число участников. В таком случае, каждая группа может искать решение сугубо для своей подзадачи. Но в итоге, общая задача будет решаться трудом куда большего количества человек с соответствующими достоинствами метода мозгового штурма, при нивелировании его основных недостатков.
  • Метод «да, и». Методика «да, и», подразумевает обязательное обсуждение каждой идеи после её высказывания, но без критики. Так, участники должны предлагать своим коллегам дополнения к их идеям и своё видение их развития.

Весьма схожим с мозговым штурмом методом решения поставленных перед предприятием или подразделением вопросов является дизайн-мышление. Однако – это куда более широкий процесс, в котором мозговой штурм является лишь частной составляющей.

Этапы мозгового штурма

Как и с основными принципами мозгового штурма, вне зависимости от его вида, за редкими исключениями, данный процесс всегда имеет определенные общие этапы. Так, разделить этапы мозгового штурма можно следующим образом:

  1. Определение проблемы. Прежде чем приступать непосредственно к мозговому штурму, необходимо четко определить конкретную проблему, для которой будет производиться поиск наиболее эффективного решения. Проблематика должна быть заранее донесена до участников мозгового штурма – предупреждать о данном событии участников следует как минимум за 2-3 дня до фактической даты проведения брейнсторминга.
  2. Подготовка. Перед началом непосредственного процесса мозгового штурма, все участники должны еще раз ознакомиться с принятыми правилами проведения этой процедуры, еще раз более подробно получить всю информацию о рассматриваемой проблеме и рассмотреть все иные значимые впоследствии вопросы.
  3. Генерация идей. Это – самый важный этап мозгового штурма, который чаще всего и рассматривается в принципе. На этапе генерации идей проходит их фиксация, начальное обсуждение.
  4. Оценка идей. После того, как было сгенерировано оптимальное количество идей, они должны быть рассмотрены и приняты во внимание. На этом этапе критика уже является необходимой. Прежде чем приступать к оценке идеи, следует разработать критерии, по которым она будет проводиться.
  5. Внедрение идеи. Окончательный выбор идеи может проводиться путем голосования, или же просто выбираться руководством. На этом этапе все участники должны осознавать, почему и зачем была выбрана именно эта идея.
  6. Анализ решения. Принятое и внедренное решение обязательно должно быть проанализировано впоследствии. Например – при помощи вышеупомянутого метода обратного мозгового штурма.

Мозговой штурм что это: Мозговой штурм - это... Что такое Мозговой штурм? – 5 психотипов в мозговом штурме, и как их использовать

Мозговой штурм что это: Мозговой штурм - это... Что такое Мозговой штурм? – 5 психотипов в мозговом штурме, и как их использовать Загрузка…

Основы техники Brainwriti | Блог 4brain

brainwriting

Когда мы думаем о решении проблем, очень часто первым в голову приходит техника мозгового штурма. Это отличный прием, неспроста снискавший свою славу и продолжающий триумфальное шествие по планете. И вот относительно недавно была придумана техника Brainwrighting. Посмотрим на ее особенности, отличия и эффективность.

Говорят, что данная техника способна удвоить и даже утроить количество решений по сравнению с мозговым штурмом. Доказать это на данный момент статьи невозможно, поэтому на время оставим восторги и посмотрим на этот прием поближе.

Для начала посмотрим, какие подводные камни у мозгового штурма.

Недостатки мозгового штурма

Мозговой штурм на сегодняшний день является наиболее распространенным методом поиска решений в группе. Соберите группу людей в одну комнату и не выпускайте их до тех пор, пока они не придумают решение. Существует широко распространенное мнение, что мозговой штурм так эффективен, потому что вместе люди лучше размышляют, чем поодиночке. Существуют исследования доказывающие обратное, так что здесь ничего с определенностью сказать нельзя.

1

Блокировка

При мозговом штурме говорить может только один человек и только. В этом суть метода и его недостаток. Проблема здесь в том, что другие люди вынуждены ждать своей очереди, а мы очень хорошо знаем особенность краткосрочной памяти. Когда людям, которые ждут своей очереди, приходит в голову вторая идея и стирает первую. И так далее.

Кроме того, когда у нас в голове сидит невысказанная идея, мы, хоть это и запрещено методом, начинаем ее судить и оценивать. Поэтому хоть мозговой штурм имеет много достоинств, временная блокировка идей других участников это явный недостаток.

Соответственно, чем больше группа, тем длиннее очередь и тем менее эффективен мозговой штурм.

2

Опасения

Несмотря на то, что всем участникам мозгового штурма говорят о том, чтобы они не боялись высказывать даже самые неожиданные и глупые идеи, все равно найдутся люди, которые побоятся сказать все, что придет им в головы.

У любого адекватного человека все равно будут сдерживающие факторы, мешающие ему высказывать в точности то, что он хочет. В конце концов, потом с этими сотрудниками еще и работать.

3

Харизматическая иерархия

Как ни крути, а люди всегда остаются людьми. Более харизматичные и смелые люди всегда будут находить больше решений и высказывать предположения, даже если большинство из них будет откровенно бессмысленными. В то время как тихие, но очень творческие люди, могут лишь изредка высказывать свое мнение.

Поэтому стоит крайне разумно подходить к мозговому штурму и не позволять одним перетягивать на себя одеяло. Иногда самый тихий человек в комнате является самым умным.

Итак, чем же Brainwrighting отличается в выгодную сторону от мозгового штурма?

Brainwrighting

Как и при мозговом штурме, собирается группа, садится за стол и получает задание. Разница с мозговым штурмом в том, что при этом методе все участники процесса записывают идеи одновременно друг с другом. Они, конечно могут общаться друг с другом, это не запрещается, однако лучшего результата можно добиться, когда все происходит в тишине.

Шаги проведения Brainwrighting’а:

  1. 6 участников (по технике их должно быть именно 6) садятся за один стол и получают по одному листу бумаги. На листе у каждого написано название проблемы. Как и при мозговом штурме, тут необходим модератор, который будет направлять и помогать участникам.
  2. По сигналу модератора каждый начинает записывать 3 идеи в решении проблемы, и на все это им дается 5 минут. Идеи могут быть абсолютно разными, даже абсурдными, это даже приветствуется.
  3. Когда время истекло, каждый участник штурма передает свой листок бумаги участнику слева от него.
  4. Всем снова дается 5 минут, во время которых каждый участник должен написать 3 идеи. Он может опираться на идеи, которые прочел на листе бумаги, а может думать независимо от этого.
  5. Подобных кругов может быть сколько угодно. Как правило, участники сами начинают чувствовать, что больше ничего оригинального из них вытянуть нельзя.
  6. И вот теперь подключается мозговой штурм. Все идеи собираются и прочитываются. Каждый может высказать свое мнение и критику.

Какие же изменения в подходе Brainwrighting по сравнению с мозговым штурмом?

  • Количество идей. За короткое время люди генерируют в два-три раза больше идей просто потому что работают над ними одновременно, а не по очереди.
  • Участники остаются под влиянием идей друг друга. Мозговой штурм прекрасен именно этим, поэтому Brainwrighting тоже пользуется такой возможностью.
  • Идеи записываются в момент возникновения и не исчезают. Если участнику в голову пришли сразу две идеи, он может быстро набросать пару слов одной, затем другой, а в конце вернуться к ним и доработать окончательно.
  • Никакой показной харизматичности. В данной технике все равны, потому что молчат и не проявляют социальных достоинств и недостатков.
  • Ясная цель и временные рамки. Участники знают, сколько у них времени и сколько идей могут придумать, что является очень эффективным приемом.

А вы когда-либо использовали этот метод? Оставляйте свои рассказы об этом в комментариях.

Мозговой штурм, или Brainstorming: 2 этапа поиска гениальных идей : matveychev_oleg — LiveJournal

Фото © Shutterstock

Мозговой штурм (англ. Brainstorming) стимулирует группу людей генерировать большое количество идей. Любая творческая задача предполагает множество вариантов решений. Зачастую люди поначалу отбрасывают смелые, нестандартные ходы, опасаясь критики и насмешек со стороны коллег и начальства, а также рисков, сопряженных с освоением нового. Между тем действительно эффективные решения часто лежат далеко за пределами стандартов. Устраняя фильтры привычек, мозговой штурм повышает качество и количество генерируемых командой идей, отделяя процесс придумывания от критики.

Проведение brainstorming (мозгового штурма) включает 2 этапа

Этап 1.

Генерация идей Цель — собрать как можно больше разных предложений. Занимает примерно два-три часа. Начинается мозговой штурм с формулирования задания для участников (дополнительно можно раздать каждому листок с задачами). Для решения масштабных проблем иногда организуют выездную сессию, позволяющую сочетать дискуссии с отдыхом. Практика показывает, что качество идей, предложенных группой на второй день работы, выше, чем в первый.

На этом этапе мозгового штурма важно соблюдать основное правило — приветствовать любые, самые безумные и даже явно ошибочные идеи. Поэтому устанавливается запрет на любую критику (даже в виде скептических улыбок!) и поощряется любая мысль. Задача модератора (ведущего) — не руководить, а подбадривать и эмоционально заводить участников. У него всегда должен быть в запасе способ зажечь уставших или зациклившихся на одном и том же людей. Как правило, для этого нужно подать новую неочевидную идею или задать провокационный вопрос. Лучше, если в роли ведущего мозгового штурма выступит коллега или нейтральный человек, а не прямой начальник или сам Генеральный Директор. Обсуждение удобно записывать на диктофон, чтобы не пропустить чьи-то слова в шумном потоке высказываний.

Этап 2. Анализ идей

Цель — проанализировать выдвинутые в ходе проведения мозгового штурма предложения и отобрать наиболее перспективные с точки зрения их реализации. Нужно попробовать довести до рабочего состояния каждую идею, оценив осуществимость и риски возможного проекта. Недостатки собственного творчества заметить сложно, поэтому критику идей лучше поручить другим людям, а не их авторам. Результатом второго этапа станет список наиболее перспективных предложений. Опыт показывает, что в результате мозгового штурма практически всегда находятся такие решения, которые раньше никому из сотрудников не приходили в голову.

Рассказывает практик

Олег Репин,
Финансовый директор холдинга «Группа ИМА», Москва

Работая над различными проектами, подразделения нашей компании активно используют метод мозгового штурма. Современный рынок PR-, рекламных и информационных услуг достаточно динамичен. Для сохранения рыночной ниши, а тем более для ее расширения, нам необходим поток новых нестандартных решений. Их могут подсказать сотрудники, главное — организовать процесс генерации идей.

Мы придерживаемся классической схемы, делая основной упор на свободное выражение мыслей. В качестве модераторов у нас выступают опытные руководители. Их задача — отслеживать моменты, когда активность участников затухает (новые предложения перестают поступать), обсуждение начинает идти по кругу или когда мозговой штурм превращается просто в балаган. Модераторы стимулируют генерацию идей, а по истечении двух часов останавливают процесс. На этапе экспертизы отобранных идей мы подключаем финансистов и юристов, которые должны оценить перспективность и осуществимость проектов.

Мы часто используем элементы мозгового штурма для решения сугубо финансовых задач, включая в группу обсуждения нестандартной сделки проектных менеджеров. Они напрямую не связаны с финансами, однако хорошо понимают смысл проекта и могут подсказать ценные мысли по его реализации. Их представление о бухгалтерии и финансах позволяет высказывать совершенно невозможные, с точки зрения специалистов, идеи. Они-то очень часто и наталкивают нас на новые и оригинальные ходы.

Еще я заметил один удивительный эффект мозгового штурма: даже если группе не удалось предложить оригинальную идею, то на следующий день (или через день-два) кому-то из участников обязательно придет в голову необычное решение.

Кому и когда нужен мозговой штурм

Мозговой штурм могут использовать абсолютно все компании для нестандартного решения достаточно простых задач. У brainstorming’а есть как минимум два ограничения.

Во-первых, не стоит выносить на обсуждение слишком сложную (комплексную) проблему — лучше разбить ее на более простые (узкие). Например, с помощью мозгового штурма можно придумать рекламный слоган для небольшого магазина.

А вот разработка стратегии целого предприятия — комплексная задача, решение которой должно складываться из ответов на целый ряд вопросов: «Какие ресурсы можно задействовать для развития?»; «Какие угрозы могут ухудшить наше положение?»; «Чем мы можем выгодно отличаться от конкурентов?»; «Как привлекать в компанию отличных специалистов?» и т. п.

Во-вторых, не стоит пытаться решить с помощью мозговых штурмов задачи, имеющие одно правильное решение. Для ответа на такие вопросы нужны знания и опыт, а не развитое воображение.

Ничто не мешает Генеральному Директору внедрить обсуждение в виде мозгового штурма на своем предприятии. Достаточно собрать нескольких специалистов и поставить перед ними четкую задачу. В этом случае затраты на brainstorming будут определяться стоимостью рабочего времени сотрудников. Сегодня проведение мозгового штурма предлагают своим клиентам многие консультационные фирмы. Мероприятие с привлечением опытного модератора стоит от 500 до 1500 долл. США.

Попробуйте организовать мозговой штурм посредством Skype. Организованные таким образом мозговые штурмы не требуют сколько-нибудь серьезных расходов. Ход обсуждения сразу записывается на информационные носители, а затем анализируйте записанное.

Одной из сложностей внедрения на предприятии такой формы работы, как мозговой штурм, является принятый стиль общения подчиненного и руководителя.

В повседневной деятельности сотрудники должны не только высказывать свои соображения, но и аргументировать их. Начальники обязаны оценивать их мысли. В процессе мозгового штурма оценивать и критиковать друг друга нельзя, подчиненных и руководителей не существует — все равны. Поэтому модератором (главным на штурме) мы назначаем активного человека из неруководящего состава, а каждый из руководителей компании, участвующих в обсуждении, публично заявляет, что он подчиняется указаниям модератора наравне со всеми. Это позволяет всем легче включиться, должностная иерархия упраздняется, связанное с ней психологическое напряжение в группе снимается. По этой же причине мы никогда не назначаем совещания, отчетные собрания и другие мероприятия такого рода перед проведением штурма.

Ошибки и правила мозгового штурма

Участники не разогреты перед обсуждением. Для начала мозгового штурма недостаточно бодрого возгласа ведущего: «Ну, смелее выдавайте Ваши неожиданные идеи!» — необходима разминка. Можно рассказать про другой удачный мозговой штурм или анекдот в тему, а затем приступить к разъяснению проблемы.

Высказываются все в обязательном порядке. Мозговой штурм — это не совещание, здесь стоит задача получить как можно больше оригинальных идей, а не просто выслушать всех. Не заставляйте людей говорить, если они не хотят. Если все пойдет удачно, люди сами с какого-то момента начнут выкрикивать идеи, часто перебивая друг друга.

Мозговой штурм превращается в пустую болтовню. Идеи должны сыпаться как из рога изобилия, одна за другой, никакого «просто общения» не допускается.

Мозговой штурм сильно затягивается. Модератор должен завершить первый этап через три часа, мягко, но настойчиво выводя людей из состояния творческого экстаза, если они не могут остановиться сами.

Мозговой штурм ведет непрофессиональный модератор. Как нельзя научиться играть на рояле по телевизору, так нельзя стать хорошим ведущим мозговых штурмов по книгам. Модератор должен осваивать работу на практике — учиться у тех, кто уже имеет успешный опыт проведения мозгового штурма для решения нестандартных, творческих задач.

Прием «дай совет соседу справа»

Аяз Шабутдинов,
Владелец компании Like, Ижевск

В нашей компании примерно раз в неделю все сотрудники собираются на общее совещание по итогам работы. Один из элементов планерки – мозговой штурм. Нюанс заключается в том, что работники предлагают решения проблем для тех коллег, которые сидят справа от них. Иногда мы меняем правила игры: советы даются не тому, кто находится справа, а тому, кто напротив. Или слева. Или через одного. Иными словами предугадать, с кем лучше сесть рядом, заранее невозможно.

Советчик должен не просто озвучить идею, но и помочь ее осуществить (например, письменно изложить весь алгоритм действий). Поэтому мы не заставляем говорить всех без исключения – «совет соседу справа» дает тот, кто хочет и готов помочь. Если эту практику сделать обязательной, то положительный эффект, который она приносит, исчезнет. Метод «дай совет соседу справа» помогает нам раскачать присутствующих, после первых реплик к обсуждению подключаются другие участники совещания.

Например, на одном из собраний мы решали, как систематизировать уроки корпоративного бизнес-центра. Ранее все участники семинаров сохраняли информацию как попало, иногда что-то терялось. В ходе мозгового штурма родилась неплохая идея сделать книгу, в которой каждое занятие выделяется своим цветом, предусмотрено место для заметок. А информация с последующих уроков будет вставляться в такую книгу дополнительно.

http://m.gd.ru/articles/8590-mozgovoy-shturm-brainstorming?from=fb
Темы: Лидерство

Обратный мозговой штурм | Блог 4brain

Обратный мозговой штурм

Этот метод поможет вам найти решения проблем при помощи комбинирования мозгового штурма и так называемых обратных техник. Он расширит возможности мозгового штурма и позволит найти еще больше интересных идей.

Чтобы использовать эту технику, используйте два «обратных» вопроса: вместо того, чтобы спросить себя «Как можно решить или избежать возникновение проблемы?» спросите «Как я могу вызвать проблему?». А вместо вопроса «Как я могу достичь этих результатов?», задайте вопрос «Как я могу достичь противоположного эффекта?».

Как использовать технику обратного мозгового штурма

  1. Четко определите проблему, запишите ее.
  2. Переверните проблему и спросите себя «Как вызвать проблему и как вместо ее решения наоборот ухудшить?».
  3. Проведите мозговой штурм и найдите самые разные варианты ухудшения ситуации. Это достаточно веселый и свободный процесс, потому что внутренне вы будете ломать, а не строить. Не отвергайте никакие идеи на данном этапе, сгодится абсолютно все.
  4. Когда составлен список ухудшения проблемы, переверните их.
  5. Оцените свои идеи. Видите ли вы потенциальное решение? Видите ли вы признаки возможного решения?

Эта техника крайне эффективна в том случае, когда вы не видите очевидного решения проблемы.

Пример

Вы работаете менеджером в клинике и вам нужно найти способы повышения удовлетворенности ваших пациентов. Возможно, вы уже пытались найти эти способы в прошлом, но все это приводило к скепсису от ваших подчиненных относительно очередного собрания на предмет решения этой проблемы. Команда была перегружена работой, ваши сотрудники старались изо всех сил и теперь они считают, что это все пустая трата времени.

Поэтому теперь проблемой становится даже не удовлетворение пациентов, а мотивация подчиненных. Вам нужно вовлечь их в процесс совершенно иным способом.

До того, как вы решите собрать свою команду, вы выписываете проблему на лист бумаги: «Как можно повысить ожидания и удовлетворенность пациентов?». Переворачиваем проблему: «Как вызвать у пациентов максимальное недовольство клиникой и ее услугами?». Теперь вы начинаете замечать, как новый взгляд на проблему приводит к появлению самых неожиданных идей.

Согласитесь, сама постановка вопроса вполне способна вызвать живой интерес у членов вашей команды. Каждый в душе ребенок, поэтому на собрании принимается за этот процесс с большой увлеченностью. Они используют свой опыт работы с пациентами и свой личный опыт в виде пациентов вашей или других клиник. Вам нужно донести до своих подчиненных мысль о том, что любая идея может помочь, причем чем экстравагантнее она будет, тем лучше. Это полностью исключает личную ответственность и позволяет относиться к процессу, как к игре.

Пример таких идей:

  • Удвойте количество приемов у специалиста.
  • Уберите стулья из приемной.
  • Когда потенциальный или реальный пациент вам звонит, удерживайте его в режиме ожидания как можно дольше, а то и вовсе забудьте о нем.
  • Пускай пациенты вас ждут не в приемной, а на улице.
  • Обсуждайте проблемы пациентов публично.

В то время, как при мозговом штурме количество идей иссякает, обратный мозговой штурм помогает удвоить или даже утроить количество «решений».

Настало время рассмотреть каждое такое «решение» и и увидеть потенциально реальное решение. При обсуждении возможны такие фразы участников:

  • «Мы не оставляем своих пациентов на улице».
  • «Да, но как насчет утреннего времени, когда наши пациенты ждут на улице и дожидаются времени открытия?».
  • «Это правда. Первые утренние клиенты клиники обычно бывают раздражены именно потому, что проводят время в ожидании приема на улице».
  • «Тогда как насчет того, чтобы открывать приемную на 10 минут раньше? Тогда пациенты смогут присесть, почитать журналы и успокоиться».
  • «Отлично, так и сделаем уже завтра, тем более что некоторые члены клиники находятся в ней всю ночь и могут открыть приемную раньше».

Как видим, мы нашли крайне простое, но эффективное решение, которое поможет снизить раздражительность пациентов. Это притом, что по сути мы взяли только одну «обратную» идею и довели ее до ума. Раздражительность пациентов не является той проблемой, которую не нужно решать. Ведь это приводит к стрессу врачей, которые вследствие этого вполне могут поставить неверный диагноз и назначить неправильное лечение.

Если пациенты вашей клиники находятся в хорошем настроении, это повышает качество работы вашей команды. Поэтому не забывайте о таких простых решениях — они способны творить чудеса.

Применяйте эту технику в любой сфере:

  • Веб-дизайн. Как создать максимально неудобный сайт?
  • Бизнес. Как создать самый ужасный продукт в мире?
  • Искусство. Как снять самый неинтересный фильм?
  • Педагогика. Как преподавать так, чтобы ничему не научить?
  • Ораторское искусство. Как так ужасно подать свой материал, чтобы никто ничего не понял? Как заставить людей скучать при этом? Как объяснять простые вещи сложными и непонятными словами?
  • Актерское мастерство. Как переигрывать и недоигрывать свою роль?

Как видим, дело не только в том, чтобы найти решение, но и в элементе игры. Что может быть лучше, чем придумывать самые худшие способы решения проблемы? Психологически такой способ является наиболее эффективным, потому что убирает ответственность и позволяет вашему творческому мышлению литься свободно. Желаем вам удачи в освоении данной техники!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *